Сирин и Алконост. Русский рисованный лубок

Сирин, Алконост, Гамаюн - птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире - 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском - 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?

Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) - человекоконь, стреляющий из лука, Грифон - крылатый лев с головой орла, Дракон - крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком - это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) - близ современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.

Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов

Птица Сирин

Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] - птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах - воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин - это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв - нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Сирин в древнерусском фольклоре - большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены - морские девы необыкновенной красоты - входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.

Сирин на виноградном дереве 1710г

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом - птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич - гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.

Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и . Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу - Алконоста.

Алканост

Птица Алконост

Алконо́ст (алконст, алконос) - в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.

Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов - одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.

Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев - Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц. Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце - сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка - древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед. Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.

С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр. Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам. Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса.

Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на , предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой - признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.

Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево - скорее всего, это знакомое многим выражение - «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы - символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц - Сирина и Алконоста.

Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памятью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).

Птица гамаюн

Гамаю́н - по славянской мифологии вещая птица, посланник Бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова - «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».

Картина Васнецова

Первоначально - из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии - сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» - баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы - «Клубки».

Встревоженность и печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн - птица вещая» (1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы, глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного стихотворения:

Гамаюн — птица на дереве
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…

Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…

Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!…

Просмотры: 4 716

В русском декоративно-прикладном искусстве (книгах, росписях соборов и т.д.) иногда встречается странный, но привлекательный образ птицы с ликом и руками девы – символ светлой печали. Персонаж появляется также в легендах и носит имя Алконост. Мало кто знает, что вкладывали авторы в это изображение и откуда взялся этот образ.

Кто такой алконост?

Алконост – это сказочная райская птица, первое описание которой появилось на Руси в книжной миниатюре 12 века – Юрьевском евангелии. Образ пришел из античной мифологии: легенде о красавице Алкионе, превращенной богами в морскую пичугу зимородка. В переводе с древнегреческого зимородок звучит как «алкион», но книгописцы исказили необычное для слуха название. В результате неверных трактовок морская птица стала именем нарицательным. Много старинных сказаний повествуют о ней, и чаще легенды переплетаются с другой мифической птицей – Сирин.

Чем отличается Сирин от Алконоста?

Алконост и – хранительницы древа жизни, героини народных сказаний. Согласно легенде сладкоголосые девы прилетают в яблоневый сад поутру на праздник урожая Яблочный спас. Первой появляется Сирин, она грустит и плачет. Вторая женщина-птица смеется, смахивает с крыльев живительную росу и наделяет плоды целительной силой. Сирин и Алконост – птицы радости и печали, это главное различие между ними, но есть и другие:

  1. В некоторых легендах Сирин приобретает отрицательное значение и является посланницей темного мира. А последовательница Алкионы – жительница славянского рая Ирия.
  2. Дева радости не несет людям зла, лишь завлекает, тогда как ее подруга иногда приравнивалась к морским Сиренам, одурманивающих и убивающих путников.

Птица Алконост в славянской мифологии

Славянские легенды о птице с человеческим лицом, чей голос сладок как любовь, – это своеобразная интерпретация сказаний о греческой Алкионе. Пришедший с Запада образ пришелся по душе русским людям, потому как они считали себя неотделимыми от животного мира. Чудесная крылатая дева Алконост в славянской мифологии наделена интересными особенностями:

  • ее оперение светлое, отливает голубым цветом неба либо радужное;
  • вокруг головы – нимб или корона;
  • она управляет погодой;
  • услышав пение девы, можно забыть все на свете, но оно утешает;
  • в описании Алконоста иногда упоминается река Ефрат, как место ее обитания, а в некоторых сказках – остров Буян.

Алконост – легенда

Долгие годы сказания о пернатой богине изменялось и обрастало новыми подробностями. В древней энциклопедии «Шестоднев» Экзарха Болгарского просто упоминалось о том, что она гнездится на берегу моря и высиживает птенцов в разгар зимы. Позже сказание дополнилось следующими фактами:

  1. Птица Алконост несет золотые яйца – сначала погружает на дно морское, а потом высиживает не берегу в течение недели.
  2. Пока кладка находится в воде, на море стоит полный штиль. Погода безветренная, хотя холодное время года.
  3. Мать не отводит взгляд от своих яиц, пока не вылупятся птенцы.
  4. Если зародыша нет в яйце, оно всплывает со дна моря на поверхность, но не портится. Его вешают в церкви под паникадилом.

Как вызвать птицу Алконост?

По преданиям богиня Алконост своим пением исцеляет и приносит счастье в жилище, поэтому люди не раз пытались заманить ее и неволить, чтобы пользоваться предоставляемыми ею благами. Но сама она в руки не идет, поэтому охотники шли на хитрость: похищали тщательно охраняемое яйцо у светлой девы, ожидая, что она пойдет на его поиски и попадется в ловушку. Существовали поверья, что встреча с легендарной девой не проходит для человека бесследно – он находит успокоение и блаженство, но всегда возвращается на то место, где случилась встреча.

Женщина-птица Алконост – образ удивительный и многогранный. Она фигурирует во многих легендах, как хранительница рая, сидящая на вратах, или воплощение бога солнца Хороса. На старинных дохристианских рисунках, лубочных картинках, дева встречается часто. Из средних веков персонаж пришел и в наше время: удивительное пернатое создание упоминается в стихах Блока и Высоцкого, а самое яркое изображение обеих дев – светлой и темной (Сирин) – принадлежит Виктору Васнецову. Картина «Песни радости и печали» – живое воплощение пришедшего из Греции образа.

Райская дева-птица из славянских средневековых легенд. Считается, что Алконост приносит счастье, однако в апокрифической литературе и преданиях распространено и представление об Алконосте как о птице печали и светлой грусти. Легенда об Алконосте частично повторяет легенду о другой вымышленной птице - , и во многом перекликается с ней. Среди простого народа в России широко были распространены представления об этих птицах, изображения которых часто встречаются на лубочных картинках.

История происхождения

Представления об Алконосте в славянском фольклоре восходят к греческой мифологии, к мифу об Алкионе, дочери Эола, которую боги превратили в птицу зимородка. Девушка вышла замуж за царя Кеика, который погиб во время кораблекрушения. От горя Алкиона бросилась в море, чтобы разделить печальную судьбу мужа, и в этот момент боги превратили женщину в птицу-зимородка.

Есть и другая версия, согласно которой Алкиона и Кеик чересчур возгордились и начали называть друг друга именами богов. За это покарал обоих и превратил Кеика в чайку, а Алкиону - в зимородка.

Греки называли период в середине зимы, когда море спокойно, «алкионовыми днями». Эта тихая погода стоит неделю или две. Считается, что Эол в это время смиряет ветры, чтобы Алкиона могла спокойно высидеть птенцов. Гнездо же Алкионы плавает по волнам.

Этот миф также воплотился в переработанном виде в представлениях о том, как высиживает яйца Алконост. В славянском фольклоре считается, что птица Алконост откладывает яйца в дни зимнего солнцестояния. Яйца эти опускаются на дно морское и там лежат семь дней, а затем всплывают.


Пока яйца Алконоста пребывают в морской пучине, на море стоит штиль, безветрие. Забрав яйца из моря, Алконост уносит их на берег и там высиживает. Есть легенды о том, как люди пытались выкрасть яйца Алконоста, чтобы поместить те под потолком церкви.

В русскую культуру образ Алконоста проник благодаря переводам, в частности, «Шестодневу» Иоанна Болгарского. Ранние изображения Алконоста можно найти в книжных миниатюрах двенадцатого века. В XIV-XVII веках образ райской птицы Алконост проникает в памятники древнерусской литературы, азбуковники и лубочные картинки.

Мифы и легенды


Алконост изображается в русском искусстве как химера с крыльями и хвостом птицы, при этом с головой и руками девушки. В качестве атрибутов Алконоста часто изображают развернутый свиток, который дева-птица держит в руке, и райский цветок. На свитке изображают текст, гласящий, что праведно прожившим земную жизнь воздастся в раю. Название «алконост» происходит от греческого слова, означающего «зимородок».

Считалось, что райские птицы живут в землях, близких к раю. Согласно легендам, Алконост обитает на сказочном острове Буяне, известном по русскому фольклору. Либо на Евфрате - одной из райских рек, либо в Ирии - мифической стране восточнославянского фольклора, которая представляет собой вариацию на тему рая и находится в теплом западном море.


В легендах и искусстве птица Алконост часто идет в паре с другой волшебной птицей - Сирин. Завораживающее пение Алконоста сулит счастье и радость, в то время как звук голоса птицы Сирин может свести человека с ума. Сирин считается вещей птицей, чьи песни о грядущем обещают блаженство. Однако люди из-за вредного влияния этих песен на рассудок стараются отпугнуть певчее создание, стреляя из пушек и звоня в колокола.

Образ птицы Сирин возводят к греческим сиренам - демоническим девам-птицам, которые звуками своих голосов усыпляют мореплавателей, а затем разрывают тех на части и пожирают.

Почерпнуть информацию о птице Алконост можно из подписей на лубочных картинках. Образ Алконоста там сближается с образом Сирина. Говорится, например, что кто будет вблизи Алконоста в то время, когда птица поет, тот забудет обо всем в мире, лишится ума, а душа этого неосторожного человека выйдет из тела.


Картина Виктора Васнецова "Алконост и Сирин"

В народном христианстве образ Алконоста связывают с праздником урожая – Яблочным Спасом. В это время райская птица Алконост смахивает живую росу с крыльев. Плоды яблони, на которые попала эта роса, становятся целительными. Причем Алконост во время этого праздника прилетает в сады, где растут яблони, после полудня, смеется и радуется. А с утра в сад прилетает «коллега» Алконоста, птица Сирин, которая плачет и печалится.

Образ Алконоста запечатлен не только в лубочных картинках, но и на полотнах художников. Известна картина , где изображены обе райские птицы. Причем оперение Алконоста - белое, как символ веселья и наслаждений, которые несет птица, а оперение Сирина - черное.


На голове Алконоста обыкновенно изображают корону. Васнецов изобразил райских птиц с женскими плечами и головой, в то время как на лубочных картинках у Алконоста присутствует еще и грудь женщины, и руки наравне с крыльями.

Еще одна вымышленная райская птица – . Она появилась много позднее, в текстах и предметах искусства XVII-XIX, и к славянскому фольклору и мифологии отношения не имеет.

Алконост, или Алконос (от древнегреческого ἀλκυών - «зимородок») – это райская дева-птица Зари из славянской мифологии. Она считается светлой и мудрой птицей радости в Яви.

Алконост, по поверьям, связывает богов и людей. От человека алконосту достались лицо, руки и женская грудь, остальные части тела у нее птичьи. В одной из своих рук она держит райский цветок, либо же древний свиток. Голову венчает корона. Считается, что алконост управляет погодой и является посланницей славянского бога солнца Хорса.

Птица алконост, по одной из версий, живет на райской реке Евфрат, по другой – на легендарном острове . Иногда местом ее обитания называют древнеславянский рай Ирий. Ее непосредственным домом является большая яблоня с золотистыми плодами, которые считаются . Яблоню стережет дракон Ладон. Зимой Алконост спускает в мир Яви. Поэтому, в это время в мире выпадает снег, происходят бури, метели, бураны. Их устраивает птица Алконост.

Алконост - это сестра Рарога, Финиста и Стратима. Согласно славянской мифологии, прекрасная девушка была превращена богами в зимородка. Эта легенда схожа с древнегреческим мифом о девушке Алкионе, также превращенной богами в зимородка.

Алконост птица волшебная. Мало какие славянские символы наделены такой силой. Она откладывает семь своих яиц в глубины Мирового Океана в середине зимы или же в период зимнего солнцестояния. В течение недели, когда птица-Алконост сидит на своих яйцах, и спустя еще одну, пока она вскармливает своих вылупившихся птенцов, царит хорошая, спокойная погода, а на море не бывает штормов. Вместо бурь дует легкий ветерок. Потом Алконост забирает свои яйца обратно в . Если человеку посчастливится украсть у этой райской птицы одно из ее яиц, он получает могущественную магическую силу, правда, спустя недолгое время он навсегда исчезает.

По народному поверью, в утро Яблочного Спаса в яблоневый сад прилетает райская дева-птица Сирин. Она начинает грустить и плакать. После полудня прилетает райская дева-птица Алконост - радуется и смеется. Алконост смахивает со своих широких крыльев росу, и яблоки на деревьях становятся целительными.

Отличительная черта Алконоста – это ее прекрасное пение, которое завораживает человека. Если человек его услышит, он забудет обо всем на свете. Его сердце наполняется бесконечной любовью, радостью, счастьем. По сладкозвучному пению с ней может сравниться только другая райская птица-дева по имени Сирин.

На одной из лубочных картинок с изображением Алконоста была сделана следующая надпись:

«Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самоё себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит».

Птица Алконост символизирует светлую печаль. Считается, если человек встретит Алконоста, это принесет ему большую удачу.

Как известно, божественных птиц у славян было три: Гамаюн , Сирин. Последняя часто прозывалась «птицей радости». Что говорит об Алконост славянская мифология? Почему ее связывают со светом?

Кто такая птица Алконост и что про нее рассказывают?

В русском искусстве и легендах райская птица с головой и руками девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин. Алконост - родственница птицы Сирин, которая поет грустные песни и пророчествует беду. Она не ее противница, две птицедевы, скорее, органично дополняют друг друга. В славянской мифологии немало образов пернатых созданий, и Алконост наряду с другими полудевицами-полуптицами относится к ним. Ее называют сестрой других мифологических птиц.

Пение Алконост прекрасно, как и пение ее сестры Сирин, но оно не представляет угрозы жизни и благополучию услышавшего, а, напротив, наполняет душу радостью и счастьем, миром, покоем.

Про Сирин и Алконост говорили, что они сидят на ветвях яблони, дающей золотые плоды и растущей в райском саду славян - Светлом Ирии. Периодически птица Алконост проявляется на Земле. Она летает по миру, утихомиривая бури и грозы. На зимнее солнцестояние Алконост сносит яйцо прямо в воду моря-океана. В этот период стоит безвестный штиль. Затем яйцо всплывает и птицедева уносит ее в Ирий. Некоторые смельчаки отваживались на похищение яйца волшебной птицы, но тем, кому удалось, вместе со вселенской мудростью досталась смерть.

Есть еще легенда - в августе, когда зреют яблоки, поутру прилетает в сад птица Сирин, которая поет печальные песни и роняет слезы. Потом ее сменяет Алконост с радостными и счастливыми птицами. На ее крыльях - живая вода, которой она орошает яблоки. С той поры они наполняются чудесными свойствами.

Так же рассказывали, что Алконост - посланник Богов, и Сварог , Отец Небесный, часто отдавал распоряжения этой птице, чтобы она передавала его приказы.

Вот как рассказывали про волшебную птицу:

Алконост близ рая пребывает, иногда и на Ефрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот все на свете забудет: тогда ум от него отходит и душа из тела выходит.

Вообще же, птица Алконост предвещает удачу и счастье. Но узнавать от нее секреты высшего мира способны лишь люди мудрые, обретшие огромные знания. Как остальным птицедевам, ей дана власть над погодой. Эмоции, которые вызывает пение Алконост в душе услышавшего его, сравнивают с любовью. Но это пение, несмотря на то, что люди, услышав его, забывают себя, не представляет опасности, в отличие от песен темной птицы Сирин.

Какова на вид птица Алконост?

Алконост, подобно другим мифологическим птицам, напоминает причудливый гибрид птицы и прекрасной девушки. На голове ее красуется корона - символ высшего происхождения, тайных знаний. В одной из рук у Алконост - цветок из самого Ирия. Оперение у нее светлое, в отличие от Сирин, что указывает на ее характер - светлый и радостный. Часто сравнивают ее с зимородком по красоте и яркости оперения. В отличие от Сирин или Гамаюн, птицу Алконост всегда изображали с человеческими руками. Вообще же, по мнению одних исследователей, легенда о птице Алконост - переосмысленный и перенесенный на русскую почву рассказ о деве Алкионе, которая, узнав о гибели мужа в море, сама бросилась в пучину. За это боги перевоплотили ее в зимородка, а мужа - в чайку. Поэтому в тот период, когда зимородок сидит на яйцах, море всегда спокойно.

Птица Алконост, вместе с другими подобными персонажами мифологии - излюбленный образ славян. Ее с удовольствием изображали на лубках, панно, вышивках, мебели. Птица Алконост также служила оберегом.

Птица-дева Алконост вдохновляет поэтов и художников, сказителей по сей день. Вообще же, образы славянской мифологии необычны и прекрасны. Изучая их, мы приближаемся к пониманию наших предков, их картины мира.

Подробнее о славянской мифологии.