Положение об оплате труда заполненный образец. Основные разделы положения об оплате труда и премировании работников

Каждый работодатель составляет положение об оплате труда (образец 2018 года будет в нашей статье), чтобы установить конкретные внутренние правила. В них отражают дни выдачи денег, а также много других нюансов. Расскажем, что нужно знать про этот документ и его содержание.

Как принять

Такой вид документа, как положение об оплате труда и материальном стимулировании, способствует грамотной организации выплат персоналу. Некоторые работодатели называют его иначе – положение об оплате труда и премировании работников. Но принципиальной разницы нет. Это один и тот же акт, в котором речь идет и о премиях.

Важно отметить, что каждый работодатель составляет положение об оплате труда и премировании всего один раз. Дальше он может вносить в него какие-либо изменения, если они потребуются. Это могут быть и мелкие правки позиций, описанных в данном документе.

Кроме того, если на предприятии в наличии профсоюз, то его мнение обязательно должно быть принято к сведению при пересмотре каких-либо правил оплаты труда или введении новых.

Сначала рассматриваемое положение необходимо утвердить отдельным распоряжением руководителя. А затем учтите: каждого соискателя перед тем, как подписать с ним договор, нужно ознакомить с положением об оплате труде работников.

Кроме того, каждый раз как вносите какие-либо изменения в данный документ, надо письменно уведомить своих подчиненных о том, что внесены поправки. Информировать об этом свой персонал – очень важно.

Почему важно принять

На практике положение об оплате труда и материальном стимулировании играет следующую роль:

  • контролирующие органы не смогут выдвинуть претензии, если основные вопросы оплаты труда прописаны в положении;
  • легче контролировать соблюдение принятых правил для трудовых выплат;
  • дает руководству возможность быть как бы открытым со своими подчиненными: они будут знать, когда и как будут сделаны выплаты, и потому – уверены в своем начальстве.

Кроме того, нельзя не отметить важность положения об оплате труда и премировании для налогообложения. Оно значительно упростит такую задачу, как объяснение документальной подверженности некоторых выплат в рамках оплата труда.

Типовой документ

Единого и/или обязательного образца положения об оплате труда и премировании не существует, поэтому каждое предприятие само выбирает, что и как ему писать в этом документе.

Работодатель может довольно легко разработать свой вариант такого внутреннего акта. Есть много вариантов и образцов составления положения, но ни одна из них не утверждена официально. Поэтому можно сгенерировать собственный документ. При обязательном условии, что он не будет противоречить требованиям трудового законодательства 2017 года.

Кого обойдет стороной

С 1 января 2017 года в силу вступили в силу некоторые изменения в Трудовой кодекс. Благодаря данным поправкам, мелкие (микро) предприятия теперь имеют возможность сделать выбор – полностью или частично отказаться от внутренних нормативных актов по труду. В том числе, и от положения об оплате труда образца 2018 года. Хотя оно регулирует правила выдачи персоналу денег.

Таким образом, микрофирмы могут наотрез отказаться от рассматриваемого положения, которое заменит типовой трудовой контракт.

Что включить

Очень часто помимо зарплатного вопроса положение об оплате труда работников оговаривает:

  • виды премий (в т. ч. надбавки за неделю, месяц, год, за итоги выполненной работы);
  • показатели премирования (те правила и условия, согласно которым работники могут получить дополнительные финансовые бонусы);
  • размер премий и надбавок (например, в процентах или фиксирован).

Положение об оплате труда - внутренний нормативный акт организации, в котором указывается полная информация по заработной плате. Мы расскажем, как его составить.

Положение об оплате труда и материальном стимулировании — это внутренний документ организации. В нем закрепляются основные характеристики вознаграждения работников:

  • система расчета заработной платы;
  • методы материального стимулирования;
  • виды премий;
  • положенные удержания;
  • обоснование учета зарплатных затрат в налоговые расходы;
  • особые условия.

Иными словами, этот документ регламентирует, как оплачивается труд работников в конкретной организации.

Обязателен ли документ

Законодательно не устанавливается обязанность составлять Положение об оплате труда. Однако при первой же налоговой проверке работодатель понимает его важность.

Именно этот документ в том случае, если он существует, позволяет доказать правомерность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль или УСН. А в этом действии заинтересовано любое учреждение.

С точки зрения сотрудника, наличие такой информации делает систему оплаты труда и вознаграждений более прозрачной. Это обеспечивает привлекательность организации как работодателя и предупреждает дефицит кадров.

Можно ли обойтись без положения

За отсутствие Положения об оплате труда на предприятии или его произвольную форму наказание не предусмотрено. Достоинства его наличия на предприятии очевидны, однако в некоторых случаях его разработка может быть излишней:

  • если все условия труда закреплены в трудовом договоре или коллективном соглашении;
  • если все сотрудники работают в обычных условиях и возможность отклонений от условий труда исключена (никто никогда не может быть привлечен к работе в праздники, выходные, ночной период времени).

Как вводится положение об оплате труда 2019

Разработкой локального нормативного акта занимается руководство. Однако принять Положение об оплате труда единолично исполнительный орган права не имеет. В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ , любая внутренняя нормативная документация, затрагивающая заработную плату, должна быть одобрена профсоюзом.

Если такой орган в компании отсутствует, соответственно, в его одобрении необходимости нет.

Когда достигнут компромисс, руководитель издает приказ. В нем он отражает:

  • факт утверждения документа, его наименование — Положение об оплате труда;
  • необходимость ознакомления с ним всех сотрудников (в соответствии со статьей 22 ТК РФ);
  • обязанность ознакомления с ним вновь принимаемых на работу до подписания договора (в соответствии со статьей 68 ТК РФ);
  • ответственного;
  • контроль за исполнением.

С указанной в приказе даты Положение об оплате труда начинает действовать. Подписывает его либо руководитель (например гендиректор), либо лицо с соответствующими полномочиями. Как правило, право подписи вместо руководителя предоставляется по доверенности. А значит, следует убедиться, что последняя действует на момент подписания.

Ознакомление всех работников под подпись с Положением об оплате труда, введенным вновь или уже существующем на предприятии, обязательно. Есть несколько способов это сделать правильно:

  • составить специальный лист ознакомления, под которым все работники поставят свои подписи;
  • завести специальный журнал для фиксации факта ознакомления с внутренними нормативными актами и сделать соответствующие записи с подписями работников в нем;
  • у вновь устроившихся на работу сотрудников факт ознакомления может быть указан в трудовом договоре.

Образец положения об оплате труда в 2019 г. в ООО

Обычно количество пунктов зависит от количества применяемых систем оплаты, дополнительных выплат и прочей специфики конкретной организации. Иногда рассмотрение отдельных вопросов выносится в отдельные разделы (например, «Системы оплаты» рассматриваются не в «Общих положениях», а обособленно от них, как отдельная часть).

Так, примерное положение об оплате труда работников образования в 2019 году будет гораздо более объемным, чем для торговой фирмы. Зарплата педагога — это сложная система, и все ее компоненты стоит подробно расписать.

Законодательство не содержит строгой формы на этот случай. Стандартно документ включает такие разделы:

  1. Общие положения. Здесь нужно указать, как происходит оплата труда, начисление зарплаты, чем регламентирован ее размер, как определяется оклад, от чего зависит его сумма. Также в Общих положениях стоит рассмотреть такие важные вопросы, как нормы рабочего времени, существующие ставки, валюта выплат, удержания.
  2. Доплаты. Этот раздел содержит порядок назначения дополнительных выплат, их виды, возможные и предельные размеры.
  3. Премии за успешный труд, результативное исполнение обязанностей. Тут следует расписать, когда и в каком размере руководитель обязуется выплачивать премии, основания для поощрения, нюансы для разных категорий сотрудников. Если на предприятии есть отдельный документ, регламентирующий вопросы премирования, достаточно сослаться на него.
  4. Компенсации.
  5. Надбавки.
  6. Размер и случаи выплаты материальной помощи.
  7. Порядок индексации или реального содержания зарплат, что является, согласно ТК РФ, обязанностью, а не правом работодателя. Причем разработка локального нормативного акта о порядке увеличения реального содержания заработка также обязательна, в соответствии с судебной практикой и разъяснениями Роструда. Способы индексации можно предусмотреть разные. Традиционно используется определенный точный коэффициент, но допускается и утверждение применения любого другого способа, например, с учетом финансовых результатов деятельности предприятия. Законодатель в ст. 134 ТК РФ обязывает работодателя обеспечивать повышение заработка в случае изменения потребительских цен. Таким образом, прямой зависимости от уровня инфляции нет.
  8. Иные выплаты. Обычно здесь упоминают выходное пособие.
  9. Ответственность работодателя. Имеется в виду защита прав трудящегося на случай задержки или невыплаты заработной платы.

По желанию можно добавить дополнительные пункты. Если вы решите скачать бесплатно образец положения о заработной плате 2019, стоит внимательно перепроверить его на соответствие порядкам вашей организации. Образец положения об оплате труда можно переработать

Например, где-то предусмотрены надбавки, а где-то — нет. Одни устанавливают предел совокупного размера доплат, другие их не ограничивают.

Виды денежных поощрений

Положение об оплате труда включает важный раздел о денежных поощрениях работников. В нем необходимо указать все действующие виды компенсаций и надбавок с конкретным указанием их сумм и порядка выплаты (в каких случаях применяются и в каком размере). Система поощрений может включать и предоставление бесплатных путевок, билетов и т. д. Эти пункты также можно включить в документ. В разделе «Материальная помощь» нужно указать полный перечень случаев, когда администрация оказывает финансовую поддержку своим сотрудникам. В этот перечень обычно включают: рождение ребенка, потерю близкого родственника, заключение брака. Можно говорить и о случае индивидуальной помощи исходя из конкретных обстоятельств.

Необходимо указать конкретную сумму материальной помощи или способ ее определения. Например, директор устанавливает ее собственным решением в отдельном распоряжении на основании представления непосредственного руководителя сотрудника. Также в этом пункте можно отдельно указать, будут ли учитываться суммы материальной помощи при расчете среднего заработка.

Внесение изменений и хранение

Все изменения вносятся приказом руководства. Оформляется он по тем же правилам, что и в случае с утверждением. Указать в нем надо следующие сведения:

  • название и дату вступления в силу документа, в который вносятся коррективы;
  • перечень пунктов, подлежащих изменению;
  • новые формулировки;
  • обязанность ознакомить с новшествами работников;
  • ответственный.

Если изменения затрагивают размер з/п, то о них нужно предупредить каждого сотрудника лично. Уведомления рассылаются за 2 месяца.

Хотя речь и идет о внутреннем нормативном акте, срок его хранения строго регламентирован. Согласно Приказу Минкультуры от 25.08.2010 № 55 , Положение об оплате труда относится к категории № 4 — документам, связанным с бухгалтерским учетом и отчетностью, а не с трудовыми отношениями, как кажется на первый взгляд. Хранить его организация обязана на протяжении пяти лет после замены на новый.

Положение об оплате труда работников - образец 2017-2018 годов рассмотрен в настоящей статье - является локальным нормативным актом, разработать который необходимо каждому работодателю. С помощью положения повышается мотивация работников на труд и формируется материальная заинтересованность в улучшении его результатов.

Нормативное регулирование положения об оплате труда и премировании работников — 2017-2018

Основная цель, с которой создается Положение об оплате труда и премировании работников (далее Положение) - отразить механизмы, в соответствии с которыми производится расчет и выплата зарплаты на предприятии.

Положение разрабатывается работодателем с учетом специфики хозяйственной деятельности, финансовой возможности и штата компании. Данный документ не может противоречить Конституции РФ, трудовому законодательству и другим нормативным актам, регулирующим вопросы оплаты труда.

К примеру, когда устанавливается система оплаты труда в муниципальных и госучреждениях, одним из регуляторных документов являются Единые рекомендации. Они утверждаются Российской трехсторонней комиссией в виде решения, оформленного протоколом и подписанного представителями сторон - Правительства РФ, Общероссийского объединения профсоюзов и Общероссийского объединения работодателей (в 2017 году действуют рекомендации, принятые решением от 25.12. 2015, протокол № 12).

Указанный документ зачастую является ориентиром и для составления положений на предприятиях различных организационно-правовых форм.

Основным источником правового регулирования Положения в организации является ст. 135 ТК РФ. Однако чтобы прописать оптимальные условия, устанавливающие данный вид отношений, нужно учитывать и принимать к сведению и другие нормативные документы, а именно:

  • Положения, прописанные в программе совершенствования оплаты труда на 2012-2018 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р).
  • Единый тарифно-квалификационный справочник (работ, профессий).
  • Примерные положения об оплате труда. Утверждаются министерством, которому подведомственна организация-работодатель. Например, для учреждений культуры такое положение утверждено приказом Министерства культуры РФ от 28.08.2008 № 64.
  • Закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ и т. д.

Основные функции положения об оплате труда и сфера его правового регулирования

Для понимания значения документа необходимо определить сферы его правового регулирования. Положение содержит нормы, регулирующие конкретный аспект трудовых единоличных или коллективных отношений, поэтому относится к локальным нормативным актам.

Основная функция таких актов - источник сведений для сотрудников организации о порядке и правилах расчета и выплаты зарплаты. Имея ограниченную сферу действия, такие акты конкретизируют НПА, учитывая при этом особенности и условия труда на конкретном предприятии. Иными словами, этот документ регулирует отношения внутри одного предприятия.

Исходя из положений ч. 1 ст. 135 и ст. 372 ТК РФ Положение составляется с учетом мнения представительных органов сотрудников предприятия, а также профсоюзов.

Какой должна быть форма и срок действия документа

Положение не имеет типовой формы, поэтому каждое предприятие формирует его самостоятельно, устанавливая и продумывая собственную структуру и алгоритмы оплаты труда - с учетом региональной и отраслевой специфики, но в рамках федеральных законодательных норм.

По общим правилам трудовых отношений Положение с момента его издания на предприятии становится обязательным для исполнения как работодателем, так и работниками.

Срок действия Положения устанавливает работодатель. Как правило, документ действует бессрочно, подлежит корректировке в случаях, если:

  • предприятие планирует открытие новых видов деятельности, для которых потребуется привлечение специалистов различных профессий;
  • изменяются условия труда для уже работающих сотрудников компании.

Выступать инициаторами поддержания актуального состояния локальных актов могут как работодатели, так и работники.

Положение может существовать в форме приложения к трудовому договору или приниматься в качестве самостоятельного нормативного акта.

Законодательные требования к структуре документа

Унифицированных требований, касающихся структуры Положения, закон не устанавливает. Рекомендуемая структура Положения включает несколько разделов.

Общие положения

В данном разделе приводится терминология, употребляемая в Положении, и ее толкование. Раскрываются общие принципы действия Положения. Даются ссылки на нормативные акты, регулирующие вопросы трудового законодательства, на основании которых была разработана устанавливаемая Положением система оплаты труда. А также оговариваются другие общие вопросы.

Порядок оплаты труда и условия осуществления выплат

Этот раздел является основным. В нем работодатель описывает систему оплаты для каждой категории своих работников: размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также основания, на которых они могут быть пересмотрены.

Доплаты, надбавки и другие компенсационные выплаты

Вопрос дополнительных выплат достаточно подробно регламентирован Трудовым кодексом, поэтому, как правило, составление этого раздела не вызывает особых трудностей. Он должен содержать информацию о порядке, в котором проводятся дополнительные и компенсационные выплаты, например ночным работникам, совместителям и т. д.

Премирование и стимулирующие выплаты

Применение стимулирующих выплат зависит от финансового положения компании. Работодатель имеет полное право устанавливать любую политику поощрения своих сотрудников. В частности, поощрять сотрудников можно:

  • за мастерство и профессионализм;
  • за получение ученой степени;
  • за повышение квалификации и т. д.

Премирование может быть как систематическим, так и единоразовым. Назначение премии зависит от эффективности работы сотрудника.

Во избежание в будущем конфликтных ситуаций, которые могут привести к трудовым спорам, следует исключить возможность назначения премии на основании субъективной оценки руководителя. Ситуации, в которых сотрудник подлежит премированию, и размеры премий, а также их периодичность следует оговорить в локальном акте предприятия.

Разрабатывая данный раздел, следует уделить внимание четкости и однозначности формулировок, чтобы исключить конфликт с работниками.

Ответственность работодателя

В Положении следует оговорить ответственность работодателя в случае нарушения законодательных норм, касающихся оплаты труда. В частности, можно включить в данный раздел норму, устанавливающую увеличенные размеры компенсации за несвоевременную выплату зарплаты по сравнению с нормами, предусмотренными Трудовым кодексом.

Заключительные положения.

Данный раздел должен содержать информацию о вступлении Положения в действие, порядок его изменения и дополнения, место хранения документа, информацию о лицах, ответственных за его хранение. Также в этот раздел включаются вопросы, которые не вошли в предыдущие разделы.

Важно: приведенный перечень разделов Положения может дополняться и видоизменяться работодателем. К примеру, могут быть добавлены разделы о материальной помощи и индексации зарплаты.

Издание приказа об утверждении положения об оплате труда

Разработанный макет Положения согласовывается с руководителями кадровой службы и финансового отдела (главным бухгалтером). Положения ст. 162 ТК РФ предписывают согласовать данный документ с профсоюзом, в случае если он создан на предприятии.

После согласования Положения с финансовой и кадровой службой издается приказ об утверждении положения об оплате труда за подписью первого руководителя организации.

В соответствии с требованиями ст. 22 ТК РФ каждый сотрудник должен быть ознакомлен с содержанием Положений под подпись.

Типичные ошибки при составлении положения

Исходя из анализа образцов положений об оплате труда и премировании работников, принятых некоторыми компаниями в 2017 году, можно выделить основные ошибки, которые работодатели допускают при их составлении.

К наиболее типичным ошибкам относится игнорирование требований ст. 136 ТК РФ. Согласно положениям данной нормы локальные акты предприятия должны в обязательном порядке содержать информацию о дате выплаты зарплаты на предприятии. Однако на практике данное требование зачастую не выполняется.

Помимо этого, положения указанной нормы содержат требование осуществлять выплату зарплаты два раза в месяц. Даже если работник изъявит желание получать зарплату один раз в месяц, работодатель не вправе это сделать, поскольку одноразовая выплата зарплаты нарушит требование трудового законодательства, регламентирующее периодичность ее выплаты.

Следует учесть: предусматривать в Положении какие-либо штрафные санкции за ненадлежащее исполнение обязанностей работником неправомерно. Трудовое законодательство предполагает в данном случае только дисциплинарную ответственность.

Работнику можно объявить выговор или замечание, а также уволить его. Допустимо также предусмотреть в Положении условия, позволяющие не начислять сотруднику премию или уменьшить ее размер за определенные дисциплинарные проступки. Доказывать неисполнение трудовых обязанностей необходимо со ссылками на письменные документы, с которыми сотрудник ознакомлен под подпись (трудовой договор, внутренний трудовой распорядок, должностная инструкция).

Если Положение об оплате труда работников образца 2017-2018 года содержит вышеперечисленные нарушения, их необходимо исключить.

Таким образом, Положение об оплате труда и премировании полезно как работодателям, так и работникам.

Работодателям с его помощью гораздо легче обосновать перед налоговиками включение в затраты различных зарплатных выплат. В соответствии с требованиями ст. 225 НК РФ компаниям разрешено включать в затраты расходы на оплату труда, в том числе стимулирующие и премиальные выплаты, установленные на предприятии локальными актами. Положение позволяет объединить в одном документе все правила и условия, в соответствии с которыми оплачивается труд наемных работников.

Работники же благодаря Положению приобретают дополнительные гарантии своевременной выплаты установленных компенсаций и надбавок, которые при необходимости могут быть истребованы на его основании в судебном порядке.

Общие требования и порядок вознаграждения за труд служащих бюджетных организаций определяется статьями 135 и 144 ТК РФ.

В случае если предприятие финансируется субъектом РФ, то оплата деятельности работников дополнительно будет регламентирована законами и иными правовыми актами, принятыми органами власти такого субъекта. При этом не следует забывать о верховенстве Федерального законодательства над решениями, принятыми на местах.

Независимо от специфики деятельности государственной организации, конкретные условия оплаты труда должны быть предусмотрены коллективным договором или локальным нормативным актом. Наиболее универсальным документом в данном случае является положение об оплате труда и премировании работников.

Зачем необходимо

Образец положения об оплате труда работников 2019 нужен прежде всего для прозрачности и понимания сторонами порядка выплат и правил, по которым действуют стимулирующие финансовые механизмы. Учитывая особенности организационно-правовой формы учреждения, порядок финансирования и контроля расходов, положение об оплате труда 2019 года содержит подробное описание действий работодателя и сотрудника в части выплат.

Не будем скрывать, что правильно оформленное и составленное положение по оплате труда даст возможность налогоплательщику, то есть работодателю, без особых трудностей признавать расходы по оплате труда сотрудников при учете налогов. Дело в том, что плательщик налога может снизить размер полученных доходов на сумму расходов, которые он произвел. Соответственно, ниже будет расчет по прибыли и, как следствие, меньше сумма налога для уплаты (ст. 252 НК РФ).

НК РФ в ст. 255 относит к перечню расходов, которые устанавливаются по оплате труда, такие выплаты:

  • любые суммы денежных или в иной форме начислений;
  • стимулирующие надбавки за труд;
  • компенсации, относящиеся к режимам и условиям труда;
  • премиальные начисления за труд;
  • поощрительные выплаты за труд;
  • объявленные затраты на содержание сотрудников.

Указанные начисления необходимо прямо предусмотреть в коллективных и(или) трудовых соглашениях в соответствии с действующим законодательством РФ.

Кто разрабатывает

Разработка документа находится в зоне ответственности руководителя организации. Участие руководителя в процессе разработки даст возможность достаточно просто определить наиболее значимые позиции для контроля, оценки труда сотрудников, а также их мотивации. Кроме этого, именно руководитель определяет наиболее важные направления деятельности, которые подлежат контролю.

Руководитель также определяет то ответственное лицо, которое сформирует документ. В процессе разработки положение должно получить экспертную оценку ряда сотрудников предприятия, например, тех, кто имеет отношение к начислению и выплате зарплаты, соблюдению норм, установленных действующим законодательством. Как правило, в процесс вовлечены юридическая, кадровая и бухгалтерская службы организации.

Таким образом, при сотрудничестве нескольких причастных к вопросу подразделений создается положение, которое помогает не допустить споров, связанных с расчетами и выплатами зарплат.

Что в себя включает

  1. Общие положения. В этот раздел документа включается информация о лицах, для которых оно предназначено. Приводится описание способа формирования фонда заработной платы и указывается нормативно-правовая база.
  2. Система оплаты труда. Предусматривает конкретизацию характеристики системы, по которой происходит исчисление вознаграждений. Стоит отметить, что речь идет о некоммерческих организациях, поэтому сведения о нормах трудовых обязанностей в данном разделе должны быть основаны на требовании законодательства. Должностной оклад или тарифная ставка, а также правила повышения заработной платы, доплаты и надбавки и другие выплаты при их наличии также вносятся в описание системы.
  3. Материальная помощь. Несмотря на то, что законодательством предусмотрено право закрепить возможность и условия в отдельном , эту информацию рекомендуется включить и в положение о системе оплаты труда. В таком случае процесс и исполнение требований будут оптимизированы. Здесь необходимо предусмотреть случаи, когда у работника возникает право на помощь от бюджетного предприятия, определить сроки, порядок оформления и непосредственной выплаты.
  4. Порядок, место и сроки выплат заработной платы. Фактически является расширенным описанием второго раздела с учетом трудовых обязанностей работника. Раздел содержит подробную информацию об основании, виде валюты и периодичности выплат. Необходимо указать способы получения, индексацию зарплаты, порядок ее повышения и иные моменты, которые имеют отношение к данному процессу.

Какие разделы включить в положение

При разработке положений работодателю надо учесть направление деятельности организации.

  1. Общих положений.
  2. Порядка и условий оплаты работы сотрудников.
  3. Порядка и условий оплаты работы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров.
  4. Других вопросов по оплате или заключительных положений.

Глава «Общие положения»

Такая часть включает:

  • преамбулу (в качестве образца можно использовать постановление № 583 от 05.08.2008, а также действующие акты Минздрава по сфере оплаты труда);
  • описание (общего характера) используемой в организации системы оплаты работы, а также ее основных элементов;
  • характеристику (кратко) системы оплаты, которая используется для отдельных групп сотрудников.

Глава «Порядок и условия оплаты труда»

Такая глава может содержать разделы, касающиеся:

  • основных условий оплаты работы;
  • компенсационных выплат;
  • стимулирующих выплат;
  • условия оплаты работы отдельных групп сотрудников.

«Основные условия оплаты работы» — это часть, включающая алгоритм применения и суммы минимальных окладов (ставок) сотрудников в соответствии:

  • с распределением их должностей по профессиональным квалификационным группам (ПКГ);
  • повышающими коэффициентами к окладу в зависимости от должности.

«Основные условия оплаты труда» содержат информацию о рекомендуемых размерах коэффициентов, применяемых для повышения минимальных окладов по соответствующим ПКГ.

Коэффициент повышения может определяться с учетом:

  • профуровня сотрудника;
  • сложности и важности работ;
  • уровня самостоятельности и ответственности;
  • продолжительности работы в организации.

«Компенсационные выплаты» — список видов компенсационных выплат основан на сведениях из Приказа Минздрава от 29.12.2007 № 822. А вот руководители учреждений должны принять меры к проведению спецоценки условий работы сотрудников. Это нужно для уточнения наличия условий, выходящих за границы нормы, и получения основания для начисления компенсации.

В эту же часть включают сведения об алгоритме данной выплаты в районах с некомфортными условиями по климату, а также о тех, которые определены законодателем, например:

  • о районных коэффициентах;
  • о надбавках за работу на Крайнем Севере и т. д.

Часть «Стимулирующие выплаты» содержит конкретный список и рекомендуемые суммы стимулирующих выплат. Перечень определен Приказом Минздрава от 29.12.2007 № 818.

Чтобы поощрить сотрудника, можно установить выплату:

  • по результатам работы за отчетный период;
  • за высокое качество работы;
  • за особо важные и срочные задания;
  • за интенсивность труда, ночную работу.

Часть «Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера» включает условия платы за работу руководителя, суммы и условия предоставления выплат компенсационного и стимулирующего видов.

Для руководителя, его заместителей и главного бухгалтера надо предусмотреть отдельный список надбавок. Премировать начальника следует по результатам и эффективности деятельности организации.

Глава «Другие вопросы оплаты труда», или «Заключительные положения»

В этой части можно определить особенности оплаты работы по отдельным категориям. Здесь же можно предусмотреть варианты оказания матпомощи работникам.

Документ не является неизменным. Любая система поощрения в организации подвержена изменениям, соответственно, документ, определяющий систему поощрительных выплат, нужно актуализировать.

Как утвердить и изменить

Алгоритм принятия локальных актов в учреждении определен ТК РФ. Положение является, по сути, локальным актом нанимателя и вводится в действие его распорядительным документом, то есть приказом.

В действие положение вступает:

  • с той даты, когда он утвержден нанимателем;
  • со времени, указанного в приказе о введении его в действие.

Специальный шаблон для утверждения положения отсутствует, то есть организация может оформить документ в свободной форме.

В верхней части документа надо упомянуть:

  • наименование предприятия;
  • адрес и реквизиты.

Строкой ниже прописывается наименование документа, к примеру «Об утверждении положения об оплате труда».

Следующая — вводная часть — включает обоснование причины для издания приказа.

После слова «приказываю» в следующей строке необходимо изложить основную часть документа:

  • об утверждении положения;
  • о введении его в действие с определенной даты;
  • об определении ответственного лица, которое ознакомит работников с документом под подпись;
  • об определении ответственного лица, которое ознакомит поступающих на работу в учреждение сотрудников с документом под подпись;
  • о возложении контроля за исполнением.

Приказ подписывает руководитель учреждения с расшифровкой должности и данных.

Положение применяется по отношению ко всем сотрудникам организации, вне зависимости от того, где именно сотрудник выполняет функции.

Так как положение является локальным актом работодателя, связанным с трудовыми функциями сотрудников, с его содержанием обязательно нужно ознакомить людей под подпись еще до подписания трудового соглашения. В дальнейшем положение хранится как приложение к локальному акту.

В случае если работодателю нужно изменить содержание положения, необходимо разработать и издать новый локальный распорядительный документ с текстом о внесении изменений. С таким приказом также следует ознакомить штатный состав работников.

Что говорит закон

Наличие положения в организации не является обязательным. Статья 135 ТК РФ определяет, что алгоритмы расчета с сотрудниками, отличные от принятой тарифной ставки (оклада), включаются в ряд документов:

  • трудовое соглашение;
  • ПВТР;
  • колдоговор;
  • иной документ, содержащий трудовые правовые нормы.

Однако наличие положения поможет нанимателю избежать проблем и споров судебного характера, связанных с порядком начисления и выплаты денежного вознаграждения за труд. Таким образом, трудовые взаимоотношения между работниками и администрацией предприятия будут урегулированы наиболее оптимально.

Документы, регламентирующие отношения между работодателем и сотрудником, в том числе о вознаграждении работника, принимаются администрацией учреждения с учетом мнения представительного органа работников (ст. 372 ТК РФ).

Размер заработной платы не может быть ниже минимального порога, установленного Правительством.

При разработке регламентов такого рода необходимо принять во внимание:

  1. Специальные Единые рекомендации по установлению заработных плат бюджетникам, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015, протокол № 12.
  2. Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба...».
  3. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях».
  4. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях».

Виды систем оплаты труда

Существуют следующие системы оплаты труда:

  • повременная;
  • сдельная;
  • комиссионная;
  • система плавающих окладов;
  • аккордная.

На основании каких показателей рассчитывать зарплату сотрудников при этих системах оплаты труда, организация определяет самостоятельно. В законодательстве на этот счет никаких ограничений нет.

Применение систем оплаты труда

Организация может одновременно применять несколько систем оплаты труда . Например, для одних сотрудников – сдельную, а для других – повременную. Запрета на установление нескольких систем оплаты труда в Трудовом кодексе РФ нет.

Документальное оформление

Систему оплаты труда, выбранную руководством организации, нужно зафиксировать в коллективном (трудовом) договоре или другом локальном акте (). Так, например, система оплаты труда может быть зафиксирована в Положении об оплате труда, а в трудовом договоре прописан конкретный размер зарплаты (тарифная ставка или оклад).

Условие об оплате труда является обязательным для трудового договора (). Однако не всегда есть возможность описать в тексте трудового договора все виды выплат, их размеры, порядок расчетов. Работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты () и описывать в них подробности относительно порядка назначения той или иной выплаты.

Разные элементы системы оплаты труда могут быть установлены в отдельных внутренних документах (положении о премировании, коллективном договоре, приказах, распоряжениях), но удобнее описать все трудовые и социальные гарантии работникам в едином положении.

СКАЧАТЬ образец положения об оплате

Положение об оплате труда - это внутренний нормативный акт компании, в котором определены размеры, основания, порядок и условия назначения выплат за труд с учетом государственных гарантий работникам и ее собственных финансовых возможностей.

Скачать Положение об оплате труда.doc

Независимо от фактического состояния дел в компании работодатель обязан исполнять обязательства, предусмотренные положением об оплате труда.

Согласование с профсоюзом положения об оплате труда

Если в организации есть профсоюз, при утверждении системы оплаты труда нужно учесть его мнение (ч. 4 ст. 135 ТК РФ).

Скачать Положение об оплате труда с учетом мнения профсоюза.doc


СОСТАВ и структура положения об оплате труда

Законодательством не установлены специальные требования к содержанию положения об оплате труда. На практике каждая компания, опираясь на нормы трудового законодательства и в зависимости от отраслевых особенностей, финансового состояния, масштабов бизнеса, самостоятельно решает, какие обязательства перед работниками зафиксировать в локальном нормативном акте, не нарушая норму части 4 .

При необходимости положение об оплате труда работников организации может быть дополнено другими разделами и обязательствами. Но в современных условиях более актуальным является не увеличение, а сокращение обязательств работодателя по оплате труда и предоставлению работникам социальных гарантий.


ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

I. Общие положения

Настоящее Примерное положение об оплате труда работников подведомственных Россельхознадзору федеральных государственных учреждений (далее - работники) (далее - Примерное положение) разработано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852), Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3010), устанавливающим минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года в сумме 4330 рублей в месяц, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оплаты труда.

Примерное положение включает в себя:

  • рекомендуемые минимальные размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ);
  • наименование, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях" (зарегистрировано Минюстом России 04.02.2008, N 11081), а также рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к окладам и иные выплаты стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера а федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера а федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях" (зарегистрировано Минюстом России 01.02.2008, N 11080), за счет всех источников финансирования, и критерии их установления;
  • условия оплаты труда руководителей учреждений.

Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.

Оплата труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени, производится исходя из оклада (должностного оклада) и выплат компенсационного характера, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Примерным положением, пропорционально отработанному времени в зависимости от выполненного объема работ либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Работникам, которым с их согласия вводится день с разделением смены на части (с перерывом в работе свыше двух часов), за отработанное время в эти дни производится доплата из расчета оклада (должностного оклада) по занимаемой должности. Время внутрисменного перерыва в рабочее время не включается.

Заработная плата работника предельными размерами не ограничивается.

Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

II. Порядок и условия оплаты труда работников подведомственных Россельхознадзору федеральных государственных учреждений

2.1. Рекомендуемые минимальные размеры окладов работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Россельхознадзору (далее - учреждения), устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к ПКГ, утвержденных приказами Минздравсоцразвития России (приложение к настоящему Примерному положению):

Оклады заместителей руководителей структурных подразделений рекомендуется устанавливать на 5 - 10 процентов ниже окладов соответствующих руководителей.

2.2. Примерным положением об оплате труда работников учреждения может быть предусмотрено установление работникам повышающих коэффициентов к окладам:

  • повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности;
  • повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет;
  • повышающий коэффициент к окладу по учреждению (структурному подразделению учреждения).

Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада работника на повышающий коэффициент. Выплаты по повышающему коэффициенту к окладу носят стимулирующий характер.

Повышающие коэффициенты к окладу устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года и могут быть пересмотрены в течение календарного года.

Повышающие коэффициенты к окладам устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года. Рекомендуемые размеры и иные условия применения повышающих коэффициентов к окладам приведены в пунктах 2.3 - 2.6 настоящей главы Примерного положения.

2.3. Повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности устанавливается всем работникам в зависимости от отнесения должности к квалификационному уровню в рамках конкретной ПКГ. Рекомендуемые размеры данного повышающего коэффициента для всех ПКГ:

Применение повышающего коэффициента к окладу по занимаемой должности не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.

2.4. Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника.

Применение персонального повышающего коэффициента к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.

2.5. Повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет устанавливается всем работникам в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждении. Рекомендуемые размеры повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет:

  • при выслуге лет от 1 года до 3 лет - до 0,05;
  • при выслуге лет от 3 лет до 5 лет - до 0,1;
  • при выслуге лет свыше 5 лет - до 0,15.

Применение персонального повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.

2.6. Повышающий коэффициент к окладу по учреждению (структурному подразделению) устанавливается всем работникам.

Повышающий коэффициент к окладу по учреждению (структурному подразделению) не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.

2.7. С учетом условий труда работникам устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные главой VI настоящего Примерного положения.

2.8. Работникам выплачиваются стимулирующие надбавки и премии, предусмотренные главой VII настоящего Примерного положения.

IV. Порядок и условия оплаты труда работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих

4.2. Примерным положением об оплате труда работников учреждения может быть предусмотрено установление рабочим повышающих коэффициентов к окладам:

  • персональный повышающий коэффициент к окладу;
  • повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет.

Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада рабочего на повышающий коэффициент. Выплаты по повышающему коэффициенту к окладу носят стимулирующий характер.