Конспект занятия в подготовительной группе. Откуда хлеб пришел

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Закутняя Наталья Александровна

Цели: закрепить представление детей о труде хлеборобов в наше время. Дать знания о последовательности выращивания растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло) . Дать детям представление о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательность трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей. Развивать мышление, умение устанавливать логические связи.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.

Активизировать слова: прилагательные – теплый, душистый, ржаной; существительные – серп, цепа, хлебобулочные изделия.

Материал: колоски пшеницы, ржи, хлеб черный, белый, хлебобулочные изделия. Слайды с изображением поля и различных работ в поле; слайды с изображением крестьянина – пахаря, крестьянина – сеятеля, крестьянская семья в поле; карточки с изображение последовательности роста пшеницы на каждого ребенка –для игры «Что сначала, что потом» изготовленные своими руками. Мультимедийная установка.

Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе. Чтение стихов о хлебе, объяснение и заучивание пословиц о хлебе, чтение рассказов М.Глинский «Хлеб» , М. Пришвин «Лисичкин хлеб» . Сравнение ржаного и пшеничного хлеба по цвету, форме, вкусу.

Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня с вами будем беседовать.

Отгадать легко и быстро
Легкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет. (Хлеб.)

Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пушистый, душистый, черный, белый, бывает подгорелый) .

Сегодня мы поговорим о том, как выращивают хлеб. О людях, которые его выращивают, что помогает человека его выращивать в наши дни и в старину. –А кто знает, из чего пекут хлеб? (из муки) .

А из чего получают муку? (из зерна пшеницы и ржи) .

А чтобы было много хлеба, нужно много муки, и поэтому нужно вырастить очень много пшеницы. Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешки удобно добывать пищу. Вот люди и вскапывают, рыхлят землю для растений. Но чтобы получить много зерна, засевают огромное поле, (Слайд изображения поля) .

Что же помогает человеку эти поля вскапывать и рыхлить? (техника) .

Показ слайдов с изображением полевых работ (на поле трактор с плугом, сеялкой и бороной, вокруг вспаханная земля) .

Что это? (Это трактор) .

Кто работает на тракторе? (тракторист) .

Что делает трактор? (пашет) .

Зачем? (чтобы земля была мягкая) .

Что здесь делает трактор, что он везет за собой? (сеялку) .

Посеяли зерно пшеницы в землю.

Ребята, а что необходимо для жизни роста растений? (солнце, вода, тепло) .

Все лето созревали зерна в колосьях. (показ слайда поля с полосьями пшеницы) . Но вот зерна созрели, и на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне? (комбайнер) .

Какую работу выполняет комбайн?

Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному рукаву высыпаются в грузовые машины (слайд)

А машины везут зерна на элеватор это - это склад большой, где зерно сушат и хранят (слайд) .

Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Людей, которые выращивают хлеб, называют хлеборобы.

Физкультминутка «Колосок растет»

А сейчас я вам расскажу, как в старину, раньше выращивали хлеб, когда не было техники.

Перед началом полевых работ люди мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в поле земле – матушке, просили о богатом урожае. В начале землю пахали деревянным плугом. Который тащила лошадка, ее погонял мужик (показ слайда) .

Затем с лукошком на груди выходили в поле сеяльщики. В лукошке лежали семена пшеницы или ржи. Вот идет мужик по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна слева направо. Посеял. (Слайд)

А чтобы урожай родился богатый, кликали люди дождик. Мы тоже с вами знаем закличку. Давайте вместе скажем:

Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти,
Дай гороху подрасти

Дождик, дождик, поливай-
Будет славный каравай,
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица,

В огороде будет лук, бобы.
В лесу ягоды, грибы.
Лейка, дождик целый день.

Ну, что ж, выросла пшеница. Пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали жнецы в руки серпы и шли в поле (Слайд) .

Срезали серпом колосья и собирали их в снопы (Слайд) . В народе говорят «Хлеб в колосу, пора жать полосу» . Потом колосья нужно еще обмолотить, то есть вынуть из колосьев зерна. И для этого мужчины брали цепу – ручное орудие для молотьбы, били по колосьям и зерно из них высыпалось. (Слайд) .

Затем зерна собирали и просевали от мусора, и лошадка везла мешки с зерном на мельницу, там мололи зерно, и получалась мука. (Слайд) . Из муки пекли в печи хлеб. (Слайд)

Игра «Что сначала, что потом»

Дети последовательно раскладывают карточки (зерно на пашне, росток, колосок, зерно, мука, хлеб) , и объясняют.

- Народ сложил много пословиц о хлебе:

Без печи холодно, без хлеба – голодно.
Вода вымоет, хлеб выкормит
Без соли невкусно, без хлеба не сытно.
И обед не в обед, коли хлеба нет.

Объяснение значение каждой пословицы

Ребята, как много надо трудиться, чтобы у всех был хлеб на столе. И поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с хлебом.

Не бери больше, чем можешь съесть.

Не кроши хлеб за столом.

Никогда не выбрасывай хлеб.

Крошки отдай птичкам.

Хлеб растет не для объедков, от зори и до зори

Говорят в народе метко: «Съесть не можешь, не бери!»

Хлеб ржаной, батон и булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

А что можно испечь из муки? (Дети перечисляют, я добавляю)

Рассматриваем выставку хлебобулочных изделий. Чаепитие, угощаем хлебобулочными изделиями детей других групп.

«Худо, брат, жить в Париже: есть нечего; черного хлеба не допросишься!». А. С. Пушкин

На Руси хлеб всегда был основой кухни, русского стола. Использование хлеба относится к временам, более давним, чем отделение славян от общеиндоевропейского корня. То, что славянская культура всегда была земледельческой, подтверждают многочисленные археологические находки. Главным доказательством служат зерна злаков (и их следы), найденные при раскопках, а также многочисленные предметы, имеющие отношение к хлебопашеству и приготовлению хлеба.

Действительно, ни в одной стране мира хлеб не имел такого значения, как на Руси: издавна путешественники, приезжавшие в нашу страну, замечали, насколько много хлеба едят русские. Этому есть разные причины, в том числе древняя земледельческая традиция, большая потребность в калорийной пище, пригодной к длительному хранению, обусловленная холодным климатом, а также необходимость, (чтобы прокормиться в суровых условиях), много работать, а значит, тратить больше энергии.

Итак, на юге и в центральной части Руси выращивали пшеницу, севернее – рожь и ячмень. Ячмень также был в почете у финно-угорских народов: примечателен своей неприхотливостью и приспособленностью к северному климату, по этим качествам ячмень превосходит и рожь и пшеницу.

Однажды А.С. Пушкин во время своего путешествия по Кавказу написал: «До Карса оставалось мне еще 75 верст. К вечеру надеялся я увидеть наш лагерь. Я нигде не останавливался. На половине дороги, в армянской деревне, выстроенной в горах на берегу речки, вместо обеда съел я проклятый чюрек, армянский хлеб, испеченный в виде лепешки пополам с золою, о котором так тужили турецкие пленники в Дариальском ущелии. Дорого бы я дал за кусок русского черного хлеба, который был им так противен».


Популярный в Армении хлеб а-ля чурек

Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле да и сытнее пшеничного, белого хлеба.

Однако были такие сорта ржаного хлеба, которые не всегда могли купить даже очень состоятельные люди. К ним относился, например, «Боярский» хлеб, для выпечки которого использовали муку особого помола, свежее масло, в меру сквашенное (не перекисшее) молоко, а в тесто добавляли пряности. Такой хлеб пекли только по специальному заказу для особых случаев.

Из муки, просеянной через сито, пекли ситный хлеб. Он был значительно нежнее решетного хлеба, который выпекался из муки, просеянной через решето. Низкокачественными считались «пушные» виды хлеба. Их пекли из непросеянной муки и называли мякиной. Лучшим же хлебом, который подавался на стол в богатых домах, был «крупчатый» белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.

Кстати, помните знаменитое обращение Жеглова к друзьям в фильме «место встречи изменить нельзя»? Иногда он говаривал с иронией, а порой и всерьез — «друг ты мой ситный». История этого народного выражения весьма интересна:


- У нас здесь, друг ситный, не фронт! Нам «языки» без надобности…

Считается, что друга так величают по аналогии с ситным хлебом, как правило - пшеничным. В пшеничном хлебе применяется мука куда более тонкого помола, чем в ржаном (при грубом помоле из пшеничного зерна получится манная крупа, непригодная для выпечки хлеба). Чтобы удалить из нее примеси, а главное, насытить кислородом и таким образом улучшить ее кулинарные качества, используется не решето, как в случае с ржаной мукой, а приспособление с более мелкой ячейкой - сито. Поэтому такой хлеб назывался ситным. Он был дорог, считался среди крестьян символом достатка и выставлялся на стол для угощения самых дорогих гостей. Вот такая история…

В период неурожаев, когда не хватало запасов ржи и пшеницы, в муку подмешивали всевозможные добавки — морковь, свеклу, позднее картофель, а также дикорастущие — желуди, кору дуба, крапиву, лебеду.

С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. Если в XVI-XVII веках простых людей на Руси называли в быту и в официальных документах уничижительными именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали соответственно Федор, Григорий, Дмитрий. О том, как высоко ценился труд хлебопека, свидетельствует и такой факт.

В Древнем Риме, например, раба, умевшего печь хлеб, продавали за 100 тысяч сестерций, в то время как за гладиатора платили лишь 10-12 тысяч.

В уставах византийских цехов X века было оговорено: «Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб». Вместе с тем в той же Византии за выпечку плохого хлеба пекаря могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или изгнать из города.

На Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал «подмес» или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали.

Согласно переписи в 1638 году в Москве было 2367 ремесленников, из которых 52 являлись хлебными пекарями, 43 — выпекали пряники, 12- пекли ситный хлеб и 7 — пекли блины.

В конце XIX века сельские жители пекли хлеб сами в русских печах, а городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных с лотков продавали подовый (высокие толстые лепешки) и формовый (в форме цилиндра или кирпича) хлеб.

Разнообразны были и хлебобулочные изделия: крендели, бублики, баранки. Сельские жители редко лакомились ими. Они обычно покупали их в городе для гостинца детям и за еду не считали. Горожане же довольно широко использовали всю эту выпечку в повседневной жизни.

Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах. Царь посылал калачи в знак особого расположения патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание. Отпуская слугу в увольнение, барин, как правило, давал ему мелкую монету «на калач».

Отменным хлебом славились московские булочники. Широкой известностью среди них пользовался Филиппов. Филипповские булочные всегда были полны покупателей. Публика сюда приходила самая разномастная — от учащейся молодежи до старых чиновников в дорогих шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. Филипповские хлебобулочные изделия пользовались большим спросом не только в Москве. Его калачи и сайки ежедневно отправлялись в Петербург к царскому двору. Обозы с филипповскими булочками и хлебом шли даже в Сибирь.


Празднование 25-летия булочной Филиппова (1874 — 1899). Значит, фотография сделана в 1899 году. Перед булочной на улице сфотографированы работники этой булочной.

Когда у Филиппова спрашивали, почему «хлебушко черненький» только у него хорош, он отвечал: «Потому что хлебушко заботу любит», добавляя свое любимое выражение: «И очень просто!»

Действительно, ничего сложного нет, просто с любовью человек относился к своему делу, знал ему цену.

Каждый владелец хлебопекарен был убежден, что люди никогда не насытятся хлебом, поэтому его всегда будет не хватать. Также известно, что хлеб невозможно чем-либо заменить. Потому открывать пекарни становилось очень прибыльным делом.

ХЛЕБ И НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

Хлеб настолько тесно связан с нашей жизнью, что само это слово стало использоваться для обобщенного названия еды как таковой. Многочисленные пословицы ярко и образно передаю народную мудрость и отношение к хлебу.

  • Без соли, без хлеба - половина обеда.
  • Без хлеба куска везде тоска.
  • Хлеб - всему голова.
  • Без хлеба не обедают.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

… Не будет также лишним вспомнить, какое место хлеб занимает в русской литературе. Для многих произведений хлеб и все, что с ним связано – своего рода культурный фон повествования.

Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
(Конек-Горбунок П.П. Ершов)

Есть одна, чрезвычайно древняя славянская традиция, связанная с хлебом, которая неукоснительно соблюдается до сегодняшнего дня и передается из поколения в поколение. Это «хлеб-соль». Обряд состоит в преподнесении хлеба-соли дорогому, знатному гостю. На блюде и расшитом полотенце-рушнике преподносят круглый хлеб с солью посередине. Гость отламывает кусочек хлеба, опускает в соль и съедает. По русской церковной традиции, хлебом-солью встречают архиерея.


Освобождённые крестьяне подносят хлеб-соль Александру II. 1861.

В военные годы блокадный хлеб состоял из 15% бумаги, 9% жмыха, 3% остатков из мешков, 1,5% пыли от обоев, 1,5% хвои и т.д. Формы для выпекания смазывали соляровым маслом. Такой хлеб отправляли на фронт и в блокадные города.

После окончания войны, в первую очередь все силы были направлены на повышения урожайности, от которой зависела жизнь народа - победителя. Таким образом, ценой хлеба являлась человеческая жизнь.

На Руси всегда хлеб считался настоящим народным сокровищем, в котором заложен труд целого народа. Именно поэтому в России к хлебу всегда испытывали огромное уважение и почитание.

юлия глушкова
Конспект НОД в старшей группе «Хлеб на Руси»

Тема «Хлеб на Руси »

НАПРАВЛЕНИЕ : познавательно-речевое развитие

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ : «Познавательное развитие» , «Физическое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» .

ЦЕЛЬ : Формирование представлений детей о выращивании хлеба

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

ЗАДАЧИ :

ОБУЧАЮЩИЕ :

Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб , дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле;

Уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб ;

Обогащать знания детей о полевых растениях пшенице и ржи;

Закрепить знания хлебобулочных изделий .

РАЗВИВАЮЩИЕ :

Совершенствовать умение действовать в коллективе и сообща, договариваться друг с другом

Развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление, память и воображение

Активизация словаря по теме «Хлеб »

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ :

Воспитывать целеустремлённость, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками

Воспитывать любознательность, интерес к народным традициям.

Воспитывать желание делать добрые поступки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Чтение стихотворения Е. Стюарт «Пекари» ,

Просмотр и беседа мультфильмов «Колосок» , «Три котёнка (как беречь хлеб ) »

Беседа о хлебе , как выращивают хлеб

Сюжетно-ролевая игра «Бакаллея»

Рассматривание сюжетной картины «Золотая рожь» В. М. Каратая,

рассматривание иллюстраций : хлебозавода , хлебомагазина , как выращивают хлеб .

Разучивание пословиц, поговорок о хлебе

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : плуг, лукошко, сев, серп, сноп, цеп, вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ :

Экран,проэктор,ноутбук.

Бейджики, разные по форме и цвету (по числу детей)

Картинки изображающие как раньше растили хлеб на 2 группы

Зерно пшеницы, ржи, кукурузы, гречихи, гороха.

Мука ржаная и пшеничная

Каравай

ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ :

Презентация «Как на Руси хлеб растили » .

Зерна ржи, пшеницы, гороха, кукурузы,гречки.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ : Дети находятся в группе в свободной деятельности, воспитатель привлекает их внимание : «Ребята, к нам сегодня пришли гости, хотите им подарим свои улыбки, поприветствуем их.

«Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне тут подружиться? Я, Юлия Александровна, а ты кто? Ответь мне, как тебя зовут ласково

Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. Какой необычный большой конверт, интересно от кого оно. (читает адрес на конверте)

КОМУ : Ивановская обл. г. Шуя ул. Вихрево детский сад №28, подготовительная группа

ОТ КОГО : Тридевятое государство, ул. Волшебства, терем Василисы Премудрой

Читает письмо

Письмо Здравствуйте, мои друзья

Сундук сюрпризов шлю в подарок вам я

Но сундук к Кощею попал

И Кощей его заколдовал

Я узнала, что Кощей

5 – замков - да без ключей-

Наложил на мой сундук.

Но даже знанья все мои

Бесполезны тут, увы!

Ваша помощь здесь нужна.

Вы поможете друзья?

Отсылаю вам подсказки

Если выполните все заданья.

То разрушите его заклинанья.

Знаний, сил не пожалейте,

И сундук открыть сумейте!

Первое задание отгадайте загадку

Отгадать легко и быстро :

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб )

Слайд1после ответов детей

Верно, это хлеб . Этот продукт есть на столе у нас всегда, и его мы очень все любим. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел

Откуда хлеб пришел ? – Из магазина.

А в магазин как попал? – Из пекарни.

Что делают в пекарне? – Пекут хлеб .

Из чего? – Из муки.

Из чего мука? – Из зерна.

Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – Выросла в поле.

Кто ее посеял? – Колхозники.

Ребята, а вам известно, как люди выращивают рожь и пшеницу. Много машин - помощников у них :комбайны, сеялки, трактора.

«Расставь правильно»

Чтоб второй замок открыть вам надо картинки по порядку разложить.

Дети делятся на 2 команды. Раскладывают картинки по порядку, а затем команды меняются местами и проверяют правильность выполненного задания

Что изображено на этих картинках? (Как на Руси раньше хлеб люди выращивали .)

1 картинка- Землю пахали плугом. Подготовка земли под посев работа тяжелая. Чтобы земля «ожила» надо было ее вспахать и не раз : сначала осенью, а потом весной. После того как поле вспахали его надо было боронить после чего земля становилась рыхлой готовой к посеву.

2 картинка-Сев.

Готовились к севу заранее. Сначала в бане мылись, чистую рубаху надевали и выходили в поле на груди с лукошком. Лежали в лукошке семена ржи и пшеницы. Сеятель идет по полю и разбрасывает через каждые два шага пригоршню зерна слева направо. А теперь представьте, что вы сеятели. Дети показывают, как зерно разбрасывать.

Как вы считаете, погода какая должна быть в этот день?

(Погода должна быть безветренной) .

Ребята, а что для жизни и для роста растений необходимо (Дождь и солнце в меру.)

Совершенно верно. Послушайте, как люди кликали дождик :

Дождик, дождик, поливай -

Будет хлеба каравай ,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

3 картинка-Уборка урожая

Молодцы, ребята! Вот выросли рожь и пшеница, настало время урожай убирать. А убирали в старину урожай так . Мужчины брали в руки косы, женщины серпы и в поле шли. Колосья серпом срезали и их в снопы собирали.

4 картинка- Сушка. Колосья сушили, а затем молотили зерно с помощью цепа. Но колосья необходимо было обмолотить, то есть вынуть зерна из колосьев. Для этого брали люди цеп - ручное орудие, чтобы молотить - и им били по колоскам.

5 картинка- Зерно, которое выбили цепом, просеивали и на мельницу везли, где зерно мололи, получалась мука.

6 картинка - Из муки много вкусного готовили, но главное - хлеб .

Физкультминутка "Колос растет".

Воспитатель : Представьте, ребятки, что вы маленькие зернышки и зернышки посадили в землю

(дети приседают на корточки)

Солнце землю согревало, дождик землю поливал. Росли, росли зернышки и превратились в колоски.

Дети медленно встают, поднимая руки вверх

Колоски к солнцу тянутся,

Дети напрягают руки

Солнце сильно припекло, и наши колоски завяли,

Дети расслабляются, опускают руки, голову

Но вдруг дождик полил, ожили колоски и снова к солнышку тянутся,

В поле выросли чудесные колоски!

Дети улыбаются друг другу

3 задание

Игра «Третий лишний»

Дети делятся на три пары

1 кукуруза, пшеница,рожь

2 гречка, пшеница,рожь

3 горох, пшеница, рожь.

Как вы думаете какое зерно здесь лишнее?

Посмотрите внимательно на зерна пшеницы, чем они отличаются друг от друга?

Ребята, почему один хлеб белый , а другой черный? (Ответ : белый хлеб сделан из пшеничной муки, а черный хлеб – из ржаной муки ).

Педагог предлагает подойти к столам, где стоят миски с мукой пшеничной и ржаной. Предлагает рассмотреть два вида муки, сравнить их по цвету, попробовать какая мука по свойству рассыпчатая или твёрдая, имеет запах или нет.

4 задание

Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки - стойте тихо. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

5 задание

Подумайте и назовите много слов, каким бывает хлеб ? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).

Открывается последний замок

Хлеб бывает разный , но он обязательно вкусный и полезный.

Слайд 12 и музыка

Вот он – хлебушко душистый .

Вот он – теплый, золотистый.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями, а какие задания вам больше всего понравились? Какое задание вам показалось самым трудным?Что нового вы сегодня узнали, интересного?

1. ПАХОТА

Воспоминанья о былом
Мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом
Не делим хлеб, а просто режем,
Притом, забыв про нож неострый,
Ворчим, что хлеб немного черствый,
А сами, может, в этот час
Черствей его во много раз.
Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?
Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.
Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.
Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.
Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.
После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.
При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха)
Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)
* * *
Посеешь в пору – соберешь зерна гору.
Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.
Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.
Некогда лежать, когда пришла пора жать.
Ломота в спине, да зато хлеб на столе.


2. СЕВ

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.
Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.
В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.
Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.
День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.
В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.
Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (Рожь)
* * *
В поле едет на спине,
По полю – на ногах. (Борона)
* * *
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска.
Появились комары – пришла пора сеять рожь.
Лягушка квачет – овес скачет.


3. ХЛЕБ РАСТЕТ

С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.
«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.
Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день.
Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:
Радуга-дуга,
Перебей дождя,
Подай солнышка.
Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.
В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».
«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки.
Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.
Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели.
ЗАГАДКА
Один льет,
Другой пьет,
Третий зеленеет
Да растет. (Дождь, земля, хлеб)

Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб" предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми младшего возраста в образовательных учреждениях и дома. Пособие с успехом может быть использовано на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления.

Э. Л. Емельянова
Как наши предки выращивали хлеб

1. ПАХОТА

Воспоминанья о былом

Мы ворошим теперь все реже

И за обеденным столом

Не делим хлеб, а просто режем,

Притом, забыв про нож неострый,

Ворчим, что хлеб немного черствый,

А сами, может, в этот час

Черствей его во много раз.

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?

Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.

Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.

Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

"Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить" (С. В. Максимов). Чтобы земля "ожила", надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.

Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.

После того как поле вспахано, надо его "причесать". Делали это при помощи вот какого орудия: "Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел". Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. "Модернизированная" борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.

При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха)

Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)

Посеешь в пору – соберешь зерна гору.

Лучше голодай, а добрым семенем засевай.

Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.

Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.

Некогда лежать, когда пришла пора жать.

Ломота в спине, да зато хлеб на столе.

2. СЕВ

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.

Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.

Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.

День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с "тайной неслышной молитвой". После сева зерна нужно было заборонить.

В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все "силы" забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.

Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег "цеплялся" за них и оставался на полях.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Две недели зеленится,