Низкий поклон доярке. Профессия - оператор машинного доения

Главные профессии на селе во все времена - это механизатор и доярка. На механизаторах лежит ответственность за проведение весенне-полевых работ, кормозаготовительной кампании и уборочной страды. Вся их деятельность в целом, особенно сейчас, направлена на обеспечение кормами животноводческой отрасли. И как бы там ни было, работа эта все-таки сезонная. Чего не скажешь о труде доярки.

Они работают с одинаковым напряжением круглый год. Именно от их труда в той или иной мере зависит благополучие хозяйства, так как молоко в настоящее время является единственным источником дохода.

Мы ежеквартально на страницах нашей районной газеты подводим итоги работы в животноводческой отрасли, в том числе и итоги соревнования доярок района. А что скрывается за этими скупыми строчками о надоях, валовке и т.д.? Очень тяжелый труд. И в этом мы лишний раз убедились, побеседовав с одной из старейших доярок района и СПК «Крестьянин» Н.В. БРЕДНЯКОВОЙ.

Нина Владимировна, давайте для начала вспомним дела давно минувших дней. Почему Вы выбрали профессию доярки?

Я по сути своей деревенская. Дома всегда держали скотину, за коровой я помогала ухаживать, достигнув определенного возраста. Мама всю жизнь работала дояркой на нашей Ямницкой ферме, а я, естественно, придя после школы и сделав уроки, ей помогала. Так что с обязанностями доярки я была хорошо знакома.

В 1978 году я закончила Максатихинскую среднюю школу. По настоянию матери подала документы в одно из училищ г.Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и вернулась в Ямники, чтобы отдохнуть до начала занятий. Но ничего не получилось. Председатель, а тогда у нас руководил хозяйством И.А.Суворов, попросил помочь на Ручковской ферме. Решила подработать приемщицей молока. Потом раз-другой подменила нерадивую доярку и в конце концов уговорили взять группу коров. Нас тогда на Ручковской, кстати не единственной ферме в хозяйстве, работало 7 доярок - я была самая молодая, другим было под 50 лет. Но я вписалась в этот взрослый коллектив и работали мы дружно.

- Те времена, наверное, вспоминаются с ностальгией?

Ну, во-первых, была молодая, поэтому ни ранних подъемов не боялась, ни тяжелой работы. Можно сказать золотое было время. Такого внимания к нам, дояркам, как тогда, давно уже нет. Тогда мы были в гуще событий. Соревнование за высокие надои было какое-то живое: мы ездили в другие хозяйства по обмену опытом, к нам на ферму тоже приезжали. Мы чувствовали себя нужными. Дорожили грамотами, которыми нас награждали за хорошую работу, берегли подарки. И заработки были хорошие, только надо было не лениться. А главное, стремились к лучшей жизни.

- Нина Владимировна, а что сейчас?

После 2000 года, по крайней мере в моей трудовой жизни, все начало меняться в худшую сторону. Судите сами. Теперь в нашем хозяйстве всего одна молочно-товарная ферма. Остальные позакрывали не только по экономическим причинам, но и из-за нехватки кадров. На Ручковской ферме дойное стадо чуть больше 100 голов, а вместе с телками получается, что у каждой доярки в группе 41 голова. Кто понимает, это очень большая нагрузка. Каждую надо подоить, накормить, еще и за телятами поухаживать, а маленькие они ой, как много внимания требуют.

И все бы ничего, но две группы за неимением лучшего, вынуждены были доверить таким дояркам, которые трудовую дисциплину не соблюдают, порой для них стопка дороже всего. Животных жалко, вот и приходится, управившись со своей группой, браться за чужие. Частенько помогает бывшая доярка Г.А.Бузинова, несмотря на то, что ее по состоянию здоровья перевели ухаживать за телятами. К сожалению, она через два месяца уйдет на пенсию, и, без ложной скромности скажу, что из благонадежных останусь я одна. Мне-то до выхода на пенсию еще целых пять лет. А здоровье уже не то.

Ваша фамилия давненько не встречается среди передовых доярок района в нашей районной газете. Вряд ли Вы стали хуже работать…

Совершенно верно, хуже я работать не стала. Но вспомните пословицу, что молочко-то у коровы на языке. Тут не уход виноват, а рацион кормления. Все так подорожало, что нет никакой возможности купить комбикорм. И ни от кого никакой помощи, выживай как хочешь, словно государству не нужны ни молоко, ни мясо. Дали самостоятельность, а что с этой самостоятельностью делать при таких-то ценах на электроэнергию, горючее? Тут никакого молока не хватит.

- Вам теперь не хватает общения? Откуда узнаете новости о других сельхозпредприятиях, о работе своих коллег?

Так мы теперь никому не нужны. Передовиков производства еще нет-нет да и соберут в районе, а о таких как мы и не вспоминают. А уж о гостях на ферме мы давно забыли. Чего им у нас делать-то? Спасибо председатель беспокоится что да как. Ей бедной несладко приходится.

Что касается новостей, то я многие годы являюсь постоянной подписчицей районной газеты «Вести Максатихи», а страничку «У животноводов района» изучаю досконально. Но живого общения, конечно, не хватает.

- Нина Владимировна, если бы стало возможным начать жизнь сначала, Вы бы выбрали эту профессию?

Вопрос, конечно, непростой. Если смотреть с позиции сегодняшнего дня, то, пожалуй, нет. Разве ж я думала, что все придет к развалу, ведь хозяйства сегодня не живут, а выживают. И сколько еще эта агония продлится? Тут никакие расхорошие доярки не спасут.

- А как, на Ваш взгляд, есть ли перспектива у профессии доярки, к примеру, в нашем районе?

Как нет пока перспективы у сельского хозяйства, так я не вижу ее и у нашей профессии. Дояркам просто деваться некуда - какую еще работу можно найти на селе? А была бы возможность, вряд ли кто согласился за такой тяжелый труд, зачастую без выходных и отпусков, как я, к примеру, получать такую маленькую зарплату. Так что профессию доярки сегодня можно назвать вымирающей. И уже нет веры в то, что ситуация изменится к лучшему.

Беседовала Г.ПИТЕРЯКОВА

Заочное путешествие. Тема: "Путешествие на ферму"

Данное занятие по профориентации для учащихся 7 класса специальной(коррекционной) школы-интерната 8 вида, которое поможет познакомить детей с профессией доярки. В занятии подобран разнообразный материал, доступный возрасту детей
Цель: Профессиональное ориентирование и подготовка учащихся к выбору будущей профессии.
Задачи:
1. Расширять знания учащихся о профессиях.
2. Формировать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.
3. Рассказать о качествах, присущих людям данной профессии.
Оборудование: пословицы, сюжетные картинки

Ход занятия:
Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие
в деревню Сливки на молочную ферму.
-Как вы думаете люди каких профессий могут там работать?
(Доярка, скотник, пастух, ветеринар)
Правильно, цель нашего путешествия познакомиться с такими профессиями, как доярка и скотник. Мы узнаем какой сложный путь проходит молоко от фермы до бело-голубого пакетика.
Восход красив и очень ярок,
Такой прекрасный, что нет слов!
Мы ценим сложный труд доярок,
Они идут доить коров,
Порой восход не замечая,
Пусть недоспав, но ведь идут!
Они прекрасно понимают,
Без молока все пропадут!
Доярка - работница, которая доит коров и ухаживает за ними. Они и доят коров, и поят их, раздают корма и убирают навоз. Теперь доярок называют мастерами машинного доения. Есть такие фермы, на которых все трудовые процессы механизированы, но есть и такие, где часть работы выполняется вручную. Чаще всего вручную раздают животным корм, который подвозят к коровникам. На многих фермах уборка навоза и доение механизированы -этим занимаются скотники.
Есть напарник у доярки
Он всегда помочь готов
Наведёт он чистоту,
принесёт он корм скоту.

Скотники - работник животноводческой фермы. Он отвечает за чистоту и порядок в помещении фермы, раздаёт корма животным, помогает ветеринару при необходимости.

Главными на ферме, как и прежде, остаются люди. Техника требует к себе постоянного внимания и заботы, а корова - живое существо - тем более.
Основное помещение на ферме - это коровники и телятники. Возле них устраивают выгульные площадки. На территории есть также сооружения для длительного хранения кормов: сено, солома.
Работа сложная. Постоянно требует чуткости и доброты. И физической силы… Техника техникой, но надо и мешок с комбикормом иногда подтянуть, и силос на вилах подать… Тяжеловато… Три раза в сутки доят коров. И всегда точно, в одно и то же время. Иначе нельзя. Надои уменьшатся. Прежде чем подсоединить доильный аппарат, надо первые струйки молока сдоить в специальную посуду. Ведь они в сосках вымени как бы соприкасаются с воздухом, и потому в них много вредных микроорганизмов. Потом подключается доильный аппарат. При невнимательном обращении корова может полностью не отдать молоко. А оно, последнее, - самое питательное. Часто приходится делать массаж вымени животного. Если корова упрямится, не отдает последнее молоко, доярка отключает доильный аппарат и додаивает вручную. И приласкает ее, и ласковое слово скажет. Так что и в век механизации не обойтись без помощи рук и нужна по-прежнему теплота сердца, любовь к животному.
Каждый мастер доения любит всех своих 120 коров. И животные это чувствуют. Отвечают добром на доброе к ним отношение. Доярке надо много знать о животных, их повадках и нравах, чтобы хорошо выполнять свою работу.
Это нелёгкий, но очень ценный труд.

-Ребята, какие молочные продукты вы знаете?
(творог, йогурт, сметана, кефир, ряженка, сыр,
сливочное масло)
Эти продукты очень вкусные и полезные продукты.

Работа с пословицами:
-Молоко не пьёшь, откуда силу возьмёшь
-У коровы молоко на языке
-У трудолюбивой доярки и дела ярки
-Коровушку не напоишь - и молочка не надоишь
-Потому и надои разные: у одной доярки стойла чистые, у другой- грязные.
Объясните, как вы понимаете смысл пословиц?
Во все времена основными профессиями на селе были доярка и механизатор. Сейчас вся деятельность механизаторов направлена в целом на заготовку кормов для животноводства. Разумеется, их работа считается сезонной. Этого нельзя сказать о работе доярок, которые трудятся круглогодично с равной интенсивностью.
Выберите качества которые подходят для данной профессии:
-доброта
-выносливость
-терпение
-ловкость
-упрямство
-аккуратность
-общительность
-лень

Профессия доярка – тяжелый и кропотливый труд. Именно от их работы зависит благополучие сельского хозяйства, поскольку молоко сегодня - один из основных источников дохода. Корова – это умное и доверчивое животное, способное выкормить большое количество людей.
Собранное молоко, охлажденное в баках, отправляется на молокозавод. Несмотря на то, что процесс доения сегодня уже достаточно механизирован, работа доярок легче не стала. Возраст большинства доярок превышает сорок лет. Не все люди способны выдержать подобный темп жизни: ежедневные ранние подъемы, своеобразный запах, неограниченный трудовой день.
В чем заключается сложность профессии доярки?
В обязанности доярок входит: кормление и водопой коров, чистка и мойка буренок, их 3-х разовое доение, а также уборка стойла и всего коровника в целом. Дояркам необходимо контролировать состояние коров, а в случае необходимости оказывать медицинскую помощь, подлечивать их. Кроме того, нужно обладать сноровкой и наблюдательностью, ведь у каждой коровы свой нрав и аппетит.Люди каких профессий работают на ферме?
Какую работу выполняет доярка?
Какую работу выполняет скотник?
Какие молочные продукты продаются в наших магазинах?

Утверждаю _________________________________ _________________________________ (наименование работодателя, (подпись, Ф.И.О.) _________________________________ _________________________________ адрес, телефон, адрес электронной (должность руководителя или иного _________________________________ _________________________________ почты, ОГРН, ИНН, КПП) лица, уполномоченного утверждать "__"___________ ____ г. N _______ _________________________________ должностную инструкцию) "__"___________ ____ г. М.П.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ДОЯРА (ДОЯРКИ) 4-ГО И 5-ГО РАЗРЯДОВ _________________________________________ (наименование подразделения работодателя)


Разработчик: _____________________

Согласовано: _____________________

__________________________________


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права, обязанности, ответственность, условия работы, взаимоотношения (связи по должности) Работника, критерии оценки его деловых качеств и результатов работы при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в "_______________" (далее - "Работодатель").

1.3. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.

1.4. Работник подчиняется непосредственно _____________________.

1.5. Работник должен знать:

правила доения, кормления, поения и содержания животных;

методы повышения молочной продуктивности животных;

комплекс мер, обеспечивающих получение чистого молока;

признаки охоты у животных;

рационы, нормы кормления и порядок скармливания кормов;

потребность коров в белке, витаминах и минеральных веществах;

правила ухода за выменем и наиболее часто встречающееся заболевание вымени;

признаки бруцеллеза, ящура и других заболеваний;

признаки стельности и приближения родов животных;

сроки и методы запуска животных и подготовки их к отелу, выжеребке, окоту;

правила оказания первой помощи заболевшим животным;

сведения о некоторых лекарственных и дезинфицирующих средствах и их применение;

технику искусственного осеменения и правила подготовки маток для осеменения;

затраты, из которых слагается себестоимость молока, и пути их снижения;

правила первичной обработки молока;

правила пожарной безопасности и соответствующие нормы по охране труда;

распорядок дня Работодателя.


2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ


2.1. 4-й разряд:

Ручное доение коров с продуктивностью до 3,5 тыс. кг молока.

Ручное доение кобыл, овец и коз.

Массаж, подмывание вымени и другие операции по воздействию на скорость и полноту молокоотдачи и чистоту молока.

Проведение ветеринарно-санитарных работ по уходу за выменем.

Подготовка и раздача кормов.

Чистка животных, стойл и кормушек.

Мойка и чистка молочной посуды.

Выполнение мероприятий по улучшению содержания животных, кормлению сбалансированными по питательным веществам кормами в целях повышения молочной продуктивности животных, получения молока высокого качества и увеличения выхода телят.

Выявление животных в охоте и подготовка их к искусственному осеменению или случке.

Перевод глубокостельных коров и нетелей в определенные сроки в родильное отделение.

Оказание помощи ветеринарным работникам в проведении профилактических мероприятий, лечении и искусственном осеменении животных.

Проведение совместно с ветеринарным персоналом профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний животных.

Первичная обработка молока.

2.2. При ручном доении коров с продуктивностью свыше 3,5 тыс. кг молока в год и в изоляторе - 5-й разряд.


3. ПРАВА РАБОТНИКА


Работник имеет право на:

предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;

объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;

возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;

обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами;

получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности;

взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.


4. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА


Работник обязан:

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и должностной инструкцией;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать трудовую дисциплину;

выполнять установленные нормы труда;

соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

бережно относиться к вверенным животным и имуществу Работодателя (в том числе к животным и имуществу третьих лиц, находящихся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этих животных или имущества) и других работников;

незамедлительно сообщить Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей или животных, сохранности имущества Работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).


5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА


Работник несет ответственность за:

5.1. Невыполнение своих обязанностей.

5.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.

5.3. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений Работодателя.

5.4. Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда, непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его работникам.

5.5. Несоблюдение трудовой дисциплины.


6. УСЛОВИЯ РАБОТЫ


6.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя.

6.2. В связи с производственной необходимостью Работник обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

6.3. Характеристики условий труда на рабочем месте: _________________________.

(При необходимости: 6.4. Работник ознакомлен с положением Работодателя о служебной и коммерческой тайне и обязуется ее не разглашать.)

6.5. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________. (дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами) 7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ) 7.1. В работе Работник взаимодействует с ______________________________ __________________________________________________________________________. (подразделения и работники, от которых он получает и которым передает материалы, информацию, их состав и сроки передачи, с кем взаимодействует во время исполнения работы) 7.2. В аварийных ситуациях Работник взаимодействует с _________________ __________________________________________________________________________. (подразделения, ликвидирующие аварии и последствия чрезвычайных происшествий) 7.3. В период временного отсутствия Работника его обязанности возлагаются на _____________________. (должность)

Накануне профессионального праздника работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности особые слова признательности необходимо сказать труженицам молочной отрасли – нашим дояркам. Профессия эта известна с давних времен, но всегда была нелегкой. В век технического прогресса на прилавки магазинов такие продукты питания, как молоко, масло, сыр, сметана, поступают в красивых упаковках. Мы порой забываем, что за всеми этими натуральными «яствами» стоит тяжелый труд доярки. Впрочем, прогресс внес в ее работу коррективы – ручное доение сменилось механизированным, а профессия стала называться иначе: оператор машинного доения. Вот только график работы женщин, занятых на фермах, остался прежним: трижды в день они спешат на работу. Причем в любую погоду, в будни и праздники. Ведь корова – существо живое, нуждающееся в постоянном уходе. Об особенностях своей профессии нам рассказали опытные операторы машинного доения – работницы ОАО «Краснодворцы»
Н.А. Корсак и Л.И. Давидович.

Я в профессии уже 7 лет, – рассказала Нина Александровна Корсак. - Начинала свою трудовую деятельность в Любанском районе, но вот уже на протяжении 5 лет работаю на молочнотоварной ферме ОАО «Краснодворцы». Моя мама была дояркой, поэтому работа на ферме мне хорошо знакома с малых лет. Труд этот нелегкий, но работа с животными мне нравится. Здесь на ферме трудится и мой супруг Иван. Он работает скотником.
К слову, на домашнем подворье Нины Александровны тоже имеется живность, требующая внимания и заботы. Но со всеми домашними делами ей помогают управляться супруг и трое детей-школьников.
Лариса Ивановна Давидович работает оператором машинного доения уже 12 лет. Родом она из Житковичского района.
- Как говорят, «осела» я в этих краях, - пошутила женщина, - у меня трое детей и двое внуков.
Ларисе Ивановне, как и Нине Александровне, этот труд знаком с детства: мама работала на ферме телятницей. Лариса же, не поступив в учебное заведение, вернулась домой и решила поработать дояркой.
- В то время коров доили вручную, - вспоминала Л.И. Давидович. - У меня, молодой девушки, была группа в 27 голов при норме - 16-18. Доить приходилось 2 раза в день. Нелегко было: сильно уставала, болели руки, хотелось спать. И все-таки работала!
А ведь рабочий день доярок начинается задолго до рассвета и заканчивается вечером. График работы разрывной и поэтому создает определенные трудности. После каждой дойки, начинающейся в 5 утра, в 11 и в 19.00 и длящейся 2-3 часа, женщины спешат заняться своими делами. Ведь у каждой из них – дом, семья, подсобное хозяйство. Когда дети маленькие, то управляться с домашними делами совсем непросто. В таких случаях необходимы понимание и поддержка родных, а также стойкость и верность профессии самих работниц фермы.
Нина Александровна и Лариса Ивановна убеждены, что работать на ферме могут и должны люди, любящие животных:
- Все животные чувствуют ласку и заботу, а еще - настроение работников фермы. Нервничает доярка – и буренка не стоит спокойно, головой мотает, ногами «перебирает».
И действительно, свою «хозяйку» коровы узнают по голосу и начинают головой вертеть, пытаясь ее «высмотреть». Еще бы, ведь сейчас придет доярка, накормит комбикормом, почистит, обмоет вымя и подоит. А еще погладит, поговорит ласково, приглядится к питомице: не дай бог, больна. Первой обнаружить мастит (наиболее часто встречающееся у буренок заболевание) может именно доярка, ведь ее руки ежедневно соприкасаются с выменем коровы.
Доярки с улыбкой рассказывали о том, как коровы чувствуют время кормления и доения. Реакция же буренки на новую доярку может быть и вовсе непред- сказуемой: того и жди лягания или бодания. Случается, что и вовсе молока «не отдает». В группах у Нины Александровны и Ларисы Ивановны – по 97 голов.
Подоив с десяток коров, доярки отпускают их, и животные спешат покинуть доильный зал. После громкого и веселого возгласа одной из доярок: «Заходи!» в помещение проворно вошла следующая группа коров и покорно заняла свои места. Работа спорилась.
Вообще, нагрузка у работниц фермы бывает разной – в зависимости от способа доения коров. На этой ферме применяются 3 способа. У операторов машинного доения, которые надоенное от коров молоко носят в ведрах в молочную и сливают в бидоны, группы насчитывают до 35-37 голов. Если же надоенное молоко от коров, находящихся в сараях, через доильные аппараты поступает по трубам молокопровода сразу в холодильник, то в этом случае операторы машинного доения работают с группами в 50-55 голов. Работницы, осуществляющие доение коров в доильных залах, обслуживают до 120-150 буренок, так как женщинам не нужно носить наполненные ведра и выливать молоко в бидоны.
Особые трудности возникают с раздоем первотелок. Такие буренки еще не приучены к доильным аппаратам, пугаются шума, не желают стоять на привязи. Дояркам предстоит приучить их к этому.
- Таким коровкам нужно уделять больше времени, терпения, - отметили работницы фермы.
Кроме того, в обращении с этими норовистыми животными женщинам приходится соблюдать повышенную осторожность, иначе – можно и пострадать. Зорьки, Пеструхи и Ромашки, случается, с помощью рогов или копыт выражают свой «протест». Но работники фермы относятся к этому с пониманием и даже с юмором: мол, бывают и синяки у нас, ведь животное никогда не сообщает о своем намерении ударить.
- Работа на ферме, как и любой сель- скохозяйственный труд, - не из легких, - поделились своим мнением Нина Александровна и Лариса Ивановна. - Эта профессия доярки, может быть, не так престижна, но интересна, к тому же, как и многие другие, она, безусловно, важна и востребована.
Наталья Голубина

Программные задачи: формировать представления о значении и содержании труда работников сельского хозяйства (доярка, агроном, тракторист, овощевод, комбайнёр, пчеловод); формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; способствовать формированию понимания того, что любая профессия важна и нужна; воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве.

Материал и оборудование: костюм доярки (халат, косынка), мяч, карточки с изображением машин, инструментов, работников сельского хозяйства, оборудования для их труда.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, наше занятие посвящено знакомству с профессиями работников сельского хозяйства. В гости к нам пришла доярка Алеся.

Появляется взрослый в образе доярки Алеси.

Доярка Алеся. Здравствуйте, ребята! .

Сначала о себе. Доярка - это специалист, который кормит коров, ухаживает за ними, доит их. Раньше коров доили вручную, теперь используют доильный аппарат.

Утром солнце светит ярко,

Молочко несёт доярка

Тёплое, коровье,

Детям на здоровье.

Е. Карганова

В. (Она ухаживает за животными, доит их, кормит, содержит помещения в порядке, заботится о том, чтобы люди получали свежее и полезное молоко.) Что доярке понадобится для работы? (Доильный аппарат, вёдра, халат.)

Доярка Алеся. Очень важная профессия в сельском хозяйстве - агроном.

Занят важной он работой:

Урожай - его забота,

Чтоб сумели уродиться

Рожь, овёс или пшеница.

Е. Артюхина

Это человек, который знает, как получить хороший урожай зерна, овощей. Агроном определяет, какие полевые работы и в какое время нужно проводить, какие овощи, злаки следует выращивать, как ухаживать за ними, как бороться с вредными насекомыми. Он руководит выполнением этих работ.

В. Как вы думаете, что делает агроном? (Ответы детей.) Агроном учитывает погодные условия, организуя полевые работы. Он наблюдает за растениями и подмечает, как они растут, чего им не хватает, какие изменения происходят в почве.

Доярка Алеся. Ещё одна профессия в сельском хозяйстве - тракторист. Человек этой профессии работает на тракторе. Что он делает? (Он вспахивает землю на полях, сеет, убирает и перевозит урожай.) Во время работы тракторист должен наблюдать за показаниями приборов, прислушиваться к работе двигателя, следить за направлением движения трактора. Он должен уметь починить неисправную машину.

В. Трактористом легко работать? Почему? (Ответы детей.) Это тяжёлая работа. Во время уборки урожая тракторист работает с раннего утра до позднего вечера, в любую погоду. Как вы думаете, почему? (Чтобы успеть убрать весь урожай.)

Физкультминутка

«На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(Потягивания - руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

(Потягивания - руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

В. Ковалько

Доярка Алеся. Овощевод - это человек, который занимается выращиванием овощей. Чтобы получить хороший урожай овощей, нужно проделать большую работу. Сначала из семян в специальных теплицах выращивают рассаду, а потом высаживают её в почву. Некоторые растения высаживают сразу в почву. Весь период развития и роста растения поливают, рыхлят, пропалывают почву, подсыпают грунт для укрепления корней, подкармливают удобрениями. Затем созревшие овощи собирают, сортируют, отправляют в овощехранилище.

Как вы думаете, легко ли работать овощеводом? Почему? (Ответы детей.) Работа овощевода трудная. В поле он трудится в любую погоду, в теплицах - при высокой температуре.

Ещё один работник сельского хозяйства - комбайнёр. Человек этой профессии работает на комбайне - это сложная машина, которая выполняет сразу несколько работ.

Он похож на капитана,

Но корабль его степной.

Спорит он с волной упрямо,

Только с золотой волной.

О. Григорьев

В. Что делает комбайнёр? (Он убирает урожай зерна и овощей.)

Доярка Алеся. Ребята, легко работать комбайнёром? Почему? (Ответы детей.) Работа комбайнера требует много сил и выносливости.

Ребята, вы слышали о такой профессии, как пчеловод? Что он делает? (Ответы детей.) Пчеловод разводит пчёл, ухаживает за ними, собирает мёд, ремонтирует ульи и пасечный инвентарь.

Тётя Таня - пчеловод,

Нам приносит вкусный мёд,

Липовый, гречишный,

Чтоб не брать больничный.

А. Карамышев

В. Что должен знать и уметь пчеловод? (Ответы детей.) Пчеловод должен всё знать про жизнь пчёл, правила их содержания, лечения, уметь собирать продукты пчеловодства, знать виды медоносных растений и т.д.

Доярка Алеся. Что пчеловоду нужно для работы? (Ответы детей.) Ему нужна специальная одежда и шляпа с защитной сеткой, которая предохраняет от укусов пчёл.

В. А где работает пчеловод? (Ответы детей.) На пасеке - это место, где располагаются ульи.

Ребята, предлагаю стать в круг и поиграть.

Дидактическая игра «Назови профессию »

Цель: закрепление представлений детей о содержании труда людей, занятых в сельском хозяйстве.

Ход игры

В. Я буду бросать мяч и произносить фразу, а вы подумайте и быстро отвечайте, человек какой профессии это говорит, бросайте мяч обратно.

— Пора высаживать рассаду помидоров в теплицу. (Овощевод.)

— Ульям необходим ремонт. (Пчеловод.)

— Мне надо вспахать большое поле. (Тракторист.)

— Готовлю комбайн к работе. (Комбайнёр.)

— Сегодня собрал много липового мёда. (Пчеловод.)

— В моём тракторе заглох двигатель. (Тракторист.)

— От дождя весь овёс полёг. (Агроном.)

Как вы думаете, кому могут принадлежать слова: «Пора доить коров»? (Ответы детей.) Эти слова говорит доярка.

В. Вот и подошла к концу наша встреча. Давайте поблагодарим нашу гостью за интересный рассказ и попрощаемся с ней.

Доярка Алеся. До свидания, ребята! (Уходит.)

В. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили. С какими профессиями работников сельского хозяйства мы познакомились? Что делает агроном (тракторист, комбайнёр, овощевод, пчеловод, доярка)? (Ответы детей.)

Н. Литвина, Е. Смолер