Должностные обязанности и требования к машинисту крана. Профессия автокрановщик: должностная инструкция машиниста автокрана

Крановщик и автокрановщик – две абсолютно разные профессии. Когда крановщик постоянно привязан к своему рабочему месту, автокрановщик постоянно находится в движении. Должностная инструкция машиниста автокрана требует от работника данной профессии наличие специализированных умений и навыков. Одного опыта работы крановщика будет недостаточно для освоения профессии машиниста автокрана.

Специальность автокрановщик

Несмотря на кажущуюся легкость, работа автокрановщиком не так уж проста. Для освоения данной профессии необходимо получить специализированное образование в колледжах, техникумах, специализированых лицеях, либо окончить узконаправленные технические курсы. Работа на автокране требует от человека быть предельно внимательным и собранным. Перед началом работы автокрановщик в обязательном порядке проходит медицинскую комиссию, которая подтверждает его работоспособность. Должностная инструкция машиниста автокрана требует от человека одновременного выполнения нескольких действий – внимательно следить за движением поднимаемого груза, регулировать положение крана и так далее.

Навыки и умения

От работника на автокране требуется иметь хорошие физические данные, отличную координацию, высокую выносливость, хорошо натренированный глазомер. Машинист автокрана должен быть психически уравновешенным и устойчивым к стрессам. Работа на автокране – тяжелый труд, к которому необходимо быть подготовленным как морально, так и физически. Машинист не имеет права надолго отлучаться от своего рабочего места.

Работать приходится при летней изнуряющей жаре и во время сильных зимних морозов. К этому необходимо быть готовым и иметь хорошую физическую выносливость. Учитывая достаточно тяжелые условия труда, работа машинистом автокрана запрещена людям, имеющим хронические заболевания, проблемы в работе почек, сердечно-сосудистой системы, нарушения работы органов дыхательной системы. Категорически запрещено занимать должность машиниста автокрана людям, имеющим отклонения в работе слуховой и зрительной систем.

Популярность профессии

На сегодняшний день машинист автокрана – очень востребованная работа, в особенности это актуально для больших городов, в которых строительство развивается большими темпами. Машинист автокрана – профессия, которая нужна не только в мегаполисах. Стройки осуществляются и в небольших селениях, как и необходимость транспортировка грузов различного размера и веса.

Несмотря на то, что в крупных городах и в столице машинист автокрана не слишком уж и престижная профессия среди молодежи (как и другие рабочие профессии), это никак не влияет на достаточно высокие заработки машинистов и отличные перспективы получения дополнительных высоких доходов.

Один из неоспоримых плюсов работы машиниста автокара – вахтовый метод. Работая вахтой, человек может не только хорошо отдохнуть от тяжелых смен, но и совмещать работу машиниста автокрана с другой работой на различных строительных площадках, что приносит дополнительный доход.

Какие умения и навыки требуются от крановщика?

Главные задачи машиниста автокрана – прибытие на объект, правильное размещение автокрана, передвижение груза. Машинист в обязательном порядке должен иметь права управление автотранспортом и хорошо знать правила дорожного движения, должен знать правила и нормы поднятия, перемещения и опускания грузов, а также с особой тщательностью соблюдать меры безопасности. Данные умения и знания являются профессиональными, без соблюдения которых машинист автокрана не будет допущен к работе. Все правила и нормы безопасности прописаны в должностной инструкции машиниста автокрана.

Видео: Автокрановщики

Грузовые автомобили созданы для перевозки больших грузов на длинные расстояния. Но сам автомобиль является лишь двигателем, а вот вместимость зависит от прицепа. Прицепы для грузовых автомобилей бывают разнообразные, о чем и хочется рассказать в этой статье. Виды прицепов Для небольшой...

Транспортное средство, такое как автомобиль, представляет собой сложную систему взаимосвязанных механизмов и агрегатов. Принцип работы и устройства у всех машин в целом одинаков, однако может отличаться способ компоновки конструкций и могут встречаться модификации. В автомобиле, созданном для конкретных целей, скажем, ...

Очень часто автомобилисты не знают, что такое транспортный налог и как можно его рассчитать самостоятельно. Интересует ли вас налог на грузовой автомобиль или легковой – это имеет мало значения, его можно просто определить. Транспортный налог – это государственный сбор, который...

ЗИЛ-130 самосвал – одна из самых распространенных моделей грузовых автомобилей, получившая свое призвание в Советском Союзе. Первые модели Первые модели ЗИЛ-130 вышли с заводского конвейера в начале 1964 года. На сегодняшний день ЗИЛ-130 самосвал достаточно часто появляется на улицах городов, ...

Рано или поздно любая компания нуждается в обновлении своего автопарка грузовых автомобилей. Сориентироваться на рынке грузовиков довольно сложно – предложений в этой сфере очень много. Выбор самосвала, равно как и выбор любого другого грузовика, должен быть обдуманным. Необходимо тщательно все...

Скачать полную версию этой инструкции + лист ознакомления и форма для изменений

1. Общие положения

1.1. На должность водителя автокрана назначается лицо, имеющее высшее, среднее специальное или полное среднее образование, достигшее18 лет, прошедшие курсы специальной подготовки, сдавшие экзамен и имеющие удостоверение на право управления автокраном.

1.2. Водитель автокрана подчиняется непосредственно ____________________________

1.3. Перед допуском к работе водители автокрана должны пройти медицинское освидетельствование, вводный инструктаж.

Водитель автокрана должен знать и соблюдать:

— Устройство автокрана.

— Способы закрепления различных видов грузов для последующего перемещения.

— Правила подъема, перемещения грузов.

— Специфику перемещаемых грузов.

— Допустимый вылет стрелы при перемещении грузов различной массы.

— Общее устройство автокрана, основные неисправности и методы их устранения.

— Сроки проведения очередного технического обслуживания технического осмотра.

— Приказы, распоряжения, указания непосредственного начальника, генерального директора.

— Правила охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии.

2. Функциональные обязанности

Водитель автокрана обязан:

2.1. Управлять автокраном, обеспечивать безопасность при перемещении грузов и их сохранность.

2.2. Своевременно выполнять техническое обслуживание и текущий ремонт автокрана и всех его узлов и агрегатов.

2.3. Определять неисправности в работе автокрана, его механизмов и устранять их.

2.4. В случае необходимости устанавливать, либо заменять съемные грузозахватные приспособления и механизмы.

2.5. Проводить планово-предупредительные ремонты автокрана и грузозахватных механизмов.

2.6. Следить за периодичностью технического обслуживания автокрана и, в случае необходимости, сообщить об этом лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

Водитель погрузчика вправе:

3.1. Ходатайствовать перед непосредственным начальником об улучшении условий труда, обеспечении спецодеждой, инструментом, материалами.

3.2. Вносить руководству предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автопогрузчика, а также по любым другим вопросам, касающимся исполнения настоящей Инструкции.

4. Ответственность

Водитель автокрана несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих функциональных обязанностей – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

«433 ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Юридический адрес: 115516 , корпус 2

Почтовый адрес: , корпус 2

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

433 ВСУ»

________________

«___»________2010 г.

Система менеджмента качества

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МАШИНИСТА КРАНА

(КРАНОВЩИКА)

г. Москва

Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила разработки, согласования, утверждения, введения в действие должностных инструкций работников Общества с ограниченной ответственностью «433 Военно-Строительное Управление», п.5.1. раздела 5 и п.6.2. раздела 6 ГОСТ ИСО и СТП СМК Б 4-01-03.

11. Общие положения

1.1 Машинист крана (Крановщик) относится к категории рабочих.

1.2. На должность крановщика назначается лицо, имеющее среднее специальное образование и стаж работы не менее 3 –х лет.

1.3. Крановщик непосредственно подчиняется начальнику строительно-монтажного участка и главному механику.

1.4. В своей деятельности крановщик руководствуется:

Положением о филиале;

Правилами внутреннего трудового распорядка;

Приказами и распоряжениями начальника филиала (непосредственно руководителя);

Настоящей должностной инструкцией.

1.5. Крановщик должен знать:

3.4. Управление кабельными кранами грузоподъемностью свыше 3 до 10 т и плавучими кранами грузоподъемностью до 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ.

3.5. Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью свыше 10 до 25 т и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ (кроме строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ).

3.6. Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью до 10 т и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью до 15 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.

4. Права

Крановщик имеет право:

4.1. Получать от работников предприятия информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.2. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

5. Ответственность

Крановщик несет ответственность:

5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации .

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Инструкция для крановщиков по безопасной эксплуатации стреловых автомобильных кранов.

1. Общие положения

Автокран - опасный производственный объект, правила его безопасной эксплуатации определяются многими нормативными документами и организационными мерами. Основным нормативным документом являются «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов» (ПБ). На организацию безопасной эксплуатации кранов распространяется также действие ряда государственных стандартов (ГОСТов), руководящих (РД) и других документов, как межведомственных, так и ведомственных. Межведомственным документом, например, являются «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов». Примером ведомственного документа в сфере строительства СНИП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

Для надзора за выполнением требований нормативных документов и организации всей работы по безопасной эксплуатации автокранов в масштабе страны создана Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В масштабе Вашей организации (предприятия) по меньшей мере должны быть ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, отвечающие за:

а) содержание кранов в исправном состоянии;

б) надзор за безопасной эксплуатацией кранов, грузозахватных приспособлений и тары;

в) безопасное производство работ;

г) управление краном и его обслуживание.

Управление автомобильным краном может быть поручено водителю автомобиля после обучения его по программе для подготовки крановщиков и аттестации квалификационной комиссией. Выполнять обязанности крановщика и его помощника могут лица не моложе 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, что должно быть подтверждено результатами медицинского освидетельствования. Подготовка и аттестация крановщиков и их помощников должны проводиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых на предприятиях, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих специальное разрешение (лицензию) органов Ростехнадзора.

Аттестованным рабочим выдаются удостоверения установленной формы за подписью председателя комиссии и представителя Ростехнадзора. В удостоверении крановщика указываются тип и конструкция крана, к управлению которым он допущен. В удостоверение крановщика и его помощника должна быть вклеена фотокарточка. Удостоверение во время работы они должны иметь при себе.

2. Обязанности крановщиков перед началом работ крана.

2.1. Провести осмотр и убедится в исправности всех механизмов, систем, металлоконструкций и других частей крана, в том числе проверить:

по крановой установке

    комплектность крана;

    механизмы крана, их крепления и тормоза;

    наличие и исправность ограждений механизмов;

    смазку канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;

    в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов её подвески, а также металлоконструкции и сварные соединения опорной и поворотной части;

    в доступных местах состояния канатов и их крепление на барабане, стреле, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;

    канатные блоки на отсутствие трещин и сколов;

    крюк и его крепление к обойме;

    исправность аутригеров и механизма блокировки подвески;

    комплектность противовеса и надёжность его крепления;

    наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране;

    исправность приборов освещения и сигнализации;

    систему гидропривода, РВД, насосы, предохранительные клапаны и уровень рабочей жидкости в гидробаке.

по шасси

    чистоту номерных знаков, внешних приборов освещения и сигнализации, стекол кабины;

    состояние зеркал заднего вида, крепление их кронштейнов, правильность установки;

    работу замков дверей кабины и крепление брызговиков колёс;

    надёжность крепления рессор и колёс, состояние шин;

    герметичность систем питания, смазки, охлаждения, гидроусилителя рулевого управления и гидравлического (пневматического) привода тормозов, убедиться в отсутствии подтекания масла из коробки передач и мостов;

    уровень масла в картере двигателя, охлаждающей жидкости и топлива;

    работу внешних световых приборов и сигнализации: фар, подфарников, задних фонарей, указателей поворота, звукового сигнала, сигнала «Стоп», освещения номерного знака, а также наличие светоотражателей;

    исправность стояночного тормоза;

    люфт ролевого колеса, надёжность крепления и шплинтовку деталей рулевого управления, убедиться в отсутствии повреждений рулевых тяг;

    надёжность транспортного крепления крюковой подвески;

    наличие медицинской аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки.

Пустить и прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70-80 С, прослушать его работу на различных режимах. Проверить показания КИП. Проверить работу сцепления, коробки передач, плавность и одновременность действия тормозов автомобиля, а также работу спидометра.

2.2. Вместе со стропальщиком проверить соответствие съёмных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указаниями грузоподъёмности, даты испытания и номера.

2.3. Опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность механизмов крана; приборов и устройств безопасности; тормозов; гидросистемы.

2.4. Убедиться в наличии удостоверений и отличительных знаков у стропальщиков.

2.5. Иметь при себе удостоверение крановщика установленного образца.

2.6. Сделать запись в вахтенном журнале о произведённой приёмке крана.

2.7. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами, не приступая к работе сообщить об этом специалисту, ответственному за содержание крана в исправном состоянии и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

2.8. Ознакомиться с проектом работ, технологическими картами погрузки, разгрузки и складирования грузов.

2.9. Проверить состояние площадки при установки крана; допускается уклон площадки не более 3 .

2.10.Убедиться в том, что на месте производства работ отсутствует линия электропередачи или она находится на расстоянии более 30 метров.

2.11. Получить при необходимости наряд-допуск на работу крана на расстоянии ближе 30 метров от линии электропередачи.

2.12. Проверить достаточность освещённости рабочей зоны (должна составлять не менее 10 лк).

3. Обязанности крановщика во время работы крана.

3.1. Руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана, производственной инструкции и Правилах устройства и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов.

3.2. Не допускать в зоне работы крана посторонних людей.

3.3.Перед включением механизмов крана в работу после перерыва подавать предупредительный звуковой сигнал.

3.4. При передвижении крана:

    уложить стрелу на стойку поддержки стрелы;

    закрепить крюковую подвеску установленным образом;

    уложить грузозахватные приспособления в установленном месте;

    поднять до упора гидроцилиндры вывешивания и разблокировать стабилизатор подвески (если он имеется);

    перенести выносные опоры в транспортное положение и, если это предусмотрено, застопорить их фиксаторами;

    убедиться в том, что привод насосов выключен, а рукоятка переключения потока жидкости установлена в положении «на кран»;

    снять, уложить и закрепить в установленных местах подкладки;

    выключить питание крановой установки;

    в пределах рабочей площади не увеличивать скорость более 5 км/ч;

    о начале передвижения оповещать подачей предупреждающего звукового сигнала.

3.5. Устанавливать кран на рабочей площадке с соблюдением габаритов приближения и в соответствии с проектом производства работ кранами.

3.6. Приступать к выполнению крановых операций только после установки крана на дополнительные опоры; следить за тем, чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки, являющиеся инвентарной принадлежностью крана; величина зазора между шинами заднего моста и грунтом должна составлять не менее 30-40 мм.

3.7. Загрузку и разгрузку полувагонов, перемещение груза несколькими кранами, вблизи линии электропередачи, перемещение груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди, перемещение груза, на который не разработана схема строповки, а также другие работы, предусмотренные проектами производства работ или технологическими регламентами, выполнять только под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

3.8. Перемещение грузов осуществлять с соблюдением следующих правил:

    работать краном можно только по сигналу стропальщика. Если стропальщик подаёт сигнал, действуя в нарушение требований безопасности и своих обязанностей, то по такому сигналу Вы не должны производить маневра крана. За повреждения, причинённые действием крана вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несут ответственность как крановщик, так и стропальщик, подавший неправильный сигнал. Обмен сигналом между стропальщиком и крановщиком должен производиться по установленному на предприятии (в организации) порядку. Сигнал «Стоп» крановщик обязан выполнять не зависимо от того, кто его подаёт;

    определять с использованием имеющихся приборов безопасности грузоподъёмность крана для каждого вылета;

    перед подъёмом груза следует предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех, находящихся около крана лиц о необходимости уйти из зоны перемещаемого груза, возможного падения груза и опускания стрелы. Перемещать груз можно только при отсутствии людей в зоне перемещения крана. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъёма или опускания, если груз находиться на высоте не более 1 м от уровня площадки. При работе крана людям запрещается находиться рядом с его платформой, а также выходить на неповоротную часть, чтобы не быть зажатым между поворотной и неповоротной частями крана;

    загружать и разгружать вагонетки, автомашины и прицепы к ним, железнодорожные полувагоны и платформы разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах, в чём Вы должны предварительно убедиться;

    устанавливать крюк подъёмного механизма над грузом следует так, чтобы при подъёме груза исключалось косое натяжение грузового каната; поднимать груз с площадки и опускать его на площадку следует только грузовой лебёдкой; не допускать раскачивания груза;

    при подъёме груза необходимо предварительно поднять его на высоту не более 200 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, устойчивости крана и исправности действия тормозов, после чего можно поднимать груз на нужную высоту;

    при подъёме груза расстояние между обоймой крюка и блоками на стреле должно быть не менее 500 мм;

    перемещаемые в горизонтальном направлении грузы (грузозахватные приспособления) следует предварительно приподнять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов; подъём, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях следует выполнять плавно, без рывков;

    зацеплять и отцеплять груз необходимо после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой подвеске;

    при подъёме стрелы необходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету;

    при перемещении груза, находящегося вблизи стены, колонн, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, станка или другого оборудования, следует предварительно убедиться в отсутствии стропальщика или других людей между перемещаемым грузом и указанными частями здания, транспортными средствами или оборудованием, а также в невозможности задевания стрелой или перемещаемым грузом за стены, колонны и др. Укладку грузов в полувагоны, на платформы и в вагонетки следует производить, не нарушая равновесия полувагонов, вагонеток и платформ; загрузка кузова автомобиля (прицепа) должна производиться от кабины к заднему борту, разгрузка - в обратном порядке;

    перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально предназначенной для этого таре, при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъём кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин, прицепов, железнодорожных полувагонов и платформ;

    перед подъёмом груза из колодца, канавы, траншеи, котлована и т.п. и перед опусканием груза в них следует путем опускания свободного (ненагруженного) крюка предварительно убедиться в том, что при его низшем положении на барабане остаются навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством;

    укладывать и разбирать груз следует равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;

    необходимо внимательно следить за канатами. При спадании их с барабанов или блоков, образовании петель или обнаружении повреждений канатов следует приостановить работу крана;

    строповка грузов должна производить в соответствии со схемами строповки. Для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учётом числа ветвей и угла их наклона, стропы общего назначения выбираются так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90 ;

    перемещение грузов неизвестной массы производится после определения их фактической массы. Запрещается поднимать груз, масса которого превышает грузоподъёмность крана или грузозахватного приспособления;

    при работе крана опускать груз или стрелу разрешается только на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности; размещение грузов в зоне котлованов, траншей должно производиться за пределами призмы обрушения, но не менее 1 м от бровки естественного откоса или крепления выемки (котлована, траншеи);

    кантовку грузов кранами следует производить на кантовочных площадках или в специально отведённых местах. Такая работа выполняется по разработанной технологии с указанием последовательности выполнения операций, способа строповки груза и сведений по безопасному выполнению работ.

3.9. Наблюдать за состоянием агрегатов и механизмов крана, своевременно устранять обнаруженные неисправности.

3.10.Следить за уровнем рабочей жидкости в баке гидропривода и креплением всасывающих рукавов. При наличии признаков эмульсирования рабочей жидкости воздухом работу крана прекратить.

3.11. При производстве работ крановщику запрещается:

    выполнять погрузочно-разгрузочные работы при обнаружении неисправности крана;

    допускать к обвязке или зацепке грузов случайных лиц, не имеющих прав стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления, не соответствующие массе и характеру груза, без бирок или клейм. В этих случаях крановщик должен прекратить работу и поставить в известность лицо, отвечающее за безопасное производство работ кранами;

    поднимать или кантовать груз, масса которого превышает грузоподъёмность крана для данного вылета. Если крановщик не знает массы груза, то он должен получить в письменном виде сведения о фактической массе груза у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

    опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъёмность крана будет меньше массы поднимаемого груза;

    проводить резкое торможение при повороте стрелы с грузом;

    подтаскивать груз по земле, рельсам или лагам крюком крана при наклонном положении канатов, а также передвигать железнодорожные вагоны, платформы, вагонетки или тележки при помощи крюка;

    отрывать груз, засыпанный землёй или примёрзший к земле, заложенный другими грузами, укреплённый болтами, залитый бетоном и т.п.;

    освобождать краном защемлённые грузом съёмные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, клещи и т.п.);

    поднимать железобетонные изделия с повреждёнными петлями, неправильно застропованный (обвязанный) груз, находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов;

    укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также груз, поддерживаемый руками;

    передавать управление крана лицам, не имеющим прав на управление краном, а также допускать к самостоятельному управлению учеников и стажеров без своего наблюдения за ними;

    производить загрузку и разгрузку автомашин при нахождении водителя или других людей в кабине;

    поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры;

    подавать груз в оконные проёмы и на балконы без специальных приёмных площадок или специальных приспособлений;

    поднимать груз непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) путём изменения вылета стрелы;

    пользоваться концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов;

    работать при выведенных из действия или неисправных приборов безопасности и тормозах;

    устанавливать краны для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также с уклоном, превышающим 3 ;

    самовольно устанавливать кран для работы вблизи линии электропередачи (до получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами);

    находиться в кабине крановщика при установке крана на опоры, а также при снятии его с опор;

    входить на кран и сходить с него во время работы механизмов передвижения, вращения или подъёма;

    работать в закрытых невентилируемых помещениях (из-за повышенной загазованности воздуха);

    допускать размещение легковоспламеняющихся веществ и предметов у выхлопной трубы;

    использовать в качестве подкладок под аутригеры случайные предметы;

    осуществлять передвижение крана с выдвинутой стрелой;

    начинать движение крана при нахождении кого-либо в кабине крановщика;

    работать без использования опор в крановом режиме.

4. Обязанности крановщика в аварийных ситуациях.

Аварийная ситуация - это ситуация, вызванная природными или техногенными (производственными) проявлениями и состоящая в воздействии или угрозе воздействия на кран опасных факторов. Под опасными факторами понимают стихийные природные явления, пожар, электрическое напряжение, внешние механические силы и т.д., которые могут привести к гибели людей, вызвать потерю устойчивости крана или его поломку. В случае возникновения аварийной ситуации Вы должны:

1) немедленно прекратить подъем, подать предупредительный сигнал, опустить груз на землю или площадку и установить причину аварийной ситуации в случае потери устойчивости крана (проседание грунта, поломка выносных опор, перегруз и т.п.);

2) немедленно предупредить работающих об опасности и отвести стрелу от проводов линии электропередачи, если элементы крана (стрела, канаты) оказались под напряжением, в случае, когда это выполнить невозможно - покинуть кабину крана, не касаясь металлоконструкций и соблюдая меры личной безопасности от поражения электрическим током;

3) соблюдая меры личной безопасности, принять меры по освобождению пострадавшего от действия электрического тока и оказать необходимую первую помощь, если во время работы крана работающий (стропальщик) соприкоснулся с токоведущими частями;

4) немедленно вызвать пожарную охрану, прекратить работу и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения при возникновении на кране пожара;

5) прекратить работу, опустить груз на землю, покинуть кабину и уйти в безопасное место при возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясения и т.п.); при наличии возможности, после опускания груза, привести стрелу крана в транспортное положение;

6) немедленно поставить в известность об имевших место во время работы крана аварии или несчастном случае лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей; оказать первую помощь пострадавшему;

7) произвести запись в вахтенном журнале и ставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обо всех аварийных ситуациях.

5. Обязанности крановщика по окончании работы крана.

5.1. По окончании работы крана крановщик обязан соблюдать следующие требования: не оставлять груз, магнит или грейфер в подвешенном состоянии; поставить кран в предназначенное для стоянки место, затормозить его и закрыть кабину на замок; установить стрелу и крюк в положение, указанное в инструкции предприятия-изготовителя по эксплуатации крана; остановить двигатель, у электрических кранов отключить рубильник, если кран питается от внешнего источника; занести в вахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана.

5.2. При работе крана в несколько смен крановщик, сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана и сдать смену, сделав в вахтенном журнале соответствующую запись.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МАШИНИСТА АВТОКРАНА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Машинист автокрана относится к категории рабочих.

2. На должность машиниста автокрана назначается лицо, имеющее удостоверение на право управление автокраном.

3. Назначение на должность машиниста автокрана и освобождение от нее производится приказом Генерального директора предприятия.

4. Машинист автокрана должен знать:

4.1. Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение.

4.2. Основные технические характеристики и общее устройство автокрана, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток и т.д.).

4.3. Правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии.

4.4. Сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т.п. согласно инструкции эксплуатации автокрана.

4.5. Правила оказания первой медицинской помощи.

4.6. Основы трудового законодательства.

4.7.Правила и нормы охраны труда.

4.8.Настоящую должностную инструкцию.

4.9. Правила внутреннего трудового распорядка для работников.

4.10.Коллективный договор.

4.11. Положение об оплате труда.

5. Машинист автокрана подчиняется непосредственно начальнику АТЦ.

II. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Машинист автокрана обязан:

2.1. Строго соблюдать правила дорожного движения и эксплуатации крановой установки, правил установки кранов на опоры.

2.2. Следить за техническим состоянием автокрана, выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации), своевременно проходить техническое обслуживание и технический осмотр.

2.4. Строго выполнять все распоряжения своего непосредственного начальника. Обеспечивать своевременную подачу автокрана.

2.5. Сообщать своему непосредственному руководителю правдивую информацию о своем самочувствии.

2.6. Не употреблять перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессивные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.

2.7. Ежедневно вести путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива.

2.8. Наблюдать и осуществлять контроль за креплением, погрузкой и выгрузкой груза.

2.9. Своевременно вести журнал наработки автокрана.

III. ПРАВА

Машинист автокрана имеет право:

3.1. Право на безопасное рабочее место.

3.2. Право на санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание.

3.3. Право на соблюдение режима труда и отдыха.

3.4. Право на самозащиту своих трудовых прав.

3.5. Вносить руководству предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автокрана, а также по любым другим вопросам, касающимся исполнения настоящей Инструкции.

IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Машинист автокрана несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.