МиГ против «Фантома» (7 фото).

Истребитель-бомбардировщик, истребитель-перехватчик, самолёт наземной поддержки третьего поколения.

Первый в мире серийный истребитель, несущий ракеты среднего радиуса действия.

Общие сведения

Самолёт был создан по заказу Военно-морского флота США, в основном, с целью защиты кораблей и был предназначен для замены устаревшего F-3 «Демон». Кроме того, на самолёт возлагалась задача по перехвату советских стратегических бомбардировщиков. Но когда F-4 показал скорость, большую чем у F-104 «Старфайтер», состоявшего в то время на вооружении ВВС США, последние также проявили к этой машине самый большой интерес и впоследствии заказали «Фантом» и для себя.

Первоначально F-4 использовался ВМС США как перехватчик, но вскоре он поступил в Корпус морской пехоты в качестве самолёта наземной поддержки. Невероятная гибкость конструкции сделала его первым типом самолёта среди американских машин, который эксплуатировался одновременно ВВС США, Военно-морским флотом и Корпусом морской пехоты. «Фантом» преуспел в качестве самолёта воздушного превосходства, перехватчика, самолёта наземной поддержки, самолёта ПВО, ударного самолёта дальнего радиуса действия, самолёта для обороны флота и разведчика.

F-4 был оснащён новейшей электроникой. Он первым среди американских машин был способен без участия наземной станции наведения находить и уничтожать цели, находящиеся за пределами видимости.

На F-4 было установлено несколько мировых рекордов, таких как рекорд высоты полёта в 30040 метров (6 декабря 1959), рекорд скорости - 2585,425 км/час (22 ноября 1961) и рекорд скорости на малой высоте - 1452 км/час, который не был побит в течение 16 лет.

Обладая способностью легко достигать скорости, в два раза превышающую скорость звука, «Фантом» являлся довольно сложной в пилотировании машиной, по большому счёту из-за плохих штопорных характеристик.

«Фантом» состоял в производстве с 1958 по 1979 и всего было создано 5195 машин. 5057 из них были построены в Сент-Луисе, Миссури, США и ещё 138 изготовлены по лицензии на заводах Мицубиси в Японии. Пик производства самолёта F-4 пришёлся на 1967 год, когда завод МакДоннела выпускал 72 машины в месяц. ВВС США имели на вооружении 2874 Фантомов, в то время как ВМС и Корпус морской пехоты - 1264 самолёта.

Постоянно дорабатываясь и обновляясь, «Фантомы» состояли на вооружении в ВВС 11 стран: Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи и Японии. В Великобритании «Фантомы» несли службу одновременно в ВВС и на Флоте начиная с 1968 года и последний самолёт был снят с вооружения в январе 1992 года. В США Фантом ушёл из активной службы в 1996. К этому времени самолёты данного типа налетали более 2735000 километров. В 1998 году, когда отмечалось его 40-летие, «Фантом» всё ещё состоял на вооружении девяти стран: Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи, Японии. При этом Германия, Греция, Египет, Израиль, Турция, Южная Корея и Япония планируют провести модернизацию своих F-4, для того, чтобы эти самолёты продолжали свою службу вплоть до 2015 года.

Боевое применение

США

Война во Вьетнаме

За всю войну во Вьетнаме F-4 записали на свой счёт по подробной статистике из американского альманаха (касающегося только ВВС США, данных по ВМС и КМП там нет) 106,5 (66 МиГ-21, 33,5 МиГ-17(1 совместный) и 8 МиГ-19 и еще 1 китайский МиГ-17) побед в воздушных боях. Джон Шервуд заявляет о 277 победах, не приводя никаких подробностей. Потери F-4 составили, по некоторым данным, 122 самолёта (103 сбили вьетнамские МиГ-21, 14 МиГ-17, 3 МиГ-19 и ещё 2 сбили китайские МиГ-19, но по другим сведениям из американского альманаха, ВВС США потеряли в воздушных боях 67 самолётов всех типов (не только "Фантомов", а и вообще всех, участвовавших в боях над Северным Вьетнамом).

Во время воздушных боёв ракеты «воздух-воздух» показали достаоточно невысокую точность, что заставило вернуть на вооружение самолётам пушки. В начале войны у истребителей F-4C/D эффективность ракет AIM-9E составила всего 13,2%. Из 612 выпущенных за всю войну ракет AIM-7 поразило цель 57(9,3%). У AIM-4 за всю войну эффективность составила 10,4%. У северовьетнамцев за первый год применения поразили цель 34,7% из выпущенных ракет Р-3С.

2 декабря 1966 года- «Чёрная пятница» Вьетнамской войны. Северовьетнамским ПВО сбиваются 8 американских самолётов, в том числе 5 F-4 «Фантом».

Для противодействия зенитным ракетам активно применялись средства РЭП, которые снижали эффективность применения ЗРК по «Фантомам».

«Фантомы» во Вьетнаме стали фигурантами нескольких очень значительных инцидентов.

29 июля 1967 года произошёл крупный инцидент на американском авианосце «Форрестол». С готовящегося к нанесению удара по территории Вьетнама F-4B произошёл самопроизвольный запуск неуправляемой ракеты «Зуни», которая поразила топливный бак самолёта A-4 «Скайхок». В результате крупного пожара погибли 134 человека и 161 был ранен, было уничтожено 29 самолётов, из них 7 «Фантомов», и ещё 42 летательных аппарата получили очень серьезные повреждения. Авианосец был отправлен на капитальный ремонт.

В июне 1968 года американские F-4 по ошибке потопили свои же два патрульных катера типа «Свифт» и нанесли повреждения одному американскому крейсеру и австралийскому эсминцу. Пилоты «Фантомов» посчитали флот ведущий огонь по побережью «низколетящими северовьетнамскими вертолётами» и выпустили по ним ракеты AIM-7E.

18 мая 1969 года F-4B протаранил в лоб топливный заправщик KC-130, который в это время заправлял два «Фантома». «Геркулес», виновник трагедии и один из заправляющихся моментально упали в море, вернуться удалось лишь одному изрешечённому осколками «Фантому».

За всю войну по всем причинам было потеряно от 761 до 892 F-4, больше чем любых других самолётов.

В 1970 году произошло столкновение советского разведывательного Ту-16 с F-4 американских ВМС. В результате столкновения «Фантом» был потерян.

4 октября 1973 года советский Ту-16 столкнулся с американским F-4, оба самолёта смогли вернуться на базу.

Поднимались американские «Фантомы» и на перехват советских разведчиков Ту-95. В одном из таких перехватов над Атлантикой тройка «Фантомов» пошла на сближение с Ту-95 и один из американских самолётов разбился о крыло советского.

«Буря в пустыне»

Данные самолёты участвовали в операции «Буря в пустыне». Один F-4G разбился из за недостатка горючего после того как иракским снарядом были пробиты топливные баки. Ещё по одному F-4 были потеряны до начала и после окончания боевых действий по небоевым причинам. В воздушных боях «Фантомы» лишь «отметились», когда F-4G поразил ракетой свой же бомбардировщик B-52 Stratofortress. За время войны F-4G уничтожили 254 иракских радара.

ВВС Израиля

Первая война на истощение

11 сентября 1969 года израильским Фантомом был уничтожен первый египетский МиГ-21. 17 ноября 1969 года, при нанесении бомбового удара по позиции иорданской РЛС ДО, был потерян израильский F-4E, пилоты смогли катапультироваться. Этот случай стал первой боевой потерей «Фантома» в израильских ВВС. 9 декабря в воздушном бою с египетским МиГ-21 был сбит израильский «Фантом».

12 февраля 1970 года израильские «Фантомы» разбомбили гражданский металлургический завод в египетском городе Абу-Забала. 70 рабочих погибло и более 100 ранено. 8 апреля 1970 года «Фантомы» израильских ВВС совершили бомбовый налёт на начальную школу в египетском городе Бахр ель-Бакар. На школу было сброшено 5 бомб и запущены 2 ракеты, в результате которых погибло 46 детей, еще более 50 получили ранения различной степени тяжести. Такого рода инциденты привели к прямому вмешательству СССР. Уже 13 апреля советские лётчики (на МиГ-21) осуществили перехват двух израильских «Фантомов». Согласно некоторым источникам «Фантомы» были уничтожены, по другим произошёл только перехват. 8 июня 1970 года, по израильским данным два «Фантома» было сбито египетскими МиГ-21.

Вмешательство СССР

После трагических случаев с гражданскими объектами, египетские ПВО были усилены советскими частями. До 18 июля советские зенитчики сбили 5 израильских «Фантомов», осуществлявших боевые вылеты на территорию Египта, шесть пилотов и операторов были взяты в плен. 3 августа, незадолго до подписания перемирия, ещё два «Фантома» были подбиты советскими ракетами С-125, пилоты первого смогли катапультироваться и попали в плен, второй самолёт всё же смог дотянуть до аэродрома.

Катастрофа Boeing 727 под Исмаилией

21 февраля 1973 года пара израильских «Фантомов» перехватила над территорией египетского города Исмаилия, ливийский пассажирский лайнер Boeing 727. Истребители расстреляли самолёт из пушек, вследствии чего поврежденный Boeing начал совершать экстренную посадку в пустыне. Самолёт упал в дюны, из 113 пассажиров выжило только пятеро.

Сентябрь 1973

13 сентября 1973 года израильскими F-4 было уничтожено 7 сирийских истребителей МиГ-21, в свою очередь сирийские МиГ-21 записали на свой счёт две неподтверждённые победы над F-4 в этот день.

Война Судного дня

Израильские «Фантомы» принимали участие в отражении арабского наступления в период 6-24 октября 1973 года. В общей сумме, в воздушных боях(всех самолётов) по арабским данным количество побед было 2-1,5 к 1 в их пользу, израильская же сторона утверждала о сотнях сбитых арабских самолётах при своих незначительных потерях. По данным ACIG израильские «Фантомы» на египетском фронте одержали 35 подтверждённых побед (14 вертолётов Ми-8, 13 истребителей МиГ-21 и 8 МиГ-17), при этом потеряли 14 подтверждённых самолётов (все сбиты МиГ-21). На сирийском фронте было одержано 13 подтверждённых побед (в том числе 12 МиГ-21), при потере 13 уничтоженных и 3 повреждённых подтверждённых самолётов (все сбиты или повреждены МиГ-21). Также «Фантомы» уничтожили 2 иракских МиГ-21, при этом один F-4 был сбит иракским МиГ-17. Кроме этого один «Фантом» был по ошибке уничтожен израильским истребителем.

В первый день войны два «Фантома» полетели на перехват 28 египетских истребителей над Синайским полуостровом. В неравном воздушном бою над Офирой они сбили семь или восемь МиГ-17, после чего вернулись на свой аэродром.

На второй день войны «Фантомы» провели операцию «Дугман-5» по уничтожению сирийской ПВО. Операция завершилась полным провалом: 6 израильских самолётов было сбито и 6 повреждено, уничтожен 1 сирийcкий комплекс ЗРК.

8 октября израильские «Фантомы» нанесли одновременный налёт по сирийским аэродромам. Во время отражения налёта сирийские летчики сбили 10 «Фантомов» (по данным веб-сайта skywar.ru за день 8 октября ВВС Израиля потеряли на сирийском фронте один «Фантом», по данным ACIG известно о четырех «Фантомах», сбитых сирийскими МиГ-21).

Всего в ходе войны «Фантомы» совершили 3300 боевых вылетов. В ходе которых безвозвратно потерянно 32-55 самолётов и более 30 повреждённо. Погибло по разным израильским данным 12-15 пилотов и более 20 были захвачены в плен.

Вторая война на истощение

В ходе боёв за гору Хермон в апреле 1974 года известно о двух F-4 сбитых сирийцами (один ЗРК, другой МиГом-21). По данным ACIG известно ещё о двух «Фантомах» сбитых сирийскими МиГ-23.

Так же были потери по техническим причинам, 20 апреля,во время подготовки к вылету на аэродроме Тель-Ноф, из за возгорания топлива взорвался израильский F-4E. Взрывом было уничтожено несколько зданий на территории аэродрома, погибло несколько человек.

Гражданская война в Ливане

F-4 Phantom II использовался ВВС Израиля во время гражданской войны в Ливане, в период с конца 70-х по начало 90-х годов. Роль истребителя завоевания господства в воздухе досталась новым самолётам F-15 и F-16, поэтому «Фантом» стал использоваться для наземных операций, ведения радиоэлектронной борьбы и разведки. Тем не менее бои с истребителями всё же имели место. 4 января 1981 года «Фантом» в воздушном бою сбил иракский МиГ-21. 26 апреля один F-4 был серьёзно повреждён зенитным огнём во время атаки лагерей палестинцев в районе Ад-Дамура и Сайды в Ливане.

В 1982 году израильские «Фантомы» принимали участие в крупномасштабной наступательной операции «Мир Галилее» на территории Ливана. В первые дни операции F-4 использовались в уничтожении сирийской группировки ПВО «Феда». Начиная с 9 июня имели место несколько крупных воздушных боёв, в которых «Фантомы» приняли небольшое участие. 10 июня «Фантом» сбил сирийский МиГ-21, в этот же день, по некоторым данным, один F-4, был сбит «двадцатьпервым» (израильские источники потерю подтверждать не стали, несмотря на то что были найдены кокпит и обломки сбитого «Фантома» и продемонстрированы западным исследователям, судьба пилотов сбитого самолёта осталась неизвестной). 11 июня было подписано перемирие, но продлилось оно совсем недолго. 11 июля израильский «Фантом» был сбит сирийским ЗРК. 12 июля «Фантомы» совершили налёт на город Дамур в 15 км южнее Бейрута и на деревню Нами? 5 убитых и более 25 раненых. 24 июля один «Фантом» был уничтожен ЗРК «Оса». В октябре один разведчик RF-4E был повреждён ракетой, выпущенной сирийским МиГ-21. После этого боевые действия пошли на спад. В Сирию начали поставляться новые истребители МиГ-23МЛ, которые по их заявлениям в 1982 или 1983 году сбили один израильский «Фантом» (израильской стороной данная информация не подтверждена). 16 октября 1986 года разбился один F-4 - сброшенные им бомбы взорвались в воздухе, в непосредственной близости от самолёта, по одной из версий, из-за неисправности взрывателя одной из бомб, по другим данным от вражеского огня, один пилот спасся, другой попал в плен.

ВВС Ирана

1970-е

28 ноября 1973 года советский МиГ-21СМТ, пилотируемый Г.Елисеевым перехватил иранский разведчик RF-4, нарушивший воздушную границу. После безуспешного пуска ракет советский пилот пошёл на таран. Пилоты «Фантома» катапультировались.

Иранские «Фантомы» использовались для борьбы с советскими высотными разведчиками МиГ-25. Истребителям модификации F-4D ни разу не удалось перехватить нарушителей, однако более совершенные F-4E повредили один МиГ-25Р в 1976 или 1977 году ракетой AIM-7E, прежде чем упасть МиГ успел долететь до территории СССР.

Ночью с 18 на 19 сентября 1976 года, пара иранских F-4 вылетела на перехват неизвестного летающего объекта прямо над Тегераном. Первый «Фантом» с напарником пилотировал генерал Джаханбади, второй л-т Джафари и 2-й л-т Кейван. Во время перехвата Кейвану захотелось катапультироваться, но в последний момент он передумал. Генерала Джаханбади казнили во время революции в 1979 году.

В этом же году ещё один иранский разедчик RF-4 был уничтожен над СССР советскими истребителями.

В середине 1970-х иранские «Фантомы» совершали разведывательные вылеты над территорией Йемена. Три разведчика были уничтожены йеменскими зенитчиками и истребителями.

17 августа 1979 года курды, рядом с приграничным городом Павех, огнём ЗУ-23-2 сбили иранский F-4E, лётчик и оператор погибли.

Ирано-иракская война

К началу войны Иран имел 188 самолётов F-4D/E и 14 RF-4E. Кроме того, в рамках соглашения через Парагвай было предоставленно 23 F-4E непосредственно из наличного состава ВВС США. Один иранский «Фантом» был сбит иракским истребителем ещё до начала войны. В начале войны иракские самолёты совершили налёты по четырём аэродромам и другим военным объектам. На аэродроме Мехрабад в результате удара иракских МиГ-23БН были уничтожены два иранских F-4. 29 ноября 1980 года одним «Фантомом» были потоплены несколько иракских ракетных катеров «Оса» производства СССР.

По западным подсчётам, за первые 9 месяцев войны Иран потерял 60 «Фантомов». По иракским данным, только за первые дни войны (к началу октября 1980) было сбито 180 «Фантомов».

За период 1980-1988 годы «Фантомы» одержали 53-82 воздушные победы (в том числе 13 МиГ-23БН, 11-19 Су-20/Су-22, 9-29 МиГ-21, 4 МиГ-23М, 4 Mirage F1, 2 Ан-26ТВ, 1 Ту-22Б, 1 МиГ-27, 1 Super Etendard, 1 Ми-25 и 1 Bell 214), при потере 38 - 55 самолётов (в том числе 11 - 16 сбили МиГ-21, 10 - 19 МиГ-23М, 9-10 Mirage F1, 3 МиГ-25, 0 - 1 Ми-24 и 1 Су-20). Также 2-3 F-4 было уничтожено в боях с американскими F-14 и саудовскими F-15 (незадолго до боя с F-15, иранские F-4 безуспешно обстреляли саудовский заправщик KC-130H и перехватили один F-15, тогда «Иглы» вступать в бой не стали). F-4 себя плохо показал в ближнем манёвренном бою с иракскими истребителями, такими как МиГ-23М и Mirage F1.

4 апреля 1981 года иранские «Фантомы» осуществили успешный налёт на иракский комплекс военных баз H-3. Рано утром восьмёрка «Фантомов» вылетела с воздушной базы расположенной в городе Тебриз. Пара «Томкэтов» патрулировала границу на низкой высоте. В это время из Турции вылетело два самолёта-заправщика Boeing 707. Совершая полёт на низкой высоте над Северным Ираком, танкеры заправили «Фантомы» и стали возвращаться. F-4 атаковали базу с разных направлений, ни один иракский перехватчик не был готов к взлёту. Были уничтожены взлётно-посадочные полосы, две радарные станции и несколько ангаров с самолётами. Иранцы заявили об уничтожении и повреждении 48 иракских ЛА во время налёта. По американским данным 27 ЛА советского и французского производства было уничтожено и 11 повреждено. Все иранские «Фантомы» успешно вернулись на базу.

Иранские F-4 стали первыми самолётами, предпринявшими попытки налётов на иракский ядерный реактор «Озирак». За первые восемь месяцев войны было совершено 10 налётов, но только лишь в одном случае удалось частично повредить внешнюю систему охлаждения, в остальных истребители-бомбардировщики были уничтожены огнём ПВО.

12 июля 1986 года иранский «Фантом» с помощью ракеты «воздух-поверхность» AGM-65A Maverick уничтожил стоящий на нефтяной платформе иракский тяжёлый десантный вертолёт SA.321GV.

8 августа 1987 года иранский F-4E перехватил и выпустил ракету по патрульному самолёту P-3C ВМС США. Ракета AIM-7 не смогла поразить цель.

Иранские пилоты периодически угоняли «Фантомы» в Ирак. Известно как минимум 6 случаев угона самолётов. Угнавший F-4 в конце 1986 года иранский полковник рассказал что в пригодном для полётов состоянии ни осталось ни одного разведчика RF-4E.

За всю войну были уничтожены и выведены из строя практически все «Фантомы», количество боеспособных F-4 всех модификаций сократилось до 10 - 20 самолётов.

Дальнейшая служба

5 апреля 1992 года восьмерка иранских «Фантомов» нанесла удар по тренировочному лагерю антиисламской оппозиционной группировки «Муджахеддин эль-Халк» на территории Ирака. В результате налёта погиб один боец группировки - механик Хуссейн Никпейман. Ответным огнём 23-мм установки ЗУ-23-2 был подбит один самолёт.

15 марта 2013 года иранский F-4 попытался совершить перехват американского БПЛА MQ-1 Predator над Персидским заливом, но был отогнан двумя американскими истребителями.

Другие конфликты

Турецко-греческий конфликт

Турецкие истребители неоднократно встречались c греческими в 80-е и 90-е годы.

В 1985-1986 годах имели место перехваты и маневрирование между греческими F-4E и турецкими F-104G, по неподтвержденной информации во время этих перехватов было потеряно два «Старфайтера».

2 сентября 1994 года греческий F-4E, над Эгейским морем, по ошибке атаковал и сбил другой греческий F-4E.

20 октября 1995 года турецкий разведывательный RF-4E был перехвачен неизвестным греческим истребителем. Во время маневрирования турецкий самолёт разбился.

28 декабря 1995 года греческий F-16C вступил в воздушный бой с турецким F-4E. Во время маневрирования турецкий самолёт рухнул в море.

5 ноября 1997 года разбился турецкий F-4E после воздушного боя с неизвестным греческим истребителем.

Турецко-сирийский конфликт
Сравнение с аналогами
СССР Су-7 США McDonnell Douglas F-4 Phantom II США Republic F-105 Thunderchief Великобритания Hawker Hunter Франция Dassault Super Mystere Франция Dassault Etendard Индия HAL HF-24 Marut
Год принятия на вооружение 1960 1961 1958 1956 1958 1962 1967
Годы производства 1957-1972 1958-1979 1957-1964 1953-? 1957-1960 1960-1965 1961-1985
Выпущенно, единиц 1874 5195 833 примерно 2000 180 90 147
Масса пустого, кг 8370 12701 12181 6405 6932 5900 6195
Масса боевой нагрузки, кг 1200 7275 6400 3400 1360 1800
Пушка 2х 30-мм НР-30 1х 20-мм M61 Vulcan 1х 20-мм M61 Vulcan 4х 30-мм ADEN 2х 30-мм DEFA 552 2х 30-мм DEFA 552 4х 30-мм ADEN
Максимальная взлётная масса, кг 13043 20230 23970 11160 11660 10200 10910
Силовая установка 1х АЛ-7Ф-1 2х General Electric J79-GE-8 1х Pratt & Whitney J75-P-19W 1х Rolls-Royce Avon 207 1х SNECMA Atar 101G 1х SNECMA Atar 8B 2х Bristol Siddeley Orpheus Mk 703
Тяга двигателя (форсаж), кН 1х 94,1 2х 79,4 1х 117,9 1х 45,1 1х 43,1 1х 43,2 2х 21,6
Максимальная скорость, км/ч 2120 2585 2208 1150 1250 1100 1128
Практический потолок, м 15000 18898 12558 15240 17000 15500 13750
Практическая дальность (без ПТБ), км 1130 2380 1240 1175 1100

Модификации

Изначально самолёты для ВМС обозначались F4H, а самолёты для ВВС - F-110 «Спектр». В 1962 году в связи с унификацией системы обозначений летательных аппаратов в вооружённых силах США все «Фантомы» получили обозначение F-4.

Варианты для ВМС и морской пехоты США

F4H-1F (F-4A) - первая модификация, принятая на вооружении ВМС США. Построено 45 машин.

F4H-1 (F-4B) - истребитель-бомбардировщик для ВМС США с двигателями J79-GE-8A (или?8B). Произведено 649 машин.

RF-4В (F4Н-1Р) - безоружный фоторазведчик на базе F-4В (первый полёт 12.03.1965).

F-4G (не следует путать с F-4G «Wild Weasel») - модификация самолёта F-4В (первый полёт 20.03.1963). Переоборудовано 12 машин.

F-4J - усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель (первый полёт 27.05.1966).

F-4N - палубный истребитель, переоборудованный из F-4В и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование (первый полёт 04.06.1972).

F-4S - палубный истребитель, переоборудованный из F-4J, также имеющий упрочнённую конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель.

Варианты для ВВС США

F-4С - первая серийная модификация для ВВС США (первый полёт 27.05.1963). Первоначально имела обозначение F-110A.

RF-4С (RF-110А) - невооружённый разведчик на базе F-4С (первый полёт 18.05.1964).

F-4D - улучшенный вариант F-4С (первый полёт 08.12.65).

F-4Е - усовершенствованный многоцелевой истребитель (первый полёт 30.06.1967), масса БРЭО этого истребителя при переходе на микроэлектронные схемы уменьшилась на 40 % по сравнению с истребителем F-4В, на ряде истребителей F-4Е в носке правой консоли крыла была оборудованна телевизионная система слежения за воздушными целями «Тисео», дающая возможность опознавать самолёты противника на большом удалении.

F-4G Wild Weasel V (не следует путать с F-4G для ВМС) - противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из истребителя F-4Е (первый полёт 06.12.1975).

Варианты на экспорт

F-4EJ - F-4E, производившиеся по лицензии в Японии корпорацией "Мицубиси дзюкогё".

F-4F - модификация экспортных F-4E для ВВС ФРГ. В отличие от F-4E, не имели топливного бака N7, что позволило уменьшить массу машины до 13300 кг. В июне 1971 года заказаны 175 машин, в мае 1973 года первый выпущенный истребитель поднялся в воздух, в 1976 году по программе "Peace Rain" была начата модернизация, в 1983 году - стартовала вторая программа модернизации (ICE), которая была закончена в 1990 году. В 2012 году на вооружении оставалось 21 F-4F, последний был снят с вооружения 30 июня 2013

F-4K - вариант для Королевских ВМС Великобритании. Сконструировано 50 машин. В Великобритании они носили название «Фантом» FG.1 (обозначение F-4K не использовалось).

F-4M - вариант для Королевских ВВС Великобритании. Построено 116 машин. В Великобритании они носили название «Фантом» FGR.2 (обозначение F-4M не использовалось).

ТТХ

Экипаж: 2 чел
-Макс. скорость: 2585 км/ч
-Боевой радиус: 1120 км
-Дальность полёта: 2380 км
-Практический потолок: 18898 м


-Размеры:

Длина: 17,78 м
-Высота: 4,95 м
-Размах крыла: 11,7 м
-Площадь крыла: 49,23 кв.м.
-Макс. взлётная масса: 20230 кг


-Силовая установка:

Двигатели: 2 х ТРДФ General Electric J79-GE-8
-Тяга двигателя(форсаж), кН: 2 х 79,4


-Вооружение:

Стрелково-пушечное вооружение: 1 х 20 мм М61 Vulcan
-Боезапас: 725
-Кол-во точек подвески: 10
-Масса подвесных элементов: 7275 кг
-Подвесные вооружения: AIM-7, AIM-9, AGM-12,
-свободнопадающие, кассетные бомбы, зажигательные бомбы
-до пяти 1401 литровых ПТБ

Для прикрытия ударных самолётов из истребителей «Фантом» создавались группы различного тактического назначения. Прикрытие их на маршруте к цели и обратно осуществляла группа непосредственного сопровождения. Изоляция района нанесения удара возлагалась на группу заслона. На направлениях возможного появления истребителей противника дежурили самолёты так называемого «дальнего перехвата». При полёте на задание стратегических бомбардировщиков В-52 выделялись истребители «Фантом» для блокирования аэродромов.

Информация о воздушной обстановке к командирам групп поступала с самолёта дальнего радиолокационного обнаружения, осуществлявшего полёт в зоне над Тонкинским заливом. До рубежа размыкания все группы, включая ударную и доразведки, следовали в общем боевом порядке. Затем истребители «дальнего перехвата», «заслона» и «блокирования» выдвигались вперед и занимали «исходное» положение с некоторым упреждением по времени начала удара. Типовая схема полёта на выполнение боевого задания показана на рис. 1.

Рис. 1. Типовая схема полёта групп самолётов «Фантом» для нанесения удара по наземной цели (группу обозначает силуэт самолёта); 1 - взлёт с авиабазы; 2 - сбор самолётов и построение в боевой порядок; 3 - набор высоты 7000-9000 м; 4 - дозаправка топливом в воздухе; 5 - размыкание групп в зоне ожидания; 6 - выход из боевого порядка групп истребителей заслона; 7 - зона дежурства постановщиков помех; 8 - атака наземной цели ударной группой; 9 - уход от цели на малой высоте; 10 - дозаправка топливом в воздухе (при необходимости); 11 - роспуск группы и посадка

По ходу операции задачи групп могли расширяться. Например, самолёты «заслона» часто привлекались для постановки пассивных помех на маршруте следования бомбардировщиков, а лишь затем занимали зоны вокруг объекта удара, эшелонируясь по высоте; группа непосредственного сопровождения после выхода на цель выполняла функции истребителей «дальнего перехвата» и т. д.

Судя по сообщениям иностранной печати, истребители «Фантом» наиболее эффективно вели бой на малых высотах и высоких скоростях. Это объяснялось довольно высокой прочностью конструкции самолёта и большой удельной нагрузкой на крыло. Если в процессе боя скорость падала ниже 600 км/ч, то манёвренные возможности самолёта резко снижались. Ошибки летчика при пилотировании в области критических режимов приводили к срыву истребителей в штопор. Невысоко оценивали иностранные специалисты и возможности самолёта F-4C по ведению боя на сверхзвуковой скорости. Отмечались и такие недостатки, как отсутствие свободы вертикального манёвра и значительный радиус разворота.

Исходя из этого, экипажи самолётов «Фантом» во Вьетнаме избегали вступать в преднамеренный бой. Они вели его только при наличии большого численного превосходства. Исключение составляли эпизодические действия из засад и во время «свободной охоты» в районе базирования истребителей противника. В последнем случае противник атаковался внезапно с малой высоты с применением УР «Спарроу» (рис. 2).


Рис. 2. Пуск УР «Спарроу» с истребителя F-4E «Фантом» 2

На Ближнем Востоке летчикам самолётов «Фантом» воздушный бои помогали вести более легкие и манёвренные истребители 3С. Они участвовали в завязке боя и демонстративных действиях, а экипажи истребителей «Фантом» выбирали благоприятный момент для внезапной атаки снизу с последующим пуском УР класса «воздух-воздух» (рис. 3).

Рис. 3. Схема ввода в бой истребителей «Фантом» (вариант): 1 - группа завязки боя (самолёты «Мираж» 3С); 2 - ударная группа («Фантом»); 3 - истребители противника

Тактическую разведку в локальных войнах вели наряду с другими летательными аппаратами самолёты RF-4C и . В ходе войны во Вьетнаме возникла необходимость иметь самолёт-разведчик, который не уступал бы по лётным характеристикам и радиусу действия боевым машинам. Зарубежная печать отмечала, что от такого самолёта требовалось фотографировать объекты днем и ночью с больших и малых высот.

На борту самолёта RF-4C устанавливалась оптическая, инфракрасная и радиолокационная аппаратура, которая обеспечивала получение разведывательных данных в различных метеорологических условиях.

Съёмка с малой высоты велась с применением лампы-вспышки на скорости не более 800 км/ч. Нередко экипажи разведчиков по обнаруженным в полёте объектам сами применяли средства поражения (обычно НУР), которые подвешивались на самолёт в ограниченном количестве.

Разведчики RF-4C и Е во время боевого вылета при необходимости выполняли противозенитные и противоракетные манёвры. Их включали в боевой порядок ударных групп с задачей ведения радиотехнической разведки и доразведки объектов нападения. Обнаружив включившуюся в работу наземную РЛС и установив направление на неё, оператор разведчика давал информацию группе подавления средств ПВО.

Выступали они и в роли самолётов целеуказания. Выйдя в заданный район по системе ближней навигации, экипаж разведчика выстреливал девять-десять из 40 имевшихся на борту осветительных ракет, обнаруживал объект и давал целеуказание истребителю-бомбардировщику, который атаковывал цель визуальным способом.

Как свидетельствует иностранная печать, в последние годы с учетом опыта локальных войн боевые характеристики самолётов «Фантом» были улучшены. Так, на самолёте последней модификации F-4E установлены два более мощных двигателя J79-GE-17 (тягой по 8120 кг) и дополнительный топливный бак в хвостовой части фюзеляжа. Это повысило энергетические возможности самолёта и увеличило радиус его действия. На истребителе F-4F были установлены предкрылки, которые обеспечили большую угловую скорость и меньший радиус разворота.

Самолёт «Фантом» пока считается за рубежом лучшим истребителем ПВО. Командования ВВС Великобритании и ФРГ предполагают использовать его в этом качестве вплоть до принятия на вооружение самолётов .

McDonnell Douglas F-4 Phantom_II

McDonnell Douglas F-4S Phantom II (бортовой номер 153910) Истребительной эскадрильи VF-151 "Vigilantes" подготовлен к взлету с помощью катапульты с палубы Navy:Авианосца_USS_Midway (CV-41), 1985 год.

Разработка и производство

США Страна разработки
McDonnell Douglas Разработчик
27 мая 1958 г. Первый полет
McDonnell Douglas Производитель
5195 шт. Выпущено всего

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

Встроенное-пушечное

  • на ранних модификациях отсутствует;
  • 20 мм шестиствольная пушка М61А1 Vulcan (639 снарядов).

  • 4-6 управляемые ракеты (УР) средней дальности AIM-7 Sparrow в нишах под фюзеляжем,;
  • 6 УР AIM-7 Sparrow, AIM-9 Sidewinder, AIM-4 Falcon, УР Bullpup или Shrike, УР AGM-65 Maveric на подкрыльевых узлах подвески,;
  • а также блоки с неуправляемыми авиационными ракетами, свободнопадающие бомбы;
  • Общая боевая нагрузка: до 1370 кг вооружения на центральном пилоне и до 5888 кг оружия, расположенного под крылом на 6 узлах подвески.;
  • Самолет может нести две ядерные бомбы Mk 43, Mk57, Mk61, Mk28..

Тандемный двух-местный, двух-моторный, всепогодный, сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, истребитель-перехватчик, самолёт наземной поддержки, созданный фирмой McDonnell Douglas для Военно-морских сил США . Введенный в строй в 1960 г. ВМС США, в виду его высокой адаптируемости был так же принят на вооружение Военно-воздушных сил и Корпуса Морской пехоты США. Серийно производился по 1981 год и с середины 60-х годов стал основной частью авиационных эскадрилий соответствующих частей вооруженных сил США. Первый в мире серийный истребитель, несущий ракеты среднего радиуса действия.

История создания

В 1952 Дэйв Льюис, заведующий подразделением аэродинамики в McDonnell Douglas был назначен менеджером перспективного проектирования. Хотя новых авиационных конкурсов на проектирование открыто не было, внутренняя информация из сред Военно-морского флота говорила о сформировавшейся необходимости Флота в новом типе самолета - ударный истребитель. В 1954 McDonnell Aircraft начали работу по пересмотру концепции их палубного истребителя F3H Demon , в поисках увеличения возможностей и улучшения летных данных. Компания подготовила несколько проектов с использованием различных двигателей, одного Wright J67 , двух Wright J65 или General Electric J79 . Версия с General Electric J79 позволяла ожидать максимальной скорости в 1.97 маха. 19 сентября 1953, McDonnell обратилась к Военно-морскому флоту США с предложением нового самолета "Super Demon". Самолет был уникально гибок в конструкции: он мог быть оборудован одно и двух-местной кабиной для различных миссий, вмещать в различных вариантах носовой части радар, разведывательную фотоаппаратуру, четыре 20 мм пушки или 56 неуправляемыми ракетами со складывающимся оперением в дополнение к 9 узлам внешней подвески под крыльями и фюзеляжем. ВМС США были заинтересованы в строительстве полномасштабного макета F3H-G/H , но новинки Grumman XF9F-9 и Vought XF8U-1 уже удовлетворили потребность в сверхзвуковом истребителе.

В следствии этого проект McDonnell был переработан во всепогодный истребитель-бомбардировщик с 11 внешними узлами подвески вооружения и 18 октября 1954, компанией было получено письмо о заинтересованности ведомства в постройке двух прототипов. 26 мая 1955 делегация состоящая из четырех офицеров ВМС США представила совершенно новые требования к новому самолету. Так как необходимость ВМС в бомбардировщике для ударов по наземным целям была удовлетворена Douglas A-4 Skyhawk, а F-8 Crusader решал задачи борьбы с истребителями, проекту McDonnell предстояло занять нишу всепогодного перехватчика противовоздушной обороны морского флота. Второму члену экипажа в таком проекте предстояло работать с мощным радаром.

Проекции самолета McDonnell Douglas F-4 Phantom II

Производство

Описание конструкции

Фантом представляет собой цельнометаллический низкоплан со стреловидным крылом (45 градусов), концевые части которого отогнуты вверх на 12 градусов, что способствует повышению путевой устойчивости. Киль большой площади имеет руль направления. Поверхности стабилизатора установлены с отрицательным углом поперечного V и на больших углах атаки играют роль подфюзеляжных килей, затягивая сваливание самолета. Фюзеляж имеет плоскую нижнюю поверхность, плавно переходящую в крыло, обеспечивая увеличение подъемной силы. При размещении на авианосце концевые части крыла складываются. Механизация крыла включает в себя: закрылки, элероны и отклоняемые носки. Для повышения эффективности управления и снижения лобового сопротивления имеется система сдува пограничного слоя с закрылков и носка крыла. Обшивка средней и задней частей фюзеляжа (над двигателями и за ними) выполнена двухслойной. Между слоями прогоняется воздух для охлаждения внешней поверхности. В хвостовой части установлен тормозной парашют диаметром около 5 м (в палубной авиации он используется как противоштопорный). Для зацепления за тросы аэрофинишера в задней части фюзеляжа шарнирно закреплен тормозной крюк. Выпускается он под действием давления пружины амортизатора. Крепление “Фантома” к челноку катапульты при взлете осуществляется с помощью биделя - стального троса, середина которого закрепляется на челноке, а концы на “крючках” в корневой части крыла. Применение этой системы связано с большой базой шасси самолета. После взлета трос сбрасывается. Шасси трехстоечное; основные стойки одноколесные и убираются в фюзеляж. Передняя стойка двухколесная, убирается назад.

Топливо размещается в фюзеляжных и крыльевых баках, общая емкость которых - 7570 л. Под крылом могут подвешиваться дополнительно два бака емкостью по 1400 л каждый. Есть еще топливный бак, подвешиваемый под фюзеляжем; он вмещает 2270 л горючего. Имеется также система дозаправки топливом в воздухе; штанга топливоприемника установлена справа у кабины летчика.

На самолете используются двигатели семейства J-79 с тягой от 7325 до 8120 кг, в зависимости от модификации машины. На F-4S установлены двигатели с пониженным дымлением. Последнее существенно снизило заметность истребителя в воздухе. До этого опытные летчики замечали “Фантом” на дальности почти 100 км, при высоте полета 10 000 м.

Оборудование F-4 состоит из бортовой РЛС, инфракрасной системы обнаружения, навигационной системы, бомбардировочного прицела, автоматической системы посадки на авианосец и системы автоматического управления полетом. Разведывательная модификация (RF-4B) отличается удлиненной носовой частью, в которой установлены различные фотоаппараты и инфракрасная станция разведки. Кроме этого, на RF-4B имеется РЛС бокового обзора. Все модификации самолета оборудованы системой РЭБ, антенны которой расположены в верхней части воздухозаборников.

Вооружение и оборудование

Модификации

Модификации истребителя F-4 "Фантом" 2:

F-4A - первый серийный самолёт данной серии, начал выпускаться в декабре 1960г. в г. Сент-Луис

F-4B - улучшенный вариант палубного всепогодного истребителя ПВО ВМС, начал поставляться ВМС с июня 1961г.

F-4C - “сухопутная” модификация истребителя для ВВС США (583 самолёта с 1963 по 1966 г.). F-4C остались только в варианте разведчика (RF-4C)

F-4D - улучшенный вариант F-4C (825 самолётов с 1966 по 1968 г.). F-4D все еще используются в Иране и Южной Корее.

F-4E - усовершенствованный многоцелевой истребитель для ВВС США (1387 самолётов с 1967 по 1976г.). Выпускается также в варианте тактического боевого самолета (до 7260 кг ракет и бомб на внешней подвеске). Все еще используется во многих странах.

F-4EJ Kai - вариант F-4E для Японии (Japan) отличается от F-4E установкой радара AN/APG-66 (модификация радара F-16) и подвеской ПКР ASM-1 местной разработки.

F-4G “Wild Weasel” (“Уайлд Уизл”) - противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из F-4E. Снят с вооружения и заменен F-16C Wild Weasel.

F-4J - усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель, выпускался с декабря 1966 по июль 1972 г. (522 самолёта).

F-4К - Phantom FGR.1

F-4M - Phantom FGR.2

F-4N - палубный истребитель ВМС США, переоборудованный из F-4B и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование (148 самолётов с февраля 1973 по март 1978г.).

F-4S - палубный истребитель ВМС США, переоборудованный из F-4J, также имеет упрочнённую конструкцию конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель. В настоящее время F-4S снят с вооружения и заменен F/A-18

RF-4C - невооружённый разведчик на основе F-4C (505 самолётов с 1964 по 1974 г.).

RF-4E - невооружённый разведчик на основе F-4E. Единственная модификация “Фантома”, оставшаяся на вооружении ВВС США. Воевали в Ираке. Phantom FGR.2 (F-4M) - перехватчик английских ВВС. Снят с вооружения и заменен на Tornado.

Phantom-2000 - F-4E модернизированный в 1991 году израильскими фирмами. Установлена авионика, аналогичная самолету Lavi, разработка которого была запрещена американцами. В частности - нашлемная система целеуказания, радар EL/M-2032, новые ракеты “воздух-земля” “Попай” и “воздух-воздух” “Питон-3” и “Питон-4”. Кроме израильских самолетов в этот вариант модернизируются 54 F-4E ВВС Турции.

Одним из самых известных и узнаваемых самолетов времен холодной войны, а в частности войны во Вьетнаме стал американский многоцелевой истребитель F-4 Phantom II. Его имя стало нарицательным для американских истребителей.

История создания

История создания F-4 Phantom II уходит к временам войны в Корее, тогда для американцев стало не приятным сюрпризом, что советские МиГ-15 показали свое преимущество, по боевым качествам, над машинами ВВС и ВМС США. Единственным самолетом, из многочисленного авиационного парка, способным вести воздушный бой на равных, с советским истребителем, оказался F-86 Sabre. Не желая мириться с таким положением вещей, командование ВМС США дало задание на разработку истребителя для защиты кораблей и перехвата советских стратегических бомбардировщиков. В августе 1953г. фирма McDonnell начала работы по модернизации истребителя F3H Demon, с целью улучшения его скоростных и взлетно-посадочных характеристик. Представленный проект F3H-G/H не заинтересовал военных, так как на тот момент победившая в конкурсе фирма Vought получила заказ на истребители F8U Crusader. Ситуация кардинально изменилась в декабре 1955 года, когда флоту понадобился дальний перехватчик со скоростными характеристиками М=2. Самолет должен был иметь мощное радиолокационное оборудование, способное без помощи наземных станций наведения находить и уничтожать цели. Для его обслуживания в состав экипажа включили оператора БРЛС. От пушечного вооружения отказались, в пользу управляемых ракет средней дальности с радиолокационным полуактивным наведением AIM-7 Sparrow. После продувок в аэродинамической трубе стало понятно, что у новой машины наблюдаются явные проблемы с устойчивостью. В ходе решения этих проблем у самолета и сформировался характерно узнаваемый облик с V-образным стабилизатором и загнутыми вверх законцовками крыла. Новый самолет поднялся в воздух 27 мая 1958 года, пилотируемый летчиком-испытателем Р. Литтлом. Машине было присвоено обозначение F4H-1F и собственное имя Phantom II. По результатам испытаний, где Vought , на конкурс, представила доработанный XF8U-3 Crusader III, победил перехватчик фирмы McDonnell. В декабре 1958г. с фирмой McDonnell был заключен контракт на поставку 23 предсерийных и 24 серийных истребителей. Построенная опытная серия из 23-х машин, в дальнейшем, использовались только для испытательных целей. В процессе ее выпуска в конструкцию самолета постоянно вносились технические усовершенствования. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик была установлена система управления пограничным слоем (УПС), РЛС заменили на более мощную AN/APQ-72. Для улучшения обзора второго члена экипажа фонарь стал более выпуклым и выступающим над фюзеляжем. На самолете «Фантом», в свое время, установил и целую серию мировых рекордов скорости и высоты полета. В сентябре 1962 года, после изменения системы обозначений истребитель получил новое обозначение F-4A. Всего было выпущено 45 самолетов модификации F-4A, затем в серию пошел усовершенствованный перехватчик F-4B. В марте 1962г. на вооружение ВВС США Phantom принимается на вооружение под обозначением F-4c, первый серийный «Фантом» этой модификации поднялся в воздух 27 мая 1963 г. В дальнейшем, на базе F-4 Phantom, была выпущена еще не одна модификация. Стоит отметить, что результаты первых воздушных боев во Вьетнаме показали, что отказ от пушечного вооружения был ошибочным, так маневренные вьетнамские МиГ-17 на ближних дистанциях, в маневренном бою, расстреливали «Фантомы» из пушек, а американские машины, вооруженные только ракетами ни чего не могли противопоставить. Результатом этого сало появление F-4E Phantom, имевшего на вооружении 20-мм шестиствольную пушку М61А1 Vulcan. В дальнейшем, модификация F-4E стала самой массовой, всего было построено 1387 машин. Боевое использование этого истребителя вообще отдельная тема, вызывающая много споров, и сейчас мы не будем углубляться в нее, стоит только отметить, что F-4 Phantom, стал одним из самых воюющих самолетов второй половины ХХ века. Он принимал наиболее активное участие во время войны во Вьетнаме, на стороне Израиля в нескольких Арабо-израильских конфликтах, на стороне Ирана в Ирано-иракской войне 1980-1988гг. и в ходе боевых действий в Персидском заливе 1991г. На девяти узлах внешней подвески самолет мог нести до 6800 кг. различных типов вооружения против воздушных и наземных целей. Всего было выпущено более 5000 истребителей «Фантом» различных модификаций, самолет стоял на вооружении 11 стран, а ВВС некоторых из них до сих пор продолжают использовать эту машину.

Технические характеристики самолета RF-4e:

Размах крыла: 11.71 м.
Длина: 19.20 м.
Высота: 5.03 м.
Масса пустого самолета: 13760 кг.
Нормальная взлетная масса: 18818 (2150) кг.
Максимальная взлетная масса: 26300 кг.
Полезная нагрузка: 7250 кг.
Макс скорость полета:
- на высоте: 2300 (2400) км/ч
- у земли: 1460 км/ч
Перегоночная дальность полета: 4000 (3180) км.
Радиус действия 1266 км.
Практический потолок: 18975 (21600) м.
Максимальная перегрузка: 7,3 единицы.
Скороподъемность: 245 м/с
Тип двигателя: 2 ТРД General Electric J79-GE-17А/C;
Тяга максимальная: 2×8120 кгс
Экипаж: 2 человека.
Вооружение:
2-4 х УР AIM-9 или Shafrir или Python
Боевая нагрузка на держателях:
до 2265 кг бомб или НУРС, до 5 Х 1401 литровых ПТБ

Фотографии walkaround RF-4e

Фото обзор walkaround самолета RF-4e сделан 5 сентября 2017 года в авиационном музее Люфтваффе Берлин-Гатов.
На данном фотообзоре walkaround RF-4e представлена разведывательная модификация самолета Военно-воздушных сил Бундесвера, состоявшая на вооружении в 1971 -1992гг. Эта версия F-4 Phantom использовалась Luftwaffe в начале 70-х. В конце 70-х. Истребитель RF-4e был оборудован авиационным радаром бокового обзора SLIR (side-looking airborne radar) и использовался в разведывательных миссиях вдоль германской границы для фиксации перемещения войск на стороне Восточной Германии. Представленный самолет имеет обозначение 35+62, он использовался короткое время в 51-м разведывательном крыле авиабазы Bremgarten и в 52-м авиабазы Leck, затем был передан в школу авиационных техников в Fassberg, где эксплуатировался последующие 30 лет для наземных тренировок будущих авиатехников.

Многоцелевой истребитель F-4 Phantom 2 фирмы McDonnell Douglas предназначен для нанесения ударов по наземным целям, непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и решения задач завоевания превосходства в воздухе. В сентябре 1953 г. компания McDonnell Douglas приступила к созданию всепогодного двухдвигательного истребителя, и в июле 1955 г. был заключен контракт на постройку двух опытных XF4H-1 и пяти предсерийных самолетов, которые получили название Phantom 2 (ранее уже был самолет под названием «Фантом»), Техническое проектирование истребителя завершилось в августе 1956 г. Свой первый полет Phantom 2 совершил 27 мая 1958 г. 23 самолета опытной серии в дальнейшем получили обозначение F-4A Phantom 2 и использовались только для проведения летных испытаний, в ходе которых были получены более высокие летно-технические характеристики, чем предполагалось.

В декабре 1960 г. для ВМС США начались поставки серийного варианта, который в сентябре 1962 г. получил обозначение F-4A Phantom 2. Когда в октябре 1979 г. производство F-4 Phantom 2 прекратилось, было уже выпущено 5057 машин, из них 1196 для зарубежных потребителей. Кроме того, компания «Мицубиси» по лицензии построила 127 самолетов F-4. Общее число произведенных самолетов, таким образом, достигло 5195 машин (с чем могут конкурировать только истребители МиГ-21).

Самолеты F-4 Phantom 2 в свое время установили абсолютные мировые рекорды высоты полета (30040 м) 6 декабря 1959 г. и скорости (2585,43 км/ч) 22 ноября 1961 г. Мировой рекорд скорости на малой высоте (1452 км/ч) продержался 16 лет. Учитывая огромную роль, которую сыграли самолеты F-4 в боевых действиях во Вьетнаме, можно сказать, что F-4 Phantom 2 был одним из лучших в мире военных самолетов своего времени.

В процессе модернизации созданы следующие модификации F-4 Phantom 2 :
F-4B (F4H-1) - вариант с двигателями J79-GE-2/-2А тягой по 7326 кг. Ударный вариант F-4B оснащался РЛС управления огнем APQ-72 и мог нести до 7257 кг различного ударного вооружения.

QF-4B - обозначение самолетов F-4B, переоборудованных в беспилотные мишени.

RF-4B (F4H-1Р) - невооруженный фоторазведчик на основе F-4B с удлиненной носовой частью для ВМС США (первый полет 12 марта 1965 г.).

F-4C - вариант истребителя-штурмовика, аналогичный F-4B, но с двойным управлением и двигателями J79-GE-15 тягой по 7711 кг и другими изменениями в системах самолета (первый полет 27 мая 1963 г.).

EF-4C - обозначение самолетов F-4C, переоборудованных в конфигурацию «Уайлд Уизел» для ведения РЭБ.

RF-4C - самолет тактической разведки на базе F-4С, но оборудованный как RF-4B (первый полет 18 мая 1964 г.).

F-4D - серийный вариант для ВВС США, аналогичный F-4C, но оснащенный оборудованием для решения задач ВВС (первый полет 8 декабря 1965 г.).

EF-4D - обозначение самолетов F-4D, переоборудованных в конфигурацию «Уайлд Уизел» (радиоэлектронная разведка и огневое подавление РЛС ПВО).

F-4E - основной серийный вариант с более мощными двигателями J79-GE-17, увеличенным запасом топлива, новой РЛС APQ-120 с меньшими габаритами за счет перехода на микроэлектронные схемы, с предкрылками для улучшения маневренности и встроенной 20-мм шестиствольной пушкой с боекомплектом 639 снарядов (первый полет 30 июня 1967 г.). На ряде истребителей F-4E в носке правой консоли крыла была установлена телевизионная система слежения за воздушными целями «Тисео», позволяющая опознавать самолеты противника на большом удалении.

F-4E(J) - вариант F-4E, производимый в Японии по лицензии компаниями «Мицубиси» и «Кавасаки».

RF-4E - экспортный вариант F-4E, оборудованный для ведения тактической разведки.

RF-4E(J) - невооруженный разведывательный вариант F-4E(J) для ВВС Японии.

F-4F - вариант F-4E для ВВС Германии, модернизированный корпорацией МВВ в 1991 г.

F-4G «Уайлд Уизел» - вариант самолета F-4B (первый полет 20 марта 1963 г.), применявшегося во Вьетнаме с системой линии передачи данных ASW-1 о боевых действиях по наземным целям. Впоследствии такое обозначение получили самолеты серии F-4E, переоборудованные в конфигурацию «Уайлд Уизел» (первый полет 6 декабря 1975 г.). Переоборудование первого самолета F-4G серийной конфигурации завершилось в апреле 1978 г., и в этом же году он стал поступать на вооружение.

F-4G «Уайлд Уизел» предназначен для обнаружения и подавления РЛС ПВО на маршрутах полета ударных самолетов к объектам ударов при прорыве ПВО противника, а также для выполнения самостоятельных операций по подавлению системы ПВО. Для поражения средств ПВО противника применяются ПРЛР, УР класса «воздух-поверхность» AGM-65 «Мейверик» с оптоэлектронной ГСН и кассетные боеприпасы для поражения площадных целей.

При выполнении этой задачи самолеты F-4G должны первыми войти в зону боевых действий для подавления наземных средств ПВО противника. Сопровождение ударных самолетов осуществляется при прорыве зоны ПВО и глубоком проникновении в тыл противника. При этом перед F-4G ставится задача создать безопасный коридор пролета ударным самолетам к цели. В зависимости от типа цели, установленного вооружения и характера боевых действий самолет F-4G может совершать полет на средних и малых высотах. Атака цели и полет вблизи ее осуществляются на высоте 60-300 м при больших дозвуковых скоростях.

На самолетах F-4G и Е используются: прицельно-навигационная РЛС AN/APQ-120, ЭВМ системы управления пуском ракет AN/ASQ-91, цифровая ИНС AN/ARN-101. аппаратура сброса дипольных отражателей и ИК-ловушек AN/ALE-40, совмещенная с системой предупреждения о радиолокационном облучении. В отсеке вооружения установлены 25 быстросъемных блоков станции радиотехнической разведки-обнаружения и определения местоположения источников радиолокационного излучения APR-38.

В состав оборонительного радиоэлектронного оборудования F-4G входит контейнер с оборудованием AN/ALQ-119-12 (-14) для постановки помех в диапазоне частот от 2-3 до 8-10 ГГц или контейнер с оборудованием для постановки помех AN/ALQ-131. Основным БРЭО самолета F-4G является система AN/APR-38. включающаяся вычислитель HAWC для представления членам экипажа классифицированных данных об угрозе, об управлении системой при различных режимах ее работы, блок индикации CIS, оптический прицел AN/APQ-30 (Mod) и супергетеродинный блок. Система AN/APR-38 предназначена для обнаружения радиолокационного излучения ото всех существующих советских импульсных РЛС и РЛС непрерывного излучения.

Самолет F-4G вооружен высокоскоростной ПРЛР AGM-88A/C HARM, которая может применяться для самообороны или поражения указанных или внезапно обнаруженных целей. В состав вооружения самолета могут входить также другие ПРЛР, управляемое оружие, запускаемое вне зоны объектовой ПВО противника, и обычное вооружение.

F-4J - палубный многоцелевой истребитель ВМС США (первый полет 27 мая 1966 г.), с двигателями J79-GE-10 тягой по 8119 кг, увеличенным крылом и переделанным хвостовым оперением для улучшения взлетно-посадочных характеристик, оснащенный автоматической системой посадки на авианосец.

F-4K - модифицированный вариант F-4J для английских ВМС с двигателями Роллс-Ройс Спей RB.168-25R Мк.202/203 тягой по 9305 кг. В английских ВМС эти самолеты получили обозначение Phantom FG Mk.1.

F-4M - модернизированный вариант F-4K, обозначенный в английских ВМС как Phantom FGR Mk.2.

F-4N - палубный истребитель ВМС США на базе F-4B с усиленной конструкцией и оснащенный современным электронным оборудованием (первый полет 4 июня 1972 г.).

F-4S - модернизированный вариант F-4J с усиленной конструкцией и установленными предкрылками.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с низкорасположенным стреловидным трапециевидным крылом, имеющим складные консоли, и стреловидным хвостовым оперением. Фюзеляж самолета типа полумонокок, его носовая часть опущена вниз для улучшения обзора из кабины летчика. Шасси трехопорное. Передняя стойка с двумя колесами убирается назад, основные стойки - в крыло.

Самолет F-4E оснащен двумя ТРДФ. Топливо размещается в семи мягких топливных баках в верхней части фюзеляжа и двух интегральных баках в сродней части крыла. Кроме того, под крылом и фюзеляжем предусмотрена подвеска двух ПТБ. Имеется система дозаправки топливом в полете при помощи телескопической штанги (для самолетов ВВС) и по системе «шланг-конус» (для палубных машин).

Управление необратимое бустерное, с гидравлическим приводом и системой демпфирования по трем осям. Имеется САУ AN/ASA-32. В состав системы управления оружием самолета F-4E входит импульсно-доплеровская РЛС AN/APQ-120 (способна обнаруживать воздушные цели только на фоне свободного пространства на максимальной дальности 70 км), оптический прицел AN/ASQ-26, навигационно-бомбардировочная подсистема AN/AJB-7 и счетно-решающее устройство бомбометания AN/ASQ-91. Средства РЭБ включают приемники обнаружения радиолокационного излучения AN/APR-36/37 и передатчики помех AN/ALO-71/72/87.

Пилотажно-навигационная система F-4E состоит из ИНС AN/ASN-63, счетно-решающего устройства AN/ASN-46 и радиовысотомера малых высот AN/APN-155. Для связи радионавигации и опознавания имеется комплексная система AN/ASQ-19, включающая приемопередатчик навигационной системы TACAN.

На девяти узлах внешней подвески самолет F-4E может нести четыре УР средней дальности AIM-7 «Спэрроу» в нише под фюзеляжем, УР «Спэрроу», «Сайдуиндер» и «Шрайк» на подкрыльевых узлах подвески, а также два-три контейнера SUU-16/A или SUU-23/A с пушками М61А1 (боекомплект 1200 снарядов на орудие), блоки с НАР, свободнопадающие бомбы, выливные авиационные приборы на подкрыльевых и центральном подфюзеляжном узлах. Самолет может быть вооружен двумя ядерными бомбами Мк.43, Мк.57. Мк.61 или Мк.28. Для действия по наземным целям может оснащаться шестью УР АСМ-65 «Мейверик».

Истребитель F-4 длительное время оставался основным самолетом завоевания превосходства в воздухе американских ВВС и ВМС. «Боевое крещение» «Фантома» состоялось 2 апреля 1965 г. во Вьетнаме, где самолеты этого типа встретились с северовьетнамскими истребителями МиГ-17Ф. С 1966 г. основными противниками «Фантома» стали самолеты МиГ-21ПФ. «Фантомы», состоящие на вооружении ВВС Ирана, применялись в ирано-иракской войне (1980-1988 гг.).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ F-4E
Экипаж, чел. 2
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 2301
максимальная на высоте до 3 км 1464
крейсерская 925
Практический потолок, м 18975
Дальность, км:
перегоночная 3180
действия 795-1270
Масса, кг:
максимальная взлетная 28030
нормальная взлетная 21500
пустого самолета 13757
Максимальная боевая нагрузка, кг 7257
Габариты самолета, м:
размах крыла 11,71
длина 19,20
высота 5,03
Двигатель: ТРДДФ General Electric J79-GE-17A, кгс 5044/8127