Профессия, объединяющая поколения. Елена Лимонова: Теория поколений применима, если профессия интеллектуально емкая и если регион экономически развит

5 октября сотрудники уголовного розыска отметят профессиональный праздник. У этой службы - вековые традиции: меняются времена, экономические и политические фармации, а сыщики всегда остаются на передней линии невидимого фронта борьбы с преступностью. Они избавляют общество от воров, мошенников, убийц.

Экскурс в прошлое с И. Бахаревым

Полковник полиции в отставке Игорь Леонидович Бахарев до недавнего времени был замначальника отдела уголовного розыска УВД Зеленограда. За его плечами – 36 лет милицейской службы исключительно в уголовном розыске. Правда, сразу после армии, в 1980 г., когда он только поступил в милицию, ему пришлось работать в патрульно-постовой службе 28-го отделения милиции, что на Речном вокзале. Первый свой опыт новичку пришлось зарабатывать в дни проведения Олимпиады-80. Ему очень хотелось работать в сыске и в 1985 г.,после окончания школы милиции МВД СССР решил попробовать поступить на службу в уголовный розыск в Зеленограде.

– В то время, – вспоминает Игорь Леонидович, – попасть в уголовный розыск было не так-то просто, служить здесь было престижно, свободных вакансий не было, а претендентов – хоть отбавляй. Но мне повезло – взяли оперуполномоченным в 155-й отдел милиции (ныне ОВД по районам Старое Крюково и Силино). А через 3 года направили в УВД на должность оперуполномоченного по особо важным делам. Года через два уже перевели в ОУР управления.

Из того относительно спокойного времени Игорь Леонидович вспоминает громкое тройное убийство, которое произошло в 5-м мкрн. В одной из квартир нашли зверски убитыми двух братьев. Из квартиры были похищены музыкальный центр, золотые украшения, еще какие-то вещи.

– Стали разбираться, – рассказывает он, – чем занимались братья, с кем общались, кто мог бывать у них в гостях. Так вышли на человека, который отбывал срок на «химии» (т.е. работал на гражданском объекте) в Оренбурге и который был недавно в Зеленограде.

Вместе со старшим оперуполномоченным Юрием Козьминых мы выехали туда в командировку. У своих коллег в УВД Оренбурга выяснили, куда мог преступник сбыть награбленное. Пошли по комиссионным магазинам. В одном из них нам повезло – туда был сдан музыкальный центр. Причем по всем правилам – с получением квитанции, где указаны были все данные.

– При поддержке прокуратуры, – продолжает Игорь Леонидович, – центр изъяли и отправились с ним в Зеленоград на опознание, которое показало, что он принадлежал именно убитым братьям.

Сыщики вновь вылетели в Оренбург, на этот раз вместе с Игорем Бахаревым в командировку отправились его коллеги Андрей Самарин и Ибрагим Галаев. Подозреваемого брали вместе с оперативниками УВД Оренбурга. Тот отпираться не стал, признался, что в Зеленограде был вместе с подельником, корейцем по национальности, который в это время тоже находился в одной из гостиниц Оренбурга.

Подельника тоже задержали, он и сообщил, что в Зеленограде они убили еще и девушку. Она знала, что подозреваемые заходили в гости к братьям – значит, стала ненужным свидетелем. Преступники пригласили ее в кафе, потом под каким-то предлогом заманили в лес в 5-м мкрн и задушили, а для верности ударили ножом, убедившись, что она мертва, закидали ветками. Оперативники позвонили в УВД Зеленограда, и труп девушки был найден.

– Преступников надо было этапировать в Зеленоград, – рассказывает мой собеседник. – У нас троих обратные билеты на самолет были, а вот для наших «подопечных» на нужный рейс билетов не оказалось. Мы обратились к командиру авиалайнера, представились, объяснили ситуацию, и он взял на себя ответственность и разрешил нам такой вот компанией лететь до Москвы…

А уже наступали времена, которые окрестили впоследствии «лихими 90-ми» – разгул преступности, формирование банд, ОПГ.

Друг и коллега Игоря Леонидовича А.Самарин стал первым руководителем РОБОП УВД Зеленограда, а И.Бахарев – начальником отдела по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, одновременно занимая должность замначальника ОУР.

– В начале 90-х, – рассказывает Игорь Леонидович, – начались криминальные разборки. Не обошли они и Зеленоград. Бывали дни, когда было по два и более вызова на такие разборки со стрельбой. Так, в подъезде дома в 8-м мкрн расстреляли известного московского авторитета Глобуса.

На памяти многих зеленоградцев страшное по своей сути преступление, произошедшее средь бела дня на Крюковской площади летом 2007 г. В два часа дня, когда на площади было особенно многолюдно, с остановки, расположенной рядом с платформой, вышел человек, как потом оказалось член одной из ОПГ. Ему навстречу шел мужчина лет 55-60, одетый в желтую спецовку дорожных рабочих, достает из целлофанового пакета автомат и расстреливает человека. Хладнокровно делает контрольный выстрел в голову и скрывается за 9-этажками на Крюковской площади. Как потом выяснилось, киллер тоже принадлежал к ОПГ и через некоторое время был застрелен…

Летом нынешнего года полковник полиции И.Бахарев вышел в отставку, но начальник УВД предложил ему остаться в отделе уголовного розыска на гражданской должности. Сейчас Игорь Леонидович работает с людьми, отбывшими наказание, ставит их на учет, интересуется дальнейшими жизненными планами. Как опытный сыщик, он видит, кто собирается покончить с уголовной жизнью, а кто продолжить. И этих людей он берет на заметку…

Игорь Леонидович особо отмечает, что руководство УВД бережно относится к ветеранам, которые передают свой опыт молодому поколению сыщиков. Среди них немало тех, кто пришел в уголовный розыск по призванию. Но об этом – в следующей публикации.

Преступников ловят методично

Илья Александрович Гурков выбрал профессию милиционера по зову сердца – «слепок» с данной профессии ему делать было не с кого: никто в его семье в правоохранительных органах никогда не работал. Увлекла романтика милицейских будней, а потому после школы поступил в Московскую академию МВД (ныне – Университет МВД им. В.Кикотя), а по окончании был принят на работу в УВД Юго-Западного округа Москвы, где тогда жил и живет ныне. Работал в уголовном розыске, отделе по борьбе с организованной преступностью. Тогда составил представление об иерархии преступного мира, даже участвовал в задержании воров «в законе».

В УВД ЗелАО Илья Александрович был переведен на должность начальника оперативно-розыскной части 6, которая после реорганизации в составе отдела уголовного розыска занималась борьбой с организованной преступностью. Потом была еще одна небольшая реорганизация, в результате которой ему была предложена должность замначальника уголовного розыска.

Эта должность предполагает не только кабинетную, но и оперативную работу. А это значит – выявлять и привлекать к уголовной ответственности воров, мошенников и убийц, продолжая совершенствовать имеющиеся и создавая новые методики в работе.

– Наш округ по сравнению с другими округами столицы имеет очень хорошие результаты по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, – подчеркивает Илья Александрович. – Мы первые, наверное, не только по Москве, но и по России, смогли справиться с таким видом преступлений, как вымогательство денег за украденные номера автомашин «красивых» серий или номеров иностранных государств.

Действительно, достаточно долгое время зеленоградцев терроризировали преступники, снимавшие номера с машин и требовавшие за их возвращение денежные средства. И ведь наши сограждане платили – слишком много мороки было, чтобы восстановить номера.

– Была проведена большая оперативная работа, – рассказывает мой собеседник, – и в результате в 2012 г. мы задержали первую группу преступников. В 2013 г. дело было передано в суд, и участники преступного сообщества получили серьезные сроки. Но, как говорится, «свято место пусто не бывает», и сразу же в Зеленограде объявилась новая группа, которая начала заниматься тем же криминальным бизнесом. Видимо, решили, что предыдущей группе просто не повезло. Но не повезло и им. Сотрудники уголовного розыска вычислили и их, участники преступного сообщества были арестованы, преданы суду и уже отбывают срок в «местах, не столь отдаленных».

Больше в Зеленограде серийных преступлений, связанных с вымогательством по снятым номерам с авто, нет. И.Гурков отмечает, что в ходе расследований данных преступлений была выработана определенная методика, позволившая успешно завершить дело. Сейчас она взята на вооружение полицейскими не только в Москве, но в других регионах России.

Общий методологический подход позволяет раскрывать и особо тяжкие преступления – убийства. И это не просто слова, это сегодняшняя реальность. Так, летом нынешнего года в лесном массиве Зеленограда была убита молодая женщина, возвращавшаяся поздно вечером из кафе, где встречалась с подругами. Девушка имела хорошие характеристики: из благополучной семьи, ведущая нормальный образ жизни. А вот оказалась не в том месте и не в то время. Преступник украл у нее мобильный телефон, пытался изнасиловать, а убив, скрылся. По незначительным зацепкам сыщикам удалось выйти на преступника. Он не был зеленоградцем, не был знаком с жертвой, сразу после преступления скрылся в другой регион России. Но его вычислили и задержали.

Илья Александрович подчеркивает: без поддержки старших опытных работников, руководства УВД Зеленограда – начальника Юрия Вячеславовича Демина, замначальника Александра Владимировича Рунова, которые также служили в уголовном розыске, – таких успехов не было бы. Они щедро делятся своим опытом работы, принимают непосредственное участие в разработке операций, помогают и словом, и делом.

Мы поздравляем ветеранов, всех сотрудников уголовного розыска с профессиональным праздником! Желаем успехов в столь непростой работе, крепкого тыла, здоровья и счастья!

Поколение Z – люди, родившиеся позднее 1995 года. Их особенность заключается в том, что они почти с детства пользуются цифровыми гаджетами. Поэтому они отлично разбираются как в самих технологиях, так и во взаимодействии через них с людьми.

Их тесная связь с современными технологиями повлияла на то, как они обучаются и мыслят. Если прошлые поколения основательно изучали информацию, то новое быстро схватывают основные идеи, а затем при необходимости достает недостающие знания из Сети.

Подходящие профессии для поколения Z

Сейчас окончившие школу люди поступают на факультеты, которые так или иначе связаны с современными технологиями. Наиболее востребованными профессиями среди представителей поколения Z являются:

Новые технологии для таких людей являются обыденностью, тогда как для представителей более ранних поколений они – что-то по-прежнему новое и не всегда полностью понятное.

Также такие люди делают выбор в пользу инновационных технологий. В частности, некоторые из них предпочитают обучаться робототехнике, биомедицине и другим вещам, которые стали развиваться относительно недавно.

Представители поколения Z не хотят работать на износ ради денег, и многие из них связывают свою жизнь с делом, которое приносит им удовольствие. Поэтому достаточно большое количество молодых людей обращают свое внимание на сферу искусства. Даже если занятие этим не сможет принести им ощутимой финансовой выгоды, они смогут просто наслаждаться творчеством.

Отдельно следует отметить, что деньги для представителей поколения Z имеют меньшее значение, чем для всех предшествующих. Современные молодые люди предпочитают экономить, что отлично демонстрирует перекочевавший с Запада тренд популярности секонд-хендов.

Неподходящие профессии для поколения Z

Многие представители старших поколений считают, что молодые люди не любят работать. Такое мнение возникает из-за того, что в системе ценностей людей, родившихся до 90-х, большое значение уделяется финансам. Они полагают, что можно работать на любом месте, если это получается и за исполнение обязанностей достаточно платят. Те, кто родились после 95-го, так не считают.

При этом люди из поколения Z не хотят работать в сферах, которые не переплетаются с цифровыми технологиями. Они для них непривычны и кажутся бесперспективными, каковыми те отчасти и являются.

Поколение Z не выбирает деятельность, которая не связана с творчеством. Они отчетливо чувствуют, что такая работа вскоре исчезнет под натиском всеобщей автоматизации. И в этом они абсолютно правы. Высока вероятность того, что люди, которые выберут для себя деятельность, которую будут способны выполнять алгоритмы, рано или поздно останутся без работы. А в более позднем возрасте станет сложно переучиваться.

Выбор будущей профессии всегда было сложным делом. Но молодому поколению проще. Они могут выбрать то, чем они действительно хотят заниматься. Если человек идет в ногу со временем, в будущем он не останется без работы.

1.2. О какой работе мечтают молодые россияне?

Еще исследование 1997 года показало, что представления молодежи о престижности и привлекательности тех или иных позиций на рынке труда более рациональны и разнообразны, чем гласят общественные стереотипы. Результаты исследования 2007 г. подтвердили, что в своих представлениях о престижности профессии молодежь отталкивается не только от того, насколько она высокооплачиваема, но и от того, какой статус приобретает человек, занимающийся данной деятельностью, насколько работа интересна, а также насколько перспективно то или иное направление профессиональной деятельности в долгосрочной перспективе.

Наиболее яркая тенденция, выявленная в ходе нашего исследования - значительное расширение спектра престижных профессий . Если в 1997 году 89% молодежи среди наиболее престижных профессий выбирали специальности в области юриспруденции или финансового сектора, то десять лет спустя таковых оказалось только 63%. Зато теперь в число наиболее престижных профессий попадают и менеджеры, и ученые, и программисты (см. табл. 1.6).

Таблица 1.6

Престижность профессий в оценках представителей разных поколений россиян, %

Молодежь, 2007

Молодежь, 1997

Старшее поколение,
2007

Финансисты, экономисты, бухгалтера, Банковские работники

Госслужащие

Руководители

Работники культуры, искусства, спорта, шоу-бизнеса, модельного бизнеса, телеведущие

Военнослужащие, МВД, ГАИ

Врачи

Предприниматели, бизнесмены

Работники торговли, менеджеры

Программисты

Научные работники

Прочие

Таким образом, можно говорить об изменении самого понятия престижности в глазах молодежи. Если в прошлом десятилетиипрестижность оценивалась, как правило, по возможности получения высоких доходов, то теперь престиж все больше ассоциируется со словами «профессионализм» и «власть». Так, число тех, кто среди престижных профессий упомянул работу в области государственной власти, возросло за эти годы с 10% до 17%. В то же время, число тех, кто хотел бы занять просто любую руководящую должность снизилось за прошедшее десятилетие с 10% до 6%. Таким образом, можно констатировать, что государству удалось повысить престиж работников государственного аппарата, и, вероятно, это позволит привлечь молодых специалистов в государственное управление и муниципалитеты.

Еще 7% молодежи выбрало, как одну из наиболее престижных, специальность программиста. Отчасти росту ее престижа в глазах российской молодежи способствовало распространение компьютерных технологий и ростом престижа профессий, связанных с инновационными разработками и творческим трудом. Подтверждением данного тренда может служить и появление в списке наиболее престижных профессиональных позиций научного работника.

Существенно потеряло свою привлекательность занятие бизнесом. Теперь только 9% представителей молодого поколения считают занятие бизнесом престижным, в то время как в 1997 таковых было 13%. Современный предприниматель, как правило, занимается торговлей, его бизнес обычно невелик и развивать его все сложнее. Вместе с тем, примеров, когда малый бизнес перерос в последние годы в крупный без участия в нем представителей государственной власти или крупного бизнеса, почти нет. Бизнес перестал быть тем «социальным лифтом», который ранее позволял успешным бизнесменам становиться влиятельными людьми, занимать высокие государственные посты. Теперь бизнес утратил подобные возможности, но зато приобрел дополнительные «риски преследования» со стороны госорганов. Тем не менее, по мнению российской молодежи, занятия бизнесом могут принести быстрый материальный достаток (см. табл. 1.7).

Таблица 1.7

Наиболее доходные профессии, по мнению представителей разных поколений россиян, %

Молодежь, 2007

Молодежь,1997

Старшее поколение, 2007

Предприниматели, бизнесмены

25

37

Адвокаты, юристы, прокуроры, нотариусы

Финансисты, экономисты, бухгалтера, банковские работники

Руководители

Госслужащие

Работники культуры, искусства, спорта, шоу-бизнеса, телеведущие

Нефтяники, газовики

Профессионалы в сфере производства

Профессионалы в сфере услуг

Врачи

6

2

Программисты

Прочие

При этом интересно, что среди представителей молодого поколения, живущих в областных центрах, позиция бизнесмена выглядит по-прежнему достаточно привлекательна. 11% из них назвали ее в своем списке престижных профессий, в то время как среди молодежи мегаполисов доля людей с подобными взглядами составляла лишь 5%. Причина подобного расхождения в разности ментальных моделей, воспринятых молодежью мегаполисов и областных центров. У представителей молодежи мегаполисов престиж в большей мере воспринимается как общественный статус в своей референтной группе и успешность как профессионала или творческого человека. Материальный достаток становится все больше необходимым, а не статуснодифференцирующим элементом. В то же время, в областных центрах молодежь в большей степени ориентирована на достижение осязаемых, «фиксированных» результатов, например, должностной позиции, материального достатка, выраженного в определенном уровне потребления, и т. п. Так, в мегаполисах 24% молодежи отметило в качестве престижных профессиональных позиций работу в области искусства, культуры, шоу-бизнеса и т. д. Еще 14% отметили в качестве престижной - профессию врача, в то время как престижность работы финансистов, банкиров, экономистов отметили только 18% молодых жителей мегаполисов, престижность работы в государственных органах власти - только 11%.

При этом, по мнению значительной части молодежи (29%) наибольшие доходы получают профессионалы в области финансов, с показателем в 25% к ним почти примыкают предприниматели. 18% молодежи к наиболее доходным профессиям относят адвокатов, юристов, прокуроров, нотариусов, и еще 11% считает, что наибольшие доходы приносит работа в органах государственной власти. Вместе с тем, лишь 6% молодежи среди отмеченных ими наиболее доходных профессий упомянули работников культуры, искусства, спорта, шоу-бизнеса, и 5% - программистов. Примечательно, что десять лет назад мнение о том, что финансисты, юристы и предприниматели зарабатывают больше всех, разделяло гораздо большее число молодежи. Зато гораздо привлекательнее с точки зрения оплаты труда стали медицинские профессии. Правда, основная часть говоривших об этом сосредоточена вобластных центрах и селах, где рост доходов медицинских работников, по-видимому, более заметен.

Для молодежи областных центров оказались более привлекательны и такие профессиональные позиции как руководящие работники (7%). Примечательно, что в мегаполисах и селах доля тех, кто выбрал такой вариант ответа, очень мала. Также в областных центрах более престижно, по мнению молодежи, работать в органах государственной власти - 19% отнесли этот вид деятельности к числу престижных, в то время как в мегаполисах и селах так считают только 11%. В этой связистоит отметить, что за последние десять лет проявилась еще одна тенденция - молодежь образца 2007 г. стала чуть более беспринципна. Если в девяностые годы 32% ее считали, что надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены, то спустя десять лет подобное мнение стало более распространенным(39%).

Представления о престижной работе у сельской молодежи во многом построены на мифах и стереотипных представлениях о городской жизни. Так, именно в селах пользуются наибольшей популярностью дизайнеры, архитекторы, строители - 8%, программисты - 9%, журналисты и переводчики (6%), адвокаты, юристы, прокуроры, нотариусы (37%). Примечательно также, что среди престижных профессий нет ни одной, связанной с сельским хозяйством. Зато профессия врачей пользуется наибольшей популярностью именно в селах (19%). Также более престижна в селах профессия военного (4%) (см. табл. 1.7).

Сравнение представлений о престижной профессии молодежи и старшего поколения показало, что молодежь быстро реагирует на изменения в стране и на рынке труда, а старшее поколение во многом следует стереотипам, усвоенным в разные периоды жизни. Так, у старшего поколения бóльшим авторитетом пользуются профессионалы в области финансов (финансисты, экономисты, бухгалтера, банковские работники) - 35% старшего поколения считает эти специальности одними из наиболее престижных, в то время как лишь 28% молодежи согласны с этим мнением. Среди старшего поколения большим авторитетом по сравнению с молодежью пользуются и профессии в области медицины (14% против 10% среди молодежи), а также научные работники (5% и 3% соответственно). В то же время, среди старшего поколения менее популярна работа в органах государственного управления - лишь 14% из числа старшего поколения считают такой род занятий престижным, в то время как среди молодежи таковых 17%. Непривлекательна для них также работа в области торговли и менеджмента, искусства, спорта и шоу-бизнеса.

Однако лишь 13% молодежи назвали престижность в качестве одного из трех возможных критериев, по которым они бы стали выбирать свое место работы, причем в 1997 году число тех, для кого этот фактор имел значение, достигало 15%. Какие требования предъявляют представители молодого поколения к работе, которая могла бы их удовлетворить?

Подавляющее большинство всех поколений хочет, чтобы их труд хорошо оплачивался - об этом заявляют 85% молодежи и 87% представителей старшего поколения (см. рис. 1.11). Еще 63% молодого поколения хочет, чтобы работа, которой они будут заниматься, была интересной. 26% российской молодежи хотела бы не только получать хорошую зарплату, но и достичь профессионального признания. Еще 16% представителей молодого поколения мечтают о разнообразной, творческой, предполагающей инициативу работе, и 14% молодежи хотят, чтобы работа, которую они будут выполнять, приносила пользу всему обществу.

Рисунок 1.11

Требования, предъявляемые к работе представителями разных поколений россиян, %

Вместе с тем, довольно велико среди молодежи и число тех, кто не связывает с работой свои жизненные цели: 13% молодежи хотели бы, прежде всего, чтобы работа оставляла много времени для других занятий (отдыха, семьи, учебы). Еще 6% молодого поколения, значительная часть которых обладает низким образовательным уровнем, хотят, чтобы их работа была неутомительной. Причем такой взгляд на работу более характерен для жителей сельской местности (12%).

Как видим (см. рис. 1.11), в целом взгляды относительно той работы, которую хотела бы получить молодежь, достаточно устойчивые, и, к тому же, передаются от поколения к поколению. Между требованиями, предъявляемыми к работе старшим и молодым поколениями, есть только два значимых отличия. Во-первых, для старшего поколения с возрастом становится все менее значима возможность сделать быструю карьеру, и лишь 4% его представителей ценят такую возможность при том, что в составе молодых таковых 13%. Меньше ценится поколением «отцов» и престижность работы - 7% против 13% у молодежи. Наконец, лишь 17% представителей старшего поколения декларируют важность для них возможности профессионального роста, в то время как среди молодежи такая возможность важна для 26%.

Второе яркое отличие запросов молодежи и старшего поколения к работе состоит в отношении к условиям труда. Для старшего поколения хорошие условия труда являются одним из важнейших требований к рабочему месту - 42% представителей старшего поколения выделили этот фактор среди трех признаков хорошей работы, в то время как среди молодого населения его важность отмечают лишь 29%. Однако этот фактор единственный, который за последние десять лет стал более значимым как для молодого, так и для старшего поколения, поскольку в 1997 году только 21% молодежи и 28% старшего поколения выделяли фактор условий труда как существенный при оценки ими рабочего места.

Какими конкурентными преимуществами надо обладать, чтобы получить желаемую работу?

Анализ представлений молодежи и старшего поколения показывает, что в целом молодежь чутко реагирует на изменения ценности различных качеств работника. Так за последние десять лет молодежь стала рассматривать какболее значимые для получения хорошей работы те навыки и качества, которые в той или иной степени характерны для профессионалов. Иными словами, молодежь сильнее отреагировала на смещение по сравнению с запросами работодателей конца девяностых их нынешних запросов в сторону работников с бóльшим человеческим капиталом и высокой профессиональной компетенцией. И это при том, что уже в 1997 году 62% молодого поколения считало, что одним из необходимых условий, которое помогает получить хорошую работу, является наличие высокой квалификации, знаний (в составе старшего поколения людей, придерживающихся аналогичного мнения, было 53%). При этом представители старшего поколения чаще считали более важным фактором, чтобы профессия была востребована на рынке труда.

Рисунок 1.12

Что, в первую очередь, помогает получить хорошую работу, по мнению представителей разных поколений россиян, % (допускалось не более 3-х ответов)

Важно отметить, что мнение о значимости трудиться с полной отдачей сил распространено больше среди молодежи, живущей в мегаполисах (42%), обладателей более высокого образования (39%) и имеющих средние и высокие доходы (36%) - по молодежи в целом этот показатель составляет 31%, а по старшему поколению вообще лишь 23%. Если посмотреть динамику изменения значимости других факторов, помогающих получить хорошую работу, за последние десять лет, то как в молодежной среде, так и в старшем поколении несколько теряет привлекательность такое качество как умение ладить с начальством и, как ни странно, связи. Хотя по-прежнему каждый второй опрошенный отмечает наличие связей и знакомств в качестве важного условия для трудоустройства. Сегодня чаще, чем 10 лет назад отмечается значимость таких качеств, как дисциплинированность, ответственность, исполнительность.

Насколько адекватны взгляды молодежи сегодняшним реалиям и можно ли ее рассматривать как экспертов в данном вопросе? Судя по всему, да. Во всяком случае, сегодняшнее молодое поколение оказалось довольно успешным. Каждый десятый из числа молодежи заявил, что он уже создал свой бизнес, каждый пятый уже имеет престижную работу. Еще две трети уверены, что смогут получить престижную работу и сделать карьеру, а треть считает, что им по плечу создать собственный бизнес.

В 1997 молодому поколению не удалось добиться таких успехов - лишь 6% тогда имели собственный бизнес и только 28% выражали уверенность, что они смогут это сделать в будущем. Престижную работу удалось найти только 15% представителям молодого поколения девяностых, правда, рассчитывали добиться этого в будущем 60% молодежи. Единственное, в чем современному молодому поколению не удалось превзойти молодежь девяностых - это в возможности заниматься любимым делом. По-прежнему лишь 29% молодого поколения любят то, чем они занимаются, и еще 56% уверены, что они будут заниматься любимым делом в будущем.

<< назад

Сегодня в виде исключения я хотел бы попытаться разъяснить педа­гогические цели, которые я преследовал в данном семинаре. В следующий раз я попрошу каждого из участников кратко пред­ставиться и сказать несколько слов о своих исследованиях - при­чем я настаиваю на том, чтобы это было сказано как бы невзначай - без какой-либо специальной подготовки. И я жду не формальной презентации - т. е. оборонительного дискурса, замыкающегося на себе самом, главная цель которого (хорошо понятная) - изгнать свой страх критики. Я жду скорее простого, не претенциозного, искреннего представления проделанной работы, трудностей, с которыми пришлось столкнуться, и нерешенных проблем. Нет ничего более универсального и объединяющего, чем трудности. Каждому из нас будет довольно приятно обнаружить, что многие трудности, которые мы приписываем нашим индивидуальным особенностям или некомпетентности, универсальны; и всем будет небесполезен весьма конкретный совет, который я могу дать.

Мимоходом хотелось бы отметить, что среди всех диспозиций, с которыми я надеюсь вас познакомить, есть способность восприни­мать исследование, скорее, как рациональное усилие, нежели своего рода мистические поиски, о которых напыщенно говорят и ради са­моутверждения, и с целью преувеличения своего страха или беспо­койства. Цель такой реалистической (не циничной) установки - максимальная результативность вашего предприятия и оптимальное распределение ваших ресурсов, начиная со времени, которым вы располагаете. Я знаю, что подобное понимание научной работы в какой-то степени лишено очарования, и что я рискую подпортить имидж, который многим исследователям нравится поддерживать. Однако, возможно, это лучший и единственный способ оградить себя от гораздо более серьезных разочарований, ожидающих исследова­теля, который спускается с небес на землю после многих лет само­обмана, когда он больше энергии тратил на то, чтобы соответство­вать прославленному имиджу исследования и своему представлению об исследователе, чем на то, чтобы просто делать свое дело.

Исследовательская презентация во всех отношениях противопо­ложна демонстрации, шоу, когда вы стремитесь представить себя в выгодном свете и произвести впечатление на других. Это - дискурс, в процессе которого вы раскрываете себя, вы рискуете. (Для того что­бы наверняка ослабить ваши защитные механизмы и нейтрализовать вашу стратегию презентации, которые вам, естественно, хотелось бы использовать, я, разумеется, дам вам слово неожиданно и попрошу вас высказаться без предупреждения и подготовки.) Чем больше вы буде­те раскрываться, тем больше у вас шансов получить от обсуждения пользу и тем более конструктивными и доброжелательными, я уверен, будут критика и советы, которые вы получите. Наиболее эффектив­ный способ избавиться как от ошибок, так и от страхов, лежащих в их основе, - способность посмеяться над ними вместе с другими, что, как вы скоро обнаружите, происходит довольно часто...



У меня будет возможность - я могу сделать это в следующий раз - представить исследование, которое я сейчас провожу. И тогда вы увидите в состоянии, которое можно назвать «становлени­ем», т. е. в сыром и неясном виде, то, что обычно видят лишь в законченном виде. Homo academicus смакует результат. Подобно академическим живописцам (pompier)*, он или она любят наносить мазки кистью, чтобы скрыть следы исправлений. Временами я ис­пытываю большое беспокойство, открыв для себя, что такие худож­ники, как, например Кутюр, учитель Мане, оставили великолепные эскизы, близкие к импрессионистской живописи (которая противо­поставляла себя академической живописи), - но зачастую «порти­ли все дело» именно потому, что на эти полотна были нанесены последние мазки. Это диктовалось этикой работы, хорошо сделан­ной и хорошо отшлифованной, ее проявление можно было обнару­жить в академической эстетике 1 . Я постараюсь представить это исследование в процессе развития и взаимопроникновения состав­ляющих его элементов, в определенных рамках, конечно, так как я хорошо понимаю, что, по понятным социальным причинам, у меня меньше прав на неясности, чем у вас, и что вы будете в меньшей степени склонны признать за мной это право, чем я за вами, и в каком-то смысле это правильно (но это, повторю еще раз, лишь подразумевая тот педагогический идеал, который, безусловно, сам по себе сомнителен, идеал, который, например, приводит к тому, чтобы определять ценность, педагогическую плодотворность кур­са соответственно качеству и ясности конспектов).

* Pompier - пожарник (франц.) Art pompier - искусство пожарников - официальное искусство второй половины XIX в. Это название происходит от иронической аналогии между шлемом античного воина, изображаемого на по­лотнах художников школы классицизма, и каской пожарного. Этот термин как ироничное обозначение стал применяться не только к академическим художни­кам-классицистам, но и к преподавателям Школы изящных искусств, членам Об­щества французских художников и членам Национального общества изящных искусств. Позже, утратив иронический смысл, он стал просто определением ху­дожественного периода 1948-1914 гг. - Прим. ред.

Одна из функций такого семинара, как наш, - дать вам возмож­ность увидеть, каким образом в действительности осуществляется исследовательская работа. У вас не будет полной записи всех не­удач и промахов, всех повторений, говорящих о необходимости сде­лать последний вариант, который покончит со всеми этими ошибка­ми. Но эта ускоренная съемка, которую вы увидите, позволит вам понять, что происходит в недрах «лаборатории» или, говоря скром­нее, мастерской - в смысле мастерской артиста или художника Кват­роченто, - т. е. покажет все ошибочные первые шаги, колебания, тупики, отказ от замыслов и тому подобное. Исследователи, работа которых находится на разных этапах, представят объекты, которые они пытались сконструировать, и они должны будут подвергнуться расспросам со стороны всех, кто, подобно старым компаньонам, чле­нам цеха, как они называют себя на традиционном языке собратьев по ремеслу 2 , внес свой вклад в коллективный опыт, который они на­капливали в процессе всех прошлых испытаний и ошибок.

На мой взгляд, вершина мастерства в социальных науках за­ключается в умении быть вовлеченным в очень высокие «теорети­ческие» материи благодаря весьма определенным, а зачастую, не­сомненно, очень земным, если не ничтожным, эмпирическим объектам. Социальные ученые имеют обыкновение с легкостью допускать, что социально-политическая значимость объекта сама по себе служит достаточным основанием необходимости дискурса в отношении к нему. Возможно, этим объясняется, почему те социо­логи, которые в наибольшей степени склонны приравнивать свое положение к положению своего объекта (как поступают сегодня некоторые из них, связавшие себя с государством или властью), часто уделяют методу самое небольшое внимание. Что на самом деле имеет значение, так это строгость конструирования объекта. Сила (научного) способа мышления никогда не проявляется отчет­ливее, чем в способности превращать даже незначительные, с со­циальной точки зрения, объекты в научные объекты (что делал Гоф­ман по отношению к деталям взаимодействия лицом-к-лицу) 3 или, что то же самое, в подходе к важным, социально значимым объек­там под неожиданным углом зрения - нечто подобное я пытаюсь сейчас делать, изучая влияние государственной монополии на сред­ства легитимного символического насилия с помощью весьма по­пулярного анализа различного рода свидетельств (по болезни, по инвалидности, об образовании и т. д.). В этом смысле сегодняшний социолог оказывается, mutatis mutandis* в положении, весьма сход­ном с тем, в котором находились Мане или Флобер: чтобы в полной мере реализовать изобретенный ими способ конструирования реальности, они должны были применить его к объектам, традиционно исключаемым из сферы академического искусства (которое было свя­зано исключительно с социально значимыми людьми и вещами), - что объясняет, почему их обвиняли в «реализме». Социолог вполне мог бы сделать своим девиз Флобера: «писать хорошо о заурядном».

* Mutatis mutandis - с соответствующими изменениями (лат.). - Прим. ред.

Мы должны научиться тому, как переводить самые абстракт­ные проблемы в совершенно практические научные операции, что предполагает, как мы увидим, весьма своеобразное отношение к тому, что обычно называется «теорией» или «исследованием» (эмпи­рией). В таком деле абстрактные правила, подобные сформулирован­ным в работе «Ремесло социолога» («Le Metier de sociologue», Bourdieu, Chamboredon, and Passeron, 1973; англ. пер. 1991), пусть даже им удается заострить наше внимание, принесут нам немного пользы. Поскольку, несомненно, не существует иного способа овла­деть фундаментальными принципами практики, - и практика науч­ного исследования здесь не исключение, - кроме как практиковать эти принципы вместе с руководителем или наставником, который снимает сомнения и придает уверенность, приводит примеры и по­правляет вас, помещая правила, применяемые непосредственно к данному конкретному случаю, в определенную ситуацию.

Конечно, вполне может так случиться, что, прослушав двухчасо­вое обсуждение преподавания музыки, логики, спортивной борьбы, возникновения дотированных рынков жилья или греческой теологии, вы подумаете, а не потеряли ли вы даром время и научились ли вооб­ще хоть чему-нибудь? В конце нашего семинара у вас не будет акку­ратных конспектов по теории коммуникативного действия, теории систем или хотя бы о понятиях пространства и габитуса. Вместо того чтобы давать формальное представление о категории структуры в со­временной математике или физике или об условиях применения струк­турного способа мышления в социологии, как я это обычно делал 20 лет назад 4 (что, несомненно, было более «впечатляющим»), я буду говорить почти те же самые вещи, но в практической форме, т. е. с помощью весьма тривиальных замечаний и элементарных вопро­сов - по сути дела, настолько элементарных, что мы очень часто вообще забываем их задавать - и всякий раз погружаясь в детали каждого отдельного случая. И можно будет реально наблюдать ис­следование, так как именно это и предполагалось здесь, но только при условии его проведения по-настоящему, вместе с исследователем, который отвечает за него: это значит, что вы работаете над составле­нием опросника, чтением статистических таблиц или интерпретацией документов, что, если нужно, вы выдвигаете гипотезы и т. д. Ясно, что при таких условиях можно рассмотреть лишь очень немного исследо­вательских проектов, а тот, кто рассчитывает увидеть их в большом количестве, по сути дела, не будет делать все, что требуется.

Если то, что должно быть сообщено, составляет, в сущности, modus operandi* - способ научного производства, предполагающий определенный способ восприятия, систему принципов видения и различения, - то им нельзя овладеть иначе, как заставить увидеть его в действии или проследить, как этот научный габитус (мы мо­жем называть его и своим именем) «ведет себя» в ситуации практи­ческого выбора - типа выборки, опросника, кодирования и т. д. - не объясняя этот выбор в виде формальных правил.

Обучение профессии, ремеслу, делу или, по выражению Дюркгейма (1956. Р. 101), социальному «искусству», понимаемому как «чистая практика без теории», требует педагогики, совершенно от­личной от той, которая нужна для преподавания знания (savoirs). Как можно видеть на примере обществ, где нет всеобщей грамот­ности и школ, - но это относится и к обществам с формальным школьным обучением и даже к самим школам - некоторые спосо­бы мышления и действия, а зачастую и самые жизнеспособные из них, передаются на практике (упражнение за упражнением) по­средством всеобщего и практического способов передачи. Эти спо­собы основаны на непосредственном и продолжительном контакте между тем, кто обучает, и тем, кто учится («делай, как я») 5 . Исто­рики, философы науки, а особенно сами ученые, часто отмечали, что в значительной мере профессией ученого овладевают, исполь­зуя способы передачи знаний, которые являются вполне практиче­скими 6 . И роль, которую играет молчаливая педагогика, не тер­пящая объяснений как передаваемых схем и объяснений, так и рабочих схем в процессе самой передачи, безусловно, гораздо больше в тех науках, где содержание знания, типы мышления и действия сами по себе менее точны и менее систематизированы.

* Modus operandi - способ действий (лат.}. - Прим. ред.

Социология - гораздо более развитая наука, чем обычно пола­гают даже сами социологи. Возможно, хорошим критерием положения социального ученого в его или ее дисциплине может быть сила его представления о том, чем он должен овладеть, чтобы быть на уровне достижений его науки. Склонность развивать скромную оцен­ку ваших научных способностей будет только увеличиваться по мере того, как ваше знание последних современных достижений в облас­ти метода, техники, понятий или теорий, будет расти. Однако социо­логия еще мало систематизирована и формализована. Поэтому здесь нельзя так, как в других областях, опираться на автоматизм мышле­ния или на автоматизм, замещающий мышление (на понятийную очевидность - evidentia ex terminis, на «ослепляющую очевидность» символов, которую Лейбниц противопоставлял картезианской ясно­сти - evidence) или даже на все эти уставы должного научного по­ведения: методы, протоколы наблюдений и т. д., являющиеся законом для большинства кодифицированных научных полей. Таким образом, для того чтобы получить соответствующий опыт, следует рассчиты­вать, прежде всего, на те схемы, которые воплощает в себе габитус. Научный габитус - это правило «человека с положением» (до­бившегося успеха), реализованное правило или, лучше, - научный modus operandi, функционирующий в практической сфере в соответ­ствии с нормами науки, которые не являются при этом его экспли­цитным принципом 7: именно такого рода научное «чувство игры» (sens dujeu) заставляет нас делать то, что мы делаем в нужный мо­мент без необходимости тематизировать то, что должно быть сдела­но и, еще меньше, - знание четкого правила, позволяющего полу­чать этот соответствующий опыт. Так что у социолога, который стремится передать научный габитус, гораздо больше общего с вы­сококвалифицированным спортивным тренером, чем с профессором Сорбонны. Он или она очень мало говорят о первичных принципах и общих правилах. Конечно, он/она может излагать их, как я делал в работе «Ремесло социолога» («Le metier de sociologue»), но только если понимает, что не может остановиться на этом: в некотором смысле, нет ничего хуже эпистемологии, когда она становится пред­метом пустого разговора, очерков 8 и заменителем исследования. Та­кой социолог учит путем практических советов и в этом смысле силь­но напоминает тренера, имитирующего движение («на твоем месте, я сделал бы так...») или «исправляющего» действия по мере их со­вершения, в духе самой практики («я бы не задавала этого вопроса, по крайней мере, в такой форме»).