Все объективы. Как измеряется угол обзора объектива? Фиксированое фокусное расстояние

Придя в магазин за новеньким объективом, вы задумываетесь над вопросом: «А какой объектив мне нужен?». Ведь именно объектив влияет на итоговый результат фотосъемки, а не сама фотокамера. Именно он формирует рисунок, определяя его резкость, обеспечивая нужный угол обзора. Чтобы разобраться в этом щепетильном вопросе рассмотрим основные типы объективов для зеркального фотоаппарата.

Все объективы можно распределить в две основные группы:

  1. Дискретные – это объективы с постоянным фокусным расстоянием, так называемые «фиксы». Угол обзора фикс-объектива от 45 до 60 мм. Они менее удобны в применении, но зато обеспечивают очень высокое качество и резкость изображения за счет высокой светосилы, размывая при этом фон сильнее, чем объективы с зумом.
  2. Трансфокаторы – объективы с меняющимся фокусным расстоянием, иначе говоря «зум – объективы». Трансфокаторы очень удобны в применении. С помощью зум-объектива фотограф может удалять или приближать объект съемки, не сходя с места. Такие объективы позволяют производить фокусировку в ручном или автоматическом режиме.

Объективы так же можно подразделить на 6 основных типов:

1. Стандартные объективы

Стандартные объективы

У стандартных (нормальных) объективов 35-миллимитровой фотокамеры угол обзора обычно около 50 мм. Объектив со стандартным фокусным расстоянием отражает мир именно таким, каким его воспринимает человеческий глаз, поэтому так и называется. Но у него есть один недостаток – фокусное расстояние всегда стандартное, т.е. не меняющееся. Чтобы увеличить изображение вам придется немного пройтись к объекту съемки, так сказать «сделать зум ногами». Стандартные объективы идеально подходят для съемки портрета в фотостудии или бытовой съемки дома, а так же для пейзажной фотосъемки, но никак не подходят для съемки в различных экстремальных ситуациях и для съемки архитектуры.

Читайте тут:

2. Широкоугольные (короткофокусные) объективы

Такие объективы идеально подходят для съемки пейзажей и архитектуры, т.к. охватывают большой угол поля зрения. Так же широкоугольный объектив необходим при съемке в замкнутом пространстве или в помещениях малых размеров – и это большой плюс в использовании данного типа объектива. Фокусное расстояние широкоугольного объектива варьируется от 24 до 35 мм. Но у него тоже есть свои недостатки – он более подвержен бликам, чем остальные типы объективов, и к тому же искажает перспективу пространства и объекта съемки.

Широкоугольные объективы подразделяются на два подвида – сверхширокоугольные и умеренноширокоугольные .

Широкоугольный объектив

Сверхширокоугольный объектив, так называемый «Рыбий глаз» - объектив, чей угол обзора равен 180 градусам, а фокусное расстояние 8 – 10 мм. По ширине обхвата окружающего пространства ему просто нет равных! Кроме того, «рыбий глаз» помогает получить наибольшую глубину резкости изображения. Благодаря минимальному фокусному расстоянию объектива, объект съемки можно снимать на длинных выдержках, не боясь смазать кадр. Используя объектив «Рыбий глаз» можно получить необычное искажение кадра характерное только для жанровой или экспериментальной фотографии.

Объектив "Рыбий глаз"

Угол обзора умеренноширокоугольного объектива равен 14-21 мм, что так же позволяет охватывать довольно таки большое пространство. Такие объективы применяют в основном для съемки специфических городских пейзажей и съемки маленьких помещений.

3. Длиннофокусные объективы (телеобъективы)

Для длиннофокусного объектива характерен маленький угол зрения(4 -28 гр.) и большое фокусное расстояние (80 – 600 мм). По сравнению с нормальным объективом максимальное открытие диафрагмы значительно меньше, глубина резкости небольшая, а габариты просто огромны. Используя телеобъективы, мы получаем искажение изображения – понижение резкости изображения по краям или окрашенные контуры на картинке.

Для начинающего фотографа, подойдет телеобъектив с небольшим диапазоном (до 200 мм). Такой объектив справится с наибольшим количеством поставленных задач в съемке.

В основном телеобъективы приобретаются для съемки удаленных предметов. Они позволяют заниматься профессиональной фотосъемкой пейзажей и живого мира. Для этих целей идеально подойдут телеобъективы со средним или большим диапазоном (не менее 400-500 мм). Такие объективы часто называют сверхдлиннофокусными.

4. Универсальные (штатные) объективы (КИТ)

Такие штатные объективы обычно идут в комплекте с зеркальными фотоаппаратами. В принципе, это тот же самый стандартный объектив, но с более широкими возможностями зума. Если у стандартного объектива угол обзора всегда один и тот же 50 мм, то у штатного он будет варьироваться от 27 до 75 мм.

Универсальные объективы подходят для начала творческого пути фотографа, т.е. для учебы, и подходят для любого типа съемки, но в более худшем качестве, чем специализированные объективы.

Универсальный (штатный) объектив

5. Макрообъективы

Название объектива говорит само за себя. Такие объективы предназначены специально для макросъемки. Только он способен изобразить мир макро в красочном художественном стиле, фокусируясь на объекте съемки с очень близкого расстояния (минимальная дистанция фокусировки – 5 см). Такие объективы способны снимать в масштабе 1:1. Диапазон фокусного расстояния довольно широк – от 30 – 300 мм. Уменьшая фокусное расстояние, мы получаем минимальную дистанцию фокусировки. Макрообъектов легко определить по надписи «macro» или «micro».

6. Портретные объективы

Сейчас очень много выпускается спецмоделей объективов для портретной съемки. Они характеризуются идеальным размытием зоны нерезкости (фона) и четкими контурами объекта съемки. Фокусное расстояние портретных объективов, как правило, умеренное – от 75 – 127 мм.

Портретный объектив

Читайте другие материалы

В этом уроке мы узнаем, на какие типы делятся существующие объективы. Это четвертый урок про объективы. Чтобы он был понятнее, рекомендуем сначала ознакомиться

Какие объективы используют в тех или иных видах съемок? Какой объектив использовать для съемки пейзажа, а какой - для портрета? Объективы различают прежде всего по углу обзора. Зачастую именно от угла обзора объектива будет зависеть сфера его применения.

Как измеряется угол обзора объектива?

Поскольку фотография имеет прямоугольный формат, то углы обзора будут разными по диагонали (1) горизонтали (2) и вертикали (3). Какой же угол обзора обозначен в характеристиках объектива? Каждый производитель решает для себя этот вопрос самостоятельно. Но чаще всего в спецификации указывается угол обзора по диагонали, то есть самый широкий из возможных. Мы в дальнейшем будем опираться именно на угол обзора по диагонали кадра.

Типы объективов и их углы обзора

Мы уже знаем, что основной характеристикой объектива является его угол обзора. Угол обзора зависит от фокусного расстояния объектива. Так что чаще всего объективы классифицируют именно по этим двум связанным между собой параметрам. Наверняка все слышали выражения “широкоугольный объектив”, “телеобъектив”, “штатный объектив”… Что же это такое? Разберемся. Важно заметить, что эта классификация - приблизительная. Четких и абсолютных границ между разными категориями нет. Ведь основывается она прежде всего опыте фотографов.

Обратите внимание, что зум-объективы могут работать в широком диапазоне фокусных расстояний, а значит попадать сразу в несколько категорий данной классификации. К примеру, часто встречаются зумы (например китовые объективы с фокусными 18-55 мм), работающие одновременно и в широкоугольном, и в “нормальном” диапазоне фокусных расстояний. А гиперзумы типа Nikon AF-S DX 18-300mm F3.5-6.3G так и вовсе могут сочетать в себе все категории от широкоугольного до теледиапазона фокусных расстояний. Но при выборе объектива не стоит забывать, что в жертву такой универсальности приносятся светосила, красота размытия фона (боке) , а иногда и резкость.

Важно также понимать, что объективы с разным углом обзора не просто “приближают-отдаляют” изображение. В виду разной дистанции съемки, продиктованной углами обзора, они по-разному влияют на передачу перспективы, по-разному передают пропорции объектов на фото.

Предположим, мы хотим снять поясной портрет человека… Посмотрите иллюстрацию ниже. Человек снят с одинаковым масштабом объективами с различным фокусным расстоянием. Фотограф менял дистанцию съемки, постепенно отходя всё дальше от модели, но при этом стараясь сохранить прежнюю крупность плана на фото. Посмотрите, как меняются снимки. Обратите внимание не только на изменения пропорций лица девушки, но и на соотношение переднего и заднего плана: что происходит с горами на фоне. Причиной всему - разная дистанция съемки и разный угол обзора объективов.

Как видите, на коротком фокусном расстоянии кажется, что противоположный берег замерзшего озера и горы над ним очень далеко, однако чем больше фокусное расстояние, тем сильнее визуально “сжимается” это пространство, задний план с противоположным берегом увеличивается в размерах.

Почему мы говорим не только про угол обзора объектива, но и про дистанцию съемки? Посмотрите пример ниже: он снят тем же короткофокусным объективом 16 мм, однако человек сфотографирован с большой дистанции. Поэтому его пропорции не исказились.

Продемонстрируем то же самое схемами:

Забегая вперед, отметим, что отсюда же напрашивается простой вывод: чтобы не искажать пропорции предмета или человека, снимая его на широкоугольный объектив, стоит фотографировать с большой дистанции, в полный рост.

Сверхширокоугольные объективы. Объективы, имеющие угол обзора от 80 до 180 градусов, называются сверхширокоугольными. Понятно, откуда такое название: данная оптика дает самый широкий угол обзора. Сверхширокоугольным объективам соответствуют фокусные расстояния короче 24 мм на полном кадре, для камер с матрицей APS-C - короче 16 мм, для камер Nikon 1 - 9 мм.

Примеры сверхшироуогольных объективов Nikkor:

Полнокадровые

Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED

Только для APS-C

Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor

Для системы Nikon 1

Nikon 1 6.7-13mm f/3.5-5.6 VR nikkor

Сверхширокоугольные объективы чаще всего применяются в пейзажной, интерьерной, архитектурной съемке. Одним словом там, где будет востребован их широчайший угол обзора.

Поскольку угол обзора сверхширокоугольных объективов очень велик, то и перспективу они передают особым образом: всё, что ближе к объективу, становится очень большим, а всё, что дальше - очень маленьким. Если таким образом снимать человека, пропорции лица и тела на фото могут исказиться. Именно поэтому на сверхширокоугольные объективы редко снимают портреты, разве что вы хотите сделать своему герою огромный нос, как случилось с собакой на фото ниже. Это может сыграть как во вред, так и на пользу снимку: например то же фото собаки получилось забавным именно благодаря увеличенному носу. Думайте над сюжетом снимка, над его стилем и эмоциями, а уже под это подбирайте фокусное расстояние, а не наоборот.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/160 с, 18.0 мм экв.

Чтобы не искажать пропорции людей при съемке сверхширокоугольной оптикой, героев кадра можно снимать с некоторой дистанции, не крупным планом - такой прием часто применяют свадебные фотографы и те, кто хочет в одном кадре сочетать элементы и портрета и пейзажа.

Отдельный вид сверхширокоугольных объективов - фишай-объективы (от англ. “fish eye” - рыбий глаз). Эти объективы особым образом искажают изображение. Примерно так же, как это происходит в дверном глазке. При создании таких объективов производитель намеренно не исправляет дисторсию. Дисторсия - особый вид геометрических искажений изображения, свойственный всей короткофокусной оптике, но во всех объективах кроме “фишаев” он корректируется благодаря особой оптической схеме. Как правило, фишай-объективы дают близкий к 180 градусам угол обзора. Из-за того, что они передают геометрию пространства не точно, с искажениями, применяются эти объективы как правило в творческой съемке.

Можно ли получить фишай-эффект при обработке изображения? Именно из-за широчайшего угла обзора не получится достичь эффекта фишай-объектива при обработке изображения: получится просто нарушить геометрию на снимке с обычным, более узким углом обзора. Фишай-объективы бывают диагональными и циркулярными. Диагональный фишай обеспечивает угол обзора около 180 градусов по диагонали кадра. Такой фишай-объектив “заполняет” изображением весь кадр. Циркулярный фишай-объектив дает кружок посередине кадра, а углы снимка остаются черными. Для полнокадровых камер Nikon выпускается фишай-объектив Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor. Надо помнить, что полнокадровый объектив, установленный на “кропнутую” камеру, будет иметь более узкий угол обзора. Поскольку от фишай-объектива требуется максимально широкий угол обзора, то для камер с матрицей APS-C выпускаются рассчитанные под них фишаи. Например Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor. Оба упомянутых объектива являются диагональными.

Широкоугольные объективы имеют угол обзора от 50 до 80 градусов. Безусловно, с точки зрения геометрии такие углы уже не являются широкими, однако в контексте фотографии они позволяют охватить достаточно обширное пространство. Полнокадровые широкоугольные объективы имеют фокусное расстояние около 24-35 мм. На “кропе” - 16-24 мм. В системе Nikon 1 - 9-13 мм.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F13, 1/60 с, 25.0 мм экв.

Примеры широкоугольных объективов:

Полнокадровые

Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor

Только для APS-C

Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor

Для системы Nikon 1

Nikon 1 AW 11-27.5mm f/3.5-5.6 nikkor

Если сверхширокоугольная оптика достаточно специфична в работе, то умеренные широкоугольные объективы весьма универсальны: ими при должном умении можно одинаково эффективно снимать и пейзажи, и портреты, заниматься репортажной и трэвел-съемкой. Широкоугольный объектив, пожалуй, должен быть в арсенале каждого фотографа.

Широкоугольный объектив позволит снимать портреты с довольно близкой дистанции в тесных помещениях и эффектнее передать перспективу, объем на снимке. Но из-за малой дистанции съемки в кадре могут появиться сильные перспективные искажения. Поэтому в большинстве случаев для съемки портрета применяется более длиннофокусная оптика.

Съемка велась на тесной лестнице дачного домика с дистанции около полутора метров.
За спиной фотографа - стена дома. Умеренный широкоугольный объектив для полнокадровых камер 35мм позволил получить достаточно широкий угол обзора, при этом не сильно исказив пропорции лица и тела модели.

NIKON D810 / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/160 с

NIKON D810 / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/160 с, 35.0 мм экв.

“Нормальные” (штатные) объективы дают угол обзора около 40-50 градусов, что соответствует фокусным расстояниям 40-60 мм для полнокадровых аппаратов, 28-40 мм - для аппаратов с матрицей APS-C, 15-22 мм - для системы Nikon 1. Оба этих названия условны, и означают лишь, что данная оптика обеспечивает “нормальный” угол обзора и “нормальную” передачу перспективы: они передают картинку приблизительно так же, как ее видит человек.

Объективы с таким фокусным расстоянием достаточно универсальны, им найдется применение в любом жанре фотографии. Однако в силу своей “нормальности” данные объективы могут показаться достаточно скучными: ими не получится ярко передать перспективу, охватить широкий угол обзора, а с другой стороны, не получится сильно “приближать” картинку, как это делают телеобъективы. Все универсальные зум-объективы могут работать с данными фокусными расстояниями.

Классические представители “нормальных” объективов - фикс-объективы с фокусным расстоянием 50 мм или, как их называют в народе, “полтинники”.

Стоит отметить, что нормальным объективом для кроп-камеры будет объектив с фокусным в 35 мм, а для Nikon 1 - 18 мм. Это нужно учитывать при выборе оптики. Раньше, в пленочную эпоху “китовыми” объективами выступали именно недорогие фикс-объективы с фокусным расстоянием 50 мм, возможно поэтому за ними закрепилось название другое название - “штатные объективы”, “штатники”. Однако такое название немного некорректно: каждый фотограф выбирает сам свои любимые, “штатные” фокусные расстояния. Тем не менее, из-за доступной цены и высокой светосилы для многих фотографов нормальный объектив (очень часто именно “полтинник”) становится штатным, наиболее часто используемым.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F1.4, 1/400 с, 50.0 мм экв.

Полнокадровые

Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor

Только для APS-C

Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor

Для системы Nikon 1

Nikon 1 18.5mm f/1.8 Nikkor

Телеобъективы (длиннофокусная оптика). В названии данного класса оптики есть приставка “теле”, что переводится с греческого как “далеко”. Поскольку такие объективы имеют довольно узкий угол обзора, они способны показать крупным планом предметы, находящиеся на большом расстоянии от нас. Угол обзора телеобъективов - от 35 до нескольких градусов.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F1.4, 1/200 с, 85.0 мм экв.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/200 с, 600.0 мм экв.

Полнокадровые

Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor

Только для APS-C

Nikon AF-S DX 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR Nikkor

Для системы Nikon 1

Nikon 1 10-100mm f/4.5-5.6 VR nikkor

Принято разделять объективы умеренного теле-диапазона (фокусное расстояние приблизительно 70-200 мм для полнокадровых камер, 50-150 мм для APS-C и 25-75 для системы Nikon 1) и супертелеобъективы - их фокусное расстояние больше 200 мм (больше 150 для APS-C, больше 75 мм для Nikon 1). Как правило, чем больше фокусное расстояние объектива - тем он крупнее и дороже. Поэтому телеобъективы обычно используются профессионалами для специфических съемок очень сильно удаленных объектов, например, диких птиц, зверей или же футболистов во время матча.

Благодаря узкому углу обзора данные объективы передают перспективу иначе, чем более короткофокусная оптика. При съемке на телеобъектив в кадре сводятся к минимуму перспективные искажения, по-разному удаленные друг от друга предметы “сближаются” в кадре. Из-за этой особенности оптику умеренного теле-диапазона любят использовать в портретной съемке для того, чтобы не искажать пропорции лица и тела модели. Еще одна особенность телеобъективов - они могут сильно размывать фон, что выгодно при портретной фотографии. Помимо портретной съемки телеобъективы очень востребованы в репортажной, спортивной, пейзажной съемке.

Среди телеобъективов можно выделить несколько типов объективов, разработанных под конкретные виды съемок.

Портретные объективы спроектированы специально для съемки людей. Портретный объектив, а это чаще всего фикс, обладает высокой светосилой и фокусным расстоянием в районе 50-135 мм для зеркалок, 18-50 мм для Nikon 1. Откуда взялись именно такие фокусные расстояния? Более широкоугольные объективы могут некрасиво искажать пропорции лица и тела человека при определенных ракурсах и позах. Более длиннофокусная оптика заставит вас отходить от портретируемого слишком далеко, вы просто потеряете с ним всякий контакт. Благодаря высокой светосиле, подходящему фокусному расстоянию и оптической конструкции, портретный объектив красиво размывает фон на фотоснимке. Безусловно, другие объективы тоже могут размывать фон, однако именно портретная оптика славится среди фотографов особой красотой боке (рисунком размытия в зоне нерезкости).

Макрообъективы очень схожи по своим характеристикам с портретными объективами: это тоже светосильные объективы умеренного теледиапазона. Но у них есть важная техническая особенность: они способны фокусироваться на очень близкой дистанции без всяких дополнительных приспособлений типа макролинз и удлиннительных колец, снимая мелкие предметы очень крупным планом.

Макрообъективы используются при съемке мелкой природы: насекомых, мелких животных, мелких растений. Помимо этого, именно эти объективы являются идеальным выбором для предметной, ювелирной, репродукционной съемки. При всей схожести характеристик, изображение, даваемое макрообъективом, сильно отличается от изображения с портретной оптики. Макрообъективы дают довольно контрастное, “жесткое” изображение. Но при съемке людей такой характер изображения подчеркивает все дефекты на коже. Поэтому портреты снимать макрообъектом не рекомендуется.

Почему у серьезных фотографов несколько объективов?

Порой люди, незнакомые с фотографией, недоумевают, зачем увлеченному фотолюбителю или профессионалу не один, а сразу несколько объективов? Теперь, после изучения урока, становится понятно: для каждой съемочной ситуации подходит та или иная оптика. Как правило, в арсенале фотографа имеется несколько объективов для разных ситуация: одним объективом человек снимает портреты, а другим - пейзажи. У фотографа может быть несколько объективов с различными фокусными расстояниями, покрывающими нужный ему диапазон (чтобы снимать как вблизи, так и издалека).

Как собрать комплект объективов, необходимых для полноценной работы?

Каждый, кому возможностей универсального “китового” объектива не хватает, или кто собирает комплект фототехники с нуля, задается этим вопросом. В конечном итоге, всё зависит от ваших задач и интересов. Подумайте, что чаще всего вы снимаете, что вам интересно снимать. Ответив на этот вопрос, оптику выбрать будет легко. Однако, большинство начинающих фотографа затрудняется на него ответить. Ведь интересно сразу всё: и пейзажи, и портреты, и репортаж, и макросъемка. Поэтому начинающим фотографам разумнее всего начать именно с универсального зум-объектива, чьи фокусные расстояния покрывают сразу несколько обозначенных в статье диапазонов. Среди универсальных зум объективов для фотокамер Nikon можно выбрать уже упомянутый Nikon AF-S NIKKOR 24-120MM F/4G ED VR для полнокадровых камер, для кроп-камер - Nikon AF-S DX 18-140mm F3.5-5.6G ED VR Nikkor, для системы Nikon 1 - Nikon 1 10-100mm f/4.5-5.6 PD-ZOOM VR nikkor. Такой объектив сможет стать вашим верным помощником в любом жанре фотографии.

Профессионалы же в погоне за высочайшим качеством изображения и высокой светосилой, предпочитают использовать несколько зум-объективов с меньшим диапазоном фокусных расстояний (например Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED + Nikon AF-S 70-200mm f/2.8G ED VR II Nikkor). Либо “закрывают” востребованные ими диапазоны фокусных расстояний фикс-объективами.

Сейчас у меня есть только китовый объектив. На что мне его заменить или какой объектив мне купить в дополнение к нему?

Этим вопросом задается любой начинающий фотограф. Но на него ответить можете вы сами: проследите за собой - на каких фокусных расстояниях вы чаще всего снимаете; чего вам не хватает - более широкого угла обзора или большего “приближения” далеких объектов? Сделав выводы, вы сможете определиться с типом необходимого объектива. Например, многие хотят универсальности: чтобы одним объективом можно было снимать любые сюжеты. Тогда прежде всего стоит обратить внимание на универсальные объективы, о которых рассказывалось выше. Но если же вы хотите раскрыть максимум возможностей своего фотоаппарата и получать максимально качественные снимки с красиво размытым фоном, стоит попробовать “штатный” фикс-объектив. Он не сможет “приближать-удалять”, у него нет зума. Зато он даст отличное качество изображения. Для полнокадровых камер это объектив с фокусным расстоянием 50 мм (например Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor), для APS-C - 35 мм (например Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor), для Nikon 1 - 18 мм (например Nikon 1 18.5mm f/1.8 Nikkor).

Объективы: классификация, характеристики, сферы использования

Подавляющее большинство начинающих фотографов покупают свою первую зеркалку со стандартным так называемым «китовым» объективом. Он хорош только на первое время, с ростом мастерства возможности «кита» перестают удовлетворять даже самого нетребовательного фотографа. Возникает вопрос: что купить взамен? Чтобы на него ответить, нужно разобраться: какие бывают объективы, для каких целей они используются и что влияет на их цену.

Фокусные расстояния

Главный критерий деления объективов по типам, а также важнейшая характеристика любого объектива - фокусное расстояние. Именно от него зависит, используется ли этот объектив для фотоохоты, портретной съемки или, скажем, пейзажной. Измеряется фокусное расстояние в миллиметрах, но это несколько условная величина.

Еще с пленочных времен стандартными считались объективы с фокусным расстоянием 50 мм. В те времена объективы с переменным фокусным расстоянием были слабо распространены, многие фотографы имели один только «полтинник», а кадрировали картинку «ногами», приближаясь и удаляясь от объекта съемки. 50 мм - это среднее значение: не широко и не узко. Чтобы наглядно его представить - закройте один глаз. То, что вы увидите вторым, примерно и будет угол обзора 50-миллиметрового объектива.

Объективы, у которых фокусное расстояние находится в диапазоне 70-150 мм, принято считать портретными. Оговоримся, что портрет можно сфотографировать любым объективом (правда, он при этом может получиться весьма специфичным), но классикой портретного дела являются именно эти расстояния: на фокусных менее 70 мм возможны широкоугольные искажения, а на фокусных более 150 мм фотографу нужно будет отходить от модели слишком далеко.

Портреты, снятые на «рыбий глаз», очень специфичны

Объективы с фокусным более 150 мм называются телевиками. Это оптика для тех, кто хочет снимать издалека с большим увеличением. Телевики бывают разные: и 200-миллиметровые, и 300-миллиметровые, и даже 1000-миллиметровые. С увеличением «дальнобойности» растут габариты, вес и цена.

Кроп-фактор

В пленочную эпоху проблем не было, так как все аппараты работали с определенным размером пленки (самый популярный - 24х36 мм). Сегодня большинство цифровых матриц - кропнутые, то есть имеющие размер меньше, чем 24х36 мм. На таких аппаратах объективы начинают работать несколько иначе. Формально фокусное расстояние и все связанные с ним искажения остаются, однако угол обзора объектива сужается. Это легко представить наглядно, если в графическом редакторе обрезать по краям половину кадра.

Учитывая то, что у каждого аппарата кроп-коэффициент свой, все бы давно запутались, если бы производители оптики не договорились маркировать объективы фокусными в пересчете для полноформатных камер. Это позволяет стандартизировать фокусные расстояния, но, чтобы пересчитать значения для своего аппарата, фотографу нужно знать кроп-коэффициент. Запомнить его несложно. У кропнутых зеркалок Nikon , Sony , Pentax , Samsung , а также беззеркалок Samsung и Sony он равняется 1,5, у аппаратов Canon ххххD, xxxD, xxD-серий, а также 7D - 1,6, у кеноновской серии xD - 1,3, беззеркальные и зеркальные Olympus и Panasonic - 2. Именно на эти числа нужно умножить цифры, написанные на объективе. Ничего не нужно умножать владельцам полноформатных камер типа Canon 5D или Nikon D700 - у них кроп-фактор равняется единице.

Фикс или зум

Конструктивно все объективы можно разделить на 2 вида: с постоянным фокусным расстоянием и с переменным. Или, по-простому, фиксы и зумы. Особенности обеих категорий ясны уже из названий: у фиксов нет возможности отдалять или приближать картинку, тогда как у зумов она есть. Использовать объективы с постоянным фокусным значением или переменным - это один из ожесточенных фотохоливаров. Каждый подход имеет свои плюсы и минусы, и правильного ответа не существует.

Фиксы бывают очень компактными ...

На стороне фиксов самый главный плюс - качество изображения. Фикс по картинке всегда будет лучше зума аналогичной ценовой категории, и ничего удивительного в этом нет - законы физики. При этом фиксы легче, компактнее и дешевле. Однако в вопросе удобства пользования зумы намного предпочтительнее. Там, где владелец фиксов будет перемещаться с места на место или истерично ставить на аппарат другой объектив, владелец зума просто поменяет фокусное расстояние кольцом на объективе и сделает кадр.

Не так критичен и вопрос качества. Есть зумы, которые дают картинку ничуть не хуже фиксов, просто они стоят дороже. За удобство приходится платить. Хотя экономический вопрос тоже неочевиден. Зумы дороже, но могут покрыть фокусные расстояния, на которые потребуется несколько фиксов. И так можно продолжать бесконечно.

...а зумы громоздкими

В целом проблему выбора из зумов и фиксов можно решить так. Если вы снимаете динамичные сюжеты (репортаж, спорт, трэвел-фотография), то для вас гораздо лучше подойдут объективы с переменным фокусным. Для всех других видов съемки можно пользоваться фиксами. У наиболее прагматичных фотографов в кофре обычно находятся «стекла» обоих видов.

Отметим также, что тип объектива никак не влияет на его функциональность. Если у объектива фокусное расстояние 400 мм, то он телевик, будь то фикс или зум.

Максимальная диафрагма

То, насколько сильно может открыться диафрагма объектива, называется светосилой. Это немаловажный параметр любого объектива. Тут разных мнений нет - чем больше светосила, тем лучше объектив. С ней и фон можно сильнее размыть, и в сумерках снимать, и выдержку увеличить, чтобы не было смазывания. Проблема со светосилой только одна: ее увеличение существенно повышает цену объектива. Например, объектив с фокусным 50 мм и светосилой 1,8 стоит около 5 тыс. руб., тогда как 50/1,4 - 11-12 тыс. руб. Конечно, они отличаются не только диафрагмой, однако разница в цене более чем двукратная.

Светосила обозначается диафрагменным числом - отношением фокусного расстояния к диаметру светового отверстия объектива. У диафрагменного числа обратная зависимость, то есть чем оно меньше, тем сильнее физически может открыться диафрагма. «Светлыми» принято называть объективы с диафрагмой 2,8 и шире, «темными» - 3,5 и уже.

Canon 50/1,2

Есть и еще один нюанс: «светлый» объектив всегда будет тяжелее и габаритнее, чем его «темный» коллега. Светосила еще один плюс для объективов с фиксированным фокусным расстоянием. В силу своей простоты и дешевизны они обычно более светосильны, чем зумы. Если для зумов диафрагма 2,8 это предел, выше которого не прыгнуть даже топовым «стеклам», то фиксы часто бывают с относительным отверстием 1,8, 1,4 и даже 1,2.

Особые объективы

Есть несколько категорий объективов для специализированных видов съемок. Фокусное расстояние и диафрагма у них, как и у обычных «стекол», но есть дополнительные возможности. Самый популярный пример - макрообъективы. Их особенность - маленькая дистанция фокусировки и большой масштаб изображения. Сфотографировать маленького жучка во весь кадр обычные объективы не могут. А вот макростекло может выполнять функции обычных объективов. В зависимости от фокусных из «макрушника» получится телевик или портретник. Однако покупать их исключительно для «непрофильных» целей нерационально: макрообъективы стоят дороже, чем обычные.

Существует особый класс шифт- и тилт-объективов. Это «стекла», которые могут либо сдвигаться (шифт), либо наклоняться (тилт) от оптической оси, а бывает, совмещают обе «фишки». Первые используются для съемки архитектуры и иной техники и хороши тем, что позволяют избавиться от геометрических искажений. Вторые применяются для получения резкого изображения объектов, неперпендикулярных оси объектива. Это актуально для макросъемки. В качестве своеобразного бонуса тилт-объектив имеет очень специфическое боке (размытие фона), которое невозможно повторить в графических редакторах и которое активно используется в художественной фотографии. Эффект популярный - на снимках, сделанных этим объективом, объекты выглядят как маленькие игрушки, сфотографированные в натуральную величину. Эти объективы не просто дорогие, а очень дорогие, поэтому и встречаются достаточно редко.

Так снимает тилт-объектив

Есть объективы типа Lensbaby. Они используются для творческих и художественных снимков. Как можно догадаться из названия, подходят для съемки детей. В снимках, которые получаются этим типом объективов, резкая только центральная часть, а края очень сильно размыты. Для повседневной съемки такие объективы не подойдут, ибо эффект быстро приедается, но для периодической - вполне. Тем более что Lensbaby стоит относительно недорого.

Цена

Как мы уже отмечали выше, существует масса параметров, которые напрямую влияют на цену объективов. Чем больше зум, светосила и набор дополнительных возможностей - тем оптика дороже. Даже фокусные расстояния влияют на цену. Самые дешевые «стекла» - с фокусным расстоянием 50 мм, чем дальше от этого значения, тем дороже. Но на цену влияют и другие параметры, которые необходимо знать, чтобы ориентироваться при выборе.

Серия

Есть объективы любительские, есть профессиональные, причем далеко не всегда об их принадлежности к более высокому классу можно судить по техническим характеристикам. Профессиональные стоят дороже не только потому, что у них шире открывается диафрагма или зум больше (хотя это обычно тоже так), - в них используются более качественные стекла, совершенней оптическая схема, лучше пылевлагозащита, в конструкции используется более долговечный металл, а не пластик. Некоторые производители указывают принадлежность к профсерии в маркировке (например, Canon добавляет букву L, а Sigma - EX), другие этого не делают, нужно разбираться самому или спрашивать у консультантов в магазине.

Canon маркирует профессиональные объективы буквой L и красной полоской

Бренд

Оптику изготавливают как производители фотоаппаратов (Canon, Nikon и другие), так и сторонние компании (Tokina, Tamron и другие). «Фирменные» объективы по характеристикам лучше, чем «стекла» других производителей, но они и дороже. Для сравнения: топовый зум Nikon 24-70/2,8 стоит около 42 тыс. руб., тогда как Sigma 24-70/2,8 - 18-20 тысяч. Стоит ли разница в качестве двукратной переплаты, каждый фотограф решает для себя сам.

Формат

Разные объективы рассчитаны на работу с полноформатными или кропнутыми матрицами. Кропнутость сама по себе не делает оптику лучше или хуже, однако для изготовления такого объектива нужно меньше стекла, пластика и металла, поэтому они стоят дешевле. Если у вас кропнутая камера, то использование подобных объективов поможет сэкономить. Часто о кропе объектива можно узнать по маркировке. Canon «называет» такую оптику EF-S (у полноформатных обозначение EF), Nikon добавляет аббревиатуру DX (у полнофортматных ее нет). При этом стоит учитывать, что полнокадровую оптику на кропнутой камере использовать можно, а вот наоборот - нет.

Стабилизатор

Canon и Nikon, в отличие от других компаний, не встраивают в аппараты стабилизаторы изображения, а устанавливают их в объективы. Но не во все. Наличие стабилизатора может поднять цену объектива в 1,5-2 раза, а нужен он или нет - решать фотографу.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего сайта! Сегодня поговорим про объективы. Рассмотрим, какие бывают объективы, их основные параметры, а также для каких видов съемки лучше подходит тот или иной объектив и почему?

Лучше и объектив подороже, чем наоборот! Думаю, с таким утверждением согласятся многие, потому что объектив – это глаз фотографа и он передает изображение. Сейчас на рынке представлены разные типы объективов, каждый из которых предназначен для определенного вида съемок.

Рассмотрим классификацию объективов по определенным параметрам.

По фокусному расстоянию.

  • Широкоугольные или короткофокусные. К этому классу относятся объективы с фокусным расстоянием меньше 50 мм. Считается, что объективы с фокусным расстоянием 50 мм дают наиболее естественное изображение, которое схоже со зрением человека. Такие объективы позволяют захватить больше пространства в кадре. Хорошо подходят для съемки пейзажей, интерьеров в помещениях, широких театральных сцен. В результате получается красивая резкая картинка с большой информативностью. К этому типу можно отнести объективы Fisheye или «Рыбий глаз». Они имеют угол обзора 1800, а фокусное расстояние 15мм. Изображение, снятое таким объективом получается закрученным по краям, как будто, вписанным в круг.
  • Стандартные или нормальные. Фокусное расстояние находится в диапазоне от 45 мм — 75 мм. Универсальные объективы, так как подходит для многих видов съемок. Очень часто используются для создания портретных фотографий.
  • Телеобъективы или длиннофокусные . Фокусное расстояние таких объективов находится в диапазоне от 75 мм. Хорошо справляются с задачей, когда необходимо снимать удаленные объекты.

По типу фокусировки.

  • Объективы с постоянным фокусным расстоянием (фиксы). Такие объективы имеют только одно значение, например 50мм. Фиксы, как правило, обладают большей светосилой, имеют меньше количество искажений, более просты в конструкции, а значит, дешевле. Однако, чтобы скомпоновать интересный кадр, придется побегать ножками
  • Объективы с переменным фокусным расстоянием (зумы) . Более универсальны, так как могут использоваться и как широкоугольные, так и телеобъективы. Теперь, чтобы построить интересный кадр достаточно будет покрутить колесико на объективе. Правда, такой тип объективов имеет меньшую светосилу, которая падает с увеличением фокусного расстояния. Существуют зумы с постоянной светосилой, но стоят они на порядок дороже. Неправильно считать, что Зум и приближение – это одно и тоже. Зум – это отношение макси мального фокусного расстояния к минимальному и больше ничего! Например, если у нас объектив 18 мм – 55 мм и , иначе расчеты несправедливы, тогда его зум приблизительно равен 3, но приближать такой объектив не будет, а будет наоборот – отдалять, так как выше отмечалось, чт о зрение человека напоминает объектив с 50 мм фокусным расстоянием. К сожалению, консультанты в магазинах часто пытаются преподнести 50-й зум, как 50-кратное увеличение, что в корне неверно!​

По наличию автофокуса.

  • С автоматической фокусировкой. Следует разделять автофокус, встроенный в объектив и от электродвигателя, находящегося в цифровом фотоаппарате, так называемая «отвертка». Не во все фотоаппараты встроена эта «отвертка», поэтому приходиться покупать более дорогие объективы с собственным автофокусом.
  • Без автоматической фокусировки. Фокусировка изображения осуществляется путем вращения фокусировочного кольца объектива. Достоинство – их цена.​

​​ По стабилизации изображения.

  • Со стабилизацией (с подавлением вибраций). Более дорогие объективы, но позволяют снимать резкие фотографии, особенно на длинных выдержках или на больших фокусных расстояниях. Да и вообще, полезная функция, особенно, если съемка осуществляется с рук.
  • Без стабилизации. Оптимальный вариант применения – съемка со штатива или с рук на коротких выдержках. В таком случае не приходиться переплачивать.

По значению диафрагмы или числу f.

При покупке необходимо обращать внимание на максимальную диафрагму объектива. Объективы с большим размахом значений диафрагм более гибкие, как по резкости, так и по возможной выдержке. Как обозначается диапазон возможных значений диафрагмы, рассмотрим на следующем уроке.​

По наличию кольца управления диафрагмой.

Тут просто, или есть кольцо на объективе, чтобы изменять ее или нет, тогда управление происходит через фотоаппарат.

По комплектации.

Обычно к объективам в комплекте продаются различные аксессуары. Например, крышки, бленды, чехлы, могут даже быть фильтры. Мелочь, а приятно!

Как видим, спектр объективов очень широк и каждый тип объектива имеет свои преимущества и недостатки. Все зависит от снимаемого объекта и замысла фотографа. В конечном итоге, снимает фотограф, а техника только ему помогает.

Приветствую тебя дорогой гость моего сайта. Сегодня немного скучной теории из мира фотографии. Поговорим о том без чего ни одна фотография не может появиться на свет – об объективах. Для новичка возможно это и скучная тема, однако заядлые фотолюбители и профессионалы об объективах и их характеристиках могут неустанно часами вести беседы. Многие фотолюбители новички при покупке первой зеркальной камеры не знают какой объектив взять в качестве первого и подыскивают универсальные варианты на все случаи. Я же расскажу вам о классификации объективов и их назначении. После того как вы познакомитесь с классификацией объективов выбрать наиболее подходящий вам объектив не составит никакого труда, поэтому читайте статью до конца и вы станете знатоком в оптике для фотоаппаратов.

1. Классификация объективов по типу байонетного крепления.

Тип байонетного крепления это самый первый критерий выбора объективов. Как вы наверное уже догадались байонет это то по средством чего объектив крепится к камере.

Nikon F – байонет всех зеркалок никон.

Nikon 1 – Байнет объективов никон для беззеркакльной системы Никон1

Canon EF /Canon EF-S – байонет зеркалок Canon. EF- объективы для полного кадра, EF-S – объективы для кропнутых камер. Байонетное крепление у них одинаковое.

CanonEOSM – байонет для беззеркалок Сanon.

MinoltaA – Этот байонет использует компания сони. Для зеркальных камер

E — mount — Тоже использует компания Sony но уже для новых компактных беззеркалок c более коротким рабочим отрезком.

2. Классификация объективов по фокусным расстояниям

По фокусным расстояниям объективы классифицируют на 3 категории:

2.1. широкоугольные объективы.

Их еще называют «рыбий глаз». Они имеют очень большой угол охвата и позволяют снимать различные сцены с близкого расстояния. Фокусное расстояние у таких объективов до 35мм

Назначение: Съемка пейзажей, архитектурная съемка, съемка интерьеров, удобен для съемки .

2.2. Штатные или стандартные объективы.

У этих объективов угол охвата меньше. Это наиболее часто используемые фокусные расстояния: 35-70мм

Назначение: Наиболее часто используется для съемки общих и средних планов.

2.3. Длиннофокусные объективы или телевики.
  • 2.3.1 Портретные объективы Название говорит само за себя 70-135мм Деление весьма условное, но именно при этих фокусных расстояниях происходит наименьшее искажение изображения

Назначение: съемка портретов.

  • 2.3.2 Теле объективы У этих объективов узкий угол охвата, зато ими можно снимать с большого расстояния. 70мм и более

Назначение: Съемка с больших расстояний, съемка диких животных в их среде обитания, объектив детектива-шпиона

3. Объектив фикс или зум.

Все вы наверняка знаете, что такое зум объективы . Подавляющее большинство цифромыльниц сегодня на рынке имеют зум-объективы. Удобство и универсальность зум объективов заключается в том что у них переменное фокусное расстояние. Это удобно тем, что можно кадрировать снимок перед съемкой, приблизить или удалить объект съемки, меняя фокусное расстояние объектива.

Казалось бы взял себе парочку зум объективов и этого хватит на все случаи жизни, однако из-за универсальности технически сложно и дорого сделать большую светосилу на зум объективе, поэтому зум объективы относительно темные в сравнении с фикс объективами.

Фикс объективы имеют постоянное фокусное расстояние, и оно не меняется. Казалось бы это не удобно, однако все фикс объективы обладают высокой светосилой.

Порой выигрыш в светосиле бывает на 3-4 ступени, что позволяет снимать при слабом освещении, не задирая и при этом использовать приемлемые значения не боясь шевеленки.

4. Оптический стабилизатор изображения

Объективы еще разделяют по наличию или отсутствию в них оптического стабилизатора изображения.

Объективы без стабилизатора с ними все просто и ясно. В них НЕТ стабилизатора. Это подавляющее большинство фикс объективов, редкие модели фикс объективов встречаются со стабилизатором изображения, и то это телеобъективы.

Чаще всего оптический стабилизатор ставят на зум объективы. Особенно на объективы с большими фокусными расстояниями.

Назначение: стабилизатор изображения позволяет компенсировать дрожание рук, дрожание камеры от срабатывания затвора, предотвращает микровибрации камеры при съемке на длинных выдержках. Хорошие стабилизаторы изображения позволяют скомпенсировать до 4-х ступеней экспозиции.

Фотографы придерживаются правила: выдержка равна 1/фокусное расстояние объектива. То есть если вы снимаете телевиком на 200мм то выдержка должна быть не длиннее 1/200 секунды, а если снимать на кропнутую камеру то лучше еще и на кропфактор помножить. На кропе получается не длиннее 1/300 секунды. Если использовать на пример выдержку 1/100 то большая вероятность шевеленки в кадре. Тут и приходит на помощь стабилизатор изображения. Стабилизатор изображения позволяет снимать на более длинных выдержках и исключает вероятность шевеленки на фотографии.

Подведение итогов.

Не забудьте подписаться на обновление сайта, что бы не пропустить вторую часть статьи.

С уважением Роман.