Должностная инструкция помощника машиниста кочегара котельной. Инструкция по охране труда для машиниста (кочегара) котельной


К атегория:

Обслуживание и ремонт котла и паравой машины

Техническое освидетельствование котлов


Крановые котлы как сосуды, работающие под давлением, должны удовлетворять требованиям Правил устройства, установки, содержания и освидетельствования паровых котлов, пароперегревателей и водяных экономайзеров.

Согласно этим правилам каждый эксплуатируемый котел подвергается в установленные сроки техническому освидетельствованию инспекцией Котлонадзора. Целью освидетельствования является проверка технического состояния котла, исправности действия приборов и приспособлений и правильности обслуживания котла.

Виды и сроки технических освидетельствований котла установлены следующие: – наружный осмотр - не реже одного раза в год; – внутренний осмотр - не реже одного раза в три года; – гидравлическое испытание - не реже одного раза в шесть лет.



-

При гидравлическом испытании котла обязательно производится его внутренний осмотр. Когда котел по условиям работы не может быть остановлен для технического освидетельствования в установленное время, а по своему техническому состоянию его дальнейшая эксплуатация не вызывает опасений, срок освидетельствования может быть продлен инспекцией Котлонадзора до трех месяцев.

Досрочное гидравлическое испытание котла производит инспекция Котлонадзора в случаях, когда: – котел до пуска в работу находился в бездействии более одного года; – котел был демонтирован и переставлен на другой кран или в другое место; – сменено более 50% общего количества экранных и кипятильных ‘ труб или 100% пароперегревательных, экономайзерных и дымогарных труб; – сменено более 15% общего числа связей любой стенки котла; – сделана замена хотя бы части листа стенок котла или переклепано не менее 15 рядом стоящих или не менее 25% всех заклепок в каком-либо шве; – при ремонте котла была применена сварка его частей, находящихся под рабочим давлением (за исключением трубчатых поверхностей нагрева); – при ремонте котла выправлялись выпучины, вмятины на основных его элементах (жаровые трубы, листы топок, барабанов и т. п.).

Инспектору Котлонадзора предоставлено право досрочно освидетельствовать любой вид котла, если по его состоянию такая проверка необходима. Причины, вызвавшие досрочно освидетельствование котла, записывают в шнуровую книгу.

Наружный осмотр производит инспектор Котлонадзора во время работы котла. При этом он проверяет внешнее состояние котла и его арматуру, знание крановыми бригадами правил технической эксплуатации котла.

К внутреннему осмотру котел должен быть соответствующим образом подготовлен. Его охлаждают, промывают, очищают от накипи и сажи, удаляют колосники, снимают изоляцию вдоль швов котла и у штуцеров арматуры в местах подтеков.

При осмотре проверяют состояние стенок, связей, заклепочных и сварных швов, плотность постановки труб, смотрят, нет ли трещин, выпучин, разъеданий металла котла и других дефектов, и обращают внимание на чистоту стенок котла. Внутренний осмотр обычно выполняют при среднем и капитальном ремонте крана.

Гидравлическому испытанию котел подвергают для того, чтобы проверить его прочность, плотность труб, заклепочных и сварных соединений. При испытании котел наполняют водой, которую накачивают под давлением насосом. Давление во время испытаний должно быть для котлов, работающих при давлении свыше 5 кг/см2, на 25% выше рабочего давления, но не менее +3 кг/см; для котлов, рабочее давление которых менее 5 кг/см2, - на 50% больше рабочего давления, но не менее 2 кг/см2. Под пробным давлением котел должен находиться в течение 5 мин. Подъем и снижение давления производят постепенно. Давление, равное рабочему, поддерживают в течение всего времени, необходимого для осмотра котла.

Пробное давление измеряют контрольным манометром инспектора Котлонадзора. Котел признается выдержавшим гидравлическое испытание, если: – в нем нет признаков разрыва; – не замечена течь; при этом выход воды через заклепочные швы в виде мелкой пыли или капель («слезинок»), а также выход воды из-за неплотностей арматуры – течью не считается, если не наблюдается снижение пробного давления; – не замечено остаточных после испытания деформаций.

При появлении «слезинок» и потения в сварных швах котел считают не выдержавшим испытания. Дефектные места таких швов вырубают и заваривают вновь.

При гидравлическом испытании производят и внутренний осмотр котла.

О результатах осмотра делают запись в книге парового котла (форма ЯКУ № 1), скрепленной сургучной печатью. Кроме этой книги, имеется еще книга работы парового котла (форма ЯКУ № 2).

К атегория: Монтаж котлов

Гидравлическое испытание котлов и трубопроводов

В соответствии с правилами Госпроматомнадзора СССР котлы, пароперегреватели и водяные экономайзеры, работающие под избыточным давлением более 0,07 МПа, а также водогрейные котлы с температурой подогрева воды выше 115 °С регистрируют в органах Госпроматомнадзора СССР и подвергают техническому освидетельствованию.

Техническое освидетельствование состоит из внутреннего осмотра и гидравлического испытания агрегатов. Пароперегреватели и экономайзеры, составляющие с котлом один агрегат, освидетельствуют одновременно с ним.

Котел осматривают внутри, проверяя, нет ли трещин, разрывов, коррозии металла, нарушения вальцовочных и сварных соединений и других возможных дефектов.

Гидравлическое испытание выполняют, чтобы проверить прочность элементов котла, работающих под давлением, и плотность их соединений. Гидравлическому испытанию подвергают барабаны и камеры паровых котлов, экранные и конвективные трубные системы, пароперегреватели и водяные экономайзеры. Гидравлические испытания отдельных элементов и блоков, проведенные на укрупнительной монтажной площадке, не освобождают от гидравлического испытания смонтированного оборудования.

До начала гидравлического испытания закрывают все лючки и лазы котла, на которых установлены постоянные прокладки, запорную арматуру, отключающую котельный агрегат от других устройств и трубопроводов, а между котлами и предохранительными клапанами устанавливают заглушки. Для испытания котел заполняют водой температурой не выше 60 и не ниже 5 °С при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С. Воздух при заполнении котла водой удаляют через предохранительный клапан или специальный воздушный кран.

Для заполнения котла водой и создания пробного давления, которое повышают постепенно и плавно, применяют насос с электроприводом или ручной гидропресс. Пробное давление выдерживают в течение 5 мин, после чего его постепенно снижают до рабочего. В случае падения давления выясняют место пропуска воды. При незначительном снижении давления из-за неплотности арматуры гидравлическое испытание можно продолжать, при этом пробное давление поддеркивают подкачкой воды, но не более 5 мин. Давление воды в котле измеряют двумя проверенными манометрами, один из которых должен быть контрольным.

Котельный агрегат осматривают при рабочем давлении, обстукивая сварные швы легкими ударами молотка массой не более 1,5 кг. Особое внимание обращают на плотность сварных швов, вальцовочных и фланцевых соединений. Если при испытании котла внутри его слышны удары, шум, стук или происходит резкое падение давления, гидравлическое испытание прекращают для выявления повреждений.

Котел считается выдержавшим гидравлическое испытание, если в нем не образовались разрывы, течь или деформации. Если в сварных швах или стенках труб появятся капельки воды или они запотеют, то котел считают не выдержавшим испытание. Котлы, выдержавшие гидравлическое испытание, можно обмуровывать и выполнять на них теплоизоляционные работы.

Разрешение на эксплуатацию котла, пароперегревателя и экономайзера выдается на основании результатов технического освидетельствования.

Техническое освидетельствование трубопроводов, заключается в проверке монтажной документации, в наружном осмотре и гидравлическом испытании смонтированных трубопроводов. Техническое освидетельствование смонтированных трубопроводов выполняет инженер-контролер Госпроматомнадзора СССР, трубопроводов, не подлежащих регистрации в органах Госпроматомнадзора СССР, - руководство монтажного участка при участии представителя технадзора заказчика.

Наружный осмотр и гидравлическое испытание трубопроводов из бесшовных труб разрешается выполнять, если на них уже наложена изоляция и сварные стыки и фланцевые соединения доступны для осмотра. Трубопроводы, изготовленные из сварных труб, подвергают гидравлическому испытанию, до того как на них наложат тепловую и антикоррозионную изоляцию. Сварные стыки подвергают термической обработке до гидравлического испытания.

Гидравлическое испытание смонтированных трубопроводов производят, чтобы проверить прочность и плотность их соединения. Перед испытанием трубопроводов большого диаметра проверяют, выдержат ли опоры и подвески дополнительную нагрузку от веса воды, которая при больших диаметрах труб будет значительной. Кроме того, обращают внимание на защиту от дополнительных изгибающих усилий хрупких линзовых компенсаторов и чугунной арматуры.

Для питательных трубопроводов за рабочее давление принимают напор, развиваемый питательными насосами при закрытых задвижках.

При подготовке трубопровода к гидравлическому испытанию проверяют: закончены ли сварочные работы и термическая обработка сварных стыков; поставлены ли прокладки во фланцевых соединениях и произведена ли их обтяжка. Затем собирают схему испытываемого трубопровода и, проверив исправность гидропресса, соединяют его с источником водоснабжения, а напорный патрубок подключают к испытываемому трубопроводу. В нижней точке испытываемого участка должен быть спускной вентиль Для опорожнения трубопровода после испытания, а в верхней точке - воздушный кран для удаления воздуха во время заполнения водой. На нагнетательном трубопроводе устанавливают исправный запломбированный манометр, срок проверки которого не истек. При испытании трубопроводов и сосудов применяют проверенные пружинные манометры с классом точности не ниже 1,5 и диаметром корпуса не менее 150 мм.

Сборка схемы для испытания заключается в том, что испытываемый трубопровод отключают от действующих или несмонтированных трубопроводов и оборудования и открывают все запорные органы на испытываемом участке, кроме вентилей на дренажных и сливных линиях, которые должны быть закрыты. Если на трубопроводе имеются предохранительные клапаны, между ними и трубопроводом устанавливают заглушки.

Для гидравлического испытания трубопроводов используют гидравлические насосы с электроприводом и ручные гидропрессы.

Трубопровод медленно заполняют сырой водой температурой не ниже температуры окружающего воздуха, так как это предотвратит его отпотевание. При этом воздушники полностью открывают. После удаления воздуха воздушник закрывают и плавно повышают давление до пробного, выдерживая его в течение 5 мин, затем снижают давление до рабочего. Далее при рабочем давлении осматривают сварные и фланцевые соединения. При осмотре сварные стыки обстукивают молотком и убеждаются в отсутствии течи, трещин, свищей и других дефектов. В случае обнаружения дефектных мест их отмечают мелом, чтобы после снятия давления их можно было легко обнаружить. Дефектные места в сварных швах удаляют и вновь заваривают. Исправлять дефекты до снятия давления до нуля не допускается.

Фланцевые соединения и сальниковые уплотнения, в которых была обнаружена течь, разбирают, выявляют причину течи и устраняют ее. После устранения дефектов гидравлическое испытание повторяют.

Результаты гидравлического испытания считают удовлетворительными, если не произошло падения давления (убеждаются по манометру) и если в сварных швах, трубах, арматуре и фасонных частях не обнаружено течи или отпотевания. Гидравлическое испытание нельзя выполнять при отрицательной температуре окружающего воздуха, так как при этом может разморозиться и разорваться арматура, особенно чугунная, и мелкие трубы. По этой же причине из трубопроводов в зимнее время в неотапливаемых помещениях по окончании гидравлического испытания немедленно и тщательно сливают воду. Участки, не имеющие свободного слива (змеевики, вогнутые участки), продувают сжатым воздухом Для спуска воды рядом с чугунной арматурой разбирают фланцевые соединения. При спуске воды воздушники открывают.

Результаты освидетельствования трубопроводов и разрешение на их пуск в работу записывают в паспорте.



- Гидравлическое испытание котлов и трубопроводов