Восемь правил чтения с монитора. Как настроить Windows для работы с дисплеями высокого разрешения

Всё чаще на форумах можно прочесть о том, что автоматическая настройка изображения в ОС Windows приводит к визуальному дискомфорту – слишком мелкий шрифт затрудняет чтение, крупные ярлыки занимают половину экрана, а сообщения в диалоговых окнах и другие элементы меню не умещаются в отведённое им место. При особо экстремальном сочетании настроек работа вообще становится невозможной сразу после включения. Благо, всё довольно легко настроить, причём для каждого пользователя по отдельности.

Операционные системы Windows Vista, 7 и 8 используют автоматическую подстройку параметров изображения по записи EDID монитора и с учётом драйвера видеокарты. При загрузке выбирается не только «родное» разрешение – изменяется также степень масштабирования текста и графических элементов меню. Часто это оказывается медвежьей услугой, но проблема решается за пару минут.

При разработке дизайна ОС и программ размеры всех элементов пользовательского интерфейса выбираются с учётом типичных значений пиксельной плотности. У большинства мониторов не так давно она составляла 96 DPI. В современных матрицах данный параметр существенно отличается. Например, ноутбуки ASUS ZENBOOK Prime и Sony VAIO SVD при диагонали экрана 11,6″ имеют разрешение 1920×1080. Соответственно, линейная плотность расположения пикселей составляет 190 DPI.

Обратная ситуация в том случае, если скромное разрешение используется на неадекватно большом для него экране. В продаже до сих пор встречаются такие мониторы, как LG Flatron E1910, Acer V193 и подобные им. Разрешение 1280×1024 при диагонали 19″ и соотношении сторон 4:3 даёт низкую пиксельную плотность – 84 DPI.

Подобрать подходящие параметры самостоятельно можно с помощью расширенных настроек изображения. Они находятся в панели управления в разделе «Оформление и персонализация». Подраздел «Экран» сразу открывается на вкладке «удобство чтения с экрана». По умолчанию предлагается нехитрый выбор масштаба текста: мелкий (100%), средний (125%) и крупный (150%). Чтобы подстроить его более тонко, зайдите на последнюю вкладку «Другой размер шрифта» – там его можно будет выбрать в диапазоне от 100 до 500% с шагом 1% (подберётся ближайшее возможное значение).

При выборе более 200% на большинстве экранов всё становится настолько крупным, что часто не удастся даже вновь вызывать это меню. Если вы допустили ошибку и не можете исправить её прежним способом, вызовите меню настройки напрямую. Для этого нажмите «Пуск» и в строке «Найти программы и файлы» введите «dpiscaling» (без кавычек) и нажмите {Enter}. То же самое можно сделать через команду «выполнить», вызываемую по нажатию {Win}+{R}.

Интерфейс некоторых программ ограниченно совместим с режимом масштабирования. Для них его лучше отключить заранее. Сделать это можно избирательно для конкретных программ. В первую очередь это касается систем автоматизированного проектирования, браузеров (во время просмотра флэш-видео) и большинства игр. Для этого щёлкните на ярлыке правой клавишей мыши и в появившемся контекстном меню выберите «Свойства». Перейдите на вкладку «Совместимость» и установите флажок последнего параметра – «Отключить масштабирование изображения при высоком разрешении экрана».

Обратите внимание, что после обновления версии программы флаг этой опции будет сброшен.

Информационное общество и новые технологии кардинально изменили наш образ жизни. Компьютеры, планшеты, ноутбуки, электронные книги, мобильные телефоны теперь используются для чтения. Чтение с экрана отличается от чтения бумажной книги. Поэтому важно знать, как читать с монитора, и не портить при этом свое зрение.

Настройте яркость монитора

Для комфортного чтения нужно следить за яркостью и контрастом изображения. Яркость монитора должна соответствовать яркости окружения, тогда глаза будут меньше уставать. Если освещение в комнате яркое – увеличьте яркость монитора, если в комнате темновато – сделайте монитор более тусклым. Многие современные мониторы имеют встроенную функцию контроля яркости, они сами себя подстраивают к окружению. Чтобы проверить яркость своего монитора, откройте чистый белый лист любого текстового редактора. Если он будет бить по глазам, яркость стоит уменьшить, если белый цвет кажется серым и отдаленным, то яркость надо увеличить.

Ридеры, мобильные телефоны и планшеты вы можете держать в руках как угодно, а вот монитор стационарного компьютера нужно настроить до начала работы. Монитор должен всегда находиться ниже уровня глаз. Отклоните монитор назад под углом около 10°. Зачем это нужно: ваши веки будут полуприкрыты, а соответственно глаза будут меньше сушиться.

Блики от другого источника света будут мешать вам читать. Глазам будет сложно адаптироваться к изображению монитора, поэтому они будут уставать. А если монитор глянцевый, то яркий блик будет вас слепить, а через некоторое время вызовет головную боль.

Освещайте клавиатуру

Если вы работаете с компьютером или ноутбуком, то часто переводите взгляд с экрана на клавиатуру. Если она плохо освещена, то глазам нужно быстро перестроиться, а затем вы снова поднимаете взгляд – и немного слепните. Плохо освещенное рабочее место – главная причина усталости на работе.

Расстояние от глаз к монитору должно быть не меньше длины руки от локтя до пальцев

Это правило относится ко всем видам чтения, и известно нам с детства. Книгу нудно держать на расстоянии 30-35 см.

Такая контрастность самая худшая для нашего зрения и глаза устают в десятки раз быстрее. Если вы вынуждены читать информацию с такого сайта, то лучше копируйте ее и вставьте в обыкновенный документ.

Используйте специальные программы для чтения

Это дает вам массу преимуществ. Вы всегда можете подобрать удобный для глаз фон и цвет шрифта. Легко изменить размер букв и их начертания.

Выбирайте удобный для чтения шрифт

Удобность чтения и утомляемость глаз зависит и от самого шрифта. Причем шрифты на бумаге и на экране воспринимаются по-разному. Самыми подходящими для чтения с экрана были признаны шрифты Verdana и Arial. Но выбор шрифта вещь индивидуальная. Потратьте несколько минут, чтобы проверить, какой шрифт вам читается легче. Если вы будете правильно читать, ваши глаза будут меньше уставать. а чем меньше устают глаза, тем здоровее они остаются.

Компьютер и Интернет внесли существенные изменения во многие сферы жизни человека, в том числе и в научные коммуникации. Сейчас уже никого не удивляет наличие изданий, которые никогда «не видели» бумаги. Это сайты, электронные книги, журналы и целые библиотеки. Однако нередко бывает, что статьи, книги, предназначенные для издания в электронном формате, оформляются так же, как и для печатного формата, без учета специфики восприятия читателем информации, переданной в различных форматах.

Книгопечатание существует много веков и выработало свои стандарты: гигиенические, на белизну бумаги, яркость букв. Если использовать ослепительно белую бумагу и ярко черные буквы, то читать будет не очень удобно, глаза быстро устанут. Это физиологические особенности зрительного аппарата человека.

Профессиональные дизайнеры и web-мастера на сайтах обычно не используют насыщенно-чёрный цвет букв на ярко белом фоне. Если на сайте много текста, то фон используется белый, буквы не чёрные, а серые. Тёмно-серые настолько, чтобы текст хорошо читался (чрезмерно бледные буквы также напрягают зрение), но не чёрные. Так комфортнее для глаза.

Специалисты говорят : «Наше зрение при чтении с экрана испытывает совсем иные нагрузки, нежели при чтении с листа. Человеческий глаз приспособлен рассматривать предметы в отраженном свете, и наблюдение светящегося объекта противоречит самой его природе. Кроме того, при чтении с экрана взор направлен вверх или вперед. В таком положении глаз обычно расслабляет аккомодационную мышцу, а при чтении её приходится напрягать. Пульсирующий световой фон снижает чувствительность зрения. Эти и некоторые другие особенности делают чтение с экрана монитора довольно утомительным занятием».

Следует учитывать и тот факт, что разрешение на мониторе ниже, чем у текста, напечатанного на бумаге. Из-за этого буквы кажутся несколько неровными. Обычно монитор располагается дальше от человека, чем книга. Всё это оказывает влияние на скорость и качество восприятия информации. Чем сильнее читателя раздражает процесс чтения, тем хуже усваивается информация. Сказанное не означает, что надо отказаться от чтения с экрана, всё выводить на бумагу и читать в более привычном виде. Это и невозможно. Нужно стараться создавать для читателей комфортные условия, правильно готовя текст для чтения с экрана.

Обратимся, например, к процедуре написания и редактирования текста научной статьи. Для некоторых авторов привычней написать статью от руки, а потом набрать текст на компьютере. Другие адаптировались к экранному тексту, им удобней сразу печатать текст на клавиатуре. Редакторам ещё сложнее отказаться от «экранного чтения». Удобно вносить в текст изменения сразу, в момент чтения. К тому же современные программы содержат дополнительные сервисы: можно поставить себе какие-то закладки, написать примечания и т. д. Исключением может быть задача научного, литературного редактирования, которое требует вдумчивого прочтения, глубокого проникновения в суть написанного. Многим легче редактировать печатный вариант текста. Остальная работа по созданию статьи, книги со временем полностью перейдёт в «экранный формат».

Книги, классические печатные книги, как правило, проходят предпечатную подготовку. Статьи поступают в журнал, где также проходят техническую подготовку к печати. А электронные издания зачастую готовит к публикации сам автор, он же выступает в роли и текст-редактора, и верстальщика.

Особенности подготовки текста для электронного издания рассматриваются в первой части пособия.

Особый вид электронных публикаций, который прочно укрепился в научной культуре, - презентации. Они сопровождают устные выступления, позволяют показать наиболее важные количественные данные, иллюстрации, графики... Презентация обеспечивает дополнительный комфорт слушателю, не надо воспринимать всю информацию «на слух», всё необходимое отображено на экране. В «обиходе» используются и иные презентации, аналогичные традиционным презентациям, однако не призванные сопровождать устное выступление, а просто передаются читателю.

Их цель познакомить реципиента с наиболее значимыми результатами, они содержат квинтэссенцию отчёта, книги.

Теме подготовки презентаций посвящена вторая часть пособия.

Пособие подготовлено в двух форматах: электронном и печатном. Текст в электронном формате шире, в оформлении текста использован цвет и приведены дополнительные примеры. Хорошее электронное издание обязано иметь элементы оформления, присущие этому формату, такие, которые воспроизвести в печатном издании сложно (например, цветные заголовки) или невозможно (кликабельные ссылки). Но очень хорошее издание должно иметь и печатную версию.

Изучив данное пособие вы должны:

  • Знать, почему правила технической подготовки издания отличаются для печатных и электронных изданий; как правильно выбрать шрифт; как создать структуру; как оформлять таблицы и выделять в них важное; как построить график для электронного издания; как выбрать наиболее наглядный тип графика; как выделить главное на графике; почему важны перекрёстные ссылки и система оглавлений и указателей; в чём специфика презентаций как особого вида электронных изданий; что такой онлайн- и офлайн-презентации; сходства и различите двух типов презентаций; как подготовить текст, таблицы и графики для презентации; как работать с изображениями и фотографиями;
  • Уметь выбирать формат оформления для электронного издания; создавать таблицы и диаграммы; готовить слайды для онлайн- и офлайн-презентации; выбирать средства визуализации данных, наиболее точно передающие мысль автора;
  • Владеть навыками разработки электронных изданий; приёмами, используемыми при создании диаграмм; подготовки онлайн- и офлайн-презентаций.

Кроме теоретического материала в каждой части содержится практикум, помогающий не только лучше понять изложенные вопросы, но и получить практические навыки форматирования текста и создания презентаций.

Исчезнут ли бумажные книги? Если это произойдет, то исчезнет не просто носитель информации. Потому что чтение с экрана и чтение с листа - разные процессы. Какой из них полезнее? Для совместного проекта Московского городского педагогического университета и ЧТД «Как мы читаем» объясняет педагог-методист Елена Романичева.

Елена Романичева

главный научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, заслуженный учитель РФ, руководитель московского отделения Российской ассоциации чтения

Попробуйте написать от руки текст страниц на десять. Человеку, привыкшему работать за компьютером, очень трудно это сделать. Не только физически: когда мы печатаем текст на клавиатуре компьютера, мы создаем его по-другому.

Мы знаем, что в любой момент можем стереть неудачные места и переставить куски текста, то есть пишем и редактируем одновременно. При письме от руки такой возможности нет, если, конечно, нам нужен чистый текст без исправлений. Поэтому письмо от руки и письмо за компьютером - это две разные техники. Между чтением с листа и чтением с экрана тоже есть существенная разница.

Электронное чтение заставляет нас «скакать» от ссылки к ссылке

Читая текст на бумаге, мы двигаемся по нему в режиме, который задал автор, или сами управляем процессом чтения. Можно прочитать его линейно от начала до конца, следуя за авторским замыслом. Можно начать с финала, потом вернуться в начало. Можно пролистнуть скучную главу и перейти к следующей. Можно пролистать всю книгу и остановиться на нужном разделе. В любом случае сам текст остается статичным и линейным - это читатель «прыгает» по нему как хочет. Текст пассивен, читатель активен.

Электронные же тексты активны и динамичны, они способны сами вести читателя за собой.

Вы читаете на каком-то сайте статью, дошли до абзаца, в котором увидели гиперссылку, прошли по ней, оказались в другом тексте, дочитали его до середины, там вам попалась еще одна интересная гиперссылка, вы прошли по ней и только потом вернулись в первоначальный текст.

Увидели незнакомый термин и поискали его значение в словаре в соседнем окне, и снова продолжили читать первоначальный текст.

Какой текст вы в итоге прочитали? Уникальный. Более того, вы сами только что поучаствовали в его создании, потому что собрали текст, как конструктор, из разных частей, написанных разными авторами.

Кто-то другой прочитает статью до конца, не отвлекаясь ни на одну гиперссылку. Кто-то пройдет по тем гиперссылкам, на которые вы не обратили внимания. Кто-то параллельно с чтением текста поищет другую информацию. В результате у каждого читателя статьи сформируется свой уникальный текст. Читатель не воспринимает электронный текст в авторской логической структуре, он создает собственную структуру.

Читая с экрана, мы часто отвлекаемся

Процесс экранного чтения прерывается не только гиперссылками. Мы отвлекаемся на сообщения мессенджеров и электронной почты, всплывающие на экране. Мы бросаем недочитанный текст, поддавшись соблазну «на секундочку» выйти в социальную сеть, потому что кто-то только что прокомментировал там фотографию. Словом, за компьютером и в смартфоне мы заняты несколькими делами одновременно. Чем это плохо? Тем, что мозг перегружается.

В цифровую эпоху человек оказался в перенасыщенном информационном потоке и в условиях многозадачности, к которым его мозг не приспособлен. Шведский нейрофизиолог Торкель Клингберг, исследователь человеческой памяти и автор книги «Перегруженный мозг. Информационный поток и пределы рабочей памяти», говорит, что в нашем информационном веке живет мозг каменного человека.

Клингберг имеет в виду, что наш мозг сформировался очень давно и с тех пор не претерпел существенных изменений. Чем большим количеством задач одновременно мы его нагружаем, тем хуже мозг с ними справляется, потому что не концентрирует как следует внимание ни на одной из них. Из-за снижения концентрации внимания падает глубина понимания только что прочитанного текста.

Формированию навыка сосредоточенности помогает медленное, обдуманное чтение длинных сложных текстов на бумаге без отвлечения на что-то другое.

Экранное чтение - более поверхностное

В 2006 году Якоб Нильсен, всемирно известный эксперт по юзабилити (удобству) сайтов и руководитель исследовательской организации Nielsen Norman Group, представил результаты исследования движений глаз интернет-пользователей во время чтения текстов на сайтах. Главный вывод: люди не читают тексты веб-страниц последовательно, слово за словом, а бегло сканируют текст, выхватывая взглядом всего несколько строк.

Движение человеческих глаз по экрану в это время напоминает латинскую букву F. Этот эффект получил название «F-образная модель чтения веб-контента».

Что вы будете делать? Искать информацию и внимательно ее изучать. Скорее всего, вы воспользуетесь интернетом. Вам нужно точно сформулировать запрос (использовать наиболее подходящие ключевые слова), из большого количества результатов поиска отобрать наиболее надежные источники и их прочитать. На стадии поиска информации вам понадобится сканирующее чтение, а на стадии погружения в информацию - глубокое изучающее чтение.