Тренинг по собеседованию с работодателем. Тренинг «Успешное трудоустройство — эффективное прохождение собеседования

Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает загадку русского человека, которому всегда требуется немного больше, чем формальности, а в нашем случае больше, чем квалификационные характеристики, набор знаний, умений и навыков при приеме на работу. И будь ты специалист семи пядей во лбу, тебе еще нужно в психологическом смысле пройти собеседование на соответствие «человеку компании». А это значит, нужно стать своим прямо на собеседовании.

Эта информация будет полезна тем, кто скоро собирается уйти с работы, уже ушел или ищет свое первое место. Чаще всего вопросом как пройти собеседование на работу озабочен человек, предпочитающий постоянство и не стремящийся к соперничеству. В поиске предложений он заходит в интернет и вдруг обнаруживает, что на рынке труда вакансий не так много, спрос на них превышает предложение.

На фоне высокой конкуренции его знания не так глубоки или обширны, как требуется, в объявлениях незнакомые термины, а собеседования в некоторых компаниях проводятся на английском языке. Непростая ситуация, но нужно с чего-то начинать.

Человек отправляет резюме сначала на тщательно отобранные объявления о работе, но почему-то не получает приглашений на собеседование. Через пару недель откликается уже на вакансии, которые подходят меньше. С каждым днем ожидания настроение падает, усиливается неуверенность, растет страх: «Неужели я никому не нужен?». Поиск работы превращается в ожидание хоть какого-нибудь собеседования – отчаянное хождение по замкнутому кругу.

Наконец нашего кандидата приглашают пройти собеседование, и начинается новый этап мучительных раздумий. Чем интереснее должность и компания, тем сильнее волнение. Понимая, что квалифицированных специалистов немало, соискатель хочет подготовиться и пройти собеседование, чтобы наконец завершить поиск, спокойно жить и работать.

Правильно подготовиться к собеседованию – четыре шага к результату

    Шаг 1. Внимательно изучить сайт компании, узнать все о ее деятельности, миссии, проектах – менеджеры по персоналу любят, когда кандидат понимает, куда он пришел, и обязательно на собеседовании поинтересуются: «Что вы знаете о нашей компании?».

    Шаг 2. Отыскать на форумах отзывы бывших сотрудников, можно списаться с ними, узнать, о чем их спрашивали на собеседовании и как нужно отвечать, даются ли тесты и кейсы. Поинтересоваться корпоративной политикой организации.

    Шаг 3. Почитать советы HR-менеджеров, на что они обращают внимание на собеседовании: на внешний вид (одежду, прическу), на пунктуальность кандидата, открытость. Что рекомендуют приносить с собой (документы, рекомендации, портфолио и т. д.).

Подобную информацию найти несложно. Но у соискателя остаются и другие проблемы:

    От волнения путаются мысли, трудно бывает ответить на простые вопросы, как не опозориться?

    Что делать, если во время собеседования будут неожиданные вопросы, а мне нужно время для подготовки?

    Как понять, какой ответ нужен руководителю?

    А если я отвечу на все вопросы правильно, но просто не понравлюсь менеджеру?

Кстати, сами персональщики не знают, как объяснить, почему на собеседовании один кандидат им нравится, а другой – нет. Они между собой называют это «химией», тогда как Системно-векторная психология Юрия Бурлана знает и научно объясняет это явление. И потому четвертый шаг на пути подготовки к прохождению собеседования – познакомиться с системным знанием и взять его себе на вооружение.


Пройти девять кругов собеседований и не получить работу?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает загадку русского человека, которому всегда требуется немного больше, чем формальности, а в нашем случае больше, чем квалификационные характеристики, набор знаний, умений и навыков при приеме на работу.

Это в западном мире требования уже давно стандартизированы: без различий на пол, возраст и т. д. Фотография в резюме считается дурным тоном – никаких предпочтений, никакой «химии».

А у нас все иначе, несмотря на законы и кодексы. И будь ты специалист семи пядей во лбу, тебе еще нужно в психологическом смысле пройти собеседование на соответствие «человеку компании». А это значит, нужно стать своим прямо на собеседовании.

Отзеркаливание, которое психологи советуют применять во время собеседования, не поможет, если не знать, что стоит за сдержанностью движений собеседника или его взглядом исподлобья.

Отвечаем правильно и проходим собеседование

Традиционный вопрос: «Почему вы ушли с предыдущего места работы?» – ставит многих в тупик. Как на него ответить разным интервьюерам? Ответ может быть не единственным, если нужно успешно выдержать то или иное собеседование. При этом каждый из возможных ответов будет правдивым и попадать в нехватку спрашивающего.

Например, у соискателя на последнем месте не было возможности обучаться, не отпускали на сессии, руководство его недооценивало, за успешную работу не повышали зарплату, даже словом не отмечались достижения.

Давайте выберем один из двух вариантов ответа, что сказать менеджеру на собеседовании, который только что замучил кандидата вопросами не только об опыте работы, но и о семье, о детях, о родителях и даже об успехах во время учебы в школе:

    Ушел потому, что несмотря на качественно выполненные мною проекты, меня не только не оценивали справедливо, но и не давали возможности повышать квалификацию, что очень важно в моей работе.

    Ушел потому, что больше не видел для себя роста внутри компании. Хотел бы получать более высокую зарплату и продвигаться на новом месте.

Выбрать легко, если понимать, какие смыслы проговаривает собеседник. В нашем случае менеджеру важна информация о семье кандидата, о его прошлом, образовании, а это все ценности человека с . Говорить о карьере и высокой зарплате – значит вызвать внутреннее противоречие у персональщика, тогда как выражение легкой обиды на несправедливость начальства и невозможность повышать свой профессиональный уровень по работе сразу найдет у него отклик. Он сам любит учиться и уважает профессионалов своего дела, а это характерно только людям с анальным вектором.

Пример, как делать не нужно

Недавно на собеседовании наблюдала яркий пример проявления несовпадения психических свойств директора компании и кандидата на позицию руководителя IT-отдела.

Успешный директор, руководитель, предприниматель – всегда человек с , у которого соревновательность в крови. Он нацелен на успех, выгоду от работы, быстрый результат, легко переключается, динамичен психически и физически. Казалось бы, на собеседовании два руководителя должны легко найти общий язык, ведь у них одинаковые желания и свойства.

Но кандидат, имея кроме кожного вектора еще и анальный, демонстрировал противоположные качества. Давал развернутые ответы, увязал в деталях, не всегда доводя начатую фразу до логического завершения – у директора просто не хватало терпения дослушать.

Если бы кандидат знал, как человек устроен в своем психическом, провального собеседования не произошло бы. Объективных причин для стресса не было, специалист имеет отличную профессиональную подготовку для работы и необходимые свойства, чтобы успешно руководить отделом программистов.

Для меня как профессионала всегда больно, когда люди делают досадные ошибки из-за элементарного непонимания собеседника и не могут реализовать свои возможности. Я бы всем ищущим работу рекомендовала воспользоваться методикой Юрия Бурлана.

Для работы с персоналом системно-векторная психология имеет огромное значение и не сравнится ни с одним подходом или тренингом. К примеру, видя, как кандидат заходит и усаживается передо мной, я понимаю, как провести с ним собеседование, на какие должности он подходит, а какие для него закрыты.

Собеседование – это повод реализовать себя

Хотите, чтобы ваш собеседник и для вас стал открытой книгой, и вопрос, как пройти то единственно нужное собеседование на подходящую работу, уже не стоял перед вами? Это .

Делайте сейчас заключительный, самый важный шаг на пути к успешному прохождению собеседования, регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Тренинг проведения собеседования (Interviewing Skills) – аудиторный тренинг, в компаниях сферы FMCG предназначенный для формирования у линейных управленцев навыков проведения собеседования при подборе сотрудников. В основном, на тренинге обучаются , поскольку в большинстве компаний FMCG в функционал супервайзеров входит участие в подборе в свои команды.

Необходимость такого обучения вызвана несколькими причинами. Далеко не во всех филиалах территориально распределенной компании в штате может быть hr-менеджер, способный провести собеседование с кандидатом. В небольших филиалах его гарантированно нет, но потребность в подборе сотрудников периодически есть. Иногда единственным управленцем в таких филиалах является супервайзер, «тянущий» на себе всю административную нагрузку. Следовательно, на него ложатся обязанности по поиску новых сотрудников, и он должен уметь это делать на достаточно профессиональном уровне. Кроме того, независимо от размера филиала, если супервайзер подбирает сотрудников в свою команду, он несет ответственность за работоспособность команды в целом. И наоборот, если он несет ответственность за выполнение планов командой, он должен иметь право принимать участие в подборе персонала в свою команду, и его голос при выборе кандидата в любом случае должен быть решающим. Поэтому в крупных компаниях FMCG проводится обучение супервайзеров навыкам подбора персонала, разработаны четкие проведения собеседования и тренинги, обеспечивающие усвоение этих стандартов супервайзерами.

Приведем для примера содержание тренинга Interviewing Skills, разработанного в одной из федеральных торговых компаний:

  1. Виды интервью при отборе персонала. Структурированное поведенческое интервью, его особенности и задачи.
  2. Требования к кандидату, профессиональные и личностные компетенции.
  3. Разработка и размещение объявления о наборе. Первичная фильтрация кандидатов. Анализ и отбор резюме, параметры анализа резюме: цель резюме, материальные ожидания, образование, последнее место работы, карьера в целом, дополнительные сведения.
  4. Подготовка к интервью с кандидатом, структура подготовки к интервью. Подготовка места проведения интервью. Проведение интервью, принципы ведения интервью, этапы интервью, тайминг. Начало интервью: приветствие, создание доброжелательной атмосферы. Диалог с кандидатом, техника построения вопросов «ситуация – действие – результат», анализ ответов кандидата. Проективные вопросы. Кейс-метод. при подборе торгового персонала. Оценка мотивации кандидата. Оценка достоверности ответов кандидата.
  5. Характерные ловушки в проведении интервью: «эффект ореола», «эффект копыта» и другие. Завершение интервью. Анализ результатов интервью. Проверка рекомендаций с предыдущих мест работы.

Найти работу - непростая задача. Собеседование на должность - как экзамен, на котором вас пытаются «срезать», задавая самые неожиданные вопросы. Даже достойному кандидату с хорошим резюме трудно пробиться через этот барьер.

Проблема в том, что нигде не учат "как пройти собеседование ". Вы, может быть, скажете: "я – хороший специалист , мой профессиональный опыт говорит сам за себя". Однако, практика показывает - этого недостаточно! Вам необходимо готовиться к собеседованию .

Что же делать? Вам нужен тренер. Обязательно – профессиональный HR . Он поможет вам выработать навык прохождения собеседования . Это наше уникальное предложение. Ведь службы персонала – закрытые структуры. И в реальной жизни обратной связи с ними нет. Ни один HR - специалист не ответит вам откровенно, какие ошибки вы допустили во время собеседования , что произвело неблагоприятное впечатление. Обычно компании ограничиваются отговорками и стандартными фразами. Поэтому соискатель , придя на следующее собеседование , повторяет предыдущие ошибки.

Мы проведем для вас пробное собеседование с нашим экспертом.

Совместно мы можем повысить уверенность при прохождении собеседования , а также отточить навык самопрезентации. Исключить возможные ошибки, индивидуально проработать вербальные и невербальные коммуникации. И, в конечном счете, вы сможете пройти собеседование в любой компании. Наш консультант во время прохождения интервью проработает с вами неудобные вопросы.

Формат проведения собеседования может быть личным или по Skype.

Мы проводим индивидуальный тренинг собеседования также на английском языке. При прохождении тренинга на английском языке мы предлагаем вам не только развитие навыка прохождения собеседования , но и проработку ваших ответов с точки зрения корректности английского языка. Участвующий в тренинге консультант-переводчик оценит качество ваших ответов и в процессе проработки интервью скорректирует ваши речевые обороты и подберет правильные предложения. Участие в тренинге двух консультантов в качестве интервьюеров подготовит вас к собеседованию с одновременным участием менеджера по персоналу и будущего непосредственного начальника-экспата.

Результат, который вы получаете:

По результатам проведения пробного собеседования вы получаете устные рекомендации и письменный отчет (в случае необходимости) в течение 3-5 рабочих дней. Дополнительно наш эксперт даст вам рекомендации о том, как надо выглядеть на собеседовании в зависимости от корпоративной культуры компании-работодателя.

Стоимость услуги



Отзывы клиентов

“Мне все очень понравилось. Елена настоящий профессионал, умеющий выхватить суть проблемы и дать конкретные и понятные рекомендации. Чувствуется, что не штампованные советы, а индивидуальная работа с клиентами. Обращаемся не в первый раз, приятно особое отношение к постоянным клиентам. Единственное, хотелось бы расширить возможности оплаты услуг компании другими способами. Спасибо.“



“Ситуация моя была не из легких, но, несмотря на это, все было сделано качественно и быстро! Елена очень грамотный, дипломатичный, дружелюбный человек! Спасибо Вам огромное за проделанную роботу и за терпения ко мне, когда я переспрашивала Вас по несколько раз! Елена, Вы помогли мне сделать уверенный шаг вперед! Оценка 5”




Тренинг «Проведение собеседований. Как оценить кандидата?»

Описание тренинга по проведению собеседований:

Для того, чтобы понять, как оценить кандидата, и сделать вывод о том, насколько тот или иной человек подходит к определенной должности, необходимо при проведении собеседований использовать как минимум несколько инструментов. Данный тренинг отличается от классического подхода к оценке кандидатов тем, что в нем основной акцент сделан на определение психологического типа кандидата и его мотивационного профиля, а также на отработку навыков использования вопросов в ходе интервью, и умения быстро определять ключевые особенности кандидата.

Подобные инструменты уже доказали свою эффективность во многих компаниях, их применение является незаменимым дополнением к классическому интервью по компетенциям и анализу метапрограмм кандидата. Используя данные методики, специалисты и руководители получат возможность проанализировать и обновить профили должности кандидатов, а также отработают новые инструменты на практике, и смогут встроить новый арсенал методик в свою работу.

Целевая аудитория тренинга:

Специалисту по подбору персонала, рекрутингу, hr -специалисты и их руководители, линейные менеджеры и менеджеры среднего звена, которые участвуют в проведении собеседований и принимают участие в финальной оценке кандидатов.

Программа тренинга проведения собеседований:

Данная программа представляет собой предварительное содержание корпоративного тренинга по проведению собеседований, и она адаптируется в зависимости от пожеланий заказчика к основным модулям программы. Есть несколько вариантов проведения данного тренинга, которые отличаются в зависимости от того, на какие позиции участникам предстоит подбирать персонал, нужны ли им знания о личностных типологиях, владеют ли они методами составления профиля должности, и каким компетенциям уделяют основное внимание при оценке кандидатов.

1. Составление карты инструментов проведения собеседования
. Систематизация имеющихся знаний по методикам отбора
. Анализ привычных приемов при проведении собеседования
. Анализ приемов, которые знают, но не используют
. Примеры успешных и неуспешных интервью

2. Технология MBTI для определения психологического типа соискателя
. Краткий экскурс в технологию MBTI
. Анализ психологических типов людей по технологии MBTI
. Самоанализ руководителей по данной технологии
. Выбор подходящих типов людей для конкретной должности

3. Типы трудовой мотивации по В.И Герчикову
. Особенности связи мотивации и трудового поведения
. Определение типа трудовой мотивации кандидата
. Проверка ведущих мотивов кандидата при проведении интервью
. Выстраивание коммуникаций в соответствии с типом мотивации

4. Анализ и детализация профиля должности под вакансию
. Портрет подходящего соискателя с учетом MBTI и типологии В.И. Герчикова
. Требования к соискателю и составление списка мотиваторов
. Список ожидаемых компетенций соискателя

5. Классификация вопросов для проведения собеседования
. Открытые, альтернативные и закрытые вопросы
. Вопросы при начале собеседования
. Вопросы для выяснения информации
. Вопросы о профессиональных достижениях
. Вопросы, выявляющие несоответствия
. Вопросы для уточнения полученных данных

6. Этапы проведения собеседований
. Этапы классического собеседования
. Модель STAR для проведения собеседований
. Особенности ситуационного интервью
. Практика применения стресс-интервью при оценке кандидата

Продолжительность программы тренинга по проведению собеседований составляет
8-16 часов, возможен расширенный вариант проведения программы при добавлении большего количества практики и глубины погружения в тему.

ТРЕНИНГ «ЭФФЕКТИВНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО»

Цель: повышение социальной уверенности подростков путем формирования у них навыков трудоустройства.

Задачи:

1. Обучить навыкам написания резюме и самопрезентации в процессе прохождения собеседования при трудоустройстве;

2. Сформировать активную готовность к поиску работы.

Занятие №1 «Поиск работы»

Упражнение «Кто есть кто?»

Ведущий: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени.

Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Упражнение «Почему мы ищем работу?»

Материалы: таблица, ручки.

Участники делятся на мини-группы и проводят мозговой штурм по заполнению таблицы на каждый вопрос. Ведущий: «Записывайте все варианты ответов. Начните с первого вопроса, последовательно переходя к следующей колонке».

После заполнения таблицы происходит обсуждение в большом кругу:

    Какие факторы (личностные, социальные, профессиональной самореализации) могут послужить приоритетами при выборе места работы?

    Можем ли мы выделить три основных причины поиска работы?

    Для чего мы выполняли упражнение?

    Какие мысли возникают, когда мы видим ответы на поставленные вопросы?

ТАБЛИЦА:

Упражнение «Легальная и нелегальная работа»

Материал: несколько наборов карточек по числу мини-групп

Ведущий рассказывает о наличии на рынке труда легальной и нелегальной работы. Участники делятся на несколько мини-групп. Их задача – разложить карточки в соответствии с плюсами и минусами легальной и нелегальной работы.

Ведущий задает вопросы участникам:

    Почему так решили?

    Что вы предпочли при устройстве на работу?

НАБОР КАРТОЧЕК:

    Ненормированный рабочий день: ты можешь работать

и 2 часа в день, или вообще не приходит на работу, главное - в сроки сдать задание.

    Трудовая книжка.

    Трудовой договор, где оговариваются твои права и обязанности, в случае разногласий с руководством о не выполнении пунктов, указанных в договоре, ты имеешь права подать на него в суд. Зарплата + «халява».

    Регистрация в Пенсионном Фонде. Чем больше стаж работы, тем выше пенсия в старости.

    Нет налогов.

    Социальные льготы (пособия, оплаченный декретный отпуск и т.д.). Например, учителя имеют льготы на оплату за квартиру, свет, воду. Милиционеры, налоговые инспекторы – бесплатный проезд в общественном транспорте и т. д.

    Совмещение нескольких работ (учеб).

    Законный ежегодный отпуск. Нет испытательного срока.

    Ежемесячная зарплата.

    Нет ответственности

    Карьерный рост.

    Легкость трудоустройства.

    Оплаченные командировки, курсы переквалификации,

    больничные.

    Должностные права и обязанности (если ты бухгалтер на предприятии, то тебя не имеют права заставлять делать работу секретаря или слесаря).

    Нормированный рабочий день (если в договоре твой рабочий день составляет 8 часов, то тебя не могут заставит работать12 часов.)

    Оплаченный испытательный срок.

    Нет трудового стажа и трудовой книжки (нет начислений на будущую пенсию).

    Нет возможности быстрого обогащения.

    Связанность договором.

    Неоплаченные отпуск, командировка, больничный, декрет.

    Ответственность.

    Нет «шарового» заработка.

    Налоги государства. Отсутствие социальных льгот.

    Возможность обмана. Неполучение заработанных денег.

    Испытательный срок.

    «Бумажная волокита» (очень много беготни и заполнения бумаг при устройстве на работу).

    Нет трудового договора.

    Обязательность работы (ты не имеешь права уйти с работы раньше положенного, даже если переделал всю работу – «Сиди и считай мух на окне!!!»).

    Незаконная деятельность.

    Ненормированный рабочий день (ты можешь работать и 12 –15 часов день, что нарушает условия Трудового Кодекса (закона).

    Не имеешь права уйти с работы, не предупредив за месяц.

    Незаконное увольнение.

    Иногда отсутствие выходных.

    Если есть испытательный срок, то он неоплаченный.

Упражнение «Объявление в газету»

Ведущий: «При поиске работы важно использовать разнообразные средства для достижения своей цели. Одно из таких средств – дать объявление в газету, самому заявить о себе, тем самым, увеличивая свои шансы на трудоустройство. Работодатели тоже читают газеты, и если им требуется специалист, они не только дают объявления в газету, но и просматривают объявления соискателей. Поэтому стоит научиться писать о своих достоинствах так, чтобы заинтересовать работодателя через объявление. Это тоже возможность получения работы».

Участникам предлагается самостоятельно написать объявление в газету в колонку «Ищу работу», представив в этом объявлении свои профессиональные качества в максимально положительном свете. После того, как все объявления будут написаны, предложить участникам вывесить объявления на доске, предварительно зачитав их.

Попросить участников стать на время работодателями подойти к доске объявлений и выбрать, отметив галочкой наиболее заинтересовавшее объявление. Ведущий подсчитывает количество голосов и подводит итоги.

Упражнение «Пять добрых слов»

Оборудование: листы бумаги, ручки

Ведущий: Каждый из вас должен обвести свою руку на лис­ те бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы переда­ ете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от со­седа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисун­ ка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом паль­ чике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комп­ лиментами».

Ведущий проводит обсуждение:

    Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?

    Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

    Со всем ли вы согласны?

Упражнение «Живая анкета»

Ведущий: «А сейчас я попрошу каждого сказать, что вам больше всего запомнилось или понравилось в сегодняшнем занятии, что узнали нового?».

Каждый участник круга говорит о том, что ему понравилось и запомни­ лось в этом занятии больше всего.

Занятие №2 «Резюме»

Упражнение «Возьми салфеток»

Необходимые материалы : бумажные салфетки.

Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, ведущий просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Упражнение «Структура резюме»

Мини-лекция, в которой ведущий дает определение понятия резюме, рассказывает о видах резюме. Участникам предлагается на листе бумаги записать разделы, из которых состоит резюме. Ведущий перечисляет требования к каждому разделу.

Лекция. Резюме обычно состоит из следующих блоков:

1. Анкетные данные. Ваше имя, адрес, номер телефона (вместе с кодом города), точная дата рождения, электронная почта (если есть).

2. Цель (не обязательно, хотя желательно): краткое описание должности, на которую вы претендуете (не больше 6 строк, а лучше 1–2).

Рекомендация: раздел «Цель» имеет смысл включать в резюме лишь в том случае, когда вы абсолютно уверены в том, что хотите получить именно это рабочее место и не хотите даже рассматривать никаких других предложений. Не следует включать этот раздел в резюме в тех случаях, когда вы собираетесь пользоваться единственным вариантом резюме. Рассылая его во многие компании, предлагающие самые различные вакансии.

3. Опыт работы в обратной хронологической последовательности (сначала указывают последнее место работы).

Раздел о трудовом опыте самый важный. Укажите дату начала и окончания работы, название организации, название должности (их может быть несколько, если ваша карьера развивалась успешно). В списке учреждений, где вы работали, следует указать контактный телефон, если у вас нет оснований что-то скрывать, и вы меняли работу «без эксцессов». Но если хотя бы в одной фирме возникала конфликтная ситуация, спровоцировавшая ваше увольнение, то не указывайте ни одного телефона. Действуйте последовательно: либо вы указываете телефоны всех организаций, в которых работали, либо не указываете этих телефонов вообще. Можно кратко описать должностные обязанности и производственные достижения, если вы их имели.

4. Образование: перечисляются все учебные заведения, которые вы закончили или в которых учитесь сейчас (кроме средней школы), факультеты и полученные специальности. Выпускникам и студентам этот раздел следует помещать перед предыдущим, поскольку в данном случае опыт работы, если он имеется, значительно меньше. Можно сообщить о наградах и знаках отличия, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют должности, на которую вы претендуете.

Составляя этот раздел своего резюме, следует руководствоваться следующими правилами:

Квалификация. Укажите квалификацию, присвоенную вам по окончании соответствующего учебного заведения, перед указанием названия этого заведения.

Специальность. Указывайте только в том случае, если она имеет непосредственное отношение к той работе, которую вы хотите получить.

Особые достижения, связанные с учебой. Указывайте средний балл своего диплома только в том случае, если он необычайно высок (если вы, например, получили диплом с отличием). Можно назвать и другие знаки отличия, если они пользуются авторитетом в вашей сфере деятельности или если вы лишь недавно закончили учебу.

5. Раздел «Дополнительная информация» может содержать такие сведения: знание языков, умение пользоваться компьютером, деловые качества, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т. п. Хобби уместно упоминать лишь в том случае, если оно непосредственно связано с желаемой работой.

В списке деловых качеств достаточно указать три–четыре, наиболее весомые для желаемой должности.

Резюме следует составить на компьютере и распечатать на качественной белой бумаге.

Основные требования к стилю написания резюме: лаконичность, честность, конкретность, активность. Четко выделяйте нужные заголовки. Позаботьтесь о том, чтобы ваше резюме было оформлено в едином стиле и одинаковым шрифтом. Выбирайте шрифт, который легко читается, сделайте большие поля, установите достаточный интервал между строк и т. д. Очень важно поместить ваше резюме на одной странице (как минимум - на двух). Вы должны быть уверены в том, что сможете подтвердить всю информацию, изложенную в резюме.

Схема составления комбинированного резюме

Фамилия, имя, отчество

Адрес:

Телефон:

Дата и место рождения:

Семейное положение:

Цель:

Образование: месяц, год приема - месяц, год

окончания

Название учебного заведения, факультет, специальность,

квалификация.

Профессиональная квалификация

Опыт работы: месяц, год приема - месяц, год

увольнения

Название организации (сфера ее деятельности)

Должность: название должности

Количество подчиненных Функции:

Достижения:

Причина увольнения:

Дополнительная информация:

Личные качества:

телефон

Обсуждение:

    Для чего нужно резюме?

Упражнение «Идеальное резюме»

Ведущий делит участников на несколько малых групп по 4–5 человеку в каждой. Всем группам раздает маркеры и листы бумаги и предлагает каждой группе выбрать профессию/должность, на которую нужно составить резюме.

Задание для всех малых групп: придумать такие сведения о соискателе, которые в наибольшей мере будут отвечать требованиям выбранной должности, составить «идеальное резюме», чтобы результатом явилось приглашение на интервью. На выполнение задания отводится 20 минут.

На презентацию дается 2 минуты.

После каждой презентации ведущий предлагает всем участвующим дополнить предложенный вариант резюме.

Упражнение «Письмо моему будущему руководителю»

Ведущий: Сейчас вам предстоит оценить свой нынешний уровень профессиональной компетентности и одновременно заглянуть в будущее. Представьте себе, что вы устраиваетесь на работу и вам с этой целью необходимо написать письмо вашему будущему начальнику. В письме должны быть отражены следующие аспекты:

1. Характер работы, на которую вы претендуете.

2. Основные личные и профессиональные качества и навыки, которыми вы обладаете для успешного выполнения данной работы.

3. ваши ожидания от нового руководителя, ваши надежды, связанные с новой работой.

4. Вклад, который вы сами готовы внести в общее дело, ответственность, которую вы готовы на себя взять.

Когда напишите письмо выберете себе партнера, с которым вы хотели бы обменятся мнениями. Прочтите друг другу свои письма и обсудите, что вам понравилось в письме вашего партнера, чего в нем не хватает и что вам не понравилось.

Теперь вернитесь в общий круг. Кто хочет прочитать нам свое письмо, адресованное руководителю?

Упражнение «Живая анкета»

Описание:

    Какое сейчас настроение?

    Что тебе понравилось?

    Что тебе не понравилось?

Занятие №3 «Собеседование»

Упражнение «Приветствие в парах»

Группа разбивается на пары, затем приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, через одного и приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить приветствие можно проиграть различные ситуации и роли, например: Вы, встретили неожиданно давнего друга, Вы приходите к начальнику, встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с первым встречным.

Упражнение «Телефонный разговор»

Два участника-добровольца разыгрывают ситуацию: «Вы звоните по телефону к будущему работодателю, чтобы получить приглашение на собеседование». Участники садятся в центре малой группы, спиной друг к другу. Один участник выступает в роли работодателя, другой - в роли ищущего работу. Остальные участники рассказывают о своих наблюдениях, отмечают, что было удачным, вносят предложения по улучшению такой работы.

Возможные осложнения ситуации для проигрывания:

    У работодателя нет времени, он очень спешит.

    Работодатель все время поднимает трубки других телефонов.

    Работодатель одновременно разговаривает с Вами и с клиентом.

    Работодатель говорит, что у них нет вакансий. (А Вы точно знаете, что есть, Вам сказала подруга, которая работает в этой фирме.)

Следует напомнить участникам, что конечная цель упражнения - добиться назначения собеседования.

Упражнение « Насколько хорошо вы умеете читать жесты?»

Ведущий раздает каждому участнику таблицу, где необходимо соедините жест из левой колонки с его значением в правой. Соедините жест из левой колонки с его значением в правой!

    Нервничает

    Не уверен (-а) в себе

    Не говорит правду

    Пытается что-то скрыть

    Самоуверен (-а)

    Дружелюбен (-на)

    Уверен (-а) в себе

    Выражает свое превосходство

    Спокоен(-на)

    Избегает смотреть в глаза.

    Скрещивает руки перед собой.

    Держит руки в карманах.

    Ерзает на стуле.

    Натягивает рукава, как будто пытается «спрятаться» или мерзнет.

    Грызет ногти.

    Вертит в руках карандаш.

    Теребит пуговицы.

    Смотрит в глаза, когда разговаривает.

    Все время улыбается.

    Разваливается на стуле.

    Закидывает руки за голову.

    Закидывает ногу на ногу так, что видна подошва туфель.

    Закидывает ногу на ногу, сидит комфортно.

    Сидит прямо, на всей поверхности стула.

17.Держит руки перед собой, видны ладони.

Упражнение «Как вести себя во время собеседования»

Материалы: бумага, ручки.

Ведущий разбивает всех участников на две малые группы. Первой группе поручите написать рекомендации о том, как правильно вести себя во время собеседования.

Второй группе дайте задание написать, чего не следует делать во время собеседования.

Сообщите участвующим, что на задание отводится 10 минут.

Предложите группам презентовать выполненное задание.

После каждой презентации спросите группу, есть ли замечания или дополнения.

Обсуждение:

    Чем было полезно для участников проведенное упражнение?

    Как эффективнее вести себя во время собеседования?

Упражнение «Мой рабочий ландшафт»

Материалы: бумага А4, А3, восковые мелки, карандаши.

Ведущий: я предлагаю вам со стороны посмотреть на тот профессиональный мир, в который вы будите, включены, и составить карту вашего «рабочего ландшафта».

Географические карты выполняют разнообразные функции. Они помогают нам определить, как можно добраться до определенного места и какие препятствия предстоит преодолеть на пути из пункта А в пункт Б. Они показывают где находятся плодородные и неплодородные земли, достопримечательности и неинтересные участки пути.

Выберите сами свой масштаб и площадь, вы можете изобразить горную гряду с вершинами и подписать: «Это мое проявление». Можно нарисовать остров, населить людьми, животными, обозначить погоду и климат в отдельных его частях. Изобразите ваше собственное место в этом ландшафте и ваше непосредственное окружение.

Вопросы для обсуждения:

    Узнал ли что-то новое?

    На что хотел бы обратить внимание в будущем?

    Хотел бы заняться чем-либо другим?

Упражнение «Живая анкета»

Описание: Участники, передавая игрушку по кругу, отвечают на следующие вопросы:

    Какое сейчас настроение?

    Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

    Что тебе понравилось?

    Что тебе не понравилось?