Почему щелкают по горлу, приглашая выпить? Откуда пошел жест щелчок по горлу.

Петропавловский собор — знаменитое детище Петра I, повелевшего возвести на берегах Невы невиданный символ новой столицы. Веками собор был самым высоким зданием Санкт-Петербурга, превзойти которое смогли лишь в 2012 году современные новоделы — бизнес-башня «Лидер Тауэр» и престижная «избушка» для новых русских под громким именем «Князь Александр Невский».

Заложенный в 1703 году храм строился 30 лет. Окончательно работы, руководимые итальянцем Доменико Трезини, завершились уже после смерти Петра. Одну из самых сложных строительных операций — возведение шпиля — поручили голландцу Харману ван Болосу.

Ван Болос был известным в российской столице и опытным, хоть и сравнительно молодым мастером. Прежде чем ему доверили сооружение шпиля Петропавловского собора, голландец приложил руку к шпилям Исаакиевской церкви и Адмиралтейства, а также построил несколько мостов через Неву.

Однако возвести 40-метровый шпиль, да еще с 3-метровым ангелом сверху — дело непростое. Что-то у иноземного мастера пошло не так. Проблема оказалась настолько серьезной, что о ней даже Петру доложили.

Решение сложной технической задачи подсказал безвестный русский мастеровой, имя которого затерялось где-то в глубине веков. Да и откуда его помнить. Мастеровых и крепостных гнали на стройки столицы со всей России без счёта, ни имен, ни фамилий не спрашивая.

Царь, узнав о мастеровом, пожелал его лично лицезреть и наградить, пожаловав умельцу награду по чину, как гласит легенда — мешок денег.

Однако же что такое мешок денег для русской души, за которой никогда более алтына не водилось? Поразмыслив, мастеровой от денег отказался, попросив взамен самую малость, награду для души своей безразмерной. Попросил мастеровой высочайшего повеления, чтобы ему до самого конца жизни во всех российских кабаках и трактирах без меры наливали водки по первому требованию.

Царю не жалко. Рассмеялся Петр, приказал — указ на гербовой бумаге с печатью царской чин чином сей час принесли. Но оказалось, и документ умельцу не нужен!

«Я, — говорит мастер, — бумагу эту не сберегу, потеряю. Как потом трактирщикам доказывать правду свою буду? Ставь печать сюда!» А сам ворот рубахи рвет и шею подставляет.

Поставили мастеровому печать на шею, и стал он хаживать по питейным заведениям, гордо демонстрируя половым и собутыльникам свидетельство царской милости.

Слава о петровой награде и находчивом мастеровом разлетелась по Петербургу, а за ним — по всей России. Так и вошел в русский обиход известный жест. Щёлк по шее, по тому месту, где оттиск царской печати у мастерового красовался — и все понятно без слов: пошли, примем на грудь…

Сегодня никто уж не упомнит, правду гласит легенда или вымысел вся эта история, но жест живуч, пережил мастерового, да и нас, пожалуй, всех переживет.

На здоровье! Не переборщите только…

Не все всегда мы выражаем словами. Иногда нам достаточно жестов. В разных ситуациях мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш.

Кукиш

Вообще этот жест характерен для многих культур. На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения fick-fick machen (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости). В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа. Причем со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам

Щелчок по горлу

Этот жест из русской питейной традиции артикулировал распространенный в XIX-начале XX века фразеологизм «заложить за галстук». Выражение это родилось в офицерской среде, и придумал его некий полковник Раевский, «краснобай и балагур». Кстати, он «изобрел» и другую «питейную» фразу - немного подшефе (chauff?). Интересно, что этот жест взяли на вооружение спекулянты горячительными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году.

Шапку оземь

Экспрессивный жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение. Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство, интегрированность в обществе. Публичное снятие шапки считалось тяжким позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в котором ценой неудачи могло стать изгнания человека из общества.

Чесание затылка

Русский человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос – для чего? Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из версий гласит, что жест этот пришел из народной магии: таким образом наши предки вызывали на помощь пращура, гения рода.

Рвать рубаху на груди

Вероятно, изначально это была импровизированная клятва. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к Православной вере, демонстрируя крест. Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи. Так вот, добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека взойти на плаху за правду.

Бить себя в грудь

Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников и был занесен на Русь татаро-монголами. Так «степняки» приносили клятву своему сюзерену. Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.

Коза

Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла». На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с защитой от черной магии, от злых духов. Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами…», когда взрослый показывают, как бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой руки. На самом деле, это не просто игра с ребенком – таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей. Кроме того, «козой» сопровождали свои выступления древнегреческие ораторы – эта конфигурация означала «наставление». От древних риторов этот жест переняли христианские священники, которые часто сопровождали свои проповеди именно «козой». Любопытно, что на некоторых православных иконах можно увидеть Спасителя и святых с выставленными вперед мизинцем и указательным пальцем.

Сгибать пальцы при счете

В отличие от тех же французов, которые при счете разгибают пальцы, начиная с большого, русские их сгибают, начиная с мизинца. Должно быть, это как-то помогает нам сконцентрироваться, взять ситуацию «в кулак», а себя в руки.

Махнуть рукой

Жест схожий с бросанием шапки оземь. По своему значению он также схож с этим эмоциональным проявлением русского фаталистичного начала, но если после бросания шапки оземь идут, как правило, решительные и часто безрассудные действия, то после маха рукой, у русского человека наступает смирение и принятие.

Палец у виска

Палец у виска - жест международный. У немцев и австрийцев он означает «псих!», а в целом ряде африканских культур значит, что человек глубоко задумался. Во Франции палец у виска означает, что человек дурак, а в Голландии, напротив, что он умный. В России у виска крутят, когда хотят показать, что собеседник «немного того», что у него «шарики за ролики».

Русский поклон

На Руси было принято раскланиваться при встрече. Но и поклоны бывали разные. Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался «большим обычаем».

Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» - поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз. Интересно, что жест «от сердца к земле» является исконно славянским, а «от сердца к солнцу» нет.

Любой поклон метафорически (да и физически тоже) означает смирение перед собеседником. В нем также есть момент беззащитности, ведь человек склоняет голову и не видит того, кто перед ним, подставляя ему самое беззащитное место своего тела - шею.

Руку на сердце

Прикладывание руки к сердцу раньше часто сопровождало любой поклон - это выражало сердечность и чистоту намерений. Сегодня поклоны ушли в прошлое из повседневного этикета, но руку к сердцу до сих пор прикладывают. Значение этого жеста осталось прежним.

Чуть-чуть

Этот жест является жестом-антонимом к любимому жесту рыбаков, показывающих, какую рыбу они сегодня поймали. Используется он тогда, когда надо показать, что много вам уже не нужно наливать, а также тогда, когда вас спрашивают, какая прибавка к зарплате у вас была за последние полгода.

Секир-башка

Похожий жест с жестом «сыт по горло» , но в отличие от него он носит, как правило, не слишком миролюбивый характер. Во время исполнения жеста «секри-башка» (который пришел в русскую культуру с Кавказа) нужно провести большим пальцем по шее, имитирую движение кинжала. Как правило, этот жест обозначает ультимативную просьбу.

Руки в боки

Этот жест, который особенно любят женщины в русских селеньях, показывает уверенность человека в заданной ситуации, его готовность к решительным действиям (остановить коня, войти в горящую избу). Когда человек подбоченивается, то расширяет границы своего тела, показыавая свое доминирование.

Руки крестом на груди

Традиция скрещивать руки на груди парижилась в России от старообрядцев. Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди. В психологическом отношении этот жест является защитным.

Показать нос

Жест большого пальца руки у носа - «показать нос» - является одним из наиболее широко известных, но сравнительно не часто употребляемых. Он известен не только в России. В Италии он имеет название «пальма на носу», во Франции - «нос дурака», в Великобритании сразу несколько - пятипальцевое приветствие, шанхайский жест, веер королевы Анны, японский веер, испанский веер, помол кофе. Ассоциации данного знака с помолом кофе возникали, в частности, у Ч. Диккенса. Существует предположение, что жест «показать нос» изначально представлял гротескный портрет длинноносого человека. В настоящее время считается дразнительным знаком у детей, а выражение «показать нос» синонимично глаголу «провести» в значении «обмануть».

Переворачивать стакан

В России жест, при котором человек переворачивает стакан, является ограничивающим, останавливающим жестом. Стакан переворачивают со значением «всё, хватит», либо «завязал». В Англии этот жест - призыв к драке, как и снятый с плеч пиджак.

Оттопырь мизинец

Жест с оттопыренным большим пальцем и мизинцем в России может означать разговор по телефону (с прикладыванием к уху), предложение выпить (с характерным опрокидыванием) или предложение покурить не табак. Также использовался активно во время сухого закона, когда таким жестом останавливали таксистов, у которым можно было приобрести спиртное.

По одной из версий, этот жест идет аж от полинезийцев. Якобы колонизаторы на островах Полинезии наказывали местных, катающихся на сёрфинге, отрубанием пальцев: за первый случай - указательный, за второй - средний, за третий - безымянный, оставляя только большой и мизинец - чтобы иметь возможность брать в руки поклажу или инструмент. Поэтому приветствующие таким образом - это закоренелые сёрферы, машущие друг-другу открытой ладонью.

Оригинал взят у svetan_56 в Откуда пошел жест щелчок по горлу

Когда предлагают выпить, часто используют этот жест, который понимают даже иностранцы. А вот его историю знают не все.

В XIX веке, как-то по осени, в Санкт-Петербурге, со шпиля Петропавловского собора, ветром унесло крылья у ангела и обшивку с креста. Ну, конечно, такое безобразие надо починить.


Это ж сколько лесов надо поднять на 120-метровую высоту? Но на удачу, нашёлся тут один ярославский мастеровой кровельщик - Телушкин Пётр, который сказал, что починит крест и крылья приладит. За свой труд определённого вознаграждения он не назначил, предоставляя начальству самому установить величину его, а просил лишь о выдаче 1471 рубля за материалы, которые потребуются ему при производстве починки. Написал расписку, что «закладывает свою жизнь», и лесов ставить не будет, а полезет наверх, цепляясь руками. От таких выгодных условий начальство не могло отказаться. Тем более, что в благоприятном исходе этого Дела, в отличии от Петра, никто не был уверен. А он был тогда двадцати трех лет отроду, невысокого роста, но поднимал спокойно 13 пудов, и в себе имел большую уверенность. (Хотя сильно любил выпить, да и кто тогда не любил этого дела по той тяжелой жизни). Вот эта сила, ловкость и сообразительность помогла ему в решении задачи.

Закрепил веревку Петр, и вылез вниз из слухового окна шпиля, которое было почти в середине позолоченного творения. И пошел на натянутой веревке, по часовой стрелке - влево, цепляясь за фальцевые рёбра вокруг шпиля. И пришёл, таким образом, назад в окно. Потом Телушкин наладил стремена, и полез вверх с утягиванием верёвки. Ему помогло, что выше через три метра были расположены соразмерно железные крюки. Так он долез до яблока, собрал в кольца кусок верёвки и бросил её вокруг креста. По этой верёвке, на которой предварительно были сделаны узлы, он и подошёл к ангелу. А далее он наладил верёвочную лестницу, и 6 недель лазил по хорошей погоде, чинил, чинил и чинил.

За такой подвиг наградил Петра Государь серебряной медалью «За усердие» на Аннинской ленте. И выписали грамоту ему специальную, увидев которую в каждом кабаке целовальники обязаны были ему налить кружку священного напитка. Но то ли по пьяному делу, то ли выкрал кто, но потерялась та грамота. Тогда сделали ему особое клеймо на шее справа под челюстью. И заходя в питейное заведение, бил он щелбаном себе под челюсть, - мол, давай-наливай. Вот отсюда и пошел характерный жест, означающий распитие спиртного.