Одно из привычных наших чувств. 

ЗАВИСТЬ

ОДНО ИЗ ПРИВЫЧНЫХ наших чувств - зависть. Очень нехорошее это чувство. Мелкое, негодное чувство, недостойное человека со сколько-нибудь развитым самолюбием. Оно предполагает большую слабость: завидуем другому, у кого есть то, чего у нас нет и чего мы не надеемся получить. Бессильны получить. Потому и завидуем.

И напрасно подчас завидуем. По пословице: "В чужих руках ломоть больше кажется". А поглядишь, и ломоть вовсе не так уж велик, да и нам никто не мешает обзавестись таким же, а то и побольше.

"У сусiда хата бiла, у сусiда жинка мила", поёт унылый хохол и жалуется, что "нема хатки, нема жинки". Так. Что ж, завести бы свою "жинку", выбелить бы свою "хатку". Да уж где нам. Сиротинки мы, всеми обиженные. Вот у наших соседей всё есть, и всё хорошо. Кто-то наделил их всеми благами, а нас этими благами обделил, - кто?

Долго, мучительно и бессильно завидовали мы Западной Европе, её широкому просвещению, её гордым правам. Теперь завидуем столь же мучительно, - и неужели столь же бессильно? - японцам: их скороспелой, но очевидной культурности, их подготовленности, их флоту... их гейшам, может быть. У них школы, у них поголовная грамотность, у них бинокли, у них на солдатах одежда с иголочки.

Завидно. Да кто же мешает нам самим завести всё такое и даже лучшее. Чиновник, что ли? Да чиновник-то откуда же взялся? Не уроженцами же луны комплектуются кадры нашего многочисленного чиновничества. Чиновник - плоть от плоти и кость от кости нашей. Да, ведь, и завидует-то кто? Чиновник же. Так как вне чиновничества у нас мало кто остается в интеллигентном, рассуждающем, сравнивающем, а потому и завидующем обществе.

Но, как бы то ни было, зависть глубоко въелась в нас. До того глубоко, что мы завидуем не только соседям, но даже и своим, например, детям нашим. Всё боимся, что они разовьются свободно, и будут не такими, как мы. Сохрани Бог, ещё умнее нас вырастут. Не захотят жить по нашим шаблонам, свои порядки заведут. Потому так и беспокоимся о том, как бы получше воспитать наших детей. Потому так и много попечения и оберегания на каждом шагу.

Зависть - плод слабости и несвободы. Сильные и свободные не завидуют. И потому, если мы хотим вести существование, достойное сильного европейского народа, то нам надо перестать завидовать. Надо понять, что мы сильны. Сильнее всякого чиновника.

Силен тот, кто хочет быть сильным. И кто имеет силу и сознает её, тот легко скуёт своё счастье. А завидовать не надо никому, - уже потому, что зависть - один из худших грехов, и ведёт к греху ещё противнейшему, - к унынию.

Уже и вопят малодушные, что мы на краю погибели, что придут чужие, и разделят нашу землю между собою, а мы будем уничтожены и поруганы.

Страшен сон, да милостив Бог.

Унылые вопли, так же, как и преждевременные дифирамбы, недостойны серьёзного и уважающего себя общества. Надо продолжать начатую общественную работу, без уныния, но и без похвальбы. Собственно говоря, все эти речи на тему о том, что мы слабы или что мы сильны, что мы погибаем или что мы должны в самом непродолжительном времени покорить весь свет - совершенно праздное и пустое дело. Будет удача и гений, - будут и приращения нашей обширной территории.

Дело не в том, жить или умереть, - всё дело в том, чтобы и жить, и умереть достойно великого и славного народа. "Любви горящей, самоотверженья",1] - вот чего надо. Широкого сердца, а не широких границ.

Есть ли это? Если это есть, то всё есть.

Примечания:

1] - Цитируется строка из трагедии А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери".

Одно из привычных наших чувств - зависть. Очень нехорошее это чувство. Мелкое, негодное чувство, недостойное человека со сколько-нибудь развитым самолюбием. Оно предполагает большую слабость: завидуем другому, у кого есть то, чего у нас нет и чего мы не надеемся получить. Бессильны получить. Потому и завидуем.

И напрасно подчас завидуем. По пословице: «В чужих руках ломоть больше кажется». А поглядишь, и ломоть вовсе не так уж велик, да и нам никто не мешает обзавестись таким же, а то и побольше.

«У сусiда хата бiла, у сусiда жинка мила», поёт унылый хохол и жалуется, что «нема хатки, нема жинки». Так. Что ж, завести бы свою «жинку», выбелить бы свою «хатку». Да уж где нам. Сиротинки мы, всеми обиженные. Вот у наших соседей всё есть, и всё хорошо. Кто-то наделил их всеми благами, а нас этими благами обделил, - кто?

Долго, мучительно и бессильно завидовали мы Западной Европе, её широкому просвещению, её гордым правам. Теперь завидуем столь же мучительно, - и неужели столь же бессильно? - японцам: их скороспелой, но очевидной культурности, их подготовленности, их флоту… их гейшам, может быть. У них школы, у них поголовная грамотность, у них бинокли, у них на солдатах одежда с иголочки.

Завидно. Да кто же мешает нам самим завести всё такое и даже лучшее. Чиновник, что ли? Да чиновник-то откуда же взялся? Не уроженцами же луны комплектуются кадры нашего многочисленного чиновничества. Чиновник - плоть от плоти и кость от кости нашей. Да, ведь, и завидует-то кто? Чиновник же. Так как вне чиновничества у нас мало кто остается в интеллигентном, рассуждающем, сравнивающем, а потому и завидующем обществе.

Но, как бы то ни было, зависть глубоко въелась в нас. До того глубоко, что мы завидуем не только соседям, но даже и своим, например, детям нашим. Всё боимся, что они разовьются свободно, и будут не такими, как мы. Сохрани Бог, ещё умнее нас вырастут. Не захотят жить по нашим шаблонам, свои порядки заведут. Потому так и беспокоимся о том, как бы получше воспитать наших детей. Потому так и много попечения и оберегания на каждом шагу.

Зависть - плод слабости и несвободы. Сильные и свободные не завидуют. И потому, если мы хотим вести существование, достойное сильного европейского народа, то нам надо перестать завидовать. Надо понять, что мы сильны. Сильнее всякого чиновника.

Силен тот, кто хочет быть сильным. И кто имеет силу и сознает её, тот легко скуёт своё счастье. А завидовать не надо никому, - уже потому, что зависть - один из худших грехов, и ведёт к греху ещё противнейшему, - к унынию.

Уже и вопят малодушные, что мы на краю погибели, что придут чужие, и разделят нашу землю между собою, а мы будем уничтожены и поруганы.

Страшен сон, да милостив Бог.

Унылые вопли, так же, как и преждевременные дифирамбы, недостойны серьёзного и уважающего себя общества. Надо продолжать начатую общественную работу, без уныния, но и без похвальбы. Собственно говоря, все эти речи на тему о том, что мы слабы или что мы сильны, что мы погибаем или что мы должны в самом непродолжительном времени покорить весь свет - совершенно праздное и пустое дело. Будет удача и гений, - будут и приращения нашей обширной территории.

Дело не в том, жить или умереть, - всё дело в том, чтобы и жить, и умереть достойно великого и славного народа. «Любви горящей, самоотверженья», - вот чего надо. Широкого сердца, а не широких границ.

Есть ли это? Если это есть, то всё есть.


Сочинение-рассуждение Бесспорно, один из наиболее плохих человеческих качеств - это зависть, т.е. ревностное отношение к достояниям и достижениям других людей. Именно из-за зависти в этом мире творится наибольшее количество преступлений, известны даже случаи, когда из-за зависть брат убивал брата. Почему это так? Попробуем выяснить. Чувство зависти возникает у человека, когда кто-то из его знакомых приобретает себе то, о чем он давно мечтал, когда кто-то оказывается успешнее, чем он сам. Человека сразу начинает что-то «грызть», принуждая делать необдуманные поступки. Тот, кто завидует, не может контролировать свои действия, так как все время думает о преимуществах и достижениях других, забывая о собственных. О зависти писали еще в Библии. Вспомним историю Каина и Авеля, в которой рассказывается о том, как из-за зависти Каин убил своего брата, за что был навеки проклятый. Или в драме «Моцарт и Сольери» А. С. Пушкина, которая была основана на реальных событиях. В этом произведении также показан сокрушительное влияние зависти на личность. Люди выделяют такое понятие, как «белая зависть», т.е. добрая, незловредная. По моему мнению, зависть не может быть такой, поскольку, если уже ты ощущаешь какое-то волнение из-за достижений других, то ты завидуешь, а это не может быть добрым. Таким образом, мы видим, что зависть действительно разрушает нашу жизнь, поэтому надо радоваться достижениям других и не забывать о собственных. Зависть - это ревностное отношение к достижениям окружающих, несознательное стремление иметь что-то, что есть у других людей. Уже само это понятие вызывает у нас отрицательные эмоции и ассоциируется с чем-то недоброжелательным. Но, несмотря на это, выделяют «черную» и «белую» зависть. Хотя каждый из нас и сознает свою неповторимость и индивидуальность, но не обходит возможности сравнить свои умения и достижение с достояниями других. Особенно часто это наблюдаем в профессиональной деятельности. В телепередаче «Честный детектив» описывали такую ситуацию. Сотрудница рекламного агентства, завидуя таланту этажерки, подменила ее работу и выдала ее за свою собственную. Зависть - сильное чувство, которое может ослепить человека, сделать его агрессивным, способным на необдуманные поступки. Следует лишь вспомнить эпизод из Библии, когда Каин убил Авеля, родного брата. В этом случае зависть довела человека до страшного греха. Психологи говорят, что, завидуя кому-то, мы подсознательно считаем себя несостоятельными достичь желательного. И чаще всего зависть является неоправданной, а иногда даже бессмысленной. Так малыша Цахеса, героя одноименной сказки-новеллы Гофмана, охватило ревносное отношение к внешней красоте человека (сам он был безобразным карликом). Считается, что зависть может быть светлой, т.е. доброжелательной. По моему мнению, именно такое чувство исполняет полковника Аносова (рассказ Куприна «Гранатовый браслет»). Он захватывается безполезностью любви Желткова и радуется, что именно на судьбу его племянницы выпало счастье познать такую любовь. Итак, зависть - чувство неоднозначное, состоит в стремлении человека разделить успех окружающих, ощутить, что он способен достичь большего.

В каждом человеке есть что-то хорошее и плохое. За хорошие качества нас любят и уважают. С отрицательными мы боремся, пытаемся себя изменить. Иногда на это уходят годы. Одним из чувств, знакомых каждому, является зависть. Зависть - это чувство досады, вызванное благополучием другого человека. Зависть рождается, когда кто-то начинает расставлять себя и окружающих на лестнице успеха. И если ты гордо возвышаешься над одними, всегда найдутся те, кто возвышается над тобой. Это чувство мы испытываем с раннего возраста. И то, насколько сильно оно завладеет нашим разумом в дальнейшем, во многом зависит от воспитания родителей. С детства они ставят нам кого-то в пример, показывая, что этот человек лучше. Или наоборот - возвеличивают нас самих над другими. Если папа и мама не будут прививать своему ребёнку трудолюбие, чувство зависти и неумение добиваться поставленных задач может сделать его несчастным.
Зависть не всегда может выражаться открыто, порой она скрывается за миловидной улыбкой, комплементом, и поэтому другие люди порой не ощущают этого чувства со стороны окружающих. Однако в глубине души сами завистники ощущают себя некомфортно потому, что кто-то хотя бы в чем-то лучше, умнее, находчивее и удачливее.
Мне кажется, недобрая зависть лишает сил и мешает движению вперёд. «Как я завидую, что он стал директором! Вот, сумел выслужиться». Сразу портится настроение, наступает ощущение безысходности, невозможности улучшить ситуацию. Жизненные силы уходят в пустоту.
Нехорошо завидовать чужим заслугам. Ведь кто-то долго и упорно трудился, чтобы добиться цели. Нам ничто не мешает тоже пробовать свои силы. А может быть, мешает? Лень, неуверенность в своих силах. Умение управлять собственным характером делает его прочнее, надёжнее и убедительнее
Зависть - навязчивость мыслей, что якобы другой человек несправедливо получает некие блага. От неё появляются многие проблемы. Всё потому, что зависть порождает желание отомстить, толкает на нехорошие поступки (жалоба, кража), заставляет не улучшать, а, наоборот, ухудшать жизнь другого человека.
Надо уметь восхищаться людьми, которые нас в чем-то превосходят, а не завидовать им. Нужно впитывать от таких людей их умение хладнокровно решать сложные вопросы, их мудрое отношение к жизни, их серьезное отношение к работе. Конечно, сложно преодолеть чувство зависти, если шла долгая, конкурентная борьба, и не ты, а другой стал первым. Должно быть здоровое чувство соперничества. Оно указывает путь к победе.
Белая зависть - стремление к совершенству, чёрная, съедая нас изнутри, ведёт к потере того, что имеем. Мы всегда окружены чем-то лучшим, и это - лучший сигнал к самосовершенствованию. Добропорядочный человек - лучший пример и магнит для лучших. А зло, бросаясь в глаза, всех нас отталкивает.
В то же время, я считаю, нужно реже себя с кем-то сравнивать. Зависть, как правило, рождается при сравнении с другими людьми. Нужно научиться сравнивать себя лишь с самим собой (каким ты был вчера, месяц назад, год назад, чего успел достичь за это время, к чему стремишься, что изменилось в жизни к лучшему).
Как научиться не завидовать? Нужно спросить себя: «А нужно ли мне то, что есть у соседа?». Иметь всё и мочь всё нельзя. Но мир настолько разнообразен, что всегда есть возможность найти что-то своё. «Зачем мне то, чем обладает другой? Я – индивидуальность, с неповторимым вкусом, с особенным образом жизни, с иным мировоззрением». По-моему, подобные мысли настраивают на поиск и помогают подавить зависть.
В художественной литературе зависть осуждается. Н. В. Гоголь – мастер сатирического изображения общественных и личностных пороков, не обошёл вниманием и это качество души. В романе «Мёртвые души», где читателю показана постепенная деградация души, вызванная бесцельностью существования поместного дворянства и бесконтрольным владением «душами», богатством, землёй. Последний помещик, Плюшкин, олицетворяет бессмысленное накопительство. Можно сказать, что им владеет болезненное чувство зависти и жадности к самому себе. Душа мертва, осталось только желание всем обладать.
Таким образом, зависть? негативная эмоция, «ржавчина души» которая, если ничего не предпринимать, может привести к болезни. Поэтому нужно учиться не завидовать.