Археология университет. Профессия археолог

Здравствуйте, дорогие читатели. В моей сегодняшней статье я вам собираюсь рассказать, как стать археологом. Более того, мы с вами рассмотрим достоинства этой профессии, а также уделим внимания ее истории возникновения. Сразу отмечу, что археология является не просто наукой. Можно сказать, это ключик к прошлому всего человечества, который открывает дверь в будущее. Не удивительно, что многие люди стремятся получить соответствующее образование и работать в этой сфере.

Согласитесь, археология - захватывающая и весьма интересная профессия. Правда, далеко не каждому человеку суждено стать истинным археологом. Все потому, что кроме тайн и романтики археология предусматривает титаническую научную работу. Вообще, археология является исторической дисциплиной, которая изучает на основе вещественных источников. Сюда относятся орудия производства, а также материальные блага, которые были созданы с их помощью: постройки, предметы искусства и быта. Родиной археологии является Древняя Греция. Именно жители этого государства первыми начали заниматься этим делом. Что касается России, здесь эта наука начала распространяться на рубеже 18 и 19 веков.

Теперь разговор пойдет о качествах, которыми обязан обладать человек, решившийся стать настоящим археологом. В первую очередь, у него должно присутствовать терпение, творческий подход и аналитический склад ума. Если вы решили освоить эту профессию, вам следует понимать, что ваша будущая работа будет сопровождаться постоянными командировками, обработкой документации, а также систематизацией и анализом информации. Плюс ко всему, человек, жаждущий стать археологом, обязан отличаться высокой коммуникабельностью. Все потому, что в ходе работы ему придется постоянно обмениваться информацией с коллегами, а также принимать участие в командной работе. Очень хорошо, если человек неприхотлив в быту. Для него это огромный плюс, ведь археологам приходится часто ночевать в палатках в далеких от цивилизации местах. Также будет не лишним уметь делать уколы и оказывать первую помощь. Последним важным качеством является хорошая память. Именно она считается верным помощником археолога. Археолог - прекрасная профессия, позволяющая соприкоснуться с тайнами прошлого. Она может предложить интересные экспедиции, а также раскопки могильников и городов. Если же вы окажетесь счастливчиком, вы сможете совершить большое открытие, которое вам принесет всемирную известность. Пошаговый план действий Чтобы успешно освоить эту профессию, для начала нужно получить знания в школе по некоторым предметам, в числе которых химия, история и физика с географией. Более того, нужно будет обзавестись специальными знаниями в сфере антропологии, геологии, истории цивилизаций и культуры. Получить эту профессию можно в университете. Тем не менее, начинать подготовку следует со среднего специального образования. Конкретнее говоря, нужно поступить в колледж, избрав специальность «История». После окончания колледжа следует продолжить

обучение в университете. Специальность можно выбрать любую.

Главное, чтобы она имела отношение к истории. Плюс ко всему, будет не лишним в начале своего обучения стать членом поискового отряда или исторического клуба. Это позволит вам принять участие в раскопках и реконструкциях. Также можно посещать археологические конференции для студентов и участвовать в международных добровольческих проектах, которые проводятся Русским географическим сообществом. Добавлю, что на этом моя статья еще не заканчивается и впереди вас ожидает много чего интересного. Так что если вы действительно хотите заниматься раскопками, читайте дальше. к содержанию ^ Можно ли стать археологом без образования? В этой части статьи мы попытаемся с вами понять, как стать археологом без образования и возможно ли это. Для этого необходимо как можно подробнее рассмотреть профессию археолога, оценить ее достоинства и недостатки, а также социальную значимость. Пожалуй, начнем с описания. Археолог - специалист, занимающийся изучением быта и культуры древних цивилизаций, по останкам жизнедеятельности, которые сохранились до наших дней. Основная работа археолога сводится к раскопкам, в ходе которых он ищет источники исследования. Как по мне, археология сильно напоминает работу детектива. Эта профессия является творческой, поскольку предусматривает использование абстрактного мышления и воображения. Только так можно воссоздать картину прошлого. Профессия археолог Археологам приходится работать с частицами большой мозаики, и только собрав ее полностью, им удается отгадать загадку. В некоторых случаях на это уходят целые годы. Тем не менее, раскрытие тайны археологических памятников этого стоит. Ну а теперь обо всем по порядку. Социальная значимость. Археология - важная наука, позволяющая раскрыть тайны древних цивилизаций, изучить культуру разных эпох, а также познакомиться с останками растений и животных, которые были на планете многие года назад. Нередко в ходе своей работы археологам приходится сотрудничать с иными научными отраслями. Благодаря этому упрощается анализ объектов, и оптимизируются исследовательские методики. Вывод - работа археологов является востребованной в наше время, поскольку многие цивилизации и народы все еще не изучены полностью.

Массовость. Чаще всего работа археолога сводится к поиску памятников старины и прочих исторических объектов. В некоторых случаях они работают в музеях. Здесь они обеспечивают сохранность предметов, которые были найдены, а также знакомят посетителей с экспонатами, проводят экскурсии и организовывают интересные выставки. Риски. Деятельность археолога предусматривает постоянные раскопки в разнообразных климатических условиях. По этой причине каждый специалист, работающий в этом направлении, должен иметь отменную физическую подготовку, завидную выносливость, крепкое здоровье и не страдать от аллергии. Археологические экспедиции являются продолжительными. Следовательно, археологу необходимо быть уравновешенным, спокойным и эмоционально подготовленным. Дело в том, что работать приходится самостоятельно и в коллективе. Образование. Получить диплом археолога можно только после окончания исторического факультета.

Отыскать работу по специально сти могут лишь люди, у которых есть высшее академическое образование. Лишь только после университета можно рассчитывать на хорошую карьеру в области археологии. Речь идет о руководительских должностях и археологическом надзоре. Нам удалось с вами создать общую картину. Как вы видите, эта профессия является одновременно интересной и сложной. Что касается ответа на вопрос, можно сказать одно - без образования никак. к содержанию ^ Что потребуется Сразу скажу, что археолог является историком, занимающимся изучением культуры и быта людей, которые жили на нашей планете в древние времена. При этом в ходе своей работы он использует разнообразные артефакты, найденные во время раскопок. Я поделюсь с вами своими знаниями в этой области, а вы, ознакомившись с моим рассказом, сможете облегчить свой путь к заветной профессии. Прежде всего, археолог должен хорошо знать историю эпохи, которую он исследует. Также не будут лишними знания в других областях, которые имеют отношения к археологии. Речь идет о палеографии, научной реставрации, а также исторической хронологии и географии. Плюс ко всему, следует изучить дисциплины, у которых с археологией мало чего общего. Список таких дисциплин представлен физикой, текстологией, этнографией, статистикой, антропологией и нумизматикой. Также следует обязательно освоить навыки топографа и геодезиста. А если вы намереваетесь работать в горной местности или под водой, вам обязательно пригодятся навыки погружения и скалолазания. К тому же, нужно быть готовым не только к постоянным туризму и работе с лопаточкой и щеткой. Археологи много времени проводят в лабораториях, изучая свои находки. Как вы видите, чтобы стать настоящим археологом, придется изрядно потрудиться. И это неспроста. Вещественный источник молчит. Следовательно, на нем отсутствуют упоминания о каком-либо историческом событии. Основной задачей археолога в этом случае является создание картины прошлого на основе найденных фрагментов. И точность этой картины

напрямую зависит от уровня знаний специалиста в той или иной сфере.

Найденный кусочек посуды ни о чем вам не скажет. Его нужно исследовать в лабораторных условиях, классифицировать, реставрировать. Правда, перед этим будет не лишним найти свидетельство прошлого. Как вы уже поняли, археологи не фантазируют. Все свои выводы они подтверждают неоспоримыми доказательствами. В общем, хорошим специалистом в области археологии может стать тот человек, который обладает огромным багажом знаний. к содержанию ^ Археологи в России Как известно, археология занимается изучением прошлого на основе предметов материальной культуры. Данная профессия является весьма интересной. В то же время она требует широких знаний в области истории, глубокого изучения вспомогательных дисциплин, а также отменной физической подготовки. Как стать археологом в России? Ответ на этот вопрос вас ожидает ниже. А для начала вам следует понять, что археологи работают в тяжелых условиях. Так что, прежде чем вы отправитесь поступать в университет, вам стоит убедиться, что у вас отсутствуют медицинские противопоказания.

Как вы уже поняли, у будущего археолога должно быть крепкое здоровье. Для начала необходимо убедиться в отсутствии заболевания, которые могут помешать вам заниматься археологией.

У вас должно быть здоровое сердце. Плюс ко всему, вы не должны страдать расстройствами слуха, судорогами и гипертонией. Огромным препятствием в достижении цели является геморрой, кожные заболевания, сахарный диабет, а также болезни органов пищеварительной системы. Что уже говорить об инфекционных заболеваниях. Помимо всего прочего, помните, что людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, работать археологами не суждено. Так что от крепких напитков, сигарет и наркотиков нужно будет отказаться и вести здоровый образ жизни. Ну, конечно же, если вы все это употребляете. Образование. Отмечу, что археология является специализацией, которую можно получить в университете на последнем курсе исторического факультета. Конечно же, свой путь к любимой профессии вы можете начать из колледжа, поступив на специальность «История». Как бы там ни было, однако по его окончанию вам все равно придется идти в университет. Если после школы вы намереваетесь пойти сразу в университет, уделите особое внимание изучению географии, истории, химии и физики. Эти дисциплины пригодятся вам в будущей работе. Будет не лишним научиться рисовать и освоить современную фототехнику. Эти умения сделают вашу работу более комфортной. Окончив школу, можно отправляться в институт. Главное, чтобы в нем была кафедра археологии. Только так вы сможете получить диплом. Который откроет вам путь в страну раскопок и исследований. Отмечу, что это совсем не сложно. По крайней мере, получить соответствующее образование. Что касается работы, здесь немного сложнее. Хотя, при желании и упорстве найти работу все-таки можно. Лично я никогда не хотела быть археологом. Тем не менее, это не значит, что именно вы не хотите получить такую профессию. Я искренне надеюсь, что этот пост окажется вам полезным. Источн ик:

Статья расскажет о том, как стать археологом, чем хороша эта профессия, об истории ее возникновения и учебных заведениях готовящих по специальности «Археология».

Археология, это не просто наука, это ключ от прошлого человечества, открывающий дороги будущего. Пожалуй, это одна из самых интересных и захватывающих профессий в мире. Но далеко не каждый сможет стать археологом, ведь помимо романтики и манящих тайн, занятие археологией - это серьезный научный труд!

История возникновения профессии «Археолог»

Археология - это историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам, к которым относятся орудия производства и созданные ими материальные блага (сооружения, предметы быта и искусства), историческое прошлое человечества.
Археология, как наука зародилась в Древней Греции, недаром само слово «археология» происходит от древнегреческих слов??????? - древний и????? - слово, учение.
В России же археология получила распространение в 18-19 веке.

Какими качествами должен обладать человек, желающий стать археологом?

Прежде всего, терпением и аналитическим складом ума, однако и без творческого подхода здесь не обойтись. Желая стать археологом, вы должны понимать, что придется проводить много времени в командировках, работать с большими объемами документов, заниматься анализом и систематизацией данных. Кроме этого, человек желающий быть археологом должен быть коммуникабельным, так как придется часто обмениваться данными и участвовать в коллективных работах. Неприхотливость в быту, также является плюсом, будущий археолог не должен бояться ночевать в палатке неделями в заброшенных и диких местах. Да и хорошая память - это верный помощник любого археолога.

Противопоказание к профессии по состоянию здоровья

В связи с тем, что профессия археолог подразумевает определенные нагрузки на организм, то при следующем ряде заболеваний, труд археолога для вас может стать опасным для жизни и здоровья.
заболевания сердца или нарушения артериального давления;
судороги, потери сознания;
расстройства слуха;
расстройства речи;

сахарный диабет;
геморроидальные расстройства;
кожные заболевания;
заболевания органов пищеварения и выделения;
хронические инфекционные заболевания;
употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;
некорректируемое снижение остроты зрения.

Чем хороша профессия «Археолог»?

Естественно соприкосновением с тайнами древности. Интересные экспедиции, раскопки древних городов и могильников, а если повезет совершить значимое открытие, то и всемирная известность!


Для успешного освоения профессии вам понадобятся отличные знания школьной программы по предметам:
география;
физика;
история;
химия.
А также специальные знания в области: культурологи, истории цивилизаций, геологии и антропологии.
Профессия «Археолог» относится к высшему образованию , но готовится можно начиная с среднего специального образования, например поступив в колледж на специальность: 050401 - История . Эту специальность вы можете найти в педагогических и колледжах с социальной направленностью. Далее необходимо поступить в ВУЗ на специальность: 030400, 030401, 050401 - История или 030402 - Историко-архивоведение . Это позволит получить вам квалификации: 62, 65, 68 - Бакалавр истории; Историк, Преподаватель истории, Историк-архивист, Учитель истории; Магистр истории. 72251 - Археология является специальностью высшей научной квалификации.
Для того чтобы понять, правильно ли вы выбрали свой путь можно и даже желательно еще на этапе начала обучения записаться в исторический клуб или поисковый отряд (поиск останков павших солдат ВОВ). Это позволит вам поучаствовать в исторических реконструкциях или раскопках и понять, хотите ли вы посветить этому занятию всю жизнь. Кроме того, существуют археолого-этнографические студенческие конференции. Почувствовать себя настоящим археологом можно приняв участие в международных волонтёрских проекта, которые часто проводит Русское географическое общество.

Где учат на археолога?

Признанный лидер - Московский археологический институт , он был основан в 1907 году и на данный момент имеет филиалы в нескольких городах европейской части России. Обучение в аспирантуре.
Московский Педагогический Государственный Университет , Исторический факультет (основан в 1900 году), кафедра Истории древнего мира и средних веков.

01/06/2016

Что такое современный российский археолог, где он копает, что находит и как зарабатывает деньги. На эти сложные вопросы «Городу 812» помогали найти ответы Ольга Щеглова, старший научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН, доцент кафедры археологии СПбГУ, и Сергей Белецкий, ведущий научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН, доктор исторических наук, которые периодически спорили друг с другом.


1. Что такое археология?

Археология, осторожно формулируют специалисты, - это специальная дисциплина, которая изучает прошлое, опираясь на материальные древности, остатки человеческой деятельности. Наткнуться на археологический памятник вроде погребения Тутанхамона и даже раскопать его может любой человек, но это не будет ни исследованием, ни наукой. Нужны специальные знания и усилия, чтобы понять, с чем мы имеем дело.

С середины ХIХ века считалось: объектом археологии может быть все, что создано в допетровскую эпоху, и не позже. Этот вопрос был предметом специального обсуждения в Петербургском археологическом обществе. Путем голосования тогда было принято решение считать концом древней русской археологии 1700 год.

Многие современные археологи и сейчас признают именно эту дату в качестве верхнего рубежа археологических знаний, забывая о том, что 1700 год отстоял от голосования всего на полтора столетия. А от сегодняшнего дня на полтора столетия отстоит середина XIX века.

«Сейчас верхней границей археологии следовало бы признать начало царствования Александра II, - говорит Сергей Белецкий. - Хотя, на мой взгляд, интересы археологии следует распространять и на древности ХХ века».

Ольга Щеглова с этим не согласна: археология начинается там, где мы перестаем понимать прошлое. Скажем, исследования захоронений Второй мировой войны - это не предмет археологии, потому что идентификация погибших и перезахоронение с почестями не ставят никаких научных задач.

«В одном раскопе в Пскове мы исследовали остатки постройки XVII века, в которой, по рассказам стариков, в первые послевоенные годы содержали лиц, арестованных работниками НКВД, - не соглашается в свою очередь Белецкий. - И в слоях, датированных концом 1940-х годов, были найдены многочисленные обрывки колючей проволоки. Вот и археологическое подтверждение недокументированных рассказов о существовании в центре города островка ГУЛАГа. К чему я это говорю? Убежден, что археологически надо изучать не только древности, но и памятники новой и новейшей истории».

2. Возможны ли археологические сенсации в России?

Конечно. Вот самый свежий пример. Доктор наук Олег Шаров в январе-феврале 2016 года нашел на Тамани поселение с достаточно сложной и глубокой водосборной системой VIII-VII веков до н. э. Это настоящее научное открытие, потому что принадлежало поселение археологической культуре, предшествовавшей в тех краях греческой колонизации. Ранее считалось, что первые колонисты заняли в районе современной Кубани пустовавшие земли.

3. На чьи средства ведут раскопки научные археологи?

У ИИМК РАН в последние десятилетия нет возможности строить самостоятельную политику в полевых исследованиях, в отличие, например, от Эрмитажа. Тем не менее небольшие исследовательские экспедиции существуют на средства грантов научных фондов, пожертвования, целевые программы Президиума РАН. Гранты получают обычно инициативные проекты конкретных ученых.

«Но это небольшие деньги, - уточняет Ольга Щеглова. - Кроме того, существует ряд дурацких и унизительных ограничений в их использовании, связанных с тем, что институт - бюджетная организация. Сегодня можно брать на работу в экспедицию коллегу из соседнего отдела, завтра - нельзя, вчера можно было приобрести оборудование или заключить договор на проведение геофизических исследований, а сегодня - нет, и так дальше. Многие коллеги участвуют в коммерческих работах отдела охранной археологии, с тем чтобы заработать деньги на свои собственные полевые исследования: приобрести небольшую, но крепкую экспедиционную машину, купить палатки. Так поступаем не только мы: знаменитая Гнёздовская археологическая экспедиция МГУ ведет сейчас сетевой краудфандинг - собирает средства на покупку подержанного прибора для современной топосъемки. Я тихо радуюсь, что в СПбГУ это оборудование закупить успели, но откладываю деньги на его поверку и ремонт».

4. Что такое коммерческая археология?

«Признаем честно, - говорит Сергей Белецкий, - стройная система получения нового знания - это идеальный вариант научной археологии. Такой программы никто у нас сейчас позволить себе не может. Теперь любые поисковые работы связаны с хозяйственной деятельностью. Прокладываются газопровод или шоссе, проектируется дом с подземным гаражом, планируется создание водохранилища. И всем этим работам должны предшествовать археологические изыскания, чтобы выявить в пространстве, отведенном под хозяйственное освоение, памятники, которым грозит уничтожение. И раскопать их».

В постсоветской России в 1990-е и в начале 2000-х возникло много самостоятельных лабораторий, и казалось, что они могут конкурировать между собой, подобно, например, архитектурным мастерским. В них работали в основном профессиональные археологи, а не очень большие заказы поступали от органов охраны памятников на обследование древних поселений и могильников и составление археологических карт. Многие из возникших тогда лабораторий продолжают жить до сих пор, превратившись в АНО, НП. Те, кто остался на плаву, научились участвовать в конкурсах и тендерах.

С другой стороны, в академических институтах в нефтяные годы развились и возникли отделы охранных раскопок. Сейчас это большие производственные структуры, способные организовать сеть экспедиций по всей стране. В это же время занятие охранной археологией стало приносить очевидную прибыль, и тогда рядом с научными появились коммерческие фирмы и фирмочки, ориентированные исключительно на получение этой прибыли. В них оседали люди, зачастую не имевшие профессионального образования, некогда работавшие на раскопках в лучшем случае лаборантами, но заказов было много, профессионалов - мало…

Иногда дело заканчивалось большим скандалом, рассказывает Ольга Щеглова. Около года назад в прессе было много сообщений о решении Пушкинского районного суда в отношении коммерческой фирмы «НПФ Гамас», выполнявшей многочисленные заказы на археологические исследования перед строительными работами. Фирма была оштрафована на 66 млн руб. за то, что в 2011 г. без производства каких-либо работ дала добро на уничтожение курганной группы Яскелево в Гатчинском районе, а отчет представила фальшивый. Несмотря на то что в этом вопиющем случае «Гамас» поймали с поличным, рассмотрение дела шло 4 года, и я не знаю, вступил ли приговор в силу.

«В условиях сегодняшнего кризиса появляется весьма реальная опасность того, что дешевые, но непрофессиональные услуги «зачистки территории от археологических объектов в минимальные сроки» будут востребованы», - говорит Сергей Белецкий.

5. Где учат на археологов?

Главные центры с отдельными кафедрами археологии - в МГУ и СПбГУ, очень сильные развивающиеся школы в Новосибирском университете и в Казанском, школы с традициями существуют в Воронеже, Ижевске, Перми и дальше на восток: Кемерово, Тюмень, Томск и т.д. В 80-е и 90-е годы во многих вузах возникли археологические лаборатории и музеи, но специальные программы есть лишь в крупных университетах.

Сейчас СПбГУ набирает шесть бюджетных студентов на бакалавриат. «Хорошо, если мы доведем их всех до диплома», - говорит Ольга Щеглова.

«В школе я был троечником. Но профессионально ориентированным: в экспедиции ездил с отцом с 8 лет», - рассказывает о своем пути в археологию доктор наук Белецкий.

Сейчас доктор Белецкий мог бы и не попасть в университет. При поступлении учитывается только ЕГЭ, а не мотивация абитуриента.

«У нас нет выбора: мы должны брать на бакалаврскую программу вчерашних школьников, получивших высокий проходной, балл ЕГЭ. Мы не встречаемся с ними на вступительных экзаменах (их теперь нет), не проводим собеседований, не можем повлиять на зачисление, - говорит Ольга Щеглова. - С одной стороны, это демократично и справедливо по отношению к талантливым ребятам из провинции. Но есть и другая сторона: тестовая уравниловка значительно затрудняет путь в образование профессионально ориентированных ребят, которые занимались в археологических клубах и уже участвовали в раскопках. Часто они слабее сдают ЕГЭ и отсеиваются».

Особенно скверно, считает Щеглова, что та же система общих требований перешла и на следующий этап профессионального образования, в магистратуру: археологическое направление в России традиционно развивается в рамках исторического образования. Так что даже если ты прослушал курсы четвертичной геологии, антропологии, археологии каменного века и много еще чего, все равно, сдавать придется анонимное эссе по истории, скажем, Второй мировой войны… И оно, возможно, будет слабее, чем у историка новейшего времени, а приобретенные специальные знания пока в расчет никто не возьмет.

Болонская система, примененная в России, тоже вызывает нарекания.

«Смысл болонской системы, - говорит Белецкий, - сокращение объема лекционных занятий и значительное увеличение объема индивидуальных занятий преподавателя со студентом: преподаватель дает задание, студент его выполняет, преподаватель проверяет и затем обсуждает со студентом качество выполнения. К сожалению, наше Министерство образования заимствовало из болонской системы только идею сокращения лекционной нагрузки, а вот увеличение количества часов для индивидуальной работы преподавателя со студентом не предусмотрело. Получилась не болонская а болванская система. При нынешней исходно слабой подготовке абитуриентов, когда приходится тратить время на повторение школьной программы, сокращение объема лекционных занятий - удар по профессиональной подготовке студентов».

«В существующем виде бакалавриат сломал хребет обучения археологии, - считает Щеглова. - Четыре года студенты учатся в основном как историки и не получают настоящего объема знаний по археологии «из рук в руки». В магистратуре на одной скамье оказываются бакалавры-экономисты, которые вдруг осознали свое призвание, и бакалавры-историки, изначально затачивавшие себя под археологов. Уровень специальных знаний у них оказывается очень разным».

Но самое страшное, по версии специалистов, что практически везде ликвидировано вечернее археологическое образование. Это плохо, потому что археология во многом ремесло, тут проблема та же, что с инженерной подготовкой: можно много знать, но ничего не уметь. «Было время, когда наши археологические научные институты почти полностью рекрутировались из людей, работавших лаборантами и одновременно получавших вечернее образование. Тогда вероятность ошибки в выборе профессии была практически исключена», - говорит Ольга Щеглова.

6. Где будут работать выпускники?

Примерно 70 человек из 100, выпущенных в последние годы, устроились на работу по специальности, во всяком случае, с археологией не порвали, утверждает Щеглова. Основной «потребитель» выпускников СПбГУ, как ни странно, Эрмитаж, археологов в разные отделы туда пришло уже больше, чем в профильный академический ИИМК. Кроме этих двух мест выпускники устраиваются в музеи, библиотеки, в органы государственной охраны памятников и идут преподавать.

7. Сколько времени археолог проводит в раскопе?

Практикующие археологи разные. Если специалист задействован в спасательных раскопках (т.е. на месте будущих строек), то в поле он проводит обычно больше двух месяцев в год и в любой сезон. Этому предшествует период подготовки - научного обоснования проведения разведок или раскопок, подготовки к выезду. После раскопок - несколько этапов полевого отчета, камеральной обработки, реставрации и всевозможного исследования материала.

Нужно отдать должное, говорят наши собеседники, тем немногим археологам, которые со всем этим справляются, и у них еще хватает воли и сил, чтобы вести собственные научные исследования. Но таких мало, хотя это ученые разных поколений.

Основная часть коллег, постоянно ведущих охранные работы, становятся археологами-производственниками. Они овладевают методиками раскопок и фиксации, приобретают кругозор, позволяющий работать с памятниками разных культур и эпох, но исследовательских задач перед собой не ставят.

«Еще одна часть сотрудников, в основном старшего поколения (а таких в академических институтах большинство), от полевой деятельности отходит совсем или сокращает ее до минимума, - говорит Белецкий. - Основная задача этих исследователей - обработать и ввести в научный оборот материалы раскопок прошлых лет, завершить давние проекты, под новым углом зрения рассмотреть старые материалы».

8 .Чем западные археологи отличаются от наших?

«Мы страшно переживаем, если из наших шести бакалавров кто-то не пойдет или не пройдет в магистратуру, - говорит Ольга Щеглова. - А в Европе крупные университеты готовят по сотне бакалавров-археологов, из них в магистратуру попадают единицы, редко десяток. То есть на самом первом этапе идет жесткий отбор. Но и это не обеспечит им работу в дальнейшем. Они вступают в конкурентную борьбу за гранты. И почти все меняют специализацию, ориентируясь на то, что востребовано.

Вместе с нами в отделе ИИМКа работает наш коллега из Германии Йенс Шнеевайс, он получил грант фонда Гумбольта. Долго занимался археологией Сибири, ездил в поле, писал статьи. Затем изучал раннеславянские памятники на Эльбе, работал в Белоруссии. Но получив грант, занялся российским Северо-Западом, теперь два года будет работать у нас. Это нормальная карьера специалиста».

9. Как с доходами у археологов?

С доходами - плохо. Либо они приличные, но нестабильные, либо постоянные, но мизерные. У выпускника будут проблемы. Мы все работаем в нескольких местах. Но в большинстве случаев археологи работают за интерес, а не за деньги.

Михаил Артамонов, знаменитый археолог, директор Эрмитажа, как-то сказал: «Археология - это профессия для идиотов и энтузиастов, потому что если ты не энтузиаст, то ты идиот».

История человечества имеет множество темных пятен. Не все события находили свое отображение в хрониках. Иногда, чтобы узнать какие-либо подробности необходимо искать отдельные элементы, принадлежащие к тому или иному периоду. Именно такая деятельность является направляющей для археолога.

Что делает археолог

Что делает и чем занимается археолог? Многие считают, что археология – это захватывающее приключение, которое предполагает поиски сокровищ и массу впечатлений. Такой стереотип был сформирован под воздействием голливудских фильмов. Отчасти подобная подача информации является правдивой, но без массы прикрас. Человек, который хочет освоить профессию археолог, в первую очередь должен быть фанатом своего дела.

Поиск артефактов не является особо простым процессом. Все они в большинстве случаев надежно скрыты от человеческого взгляда. Иногда для великих открытий необходимо опускаться в водные глубины (чем и занимается морская археология). Полевая археология предполагает ведение раскопок вдалеке от удобств и цивилизации. Нередко найденные реликвии необходимо исследовать или консервировать прямо на месте.

Также стоит отметить, что отсутствие надлежащих условий проживания может быть не таким уж приятным моментом. Не всегда есть возможность умыться или даже почистить зубы. Профессия археолог связана с выполнением четкого графика: ранний подъем и поздний отбой с небольшими перерывами на отдых – это неотъемлемая часть данной специализации.

Плюсы и минусы профессии археолог

Преимущества:

  • бесконечно интересная профессия;
  • возможность побывать в самых отдаленных уголках планеты;
  • прикосновение к древности;
  • социальная значимость профессии. Каждый специалист может войти в историю как первооткрыватель чего-либо.

Недостатки:

  • жизнь не всегда в комфортных условиях (отсутствие возможности правильно питаться, сон в палатке, отсутствие душа, туалета);
  • изнурительный труд;
  • частые командировки могут помешать личной жизни;
  • нет гарантий успешного завершения экспедиции.

Не пропустите:

Как стать археологом

Время не щадит ничего. Именно поэтому все предметы, найденные во время раскопок, характеризуются высокой хрупкостью. Малейшее неверное движение может привести к непоправимым последствиям. Аккуратность в работе археолога занимает особое место.

Артефакты сами по себе не смогут рассказать ничего. Необходимо знать массу сведений о той местности, где ведутся исследования.

Очень часто ученые, занимающиеся археологией, превращаются в узких специалистов, ориентирующихся лишь в определенном отрезке истории. Находки не могут быть вырваны из общей картины действительности. Поэтому, очень важно знать исторические предпосылки того или иного явления.

Помимо глубоких познаний в этой сложной науке, археологу также стоит изучить элементарные основы рисования и фотографии. Все найденные предметы обязательно должны быть запечатлены. Никогда не знаешь, что с ними может случиться в дальнейшем. Знание древних языков также будет немаловажным дополнением.

Ценность открытия теряет всякий смысл, если о нем не сообщить людям. В данном случае пригодится умение анализировать все свои наблюдения и излагать мысли в статьях или научных публикациях.

Где учиться на археолога

  • Московский археологический институт
  • Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный Университет
  • Волгоградский государственный университет