Требования к прицепам. Бизнес с минимальными вложениями - производство прицепов для легковых автомобилей Как открыть фирму по изготовлению прицепов

ГОСТ Р 52281-2004

Группа Д22

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИЦЕПЫ И ПОЛУПРИЦЕПЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ

Общие технические требования

Automobile trailers and semitrailers.
General technical requirements


ОКС 43.080.10
ОКП 45 2500

Дата введения 2006-01-01

Предисловие

Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"


Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Государственным научным центром Российской Федерации, Федеральным государственным унитарным предприятиям "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ"), Федеральным государственным унитарным предприятием "21 научно-исследовательский испытательный институт автомобильной техники Министерства обороны Российской Федерации" ("21 НИИИ AT МО РФ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 108-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"

ВНЕСЕНО Изменение N 1 , утвержденное и введенное в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2006 N 267-ст с 01.01.2007

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 2, 2007 год

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные прицепы, полуприцепы, предназначенные для перевозки грузов в составе автопоезда по автомобильным дорогам общего пользования и их шасси и устанавливает общие технические требования к ним.

Стандарт не распространяется на прицепы, буксируемые автомобилями, оборудованными тягово-сцепными устройствами по ГОСТ 28248 , прицепы (полуприцепы) многоцелевого назначения, а также на прицепы (полуприцепы), по габаритам и допустимым нагрузкам на ось превышающим значения, установленные для автомобильных транспортных средств.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2349-75 Устройства тягово-сцепные системы "крюк-петля" автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования

ГОСТ 5513-97 Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия

ГОСТ 7593-80 Покрытия лакокрасочные грузовых автомобилей. Технические требования

ГОСТ 9008-94 Детали деревянные платформ грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов. Общие технические условия

ГОСТ 9200-76 (ИСО 1185-75, ИСО 1724-80, ИСО 3731-80, ИСО 3732-82, ИСО 4091-78) Соединения семиконтактные разъемные для автомобилей и тракторов

ГОСТ 10409-74 (ИСО 4107-95) Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования

ГОСТ 12017-81 Шкворни сцепные автомобильных полуприцепов. Типы и основные размеры

ГОСТ 12105-74 Тягачи седельные и полуприцепы. Присоединительные размеры

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий

ГОСТ 21758-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Методы определения показателей эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности при испытаниях

ГОСТ 23945.0-80 Унификация изделий. Основные положения

ГОСТ 27226-90 Платформы бортовые автотранспортных средств. Внутренние размеры

ГОСТ 28248-89 (ИСО 1103-76) Легковые автомобили. Тягово-сцепное устройство шарового типа. Основные размеры

ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН N 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения

ГОСТ Р 41.30-99 (Правила ЕЭК ООН N 30) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для автомобилей и их прицепов

ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН N 48) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации

ГОСТ Р 41.54-99 (Правила ЕЭК ООН N 54) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.55-2005 (Правила ЕЭК ООН N 55) Единообразные предписания, касающиеся механических деталей сцепных устройств составов транспортных средств

ГОСТ Р 41.58-2001 (Правила ЕЭК ООН N 58) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I Задних защитных устройств; II Транспортных средств в отношении установки задних защитных устройств официально утвержденного типа; III Транспортных средств в отношении их задней защиты

ГОСТ Р 41.73-99 (Правила ЕЭК ООН N 73) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения грузовых транспортных средств, прицепов и полуприцепов в отношении их боковой защиты

ГОСТ Р 50511-93 (ИСО 3006-76, ИСО 3894-77, ИСО 7141-81) Колеса из легких сплавов для пневматических шин. Общие технические условия

ГОСТ Р 50577-93 Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования

ГОСТ Р 50643-94 Соединение разъемное для антиблокировочной системы тормозов. Основные размеры. Технические требования. Методы испытаний. Указания по установке на транспортных средствах

ГОСТ Р 51893-2002 Шины пневматические. Общие технические требования безопасности

ГОСТ Р 51980-2002 Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ Р 52230-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52051 , а также термин с соответствующим определением:

3.1 основной тяговый автомобиль: Автомобиль, указанный в качестве основного тягового автомобиля в конструкторской документации (КД) на прицеп (полуприцеп).

4 Общие технические требования

4.1 Требования назначения

4.1.1 Прицепы (полуприцепы) должны быть рассчитаны на эксплуатацию при безгаражном хранении.

4.1.2 Прицепы (полуприцепы) в составе автопоезда с основным тяговым автомобилем, специально предназначенным для междугородных и международных перевозок, с запасом хода не менее 1000 км, по требованию потребителя (заказчика) могут быть дополнительно оборудованы предприятием - изготовителем прицепов топливным баком с устройством для механизированной перекачки топлива в бак тягача.

4.1.3 При установке дополнительного топливного бака на прицепах (полуприцепах) должна быть предусмотрена его защита конструктивными элементами от повреждения. Топливный бак должен быть защищен от воздействия коррозии.

Типы и присоединительные размеры пробок и наливных горловин топливных баков должны соответствовать требованиям нормативного документа .

4.2 Требования надежности

4.2.1 Для прицепов (полуприцепов) средний ресурс до капитального ремонта должен быть не менее ресурса основного тягового автомобиля при первой категории условий эксплуатации по ГОСТ 21624 в макроклиматических районах с умеренным климатом V категории размещения I по ГОСТ 15150 .

4.2.2 Средняя наработка на отказ прицепов (полуприцепов) должна быть не ниже, чем у основного тягового автомобиля.

4.3 Требования стойкости к внешним воздействиям

4.3.1 Климатическое исполнение прицепов (полуприцепов) должно соответствовать требованиям, установленным для основного тягового автомобиля.

4.3.2 Материалы, применяемые для изготовления прицепов (полуприцепов), должны иметь стойкость не ниже, чем материалы деталей и сборочных единиц основного тягового автомобиля.

4.3.3 Лакокрасочные покрытия прицепов (полуприцепов), кроме поставляемых на комплектацию окрашенных грунтом, не должны разрушаться при механической мойке струей воды под давлением до 0,15 МПа (1,5 кгс/см), а также должны быть стойкими к воздействию топливосмазочных материалов.

4.3.4 Срок службы лакокрасочного покрытия - не менее 5 лет при эксплуатации прицепов (полуприцепов) в макроклиматических районах с умеренным климатом V категории размещения I по ГОСТ 15150 .

4.4 Требования эргономики и технической эстетики

4.4.1 Окрашивание прицепов (полуприцепов) и контроль внешнего вида поверхности покрытия - по ГОСТ 7593 .

4.4.2 Лакокрасочные покрытия, применяемые для наружных поверхностей прицепов (полуприцепов), должны допускать возможность подкраски или перекраски их красками естественной сушки.

4.4.3 Усилия, необходимые для подъема запасного колеса, откидного трапа не должны превышать 500 Н (50 кгс). При применении механизмов подъема (механического, гидравлического) усилие на рукоятке привода механизмов, если оно циклически повторяется, не должно превышать 200 Н (20 кгс).

Усилие, необходимое для подъема борта платформы (приведение в транспортное положение), должно быть не более 300 Н (40 кгс).

Усилие, необходимое для открывания и закрывания запорных устройств бортов платформы, должно быть не более 200 Н (20 кгс).

4.4.4 Усилия на рукоятке привода механизма подъема-опускания опорных устройств полуприцепов и опорной стойки одноосного прицепа должны быть не более 200 Н (20 кгс). Для опорных устройств с нагрузкой более 200 кН (20 тс) по согласованию с потребителем (заказчиком) допускается увеличение усилия, но не более 400 Н (40 кгс).

4.5 Конструктивные требования

4.5.1 Общие требования

4.5.1.1 Размеры и расположение тягово-сцепного и поворотного устройств прицепов должны быть такими, чтобы при повороте автопоезда (при движении вперед) соблюдались расстояния между тягачом и прицепом, указанные на рисунке 1, и при этом не было касания прицепа с тяговым автомобилем в условиях эксплуатации.

Рисунок 1. Расстояния между тягачом и прицепом при повороте автопоезда

Радиус габарита задней части тягача (прицепа или полуприцепа для многозвенного автопоезда);
- радиус габарита передней части прицепа; - центр тягово-сцепного устройства;
- центр поворотного устройства прицепа; - расстояние до центра тягово-сцепного
устройства для прицепов с центральной осью (осями) - не более 420 мм

Рисунок 1

Данные требования не распространяются на прицепы, оборудованные сцепным устройством, изменяющим расстояние между прицепом и автомобилем при повороте.

Присоединительные размеры полуприцепов - по ГОСТ 12105 (исполнение А).

4.5.1.2 Сцепные петли прицепов (кроме самопогружающихся роспусков) - по ГОСТ 2349 , ГОСТ Р 41.55 .

Прицепы и их шасси, предназначенные для междугородных и международных перевозок, по требованию потребителя (заказчика) должны быть оборудованы беззазорным сцепным устройством по ГОСТ Р 41.55 .

Сцепные шкворни полуприцепов - по ГОСТ 12017 (исполнение А).

Прицепы (полуприцепы), снабженные тормозами (кроме инерционных), предназначенные для работы в составе многозвенных автопоездов, должны иметь сзади место для установи тягово-сцепного устройства по ГОСТ 2349 , ГОСТ Р 41.55 .

Прицепы (полуприцепы), не оборудованные тяговым крюком, должны иметь приспособления для вынужденной эвакуации (вытаскивания).

4.5.1.3 Прицепы (полуприцепы) должны иметь спереди вывод привода тормозной системы, вывод привода гидросистемы для самосвалов, разъемные соединения по ГОСТ 9200 и для подключения антиблокировочной системы (АБС) по ГОСТ Р 50643 .

Прицепы (полуприцепы), предназначенные для работы в составе многозвенных автопоездов, должны иметь дополнительно аналогичные выводы сзади.

4.5.1.4 Конструкцией прицепов (полуприцепов), кроме прицепов (полуприцепов), скорость которых ограничена требованиями КД, должна быть обеспечена возможность их движения в составе автопоезда полной массы с максимальной скоростью не ниже максимальной скорости тягового автомобиля.

4.5.1.5 Статические углы бокового опрокидывания прицепов (полуприцепов) с бортовой платформой полной массой с грузом, обеспечивающим полное использование грузовместимости основных бортовых платформ, должны быть не менее:

35° - для одноосного прицепа;

32° - для двухосного прицепа;

28° - для полуприцепов (вместе с тягачом).

4.5.1.6 Дорожный просвет прицепов (полуприцепов), кроме прицепов (полуприцепов) с пониженной погрузочной высотой, должен быть не менее чем у основного тягового автомобиля.

4.5.1.7 Полуприцепы должны быть оборудованы опорным устройством для поддержания передней части в отцепленном состоянии и обеспечивать удобства сцепки (расцепки) полуприцепа с тяговым автомобилем силами одного человека.

Органы управления опорным устройством должны быть расположены с обеих сторон.

Допускается установка органа управления только с правой стороны полуприцепа.

4.5.1.8 Дорожный просвет под опорными устройствами полуприцепа полной массой должен быть, мм, не менее:

400 - для полуприцепов, имеющих осевую массу

свыше 6 т.

4.5.1.9 Вертикальное статическое давление на тяговый крюк автомобиля от сцепной петли одноосного прицепа полной массой, кроме прицепов-роспусков, должно быть не более 500 Н (50 кгс).

По согласованию с потребителем (заказчиком) допускается увеличивать вертикальное статическое давление до значений, установленных ГОСТ 2349 , а для прицепов с центральной осью (осями) - ГОСТ Р 52051 .

4.5.1.10 Одноосные прицепы, кроме роспусков, должны иметь опорные стойки, обеспечивающие устойчивость в расцепленном состоянии. При вертикальном статическом давлении более 500 Н (50 кгс) от сцепной петли прицепа передняя опорная стойка должна быть оборудована механизмом подъема-опускания сцепной петли в положение, обеспечивающее сцепку (расцепку) прицепа с тяговым автомобилем.

4.5.1.11 Конструкцией прицепов (полуприцепов) должно быть обеспечено удобство выполнения уборочных и моечных работ (удаление грязи, пыли, снега).

4.5.2 Управляемость и устойчивость

4.5.2.1 Прицеп полной массы в составе автопоезда с основным тяговым автомобилем при прямолинейном движении по дороге с твердым ровным покрытием при любой скорости не должен выходить за границу коридора, ширина которого на 0,5 м больше максимальной ширины автопоезда.

4.5.2.2 Поворотные тележки прицепов должны поворачиваться в каждую сторону на угол не менее 60°.

При повороте на максимальный угол дышло прицепа с управляемыми колесами, поворотная тележка и самоустанавливающиеся оси прицепа (полуприцепа) не должны доходить до упора. При этом должна быть обеспечена возможность качения колес без бокового скольжения при движении автопоезда с минимальным радиусом поворота основного тягового автомобиля.

4.5.2.3 Управляемые колеса прицепов и полуприцепы должны иметь блокировочное устройство для удобства маневрирования при движении автопоезда задним ходом.

Конструкцией блокировочного устройства должна быть исключена возможность его самопроизвольного включения (выключения).

4.5.3 Подвеска

4.5.3.1 Подвеска прицепов (полуприцепов) должна обеспечивать плавность хода в соответствии с требованиями нормативного документа .

4.5.4 Колеса и шины

4.5.4.1 На прицепах (полуприцепах) следует устанавливать пневматические шины по ГОСТ 5513 , ГОСТ Р 41.30 , ГОСТ Р 41.54 , ГОСТ Р 51893 .

4.5.4.2 Профиль обода и крепление колес прицепов (полуприцепов) - по ГОСТ 10409 , ГОСТ Р 50511 и нормативному документу .

В технически обоснованных случаях допускается применение колес по КД на прицеп (полуприцеп) конкретного типа.

4.5.4.3 Прицепы (полуприцепы) должны иметь запасные колеса и соответствующие устройства для их крепления. Число запасных колес и их необходимость для самосвальных прицепов, прицепов-роспусков и одноосных прицепов, буксируемых грузопассажирскими автомобилями, устанавливают по согласованию с потребителем (заказчиком).

4.5.5 Тормозная система

4.5.5.* Тормозные системы и тормозные свойства прицепов (полуприцепов) - по ГОСТ Р 41.13 .
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.5.6 Бортовая платформа

4.5.6.1 Размеры бортовых платформ - по ГОСТ 27226 .

Прицепы (полуприцепы), имеющие бортовые платформы, должны быть оборудованы приспособлениями (крюками, скобами и т.п.) для увязки тента и крепления груза, а также по требованию потребителя (заказчика) должна быть обеспечена возможность крепления каркаса тента и дополнительных бортов или надставок.

Бортовые платформы прицепов (полуприцепов) должны иметь задний и боковые откидные борта. Бортовые платформы одноосных прицепов полной массой до 1,2 т включительно допускается оборудовать одним откидным задним бортом.

4.5.6.2 По требованию потребителя (заказчика) прицепы (полуприцепы) укомплектовывают надставными бортами.

Конструкцию устройств для крепления надставных бортов платформ прицепов (полуприцепов) грузоподъемностью 4,0 т и более рекомендуется рассчитывать на максимальную высоту надставных бортов, определяемую условиями полного использования грузоподъемности прицепов (полуприцепов) при перевозке грузов с удельным объемом не менее 2,5 м/т.

4.5.6.3 По требованию потребителя (заказчика) конструкцией платформ должна быть предусмотрена возможность установки уплотнительных устройств, исключающих утерю сыпучих грузов при их перевозке.

4.5.6.4 Конструкцией каркаса тента должно быть обеспечено удобство монтажа и демонтажа тента. Высота загрузочного пространства под тентом у прицепов (полуприцепов) грузоподъемностью 3,0 т и более - не менее 1800 мм.

4.5.6.5 Технические требования к деревянным деталям платформ - по ГОСТ 9008 .

4.5.6.6 Пол бортовой платформы прицепов грузоподъемностью 1,5 т и более рекомендуется выполнять без надколесных ниш.

4.5.6.7 Пол бортовой платформы прицепов (полуприцепов), кроме самосвальных, грузоподъемностью не менее 8 т, рекомендуется рассчитывать на возможность работы погрузчика полной массой 3,2 т.

По требованию потребителя (заказчика) расчетная масса погрузчика может быть увеличена до 3,7 т.

4.5.6.8 Рукоятки запорных устройств бортовых платформ (дверей фургонов и т.п.) прицепов (полуприцепов) в снаряженном состоянии должны быть расположены на высоте не более 1950 мм от опорной поверхности дороги.

4.5.7 Электрооборудование

4.5.7.1 Электрооборудование, внешнее освещение и сигнальное оборудование прицепов (полуприцепов) должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52230 .

4.5.7.2 Количество, расположение, цвет и углы видимости приборов прицепов (полуприцепов) должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.48 .

4.5.7.3 Прицепы должны быть оборудованы вилкой с соединительным кабелем, а полуприцепы - штепсельной розеткой.

4.5.8 Комплектность

4.5.8.1 К каждому прицепу (полуприцепу) должна быть приложена эксплуатационная документация, отвечающая требованиям нормативного документа .

4.5.8.2 Комплектность прицепов (полуприцепов) дополнительным оборудованием определяет договор между потребителем (заказчиком) и изготовителем.

4.5.9 Маркировка

4.5.9.1 Маркировка прицепов (полуприцепов) - по ГОСТ Р 51980 .

4.5.9.2 Места для установки домкратов должны быть указаны в руководстве по эксплуатации (РЭ).

4.5.9.3 Места для зачаливания прицепов (полуприцепов) - по ГОСТ 14192 .

4.5.10 Требования унификации

4.5.10.1 Экономически целесообразная степень унификации (как внутризаводская, так и межзаводская), как правило, определяется отдельно в каждом конкретном случае и отражается в технической документации.

Основные положения по унификации - по ГОСТ 23945.0 .

5 Требования безопасности

5.1 Прицепы (полуприцепы) должны быть оборудованы съемными задними защитными устройствами по ГОСТ Р 41.58 .

Допускается прицепы (полуприцепы) не оборудовать задним защитным устройством, если элементы их рамы и платформы выполняют его функции.

5.2 Прицепы, кроме одноосных и роспусков, должны быть оборудованы устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тяговым автомобилем. При этом должна быть обеспечена возможность наклона дышла на углы по ГОСТ 2349 при отсоединенном устройстве.

При самопроизвольной расцепке петли дышла с тяговым крюком автомобиля (в случае аварийного отрыва от тягового автомобиля) устройство не должно допускать касания сцепной петли дышла с поверхностью горизонтального участка дороги.

5.3 Одноосные прицепы (кроме роспусков), а также прицепы, не имеющие тормозов, должны быть оборудованы предохранительными цепями (тросами).

В случае аварийного обрыва (поломки) тягово-сцепного устройства предохранительные цепи (тросы) должны обеспечивать управление прицепом, кроме того, одноосные прицепы не должны допускать касания сцепной петли дышла с поверхностью горизонтального участка дороги.

Предохранительные цепи (тросы) не следует крепить к тяговому крюку автомобиля или деталям его крепления.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4 Прицепы (полуприцепы) должны иметь не менее двух противооткатных упоров, размещенных в легкодоступном месте.

5.5 Полуприцепы, предназначенные для перевозки длинномерных грузов (труб, бревен и т.п.), должны иметь впереди устройство, защищающее кабину водителя тягового автомобиля от повреждения вследствие возможного смещения перевозимого груза при резком торможении.

5.6 Прицепы (полуприцепы)-самосвалы должны быть оборудованы приспособлением для фиксации поднятого незагруженного кузова.

5.7 Прицепы, кроме роспусков, и полуприцепы должны быть оборудованы надколесными защитными устройствами (крыльями, брызговиками), если детали платформы или устанавливаемого оборудования не выполняют функции этого устройства.

Защитные устройства с задней стороны колеса должны иметь нижнюю кромку на такой высоте, чтобы плоскость, проходящая через теоретическую точку контакта шины с дорогой прицепов (полуприцепов) в нагруженном состоянии и нижнюю кромку части устройства, выполненного из эластичного материала, составляла угол с плоскостью дороги не более 15°.

Ширина защитных устройств должна быть не менее ширины установленных в КД шин.

5.8 Прицепы, кроме одноосных полной массой до 1,2 т, и полуприцепы должны быть оборудованы рабочей и стояночной тормозными системами.

5.9 Орган управления стояночной тормозной системой прицепов (полуприцепов) расположен с правой стороны или сзади и должен быть легкодоступным и несъемным.

5.10 При наличии только одного запасного колеса не допускается устанавливать запасное колесо и орган управления механизмом его подъема (опускания) с левой стороны прицепа (полуприцепа) и прицепа с поворотной тележкой и базой до 3200 мм, имеющих правостороннее расположение органов управления стояночной тормозной системой.

5.11 Прицепы (полуприцепы) должны быть оборудованы ступеньками или лестницей для подъема на платформу, если конструкцией не предусмотрены другие элементы, выполняющие их функции.

Опорная поверхность ступеньки должна быть рифленой.

5.12 Конструкцией подъемника запасного колеса не должно быть допущено его падение при освобождении рукоятки привода подъемника.

5.13 На прицепах (полуприцепах) должно быть предусмотрено место для крепления номерного знака по ГОСТ Р 50577 .

5.14 Прицепы, кроме роспусков, и полуприцепы, кроме предназначенных для перевозки длинномерных неделимых грузов и не имеющих платформ, должны быть оборудованы боковыми защитными устройствами (БЗУ) по ГОСТ Р 41.73 .

Прицепы (полуприцепы) допускается не оборудовать боковыми защитными устройствами, если элементы их рамы, платформы и другие элементы выполняют функции БЗУ.

6 Транспортирование

6.1 Прицепы (полуприцепы) должны быть приспособлены для перевозки их железнодорожным и автомобильным транспортом в соответствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта. Перевозка водным и воздушным транспортом оговаривается заказчиком в техническом задании. Допускается частичная разборка.

6.2 На прицепах (полуприцепах) должны быть предусмотрены места для зачаливания или швартовочные узлы, обеспечивающие возможность крепления прицепов (полуприцепов) при перевозке, а также при проведении их погрузки и выгрузки.

Прочность мест зачаливания на прицепе (полуприцепе) должна быть достаточной для восприятия расчетных перегрузок при перевозке их транспортом конкретного вида.

7 Указания по эксплуатации

7.1 Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта прицепов (полуприцепов) - по ГОСТ 21624 .

Периодичность технического обслуживания прицепов (полуприцепов) - 15000 км.

7.2 К прицепам (полуприцепам) следует прилагать необходимые инструменты и приспособления для проведения работ по техническому обслуживанию, если проведение указанных работ не обеспечивается инструментом и приспособлениями основного тягового автомобиля. В этом случае для размещения инструмента и приспособлений на прицепе (полуприцепе) должно быть предусмотрено место, обеспечивающее их сохранность.

7.3 Смазочные материалы и рабочие жидкости, используемые в прицепах (полуприцепах), должны соответствовать применяемым для сборочных единиц аналогичного назначения основного тягового автомобиля.

7.4 Прицепы (полуприцепы) должны быть рассчитаны на агрегатный метод ремонта.

7.5 Требования по обеспечению эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности прицепов (полуприцепов) - по ГОСТ 21624 .

Показатели эксплуатационной технологичности - по ГОСТ 21758 .

7.6 Подготовку к эксплуатации и эксплуатацию следует осуществлять в соответствии с РЭ на конкретный прицеп (полуприцеп).

8 Гарантия изготовителя

8.1 Гарантийная наработка и гарантийный срок эксплуатации прицепов (полуприцепов) должны быть не ниже, чем у основного тягового автомобиля.

Библиография

ОСТ 37.001.450-87 Пробки и наливные горловины топливных баков автомобилей. Типы и основные присоединительные размеры

ОСТ 37.001.291-84 Автотранспортные средства. Технические нормы плавности хода

ОСТ 37.001.429-98 Колеса для пневматических шин с ободьями неразборными глубокими с посадочными полками 5° с формой бортовых закраин В, J, K, L. Общие технические условия

ОСТ 37.001.511-2001 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы на изделия автомобильной промышленности

УДК 629.114.3:006.354

ОКС 43.080.10

Ключевые слова: прицепы (полуприцепы), прицепы-роспуски, автопоезд, основной тяговый автомобиль, присоединительные размеры, сцепные петли, сцепные шкворни, поворотная тележка, управляемые колеса, дышло



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2005

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Пост был изменен:

Производство прицепов как один из вариантов стартапа

В попытках создать свой стартап, многие заходят в тупик на начальном этапе – поиске интересных идей. Одним из привлекательных вариантов является производство прицепов. Эта ниша на рынке еще не перенасыщена и начинающий предприниматель будет чувствовать себя в ней комфортно, при условии соблюдения ряда правил, о которых речь пойдет ниже.

Краткий анализ бизнеса:
Затраты на организацию бизнеса: 1,2 – 1,6 млн рублей
Актуально для городов с населением: от 50 тысяч
Ситуация в отрасли: сфера производства развита
Сложность организации бизнеса: 3/5
Окупаемость: 8 – 12 месяцев

С чего начать

Изготовление прицепов для автомобилей – один из рентабельных вариантов бизнеса при правильном подходе. При этом заработок можно получать не только от производства, но и от дальнейшего технического обслуживания прицепов и полуприцепов. Это также будет давать ощутимую прибыль даже во время отсутствия необходимых материалов. Поэтому необязательно начинать именно с производства. Ремонт поможет получить стартовый капитал, который можно вкладывать в развитие производственных мощностей.

Что потребуется в первую очередь

Если идти по порядку, то первое, что понадобится при формировании собственного дела независимо от того будет это ремонт или производство, это помещение. Ведь собирать прицеп на территории заказчика совсем не вариант. Наличие собственной производственной площади, на которой будет происходить производство полуприцепов, прицепов или запчастей к ним – несомненный плюс. Здесь же может осуществляться техническое и сервисное обслуживание агрегатов.

Если собственного помещения нет, его можно арендовать, т.к. покупка недвижимости на начальном этапе стартапа не всегда выгодна. Площадь помещения должна быть не менее 50 метров квадратных. Идеально, если это будет большой гараж или ангар, в котором можно проводить работу одновременно над 2-мя или 3-мя единицами техники. В помещении также потребуется дополнительное место для инструментов и вспомогательного оборудования. Без подходящего помещения нет смысла начинать дело. Сборка прицепов – не сезонный заработок, несмотря на периодичность спроса.

Цена недвижимости зависит от многих факторов, в частности, месторасположения и полезной площади, и прочих факторов, которые часто зависят от арендодателя. Помещение в городе естественным образом будет отличаться по цене от того, которое расположено на окраине или в пригороде. При желании можно найти здание не современной застройки, например, склад времен СССР, отремонтировать его и сэкономить массу средств.

Без чего невозможно начать работу

Следующий по необходимости элемент – оборудование для сборки прицепов. Без него невозможно начать работу, т.к. голыми руками получится собрать лишь только какие-то запчасти. Основную массу инструментов можно попытаться найти из собственных запасов. Это могут быть:

  • отвёртки;
  • ключи;
  • молотки;
  • свёрла.

Если же попытаться купить все сразу, из таких мелочей складывается круглая сумма до 1000 долларов. Но не только мелочи важны.

Незаменимым на производстве будет сварочный аппарат. Он обязательно должен быть хорошего качества. Средняя цена на такое оборудование может достигать 500 долларов. В дополнение к нему потребуется качественная шлифмашинка ценой порядка 300 долларов и дрель, желательно электрическая, аналогичной стоимости. Не стоит забывать и о расходных материалах, необходимых для использования инструмента. Это электроды, шлифовальные диски и всё прочее, что может понадобиться мастерам, которых, кстати, нужно найти.

Сырье для производства можно закупать уже после того, как будет готово помещение и оборудование. Большую часть необходимых вспомогательных материалов можно найти на авторынках у оптовых поставщиков либо заказать в интернет-магазинах непосредственно у производителя запчастей. Основу изделия, которую обычно составляет металл, можно изготавливать из вторсырья после его реанимирования. Частично его закупка может проводиться у скупщиков металлолома или на базах строительных и других материалов. Понять, что конкретно станет будущим сырьем, поможет персонал, который знаком с технологией изготовления.

Как искать персонал

Работать самостоятельно можно только на первых стадиях бизнеса, но в дальнейшем осуществлять производство и руководить предприятием будет просто слишком трудоемко, поэтому обязательно понадобится помощник. Им может стать наёмный работник или родственник при организации бизнеса семейного типа. Однако ускорение темпа и наращивание мощностей приведёт к увеличению заказов на производимую продукцию. Поэтому наёмный труд потребуется рано или поздно все равно.

Привлечение нового мастера в производство – большая ответственность, т.к. от того как будет вестись работа зависит успех стартапа. Соответственно, к подбору мастеров и другого персонала нужно подходить особенно тщательно. Лучше если это будут люди с опытом, профессиональные качества которых не вызывают сомнений. Стоит отметить, что при больших темпах сложно обучать сотрудников с нуля. Поэтому попытки начинать работу с обучения сотрудников могут не принести успеха.

Потери на производстве могут быть причиной неквалифицированного труда работников, а они вовсе ни к чему при основании бизнеса по производству прицепов. На первоначальном этапе потребуется как минимум 1 высококвалифицированный специалист, который уже работает, или работал, с прицепами в плане производства или технического обслуживания. Оплата его труда – это тоже часть затрат, которые потянут не мало. Способ оплаты труда лучше выбрать сдельный, т.к. оплачивать посменный на производстве не имеет смысла. Так, сумма зарплаты будет не только компенсироваться за счёт полученной прибыли, но и сможет стимулировать помощника.

Где найти инвесторов

Все затраты, описанные выше, будут складывать основную часть требуемых инвестиций. К ним также добавятся затраты на материалы и текущие расходы, не связанные с производством. Отлично если вся необходимая сумма есть в наличии, но чаще всего на руках имеется лишь её часть. Поэтому требуется искать инвестиции. Часть средств можно взять в банке, однако, проценты, которые придётся выплачивать регулярно, сильно ударят по бюджету стартапа. Как взять банковский кредит на создание бизнеса можно узнать по этой ссылке .

Окупаемость проекта – дело времени. Если весь процесс реализован правильно для выхода в 0 потребуется продать до 20 готовых прицепов. Только после этого стартап начнёт приносить прибыль. В зависимости от темпов производства, это может произойти по разным подсчётам в течение 4-6 месяцев. Не стоит выпускать сразу большую партию прицепов.

В первый месяц желательно выпустить 1-2. После их продажи можно переходить к увеличению партии. После продажи увеличенной партии реализация и производство могут производиться одновременно. Привлечение новых инвестиций и правильная организация процесса поможет ускорить темпы роста предприятия и его развития.

Самое важное

Сбыт продукции – наиболее важный этап. Без возможности сбыта стартап не имеет смысла, и приносить прибыль не сможет. Для сбыта прицепов потребуется площадка для демонстрации товара. На начальном этапе моделей будет немного, но даже их придётся выставлять напоказ.

Демонстрационная площадка может находиться на территории производства. Параллельно выставлять товар можно на интернет-площадках. Качественный товар не будет застаиваться на складе готовой продукции.

Подводные камни

Самостоятельно продвигать товар можно и нужно, но маркетинг и реклама, всё же, дают гораздо большую эффективность. Затраты на рекламу могут быть минимальными, если приложить немного усилий. Для того чтобы прицепы начали покупать, нужно распространить о них информацию. Необязательно крутить ролики на местном телевидении. Для стартапа вполне достаточно продвижения рекламы прицепов в других СМИ.

Ими могут стать местные радиостанции и городские газеты бесплатных объявлений. В некоторых случаях можно разместить рекламу в них используя подручные средства – интернет или телефон. Используя собственный компьютер можно сделать нехитрый ролик и выложить его в соцсетях. Реклама на радио должна запомниться покупателю прицепа, поэтому прокрутка должна быть достаточно частой 3-4 раза в день хотя бы первые 2-3 месяца.

Производство прицепов: требования по ГОСТу + какое нужно помещение + оборудование для производства прицепов + подбор рабочих + рентабельность и дополнительные услуги + прибыльность производства и траты на старте.

Автомобильный бизнес с момента своего возникновения пережил некоторые трансформации. Теперь под этой сферой подразумевают совокупность всего, что связано с транспортными средствами – начиная от изготовления автомобильных наклеек, заканчивая производством бензина и обслуживанием в сервисных центрах.

Если вы думали над тем, чтобы , стоит попробовать себя в таком бизнесе, как производство прицепов для легковых автомобилей.

Сегодня на дорогах России можно увидеть тысячи автомобильных прицепов. Но так ли много мест, где их можно приобрести?

По статистике, это один из самых низкоконкурентных автобизнесов в РФ. Но с ростом количества автомобилей, растёт и спрос на производство автоприцепов.

Статистика и динамика продаж автомобильных прицепов в РФ

Если вы заинтересованы и планируете работать в этом направлении – сейчас наилучшее время для того, чтобы вложиться в бизнес. Но, как и у всякое предпринимательское начинание, производство легковых трейлеров имеет свои плюсы, минусы и особые требования. Давайте рассмотрим их.

Требования ОСТ и ГОСТ к производству автоприцепов

Прежде, чем приступить к изготовлению автомобильных прицепов, стоит внимательно изучить, какие требования необходимо соблюдать при их производстве.

Законодательством РФ, в особенности в отраслевом стандарте 37.001.220-93, указаны все необходимые требования к автомобильным трейлерам. К примеру, общий вес прицепа не должен превышать 50% от веса снаряженного автомобиля. Автоприцепы, оборудованные тормозной системой, не могут иметь вес свыше 1,8 тонны.

Четко регламентированы и предельные нагрузки, которые должен испытывать вертикальный сцепной механизм автотрейлера:

  • Минимальное значение не должно быть ниже 250 ньютонов, максимальное – 1000 Н.
  • Обязательно наличие аварийного механизма сцепления – будь то трос или дополнительные карабины, сцепные механизмы.
  • Дышло прицепа должно быть двухлучевым, поворот должен осуществляться в радиусе 160°.
  • Сцепной механизм должен иметь дорожный просвет минимум в 24 см.

К габаритам каждого автоприцепа определены четкие критерии. Высота любого вида трейлера не должна превышать 3-х метров, при этом в обязательном порядке должно соблюдаться соотношение высоты к ширине колеи 1,8 к 1, максимальная ширина прицепа – 2,3 метра.

При этом в технически обоснованных случаях автоприцеп может иметь высоту в 435 мм.

Пример чертежа по изготовлению одноосного прицепа

Длина автоприцепа не должна превышать 8 метров, при этом максимально допустимое соотношение – 1,5 от длины авто.

Желательно, чтобы высота дорожного просвета трейлера была равна таковой у тягового автомобиля. Ни в коем случае не допускается, чтобы дорожный просвет прицепа был ниже автомобильного.

К каждому прицепу при регистрации должен быть приписан его тип. Всего их три вида:

  • одноосный;
  • двухосный;
  • трехосный.

Одноосный автоприцеп, исходя из названия, имеет одну пару колёс. При этом он должен выдерживать максимальную нагрузку до 700 кг. Двухосный выдерживает куда большие нагрузки, но и по затратности такой автотрейлер будет превосходить предыдущий тип.

Четкого регламента по трехосному нет, но в документах ГИБДД для легковых автомобилей он проходит как двухосный. Требования к нему также соответствуют двухосному.

Чтобы не проходить сертифицирование каждого автоприцепа, произведенного вами, нужно получить сертификат на все производство. Для этого следует либо ООО, после чего обратиться в ГИБДД России и пройти все необходимые тесты на соблюдение норм производства трейлеров.

После этого бумажной волокиты можно избежать, и более не нужно сертифицировать каждый прицеп.

Оформление прицепа и требование к материалам

При сборке грузового кузова автоприцепа используются металлические профильные трубы квадратного сечения, при этом материал труб должен выдерживать высокие нагрузки. При обшивке корпуса используются металлические листы из стали или алюминия.

При этом для большей прочности конструкции при обшивке внешнего корпуса используется гофрированная сталь. Качество материалов должны быть соответствующими. Минимальный ресурс эксплуатации автотрейлера – 50 тыс. км до капитального ремонта при нормальных условиях эксплуатации.

При оформлении прицепов должны соблюдаться следующие требования:

  • наличие брызговиков,
  • на автоприцеп в обязательном порядке должны быть установлены габаритные огни,
  • наличие светоотражающих наклеек,
  • устанавливается автоматический сцепной механизм.

При этом себестоимость двухосного трейлера оценивается в 400-650 долларов. Большая часть этой суммы уходит на материал, остальная – плата за работу сотрудникам.

Конечно же, можно обойтись и без них, собирая автоприцепы самостоятельно. Но в таком случае данный бизнес будет отнимать значительное количество времени, а ежемесячный объем производства автоприцепов сократится до минимума.

Помещение под производство прицепов для легковых автомобилей

Как и любой другой бизнес, производство прицепов требует наличия отдельного рабочего пространства.

Подбор помещения для производства должен проходить, исходя из нескольких параметров:

  • общая площадь рабочего помещения должна составлять более 80 кв. метров;
  • удобная транспортная развилка, возможность изготавливать и обслуживать от 3-4-х единиц автотрейлеров и полуприцепов;
  • наличие всех необходимых коммуникаций.

Для такого типа производства прекрасно подойдут ангарные помещения, большие боксы, бывшие складские помещения. В зависимости от расположения здания, арендная плата будет варьироваться.

Стоит учитывать и то, что в выбранном вами помещении должно быть место для отдыха персонала, место для хранения готовой продукции и материалов, использующихся для изготовления прицепов.

Если вы планируете в дальнейшем не только расширять объем производства, но и оказывать дополнительные услуги, в том числе и по ремонту, стоит подбирать помещения от 140 кв. м.

Такого пространства будет достаточно и для размещения дополнительного оборудования, и для работы над 5-6 прицепами сразу.

Оборудование для изготовления легковых прицепов

Без необходимого оборудования свою работу не сможет выполнить ни одно предприятие. Если у вас есть уже какие-то нужные инструменты, будь то молоток или отвертка – это хорошо. Однако, очевидно, этого недостаточно для того, чтобы собирать качественные и надёжные прицепы.

Необходимое оборудование для начала работы:

Сварочный аппарат. Для работы подойдет либо профессиональный, либо мощный промышленный.
Без него качественная сборка прицепа невозможна.

Шлифовальная машина – обеспечит финишную отделку поверхности, также позволит отрезать части деталей в размер по разметке.


Дрель – позволяет сверлить и бурить отверстия для крепления болтов, делать точечную токарную работу. Для производства трейлеров подойдет и бытовая, мощностью от 700 Вт.

Ящик с инструментами – необходимая вещь. Содержит в себе всё то, что может пригодиться при изготовлении прицепов.

Закупка качественного оборудования для производства – одно из основных затрат при старте. Если же вы испытываете трудности в покупке полного комплекта, стоит попробовать подыскать б/у инструменты, цена таких может быть вдвое ниже, чем на новые.

Новый комплект оборудования обойдётся вам в такую стоимость:

  1. Профессиональный аргонодуговой сварочный аппарат – от 10 до 30 тыс. рублей. При этом промышленный обойдётся дороже.
  2. Шлифовальная машинка – от 2000 до 10000 рублей.
  3. Ударная дрель – от 20 тыс. рублей.
  4. Набор инструментов – минимальный набор качественного инструментария обойдется в 10-12 тыс. рублей.

Итого, минимальные затраты на профессиональное оборудование – от 42 тыс. рублей .

Стоит иметь в виду: если вы не планируете работать один, то некоторые комплекты оборудования нужно будет продублировать.

Подбор персонала на производство прицепов

Производство прицепов для легковых автомобилей можно начать самостоятельно. Однако при масштабировании бизнеса или обработке более 2-х заказов в месяц вы в любом случае станете перед выбором – нанимать новый персонал и расширяться, или же продолжать работать самостоятельно.

Рабочие помогут вам не только сэкономить время, но и ускорить процесс изготовления новых трейлеров, а также разгрузят от выполнения ежедневных обязанностей.

Производство прицепов – один из немногих бизнесов, который не требует каких-то специальных навыков. Если вы нанимаете рабочего, то он должен уметь обращаться с дрелью, сварочным аппаратом и иметь какой-то опыт сборки металлоконструкций.

В целом, расширяя бизнес, вам необходимо будет нанять следующий персонал:

  • Рабочие для сборки и ремонта. Это «костяк» вашего предприятия, люди, которые будут собирать и обслуживать прицепы.
  • Бухгалтер. Человек, который возьмет на себя учёт бумаг и всех расходов, а также, по возможности, учёт поступающих материалов.
  • Менеджер по поставкам/маркетолог. Это важный человек, который будет заниматься размещением товара на различных площадках, подыскивать рынок сбыта и так далее.

Для рабочих можно установить примерную зарплату в размере 300-360 долларов, бухгалтеру и маркетологу – 500. Соответственно, при штате в 4 человека, расходы на зарплату, в среднем, составят 100 тыс. рублей .

Конечно же, на начальных этапах можно обойтись и одним помощником.

Сбыт продукции и рекламная кампания

Самое важное в собственном деле – найти стабильные каналы реализации изготовленной продукции.

Автомобильный прицеп – не тот товар, который приобретается каждый день. Стоит уделить значительное внимание рекламе вашей продукции, ведь без неё никто и не узнает, что вы изготавливаете прицепы, какими бы хорошими они ни были.

Способов размещения рекламы несколько, и все они существуют параллельно друг другу. Например, можно без проблем рекламировать свою продукцию на радио в и газетных объявлениях – часто издатели предоставляют колонку для бесплатных объявлений. Не лишним будет и реклама при помощи подручных средств – доска объявлений всё так же пользуется популярностью.

Помимо этого, существует местное телевидение и интернет. В первом случае реклама будет платной, но упускать такую возможность не стоит. Реклама через СМИ – один из самых популярных и эффективных способов.

Реклама через сеть имеет свои плюсы – она не только популярна, но и функциональна. К примеру, можно добавить ссылку на собственный интернет-магазин, где будущий заказчик сразу же просмотрит весь доступный ассортимент.

Если вы планируете реализовывать свою продукцию не только через интернет, стоит позаботиться о том, чтобы у вашего производства была демонстрационная площадка. Желательно, чтобы на ней можно было просмотреть весь доступный ассортимент прицепов. Если некоторых из них нет, либо изготавливаются только под заказ – желательно наличие «живых» фото.

Рентабельность и дополнительные услуги по обслуживанию

Перед началом производства важно изучить рынок сбыта и наличие конкурирующих предприятий. Вы должны понять, какой тип трейлеров будет пользоваться наибольшим спросом. Это могут быть и тентовые прицепы, рефрижераторные, автоцистерны, а также автоприцепы-киоски.

После исследования рынка необходимо составить производственный план. В нём должны охватываться все сферы производства – от количества сотрудников до ежемесячных поставок прицепов на рынок. Туда же будет входить и расчет стартовых инвестиций, необходимых для начала производства.

При средней стоимости трейлера в 60-120 тыс. руб. затраты на их производство составят до 40 тыс., включая арендную плату за помещение, зарплаты сотрудникам и траты на расходные материалы.

К слову, процесс можно упростить, если покупать уже готовые шасси для автоприцепов. Такие «скелеты» собираются для того, чтобы будущий владелец мог самостоятельно установить на них все необходимые конструкции. Если вы не собираетесь изготавливать шасси, можно использовать вариант эрзац-прицепа.

Покупка «конструктора» обойдётся в 10-15 тыс. рублей. Соответственно, с установкой дополнительного оборудования стоимость трейлера упадёт до 30 тыс. К тому же использование заготовок может в значительной степени сэкономить время, что будет полезно на начальных этапах производства.

Помимо прочего, в деле возможна реализация дополнительного производства прицепов. Например, если размеры вашего помещения позволяют, то можно попробовать изготавливать автоприцепы для сельскохозяйственной и прочей рабочей техники. Сюда же входят и спецприцепы – это ещё одна возможность получения дополнительного дохода.

Изменение сортамента трейлеров в 2014 году

Автобизнес. Производство прицепов, продажа и аренда.

Как наладить свое производство? Советы начинающим бизнесменам.

Прибыльность производства легковых прицепов и расходы на запуск

стронг Производство легковых прицепов – крайне востребованное и прибыльное дело. Готовый товар редко подолгу задерживается на складе, само производство прицепов быстро окупается. При средней стоимость продукта в 25 тыс.руб. вы отобьете вложения уже после продажи 20-25 автоприцепов, на что уйдет до 18 месяцев.

С предоставлением дополнительных услуг по техобслуживанию (например, по ремонту или замене ходовых элементов) окупаемость произойдет даже быстрее.

Но, как и у любого другого бизнеса, здесь сесть свои нюансы и проблемы. Например, самое сложное здесь – сертификация производства и получение лицензии, так как требования к процессу производства и окончательному продукту четко регулируются законодательством.

Чтобы избежать этого, следует обратиться за помощью к юристам. Хороший специалист поможет ускорить процесс подготовки всех необходимых документов. Конечно же, для этого потребуются дополнительные вложения. Но, как уже говорилось ранее, кроме этих проблем, развитию бизнеса ничего не препятствует.

Итого, на начальном этапе предстоят такие траты:

  • Расходы на аренду – 20 000 рублей.
  • Закупка оборудования для производства – 42 тыс. руб.
  • Сертификация ИП или ООО – от 12 тыс. рублей.
  • Расходы на персонал – минимум 20 тыс.
  • Изначальная стоимость материала для одного прицепа – 16 тыс. рублей.
  • Расходы на рекламу – 30 тыс. рублей.

Итого, организация дела обойдется в 210 тыс. рублей вместе со страховочной суммой (30-50% от стартового капитала). Рассчитывая окупаемость предприятия, необходимо учитывать ежемесячные расходы на зарплату, коммунальные платежи, а также налоги и расходы на закупку сырья.

Производство прицепов – высокорентабельный бизнес, доходы здесь зависят от количества изготовленного и проданного товара. При этом присутствует возможность изготовления продукции «под заказ».

Наличие дополнительных ниш для расширения, в частности, производство прицепов для сельскохозяйственной

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Когда предприятие ПО «Курганские прицепы» сфокусировалось только на выпуске прицепов, то дела быстро пошли в гору. Сначала компания продавала свою продукцию физическим лицам, а сегодня их не переплюнуть и по количеству крупных клиентов. О том, как на заводе принимают решение о выпуске новых моделей, и о привлечении покупателей «Жажде» рассказал генеральный директор компании Александр Тупицын.

Легкое обновление

Развивая семейный бизнес, Александр начал задумываться над вопросом, кому еще можно предложить продукцию своего предприятия, как обеспечить стабильный поток клиентов и как подстраивать процесс изготовления под растущий спрос.

На предприятии «Курганские прицепы» достаточно гибкое производство – в этом и заключается главная особенность. Почти все детали, из которых состоит прицеп, изготавливаются на этом же заводе. Покупные детали используются очень мало – в основном те, что требуют отдельного производителя. За счет постоянного наличия необходимых составных частей удается обеспечивать быстрое обновление модельного ряда продукции.

На заводе есть собственное конструкторское бюро – в него входят 7 человек, каждый из которых отвечает за отдельный объем работ. Поэтому внедрение нового продукта проходит без фундаментальных вложений денежных средств. Все оборудование перенастраиваемое, ничего сверхъестественного не требуется.

Александр Тупицын: «Решение, пойдет прицеп на рынок или нет, мы принимаем совместно с экономистами и отделом маркетинга. Оцениваем рынок, возможные объемы продаж. Определяем условия внедрения на основе информации о покупателях, возрастной группе, достатке, климатической зоне. Выводя новый продукт на рынок, мы анализируем прогнозы и только тогда принимаем решения. При рассмотрении вопроса о том, нужно ли продолжать изготавливать конкретную модель, учитываются продажи прошедших лет. К этому году с рынка ушла только одна модификация – она заменилась другой, с лучшими характеристиками и меньшей ценой».

Расширение производства новыми моделями заняло примерно полгода. Оно заключалось в создании нового участка на предприятии. Нужно было выделить под него площадь, оборудовать ее, закупить инструмент и нанять персонал. Больше времени пришлось потратить на подготовку конструкторской документации и обучение персонала.

Более грузоподъемные прицепы выпускаются в меньшем количестве – это зависит от требований заказчика. Иногда необходимо изготовить продукт под конкретный груз, для перевозки которого нужны особые материалы и конструкция.

Предприятие выпустило около 40 прицепов повышенной грузоподъемности с тормозной системой – и все разные. Единичная сборка не требует высоких затрат. Не понадобилось и обновление оборудования, так как в основном использовалась ручная сборка.

На чем можно выиграть

Предпринимателей, желающих заниматься производством аналогичной продукции и ее последующей реализацией, достаточно. Занять второе место по продажам и изготовлению прицепов в России и обходить конкурентов получается благодаря нескольким факторам.

Александр Тупицын: «Главными достоинствами удачного роста продаж можно назвать следующие: мы практически не зависим от поставщиков, мы не связаны с изменениями курса валюты, не считая спекуляций на рынке металлов. К тому же у нас нет привязки к срокам поставки, так как мы все делаем сами. При разработке нового продукта чаще всего завышаем требования, чтобы товар выдерживал большую нагрузку, как принято в России, где предъявляют высокие требования к продукту. Конструкции наших прицепов долговечны и надежны, соответствуют по грузоподъемности заявленным характеристикам, всегда изготавливаются в рамках регламента».

Без обновления основных фондов очень трудно представить разработку новых модификаций. Покупатели могут появиться со своими предложениями из неизвестной сферы деятельности – быстрая перенастройка под выгодный заказ требует переналаживаемых техпроцессов и, конечно, мощностей под увеличение количества продаваемых прицепов. На модернизацию производства уходит львиная доля прибыли.

Александр Тупицын: «Основное направление вложения средств для нас – это техническое перевооружение. Покупка современного высокопроизводительного оборудования, которое изготовит нашу продукцию и диверсифицирует номенклатуру, позволит выпускать не только прицепы. На любом рынке случаются перенасыщение и другие кризисные явления. От таких моментов мы должны быть застрахованы. Важно предлагать рынку новые продукты, которые удержат предприятие на ногах в трудные периоды. Поэтому модернизировать изготовление и разрабатывать новые модели – это наши первоочередные задачи. Вот в это и инвестируем».

Под предложения покупателей возможно производить новую модификацию на базе прицепов или совершенно альтернативный продукт. Такое производство универсально. На заводе имеется цех подготовки металла, сварочный цех, цех покраски, мехообработки, сборки. Работает швейный цех – там шьют тенты для прицепов, спецодежду. Производство настолько гибкое, что заказы клиентов никогда не проигнорируют. Главное – найти этих клиентов и предложить правильное решение по оправданной цене.

Базовые параметры для продаж

Александр Тупицын: «Если клиент обращается с заказом, то мы все рассчитываем, смотрим конкурентные предложения, предлагаем наилучшие варианты, и он принимает решение. Если продвигаем товар, тут другой подход. Сначала изучаем рынок, спрос на эту модель прицепа и в зависимости от этого уже решаем, выгодно ли выпускать такую модификацию. А сама реализация продукта зависит от того, соответствует ли он заявленному качеству, цене и потребительским характеристикам».

Другой фактор – это доступность товара для покупателей. Она обеспечивается дилерской сетью, которая имеет около 80 партнеров в нашей стране. На сайте предприятия указаны контакты, куда всегда можно обратиться по любым вопросам.

Руководство постоянно занимается развитием дилерской сети, обучает ее сотрудников продавать и продвигать товар. Наш герой внимательно следит за маркетингом, рекламой и другими формами стимуляции спроса на свою продукцию. Работа ведется и на ближнем зарубежье, товар легко продается в странах Таможенного союза. Благодаря новому техническому регламенту, продажи получаются без бюрократических проволочек. Дилерская сеть и качество продукта стали гарантией успеха.

На заводе сформировался хороший дружный коллектив, который выдержал все трудности. Александру удается удерживать квалифицированных работников, хоть это и не так просто.

Александр Тупицын: «К нам приходят новые инженеры, появляется молодежь. Она не такая, как опытные работники, – без заводской закалки 90-х годов. Но это творческие люди, которые хотят вкладывать все силы в общее дело. Большого дефицита в кадрах мы не испытываем, потому что у нас всегда есть работа, предприятие функционирует стабильно и достойная заработная плата выплачивается своевременно».

Единственная проблема, по словам нашего героя, – это технологи и конструкторы. За них приходится бороться. На сегодняшний день сформировать коллектив конструкторов уже удалось.

«Курганские прицепы» в цифрах и фактах

Организационно-правовая форма

Акционерное общество.

Уникальные предложения

Основное предприятие «Курганские прицепы» занимается изготовлением прицепов различного назначения полной массой до 3,5 т. Они делятся на две категории: грузоподъемностью до 750 кг и от 750 кг до 3,5 т. Последние оборудуются тормозами.

Годовые обороты

За 2016 год реализовали примерно 24,5 тыс. прицепов, и выручка составила около 930 млн рублей с НДС. В 2015 году было 890 млн рублей.

Александр Тупицын: «Завод занимает 2-е место в России по объему производства. С лидером мы выпускаем почти одинаковое количество продукции. А предприятие, занимающее 3-е место, производит в 3 раза меньше нас».

Окупаемость вложений

Расширение производства новыми моделями заняло по времени примерно полгода.

Средства продвижения

Дилерская сеть, которая имеет сейчас около 80 партнеров по всей стране, сайты продаж