Крещение огнем. Крещение огнём

Три вида крещения в Библии

Существует две точки зрения на вопрос о крещении огнём, достойные нашего внимания:

1. Крещение огнём - Судный день.
Богословы, разделяющие эту точку зрения, основываются на следующих местах Священного Писания.
Матфея 3:11-12 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
Лука 3:16-17 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
1 Коринфянам 3:10-15 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

2. Крещение огнём - крещение страданиями, гонениями, испытаниями.

Другая группа богословов верит, что крещение огнём есть ни что иное, как крещение страданиями и гонениями за Христа.
Сам Иисус сказал в Луке 12:50 "Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! " Заметьте, что эти слова Иисуса не относятся к Его водному крещению, потому что принятие Им водного крещения описывается в третьей главе Евангелия от Матфея.
О чём же тогда говорит Иисус? Что это за крещение, которым Ему предстоит креститься? Иисус здесь говорит о предстоящих Ему страданиях и муках. Это и есть крещение огненное, которое ожидает всех верующих в Иисуса. Вот что Господь сказал об этом Сам:

Иоанна 15:18-21 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

1 Петра 1:6-9 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ.

Иакова 1:2-4 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.

1 Петра 4:12-19 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.

Обратите внимание на слова: "Ибо время начаться суду с дома Божия". Казалось бы: при чём здесь Божий суд? На самом деле, если мы посмотрим на контекст этого стиха, то всё станет понятным. Нам всем известна поговорка: Друг познаётся в беде. Человек проверяется, когда попадает в сложные жизненные ситуации. Точно также проверяется и наша вера и преданность Богу и Божьей истине. В этом-то и заключается суд, который Бог производит над верующими. Этот суд начинается с того момента, как они принимают Иисуса Христа своим Богом и Спасителем и называют себя христианами. Суд над верующими продолжается в течение всей их жизни, в то время, как неверующие явятся на суд Божий после смерти: Иоанна 3:18 "Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия".
В этом плане богословы, разделяющие первую и вторую точку зрения, сходятся. И оба становятся правы в отношении того, что такое огненное крещение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Мы с вами только что рассмотрели три вида крещения, описанные в Библии. Это водное крещение, крещение Духом святым и крещение огнём. Ни о каких других видах крещения Слово Божие не учит. Вы можете спросить: "А как же насчёт крёстного знамения, ведь православные и католические верующие крестятся по несколько раз в день, особенно при входе в храм". Дорогие друзья. Что можно сказать об этом? Только то, что все эти крещения есть вымысел человеческий. Иисус Христос не учил об этом. Библия учит только о трёх видах крещения, которыми крестится каждый христианин:
1. Раскаиваясь в своих грехах, он крестится в воде во имя Отца, Сына и Святого Духа и дает обещание Богу жить в доброй совести.
2. Принимая Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, человек рождается свыше. Это крещение Духом Святым.
3. Идя по жизни, христианин проходит через испытания и гонения за имя Иисуса Христа. Это есть крещение огнём. Других крещений не бывает.

Крещение водой.

Крещение Святым Духом.

Давайте остановимся на теме Крещения. Как трактовать смысл этого таинства? Как понимать смысл Крещения Водой и Крещения Огнем? И как они друг с другом взаимосвязаны?
Начнем с того, что Крест – это символ Человеческого Царства. Четырехлепестковый Лотос. Слияние в одно целое частиц 4-х Планов – Физического, Астрального, Ментального и Буддхического. Это в узком смысле. А в более широком, Крест указывает на сам процесс объединения частиц разного качества, например, Инь и Ян. Таким образом, понятие «Крещение» следует трактовать как соединение частиц (или, можно сказать, тел) разного качества в составе человеческого организма.
Как известно, в христианстве существуют два основных Крещения – Водой и Огнем. Что это такое, и как следует понимать их смысл?
Оба Крещения «отцами церкви» именуются таинствами. Таинство – это ни что иное, как «тайна», «загадка». Священнослужители не ведают, что представляет собой конкретный, истинный смысл Крещения, а потому называют этот процесс и все, что с ним связано, таинством. Удивительно, насколько мало понят и извращен истинный смысл этого удивительного явления. Крещение Водой, представляющее собой в реальности не более, чем символический образ, превращено в некий атрибут защиты от «темных сил» (сглаза, порчи и т.д.), в обязательный ритуальный обряд, всецело языческий. Омовение ребенка (или взрослого) соединением двух химических элементов – это всего лишь символ. А ему придан некий шаманский, охранительный смысл. Якобы после этого, и после того, как человеку вешают на шею кусок железа в форме распятого Христа, он становится неуязвим для дурного. Конечно, нельзя отрицать тот факт, что талисманы (а здесь «крестик» выступает в качестве именно талисмана) обладают некоей силой – все зависит от того, кто его создал, кто к нему прикасался, кто его носит, и из какого вещества он сделан. Это интересная тема, но сейчас мы на этом останавливаться не будем. Однако связывать ношение талисмана («крестика») и Крещение Водой в одно целое – это признак полного отсутствия истинного понимания того, что такое Крещение.
Давайте вернемся к трактованию смысла.
В Библии, в Новом Завете, в Евангелии от Иоанна, говорится, что никто не войдет в Царство Божье, не крестившись Водой, и не приняв свыше Дух Святой. «Иисус отвечал: истинно, истинного говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Новый Завет, Евангелие от Иоанна, Гл.3:5). Дух Святой – это то же самое, что и Огонь. Таким образом, Христос утверждал, что никто не прикоснется к Царству Небесному (что, по сути, есть то же, что и погружение в Нирвану для Будды) до тех пор, пока не примет двойное Крещение – Водой и Огнем. Что это значит?
Вода в оккультизме – это символ Материи, Огонь – Духа. Вода (оккульт.) – это недостаток энергии, Огонь – это сама энергия. Крещение Водой обязательно должно предшествовать Крещению Огнем. Крещение Водой – это слияние в одно целое частиц материального начала, тел (оболочек) трех нижних Планов – Физического, Астрального и Ментального, которые можно рассматривать в качестве Материи по отношению к трем верхним Планам – Буддхическому, Атмическому и Монадическому, которые выступают по отношению к нижним как Дух (Огонь).
После того, как происходит полное слияние (Индивидуализация, Посвящение и Отождествление) тел трех нижних Планов – т.е. заканчивается Крещение Водой, наступает время для следующего этапа – эволюционного – время для Крещения Огнем – последовательного присоединения тел трех верхних Планов. Человеческое Царство, первым из всех, начинает присоединять «огненные Планы», а именно, Буддхический. Т.е. каждый из нас, просто рождаясь, уже вовлечен в процесс Крещения Огнем. Мы можем привлечь внимание существ еще двух верхних Планов – Атмического и Монадического, еще более «огненных». И тогда, если это произойдет, если их тела интегрируются в наш организм, то наше Огненное Крещение наберет еще большую силу и мощь. А мы сами станем Махатмами – Великими Душами, Богоподобными, в организмах которых объединены тела всех 6 простых Планов (как у самого Творца). Организм Махатмы являет собой представителя Седьмого Плана – Логоического, комплексного.
Вот что такое с позиции Учителей Вневременной Мудрости Крещение Водой и Огнем, и так они взаимосвязаны. Можно рассматривать Ветхий Завет, Иоанна Крестителя и Крещение Водой в качестве символов материального начала, Инь. Тогда как Новый Завет, Иисус Христос и Крещение Огнем – это образы духовного начала.

В Евангелии есть обещание о крещении Святым Духом: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.» (Мф. 3.11-12). Как мы видим, крещение Святым Духом и огнем тут идет в контексте уничтожения нечестивых при Втором пришествии. Если прочитать следующий текст: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12.50), то становится понятно, что Иисус Христос говоря о Своем крещении, имел ввиду страдания в Гефсимании и на Голгофе. На основании этих двух текстов мы делаем вывод, что, согласно Евангелия, до самого Второго пришествия должно происходить крещение Духом Святым и огнем, и это крещение связано с испытанием на христианскую верность.

Можно сказать, что крещение Святым Духом – это внутреннее изменение человека под воздействием Духа Святого , его уподобление Иисусу Христу, желание жить духовной жизнью, смена приоритетов, поиск царства Божьего и только потом поиск всего земного. Иногда об этом говорят как о рождении свыше (см. Ин. 3.7). Иногда об этом говорят как о запечатлении (см. Откр. 7.3 и Иез. 9 гл.). Это наделение дарами и плодами Святого Духа на служение другим людям.

“Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны” (Гал. 5:22-25); “…потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине” (Еф. 5:9).

И в таком случае говоря об огне здесь, разумеется, огонь очищающий, просвещающий, преобразующий, возбуждающий священное вдохновение и ревность, и поднимающий вверх, подобно огненной колеснице, на которой взят был на небо Илия. Смотри комментарий Лопухина .

Крещение же огнем можно понять как испытание , подобное испытанию Христа в Гефсимании, когда со Спасителя падал кровавый пот. Ниже приводим комментарий к Брюсельской Библии : «Крещение водой знаменует очищение покаянием; крещение Духом и огнем - испытание силой Божией, которая отделяет добро от зла. "Огонь" - менее материальный и более действенный способ очищения, чем вода, символизирует уже в Ветхом Завете (см. Ис. 1:25; Зах. 13:9; Мал. 3:2-3) приход Духа, очищающего совесть.»

Огонь в Библии (Ис. 4.4; Мал. 3.3 и т.д.) подразумевается как очистительное и испытательное средство. Этому испытанию были подвержены трое юношей в печи за свою веру (Дан. 3 гл.). И этим крещением, то есть погружением в огонь испытаний и гонений, будет испытан всякий верующий. Тот кто его пройдет, выйдет из него закаленным и верным, кто не пройдет, того огонь “сожгет”.

«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4:12,13).

Итак, крещение Святым Духом наделяет нас духовной силой и духовными ценностями, а крещение огнем испытывает нас, приготовляя к вечности.


Сергей Ларионов



Здесь = > другие

Анджей Сапковский

Крещение огнём

Крещенье огнем -
В громе, в полях сражений
Воспомни о нем.
Не было завершенья -
Войны вершились пламенем,
Шли племена -
На битвы.
Больно по мне бил
Голос набата,
Страшная правда преданий,
Отсвет огня рыжего.
Но вы - не предали,
Братья мои по оружию…

…И сказала гадалка ведьмаку: «Вот тебе мой ответ - обуй ботинки с подошвами железными, возьми в руку посох железный. Иди в тех железных ботинках на край света, а дорогу перед собой посохом ощупывай, слезой окропляй. Иди сквозь огонь и воду, не останавливайся, не оглядывайся. А когда сотрутся подошвы железные, изотрется посох железный, когда от ветра и жары иссохнут очи твои так, что боле ни одна слеза из них истечь не сможет, тогда на краю света найдешь ты то, что ищешь и что любишь. Может быть».

И пошел ведьмак сквозь огонь и воду, и не оглядывался. Но не взял ни башмаков железных, ни посоха. А взял только свой меч ведьмачий. Не послушался он слов гадалки. И хорошо сделал, ибо была это плохая гадалка.

Флоуренс Деланной. «Сказки и предания»

В кустах дебоширили птицы. Склон балки покрывала плотная, густая масса ежевики и барбариса - идеальное место для гнездовья и кормежки, поэтому неудивительно, что тут прямо-таки кишмя кишела птица. Самозабвенно расточали трели зеленушки, щебетали чечетки и славки-заверушки, то и дело раздавалось звучное «теньк-теньк» зяблика. «Зяблик тенькает к дождю», - подумала Мильва, невольно взглянув на небо. Туч не было. Но зяблики всегда тенькают к дождю. А немного бы дождя не помешало.

Место напротив устья котловинки было прекрасной позицией, обещавшей удачную охоту, особенно здесь, в Брокилоне, пристанище всякой живности. Владеющие обширным лесным районом дриады охотились очень редко, а человек отваживался заходить сюда и того реже. Жаждущий мяса и шкур ловчий сам становился объектом ловли. Брокилонские дриады были безжалостны к пришельцам. Мильва имела случай убедиться в этом на собственной шкуре.

Чего-чего, а уж зверья в Брокилоне было предостаточно. Однако Мильва сидела в засаде уже больше двух часов, а на расстоянии выстрела еще никто не появлялся. Охотиться на ходу она не могла - стоявшая месяцами сушь выстлала почву хворостом и листьями, хрустевшими при каждом шаге. Сейчас только неподвижность в засаде могла завершиться успехом и принести добычу.

На лук присела бабочка адмирал. Мильва не стала ее пугать. Наблюдая за тем, как бабочка складывает и раскрывает крылышки, она одновременно смотрела на лук, новое приобретение, которому все еще не могла нарадоваться. Она была, как говорится, лучницей от Бога, обожала хорошее оружие. А то, которое сейчас держала в руке, было лучшим из лучших.

За свою жизнь Мильва сменила множество луков. Она училась стрелять из обыкновенных ясеневых и тисовых, но быстро отказалась от них в пользу чутко реагирующих на малейшее движение руки ламинированных, которыми пользуются дриады и эльфы. Эльфьи луки были короче, легче и удобнее, а благодаря комбинации дерева и сухожилий животных гораздо «скоростнее», чем тисовые, - выпущенная из них стрела достигала цели гораздо быстрее и летела по более пологой траектории, что значительно уменьшало возможность сноса ветром. Самые лучшие экземпляры такого оружия с четверным изгибом носили у эльфов название zefhar, потому что изогнутые плечи и грифы лука напоминали именно такой рунический знак. Мильва пользовалась зефарами уже несколько лет и считала, что вряд ли найдется лук, который бы превосходил их.

Но наконец напала и на такой. Было это, конечно, в Цидарисе на Морском базаре, славившемся богатым выбором удивительных и редких товаров, которые моряки привозили из самых дальних уголков мира, отовсюду, куда только добирались их когги и галеоны. Мильва всякий раз, как только выпадала возможность, посещала базар и осматривала заморские луки. Именно там она приобрела лук, который, как она решила, послужит ей долгие годы, изготовленный в Зеррикании зефар, усиленный шлифованным рогом антилопы. Этот лук она считала идеальным. Целый год. Потому что год спустя, на том же самом лотке, у того же самого купца увидела другое чудо.

Лук пришел с дальнего севера. Прекрасно отбалансированное оружие шестидесяти двух дюймов в размахе, плоские ламинированные плечи, склеенные из перемежающихся слоев благородной древесины, вываренных жил и китового уса. От лежавших рядом экземпляров его отличала не только конструкция, но и цена - и цена-то и обратила на себя внимание Мильвы. Однако стоило ей взять лук в руки и испробовать, как она, не колеблясь и не торгуясь, заплатила все, что требовал купец. Четыреста новиградских крон. Конечно, такой сногсшибательной суммы при ней не было. Она тут же продала свой зерриканский зефар, связку собольих шкурок и чудесной работы эльфий медальончик - коралловую камею, обрамленную речными жемчугами.

Но не сожалела. Никогда. Лук был невероятно легкий и идеально меткий. Хоть и не очень размашистый, он таил в своих композитных плечах сильный удар. Снабженный прикрепленной к очень точно изогнутым грифам шелково-конопляной тетивой, он при двадцатичетырехдюймовом натяжении давал шестьдесят пять фунтов силы. Правда, существовали луки, дававшие даже восемьдесят, но Мильва считала это перебором. Выпущенная из ее «китовьей» шестидесятипятки стрела преодолевала расстояние в двести футов за время между двумя ударами сердца, а на ста шагах сохраняла силу, вполне достаточную, чтобы запросто уложить оленя. Человека же, если он был без лат, прошивала насквозь. На зверя крупнее оленя и на тяжеловооруженных людей Мильва охотилась редко.

Бабочка улетела. Зяблики по-прежнему шебуршились в кустах. И по-прежнему ничто не выходило на выстрел. Мильва оперлась бедром о ствол сосны и принялась вспоминать. Так просто, чтобы убить время.

***

Впервые она встретилась с ведьмаком в июле, через две недели после событий на острове Танедд и начала войны в Доль Ангре. Мильва возвращалась в Брокилон после почти двадцатидневного отсутствия. Она привела остатки команды скоя’таэлей, разгромленной в Темерии, когда белки пытались пройти на территорию охваченного войной Аэдирна. Команда думала присоединиться к восстанию, поднятому эльфами в Доль Блатанна. Им не повезло. Если б не Мильва, с ними было бы покончено. Но они нашли Мильву и убежище в Брокилоне.

Сразу по приезде она узнала, что в Коль Серрае ее срочно ждет Аглайиса. Мильва немного удивилась: Аглайиса стояла во главе брокилонских целительниц, а глубокая, богатая горячими источниками и пещерами котловина Коль Серрая была местом лечебниц.

Однако она откликнулась на вызов, думала, речь идет о каком-нибудь лечащемся эльфе, который хочет с ее помощью связаться со своей командой. Увидев же раненого ведьмака и узнав, в чем дело, прямо-таки взбеленилась. Выскочила из грота с развевающимися волосами и все возмущение выместила на Аглайисе.

Он меня видел! Видел мое лицо! Ты понимаешь, чем мне это грозит?

Нет, не понимаю, - холодно ответила целительница. - Это Gwynbleidd, ведьмак. Друг Брокилона. Он здесь с новолуния. Уже четырнадцать дней. И пройдет еще какое-то время, прежде чем он сможет встать и нормально ходить. Ему нужны вести из мира, вести о его близких. Доставить их можешь только ты.

Вести из мира? Да ты в своем уме, духобаба?! Ты хоть знаешь, что творится сейчас на свете за границами твоего спокойного леса? В Аэдирне - война! В Бругге, в Темерии и в Редании неразбериха, великая ловитва! За теми, кто поднял восстание на Танедде, гоняются повсюду. Кругом полным-полно шпионов и ан’гиваров. Хватит одного слова, достаточно губы скривить где не надо, и уже палач в яме тебя каленым железом пришпарит. И что, мне идти на разведку, выпытывать, известия собирать? Шею подставлять? И ради кого? Ради какого-то паршивого ведьмака? Он мне что, брат, сват? Нет, ты точно разума лишилась, Аглайиса!

Мильва невольно оглянулась на выход из грота, в котором только что видела раненого. «Хорош парень, - невольно подумала она. - Правда, худ, кожа да кости… Башка белая, но живот плоский, словно у парнишки, - видать, труд ему друг, а не солонина с пивом…»

Он был на Танедде, - отметила, не спросила она. - Бунтовщик.

Не знаю, - пожала плечами Аглайиса. - Раненый. Нуждается в помощи. До остального мне дела нет.

Мильва отмахнулась. Целительница славилась нелюбовью к болтовне. Но Мильва успела наслушаться сообщений дриад с восточных границ Брокилона, знала уже все о событиях двухнедельной давности. О рыжеволосой чародейке, явившейся одновременно с магической вспышкой в Брокилон, о калеке со сломанными рукой и ногой, которого она притащила в лес и который оказался ведьмаком, Гвинблейддом. Белым Волком, как его называли дриады.

На лицах людей лежала печать страха, а в голове звучали слова предостережения: «Не оборачивайтесь, не смотрите назад!» И им было чего бояться. Ведь земля под их ногами тряслась от грохота взрывов, а тени от их фигур то и дело становились длиннее и начинали трепетать от всполохов огненной стихии, бушевавшей за их спиной. Где-то там, в долине совершалось невиданное стихийное бедствие: с ревом тысячи авиабомб с неба на землю лился огненный дождь. Достигая земли, каждая капля этого страшного дождя с грохотом взрывалась, образуя шар из огня и дыма, который тут же сливался с огненным морем, буквально затопившим собой глубокую чашу долины. Среди вихрящихся волн этого моря изредка можно было увидеть очертания домов и даже мечущиеся на крышах зданий фигурки людей. Но очередной снаряд, выпущенный из невидимого орудия не оставлял шансов никому и ничему, всё превращая в пепел и прах.

Трудно было поверить, что еще несколько часов назад на месте этого огненного моря стоял прекрасный древний город, в котором спокойно и весело жили люди. На его улицах нельзя было встретить нищих или бездомных. Город находился на торговом пути, соединявшем Азию и Африку, и был своего рода таможенным пунктом и большим рынком одновременно. Поэтому жители города практически ничего не производили. Еду, одежду, предметы быта и роскоши им доставляли торговые караваны из других стран. У города был собственный правитель – царь, который заботился о своих подданных, строго соблюдая внутренний порядок и охраняя город от внешних врагов. Но последних было немного, потому что от дружбы и сотрудничества с этим городом зависело благополучие всех соседних народов и государств. Долина, в которой находился город, напоминала райский сад: всегда свежую зелень трав и деревьев покрывало пестрое великолепие цветов; множество ручьев с кристально чистой водой, питали собой и растительный мир и стада домашних животных, быстро тучневших на изобильных пастбищах. У города было всё, чтобы жить счастливо и мирно многие века, а то и тысячелетия.

У города было всё. Но случилась немыслимая, небывалая трагедия, положившая конец и городу и его обитателям. Среди ночи, в глубине звездного неба вдруг зажглись тысячи новых звезд. Это необычное явление сразу же привлекло к себе внимание молодежи, собиравшейся по ночам на улицах кварталов и на площадях у бассейнов с питьевой водой. Кто-то, наверное, даже поспешил загадать желание, приняв эти небесные огни за «падающие звезды» – метеориты. Но странные огни долго не исчезали и вскоре стали заметно увеличиваться в размере. Над городом занялось тревожное красное зарево, превратившее ночь в день, в последний день жизни города и его обитателей…

Мертвое море – уникальное природное образование. Оно находится в самой низкой точке планеты – на глубине 400 м. ниже уровня моря. Гигантская впадина, которую наполняют воды Мертвого моря, образовалась много тысяч лет назад на стыке двух континентальных плит – Сирийской и Африканской. Море питают воды реки Иордан, а так же несколько пересыхающих источников.

Мертвое море – единственное бессточное море в мире. Хотя морем его можно назвать только условно; и по размерам, и по другим параметрам этот водоем мало чем напоминает остальные моря планеты. Площадь Мертвого моря составляет всего лишь 810 км 2, а концентрация соли в нем превышает соленость морской воды почти в 10 раз! Из-за этого плотность воды в море такова, что в нем практически невозможно утонуть, вода сама выталкивает пловца на поверхность. Солью здесь пропитано буквально всё вокруг: белой стеклянной коростой она покрывает берега, обволакивает наподобие инея редкие пустынные заросли, носится в воздухе. Поэтому на берегу Мертвого моря вы не найдете ни одного поселения: здесь не только жить, но и оставаться долго опасно для здоровья.

В древности Мертвое море называли Асфальтовым. Только здесь в таком количестве можно найти столько высококачественной природной смолы – битума. Ученые предполагают, что именно отсюда египтяне брали смолу, заменявшую им цемент, для строительства своих колоссальных сооружений. А еще 340 дней в году здесь светит солнце. Палящее южное солнце, которое вместе с солью не оставляет шансов ни одному живому существу или растению. Окрестности Мертвого моря, пожалуй, лучше всего подойдут для съемок каких-нибудь «Марсианские хроники» – ни птиц, ни зверей, ни растительности. Только камни, солнце и вода, мертвая вода…

Из жителей города уцелели только четверо: Лот его жена и две их дочери. Это они карабкались по склону, красной от зарева пожарищ, горы, одержимые одним желанием: убежать как можно дальше от огненного ада, который еще несколько часов назад был их городом. Городом, в котором у них были дом и работа, где родились дочери Лота, и с которым они связывали будущее свое и своих детей. Всё это погибло в одночасье, разрушив все их надежды и планы, разделив всю их жизнь на «до» и «после». Их «после» лежало сейчас перед ними безжизненной каменной пустыней, простиравшейся на многие километры за горным хребтом, ограждавшим цветущую некогда долину. Им было страшно и горько осознавать, что от их прошлого остались только воспоминания, да жалкие пожитки, которые они успели собрать, перед тем, как бежать из города. Недаром те два молодых человека, которые накануне трагедии пришли в их дом и предупредили о надвигающемся бедствии, велели Лоту: «Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть» (Быт.19:17). Как-будто знали, что не так-то просто расстается человек со своим прошлым, особенно с тем, которое прошло в достатке и роскоши. Печаль житейская, горечь потери могут оказаться даже сильнее страха смерти. И они, изнемогая и задыхаясь от утомительного бега, всё твердили про себя: «Не оборачиваться, не смотреть, не оборачиваться, не смотреть…»

Совершенно пересохнуть Мертвому морю не дают воды реки Иордан. Беря свое начала в горах Антиливана, Иордан протекает по территории трех стран: Сирии, Израиля и Иордании. Иордан – самая важная водная артерия на Ближнем Востоке. Кроме Мертвого моря, на своем пути с севера на юг Иордан наполнят собой и воды Геннисаретского озера, именуемого еще Галилейским морем, по водам которого, как посуху, ходил Иисус Христос. Здесь, в прибрежных рыбацких селениях Он начинал Свою проповедь, совершал первые чудеса исцелений. Здесь же из числа простых рыбаков Иисус избрал и первых Своих учеников. Но свидетелем начала Его служения, всё же, был Иордан, в водах которого Иисус принял Крещение от Пророка Иоанна. Пророк крестил водою тех, кто раскаивался в грехах и свидетельствовал о своем желании изменить свою жизнь. Тем же, кто видел в Иоанне обещанного древними пророками Мессию, он говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф.3:11) Иоанново крещение еще не имело той благодатной силы, которое получило Таинство христианского Крещения. Эту силу Таинству Крещения сообщил Христос, погрузившийся в воды Иордана, и сообщивший им благодатную силу – омывать верующих во Христа от всякой скверны плоти и духа, от всякого греха. Крещение Духом – это благодатное возрождение человека к новой жизни с Богом, которое совершается только с теми, кто стремится преобразовать свою жизнь на началах Евангелия. Что же такое крещение огнем? По мнению некоторых толкователей Священного Писания, крещение огнем – это действие Божественного правосудия, карающего грешников за нераскаянность и противление Богу. Недаром Христос говорил об огне, который Он принес на эту Землю, дабы очистить ее от скверны греха.

Со дня Крещения Господня, Иордан для каждого христианина является священной рекой. Как и земля, по которой Он ходил, проповедуя Евангелие Царствия и совершая многочисленные чудеса. Но особенной святостью воды Иордана наполняются в праздник Крещения, когда вся водная стихия освящается схождением на нее Святого Духа. В этот день на Иордане, как и повсюду, где есть Православная Церковь, совершается Великое освящение воды. Присутствующие при этом обряде паломники становятся свидетелями необыкновенного чуда – возвращения вод Иордана. В какой-то момент вода в реке начинает завихряться, бурлить, наподобие кипятка, и, наконец, течение реки поворачивает вспять. Некоторые паломники бросаются в эту бурлящую мутную воду, чтобы через нее получить особое освящение или исцеление от болезней. «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять!», – несутся над водой пророческие стихи 113 псалма, ставшие непременным атрибутом крещенского богослужения. В этот день священный статус Иордана переходит из исторического в реальный. Поэтому, так много бывает в этот день желающих креститься на том самом месте, где принял Крещение Сам Господь. Для тех же, кто уже принял Святое Крещение, чудо святой воды становится еще одним подтверждением присутствия Бога в Своей Церкви, в жизни каждого христианина.

Уже два тысячелетия не умолкает проповедь покаяния и призыв к очищению через Крещение во имя Иисуса Христа. Миллионы людей отзываются на этот призыв, миллионы остаются глухими к нему. И 2000 лет священные воды Иордана продолжают течь в Мертвое море, достигнув которого совершенно растворяются в его безжизненной соленой стихии…

Да и на что было смотреть несчастным беглецам, о чем сожалеть? На то место, где их вера и нравственное чувство подвергались ежедневному оскорблению, а то и поруганию? Ведь в этом городе не осталось ни одного человека, не запятнавшего себя таким пороком, о котором и говорить вслух нельзя, чтобы не осквернить своих ума и сердца. И не только запятнавшего, но и сделавшего из своего порока гнусного идола, буквально молившегося на него. Глядя на жителей города, можно было подумать, что мерзость и распутство были единственным смыслом их жизни, единственной радостью и удовольствием, единственным желанием, которым они горели во всякое мгновенье своей жизни. Но хуже всего было то, что грязь, заполнявшая сердца этих людей, то и дело выливалась наружу. Раз в месяц жители города устраивали праздник безумной похоти: полуобнаженные, шумным карнавалом, с бесстыдными песнями и плясками, они проходили по улицам города, увлекая за собой еще ничего не смыслящих детей и подростков. Этих дней Лот боялся больше всего. Тогда он закрывал на замок ставни и двери и уводил двух своих юных дочерей в самую глухую комнату, чтобы они не видели и не слышали творящейся на улицах города вакханалии. Ночь после таких «парадов» была сущим адом, и Лот усиленно и громко молился, чтобы заглушить проникавшие сквозь стены звуки распутных оргий. К утру всё стихало, и можно было ненадолго забыться сном. А потом снова идти в оскверненный нечистотами город, встречая пустые и усталые глаза его жителей, разговаривать с ними о делах, погоде, политике, делая вид, что ничего не произошло. И убеждать себя, что всё это можно потерпеть ради благосостояния семьи, ради будущего дочерей, ради спокойствия жены. Один только Бог знает, чего ему это стоило. «Ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Пет.2:8).

Но все его мучения оказались ничем, по сравнению с тем ужасом, который он испытал, когда обезумевшая от похоти толпа ломилась в его дом, требуя отдать ей на поругание двух путников, остановившихся на ночлег в доме Лота. Приняв их, как посланников Божиих, Лот готов был отдать на растерзание своих дочерей, только бы его гости остались целыми и невредимыми. Но Бог избавил Лота, «утомленного обращением между людьми неистово развратными» (2Пет.2:7). Его гости, оказавшиеся ангелами, поразили слепотой неистовствующих развратников и вывели Лота и его семью за пределы города, строго предупредив: «Не оглядывайтесь назад!»…

У Мертвого моря есть еще одно название – Содомское море. В древности на его берегу располагались два богатых города – Содом и Гоморра. В Библии говорится о том, что жители этих городов были настолько нечестивы, что Бог уничтожил их небесным огнем. С тех пор слова «содомский», «содомит» стали именем нарицательным для всех, кто в порочности своей уподобляется жителям этих городов. А погибшие города служат вечным напоминанием всему человечеству – что бывает с теми, кто нагло попирает Законы Божии и законы Богом сотворенной природы. Но сегодня в существование этих городов, как и в то, что с ними произошло, верят, пожалуй, только христиане, да эксцентричные ученые. Для последних, правда, Содом и Гоморра представляют чисто научный, археологический интерес. С 70-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня поисками этих городов занималась не одна археологическая экспедиция, но все они закончились безрезультатно. Некоторые из ученых даже стали сомневаться в достоверности библейского повествования. Другие, хотя и считают Библию достоверным историческим источником, выдвигают свои собственные гипотезы об исчезновении древних городов, никак не связанные с нравственным состоянием его жителей.

Но, тем не менее, Мертвое море продолжает притягивать к себе массу туристов. Кого-то влекут целебные свойства его воды, кто-то приезжает сюда в поисках экзотики. Но обязательно каждому из прибывших покажут стоящий на южном побережье необыкновенный соляной столб, так называемую, жену Лота. И только те, кто хотя бы однажды читал Библию, при упоминании этого имени, вспомнят, что так звали одного их ветхозаветных патриархов, жившего в этих местах тысячи лет назад…

По усеянной камнями скалистой поверхности бежали трое путников: мужчина и две женщины. Они поспешно карабкались по крутым склонам горы, не оглядываясь назад и ничего не говоря. Там где местность становилась чуть ровнее они стремительно бежали, спотыкаясь и роняя в красную пыль свои скромные пожитки. Печать ужаса лежала на их лицах. Позади них, в долине, как в гигантском котле, варилось страшное варево – это догорал их город, Содом, из которого праведного Лота и его семью вывели ангелы Божии. Чуть ниже по склону, на небольшом уступе, который недавно миновали беглецы, возвышалась необыкновенная белая статуя. В ней, хотя и с трудом, но можно было узнать одну из тех женщин, что спаслись бегством из города, захлебнувшегося в собственном пороке. Статуя стояла к догоравшим руинам города лицом, изображавшим безмерный ужас. Безмолвный крик застыл в ее окаменевших устах, а в остекленевших глазах плясали языки пламени. Вопреки предостережению ангелов, жена Лота всё-таки обернулась. Но увидела не город, а совершавшееся на ее глазах таинство крещения – крещения огнём.