Золотое сечение и правило третей в фотографии. Правило третей в фотографии

Как построить композицию без правила третей.

Тэвис Лиф Гловер из Гонолулу, Гавайи, - фотохудожник, автор статей и основатель фотостудии IPOX. Он убежден, что принципы гештальтпсихологии применимы не только к психике, душе, но также к фотографии и искусству в целом. В своей статье о принципах композиции он рассуждает о классическом правиле третей в изображениях и о том, почему от него стоит отказаться.

Всем нам в нашем творческом младенчестве насильно скармливают идею о правиле третей, и даже когда наше понимание композиции становится более зрелым, мы по-прежнему не можем от нее избавиться. Возможно, мы сможем изменить будущее искусства, если вместе откажемся от правила третей и познакомимся с бесценными композиционными приемами, о которых рассказывается в этой статье.

Без композиции искусство процветать не может. Но, используя правило третей для ее создания, вы оказываетесь в тупике посредственности. Звучит жестко - но это так. Я пытаюсь показать, что правило третей - это даже не правило, которое нужно нарушить, это база, на которой вы строите - или не строите - свои произведения. Это ваш выбор.»

Миф № 1 о правиле третей: «Оно делает изображение приятным глазу»

Что значит «делает изображение приятным глазу»? Уверяю вас, это не имеет ничего общего с размещением людей и предметов на пересечении неких линий. Приятна глазу та композиция, которая четко воспринимается зрителем, без отвлекающих элементов, без путаницы и непоследовательности. Как этого добиться?

Во-первых, надо понять, как мозг воспринимает зрительные стимулы. В качестве пояснения воспользуемся понятиями из гештальтпсихологии. Например, на этом фото применяется техника «Взаимодействие фигуры и фона», которая дает возможность четко разделить персонажа фотографии и задний фон.

Подпись к фотографии: Фотография Анри Картье-Брессона, которая демонстрирует великолепное «взаимодействие фигуры и фона»)

Здесь - «Закон продолжения», который позволяет создавать изогнутые арабески с помощью множества предметов.

Здесь - «Наибольшая область контраста», которая помогает направить взгляд зрителя к главному персонажу.


(Подпись на фотографии: «Наибольшая область контраста»)

Миф № 2: «Этим правилом пользуются профессионалы»

Очередной распространенный миф. Возьмем для примера Энни Лейбовиц. Она, безусловно, профессионал и один из самых вдохновляющих фотографов нашего времени. Давайте наложим сетку правила третей на один из ее снимков и посмотрим, использовала она это правило или нет.



Как видим, каминная полка идет ровно вдоль линии. Хм, видимо, Энни действительно использовала правило третей… но погодите, а как она расположила моделей? Как ей удалось создать столь замечательную композицию, если можно пользоваться только вертикальными и горизонтальными направляющими? Некоторые из моделей расположены по сетке, но что дальше? Как разместить их руки, ноги, платья, взгляды? И вот тут на сцену выходит динамическая симметрия.



Энни разместила модели согласно динамической симметрии, или, другими словами, решетчатой системы.



Динамическая симметрия помогает нам организовать композицию, она использует вертикальные, горизонтальные и диагональные линии для создания ритма и единства изображения. Будь то картина, фотография или скульптура, динамическая симметрия работает для всего.

Миф № 3: «Правило третей помогает взгляду двигаться по изображению»

Это заявление очень далеко от истины. Выстраивание объектов в какой-то точке без рассмотрения того, как будет выглядеть изображение в целом, вовсе не способствует созданию движения в композиции.


«Закон продолжения» из гештальтпсихологии дает нам несколько инструментов для создания движения и единства, которые будут перемещать взгляд зрителя по снимку или картине. Самый визуально привлекательный из них - «арабеска».


«Арабеска» - это криволинейный элемент, который вы можете включить в свое изображение; она создаст на нем образ красивого, изящного движения. Многие художники активно пользовались этим инструментом в своих работах.


Еще одна техника для создания движения - это «совпадение». Оно определяет отношения между гранями и объединяет многочисленные элементы на изображении, что помогает создать движение в стороны и вверх-вниз.

«Направляющие линии» вовсе не непрерывные полосы, как можно подумать, судя по названию. Она рваная, невидимая, и фокус в том, что мозг с легкостью воспринимает ее и сам «дорисовывает» недостающие части линии.

На этом фото видно, как Энни Лейбовиц выстраивает грани, используя руки и ноги мужчины и женщины.


То же самое мы видим на картине «Мона Лиза» да Винчи и на сложной композиции «Рождения Венеры» кисти Бугро.


Миф № 4: «Правило третей убирает персонажа из центра»

Во-первых, кто решил, что расположение персонажа по центру - это плохо? Почему нас заставляют в это верить?



В гештальтпсихологии есть техника, называемая «Закон симметрии». В общих словах она означает, что человеческий мозг всегда пытается найти баланс в зрительных стимулах. Поэтому, если мы используем правило третей и смещаем персонажа из центра, нам нужно чем-то его уравновесить. Если этого не сделать, получится плохо сбалансированная композиция.

Существует вертикальный и горизонтальный баланс (я называю их «воздушное пространство» и «направление взгляда»); чтобы получить хорошо сбалансированное изображение, нам нужно научиться управлять ими обоими.


Вертикальный баланс по отношению к горизонтальной центральной линии
Горизонтальный баланс по отношению в вертикальной центральной линии, направление взгляда влево и вправо
Картина Дега, сбалансированная по горизонтали

На этой моей фотографии главные герои находятся в центре, но изображение хорошо уравновешено, потому что здесь есть и вертикальный, и горизонтальный баланс.

Мне потребовалось несколько лет, чтобы избавиться от влияния правила третей на мои композиции. Раньше я всегда располагал персонажей с одной или другой стороны, не задумываясь о снимке в целом.

Миф № 5: «Правило третей - это основа сбалансированного и интересного снимка»

Мы уже поговорили о «Законе симметрии», который обеспечивает правильный баланс изображения. Теперь надо упомянуть о том, что правило третей создает нежелательное негативное пространство.

Если мы просто помещаем персонажа на одно из пересечений сетки, не думая об изображении в целом и не уравновешивая его, на снимке появляется негативное пространство, которое отвлекает взгляд зрителя от главного героя.

Негативное пространство может использоваться намеренно, чтобы создать чувство одиночества, отрезанности от мира. Но если оно появилось на снимке случайно, значит, кадр делал неопытный новичок.

Миф № 6: «Правило третей - отличная точка отправления для начинающих»

Мой собственный опыт подсказывает, что правило третей может только завести в тупик. Сперва я думал о нем как о чем-то революционном, хвастался его использованием перед фотографами-новичками.

Но позже я оказался на «плато», не понимая, как мне дальше выстраивать композицию - и все потому, что следовал правилу третей.


«Плато» перед изучением художественных приемов
Изучение правила третей, «Плато» правила третей, Изучение художественных приемов, Уровень мастера
Подпись на нижнем фото: Сетка динамической симметрии (Ф 1,618)
Подпись к фото: Сетку динамической симметрии использовать так же просто, как сетку правила третей

Если художники и фотографы с самого начала будут применять не правило третей, а динамическую симметрию, они смогут пользоваться не только вертикальными и горизонтальными линиями, но также диагоналями, создавать с их помощью ритм - и не важно, будет это делаться правильной позой моделей или направлением мазков кисти.

Количество доступных диагоналей в прямоугольнике ограничивает число возможных направлений, и это позволяет создавать более сильную композицию, а не хаотичный разброс.


Ограниченное число направлений
Картина Вильяма Бугро демонстрирует, как автор создал ритм, расположив модель по сетке динамической симметрии

Миф № 7: «Правило третей создали художники Ренессанса, а то и вовсе древние греки»

Впервые документальное упоминание о правиле третей находится в книге английского художника и гравера Джона Томаса Смита, датированной 1797 годом. И, судя по его работам, его сложно назвать великим мастером.

Да Винчи использовал правило третей? Да Винчи бы в гробу перевернулся, если бы услышал это. Он столько сил и времени посвятил совершенствованию своих композиций, столько учился, практиковался - для чего? Чтобы кто-то свел все его усилия к простому правилу третей? Ни в коем случае.

Да Винчи, как и другие великие мастера, включая и древнегреческих, применял динамическую симметрию, золотое сечение , другие художественные приемы, такие как арабеска, гамма, совпадения, расходящиеся лучи, взаимодействие фигуры и фона, эллипсы, ограждения и так далее.

Миф № 8: «Взгляд автоматически притягивается к точкам силы»


Если бы все было так просто. Расположите персонажа на пересечении линий, обозначенных правилом третей, и - БАМ! - вы уже контролируете взгляд зрителя. Не тут-то было. Что насчет того факта, что взгляд притягивают области высокой контрастности?

Когда мы делаем персонажа «наибольшей областью контраста», разве мы не будем в первую очередь смотреть именно на него, вне зависимости от его позы и расположения?

Еще одна вещь, которая привлекает взгляд, - «мерцающий край», как я это называю. Имеются в виду высококонтрастные элементы у краев изображения, которые оттягивают на себя внимание.

Если вы создадите последовательность контрастов и уберете с краев все отвлекающие моменты, это поможет контролировать движение глаз ваших зрителей в рамках изображения.


Миф № 9: «Кадрирование изображения под правило третей - отличный способ спасти снимок»

Обрезав фотографию с плохой композицией, плохим освещением, вы не сделаете ее лучше. Обрезать снимок, чтобы его улучшить, - это все равно что работать задом наперед. Компоновать кадр надо до, а не после съемки.


Потраченные впустую пиксели.
Старайтесь не кадрировать изображение, а изначально снимать так, чтобы не нужно было ничего обрезать

Изучайте принципы композиции и гештальтпсихологии, чтобы знать заранее, что вы хотите получить в итоге, и понимать, как правильно этого добиться. Не жертвуйте пиксели правилу третей. Ваше творчество заслуживает большего.

Миф № 10: «Точки силы и золотые точки создают драматизм»

Как мы уже поняли, одно только расположение персонажей по третям не придает изображению драматического напряжения.

Точки силы и «Золотые» точки. Фото Тэвиса Лифа Гловера. Кадрирование по закону третей не создает драматизма

Чтобы получить нужный драматизм, обратимся к «закону близости» из гештальтпсихологии.

Посмотрим на эту фреску с потолка Сикстинской капеллы. Персонажи явно объединены их близостью и сходством. Но, кроме того, драматизм усилен тем фактом, что их руки почти, но еще не совсем соприкоснулись. Это миг перед прикосновением.

Или вот это фото, на котором мужчина почти дотянулся до своей умирающей жены. Драматизм здесь создается тесной близостью.


«Закон близости» позволяет использовать расстояние, негативное пространство для создания напряжения, как, например, на этом фото.


Заключение

Существует множество способов и техник создания композиции, с помощью которых вы можете взаимодействовать со своими зрителями.


Стань мастером!
Забудь правило третей, используй динамическую симметрию!
«Мсье Буало», Тулуз-Лотрек

Забудьте о правиле третей и возьмите на вооружение динамическую симметрию. Ее сеткой пользоваться так же просто, как сеткой правила третей, но первая дает значительно больше вариантов для построения фотографии. Поймите, как создавать сильную композицию, - и вы станете мастером в своем деле».

« Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо по истине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины.»

Леон Батист Альберти

Фотография во многом схожа с рисунком. Только художник в руках держит кисть, а фотограф камеру. Любой рисунок начинается с выбора объекта и расположения его на бумаге. В природе, архитектуре, в человеке уже все скомпоновано, все пропорционально и фотографу остается только нажать на кнопку. Но когда он смотрит на снимок, оказывается что ту красоту, которую он видит глазами, он не отобразил на фотографии. Почему так происходит? И что нужно делать для того чтобы получить красивую фотографию?

Когда мы смотрим на красивый пейзаж, мы взглядом охватываем все вокруг, потом по отдельности рассматриваем речку, деревья, как падают лучики солнца, рассматриваем, как играют тени, какие присутствуют цвета, и все вместе создает впечатление красивой картинки. Помимо зрительного восприятия, мы чувствуем тепло, запах воздуха, слышим пение птиц, все это усиливает наше восприятие картинки.

Зрение человека бинокулярное, мы смотрим на один объект одновременно с двух разных точек (правым и левым глазом), это позволяет нам видеть изображение трехмерным (то есть видеть глубину пространства).

Фотография же изображает только высоту и ширину, так как мы снимаем только с одной точки. Задача фотографа показать объём объектов, глубину пространства, передать атмосферу, движение, эмоции с помощью различных инструментов. Посмотрев в видоискатель, мы понимаем, что не все что мы видим глазами попадает в рамки кадра, нам приходится выбирать интересные объекты, кадрировать то, что видим в реальности, выбирать и размещать объекты в рамках видоискателя. Для того что бы получить красивую фотографию не достаточно просто нажать на кнопку, необходимо подумать о композиции картинки, чем мы заполним кадр, как и где будут размещаться объекты.

И так что же такое композиция?

Композиция с латинского означает «составлять, сочинять, располагать» .

Композиция – это набор правил и приемов о правильном расположении объектов в единое гармоничное целое, в рамках одной плоскости (фото снимка или листа бумаги). Знание и соблюдение правил композиции, делает снимок более выразительным, помогает фотографу сделать акценты на главных объектах, и привлечь внимание зрителя.

Основные составляющие композиции:

Правило третей и правило золотого сечения

Правило диагоналей и диагонального золотого сечения.

Движение и ритм в фотографии

Правило золотого сечения и числа Фибоначчи.

Использование правила золотого сечения , позволяет нам достичь гармонии в композиции с помощью определенных пропорций и чисел. Считается, что первым вывел это понятие Пифагор (VI в. до н.э.) позаимствовав знания у египтян и вавилонян. Это правило применяли математики, архитекторы, художники, биологи.

Если говорить точнее, золотое сечение - это деление целого на две не равные части, в соотношении что меньшая часть относится к большей, как большая часть ко всему целому и наоборот.
В математеке это легко продемонстрировать на отрезке, тогда становится понятнее о чем речь.

А:B=B:C и C:B=B:A
Это соотношение обозначается буквой φ =0,618= 5/8. Меньший отрезок соответственно = 0,382 = 3/8, а весь отрезок принимаем за единицу.

Когда мы говорим о фотографии, то мы плоскость нашей картинки делим на части по принципу золотого сечения. То есть от края каждой плоскости на расстоянии 5/8 и 3/8 проводим линии. Точки пересечения линий зачастую называют - "зрительным центром", так как взгляд человека задерживается именно в этих точках, и там мы стараемся размещать главные объекты композиции.
В своей камере вы можете включить сетку в видоискателе и расчитать где находятся эти точки, таким образом во время сьемки вы будете подготовлены и будете знать где лучше размещать объекты сьемки.

Можно изготовить вот такой циркуль. Его использовали древнегреческие архитекторы при постоении храмов, используя золотое сечение.

Арифметическим выражением золотого сечения является ряд Фибоначчи .
Фибоначчи итальянский математик, изучая природные явления открыл золотую пропорцию чисел.
Ряд чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. известен как ряд Фибоначчи. Числа стоят в особенной последовательности так, что каждое число, начиная с третьего, равно сумме двух предыдущих 2 + 3= 5; 3 + 5= 8; 5 + 8= 13, 8 + 13= 21 а отношение чисел, которые расположены рядом, приближается к отношению золотого деления. Например, 21: 34= 0,617, а 34: 55= 0,618.
Применение золотого сечения и чисел Фибоначчи наблюдается в природе, в анатомии человека. Например количественное соотношение частей тела соответствует числам из ряда Фибоначчи. Если сопоставить длины фаланг пальцев и кисть руки, то можно заметить что это соотношение равно золотому делению.

Посмотрим несколько фотографий, с применением правила золотого сечения.

Правило третей
Это "упрощенный" вариант «золотого сечения». Во время сьемки зачастую применяется правило третей. Суть заключается в следующем: мы делим изображение на 3 равных части по горизонтали, и на 3 равных части по вертикали. Таким образом, мы получаем 9 равных частей.

Основные объекты размещаются вдоль линий либо в точках пересечений линий.
Рассмотрим на примере фотографии ночного Киева. На изображение мы накладываем сетку с линиями делящими на трети. С мотрим как лучше разместить объект сьемки, и чем заполнить кадр. Это лучше делать сражу же в видоискателе, нежели потом кадрировать, тем самым ухудшая качество изображения. Главный объект церковь, мы размещаем ее находится вдоль вертикальной линии. Купол церкви находится в точке пересечения. Линия горизонта лежит вдоль линии третей.

Применив правило третей, мы кардинально не изменили фотографию, мы просто придали больше значимости объекту сьемки.
Очень удобно использовать это правило для размещения горизонта (на верхней или нижней линии).


Если вы снимаете портрет, то лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии.

Если вы снимаете человека в полный рост, то лучше размещать его на правой или левой вертикальной линии. Очень важно следить за тем, в какую сторону направляется человек, или куда направлен его взгляд. Например, если человек смотрит влево, то его соответственно необходимо разместить на правой горизонтальной линии, что бы перед ним оставалось пространство.

И последний совет. Правая нижняя точка имеет самое сильное воздействие, нижняя левая точка имеет наименьшее воздействие. Таким образом, когда у нас в кадре есть несколько объектов, главный мы разместим в нижнем правом углу.

Люблю это видео. Оно напоминает о том, как все в этом мире пропорционально, красиво гармонично и прекрасно. Красивое знакомство с правилом золотого сечения и числами Фибоначчи.

И маленькое домашнее задание.
Проверить свои фотографии, использовали вы в них правило золотого сечения или правило третей. Поможет вам в этом прозрачная сетка, которую можно наложить на фотографию. В архиве есть несколько вариантов пересечения.
Не стоит сразу же выбрасывать снимки, которые не укладываются под сетку золотого сечения или третей. Это правило как и все остальные очень относительно, ведь в композиции есть множество других составляющих, которые помогут удержать взгляд зрителя.
О других правилах мы поговорим в следующих статьях.

Одна из самых дорогостоящих фотографий.

Фотограф: Gustave Le Gray
Название: "Tree" (1855)
Стоимость: $ 513 150

Желаю удачных снимков.

Правило третей – это мощное композиционное средство, помогающее сделать фотографии более интересными и динамическими. Его по праву изучают одним из первых на всех уроках цифровой фотографии, потому что это ключ к пониманию того, как делать интересные, сбалансированные снимки.

В этом месте могу вас успокоить - пренебрежение данным правилом вовсе не означает, что фотография получится неинтересной. Тем не менее, одна мудрость гласит: чтобы нарушать правила, нужно сначала их изучить - только тогда из нарушения может получиться что-то стоящее.

Итак, приступим. Чтобы понять, что такое правило третей, мысленно разобьем изображение на трети по горизонтали и вертикали (см. рисунок), в результате получилось 9 фрагментов.

* Многие фотокамеры имеют функцию показа сетки третей, здесь проще, ничего мысленно представлять не надо.

Пересечения линий сетки образуют четыре точки. При компоновке кадра расположите в них самые интересные объекты, на которых должно быть сконцентрировано внимание. Но не стоит забывать и о самих линиях, они нам тоже пригодятся. Данные линии пригодятся при съемке пейзажей. Правило третей очень полезно, когда речь идет об использовании строгих горизонталей или вертикалей. Размещение прямых линий в центре кадра делит изображение на две равные половины, придавая ему ощущение статичности и разрозненности. Отделение же линией одной из третей снимка придает ему гораздо большую гармоничность. Поместите линию так, чтобы самая важная часть сцены занимала основную часть изображения. Например, в моем случае важна скала и небо, поэтому я поместил горизонт на нижней воображаемой линии, а не на верхней.

В фототеории есть одна аксиома, которая гласит, что фотография получится более сбалансированной и произведёт более глубокое впечатление на зрителя, если интересующие фотографа объекты будут расположены в точках пересечения или по линиям сетки. Исследования показали, что человеческий глаз непроизвольно выбирает одну из точек, а не центр изображения, то есть фактически «правило третей» - это одна из особенностей нашего зрения, поставленная на службу фотографии.

Некоторые фотографы интуитивно чувствуют «правило третей», другим требуется время и тренировки, чтобы превратить этот навык в рефлекс.

И ещё раз - помните, нарушая это правило, можно получить отличные снимки, поэтому как только вы научитесь с ним работать, начинайте экспериментировать.

И напоследок. Помните о «правиле третей», когда будете редактировать снимки. С помощью, например, Photoshop можно кадрировать и центрировать изображение, тем самым приводя его в соответствие с этим правилом. Начать можно со старых фотографий, чтобы потренироваться и посмотреть на результат. Например ниже представленное фото кадрировалось в Photoshop с применением правила третей. Лодка с людьми находится в точки пересечения линий и плюс к этому горизонт лежит ровно на верхней линии ("убито 2 зайца")

И напоследок несколько советов по использованию данного правила

Совет № 1:
При фотографировании пейзажей скомпонуйте кадр так, чтобы горизонт лежал на верхней или нижней горизонтальной прямой, если горизонта в кадре не предвидится (съемка гор и т.п.), то поместите на одну из линий стык земли и подножья гор или стык неба и горных вершин. Главное чтобы в центре кадра не было четко выраженных стыков местности и переходов.

Совет № 2:
В портретной съемке, скомпонуйте кадр так, чтобы глаза были на одной из горизонтальных линий, если это групповое фото то на этой линии могут быть головы

Совет № 3:
Используйте вертикальные линии сетки для таких вещей как деревья, водопады, специфические детали архитектуры или просто для человека с фоном за ним.

Совет № 4:
Располагайте предметы, на которых хотите сконцентрировать внимание в точках пересечения линий. И даже если это просто ненужный предмет, который не получается убрать из кадра, то просто расположите его на пересечении линий, и скорей всего вы видите его в “новом свете”.

Совет № 5:
Если вы видите, что при компоновке кадра без использования правила третей вы получите более интересный и оригинальный снимок, то смело пренебрегайте данным правилом, ведь всегда бывают исключения. Если же при компоновки кадра оригинального снимка не светит, то используйте правило третей. В общем, экспериментируйте, экспериментируйте и еще раз экспериментируйте, ведь никто вам не мешает сделать сделать снимки с разными компоновками одной и той же сцены.

Перед перепечатыванием статей с этого сайта прочтите пожалуйста правила

Большинство людей, которые занимаются фотографией, хорошо знает, что композиция имеет основополагающее значение. Разве что у новичка может закрасться сомнение с чего начинать при изучении этого вида искусства. И даже, не смотря на то, что у всех на слуху принцип, что помещать объект прямо по центру кадра нельзя, все-таки стоит напомнить на чем основывается Правило третей и как применяется в портретной и уличной фотографии.

EOS M5, EF-M55-200mm f/4.5-6.3 IS STM lens, f/4.5, 55mm, 1/1600sec, ISO320

Правило третей: краткое руководство

По этому правилу фотография мысленно разбивается на сетку с девятью равными частями, которые образованы двумя горизонтальными и вертикальными линиями. Эти линии пересекаются четыре раза, и именно вокруг этих точек желательно размещать объекты в кадре. Так вы привлекаете взгляд зрителей к важному объекту самым естественным образом.

EOS M5, EF-M55-200mm f/4.5-6.3 IS STM lens, f/5.0, 100mm, 1/1600sec, ISO320

Портретная фотография

Портретная фотография предоставляет отличную возможность попрактиковаться в применении Правила третей, потому что, в отличие от уличной фотографии, у фотографа есть достаточно времени, чтобы разместить свой объект съемки так, как нужно, выстроить правильную композицию и получить идеально .


EOS M5, EF-M55-200mm f/4.5-6.3 IS STM lens, f/4.5, 55mm, 1/640sec, ISO320

Размещение объекта в центре фотографии не привлекательно.

На фотографии выше вы видите, что лицо объекта не находится ни в одном из четырех пересечений, а располагается посредине - в "мертвом центре фотографии". Хотя, естественно, именно так мы и увидели бы окружающий мир и любые объекты, если бы смотрели прямо, тем не менее, центрального расположение объекта в кадре не делает фотографию привлекательной и может выглядеть довольно неуклюже.


EOS M5, EF-M55-200mm f/4.5-6.3 IS STM lens, f/4.5, 55mm, 1/1250sec, ISO320

Размещение вашего предмета вдоль третей кадра делает фото более приятным.

Уличная фотография

Уличная фотография - это изображение людей и окружающей среды, захваченных в жизни, в их естественном состоянии, где фотограф должен сливаться с фоном, быть незаметным и не влиять своим присутствием на происходящее в кадре.

В стрит-фото не бывает никакой постановки, поэтому, разумеется, нельзя терять ни минуты, когда появляется возможность сделать кадр. У фотографа может быть всего несколько секунд, чтобы сделать снимок до того, как объект продолжит движение или уйдет.

Однако принципы Правила третей применяются неукоснительно. Сделать захватывающие фотографии вполне по силам, если использовать точки пересечения в качестве ориентиров для размещения объектов


EOS M5, EF-M55-200mm f/4.5-6.3 IS STM lens, f/6.3, 200mm, 1/1250sec, ISO320

На фото объект размещен по вертикальной линии.

Практика создает совершенство


EOS M5, EF-M55-200mm f/4.5-6.3 IS STM lens, f/4.5, 55mm, 1/60sec, ISO320

Используйте Правило третей даже в групповой фотографии.

Данное краткое руководство поможет начать работу, но важный этап все-таки - это выйти на улицу и практиковаться как можно больше. Правило третей - полезный метод, особенно для самого начала занятия фотографией, его нужно освоить идеально, чтобы в дальнейшем развивать свои собственные предпочтения и стиль.

Правило третей (rule of thirds) – это одно из ключевых правил композиции в фотосъемке. Правило третей позволяет более сильно передать естественное восприятие человеческого глаза на определенных частях изображения.

Что такое правило третей?

Правило третей – это воображаемая доска для игры в крестики-нолики, нарисованная поверх изображения, чтобы разделить его на девять равных квадратов. Четыре точки, в которых пересекаются эти линии, являются фокусными точками.

Как им воспользоваться?

Чтобы использовать правило третей, нужно представлять сетку на всех изображениях при формировании композиции в видоискателе. Если у вас фотоаппарат с автофокусировкой, вы можете использовать точки автофокусировки, которые помогут вам представить сетку. При использовании ЖК дисплея в качестве средства формирования композиции, вы можете сделать сетку из прозрачного материала и наклеить ее поверх дисплея. Другой способ – нарисовать сетку на видоискателе, хотя потом будет трудно ее удалить, поэтому лучше этого не делать. После некоторой практики вы с легкостью будете представлять сетку на изображении. Упрощает весь процесс наличие фотоаппарата со встроенной функцией отображения сетки в видоискателе или на дисплее. Многие современные имеют эту функцию.

Имеет ли значение, какую точку использовать?

Точка, или линия, на которой вы располагаете свой объект, имеет значение. В то время как любые точки/линии придадут вашему объекту выразительности, эффект от некоторых будет сильнее, чем от других.

Когда на снимке присутствует один объект, лучше всего будет расположить его с левой стороны кадра. Исключение составляют культуры, в которых информация читается справа налево, в этих случаях большее впечатление произведет расположенный справа объект.

Когда объект на снимке не одинок, существует иерархия силы воздействия изображения. Объект на переднем плане естественным образом будет иметь большее воздействие, чем объект на заднем плане. Тем не менее, использование правила третей при размещении объектов может усилить, или уменьшить, это воздействие. Правая нижняя точка имеет наибольший эффект воздействия при наличии нескольких объектов, а левая верхняя – наименьший. Эта теория часто используется в фильмах для передачи эмоционального доминирования одного героя над другим. Размещение объекта на заднем плане справа, а объекта на переднем плане слева, собьет с толку глаз и приведет зрителя в замешательство по поводу доминирующего объекта. Эта техника особенно полезна при фотосъемке изображений с эмоциональным подтекстом.

Другое основное правило (хотя оно может не иметь силы в определенных обстоятельствах) заключается в том, что ваш объект должен быть помещен на линии, противоположной направлению взгляда вашего объекта. Например, портрет: если объект смотрит влево, нужно разместить его справа.

Как правило третей применяется в портретах?

Хотя хорошие портреты на самом деле просто кажутся центральным расположением тела, в них используется правило третей. В случае одиночных портретов глаза объекта располагаются вдоль верхней линейки третей линии. В портретах, на которых присутствует несколько объектов, их лица располагаются по линиям третей. Вот почему многорядное расположение обычно срабатывает лучше однорядного.

Алекс Харисов