«Путешествие в страну сказок». Вечер досуга в старшей группе

Досуг «Вечер загадок » встаршей группе

Задачи :

1. Развивать воображение, речевую и двигательную активность.

2. Учить отгадывать описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния.

3. Активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков.

4. Формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении.

5. Помочь ребёнку почувствовать себя более уверенно в группе .

Воспитатель :- Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в веселое путешествие по нашей группе , но это будет не простое путешествие, а с загадками !

Загадаю вам загадки , вы же дайте мне отгадки.

Послушайте внимательно, подумайте старательно.

Карусели, карусели с вами мы в машину сели и поехали!

(Имитируем вождение машины и двигаемся к первой остановке)

Внимание! Остановка «Кухня»

Ребята, а что находится на кухне? (Ответы детей)

Вот и загадки мы должны отгадать о тех предметах, которые можно увидеть на кухне.

В него наливают воду, компот.

И сок, молоко он попить нам дает. (Кувшин)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела : «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

И остер он и хорош. Угадали? Это (Нож) .

На ней жарим, на ней парим,

Вторые блюда получаем. (Сковорода) .

Она жара не боится, смело на огонь садится.

Варится в ней вкусный суп – суп из овощей и круп. (Кастрюля) .

Ребята, вы хорошо знаете названия посуды. Молодцы!

А какие предметы посуды вы еще знаете? (ответы детей)

А вот для вас и загадки о продуктах , об овощах и фруктах.

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Что за скрип? Что за хруст? это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я. (Капуста)

Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а. (Лук)

Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец)

Приготовить на обед ты не сможешь винегрет,

Если овоща такого у тебя на кухне нет. (Свекла)

Золотой каретой в сказке этот овощ был когда-то.

Отгадайте без подсказки, как зовется он, ребята? (Тыква)

На жарком солнышке подсох и рвется из стручков. (Горох)

Зелёный полосатый шар, с начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз, скажите, что это. (Арбуз)

В золотистой шкурке бок, а под шкуркой сладкий сок.

В каждой дольке по глоточку и для сыны, и для дочки. (Апельсин)

Полумесяц золотой, Будто медом налитой.

Он душистый, мягкий, сладкий, а на ощупь – очень гладкий. (Банан)

Молодцы! И с этими загадками вы справились , теперь можем отправляться дальше!

Карусели, карусели мы с тобою в лодку сели и поехали!

(Выполняем движения руками «гребём вёслами)»

А вот наша вторая остановка «Времена года»

Ребята, а какое сейчас время года? (ответы детей)

Внимательно смотрите на календарь природы и слушайте загадки

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень)

Наступили холода. Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый, обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь : спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)

Я раскрываю почки, в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня. (Весна)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою, я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю. И любите за это вы все меня, я. (Лето)

Воспитатель : Молодцы, ребята! Все загадки отгадали , хорошо знаете названия времён года. Можем отправляться дальше!

Карусели, карусели мы с тобой на поезд сели и поехали!

(Дети встают в колонну по одному за воспитателем и «паровозиком» двигаются к следующей остановке)

Воспитатель : Остановка «Музыкальная»

В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная, русская, двухрядная. (Гармонь)

Всем известна на Руси, хоть кого о ней спроси!

У неё лишь три струны, но она любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень и сыграет : "трень" да "брень" (Балалайка)

Воспитатель : С заданием справились замечательно! Впереди нас ждёт остановка «Игровая» !

Карусели, карусели мы с тобой в ракету сели и поехали!

(Руки «домиком» над головой)

Остановка «Игровая»

Воспитатель : В нашей группе много игрушек . Среди них есть и ваши любимые.

И загадки будут об игрушках .

Закружилась на полу и гудит она – У-у…

Чем верчу ее быстрей – тем кружится веселей. (Юла)

С братом Мишей из него много разного всего

Мы за день насобирали, а совсем и не устали! (Конструктор)

А Коля наш до самой ночи играет и играет -

Из разных маленьких кусочков картинки собирает. (Пазлы)

Я из них построю дом, пирамиду, космодром.

Что же за кирпичики, как коробки спичечные? (Кубики)

Если где пожар случится, туда машина быстро мчится,

Сигнал тревожный подает – и расступается народ!

Не грузовая, не товарная, какая же? ("Пожарная")

Что за машина скорая с сиреной мчит по городу,

Спешит помочь больному и старому, и молодому? ("Скорая помощь")

Воспитатель : Внимание! Отправляемся к следующей остановке.

Карусели, карусели мы с тобой на лошадь сели и поехали!

(Руки согнуты в локтях перед собой, «скачем» на лошадке

Остановка «Зоопарк»

Воспитатель : Наша остановка «Зоопарк» . Ребята, кого мы можем увидеть в зоопарке? (Ответы детей)

Правильно, конечно животных. А какие животные нам встретятся в зоопарке, мы узнаем отгадав загадки .

Как откроет рот – кошмар! слышно только : кар –кар –кар (Ворона)

Врач лесного царства – лечит все деревья без лекарства. (Дятел)

Гуляют у речки - рога и колечки. (Овечка)

Гордо шпорами звенит – громким пеньем знаменит. (Петух)

Кто в берлоге до весны днем и ночью смотрит сны? (Медведь)

С головы до самых пят этот хищник полосат.

Притаится и молчит, а рассердится – рычит. (Тигр)

Хожу я в рыжей шубке живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

Маленький, серенький, длинное ухо,

Комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней.

Пушистый хвост - её краса, а зовут её? (Лиса)

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж)

Воспитатель : Замечательная прогулка получилась по зоопарку! И нам пора отправляться дальше.

Карусели, карусели в самолёт мы с тобой сели и поехали!

(Руки в стороны, «летим» на самолёте)

Мы прибыли на конечную остановку «Книжкин дом»

Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)

Воспитатель : Так откуда же мы узнаём о чудесах и волшебстве, приключениях и о том, как добро побеждает зло? Послушайте загадку .

Очень всем нужна я - и взрослым, и детям.

Всех я уму учу, а сама всегда молчу. (Книга)

Воспитатель : Молодцы! Конечно же - это книга. А сейчас давайте отгадаем загадки о сказочных героях .

Уплетая калачи, едет парень на печи.

Едет прямо во дворец, кто же этот молодец? (Емеля)

Деревянная игрушка носит волосы из стружки

И имеет длинный нос. Кто же это? Вот вопрос. (Буратино)

Кто сидит на троне в золотой короне? (Царь)

В красной шапочке девчушка, из – под шапки завитушки.

А в корзинке пирожок. как зовут ее, дружок? (Красная Шапочка)

Вот и закончилось наше путешествие по группе с загадками . Вы все, ребята, очень хорошо умеете отгадывать загадки .

Вам понравилось путешествовать?

Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)


Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 10 «Белочка»

Развлечение

для детей старшей и подготовительной группы и родителей

«Вечер загадок»

Милкина Анастасия Васильевна

Лангепас, 2016г.

Развлечение для детей старшей и подготовительной группы и родителей «Вечер загадок»

Цель :

Развивать логическое мышление , смекалку, способствовать формированию положительных взаимоотношений.

Осуществлять дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.

Ход

Ведущая.

Господа и дамы!

Ребята и мамы!

Папочки родные!

Сегодня вас всех без исключения

Ждут интересные приключения!

Будут конкурсы, задания личные

И аттракционы отличные!

Честь команды вам надо отстоять,

Что вы - лучшие, всем надо доказать.

Итак, друзья, начнем программу нашу!

Ведущий : Внимание! Внимание! Внимание! Открываем клуб любителей загадок . Сегодня в нашем заседании принимают участие две команды. Команда мальчиков и пап и команда девочек и мам. Тема нашего сегодняшнего заседания : «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки и мальчишки» . К выступлению готовы обе команды. Кого будем слушать первыми? (Мальчики предлагают девочкам выбрать очередность выступления.)

Выходят девочки и рассказывают стихотворение.

Из чего только сделаны мальчики?

Из улиток, ракушек

И зелёных лягушек.

Вот из этого сделаны мальчики!

Рассказав стихотворение, каждая девочка оставляет на синем подносе предмет, которым по ее мнению, пользуются или играют мальчики. (Машинки, пистолеты, роботы и др.)

Выходят мальчики и рассказывают стихотворение.

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных

И сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки!

Рассказав стихотворение, каждый мальчик оставляет на розовом подносе предмет, которым, по его мнению, пользуются или играют девочки. (Куклы, заколки, бантики и др.)

Ведущий : Каждая команда придумала себе название. Но, чтобы узнать какое - надо отгадать загадку .

Первый конкурс «Угадай название команды»

Команда девочек (говорят хором)

Отыскала мама дочку

В распустившемся цветочке.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку.

(Дюймовочка)

Ответ дают мальчики.

Команда мальчиков (говорят хором)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(Емеля)

Ответ дают девочки.

Второй конкурс «Домашнее задание»

Ведущий : Девочки подготовили загадки для мальчиков .

Не живой я, но шагаю,

землю рыть я помогаю.

Вместо тысячи лопат

Я один работать рад.

(Шагающий экскаватор)

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он, станет гладко,

Будет ровная площадка.

(Бульдозер)

Рученька - ручища,
Что в земле ты ищешь?
-Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.
(Экскаватор)
Человек немолодой,
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?

(Карабас)

Он из стран, где климат жаркий.

Ярко-желтый, но не сладкий.

Даже спелый кислый он.

Как зовется фрукт?

(Лимон)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи.

(Собака)

Рыжий, да не конь,

Рогат, да не баран,

Дома его не любят

И на базаре не купят.

(Таракан)

Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят,
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит...

(Строитель)
Две дорожки так узки,
Две дорожки так близки.
И бегут по тем дорожкам
Домики на круглых ножках.
(Трамвай)

Очень трудная работа -

О семье весной забота -

Строить в доме этажи!

Кто строители?

(Стрижи)

Ведущий : А вот какие загадки подготовили мальчики нашим девочкам.

Часто я в него смотрюсь,

Перед ним кружусь, верчусь.

Свои косы заплетаю

И костюмчик поправляю

(Зеркало)

Колесо свое верчу,

звонко, весело стучу.

Достает моей сноровки,

Чтобы делать вам обновки.

Получайте, ребятишки,

Платья, кофточки, штанишки!

(Швейная машинка)

В открытые окна,
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
(Ветер)

Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки розовые.
(Кукла)

Тук-тук-тук - с утра весь день

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

Тук-тук-тук - в ответ нам...

(Дятел)

Не мотор, а шумит,

Не пилот, а летит,

Не гадюка, а жалит.

(Пчела)

Не художник он, но краской,
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам!

(Маляр)
Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

(Баран)

Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
За кучерявый хохолок

Из норки листку поволок.

Трогаешь - гладкая, Кушаешь - сладкая.

(Морковь)

Ведущий : А сейчас я приглашаю всех на веселую разминку.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

Ручками хлопают, ножками топают,

Глазками моргают, после отдыхают.

Все выходят по порядку, дружно делают зарядку.

Раз, два, три, четыре – руки выше, ноги шире.

Влево-вправо поворот, наклон назад наклон вперед.

На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся.

Ножки в стороны, ножки вкось, ножки вместе, ножки врозь.

А теперь всем ровно встать, руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать, руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко и отправились в дорожку.

Третий конкурс « Загадка-пантомима »

Команда «Дюймовочка» показывает пантомиму. Команда мальчиков должна назвать и загадку и отгадку . (Берутся знакомые детям загадки )

Маленького роста я,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Иголка с ниткой)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Ведь они сидят друг в дружке,

А всего одна подружка.

(Матрешка)

Команда «Емеля» показывает пантомиму. Команда девочек должна назвать и загадку и отгадку .

Толстый тонкого побьет –

Тонкий что-нибудь прибьет.

(Молоток и гвоздь)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь-далек,

Лишь оставили дымок.

(Поезд)

Четвертый конкурс «Нарисуй отгадку»

Командам раздают бумагу и фломастеры. Ведущий загадывает загадки , нужно нарисовать отгадки. Побеждает та команда, которая сделала это быстрее и лучше.

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка, сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

Три глаза – три приказа,

Красный самый опасный.

(Светофор)

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Ребята, к нам пришел гость.

На самокате въезжает почтальон Печкин (переодетый воспитатель).

Печкин . Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я приехал к вам на транспорте, который сам катит (демонстрирует.) Как его можно назвать одним словом? (самокат)

Верно, это сложное слово состоит из двух простых слов, повторите эти слова хором.

Молодцы. Мне прислали посылку с загадками, а я ни одной разгадать не могу. Помогите, пожалуйста. (достает из посылки иллюстрации-отгадки, раскладывает их по столу обратной стороной, обращает внимание детей, что здесь написаны цифры, а с обратной стороны - секрет, увидим его если отгадаем загадку).

Воспитатель . У меня тоже есть цифры (1-7), (располагает их на доске по порядку)

Под ними тоже есть секрет, увидим его в конце вечера.

Печкин. Ребята, под какой цифрой вы хотите отгадать загадку? (дети ходят вокруг стола и сами выбирают карточку с любой цифрой - называют 3)

Печкин читает.

Мойдодыру я родня,

Отверни, открой меня.

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Водопровод)

Идут рассуждения детей.

Печкин. Молодцы, вы отгадали загадку (переворачивает лист и показывает картинку водопровода).

Из каких слов вы составили слово «водопровод»? (воду проводит)

Воспитатель. Вы отгадали загадку под цифрой 3, давайте откроем ее на доске (переворачиваем карточку-там буква Л).

Печкин. Под какой цифрой отгадываем загадку? (по желанию детей -1)

Печкин читает.

Ей забили мясом рот,

И она его жует,

Жует, жует и не перестает

И в тарелку отправляет. (Мясорубка)

Идут рассуждения детей.

Печкин. Верно (показывает картинку мясорубки.) Назовите 2 простых слова (мясо рубит)..

Воспитатель. Вы отгадали загадку, открываем цифру 1 (М)

Печкин. Походите вокруг стола и выберите следующую загадку. (дети выбирают 6).

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое?.. (Самолет)

Идут рассуждения детей.

Печкин. Молодцы! отгадали загадку (показывает картинку).

Воспитатель. Вы отгадали загадку под цифрой 6. Переворачиваем ее (Ц)

Вы были внимательными. Какую загадку сейчас отгадываем? (2)

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит как лайнер «ТУ». (Пылесос)

Печкин. Правильно. Назовите 2 простых слова (пыль сосет), (показывает картинку).

Воспитатель. Вы отгадали загадку, открываем карточку (буква о)

Печкин. Под какой цифрой отгадываем загадку? (дети выбирают цифру 7)

Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолет)

Идут рассуждения детей.

Печкин хвалит детей и показывает картинку.

Печкин . Из каких слов состоит это сложное слово? (вертит и летит).

Воспитатель открывает карточку на доске под № 7.(ы)

Печкин предлагает разгадать следующую загадку. (5)

Закипит - исходит паром,

И свистит, и пышет жаром.

Крышкой брякает - Скорей,

Ты чайку себе налей! (Самовар)

Рассуждения детей.

Печкин хвалит детей и показывает картинку – отгадку, просит назвать 2 простых слова.

Воспитатель открывает на доске карточку под № 5(Д).

Печкин . Я сам отгадаю последнюю загадку под цифрой 4 .

Кто, на берегу пары клубя,

Пуская дым трубой,

Несет вперед и сам себя,

Да и меня с тобой? (Паровоз)

Дает неправильный ответ, дети его исправляют.

Воспитатель открывает последнюю букву и предлагает детям прочесть слово, которое получилось на доске « молодцы».

Печкин. Спасибо, ребята, за помощь. Вы внимательные, умные, старательные. Помогли мне разгадать загадки. Поощряет детей подарками и прощается с ними.

Жюри подводит итоги конкурса. Воспитатель приглашает детей и родителей на чаепитие .


Цель: закрепить знания детей о зимних явлениях природы; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь.

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинки –

Над миром пушинки! (Зима)

О зиме написано много стихов и сложено много песен. Не меньше придумано о зиме загадок. Давайте я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать.

Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрет, так заревет. (Снег)

Когда все укрыто седыми снегами

И солнышко рано прощается с нами? (Зимой)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает по воле, а не птица. (Вьюга)

Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит – слезы льет. (Зима)

Интересные загадки о зиме придуманы нашим народом. Но их у зимы столько, что загадала я вам не все. Поэтому теперь отгадайте загадки, которые придумала для вас наша любимая зимняя гостья – Снегурочка.(Лист с загадками можно достать из конверта, на котором написано: «Ребятам от Снегурочки»)

Он слетает белой стаей

И сверкает налету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)

Что вверх корнем растет? (Сосулька)

Без рук, без ног по полю скачет,

Под окном стучится, в избу просится. (Ветер)

Бежала – шумела,

Заснула – заблестела. (Речка)

Белой стайкой мошкара

Вьется, кружится сутра,

Не пищат и не кусают,

На ладони сразу тают. (Снежинки)

Скачет по лесу, то взад, то вперед,

Воет, гудит и деревья трясет. (Вьюга)

Молодцы, ребята, загадки Снегурочки вы отгадали. А кто из вас назовет зимние месяцы?

А теперь вам такое задание – нарисовать отгадку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля…

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется выбор.

Поисковая игра «Следы на снегу»

В царстве Зимы много интересного. Когда снег падает на землю, то он чистый и ровный. А потом животные, человек начинают передвигаться по снегу и оставляют свои следы. Предлагает детям определить, кто оставил следы на снегу. (Детям предлагаются карточки с нарисованными на них следами животных, птиц и человека).

Данный праздник посвящён народному празднику Ерофей-лешегон ,

Историческая справка
По поверью, изгнанная в сентябре из деревни в лес нечистая сила проваливалась под землю до весны, стараясь напакостить напоследок людям. Поэтому в Леший день старались в лес не ходить.
Оборудование
Фонограммы пьесы «Октябрь» П.И. Чайковского, завывания ветра, шагов по осенним листьям, песни «Вместе весело шагать...» В. Шаинского; кузовок для Аленушки; картинки с изображением грибов — опят, мухомора, боровика, сыроежек, лисичек; 4 корзинки, равное количество деревянных грибков из счетного материала, шариков красного, желтого и синего цвета; 4 стульчика-домика для зайцев; маски солнышка и лисы.
Действующие лица
Взрослые:
Ведущий
Аленушка
Леший
Дети.
Зал представляет собой осенний лес — елочки, деревья (бутафория), на полу около них лежат желтые и красные листья. У одной стены расставлены карточки с изображением грибов.
Дети входят в зал под пьесу «Октябрь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» и садятся на места.
Ведущий
Что ни день — то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей...
Что ни день — то раньше вечер,
А светлеет все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет...
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед.
И. Мазнин
Песня об осени (по выбору)
Звучит фонограмма шуршания листьев под ногами. В зал входит Аленушкас кузовком и здоровается с ребятами.
Ведущий . Куда ты собралась, Аленушка?
Аленушка
В лес по грибы.
Ведь волнушки я люблю
Больше всех на свете.
Под березками растут,
Под осинками растут,
Грибников охотно ждут.
И осеннею порой
С кузовами, с коробами
В лес пойдем мы за грибами.
Н. Лопатина
Ведущий . Аленушка, не ходи сегодня в лес. Ведь сегодня заповедный Леший день. Попадешься Лешему — утащит тебя с собой под землю.
Аленушка. Это все суеверия. Не боюсь я никого и ничего!
Ведущий. Да ты хоть кофточку надень наизнанку, чтобы Леший тебя не узнал. У него самого все шиворот-навыворот, вот и тебя он за свою примет, отпустит домой.
Аленушка. Вот еще! Стану я смешно одеваться! Я не неряха. А вы-то, ребята, со мной в лес пойдете?
Дети . Да!
Аленушка . Тогда поднимайтесь да в путь-дорогу собирайтесь!
Двигательные упражнения под песню «Вместе весело шагать...» В. Шаинского
Аленушка . Вот мы и в лесу.
Уж ты, бор-борок,
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!
Русская народная приговорка
Раздается завывание ветра. Появляется Леший.
Леший
Это кто здесь гуляет,
Мои грибы собирает?
Аленушка
Это я, Алена.
Леший
Гриб тебе соленый!
Я тебя схвачу,
Домой не пущу,
Под землю утащу!
Леший хватает Аленушку. Она начинает причитать.
Аленушка . Зачем я в лес пошла, старших не послушала! Дедушка Лешачок, отпусти меня, пожалуйста. Как же бабушка и дедушка без меня жить будут? Они у меня старенькие — и воды не принесут, и дров не припасут. (Плачет.)
Леший. Развела сырость! Страсть как не люблю женских слез. Ладно, так и быть, если отгадаешь мои лесные загадки, я тебя отпущу.
Аленушка . А можно ребята мне помогут? Леший. Ладно, пусть тоже отгадывают. Я сегодня добрый. Слушайте и думайте! (Загадывает загадки.)
Отыскал я их в лесу,
А теперь домой несу.
Видишь — полное лукошко.
Будем жарить их с картошкой. (Грибы.)
Л. Венгер
А теперь задание усложняется: надо не только назвать гриб, про который я вам расскажу, но и найти его.
Леший загадывает загадки, дети называют гриб и выбирают соответствующую картинку.
В лесу на лужочке Гнилые пенечки.
А на каждом из них
Много братцев лихих. (Опята.)
В. Хесин

А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор.)
Н. Пикулева

Все бредешь, бредешь по лесу,
Паутина, как завеса.
Чуть пригнулся — видишь вмиг
Белый, крепкий... (боровик).

Так заметны на дорожке
И в траве. Все белоножки.
В разных шляпках. Ну, не мешкай!
Собирай-ка... (сыроежки).

Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки.
Очень хитрые сестрички
Эти желтые... (лисички).
Вижу, знаете вы грибы. А вот знаете ли вы, какие ягоды растут в наших северных лесах?
Дети. Брусника, черника, голубика, морошка, клюква...
Аленушка . Давайте, ребята, насобираем для Лешего ягод да грибов, пусть их сушит да варит.
Игра «Собери грибы и ягоды»
Участвуют 4 ребенка. Каждый держит корзину. На полу рассыпают вперемешку деревянные грибы из счетного материала и шарики разных цветов в одинаковом количестве. Дети по команде начинают собирать в корзинки «грибы» и «ягоды». Один ребенок собирает грибы, второй — красные шарики («клюква»), третий — желтые («морошка»), четвертый — синие («голубика»). Побеждает ребенок, первым выполнивший задание.
Леший. Уважили Лешачка. Грибы засолю, ягоды насушу и варенье сварю. А теперь слушайте мою новую загадку.
Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле. (Дождь.)
Л. Сандлер
Песня о дожде (по выбору)
Леший . И еще одну загадку я вспомнил.
Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся.
А едва появится —
Взгляд отводим, прячемся:
Уж очень оно яркое
И жаркое-прежаркое. (Солнце.)
И. Мазнин
Русская народная игра «Солнышко»
Дети встают вокруг «Солнышка» и поют:
Солнышко-ведрышко, Взявшись за руки, дети идут
Выглянь-ка в окошко, по кругу. «Солнышко» кру-
Посвети немножко! жится в центре.
Солнце заиграло, Останавливаются и показывают «фонарики».
Деточкам сказало: «Солнышко» выполняет «пружинку».
— А играйте в поле, Слова «солнышка».
Прыгайте на воле.
Лешуконский р-н Архангельской обл.
Дети и «Солнышко» прыгают врассыпную по залу (прыжки произвольные — на двух ногах, на одной ножке, поскоки и др.). Ведущий громко говорит: «Тучка!» Дети должны быстро встать в круг около «Солнышка».
Леший . А вот теперь я проверю, помните ли вы, какие животные живут у нас в лесу. (Загадывает загадки.)
Заберется в огород
И давай над грядкою
Забивать капустой рот,
Грызть морковь украдкою:
Погрызет часок-другой
И стрелой летит домой. (Заяц.)
И. Мазнин
Кто в лесу огромней всех,
Кто богатый носит мех,
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью смотрит сны? (Медведь.)
В. Степанов
Смел и зол разбойник серый.
Чуть козу вчера не съел он.
К счастью, Тузик и Трезорка
За отарой смотрят зорко.
Еле ноги уволок
От собак матерый... (волк).
Г. Ладонщиков
Эта рыжая плутовка
И коварна и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Любит шустрая... (лисица).
Г. Ладонщиков
Музыкальная игра «Зайцы и лиса» А. Майкапара
Леший
Все загадки разгадали.
Уж не помню ни одной!
Аленушка
Выполняй ты обещанье,
Отпусти меня домой.
Леший
Отпущу, но напоследок
Рассмешите вы меня.
Вы меня развеселите?
Отвечайте, дети!
Дети
Да!
Аленушка
Приготовь скорее ушки.
Мы споем сейчас частушки!
Частушки
1. Не таим мы адреса,
Мы ведь из Архангельска,
Знаешь ты и знаю я,
Чем славны наши края.

2. Тундрами раздольными,
Да лесами хвойными,
Да лугами вольными,
Да песнями задорными.

3. Полны кузовки черники
Мы из леса принесем,
Коли мало вам покажется —
Еще мы в лес пойдем.

4. Не ходите, девки, в лес,
Комары кусаются,
А на тех, кто краше всех,
Пуще всех бросаются.

5. Наши парни ходят гордо,
Нос повыше задерут,
Оттого и сыроежку
Под кусточком не найдут.

6. Пошли девки за малиной
Да и заплутали,
Как медведя увидали,
Вмиг домой примчались.

7. По задорным по залесьям
Солнце улыбается,
Наши северны частушки
До небес взвиваются.
Леший . Распотешили, Лешеньку! Так и быть, Аленушка, отпускаю я тебя домой. Только помни: в Леший день в лес больше не ходи! Это я сегодня такой добрый, а в следующий раз не пожалею тебя. А я, как услышу, что петух запоет, так и провалюсь под землю, от зимы и холодов спрячусь. Только весной на белый свет выберусь.
Ведущий . По-моему, ребята, пора нам Лешего под землю спрятать, а то передумает и Аленушку с собой заберет.
Дети кукарекают. Леший с криком «проваливается под землю» (убегает). Дети вместе с Аленушкой уходят из зала.