Пилот. Описание профессии

В России одной из самых престижных считается профессия летчика. Фото пилотов в форме вызывают томные вздохи у женщин и неподдельную зависть у мужчин. Именно поэтому многие молодые люди так страстно мечтают покорить данную профессию. Однако сделать это довольно сложно, особенно если не знаешь, с чего начать.

Профессия летчика: описание

Пилот - это специалист, способный управлять определенным летательным аппаратом: самолетом, вертолетом, авиалайнером и так далее. Примечательно, что раньше пилотами называли только авиаторов гражданской авиации, а летчиками - военной. Сегодня эта грань смыта, однако само деление на гражданских и военных по-прежнему в силе.

К тому же существует определенная иерархия и на самом самолете. Капитаном судна выступает первый пилот, его заместителем - второй пилот, а на больших авиалайнерах их компанию дополняет штурман. Таким образом, молодой специалист не сразу попадает в кресло командира, а лишь по истечении испытательного срока, который зависит от типа судна и скорости обучения человека.

Главный вопрос

Но как осваивается сама профессия летчика? Ведь для управления самолетом необходимы навыки и знания, которые сами по себе не появятся. Что же, ответить на этот вопрос можно довольно просто - первым делом следует поступить в летное училище. Однако подбирать его следует исходя из того, каким именно летчиком вы хотите стать: гражданским, военным или испытателем.

Гражданская авиация

Гражданской авиации по праву считается одной из самых высокооплачиваемых в стране. Ежемесячный оклад у названных специалистов начинается с отметки 70 тыс. рублей и заканчивается порогом в 350-450 тыс. Согласитесь, весьма привлекательная зарплата, особенно для тех, кто любит небо. Однако прежде, чем устроиться в авиакомпанию, человеку придется пройти нелегкий путь обучения.

Начать его стоит с летного училища или авиаклуба. При этом второй вариант подходит лишь тем, кто планирует управлять небольшим самолетом. Остальным необходимо выбрать один из следующих вузов:

  • Санкт-Петербургский университет гражданской авиации;
  • Высшее авиационное училище гражданской авиации в Ульяновске.

Любое из этих заведений позволяет обучиться летному мастерству. Для поступления нужно сдать несколько экзаменов (математику, физику, русский язык), а также обладать отменной физической формой. После окончания учебного заведения человеку будет доступна названная профессия. теперь сможет получить лицензию коммерческого пилота и устроиться в авиакомпанию.

На службе Военно-воздушных сил РФ

Военная авиация - это место, куда идут лишь крепкие телом и духом люди. Однако в конечном счете лишь немногие из них становятся настоящими летчиками. Это связано с большой сложностью обучения: пилоту необходимо не только освоить управление самолетом, но и понять, как необходимо действовать в боевых условиях.

К тому же следует быть готовым, что это довольно многогранная профессия. Летчик может быть капитаном истребителя, бомбардировщика, военно-транспортного самолета, боевого вертолета или даже разведывательного судна. Следовательно, нужно заранее выбрать определенное направление, дабы в совершенстве постичь его.

Что касается самого обучения, то оно проходит двумя способами:

  • Во-первых, призывник может изъявить желание служить в ВВС при прохождении комиссии военкомата. Если физические и умственные данные призывника в порядке, то его могут отправить в соответствующую часть. Правда, это не самый надежный способ, так как он не гарантирует 100%-го попадания в нужные войска.
  • Во-вторых, каждый гражданин России может поступить в военное летное училище. В нашей стране таких заведений несколько. Однако самой престижной считается Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.

И все же следует помнить о том, что военный пилот - чрезвычайно трудная профессия. Летчик должен быть готов к тому, что в случае необходимости ему придется открывать огонь по другим самолетам, в которых будут находиться живые люди. Не говоря уже о том, что в любой момент его жизнь может оказаться на волоске от гибели. И именно осознание этого факта чаще всего приводит к тому, что люди бросают карьеру военного пилота на полпути.

Опасная профессия летчика-испытателя

Пилот-испытатель - довольно редкая профессия. В число избранных попадают лишь те, кто проявил себя как настоящий специалист своего дела, как превосходный ас в небе. Чаще всего летчиками-испытателями становятся бывшие военные пилоты, отслужившие более пяти лет на благо родины. Но бывают и исключения.

Главная задача этих мастеров - испытание новых типов самолетов, вертолетов, систем управления, наведения и так далее. При этом пилот должен не только определять, насколько хорошо работает новая машина, но и уметь замечать недоработки и возможные недочеты конструкторов.

Проблема в том, что иногда новые самолеты могут давать сбои во время полета. Это приводит к возникновению опасных ситуаций. И если летчик не сумеет быстро найти выход из них, то он рискует поплатиться за это жизнью.

Плюсы и минусы работы в небе

Из достоинств следует отметить престиж работы, который подкреплен хорошей заработной платой. К тому же многие пилоты получают неописуемое удовольствие от управления самолетом. Не менее притягательным является и то, что человек имеет уникальную возможность увидеть весь мир, работая на крупные авиакомпании.

Но есть и минусы. Летчики всегда рискуют своей жизнью, отправляясь в полет. Кто-то больше, кто-то меньше, но шанс упасть есть у всех. К тому же не стоит забывать о больших нагрузках на здоровье, которые возникают из-за всевозможных стрессов.

Из плюсов: для человека разумного и рационального, у которого никогда не было мечты летать, из плюсов-достаточно высокая заработная плата, при том, что отсутствует необходимость мухлевать, давать взятки и так далее-работа предполагает честный подход. Про путешествия-забудьте, это утверждение действительно только в том случае, если речь идет о дальнемагистральных рейсах, где экипаж прилетает, и отдыхает в пункте назначения сутки, или более (но так можно и в Магадан улететь на неделю, а не в Дели, или Дубаи). У пилотов среднемагистральных ВС таких рейсов, как правило, не бывает, все в формате: прилетел, постоял час в аэропорту и улетел обратно. С другой стороны, как правило, для пилотов и членов их семей существуют специальные программы и скидки, то есть, в выходные можно слетать куда-нибудь, и это будет стоить достаточно дешево, и то не всегда. Для людей, которые болеют небом (или думают,что болеют), ко всему вышеописанному добавляется то, что то, что пилоты видят из кабины вряд ли когда-то получится увидеть на земле, и даже если Вы летите пассажиром, Вы видите далеко не все красоты)

1-Необходимо постоянно повышать требования к самому себе, дабы оставаться конкурентноспособным, иметь шанс куда-либо устроиться (привет выпускникам, которые думают, что в АФЛ можно попасть сейчас только со связями), или пойти на повышение (стать командиром, или инструктором). Более того, имея, допустим, всего один выходной в неделю, и достаточно сильно устав, надо находить время, чтобы прочитать еще и еще раз (и еще, и еще...) руководящие документы, дабы постоянно держать в себя в форме;

2-Вечная учеба, ибо летчик, который уже все знает (точнее, думает, что все знает), должен уходить из профессии, потому что тогда он становится угрозой. Все знать невозможно, а вот постоянно учиться, задавать вопросы, искать на них ответы - это необходимо. Порой, учить надо много и еще больше-через силу;

3-Ведение здорового образа жизни-если Вы хотите летать долго, необходимо следить за своим здоровьем, питанием. И речь не только о вредных привычках, речь о том, что очень сложно заставить себя идти в зал после рейса, когда в голове только одно желание-поскорее лечь и уснуть;

4-Напоминаю, у Вас, один-два выходных за неделю, и те, очень часто выпадают на будни, когда Ваши близкие работают, так что, если Вы хотите каждый день засыпать в кровати с любимым человеком-забудьте - для таких вещей есть отпуск;

5-Частые проверки и стрессы, к которым надо быть готовым и уметь никого не бояться, какой бы строгий проверяющий не оказался с тобой в одной кабине-задача, сохранить спокойствие и обеспечить безопасность полетов;

6-Надо уметь работать с людьми, потому что в кабине вас всего двое, и вы абсолютно разные люди, иногда, с разным подходом к выполнению задачи. Необходимо выполнить работу так, чтобы минимизировать конфликты в кабине и обеспечить безопасность, поверьте, это не так просто, как звучит;

7-Рейсы бывают разные, ночные и дневные, а для ночного рейса надо что сделать? Правильно, днем выспаться так, чтобы ночью организм не выключался (спать хотеться будет в любом случае, но работоспособность будет на уровне), а значит, необходимо планировать свое время так, чтобы на рейс Вы не пришли не выспавшимся (Вы-не менеджер в кабинете, Вы людей возите по воздуху), а это требует, иногда, отказа от различного рода удовольствий;

8-Потеря работы-это огромный стресс для пилота, об этом никто не разговаривает, но это сидит на подкорке и немного давит, ибо летное здоровье очень легко потерять (случайная травма, авария, что, естественно, накладывает определенные ограничения на занятиях различными видами спорта, в том числе-экстремального), а кроме неба у пилота ничего нет, и остаться на земле-это очень страшно;

9-Необходимо забыть об удовлетворении своих личных амбиций и обеспечивать безопасность, в кабине важно не кто прав, а то, как правильно и безопасно;

10-Но! Если вы хотите летать долго и безопасно и получать от этого удовольствие-в небо нужно идти по любви, нужно быть больным авиацией, и тогда, все вышеописанное, в большинстве своем, станет для Вас плюсами, а минусов почти не останется, и Вы будете по-настоящему кайфовать от каждого полета, а если нет-Вас это будет угнетать, и, в конце-концов, придется все бросить, а в летных училищах учат только летать, сложно будет заниматься чем-то другим.

Безопасных Вам полетов.

Летчик – это человек, который управляет самолетом или вертолетом. В гражданской авиации таких специалистов называют пилотами. В детстве многих привлекала романтика голубого неба, однако лишь для некоторых мечта воплотилась в реальность.

Профессия летчик считается одной из самых тяжелых и ответственных, экипаж судна полностью отвечает за жизнь всех пассажиров. Конечно, сегодня в помощь пилотам разработано высокотехнологическое оборудование, однако специалист должен непрерывно следить за показателями приборов, поддерживать связь с диспетчером, анализировать поступающую информацию.

Состав экипажа зависит от типа авиа судна, в него могут входить несколько человек: первый и второй летчик, штурман, бортинженер и др. Все приказы отдает командир на основе входящей информации, а так же подсказок команды.

Описание профессии летчик

Летчики военной авиации и пилоты гражданской работают в чрезвычайно большой психологической напряженности. От их решений зависит жизнь людей, поэтому работать приходится в постоянной концентрации. К обязательным качествам профессии пилот относят: хорошее зрение и слух, развитый вестибулярный аппарат, внимательность, быстрая реакция. Для работы на международных линиях обязательно знание иностранного языка.

Обязанности пилота заключаются в следующем:

  • профессиональное управление летательным средством;
  • организация работы в воздухе и на земле согласно с требованиями правил безопасности;
  • анализ метеорологической обстановки, принятие соответствующих решений на основе полученных данных;
  • контроль состояния судна перед полетом;
  • эксплуатация воздушного судна в соответствии с AFM.

Плюсы и минусы профессии летчик (пилот)

Преимущества:

  • профессия, которая воплощает мечты;
  • подходит для любителей путешествовать;
  • достойная зарплата.

Недостатки:

  • мало свободного времени для личной жизни;
  • рискованная работа. Хотя авиатранспорт считается самым безопасным, на психологическом уровне многие боятся летать;
  • трудно сменить работу или найти что-нибудь смежное.

Зарплата пилота зависит от квалификации, компании и типа воздушного судна. Динамику изменения можно посмотреть на рисунке:

В зависимости от выбора сферы деятельности – военная или гражданская авиация, карьерный рост покорителей неба отличается. У военных продвижение заключается в приобретении профессионального мастерства, количестве летных часов и получении звания. В гражданской авиации карьера так же построена на получении профессиональных навыков, а так же пилотировании различных типов судов.

46.6

Для друзей!

Справка

В декабре 1903 года на самолёте с двигателем поднялись в воздух братья Райт. Это был первый полёт на таком технически сложном сооружении. Спустя столетие многое изменилось, и парящим в воздухе «железным птицам» уже мало кто удивляется. Люди научились передвигаться по воздуху, и теперь никакие расстояния не являются для них препятствием в путешествии по земному шару. С развитием космонавтики человек стал осваивать даже просторы Вселенной.

Пилот - это специально обученный человек, управляющий самолётом, вертолётом или космическим кораблём. Стоит ли говорить о том, что их функции во многом отличаются, ведь даже у лётчиков самолётов (неодинаковых моделей) они могут быть разными.

Большинство пилотов занимается транспортировкой людей и груза. Однако в этой области есть также проверяющие работоспособность нового летательного аппарата, участвующие в спасательных операциях, военнослужащие.

Полезные статьи

Описание деятельности

В состав экипажа обычно входят два пилота: командир и его помощник. Независимо от своего статуса пилот знает всё об устройстве воздушного судна, его управлении и правилах безопасности.

Перед полётом пилот изучает маршрут, особенности воздушной трассы, настраивает связь с аэродромами, советуется с авиаспециалистами - делает всё, чтобы избежать возникновения непредвиденных ситуаций.

Во время всего рейса пилот внимательно следит за приборами, изменениями погоды, учитывает сообщения диспетчеров. Самые напряжённые моменты для лётчика - взлёт и посадка, здесь многое зависит только от его умений.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Пилоту необходимо убедиться в готовности самолёта и экипажа к полёту. Уже находясь в воздухе, он обязан руководствоваться показаниями приборов, сообщениями, поступающими к нему через радиосвязь. Эта специальность требует готовности к постоянному переобучению, особенно при смене одного вида самолёта на другой. Пилотам международных линий потребуется знание английского языка.

Поскольку перемещение воздушного судна - сфера, требующая упорядоченности и отчётности, специалист не должен забывать про заполнение различных служебных документов.

Особенности карьерного роста

У пилота есть возможность выбрать задачу, которую он будет выполнять в ходе своей деятельности: транспортировка людей и грузов, военная служба, спасательные или испытательные работы. Гражданские лётчики занимаются перевозками пассажиров или груза. Они могут устроиться в частную компанию или управлять, например, личным самолётом известного человека. Лётчики-спасатели эвакуируют людей прямо с места катастрофы или доставляют воду для тушения крупных пожаров. Военные пилоты охраняют границы стран, проводят разведывательные операции, при необходимости участвуют в воздушных боях. Испытатели определяют, как работает новая летательная машина, отмечают их технические достоинства и недостатки, поэтому им нужны инженерные знания. В любом случае этот труд остаётся высоко оплачиваемым.

Профессиональные навыки лётчика во многом определяются количеством часов, проведённых им у штурвала. Данный критерий очень важен в случае, когда второй пилот хочет дорасти до должности командира воздушного судна.

Характеристика сотрудника

Пилот - специалист, в руках которого находятся жизни других членов экипажа и пассажиров, поэтому он должен быть максимально ответственным. Для него будут незаменимыми такие качества, как психологическая стойкость и умение быстро реагировать в экстремальных условиях. На протяжении всего полёта он должен сохранять высокую концентрацию. Также пилоту нужно иметь отличное здоровье, его состояние проверяется перед каждым перелётом. Ему не обойтись без хорошего зрения, слуха, усидчивости, способности мгновенно переключаться от решения одной задачи к решению другой.

Лётчик (Пилот) - авиатор, специалист, управляющий летательным аппаратом (вертолётом, самолётом).

Лётчик — авиатор, специалист, управляющий летательным аппаратом (вертолётом, самолётом). Профессия подходит тем, кого интересует физика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Лётчиками, как правило, называют военных авиаторов. А гражданских - пилотами.

Кроме того, есть лётчики экспериментальной авиации - они занимаются испытаниями новых моделей воздушных судов и производят заводской облёт серийно выпускаемых.

Состав лётного экипажа зависит от типа воздушного судна и условий полёта.
В него помимо командира (первого пилота) могут входить второй пилот, штурман и др. (Состав экипажа экспериментального самолёта или вертолёта определяется разработчиком.)

Командир управляет самолётом, принимает решения о взлёте и посадке, о действиях экипажа в сложных ситуациях.
Получив разрешение авиадиспетчера, первый пилот выруливает на взлетно-посадочную полосу, где самолет берет разгон и, оторвавшись от земли, набирает высоту.
Он управляет самолётом в соответствии с расчётной траекторией полёта и временем.

Принимать решения командиру помогают сообщения диспетчеров, показания приборов и так называемое чувство полёта, которое складывается из звука работающего двигателя, ощущений вибрации и крена.

Лётчику, а особенно командиру корабля, приходится работать в жестких временных рамках, когда на каждую операцию отведено совсем немного времени. При этом нужно сохранять высокую концентрацию и постоянно быть готовым включиться в решение сложных задач, которые в полёте могут возникнуть неожиданно.

И от военного, и от гражданского лётчика работа требует полной отдачи времени, сил и помыслов.
Кроме того, авиация находится в постоянном развитии. Появляются всё новые и новые машины. Поэтому авиаторы учатся всё время, постоянно сдают разнообразные экзамены, переучиваются с одного типа самолета на другой.

Важные качества

Для лётчика важны высокое чувство ответственности, лидерские качества, отсутствие страха высоты, высокая эмоционально-волевая устойчивость, способность к быстрому переключению внимания, быстрая реакция, высокий интеллект, усидчивость, стремление овладевать чем-то новым.
Необходимо безупречное здоровье, острые зрение и слух, хорошо развитый объемный глазомер, устойчивость вестибулярного аппарата.

Знания и навыки

Необходимо знание воздушного судна, а также навыки управления им.
При работе на международных линиях необходимо знание разговорное английского языка.

Где учат

Военный лётчиков и пилотов гражданских авиалиний готовят в лётных училищах.

Гражданская авиация

  • Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (Институт)
  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Имеет филиал: Бугурусланское летное училище гражданской авиации (колледж).
И др.

Военная авиация

  • Качинский филиал ВУНЦ ВВС "ВВА"

(Качинский им. А.К. Серова филиал Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского)
Готовит лётчиков на самолётах с высшим военно-специальным образованием.
Название до 2010 г.:

  • Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков (Военный институт).
  • Сызранскоe высшеe военное авиационное училище лётчиков (военный институт).

(филиал Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского)
Готовит летчиков на вертолетах с высшим военно-специальным образованием.
И др.

«Авиация заставляет человека заняться собой и заключить свою свободу, свою волю в рамки, которые жестки, но целесообразны. Только большая любовь к небу помогает человеку переносить ту тяжесть, которую он добровольно возлагает на себя в служении авиации». «Попав в авиацию, забудь такое основополагающее слово как режим дня. Его не будет никогда. Забудь слова: рациональное питание, спорт, воскресенье, праздник, отпуск летом, супружество, секс, друзья, дети... Нет, все это будет присутствовать. Где-то рядом. Урывками. Суррогатом. Как исключение, как удача, как подарок судьбы. Если случайно совпадут сразу несколько факторов».
(Из книги «Записки ездового пса» бывшего командира Ту-154 Василия Ершова)