История художественной фотографии. Изобретение фотографии и первые фото

Как и живопись, история фотографии и кинематографа начиналась с простого желания человека запечатлеть моменты своей жизни, сохранить их на долгое время и передать следующим поколениям. Получив возможность точно воспроизводить изображения на бумаге или кинопленке, эти два направления получили свое развитие в искусстве. Фотографы, к примеру, не стали ограничивать себя задачей создать картинку, которая просто передает информацию о внешнем виде модели. Фотография стала получать определенный посыл, идею, передавать характер модели, настроение момента. Так и в кинематографе: начиная с анимации продолжительностью в несколько секунд, направление достаточно быстро развивалось, и сегодня кинематограф обладает огромными возможностями, вплоть до построения сюжетов о внеземных цивилизациях и волшебных мирах. Изобретение фотографии и кинематографа ознаменовало череду открытий и потрясающих работ в мире искусства, однако, кроме этого, фото и видео плотно вошли в жизнь современного человека. Сегодня процессы получения и обработки фотографий, съемки и обработки видео для повседневного пользования стали настолько простыми, что не требуют специального обучения и не занимают продолжительного времени. С чего начиналась история изобретения фотографии? Как развивался кинематограф?

Появление первых фотографических изображений

Как получить четкие и закрепленные на бумаге снимки окружающего мира? Этот вопрос задавали себе великие умы прошлых веков. Успехом было появление так называемой которая позволяла получить достаточно точное отображение предметов внешнего мира, с чего и началось изобретение фотографии. Дата, век первой попытки запечатлеть человека, сделать мгновенное отображение его на снимке, доселе точно неизвестны, однако первым, кто обратил внимание на необычные световые отображения предметов, стал Леонардо Да Винчи. Несколько позже Джованни Порта сконструировал модели камер-обскур, которые использовались для переноса контуров модели на холст вручную. Являясь прообразом современного увы, не давала таких возможностей, которые позже подарил человечеству фотоаппарат. Момент, когда мечта о получении изображения с помощью техники приблизился, когда был сделан ряд открытий, связанных со светочувствительностью и особыми свойствами химических элементов, которые позволяли переносить и закреплять изображение.

Первый снимок в истории

Год изобретения фотографии - 1839, когда французский изобретатель Луи Жак Манде Дагер опубликовал результат трудов о закреплении изображения, полученного с помощью камеры-обскуры, на бумаге. Параллельно, наряду с ним, над открытием и получением первых изображений трудились Генри Фокс Тальбот и Жозеф Нисефор Ньепс. Именно Ньепс в 1826 году получает первое закрепленное отражение и прообраз снимка. Скооперировавшись вместе и заключив договор, Дагер и Ньепс начинают работу по получению фотографических снимков. Результатом явилась дагеротипия - получение достаточно четких изображений на металлических пластинах со слоем йодистого серебра при помощи испарений ртути. С тех пор прошло некоторое время, пока дагеротипия развилась в направление стереофотографии. Изобретатели столкнулись с рядом проблем: это и финансовые потери, и непонимание окружающих, чем же будет действительно полезно изобретение фотографии. Как в дальнейшем шло развитие фотографии?

Процесс развития

Поворотным моментом в истории фотографии стоит считать изобретение негативов. Это открыло новые возможности: теперь с помощью фотографического негатива можно было увеличивать снимки и копировать их, и именно тогда и произошло в буквальном смысле фотографии. Дата этого замечательного события - 1841 год - это получение английским изобретателем Уильямом Генри Фоксом Тальботом патента на метод калотипии - получение бумажного негатива с последующим проявлением позитивного снимка на хлоросеребряной бумаге. Ряд последовательных открытий: мокрый коллодионный процесс совершенствования проявляющей эмульсии, работа над фотоматериалами и изобретение фотопленки в 1887 году - это стремительный процесс развития и упрощения процесса создания фотоснимка. Конец 19 века подарил человечеству возможность относительно быстрого и простого получения фотографичесих снимков, и, бесспорно, само изобретение фотографии стало поворотным моментом в истории искусства.

Добавить яркость!

Первый фотографический снимок, сделанный в цвете, был получен при помощи трех аппаратов. Начал эксперименты с получением цветных снимков Джеймс Кларк Максвелл, и результаты его работы по съемке с использованием цветных светофильтров красного, синего и зеленого цветов поразили общество. Работы основывались на открытии, гласившем, что сочетание трех этих цветов могут дать любой необходимый оттенок. Однако до изобретения цветной фотографии было далеко: процесс оставался слишком трудоемким. В начале 20 века фотографы повсеместно использовали прием раскрашивания черно-белых изображений, но по-настоящему изобретение цветной фотографии стало реальностью с изобретением цветной фотопленки в 1935 году. Уже через год в продажу поступила цветная фотопленка 35 мм, и именно тогда наступил бум цветной фотографии, куда более доступной для обычного потребителя.

От "пленки" к "цифре"

Кажется, о чем стоит еще мечтать? Изобретение фотографии - одно из величайших открытий в истории. Но человеку хотелось еще более упростить момент получения и печати фотографий. Отчасти первый успех и прообраз получения мгновенных фото - это изобретение фотоаппарата "Полароид", который моментально печатал фотографию на бумаге. Но процесс работы с подобными фотоаппаратами усложнялся необходимостью приобретения специальных кассет для снимков, а также ограниченным количеством снимков. Но скоро и здесь ученые объявили об успехе, и произошло новое, "цифровое" изобретение фотографии. Дата - 1975 год - именно тогда была разработана первая камера, которая была способна сфотографировать и записать изображение на магнитную кассету. Разрешение первой фотографии составляло всего 100 на 100 пикселов, а магнитная кассета имела вес более трех килограмм! Первой компактной камерой стала разработка компании Sony под названием "Mavika", а затем за первооткрывателем потянулись и другие разработчики. Компании соревновались в получении более высокой разрешающей способности, получении возможности записывать фотографии в виде отдельного файла с возможностью их дальнейшего сохранения. Настоящий бум и повсеместное использование цветных цифровых фотокамер начались в конце 20 века и начале 21 века.

Искусство фотографии

Изобретение фотографии подарило творческим людям новую возможность для самовыражения. Подобно живописцам, фотографы экспериментируют с композицией и перспективой, цветами и освещением, пытаясь "поймать" лучший кадр, а иногда превращают свою фотографию в настоящую картину. Энни Лейбовиц, Хелен Левитт, Эрих Саломон - перечислять имена знаменитых фотографов можно очень долго, и каждый из них прославился в определенном, наиболее близком жанре фотографии. На сегодняшний момент каждый человек в мире может хоть однажды попробовать себя в роли фотографа. Искусство требует большой самоотдачи и определенной идеи, которую автор хочет передать своим зрителям. Сложно ли начать снимать самостоятельно?

  • Для создания интересного снимка нужно акцентировать внимание на композиции, выстраиваемой в кадре. Для этого можно изучить правила композиции, которые применяются в живописи, либо экспериментировать, вырабатывая собственные отличительные черты съемки.
  • Не стоит гнаться за технологиями и стремиться к покупке самого дорогого и современного фотоаппарата. Оптимальным для новичка будет выбор удобного аппарата, который позволяет получить базовые знания о фотосъемке, также можно экспериментировать с материалами, например, снимая объекты при помощи пленочного фотоаппарата.
  • База, которой свободно должен оперировать любой фотограф - это знания о глубине резкости, освещенности, композиции, работе с диафрагмой. Позднее можно начинать творить при помощи игры света и тени, добавлять в работу различные светофильтры, а также научиться мастерски обрабатывать снимки в соответствующих программах.

Первый фильм

Изобретение фотографии кратко охарактеризовано выше в статье, а что же сказать об истории становления кинематографа? Изобретатели 19 века экспериментировали с системами, которые позволили бы создать анимированную запись, и первыми, кто добился успеха в этом деле, стали Продемонстрировав первые короткие видеозаписи формата 35 мм под названием "Прибытие поезда", "Выход с завода", пионеры кинематографа получили признание публики и дальнейшую возможность развивать это направление искусства.

Развитие кинематографа

Поворотным моментом в истории кинематографа стал выпуск фильма "Певец джаза" в 1927 году, когда фильм был снят и озвучен. Дальнейшее развитие - это снятый в цвете фильм "Унесенные ветром" в 1939 году, а полный переход на цветную видеосъемку произошел уже в 60-х годах 20 века. Сравнительно молодое направление в искусстве уже подарило потрясающие фильмы в различных жанрах. То, что еще в прошлом веке казалось совершенно невыполнимым и нереальным, сегодня воплощается с помощью трюков и компьютерной графики. В создании фильмов задействована огромная команда профессионалов, которые создают окончательный продукт. Лучшими фильмами всех времен по праву признаются "Носферату" (1922 год, реж. Ф. Мурнау), "Семь самураев" (1954 г., реж. А. Куросава), "Криминальное чтиво" (1994 г., реж. К. Тарантино), "Апокалипсис сегодня" (2003 г., реж. Ф. Ф. Коппола) и многие другие кинокартины.

Перспективы развития

Стоит отметить, что сейчас кинематограф находится в поиске новых решений для презентации идей и сюжетов, разрабатывает художественные решения и методы компьютерной обработки. Важной проблемой современного кинематографа является проблема авторского права и пиратства, свободного распространения готового продукта в сети Интернет. Чем удивит кинематограф в будущем и какие рычаги будут придуманы для управления продуктом искусства? Только время сможет ответить на эти вопросы.

И даже сейчас — ни то для каких-то магических ритуалов, ни то для удовлетворения своих эстетических запросов — вешаем мы на стену картины или фотографии!

Еще древние китайцы изобрели известную нам камеру-обскуру, что в переводе с латыни означает «темная комната» (camera obscura). Философы китайской школы философии Мо-Цзы еще в V веке до н.э. упоминали об эффекте : если затенить комнату, а в шторе проделать маленькое отверстие, то на противоположной стене появится перевернутое изображение вида из этого окна.


Фото:

Много позже, уже в X веке н.э., в Басре жил ученый Ибн ал-Хайсам, который наблюдал Солнце посредством обскуры. Он ставил палатку из плотного полотна, делал маленькое отверстие в стенке — и на противоположной стенке появлялось изображение Солнца.

В Средние века обскуру использовали для наблюдения солнечных затмений ученые Европы, среди которых был сам . Обскуры начали использовать художники для создания пейзажей.
Фото: ru.wikipedia.org

То есть, как получать изображение, люди знают уже больше 2500 лет. А вот его сохранять (не обводя все вручную) научились только около 200 лет назад.

Нетороплива — шли века, надежда человечества остановить мгновенье была еще недостижима. В 1694 году Вильгельм Хомберг описал первые фотохимичекие реакции, среди коих была и реакция на свет нитрата серебра.

Наконец в 1725 году немецкий ученый Иоганн Гейнрих Шульце заметил и описал факт, что при попадании лучей света на белую смесь, в которую входил и нитрат серебра, вещество быстро темнеет.

В 1733 году Честер Мур придумал первый линзовый объектив.

В 1777 году шведский ученый Карл Шееле установил, что обработка экспонированного нитрата серебра парами аммиака стабилизирует его состояние. Увы, последний шаг в фотографии (на пластинку нанести состав из нитрата серебра и засветить его в камере-обскуре, а потом обработать парами аммиака — и изображение будет стабилизировано) он не сделал.
Фото: ru.wikipedia.org

Француз Жозеф Нисефор Ньепс был глубоко штатским человеком и очень любил проводить исследования и изобретать. Он родился во Франции в революционную эпоху, и судьба здорово закрутила его жизнь — он в 1792 году поступил солдатом в революционную французскую армию. Воевал в Италии и Сардинии, дослужился до офицера и, по состоянию здоровья, ушел в отставку. С 1795 года он осел в Ницце, поступил на государственную службу, женился. И стал изобретать.

Изобрел двигатель внутреннего сгорания и продемонстрировал его — моторчик двигал по Сене лодку. Никто не заинтересовался, парусники были надежнее.
Начал изобретать . Сначала он производил опыты с хлористым серебром, но не нашел способа превратить негатив в позитив и отказался от использования соединений серебра в своих опытах. Зато нашел оригинальный процесс фиксации изображения — свет падал на медную пластинку, покрытую битумом, давая сразу позитивное изображение. Экспозиция длилась много часов.

В 1822 году сделал первый в мире фотоснимок — «Накрытый стол», который, увы, не дожил до наших дней. Самый первый снимок, существующий поныне, он сделал в 1826 году — «Вид из окна в Ле Гра». Экспозиция фотографии длилась 8 часов.

Фото: Joseph Nicéphore Niépce, ru.wikipedia.org

Далее исследования фотографии Ньепс вел вместе с Жаком Луи Дагерром. А после смерти Ньепса исследования стал вести его сын. Дагерр открыл, что есть возможность проявить скрытое изображение на посеребренной пластинке с помощью паров ртути.

7 января 1839 года на заседании Парижской Академии Наук было сообщено об открытии Ньепсом и Дагерром фотографического процесса, названного впоследствии дагерротипией. Начался век фотографии. Фотография тогда была еще даже не искусством, а скорее чудом: можно было получить хороший результат, но проще было все испортить, не получив ничего.
Фото: Jean-Baptiste Sabatier-Blot, ru.wikipedia.org

Для получения изображения нужна была экспозиция в десятки минут. Именно поэтому первые известные нам фотографии — пустынные пейзажи. Фотограф экспонировал светочувствительную пластину от полчаса до часа. Люди, проходившие в это время по улице в месте, где делался дагерротип, просто не успевали зафиксироваться на нем.

В те же годы над фотографией в Англии упорно работал Уильям Генри Тальбот. Он придумал, а затем усовершенствовал калотипию — процесс из двух этапов, когда в ходе первого получается негативное изображение, а уже с негатива можно получить позитивные копии — много фотографий, а не одну, как получалось при дагерротипии.

В 1840 году в Нью-Йорке Александр Уолкотт и Джон Джонсон открыли первое в мире портретное фотоателье. Снимали здесь оригинальным фотоаппаратом Уолкотта для дагерротипии с только что изобретенным объективом Йозефа Максимилина Пацваля. Для обеспечения неподвижности фотографируемого в течение всей экспозиции, длившейся много минут, человека сажали в кресло, голову удерживали неподвижно специальными держателями. Моргать было можно, но при этом нужно было смотреть в одну точку все время съемки. Однако люди все равно были в восторге.

Спрос рождает предложение. И в Европе, и в Америке появились многочисленные фотоателье, использовавшие как дагерротипию, так и калотипию.
Фото: ru.wikipedia.org

Фотография все дешевела. Серебряные пластинки стали сначала посеребренными, потом стеклянными, покрытыми светочувствительным слоем. Пыточное многоминутное ожидание сменилось яркой вспышкой магния. Раз — и готово!

В конце XIX века в фотографии прочно утвердился двухэтапный мокрый коллодионный процесс, вытеснивший и дагерротипию и калотипию, а наряду со стеклянными фотопластинками начали использовать целлулоидную ленту.

В 1888 году Джордж Истмен создал бокс-камеру Кодак, использовавшую рулонную целлулоидную пленку. Так началась любительская фотография.

Бизнес-процесс первой любительской фотографии был просто гениален! Джордж Истмэн на палубе парохода. Снимок сделан фотоаппаратом «Кодак» № 1
Фото: Frederick Church, ru.wikipedia.org

Камера стоила всего 1 доллар! Человек выкладывал доллар, получал заряженную камеру. Снимал. Отсылал камеру с экспонированной пленкой в компанию Истмена — и всего за 10 долларов получал обратно перезаряженный фотоаппарат, проявленную пленку и позитивные фото с пленки, сделанные контактным способом.

Сам фотоаппарат — $ 1, а один раз проявить и отпечатать — уже $ 10!

Использовалась фотопленка шириной 60 мм, так что рассмотреть снимки было очень удобно, стандарт фотопленки с кадром 24*36 мм сложился уже в 20−30 годы.

Одноступенчатый фотопроцесс был запатентован еще 1923 году. Он позволял сразу после экспозиции получить позитивный бумажный фотоснимок. Увы, разработка коммерческого использования сильно затянулась. Лишь в 1948 году начался массовый выпуск фотоаппаратов «Полароид»: навел, нажал на спуск, из фотоаппарата выползла лента снимка, все само проявилось за пару минут — и фотография готова. Ничего никуда не надо отсылать и самому ничего не надо делать — все делается автоматически.
Фото: ru.wikipedia.org

В конце XX века фотография была на пике. Миллионы туристов в отпусках или в путешествиях делали сотни миллионов снимков — и одноступенчатого процесса, и на многочисленные пленочные камеры. Миллионы фотоателье по всему миру едва успевали проявлять пленки и печатать с них фотографии. Десятки и сотни миллионов фотоальбомов по всему миру сохраняли самые разнообразные истории — и «как мы провели эти выходные», и как экспедиция покорила Эверест.

Бизнес процветал. И никто не ждал скорого его краха из-за появления цифровой фотографии, но…

Фото: Morio, ru.wikipedia.org

В 1984 году на Олимпиаде в Лос-Анджелесе корреспондент газеты «Yomiuri Shimbun» сразу после соревнования по модему переслал в редакцию снимки, сделанные им при помощи видеофотоаппарата «Canon RC-701».

В 1991 году выпущен первый профессиональный фотоаппарат «Kodak DCS100». Фото он сбрасывал на внешний диск весом 5 кг, поставляемый отдельным блоком. Начало было положено.

В 1995 году появилась первая цифровая мыльница «Casio QV-10». Спрос на новые изделия оказался ошеломляющим. Все фирмы кинулись удовлетворять его.

С тех пор прошло чуть больше 20 лет. Цифра выиграла. Что будет дальше?

С давних пор люди хотели запечатлеть прекрасные мгновения своей жизни, явлений природы, выразить чувство прекрасного через материальную форму. Так поэты пишут стихи, композиторы сочиняют музыку, а художники воплощают прекрасное на холсте. С изобретением фотоаппарата и развитием фотографии это стало более реально. История развития фотографии насчитывает множество попыток, ещё до создания первой фотографии, воспроизвести процесс фотографирования, когда математики исследуя оптику преломления света выясняли, что изображение переворачивается, если пропустить его в темную комнату через маленькое отверстие.

В 1604 г. немецкий астроном Иоганн Кеплер открыл математические законы отражения света в зеркалах. Эти законы позже положили начало теории линз, следуя которой итальянский физик Галилео Галилей изобрел первый телескоп для наблюдения за небесными телами. Принцип преломления лучей был установлен, но сохранять полученные изображения на отпечатках ещё могли.

В 1820-е гг.. Жозеф Нисефор Ньепс изобрел способ сохранения полученного изображения в камере-обскуре. В ней падающий свет обрабатывался асфальтовым лаком (аналог битума) на поверхности из стекла. При помощи асфальтового лака изображение приобретало форму и становилось видимым. Таким образом впервые в истории развития фотографии и всего человечества картину создавал не художник, а падающие лучи света в преломлении.

В 1835 г. английский физик Уильям Тальбот изобрел отпечаток фотографии - негатив и при помощи камеры-обскура Ньепса смог с его помощью улучшить качества фотоизображений. После появления этого новшества снимки стало возможным копировать. Тальбот сделал свою первую фотографию, на котором было изображено его собственное окно с четко просматриваемой оконной решеткой. Позже он написал доклад, в котором называл художественное фото миром прекрасного, так Тальбот заложил в историю фотографии один из будущих принципов печати фотографий.

В 1861 г. фотограф из Англии Т. Сэттон изобрел первый в истории фотоаппарат с единым зеркальным объективом. Принцип работы этого фотоаппарата заключался в следующем, на штатив закреплялся крупный ящик с непрониаемой для света крышкой сверху, но через которую была возможность вести наблюдение. Объектив ловил фокус на стекле, где с помощью зеркал формировалось изображение.

В 1889 г. в истории развития фотографии появляется имя Джорджа Истмана Кодак, который запатентовал первую в мире фотопленку в виде рулона, а позже и фотокамеру "Кодак", подходящую специально для этой фотопленки. В будущем, название "Kodak" стало брэндом крупной компании. Самое интересное, что название не имеет сильной смысловой нагрузки, все напросто Истман решил придумать слово, которое начинается и заканчивается на одну и ту же букву.

В 1904 г. братья Люмьер выпустили пластины для цветного фото под торговой маркой "Lumiere". Эти пластины позже стали основоположниками будущего цветной фотографии.

В 1923 г. был изобретен первый фотоаппарат в котором используется 35 мм пленка, взятая из кинематографа. Это дало возможность получать небольшие негативы и печатать крупные изображения лишь интересующих снимков. Спустя 2 года фотоаппараты фирмы "Leica" вышли в массовое производство.

В 1935 г. фотоаппараты Leica 2 стали комплектоваться отдельным видеоискателем, мощной фокусировочной системой, совмещающие две картинки в одну. Впоследствии в новых фотоаппаратах Leica 3 появляется возможность использования регулировки длительности выдержки. Очень долгие годы фотоаппараты Leica были сильными и неотъемлимыми инструментами в искусствае фотографии в мире.

В 1935 г. компания "Kodak" выпустила цветные фотопленки "Кодакхром" в массовое производство. Но еще длительное время при печати их необходимо было отдавать на доработку после проявки где уже накладывались цветные компоненты во время проявки.

В 1942 г. компания "Kodak" начала выпуск цветных фотопленок "Kodakcolor", которые стали одними из популярных фотопленок для профессиональных и любительских камер последующие полвека.

В 1963 г. переворот в печать фотографий внесли фотокамеры "Polaroid", которые давали возможность печатать фотографию мгновенно после полученного снимка одним нажатием. Всего лишь нужно было подождать несколько минут, чтобы на пустом отпечатке появились контуры изображений, а затем проступала целиком цветная фотография хорошего качества. Еще последующие 30 лет универсальные фотоаппараты Polaroid станут занимать ведущие места в истории фото, чтобы уступить эпохе цифровой фотографии.

В 1970-х гг. фотоаппараты стали комплектовать встроенным экспонометром, автофокусировкой, автоматическими режимами съемки, в любительских 35 мм камерах присутствовала встроенная фотовспышка. Позднее к 80-м годам фотоаппараты начали снабжаться ж/к панелями, которые показывали пользователю программные установки и режими фотокамеры. Эра цифровой техники только начиналась.

В 1974 г. с помощью электронного астрономического телескопа была получена первая цифровая фотография звездного неба.

В 1980 г. компания "Sony" выпустила на рынок цифровую видеокамеру Mavica. Снятое видео сохранялось на гибком перезаписывающемся флоппи-диске, который можно было много раз стирать для новой записи.

В 1988 г. компания "Fujifilm" официально выпустила в продажу первый цифровой фотоаппарат Fuji DS1P, где фотографии сохранялись на электронном носителе в цифровом виде. Фотокамера обладала 16Mb внутренней памяти.

В 1991 г. компания "Kodak" выпускает цифровую зеркальную фотокамеру Kodak DCS10, имеющую 1,3 mp разрешения и набор готовых функций для профессиональной съемки цифрой.

В 1994 г. компания "Canon" снабжает некоторые модели своих фотокамер системой оптической стабилизации изображений.

В 1995 г. компания "Kodak", следом за Canon прекращает выпуск популярных последние полвека пленочных своих фирменных фотокамер.

2000-х гг. Стремительно развивающиеся на базе цифровых технологий корпорации Sony, Samsung поглощают большую часть рынка цифровых фотоаппаратов. Новые любительские цифровые фотоаппараты быстро преодолели технологическую границу в 3Мп и по размеру матрицы легко соперничают с профессиональной фототехникой имея размер от 7 до 12 Мп. Несмотря на быстрое развитие технологий в цифровой технике, таких как: распознавание лица в кадре, исправление оттенков кожи, устранение эффекта "красных" глаз, 28-кратное "зумирование", автоматические сцены съемки и даже срабатывание камеры на момент улыбки в кадре, средняя цена на рынке цифровых фотокамер продолжает падать, тем более что в любительском сегменте фотоаппаратам начали противостоять мобильные телефоны, снабженные встроенными камерами с цифровым зумом. Спрос на пленочные фотоаппараты стремительно упал и теперь наблюдается другая тенденция повышения цены аналоговой фотографии, которая переходит в разряд раритета.

Искусство фотографии, в отличие от живописи, скульптуры, архитектуры, появилось относительно недавно и многим интересно — с чего всё начиналось. После создания первой фотографии прошло почти 200 лет. С тех пор многое изменилось, а фотоаппаратура стала невероятно качественной и разнообразной, но те — самые-самые первые снимки до сих пор вызывают большой интерес и возбуждают воображение.

Самая первая фотография в мире , которая была сделана в 1826 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Joseph Niepce). Его изобретение стало тем самым первым шагом к возможности делать фотографии, а впоследствии и к телевидению, кино и так далее. Снимок носит название: «Вид из окна на Le Gras». Для создания этого изображения Жозеф Ньепс намазал тонким слоем асфальта металлическую пластину и выставил на восемь часов на солнце в камере-обскуре. После восьмичасовой выдержки, на пластине появилось изображение видимого пейзажа из окна. Так появилась самая первая фотография в мире.

Первая фотография человека. Снимок сделал Louis Daguerre в 1838 году. Фотография называется: Boulevard du Temple. Вид из окна на оживленную улицу. Из-за того, что выдержка составляла 10 минут, все люди на улицах смазались и исчезли, кроме одного человека, который стоял неподвижно и стал виден в левой нижней части фотографии.

В 1858 году, спустя 32 года после первой фотографии, Henry Peach Robinson сделал первый фотомонтаж. Fading Away — это скомбинированная из пяти негативов фотография. На снимке изображена девочка, умершая от туберкулёза, и собравшиеся вокруг родные.

Первая цветная фотография появилась в 1861 году. Создал её шотландский математик и физик James Clerk Maxwell.

Первый автопортрет (что принято сейчас называть модным словом — селфи) был создан в 1875 году. На фотографии автор фотопортрета Mathew B. Brady. Именно ему первому пришла в голову мысль сфотографировать самого себя.

Первая фотография с воздуха. Была сделана в 1903 году. Изобретателем такого способа стал Julius Neubronner. Для этой цели он прикрепил к голубям камеры с таймером.

В 1926 году была сделана первая цветная подводная фотография. Снимок сделал Dr. William Longley Charles Martin в Мексиканском заливе.

Первый снимок из космоса был сделан 24 октября 1946 года. Фотография была сделана на 35-миллиметровую камеру, которая была размещена на ракете, и сработавшая на высоте 65 миль над Землёй.

“Вид из окна на Ле-Грас” - фотография была уже самой настоящей.

Исходное изображение на пластине выглядит весьма специфически:

отцифровка

Ньепс сфотографировал вид из окна собственного дома, причем выдержка длилась целых восемь часов! Крыши ближайших строений и кусочек двора - вот что можно на этой фотографии увидеть.

Это был снимок накрытого к пикнику стола - 1829 год.

Метод Ньепса не годился для фотопортретов.

Зато французский художник Луи-Жак-Манде Дагер в этом преуспел - его способ хорошо передавал полутона, а более короткая экспозиция позволяла делать снимки живых людей. Луи Дагер сотрудничал с Ньепсом, но ему понадобилось работать еще несколько лет после смерти Ньепса, чтобы довести изобретение до ума.

Первый Дагерротип был сделан в 1837 году и представлял собой

снимок художественной мастерской Дагера

Дагер. Бульвар дю Тампль 1838г

(Первая в мире фотография с человеком).

Церковь в Холируде, Эдинбург, 1834

1839 - появились первые фотопортреты людей, женщин и мужчин.

Слева - американка Дороти Кэтрин Драпер, чей снимок, сделанный ученым братом, стал первым фотопортретом в пределах США и первым фотопортретом женщины с открытыми глазами

Экспозиция длилась 65 секунд, лицо Дороти пришлось покрыть толстым слоем белой пудры.

А справа - голландский химик Роберт Корнелиус, изловчившийся сфотографировать самого себя.

Его фотопортрет, сделанный в октябре 1839 года и есть самый первый фотопортрет

в истории вообще. Оба этих экспериментальных фотопортрета, на мой взгляд, выглядят выразительно и непринужденно, в противовес более поздним дагерротипам, на которых люди зачастую выглядели истуканами из-за чрезмерного напряжения.


Из сохранившихся дагерротипов

Первый эротический снимок, сделанный Луи Жаком Манде Дагером в 1839 году.

На дагерротипе 1839 года - Порт Рипетта в Италии. Довольно детализированное изображение, правда, местами тень съела все в сплошной черный цвет.

А на этом снимке Парижа можно увидеть знаменитый Лувр со стороны реки Сены. Все тот же 1839 год. Забавно - многие из выставленных в Лувре и ныне считающихся старинными произведений искусства еще не были созданы на момент съёмки.


Уже в первом году своего существования, дагерротипия сохранила немало отпечатков прошлого. Распространение новой технологии шло очень интенсивно, удивительно интенсивно для столь необычной по тем временам новинки. Еще в 1839 году люди уже фотографировали даже такие вещи, как музейные коллекции, такие как, например, эта коллекция раковин.


Настал следующий, 1840 год. Человек все чаще становился темой для фотографий. Это первая фотография человека в полный рост (полноценная, а не мелкий расплывчатый силуэт). На ней мы можем воочию увидеть атрибут жизни элиты прошлого, уже по тем временам бывший старинной традицией - готовую к поездке персональную карету и нарядного слугу, приглашающего пассажиров занять свои места. Правда, приглашает он не нас - мы немножечко опоздали. Лет на 170.


А вот на этом фото того же года - семья великого Моцарта. Хоть это и не доказано, но с вероятностью 90% пожилая женщина в первом ряду - Констанция Моцарт, супруга музыканта. Как эта, так и предыдущая фотографии, позволяют нам хоть немножко соприкоснуться с теми временами, что уже в 1840 году считались глубоким прошлым.


Сразу же возникает мысль о том, что дагерротипы могут донести до нас какие-то следы еще более старой эпохи - 18 века. Кто был самым возрастным из отснятых на старейшие фотографии людей? Можем ли мы увидеть лица персон, проживших большую часть своей жизни в 18 веке? Отдельные люди ведь живут до 100 лет и даже больше.

Дэниел Вэлдо, рожденный 10 Сентября 1762, состоял в родстве с президентом США Джоном Адамсом. Этот человек воевал еще во времена американской Революции, а на фотографии мы можем его видеть в возрасте 101 года.

Хьюч Брэди, прославленный американский генерал, родившийся 29 Июля 1768 - имел честь сражаться в войне 1812 года.

И наконец, один из первых белых людей, родившихся на американском континенте - Конрад Хейер, позировавший для фотографа в далеком 1852 году в возрасте 103 лет! Он служил в армии под командованием самого Джорджа Вашингтона и участвовал в Революции. В те же глаза, в которые мы смотрим сейчас, заглядывали люди из эпохи 17 столетия - из 16xx годов!

1852 - снят самый старый по году рождения из когда-либо позировавших фотографу людей. Позировал фотографу в возрасте 103 лет!

В отличие от Ньепса, Луи Дагер оставил-таки в наследство человечеству и собственный фотопортрет. Вот такой вот он был вальяжный и благообразный господин.

Более того, благодаря его дагерротипии, до нас дошел фотопортрет его конкурента из Англии - Уильяма Генри Фокса Тальбота. 1844 год.

Тальбот изобрел принципиально другую технологию фотографии, гораздо более близкую к пленочным аппаратам 20-го века. Назвал он её калотипией - название неэстетичное для русскоязычного человека, но на греческом оно означает “прекрасный отпечаток” (kalos-typos). Можно использовать название “талботипия”. Общее между калотипами и пленочными фотоаппаратами кроется в наличии промежуточной ступени - негатива, за счет которого можно произвести неограниченное число фотографий. Собственно, термины “позитив”, “негатив” и ”фотография” были придуманы Джоном Гершелем под впечатлением от калотипов. Первый удачный опыт Тальбота датирован 1835 годом - снимок окна в аббатстве в Лакоке. Негатив, позитив и две современные фотографии для сравнения.

В 1835 году был сделан лишь негатив, с производством позитивов Тальбот окончательно разобрался лишь к 1839 году, представив калотипию публике почти одновременно с дагерротипией. Дагерротипы были лучше по качеству, гораздо четче калотипов, но за счет возможности копирования калотипия все-таки заняла свою нишу. К тому же, нельзя однозначно утверждать, что изображения Тальбота некрасивы. Например, вода на них получается гораздо более живой, чем на дагерротипах. Вот, к примеру, озеро Катрин в Шотландии - снимок 1844 года.


19 век прозрел. В 1840-х годах фотография становится доступной всем более-менее состоятельным семьям. А мы, спустя почти два столетия, можем посмотреть как выглядели и во что одевались обычные люди того времени.


Семейная фотография 1846 года - чета Адамс с дочерью. Частенько можно встретить упоминание этой фотографии как посмертной, исходя из позы ребенка. На самом же деле, девочка просто спит, прожила она до 1880-х годов.

Дагерротипы и в самом деле весьма детализированы, по ним удобно изучать моду давно ушедших десятилетий. Анна Минерва Роджерс Макомб была снята 1850 году.

Первыми аппаратами для осуществления полетов людям послужили воздушные шары. На снимке - приземление одного из таких шаров в 1850 году на персидской площади (ныне, территория Ирана).

Фотография становилась все популярнее, новоявленные фотографы снимали не только чопорные портреты с накрахмаленными лицами, но и очень живые сцены окружающего мира. 1852 год, водопад Энтони.


А вот это фото 1853 года - на мой взгляд, и вовсе шедевр. Чарльз Негре снял его на крышах собора Парижской Богоматери, ему позировал художник Генри Ле Сек. Оба принадлежали к первому поколению фотографов.

Совесть русской литературы, Лев Николаевич Толстой - вот так он выглядел в 1856 году. Мы вернемся к нему позже, причем целых два раза, поскольку, несмотря на аскетизм этого человека и его близость к простым людям, передовые технологии на удивление настойчиво тянулись к нему, стремясь запечатлеть его образ.

Появлялись все новые способы фотографирования. Вот ферротип 1856 года - слегка размытое, но по-своему приятное изображение, его мягкие полутона смотрятся естественнее жирных четких контуров дагерротипа.

Раз уж в распоряжении людей появилось фотографирование, значит, когда-то должно было возникнуть и желание внести в полученную картинку изменения, скомбинировать два разных изображения или исказить их. 1858 - год, когда был сделан первый фотомонтаж. ”Угасающая” - так называется эта работа, составленная из пяти различных негативов. На ней изображена умирающая от туберкулеза девушка. Композиция очень эмоциональная, правда, я так и не понял, зачем здесь фотомонтаж. Такую же сцену можно было сделать и без него.


В том же году была сделана и первая фотография с воздуха. Чтобы провернуть это дело, понадобилось прикрепить миниатюрную камеру к ногам ручной птицы. До чего ж беспомощным был тогда человек…

Сцена из 60-х… 1860-х. Несколько человек отправляются в поездку на единственном доступном в те годы виде транспорта.


Бейсбольная команда “Brooklyn Excelsiors”. Да, у любимого вида спорта американцев многолетняя история.


Первое цветное фото - 1861.
Как и большинство других экспериментальных фотографий, по своему содержанию это изображение небогато. Клетчатая ленточка с шотландского наряда - вот и вся композиция, с которой решил поэкспериментировать известный ученый Джеймс Клерк Максвелл. Зато она цветная. Правда, подобно звукозаписям Леона Скотта, эксперименты с цветом так и остались экспериментами, и до регулярного получения цветных изображений с натуры нужно было подождать еще несколько лет.

Кстати, на снимке - сам фотограф.

Для фото пытались найти и практическое применение. Гийом Дюшен, французский ученый-невролог, при помощи фотографии представлял публике свои опыты по изучению природы выражений человеческого лица. Стимулируя лицевые мускулы электродами, он добивался воспроизведения таких выражений как радость или агония. Его фото-отчеты в 1862 году стали одними из первых книжных фотоиллюстраций, имеющих не художественный, а научный характер.

Некоторые из старинных фотографий выглядят очень необычно. Сильный контраст и резкие очертания создают иллюзию, что дама сидит посреди антуража, целиком выточенного из камня. 1860-е года.

В 1860-х годах еще были в строю самые настоящие японские самураи. Не ряженые актеры, а самураи как они есть. Вскоре, после того как фотография была сделана, самураев упразднят как сословие.

Японские послы в Европе. 1860-e годы. Фукузава Юкити (второй слева) выступал в роли англо-японского переводчика.

Сохранились изображения и простых людей, а не только представителей высшего общества. На фото 1860-х годов - ветеран американской армии с супругой.

Как я уже упоминал, старинные фотографии зачастую были очень четкими и детализированными. Фрагмент фотопортрета Авраама Линкольна, снятого в 1863 году - его глаза крупным планом. Целиком, эта фотография кажется отголоском чего-то очень далекого, но при увеличении все меняется. Спустя полтора века после смерти этого человека, его взгляд и ныне кажется мне очень живым и проницательным, как будто я стою напротив живого и здравствующего Линкольна.


Еще немного материалов о жизни выдающегося человека. Первая инаугурация Линкольна в 1861 году - эта фотография разительно отличается от большинства фотоматериалов 19 века. Уютная атмосфера семейных снимков посреди викторианских покоев и монументальность портретов накрахмаленных знаменитостей кажутся чем-то давно ушедшим, в то время как бурлящая толпа оказывается куда более близкой шумным будням 21 века.


Линкольн во время Гражданской войны между Севером и Югом США, 1862 год. При желании, можно найти массу фотоматериалов о самой войне, отснятых непосредственно на поле боя, в казармах и во время переброски войск.

Вторая инаугурация Линкольна, 1864. Самого президента можно увидеть в центре, с бумагой в руках.


И снова Гражданская война - палатка, служащая армейским местным почтовым отделением где-то в штате Вирджиния, 1863 год.


А тем временем в Англии все куда спокойнее. 1864 год, фотограф Валентин Блэнчерд снял прогулку обывателей по Королевской дороге в Лондоне.


Фотография того же года - актриса Сара Бернар позирует Полю Надару. Образ и стиль, который она выбрала для этого фото, настолько нейтральный и неустаревающий, что фотографию можно было бы пометить 1980, 1990 или 2000 годом, и почти никто не смог бы это оспорить, ведь многие фотографы до сих пор снимают на черно-белую пленку.

Первая цветная фотография - 1877.
Но вернемся к фотографии. Пора уже было отснять в цвете нечто более впечатляющее, чем кусочек разноцветной тряпки. Француз Дюко де Орон попытался сделать это методом тройной экспозиции - то есть, фотографируя одну и ту же сцену три раза через светофильтры и комбинируя различные материалы при проявке. Он назвал свой способ гелиохромией . Вот так выглядел городок Ангулем в 1877 году:


Передача цветов на этом снимке несовершенна, например синий цвет отсутствует практически полностью. Примерно так же видят мир многие животные с дихроматическим зрением. Вот вариант, который я попытался сделать более реалистичным за счет подстройки цветового баланса.


А вот еще один вариант, возможно наиболее близкий к тому, как фотография выглядит без цветокоррекции. Можно представить себе, что смотришь через ярко-желтое стеклышко, и тогда эффект присутствия будет наиболее сильным.


Менее известное фото авторства Орона. Вид на город Аген. Вообще, выглядит оно довольно странно - цветовая палитра совсем иная (яркий синий цвет), дата тоже смущает - 1874 год, то есть эта фотография претендует быть старше предыдущей, хотя именно предыдущая фотография считается старейшей из сохранившихся работ Орона. Вполне возможно, от гелиохромии 1874 года остался лишь отпечаток, а оригинал безвозвратно потерян.

Натюрморт с петухом - еще одна гелиохромия Орона, сделана в 1879. Сложно судить, что мы видим на этом цветном фото - снимок птичьих чучел, или фотокопию рисованной картины. По крайней мере, цветопередача впечатляет. И все же, она не настолько хороша, чтобы оправдывать столь сложный фотографический процесс. Поэтому, метод Орона так и не стал массовым методом цветной фотографии.


Зато черно-белая процветала. Джон Томпсон был из породы фотографов, подходивших к своей работе с художественной точки зрения. Он считал, что нарядные и опрятные интеллигенты, чопорные члены королевских семей, суровые генералы и пафосные политики - это еще не все, что может представлять интерес для фотоискусства. Есть и другая жизнь. Одна из его известнейших работ, сделанная в 1876 или 1877 году - фото усталой нищенки, в печали сидящей у крыльца. Называется работа ”Несчастные - жизнь на улицах Лондона”.

Железные дороги были самым первым урбанистическим видом транспорта, к 1887 году они уже имели пятидесятилетнюю историю. Именно в этом году была отснята фотография узловой железнодорожной станции Миннеаполиса. Как видим, товарные поезда и техногенный городской ландшафт не очень-то отличаются от современных.


Зато культура и способы её подачи в те годы были совершенно иными. Радио и телевидение, интернет и мультимедийные библиотеки - все это появится потом, спустя много-много лет. А до тех пор люди, не выходя из дома, могли лишь из книг и газет почерпнуть словесные описания быта, традиций и предметов культуры других стран. Единственная возможность более глубоко соприкоснуться с культурой всего мира, увидев её артефакты воочию - это путешествия и выставки, например Всемирная Выставка, грандиознейшее событие тех времен. Специально для Выставки, по инициативе принца-консорта Англии в середине 19 века построили Хрустальный Дворец - сооружение из металла и стекла, огромное даже по меркам современных торгово-развлекательных центров. Выставка закончилась, а Хрустальный Дворец остался, став постоянным местом для экспозиции буквально всего - от предметов старины и до новейших технических новинок. Летом 1888 года в огромном концертном зале Хрустального Дворца состоялся Генделевский Фестиваль - шикарное музыкальное предствление с участием сотен музыкантов и тысяч певцов и певиц. На коллаже из фотографий - концертный зал в различные годы существования Хрустального Дворца вплоть до его гибели в пожарище 1936 года.

Междугородние пассажирские перевозки 1889


Каналы в Венеции "Venetian Canal" (1894) by Alfred Stieglitz

Очень живой снимок … но не хватало еще кое-чего. Чего же? Ах да, цвета. Цвет все-таки был нужен, причем уже не в качестве экспериментов, а в качестве ….