Презентация на тему боги ханты и манси. Жилище Манси называется ЧУМ

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧЛОМОНОСОВ(1711 – 1765) (Урок литературы 6 класс) Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё прошёл. А.С.Пушкин ДЕТСТВО Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. В МОСКВУ Холмогоры Москва ГОДЫ УЧЁБЫ В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами. В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. МАРБУРГ Студент немецкогоуниверситета В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии. НАУКА Диплом профессора химии В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Ломоносов в своейхимической лаборатории. МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре «Случились вместе два астронома в пиру» Случились вместе – встретились вместе. Спорили в жару – жарко, горячо спорили. Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит. Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное. Никола́й Копе́рник (1473 -1543) - польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира. Гелиоцентрическая система мира Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87-165) - древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Геоцентрическая система мира Какова тема стихотворения? В чём его необычность?Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? В чём противоположность взглядов учёных?К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?Какова идея стихотворения? ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ

Слайд 1

Верования народов ханты и манси

Слайд 2

У народа манси не было письменности до 30 годов 20 столетия. Его история отразилась в фольклоре – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе о славных предках, в обрядах и обычаях. Фольклор является историей и летописью для народа, но отражает события без указания точной даты.

Слайд 3

В нем отражены контакты между древними этносами, военные события. В нем говорится и о древних миграционных путях предков манси. Есть сведения в преданиях, что они некогда заходили даже за полярный круг, где солнце пряталось, и устанавливался мрак на 7 - 30 дней.

Слайд 4

Во время мрака, пока мужчины были на охоте, их детей и жен беспокоили странные люди маленького роста. Из тех беспокойных мест манси перевалили через водяные и каменистые горы и после чего оказывались в местах, где было много морошки, и тут они встретили добрых и состоятельных людей, называемых Мис махум. С ними смешались манси, и здесь нашли покой.

Слайд 5

Прошлое народа манси в его преданиях, сказаниях и мифах, героическом эпосе о славных предках, одухотворенных потомками до божества – признанных духами - покровителями и почитаемыми испокон веков до сих пор.

Слайд 6

Религия манси возникла в глубокой древности на базе погребального обряда. Таким образом, «Погребальный обряд» является первой стадией религии народа манси. Он возник на основе почитания памяти близкого человека. Этот обряд установился, видимо при матриархате, так как в проведении его ведущими исполнителями всех основных действий являются женщины, в основном, пожилые.

Слайд 7

Второй ступенью религии является Хара кан – обряд, проводимый на природе в память утонувших в воде, погибших в лесу и на войне людей, не преданных земле. В проведении этого обряда принимают участие, как женщины, так и мужчины. Хара кан сооружают мужчины, пользуясь топором. Ходят же туда молиться женщины, пожилые мужчины и подростки со своими матерями.

Слайд 8

Третья ступень религии манси – Торум кан или просто Кан, где обряд проводится только при участии мужчин. Там молятся выдающимся духам – предкам мужского или женского рода. Эта ступень религии народа манси установилась, вероятно, при патриархате, так как на такое молебенное место ходят только мужчины. Женщины остаются дома, они устраивают в это время угощения своим домашним духам – предкам, находящимся в доме в переднем углу.

Слайд 9

Веками знаменитых най – отыров - духов – покровителей накапливалось много. Для того, чтобы увековечить их имена, признавали местности священными и таким местам присваивали имена предков.

Слайд 10

Таких священных мест на территории проживания манси было очень много. О них знают все манси и берегут их. На таких местах люди не охотятся, не ловят рыбу. Они являются как бы заповедными местами. И все их хозяева отражены в фольклоре.

Слайд 11

В настоящее время многое из этого уже забывается. Уже редко собираются люди вместе, чтобы рассказывать друг другу сказки, обрядом почитать предков – духов, своих покровителей.

Слайд 12

Слои жизненного пространства в представлениях манси

Слайд 13

В представлении манси пространство окружающего мира состоит из семи слоев

Презентация на тему: Обрядовые праздники славян и коренных жителей Западной Сибири – хантов и манси













1 из 12

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Новый год Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января, по некоторым данным 1 декабря, 1 марта). Сначала в домах гасили все огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения. В первые дни Нового года старались одеться во всё новое, угощали друг друга, ходили в гости, поскольку верили, что, как встретишь праздник – таков будет и весь будущий год.

№ слайда 3

Описание слайда:

Масленица Масленица – это праздник прощания с зимой и встречи весны. Масленица длилась целую неделю. На Масленицу пекли блины, катали зажжённые колёса, жгли костры – всё это символизировало солнце, набирающее силу. В последний день праздника устраивал проводы Масленицы – соломенной куклы в женском костюме, которую сначала славили, а потом разрывали или сжигали и разбрасывали по полям, чтобы урожай был богатым.

№ слайда 4

Описание слайда:

Живин день Первого мая, заполночь начинается весенний славянский праздник - Живин день. Жива - богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна, весенних бурлящих вод, первых зелёных побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жён. В Живин день женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Таким образом они прославляют Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через огонь, очищаясь от наваждений после долгой зимы. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну. Славяне в этот день убирали лентами молодую берёзу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.

№ слайда 5

Описание слайда:

Иван Купала 21 или 22 июня – в день летнего солнцеворота – праздновали Ивана Купалу, который был божеством изобилия, земных плодов. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. В этот день собирали травы, которым приписывали чудодейственную силу; купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя". Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Коляда Коляда – зимний праздник солнца, отмечающий поворот солнца с зимы на лето. Отмечался славянами 21 декабря, в день зимнего солнцестояния – самый короткий день года. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания. В день зимнего солнцеворота в дома приносили снопы и куклы и пели песни-колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках – караваях и пирогах. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой – это древний символ изобилия.

№ слайда 8

Описание слайда:

Родогощь (Таусень) Родогощь (Таусень) - это великий праздник у славян. Он знаменует сбор урожая, солнце становится не таким тёплым, а деревья начинают готовиться к зиме, сбрасывая свои наряды. К этому празднику печётся определённый ритуальный медовый пирог. В древние времена этот пирог был ростом с человека, за ним прятался жрец и задавал вопрос - видно его или нет. Если жрецу отвечают что его видно - то он желает всем собрать на следующий год ещё больше урожая чтобы испечь ещё больший пирог. Далее происходил зачин - гадали на будущий год, ворожили над чашей с вином. Потом начинался пир горой. Когда наступала темнота - разжигали огонь и прыгали через него для очищения, а жрецы ходят по углям.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Обычаи, связанные с отношением к природе. Большую роль в жизни хантов и манси играют запреты. Это особенно ярко проявляется в отношении к земле, которую нельзя даже поранить острым предметом. Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озёр, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды – приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам – хозяевам определенных мест с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.

№ слайда 11

Описание слайда:

Вороний день Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда ещё лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей. Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. Вороний день имеет интересную примету: если ворона садится на высокое дерево, год будет благополучным. Во время праздника участники проводят обряд бескровного жертовоприношения духам – на праздничный стол ставят блюдо со строганиной. А на деревьях в качестве дара духам развешивают сушки, символизирующие солнце. Каждый участник праздника может загадать желание и завязать ленточку на ветке березы – для исполнения добрых пожеланий.

№ слайда 12

Описание слайда:

Медвежий праздник Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. Он олицетворяет справедливость, хозяина тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды. Шкуру медведя свёртывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и её вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

В Ханты-Мансийском автономном округе проживают два коренных родственных народа – ханты и манси – с древними традициями. И тех, и других когда-то называли общим словом «югра». А самоназвание ханты, так же, как и манси, переводится просто: «человек». Этнонимы "ханты" и "манси" образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси. В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации ханты называли остяками, а манси – вогулами или вогуличами (а город - Остяко–Вогульск).

4 слайд

Описание слайда:

Все они великолепные таёжные охотники-рыболовы и умелые кочевники- скотоводы. Охота, рыбалка и оленеводство, собирательство дают им привычную пищу, а пушнина, так же, как и лебяжьи, утиные и шкурки гагары, - отличное подспорье в пошиве красивой и тёплой национальной одежды.

5 слайд

Описание слайда:

Применение коренными народами традиционных методов использования природных ресурсов способствовало сохранению значительной части биоразнообразия планеты. Вместе с тем, эти народы подвергаются сильнейшему воздействию процессов глобализации и изменения климата. В условиях принудительных переселений, конфискации занимаемых ими земель, недоступности самых элементарных социальных услуг, эти народы постепенно утрачивают возможность сохранять и передавать будущим поколениям свои знания, ценности, представление о мире и образ жизни. Чум - шалаш, покрытый шкурами животных

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Традиционное женское ремесло обских угров – пошив и украшение одежды и обуви. Зимняя украшается меховой мозаикой, обшивается полосами и кантами из цветного сукна, а летняя щедро орнаментируется бисером, стеклярусом и цветными пуговицами. Узоры и орнаменты в виде стилизованных заячьих ушей, оленьих рогов или следов соболя передаются из поколения в поколение. Женщин в таких расшитых одеждах можно встретить и в лесу, и на улицах Ханты-Мансийска или Когалыма, и не только в дни праздничных гуляний.

8 слайд

Описание слайда:

Тучу (тучан) Тучу (тучан), женская сумка, основной бытовой атрибут женщины ханты и манси. Существует огромное количество по их назначению, начиная от большой по размеру хозяйственной сумки до маленькой - кошелька. Изготавливается чаще всего из замши, иногда из сыромятной кожи, встречаются тучан, изготовленные из сукна. Богато орнаментируется как в технике мозаики, так и аппликации. Узор в основном центрический и располагается по обеим сторонам. Застёжки отсутствуют. Горловина тучан стягивается сыромятным шнуром, который завязывается. Ручки для переноски небольшие, из сыромятной кожи или замши, нет аналогов заплечных ремней. Малая тучан - разновидность современной дамской сумочки для украшений, инструментов и материалов рукоделия. Тучан постоянно находится у хозяйки.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Свою добычу охотники вывозят на нартах. Это своеобразные санки, длиной до 2 метров, сделаны они из ели или берёзы без единого гвоздя, с помощью одного ножа. Весь рыбный улов разделывают женщины. Из шкур налимов делают украшения для своей зимней одежды. Из бересты (берёзовой коры) делают посуду (в них хранят соль, хлеб, рыбу), детские люльки, коробы для ягод.

11 слайд

Описание слайда:

Лабаз - амбар на столбах для хранения продуктов. Хантыйское название происходит от "сопасс"- запас. Лупас – значит: еда для следующих дней.

12 слайд

Описание слайда:

Олень для коренных народов Севера – это средство передвижения, пища, жильё, одежда. На оленьей упряжке по тундре можно пройти до 100 км в сутки. А лучше обшитых камусом (мехом с нижней части оленьих ног) лыж для пешего передвижения по заснеженным просторам нет ничего. Вкуснейшая оленина – привычное угощение северян. Шкурами покрывают чумы, ими же выстилают пол и спальное ложе, а из меха шьют непревзойдённую одежду, рукавицы и обувь. Когда-то из кости оленя делали наконечники для стрел и накладки для луков, а теперь вырезают настоящие произведения искусства.

13 слайд

Описание слайда:

В архитектуре городов Югры явственно угадываются национальные мотивы традиционного угорского жилища – строгие пирамидальные формы чума.

14 слайд

Описание слайда:

ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРУШКИ НАРОДОВ СЕВЕРА Кукла - детская игрушка в виде фигуры человека, а также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях. Такое определение можно прочитать в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова. Традиционная северная кукла не совсем соответствует этому определению, так как в северных куклах отсутствуют отличительные признаки человека - черты лица, туловище, руки, ноги, что свидетельствует об архаической природе куклы, сохранившейся у обских народов.

15 слайд

Описание слайда:

Описаны два традиционных типа кукол: первый, архаический тип - кукла с головкой из утиного клювика. Она имела широкое распространение у ненцев и северных ханты, зафиксирована у восточных ханты. С образом птицы устойчиво связано представление о душе человека - как идеи связанности с верхним миром; а с водоплавающей птицей - представление о душе предков и идее вечного обновления жизни. Образ утки, водоплавающей птицы лег в основу обской куклы. Этот образ связан с продолжением рода, охранительной функцией. Манси, чтобы проводить душу покойного, сжигали весной утку, чтобы душа вновь прилетела. Если умерла женщина, то сжигали утку женского пола, если умер мужчина - утку мужского пола - селезня. Манси верили, что сжигаемая утка покойному поможет переправиться «до юга». Новорожденных обские угры считали вернувшимися из нижнего мира умерших. У юганских ханты существует обряд почитания утки. Кроме домашнего духа-покровителя хранят носы священной птицы крохаль. Эти носы тоже завертывают в цветные тряпицы и во время поклонения садят за стол.

16 слайд

Описание слайда:

Второй тип – куклы из ткани. Ткань является более поздним материалом. Главным конструктивным элементом куклы этого типа является вертикальный стержень «тулова» из свернутой в несколько слоев полосы ткани, согнутой посредине. Верхняя часть свернутой ткани, на сгибе, является «головкой» и, по сути, заменяет клюв утки. Различные виды головки и одежды дают выразительные локальные варианты: они отличаются у северных и восточных ханты. У кукол северных, обских ханты, являвшихся предметом описания этнографов (им близка и мансийская кукла), конструктивный элемент вертикальной головки проявляется в наиболее простом, чистом виде. Причем в старых куклах, в отличие от современных, верхняя часть вертикали, «лицо», укрывалась горизонтальными цветными полосками. Эти полосы и выполняли функцию запрета изображать лицо, они «закрывали» его - подобным же образом в традиционной одежде полосы, как и вообще орнамент, выполняли охранительную, а не только декоративную роль. Именно одежда и является главной составляющей кукол всех типов: на нее нет запретов, она имитирует взрослую, выступая в охранительной роли для человека.

17 слайд

Описание слайда:

Традиционные северные куклы по одежде делятся на мужчин, женщин, детей и, как правило, у девочки имеется набор кукол, воспроизводящий ее собственную семью. Покрой одежды для традиционных кукол очень прост - обычно это кусочки сукна или ситца, отороченные мехом или украшенные бисером. Мужская и женская одежда различаются по цвету, способу завязывания пояса и головным убором. Куклы, изображающие детей, помещаются в игрушечные колыбели, сделанные кем-нибудь из старших как точные копии настоящих. Среди традиционных северных кукол встречаются куклы-растения: куклы-ягоды (канэк-пакыт), куклы-деревья (юх-пакыт), травяные куклы (пом савэли). В настоящее время используются для игр и покупные куклы, которых с особой тщательностью одевают, чтобы их одежда повторяла реальный традиционный костюм.

18 слайд

Описание слайда:

“ Игра в куклы” (“Пакилэли Анки–Ати”). Играли в нее в любое время года девочки, обычно 2–3 человека. Куклы для игры изготовлялись из тряпок. Девочки делали из коры осины игрушечные люльки, строили небольшие чумы из жердей, используя для покрытия старые халаты (саки). Внутри чума ставили постели, на которые укладывали “детей” (кукол), ставили “очаг”, делали “лепешки” из песка, ходили друг к другу в гости, разыгрывали семейные сценки и т.д. Игра способствовала воспитанию самостоятельности, инициативности; обучению навыкам ухода за детьми; ведению домашнего хозяйства.

19 слайд

Описание слайда:

Струганные щепные олени - редкостный по своей простоте и устойчивости изобразительного канона тип игрушки. Делается олень из щепного брусочка с обозначением ветвистых рогов путем их заструга. Более сложный вариант щепного оленя встречается у восточных ханты, на Вахе. Щепной олень предназначался в основном для мальчиков и, по мере взросления, изготавливался ими самими - так, через игру, материализовывалась идея «нарождения» оленьего стада и его будущего хозяина, а также мастера. У искусного мастера олени получаются то ли крылатыми, то ли плывущими - такова пластическая выразительность конструктивной формы этого типа изделия.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Различные подражательные игры, с помощью которых дети ханты обучались различным движениям, познавали навыки промысловой и хозяйственной деятельности. Так, например, у шурышкарских ханты была популярна игра оленьими косточками. В пос. Лопхари ее называли “Тупа”, а в пос. Шурышкары – “Тоба”. Играли в нее мальчики и девочки обычно на полу (земле). Количество игроков – от трех до пяти человек. Родители подбирали им различные по размеру фаланги оленьих ног (предварительно отваренные и очищенные). Дети изображали этими косточками (различными по величине) оленей, нарты, пастухов, собак. Составляли различные эпизоды из кочевой жизни (переезд, пастьбу оленей и т.д.). Игра способствовала овладению знаниями и навыками промысловой деятельности, ведения домашнего хозяйства; воспитанию самостоятельности, инициативности.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Коренное население Ханты-Мансийского автономного округа

Цель: познакомиться с коренными жителями Ханты-Мансийского автономного округа, их образом жизни, мировоззрением, традициями.

Традиционное и религиозные представления Народы ханты и манси Брак и семья Жилище Средства передвижения Домашняя утварь, одежда Охота и рыболовство Устное народное творчество

Народы ханты и манси Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси – обские угры. Язык хантов и манси относят к угорским (югорским) – родственный венгерский язык. Хантов в начало XVII в. было 7859 человек, манси – 4806 человек. В конце XIX в. хантов насчитывалось 16256 человек, манси – 7021 человек. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть – В томской, Свердловской и Пермской областях.

Традиционное и религиозные представления У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяева местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.

Брак и семья Уклад жизни патриархальный. Главой считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины при необходимости могут сами приготовить пищи и среди женщин есть замечательные охотницы. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров

Брак и семья Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья –та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной со спинкою

Жилище Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики, домики для рожениц, для изображения умерших, общественные знания. Сколько домов имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыбаловов четыре сезонных поселения Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; её сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; размер, форма или назначение – собачья, оленья.

Домашняя утварь Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Одежда Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки. Летом традиционный костюм женской одежды были платья, зимой – глухая одежда из оленьих шкур.

Средства передвижения Основной транспорт - лодка Жизнь ханты так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде

Средства передвижения Лыжи Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.

Средства передвижения Нарты Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи) , либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.

Легенда о нартах Два Ханта решили построить нарты... Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик обтесал ствол гладко, а другой ничего не обтесал, с сучками оставил. Первый поехал - только пыль столбом. У другого олени тянут-тянут - и никак: только обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет». С этого времени стали обстругивать стволы для нарт гладко снизу.

Охота Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

Рыболовство Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. с реки ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь.

Оленеводство Оленеводство у большинства служило транспортным целям, и оленей в хозяйствах было немного. Откуда и как появились у хантов домашние олени?

Устное народное творчество Изобразительное искусство Рисунки ханты и манси обнаруживается много общего. Наибольшее развитие получил орнамент. в котором частично сохранились изображения животных. Картинное письмо отражало, главным образом моменты хозяйственной деятельности, прежде всего охоту и рыболовство.

Устное народное творчество Медвежьи игрища Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась до наших дней. Медвежьи игрища проводятся один раз в семь лет и по случаю добычи медведя. В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) и 4 (если медведица).

Устное народное творчество Родовые и семейные знаки Знаки принадлежали к роду (позже к семье), так называемые тамги или «знамёна», и носили у ханты ярко выраженный сюжетный характер Татуировка Изображение религиозного содержания Изображения на изделиях