Менеджмент: что это за профессия? Профессии, связанные с менеджментом. Профессия менеджер

Коммерцией считается предпринимательская деятельность. Этот термин предполагает занятие торговой работой. Специальность «Коммерция по отраслям» сейчас очень востребована, поскольку сотрудники необходимы для многих сфер. Профессия имеет несколько направлений, по которым можно работать в различных областях.

Обучение осуществляется по ФГОС СПО и ВПО. По этим документам устанавливаются правила обучения, необходимый уровень знаний и навыков для успешного выполнения работы. ФГОС позволяет получить нужный опыт, чтобы деятельность в любой фирме продвигалась успешно.

История

Человечество с давних времен занималось рыночными отношениями, поскольку на них строится современная экономика. Коммерция появилась еще у первобытного общества. С совершенствованием речи и прочих навыков люди начали делиться на собирателей и охотников.

В период развития человечества стали появляться купцы и торговцы. Они создавали товары сами или приобретали у ремесленников. После надбавки изделия продавалась по более высокой цене, благодаря чему появляется доход. Такое население считалось самым зажиточным.

На территории России коммерция возникла в XVI-XVII вв. В то время появились купцы, скупавшие товар по низкой цене и продававшие его по более высокой. Между изготовителем и пользователем были посредники. Потом возникли купеческие гильдии, которые были до 1917 года. С тех пор происходит активное развитие торгового дела, появляются новые направления. А это приводит к появлению множества востребованных профессий.

Описание

Коммерция по отраслям на сегодняшний день считается востребованной работой. Для ее осуществления требуется труд и знания. Различается 2 типа коммерции:

  • простая;
  • интернет-коммерция.

Последний вид считается новшеством. Эта сфера активно развивается в течение нескольких лет. Она предоставляет возможность зарабатывать без больших вложений.

Стандартная коммерция

Сфера состоит из нескольких процессов. Необходимо задействование организационного плана, поскольку от этого зависит продвижение всего дела. В этой работе необходимо получить свидетельства и разрешения на торговую работу. Важно найти подходящее помещение и поставщиков-производителей. Коммерция по отраслям позволит получать прибыль в том случае, если все будет организовано правильно.

Правильно выбранные элементы для работы позволят конкурировать по цене с другими коммерсантами. Важно продумать организацию процесса торговли. Для этого может быть привлечен менеджер по продажам. В коммерческих организациях реализуются не только товары, но и предоставляются услуги.

Интернет-коммерция

Эта сфера является новой. С небольшими вложениями можно получать большую прибыль. Работа связана с организацией деятельности интернет-магазинов и офисов для привлечения клиентов. Сейчас через Сеть продается много товаров и предоставляются услуги. С такой деятельностью получится сэкономить на многих элементах.

В интернет-коммерцию входит инфо-бизнес. Сфера предполагает реализацию информационных продуктов. К ним относят видеокурсы, в которые заключена полезная информация. Тематика обучающих материалов может быть различной.

Виды специальностей

Во многих заведениях обучают специальности «Коммерция (по отраслям)». Что это за профессия? Обычно выпускники устраиваются менеджерами. Чтобы изучить торговлю, необходимо получить образование по этой сфере. Ему обучают в нескольких профессиях:

  • экономика;
  • товароведение;
  • менеджмент.

По всем специализациям студенты получают необходимые знания и навыки для успешной организации бизнеса и работы в торговой сфере. Выпускникам выдается диплом по специальности «Коммерция». Обучение можно пройти по бакалаврату и специалитету.

Где происходит обучение?

На территории есть много заведений, где обучают специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)». Одним из лучших считаются следующие учреждения:

  • Российский государственный торгово-экономический университет.
  • Академия народного хозяйства при Правительстве РФ.
  • Московский государственный институт международных отношений.

Чтобы поступить на торговое дело, нужно сдать экзамены по обществознанию, русскому, иностранному языку, математике. Главным среди этих предметов является обществознание. Обучение проводится по ФГОС СПО и ВПО.

Что выполняется на работе?

Если получена специалность «Коммерция (по отраслям)», что это за профессия? Это зависит от того, будет организовано ИП или трудоустройство в наем. Обычно это работа менеджеров. В данной деятельности надо уметь управлять и организовывать торговые процессы.

Для коммерции необходимо постоянное развитие. Сотрудники ищут поставщиков, создают бизнес-планы, необходимые для совершенствования деятельности компании. Ими осуществляется организация процесса торговли. Менеджер по продажам подбирает персонал, обучает сотрудников, организует трудовую деятельность. Обязательно проводятся маркетинговые мероприятия.

Работники торговли отчитываются перед начальством, налоговой службой. Эта деятельность подразумевает составление документации по прибыли, расходам, мерам увеличения дохода. Сначала информацию собирают, затем анализируют и сдают.

Кому можно выбирать профессию?

Направление «Коммерция по отраслям» идеально для лидеров. Сотруднику нужно не только предоставлять указания, но и правильно организовывать мероприятия. Претенденту на вакансию надо быть стрессоустойчивым. Во время организации работы управленцу нужно уметь заставлять подчиненных себя уважать.

В качестве обязательных навыков выступает оперативная память. Это необходимо для решения одновременно нескольких вопросов. В работе требуется математически-аналитический склад ума, поскольку необходимо выполнять расчеты. С такими качествами ожидает успех в работе.

Востребованность

Сфера «Коммерция по отраслям» является развитой. Профессиональные сотрудники необходимы во многих престижных фирмах. После обучения каждый выпускник может найти работу. И не обязательно устраиваться в наем, поскольку можно организовать личный бизнес.

Доход в каждой сфере может быть разный, все зависит от должности. Начинающие получают от 35 000 рублей в месяц. Со временем доход может увеличиваться.

Открытие бизнеса

Если было принято решение об открытии собственного бизнеса, то его продвижение зависит от вложенных средств. Время создания своего дела определяется от вложений, которые будут внесены изначально. Примерно это занимает 3 дня. Подготовка выполняется от недели до месяца, когда происходит создание сайта или обустройство торгового места.

При собеседовании на управленческую вакансию все зависит от соискателя, а также от требований, выдвигаемых работодателем. Обычно применяется методика стрессовых интервью, позволяющая установить стрессоустойчивость, адаптироваться к разным ситуациям. Важно иметь опыт и выполненные проекты.

Сотруднику нужно быть коммуникабельным, что требуется для переговоров с партнерами и клиентами. При соответствии всем требованиям можно получить желаемую работу.

Перспективы

После обучения можно устроиться на низкооплачиваемую должность. Выпускников обычно принимают менеджерами и управляющими с возможностью карьерного роста. Если в работе будут показаны отличные результаты, то можно стать директором или президентом фирмы. Эта профессия позволяет получить престижную должность. Необходимо лишь много работать и развиваться.

Коммерция считается перспективной сферой. В бизнесе и торговле постоянно все развивается, благодаря чему появляются возможности трудоустройства для молодых специалистов. С профессией получится применять нужные знания для карьерного роста. Для настоящих профессионалов всегда есть возможность повышения по работе.

Менеджмент предприятия (фирмы, компании) предусматривает управление его разносторонней деятельностью, которая имеет объединяющую часть – производство. Другие направления деятельности пред­приятия предназначены обеспечивать нормальную работу по производству продукции или оказанию услуг. Для более эффективного управления предприятием разрабатываются научные основы менеджмента, выделяются отдельные, условно самостоятельные, его части.

Составляющие систему менеджмента элементы можно классифицировать по трем признакам (рис. 1):

– по отраслям управления (общие вопросы управления, анти­кризисное управление, риск – менеджмент, стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, управление качеством, тайм-менеджмент, управление персоналом, производственный и операционный менеджмент);

– по общим функциям управления (прогнозирование и планирование, организация работы, координация и регулирование, мотивация, учет, контроль и анализ).

1. Антикризисное управление. Продолжение реформ и оздоровление экономики выдвигают настоятельную необходимость введения антикризисного управле­ния «нездоровыми» предприятиями.

Рисунок 1 – Классификация элементов, составляющих систему менеджмента

Антикризисное управление предусматривает прогноз и выявление кризисных ситуаций, связанных с неплатежеспособностью предприятия, а также принятие необходимых мер по оздоровлению и реабилитации предприятия при наступлении кризисного состояния. Управленческие воздействия в рамках антикризисного управления подразделяются на оперативные и стратегические. Оперативные действия рассчитаны на определение и выполнение мероприятий по оздоровлению финансового состояния предприятия в короткие сроки. Стратегические - предусматривают проведение изменений в деятельности предприятия, обеспечивающие реабилитацию и устойчивое развитие предприятия в длительной перспективе .

Система (механизм) антикризисного управления на предпри­ятии должна охватывать следующие подсистемы:

) Подсистему диагностики финансового состояния и оценки перспектив развития бизнеса предприятия.

) Подсистему маркетинга, обеспечивающую мониторинг внешней среды и оценку изменений конъюнктуры рынка.

) Подсистему формирования и реализации инвестиционной политики.

) Подсистему управления персоналом.

) Подсистему производственного менеджмента.

) Подсистему организации ликвидации предприятия при принятии соответствующего решения.

Государственное воздействие на регулирование процессов фи­нансового оздоровления и предотвращения банкротства, а также меры, связанные с проведением цивилизованной процедуры лик­видации должника в случае нецелесообразности его дальнейшего функционирования, относят к антикризисному регулированию.

В целом антикризисный процесс включает реорганизацион­ные и ликвидационные процедуры, проводимые как на уровне го­сударства (антикризисное регулирование), так и на уровне кон­кретного предприятия (антикризисное управление).

2. Риск – менеджмент. Управление риском (или риск - менеджмент) определяет пути и возможности обеспечения устойчивости предприятия, его способности противостоять неблаго­приятным ситуациям. Необходимость скорейшего ос­воения и внедрения методов риск - менеджмента в условиях рыночной экономики обусловлена прежде всего тем, что в настоящее время отсутствуют реаль­ные механизмы финансовой поддержки предприятий Казахстана в кризисных ситуациях. В большинстве своем они являются юридически самостоятельными хозяйст­вующими субъектами, что означает не только возмож­ность определять свою финансовую и производственную политику, но и отсутствие обязательств го­сударства по предоставлению поддержки в случае аварии, финансовых или иных трудностей.

Таким образом, самостоятельность означает одновременно и риск – риск прекращения производства или банкротства. В этих условиях отечественные предприятия обязаны сами позаботиться о создании необходимых резервов или привлечении финансирования из других источников для организации мероприятий по ликвидации убытков.

Следует отметить, что организация грамотного риск – менеджмента на предприятии является достаточно сложным делом, требующим значительных затрат материальных и че­ловеческих ресурсов .

3. Стратегический менеджмент. Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем самым создать возможность своевременной ответной реакции предприятия на те изменения, которые происходят в его внешней среде: на рынках товаров и технологий, в научно-технической, эко­номической, социальной и политической сферах. Оказаться без стратегического управления означает, что предприятие стало как бы близоруким и может принимать лишь краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.

Стратегический менеджмент – это управленческая деятельность по постановке и реализации долгосрочных целей, поддержанию эффективных взаимоотношений фирмы (предприятия) с ее окружением при соответствии поставленных целей ее внутренним возможностям.

Стратегия в значительной мере разрабатывается высшим руководством организации, а ее реализация предусматривает участие сотруд­ников всех уровней управления. Стратегический план должен быть, с одной стороны, целостным, с другой – гибким, допускающим кор­рекцию. Выработанная стратегия придает организации общую направ­ленность и индивидуальность, а ее сотрудникам – четкие ориентиры в повседневных действиях.

Термины «стратегическое управление» и «стратегическое планиро­вание» широко вошли в практику Западного менеджмента в 60-е годы XX века. При этом период увлечения методами стратегического пла­нирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторым охлаждением, за которым последовало возрождение методов и подходов стратегического управления и планирования в 90-е годы прошлого столетия. Последняя тенденция продолжается и в наши дни .

Для отечественной практики методы стратегического управления на­столько новы, насколько и хорошо знакомы, – все зависит от подхода. С одной стороны, пятилетние планы, долгосрочное планирование в эко­номике прочно вошли в актив хозяйственной практики прошлого. В то же время современные методы стратегического планирования, адекватные рыночным условиям и применяемые в быстро меняющейся внешней среде, в меньшей степени были известны хозяйственным руководителям советских предприятий. В 90-е годы XX столетия и в первые годы XXI века в отечественной практике наблюдается бурное распространение методов и технологий стратегического управления в целом и стратегического планирования в частности.

4. Финансовый менеджмент. Конкурентоспособность предприятию, акционерному обществу, любому другому хозяйствующему субъекту может обеспечить только правильное управ­ление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в их распоряжении. Для организации такого управления необходимо знать методологию и методику финансового менеджмента, уметь применять на практике его приемы .

Финансовый менеджмент, или управление финансовыми ресурсами и отношениями, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повы­шения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

Роль финансового менеджмента состоит в том, чтобы помочь руководству предприятия ответить на следующие практические вопросы:

– какой объем финансовых ресурсов необходим для успешной работы хозяйствующего субъекта в условиях конкурентной среды;

– из каких источников можно получить эти финансовые ресур­сы и какова их рациональная структура (соотношение между соб­ственными, привлеченными и заемными средствами);

– каким образом осуществлять оперативное управление финансовыми ресурсами и капиталом для обеспечения финансовой устойчивости, доходности и платежеспособности предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Финансовый менеджмент включает в себя такие разделы знаний, как:

– финансовый анализ и система принятия решений на основе его данных;

– планирование привлечения и использования краткосрочных финансовых ресурсов (обеспеченное краткосрочное финансирование – движение денежной наличности; необеспеченное краткосрочное финансирование – коммерческий кредит);

– прогнозирование привлечения и использования долгосрочных финансовых ресурсов (долгосрочный кредит; долгосрочная финансовая аренда – лизинг; эмиссия корпоративных ценных бумаг и т.д.);

– анализ и оценка эффективности реальных инвестиционных проектов;

– управление портфелем финансовых активов;

– дивидендная политика (для акционерных обществ);

– оценка возможного риска;

– контроль за выполнением решений финансового и инвестиционного характера.

5. Инновационный менеджмент. В соответствии с теорией М. Портера конкурентное развитие страны происходит на основе факторов производства, инвестиций, инноваций или благосостояния (высший уровень развития). Страны, входящие в мировое технологическое ядро (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция), в настоящее время развиваются преимущественно на основе активизации инновационной деятельности. Поэтому экономике Казахстана необходимо с преимущественно первого и второго уровней развития переходить на третий – на основе инноваций.

Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого вида эффекта. Отсюда инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции и обеспечения устойчивости успеха предприятия (корпорации) на рынке в целом. В силу этого управление инновационной деятельностью является составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.

Таким образом, сущность инновационного менеджмента составляет управление инновационной деятельностью предприятия с использованием принципов, функций и методов менеджмента, направленное на достижение его (предприятия) общих целей . Целями инновационного менеджмента являются:

) Разработка и внедрение новой продукции или услуг.

) Модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции.

) Совершенствование и развитие производства традиционных для предприятия видов продукции и услуг.

) Создание условий для обеспечения более эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия.

6. Инвестиционный менеджмент. Механизм инвестирования включает такие категории управления, как субъекты и объекты инвестиционной деятельности; цели и соответствующие им критерии инвестирования; факторы, обусловливающие возможность достижения поставленных целей; методы мобилизации инвестиций; объем инвестиционных ресурсов. Механизмы инвестирования мо­гут быть дифференцированы по методам мобилизации инвестиционных ресурсов. Основная задача инвестиционного менеджмента – формирование рациональной инвестиционной политики предприятия, направленной на повышение научно-технического уровня производства и конкурентоспособности предприятия в целом .

7. Управление качеством. Обеспечение качества становится одним из базовых элементов менеджмента, делая его эффективным.

Управление качеством охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствова­ния. Управление качеством предусматривает контроль качества (на соответствие стандартам и установленным показателям каче­ства), выявление отклонений и разработку мероприятий по их ус­транению, и недопущению повторных отклонений и дефектов, а также организацию и контроль их реализации .

Обеспечение качества охватывает и включает в себя все пла­нируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества на предприятии, которые проводятся для создания и подтверждения достаточной уверенности как внутри предприятия, так и во внешней среде, что выпускаемая продукция или услуги, а также производственные и иные технологические процессы удовлетворяют всем сформулированным требованиям к качеству. Основное назначение процедур обеспече­ния качества заключается в своевременном предупреждении возникновения возможных отклонений и дефектов от установлен­ных требований.

Улучшение качества представляет деятельность предприятия, включающую все виды конкретных действий (мероприя­тий), непосредственно влияющих или способствующих повышению его эффективности и результативности, с целью получения выгоды для него и покупателей. Эта деятельность направлена на достижение постоянного и непрерывного улучшения качества продукции и всей деятельности предприятия для получения ре­зультатов, лучших по сравнению с достигнутыми, что в конечном итоге принесет пользу потребителям, предприятию и его сотрудникам, а также обществу в целом.

8. Тайм-менеджмент. Осуществляя основные управленческие функции, менеджер опирается на вполне определенные ресурсы – людей, финансы, сырье. В его распоряжении есть еще один уникальнейший ресурс – время. Менеджер «живет и работает в трех временных измерениях – настоящем, прошедшем и будущем.

Сколько времени отпущено для выполнения задания? Сколько времени имеется в наличии? Сколько времени менеджер может выделить для себя лично? – Возможно 1 – 2 часа в сутки. Это очень мало. Но такова жизнь. Как распорядиться временем?

У менеджера главными являются три набора задач:

а) задачи коммуникативного плана (воспитание людей, их оценка, получение и передача информации, оказание влияния);

б) задачи по стратегическому планированию и прогнозированию;

в) задачи по оперативному управлению производством.

Каждая из названных выше задач является неотъемлемым компонентом менеджерской деятельности. И в этом отношении все они равны. Однако по объему времени реализации этих задач на практике, они различны. Так, задачи по стратегическому планированию и прогнозированию занимают меньше места в бюджете времени менеджера. Самыми объемными по времени здесь будут задачи, связанные с коммуникативной деятельностью. В связи с этим при организации своего рабочего времени менеджер должен отдать этому приоритет .

9. Управление персоналом. В последние годы кадровый менеджмент, т.е. работа с персоналом, считавшаяся прежде второстепенной, выдвинулась на первый план и превратилась в одну из основных обязанностей руководителей всех уровней и направлений. К его основным принципам относятся:

– безусловная ориентация на требования законодательства о труде;

– учет не только текущих, но и перспективных потребностей организации в персонале, исходящих из задач ее развития, прогноза рыночной конъюнктуры и тенденций естественного движения рабочей силы;

– соблюдение баланса интересов организации и ее работников;

– создание условий для сокращения числа увольнений и сохранения занятости;

– широкое сотрудничество с профессиональными союзами;

– максимальная забота о каждом человеке, уважение его прав, свобод, достоинства.

Система кадрового менеджмента состоит из двух подсистем: тактической и стратегической. На первую возложены такие функции, как организация набора рабочей силы (поиск, собеседование, тестирование, оформление документов); подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; организация распределения, перемещения, продвижения, увольнения работников; оценка и выработка рекомендаций об их дальнейшей судьбе; текущий учет и планирование потребностей в кадрах в рамках года на основе анализа их состояния .

Стратегическая подсистема кадрового менеджмента ориентирована на разработку перспективной кадровой политики на основе анали­за структуры персонала, эффективности использования рабочего вре­мени, прогнозов развития производства, занятости.

10. Производственный и операционный менеджмент. Производство – это создание товаров и услуг. Производственный и операционный менеджмент является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары, услуги). Деятельность по созданию товаров и услуг существует во всех организациях. В производящих фирмах производственная деятельность по созданию товаров обычно очевидна. В этом случае мы видим конкретные товары. Для такой деятельности лучше всего использовать термин производственный менеджмент. В других организациях, которые не создают физические товары, производственные функции могут быть менее очевидны. Это может быть «скрыто» от публики и каждого из покупателей. Такую деятельность компаний называют сервисом. Производственная деятельность, которая идет в этих организациях, обычно имеет отношение к операциям или операционному менеджменту. В связи с этим человека называют операционным менеджером, если он управляет процессом (сервисным или производственным) на уровне выполнения отдельных операций или частичных произ­водственных процессов .

Производственный менеджмент интегрирует в себе или вокруг себя все ранее рассмотренные виды менеджмента; инновационный, финансовый, кадровый, стратегический и др. Материальное производство – главное звено системы менеджмента. Не будет производства – не будет конечного продукта – прибыли, а также воспроизводства общественного продукта и удовлетворения потребностей населения.

Основными элементами системы производственного менеджмента являются:

– организационная структура системы управления (управляющая подсистема);

– производственная структура (управляемая подсистема);

– прогнозирование и планирование деятельности предприятия;

– организация основного производства;

– организация обслуживающего производства;

– организация подготовки производства новой продукции;

– реализация стратегии маркетинга.

К функциям производственного менеджмента относятся: стратеги­ческий маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование. Если перечисленные функции представить как систему переходящих один в другой компонентов, то в его центре будет функция координации, соединенная с каждой функцией.

Литература:

1. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. – 432 с.

2. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 223 с.

3. Хохлов Н.В. Управление риском: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 239 с.

4. Балабанов И.Т. Риск – менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 192 с.

5. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.

6. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. – М.: Генезис, 2001. – 752 с.

7. Каренов Р.С. Стратегический менеджмент. – Караганда: ИПЦ «Профобразование», 2006. – 362 с.

8. Глухов В.В., Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент (участники рынка, инструменты, решения): Учебное пособие. – СПб.: Специальная Литература, 1995. – 430 с.

9. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент в предприятиях и коммерческих организациях. Управление денежным оборотом. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 160 с.

10. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 505 с.

11. Гугелев А.В. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К˚», 2007. – 336 с.

12. Каренов Р.С. Инновационный менеджмент. – Алматы: Гылым, 1997. – 184 с.

13. Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций: Учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 160 с.

14. Маленков Ю.А. Новые методы инвестиционного менеджмента. – СПб.: Издательский Дом «Бизнес - пресса», 2002. – 208 с.

15. Пелих А.С., Баранников М.М. Экономика машиностроения: Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 416 с.

16. Маренков Н.Л., Мельникова В.П., Смоленцев В.П., Схиртладзе А.Г. Управление обеспечением качества и конкурентоспособности продукции. – М.: Национальный институт бизнеса; Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004. – 512 с.

17. Моргенстерн Д. Тайм – менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью: Пер. с англ. – М.: ООО «Добрая книга», 2002. – 256 с.

18. Дункан К. Ваш личный тайм – менеджмент: Пер. с англ. – Минск: «Попурри», 2009. – 224 с.

19. Управление персоналом: Учебник / Под редакцией Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 423 с.

20. Каренов Р.С. Кадровый менеджмент. – Алматы: Гылым, 1998. – 423 с.

21. Козловский В.А., Маркина Т.В., Макаров В.М. Производственный и операционный менеджмент: Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1998. – 366 с.

22. Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Дж., Якобс Р.Ф. Производственный и операционный менеджмент: Пер. с англ. – М.: Издательский Дом «Вильямс», 2001. – 704 с.

23. Каренов Р.С. Производственный менеджмент. – Алматы: Гылым, 1996. – 232 с.

В деловой сфере профессия менеджера у всех на слуху, но при этом мало кто до конца понимает, в чем состоят функции этого работника и какими умениями он должен обладать. Профессионалы данного профиля очень востребованы, причем, спрос на них с каждым годом только растет. Вот только вопреки распространенному мнению, это не универсальное направление. Как утверждают работники в области профориентации, чтобы стать востребованным управленцем мало получить соответствующие знания. Надо еще и обладать определенным складом ума, типом характера и коммуникативными навыками.

Кто такой «менеджер»?

Менеджером называется наемный управляющий, который следит за производством, оборотом товаров или предоставлением услуг. Он управляет организацией или отделом, работает удаленно или непосредственно в офисе.

Менеджмент как направление подразумевает организацию рабочего процесса на всех его этапах или отдельных отрезках. Чем выше профессионализм работника и длиннее перечень навыков, тем шире могут быть его полномочия, больше зарплата и вероятность карьерного роста.

Функции и должностные обязанности управленцев

Чтобы понять, что это за профессия – представитель сферы менеджмента, рекомендуется изучить перечень требований, которые предъявляются к управленцу. Не так важно, про стратегический, административный или производственный менеджмент идет речь, работник обязан распределять функции между сотрудниками, предоставлять им алгоритмы выполнения задач и контролировать все процессы на предприятии.

Независимо от направления деятельности, в список должностных обязанностей профессионала входят такие пункты:

  • запуск, ведение и контроль работы организации с целью поддержания ее бесперебойного и результативного функционирования;
  • определение стратегических целей и составление планов по выполнению задач;
  • оценка степеней риска заключаемых договоренностей, соблюдение их пунктов;
  • анализ деятельности предприятия в кадровой сфере, оценка работы персонала, составление планов мотивации и поощрения сотрудников;
  • поддержка плодотворной связи с деловыми партнерами;
  • анализ рынка с целью выявления спроса на профильные товары или услуги;
  • привлечение сторонних экспертов к решению поставленных высшим руководством задач.

Профессия менеджера предусматривает работу в разных сферах, независимо от того, управляет он небольшим отделом или огромным предприятием. Главная цель этого специалиста – увеличение прибыли конкретной организации или снижение ее затрат.

Классификация представителей менеджмента

Описание профессии менеджера и перечень его должностных обязанностей во многом зависят от того, на каком уровне управления находится специалист. В направлении выделяют три международных ступени иерархии. На движение вверх по карьерной лестнице влияют: образование, наличие опыта и навыков, умение применить теоретические знания на практике.

Какие бывают менеджеры:

  • низшее звено. В категорию входят младшие начальники, у которых есть хотя бы один подчиненный. Для начала карьеры даже не требуется профильного образования. Яркий пример такого работника – мастер, администратор магазина или учреждения по предоставлению услуг, менеджер по продажам, заведующий кафедрой;
  • среднее звено. В этом случае без высшего образования не обойтись. Управление ведется на уровне отдела, цеха, факультета, одной из точек сети. Такой менеджер контролирует работу начальников низшего звена;
  • высшее звено. Это самая малочисленная категория. Даже на больших предприятиях такие управленцы представлены группой лишь из нескольких человек. Зачастую данные работники обладают дипломами в ряде сфер, многолетним опытом работы по конкретному профилю. Сюда входят директора предприятий, магазинов, образовательных и других социальных учреждений, производств.

Несмотря на схожие принципы работы управленцев во всех сферах, лучше изначально определиться с предпочтительной тематикой. Направление развития карьеры поможет установить профориентация. Путем тестов, разработанных психологами и статистиками, выявляют отрасли, которые наиболее интересны конкретному человеку.

Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента

Перед тем как отправиться учиться на менеджера, рекомендуется оценить плюсы и минусы профессии. Некоторые моменты можно рассматривать с двух сторон. Например, мобильность менеджера. Для одних частые командировки становятся приятным бонусом, для других – нежелательной спецификой работы.

Дэвид Заслав — ТОП-менеджер Discovery Communications. З/п $156 млн

Плюсы направления

Как и во многих других специальностях, в сфере менеджмента можно отлично зарабатывать. При этом перспективы карьерного роста практически безграничны. Даже управленцам высшего звена зачастую есть, куда расти, при условии наличия нужных навыков. Менеджеры постоянно общаются с людьми, что позволяет им быстро обзаводиться полезными связями и при желании менять сферу деятельности. Еще одно достоинство такого выбора – востребованность квалифицированных сотрудников. Опытный и амбициозный управленец всегда найдет себе хорошее место.

Минусы профессиональной сферы

Есть в профессии менеджера и негативные моменты. Во-первых, уровень конкуренции в данной сфере постоянно растет. Это требует от сотрудников полной отдачи, постоянного развития, работы над улучшением навыков. Во-вторых, менеджерам необходимо быть готовым к работе в условиях стресса. Именно на них лежит ответственность принятия решений, они отвечают за полученный результат. Доходы у большинства менеджеров на начальном этапе их карьеры невысокие. Зато их рост полностью зависит от самого специалиста.

Еще один важный момент – для работы в менеджменте надо обладать особым складом характера, или же посещать различные тренинги для развития необходимых качеств. Характеристика человека, который рассчитывает на успех в качестве менеджера, выглядит примерно так. Это яркая и знающая себе цену личность с повадками лидера и умением управлять людьми. Дополнительными плюсами менеджера считаются коммуникабельность, аналитический склад ума, внимательность, хорошая память.

Как стать менеджером

Обучение по направлению «менеджмент» сегодня проводится не только в больших профильных учреждениях, но даже региональных обучающих организациях.

Какие предметы нужно сдавать, чтобы поступить в вуз менеджмента, зависит от специфики направления. Сегодня менеджеров готовят как гуманитарные, так и технические факультеты. Во втором случае, помимо хороших знаний по русскому языку, математике и обществознанию могут понадобиться высокие оценки по физике или химии. На международный менеджмент требуется дополнительно пройти испытания по иностранным языкам.

На выходе из учебного заведения квалифицированный менеджер должен знать:

  • основы права в области регулирования коммерческой и предпринимательской деятельности;
  • стратегию ведения бизнеса и рыночную экономику;
  • специфику работы с персоналом;
  • технологии и правила ведения маркетинговых исследований, рекламных кампаний;
  • основы налогообложения, документооборота, делопроизводства, администрирования;
  • принципы составления бизнес-планов, коммерческих и юридических соглашений;
  • этику делового общения, положения охраны труда;
  • основы логистики и государственной сертификации.

Дополнительным плюсом для менеджера считаются знания, полученные на курсах по социологии, психологии, кадровому делу, основам рекламы и маркетинга. Современному менеджеру желательно владеть хотя бы одним иностранным языком на приличном уровне. У человека, который постоянно общается с людьми, должны быть правильная речь и высокий уровень грамотности.

Эффективное управление бизнес-процессами требует от специалиста наличия разноплановых навыков и знаний в сфере продаж, закупок и ведения хозяйственной деятельности. Чувствуете в себе коммерческую жилку и не желаете ждать окончания школы? Ваш лучший выбор - поступление в колледж коммерции в Москве «Инфолайн».

Учебная программа разработана на основе опыта ведущих российских и зарубежных коллег. На данной специализации учащиеся обучаются:

  • основам сбыта товаров;
  • грамотному продвижению услуг;
  • умению разбираться в современных тенденциях покупательского спроса и применять их.

Что дает обучение в «Инфолайн»?

Коммерция рассматривается и изучается по отраслевому принципу. Таким образом, преподавателям удается донести максимум информации сразу по нескольким отраслям. Учащимся предстоит получить прикладные знания в области:

  • логистики (транспортировка и доставка продукции);
  • организации процесса реализации и закупок;
  • работы с персоналом предприятия;
  • работы с бюджетированием;
  • регулирования коммерческой деятельности.

Окончив колледж коммерции, бизнеса и управления в Москве, выпускники получают диплом о среднем профессиональном образовании установленного образца. Обладая данным документом, вы на несколько шагов опережаете сверстников, засидевшихся в школе до 11 класса. Нежелание терять время и стремление к получению знаний здесь и сейчас - залог стремительного карьерного роста.

Колледж коммерции дает студентам все, что им необходимо для качественной подготовки к трудовой деятельности:

  • получение практических навыков, актуальных в современных условиях;
  • прохождение стажировки в профильных организациях;
  • дополнительные курсы.

Особое внимание при разработке программы обучения уделено процессу формирования у учащихся аналитического мышления. Одна из главных задач преподавательского состава - научить будущих специалистов грамотному отбору и систематизации нужной информации. Обучаясь в колледже коммерции, управления и бизнеса, вы получаете широкий комплекс знаний и практических навыков по следующим вопросам:

  • организация торговли, установление взаимодействия между производителем и потребителем;
  • обеспечение внутреннего рынка необходимой продукцией и услугами;
  • контроль над качеством предоставляемых услуг, выполняемых работ и продаваемых товаров;
  • работа с нормативно-правовыми документами, их внесение в электронные базы;
  • составление бизнес-планов, прогнозирование и анализ статистических данных по отдельных услугам и товарам;
  • изучение способов организации и ведения торговли в России и на международном уровне.

Выпускники колледжа «Инфолайн» смогут по окончанию с легкостью решить основные проблемы и быть конкурентными на рынке труда, так как их багаж знаний позволяет:

  • изучать рынок, его перспективы и возможности в разных сферах;
  • взаимодействовать с конкурентами, вести правильную политику;
  • производить товар или услугу актуальную для конкретной сферы;
  • осуществлять квалифицированную работу с клиентами, предоставляя обширную информацию об интересующем вопросе;
  • грамотно составлять и подписывать договоры;
  • проконтролировать процесс доставки, оплаты и дальнейшее обслуживание;
  • прогнозировать спрос и потребности рынка;
  • организовывать масштабные мероприятия по привлечению спонсоров и укрепления позиций на рынке.

Специалисты получают не только теоретические знания, но и практическое закрепление, поэтому увеличивается ценность рабочих кадров. Благодаря возможности продолжать обучение на льготных условиях, выпускники успешно продвигаются в профессии и карьерной лестнице.

Ознакомиться с подробной информацией об условиях поступления вы можете на сайте колледжа управления, бизнеса и коммерции, а также по указанному номеру.

ВЫ НАУЧИТЕСЬ

Квалификация «Менеджер по продажам» сопровождается получением следующего набора знаний и умений:

  • Организация торговой деятельности и обеспечение связи между производителем и покупателем
  • Обеспечение внутреннего рынка необходимыми товарами и услугами
  • Контроль надлежащего качества оказываемых услуг и продаваемых товаров
  • Оформление нормативно-правовой документации с ее последующим внесением в электронные базы
  • Разработка торгового плана с включением актуального прогноза и статистики по приобретению товаров и услуг
  • Изучение актуальных форм и методов ведения торговой деятельности
  • Проведение мероприятий на внутреннем и внешнем рынке для увеличения прибыли и клиентской базы.

Одна из самых популярных специальностей на сегодня, которую выбирают молодые люди после получения среднего образования - менеджмент. Что это за профессия? Кем может работать менеджер? Поговорим об этом в данной статье.

Куда пойти учиться

Один из самых сложных вопросов для родителей подростков о том, куда отдать учиться свое чадо после окончания школы. Только один из десяти ребят может четко сказать, кем он хочет стать. Как правило, таких ребят не столь сильно интересует заработок, больше всего они хотят научиться делу, любимому с детства.

Если же ни молодой человек, ни девушка не знают, кем они хотят работать, тогда на помощь в выборе специальности приходят родители. Выбирают чаще всего самые востребованные, на их взгляд, факультеты - юриспруденцию, финансы или менеджмент.

Какие профессии может избрать для себя после менеджер? Сколько может зарабатывать менеджер? Сложно ли учиться по этой специальности? Разберемся с этими вопросами по очереди.

О профессии - предмет и метод

Менеджмент - что это за профессия? Как давно появились менеджеры, ведь название относительно современное? Между тем менеджмент относится к одной из древнейших профессий, известных человеку. Это термин имеет много определений, но если сказать коротко, то менеджмент - это управление, а менеджер - тот, кто управляет процессом или объектом.

Во все времена любому предприятию нужен был управляющий, тот, кто будет задавать путь развития деятельности. Этот человек может не владеть профессией, специфичной для этого предприятия, но имеет хорошие знания о том, как сбывать товар, производимый на предприятии, или как расширяться. Деятельность менеджера на сегодня не изменилась. Получая диплом по специальности «менеджмент», студент должен владеть знаниями, которые позволят стать ему эффективным руководителем.

Сложное ли обучение специальности "менеджмент"

Что это за профессия, мы уже разобрались. Сложно ли будет учиться по этой специальности? Безусловно, наклонности у каждого свои. Так, обучение не покажется сложным тем, кто имеет гуманитарный аналитические способности. На первом курсе обязательны общие предметы вроде высшей математики или информатики, но сопромата и физики точно не будет. Начиная со второго курса, студенты все больше будут уделять внимание экономическим специальностям. Введение в профессию менеджмент также начинается со второго курса, на первом же студенты заложат фундамент политэкономии. К окончанию университета они получат максимальное количество знаний об управлении предприятием, процессами, людьми.

Подразделения менеджмента

На сегодняшний день человека, который возглавляет то или иное предприятие, принято называть управляющим, в то время сотрудники, отвечающие за деятельность той или иной службы, относятся к категории топ-менеджмент. Понятное дело, что чем больше предприятие, тем больше различных служб (операционных отделов или подразделений) там может быть. Например, сколько подразделений в магазине? Прием товара, хранение, размещение товара на витрине, продажа товара, оборот средств. Кроме того, еще есть бухгалтерия, которая занимается налоговым учетом, подсчетом заработной платы, прибыли. Если же это производственное предприятие, то служб будет намного больше.

Кем может работать менеджер на предприятии

Какое же подразделение может возглавить менеджер? Есть различные специальности, связанные с управлением. К примеру, финансовый менеджмент - профессия тесно связана с оборотом денежных средств, их учетом и контролем. Получив специальность с таким названием, студент может работать в банке, на любом предприятии в финансовом отделе, заниматься аудитом.

Очень популярен среди студентов на сегодня и «менеджмент организации». Что за профессия? Она носит более общий характер и подразумевает знание функционирования предприятия в целом, путей его развития на внутреннем рынке, выхода на внешний.

Менеджмент в спорте подходит для тех, кто увлечен тем или иным видом спортивной деятельности. Если спортсмен желает развития, создать собственную команду, то он может получить такое образование. Менеджмент позволит специалисту успешно работать на внешнем рынке, если предприятие совершает сделки, связанные с экспортом и импортом.

Кем может устроиться студент после окончания университета

Наивно полагать, что после того, как вы получите образование по специальности «менеджмент», вас тут же возьмут на интересную позицию в топ-менеджменте предприятия. Все же общие знания, полученные в и реальная жизнь с настоящими проблемами - это две большие разницы.

Поэтому, если у вас нет возможностей устроиться «по блату», то лучше начать построение карьеры с получения какой-нибудь не очень высокой должности. Например, вы хотите стать управляющим крупной розничной сети магазинов. Пусть вы изучили в университете, как бороться с конкурентами, повышать прибыль и как мотивировать сотрудников. Но ведь вы не знаете, как это происходит на практике! Нет ничего зазорного в том, чтобы поработать полгода-год в качестве консультанта в магазине, затем стать администратором зала. Вы увидите, как работает магазин, что думают сотрудники о нем, покупатели. Заняв более высокую позицию на основании полученного опыта и ваших знаний, вы сможете принимать эффективные

Профессии, связанные с менеджментом

В последнее время появилось много профессий с приставкой «менеджер». Так как мы выяснили, что менеджмент - это управление, то профессии могут и не иметь никакого отношения к экономике.

SMM-менеджер - человек, который занимается продвижением и раскруткой сайтов. Аббревиатура SMM расшифровывается как Social Media Marketing.

Контент-менеджер - человек, отвечающий за наполнение контентом (информацией) сайтов.

Арбитражный менеджер - человек, который в ходе своей деятельности занимается помощью предприятиям, стоящим на пороге банкротства.

Девелопер-менеджер - человек, который занимается развитием предприятия, повышением его узнаваемости на рынке.

Бизнес-тренер - человек, который (чаще всего на основании своего опыта) рассказывает, как можно стать успешным менеджером или вывести свое предприятие в ТОП. Для того чтобы стать бизнес-тренером, нужно иметь громкое имя или достаточно раскрученный бизнес, иначе кто захочет у вас чему-то учиться.

Бренд-менеджер - специалист, раскручивающий имя (бренд) организации. Организует концерты, промо-акции, мероприятия, которые повысят известность предприятия.

И напоследок

Теперь вы имеете более обширное представление о такой специальности, как менеджмент, что это за профессия. Как видите, не всегда менеджером может трудиться тот, кто закончил исключительно экономический факультет. Если вы чувствуете в себе управленческие способности и интерес к этой профессии, то смело поступайте в университет на эту специальность.