Развитие внимания первоклассников при проведении экскурсий во внеурочное время.

Начнем со словарей: внеурочный - происходящий, производящийся помимо или сверх положенного, установленного времени; сверхурочный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
off-hour - прил. 1) общ. внеурочный, нерабочий (о времени за переделами обычных рабочих часов, напр., о ночных часах).Англо-русский экономический словарь.
Вот интересные строки из резюме соискательницы на место секретаря, которые могут быть истолкованы довольно двусмысленно: « готова к любой работе во внеурочное время за дополнительную оплату, …вынослива, готова хранить тайны, молчалива..». Место девушка, возможно, и получит, но вот на счет «дополнительной платы», которая, по всей видимости не будет отражена в официальном документе, а следовательно, и не может быть, в случае конфликтной ситуации, оспоренной, можно засомневаться.

Ведь, как свидетельствуют данные статистики, чаще всего работать сверхурочно, причем без компенсации, готовы одинокие женщины. По данным профсоюзов более 40 дней в году остаются неоплаченными женщинам от 30 до 39 лет. Это означает что не много ни мало, десятки тысяч женщин встречают трудовой день до его официального начала, работают без перерыва на обед и заканчивают позже. А также зачастую выходят в выходные или берут работу на дом, отвечая на звонки или работая с электронной почтой. Кто-то соглашается на подобное, чтобы доказать свою способность работать на руководящих должностях вместо мужчин, традиционно занимающих эти места, кто-то попросту не успевает выполнить свои обязанности за отведенное время на рабочем месте.
Миллионы служащих из разных сфер деятельности постоянно работают без дополнительной оплаты отработанного сверх нормы времени. Ими чаще всего являются учителя, бизнесмены, журналисты и юристы.
Однако, по трудовому законодательству, внеурочная работа должна оплачиваться или компенсироваться иным, предусмотренным по закону, способом.

Для начала разберемся, какая работа будет считаться сверхурочной.

Некоторые полагают, что если работник начал работу раньше или задержался после времени, отведенного ему по графику, то автоматически такая работа будет сверхурочной, и, следовательно, работодатель обязан ее оплатить. Это не так.

Внимательно прочитав ст. 99 ТК РФ мы увидим, что «сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период»
Итак, ключевым моментом является фраза - « по инициативе работодателя». Ваше личное усердие в решении задержаться подольше (прийти пораньше) не берется в расчет никак. Стоит заметить, что вторым моментом, имеющим значение в определении понятия сверхурочной работы, является факт выполнения сотрудником своих трудовых обязанностей в это время. Привлечение работника возможно лишь, согласно все той же ст. 99 ТК РФ, только на основании его письменного согласия.

Таким образом, внеурочное время (сверхурочное)- это время до или после установленного работодателем по условиям трудового договора. Сюда попадает работа в выходные и праздничные дни.
По Закону РФ нерабочими праздничными днями являются:
1- 5 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства
Существуют определенные отличия при расчете выплат, положенных за выполняемую работу в такие дни, в зависимости от некоторых условий (командировка, повременная и сдельная работа, ненормированный рабочий день и т. п.)
Если вывести некое общее правило, то организация должна платить за работу в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере. Но, однако, работник может вместо повышенной оплаты просить о предоставлении ему другого дня отдыха. На это положение также указывает статья 153 ТК РФ. При этом работодатель должен оплатить сотруднику в обычном порядке выход на работу в выходной или нерабочий праздничный день.


Интересно почитать:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Троцкая Виктория Евгеньевна, сегодня я хочу рассказать вам об организации воспитательной работы во внеурочное время.

Опыт организации воспитательной работы во внеурочное время является актуальным и перспективным, т. к. в новом Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) внеурочная работа выделена особо.

Важнейшим направлением воспитательной работы с детьми является формирование у школьников целостной картины окружающего мира во внеурочной деятельности и во время учебного процесса.

В основе воспитательной работы школы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, гражданско-патриотическая, спортивно- оздоровительное, общественно- полезная (социальная) деятельность, туристско-краеведческая,проектная деятельность.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Но, может быть, гораздо более серьёзное последствие не ­различения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической дея­тельности.

Основные направления воспитательной работы:

Изучение личности ребенка на уроках и внеурочное время путем наблюдения за детьми, бесед;

Организация консультативной помощи отдельной группе учащихся по предметам;

Проведение внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор детей;

Выработка совместной политики и тактики помощи ребенку со стороны семьи;

Развивать умственные и художественные способности;

Совершенствовать у учащихся талант, художественное, природное дарование;

Помочь детям включиться в учебный процесс, добиваться активного участия детей в общественной жизни класса и школы;

Проводить работу по усвоению правил для учащихся, укреплять детский коллектив;

Организовать интересную жизнь в свободное от уроков время;

Работать над созданием коллектива через индивидуальный подход к каждому ребенку и через общие дела;

Создать родительский актив класса и привлечь родителей к внеурочным делам класса;

Открывать детям мир прекрасного в природе, воспитывать интерес к искусству, развивать выразительность чтения, любовь к музыке, литературе;

Воспитывать личность безопасного типа;

Продолжить работу по привитию гигиенических навыков и умений, культуры поведения в школе, общественных местах, учить заботиться об охране и укреплении своего здоровья.

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет занятий внеурочной деятельности, общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Многообразные виды досуговой деятельности раскрыты в исследованиях Э.В. Соколова, которые он классифицирует по группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. По его мнению, отдых снимает усталость и напряжение, служит для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать различные уровни и степень активности. Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений.

Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. Праздник всегда связывает прошлое и настоящее путем торжественного по преимуществу преображения действительности, служащей для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения чувств.

Остановлюсь на понятии «формы воспитательной работы». В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец, и др.

Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.

Первая функция – организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективно-творческие дела, конкурсы, инсценировки и др.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.

Вторая функция – регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

Третья функция – информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимися той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу.

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Е.В. Титовой выделены характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и так далее, то это и есть мероприятие.

Увлекательной формой организации досуга детей и подростков являются конкурсные программы – это специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности. Конкурсные программы являются одной из популярных форм организации детского досуга. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства, либо деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал, когда создаются различные вещи, предметы и даже произведения искусства и литературы.

Познание окружающей действительности детьми и подростками осуществляется не только в процессе обучения, но и в целенаправленной познавательной деятельности в кружках.

Целью работы кружков является развитие творческих способностей и дарований детей и подростков, формирование практических умений и навыков, использование учащимися имеющихся знаний в кружковой работе, воспитание интереса в области науки и техники.

Педагог должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией (вспомним метод убеждения). В соревновании, в трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо дело с детьми.

В заключении хочется сказать, что задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания детей в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной нравственные общечеловеческие ценности.

У меня все, спасибо за внимание.

В этом же словаре Евгеньевой А. П. даётся ещё одно определение данному понятию: внеурочное время (процесс) – производящееся помимо положенного, установленного. (Внеурочное время) –

Проанализируем понятие «внеурочное время». Оно определяется как процесс направленности, но в «Словаре русского языка» А. П. Евгеньевой – это процесс, происходящий, производящийся сверх или помимо уроков; в т

ом же словаре это понятие определяется и как процесс, производящийся помимо положенного, установленного.

В рамках нашей работы мы будем пользоваться следующим определением: «внеурочное время - это процесс, происходящий, производящийся сверх или помимо уроков».

Ниже рассмотрим, какое определение понятию «экскурсия» дают разные авторы.

Автор учебного пособия «Педагогика» Сластёнин В. А. характеризует экскурсию как специфическое учебно - воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, и т.д.

Тюмасёва З. И., автор книги «Экологическое строительство детской души» даёт следующее понятие экскурсии: экскурсия – один из видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению младших школьников.

Понятие «экскурсия» определяется как учебно-воспитательное занятие, но в «Толковом словаре» Даля – это научная прогулка, выход на поиск чего-либо; в «Педагогике» Сластенина В. А. – это специфическое учебно - воспитательное занятие; а в книге «Экологическое строительство детской души» Тюмасевой З. И. – это один из основных видов занятий и особая формаорганизации работы по экологическому просвещению младших школьников. В рамках нашей работы мы будем пользоваться определением из «Толкового словаря» Даля: экскурсия – научная проходка, прогулка, выход на поиск чего-либо, собирание трав и т.д.

В рамках нашей работы нам необходимо выделить важнейшие особенности проведения экскурсий во внеурочное время, охарактеризовать их, выявить их значение для первоклассников.

Но сначала мы рассмотрим особенности внеурочных форм обучения в целом, дадим им характеристику.

Р. А. Петросова, отмечает, что к внеурочным относят те формы организации учебной деятельности школьников, которые вынесены за рамки школьного расписания, но непосредственно связаны с целями урока и содержанием учебного материала. Связь с уроком обеспечивается и тем, что задания, выполняемые вне урока, определяются учителем. Эти задания можно выполнять под руководством учителя, но чаще – самостоятельно, а результаты следует обязательно, в той или иной форме, проверять на уроках.

Петросова выделяет главную задачу начального обучения: организация познавательной деятельности во внеурочное и внеучебное время. В этой работе можно выделить несколько направлений:

Проведение факультативных курсов, содержанием которых является ознакомление с окружающим миром;

Экскурсионная работа по краеведению;

Организация кружков, углубляющих интерес детей к объектам окружающего мира;

Проведение вечеров досуга, встреч, конкурсов и т.п.

Целесообразно, чтобы тематика внеурочных занятий касалась разных сторон окружающего мира: природы, истории общества, истории края, взаимоотношений людей, искусства и др.

Р. А. Петросова определяет основную и самую главную цель внеурочных занятий с младшими школьниками. Итак, внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над каким-либо объектом окружающего мира.

Цель и задачи внеурочной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса -обучающей, воспитывающей и развивающей.

Обучающая функция внеурочной работы, по мнению Петросовой, заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни.

Петросова отмечает: огромное значение во внеурочной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника, в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность.

Развивающая функция внеурочной работы заключается в выявлении скрытых способностей, интересов ребенка.

Теперь определим место внеурочной воспитательной работы в педагогическом процессе школы.

Петросова считает, что внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Итак, рассмотрим эти возможности:

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка.

В-третьих, разнообразная внеурочная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

В-четвертых, в различных формах внеурочной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом.

Петросова добавляет следующее: различные формы внеурочной воспитательной работы будут более эффективны в воспитательном воздействии на детей, если в их организации и проведении примут непосредственное участие родители.

Известно, что семья играет существенную роль в ознакомлении ребенка с природой и социальной средой, ее участие в этом, безусловно, приносит положительный эффект. Учитель может руководить этим процессом как опосредованно, так и непосредственно.

Опосредованное руководство проявляется в обсуждении на родительских собраниях, консультациях, в индивидуальных беседах различных вопросов, связанных с расширением кругозора и культуры младшего школьника.

Обязательным элементом таких собраний является обсуждение опыта семейного воспитания. Родители рассказывают о своих успехах и неудачах в воспитании детей, о семейных традициях, о совместном труде и отдыхе.

Она выделяет, что непосредственное участие семьи в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром может проявляться в следующем:

Учитель предлагает школьникам домашние задания, которые они могут выполнить только при участии родителей. Например, составить семейное «древо» и рассказать о своих прародителях; посетить краеведческий музей и составить описание флоры (фауны) родного края; посетить дом-музей писателя (ученого, композитора) и рассказать о каком-либо эпизоде из его жизни; собрать на прогулке в лесу природный материал для поделок.

Родители присутствуют на уроках и внеклассных мероприятиях. Например, они рассказывают о своей профессии; принимают участие в викторинах, конкурсах, соревнованиях; участвуют в проведении вечеров досуга и праздников.

Теперь перейдем к рассмотрению одной из основных форм внеурочной работы учителя с младшими школьниками – экскурсиям. Определим: что это такое? Какие они бывают? С какой целью проводятся? Какое значение имеют для младших школьников, и вообще, каким образом они проводятся?

Действующее трудовое законодательство Российской Федерации ограничивает максимальную продолжительность рабочего времени, которое устанавливает работодатель. Для работников обычно устанавливается 40-часовая рабочая неделя. Однако могут возникнуть чрезвычайные обстоятельства, в связи с которыми работник должен будет работать во внеурочное или ночное время.

РАБОТА В СВЕРХУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ 30.12.2001 г. № 197-ФЗ, продолжительность ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности и не может превышать 40 ч в неделю.

Если работник превышает установленную для него продолжительность рабочего времени, то это превышение является сверхурочными работами.

К сверхурочным работам не допускаются:

беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;

работники моложе 18 лет;

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

Оплата сверхурочных работ производится за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

В сентябре работник предприятия, имеющий 5-дневную рабочую неделю с продолжительностью рабочего дня 8 ч, отработал в один из рабочих дней сверхурочно 4 ч. Зарплата работника определяется исходя из установленной часовой тарифной ставки в размере 10 руб. 38 коп. Продолжительность нормального рабочего времени в сентябре 2003 г. составила 168 ч, которые работник полностью отработал.

Первые два часа сверхурочной работы оплачиваются работнику не менее чем в полуторном размере:

10 руб. 38 коп. 2 ч 1,5 = 31 руб. 14 коп.

Остальные два часа сверхурочной работы оплачиваются работнику в двукратном размере:

10 руб. 38 коп. 2 ч 2 = 41 руб. 52 коп. Заработная плата работника за сентябрь 2003 г. составила: 10 руб. 38 коп. 168 ч = 1 743 руб. 84 коп., с учетом сверхурочной работы: 1 816 руб. 50 коп. (1743,84 + 31,44 + 41,52).

РАБОТА В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

Согласно ст. 113 Трудового кодекса РФ в праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (например, непрерывно действующее предприятие). Также в праздничные дни разрешаются работы по обслуживанию населения и неотложные ремонтные и погрузоч-но-разгрузочные работы.

Работы в праздничный день оплачиваются в следующих размерах: 1)

сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; 2)

работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам, - в размере не менее двойной часовой или дневной ставки; 3)

работникам, получающим месячный оклад, - в размере не менее одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.

Работодатель может заменить повышенную оплату сотруднику за работу в праздничный день другим днем отдыха, но только по желанию сотрудника.

В связи с производственной необходимостью работник отработал 12 июня 5 ч сверх нормы рабочего времени.

Норма рабочего времени в июне составила 168 ч (21 дн.

Х 8 ч), которые работник полностью отработал. Месячный оклад установлен работнику в размере 7000 руб.

Часовая тарифная ставка работника составила 42 руб.

Оплата 5 ч работы в праздничный день производится работнику в двойном размере:

42 руб. 5 ч 2 = 420 руб. Заработная плата работника в июне 2003 г. составила: 7 000 руб. + 420 руб. = 7420 руб.

РАБОТА В ВЫХОДНЫЕ ДНИ

Согласно ст. 113 Трудового кодекса РФ, работа в выходные дни запрещается. Работникам положено два в неделю при 5-дневной рабочей неделе, а при 6-дневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье.

По согласованию сторон трудового договора за работу в выходной день сотруднику предоставляется либо другой день отдыха, либо денежная компенсация, которая выплачивается в том же порядке, что и компенсация за работу в праздничные дни.

РАБОТА В НОЧНОЕ ВРЕМЯ

В соответствии со ст. 96 Трудового кодекса РФ ночным считается время с 10 ч вечера до 6 ч утра. При работе в это время продолжительность работы (смены) сокращается на один час. Данное положение не распространяется на работников, для которых уже предусмотрено сокращение рабочего времени.

К работе в ночное время не допускаются: 1)

беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет; 2)

работники моложе 18 лет; 3)

Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям.

Каждый час работы в ночной период должен оплачиваться в повышенном размере и устанавливается предприятием самостоятельно. Однако эти доплаты не могут быть ниже предусмотренных законодательством. Доплата за каждый час работы в ночное время для предприятии с многосменным режимом определена в размере от ставки или оклада работника. При этом трудовым договором может быть предусмотрена более высокая надбавка за работу в ночное время, чем установлено законодательством. Однако сумма превышения не включается в себестоимость продукции (работ, услуг), а относится за счет собственных средств предприятия. Пример 3

В августе работник отработал в ночное время 10 ч. Работнику установлен оклад в размере 11 000 руб. Доплата за работы в ночные часы, предусмотренная в трудовом договоре, составляет 47% от часовой тарифной ставки (условно полагаем, что размер этой доплаты соответствует доплате, установленной законодательством).

Норма рабочего времени в августе 2004 г. составила 184 ч (23 дн. х х 8 ч), которые работник полностью отработал.

Часовая тарифная ставка 60 руб.

Доплата за ночное время работы составила: 60 руб. х 47% х 10 ч. = 282 руб.