Твердый фарфор. Мягкий, твердый, костяной фарфор

Объявления:


сахарница, твердый фарфор, Herend, декор "классическая Виктория"

В зависимости от состава массы и температуры обжига различают (который обжигают при температуре 1350-1500°С) и (обжигаемый при температуре 1350°С).

В отличие от мягкого содержит больше каолина - до 36% и меньше полевого шпата- до 28%.

Этот вид фарфораназывают твердым, потому что отличает его именно это качество – твердость . Он непрозрачный, обладает жаросопротивляемостью. При постукивании дает чистый звонкий глубокий звук.

Твердый фарфор – это однородная, белая масса, в разломе раковистая и мелкозернистая. Состоит из двух главных компонентов – и полевого шпата. - чистая глина, плавкая, жирная и очень пластичная.

Твердый фарфор зависит от того в какой пропорции находится каолин и полевой шпат. Чем больше в массе каолина, тем труднее она плавится и тем тверже получается изделие.

масленка, твердый фарфор, Herend, декор "классическая Виктория"

Полученную массу твердого фарфора замешивают, подвергают тонкому помолу и высушивают до пластичного тестообразного состояния.

Готовые предметы обжигают дважды: сначала без глазури (при температуре 600-800 градусов С), потом с глазурью (при 1500 градусах С). В качестве плавней используют полевой шпат или пегматит.

Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат. Покрывают твердый фарфора твердой глазурью. Тонкие сорта покрывают глазурью из шпата без извести, поэтому изделия получаются матовыми, молочно-кремового оттенка. А вот более простые сорта покрывают совсем прозрачной известковой глазурью.

Глазурь и фарфоровая масса состоят из одних веществ, только в разной пропорции. Благодаря этому они соединяются, и глазурь ни отбить, ни отслоить уже нельзя. Твердый фарфор , который обжигают без глазури, называют «бисквитом» .

фигурка пантеры, твердый белый фарфор, Augarten Wien

чайные пары, из сервиза "Nyon", твердый белый фарфор, Herend

© Фарфорушка
при использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна

    ПОПУЛЯРНОЕ

Покупка новой посуды обычно происходит при переезде в новую квартиру, покупке новой мебели, для большого мероприятия - Рождества, Крещения или юбилея. Фарфор мы также покупаем на подарки. Посуда это то что остается с нами надолго, иногда на много лет. Покупка посуды - немалые расходы, часто мини-инвестиция, поэтому стоит потратить время на выбор действительно хорошей и качественной посуды.

Как правильно выбрать фарфор

На что обратить внимание, чтобы быть довольным своим выбором и использовать ее с удовольствием. Первый вопрос, который обычно приходит в голову при покупке фарфора это вопрос о форме посуды. Что выбрать, классику или соблазниться на современную, на ту что сейчас в моде?

Отвечая себе на этот вопрос прежде всего подумайте о том, что фарфор может служить в течение многих лет, поэтому посуда должна иметь вид, который не надоест и через 5 лет.

Чайный сервиз из костяного фарфора

При выборе фарфора примите во внимание стиль кухни и столовой, чтобы посуда не бросалась в глаза, а гармонировала с остальной частью сервировки и дополняла ее.

При выборе фарфора не забывайте о том, что это только посуда и она не должна доминировать своей формой над блюдами, которые вы будете в ней подавать (некоторые блюда выглядит не очень, но хороши на вкус. К примеру суп, рагу - их можно подавать в посуде более сложных форм.)

Какого цвета должен быть фарфор

При выборе фарфора стоит определиться с его цветом. Какой лучше белый или цветной? Безусловно, белый цвет практичнее, на белой посуде все выглядит хорошо, чисто и элегантно. В поддержку этого утверждения можно отметить что в ресторанах используют белую посуду, ведь клиент должен видеть еду, а не тарелку.

Белый фарфор

Белый цвет более универсален. Имея белую посуду, можно изменить сервировку стола лишь при помощи аксессуаров, например колец для салфеток или свечей. Кроме того, для разнообразия можно использовать отдельные цветные элементы, например кувшин для воды или вазу. Они оживят сервировку стола.

При выборе цвета посуды можно обратить внимание на принты. Ведь фарфор с легким рисунком очень красив. Здесь нужно учитывать что большая часть нанесенных рисунков продиктована модой и задуматься, не надоест ли этот за несколько лет принт. Но если вы решили приобрести фарфор с печатью, лучше выбирать мелкий принт в спокойных тонах, а не занимающий все блюдо агрессивный рисунок в ярких, интенсивных цветах.

Фарфоровый сервиз или предметы по отдельности

Выбрали форму и цвет, теперь время подумать над количеством. Как покупать фарфор – поштучно или сразу приобрести комплект на 6 или 12 персон? Нужно задать себе вопрос - соответствует ли такой набор индивидуальным потребностям, не содержит ли предметов, которые не будут использоваться. Все ли предметы имеют подходящие размеры и т.д. Например ваза - идеальная емкость для семьи или настолько большая, что будет использоваться раз в год?

Красивый фарфор с позолотой

Лучше всего обратиться к продавцу, который предложит собрать комплект по вашим индивидуальным потребностям. Тогда вы сможете принять правильное решение о размере и количестве тарелок и салатниц.

Фарфор стоит довольно дорого, поэтому обращайте внимание на его внешний вид, эксклюзивность отделки и долговечность. Чтобы уменьшить разовые расходы, можно распределить покупку во времени и разделить ее на несколько частей. Это имеет смысл если вы уверены, что выбранная коллекция всегда есть в предложении производителя и не будет снята с производства в ближайшее время. Выясните у продавца и некоторые элементы купите через полгода, год или даже несколько лет.

Качество фарфора

При выборе фарфора, обратите внимание на его толщину. Если посуда легкая, но у нее достаточно толстые стенки, значит она изготовлена из пористого материала. Чем материал менее пористый, тем более прочная посуда.

Антикварный костяной фарфор

При выборе фарфора выясните, можно ли использовать его в СВЧ и посудомоечных машинах. Это важно даже если у вас нет микроволновой печи и посудомоечной машины, потому что посуда будет с вами в течение многих лет. На всех предметах должна быть информация «dishwasher safe» (можно мыть в посудомоечных машинах) и «microwafe safe» (можно использовать в СВЧ-печи). Обычно фарфор, украшенный драгоценными металлами не пригоден ни для мытья в посудомоечной машине, ни для использования в микроволновке. Но современные технологии шагнули далеко вперед, поэтому в продаже появилась посуда с имитацией драгоценных металлов.

Фарфоровый сервиз с синими узорами

Обратите внимание на безопасность посуды при контакте с пищевыми продуктами. Законодательство в этой области достаточно строгое. За продовольственную безопасность отвечает субъект, представляющий продукцию на рынок. Импортер или производитель должен получить санитарные свидетельства, подтверждающие, что содержание опасных для здоровья веществ не превышает установленных стандартов. Доказательством этой безопасности считается символ, расположенный на изделии и рисунок, изображающий бокал и вилку.

Какой фарфор считается более ценным

Наиболее ценным считается костяной фарфор. Этот фарфор производят с использованием костяной золы. В наиболее ценном фарфоре ее содержание может быть до 65%. Такая посуда почти невесома, легка и прозрачна, при этом очень прочная. Костяной фарфор могут себе позволить достаточно обеспеченные люди. Если у вас есть возможность выбора, обратите внимание именно на эту разновидность фарфора.

Чайный сервиз, костяной фарфор

  1. Разновидности фарфора
  2. Особенности холодного фарфора
  3. Виды холодного фарфора

Большое распространение фарфор получил как вещество для изготовления посуды высокого качества. Особо ценятся антикварные изделия, стоимость которых может превышать несколько тысяч долларов.

Разновидности фарфора

Фарфор представляет собой разновидность глиняной керамики, отличающуюся высокой прочностью. Для его получения, смесь каолина, полевого шпата, глины и кварца обжигают при t до 1500°С. Основное его достоинство – термическая и химическая прочность.

Существует несколько видов посудного фарфора: твердый, мягкий и костяной. С первого взгляда понятно, какой фарфор лучше – конечно, твердый. Предметы из него отличаются высокой прочностью и благородным белым цветом.

Среди мастеров рукоделия большой популярностью пользуется холодный фарфор. Со своим тезкой он не имеет ничего общего, являясь пластичной массой для поделок. Сравнивая обычный и холодный фарфор, какой лучше ответить сложно – они используются для разных целей: один – для создания посуды, другой – для моделирования.

Особенности холодного фарфора

Если высокотемпературный фарфор воспроизвести в домашних условиях нереально, то холодный может сделать даже ребенок.

Основными составляющими этого пластичного вещества являются крахмал и клей ПВА. Свое название получил из-за внешнего сходства готовых работ с высокотемпературным аналогом. Так как высыхает смесь самостоятельно и не нуждается в обжиге, ее и назвали «холодным фарфором».

На прилавках магазинов для рукоделия можно найти множество сортов полимерных глин, превосходящих по качеству фарфор. Но меньше поклонников у него от этого не становится из-за его низкой себестоимости. Так, самостоятельно сделанная масса для лепки в 10 раз дешевле магазинного аналога.

Виды холодного фарфора

Широкий перечень изделий – от бижутерии до предметов быта – можно создать из этого универсального материала. Особой популярностью пользуются флористические композиции, полностью воссоздающие натуральные растения.

Своими руками можно сделать еще и такое украшение, как браслет.

Прежде чем выбрать объект для творчества, необходимо ознакомиться с тем, какой бывает фарфор и для каких целей подходит конкретный вид. Его разновидности:

  • целлюлозный;
  • EFAPLASTlight;
  • ClayCraft by DECO;
  • Super Elasticlay MOLDMAKER;
  • CRAFTPORCELAIN.

Начинать знакомство с полимерной глиной лучше с целлюлозного пластилина. Это легкая в работе пластичная масса, которая после высыхания легко поддается обработке. Так, неудавшийся застывший элемент можно смочить водой и придать ему новую форму. Единственное ограничение – консистенция вещества не позволяет работать с мелкими деталями.

Для создания крупных объектов лучше всего подходит EFAPLAST light и ClayCraft by DECO. Из них можно создавать крупные листья, корзинки, стебли и т. д.

Универсальным является Super Elasticlay MOLDMAKER – он позволяет с одинаковым успехом делать как крупные, так и миниатюрные детали. Если нужна основа для создания исключительно мелких деталей, можно воспользоваться CRAFTPORCELAIN. Он быстро сохнет и хорошо взаимодействует с красками.

Стоит учитывать, что перечисленные материалы стоят недешево, гораздо проще сделать фарфор своими руками. Для его приготовления необходимо использовать по 250 г крахмала и клея ПВА, пару столовых ложек глицерина, 1 ложку питательного крема для рук, 0,5 ч. л. лимонной кислоты. В жаропрочной посуде перемешиваются клей, глицерин, лимонная кислота и крем до однородной консистенции и порционно добавляется крахмал. Емкость со смесью следует нагреть на водяной бане или маленьком огне, постоянно помешивая. Когда вещество перестанет быть жидким и превратится в однородный ком – холодный фарфор готов.


Столовая посуда из фарфора – принадлежность жилья, о котором говорят «дом – полная чаша». Фарфоровый чайный сервиз превращает обычный завтрак в церемониал. В хрупких чашечках и тарелочках вкус еды и питья меняется, а чайная посуда на столе в полном ассортименте: чашки, блюдца, чайник, сахарница, молочник – доставляет эстетическое наслаждение владельцу и поднимает его самооценку.


Что такое фарфор и какой бывает?

Фарфоровую посуду отличают белизна, прочность, в то же время легкость и прозрачность. Фарфор делается из обожженных глины, каолина и шпата. В зависимости от состава и способа обработки глины различают следующие виды фарфора:

  • мягкий;
  • костяной;
  • твёрдый (шпатевый).

Классификация осуществляется в зависимости от количества каолина: чем выше концентрация, тем качественнее фарфор.


Последнюю разновидность считают лучшей, настоящим фарфором, из которого делается элитная посуда. Он удивительно прочен, жароустойчив, с практически нулевым воздействием кислот. Внешне посуда из твердого фарфора утонченно прозрачна, белоснежна, с легчайшим намеком на синеву.

Мягкий фарфор содержит в большой концентрации стеклоподобные компоненты и незначительный процент глины. Такая посуда более прозрачна, но менее белая, не так прочна и термоустойчива.

Костяной фарфор назван так из-за добавления в состав извести из пережжённой кости. По цвету, прочности, твердости, прозрачности находится между твердой и мягкой разновидностями.

В зависимости от вида материала определяется назначение фарфоровой посуды. Ежедневная трапеза предполагает на столе твердый или костяной фарфор; как декоративное украшение чаще всего используется прозрачная и хрупкая посуда из мягкого материала.


Мировые бренды

В мире фарфора репутация и торговая марка решают практически все. Ведь именно они гарантируют соответствие нормам экологической и гигиенической безопасности. Купив брендовую продукцию, человек уверен, что не отравится, потребляя пищу с ярко расписанной тарелки. Как и века назад, сегодня это немецкий (особенно мейсенские статуэтки), российский, китайский, французский и английский фарфор.

Такая столовая и чайная посуда предлагается известными торговыми марками в области производства фарфоровых изделий:

  • Augarten – венская мануфактура, три века изготовляющая товар премиум-класса строго лимитированными тиражами. Стопроцентный хэнд-мэйд, выпускаемый по конкретному поводу. Это фамильные сервизы по спецзаказу с монограммами или гербами, коллекционные кофейные чашки или набор «тарелки года» из 365 штук.
  • «Императорский фарфор» – первый российский фарфоровый завод; сохранил производство в полном объеме. Предприятие-легенда, поставщик царского двора, выпускавший сервизы, включающие до тысячи предметов.
  • Meissen – старейший европейский бренд. За почти трехсотлетнюю историю не выпущено двух одинаковых изделий. Вся посуда и уникальные статуэтки расписываются вручную, без них не обходится ни один солидный аукцион.
  • Noritake – японская роскошь классических очертаний. Полупрозрачна на свету, декорирована золотом и платиной. Особо ценится экологически чистый костяной фарфор с оливковым отливом, рецепт которого – коммерческая тайна фирмы. Сервизы изготавливаются лимитированными сериями, после чего заготовки разбивают, сразу же превращая посуду в эксклюзив. Восточная утонченность дополняется практичностью: фарфор можно мыть в посудомоечной машине.
  • Royal Albert – производит костяной белоснежный английский фарфор более ста лет. Он не только красив, но и прочен. Поставщик королевского двора Великобритании.
  • Villeroy&Boch – выпускает костяную посуду с декором классических форм в бело-голубой гамме. Приверженцев асимметрии восхитят этнические коллекции. Вся посуда жароустойчива, не реагирует на микроволновку или посудомоечную машину.

Маркировка в виде товарного знака располагается на дне изделия с внешней стороны.


Если вопросы престижа не волнуют, а заботит лишь качество, стоит знать, что продукция разных сортов снабжается клеймом соответствующего цвета: первый сорт – красным, второй – синим, третий – зеленым.


Где используется фарфор?

Фарфор традиционно и широко применяют как материал для изготовления сервизов и отдельных предметов для принятия пищи.

Посуда для кухни из фарфора считается самой элитной в этом сегменте. Она гораздо престижнее стеклянной, фаянсовой или какой-либо другой. Это символ богатства, неподвластный времени или модным веяниям, обязательный элемент сервировки праздничного стола.

Существуют разные виды фарфоровой посуды: столового, кофейного и чайного назначения; эксклюзив для торжественных поводов или повседневного использования.


Дорогие чайные или столовые сервизы из твердого фарфора, ценимые за совершенную белизну, прочность и жароустойчивость – атрибут ресторанов класса люкс, частных трапез статусных лиц или богатых людей. В обычных домах если и есть, например, настоящий английский фарфор, то достают его из серванта по праздникам. На каждый день востребована посуда попроще: чашки, тарелки, блюдца в бюджетном исполнении. Но они все же престижнее, чем более тяжелая и непрозрачная фаянсовая посуда.

Один из свежих модных трендов у богатых людей – фарфор в стиле интерьера.

Вторая сфера использования фарфора – фигурки, статуэтки и другая мелкая пластика, используемая для декорирования интерьера. Наряду с традиционными модным хобби стало делать фигурки или цветы из холодного фарфора.


Состав называется так потому, что готовится при комнатной температуре или на небольшом огне. Для работы нужны вода, пищевая сода, крахмал, растительное масло. Смесь подогревается. Без какой-либо термообработки используется состав из крахмала, вазелина, соды и клея ПВА. Есть и похожие смеси с добавлением красителей. Но в любом случае собственноручно изготовленные поделки из холодного фарфора эксклюзивны и могут стать предметом гордости или началом бизнеса.


Декор

Посуда из фарфора может иметь рельефный или гладкий, монохромный или разноцветный декор.

Рельеф наносится на тарелки или стенки чашек гравированием либо перфорацией. Его отливают в специальной форме вместе с посудой, однако некоторые элементы изготавливают отдельно, после чего наклеивают.

Гладкий декор выполняется под глазурью либо над ней. Подглазурную обработку имеет, например, китайская посуда: синяя роспись на белом фоне. Рисунок наносится на заготовку, которая вместе с глазурью поступает после этого на обжиг. Надглазурный метод означает роспись фарфоровой посуды цветной эмалью. Ограничивает применение этой техники скудная палитра.


Всегда на пике популярности классика: белая фарфоровая посуда без каких-либо украшений. Высшим сортам фарфора они не нужны – «порода» и так хорошо видна. Разнообразие лишь в дизайне форм, но и он элегантно-сдержан.

Для поклонников всего яркого выпускаются сервизы с оригинальным красочным оформлением поверхности.

Специалисты не советуют покупать наборы или отдельные предметы малоизвестных производителей, ярко декорированные в сочетании с перламутром – там могут обнаружиться кадмий или свинец.


Уход за изделиями из фарфора

Основная характеристика фарфоровой посуды – прочность и долговечность при бережном уходе. Уязвимой стороной является потемнение и утрата первоначального безукоризненного вида в процессе использования, но это не критично, если знать, как почистить ее грамотно. Изначальный блеск и белизну можно вернуть несколькими способами:

  • протерев посуду мягкой губкой, смоченной в скипидаре;
  • следы от кофе, чая или других напитков протирают крепким раствором соды или соли;
  • другие пятна удаляют теплым слабым раствором нашатыря;
  • нельзя оставлять фарфоровую посуду в воде надолго;
  • посуду с рисунком моют не слишком горячей водой;
  • красивая посуда не любит бытовую химию, особенно порошки-абразивы, которые способны исцарапать поверхность;
  • мыть лучше созданными специально для фарфора средствами или неагрессивными малоактивными, например, мылом;
  • лучше, если фарфоровая посуда моется вручную, чистится отдельно от других приборов, мягкой губкой;
  • на время мытья нужно снимать кольца, перстни, чтобы не поцарапать ее;
  • посуду с металлическим декором ни под каким видом не ставят в микроволновку или посудомоечную машину;
  • вымытую посуду протирают мягкой тряпочкой и сразу ставят сушиться.

Редко используемые фарфоровые тарелки перекладывают белой бумагой или салфетками, а чашки не выставляют горкой, чтобы не отбились ручки.


Оценка качества

Внешний вид во многом определяет качество фарфоровой посуды. Критерии визуальной оценки:

  • Эстетическая привлекательность: на сервиз, сахарницу или тарелку приятно посмотреть.
  • Настоящий фарфор не украшают пышным декором, рисунок присутствует лишь частично.
  • На свету материал лучшего качества прозрачен, с оттенками молока, сливок или свежевыпавшего снега. Определить настоящий оттенок изделия можно, посмотрев на его донышко.
  • В обычном или перевернутом положении чашки или тарелки устойчивы, не шатаются, не наклоняются.
  • Глазурь должна быть без трещин, вкраплений, царапин.
  • На донышке всегда есть неокрашенный ободок, позволяющий оценить изначальный цвет фарфора.
  • Проверка на слух. Качественный фарфор, если по нему несильно постучать, издает легкий мелодичный звон.
  • Тактильный тест. Фарфор, даже внушительный по виду, на самом деле легок. Качественную посуду отличает приятная гладкость, округлые края или детали декора, отсутствие зазоров, сколов, пористых вкраплений, шероховатостей, пузырей.

По плавным очертаниям, тонкости, деликатной художественной работе, преобладанию цветочных мотивов опознают, например, подлинный английский фарфор.

Настоящий фарфор продается лишь в крупных специализированных магазинах или у авторизованных дилеров с необходимой документацией.


Объект капиталовложений

Очень выгодной инвестицией может стать старинная посуда из фарфора – ее цена никогда не падает, а только растет.

Фарфоровая антикварная чашка или тарелка требуют бережности, но украшают интерьер любого стиля. Любят коллекционеры и статуэтки, особенно из Мейсена. Цена хорошо сохранившихся экземпляров мировых брендов достигает на аукционах тысяч долларов. Вожделенный предмет охоты знатоков – раритеты Императорского фарфорового завода, выполненные некогда для царской семьи России.

Хороший подарок, полезное хобби

Если вы не знаете, что подарить человеку, смело покупайте чашку и блюдце для чая. Эта чайная пара из фарфора иногда дополняется ложечкой и стаканом для воды. Подарок уместен почти в любом случае – почаевничать любят все.

Посещение ресторана - это возможность не только вкусно поесть, но и приятно провести время. Красиво накрытый стол с эксклюзивной фарфоровой посудой придаст даже обычному ужину изысканность и неповторимость - нюансы, которые отличают рестораны и кафе высокого уровня от обычных заведений общепита.

Правильный выбор предметов сервировки для ресторана даст возможность заведению сформировать собственный уникальный стиль. В нынешней жесткой конкуренции это немаловажно. Главные требования, предъявляемые к профессиональной посуде в ресторанном бизнесе - надежность и долговечность, сочетающиеся с креативным дизайном и адекватной ценой.

Ресторатор, выбирая фарфоровую посуду, часто стоит перед дилеммой: фаянс или фарфор. И чтобы найти решение, необходимо прежде всего оценить преимущества качественной фарфоровой посуды по сравнению с другими видами керамики.

Преимущества и недостатки фарфоровой посуды

Итак, достоинства элитной фарфоровой посуды:

  • Изящество, утонченность, красота, классические формы.
  • Первоклассное качество.
  • Экологичность и безопасность для здоровья.
  • Идеальная глазурованная поверхность.
  • Влагопоглащаемость ниже 0,2%. Для сравнения: у фаянса - 9~12%.
  • Способность сохранять тепло.
  • Сопротивляемость к агрессивным моющим средствам.
  • Стойкость к механическим воздействиям при обработке в посудомоечной машине.
  • Удобство штабелирования и складирования;
  • Неподверженность старению.

Фарфоровая посуда - все же керамика, хотя и высококачественная, поэтому требует бережного отношения, не выносит сильных ударов и в этом ее основной недостаток.

Цены на качественный фарфор довольно высоки, что тоже является минусом для бюджетных заведений.

Виды фарфора

Фарфор - вид тонкой керамики, изготовленной спеканием при высокой температуре каолина - качественной белой глины в смеси с кварцевым песком, полевым шпатом и другими добавками.

Хороший фарфор выделяется полупрозрачностью, легкостью, и чистым мелодичным отзвуком при ударе.

Существует несколько видов фарфора, различающихся по технологии термообработки и составу:

  • Мягкий. Фарфоровая масса с нанесенной глазурью проходит одну процедуру спекания при 1300~1350°. Такой щадящий обжиг делает керамику пористой и впитывающей влагу. У мягкого фарфора есть вероятность появления внутренних трещин. Обычно он недорог и используется в бюджетных заведениях,
  • Твердый. Двойная термообработка при температуре 1400~1460°. Такой фарфор ценят в заведениях среднего класса. Стоимость ее уже достаточно высока, но полностью соответствует качеству.

На основе твердого фарфора существуют еще две разновидности:

  • Упрочненный. В его состав входят усиливающие крепость металлы. Посуда недёшева, ее предпочитают владельцы ресторанов и клубов высокого уровня.
  • Костный. В его структуру добавляется до 50% костной муки. Это делает фарфор особо прочным, и вместе с тем изысканным, тонкостенным, с красивым ослепительно белым или сливочным оттенком. Костный фарфор относится к категории VIP и ценится очень дорого. Посуду из него редко используют повседневно, чаще ее можно встретить на банкетах и приемах самого высокого уровня.

Фарфоровая посуда для ресторанов

Выбор фарфоровой посуды

Специфика ресторанного бизнеса предъявляет к посуде ряд требований, на которые следует опираться при выборе. Специалисты руководствуются тремя золотыми правилами:

  1. Практичность и прочность. Для заведений общественного питания лучше использовать посуду с утолщенными краями и из качественного стойкого материала. Следует обращать внимание на стойкость керамики к различным термическим режимам.
  2. Форма. Посуда с простыми формами более приспособлена для повседневной эксплуатации. Например, круглые и овальные тарелки лучше складируются и меньше подвержены сколам по углам, как это бывает с треугольными или квадратными.
  3. Цвет. Посуда светлых оттенков, свойственных фарфору, всегда красиво смотрится на столе. Кстати, иногда можно заменить случайно разбитый предмет из одного сервиза светлого оттенка на другой ему подобный из другого.

Основные фирмы-производители

Современный рынок предлагает фарфоровую посуду ведущих мировых производителей, способную удовлетворить самые взыскательные запросы.

Немецкие фирмы

Немецкий фарфор Seltmann Weiden - это элитная посуда для заведений высокого уровня:

  • Последние модные тенденции и необычные дизайнерские решения воплотились в ярких и креативных коллекциях фирмы:
  • SAVOY - контраст классики и модерна. Идеально продуманный цвет и стиль. Наряду с мягкими округлыми формами появились и необычно‑асимметричные очертания. Посуда этой серии всегда уникальна.
  • MERAN лишена какого-либо декора, но изящные формы и спокойные классические линии и цвета стали истинным ее украшением.
  • MOZART в стиле роскошного барокко. Рельефный декоративный орнамент подчеркивает тонкое изящество посуды. Весьма подходящий вариант для светских приемов и VIP банкетов.

Основанная в 1879 г. фирма SCHÖNWALD - одна из крупнейших в Германии.

Фирменный знак SCHÖNWALD - стилизованную елочку - можно встретить на посуде в ресторанах отелей Sheraton, Hilton, Marriott и других. Посуда из фарфора по легендарной формуле Хермана Греча, выпускающаяся с 1936 г., до сих пор имеет колоссальный успех.

Последний модный тренд SCHÖNWALD отражен в серии WellCome.

Дизайнер Карстен Гольник создал ее в характерном асимметричном стиле. Благодаря добавкам изоксида алюминия изделия стали надежными в эксплуатации и приобрели особый блеск и оттенок, меняющийся от голубого при дневном, до бежевого при вечернем освещении.

Цены высокие, но вполне соответствующие немецкому качеству. Например, столовый сервиз Seltmann Weiden из 24 предметов на 6 персон - от 22,5 тыс. р.

Людмила Дашковецкая, менеджер отдела посуды компании «Деловая Русь» делится впечатлениями:

  • Продукцию немецких производителей трудно переоценить: она всегда востребована. Покупатели выбирают ее за широкий ассортимент, отличное качество и прочность, за элегантный дизайн, который всегда подойдет заведениям самого разного формата.

Российские фирмы

Самые известные фирмы по производству фарфора России:

  • Дулёвский фарфоровый завод - один из старейших, основан в 1832 году. Отличительная черта продукции - самобытная роспись в народном стиле, так называемые агашки. Фарфор отличается особой прочностью и прозрачностью, устойчивостью глазури.
  • Кубаньфарфор - с 1960 г. один из крупнейших производителей фарфоро‑фаянсовой продукции. Товарный знак фирмы - парящая чайка. Фарфор производится из полуфабриката, поставляемого из Китая. Продукцию завода выбирают многие бюджетные заведения страны: обладая приличным качеством, посуда имеет очень демократичные цены.

Ольга Зуева, специалист отдела комплексного оснащения объектов торговли, рассказывает:

  • Фарфоровая продукция отечественных производителей представлена в широком ассортименте и по доступным ценам. Она всегда востребована предприятиями питания среднего уровня, предпочитающими ее за практичность и презентабельный внешний вид.

Чешские фирмы

Фарфор Чехии, производимый компанией Rudolf Kämpf известен под тремя брендами:

  • Собственно Rudolf Kämpf - Ручная работа премиум-класса для эксклюзивного потребителя.
  • Leander - посуда и изделия из фарфора для потребителя в сегменте mass‑market.
  • Leander HoReCa - профессиональная посуда из фарфора для отелей и ресторанов.

Продукция фирмы Rudolf Kämpf весьма разнообразна и вместе с тем самобытна. Мастерами фабрики создается и эксклюзивная посуда в различных стилях: романтическом, футуристическом, ар‑деко и др. Дизайнеры постоянно находят новые решения, воплощая их в фарфоре, например, изделия по мотивам шедевров Сальвадора Дали.

Цены на продукцию различны: от весьма доступных у фарфора Leander HoReCa до высоких у посуды для индивидуального использования.

Юлия Артюхова, бренд-менеджер компании RADIUS, делится впечатлениями о посуде:

  • Профессиональная посуда чешской фабрики Rudolf Kämpf создает новые возможности для сервировки. Прекрасные изделия часто необычных форм и авангардных дизайнерских решений. Качество просто потрясающее. Такой посудой очень приятно пользоваться. От нее исходит вложенное мастерами тепло.

Представляет собой разновидность керамики. Фарфоровые изделия - это изделия, получаемые спеканием высокосортной белой глины (каолина) с добавлением кварца, полевого шпата и других примесей. В результате обжига полученный материал становится водонепроницаемым, белым, звонким, просвечивающим в тонком слое, без пор. Гончарное дело - это искусство, которое практиковалось с древних времен различными культурами по всему миру.

Считается, что фарфор был изобретен в Китае в VI-VIII веках нашей эры, за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. В связи с этим слово «China» (Китай (англ.)) стало синонимом фарфора (китайского фарфора). Долгое время китайские мастера сохраняли в тайне технологию его производства. Однако уже через 500 лет соседи Китая, корейцы, научились производить так называемый «твердый» фарфор, то есть изделия из белой глины, подвергающиеся высокотемпературному обжигу. В Среднюю Азию фарфор попал через Великий шелковый путь в IX веке. Ближе к XVI веку секретом изготовления фарфоровой посуды овладела Япония, а затем и европейские производители. Лишь в конце XVII века производство фарфора началось в США.

От других видов керамики фарфор отличается составом и процессом изготовления. Два самых простых типа керамики, фаянс и каменную керамику, делают с использованием только природной глины, которая повергается обжигу. В большинстве случаев такие изделия покрывают стекловидным веществом, называемым глазурью. В отличие от фаянса и каменной керамики, фарфор делается из смеси двух компонентов - каолина и китайского камня (разновидности полевого шпата). Каолин - чистая белая глина, которая формируется при разрушении минерального полевого шпата. Китайский камень измельчают в порошок и смешивают с каолином. Эту смесь обжигают при температуре от 1250°C до 1450°C). При таких высоких температурах китайский камень спекается, то есть сплавляется и образует непористое, натуральное стекло. Каолин, который очень устойчив к нагреванию, не плавится и позволяет изделию сохранять свою форму. Процесс завершается, когда китайский камень сплавляется с каолином.

Виды фарфора

Существует несколько видов фарфора, которые отличаются друг от друга технологией производства, качественными характеристиками и свойствами.

Основными видами являются:
. мягкий фарфор;
. твердый (высокотемпературный) фарфор;
. костяной фарфор .

Твердый фарфор (высокотемпературный фарфор)

Твердый (настоящий или натуральный) фарфор всегда был эталоном и образцом совершенства для создателей фарфора. Это фарфор, который китайцы первыми стали производить из каолина и китайского камня. Пропорции каолина и китайского камня в составе твердого фарфора могут быть различными. Считается, что чем больше в фарфоре каолина, тем он крепче. Твердый фарфор обычно достаточно тяжелый, непрозрачный, имеет белый цвет с оттенком серого, поверхность в увеличенном виде напоминает скорлупу яйца из-за мелких ямок.

Технология производства твердого фарфора достаточно сложна, так как для производства этого вида фарфора требуется очень высокая температура обжига (1400-1600 °C), при этом изделие проходит обжиг неоднократно. Твердый фарфор отличается крепостью, но довольно легко бьется. Имеет голубой или серый оттенок, если его не подвергать специальной обработке. Однако материалы, используемые для изготовления данного вида фарфора, не являются дорогими, и качество твердого фарфора уступает качеству костяного фарфора. Соответственно, твердый фарфор имеет более низкую цену, чем костяной фарфор.

Костяной фарфор

Костяной фарфор представляет собой особую разновидность твердого фарфора с добавлением пережженной кости. Костяной фарфор очень прочный, при этом он отличается особой белизной и прозрачностью. Прочность достигается плавлением основных ингредиентов в процессе обжига.

Костяной фарфор был впервые создан в Англии в ходе попыток воссоздать формулу изготовления знаменитого в Европе китайского фарфора. В конце XVIII века стали добавлять в фарфоровую массу костный пепел. В процессе развития этой технологии была разработана базовая формула для изготовления костяного фарфора: 25% каолина (особой белой глины), 25% полевого шпата с примесью кварца и 50% пережженных костей животных. Первый обжиг делается при температуре 1200-1300 °C, второй обжиг осуществляется при температуре 1050-1100 °C. Для применения в составе фарфоровой массы кости обрабатываются специальным образом для удаления из них клея и разогреваются до температуры примерно в 1000 °C, при этом все органические вещества сгорают, и структура кости меняется до состояния, подходящего для производства костяного фарфора.

Благодаря своему молочно-белому цвету, прозрачности и прочности костяной фарфор завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке. Отличительными чертами костяной фарфоровой посуды являются легкость, тонкостенность и прозрачность (на свет сквозь стенки просматриваются пальчики). Нет эффекта яичной скорлупы - достигается это тем, что именно костяным пеплом заполняются все пустоты между частичками белой глины.

Мягкий фарфор

Мягкий (иногда называемый искусственным) фарфор был создан европейскими мастерами, которые пытались воспроизвести китайский твердый фарфор. Они пытались создать твердый, белый и прозрачный материал из самых разных ингредиентов и получили мягкий фарфор в результате смешивания глины тонкого помола со стекловидным веществом. Мягкий фарфор обжигают при более низких температурах, чем твердый фарфор, поэтому он не спекается полностью, то есть остается немного пористым. Считается, что первый европейский мягкий фарфор был произведен во Флоренции, в Италии, примерно в 1575 году. В XVIII веке ведущим производителем мягкого фарфора стала Франция. Первые мануфактуры по производству мягкого фарфора были открыты в Руане, Сен-Клу, Лилле и Шантильи.

Мягкий фарфор имеет свои преимущества по сравнению с твердым фарфором. Большая часть изделий из него имеет кремовый цвет, который некоторые люди предпочитают молочно-белому цвету твердого фарфора. Кроме того, краски, которые обычно используют для росписи мягкого фарфора, сливаются с глазурью и придают изделиям легкость и изящество.

Принадлежит к тонкокерамическим изделиям, покрытым прозрачной глазурью. Посуда фарфоровая группируется по следующим признакам: назначению, видам, фасону, размерам, комплектности.

По назначению посуда фарфоровая делится на чайную, кофейную, столовую и кухонную.

Основными видами посуда фарфоровая и фаянсовая являются следующие:

чайной — чашки, блюдца, пиалы, чайники, сливочники, молочники, сахарницы, маслёнки, сухарницы, полоскательницы;

кофейной — кофейники, чашки, сахарницы, молочники;

столовой — тарелки, блюда, миски, пловницы, селёдочницы, салатники, бульонки, вазы суповые, для соуса и компотов, подливочники, хренницы, солонки, горчичницы, перечницы, доски для сыра;

кухонной — банки для хранения продуктов и др.

Большинство этих изделий вырабатывается как из фарфора, так и из фаянса. Однако некоторые изделия вырабатываются только из фарфора (чайники, кофейники, сливочники, сахарницы) либо только из фаянса (миски, пловницы).

Фасоны посуды крайне разнообразны, определяются конструкцией изделий и их формой. Как правило, фасоны посуды обозначаются номерами (фасон № 1, № 2, № 3 и т. д.). В отдельных случаях фасон посуды характеризуют указанием формы; например салатник четырехугольный, круглый.

Размеры определяются ёмкостью (в см³ или литрах) либо диаметром в мм (плоские изделия).

По комплектности различается посуда штучная и в виде сервизов, гарнитуров и наборов.

Сервизы — комплект посуды одного назначения, обычно на 6 или 12 персон. Различаются сервизы чайные, кофейные и столовые. Чайные и кофейные сервизы выпускаются только фарфоровыми, столовые — фарфоровыми и фаянсовыми.

Гарнитуры — комплекты посуды более полные, чем сервизы. Они включают изделия различного назначения. Так, например, чайный гарнитур включает в себя полностью чайный сервиз и, кроме того, мелкие тарелочки, масленку, вазу для варенья, блюдца для варенья и др.

Наборы — менее полные комплекты посуды, чем сервизы; могут быть различного назначения и рассчитаны на разное количество людей (Сервизы).

Сервиз чайный "Коттеджный". Форма Александрия. Автор герба Василий Андреевич Жуковский (ИФЗ)

Фарфоровая посуда

Фарфоровая посуда имеет белый спёкшийся непористый черепок, дающий блестящий раковистый твёрдый излом. Покрывается тонким слоем блестящей кислотоустойчивой, твёрдой, не царапающейся стальным ножом глазури. При ударе по краю издает высокий, мелодичныи, долго не смолкающий звон. Водопоглощаемость черепка 0,2%. Характерным признаком фарфора, отличающим его от других керамических материалов с белым черепком, является просвечиваемость в тонких местах при проходящем свете (при толщине черепка 2—3 мм).

Фарфор бывает твёрдый и мягкий; различаются не физической твёрдостью обожженного черепка, а степенью размягчения при обжиге.

Твёрдый фарфор содержит около 50% глинистых веществ (каолин, глина или её заменитель — бентонит), примерно 25% полевого шпата и 25% кварца или кварцевого песка (Керамические товары). Требует высокой температуры обжига (1320—1410°). Обладает высокими механическими, термическими и химическими свойствами. Советский фарфор был твёрдый .

Мягкий фарфор отличается повышенным содержанием плавней, имеет меньшую механическую прочность и химическую стойкость, чем твёрдый, но больше просвечивается. К мягким фарфорам относятся главным образом японский, английский, французский (севрский) и отчасти китайский (в Китае вырабатывается и твёрдый фарфор). В качестве плавня для мягкого фарфора иногда используют, кроме полевого шпата, костяную золу и стеклянные фритты (предварительно сплавленные легкоплавкие составы), почему он иногда носит название костяного или фриттованного.

Сервиз. Кобальтовая сетка. Автор росписи Анна Яцкевич. Формы 1945-2014 годы (ЛФЗ-ИФЗ)

Фаянсовая посуда

Фаянсовая посуда в отличие от фарфоровой имеет черепок пористый, непросвечивающий даже в тонком слое. Фаянс при ударе по краю изделия издаёт низкий, глухой, быстро затихающий звук. Водопоглощаемость черепка колеблется от 9 до 12%.

Фаянс бывает твёрдый (полевошпатный) и мягкий (известковый). Изделия из мягкого фаянса имеют большую пористость, меньшую механическую прочность и термическую устойчивость глазури; температура обжига у него примерно на 100° ниже температуры обжига твёрдого фаянса. Советский фаянс относился к твёрдым ; чаще всего содержал 50—60% глинистых материалов (преимущественно белой глины), 35—40% кварца или кварцевого песка и 5—10% полевого шпата. Термическая стойкость глазури фаянсовой посуды ниже, чем фарфоровой, т. к состав фаянсовой глазури более сложный и его труднее подобрать по коэффициенту расширения к черенку.

Сервиз кофейный "Золотая лента". Форма "Юлия", костяной фарфор. Автор росписи главный художник ИФЗ Неля Петрова

Современная фарфоровая и фаянсовая посуда является одним из проводников художественной культуры, поэтому её качество определяется её только технической, но и художественной достоинствами, причём сложность формы и степень заполненности поверхности сосудов росписью отнюдь не являются показателями высокого художественного качества. Получившие мировую известность предприятия — знаменитая Мейсенская мануфактура (саксонский фарфор, Германия), Севрская мануфактура (Франция), фарфоровая мануфактура в Челси (Англия), бывший Императорский фарфоровый завод в России (потом Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова в Ленинграде, ныне ОАО "Императорский фарфоровый завод") прославились главным образом высокими художественными достоинствами своих фарфоровых изделий. На этих предприятиях над созданием фарфоровой скульптуры, новых форм посуды и её росписью работали выдающиеся художники — И. Кендлер, И. Герольд (Мейсен), Э. Фальконе, Ф. Буше (Севр), Я. Дункер, С. Пименов (отец), Иван Черный, П. Тупицын, А. Захаров и др. (Петербург). Основными признаками стиля современной фарфоровой и фаянсовой посуды является простота, экономичность и функциональная целесообразность форм, красивые пропорции и силуэты, гармоничность расцветки. Определение художественных качеств фарфоровой и фаянсовой посуды производились художественными советами, искусствоведами и художниками.

Сервиз "Золотая лента". Форма "Купольная", костяной фарфор (ИФЗ)

Сырьё и производство . При производстве фарфоровой и фаянсовой посуды используются различные виды пластичных материалов (каолины, глины), отощающие материалы (кварцы, чистый кварцевый песок и др.), плавни (полевой шпат, пегматит, мел), глазури, керамические краски и ряд вспомогательных материалов (гипс для форм, огнеупоры, клеящие вещества и др.).

Основное сырьё подвергается тщательной предварительной обработке. Глинистые материалы очищаются от посторонних примесей путём отмучивания. Камневидные материалы (кварц, полевой шпат, пегматит, бой) промываются и размалываются на бегунах, а затем дополнительно в шаровых мельницах, после чего смешиваются с глинистыми материалами (предварительно размешанными с водой) в специальных мешалках. Полученную жидкую массу пропускают через электромагнитный сепаратор (для удаления частичек железа), затем через фильтропресс (для снижения влажности). После этого масса для повышения пластичности выдерживается некоторое время, затем её пропускают через вакуум-мялку для удаления воздушных пузырьков и получения большей однородности. Подготовленная таким образом фарфоровая и фаянсовая масса, содержащая 22—27% влаги, используется для пластического формования изделий При формовании методом литья из массы добавлением воды и электролитов (сода и др.) приготовляют так называемый «шликер», содержащий 30—40% влаги. При пластическом формовании масса в определенном количестве вводится в форму (если формуют полые изделия) или накладывается на форму (при формовании плоских изделий) и прижимается шаблоном. Так как форма и шаблон имеют очертания изделия, то при вращении формы масса заполняет пространство между ними и приобретает форму изделия. При литьё «шликер» заливают в толстостенные гипсовые формы и выдерживают несколько минут. За это время на стенках формы (вследствие впитывания ею влаги) оседают частички массы, образуя корпус изделия. После этого излишек «шликера» сливают Пластическое формование и литье производится как ручным, так и мехавизированным способом — на полуавтоматах высокой производительности. После формовки изделия немного подвяливают, выбирают из форм и приставляют к ним в случае надобности необходимые детали (ручки и носики).

Отформованные изделия сушатся в специальных сушилках — конвейерных или туннельных — и отправляются для первого, так называемого утильного обжига в печах периодического действия — горнах или в печах непрерывного действия — туннелях. Утильный обжиг фарфора проводится при 900°, фаянса — при 1250—1280°. После первого обжига изделия обычно глазуруются, чаще всего окунанием в суспензию из глазури, а затем направляются на второй обжиг. В отдельных случаях до глазурования производят украшение посуды специальными керамическими красками. Второй (политой) обжиг фарфоровой посуды ведётся обычно при температуре около 1380°, фаянсовой посуды — при ИЗО—1160°.

После политого обжига посуда (так называемое «бельё») сортируется, шлифуется, полируется и отправляется в живописный цех для декорирования (если оно не было произведено до политого обжига).

Украшение . Для украшения фарфоровой и фаянсовой посуды применяются керамические краски, препараты золота и серебра, люстры и специальные глазури (цветные, потечные, кракле и др.).

Керамические краски представляют собой соединения (окислы, соли) различных металлов в смеси с флюсами, обладающие способностью при высокой температуре образовывать окрашенные силикаты, алюминаты и алюмосиликаты.

Золото применяется в виде резината золота (так называемого харца) или в виде хлорного золота.

Серебро используют в виде сульфита серебра или сернокислого серебра.

Люстры — растворенные в эфирных маслах резинаты железа, меди, висмута и других металлов.

Цветные глазури представляют собой состав из различных минералов, окрашенных в тот или иной цвет соединениями металлов; бывают потечные и кракле; потечные — легкоплавкие глазури, образующие при обжиге изделий обильные потеки; кракле — глазури, образующие на поверхности сетку из мелких волосяных трещин, закрашиваемые в процессе декорирования изделий.

Виды разделки фарфоровой и фаянсовой посуды

Виды разделки фарфоровой и фаянсовой посуды: 1 — надглазурная роспись; 2 — полукрытье со штампом; 3 — деколькомания с отводкой; 4 — подглазурная роспись с дорисовкой золотом: 5 — крытьё с отделкой деколькоманней с золотом и штампом: 6 — крытьё с медальоном фотопечати; 7 — печать двухцветная и рельеф; 8 — трафарет

Декорирование фарфоровой и фаянсовой посуды производится двумя способами — подглазурным и надглазурпым.

При подглазурном способе посуду украшают после первого обжига. Нанесенные краски закрепляются на изделиях в процессе второго обжига. Таким образом, при этом способе краски находятся под глазурью, и она защищает их от истирания и разрушения пищей. В этом заключается достоинство подглазурного способа украшения посуды. Однако палитра подглазурных красок сравнительно бедна, т. к. многие керамические краски не выдерживают высокой температуры второго обжига, особенно у фарфора.

При надглазурном способе посуду украшают после второго обжига, и краски закрепляются путём дополнительного (муфельного) обжига при температуре 600—800°. Достоинство этого способа в широкой палитре цветов, возможности нанесения многокрасочных рисунков; недостаток — в необходимости дополнительного обжига и меньше прочности нанесённых красок. Как при надглазурном, так и при подглазурном способах украшение посуды производится различными приемами, к числу которых относятся: лента, отводка и усик; крытьеё и полукрытьеё; трафарет; штамп; печать; декалькомания, фотокерамика, живопись. Лента, отводка и усик — цветные полоски различной ширины, наносимые на изделия с помощью кисти. Усиком называют полоски шириной до 1 мм, отводкой — до 3 мм, лентой — свыше 3 мм. Ленту шириной 3—5 мм называют узкой, свыше 5 до 9 мм — средней, свыше 9 до 13 мм — широкой, шириной 15—16 мм (наносится на фаянсовые изделия) — буфетной. Отводка и усик, чаще всего надглазурные, наносятся краской и золотом; лента может быть надглазурной (краской и золотом) и подглазурной. Подглазурная лента наносится обычно кобальтом или солями.

Крытьё и полукрытьё — покрытие всей или части (полукрытьё) поверхности изделий красками. Производится обычно с помощью аэрографа — прибора, распыляющего краску. Крытьё может быть надглазурпым и подглазурным, сплошным и с прочисткой, т. е. со снятой в виде каких-либо узоров краской. Эти места могут быть затем раскрашены золотом или красками.

Трафарет — рисунок, нанесённый на изделие краской при помощи пульверизатора через трафарет, дающий плоскостное изображение с резким очертанием. Может быть однокрасочным и многокрасочным, надглазурпым и подглазурным.

Штамп — однокрасочный рисунок, состоящий из линий, штрихов, точек; наносится на изделие при помощи резиновой или желатиновой печати (штампа) краской или золотом. Чаще всего делается в виде узкого бортового рисунка. Штампы бывают мелкие и крупные. Штамп мелкий применяется, как правило, при надглазурной раскраске посуды, крупный — при надглазурной и подглазурной.

Печать — одноцветный контурный рисунок, перенесённый с выгравированной стальной доски на папиросную влажную бумагу; затем с папиросной бумаги, пока ещё не высохла краска, — на изделия. Иногда этот контурный одноцветный рисунок раскрашивается на изделиях кистью; в этом случае рисунок носит название «печать с раскраской». Печать однотонная может быть надглазурной и подглазурной, печать с раскраской — надглазурная. Декалькомания (деколь) — как правило многоцветный рисунок, выполненный литографским способом на специальной гуммированной (проклеенной) бумаге и переведённый затем на изделие примерно так же, как детские переводные картинки.

Фотокерамика заключается в перенесении на изделие изображения с диапозитива (фотоотпечатка на стекле). Для этогодиапозитив складывается (при освещении жёлтым светом) со стеклянной пластинкой, предварительно покрытой светочуствительной эмульсией и подвергается на определённый срок действию света, который изменяет свойства светочуствительной эмульсии в светлых местах. При последующем припудривании стеклянной пластинки керамической краской последняя удерживается только на участках, не подвергшихся действию света, и располагается в виде изображения, кото-рое было на диапозитиве. Затем пластинку покрывают тонким слоем коллодия, промывают в щёлочном растворе и воде и отделяют от нее всю образовавшуюся плёнку с красочным рисунком. Плёнку переклеивают на изделие, которое обжигают при температуре 800°.

Живопись — ручная роспись изделий кистью или пером. В узорах, выполненных живописью, заметны мазки кистью; роспись носит более сочный и свободный характер, обладает как правило более высокими художественными достоинствами, чем при других способах украшения. Ручная роспись применяется как самостоятельный приём украшения посуды и в дополнение к деколи, печати, трафарету. В этом случае она носит различное название: пестрение (частичная разрисовка рисунка, подчеркивающая отдельные его детали), разделка рисунка (разрисовка, подчёркивающая почти все детали рисунка), подправка (мазки по рисунку деколи для оживления отдельных его деталей), блик (рельефный мазок бесцветной краской, подчёркивающий светлые детали рисунка), дорисовка (дополнительная ручная работа к основному рисунку).


Группировка украшений посуды по сложности . Для фаянсовой посуды установлено 12 групп, для фарфоровой — 20 групп сложностей украшения посуды (разделок). Группа сложности украшения (группа разделки) зависит: от приёма, которым украшено изделие (трафарет, печать, деколь и т. д.); от характера узора — букет (до трёх отдельных рисунков в узоре), раскидной (не менее пяти отдельных рисунков), бортовой, сплошной; от наличия дополнительных украшений (пестрение, дорисовка, отводка, штамп и т. д.); от вида краски (обыкновенная, золото и др.); от способа украшения (надглазурный подглазурный). На фарфоровую посуду с особо сложным украшением предусматриваются дополнительные надбавки к ценам, установленным для изделий 20-й группы разделки.

Требования к качеству и сортировка . Качество фарфоровой и фаянсовой посуды зависит от удобства её конструкции и формы и от качества изготовления. По качеству изготовления фарфоровую и фаянсовую посуду деляили на три сорта: 1-й, 2-й и 3-й. При установлении сортности посуды принимался во внимание характер и число дефектов, размер н место их нахождения (на лицевой или оборотной стороне).

Основными дефектами являются : недостаточная белизна черенка изделия; деформация (нарушение правильности формы); неправильное крепление деталей (косо или непраиильно по высоте приставленные ручки и ножки, несоразмерная величина этих деталей); неправильный подбор крышек (качание, зазор между корпусом и крышкой); щербины (небольшие углубления по краю изделия); рватьё (сквозные и несквозиые трещины по краям изделий на ножке или в местах крепления ручек и носиков); прыщ и пузырь (вздутия на поверхности черенка); мушка (тёмные пятна от наличия в массе частичек железа); выгорка (углубления в корпусе изделия, обычно заполненные стекловидной массой грязновато-зелёного цвета); свищи (сквозные отверстия в корпусе изделия, иногда затянутые тонким слоем глазури); засорка (приплавившиеся к поверхности изделия частички массы или капселей); плешины (места, не покрытые глазурью); натеки глазури (утолщенный слой глазури, обычно на краях изделий); сухость глазури (места с излишне тонким слоем глазури, шероховатые на ощупь); матовость глазури (отсутствие нормального зеркального блеска глазури); наколы глазури (мелкие углубления в поверхности глазури в виде булавочных наколов); цек (волосяные трещины в глазури); задувка (окрашивание отдельных участков глазури, обычно в грязновато-зеленый цвет); летелый край (участки с отскочившей глазурью на краях фаянсовых изделий); дефекты раскраски (нарушение целости рисунка, тусклость краски, выгорание краски, стирающаяся краска, помарки краской).

Комплект чайников "Красный конь". Новгородская форма. Автор А.В. Воробьёвский (ИФЗ)

Общие требования к фарфоровой и фаянсовой посуде сводятся к следующему: посуда должна быть правильной формы, устойчивой, с ровно и прочно прикрепленными ручками или ножками, со сплошной, ровной глазурью. Не допускаются на посуде: свищи, цек глазури, царапающая засорка, крупные пузыри, сухость глазури, обнажающая черепок, стирающаяся краска, сквозной зазор между корпусом и крышкой изделий.

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение . Маркируется фарфоровая и фаянсовая посуда клеймением на донышке изделий.

Клеймом обозначали: марку предприятия, сорт изделия и номер группы разделки. Клеймо сортности в фарфоровых изделиях высшего сортов и фаянсовых 1-го сорта было красного цвета, в фарфоровых изделиях 1-го и фаянсовых 2-го сортов — синего, в фарфоровых изделиях 2-го и фаянсовых 3-го сортов — зелёного и в фарфоровых изделиях 3-го сорта — коричневого или чёрного цвета. При упаковке плоские изделия (тарелки, блюдца), а также чашки с блюдцами завёртывались в бумагу через одно изделие и затем увязывались в пакет. Остальные изделия завёртывались в бумагу каждое в отдельности. Перевозилась фарфоровая и фаянсовая посуда, как правило, в крытых вагонах, без жёсткой тары, в пачках, переложенных соломой, сеном или стружкой. Хранилась на полках в сухих помещениях.

Изображения любезно предоставлены сотрудниками Императорского Фарфорового Завода Михаилом Тренихиным (Директор московской галереи ОАО "Императорский фарфоровый завод"), большим нашим другом, и Екатериной Мартыновой (Заведующая Галереей современного искусства ОАО "Императорский фарфоровый завод" ), но ей отдельная благодарность и пожелание успеха и всего самого доброго в предстоящем деле!

Спасибо фарфоро-фаянсовые друзья!

Фарфор является благороднейшим и наиболее совершенным видом керамики. Как правило, в фарфоре выделяют несколько основных типов: твердый и бисквитный, мягкий, костяной.

ТВЁРДЫЙ и БИСКВИТНЫЙ

Немецкая мануфактура Meissen в Саксонии стала открывателем нового на то время «твёрдого» фарфора. Твёрдый фарфор иногда называют «настоящим» фарфором. Он содержит в своём составе намного больше каолина и кварца. Твёрдый фарфор обладает большей механической прочностью, плотностью, сопротивляемостью к жару, непроницаемостью и химической стойкостью. В связи с большим наличием в составе фарфоровой массы каолиновых глин, их плавление требует более высокой температуры обжига. Она составляет 1350-1500°C. Соответственно изделие получается твёрже. Глазурь у такого фарфора получается тонкой и блестящей. Она состоит из тех же субстанций, что и фарфоровая масса, только в других пропорциях, благодаря чему может плотно и однородно соединяться с черепком. Её невозможно ни отбить ни отслоить.

Твёрдый фарфор, который обжигают без покрытия глазурью, называют «бисквитным». Примечательно, что в эпоху европейского Классицизма «бисквит» употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия.
У твёрдого фарфора осколок белоснежный, гладкий, ровный, блестящий и с острым краем. На ощупь такой фарфор холоднее, чем мягкий. Фарфор Meissen — это классический твёрдый фарфор.

МЯГКИЙ

Мягкий фарфор иногда называют «искусственным», а также художественным или фриттовым. Зачатки такого фарфора прослеживаются в в 16-ом веке в Италии, так называемый фарфор Медичи. Окончательная его формула была изобретёна во Франции в 1673 году в попытках найти формулу китайского фарфора. В его состав входит меньше каолина, но больше кварца, полевого шпата и смесей толчёных стекловидных веществ, так называемых фритт. Наличие таких минералов, как кремень, селитра, морская соль, алебастр, в составе мягкого фарфора способствует увеличению просвечиваемости изделий и приданию им нежного бело-сливочного цвета. Температура обжига изделий из такого фарфора ниже 1300°C, поэтому его прочность, и термостойкость намного ниже. Мягкий фарфор долго сохраняет тепло. Структура такого фарфора пористая, поэтому изделие из него более хрупкое. Глазурь на мягком фарфоре намного толще, чем на твёрдом. Состав глазури преимущественно состоит из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца, и содержащего дополнительно песок, соду и известь. Н еглазурованная часть на изломе такого вида фарфора зернистая. К мягкому фарфору можно отнести большую часть известного в своё время по всему миру китайского фарфора. Севрская мануфактура также в основном изготавливала свои изделия из мягкого фарфора.

КОСТЯНОЙ

Родиной костяного фарфора является Англия. Формула костяного фарфора как разновидности мягкого была открыта керамиком-англичанином Джози Споудом в середине 18 века. В основном он используется для создания чайных сервизов и посуды. Состав фарфоровой массы костяного фарфора на 60% состоит из фосфата извести — золы пережжённых костей крупного скота, что позволяет сделать возможной более лёгкую плавку фарфорового материала. Кости лошадей в данном случае исключаются, поскольку они придают посуде желтоватый оттенок. Самыми подходящими оказались тазобедренные кости коровы. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500°C. Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит помимо окиси свинца ещё и некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. Глазурь на костяном и мягком фарфоре мягкая и ломкая. Преимуществом костяного фарфора является его необыкновенная тонкостенность и прозрачность. Костяной фарфор выносливее и твёрже мягкого фарфора, однако сильно уступает в своих характеристиках твёрдому саксонскому фарфору.