Авиация россии. Аэроджип или летающая лодка Орион - продаётся

Несмотря на усилия промышленности США, акустическое оборудование самолета по-прежнему не удовлетворяло военных. В течение пяти лет флот США вел исследования по созданию новой автоматизированной системы обработки данных и управления поисковым оборудованием, причем не только гидроакустическим. Окончательный вариант системы A-NEW также не отвечал поставленным задачам, однако A-NEW оказался лучшим из предложенных промышленностью вариантов. Платформой для этого комплекса стала очередная модификация Р-3С «Чарли».

Обработка информации от различных поисковых систем осуществляется бортовой ЦВМ AN/ASQ-114 фирмы «Юнивак». Р-3С стал первым в мире самолетом ПЛО с централизованным компьютером обработки информации от поисковой и навигационной систем. Кроме того, ЭВМ выдавала команды на сброс РГБ и применение оружия. Использование ЭВМ и нового акустического процессора AQA-7 позволило резко увеличить эффективность работы гидроакустического комплекса - теперь одновременно обрабатывалась информация от 31 буя, в то время как AQA-5 позволяла «прослушивать» не более 16 РГБ.

Возможности самолета по обнаружению надводных целей расширились за счет установки низкоуровневой телевизионной системы вместо использовавшегося на Р-3А/В прожектора и новой РЛС ARS-115. Цифровая аппаратура связи позволила осуществлять обмен информацией с другими самолетами, кораблями и береговыми командными пунктами. У летчика установили индикатор тактической обстановки. Полностью обновили навигационное и радиосвязное оборудование.

Первый полет YP-3C совершил в сентябре 1968-го, а поставки флоту США начались в 1969-м. Рост боевых возможностей субмарин, прежде всего атомных, потребовал дальнейшего совершенствования бортового оборудования базового самолета ПЛО стран Запада. Всего «Орионы» варианта Р-3С прошли четыре программы модернизации.

Первая доработанная машина взлетела в апреле 1974-го, но лишь с января 1975-го строившиеся Р-3С комплектовались новым оборудованием. На этих машинах увеличили в семь раз емкость памяти ЭВМ, установили новый акустический процессор AQA-7(V) «Дифар» и приемную аппаратуру радионавигационной системы «Омега». Всего изготовлен 31 такой Р-3С.

В августе 1977-го в Патаксен-Ривер начались испытания Р-3С с инфракрасной системой обзора передней полусферы. В состав бортового вооружения ввели ПКР «Гарпун» и ряд усовершенствований, связанных с акустическими поисковыми системами. В итоге получился многоцелевой ударный самолет, способный автономно осуществлять поиск и поражать надводные и подводные цели любого класса.

Первый пуск «Гарпуна» по стоявшему на якоре вблизи побережья Калифорнии списанному эсминцу «Ингерсолл» с Р-3А состоялся в декабре 1972-го, а первый успешный пуск с «Ориона» по движущейся надводной цели - в ноябре 1973-го. В 1977-1981-х годах построили 44 самолета данной модели.

Начиная с 1981-го, на 24 «Орионах» появилось более надежное навигационное и радиооборудование.

На четвертом варианте (считая промежуточный) «Ориона» полностью обновили аппаратуру обработки сигналов от РГБ. Новый комплекс построили на базе вычислителя обработки акустической информации IBM «Протеус». БЦВМ СР-901 позволяет одновременно обрабатывать информацию от 99 буев. Среди других усовершенствований - доработка ВСУ для охлаждения возросшего количества оборудования и установка нового приемника сигналов РГБ. Кроме того, появилась возможность подвески на внутреннем подкрыльевом пилоне контейнера с аппаратурой РЭБ AN/ALQ-78.

Наиболее совершенной является пятая модификация, разрабатывавшаяся с 1987-го фирмой «Боинг». Возможности ее радиоэлектронного оборудования по обнаружению малошумных подводных лодок возросли в пять раз. Очередной прототип «Ориона» совершил первый полет в декабре 1991-го.

Конкурс на проект перспективного самолета ПЛО по программе LRAACA (самолет ПЛО дальнего действия с возможностями нанесения ударов по наземным и надводным целям) в октябре 1988-го выиграла «Локхид». Первоначально проект обозначался P-3G, позднее - Р-7А. Машину предполагалось оснастить новым поисковым комплексом и ТВД «Дженерал Электрик» GE38 мощностью 5150 э. л. с., радикально пересмотреть конструкцию планера, практически не менявшуюся со времен «Электры». Но эту программу аннулировали в 1990-м.

Велась модернизация уже построенных самолетов ПЛО. Прежде всего, на Р-3А установили двигатели Т56-А-14, вспомогательную силовую установку и оборудование для применения УР «Булпап», иными словами, довели машину до уровня Р-3В. В середине 1970-х на Р-3А и Р-3В заменили инерциальные навигационные системы, цифровые вычислители навигационных комплексов и установили новые низкочастотные радионавигационные системы. Прошедшие модернизацию по этой программе «Орионы» получили возможность осуществлять привязку к географическим координатам выставленного поля акустических буев с такой же точностью, как и Р-3С. В конце 1980-х доработали и Р-3С «Чарли» первых серий.Первые «стандартные» Р-3С стали поступать в VP-56 (авиабаза Патаксен Ривер).

Кроме эскадрилий первой линии ВМС США, «Орионы» поступали на вооружение резерва морской авиации. В 1970-м, после передачи девяти Р-3А из боевых частей флота сформировали эскадрилью VP-91 - первое резервное подразделение. Всего «Орионы» получили 15 эскадрилий резерва флота США.

В середине 1980-х, на которые пришелся пик противостояния флотов НАТО и СССР, «Орионы» состояли на вооружении 24-х боевых и одной учебно-боевой эскадрильи авиации флота США.

Эскадрильи организационно свели в пять патрульных авиакрыльев базовой авиации. Два крыла числились за воздушными силами Атлантического флота и имели шесть эскадрилий, три оставшихся крыла имели по четыре эскадрильи Р-3 и входили в состав воздушных сил Тихоокеанского флота.

«Домом» патрульных эскадрилий являлись базы на континентальной территории США и Гавайских островах, но самолеты постоянно находились в заокеанских «командировках», отслеживая действия советских кораблей и подводных лодок. «Орионы» регулярно выполняли полеты с полярного аэродрома Адьяк на Аляске, японских баз Ацуги, Ивакуни и Мисава, филиппинской Куби Пойнт, расположенного в Индийском океана атолла Диего-Гарсиа.

Передовые базы «атлантических» Р-3 - Гуантанамо на Кубе, Кефлавик в Исландии, Милденхэлл в Великобритании, Рота и Сигонелла в Испании, Лагенс в Португалии, Суда на Крите.

В конце 1980-х три «тихоокеанских» авиакрыла преобразовали в два шести -эскадрильного состава. По состоянию на конец 1990-х на вооружении ВМС Соединенных Штатов числилось 246 P-3B/C. Последний вылет на выполнение задания по поиску подводной лодки Р-3А одной из резервных эскадрилий выполнил в марте 1990-го. Р-3В эскадрильи первой линии совершил последний «боевой» полет в сентябре 1990-го. В настоящее время на вооружении флота состоят только Р-3С.

В 1968-1984-м годах «Орионы» числились в 10-й эскадрилье ВВС Австралии, дислоцировавшейся в Эдинбурге. В 1978-м там же сформировали 11-ю эскадрилью, укомплектованную десятью усовершенствованными Р-3С. Машинами второй партии перевооружили в 1984-1986-м годах 10-ю эскадрилью, а высвободившиеся Р-3В продали Португалии (шесть), Новой Зеландии (один) и США (два).

В США экс-австралийские «Орионы» переоборудовали в самолеты ДРЛОиУ (У-управления). Австралийские «Чарли» имели несколько иной состав радиоэлектронного оборудования, в частности, на них устанавливался англо-австралийский акустический процессор AQS-901, позволявший работать с австралийскими РГБ, и аппаратуру радиоэлектронной борьбы израильского производства.

В1969-м Норвегия получила пять новых Р-3В, еще два Р-3В, снятых с вооружения в США, закупила в 1980-м. В начале 1980-х поступило еще четыре «Ориона» - вновь построенные Р-3С, отличавшиеся возможностью применения норвежских ПКР «Пингвин».

По состоянию на конец 1990-х Норвегия имела шесть «Орионов» на вооружении 333-й эскадрильи (авиабаза Аннёйя). Четыре из них предназначены для борьбы с подводными лодками, а два - используются в интересах береговой охраны.

В 1975-м Иран закупил шесть P-3F с системой дозаправки в воздухе. от танкеров «Боинг»-707-3J9С. Покупка Ираном «Орионов» выглядит весьма странной - морские интересы этого государства ограничивались Персидским заливом и сравнительно небольшой акваторией Аравийского моря, где возможности океанского самолета ПЛО выглядят избыточными.

Сделка с Ираном - единственный случай, когда с «Орионом» вполне мог конкурировать «Атлантик». Иранские «Орионы» участвовали в ирано-иракской войне, действуя с авиабазы Бендер-Аббас. Боевых потерь самолеты не имели, однако из-за нехватки запасных частей постепенно выходили из строя. По различным оценкам, к 2000-му году в Иране осталось один-два P-3F.

Тринадцать Р-3С, поставленных из США в 1981 -1984-х, состоят на вооружении двух эскадрилий морской авиации Нидерландов. На одном из них в 1987-м испытывалась инфракрасная система ночного видения фирмы «Филлипс». Самолеты, базирующиеся на авиабазе Кефлавик в Исландии, используются для контроля акватории Северного моря и Северной Атлантики.

Авиабазу Кефлавик пилоты НАТО в шутку назвали «противолодочной столицей мира». В годы «холодной войны» там, на ротационной основе постоянно дежурило не менее эскадрильи «Орионов», патрулировавших «торную дорогу» субмарин Северного флота с баз Кольского полуострова на просторы Атлантики. Даже после «потепления» политического климата в мире Кефлавик не утратил своего титула.

К примеру, на учениях НАТО, проводившихся в октябре 1996-го, на исландском аэродроме собрались самолеты ПЛО из США, Голландии, Канады, Норвегии, Португалии, Великобритании, Италии, Германии и Франции. Патрульную авиацию первых пяти стран представляли «Орионы».

«Исландские» и норвежские Р-3 занимались не только слежением за субмаринами, но и осуществляли глобальный мониторинг акваторий арктических морей, где действовали советские корабли и самолеты. Именно благодаря экипажу «Ориона» норвежских вооруженных сил, на Западе в апреле 1987-го появились первые качественные снимки новейшего истребителя Су-27.

ВВС Южной Кореи в 1994-1995-х годах получили восемь Р-3С. После многолетних проволочек, связанных с наложенным конгрессом США эмбарго, Пакистан в конце 1990-х получил четыре Р-3С. Контракт на поставку «Орионов» Пакистану заключили в 1990-м, самолеты изготовили в 1991-м, тогда же в США прошли обучение пакистанские экипажи.

Особняком стоят «Орионы» Канады и Японии. В 1976-м Канада после длительного изучения различных предложений выбрала Р-3 в качестве самолета ПЛО океанской зоны.

Морская авиация Канады в 1980-1981-м годах получила 18 СР-140 «Аврора», представлявших гибрид планера Р-3С и поискового оборудования палубного самолета ПЛО S-3A «Викинг». СР-140 имеют на вооружении четыре эскадрильи.

Еще три СР-140А «Арктур» предназначены для контроля экономической зоны прилегающего к побережью Канады океанского шельфа и охраны рыболовства. «Арктуры» имеют упрощенный, по сравнению с «Авророй», состав оборудования. Эти самолеты пришли на смену патрульным СР-121 «Треккер» в 1992-1993-м годах.

Японские морские силы самообороны занимают второе место в мире по количеству «Орионов» после ВМС США. «Орион» выбрали японцы для замены «Нептунов» в августе 1977-го. Имея развитую авиационную и электронную промышленность, они предпочли наладить лицензионное производство, а не закупать готовые изделия в США.

Первые три Р-3С, предназначенные Силам самообороны, изготовила «Локхид», последующие пять - собрали в Японии из американских комплектующих, а оставшиеся 92 построили и укомплектовали оборудованием на заводе фирмы «Кавасаки Хэви Индастриз».

«Орионы» получили на вооружение 10 эскадрилий, последний Р-3С передали заказчику в сентябре 1997-го. В процессе лицензионного производства «Орионы» неоднократно усовершенствовались.

Начиная с 46-го самолета улучшили поисковую РЛС и процессор обработки акустических сигналов, установили аппаратуру РЭБ. Девять машин оснастили автоматической системой управления полетом.

С 70-й машины аппаратура «ДИФАР» заменялась системой обработки акустических сигналов «Протеус» с центральной ЦВМ. С 1989-го - ставилась система спутниковой связи, о чем свидетельствуют черные антенны в верхней передней части фюзеляжа.

На ранее построенных японских Р-3С с 1993-го заменялась вся радиоэлектронная начинка. Первый переоборудованный самолет Силы самообороны получили в 1996-м.

Модификация P-3C Размах крыла, м 30.37 Длина самолета,м 35.61 Высота самолета,м 10.27 Площадь крыла,м2 120.77 Масса, кг пустого самолета 27892 нормальная взлетная 61236 максимальная взлетная 64411 Внутреннее топливо, кг 28350 Тип двигателя 4 ТВД Allison T56-A-14 Мощность, э.л.с. 4 х 4910 Максимальная скорость, км/ч 761 Крейсерская скорость, км/ч 608 Скорость патрулирования, км/ ч 381 Практическая дальность, км 7672 Боевой радиус действия, км 3835 Практический потолок, м 8625 Экипаж, чел 5 + 5 операторов Вооружение: Боевая нагрузка - 9072 кг в отсеке оружия 10 узлах подвески
В отсеке оружия:
3 10/20 кт ядерные бомбы В57, или
1х 907-кг Mk.55 или Mk.56 мины, или 3х 454-кг Mk.52 мины,
или 8 157-кг глубинных бомб Mk.54
или 8х 227-кг Mk.82 или 3х 454-кг Mk.83 бомбы,
или 8 деструкторов Mk.38 или 3х 481-кг деструктора Mk.40,
или 4х Mk.101 ядерные глубинные бомбы,
или 8 торпед Mk.46 или 6 торпед Mk.50 Barracuda.
На узлах подвески:
10х 157-кг глубинных бомб Mk.54,
или 10х 227-кг Mk.82 или 8х 454-кг Mk.83 бомбы,
или 4 Mk.101 ядерные глубинные бомбы,
ли 10 деструкторов Mk.38 или 8х 481-кг деструктора Mk.40,
или 8х 454-кг Mk.52 мины или 6х 907-кг Mk.55 или Mk.56 мины,
8 ПКР AGM-84 Harpoon, или
2 УР воздух-воздух AIM-9L Sidewinder, или
10 ПУ LAU-68A или -69А 7х70-мм или 19х70-мм НУР, или
10 ПУ LAU-10A/C 5х127-мм НУР.
ЛТХ:

Источники информации: Крылья Родины. Михаил Никольский. Дозорные океана
Анатолий Артемьев. Противолодочные самолеты
Warplanes. Modern Fighting aircraft
Marco P.J. Borst & Jaap Dubbeldamю P-3 Orion
David Reade. The Age of Orion. The Lockheed P-3 Story
Airforce Technology. P-3C Orion Maritime Patrol and Anti-Submarine Warfare
Squadron/Signal. Richard S. Dann, Rick Burgess. P-3 Orion in Action

Базовый патрульный самолет P-3C Orion фирмы Lockheed предназначен для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, ведения воздушной разведки. Серийное производство модификации P-3C, пришедшей на смену ранее созданным P-3A и P-3B, началось в сентябре 1968 года. Всего было построено 143 машины. В середине 70-х годов шесть самолетов модификации P-3F с упрощенным составом бортового оборудования было поставлено Ирану. Для ВМС Канады было поставлено 18 самолетов, получивших обозначение CP-140 Aurora. Несколько самолетов P-3P стоят на вооружении ВВС Португалии. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с прямым низкорасположенным крылом.

Внутренний объем его фюзеляжа разделен на две части - герметизированную (в верхней части) и негерметизированную (в нижней). В первой находятся кабина экипажа и отсеки операторов с пультами управления и различным бортовым оборудованием, а во второй - отсек вооружения, 48 пусковых установок для РГБ и другое вспомогательное оборудование. Проектом предусмотрено оставить 25 проц. полезного объема фюзеляжа свободным для размещения перспективных систем поиска и обнаружения подводных лодок. За счет объема дополнительных внутренних топливных баков была увеличена продолжительность полета. Экипаж самолета десять человек - первый и второй пилоты, бортинженер, оператор тактической обстановки (координатор), два оператора гидроакустической и оператор неакустической аппаратуры, оператор средств навигации и связи, два наблюдателя.

Вооружение расположено в фюзеляжном отсеке (размер 2,0X0,8X3,9 м) и на десяти наружных подкрыльевых пилонах. В зависимости от характера решаемых задач самолет P-3C может брать различные виды оружия в следующих вариантах: в фюзеляжном отсеке (3200 кг) - восемь глубинных 157-кг бомб типа 67, восемь противолодочных торпед (Мк44, Мк46 или типа 73), одну мину калибра 2000 фунтов (Мк55 или 56), три мины калибра 1000 фунтов (Мк52); на подкрыльевых пилонах - до четырех ПКР «Гарпун», торпеды, мины, НАР.

Самолет оснащен современной боевой информационно-управляющей противолодочной системой A-NEW, РГБ, другой американской радиоэлектронной аппаратурой. На японских самолетах Р-ЗС также установлены некоторые приборы собственной разработки (связная аппаратура HRC-112, HSC-11, -12 и -14, RRC-22; навигационная LTN-72, HRN-101B и -107, HPQ-2, R-1651/ ARA; акустическая регистрирующая N-RO-40/НМН, N-1D-128A; аппаратура опознавания CV-2461A/A и использования оружия BRU-12A, -14А и -15А).

Основным элементом системы A-NEW является цифровая ЭВМ AN/ASQ-114 (V) общего назначения. Она имеет быстродействие 3 млн. опер./с и 16 каналов ввода (передачи) информации от различных подсистем. A-NEW, кроме того, включает аппаратуру AN/AYA-8B обработки, анализа и преобразования данных, сопряженную с ЭВМ, пультами летчиков и операторов, периферийными электронными подсистемами. Она позволяет автоматизировать процессы поиска и обнаружения подводных лодок и надводных кораблей, а также применения оружия. Это в значительной степени освобождает экипаж от трудоемких операций и позволяет сосредоточивать внимание на выполнении боевой задачи. Система A-NEW обрабатывает и анализирует различные данные от средств обнаружения (РЛС, РГБ, станции РТР и т. п.), отображает их на индикаторах и автоматически передает на другие самолеты, корабли и береговые пункты (посты ASWOC).

В частности, устанавливаются текущие координаты самолета (с использованием информации РНС «Омега»), целей и выставленных буев, осуществляется выбор типа и сброс РГБ в заданной точке, учитывается их расход. A-NEW позволяет летчикам выводить самолет в точку встречи с целью и вырабатывать команды на автоматическое применение оружия. Члены экипажа могут получать по запросу на своих индикаторах информацию о глубине моря, характере дна, солености и температуре в различных слоях воды, волнении, ветре и т. д. Кроме того, эта система предупреждает оператора о его ошибочных действиях, обеспечивает связь между членами экипажа через ЭВМ и подсистему электронной индикации, осуществляет самоконтроль и определяет расположение неисправных узлов и тип поломки.

В системе A-NEW используются микроэлектронные схемы и сменные блоки, удобные для проверки и технического обслуживания. Получили широкое распространение современные элементы модульной электроники. По данным зарубежной печати, среднее время наработки на отказ в системе A-NEW составляет 1000 ч, а для устранения большинства отказов требуется 10-15 мин.

Радиогидроакустические буи являются основным средством поиска и обнаружения подводных лодок. На самолетах P-3C применяются активные РГБ ненаправленного действия AN/SSQ-47B и пассивные AN/SSQ-53B системы «Дифар». С помощью специальных буев типа AN/SSQ-57 определяется спектр распределения уровней шумов моря. У большинства типов буев размеры стандартные. На самолете P-3C может размещаться до 87 буев различных типов. Они сбрасываются с помощью пусковых установок, представляющих собой трубчатые направляющие, внутри которых находится пороховой заряд с воспламенением от электроцепи. 48 таких направляющих (каждая для одного РГБ) в нижней, негерметизированной части фюзеляжа снаряжаются непосредственно перед полетом. В верхней, герметизированной части расположены четыре ПУ, предназначенные для сбрасывания остальных буев. Они снаряжаются только во время полета. Выбор типа буя производится в зависимости от выполняемой экипажем задачи. При этом характеристики каждого буя вводятся в ЭВМ, с тем чтобы он по заданной программе мог быть сброшен автоматически в нужной точке полета.

Кабина пилотов оборудована двумя пультами управления. На пульте командира корабля имеется индикатор тактической обстановки в реальном масштабе времени, где отображаются первоначальные и предполагаемые координаты цели, местоположение самолета и маршрут полета в упрежденную точку, координаты выставленных РГБ. По краям этого индикатора высвечиваются данные о скорости полета, расчетном времени прибытия на авиабазу или в заданный район патрулирования и пройденном расстоянии. С помощью клавиатуры командир может осуществлять связь с ЭВМ, основным индикатором тактической обстановки и другими электронными подсистемами. В кабине летчиков есть также вспомогательный индикатор комбинированных пилотажных данных о высоте, курсе самолета и полете в упреждающую точку. Применением оружия управляет ЭВМ, но командир может в любой момент воспользоваться ручным управлением.

Пост оператора тактической обстановки оборудован пультом с индикатором отображения данных AN/ASA-70. На нем высвечивается информация об обстановке, точном времени, направлении и скорости ветра, пройденном расстоянии, курсе и скорости полета относительно земли. Все данные рассчитываются автоматически, во время полета фиксируются на магнитной ленте и анализируются после посадки. Для отображения и считывания данных, введенных в запоминающее устройство ЭВМ, оператор использует вспомогательный индикатор. С помощью клавиатуры пульта он может составлять и передавать донесения по каналам буквопечатания. Скорость передачи информации 60-100 слов в минуту, а распечатки данных от ЭВМ 3000. По линии передачи цифровых данных «Линк-11» поддерживается двусторонняя связь с другими самолетами P-3C, надводными кораблями и береговыми пунктами.

Два поста операторов гидроакустической аппаратуры оснащены средствами управления и контроля РГБ: AN/AQA-7 (V), AN/AQH-4 (V), AN/ARR-72 (V) и AN/ASA-76А. Для отображения данных применяются индикаторы AN/ASA-66A.

Пост оператора неакустической аппаратуры оборудован приборами управления, контроля и отображения информации, получаемой от РЛС AN/APS-115B, магнитного обнаружителя AN/ASQ-81C (V), ИК разведывательной станции AN/AAS-36, станции радио- и радиотехнической разведки AN/ALQ-78, а также радиолокационным ответчиком и запросчиком AN/APX-72 и -76 (V), индикаторными устройствами AN/ASA-64A и -65 (V).

Пост оператора средств радиосвязи и навигации оснащен KB и УКВ радиостанциями AN/ARC-161, HRC-112, AN/ARC-143B, а также засекречивающей аппаратурой связи HSC-11, -12 и -14 и другими средствами связи: AN/ACQ-5A, AN/AGC-6, RRC-22, AN/AIC-22 (V). Инерциальная навигационная система LTN-72 выдает данные о положении самолета, курсе и высоте всего полета. Доплеровская навигационная РЛС AN/APN-227 позволяет рассчитывать снос самолета и скорость полета относительно земли. Информация от навигационных систем вводится в ЭВМ, которая вырабатывает также данные об абсолютной высоте полета.
Два наблюдательных поста находятся у бортовых иллюминаторов и оснащены оптическими средствами визуального наблюдения. Наблюдатели в случае необходимости могут заменять операторов.


ПАТРУЛЬНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ LOCKHEED P-3 ORION (США)

ANTI-SUBMARINE PATROL AIRCRAFT LOCKHEED P-3 ORION (USA)

03.08.2013
Разведывательные самолеты P-3 Orion ВМС США часто ведут наблюдение за кораблями КНР, размещенными в спорных районах Южно-Китайского моря, передает новостной интернет-портал GMA News со ссылкой на заявление главы филиппинского МИД Альберта дель Росарио. «Я полагаю, что это имеет для нас существенное значение: нас интересует положение дел в нашей исключительной экономической зоне, на нашем континентальном шельфе, и мы хотим знать, имели ли место какие-то вторжения туда», - сказал министр, передает РИА «Новости». Отвечая на вопрос о том, не противоречат ли такие полеты заявлениям Вашингтона о нейтральности в морском споре, дель Росарио напомнил о подписанном США и Филиппинами договоре о взаимной обороне.

25.09.2013
Первый из заказанных Тайванем в США самолетов базовой патрульной авиации P-3C «Орион» прибудет в страну ближайшие дни. Срок прибытия зависит от прохождения через территорию островного государства тайфуна «Усаги». По информации газеты «Тайбэй таймс», которая ссылается на источник в ВВС, первый из 12 заказанных P-3C «Орион» вылетит из США и, сделав остановки на Гуаме или Гавайях, выполнит посадку на авиабазе «Пингтунг» (Pingtung). Самолет будет пилотироваться американскими летчиками в присутствии на борту специалистов тайваньских ВВС. На авиабазе «Пингтунг» уже подготовлена необходимая для ремонта и обслуживания P-3C инфраструктура.

22.11.2013
ВВС БРАЗИЛИИ ПОЛУЧИЛИ СЕДЬМОЙ МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ САМОЛЕТ «ОРИОН»

ВВС Бразилии получили седьмой патрульный самолет Lockheed Martin P-3AM Orion, модернизированный компанией Airbus Military, сообщает janes.com 19 ноября 2013 г.
Самолеты (9 единиц) модернизируются по контракту от 2005 года. «Орионы» получают полностью интегрированную тактическую бортовую систему, разработанную Airbus Military, тепловизионную систему FLIR Systems Star SAFIRE II и многорежимную бортовую РЛС морской разведки ELTA Systems EL/M-2022A (V)3 с системой опознавания «свой-чужой».
Военный паритет

27.12.2013


ВВС Бразилии получили 8-й по счету базовый патрульный самолет Р-3АМ Orion с регистрационным номером 7205, сообщает aereo.jor.br 23 декабря.
Самолет был передан в Севилье (Испания) и перегнан в Бразилию экипажем эскадрильи «Орунган» (база Сальвадор). Новый самолет является частью программы модернизации ВВС совместно с Координационным комитетом программы закупок боевых самолетов (Comiss?o Coordenadora do Programa Aeronave de Combate — COPAC).

13.04.2014


7 апреля на форуме портала china-defense.com помещены фото иранского базового патрульного самолета P-3F Orion, выполняющего облет американского атомного ударного авианосца USS Abraham Lincoln (CVN-72). Дата и район события не сообщаются. Известно, что в составе авиации ВМС Ирана находятся пять самолетов вышеуказанного типа.



17.04.2014


Государственный департамент США одобрил заявку министерства обороны Германии на модернизацию восьми береговых патрульных самолетов P-3C Orion, сообщает Jane’s. Сумма потенциального контракта оценивается в 250 миллионов долларов. В ближайшее время одобрить заявку должен Конгресс США, после этого станет возможным подписание контракта на проведение работ.
По данным Управления военного сотрудничества (DSCA) министерства обороны США, речь идет об улучшении программного обеспечения, а также замене части оборудования. Модернизация коснется преимущественно бортового оборудования управления полетом и полетными заданиями и акустических систем. Кроме того, планируется модернизация наземных тренажерров.

09.05.2014


По меньшей мере, три базовых патрульных самолета Р-3 Orion ВМС США, дислоцированных в Японии, были погребены под снегом и не подлежат ремонту, сообщает yahoo.com 7 мая.
Инцидент произошел в феврале этого года на базе ВМС США в Ацуги (к западу от Токио). Американские самолеты и шесть однотипных японских «Орионов» находились в ангаре длиной 168 м (незначительно пострадавшие один американский и все японские самолеты, скорее всего, будут отремонтированы). Прохудившаяся крыша (высота здания 50 футов) не смогла выдержать тяжесть огромного количества выпавшего снега. Точная дата инцидента не сообщается.
Военный Паритет

14.11.2014


10 ноября 2014 года Государственный департамент США официально опубликовал поправку к своим Правилам международной торговли оружием (International Traffic in Arms Regulations — ITAR), разрешающую поставку «летального» военного оборудования Вьетнаму. В преамбуле поправки говорится, что «в соответствии с наилучшими интересами внешней политики США, национальной безопасности, и вопросов в области прав человека, экспорт «летального» оборонного имущества и оборонных услуг во Вьетнам могут быть разрешены на основе решения в каждом конкретном случае для обеспечения морской безопасности и освещения обстановки».
О предстоящем разрешении на продажу «летального» военного оборудования Вьетнаму было впервые объявлено в начале октября по итогам встреч в Вашингтоне министра иностранных дел Вьетнама Фам Бинь Миня с советником президента США по национальной безопасности Сюзан Райс и госсударственным сектретарем США Джоном Керри. Напомним, что эмбарго на поставку Вьетнаму «нелетального» военного имущества было снято США еще в 2007 году.
Судя по всему, нынешнее снятие эмбарго на поставки вооружения Вьетнаму, причем с конкретным указанием на «обеспечение морской безопасности», должно в первую очередь открыть дорогу обсуждаемому сторонами уже некоторое время приобретению Вьетнамом с хранения ВМС США минимум шести базовых патрульных самолетов Lockheed P-3C Orion. bmpd.livejournal.com



06.01.2015


В декабре компания IMP Aerospace передала ВВС Канады первый из трех самолетов CP-140M Aurora, оснащенный системой спутниковой связи BLOS (Beyond Line of Sight). Об этом говорится в пресс-релизе компании.
В церемонии передачи приняли участие командующий Королевскими ВВС Канады генерал-лейтенант Юван Блонден (Yvan Blondin), директор снабжения ВВС полковник Ян Лайтбоди (Ian Lightbody) и командир 14-го авиакрыла Йейн Хиддлстон (Iain Huddleston).
Модернизированный самолет CP-140M Aurora обеспечит улучшенные способности разведки, наблюдения и рекогносцировки для поддержания военных потребностей Канады на международном уровне. Совместно с персоналом минобороны компания IMP Aerospace выполняет работы по интеграции системы IBLOS на объекте в Галифаксе (Новая Шотландия). Система обеспечивает безопасную высокоскоростную передачу данных через спутник в зонах, удаленных от наземных станций.
Военный Паритет

29.01.2015


Министерство обороны Новой Зеландии выделит 332,3 млн долларов на модернизацию морских патрульных самолетов P-3K Orion новозеландских Королевских ВВС, сообщает Airforce Technology 28 января.
Отвечая на вопрос Radio New Zealand заместитель министра обороны по закупкам Минобороны Дес Эштон (Des Ashton) сказал, что первоначальный бюджет программы составлял 377 млн долларов, однако был сокращен из-за колеблющихся валютных курсов.
Проект модернизации P-3K «Орион» подготовлен местными и зарубежными подрядчиками в Техасе (США) и Бленхейме (Новая Зеландия). Программа охватывает, в общей сложности, модернизацию шести самолетов Р-3К.
В ходе работ будет обновлено бортовое оборудование, таких как компьютеры, система космической связи, радиолокационная система, электропроводка и антенны. Проект планируется завершить в середине этого года.
Самолеты Р-3К «Орион» в настоящее время входят в состав 5-й эскадрильи, базирующейся в Окленде. После модернизации самолеты останутся в строю до 2025 года.
Военный Паритет

13.10.2015


9 октября базовый патрульный самолет ВМС США P-3C Orion приземлился на базу Констанца (Румыния) для участия в трехдневных противолодочных учениях с ВМС Румынии, сообщает defence-blog.com 12 октября.
Флоты обеих стран проведут учения в Черном море для укрепления безопасности и стабильности в регионе. «Орион» принадлежит 9-й патрульной эскадрилье (Patrol Squadron (VP) 9 - прим. Военный Паритет).
Военный Паритет



27.07.2016


Греция начинает модернизацию парка противолодочных самолетов Lockheed Martin P-3B Orion, сообщает «Военный Паритет».
Работы начались на двух самолетах, которые 13 июля были переведены с авиабазы Элевсин на объект капитального ремонта в Тангара недалеко от Афин. Программой модернизации управляет компания Hellenic Aerospace Industry (HAI), которая получила контракт стоимостью 142 млн долл США с участием «Локхид Мартин». Всего должно быть модернизировано четыре «Ориона».
Замена оборудования на середине жизненного цикла позволит продлить срок службы самолета на 15000 летных часов, около 30% работ будут выполнены греческими подрядчиками. В общей сложности Греция располагает шестью «Орионами» со средним возрастом 19,8 лет, сообщает Flight Fleets Analyzer.
Военный Паритет



02.01.2017


Самолет авиации ВМС Южной Кореи Lockheed P-3CK случайно сбросил противокорабельные ракеты «Гарпун», торпеду и глубинные мины во время полета над Японским морем, передает агентство Рёнхап со ссылкой на военных.
«Один из членов экипажа по ошибке нажал на переключатель экстренного сброса оружия», - сообщил официальный представитель.
По данным агентства, ракеты упали в воду в 30 километрах от восточного побережья страны. В районе находилась одна рыбацкая лодка, однако ей никакого ущерба нанесено не было. Военно-морские силы страны сообщили, что вооружение не было снаряженным и риска взрыва не было.
РИА Новости

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

25.11.2017

ВВС Тайваня в декабре планируют провести официальную церемонию ввода в боевой состав 12 приобретенных в США самолетов базовой патрульной авиации P-3C «Орион».
Как сообщает Focus Taiwan со ссылкой на заявление ВВС Тайваня, P-3C «Орион» предназначены для замены 11 противолодочных самолетов S-2T «Трэкер» (26 самолетов этого типа были закуплены в 1986 году). Время патрулирования S-2T составляет около 4 ч по сравнению с 12 ч у P-3C. Дальность полета P-3C – 2800 морских миль (5185 км) по сравнению с 450 морскими милями у S-2T.
Самолеты БПА необходимы Тайваню для выполнения задач морского патрулирования и разведки, командования и управления, борьбы с подводными лодками и надводными кораблями потенциального противника.
Как сообщал ЦАМТО, в сентябре 2007 года Агентство по сотрудничеству в сфере безопасности (DSCA) МО США уведомило Конгресс о планируемой поставке Тайваню в рамках программы «Иностранные военные продажи» и проведении модернизации 12 избыточных самолетов БПА P-3C «Орион», поставке на запчасти еще трех самолетов P-3A, а также другого оборудования. Полная стоимость соглашения оценивалась в 1,96 млрд. долл.
ВС Тайваня получили первый самолет P-3C в сентябре 2013 года. К июлю 2014 года он был готов к выполнению задач и использовался в качестве учебной платформы. Поставка оставшихся самолетов была произведена с отставанием от первоначально согласованного графика.
ЦАМТО



25.04.2018


Разведывательные самолеты ВМС и ВВС США в понедельник совершили очередные многочасовые полеты в Восточном Средиземноморье, в ходе которых они осуществляли пролеты вблизи берегов Сирии и расположенных там базы материально-технического обеспечения российского ВМФ в порту Тартус и авиабазы ВКС России Хмеймим, следует из мониторинговых данных западных авиационных ресурсов.
Так, по их сведениям, вблизи сирийских морских границ и российских баз был зафиксирован полет самолета радиоэлектронной разведки большого радиуса действия ВМС США EP-3E Aries II с бортовым номером 157326, который поднимался с авиабазы Суда-бэй на греческом острове Крит. Вслед за ним в понедельник тяжелый американский беспилотник RQ-4B Global Hawk, вылетевший с авиабазы Сигонелла на итальянском острове Сицилия, совершил многочасовой полет над международными водами Средиземного моря вблизи морских границ Ливана и Сирии на высоте около 16 тыс. метров.
Кроме того, в понедельник вблизи северной сухопутной границы Сирии в небе над Турцией в течение нескольких часов, встав в круг, курсировал самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления Командования НАТО E-3A Sentry AWACS с бортовым LX-N90448 номером и позывным NATO09, вылетевший с авиабазы под турецким городом Конья.
Как сообщалось, с воскресенья на понедельник вблизи Сирии также вел разведку беспилотник ВВС США RQ-4B Global Hawk. Кроме того, в воскресенье вблизи Сирии были зафиксированы полеты патрульного противолодочного самолета ВМС США P-8A Poseidon с бортовым номером 168849, взлетевшего с авиабазы Сигонелла, и того же самолета радиоэлектронной разведки большого радиуса действия ВМС США EP-3E Aries II с бортовым номером 157326. В минувшую субботу вблизи Сирии тоже проводил разведку американский беспилотник RQ-4B Global Hawk.
Западные наблюдатели отмечают, что беспилотник ВВС США RQ-4B Global Hawk впервые провел разведку вблизи Сирии перед нанесением ракетных ударов по ней США, Великобританией и Францией в ночь на 14 апреля, а затем в последующие дни стал регулярно появляться у ее границ.
INTERFAX.RU


ПАТРУЛЬНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ LOCKHEED P-3 ORION


Lockheed P-3 Orion - береговой патрульный самолёт. Он был создан на базе Lockheed L-188 Electra и по сути является его модификацией. Больше всего данных самолётов служат в ВМС США, в японском Военно-морском флоте и в Королевских ВВС Австралии.
История P-3 начинается ещё в конце 50-х годов XX века, когда фирма Lockheed получила от ВМС США заказ на модификацию самолёта Lockheed L-188 Electra в экспериментальный образец, названный P3V-1, которому впоследствии было присвоено имя Орион. Экспериментальный образец впервые поднялся в воздух 25 ноября 1959 года, а первый серийный экземпляр P3V-1 - 15 апреля 1961 года. Ранее самолёт получил обозначение P-3. По сравнению с L-188, P-3 имел фюзеляж короче на 2,24 метра. Фюзеляж был также изменён для добавления оружейного отсека и установки нового авиационного оборудования. Оружейный отсек был предназначен для размещения торпед, глубинных бомб, мин, или ядерного оружия. У самолёта также имелись 10 пилонов под крыльями, предназначенных для размещение различного вооружения.
На самолёте Р-3А установлены четыре турбовинтовых двигателя «Аллисон» Т-56А-10, мощностью по 4500 л.с. каждый. Можно считать, что разработчикам самолёта повезло, так как при диаметре фюзеляжа самолёта всего лишь три метра объём гермокабины оказался равным 195 куб.м, и это позволило не только создать комфортные условия для экипажа, но и разместить в ней основные блоки противолодочного оборудования, радиогидроакустические средства поиска, связное оборудование. Таким образом экипаж получил доступ ко многим блокам аппаратуры и возможность устранять некоторые неисправности в полёте, а также вручную перезаряжать четыре из 52 пусковых установок буев. Выталкивание последних производится с помощью пиротехнических устройств.
Противолодочное оборудование состояло из радиоакустических систем: «Джули», использующую в качестве источника акустической энергии взрывные источники звука с последующим приёмом отражённых от цели сигналов; «Джезебел», использующую пассивные низкочастотные буи. Устанавливался также авиационный магнитомер, индикатор обнаружения выхлопных газов в атмосфере от работающих дизелей ПЛ «Снифер», а также две РЛС. Можно было подвесить 4, а по другим данным 8 противолодочных самонаводящихся торпед, глубинные бомбы и другие средства поражения. Экипаж самолёта состоял из десяти человек. Ответственность за комплексное применение средств и принятие соответствующих задачам и обстановке тактических решений возлагались на офицера по тактической координации. Согласно действующим положениям командир экипажа отвечал за выполнение задания и безопасности полёта. Это обстоятельство являлось очень важным, и постепенно к подробному распределению обязанностей пришлось перейти и на наших противолодочных самолётах. Самолёт обладал хорошими манёвренными характеристиками, скорость его полета в поиске составляла 300-320 км/ч, максимальная 760 км/ч, дальность полёта до 9000 км, продолжительность до 17 ч, которая могла быть увеличена при выключении в полёте одного или, в зависимости от полётного веса двух двигателей. Особенности самолёта Р-3А по сравнению с патрульными самолётами «Нептун» состоят в более высоких характеристиках и поисковых возможностях. Средства поиска на самолёте объединили в систему, работать с аппаратурой в полете было очень удобно, уровень шумов и вибраций оказался небольшим, немаловажное значение приобрело то обстоятельство, что остались свободными около 25% свободных объёмов для модернизации оборудования.
Начиная со 158-й машины, завод фирмы «Локхид» стали покидать Р-3В. На самолеты серии «Браво» устанавливались ТВД Т56-А-14 мощностью по 4910 л. с., вспомогательная силовая установка, а в состав вооружения ввели УР «Булпап» класса «воздух-поверхность». Всего изготовили 144 Р-3В.


Р-3С стал первым в мире самолетом ПЛО с централизованным компьютером обработки информации от поисковой и навигационной систем. Кроме того, ЭВМ выдавала команды на сброс РГБ и применение оружия. Использование ЭВМ и нового акустического процессора AQA-7 позволило резко увеличить эффективность работы гидроакустического комплекса — теперь одновременно обрабатывалась информация от 31 буя, в то время как AQA-5 позволяла «прослушивать» не более 16 РГБ.
Возможности самолета по обнаружению надводных целей расширились за счет установки низкоуровневой телевизионной системы вместо использовавшегося на Р-3А/В прожектора и новой РЛС ARS-115. Цифровая аппаратура связи позволила осуществлять обмен информацией с другими самолетами, кораблями и береговыми командными пунктами. У летчика установили индикатор тактической обстановки. Полностью обновили навигационное и радиосвязное оборудование.
Первый полет YP-3C совершил в сентябре 1968-го, а поставки флоту США начались в 1969-м. Рост боевых возможностей субмарин, прежде всего атомных, потребовал дальнейшего совершенствования бортового оборудования базового самолета ПЛО стран Запада. Всего «Орионы» варианта Р-3С прошли четыре программы модернизации.
Первая доработанная машина взлетела в апреле 1974-го, но лишь с января 1975-го строившиеся Р-3С комплектовались новым оборудованием. На этих машинах увеличили в семь раз емкость памяти ЭВМ, установили новый акустический процессор AQA-7(V) «Дифар» и приемную аппаратуру радионавигационной системы «Омега». Всего изготовлен 31 такой Р-3С.
В августе 1977-го в Патаксен-Ривер начались испытания Р-3С с инфракрасной системой обзора передней полусферы. В состав бортового вооружения ввели ПКР «Гарпун» и ряд усовершенствований, связанных с акустическими поисковыми системами. В итоге получился многоцелевой ударный самолет, способный автономно осуществлять поиск и поражать надводные и подводные цели любого класса.
Первый пуск «Гарпуна» по стоявшему на якоре вблизи побережья Калифорнии списанному эсминцу «Ингерсолл» с Р-3А состоялся в декабре 1972-го, а первый успешный пуск с «Ориона» по движущейся надводной цели — в ноябре 1973-го. В 1977-1981-х годах построили 44 самолета данной модели.
Самолёт состоит на вооружении Аргентины, Австралии, Чили, Греции, Японии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Пакистана, Португалии, Южной Кореи, Испании, Тайланда и США.

МОДИФИКАЦИИ:

P-3A - основной противолодочный вариант
P-3B - модификация с обновлённым оборудованием и модифицированными двигателями Т-56-Ф-14. Построено 145 машин
P-3C: серийный вариант с системой A-NEW. Впервые поднялся в воздух 18 сентября 1968 г., введен в эксплуатацию в 1969 г.; построено 267 машин.
P-3C Update I: с новым усовершенствованным авиационным электронным оборудованием. С января 1975 г. построен 31 самолет.
P-3C Update II: с августа 1977 г. было построено 44 самолета с системой инфракрасного и акустического обнаружения и ракетами класса «воздух-поверхность» «Гарпун».
P-3C Update II.5: 24 самолета P-3С, выпущенные в 1981 г., оснащенные системами навигации и связи, инерциальной системой ориентации с помощью подводных лодок (IACS) и стандартными подкрыльными пилонами.
P-3C Update III: последние 50 самолетов ВМС США, оснащенные устройствами обработки акустических сигналов и приемником сигналов с акустических буев, а также усовершенствованным блоком звукового воспроизведения (APU). Поставки начались в мае 1984 г.
P-3C Update IV: вариант с усовершенствованной системой приборов радиоэлектронной разведки, дополнительным радаром AN/APS-137 (V) и датчиками для обнаружения бесшумных подводных лодок.
EP-3C: вариант самолета P-3C для электронной разведки ВМС Японии, разработанный компанией Кавасаки.
NP-3C: один самолет P-3C, переделанный в «летающую лабораторию» для ВМС США.
RP-3C: самолет YP-3C, модифицированный для замены модели RP-3A.
UP-3C: два самолета Орион универсальной схемы, построенные компанией Кавасаки для ВМС Японии.
RP-3D: один самолет P-3C, приспособленный для сбора данных о состоянии атмосферы.
WP-3D: два самолета P-3C, используемые Национальным управлением США по океанографическим и атмосферным исследованиям.
EP-3E Aries: 10 самолетов P-3A и два EP-3B, переделанных для электронной разведки. Были оснащены радарами, установленными в больших обтекателях в верхней и нижней частях фюзеляжа, имели подфюзеляжный обтекатель радиолокационной антенны перед крылом.
EP-3E Aries II: 12 самолетов P-3C, оснащенных оборудованием модели EP-3E.
NP-3E: различные самолеты, используемые в качестве постоянных испытательных аппаратов.
P-3F: шесть самолетов P-3C, поставленных в конце 70-хгг. ВВС Ирана. Оснащены оборудованием для дозаправки в воздухе, совместимым с самолетом-заправщиком Боинг 707.
P-3G: первоначальное обозначение самолета Локхид LRAACA, выбранного в октябре 1988 г. для замены модели Орион, но получившего в 1988 г. другое обозначение — P-7A.
P-3H: улучшенная разработка варианта P-3C для замены самолета P-7A LRAACA, от которой отказались в июле 1990 г.
P-3K: пять самолетов для Новой Зеландии; планировавшееся усовершенствование прекратилось в 1990 г.
P-3N: обозначение двух самолетов P-3B, которые использовались Береговой охраной Норвегии для наблюдений, поисково-спасательных операций и обучения.
P-3P: шесть самолетов P-3B ВВС Португалии. Один аппарат был переделан с целью приближения к стандарту самолета Update II компанией Локхид, а остальные — компанией OGMA.
P-3W: 20 самолетов P-3C-II для ВВС Австралии с процессорами AQS-901 и акустической системой обнаружения Барра (Barra).
P-3AEW&C: оснащенные авиационной системой дальнего обнаружения и наведения воздушным дозором самолеты P-3B; предназначались для Таможенной службы США, осуществлявшей патрулирование с целью обнаружения наркотиков.
CP-140 - экспортная модификация для Канады. Построено 18 самолётов.
CP-140A Arcturus: три самолета CP-140, оснащенных оборудованием для патрулирования окружающей местности и районов рыбного промысла, заказаны для замены самолетов Треккер (Tracker), использовавшихся ранее. Эти аппараты не имели противолодочной аппаратуры (ASW). Все они были поставлены к сентябрю 1991 г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ P-3C

Размах крыла, м 30.37
Длина самолета,м 35.61
Высота самолета,м 10.27
Площадь крыла,м2 120.77
Масса, кг
пустого самолета 27892
нормальная взлетная 61236
максимальная взлетная 64411
Внутреннее топливо, кг 28350
Тип двигателя 4 ТВД Allison T56-A-14
Мощность, э.л.с. 4 х 4910
Максимальная скорость, км/ч 761
Крейсерская скорость, км/ч 608
Скорость патрулирования, км/ ч 381
Практическая дальность, км 7672
Боевой радиус действия, км 3835
Практический потолок, м 8625
Экипаж, чел 5 + 5 операторов

ВООРУЖЕНИЕ:

Боевая нагрузка — 9072 кг в отсеке оружия 10 узлах подвески
В отсеке оружия:
3 10/20 кт ядерные бомбы В57, или
1х 907-кг Mk.55 или Mk.56 мины, или 3х 454-кг Mk.52 мины,
или 8 157-кг глубинных бомб Mk.54
или 8х 227-кг Mk.82 или 3х 454-кг Mk.83 бомбы,
или 8 деструкторов Mk.38 или 3х 481-кг деструктора Mk.40,
или 4х Mk.101 ядерные глубинные бомбы,
или 8 торпед Mk.46 или 6 торпед Mk.50 Barracuda.
На узлах подвески:
10х 157-кг глубинных бомб Mk.54,
или 10х 227-кг Mk.82 или 8х 454-кг Mk.83 бомбы,
или 4 Mk.101 ядерные глубинные бомбы,
ли 10 деструкторов Mk.38 или 8х 481-кг деструктора Mk.40,
или 8х 454-кг Mk.52 мины или 6х 907-кг Mk.55 или Mk.56 мины,
8 ПКР AGM-84 Harpoon, или
2 УР воздух-воздух AIM-9L Sidewinder, или
10 ПУ LAU-68A или -69А 7х70-мм или 19х70-мм НУР, или
10 ПУ LAU-10A/C 5х127-мм НУР.


Созданный в конце 50-х фирмой «Локхид» самолёт БПА (базовой патрульной авиации)P-3 «Орион» относится к тем образцам авиатехники, которые принято считать «вечными».

Его прародитель появился в 1957 году, когда фирмой Локхид был выпущен L-188 Электра - один из первых в США самолётов с турбовинтовым двигателем. Это был так же один из немногих американских турбовинтовых пассажирских самолётов, производившихся серийно. Всего было произведено 170 гражданских самолётов этого типа, из которых приблизительно 20 летают по сей день.

Локхид L-188 Электра

В 1957 флот Соединенных Штатов объявил конкурс на разработку современного морского патрульного самолета, который должен был прийти на смену P-2 «Нептун».

Локхид P-2H «Нептун»

Опытный образец, получивший обозначение P3V-1, поднялся в воздух 25 ноября 1959 года, а первый серийный экземпляр P3V-1 - 15 апреля 1961 года. Позднее самолёт получил обозначение P-3«Орион». По сравнению с L-188, P-3 имел фюзеляж короче на 2,24 метра. Был добавлен отсек вооружения и установлено новое авиационное оборудование. Отсек вооружения был предназначен для размещения торпед, глубинных бомб, мин, или ядерного оружия. У самолёта также имелись 10 пилонов под плоскостями, для наружной подвески различного вооружения.

На "Орионе", по сравнению с "Электрой", для улучшения обзора вниз - вперед пилотская кабина была переделана. В отличие от прародителя L-188, фюзеляж «Ориона» был разделён по горизонтали палубой, пассажирских иллюминаторов не было. В верхней части размещалась герметичная кабина объемом 195 куб.м, что позволило создать комфортные условия для операторов и разместить в ней основные блоки противолодочного оборудования, радиогидроакустические средства поиска, связное оборудование. Таким образом, экипаж получил доступ ко многим блокам аппаратуры и возможность устранять некоторые неисправности в полёте, а также вручную перезаряжать четыре из 52 пусковых установок буев. Сброс последних производится с помощью пиротехнических устройств.

Противолодочное оборудование состояло из радиоакустических систем: активной "Джули", использующую в качестве источника акустической энергии взрывные заряды последующим приёмом отражённых от цели сигналов; и пассивной "Джезебел", использующую пассивные низкочастотные буи. Устанавливался также авиационный магнитомер, газоанализатор "Снифер", а также две РЛС. Можно было подвесить 4 противолодочные самонаводящиеся торпеды, глубинные бомбы и другие средства поражения.

Экипаж самолёта состоял из десяти человек. Ответственность за комплексное применение средств и принятие соответствующих задачам и обстановке тактических решений возлагались на офицера по тактической координации. Согласно действующим положениям командир экипажа отвечал за выполнение задания и безопасность полёта.

Самолёт обладал хорошими манёвренными характеристиками, его поисковая скорость составляла 300-320 км/ч, максимальная 760 км/ч, дальность полёта до 9000 км, продолжительность до 17 ч, которая могла быть увеличена при выключении в полёте одного или, в зависимости от полётного веса, двух двигателей.

Особенности самолёта Р-3А по сравнению с патрульными самолётами "Нептун" состоят в более высоких характеристиках и поисковых возможностях. Средства поиска на самолёте объединили в систему, работать с аппаратурой в полете было очень удобно, уровень шумов и вибраций оказался небольшим, немаловажное значение приобрело то обстоятельство, что остались свободными около 25% свободных объёмов для модернизации оборудования.

Боевая служба "Орионов" началась в июле 1962 года, когда первый серийный P3V-1 передали личному составу патрульной эскадрильи VP-8. Следом за ней "Орионы" получили VP-44 и VX-1, где они пришли на смену устаревшим Р-2 "Нептун".
Помимо поиска субмарин, Р-3 осуществляли учебные минные постановки, загоризонтное целеуказание и оповещение в интересах надводных кораблей, разведку погоды, координацию поисково-спасательных операций.

Эксплуатация самолета сразу же выявила узкое место поисковой аппаратуры - систему AQA-3 и ее усовершенствованный вариант AQA-4. Поиск субмарин с помощью акустики являлся наиболее эффективным, вероятность обнаружения ПЛ магнитометром была гораздо ниже, а остальные системы могли "засечь" лишь лодку, шедшую в надводном положении или под перископом. Система "Снифер" реагировала не только на выхлоп дизелей субмарины, но и на выхлопные газы ТВД "Ориона".

Новая система обработки и анализа информации о субмаринах испытывалась на 35-м серийном Р-3, а, начиная со 110-го самолета, стала штатной. С 1962-го по 1965-й изготовили 157 Р-3А.

Активное строительство в СССР подводного флота и выход советских кораблей в мировой океан, потребовало совершенствования американских патрульных сил.

Следующей серийной модификацией «Ориона» стал Р-3В. Отличие от Р-3А было в более мощных турбовинтовых двигателях Аллисон T56-A-14 мощностью на валу 3361 кВт (4910 л.с.) и новой системе "Делтик" для обнаружения подводных лодок. В состав вооружения ввели УР "Буллпап" класса "воздух-поверхность". Всего изготовили 144 Р-3В.

Несмотря на улучшившиеся характеристики, акустическое оборудование самолета по-прежнему не удовлетворяло военных. В течение пяти лет флот США вел исследования по созданию новой автоматизированной системы обработки данных и управления поисковым оборудованием, причем не только гидроакустическим. Окончательный вариант системы A-NEW также не полностью отвечал поставленным задачам, однако A-NEW оказался лучшим из предложенных промышленностью вариантов. Платформой для этого комплекса стала очередная модификация Р-3С. Построено 143 машины.

Р-3С стал первым в мире самолетом ПЛО с централизованным компьютером обработки информации от поисковой и навигационной систем. Кроме того, ЭВМ выдавала команды на сброс РГБ и применение оружия. Использование ЭВМ и нового акустического процессора AQA-7 позволило резко увеличить эффективность работы гидроакустического комплекса - теперь одновременно обрабатывалась информация от 31 буя, в то время как AQA-5 позволяла "прослушивать" не более 16 буёв.

Возможности самолета по обнаружению надводных целей расширились за счет установки низкоуровневой телевизионной системы вместо использовавшегося на Р-3А/В прожектора и новой РЛС ARS-115. Цифровая аппаратура связи позволила осуществлять обмен информацией с другими самолетами, кораблями и береговыми командными пунктами. У летчика установили индикатор тактической обстановки. Полностью обновили навигационное и радиосвязное оборудование.

В ходе эксплуатации самолёт продолжал непрерывно совершенствоваться. В состав бортового вооружения включили ПКР "Гарпун" и ряд усовершенствований, связанных с акустическими поисковыми системами. В начале 90-х на вооружение «Орионов» поступили ракеты AGM-84 SLAM, предназначенные для поражения наземных целей. Кроме того, появилась возможность подвески на внутреннем подкрыльевом пилоне контейнера с аппаратурой РЭБ AN/ALQ-78.
В итоге получился многоцелевой ударный самолет, способный автономно осуществлять поиск и поражать надводные, подводные и наземные цели.

В середине 1980-х, на которые пришелся пик противостояния флотов НАТО и СССР, "Орионы" состояли на вооружении 24-х боевых и одной учебно-боевой эскадрильи авиации ВМС США.

Эскадрильи организационно свели в пять патрульных авиакрыльев базовой авиации. Два крыла входили в состав воздушных сил Атлантического флота и имели шесть эскадрилий, три оставшихся крыла имели по четыре эскадрильи Р-3 и входили в состав воздушных сил Тихоокеанского флота.

По мере устаревания ранних «Oрионов» как самолетов ПЛО их передавали на хранение в Дэвис – Монтан, а так же переоборудовали для выполнения иных задач.

Существует много различных вариантов самолета: ЕР-ЗА для испытаний электронного оборудования, электронный "агрессор" для проведения учений, ЕР-ЗЕ "Эрис" самолёт электронной разведки, NP-3A/B летающая лаборатория, самолет для океанографических и геомагнитных исследований RP-3A/D, учебно-тренировочный ТР-ЗА, транспортный UP-ЗА/В, VP-ЗА для VIP-перевозок и самолет разведки погоды WP-3A .

ЕР-ЗЕ "Эрис"

Созданный на базе Р-3В - самолёт ДРЛО P-3AEW - оснащенные авиационной системой дальнего обнаружения и наведения, предназначались для Таможенной службы США.

С июня 1988-го по 1993-й таможенники получили в общей сложности четыре Р-3, оснащавшиеся РЛС AN/APS-138 (аналогичны БРЛС E-2C «Хокай»). Самолеты используются для обнаружение, отслеживания и координации перехвата операций по контрабанде наркотиков.

самолёт ДРЛО P-3AEW

Четыре противолодочных "Ориона" модернизировали в вариант P-3A (CS) для контроля воздушного пространства США в целях пресечения нелегальной доставки грузов, прежде всего, - наркотиков, легкомоторными самолетами.

Спутниковый снимок Google earth: самолёты таможенной службы США на аэродроме в Коста-Рика

Машины оборудованы РЛС AN/APG-60 (установлена в носовой части самолета), имеющей лучшие характеристики по обнаружению воздушных целей, нежели исходная станция P-3A. Кроме того, установлена радиоаппаратура, работающая на частотах таможенной службы и береговой охраны США.

Двенадцать устаревших Р-ЗА в 1989 году закупила Лесная служба США, девять из них передали "Aero Union Corporation" в Чико, штат Калифорния, для переделки в противопожарные самолеты. В 2010 году "Аего Union" эксплуатировала семь P-3A/RADSII наряду с модернизированными «Нептун» и C-54. «Орионы» используются для тушения пожаров с 1990 года и зарекомендовали себя отличным противопожарным средством. Маневренность самолета и высокая мощность силовой установки позволяют выполнять полеты в условиях сильно пересеченной местности и прицельно сбрасывать огнегасящую смесь.

Р-3 различных модификаций в значительных количествах передавались союзникам США.
Самолёт состоит на вооружении Аргентины, Австралии, Бразилии,Чили, Греции, Японии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Ирана, Пакистана, Португалии, Южной Кореи, Испании, Таиланда.

Японские морские силы самообороны занимают второе место в мире по количеству "Орионов" после ВМС США. "Орион" выбрали японцы для замены "Нептунов" в августе 1977-го. Имея развитую авиационную и электронную промышленность, они предпочли наладить лицензионное производство, а не закупать готовые изделия в США.

Первые три Р-3С, предназначенные Силам самообороны, изготовила "Локхид", последующие пять - собрали в Японии из американских комплектующих, а оставшиеся 92 построили и укомплектовали оборудованием на заводе фирмы "Кавасаки Хэви Индастриз".

"Орионы" получили на вооружение 10 эскадрилий, последний Р-3С передали заказчику в сентябре 1997-го. В процессе лицензионного производства "Орионы" неоднократно усовершенствовались.

Начиная с 46-го самолета улучшили поисковую РЛС и процессор обработки акустических сигналов, установили аппаратуру РЭБ. Девять машин оснастили автоматической системой управления полетом.
С 70-й машины аппаратура "ДИФАР" заменялась системой обработки акустических сигналов "Протеус" с центральной ЦВМ. С 1989-го - ставилась система спутниковой связи, о чем свидетельствуют черные антенны в верхней передней части фюзеляжа. На ранее построенных японских Р-3С с 1993 года заменялась вся радиоэлектронная начинка.

На вооружении морских сил самообороны Японии имеется четыре ЕР-3Е.
Они поступили на вооружение в 1991-98 гг. Японские машины полностью укомплектованы специальной аппаратурой национальной разработки и производства. Самолеты построены фирмой Кавасаки.

Особняком стоят "Орионы" Канады. Морская авиация Канады в 1980-1981-м годах получила 18 СР-140 "Аврора", представлявших собой гибрид планера Р-3С и поискового оборудования палубного самолета ПЛО S-3A "Викинг". СР-140 имеют на вооружении четыре эскадрильи.

Еще три СР-140А "Арктур" предназначены для контроля экономической зоны прилегающего к побережью Канады океанского шельфа и охраны рыболовства. "Арктуры" имеют упрощенный, по сравнению с "Авророй", состав оборудования. Эти самолеты пришли на смену патрульным СР-121 "Треккер" в 1992-1993-м годах.

«Орионы» наряду с RС-135 и SR-71 были самыми частыми "клиентами" и первоочередными целями для наших сил ПВО. Тихоходный, способный «висеть» в зоне барражирования часами, он буквально изматывал расчеты дежурных сил. Зачастую полёты этих машин насилии откровенно провокационный характер. С этими самолётами связан ряд инцидентов.

13 сентября 1987 года норвежский патрульный самолет Р-3В «Орион» пытался вести наблюдение за группой советских военных кораблей в нейтральных водах Баренцева моря. Летчик Су-27 получил приказ выполнить учебный перехват «Ориона». Экипаж разведчика попытался избавиться от противника и резко уменьшил скорость, полагая, что истребитель не сможет удерживаться рядом с ним на малой скорости. Однако Су-27 продолжал полет точно под «Орионом». Норвежский летчик потерял истребитель из виду и начал маневрировать. В результате винт «Ориона» ударил по килю Су-27. Винт разрушился, его обломки пробили фюзеляж Р-3В, произошла разгерметизация, и «Орион» был вынужден покинуть зону патрулирования, а Су-27 благополучно вернулся на базу.

В следующий раз в апреле 2001 года «Орион» столкнулся в воздухе уже с китайским истребителем. Стараясь заглянуть "подальше" вглубь континента, американские летчики порой нарушают воздушное пространство КНР, провоцируя НОАК на ответные действия.
В китайском случае в центре событий оказался ЕР-3Е, а его экипаж был почему-то больше обычного в полтора раза.

В результате столкновения китайский перехватчик J-8-II упал в море, его пилот погиб.
ЕР-3Е получил повреждения и был вынужден, приземлится на остров Хайнань.
В последствии США принесли извинения за инцидент и выплатили компенсацию вдове погибшего.

Машина была китайцами разобрана для подробного изучения и, в последствии, возвращена США в июле 2001г. "Орион" прибыл "на историческую родину" в чреве российского транспортного самолета Ан-124-100 "Руслан".

Для замены «устаревшего» Р-3С в США фирмой «Боинг» была начата разработка противолодочного самолёта следующего поколения. Конструкция самолёта, получившего обозначение P-8А «Посейдон», базируется на фюзеляже лайнера Boeing 737-800 и крыле от Boeing 737-900.

P-8А «Посейдон»

Первый полёт «Посейдона» состоялся 25 апреля 2009 года. По плану, в 2013 году ВМС США должны были получить 13 Р-8А. Ещё по 8 самолётов заказано Австралией и Индией.

Спутниковый снимок Google earth: Р-3С и Р-8А на аэродроме Джексонвилл

Всего ВМС планировали закупить 117 самолетов P-8A, построенных на базе Boeing 737-800, чтобы полностью заменить весь свой парк P-3. Однако, по всей видимости, это произойдёт не скоро. Из-за высокой стоимости Р-8А было объявлено, что программа закупок будет сокращена. Более того, предлагается дальнейшее совершенствование БРЭО самолёта Р-3С.

Таким образом, заслуженный «ветеран» Р-3 «Орион» ещё в течение длительного времени будет оставаться основным патрульным и противолодочным самолётом в США и многих других странах.

По материалам:
http://www.aviastar.org/air/usa/lok_orion.php
http://www.zelezki.ru/aviacatalog/usa
http://www.aex.ru/fdocs/1/2005/12/21/7368/