Трехступенчатая ракета-носитель «восток.

«Восход» - трёхступенчатая ракета-носитель из семейства Р-7. Ракета-носитель «Восход» была впервые запущена 16 ноября 1963 года. Основные отличия у новой ракеты состояли в третьей ступени. В качестве ее использовался вновь разработанный блок «И», который был существенно мощнее, чем применявшийся ранее на «Востоках» блок «Е». С помощью данной РН были выведены на околоземную орбиту космические корабли серии «Восход». Но наиболее широко эта РН использовалась для запусков ИСЗ серии «Зенит». Ракете-носителю «Восход» присвоен индекс 11А57. 12 октября 1964 года произведен запуск РН 11А57 с многоместным космическим кораблем «Восход» с космонавтами В. М. Комаровым, К. П. Феоктистовым и Б. Б. Егоровым. 18 марта 1965 года на орбиту был выведен космический корабль «Восход-2» с космонавтами П. А. Беляевым и А А. Леоновым. В процессе полета корабля «Восход-2» космонавтом А. А. Леоновым был осуществлен выход в космос. Всего за период эксплуатации ракеты-носителя «Восход» с 1963 по 1976 гг. произведено 299 пусков, из них 285 успешных.

Рис. 1.17

Рис. 1.18 - Принципиальная схема двигателя РД-0110: 1 - Теплообменник; 2 - Дроссель; 3 - Турбонасосный агрегат; 4 - Запальник; 5 - Газогенератор; 6 - Стабилизатор; 7 - Клапан горючего; 8 - Пиростартер; 9 - Запальник; 10 - Камера сгорания; 11 - Сопло рулевое; 12 - Ось качания; 13 - Газификатор; 14 - Клапан горючего; 15 - Регулятор; 16 - Рорючее

Рис. 1.19

«Востомк» - трёхступенчатая ракета-носитель для запуска космических кораблей; на всех ступенях используется жидкое топливо. В сентябре - октябре 1959 года ракетам-носителями «Восток» были запущены станции «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3», сфотографировавшая обратную сторону Луны. Основные характеристики РН «Восток» приведены в таблице 1.5.

Таблица 1.5 - Основные характеристики

Показатели

Для полета человека

Стартовая масса, т

Масса полезного груза, т

Масса топлива, т

Тяга двигателя, кН

I ступени на Земле

II ступени в пустоте

III ступени в пустоте

Максимальная скорость, м/с

Ракета-носитель "ВОСТОК"

12 апреля 1961 года ракетой-носителем "Восток" на орбиту ИСЗ был выведен пилотируемый космический корабль "Восток" с первым космонавтом Земли, гражданином СССР Ю.А. Гагариным. Ракета-носитель "Восток" стала первой космической ракетой-носителем для пилотируемых полетов. первый космический кафандр разработан на заводе № 918 (Главный конструктор - С. М. Алексеев). Первый пуск «Востока-2» был осуществлен 1 июня 1962 года. С его помощью запускались космические корабли серии «Восток». Всего было проведено 47 пусков РН «Восток-2», из них 43 успешных. После некоторой модернизации РН «Восток-2М» успешно эксплуатировалась ВКС до 29 августа 1991 года, когда на орбиту был выведен индийский спутник ИРС-1В. Всего было проведено 94 пусков этой РН, из них 92 успешных.

Рис. 1.20

Рис. 1.21 - Принципиальная схема двигателя РД-0109: 1 - Запальник; 2 - Газогенератор; 3 - Смеситель; 4 - Пиростартер; 5 - Испаритель; 6 - Клапан горючего; 7 - Камера сгорания; 8 - Запальник; 9 - Клапан окислителя; 10 - Регулятор; 11 - Дроссель; 12 - Турбонасосный агрегат

Рис. 1.22 - Двигатель РД-0109

Рис. 1.23 - Схема полета РН "Восток" и КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ "Восток"1 - Отделение первой ступени 2 - Отделение обтекателей 3 - Отделение центрального блока 4 - Отделение третьей ступени 5 - Торможение 6 - Отделение спускаемого аппарата 7 - Вход в атмосферу 8 - Отстрел катапультного кресла с космонавтом 9 - Ввод тормозного парашюта 10 - Ввод вытяжного парашюта на высоте 7000 м 11 - Ввод основного парашюта 12 - Ввод основного парашюта, отделение катапультного кресла 13 - Приземление спускаемого аппарата 14 - Приземление космонавта




12 апреля 1961 г. в 9 ч 07 мин. по московскому времени в нескольких десятках километров севернее поселка Тюратам в Казахстане на советском космодроме Байконур состоялся запуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, в носовом отсеке которой размещался пилотируемый космический корабль «Восток» с майором ВВС Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Запуск прошел успешно. Космический корабль был выведен на орбиту с наклонением 65°, высотой перигея 181 км и высотой апогея 327 км и совершил один виток вокруг Земли за 89 мин. На 108-й мин после запуска он вернулся на Землю, приземлившись в районе деревни Смеловка Саратовской области. Таким образом, спустя 4 года после выведения первого искусственного спутника Земли Советский Союз впервые в мире осуществил полет человека в космическое пространство.

Космический корабль состоял из двух отсеков. Спускаемый аппарат, являющийся одновременно кабиной космонавта, представлял собой сферу диаметром 2,3 м, покрытую абляционным (плавящимся при нагреве) материалом для тепловой защиты при входе в атмосферу. Управление кораблем осуществлялось автоматически, а также космонавтом. В полете непрерывно поддерживалась радиосвязь с Землей. Космонавт в скафандре размещался в катапультируемом кресле самолетного типа, оснащенном парашютной системой и аппаратурой связи. В случае аварии небольшие ракетные двигатели в основании кресла выстреливали его через круглый люк. Атмосфера корабля - смесь кислорода с азотом под давлением 1 атм (760 мм рт. ст.). Пилотируемый отсек (спускаемый аппарат) крепился с помощью металлических стяжных лент к приборному отсеку. Все оборудование, непосредственно не требуемое в спускаемом аппарате, размещалось в приборном отсеке. В нем находились баллоны системы жизнеобеспечения с азотом и кислородом, химические батареи для радиоустановки и приборов, тормозная двигательная установка (ТДУ) для уменьшения скорости космического корабля при переходе на траекторию спуска с орбиты и небольшие двигатели ориентации. «Восток-1» имел массу 4730 кг, а с последней ступенью ракеты-носителя 6170 кг.

В состав КА «Восток» входили следующие основные системы:

  • система автоматического и ручного управления;
  • система автоматической ориентации на Солнце и ручной ориентации на Землю;
  • система жизнеобеспечения (СЖО);
  • система электропитания;
  • система терморегулирования;
  • система приземления;
  • радиотелеметрическая система;
  • командная радиолиния;
  • ТВ — система для наблюдения за космонавтом с Земли;
  • радиосистема контроля параметров орбиты и пеленгации КК;
  • тормозная двигательная установка ТДУ-1.

Космонавт находился в специальном скафандре, обеспечивающем при необходимости пребывание его в разгерметизированной кабине корабля в течение 4 ч и защиту при катапультировании из гермокабины на высотах до 10 000 м.

Приборная доска размещалась перед космонавтом, пульт — сбоку, а ручка управления у кресла.

Система ориентации корабля «Восток» имела два независимых режима работы: с автоматической одноосной ориентацией на Солнце (АСО) и ручным управлением (РУ).

В состав АСО входили блоки датчиков положения Солнца и датчиков угловой скорости (ДУС) и счётно-решающий блок. Контрольный датчик сигнализировал о правильности ориентации перед включением ТДУ.

Ручное управление включало оптический прибор для визуальных наблюдений, датчики угловой скорости, ручку ориентации, блок логики и формирования управляющих сигналов.

Перед посадкой корабль ориентируется так, чтобы вектор тяги двигателя был направлен против движения корабля по орбите.

Оптический прибор (ориентатор «Взор») имел кольцевую зеркальную зону, установленную на иллюминаторе, и матовый экран для проектирования изображения.

На экране были нанесены стрелки, указывающие направление бега подстилающей поверхности Земли при орбитальной ориентации «на торможение» перед спуском при торможении с помощью ТДУ. При использовании ТПРД бег Земли должен быть в обратном направлении. Зеркальное кольцо обеспечивало наблюдение горизонта Земли при высотах 150-350 км. Непосредственное наблюдение подстилающей поверхности через центр экрана давало возможность контролировать направление полёта.

Программа пилотируемых космических кораблей «Восток» (ЗКА) включала запуск шести пилотируемых кораблей, в том числе полёт первой женщины и групповые полёты двух пар кораблей.

12 апреля 1961 г. в 9 час 06 мин 59,7 с был запущен космический корабль «Восток» (ЗКА) с лётчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным. Полёт продолжался около 108 мин. Спуск осуществлен автоматически по программе спуска. Космонавт катапультировался и на парашюте приземлился в 10 ч 55 мин на мягкую пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.

2 ? -ступенчатая ракета-носитель «Восток» была создана на базе советской межконтинентальной баллистической ракеты.
Ее высота вместе с космическим кораблем 38,4 м.

«Восток-1»
1
Антенна системы командных радиолиний.
2 Антенна связи.
3 Кожух электроразъемов
4 Входной люк.
5 Контейнер с пищей.
6 Стяжные ленты.
7 Ленточные антенны.
8 Тормозной двигатель.
9 Антенны связи.
10 Служебные люки.
11 Приборный отсек с основными системами.
12 Проводка зажигания.
13 Баллоны пневмосистмы (16 шт.)
для системы жизнеобеспечения.
14 Катапультируемое кресло.
15 Радиоантенна.
16 Иллюминатор с оптическим ориентиром.
17 Технологический люк.
18 Телевизионная камера.
19 Теплозащита из абляционного материала.
20 Блок электронной аппаратуры.

Этот корабль имел два основных отсека: спускаемый аппарат диаметром 2,3 м и приборный отсек. Система управления автоматическая, но космонавт мог перевести управление и на себя. Правой рукой он мог ориентировать корабль с помощью ручного управляющего устройства. Левой рукой он мог включить аварийный переключатель, который сбрасывал входной люк и приводил в действие катапультируемое кресло. Вырез в носовом обтекателе ракеты-носителя позволял космонавту покинуть корабль при аварии носителя. При возвращении в атмосферу сферического спускаемого аппарата осуществлялась автоматическая коррекция его положения. При нарастании давления воздуха спускаемый аппарат занимал правильное положение.

Расчет траектории возвращения КК «Восток» на Землю производился с помощью ЭВМ, необходимые команды передавались на космический корабль по радио. Двигатели ориентации обеспечивали соответствующий угол входа космического корабля в атмосферу. По достижении нужного положения включалась тормозная двигательная установка, и скорость корабля уменьшалась. Затем пироболты разрывали стяжные ленты, связывающие спускаемый аппарат с приборным отсеком, и спускаемый аппарат начинал свой «огненный нырок» в атмосферу Земли. На высоте около 7 км входной люк отстреливался от спускаемого аппарата и кресло с космонавтом катапультировалось. Раскрывался парашют, через некоторое время сбрасывалось кресло, чтобы космонавт не ударился о него при приземлении. Все космонавты, летавшие на кораблях «Восток», катапультировались. Спускаемый аппарат корабля «Восток» приземлялся отдельно на собственном парашюте.

Старт и выход на орбиту прошли нормально. Тряска, шум, перегрузки, вибрации - все в пределах допустимого. Но стоило кораблю выйти на орбиту, неприятности посыпались, как из рога изобилия.

Улетел куда-то плохо закрепленный карандаш, и стало нечем делать записи в бортовом журнале.

Не до конца перемоталась пленка в магнитофоне, и пришлось ее экономить.

Связь с Землей оказалась недостаточно устойчивой, то и дело пропадала.

Корабль во время полета вращался вокруг продольной оси.

«Мне сообщили, что корабль идет правильно, что орбита расчетная, что все системы работают нормально», - свидетельствует Гагарин в своем отчете.

Согласно расчетам баллистиков, корабль Гагарина в действительности вышел на слишком высокую орбиту - 327 км в апогее (против 249 км и 247 км у беспилотных кораблей типа «Восток», запущенных ранее). На случай отказа тормозного двигателя была предусмотрена схема схода с орбиты за счет аэродинамического торможения в верхних слоях атмосферы, при которой космический корабль должен был бы спуститься на Землю через 5 - 7 суток. На этот же срок рассчитывались и все запасы на борту. Однако, установив истинную орбиту «Востока», баллистики схватились за головы: корабль мог остаться в космосе на 15 - 20 суток!

К счастью, тормозная двигательная установка (ТДУ) конструкции Алексея Исаева не подвела, сработала точно в течение запланированных 40 секунд.

«В этот момент произошло следующее, - отмечает космонавт. - Как только выключилась ТДУ, произошел резкий толчок. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Земля проходила у меня во «взоре» сверху вниз и справа налево. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку (над Африкой произошло это), то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не попадал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрыл шторки. Мне было интересно самому узнать, что происходит. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что, по расчету, это должно произойти через 10 - 12 секунд после выключения ТДУ. При включении ТДУ все огни на ПКРС (пульте контроля ракетных систем - А.П. ) погасли. По моим ощущениям, времени прошло гораздо больше, чем следовало, но разделения все не было...»

А произошло следующее. После того, как ТДУ выдала тормозной импульс, приборный отсек должен был отделиться от спускаемого аппарата. Он отделился, но не полностью. Плата с кабель-мачтой не отстрелилась. И приборный отсек, соединенный пучком кабелей со спускаемым аппаратом, поволокся за ним. Он отстал, лишь когда провода перегорели из-за нагрева в атмосфере.

А в это время в кабине...

«Прошло минуты две, а разделения по-прежнему нет. Доложил по каналу КВ-связи, что ТДУ сработала нормально. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч шесть есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь будет. Шум поэтому не стал поднимать. По телефону доложил, что разделение не произошло. Я рассудил, что обстановка не аварийная. Ключом я передал команду «ВН4», что означало «все нормально»».

Схема полета КК «Восток»
1
Старт на РН «Восток».
2 Сбрасывание боковых блоков.
3 Сбрасывание носового обтекателя.
4 Ступень II отделяется, ступень III выводит КК на орбиту.
5 Ступень III отделяется.
6 Ориентация корабля перед включением ТДУ.
7 СА и блок электронной аппаратуры отделяются от приборного отсека.
8 Нагревание при входе в атмосферу.
9 Выпускается вытяжной парашют (4 км).
10 Отбрасывается вытяжной парашют и раскрывается основной парашют.
11 Спускаемый аппарат приземляется.
A Сбрасывается входной люк (7 км). Космонавт катапультируется в кресле.
B Отбрасывается катапультируемое кресло (4 км).
C Открывается парашют космонавта.
D Спуск.
Е Приземление.

Если прочитать красочную энциклопедию Гэтленда «Космическая техника» (переведена на русский), то прочтём, что "все пилоты «Востоков» катапультировались, кроме Гагарина... " . Это не ошибка, это результат удачно организованной дезинформации. СССР очень нуждался во всевозможных рекордах. Гагарин мог принести их целую гроздь, но вот незадача — ФАИ регистрировала лишь те рекорды, при которых лётчик приземлился на том же самолёте, на котором взлетел. Решено было скрыть факт катапультирования Гагарина. Напрямую старались не врать, тактично пропуская момент покидания Гагариным СА.

Примерно через три месяца в Париже Международная аэронавтическая федерация (ФАИ), на своем заседании должна была зафиксировать мировой рекорд Юрия Гагарина, но по установленным правилам рекорд официально регистрировался только в том случае, если пилот приземлялся в своем самолете или космическом корабле. Вот тут-то вновь и встал вопрос о том, как приземлился Гагарин. Советская делегация утверждала, что он был в кабине. Руководители ФАИ требовали предоставить соответствующие документы. Наши представители, конечно, никаких документов предъявить не могли, но продолжали настаивать на своей версии. Перебранка шла около пяти часов. Когда наступило время обеда, официальные руководители ФАИ решили согласиться с утверждением, что Гагарин приземлился в кабине корабля, и зарегистрировали его рекорд.

Были утверждены следующие рекорды:

Рекорд длительности полёта — 108 минут.

Это расчётное время полёта космонавта. Гагарин приземлился позже, чем СА (минут на 8), причём даже позже графика — он спускался на двух парашютах (запасной открылся совсем некстати). Гагарин приземлился далеко от СА (он говорил о 4-х км, другие пишут-1-2-5 км). В других полётах разница замерялась секундомером и доходила до 10 минут. Здесь же при посадке не было хронометристов и Гагарину было не до того.

Рекорд высоты полёта — 327,7 км.

Почему-то эта цифра округлилась до 327 (что математически неверно), но и эта цифра вызывает сомнения. Точность измерения параметров орбиты обычно на первом витке даже не считают — такие возникают неточности. (Левитан на весь мир объявил высоту 302 км). У нас считают высоту апогея и перигея от поверхности Земли в этой точке, а в США — от поверхности сферы радиусом, как от центра Земли до экватора. Земля не совсем круглая, поэтому у американцев цифры всегда меньше. Рекорд Гагарина они оценили в 315 км.

Этот рекорд уже можно сравнить с авиационными. Прежний был установлен всего за 2 недели до полёта Гагарина. 30.03.1961 Джозеф Уокер поднялся на Х-15 на высоту 51 694 м.

Вес КК — 4 725 км.

Что тут сказать? Авиационный атавизм! Я понимаю, когда «Вояджер» отправился в кругосветный перелёт (1986г), то при взлёте его крылья, наполненные горючим, цеплялись за бетон. Хвала лётчику, сумевшему поднять в небо эту цистерну и затем 9 суток державшему самую экономичную скорость! Но в чём заслуга Гагарина? Создателей ракеты заслуга несомненна, но тогда о них нельзя было и упомянуть — засекречены!

Рекорд скорости ФАИ не зарегистрировала, а между тем это главное в том полёте, что поразило всех. 7 884 м/сек была скорость «Востока»! Прежний рекорд продержался всего месяц — 7.03.1961 Р.Уайт разогнал Х-15 до 1 298м/с (4 674 км/час). Именно в скорости, а не в высоте полёта лежит понятие между авиацией и космонавтикой. Самые шустрые самолёты Х-15 почти достигли высот, где летают спутники, но не достигли и трети скорости 1-го КК.

Дальность полёта Гагарина — 40 868,6 км для лётчиков, кстати, удивительной не являлась. Ещё за 3 года до Гагарина два американца пролетели 240 000 км (с дозаправками, конечно). Правда, в небе они провели 64 дня!

Орбита КК «Восток» на карте Земли.
Путь майора Ю. Гагарина на КК «Восток-1» 12 апреля 1961 г. Запущенный с космодрома Байконур в Казахстане в 9 ч 7 мин по московскому времени КК «Восток» совершил один оборот вокруг 3eмли за 108 мин. Космонавт приземлился в сферическом спускаемом aпарате в Саратовской области.

Гагарин в полёте ничем не управлял. Ручная система ориентации была, но считалась запасной. Феоктистов вспоминает, что на «Востоке» её совсем не хотели делать, но пошли навстречу космонавтам, это сделать было несложно. Однако и просто «подопытным кроликом» или пассажиром считать его никак нельзя. Он выполнил всю программу полёта. И всё, что он делал, делалось впервые

Теперь о риске полёта. По разным подсчётам (поверим математикам на слово) вероятность успешного полёта была от 46 до 73%. Опасней, чем сыграть в «русскую рулетку» ! Но из-за засекреченности полёта в книгах постоянно появляются перекосы — то «полёт прошёл безукоризненно», то историческое повторное закрытие люка из-за плохого контакта раздуто до размеров катастрофы. Неприятности всё же были.

Космический корабль «Восток».
1 - спускаемый аппарат,
2 - катапультируемое кресло,
3 - баллоны со сжатым воздухом
и кислородом, 4 - тормозной
ракетный двигатель; 5 - третья
ступень ракеты-носителя;
6 - двигатель третьей ступени.

Самым опасным было выведение на нерасчётную орбиту. При отказе ТДУ Гагарин бы погиб непременно. При спуске приборный отсек отделился от СА нештатно, но такой вариант был предусмотрен.

Гагарин в своём докладе говорит: "больше прошло времени, но разделения нет... ". Он абсолютно прав. Однако на катастрофу это никак не тянет (что бы там ни писали в сотнях статей). ТДУ не набрала необходимой скорости и приборный отсек не отделился — так было задумано при недоборе скорости. Но ТДУ работала с большим запасом и всё же столкнула КК с орбиты. Когда КК вошёл в атмосферу и нагрелся до 150°, сработала другая система — термодатчики и приборный отсек отделился. Волочился ли он на кабелях и сколько — это уже не столь важно. Можно даже не признавать всё это нештатной ситуацией.

/ - выхлопное сопло двигателя третьей ступени ракеты-носителя; 2 - выхлопное сопло одного из четырех рулевых двигателей; 3-разъемы последней и второй ступеней; 4 - ка-белепровод; 5-однополюсная высокочастотная антенна; 6 -излучатель тепла с экраном; 7 - последняя ступень ракеты-носителя; 8 - однополюсная высокочастотная антенна; 9 - приборно-агрегатный отсек; Ю-штыревые антенны радиомаяка; // - сферические аварийные баллоны с кислородом и сжатым воздухом (16 шт.); 12 - стяжные металлические ленты, удерживающие спускаемый аппарат; 13 - спускаемый аппарат; 14 - кабелепровод; /5 - иллюминатор; 16 - антенны системы командных радиолиний. Цвета: аэродинамический обтекатель ~ белый, излучатель - серебряный, матовый; кабина - серебряная, надпись «СССР» - красная.

Неясно, что произошло при катапультировании. Почему-то раскрылся запасной парашют... На двух парашютах спускаться не положено. Однако для первого раза это был ОЧЕНЬ УДАЧНЫЙ ПОЛЁТ.

Почему Гагарин был первым? Конечно, всё в нем было со знаком «+»: биография, имя и отчество, национальность, внешность. Хорошо учился, тренировался, участвовал. Здоровье, рост, вес, возраст — оптимальные. И всё это было не главное. Гагарин умел ПРОИЗВОДИТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

Хорошо известен случай, когда Королёв, показывая КК «Восток» космонавтам, спросил: «Хочет кто-нибудь посидеть в корабле?» Гагарин уже был готов к такому случаю: «Разрешите мне?» И уж совсем очаровал Королёва, что без спешки снял перед «посадкой» ботинки.

Каманин же колебался до последнего — некоторые простодушные фразы и нотки недовольства у Гагарина он сразу подмечал и считал это нехорошим признаком. Гагарин и вёл себя с ним совсем иначе. Предельно собран, в меру дисциплинирован, всегда готов. И в отряде он не был заводилой, душой компании, не был самым спортивным, самым эстравагантным, самым начитанным. Просто создавал впечатление, что он лучший. И самое главное, что и тщеславия в нём было точно в меру.

И шёл он к своему полёту тем же размашистым шагом, как шёл после него по ковровой дорожке к трибуне от самолёта. И злополучный развязавшийся шнурок бился в ногах и не мог сбить его с этого шага, как не могли остановить никакие неудачи, на которых так часто спотыкались его друзья...

Особенности систем отображения информации кораблей «Восток».

На рисунках 1-15 показаны внешние виды приборных досок (ПД) и пультов управления (ПУ) кораблей серии «Восток» и «Восход». Как видно, конструкция ПД и ПУ всех кораблей указанной серии практически одинаковы. Отличаются они наличием кодового замка на кораблях Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова. Далее замки не использовались. Пульт подвергался непрерывным изменениям. Как известно, код замка передавался космонавтам в конверте после посадки в кабину. Считалось, что космонавты вскроют конверт и узнают код только при острой необходимости — в случае ручного спуска. Однако, как следует из воспоминаний С.Г. Даревского, Н.П. Каманина, М.Л. Галлая и неопубликованных воспоминаний Д.Н. Лаврова и др., код знали многие и каждый считал своим долгом сообщить его Ю.А. Гагарину. Что же касается самого кода, то здесь имеются противоречивые воспоминания. Так Н.П. Каманин называет код 145. Он же говорит, что проверил его лично. То же самое говорит М.Л. Галлай, но он называет код 125. Космонавты могли включать систему ориентации только после введения кода, так как замок электрически блокировал схему питания органов управления пульта. Следует отметить несколько принципиально важных технических решений, которые были приняты при создании СОИ первых ПКА.

1. Тумблеры, кнопки, сигнальные табло, трехстрелочные индикаторы были заимствованы из авиации. Переключатели, регуляторы — общие средства радиоэлектроники. Возможность их использования была подтверждена исследованиями устойчивости к воздействию факторов космического полета, в частности вакуума и инженерно-психологическими исследованиями, которые первоначально проводились в ЛИИ, а затем непосредственно в СА корабля на заводе «Звезда» с непосредственным участием разработчиков и испытателей кресла и скафандра при штатном размещении космонавта в кресле и в скафандре. Такой подход в дальнейшем был принят при проектировании каждой новой СОИ.

2. Для решения задач спуска на корабле был принят программно-временной способ управления. Для контроля программ со стороны космонавта впервые был предложен индикатор контроля программ. Эффективность принятой схемы управления и контроля была в дальнейшем подтверждена при создании СОИ кораблей «Союз», «Зонд», «Н1-ЛЗ».

3. Одним из главных индикаторов стал индикатор, с помощью которого космонавт определял свое положение относительно Земли. Текущее время и положение корабля относительно Земли являются одними из главных параметров СОИ космических кораблей.

4. При создании СОИ ПКА «Восток» принципиально был решен вопрос о выборе главных параметров систем и параметров безопасности. К первым относятся количественные характеристики запасов рабочих тел (давление в баллонах топлива, кислорода и др.), положение корабля в пространстве. Ко вторым — параметры атмосферы в кабине космонавта, напряжение питания, остаток топлива и ряд других.

Эволюция пультов и отдельных индикаторов .

Рис.1. Система отображения информации и сигнализации СИС-1-3КА корабля «Восток».
1 — Приборная лоска ПД-1-3КА; 2 — Двухкоординатная ручка управления ориентацией корабля РУ-1А; 3 — Пульт управления - ПУ-1-3КА



Рис.2. Система СИС-2-3КА корабля «Восток»:
пульт управления - ПУ-2-3КА; ручка управления РУ-1Б; приборная лоска ПД-2-3КА с новым индикатором местоположения



Рис.3. Система СИС-3-ЗКВ корабля «Восход»:
новый пульт управления — ПУ-3-3КВ; ручка управления ориентацией корабля РУ-1Б; приборная лоска ПД-3-3КВ

Рис.4. Теоретический чертеж боковой панели пульта СОИ «СИС-1-3КA» корабля «Восток»


Рис.5. Фото пульта управления СОИ «CИC-1-3KA» корабля «Восток».
В пульте применены самолетные тумблеры и кнопки, малогабаритные галетные переключатели.
Специфической была ручка запуска часового механизма газоанализатора. Она поворачивалась до упора влево и затем под воздействием сжатой пружины в течение некоторого времени возвращалась в исходное положение. После этого на одном из приборов приборной доски индицировалось значение параметров атмосферы.


Рис.6. Фото пульта управления СОИ «СИС-2-3КА» корабля «Восток»

Рис.7. Графическая модель пульта управления СОИ «СИС-1-ЗКА» корабля «Восток»



Рис.8. Фото электронного замка пульта космонавтов кораблей «Восток».
1 — Сменное кодирующее устройство; 2 — Кнопки набора кода, заданного кодирующим устройством


Рис.9. Сменное кодирующее устройство с шильдиком


Рис.10. Фото пульта управления СОИ «СИС-3-3КВ» корабля «Восход».
Для обеспечения досягаемости органов управления в этом пульте, по сравнению с пультами первых кораблей «Восток» компановка органов управления на панели пульта изменена на 180 градусов, введены органы управления пороховым реактивным двигателем (ПРД) торможения, выбор точной и грубой ориентации с использованием ионных датчиков (ИД). Космонавты приземлялись в спускаемом аппарате. Для исключения протаскивания СА после посадки введены команды (тумблер) отстрела стренг парашюта. Введены другие изменения.


Рис.11. Теоретические чертежи боковой и передней панелей пульта управления СОИ «СИС-3-3KB» корабля «Восход»



Рис.12. Фото. Приборная доска системы отображения корабля «Восток».
1 — Индикатор местоположения (ИМП); 2 — Табло сигнальные на основе ламп накаливания; 3 — Трехстрелочный индикатор давления газа в шар-баллонах систем автоматической (АУ), ручной ориентации (РУ) и тормозной двигательной установки (ТДУ); 4 — Индикатор состава воздуха: кислород (О 2), углекислый газ (CO 2) и давления в баллоне кислорода; 5 — Индикатор параметров воздуха в СА ПМП нового типа



Рис.13. Приборная доска системы отображения корабля «Восход».
Компьютерная графика Б.Н.Пушкарева, г.Жуковский


Рис.14. Фото лицевой части экспериментального индикатора временного комбинированного (ИВК).
На ИВК отсутствуют: индикатор времени полета и, соответственно, кремальера установки этого времени, риски установки индекса программ стека.



Рис.15. Индикатор временной комбинированный (ИВК) кораблей «Восток».
А. Общий вид прибора. Б. Рисунок шкал и отметок контроля программ спуска.
Обозначения: 1 — Шкала текущего московского декретного времени (час, мин. сек); 2 — Шкала времени полета (0-12); З — Индекс контроля программ спуска;
4,6,10 — Метки установки индекса программ спуска; 5 — Кремальера установки времени полета путем вращения стрелки относительно шкалы 2; 7 — Кремальера установки времени суток: при нажатой кремальере устанавливается секундная стрелка, при отжатой — минутная и соответственно часовые стрелки; 8 — Индикатор количества суток и времени полета: диапазон индикации — 6 суток, белый сектор — день, черный сектор — ночь; 9 — Кремальера установки шкалы день — ночь относительно меток шкалы суток (при исходном положении кремальеры) и установка шкалы день — ночь и стрелки индикатора суток полета одновременно относительно меток шкалы суток при нажатой от себя кремальере; 11 — Наружная шкала ИВК, на которой нанесены метки 1,2,3 в виде арабских цифр — номера программ стека; 12 — Внутренняя шкала ИВК, на которой нанесены метки установки программно-временного индекса 3 при включении программ спуска 1 или, соответственно, 2 или 3; 13 — Метки установки программно- временного индекса 3 при включении программ спуска 1 или, соответственно, 2 или 3; 14 — Сигнализаторы исполнения команд, подаваемых программно-временным устройством (ПВУ) корабля. Сигнализаторы загораются последовательно при условии исполнения команд ИВУ.


А. ИМП экспериментальной СОИ ПКА «Восток»
1. Сигнализатор «Посадка». Включается после переключения тумблера «Глобус» на пульте в положение «Место посадки»; 2. Перекрестие индикации местоположения корабля относительно Земли в положении «Место положение» тумблера «Глобус» на пульте и индикация предполагаемого места посадки в положении «Место посадки» этого же тумблера.


Б. ИМП штатных СОИ ПКА «Восток»
3. Сигнализатор «Посадка»; 4. Цифровой индикатор периода орбитального движения корабля; 5. Переключатель выбора десятичных разрядов цифрового
индикатора для коррекции и рукоятка ввода в индикатор десятичных цифр; 6. Кремальера вращения глобуса в плоскости экватора; 7. Кремальера вращения глобуса в «плоскости орбиты».


В. ИМП СОИ ПКА «Восход»
8. Индикаторы широты и долготы местоположения корабля относительно земли; 9. Круг — зона радиовидимости корабля по УКВ-каналу; 10. Сигнализатор «Посадка»; 11. Электромеханический счетчик числа витков вокруг орбиты; 12. Кремальера коррекции счетчика «числа витков».

Рис.16. Эволюция индикатора местоположения (ИМП) космического аппарата на круговой орбите относительно Земли.

15 мая 1960 года был осуществлён запуск 1-го корабля-спутника «Спутник-4». Речь идет о таких ракетах, как «Спутник», «Восток», «Восход» и «Союз». Для первого запуска человека в космос использовался космический корабль «Восток-1″, созданный для осуществления полетов по околоземной орбите.

Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Разработана на базе двухступенчатой ракеты Р-7 в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва. Ракета-носитель должна была вывести на околоземную орбиту разведывательный спутник типа «Целина-Д». Немецкая ракета была одноступенчатой с жидкостным двигателем.

Сделано в Германии

Р-7 была жидкостной двухступенчатой ракетой. Запуск двигателей первой и второй ступени производился одновременно во время старта на земле при помощи пирозажигательных устройств в каждой из 32 камер сгорания. В целом, конструкция Р-7 оказалась настолько удачной и надежной, что на основе межконтинентальной баллистической ракеты было создано целое семейство ракет-носителей.

Восток-1″ сделал один виток вокруг Земли и благополучно приземлился возле советской деревни Смеловка. Советский Главный конструктор, этот невидимый гений, словно бы играл с ними. Но «Восток-1″ в апреле 1961-го стал его piece de resistance.

Межконтинентальное семейство

Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180–230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Кроме того, из конструкции строящегося корабля была убрана дублирующая тормозная установка.

Он сказал: «Поехали»

Первый полёт проходил в автоматическом режиме, при котором космонавт был как бы пассажиром корабля. Он был усталым и озабоченным. Она обнаружилась при закрытии люка № 1. В ходе проверки герметичности космического корабля датчик показал, что крышка люка, через которую космонавт садился в корабль, закрылась неплотно.

Немецкая баллистическая ракета была способна поражать объекты противника на расстоянии до 320 километров, а максимальная скорость полета V-2 достигала 1,7 тысячи метров в секунду

Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур; позывной Гагарина был «Кедр». Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» в музее корпорации РКК «Энергия».

В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь - Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Характерная компоновка ракеты Р-7 с центральным блоком и 4-мя подвесными сбрасываемыми блоками сделала эту ракету исключительно устойчивой на стартовом столе пусковой площадки.

Топливом являются жидкий кислород и керосин. Космический аппарат устанавливается на 3-й ступени под головным обтекателем, который защищает его от аэродинамических нагрузок при полёте в плотных слоях атмосферы. 18 марта1980 года на космодроме Плесецк, стартовый комплекс № 43/4, при подготовке к пуску ракеты-носителя «Восток-2М» произошел взрыв и пожар. В результате катастрофы погибли 48 человек.

В мае 1959 года был подготовлен отчёт, содержащий баллистические расчёты по спуску с орбиты. В 1959 году ведущим конструктором первых пилотируемых космических кораблей «Восток» был назначен О. Г. Ивановский. К лету 1960 года была завершена разработка и начаты комплексные испытания космического корабля по программе Спутник. Из-за неисправности в системе ориентации при включении тормозной двигательной установки корабль перешёл на более высокую орбиту, где и произошло отделение спускаемого аппарата.

22 декабря 1960 года состоялся запуск корабля-спутника (без №) «Спутник-7-1». Авария ракеты-носителя на позднем этапе запуска привела к аварийному отделению спускаемого аппарата с собаками Комета и Шутка, который совершил суборбитальный полёт и нормально приземлился.

Спускаемый аппарат с собакой Звёздочкой успешно приземлился, а манекен, в соответствии с планом полёта, был катапультирован. Запуск стал завершающей проверкой космического корабля перед полётом человека. Всего, начиная с 1960 года, по программе было запущено в полёт шесть беспилотных аппаратов (считая суборбитальный полёт и не считая одну аварию на старте).

На кораблях серии осуществлены первые в мире суточный полёт, групповые полёты двух кораблей и полёт женщины-космонавта. Ещё 4 планировавшихся пилотируемых полёта (в том числе более длительные, маневрирующий, с созданием искусственной гравитации) были отменены. Приборная панель корабля «Восток-1» Ю. А. Гагарина. Аппаратура кораблей «Восток» была выполнена как можно более простой.

Фау-2″, известная также как V-2, Vergeltungswaffe-2, A-4, Aggregat-4 и «Оружие возмездия», была создана в нацистской Германии в начале 1940-х годов под руководством конструктора Вернера фон Брауна. Основным же достижением немецкой ракеты была высота ее траектории, достигавшая ста километров. К началу 1957 года ракета, получившая обозначение Р-7, а также испытательный комплекс для нее в районе поселка Тюра-Там были готовы, и начались испытания.

Повторные испытания состоялись 12 июля 1957 года и также были неудачными — баллистическая ракета отклонилась от заданной траектории и была уничтожена. Этими ракетами осуществлялся вывод на орбиту искусственных спутников земли. На ракетах этого семейства свой первый полет в космос осуществили легендарные Белка и Стрелка и космонавт Юрий Гагарин.

Первый запуск ракеты, осуществленный 23 сентября 1958 года, оказался неудачным, как и большинство других пусков первого этапа испытаний. В общей сложности, на первом этапе были произведены 13 запусков, удачными из которых были признаны лишь четыре, включая полет собак Белки и Стрелки. В них использовались уже проверенные жидкостные двигатели РД-107 и РД-108. В состав третьей ступени входил блок «Е» с жидкостным двигателем РД-0109.

Ракета-носитель построена по пакетной схеме и состоит из трёх ступеней. 12 апреля 1961 года космический корабль «Восток-1″, запущенный в 9:07 утра с космодрома Байконур, вывел на орбиту летчика-космонавта Юрия Гагарина.

Вторая мировая война, помимо того, что принесла огромное количество бесчисленных жертв и разрушений, привела к научно-промышленной и технологической революции. Послевоенный передел мира требовал от главных конкурентов - СССР и США - разрабатывать новые технологии, развивать науку и производство. Уже в 50-х годах человечество вышло в космос: 4 октября 1957 года первый с лаконичным названием «Спутник-1» облетел планету, возвестив начало новой эпохи. Через четыре года первого космонавта на орбиту доставила ракета-носитель «Восток»: Юрий Гагарин стал покорителем космоса.

Предыстория

Вторая мировая, вопреки чаяниям миллионов людей, миром не закончилась. Началось противостояние Западного (во главе с США) и Восточного (СССР) блоков - сначала за доминирование в Европе, а затем во всем мире. Разразилась так называемая «холодная война», в любой момент грозившая перерасти в горячую стадию.

С созданием атомного оружия встал вопрос о наиболее быстрых способах его доставки на огромные расстояния. Советский Союз и США сделали ставку на разработку ядерных ракет, способных в считанные минуты нанести удар по противнику, находящемуся на другом краю Земли. Однако параллельно стороны вынашивали амбициозные планы освоения ближнего космоса. В результате была создана ракета «Восток», Гагарин Юрий Алексеевич стал первым космонавтом, а СССР захватила лидерство в ракетной сфере.

Битва за космос

В середине 1950-х в США была создана баллистическая ракета «Атлас», а в СССР - Р-7 (будущий «Восток»). Ракета создавалась с большим запасом по мощности и грузоподъемности, что позволяло ее использовать не только для разрушения, но и в созидательных целях. Не секрет, что ведущий конструктор ракетной программы Сергей Павлович Королев был приверженцем идей Циолковского и мечтал о покорении и освоении космоса. Возможности Р-7 позволяли отправлять спутники и даже пилотируемые аппараты за пределы планеты.

Именно благодаря баллистическим Р-7 и «Атлас» человечество смогло впервые побороть земное притяжение. При этом отечественная ракета, способная доставлять к цели 5-тонный груз, обладала большими резервами по совершенствованию, нежели американская. Это, в совокупности с географическим расположением обоих государств, определило различные пути создания первых пилотируемых (ПКК) «Меркурий» и «Восток». Ракета-носитель в СССР получила такое же название, как и ПКК.

История создания

Разработка корабля началась в ОКБ С. П. Королева (ныне РКК «Энергия») осенью 1958 года. Чтобы выиграть время и «утереть нос» США, в СССР пошли по кратчайшему пути. На этапе конструирования рассматривались различные схемы кораблей: от крылатой модели, позволявшей совершать посадку в заданном районе и чуть ли не на аэродромах, до баллистической - в форме сферы. Создание крылатой ракеты с высокой грузоподъемностью было сопряжено с большим объемом научных исследований, по сравнению со сферической формой.

За основу была взята недавно сконструированная для доставки ядерных боеголовок межконтинентальная ракета (МР) Р-7. После ее модернизации и родился «Восток»: ракета носитель и одноименный пилотируемый аппарат. Особенностью корабля «Восток» стала раздельная система посадки спускаемого аппарата и космонавта после его катапультирования. Данная система предназначалась для аварийного покидания корабля на активном участке полета. Это гарантировало сохранение жизни, независимо от того, куда осуществлялась посадка - на твердую поверхность или акваторию.

Конструкция ракеты-носителя

Для выведения корабля-спутника на орбиту вокруг Земли на базе МР Р-7 была разработана первая ракета «Восток» для гражданских целей. Ее летно-конструкторские испытания в беспилотном варианте начались 5 мая 1960 года, а уже 12 апреля 1961 года впервые состоялся полет человека в космос - гражданина СССР Ю. А. Гагарина.

Была задействована трехступенчатая конструкционная схема с использованием на всех ступенях жидкого топлива (керосин + жидкий кислород). Первые две ступени состояли из 5 блоков: одного центрального (максимальный диаметр 2,95 м; длина 28,75 м) и четырех боковых (диаметр 2,68 м; длина 19,8 м). Третья соединялась стержнем с центральным блоком. Также по бокам каждой ступени стояли рулевые камеры для маневрирования. В головной части монтировался ПКК (в дальнейшем - искусственные спутники), прикрытый обтекателем. Боковые блоки оборудованы хвостовыми рулями.

Технические характеристики носителя «Восток»

Ракета имела максимальный диаметр 10,3 метра при длине 38,36 метра. Стартовая масса системы достигала 290 тонн. Расчетная масса полезного груза почти втрое превышала американский аналог и равнялась 4,73 тонны.

Тяговые усилия разгонных блоков в пустоте:

  • центральный - 941 кН;
  • боковые - по 1 МН;
  • 3-я ступень - 54,5 кН.

Конструкция ПКК

Пилотируемая ракета «Восток» (Гагарин в качестве пилота) состояла из спускаемого аппарата в виде сферы наружным диаметром 2,4 метра и отделяемого приборно-агрегатного отсека. Теплозащитное покрытие спускаемого аппарата имело толщину от 30 до 180 мм. В корпусе предусмотрены входной, парашютный и технологический люки. В спускаемом аппарате находились системы электропитания, терморегулирования, управления, жизнеобеспечения и ориентации, а также ручка управления, средства связи, пеленгации и телеметрии, пульт космонавта.

В приборно-агрегатном отсеке располагались системы управления и ориентации движения, энергопитания, УКВ-радиосвязи, телеметрии, программно-временное устройство. На поверхности ПКК размещались 16 баллонов с азотом для использования системой ориентации и кислородом для дыхания, холодные навесные радиаторы с жалюзи, датчики Солнца и двигатели ориентации. Для схода с орбиты предназначалась тормозная двигательная установка, созданная под руководством А. М. Исаева.

Обитаемый модуль состоит из:

  • корпуса;
  • тормозного двигателя;
  • катапультируемого кресла;
  • 16 газовых баллонов системы жизнеобеспечения и ориентации;
  • теплозащиты;
  • приборного отсека;
  • входного, технологического и служебных люков;
  • контейнера с пищей;
  • комплекса антенн (ленточных, общей радиосвязи, системы командной радиосвязи);
  • кожуха электроразъемов;
  • стяжной ленты;
  • системы зажигания;
  • блока электронной аппаратуры;
  • иллюминатора;
  • телевизионной камеры.

Проект «Меркурий»

Вскоре после успешных полетов в американских СМИ вовсю рекламировалось создание пилотируемого космического корабля «Меркурий», даже называлась дата его первого полета. В этих условиях крайне важно было выиграть время, чтобы выйти победителем в космической гонке и одновременно продемонстрировать миру превосходство той или иной политической системы. В итоге запуск ракеты «Восток» с человеком на борту спутал амбициозные планы конкурентов.

Разработка «Меркурия» началась в компании «Мак Доннел Дуглас» в 1958 году. 25 апреля 1961 года состоялся первый запуск беспилотного аппарата по суборбитальной траектории, а 5 мая - первый пилотируемый полет астронавта А. Шепарда - тоже по суборбитальной траектории продолжительностью 15 минут. Только 20 февраля 1962 года, спустя десять месяцев после полета Гагарина, состоялся первый орбитальный полет (3 витка продолжительностью около 5 часов) астронавта на корабле «Френдшир-7». Для использовалась ракета-носитель «Редстоун», а орбитальных - «Атлас-Д». К тому времени в активе СССР был суточный полет в космос Г. С. Титова на корабле «Восток-2».

Характеристики обитаемых модулей

Космический корабль

«Восток»

«Меркурий»

Ракета-носитель

«Восток»

«Атлас-Д»

Длина без учета антенн, м

Максимальный диаметр, м

Герметичный объем, м 3

Свободный объем, м 3

Стартовая масса, т

Масса спускаемого аппарата, т

Перигей (высота орбиты), км

Апогей (высота орбиты), км

Наклонение орбиты

Дата полета

Продолжительность полета, мин

«Восток» - ракета в будущее

Кроме пяти испытательных запусков кораблей этого типа, было совершено шесть пилотируемых полетов. В дальнейшем на базе «Востока» создали корабли серии «Восход» в трех- и двухместном вариантах, а также спутники-фоторазведчики «Зенит».

Советский Союз первым запустил в космос и космический корабль с человеком на борту. Поначалу мир принял слова «спутник» и «космонавт», но со временем за рубежом их вытеснили англоязычные «сателлит» и «астронавт».

Вывод

Космическая ракета «Восток» позволила открыть для человечества новую реальность - оторваться от земли и дотянуться до звезд. Несмотря на неоднократные попытки принизить значение полета первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина 1961 года, это событие никогда не померкнет, поскольку является одной из ярчайших вех всей истории цивилизации.

Макет ракеты-носителя "Восток" - полноразмерная копия одной из самых известных ракет в истории советской и российской космонавтики, установленная на площади Промышленности у на . Уникальный экспонат стал не только символом Выставки, но и одной из популярнейших космических достопримечательностей Москвы.

Макет ракеты выполнен в натуральную величину и имеет схожие с оригинальной ракетой размеры: его длина с обтекателем составляет 38,4 метра, а максимальный поперечный диаметр - 10,3 метра; вес макета - 25 тонн.

Его вид действительно впечатляет: высота вертикально установленного "Востока" соответствует высоте 16-этажного дома, и такой масштаб не может оставить наблюдателя равнодушным, особенно если он видит ракету впервые.

Ракета-носитель "Восток"

Ракета-носитель "Восток" - трёхступенчатая ракета-носитель из семейства Р-7, предназначенная для запуска космических кораблей и аппаратов. С её помощью были подняты на орбиту все космические корабли серии "Восток", космические аппараты "Луна-1", "Луна-2" и "Луна-3" и некоторые искусственные спутники Земли серий "Космос", "Метеор" и "Электрон".

Ракета-носитель "Восток" занимает особое место в истории отечественной космической программы, ведь именно она 12 апреля 1961 года вывела на околоземную орбиту космический корабль "Восток-1", на котором Юрий Гагарин совершил первый в истории Земли пилотируемый полёт в космическое пространство. А годом ранее благодаря этой же ракете на орбиту были поочерёдно выведены корабли с собаками Чайкой и Лисичкой, Белкой и Стрелкой, Мушкой и Пчёлкой.

РН "Восток" была разработана в ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва. Её длина с обтекателем составляет 38,4 метра, максимальный поперечный диаметр - 10,3 метра, стартовая масса - 287 тонн; максимальная масса полезного груза для вывода на орбиту - в пределах 4725 килограммов.

Первый запуск "Востока" состоялся 23 сентября 1958 года, последний - 29 августа 1991 года. В настоящий момент эксплуатация этого типа ракет завершена.

История макета

Установка макета ракеты-носителя "Восток" на ВДНХ СССР была приурочена к грядущему 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Он был изготовлен в Самарском ракетно-космическом центре (будущем РКЦ "Прогресс") и установлен перед павильоном "Космос" на ВДНХ 8 июля 1967 года.

Для установки было подобрано место на площади Промышленности, где в 1954 году был обустроен большой круглый фонтан-чаша (фактически, декоративный пруд), а до этого, в 1938-1951 годах, стоял гигантский памятник Сталину высотой 25 метров. Макет решили разместить прямо над водной чашей: его постамент разместился на краю, а сама ракета - ровно по центру чаши. Изначально, при монтаже, макет располагался на площадке горизонтально. После завершения монтажа его подняли на ложе постамента, оборудованное подъёмным механизмом, и он привёл макет в вертикальное положение. К сожалению, впоследствии фонтан-чаша обветшал и вышел из строя.

По некоторым данным, в 1985 году макет был заменён новым аналогичным изделием.

В 2010 году макет был укреплён и отреставрирован: специалисты усилили его несущие конструкции, а также восстановили лакокрасочное покрытие корпуса.

В наши дни, помимо "работы" городской достопримечательностью, макет ракеты "Восток" имеет ещё одну немаловажную функцию: для многих москвичей он становится самым первым объектом, открывающим для них тему освоения космоса. Впервые попадая на ВДНХ, маленькие горожане видят огромную ракету, и это остаётся у них в памяти на всю жизнь.

И, конечно же, мемориал пользуется огромной популярностью у туристов.

Макет ракеты-носителя "Восток" находится перед павильоном "Космос" на площади Промышленности ВДНХ. Добраться до него можно пешком от станции метро "ВДНХ" Калужско-Рижской линии.