Конспект Семинара - практикума для воспитателей «Игры с пальчиками. Конспект семинара практикума для педагогов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 г. НОВОШАХТИНСКА

План-конспект

семинара-практикума:

" Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья специалистов образовательного учреждения "

Подготовила

педагог-психолог МБОУ ООШ №5

Малых Ольга Александровна

г. Новошахтинск

«Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья специалистов образовательного учреждения»
Структура семинара-практикума
Вводная часть (на стульях)

1. Приветствие. Психо-эмоциональный настрой на работу (просмотр видео Доброе утро).

2. Принятие правил, цели и задачи тренинга

3. Разогрев. Упражнение «Дерево достижений»

4. Информация о СЭВ (теоретический блок)

5. Мозговой штурм

Основная часть

6. Диагностика «Домик для эльфа», «Постройте мост»

7. Физминутка «Снеговик».

8. Психотерапевтическая сказка «Коряга»

9. Упражнение – «Я чувствую усталость, когда...».

Заключительная часть

11. Упражнение «Аплодисменты»

12. Просмотр видеомотиватора «Рецепт удачного дня».

13.Рефлексия

Материально-техническое оснащение:

1. Листы А-4 (по количеству участников);

2. Шариковая ручка;

3. Карандаши (цветные, простые);

4. Готовое дерево из бумаги и разноцветные листочки (по количеству участников)

5. Бланки на рисуночные методики;

6. Ноутбук для просмотра видеомотиватора;

7. Свободное пространство.

Ориентировочное время встречи 1 час.

Организационный момент. ( Психо-эмоциональный настрой на работу).

Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги!

Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки - это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное «выключение» человека получило название «синдром эмоционального выгорания».

Психологами было проведено исследование, с целью выявления подверженности педагогов эмоциональному выгоранию. Итог: 60 % педагогов находятся на разных стадиях эмоционального выгорания. Прежде всего, педагоги связывали это с переходом на ФГОС, поскольку введение любых инноваций для многих учителей сопровождается стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы. Появление новых требований к оформлению документации, введение в базовые коллективы детей с ОВЗ, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые уроки, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют и без того их напряженную деятельность. Появление новых стрессогенных факторов требует особого внимания к сохранению психического здоровья педагогов.

Тема нашего сегодняшнего семинара-практикума «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья специалистов образовательного учреждения».

Цель которого, рассмотреть причины синдрома эмоционального выгорания и профилактика психического здоровья учителей, а также содействие сохранению соматического и психического здоровья работников сферы образования;

Задачи семинара-практикума:


  1. Формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

  2. Сформировать позитивное мышление (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).

  3. Познакомить участников с теоретическими и практическими подходами в области здоровьесбережения и стрессоустойчивости.

  4. Освоить технологий снятия психоэмоционального напряжения и улучшения физического самочувствия.

  5. Создание условий способствующих профилактике СЭВ;

  6. Передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;

  7. Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;
Предлагаю вам провести один эксперимент. Для этого возьмите лист бумаги. Сейчас я вам буду задавать вопросы, если это бывает у вас, сжимайте уголок листа.

  1. Часто ли Вы испытываете чувства усталости?

  2. Бывает ли у Вас бессонница?

  3. Часто пренебрежительно относитесь к исполнению своих обязанностей?

  4. Испытываете ли вы тревогу, беспокойство, чувство вины?

  5. Бывают ли у Вас негативные установки по отношению к себе и окружающим?

  6. Изменился ли у Вас аппетит (отсутствие или переедание)

  7. Часто преобладает повышенная раздражительность, агрессивность?

  8. Возникает ли у Вас чувство невостребованности?

  9. Увеличился ли у Вас прием психостимуляторов (кофе, табак, лекарства, алкоголь)?
А теперь посмотрите, что у вас получилось. Если вы положительно ответили на все вопросы, то лист ваш полностью смят. Представьте себе, что это ваше здоровье. Вы начинаете принимать меры для его улучшения. Для этого попробуйте разгладить лист, чтобы он принял прежний вид.

(Для сравнения беру чистый лист в руки и показываю окружающим).

Скажите, пожалуйста, у вас получился такой лист. Нет, к прежнему состоянию вернуться сложно. Поэтому для сохранения своего здоровья, прежде всего, необходима профилактика.

Правила работы на тренинге.

Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:


  • Доверительный стиль общения;

  • Активное участие в происходящем;

  • Общение по принципу «здесь и теперь»;

  • Уважение к говорящему
Теперь я предлагаю вам выполнить упражнение. Условие одно: на все вопросы вы отвечаете хором «Да»

  1. Вы творческий человек?

  2. Вы любите детей?

  3. Вы волнуетесь в кабинете у директора?

  4. Вы носите рваные носки?

  5. Вы любите слушать музыку?

  6. Вы часто опаздываете на работу?

  7. Вы прыгаете по лужам во время дождя?
Говорить «Да» совсем не сложно, но вы, наверное, заметили, какая борьба происходила внутри вас, когда хотелось ответить нет. Это происходило потому, что ломались жизненные установки и стереотипы. Именно стереотипы являются одной из причин эмоционального выгорания.

Упражнение «Дерево достижений».

- Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный, - желают общаться.

Желтый - проявят активность.

Синий - будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Теоретический блок. Информация о синдроме эмоционального выгорания.

Самый показательный симптом выгорания - это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей, вызывают у многих педагогов развитие заболеваний психосоматического характера: язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний неврогенного характера – нервные истощения, неврозы. Ухудшение профессионального здоровья педагога – «…национальное бедствие …показатель того, что одна из самых преданных популяций охвачена моральной апатией, нравственной депрессией…». А между тем требуемые от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем.

Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “посвседневный” психический потенциал человека. Однако стресс, по мнению ученых, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия учителя относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации.

Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Таким образом, выгорание развивается не в результате длительной профессиональной деятельности. А зависит от возрастных и профессиональных кризисов человека. Также на развитие синдрома оказывают влияние личностные и организационные характеристики.

И сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приемами снижения стрессового состояния и улучшения настроения.

По мере приобретения подобного опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

Давайте рассмотрим и обсудим естественные способы регуляции, которые вы наверняка используете ежедневно в своей работе. Другими словами, какие приемы можно использовать в повседневной жизни с целью снижения негативного влияния, например, стрессовых ситуаций на организм?

Сейчас будем использовать прием ”Мозговой штурм ”, т.е. вырабатывать максимальное количество идей по данному вопросу. Запишите каждый себе на листочке, что вам может поднять настроение.

Смех, улыбка, юмор. Подарите, пожалуйста, сейчас своему соседу справа и слева улыбку. Может есть желающие рассказать анекдот?

– размышление о хорошем, приятном (ситуации, поступки и т.д.),

– различные движения типа потягивания, расслабление мышц;

– наблюдение за пейзажем за окном,

– рассматривание цветов в помещении, фотографий,

– “купание” в солнечных лучах,

– вдыхание свежего воздуха,

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Есть желающие сделать комплимент, например, своим коллегам?
Основная часть (практический блок)

Методика «Домик для эльфа» (Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по проф.выгоранию педагогов.

Цель : узнать отношение педагогов к окружающему миру.

Инструкция : Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача проста – нарисуйте ему дом!

Ключ к тесту:

Прежде всего, посмотрите, где именно вы нарисовали домик для эльфа. Выбор места очень важен, он показывает, как вы относитесь к людям, доверяете вы им или нет.

Если вы нарисовали ДОМИК НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА подобно скворечнику, то это говорит о вашей открытости миру, по натуре своей вы оптимист и искренне верите в то, что хороших людей в мире куда больше, чем плохих.

Если ваш ДОМИК ВИСИТ НА ВЕТКЕ, как гамак или авоська, то это показывает вашу готовность идти на контакт, вашу веру в порядочность людей. Однако при всем при этом вы допускаете мысль, что в мире существует и подлость и что злых людей на свете не так уж мало. Ваш принцип: доверие – вещь хорошая, но без осторожности не обойтись.

Если вы сделали эльфу ДОМИК ВНУТРИ ГРИБА, это говорит о вашей осторожности и благоразумии, вы никогда не пуститесь ни в какую авантюру, у вас мало друзей, зато это настоящие друзья, проверенные временем и совместными испытаниями. Если в доме – грибе НЕТ ОКОШЕК, то это свидетельство вашей нелюдимости, вы предпочитаете одиночество шумным компаниям. К миру вы относитесь с нескрываемым подозрением, как будто ждете подвоха. Если же ОКОШКО ЕСТЬ, то это говорит о том, что вы не против общения с людьми. Чем окошек больше, тем с большей готовностью вы заводите друзей.

ДОМИК У РЕКИ говорит о вашей романтичности и сентиментальности. Вы смотрите на мир сквозь розовые очки, все люди кажутся вам добрыми и красивыми, вы полны иллюзий и верите во все самое лучшее и светлое. К сожалению, вы часто разочаровываетесь в людях.

Если вы установили ДОМИК В ТРАВЕ, то можно предположить, что вы практичный и уверенный в себе человек, вы знаете, чего вам ждать от жизни, и не строите иллюзий. Вы умеете преодолевать сложности и не боитесь жить.

Если вы сделали эльфу ЗЕМЛЯНКУ, устроив ДОМИК В ХОЛМЕ, то это явный признак вашей скрытности и замкнутости. Вероятнее всего, это ваши не природные качества, а приобретенные вследствие некоего отрицательного жизненного опыта. Возможно, вас когда-то обманули, предали или обидели, и с тех пор вы перестали доверять людям. Однако если вход в землянку достаточно широк и присутствуют окна, то это значит, что вы уже на пути к душевному выздоровлению.

Методика «ПОСТРОЙТЕ МОСТ»

Цель: выявление целеустремленности в работе и личной жизни.

Инструкция: Внимательно посмотрите на этот рисунок. Он незаконченный, вы должны его дополнить таким образом, чтобы получился ясный и понятный сюжет. Рисуйте все, что приходит вам в голову.

Интерпретация:

Этот тест покажет вам, насколько вы целеустремленный человек. Все символы достаточно прозрачны. ЧЕЛОВЕК - это вы сами, СВЕРТОК НА ДРУГОМ БЕРЕГУ - это ваша цель, РЕКА - это полоса препятствий, которую вам надо каким-то образом преодолеть. То, как вы это сделаете, и продемонстрирует наличие или отсутствие в вашем характере такой черты, как целеустремленность.

Если вы нарисовали МОСТ, то это очень хороший знак. Это говорит о том, что вы не откажетесь от своей цели только потому, что добраться до нее не очень легко. Чем КРЕПЧЕ нарисованный вами МОСТ, тем сильнее ваша воля и решительнее характер.

Если вы нарисовали МОСТИК-ЖЕРДОЧКУ, то это значит, что вас можно сбить с курса, заставить передумать, запугать, наконец, и тогда вы перестанете стремиться к своей цели. Вы можете спасовать перед жизненными трудностями (как упали бы с этого мостика в реку).

Если ваш МОСТ С КРАСИВЫМИ ПЕРИЛАМИ, весь РЕЗНОЙ И ПОКРЫТЫЙ УКРАШЕНИЯМИ, то это говорит о том, что вы склонны все идеализировать, вы по натуре романтик, и даже цели у вас очень красивые и романтичные, несколько нежизненные.

РЕКА, в которой КИШАТ КРОКОДИЛЫ ИЛИ АКУЛЫ, говорит о том, что вы боитесь тех препятствий, которые могут вам встретиться на пути к вашей цели. Если при этом ваш МОСТИК ШАТКИЙ И ТОНЕНЬКИЙ, то можно не сомневаться: вы часто поддаетесь необоснованной панике. У вашего страха, как говорится, глаза велики. Но вам следует помнить и другую поговорку: глаза боятся, а руки делают. Все не так страшно, как вам кажется.

Если вы нарисовали НА ВОДЕ ЛИНИИ ИЛИ РАСТЕНИЯ, то это означает, что вы не ждете от жизни подвоха, но и не надеетесь, что у вас всегда все будет гладко, без сучка и задоринки. Вы понимаете, что в жизни все случается, и готовы преодолеть любое препятствие.

Если вы ЗАПОЛНИЛИ РЕКУ РЫБОЙ, мирно резвящейся в воде, то это говорит о том, что вы не видите опасностей на своём пути и полны радужных надежд. Вы верите, что у вас все всегда будет хорошо. Но эта уверенность проистекает из вашего полного незнания жизни, ваш оптимизм может лопнуть в одно мгновение при столкновении с реальными трудностями.

Физминутка «Снеговик».

Ведущий: Давайте встанем и превратимся в снеговика - «замерзнем». Предлагается «замерзнуть» так сильно, как это только возможно. Психолог дотрагивается до некоторых участников, проверяя, насколько твердыми стали мышцы рук. Затем сообщается, что выглянуло солнце, и наш снеговик растаял. Проверяется степень «оттаивания»: рука участника, поднятая вверх ведущим, свободно падает без всякого напряжения. Участникам предлагается повторить упражнение друг с другом.

Ведущий: Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшим снеговиком, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

Психотерапевтическая сказка «Коряга» (цель: к оррекция самопринятия педагогов, осознание жизненного предназначения).

Инструкция: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свое окончание.

Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей.

Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая - ни красоты, ни проку … Как ей было обидно!

(Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность)

Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику.

«Счастливчики... », - думала Коряга, завидуя этим деревьям, - «Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании...».

(Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд)

Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут... Но, не смотря на это, она была счастлива!

(Метафора: метафора «нужности», которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя «на самоубийство», мы «сгораем»)

В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств …

(Бессознательные процессы)

В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась!

О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю... , но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза).

(Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)

Она упала в море.

«Что это? Куда я попала? Что со мной будет?» - думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью... Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец...

Но вот шторм начал потихоньку стихать … на небе показалось солнышко... Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны... Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу … Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого с кем можно было бы ее сравнивать... Здесь она была одна такая..., единственная... И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза)

(Метафора: Вода и шторм - метафорические символы души и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т.е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение. Кризис меняет человека. Шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей стало спокойнее - именно кризис принес оздоровление. Чем больше мы в своей жизни переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем «здоровее», сильнее мы становимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.)

Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность - так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики …

(Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.)

Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!». На нее никто не смотрел с такой любовью..., (Пауза) ...и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес..., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза).

Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком.

(Метафора: признание индивидуальности; придача «товарного вида»)

Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью... (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью «Дар моря» и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.

«Сколько бедствий я перенесла, - думала Коряга, - и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно».

(Метафора: торжество)

Анализ впечатлений. Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.

Обсуждение в круге: Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе? Какую вы придумали концовку? Почему именно такую?

Ведущий: «Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. Хотя, имеет ли смысл конец сказки?»

Упражнение. «Я чувствую усталость, когда...».

Очень часто бывает так, что от многого в нашей жизни мы устаем, и эта усталость следует за нами по жизни, не давая дышать полной грудью. Поэтому сегодня мы немного поработаем с нашей усталостью.

Цель: управление своими эмоциями, освобождение от негативных эмоций.

Материалы: листы А4, мусорный пакет.

Участники пишут на листочках одну фразу, начинающуюся словами: «я устаю, когда...» и заканчивают предложение, обозначая свою усталость. Затем каждый участник, по кругу, проговаривает свои эмоции. Далее участникам предлагается изобразить усталость. Каждый участник по кругу говорит «моя усталость похожа на...». Следующий продолжает, говоря «усталость (имя предыдущего участника) похожа на..., а моя усталость похожа на...» и тоже изображает. Далее по принципу снежного кома.

Предлагается скомкать листочки с предложениями «я устаю, когда..», и выбросить в мусорное ведро со словами «Эта усталость мне больше не нужна! ».

Вопросы для обсуждения: Какие эмоции возникли у вас при выполнении этого задания? Как они менялись в течение выполнения упражнения. Удалось ли вам освободиться от своих негативных эмоций?

Вывод о применении метода освобождения эмоций, как мощной техники высвобождения заряда подавленной энергии.

Упражнение «Аплодисменты» (цель: повышение самооценки, сплочение педагогов)

(В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний участник получает аплодисменты всей группы.)

Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас сложилась очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Просмотр видеомотиватора «Рецепт удачного дня».
Психолог: наш тренинг закончился. Я надеюсь, он вам понравился. Мне было приятно работать с вами.

Рефлексия (цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе).

А теперь я прошу вас высказать ваше мнение по поводу тренинга.


  • Что вы обо всем, что мы делали, думаете?

  • Какие чувства испытали вначале тренинга, и какие они у вас сейчас?

  • Как изменилось ваше состояние?

Всем участникам большое спасибо за активность, высоких достижений, духовного и физического здоровья и эмоциональной устойчивости!

Спасибо за внимание!

Я желаю вам удачи и успехов!

Ольга Крашенинникова
Конспект семинара-практикума для воспитателей «Если ребенок не слушается»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 10 «Солнышко»

Конспект семинара-практикума для воспитателей

«Если ребенок не слушается »

Провела :

Педагог-психолог

Крашенинникова О. Е.

Цель : развитие компетентности педагогов в вопросах поддержания дисциплины.

Задачи :

1. Познакомить воспитателей с основными причинами непослушания детей , способами конструктивного непослушания ;

2. Развить умение реагировать на конкретные ситуации, подбирать наиболее эффективные методы регулирования поведения ребенка ;

3. Формировать умение видеть положительные качества детей.

Ход занятия

У всех нас часто возникает вопрос, «что делать, если ребенок не слушается . Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определить причины непослушания ребенка .

Давай те попробуем с Вами вспомнить одну из недавних ситуаций непослушания . Поэтапно опишите свои эмоции и действия. А теперь постарайтесь определить главное, какое у Вас преобладавшее чувство, которое вы тогда испытывали (гнев, обиду, отчаяние, раздражение или другое чувство) . Существует гипотеза, по которой можно определить причину непослушания ребенка , для этого нужно определить чувство, которое Вы испытывали при непослушании ребенка .

Если вы испытываете раздражение, то непослушание , скорее всего, вызвано борьбой за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить - непослушание .

Чтобы разрешить данную проблему нужно уделять ребенку достаточное количество внимания, находить для него интересные занятия, которые бы увлекали его. Родителям необходимо завести правило выделять некоторое время, пусть не очень продолжительное, исключительно для общения с ребенком .

У вас возникает гнев? Тогда, скорее всего, причиной непослушания является борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать . Он отвечает упрямством, действиями наперекор.

Чтобы решить эту проблему, необходимо проанализировать свое поведение и отношение к ребенку и дать ему больше свободы и прав.

Если чувство - обида , то причина непослушания - желание отомстить . Дети часто обижаются на родителей. К примеру : родители более внимательны к младшему; родители разошлись; в доме появился отчим; родители часто ссорятся и т. д. Много единичных поводов : резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает , а на поверхности - протесты, непослушание , неуспеваемость в школе.

Чтобы устранить данную проблему, необходимо выяснить, за что именно ребенок держит на вас злость, и постараться исправить ситуацию.

Если Вы попадаете во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния - в этом случае причиной непослушания является потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него формируется низкая самооценка.

Для решения данной проблемы необходимо помочь ребенку повысить у него самооценку.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Работа над педагогическими ситуациями : прочитайте ситуацию, выявите причину непослушания ребенка , постройте алгоритм действий.

СИТУАЦИЯ № 1

Воспитатель просит ребенка пяти лет убрать со стола краски и альбом, т. к. на этом же столе будет подан ужин. Ребенок продолжает заниматься своим делами. Воспитатель повторяет просьбу , ребенок говорит "сейчас" или "да" и продолжает увлеченно раскрашивать. Почему он игнорирует просьбу воспитателя , не обращает на нее внимание?

СИТУАЦИЯ № 2

Ребёнок за завтраком вылил компот на стол. Воспитатель , сдвинув брови, погрозила ему пальцем и отобрала чашку. За обедом ребенок повторяет эксперимент. Но у воспитателя хорошее настроение , она не наказывает ребенка . За ужином – та же ситуация, но воспитатель выходит из себя , выводит ребенка из-за стола и наказывает его.

СИТУАЦИЯ № 3

Воспитатель гуляет с детьми на участке. Ребенок играет в песочнице , вдруг берет горсть песку и кидает в другого ребенка . «Не делай этого. Нельзя!» - говорит воспитатель . Ребенок смеётся и кидает снова. «Не делай этого, а то задам!» - повышает голос воспитатель . Ребенок повторяет еще раз . Воспитатель выводит ребенка из песочницы и сажает на лавку.

СИТУАЦИЯ № 4

Однажды к воспитателю обратилась за советом мать двоих детей (мальчики – 3,5 и 4,5 года) : «Что мне делать? Если дети совершают один и тот же проступок, я их наказываю – запрещаю смотреть любимые мультики. Но при этом один переносит это спокойно и с пониманием вины, быстро отвлекается, находит другое занятие, а другой начинает плакать, кричать, требовать и не успокаивается иногда несколько часов подряд».

Нарисовать портрет послушного ребенка : какими качествами должен обладать послушный ребенок .

Работа с памятками : каждому участнику тренинга раздается памятка.

Памятка «Варианты конструктивного поведения взрослого в разных ситуациях непослушания »

- Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку это положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия - игры, прогулки.

- Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка . Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - лишь раздражающая вас форма мольбы : "Позвольте же мне жить своим умом".

Когда вы испытываете обиду, то нужно спросить себя : что заставило ребенка причинить ее вам ? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее исправить.

Самая трудная ситуация у отчаявшегося воспитателя и родителя и разуверившегося в своих силах ребенка . Нужно перестать требовать "полагающегося" поведения, свести к минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может , у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Помогайте, вместе ищите выход из тупика. При этом ребенка нельзя критиковать ! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов.

Памятка : «Каким надо быть взрослым, чтобы не провоцировать своего ребенка на еще большее непослушание ».

Быть терпеливыми. Это самая большая добродетель, какая может быть у воспитателей и родителей ;

Уметь объяснять ребенку , ПОЧЕМУ его поведение неправильно, но при этом избегайте занудства, быть предельно краткими;

Уметь отвлечь, предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется;

Не торопиться с наказаниями;

Уметь выражать благодарность ребенку за те хорошие поступки, которые он совершает. Награждайте его. Награды более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно и это пробудит в нем желание поступать так и дальше, чтобы еще раз услышать похвалу.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не слушается?» Воспитателю очень тяжело выполнять свою работу, если ребенок не слушается, не желает одеваться, убирать за собой игрушки, и много других.

Физкультурное занятие в рамках семинара-практикума для родителей с детьми Конспект открытого физкультурного занятия инструктора по ФК Гордеевой Ольги Юрьевны "Семинар-практикум для родителей с детьми младшей.

Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ в рамках программы «Профилактика эмоционального выгорания» Тема: «Тело, эмоции, разум: принципы взаимодействия» Оборудование: музыкальный центр + муз. диск с веселой музыкой, обручи по количеству.

Конспект семинара-практикума для педагогов «Театрально-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Калининский отдел образования

Дошкольное учебное учреждение № 300

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Руководитель:

Воспитатель-методист

Пуресина Н. А.

г. Донецк

Цель игры:

снять психологическую усталость;

активизировать мотивационный компо ­ нент в ежедневной работе и потребность в про ­ фессиональном совершенствовании;

выделить симптомы эмоционального истощения и методы его преодоления;

формировать навыки саморегуляции своего эмоционального состояния;

повышать профессиональную компе ­ тентность и самооценку педагогических работников.

Материалы: мяч, бумага А4, фломастеры; стикеры: солнце, луна, тучи, разноцветные звезды; карточки для теста уровня стойкости к стрессу, мешочек, круги двух цветов, бумага для рисования, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, карандаши, плакат для игры «Симптомы – методы», бумага А2, карточки-пожелания, ваза, легкая музыка.

Основные правила

1. Активное участие.

3. Говорить здесь и сейчас.

4. Не критиковать.

Ход занятия

Во время проведения игры, мы будем руководствоваться следующими правилами:

1. Активное участие.

2. Мнение каждого выслушивается.

3. Говорить здесь и сейчас.

4. Не критиковать.

5. В игре нет зрителей, все - участники.

Упражнение « Приветствие »

Цель: создать благоприятный психологич еск ий климат.

Участники по кругу, передавая мяч, называ ­ ют свое имя и черту характера, которая начинается на первую букву имени, жизненное кредо.

Упражнение « Цветы ожидания »

Цель: определить ожидание участников от деловой игры.

Ведущий. Перед вами поле, на котором растут цветы, но у нас только стебли, а цветы мы должны посадить, написав на них свои ожидания: « Я ожидаю от встречи... », « Я хотела бы... ».

Зачитайте написанное в порядке очереди и прикрепите цветок к стеблю.

Полюбуйтесь цветочным полем.

Упражнение « Ассоциации »

Цель: четкое осознание себя как педагога-профессионала.

Ведущий. Возьмите лист и напишите или на ­ рисуйте, с каким предметом, явлением природы, животным или растением вы смогли бы себя ассоциировать как педагог-профессионал.

Обсуждение:

Почему Вы выбрали именно этот предмет (животное, растение, явление природы)?

Легко ли Вам было подобрать ассоциацию?

Упражнение «Я в лучах солнца».

Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети - с кружком по середине и множество лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Ваша задача - вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество.

Упражнение « Портрет »

Инструкция. Участники делятся на 3 подгруппы с помощью солнца, луны и туч. Каждая подгруппа получит лист бумаги формата А4 и составит « портрет » педагога соответственно вытянутой карточке, на которой определены возрастные рамки педработника:

молодой специалист;

профессионально зрелый воспитатель;

педагог 45 и больше лет. (Участники должны определить главный страх педагога в этом возрасте и презентовать наработку групп. )

Подведение итогов . Уважаемые коллеги! Помните: если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней! Возможно, именно это высказывание является рецептом психологического благополучия не только педагога, но и любого человека в целом.

Ведь и в личной и в профессиональной жизни бывают ситуации, которые нельзя исправить, их нужно пережить, чтоб жить дальше.

Упражнение « Прогнозирования стрессового события »

Инструкция. Знание о возможных непри ятностях , конечно, помогает подготовиться к ним. Педагогическая деятельность, которой присуща непредсказуемость, считается стрессовой. Я предлагаю тест, который поможет вам оценить свою стойкость к стрессу.

Каждый участник получает карточку с вопросами и обводит цифру в одной из трех коло ­ нок: « редко », « иногда », « часто ».

Творческое задание « Нет - негативу! », « Да - позитиву! »

Педагоги пре ­ зентуют свои работы.

Упражнение «Ловец блага».

Ведущий . Что бы с вами ни происходило, во всем старайтесь находить положительные стороны. Речь идет не о самообороне, а о том, чтобы во всем научиться видеть хорошее .

Инструкция. Назовите положительные стороны дождя. (Педагоги по очереди дают варианты ответов). Он прибивает пыль - воздух становиться чище. Поливает все живое - растительный мир предстает во всем своей красе. Дождь смывает грязь с улиц, наполняет водой канавки в саду - теперь ее надолго хватит для полива. Благодаря дождю вы можете наконец заняться насущными домашними делами. Когда идет дождь, хорошо читается, спится и т.д. Дождь благотворно влияет на качество подземных вод - значит, не нужно искать мастера, чтобы углубить колодец. От дождя растут грибы, лучше клюет

рыба.
Затем педагогам предлагают следующие ситуации:
1. Что может быть хорошего в проведении открытого мероприятия для коллег?
2. Что может быть положительного в очередном аттестационном процессе?

Педагоги обмениваются своими позитивными высказываниями.

Упражнение « Симптомы - методы »

Цель: выделение характерных симпто ­ мов и приемов борьбы с эмоциональным истощением.

Ведущий: Здоровье - это состояние полного физического и ду ­ ховного благополучие, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Ежеминутно благодаря влиянию внешних и внутренних факторов человек может чувствовать себя по-разному. Эмоции непосредственно связаны со здоровьем. Эмоциональное истощение - один из защитных механизмов, вызванных психической усталостью, когда человек вынужден длительное время выполнять одну и ту же работу, постоянно оказывать поддержку и ­ помощь.

Предлагаю разделиться на четыре группы по цвету звезд. (Участники выбирают стикеры со звездами)

Задание каждой подгруппе : выбрать симп ­ томы, характерные для эмоционального истощения, а затем методы преодоления эмоционального истощения.

Представитель от группы зачитывает и прикрепляет к определенной колонке.

недовольство собой, нежелание работать;

усиление соматических болезней;

бессонница или плохой сон;

пренебрежение своими обязанностями;

потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак);

снижение аппетита или переедание;

негативная самооценка;

цинизм, пессимизм;

невозможность сосредоточиться;

невозможность закончить работу своевременно;

быстрый темп речи;

отсутствие удовольствия от работы;

отсутствие новых идей;

усталость;

снижение энтузиазма;

неуверенность и раздражительность;

формальное выполнение обязанностей;

дистанционирование от воспитанников, потеря способности сочувствовать;

стремление к уединению;

чувство вины.

    эмоциональная поддержка семьи, друзей;

    позитивное мышление, доброжелательность;

    вера;

    крепкое здоровье;

    адекватное чувство ответственности;

    любимые занятия, спорт, прогулки;

    общение с природой;

    массаж, ванна, ароматерапия;

    навыки планирования времени;

    умение говорить « нет »;

    релаксационные методы.

Ведущий ( после озвучивания симптомов ): Наибольшее эмоциональное истощение угрожает тем педагогам, которые не могут собственное « Я » отделить от « Ты », то есть чужие проблемы воспринимают как свои. В опасности могут быть и те, кто не умеет общаться, выражать свои чувства, эмоции. Не только эмоциональные стрессы предопределяют эмоциональное истощение. Скука также может стать его причиной.

Притча « Мудрость родителей »

Приходит к отцу молодая девушка и го ­ ворит:

Папа, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, так много проблем, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... Что мне делать?

Вместо ответа отец поставил на огонь три одинаковые кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Спустя некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.

Что изменилось? – спросил он свою дочь.

Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде, - ответила она.

Нет, доченьку моя, это лишь поверхностный вз ­ гляд на вещи. Посмотри: твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, а изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди: сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь твердеют и укрепляются...

А кофе? - спросила дочь.

О! Это интереснее всего! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили его - превратили кипяток в пре ­ красный ароматный напиток. Имеются особенные люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их во что-то новое и прекрасное, извлекая пользу и знание в такой ситуации.

Упражнение. «Способы преодолеть эмоциональное выгорание»

Ведущий. Я желаю, чтобы Вы также изменяли обстоятельства в своей жизни и никто из вас не почувствовал на себе эмоционального выгорания. А для тех, с кем все же может такое случится, давай составим рекомендации «Как преодолеть эмоциональное выгорание»

1. Выясните, что именно вас тревожит. Пого ­ ворить с близкими, проанализируйте свое состояние вслух.

2. Не считайте себя « бедным ягненком »! Найдите человека, которому хуже, чем вам.

3. Планируйте не только свое рабочее время, но и отдых. Устанавливайте приоритеты. Помните принцип Эйзенхауера: ненужные дела - в мусорник.

4. Не делайте из мухи слона!

5. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и раз ­ ведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

6. Не забывайте хвалить себя!

7. Улыбайтесь, даже если не хочется!

8. Делайте гимнастику. Адреналин нельзя накапливать.

9. Используйте агрессивную энергию в мир ­ ных целях! Выйдите в густой лес и громко по ­ кричите.

10. Устраивайте себе праздники! Живите красиво!

11. Умейте отказывать учтиво, но убедительно!

12. Станьте энтузиастом!

13. Проблемы не нужно только пережива ­ ть, их нужно решать! Прочь - самопожертвование и долготерпение!

14. Делайте дни « информационного отдыха » от телевидения. Прочитайте что-нибудь.

15. Занимайтесь своим здоровьем.

Участники озвучивают способы преодоления эмоционального выгорания.

Упражнение « Волшебная ваза »

Инструкция. Коллеги! Предлагаю вам достать по одной бумажке из волшебной вазы, которая подскажет, что Вас ожидает сегод ­ ня или что Вам нужно сделать в ближайшее время.

Желательно таких бумажек изготовить для себя как можно больше и доставать их по одной каждое утро. Эти пожелания прекрасно влияют на на ­ строение, подбадривают, предают уверенности.

Тебе сегодня особенно повезет!

Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

Все складывается для тебя наилучшим образом!

Сегодня твой день, счастья тебе!

Сегодня Фортуна с тобой вместе!

Помни: ты родилась, чтоб быть счастливой!

Сегодня ожидай прибыли!

Люби себя такой, какая ты есть, неповторимой!

Помни, что ты любима! Позаботься о здоровье своего тела!

Сделай себе подарок, ты его за ­ служиваешь!

Высшие силы оберегают тебя!

У тебя имеется все, чтоб наслаждаться жизнью!

Все, что нужно тебе, легко приходит к тебе!

Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

Сегодня с тобой покой и радость!

Сегодня счастливый день!

Упражнение « Прогноз погоды »

Ведущий . Подтвердились ли ваши ожидания? Изберите погоду (солнышко или тучку) и прикрепите над нашим полем. Полюбуемся погодой на поле.

Пожелание по окончании.

Задачи:

  • расширить представления педагогов об агрессии и путях ее коррекции.
  • развитие рефлексии.
  • снятие психоэмоционального напряжения.
  • развитие навыков саморегуляции.

Участники: все желающие педагоги.

Оборудование и материалы:

  • стулья по числу участников.
  • магнитофон.
  • музыкальные записи.
  • листы А3, краски, кисти, листы ненужной бумаги или старые газеты, мелки, мяч.

I блок – информационный

  • Агрессия – (от лат. «agressio» – нападение приступ) намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.
  • Агрессивность – это свойство личности, выраженная в готовности к агрессии

Виды агрессии:

  • вербальная;
  • физическая;
  • раправленная на себя;
  • раправленная на других;
  • регативизм (оппозиционная модель поведения);
  • деструктивная;
  • конструктивная;

Критерии агрессивного поведения:

  • угрожают другим людям (вербально, жестом, взглядом);
  • инициируют физические драки;
  • используют в драке предметы, которые могут ранить;
  • физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно днлают больно);
  • воровство по отношению к человеку, который не нравится;
  • намеренная порча имущества;
  • шантаж, вымогательство;
  • побег из дома;
  • не ходит в школу.

Характерологические особенности агрессивных детей.

  • Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
  • Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
  • Заранее настроены на негативное восприятие себя окружающими.
  • Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
  • Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
  • В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины.
  • Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
  • Боятся непредсказуемости в поведении родителей родителей
  • Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
  • Низкий уровень самоконтроля и саморефлексии.
  • Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
  • Не умеют прогнозировать последствия своих действий.

Факторы, способствующие становлению детской агрессивности:

  • Плохие отношения с одним или двумя родителями
  • Дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными.
  • Ощущение безразличия к своим чувствам.
  • Отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью.

3. Факторы воспитания и стиля общения взрослых:

  • Противоречивость требований к ребенку.
  • Собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие самоконтроля и саморегуляции с их стороны.
  • Использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных переживаний (гнев, раздражение, обида...)
  • Использований приказов, обвинений и угроз.
  • Постоянное использование «Ты – сообщений» (как ты смеешь, ты опять...)
  • Негативный стиль общения с ребенком:
  • Вербальное оскорбление детей.
  • Игнорирование чувств, желаний ребенка. Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение.

Задачи родителей и педагогов:

  • Контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей.
  • Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
  • говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык «Я-сообщений»;
  • «активно слушать» его внутренний мир;
  • не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка;
  • Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.
  • Обладать навыками саморегуляции.

Дети:

Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме:

  • Прямо заявлять о своих чувствах.
  • Умение направлять гнев на объект. При этом, не уклоняясь в стороны от основной жалобы.
  • Вежливость в обращении.
  • Стремление найти конструктивное решение.

Выражать гнев в косвенной форме.

II блок – практический

1. «Поздороваемся …»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, «разогрев».
Участники перемещаются по помещению под музыку. По команде ведущего каждому участнику необходимо «поздороваться» различными частями тела (головами, плечами, кистями рук, локтем и бедром, и т.д.) с наибольшими количеством присутствующих.

2. Поросячьи бега

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния, сплочение группы.
Перед началом упражнения можно ввести некоторую интригу о том, что открыт новый вид Олимпийских игр, стремительно завоевывающий симпатии болельщиков. И сейчас каждому из нас посчастливится стать его непосредственным участником.
Итак, участники сидят в кругу. Ведущий говорит о том, что мы попали на поросячьи бега, новый вид олимпийский вид спорта. Для того чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать «хрюк» по кругу. Сначала дайте возможность всем участникам потренироваться в хрюкании. Затем сообщается, что игра на время. «Хрюк» передается от одного участника к другому с поворотом головы. Нужно постараться добиться рекорда. (Группа в 30 человек способна справиться за 2 секунды. Выглядит это как единый длительный «хрюк» - волна.)
Рефлексия. Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце.

3. Бумажные мячики

Цель: достижение эмоциональной разрядки.

На полу проводится «граница». Группа делится на две команды, из газет, старых бумаг.
Сминаются «мячики». По команде ведущего команды перебрасывают на противоположную сторону «мячики». Задача: перебросить их как можно больше, чтобы почти все «мячики» оказались на территории «противника».
Рефлексия. Получение обратной связи.

4. Мир глазами агрессивного ребенка

Цель: саморефлексия, развитие эмпатии.
Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные действия и намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков.
Упражнение проводится в кругу. Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встает, кладет нога на ногу и.д.) Окружающие комментируют это действие с позиции агрессивного ребенка. Например, ты встал, потому что хочешь толкнуть мой стул, ты улыбаешься, так как кто-то сказал про меня гадость.
Рефлексия. После проведения упражнения участники рассказывают о том, что они чувствовали, какая роль им ближе: роль им ближе: роль агрессивного человека или «невинной» жертвы. Бывали ли они в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые, возможно, были не намерены их выполнять.

5. Обзывалки

Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты – моя морковка»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например «А ты моя радость!»
Рефлексия. Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослых негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

6. Упражнение на развитие навыков саморегуляции

Цель: развитие навыков визуализации и саморегуляции.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза. Ведущий спокойным голосом зачитывает текст инструкции: «Вспомните день, в который вы охотно идете на работу… Когда вы идете не очень охотно на работу…Назовите ситуацию, когда вы бываете собранными… Назовите ситуацию, когда вы взволнованы и невнимательны…
Сядьте, выпрямившись, на стул и держите спину совсем прямо. Положите руки на стол или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните глубоко и выдохните без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох… когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш вдох долетает до двери нашей комнаты. А когда вы вдыхаете – не напрягайтесь, пусть воздух просто снова войдет в ваше тело… Если хотите, можете своему дыханию придать какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представьте себе, что вы выдыхаете свое беспокойство, свой страх, свое напряжение, обиду. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный цвет, например, голубой. И представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность и легкость».
Рефлексия. Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце.

7. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения

Цель: развитие навыков саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.

Под медитативную музыку все участники рисуют любые изображения, цветовые пятна в течение 10 -15 минут. После этого рисунки отдаются психологу «в сейф».

8. Подведение итогов. Обсуждение своих эмоциональных переживаний и ощущений. Совместная выработка и обсуждение рекомендаций по работе с агрессивными детьми, приемов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения для детей и взрослых.

Литература :

  1. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. / под ред. Е.А. Левановой СПб, Питер. 2007.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, Речь 2007.
  3. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. СПб. Речь 2007.
  4. Новикова Л.М. Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы. М. Эксмо, 2008.