Самолеты «Москито»: боевое применение. Единственный «Москито

Британский самолет De Havilland DH.98 Mosquito по праву относят к числу одних из самых необычных самолетов Второй мировой войны, хотя внешне этот самолет ничем особенным не выделялся, можно даже сказать был красив. Этот двухмоторный британский высокоплан использовался в годы Второй мировой войны в Королевских ВВС как многоцелевой бомбардировщик и ночной истребитель. Самолет эксплуатировался с 1941 по 1953 годы, всего за это время было выпущено более 7700 «Москито» всех модификаций.

Удивительным этот самолет был сразу по нескольким причинам. Во-первых, его корпус был полностью выполнен из дерева. Деревянную конструкцию архаичной считали сами англичане, первоначально даже отвергнув саму идею постройки данного самолета. Однако в конце 1939 года в условиях военного времени они вернулись к этому проекту вновь. Создание цельнодеревянного самолета в условиях нехватки авиационного алюминия было оправданным решением, к тому же оно позволило загрузить мощности деревообрабатывающих предприятий. Второй особенностью данного самолета в версии бомбардировщика было полное отсутствие оборонительного стрелково-пушечного вооружения, характерного для всех бомбардировщиков того периода. Единственной защитой самолета должна была стать его скорость, которая для тех лет была очень высокой.


Двухмоторный высокоплан De Havilland DH.98 Mosquito обладал двумя двигателями с компрессорами наддува, специально спроектированными для работы на больших высотах (потолок доходил до 11 000 метров). Экипаж самолета состоял из двух человек. В конструкции многоцелевого бомбардировщика использовалась толстая трехслойная обшивка с внешними слоями из фанеры и внутренними из бальсы с еловыми вставками для прочности, поверх она была оклеена полотном. Такая конструкция позволяла достичь требуемых значений прочности при небольшом весе конструкции. Более того, немецкие радары плохо «видели» самолет, засекая «Москито» лишь на небольшой дистанции, так как у бомбардировщика металлическими были лишь двигатели и некоторые элементы управления.

De Havilland DH.98 Mosquito Mk.4

Этот «комар» использовался британцами для «точечных» бомбометаний, а также в качестве целеуказателя при ночных бомбардировках городов Германии. Несмотря на полное отсутствие оборонительного стрелково-пушечного вооружения, потери среди «Москито» были одними из самых низких среди всех самолетов, участвовавших во Второй мировой войне. Mosquito, принадлежавшие Бомбардировочному командованию, за годы войны совершили практически 40 тысяч боевых вылетов, потеряв при этом всего 254 самолета. Таким образом, уровень потерь составлял - 0,63%. Это было намного ниже, чем у любого другого типа бомбардировщиков, находившегося на вооружении Королевских ВВС.

Столь низкие потери объяснялись отличными летно-техническими характеристиками самолета: высокая скорость и высота полета делали «комара» малоуязвимым для огня немецкой зенитной артиллерии и истребителей. Максимальная скорость полета самолета составляла около 640-675 км/ч, а практический потолок примерно 11 километров. Обладая такими высотно-скоростными характеристиками, самолет был почти неуязвим для атак немецких истребителей Messerschmitt Bf.109G-6. Эффективно бороться с этим многоцелевым бомбардировщиком мог лишь первый немецкий реактивный истребитель - Messerschmitt Me.262.

Благодаря своим характеристикам, самолет снискал уважение как среди британцев и их союзников, так и в среде противника. Но военные всегда хотят получить, что-то еще более совершенное и неуязвимое, а конструкторы всегда готовы предложить им это - сначала лишь в виде чертежей на бумаге, а затем возможно и, воплотив в металле, хотя в данном случае уместнее сказать в дереве. Вот и создатели самолета «Москито» создали несколько проектов развития своего детища - DH.99/DH.101, DH.102, «Jet Mosquito», которые так и не были реализованы, но от этого не стали менее интересными.

DH.99/DH.101

В ноябре 1941 года Министерство авиации Великобритании выпустило спецификацию B.11/41, которая фактически была описанием достаточно интересного проекта Hawker P.1005. По своей идеологии данный проект был близок к многоцелевому бомбардировщику «Москито», он должен был стать его заменой. Речь шла о создании такого же невооруженного скоростного бомбардировщика, но отличающегося более крупными размерами и мощными двигателями. На самолете планировалось установить два двигателя Napier Sabre. При этом бомбовая нагрузка и скорость бомбардировщика должны были вырасти. После проведения модернизации самолет можно было бы использовать в качестве дальнего истребителя.

Естественно, компания De Havilland и не думала уступать своим конкурентам нишу скоростного бомбардировщика, которая с таким трудом была завоевана «Москито», которому сначала еще пришлось преодолеть сопротивление скептиков. Поэтому в октябре 1941 года в компании начали реализацию проекта под обозначением DH.99. Неофициально данный самолет получил прозвище «Супермоскито» или «Заряженный Мосси» (Hotted-up Mossie). В декабре того же года проект получил новый индекс DH.101, а старый - DH.99 был передан под так и нереализованный проект двухмоторного легкого гражданского самолета.

Помимо компаний De Havilland и Hawker в конкурсе на создание нового скоростного бомбардировщика принимала участие компания Miles, продвигавшая довольно нетрадиционный проект M.39, который можно было смело назвать и самым странным экспериментальным бомбардировщиком тех лет. Речь шла о машине с тандемным расположением крыльев. Как и самолет, спроектированный инженерами компании Hawker, DH.101 планировалось оснастить двумя двигателями Sabre. Внешне «Супермоскито» вырос примерно в 1,5 раза по сравнению со своим предшественником. Он должен был превзойти обычный «Москито» во всем: нести больше бомб на большее расстояние с большей скоростью и на большей высоте. Во многом улучшения показателей конструкторы планировали добиться за счет применения новых мощных H-образных 24-цилиндровых двигателей Napier «Sabre».

Экипаж бомбардировщика должен был вырасти с двух до трех человек. Скорость полета с двигателями Sabre первых модификаций должна была достигнуть 671 км/ч на высоте 7925 метров, а с более совершенной версией данных двигателей мощностью 2180 л.с скорость должна была вырасти до 692 км/ч. В бомбоотсеке внутри фюзеляжа бомбардировщика помещалось 4000 фунтов (1814 кг) бомб, еще 2000 фунтов (907 кг) самолет мог нести на подкрыльевых узлах подвески. Свой смертоносный груз самолет должен был нести на расстояние примерно 1500 миль (2400 км), а с дополнительными топливными баками на 1700 миль (2700 км). Расчетная скорость самолета DH.101 с максимальной бомбовой нагрузкой должна была составить 650 км/ч, а потолок - 8300 метров. С более совершенными двигателями Sabre самолет смог бы забраться на высоту 10 700 метров. Размах крыла проектируемого самолета составлял 21,3 метра, площадь крыла - 66 квадратных метров. Для сравнения размах крыла обычного «Москито» составлял 16,51 метра, а площадь крыла - 42,18 квадратных метра.

Согласно разработанной спецификации B.11/41 новый скоростной бомбардировщик после небольшой модернизации мог превратиться в тяжелый истребитель. В этом варианте самолет оснащался очень мощным вооружением, представленным четырьмя 20-мм пушками Hispano или таким же количеством пушек калибра 40-мм. Первоначально новый бомбардировщик принимали очень благосклонно. Специалисты отмечали преемственность деревянной конструкции (как и у бомбардировщика Mosquito), отсутствие сложных и снижающих скоростные характеристики машины оборонительных установок, применение более мощных двигателей.

Несмотря на отличный набор тактико-технических характеристик, которые превышали и ТТХ конкурента Hawker P.1005, построен самолет так и не был. 4 апреля 1942 года компанию De Havilland уведомили о невозможности оснащения нового самолета двигателями Sabre. Компания Napier на тот момент времени просто не справлялась с серийным производством своего авиационного супермотора. Мотор был сырым, очень ненадежным, а производственная база компании Napier не позволяла наладить серийный выпуск данных двигателей, который был бы достаточным для реализации проекта DH.101 и всех его конкурентов. Было выдвинуто предположение об оснащении самолета другими двигателями - звездообразным Bristol Centaurus или мотором с жидкостным охлаждением Rolls-Royce Griffon, однако от этой идеи в компании отказались, справедливо рассудив, что с другими двигателями характеристики DH.101 неизбежно окажутся хуже, поэтому проект был свернут.

Отказавшись от установки на бомбардировщик DH.101 новых двигателей и выйдя из конкурса по спецификации B.11/41, в компании De Havilland инициировали новый, не менее амбициозный проект - DH.102. Данная разработка получила условное наименование Mosquito II, он разрабатывался как замена скоростного бомбардировщика DH.98 «Москито». В общих чертах новый самолет должен был повторить своего предка. Однако машину планировалось оснастить двумя двигателями Rolls-Royce Merlin 61 с двухскоростным нагнетателем (на первом этапе рассматривались двигатели Rolls-Royce Griffon). При этом бомбардировщик должен был стать трехместным, а его кабина экипажа - герметичной. Возрастала и его бомбовая нагрузка - до 5000 фунтов (2268 кг). А вот расчетная скорость самолета была меньше. По своим размерам DH.102 должен был превзойти DH.98, но был меньше чем DH.101
Министерством авиации были заказаны два прототипа нового самолета, которые получили серийные номера MP478 и MP481, была начата их постройка.

Модель DH.102, www.modelaircraftmagazine.com

Однако в самой компании De Havilland к этому проекту со временем начали относиться без должного энтузиазма, отдавая предпочтение другим разработкам. Приоритет к осени 1942 года был отдан реактивному истребителю DH.100 (знаменитый в будущем «Вампир»), а также двухмоторному истребителю DH.103 «Хорнет», также оснащенному двумя двигателями Merlin 61. При этом установка данного двигателя на уже производимые обычные «Москито» позволила высвободить силы инженеров компании на реализацию более перспективных проектов. А заказчик в лице военных согласился с доводами De Havilland и 26 декабря 1942 года аннулировал выданный заказ на самолеты DH.102

Реактивный «Москито»

Уже в январе 1942 года началось рассмотрение проекта реактивного «Москито», который планировали оснастить двумя ТРД Halford H.1. В Великобритании это был второй реактивный двигатель. Он создавался Фрэнком Халфордом с апреля 1941 года. При этом в 1943 году его компанию купила De Havilland, и двигатель в дальнейшем стал известен как De Havilland Goblin. Вариант реактивного бомбардировщика «Москито» так и не получил внутреннего индекса компании. Его обозначали просто - Aircraft A (Самолет «А»). Вариант этого реактивного самолета, датированный июнем 1942 года, отличался следующими характеристиками: максимальная скорость - 716 км/ч на высоте 12 200 метров, бомбовая нагрузка - 2000 фунтов (907 кг). Размах крыльев самолета должен был составить 19,81 метра, длина - 15,09 метра. Оба параметра были меньше таковых у проекта DH.101, но больше, чем у серийно выпускаемых «Москито», а вот бомбовая нагрузка была полностью идентичной.

Модель DH.102 с реактивными двигателями, www.modelaircraftmagazine.com

В компании считали, что новые ТРД будут существенно более простыми по конструкции, чем поршневые двигатели Napier Sabre, однако окончательно отказаться и забыть о них не могли, разрабатывая и вариант «Самолета Б» (Aircraft B). Интересной особенностью поршневой машины было использование соосных воздушных винтов. Работы над двумя этими проектами были остановлены на стадии еще предэскизного проектирования. К большому сожалению, по всем перечисленным проектам до наших дней сохранилось очень мало графических материалов.

DH.103 Hornet

Следует отметить, что в годы Второй мировой войны не произошло дальнейшего развития концепции бомбардировщиков «Москито», но оригинальный «Комар», благодаря работам по усовершенствованию значительно продвинулся вперед к 1945 году, оставаясь все так же неуловимым для своих противников. В то же время истребительная ветвь «Москито» получила дальнейшее развитие в виде отличного, очень скоростного двухмоторного истребителя DH.103 Hornet, который выпускался серийно.

Эскизное проектирование этого дальнего истребителя сопровождения началось еще в сентябре 1942 года. Макет самолета был показан спустя 5 месяцев. Он вобрал в себя все лучшее от предшественника и вызвал неподдельный интерес в министерстве авиационной промышленности Великобритании. В июне 1943 года серийный выпуск истребителя DH 103 был официально признан приоритетной задачей. Первый DH 103, который получил собственное имя Hornet (Шершень), был выпущен 20 июля 1944 года. Машина совершила свой первый полет 28 июля того же года. К моменту капитуляции Японии удалось изготовить всего 60 таких самолетов в модификации Мк.1. Истребители начали поступать с завода на аэродром в Хартфилде с конца 1944 года. Первые из этих машин были облетаны в феврале 1945 года. Головной самолет серии был направлен в летно-исследовательский центр, где проходил государственные испытания. Во время испытаний самолет смог достичь скорости 760 км/ч на высоте 6700 км, отличный показатель для поршневого истребителя.

Данный дальний истребитель сопровождения опоздал на свою войну и практически не участвовал в боевых действиях после Второй мировой, однако сумел отличиться в другом. В сентябре 1949 года два серийных «Шершня» выполнили рекордный беспосадочный перелет в Гибралтар в честь очередной годовщины воздушной битвы за Британию. Самолет лейтенанта Пиблса, стартовавший с аэродрома Бовингтон, преодолел все расстояние со средней скоростью 575 км/ч, а после его возвращения 19 сентября капитан Карвер повторил маршрут с еще большей крейсерской скоростью - 701 км/ч.

Источники информации:
http://warspot.ru/2852-selektsiya-britanskih-komarov
http://www.aviarmor.net/aww2/aircraft/gb/dh98_mosquito.htm
http://www.airaces.ru/plane/voennye-samoljoty-velikobritanii/de-khehvillend-dh-98-moskito.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/dh103.html

Несколько странно, но многие (если не большинство) английские боевые самолеты были «зачаты» не по заданию Министерства обороны, а в качестве частной инициативы фирм-разработчиков. Такой была судьба «Спитфайра», эти же обстоятельства сопутствовали рождению другой легендарной машины - «Москито».
В октябре 1938 года De Havilland Со начала разработку проекта легкого бомбардировщика без оборонительного стрелкового вооружения. Представленный через некоторое время министерству авиации, этот проект, однако, не получил положительной оценки. Лишь благодаря горячей поддержке Уилфреда Фримана (занимавшего высокий пост в министерстве) удалось продолжить работы, а после начала войны и получить официальный заказ на скоростной легкий бомбардировщик с бомбовой нагрузкой 454 кг и дальностью 2400 км. Работы по этому заданию начались 29 декабря 1939 года.
Новый проект получил фирменное обозначение DH.98; его возглавил Р. Бишоп. Опираясь на опыт, приобретенный при создании DH.88 Comet - другого знаменитого самолета фирмы,- конструкторы решили старательно «вылизать» новую машину, максимально использовать дерево, а в качестве силовой установки применить рядные двигатели Роллс-Ройс «Мерлин» (из-за их малого миделя). Кстати, этот двигатель (один из выдающихся в истории авиации), устанавливавшийся на «спитфайрах», «харрикейнах», «ланкастерах» и «мустангах», тоже был создан по частной инициативе!
Выбрав в качестве основы конструкции планера дерево, проектировщики убили сразу двух зайцев: получили возможность использовать неквалифицированную рабочую силу, а также обеспечили гладкую наружную поверхность, столь важную для скоростной машины. Кое-кто считал и продолжает считать, что конструкция «Москито» чуть ли не спасла авиационную промышленность от нехватки металла, а сам самолет был якобы абсолютно застрахован от любых сложностей с поставкой материала. Конечно, такие соображения нельзя принимать всерьез: во-первых, британская промышленность вполне могла бы обеспечить дюралюминием и «Дэ Хэвилленд»; а во-вторых, дерево для «Москито» приходилось везти из тропиков - в Англии-то бальза не растет!
В мае 1940 года, после эвакуации английских войск с материка и последующей капитуляции Франции, стало не до опытных машин, и проектирование нового самолета прекратили, к счастью, ненадолго. Уже очень скоро конструкторы вновь принялись работать с максимальным напряжением. Прошло менее 11 месяцев, и 23 ноября 1940 года ярко-желтый прототип, управляемый сыном основателя компании - Джеффри дэ Хэвиллэндом-младшим, ушел в первый полет. Когда эта машина демонстрировала свои возможности военным, последние были удивлены не только невероятной скоростью (более 600 км/ч!), но и тем, что самолет крутил восходящие бочки на одном двигателе!

Тематика серии ограничивает историю «Москито» рассказом лишь о «чистых» бомбардировщиках, оставляя в стороне фоторазведчики, ночные истребители, штурмовики (истребители-бомбардировщики), палубные самолеты и вспомогательные машины.
Тем не менее следует отметить, что приоритет в постановке на производство и принятии на вооружение остался за разведчиками - первый боевой вылет «Москито» PR.Mk.l состоялся в сентябре 1941 года. В это время прототип бамбардировочной модификации еще только испытывался. Приступив к его серийному выпуску, заводы фирмы первые 8 машин перестроили из незаконченных PR.Mk.l. Затем началось производство большой серии (290 штук) слегка модернизированных самолетов: мотогондолы двигателей, не выступавшие до этого за заднюю кромку, были удлинены для улучшения обтекаемости. Эти машины получили, соответственно, названия B.Mk.lV Series I и B.Mk.lV Series II. При «обкатке» обнаружилось, что вес бомб (454 кг) лимитирован не грузоподъемностью, а размерами бомбоотсека, и самолет вполне способен нести удвоенную нагрузку. Для «Москито» создали 227-кг бомбы со специальным укороченным стабилизатором - после чего машина смогла возить четыре таких гостинца на внутренней подвеске.
Первые бомбардировщики попали в боевую часть весной 1942 года - в 105-ю эскадрилью. А 31 мая эти машины впервые «понюхали пороху»: после первого «тысячного» рейда английских бомбардировщиков на Кельн ственно, названия B.Mk.lV Series I и B.Mk.lV Series II. При «обкатке» обнаружилось, что вес бомб (454 кг) лимитирован не грузоподъемностью, а размерами бомбоотсека, и самолет вполне способен нести удвоенную нагрузку. Для «Москито» создали 227-кг бомбы со специальным укороченным стабилизатором - после чего машина смогла возить четыре таких гостинца на внутренней подвеске.
Первые бомбардировщики попали в боевую часть весной 1942 года - в 105-ю эскадрилью. А 31 мая эти машины впервые «понюхали пороху»: после первого «тысячного» рейда английских бомбардировщиков на Кельн редней части располагалась кабина экипажа (впереди штурман-бомбардир, за ним и выше, со смещением влево - пилот). Входной люк - в полу, справа от пилота, открывался наружу. До сборки фюзеляж имел большой вырез снизу, в который вкладывалось крыло; под ним размещался бомбоотсек.
Крыло - среднерасположенное, двухлонжеронное, цельнодеревянное, неразъемное. Толстая несущая обшивка изготовлена по тому же принципу, что и у фюзеляжа, сверху оклеена полотном. Между двигателями и фюзеляжем в передней кромке располагались радиаторы масла и системы охлаждения двигателей. Закрылки и элероны - металлический каркас, обтянутый полотном.
Стабилизатор и киль имели деревянный каркас с фанерной обшивкой. Конструкция рулей высоты и направления - такая же, как у элеронов.
Шасси - полностью убирающееся, включая хвостовое колесо. Амортизация основных и хвостовой «ног» - резиновые блоки внутри стоек, работающие на сжатие. Уборка и выпуск шасси - гидросистемой, колеса основных стоек имели пневматические тормоза Бендикс. Хвостовое колесо металлическое, самоориентирующееся.
Двигатели (два) - рядные, V-образные 12-цилиндровые Роллс-Ройс «Мерлин» XXI с жидкостным охлаждением, взлетной мощностью 1280 л. с. Винты трехлопастные, изменяемого шага, «постоянных оборотов», флюгируемые DH (Hamilton-Standard) Hydromatik.
Топливные баки размещались между лонжеронами крыла вне мотогондол (2x155 л + 2x109 л), между мотогондолами и фюзеляжем (2x298 л + 2x355 л) и внутри фюзеляжа (2x309 л). Все баки протестированные. Под крылом могли крепиться дополнительные несбрасываемые (227 л) баки-«наплывы».
Бомбы размещались внутри бомбоотсека. Максимальная нагрузка (неспециальных вариантов) составляла 4 бомбы по 113 кг или 4 специальные (укороченный стабилизатор) бомбы по 227 кг. Стрелковое вооружение отсутствовало.
После удачного дебюта новый бомбардировщик стали получать и другие эскадрильи, но в течение 1942 года к 105-й добавились лишь две - 139-я и 109-я. Выдающиеся качества «Мосси» дали возможность (и в то же время заставили) искать и разрабатывать новые тактические приемы, позволяющие в максимальной степени использовать возможности удачной конструкции дэ Хэвиллэнда. Через некоторое время основными для «Мо-скито» стали сверхмалые высоты, причем не только атака, но и весь полет к цели совершался буквально на высоте верхушек деревьев. Это давало возможность укрыться от РЛС противника (или хотя бы сократить до минимума время предупреждения) и создавало определенные трудности для зенитной артиллерии. А от перехватчиков спасал великолепный серо-зеленый камуфляж. Разумеется, считать «Мосси» неуязвимым для истребителей было бы преувеличением. Но благодаря скорости, маневренности и малозаметности его шансы уцелеть были существенно выше, чем у «классических» машин, облепленных пулеметными точками.
Еще одним достоинством атак с бреющего полета было заметное повышение точности «укладки» бомб. «Москито» стали попросту специалистами точных бомбовых ударов, можно даже сказать - «хирургических» бомбовых операций. В этом отношении самолет вполне соответствовал своему имени «Комар» (более логичный вариант перевода для Англии). «Дэ Хэвиллэнд» не могла обеспечить (дате вместе с подключенными к производству фирмами Standard Motors, Percival и Airspeed) количества машин, достаточного для массированного применения. Эскадрильям «Комаров» поручали сложные, «деликатные» задания, требовавшие мгновенного появления, точного и быстрого удара и молниеносного исчезновения. И в большинстве случаев эти поручения успешно выполнялись: можно вспомнить удары по верфям подводныхлодок во Фленсбурге, зданию гестапо в Осло или комплексу добычи молибдена в Кнабене (Норвегия). Наиболее искусными в атаках такого рода стали 105-я и 139-я эскадрильи, заслужившие большую популярность и часто действовавшие совместно. Они же разработали специальную атаку двумя группами: одна сбрасывала бомбы с высоты крыш домов, а через несколько секунд появлялась вторая и накрывала цель с пологого пикирования. Эти эскадрильи провели одну из самых известных (хотя и чисто пропагандистскую) атак - дневной налет на здание «Спортспаласт» в Берлине 30 января 1943 года. В тот день отмечали 10-летие прихода нацистов к власти, но выступить Герингу удалось лишь через час после объявления диктора...
В то время, когда экипажи оттачивали свое мастерство, развитие «Москито» шло своим чередом. Создание высотных разведчиков дало жизнь и новой бомбардировочной модификации B.Mk.lX, выпущенной в марте 1943 года. Под ее крылом появились 2 специальных узла - каждый можно было использовать как для подвески бака (454 л), так и бомбы (227 кг). Кроме того, от привычных «четверок» эти машины отличались более мощными и высотными двигателями Роллс-Ройс «Мерлин 72». В результате «девятки» получили возможность идти к цели на высоте 9500 м, а сбросив бомбы, забирались даже на 11 000 м. Впрочем, выпуск B.Mk.lX продолжался недолго, и по числу построенных машин (54) эта модификация оказалась самой малочисленной среди бомбардировщиков. Причиной, видимо, были работы над новой, более совершенной и перспективной B.Mk.XVI.
Летом 1943 года в судьбе «Мосси» произошла значительная перемена - от дневных налетов эскадрильи перешли к ночной работе. Это вовсе не было вынужденной мерой - уровень потерь держался довольно низким - просто по соглашению между Королевскими ВВС и ВВС США вводилось разграничение боевых операций по времени - англичане действовали ночью, американцы - днем. В связи с этим имевшиеся в наличии силы «Мосси» (13 эскадрилий) свели в специальную 8-ю группу. По характеру выполняемых задач они делились на «легкие ночные ударные силы» (проведение «тревожащих» налетов, державших в напряжении или отвлекавших силы ПВО) и маркировщиков целей (три упоминавшиеся выше эскадрильи).Сами маркировщики входили в состав элитных Pathfinder Force («Следопыты»), осуществлявших обнаружение целей и обозначение их при помощи специальных горящих цветных маркеров, на которые ориентировались основные силы бомбардировщиков. Для выполнения такой задачи «комары» получили специальное радиооборудование - станции Oboe («гобой»), Gee-H, а с 1944 года и радиолокационный бомбоприцел H2S, позволявшие производить отметку цели независимо от видимости. Дальность действия первых двух устройств находилась в прямой зависимости от высоты полета, и большой потолок «Мосси» оказался очень полезным.
В том же году появилась новая бомба - Cookie (1816 кг),-способная разрушать не часть здания или дом, как раньше, а целые городские кварталы или промышленные комплексы. Хотя бомбовая нагрузка «Комара» и так уже вдвое превосходила первоначально предполагавшуюся, создатели самолета рискнули «напрячь» его еще раз. Лишенная стабилизаторов бомба умещалась в бомбоотсек «Москито» по ширине и длине, а выступающую снизу часть конструкторы сумели прикрыть, внедрив несколько «припухший» бомбоотсек. В серии это новшество появилось на B.Mk.XVI. Основное направление, взятое в B.Mk.lX - повышение высотности - сохранилось. Новый самолет оснастили, разумеется, более высотными двигателями со специальными нагнетателями Маршалла. Но на больших высотах новым ограничивающим фактором стали физические возможности летчиков. Поэтому более важным новшеством стала герметичная кабина экипажа - вкупе с двигателями это дало возможность удерживать высоту более 12 ООО м. Прототип B.Mk.XVI взлетел в ноябре 1943 года; первые серийные машины были переданы ВВС в декабре, а боевой дебют состоялся в начале февраля 1944 года. Однако первую тяжелую бомбу сбросили все-таки не эти новые машины, а проверенные в бою «четверки» - 23/24 февраля 1944 года. Разумеется, они - небольшое число B.Mk.lV и B.Mk.lX -были модифицированы по образцу «младшей» модификации и получили после этого обозначения B.Mk.lV Special и B.Mk.lX Special. Выпуск B.Mk.XVI продолжался до конца войны и составил 402 самолета.
Летом 1944 года, после вторжения во Францию, «комары» стали снова появляться над континентом днем - теперь их целями часто были пусковые установки ракет V-1. Интересно привести статистику, наглядно показывающую, насколько «Мосси» превосходил по боевой эффективности другие типы бомбардировщиков. Для уничтожения одной пусковой установки требовалось (тоннаж бомб): В-17 (165,4), В-26 (182), В-25 (219). А «Москито» - 39,8!

Спрос на «Москито» существенно превосходил возможности английских заводов, и было решено организовать производство на филиалах компании в Канаде и Австралии. Однако бомбардировщики строили лишь в Новом Свете - B.Mk.VII, появившихся в сентябре 1942 года, выпустили 25 экземпляров; их сменили
В.Мк.ХХ (245 штук). Обе модификации соответствовали B.Mk.lV, но оснащались производимыми в США лицензионными двигателями Паккард Роллс-Ройс «Мерлин», а 400 штук В.Мк.25 соответствовали B.Mk.lX.
Последние вылеты на Берлин «Мосси» совершили 21 апреля 1945 года, а завершающая точка их карьеры в той войне была поставлена 2 мая при атаке Киля и аэродромов в Хусуме и Эггебеке.
Можно подвести некоторые итоги: за время боевых операций бомбардировщики «Москито» выполнили почти 29 тысяч вылетов, в которых была потеряна 171 машина, а еще 88 списаны в результате боевых повреждений. Часто приводимая цифра «одна потеря на 2000 вылетов» относится лишь к последним месяцам войны, когда немцы уже были «совсем не те». Однако практически в течение всей карьеры потери «Москито» были самыми низкими во всем Бомбардировочном командовании.
Последним (и не успевшим повоевать) бомбардировщиком стал В.35, практически не отличавшийся от B.Mk.XVI. Максимальная скорость с 908 кг бомб доходила до 680 км/ч. «Мосси» этих двух модификаций составили основу послевоенных легкобомбардировочных эскадрилий Королевских ВВС и впоследствии передали эстафету уже принципиально-иным самолетам: в 1952-1953 годах последние из них были заменены реактивными «Канберрами».

Бомбардировщик «Москито»:

1 - спиртовой противообледенитель ветрового стекла, 2 - люк отсека спасательной лодки, 3 - трубка Пито, 4 - спиртовой противообледенитель стекла бомбоприцела, 5 - воздухозаборник системы охлаждения топливного насоса, 6 - контрольный лючок, 7 - навигационный огонь, 8 - лючок доступа к баку охлаждающей жидкости, 9 - усиление задней части фюзеляжа (на ранних машинах отсутствовало), только справа, 10 - термостойкая панель, 11 - противообледенитель воздухозаборника, 12 - обтекатель узла крепления крыла, 13 - люк доступа к фотокамере, 14 - заклеенный лентой вырез под крыло, 15 - внутренняя секция радиатора (справа - обогрев бомбоотсека, слева - кабины), 16 - радиаторы системы охлаждения и масла, 17 - несбрасываемый топливный бак (227 л), 18 - стекло фотокамеры F.24,19 - входной люк эпипажа, 20 - опознавательные огни, 21 - обтекатель трубопровода системы охлаждения, 22 - воздухозаборник карбюратора, 23 - подвеска 227-кг бомбы под крылом (только на B.Mk.IX и B.Mk.XVI), 24 - воздуховод для охлаждения пламегасителя.

Схемы окраски

1. «МОСКИТО» B.MK.IV srs п из 139-й эскадрильи. Авиабаза Марэм, Норфолк, май 1943 года.

2. «МОСКИТО» B.Mk.IV SFS II из 105-й эскадрильи. Авиабаза Хоршэм Ст. Фэйт. Такая окраска применялась весной и летом 1942 года для дезинформации противника: полоса вокруг фюзеляжа и светлые коки винтов являлись отличительными признаками окраски английских истребителей

Тактико-технические характеристики самолётов "Москито"
B.Mk.lV.srsll В.MUX
B.Mk.XVI
Длина, м 12,22 12,65 12,65
Размах крыла, м 16,52 16,52 16,52
Площадь крыла, м2 40,9 40,9 40,9
Масса пустого, кг 6000 6300 6700
Масса взлетная, кг 9866 10442 11766
Двигатели
Merlin 21 Merlin 72
Merlin 76
количество X мощность, л.с. 2 х 1280 2 х 1680 2 x1710
Скорость макс.,км/ч /на высоте, м 612/4300 657/7900 668/8500
Потолок, км 8,3 10,3 12,0
Дальность, км
2600 2900 2200
внутренняя 908
908 1362 (1x1816)
наружная -
454 454

С. ЦВЕТКОВ

Чертежи А. РАДУЦКОГО

Авиалетопись "М-К"

Моделист-Конструктор №10"1994

Самолет, создание которого противоречило всей логике развития британских бомбардировщиков 30-х -40-х гг.: каждое новое поколение этих машин было более тяжелым и лучше вооруженным, чем их предшественники. Они требовали более мощных двигателей, а значит - большего запаса топлива, что, в свою очередь, вело к утяжелению машин. Такой эволюционный подход обуславливал существенное возрастание расхода ресурсов на постройку каждого бомбардировщика, а в сочетании с резким увеличением парка боевых самолетов мог привести к коллапсу экономики.

Конструкторы «Де Хэвилленд» С. Уолкер, Р. Бишоп и сам Дж. де Хэвилленд попытались вырваться из этого заколдованного круга, создав небольшой двухмоторный скоростной самолет, вообще лишенный оборонительного вооружения - единственной его защитой должна была стать скорость. К тому же машину предполагалось делать цельнодеревянной - это снижало потребности авиапромышленности в алюминии и позволяло использовать производственные мощности деревообрабатывающих предприятий.

Первоначально самолет под фирменным индексом DH.98 разрабатывался согласно спецификации Р. 13/36, но затем было подготовлено уточненное задание В. 1/40. В марте 1940 г. фирма получила заказ на постройку 50 самолетов в варианте бомбардировщика-разведчика. Вследствие дальнейших изменений приоритетов, из этой партии в бомбардировочном варианте изготовили только 10 экземпляров, первый из которых был облетан 8 сентября 1941 г. Впоследствии бомбардировочные варианты «Москито» строились как в Великобритании (около 1000), так и в Канаде (670). Наряду с ними массово строились истребители-бомбардировщики, ночные истребители и разведчики.

Основные модификации Де Хэвилленд «Москито»

«Москито» В Mk.IV серии 1 - первые 10 бомбардировщиков. Двигатели «Мерлин» 21 (1460 л.с). Бомбовая нагрузка - 454 кг (4 113-кг бомбы). Экипаж -2 чел.

«Москито» В Mk.IV серии 2 - удлинены мотогондолы, увеличено оперение. Двигатели «Мерлин» 21 или 23. В бомбоотсеке возможна подвеска 908 кг бомб (4 227-кг). С апреля 1942 г. построено 263 самолета. 54 машины модифицированы для подвески 1814-кг бомб «Куки» (уменьшен запас топлива, в носовой части фюзеляжа установлен балласт), 27 самолетов приспособлено для применения противокорабельных бомб «Хайболл». Многие машины переоборудованы в целеуказатели, получив радионавигационную аппаратуру «Оубоу» и РЛС H2S.

«Москито» В Mk . l X - двигатели «Мерлин» 72/73 (1680 л.с.) или 76/77 (1710 л.с). Двигатели «Мерлин» 73 и 77 (так же, как и «Мерлин 114) отличались наличием устройства наддува для гермокабины - хотя самолеты В Mk.lX гермокабиной и не комплектовались. Помимо 4 227-кг бомб в бомбоотсеке возможна подвеска 2 таких бомб (или ПТБ) под крылом. Некоторые самолеты приспособлены для подвески бомб «Куки», часть использовалась в качестве целеуказателей. С марта 1943 г. построено 54 машины.

«Москито» В Mk . XVI - силовая установка аналогична В Mk.lX. Установлена гермокабина. Все приспособлены для подвески бомб «Куки». С января 1944 г. выпущено 402 самолета.

«Москито» В Мк .35 - аналог В Mk.XVI с моторами «Мерлин» 113/114 (1690 л.с). С марта 1945 г. изготовили 276 (по другим данным, 265) самолетов.

«Москито» В Mk . VII - строился в Канаде на основе не запущенного в серию британского высотного варианта В Mk.V с увеличенным размахом крыла. Двигатели «Мерлин» 31. С сентября 1942 г. изготовлено 25 машин.

«Москито» В М к . ХХ - канадский вариант В Mk.IV. Двигатели «Мерлин» 31 или 33. Выпущено 245 самолетов, в т.ч. 30 в разведывательном варианте для США (обозначались F-8).

«Москито» В Мк .25 - самолеты канадской постройки с двигателями «Паккард-Мерлин» 225 (1620 л.с). Изготовлено 400 экземпляров, выпускавшихся с июля 1944 г.

Летно-технические характеристики самолетов «Москито» В Mk.IV

  • Двигатели: Роллс-Ройс «Мерлин» 21
  • мощность, л.с.: 1460
  • Размах крыла, м.: 16,51
  • Длина самолета, м.: 12,35
  • Высота самолета, м.: 4,65
  • Площадь крыла, кв. м.: 42,18
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 6080
  • нормальная взлетная: 9900
  • максимальная взлетная: 10 152
  • Максимальная скорость, км/ч: 619
  • Скороподъемность, м/с: 13,6
  • Практический потолок, м.: 10 400
  • Дальность полета, км.: 2570

Боевое использование Де Хэвилленд «Москито»

Поставки бомбардировочных «Москито» велись довольно медленно - приоритетом пользовались истребительные и разведывательные части. 105-я АЭ, начав получать В Mk.IV серии 1 в ноябре 1941 г., к апрелю будущего года получила только 9 таких самолетов. В бою они дебютировали 31 мая 1942 г., когда 4 «Москито» нанесли удар по Кёльну. 19 сентября самолеты эскадрильи совершили первый дневной налет на Берлин. В ноябре 1942 г. Москито В Mk.IV получила 139-я АЭ. Обе эскадрильи специализировались в точечных ударах с малых высот на рассвете или в сумерках. С июня 1943 г. эти части вошли в состав 8-й группы Бомбардировочного командования, объединявшей эскадрильи самолетов-целеуказателей. Самолеты модификации В Mk.lX первой в апреле 1943 г. получила 109-я АЭ, впоследствии также вошедшая в 8-ю группу.

На рубеже 1943-1944 гг. самолетами Де Хэвилленд Москито В Mk.IV вооружили 627 и 692-ю АЭ. Последняя из них первой среди частей «Москито» применила 1814-кг бомбы «Куки», сбросив их на Дюссельдорф в ночь на 24 февраля 1944 г. С весны 1944 г. ночные действия стали доминирующими для «Москито», поскольку при дневных операциях, несмотря на высокую скорость самолетов, потери все-таки были весьма ощутимыми. 8 эскадрилий, включенных в состав Легких ночных ударных сил, эксплуатировали, главным образом, самолеты модификации В Mk.XVI, а также В Мк.ХХ и Мк.25 канадского производства. Вплоть до конца войны они действовали над территорией Германии - например, в марте 1945 г. Берлин 27 раз подвергался налетам Легких ночных ударных сил, а в ночь на 22 марта над городом действовали все 8 эскадрилий этих сил - свыше 130 самолетов.

Последним объектом массированного удара «Москито» стал Киль: в ночь на 3 мая двумя волнами его атаковал 116 самолетов. Применение тяжелых бомб «Куки» стало обыденным: с января 1945 г. до конца войны «Москито» Легких сил сбросили почти 3000 таких бомб, из них 1459 - на Берлин.

На Тихоокеанском ТВД «Москито»-бомбардировщики не применялись. Хотя в конце 1944 г. в Австралию прибыла 628-я АЭ, чьи самолеты были приспособлены для применения противокорабельных вращающихся бомб «Хайболл», в бой её так и не ввели из-за отсутствия подходящих целей и опасения, что новое оружие может быть захвачено и скопировано противников.

Самолеты DH.98 «Москито» В Мк.35 не успели принять участия в боевых действиях. В послевоенное время их эксплуатировали три АЭ, дислоцировавшиеся в Германии (до 1950 г.), а также размещенные в метрополии 109-я и 139-я АЭ целеуказателей. Последние были перевооружены реактивными «Канберрами» лишь в 1952-1953 гг.

«Москито» Бомбардировочного командования за время войны выполнили почти 40 тысяч боевых вылетов, потеряв 254 машины. Таким образом, уровень потерь составил 0,63% - намного ниже, чем у любого другого типа бомбардировщиков Королевских ВВС. Концепция скоростного невооруженного бомбардировщика полностью оправдала себя.

Разработка фронтового бомбардировщика под фирменным обозначением DH.98 была начата в инициативном порядке в 1938 году инженерами фирмы de Havilland под общим руководством Уилфреда Фримэна и Джеффри де Хэввиленда. Не связанные никакими спецификациями и требованиями британские специалисты решили создать самолёт полностью деревянной конструкции, обладающий очень чистыми аэродинамическими формами и мощной силовой установкой. Руководство фирмы само выдвинуло главные требования: максимальная скорость 640 км/ч, дальность 2400 км с бомбовой нагрузкой в 450 кг, хорошая маневренность, высокая скороподъемность и технологичность в изготовлении.

Проект, в основной своей части, был готов к октябрю 1938 года и представлен для обсуждения в Министерстве Авиации. Чиновники почти единогласно отвергли DH.98, сославшись на архаичную деревянную конструкцию, но в конце 1939 года к этому проекту пришлось вернуться вновь.

Опасаясь срыва поставок авиационных металлов, и их огромную потребность при постройке бомбардировщиков, в министерстве вспомнили о DH.98 и уже в январе 1940 года, специально для этого проекта, была издана спецификация B.1/40. Потребность в таком самолёте была настолько высока, что контракт на поставку 50 машин первой партии выдали 1-го марта – то есть, за полгода до полёта первого прототипа.

Опытный образец DH.98, позже получившего название «Mosquito» , впервые поднялся в воздух в ноябре 1940 года. С двигателями Rolls-Royce “Merlin” 21 по 1480 л.с. этот самолёт смог развить скорость 640 км\ч, что определило начальный успех. Испытания, завершившиеся в феврале 1941 года, окончательно убедили чиновников, что «Mosquito» вполне может заменить собой более ранние средние и легкие бомбардировщики. Вместе с тем, высокие летные качества прототипа позволили министерству сделать вывод о возможности использования его в качестве ночного истребителя.

Можно сказать, что с этого момента началась длинная история «Mosquito», завершившаяся лишь во второй половине 1950-х гг. В общей сложности было построено 5583 “Mosquito” в 48 модификациях. Из этого количества фирма de Havilland Canada в Торонто собрала 1032 машин, а австралийская фирма de Havilland of Australian в 1943-1945 гг. выпустила 212 машин. Последними в 1961 году сняли с вооружения буксировщики мишеней «Москито» ТТ.Мк.35.

Британские модификации:

«Mosquito» NF.Mk.II – ночной истребитель, созданный по спецификации F.18/40.

«Mosquito» PR.Mk.IV — разведывательный вариант на основе B.Mk.IV, на котором устанавливалось до четырех фотокамер.

«Mosquito» B.Mk.V — усовершенствованный вариант B.Mk.IV с подкрыльными подвесками; построен один прототип.

«Mosquito» FB.Mk.VI — истребитель-бомбардировщик на основе опытного экземпляра истребителя F.Mk.II; мог переносить внутри фюзеляжа и под крылом бомбы, а с 1944г. и реактивные снаряды.

«Mosquito» PR.Mk.VIII — разведывательный вариант, подобный самолету B.Mk.IV, но с двигателями Мерлин с двухступенчатыми нагнетателями.

«Mosquito» PR.Mk.IX — разведывательный вариант с моторами, оборудованными двухступенчатыми нагнетателями, и увеличенным запасом топлива.

«Mosquito» B.Mk.IX — высотный бомбардировщик; с 1944 года стал способен нести одну сверхмощную фугасную бомбу массой 1814 кг.

«Mosquito» NF.Mk.X — ночной истребитель с двигателями с двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.

«Mosquito» FB Мк XI — истребитель-бомбардировщик с двигателями с двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.

«Mosquito» NF.Mk.XII — обозначение самолета NF.Mk.II после установки сантиметрового радара AL Mk.VIII.

«Mosquito» NF.Mk.XIII — новый серийный ночной истребитель, эквивалентный переделанным самолетам NF.Mk.XII.

«Mosquito» NF.Mk.XIV — был предложен как усовершенствование самолета NF.Mk.XIII; не был построен.

«Mosquito» NF.Mk.XV — высотный ночной истребитель с увеличенным размахом крыла, герметичной кабиной, радаром AL Mk.VIII и с двухступенчатыми нагнетателями у двигателей.

«Mosquito» B.Mk.XVI — развитие самолета D.Mk.IX с герметичной кабиной и способностью нести бомбу массой 1814 кг (4000 фунтов).

«Mosquito» PR.Mk.XVI — разведывательный вариант самолета B.Mk.XVI с маленьким астрокуполом; первый герметичный вариант самолета PR.

«Mosquito» NF.Mk.XVII — обозначение самолета NF.Mk.II после установки радара AL Mk.X.

«Mosquito» FB.Mk.XVIII — модификация самолета FB.Mk.VI, оборудованная 57-мм пушкой Молинз, ракетными снарядами и усиленной броней; использовалась главным образом против подводных лодок и кораблей.

«Mosquito» NF.Mk.XIХ — ночной истребитель на основе самолета NF.Mk.XIII с «универсальной» носовой частью для установки радаров AL.

«Mosquito» Т.Mk.29 — тренировочные самолеты, переделанные из FB.Mk.26.

«Mosquito» NF.Mk.30 — высотный ночной истребитель с двигателями “Merlin” с двухступенчатыми нагнетателями, с оборудованием для электронного противодействия ECM.

«Mosquito» NF.Mk.31 — вариант NF.Mk.30 с двигателями Packard-Merlin; не был построен.

«Mosquito» PR.Mk.32 — высотный разведывательный самолет, сходный с моделью NF.Mk.XV.

«Mosquito» TR.Mk.33 \ “Sea Mosquito” — морской торпедоносец, разведчик, истребитель для использования с авианосцев; сходный с самолетом FB.Mk.VI, со складывающимися крыльями и тормозным крюком.

«Mosquito» PR.Mk.34 — дальний разведчик с дополнительным топливом в бомбовом отсеке.

«Mosquito» В.Mk.35 — дальний высотный самолет на основе модели B.Mk.XVI с герметичной кабиной.

«Mosquito» NF.Mk.36 — в основном схож с вариантом NF.Mk.30, но с высотными двигателями “Merlin”.

«Mosquito» TR.Mk.37 — вариант самолета TR.Mk.33 с радаром.

«Mosquito» NF.Mk.38 — вариант NF.Mk.30 с радаром.

«Mosquito» ТТ.Mk.39 — вариант B.Mk.XVI после переделки для буксировки мишеней.

«Mosquito» FВ.Mk.40 — построенный в Англии вариант самолета FB.Mk.VI.

В.36 – обозначение «»Mosquito»», эксплуатировавшихся в Чехословакии с 1945 по 1949 гг.

Канадские модификации:

«Mosquito» B.Mk.VII — вариант, построенный в Канаде на основе опытного самолета B.Mk.V.

«Mosquito» В.Mk.XХ — бомбардировщик, построенный в Канаде.

«Mosquito» FВ.Mk.21 — канадский эквивалент самолета FB.Mk.VI.

«Mosquito» Т.Mk.22 — канадский эквивалент самолета T.Mk.III.

«Mosquito» В.Mk.23 — канадский эквивалент самолета B.Mk.IX; не был построен.

«Mosquito» FВ.Mk.24 — канадский истребитель-бомбардировщик с двигателями, оснащенными двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.

«Mosquito» В.Mk.25 — построенная в Канаде модификация самолета В.14 Mk.XX с двигателями Packard-Merlin.

«Mosquito» FВ.Mk.26 — построенная в Канаде модификация самолета FB.Mk.21 с двигателями Packard-Merlin.

«Mosquito» Т.Mk.27 — построенная в Канаде модификация самолета T.Mk.22 с двигателями Packard-Merlin.

Австралийские модификации:

«Mosquito» PR.Mk.40 — австралийский авиаразведчик, переделанный из варианта FB.Mk.40.

«Mosquito» FВ.Mk.41 — австралийский истребитель-бомбардировщик, сходный с самолетом FB.Mk.40, но с двухступенчатыми нагнетателями.

«Mosquito» PR.Mk.41 — австралийский разведывательный самолет; развитие модели PR.Mk.40, но с двухступенчатыми нагнетателями.

«Mosquito» FВ.Mk.42 — единственная австралийская модификация самолета FB.Mk.40 с двигателями “Merlin” 69.

«Mosquito» Т.Mk.43 — построенный в Австралии тренировочный вариант T.Mk.III.

Разумеется, множество «Mosquito» было поставлено за рубеж. Эти самолёты летали в составе ВВС Франции, Бельгии, Швеции, Израиля, Доминиканской Республики, Чехословакии, Польши, Югославии и Китая. Один самолёт модификации FB.Mk.VI был поставлен СССР и в 1943 году проходил испытания в ЛИИ ВВС. Советским пилотам «Mosquito» понравился, но заказывать крупную партию этих машин не стали.

Интересная история получилась с китайскими «Mosquito». В 1948 году правительство Гоминьдана приняло решение о закупке 300 самолётов модификации B.Mk.XIV. Поскольку доставить их в собранном виде было затруднительно самолёты разобрали, а сборку организовали на бывшем японском заводе в Шанхае. Производственный процесс протекал крайне вялыми темпами и к 1950 году успели собрать только 177 машин. К этому времени правительство Гоминьдана пало, и почти все сохранившиеся «Mosquito» вошли в состав ВВС НОАК. На Тайвань успели эвакуировать около 50 машин, но обе стороны использовали «Mosquito» до начала 1950-х гг.

Источники:

A.J.Jackson «De Havilland Aircraft Since 1909». Putnam. 1987
Дениэл Дж.Марч «Английские военные самолёты Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель. 2002
Дмитрий Янюк “Скоростное деревянное чудо” (“Крылья Родины” 1993-03\04)

Тактико-технические данные истребителя-бомбардировщика DH.98 “Mosquito” B.Mk.XVI:

Длина – 13,57 м
Размах крыла – 16,52 м
Площадь крыла – 42,18 м.кв.
Высота – 5,30 м
Вес пустого – 6490 кг
Вес взлетный – 8210 кг
Скорость максимальная – 668 км\ч на высоте 8500 метров
Скорость крейсерская – км\ч
Скороподъёмность – 14,5 м\сек
Дальность – 2400 км
Потолок – 11000 метров
Двигатель – два рядных Rolls-Royce «Merlin» 76/77 мощностью 1710 л.с. каждый с трехлопастными винтами изменяемого шага
Экипаж – 2 человека
Вооружение — не устанавливалось

Несколько странно, но многие (если не большинство) английские боевые самолеты были “зачаты” не по заданию Министерства обороны, а в качестве частной инициативы фирм-разработчиков. Такой была судьба “Спитфайра”, эти же обстоятельства сопутствовали рождению другой легендарной машины - “Москито”.

В октябре 1938 года De Havilland Co начала разработку проекта легкого бомбардировщика без оборонительного стрелкового вооружения. Представленный через некоторое время министерству авиации, этот проект, однако, не получил положительной оценки. Лишь благодаря горячей поддержке Уилфреда Фримана (занимавшего высокий пост в министерстве) удалось продолжить работы, а после начала войны и получить официальный заказ на скоростной легкий бомбардировщик с бомбовой нагрузкой 454 кг и дальностью 2400 км. Работы по этому заданию начались 29 декабря 1939 года.

Новый проект получил фирменное обозначение DH.98; его возглавил Р. Бишоп. Опираясь на опыт, приобретенный при создании DН.88 Comet -другого знаменитого самолета фирмы,- конструкторы решили старательно “вылизать” новую машину, максимально использовать дерево, а в качестве силовой установки применить рядные двигатели Роллс-Ройс “Мерлин” (из-за их малого миделя). Кстати, этот двигатель (один из выдающихся в истории авиации), устанавливавшийся на “спитфайрах”, “харрикейнах”, “ланкастерах” и “мустангах”, тоже был создан по частной инициативе!

Выбрав в качестве основы конструкции планера дерево, проектировщики убили сразу двух зайцев: получили возможность использовать неквалифицированную рабочую силу, а также обеспечили гладкую наружную поверхность, столь важную для скоростной машины. Кое-кто считал и продолжает считать, что конструкция “Москито” чуть ли не спасла авиационную промышленность от нехватки металла, а сам самолет был якобы абсолютно застрахован от любых сложностей с поставкой материала. Конечно, такие соображения нельзя принимать всерьез: во-первых, британская промышленность вполне могла бы обеспечить дюралюминием и “Дэ Хэвиллэнд”; а во-вторых, дерево для “Москито” приходилось везти из тропиков - в Англии-то бальза не растет!

В мае 1940 года, после эвакуации английских войск с материка и последующей капитуляции Франции, стало не до опытных машин, и проектирование нового самолета прекратили, к счастью, ненадолго. Уже очень скоро конструкторы вновь принялись работать с максимальным напряжением.

Прошло менее 11 месяцев, и 23 ноября 1940 года ярко-желтый прототип, управляемый сыном основателя компании - Джеффри дэ Хэвиллэндом-младшим, ушел в первый полет. Когда эта машина демонстрировала свои возможности военным, последние были удивлены не только невероятной скоростью (более 600 км/ч!), но и тем, что самолет крутил восходящие бочки на одном двигателе!

Тематика серии ограничивает историю “Москито” рассказом лишь о “чистых” бомбардировщиках, оставляя в стороне фоторазведчики, ночные истребители, штурмовики (истребители-бомбардировщики), палубные самолеты и вспомогательные машины.

Тем не менее следует отметить, что приоритет в постановке на производство и принятии на вооружение остался за разведчиками - первый боевой вылет “Москито” PR.Mk.l состоялся в сентябре 1941 года. В это время прототип бамбардировочной модификации еще только испытывался. Приступив к его серийному выпуску, заводы фирмы первые 8 машин перестроили из незаконченных PR.Mk.l, Затем началось производство большой серии (290 штук) слегка модернизированных самолетов: мотогондолы двигателей, не выступавшие до этого за заднюю кромку, были удлинены для улучшения обтекаемости. Эти машины получили, соответственно, названия B.Mk.lV Series 1 и B.Mk.IV Series II. При “обкатке” обнаружилось, что вес бомб (454 кг) лимитирован не грузоподъемностью, а размерами бомбоотсека, и самолет вполне способен нести удвоенную нагрузку. Для “Москито” создали 227-кг бомбы со специальным укороченным стабилизатором - после чего машина смогла возить четыре таких гостинца на внутренней подвеске.

Первые бомбардировщики попали в боевую часть весной 1942 года - в 105-ю эскадрилью. А 31 мая эти машины впервые “понюхали пороху”: после первого “тысячного” рейда английских бомбардировщиков на Кельн предыдущей ночью четверка “четверок” нанесла по городу дневной удар; одна из них не вернулась... Стой поры “Москито” стали единственными самолетами Бомбардировочного командования, регулярно действовавшими днем над территорией Западной Европы. Вскоре машина получила широкую известность, а вместе с ней - патетическое прозвище “Деревянное чудо” и ироничное “Мечта термита”; экипажи предпочитали более краткую кличку: “Мосси”...

Стремительный “Мосси” - бомбардировщик “Москито” B.Mk.IV - представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан преимущественно деревянной конструкции с экипажем из двух человек. Фюзеляж - цельнодеревянный монокок, без разъемов, подкрепленный между крылом и хвостовым оперением шпангоутами и лонжеронами. Выклеивались две (левая и правая) симметричные половины, соединявшиеся после монтажа системы управления. Обшивка - “сандвич”, образованный бальзовой прослойкой, обклеенной с обеих сторон фанерой. Направление слоев фанеры в средней части преимущественно вдоль фюзеляжа (работа на изгиб); в хвостовой части-диагональное (на изгиб и на кручение), В передней части располагалась кабина экипажа (впереди штурман-бомбардир, за ним и выше, со смещением влево - пилот). Входной люк - в полу, справа от пилота, открывался наружу. До сборки фюзеляж имел большой вырез снизу, в который вкладывалось крыло; под ним размещался бомбоотсек.

Крыло - среднерасположенное, двухлонжеронное, цельнодеревянное, неразъемное. Толстая несущая обшивка изготовлена по тому же принципу, что и у фюзеляжа, сверху оклеена полотном. Между двигателями и фюзеляжем в передней кромке располагались радиаторы масла и системы охлаждения двигателей. Закрылки и элероны - металлический каркас, обтянутый полотном.

Стабилизатор и киль имели деревянный каркас с фанерной обшивкой. Конструкция рулей высоты и направления - такая же, как у элеронов.

Шасси - полностью убирающееся, включая хвостовое колесо. Амортизация основных и хвостовой “ног” - резиновые блоки внутри стоек, работающие на сжатие. Уборка и выпуск шасси - гидросистемой, колеса основных стоек имели пневматические тормоза Бендикс. Хвостовое колесо металлическое, самоориентирующееся.

Двигатели (два) - рядные, V-образные 12-цилиндровые Роллс-Ройс “Мерлин” XXI с жидкостным охлаждением, взлетной мощностью 1280 л. с. Винты трехлопастные, изменяемого шага, “постоянных оборотов”, флюгируемые DH (Hamilton-Standard) Hydromatik.

Топливные баки размещались между лонжеронами крыла вне мотогондол (2х155 л + 2х109 л), между мотогондолами и фюзеляжем (2х298 л + 2х355 л) и внутри фюзеляжа (2х309 л). Все баки протектированные. Под крылом могли крепиться дополнительные несбрасываемые (227 л) баки-“наплывы”.

Бомбы размещались внутри бомбоотсека. Максимальная нагрузка (неспециальных вариантов) составляла 4 бомбы по 113 кг или 4 специальные (укороченный стабилизатор) бомбы по 227 кг. Стрелковое вооружение отсутствовало.

После удачного дебюта новый бомбардировщик стали получать и другие эскадрильи, но в течение 1942 года к 105-й добавились лишь две - 139-я и 109-я. Выдающиеся качества “Мосси” дали возможность (и в то же время заставили) искать и разрабатывать новые тактические приемы, позволяющие в максимальной степени использовать возможности удачной конструкции дэ Хэвиллэнда. Через некоторое время основными для “Москито” стали сверхмалые высоты, причем не только атака, но и весь полет к цели совершался буквально на высоте верхушек деревьев. Это давало возможность укрыться от РЛС противника (или хотя бы сократить до минимума время предупреждения) и создавало определенные трудности для зенитной артиллерии. А от перехватчиков спасал великолепный серо-зеленый камуфляж. Разумеется, считать “Мосси” неуязвимым для истребителей было бы преувеличением. Но благодаря скорости, маневренности и малозаметности его шансы уцелеть были существенно выше, чем у “классических” машин, облепленных пулеметными точками.

Еще одним достоинством атак с бреющего полета было заметное повышение точности “укладки” бомб. “Москито” стали попросту специалистами точных бомбовых ударов, можно даже сказать - “хирургических” бомбовых операций. В этом отношении самолет вполне соответствовал своему имени “Комар” (более логичный вариант перевода для Англии). “Дэ Хэвиллэнд” не могла обеспечить (даже вместе с подключенными к производству фирмами Standard Motors, Percival и Airspeed) количества машин, достаточного для массированного применения. Эскадрильям “Комаров” поручали сложные, “деликатные” задания, требовавшие мгновенного появления, точного и быстрого удара и молниеносного исчезновения. И в большинстве случаев эти поручения успешно выполнялись: можно вспомнить удары по верфям подводных лодок во Фленсбурге, зданию гестапо в Осло или комплексу добычи молибдена в Кнабене (Норвегия). Наиболее искусными в атаках такого рода стали 105-я и 139-я эскадрильи, заслужившие большую популярность и часто действовавшие совместно. Они же разработали специальную атаку двумя группами: одна сбрасывала бомбы с высоты крыш домов, а через несколько секунд появлялась вторая и накрывала цель с пологого пикирования. Эти эскадрильи провели одну из самых известных (хотя и чисто пропагандистскую) атак - дневной налет на здание “Спортспаласт” в Берлине 30 января 1943. года. В тот день отмечали 10-летие прихода нацистов к власти, но выступить Герингу удалось лишь через час после объявления диктора...

В то время, когда экипажи оттачивали свое мастерство, развитие “Москито” шло своим чередом. Создание высотных разведчиков дало жизнь и новой бомбардировочной модификации B.Mk.lX, выпущенной в марте 1943 года. Под ее крылом появились 2 специальных узла - каждый можно было использовать как для подвески бака (454 л), так и бомбы (227 кг). Кроме того, от привычных “четверок” эти машины отличались более мощными и высотными двигателями Роллс-Ройс “Мерлин 72”. В результате “девятки” получили возможность идти к цели на высоте 9500 м, а сбросив бомбы, забирались даже на 11 000 м. Впрочем, выпуск B.Mk.lX продолжался недолго, и по числу построенных машин (54) эта модификация оказалась самой малочисленной среди бомбардировщиков. Причиной, видимо, были работы над новой, более совершенной и перспективной B.Mk.XVI.

Летом 1943 года в судьбе “Мосси” произошла значительная перемена- от дневных налетов эскадрильи перешли к ночной работе. Это вовсе не было вынужденной мерой-уровень потерь держался довольно низким - просто по соглашению между Королевскими ВВС и ВВС США вводилось разграничение боевых операций по времени - англичане действовали ночью, американцы - днем. В связи с этим имевшиеся в наличии силы “Мосси” (13 эскадрилий) свели в специальную 8-ю группу. По характеру выполняемых задач они делились на “легкие ночные ударные силы” (проведение “тревожащих” налетов, державших в напряжении или отвлекавших силы ПВО) и маркировщиков целей (три упоминавшиеся выше эскадрильи).Сами маркировщики входили в состав элитных Pathfinder Force (“Следопыты”).

Другие модификации самолета:
Mosquito PR.Mk IV - созданный на основе B.Mk IV разведывательный вариант, на котором устанавливалось до четырех фотокамер.
Mosquito B.Mk V - усовершенствованный вариант B.Mk IV с подкрыльными подвесками; построен только один опытный самолет.
Mosquito FB.Mk VI - наиболее интенсивно производившийся вариант, который представлял собой либо самолет для захвата аэродромов неприятеля, либо истребитель-бомбардировщик, разработанный на основе опытного экземпляра истребителя F.Mk II; мог переносить внутри фюзеляжа и под крылом бомбы, а с 1944г. и реактивные снаряды.
Mosquito B.Mk VII - вариант, построенный в Канаде на основе опытного самолета B.Mk V.
Mosquito PR.Mk VIII - разведывательный вариант, подобный самолету B.Mk IV, но с двигателями Мерлин с двухступенчатыми нагнетателями.
Mosquito PR.Mk IX - разведывательный вариант с моторами, оборудованными двухступенчатыми нагнетателями, и увеличенным запасом топлива.
Mosquito B.Mk IX - высотный бомбардировщик; с 1944г. стал способен нести одну сверхмощную фугасную бомбу массой 1814 кг.
Mosquito NF.Mk X - ночной истребитель с двигателями с двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.
Mosquito FB Мк XI - истребитель-бомбардировщик с двигателями с двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.
Mosquito NF.Mk XII - обозначение самолета NF.Mk II после установки сантиметрового радара AL Mk VIII.
Mosquito NF.Mk XIII - новый серийный ночной истребитель, эквивалентный переделанным самолетам NF.Mk XII.
Mosquito NF.Mk XIV - был предложен как усовершенствование самолета NF.Mk XIII; не был построен.
Mosquito NF.Mk XV - высотный ночной истребитель с увеличенным размахом крыла, герметичной кабиной, радаром AL Mk VIII и с двухступенчатыми нагнетателями у двигателей.
Mosquito B.Mk XVI - развитие самолета D.Mk IX с герметичной кабиной и способностью нести бомбу массой 1814 кг (4000 фунтов).
Mosquito PR.Mk XVI - разведывательный вариант самолета B.Mk XVI с маленьким астрокуполом; первый герметичный вариант самолета PR.
Mosquito NF.Mk XVII - обозначение самолета NF.Mk II после установки радара AL Mk X.
Mosquito FB.Mk XVIII - модификация самолета FB.Mk VI, оборудованная 57-мм пушкой Молинз, ракетными снарядами и усиленной броней; использовалась главным образом против подводных лодок и кораблей.
Mosquito NF.Mk XIХ - ночной истребитель на основе самолета NF.Mk XIII с "универсальной" носовой частью для установки радаров AL.
Mosquito В.Mk XХ - бомбардировщик, построенный в Канаде.
Mosquito FВ.Mk 21 - канадский эквивалент самолета FB.Mk VI.
Mosquito Т.Mk 22 - канадский эквивалент самолета T.Mk III.
Mosquito В.Mk 23 - канадский эквивалент самолета B.Mk IX; не был построен.
Mosquito FВ.Mk 24 - канадский истребитель-бомбардировщик с двигателями, оснащенными двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.
Mosquito В.Mk 25 - построенная в Канаде модификация самолета В.14 Mk XX с двигателями Packard-Merlin.
Mosquito FВ.Mk 26 - построенная в Канаде модификация самолета FB.Mk 21 с двигателями Packard-Merlin.
Mosquito Т.Mk 27 - построенная в Канаде модификация самолета T.Mk 22 с двигателями Packard-Merlin.
Mosquito Т.Mk 29 - тренировочные самолеты, переделанные из FB.Mk 26.
Mosquito NF.Mk 30 - высотный ночной истребитель с двигателями Мерлин с двухступенчатыми нагнетателями, с оборудованием для электронного противодействия ECM.
Mosquito NF.Mk 31 - вариант NF.Mk 30 с двигателями Паккард-Мерлин; не был построен.
Mosquito PR.Mk 32 - высотный разведывательный самолет, сходный с моделью NF.Mk XV.
Mosquito TR.Mk 33 - морской торпедоносец, разведчик, истребитель Sea Mosquito для использования с авианосцев; сходный с самолетом FB.Mk VI, со складывающимися крыльями и тормозным крюком.
Mosquito PR.Mk 34 - дальний разведчик с дополнительным топливом в бомбовом отсеке.
Mosquito В.Mk 35 - дальний высотный самолет на основе модели B.Mk XVI с герметичной кабиной.
Mosquito NF.Mk 36 - в основном схож с вариантом NF.Mk 30, но с высотными двигателями Merlin.
Mosquito TR.Mk 37 - вариант самолета TR.Mk 33 с радаром.
Mosquito NF.Mk 38 - вариант NF.Mk 30 с радаром.
Mosquito ТТ.Mk 39 - вариант B.Mk XVI после переделки для буксировки мишеней.
Mosquito FВ.Mk 40 - построенный в Англии вариант самолета FB.Mk VI.
Mosquito PR.Mk 40 - австралийский авиаразведчик, переделанный из варианта FB.Mk 40.
Mosquito FВ.Mk 41 - австралийский истребитель-бомбардировщик, сходный с самолетом FB.Mk 40, но с двухступенчатыми нагнетателями.
Mosquito PR.Mk 41 - австралийский разведывательный самолет; развитие модели PR.Mk 40, но с двухступенчатыми нагнетателями.
Mosquito FВ.Mk 42 - единственная австралийская модификация самолета FB.Mk 40 с двигателями Мерлин 69.
Mosquito Т.Mk 43 - построенный в Австралии тренировочный вариант T.Mk III.

Тактико-технические характеристики: Год принятия на вооружение - 1941 Размах крыла - 16,5 м Длина - 12,55 м Высота - 3,81 м Площадь крыла - 42,18 кв.м Масса, кг - пустого самолета - 6638 - нормальная взлетная - 9894 - максимальная взлетная - 10152 Тип двигателя - 2 ПД Merlin 21 Мощность - 2 х 1480 л.с. Максимальная скорость - 549 км/ч Крейсерская скорость - 491 км/ч Практическая дальность - 1786 км Максимальная скороподъемность - 816 м/мин Практический потолок - 9150 м Экипаж - 2 чел

Вооружение: Бомбовая нагрузка до 1820 кг. 1 х 454 кг бомба и 2 х 227-кг бомб или 4 х 227-кг бомбы или 1 х 1816-кг бомба, бомбардировочный прицел "Обое".