Гжель, производство. (ЗАО "Объединение Гжель")

Всё ЗАО можно охарактеризовать как "Здравствуй, социализм". Жующий жвачку экскурсовод - это, конечно, сильно:) Сама экскурсия неплохая: посетили музей, производство (зимой на производстве холодно, в самом музее стоят тепловые пушки). Показали каким образом изделие проходит "ОТК" и как расписывают.
На мастер-классе сами расписывали фигурки (был выбор: кошка, космонавт, машинка. За отдельную плату доп.предмет. Тоже на выбор: чашка, кружка, пепельница она же миска для еды животных).
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

При заводе есть магазинчик.
В столовую уместились все желающие.
Горячую воду в туалете дали;)
Посмотрим как будет с возвратом изделий.

Январь 2013. В общем-то и неплохо. Провели и по музею и по производственным цехам. Дали пораскрашивать заготовки - несколько вариантов на выбор. Желающих (по предварительному заказу) покормили обедом. Пустые гулкие помещения - так ведь экскурси по выхдным. потрескавшиеся бетон и штукатурка - бывает и хуже, а вот, тем не менее, огромное количество заготовок разной степени готовности говорит о том, что производство живет.

Гжель изготовляют многие, но ЗАО " Объединение " Гжель" крупнейшая и старейшая русская компания производящая фарфоровые изделия народного художественного промысла Гжель. Именно поэтому когда возник вопрос куда ехать на экскурсию смотреть Гжель, выбор пал на это предприятие. Экскурсии проводятся каждый день в 12.00. Экскурсионный отдел: +7-906-055-23-57. Стоимость 250 руб с человека. В стоимость входит посещение производства и музея при фабрике. Продолжительность 1.5 часа.
Теперь непосредственно по самой экскурсии. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Производство оставляет двоякое впечатление с одной стороны старейшая фабрика России, а с другой запустение, стены с обвалившейся штукатуркой, потрескавшиеся бетонные полы, гулкие пустые помещения. В общем предприятие явно знавало лучшие годы. Многие помещения не предназначены для посещения туристических групп. Музей конечно хорош, богатейшая коллекция фарфора. Обязательно надо посетить фирменный магазин фабрики который находится непосредственно рядом с проходной.
При должном развитии это место имеет большие перспективы.

В принципе, экскурсия интересная, особенно в исторической части - с чего начиналось производство и т.д.

Но организация не выдерживает никакой критики! Сначала 40 человек загнали в предбанник и даже хотели начать экскурсию такой огромной группой. К счастью, организаторам удалось наехать на этих деятелей и группу разделили на 2. Впрочем, 20 человек - это тоже перебор.
Экскурсовод рассказывала все вполне внятно и доступно, но очень торопилась.
На производстве постоянно мешался мальчик Миша, сын директора этого заведения. Лез, своей головой загораживал демонстрацию росписи. Он там всегда мешается и его невозможно прогнать. Еще и на ногу жене наступил. Так что будьте начеку.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Ну, и апофеозом бестолковости организации была попытка накормить 40 человек в их кафе. Как вы думаете, за какое время можно нагреть в одной микроволновке 40 хотдогов? Чай, кстати, был невкусным.
А еще в туалете только холодная вода.

Вот это было написано мной сразу после экскурсии (14.03.2010):
Были большой группой 14 марта. Сама экскурсия и в музей, и на производство довольно интересна. Но всё впечатление смазывают разнообразные накладки. На будущее - группа должна быть не больше 15 человек - в музее маленькие комнаты. Мастер-класс у нас был сразу 2-х видов - раскрашивание и лепка. Посередине между мастер-классом и экскурсией - устроили для нас чаепитие.
Оценки бы расставила так:
музей 3
производство 4
чаепитие 3
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

мастер-класс по раскрашиванию 4+
мастер-класс по лепке - 4
В итоге - неплохо:)

А вот, что хочется добавить:
коз, раскрашенных на мастер-классе, нам привезли только через полтора месяца после многочисленных звонков и ругани с музеем. Непрерывно врали, что все отправлено. В мтоге, 2 козы потеряли, не привезли. История еще не закончена, но уже понятно, что больше я туда не поеду и никому не посоветую это место. Организация хромает, сотрудники не умеют общаться с клиентами-туристами, не приучены решать возникающие проблемы быстро или хотя бы вежливо.

Как участник экскурсии, добавлю, что музей и производство очень понравились, экскурсовод преподала историческую информацию довольно интересно, однако в погоне за деньгами, текущих от таких любознательных путешественников, готова была экскурсию провести для всех нас 40ка человек. Как бы мы поместились все в узких залах музея, просто не представляю?! И в группе из 20, любители пофотографировать оказывались в хвосте, далеко от стендов, и о каких экспонатах шла речь было просто не понять. Но тем не менее нельзя не восхитится мастерством наших умельцев, художников. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Все производство это ручная работа. И по музею и по цехам ходила в восхищении. Несмотря на некоторые недочеты, я все же ставлю 5.

Понятие о ЗАО «Гжель»

Традиционный народный художественный промысел - это одна из форм искусства, осуществляемая на основе коллективного развития традиций народного искусства в определенной местности из материалов, характерных для данной местности, в процессе творческого ручного или механического труда мастеров народных художественных промыслов на базе школ мастерства, созданной данным коллективом. Гжельский промысел - это промысел, сохранивший самобытные традиции, преемственность поколений, создавший свой современный художественный стиль, имеющий художественную школу, кадровое образование и являющийся частью культурного достояния России.

Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной керамики, где сформировались и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями декоративно-прикладного искусства.

Особенности географического положения, огромные запасы глин и специфика жизнеуклада способствовали возникновению и развитию керамического промысла. О древних корнях, о самых первых мастерах история сохранила документы, они начинаются с Духовной Грамоты князя Великого Ивана Калиты, датированной 1339 годом. В археологических раскопках найдены изделия, датированные Vl-м тыс. до нашей эры. По историческим документам еще в 1-й половине XIV века Гжель отмечается как центр керамического производства России, который являлся поставщиком гончарной посуды для царева двора. Вторая половина XVIII века - полуфаянс, полученный как промежуточный материал в поисках рецепта фарфора, расписанный синей смальтой по серому, толстому, пористому черепку. Роспись на квасниках, кувшинах, тарелках носила в начале графический характер, имела вид раскрашенного контурного рисунка.

Начало XIX века - эпоха фарфора. Фарфор частных заводов Гжели отличался большой яркостью, сочетанием контрастных красок, лубочной трактовкой мотивов, разнообразных форм бытовых предметов.

На рубеже XIX-XX веков, когда машинное производство стало постепенно вытеснять рукотворные работы, искусство Гжели начинает затухать. В советские годы крупные заводы переориентировались на выпуск технического фарфора.

В 20-30 годы двадцатого столетия были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д. Турыгино организована артель "Вперед, керамика". В 1936 году артель переименована в артель "Художественная керамика" и в дальнейшем преобразована в Турыгинский завод "Художественная керамика".

Под его руководством и с участием художницы Н.И. Бессарабовой была разработана подглазурная мазковая роспись кобальтовой краской с теневой росписью на фарфоре. В разработке участвовали гжельские живописцы: Т.С. Дунашова, Т.С. Еремина, М.С. Манайкина, М.С. Толпегина. В послевоенные годы - Турыгино и Бахтеево стали родиной бело-синего фарфора. С 1946 по 1970-е годы коллектив пополняется профессионала художниками: Л.П. Азарова, Петров В.А, З.В. Окулова, А.Н. Федотова которые совершенствуют формы и роспись, вводя в роспись сюжеты, цветочные композиции, архитектурные мотивы, совершенствуются технологии .

Возрождение Гжели как народного керамического центра началось в 40-ые годы XX века на предприятиях впоследствии вошедших в ЗАО «Объединение Гжель». Многолетние усилия коллектива Научно-исследовательского института художественной промышленности РФ и артелей «Вперед, керамика» (ныне ЗАО «Объединение Гжель») и «Всекохудожник» увенчались созданием стиля росписи бело-синего фарфора подглазурным кобальтом с мазковой росписью тонов и полутонов, получившим в 80-ые годы ХХ века всемирную известность. В 1967 г. Турыгинскому заводу художественной керамики присвоен статус народного художественного промысла (НХП). За создание стиля группе выдающихся художников ПО «Гжель» в 1978 году была присуждена Государственная премия РФ им. Репина, а за создание научных основ технологии и внедрение в серийное производство художественной керамики Гжель в 1991 году Указом Президента СССР группе специалистов присуждена Государственная премия СССР. Именно этот бело-синий фарфор ассоциируется со словом - Гжель.

В 1972 году на базе существующих производств Гжельского, Фенинского, Турыгинского, Бахтеевского создано Производственное Объединение "Гжель". Генеральный директор - Герой Социалистического Труда В.Логинов. В соответствии с Постановлением Правительств "О развитии народных художественных промыслов" создана материально - техническая база, что дало возможность творческого расцвета художественного фарфора и керамики. Был создан современный Гжельский стиль гжельской продукции на с использованием синей кобальтовой подглазурной краски. Коллектив ЗАО "Объединение Гжель" развил и усовершенствовал, унаследованные традиции и технологии; специализируется на выпуске высокохудожественных изделий из фарфора, майолики.

Главной особенностью современных художественно-стилевых особенностей является возрождение старых народных элементов росписи на фарфоре с подглазурной кобальтовой краской. Стройная система новых, современных художественно-стилевых особенностей закреплена в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей - мастеров в процессе творческого варьирования ЗАО "Объединения Гжель".

В 1991 г группе специалистов ЗАО "Объединения Гжель" была присуждена Государственная премия СССР "За создание научных основ технологии и внедрение в серийное производство художественной керамики "Гжель".

Гжельские изделия традиционно входят в подарочный фонд Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств России.

Фарфоровые и фаянсовые изделия ЗАО "Объединения Гжель" отвечают требованиям Федерального закона "О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства"

ЗАО "Объединение Гжель" выпускает декоративно - прикладные изделия из керамики (фарфор, майолика, шамот, гончарные изделия), изготовленные с применением современных художественно - стилевых особенностей по предложенной и внедренной им технологии:: предметы утилитарного и декоративно - художественного назначения; предметы сувенирно-подарочного характера; предметы украшения интерьера; скульптура малых форм и предметы церковно - культового назначения. По заказу предприятие выполняет эксклюзивные подарки и элитные подарки.

К ним относятся: вазы, шкатулки, кумганы, квасники подсвечники, пудреницы, сахарницы, конфетницы, масленки, кружки, бочонки, коробочки, кадочки; солонки, тарелки и блюда, бокалы, совки, супницы, чашки, кувшины, молочники, чайницы, чайники, сухарницы, розетки, лоточки, стаканы, салфетницы, ларцы, доски разделочные и сырные, лопатки кухонные, ложки, кухонные комплекты, коробки для шитья и рукоделия, пепельницы, рюмки, стопки, соусники, штофы, наборы для супа, наборы салата, наборы для вина, наборы для коньяка, пива, окрошки, грибов, пельменей, варенья, специй, кваса, молока, напитка, компота, ухи, икры, сервиз столовый, посуда столовая, сервиз чайно-кофейный, сервиз чайный, сервиз кофейный, сервиз столовый, сервиз десертный, телефонные аппараты, горшки для цветов, кашпо; декоративные панно и тарелки, шахматы, телефонные аппараты, коробки и шкатулки миниатюрные, подносы, барельефы, плакетки, письменные приборы, туалетные приборы, пудреницы, скульптуры, кубки, гербы, изделия с изображением портретов, геральдики и архитектурные памятники; часы настольные, часы настенные, часы каминные, осветительные приборы (люстры, бра, настольные лампы),керамическая облицовочные плитки, изразцы, печи и камины, стаканы для карандашей, подставки для бумаг, декоративные лопатки, салфеточное кольцо, оправы для зеркал, художественные рамки для фотографий и картин, игрушки, кашпо, цветочные горшки, декоративные архитектурные элементы, медальоны, вставки, плакетки, карнизы, маскароны, фризы; игрушки; статуэтки; барельефы; макеты; макеты памятников культуры и архитектуры; пасхальные наборы; пасхальные яйца; подставки; крестики; медальоны; иконы; художественные изделия с использованием элементов церковного зодчества, лики святых; иконостасы .

Стройная художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей. Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов, каждый художник создает свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей. В целом же современные художественно - стилевые особенности росписи представляют собой художественное явление, обладающее ярко выраженным стилистическим единством. Важная особенность в гжельской росписи сине - белого фарфора - живописное начало. Большое значение придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре - яркое, крупное пятно - изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняющимися тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.

Основными элементами, составляющими неповторимое своеобразие подглазурной росписи фарфора, являются так называемый кистевой "светотеневой мазок" (мазок с тенями), кистевой мазок одной кистью, ситчик, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т д. Кистевой "мазок с тенями", ставший родовой приметой обладателя свидетельства, обладает широким тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких, тонов подглазурной росписи. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше - кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. "Мазок с тенями" образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.

При "росписи одной кистью" каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску - мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Этот прием чаще используется при изображении многолепестковых цветков. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.

Одним из приемов можно назвать использование в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора "ситчик", когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы, но не в коем случае не подражая и не копируя ее, а создают свои самостоятельные декоративные запоминающиеся образы.

Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике. Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер. Сейчас художники считают себя вправе не ограничиваться функциональностью изделий, а стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт .

Народный художественный промысел ЗАО «Объединение Гжель» имеет в своём творческом активе более восьмисот патентов на образцы авторских изделий и их группы с применением современных художественно-стилевых особенностей НХП «Гжель».

В настоящее время Объединение ""Гжель"" - современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих. Среди них потомственные мастера и семейные династии.

Коллектив постоянно работает над улучшением художественного и технического уровня изделий, осуществляет реконструкцию и строительство новых производств, ежегодно увеличивает выпуск продукции. В настоящее время ""Гжель"" производит художественный фарфор с ручной подглазурной росписью кобальтовой краской и майолику с полихромным декором. Ассортимент изделий насчитывает более 2000 наименований: наборы посуды, традиционные квасники, кумганы, декоративные вазы, скульптура малых форм, предметы для оформления интерьера: камины, светильники, часы и др.

Для подготовки специалистов на промысле создана стройная многозвеньевая система эстетического воспитания и образования молодежи.

Продукты ""Гжели"" пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке.

(posted by kaul )

Что подтолкнуло меня на организацию поездки в Гжель, не знаю, я как то не очень люблю все это бело-синее народное творчество, тем более что Гжель, не совсем народный промысел. Вернее даже совсем не народный промысел. Та гжель, которая нам все известна и знакома, а именно синий узор на белом фоне, в фарфоре - результат труда Александра Салтыкова и Натальи Бессарабовой в 50-х годах ХХ века. На самом деле Гжель это название целого региона, слово произошло от древнего "гжель" жгли глину, то есть испокон веков тут жили гончары, которые производили различную утварь. Гончары тут жили не просто так, в окрестностях имелись большие месторождения глины, которые сейчас то ли выработаны, то ли закрыты за нерентабельностью, поэтому сырье для производства закупается заграницей, в частности ЗАО "Объединение Гжель" закупает сырье в Польше. Кроме фарфора, ЗАО "объединение Гжель" выпускает и майолику - изделия из красной глины с разноцветной росписью на белом фоне. Завод этот, некогда миллионщик сейчас пришел в упадок, численность рабочих сократилась до 500 человек, да и оставшимся рабочим иной раз зарплату выдают продукцией. Что касается самого города, то смотреть там действительно нечего, это типичный индустриальный поселок и кирпичные пятиэтажки сменяются в нем со сталинскими трехэтажками, однако на подъезде, вдоль Егорьевского шоссе, стоят маленькие деревенские домики с резными наличниками. Рассказывают так же о святом источнике и зоопарке в городе Гжель, но я этого так и не нашла.
Как это ни странно но самый главный завод по производству гжели находится не в Гжели, а в поселке со старинным русским названием Электроизолятор, в округе распологается еще три завода по производству гжели и Бог весть сколько еще артелей и мастерских, но ЗАО "Объединение Гжель" самый главный, родоначальник. Так говорят. Те, кто там работают. Как бы то ни было, но завод с радостью принимает как группы туристов, так и индивидуальщиков, вроде нас, и экскурсии совсем не дороги, всего 200-250 рублей с человека, в зависимости от группы. За эти деньги вы узнаете об истории промысла и увидите весь производственный процесс своими глазами.
Для тех же кто не может приехать в Гжель, я расскажу тут.
Все насинается в мастерской ходожника, он придумывает форму и воплощает ее, потом с формы делают слепок из гипса, если предмет сложный, например квасник с многочисленным декором то и гипсовых форм будет много.

Простые же изделия требуют всего 2 формы.В эти формы заливают раствор глины (раствор идет по трубам, и через несколько часов, когда гипс впитает влагу, изделие вынимают из формы и отсылают на шлифовку, что бы убрать все неровности на стыках форм.

После шлифовки, когда изделие становится гладким и ровненьким его слегка подсушивают

Мне очень нравится вот такой вид фарфора, безе, когда он матовый, не глянцевый.

Далее изделие ставят в печь, но не надолго, только для того что бы изделие спеклось, и его можно было расписывать. Но что бы не писать брак, изделие проходит "фуксиновый контроль".

Это делается для того, что бы стали заметны мелкие трещинки и сколы, фуксин краска не стойкая и быстро выгорает, поэтому на конечном этапе мы ее даже не увидим. Если трещинок и сколов нет, изделие клеймится и потом расписывается.

ЗАО "Объединение Гжель" ставит два вида клейм на свою продукцию, это большое клеймо в виде двуглавого орла или маленький овал с надписью Гжель внутри.

Тут видно "три цвета гжели: розовый - после фуксинового контроля, черно-белый - после росписи кобальтом, и привычный, бело-синий.
И так, после первого обжига изделие поступает на роспись, расписывают кобальтом поэтому рисунок получается черно-белый, далее изделие опускают в глазурь и опять в печь. И вот там то, при последнем обжиге происходят чудеса - черный становится синим, а белый "песочек" глазури становится стеклом.
Но интереснее вам расскажет на экскурсовод.

Изделия расписывают по образцам и художники не имеют права поменять задумку автора.

Создатель и правообладатель современных художественно-стилевых особенностей всемирно признанного народного художественного промысла Гжель. Гжель известна во всём мире как Российская фабрика по производству фарфора, отличающегося качеством и красотой.

ЗАО «Объединение Гжель» , Copyright

Гжельские изделия традиционно входят в подарочный фонд Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств России.

Фарфоровые и фаянсовые изделия Гжели отвечают требованиям Федерального закона «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства»

Приглашение в Гжель

Гжель – один из крупнейших керамических центров русской культуры. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу, известному с 14 века.


ЗАО «Объединение Гжель» , Copyright

Посетив Гжель, вы соприкоснетесь с таинством изготовления фарфора и майолики. В производственных цехах вы увидите процесс изготовления гжельских изделий, опытные специалисты дадут необходимые консультации и интересующие вас вопросы.

Вы ознакомитесь с технологическим процессом, спецификой традиционной росписи и сможете поучаствовать в процессе и изготовить подарок для близких.

Фирменный магазин

Приглашаем Вас в фирменный магазин ЗАО Объединение Гжель. В нашем магазине Вы можете "вживую" ознакомится с широким и разнообразным ассортиментом нашей продукции, приобрести по ценам завода-изготовителя подлинные фарфоровые изделия традиционного народного художественного промысла Гжель.


Часы "Лефортово" авт.Розанов ЗАО «Объединение Гжель» , Copyright

В магазине Вы ознакомитесь и приобретёте авторские работы наших выдающихся художников. Магазин расположен непосредственно на территории завода по производству гжельской керамики. Приветливые продавцы не оставят Вас без внимания, окажут помощь в выборе сувениров и подарков из фарфора с гжельской росписью.

Парковка для Ваших автомобилей находится перед магазином.

Время работы магазина:

Будни: 10:00-17:00

Выходные: 09:00-16:00

Немного истории

Историю любого керамического производства в целом можно рассматривать как цепь из повторяющихся двухзвенных периодов, включающих непродолжительный подъем и достаточно длительный период упадка.

В некоторых случаях причиной упадка следует считать, как ни странно, наступление новых технологий, которые не дают развиться керамическому производству на достигнутом техническом уровне до получения очевидного экономического эффекта.


ЗАО «Объединение Гжель» , Copyright

Ярким таким примером может служить уникальная гжельская майолика конца ХVIII века, вытесненная с рынка сначала английским фаянсом,а затем русским полуфаянсом.

В других случаях — к упадку ведут изменения экономических отношений в сфере производства (концентрация капитала в конце ХIХ века) и социальные потрясения (войны, революции). Развитие керамического «народного промысла» в Гжели не является исключением из правил.