Какой штатив для съемки выбрать. Выбираем штатив

Что такое штатив? Определение не сложно: штатив — это специальное приспособление (как правило, с выдвижными опорами) для жёсткой фиксации фотокамеры. Славное немецкое слово Stativ называют ещё греческим трипод ("три ноги"), а по русски просто тренога:) Применяется для устранения вибрации, дрожания, и, соответственно, смаза снимка. Штатив обеспечивает наилучшую устойчивость фотоаппарата на любом диапазоне выдержек, кроме того, служит для точного наведения (в цель!) и удержания камеры в нужном положении. Как правило, трипод используют при съёмки на длинных выдержках, необходимых при недостатке освещения.

Штатив незаменим в условиях слабого или ночного освещения и является лучшим стабилизатором изображения!

Подобное освещение враг любого фотографа. И здесь нелишне добавить: при съёмке ночью (без высоких ISO, без вспышки!) штатив равняет в возможностях и зеркальные фотокамеры и компакты. Ну, почти равняет!

Кроме того, штатив и автоспуск — верные друзья фотографа, когда нужно сделать автопортрет, или запечатлеть себя вместе с одноклассниками, семьей, или сослуживцами.

И, конечно, макросъёмка! Многие треноги оборудованы богатым функционалом для макрофотографии. Как правило, это возможность съёмки с низких (или необычных) точек, а также возможность точных подвижек камеры, о чём ещё будет упоминаться по ходу данной статьи.

Штатив следует выбирать не только по функционалу. Безусловно, начинать следует не с этого, а с характеристик, присущих всем моделям без исключения: это устойчивость к вибрациям, грузоподъёмность, высота и, разумеется, собственный вес треноги и размеры в сложенном виде.

Штатив — разновидности и устройство

Штативы существуют давно, со времён появления первой фототехники. Тогда длительность выдержки даже при хорошем освещении могла достигать огромных величин (первоначально часов, потом минут!), поэтому штатив и фотоаппарат были единым целым. Эта неразлучная парочка требовала от фотографа недюжиной выносливости и навыков профессионального грузчика:)

С тех пор светочувствительность материала возросла в разы, светосила объективов тоже, фотоаппараты стали компактными, а тренога как была, так и осталась верным спутником фотографа (а иногда и любителя-энтузиаста), ибо при плохом освещении длинные выдержки всё равно могут испортить шедевр!

Сегодня встречаются следующие виды штативов:

и масса разновидностей...

Штативы бывают самые разные — высокие и маленькие, тяжёлые и легкие, настольные и карманные, профессиональные и любительские, с поворотным механизмом и (или) съемкой площадкой и без таковых. Изготавливаются из металла (часто — алюминиевый сплав), пластика, или углепластика (карбон).

Слева мы видим обычный штатив с максимально выдвинутой центральной колонной. Это увеличивает высоту треноги, однако в таком состоянии вибрация при съёмке может усиливаться сильнее. Смазанные снимки могут заставить вас опустить штангу (а возможно и ноги штатива) пониже.

Штатив, как и камеру, выбирают по своим потребностям: здесь наибольшее значение имеют такие характеристики, как рабочая высота, высота в сложенном состоянии, собственный вес, заявленная производителем грузоподъёмность... Характеристик много и мы ещё рассмотрим их более подробно.

Как устроен штатив
Тренога, как правило, состоит из складных ног-опор, поворотного механизма (штативная головка) и съёмной площадки, куда крепится фотоаппарат. "Ноги" представляют собой телескопические штыри (задвигаются друг в друга) и могут иметь несколько сочленений с фиксаторами. В итоге, штатив имеет возможность регулировки высоты — как складыванием-выдвиганием ног-опор, так и выдвиганием вверх-вниз центральной штанги.

Существуют два основных крепления фотоаппарата на штатив: резьба 1/4 (диаметр четверть дюйма) и 3/8 (диаметр три восьмых дюйма). Стандартная и более компактная резьба 1/4" применяется, как правило, на всех 35 мм (и меньших "по рангу" и весу) фотоаппаратах — вплоть до мыльниц. Мощная резьба 3/8" применяется при более значительных нагрузках.

Простой штатив уже имеет в своём составе встроеную штативную головку, но бывают и съёмные головы для разных задач, например, для фотосъёмки панорам. В этом случае ноги и головка покупаются раздельно:) Съёмные могут иметь резьбу разных типов (1/4" и 3/8"), поэтому для использования голов с иным креплением штатива нужен адаптер. Голову мы ещё рассмотрим более подробно, а сейчас вернёмся к выбору штатива.

Как выбрать штатив

По высоте
Какова должна быть максимальная (рабочая) высота штатива? По идее, максимальная высота может достигать уровня вашего роста. Но для путешествий лучше брать штатив с меньшей рабочей высотой, зато более компактный в сложенном виде. В конечном итоге, всё зависит от ваших целей и желаний. Поэтому брать самый низкий штатив для съёмки людей (и даже пейзажа), видимо, не стоит:)

По жёсткости, весу и конструкции
Что касается жёсткости, то главное правило одно — чем жёстче (и тяжелее!) штатив, тем лучше, поскольку лучше гасит вибрации. По идее, хороший штатив должен соответствовать, как минимум, весу фотокамеры. Но при фотосъёмке с телеобъективом желательно, чтобы вес нашей треноги превосходил массу фотоаппарата вместе с объективом. Смешно, но основной недостаток штатива это его габариты и вес:) Развитие композитных материалов позволяет изготавливать штативы небольшого веса, которые выдерживают значительную нагрузку.

Конструкции тоже разнообразны. Есть совсем крохотные, где придуманы опоры состоящие из множества гибких шарнирных узлов, что позволяет установить трипод на любой поверхности, и даже закрепить камеру на столбе, или ветке дерева. В общем, вариантов много, а чтобы не запутаться выпишем характеристики на бумажку, прежде чем идти в магазин и выбрать штатив.
По старшинству примерно так:

грузоподъёмность штатива
вес штатива
рабочая высота штатива
высота в сложенном состоянии
количество секций
минимальная рабочая высота
материал.

Ну с, приступим...

Выбор штатива по характеристикам

грузоподъёмность штатива
Это вес нагрузки в кг, указанный производителем. Например, 8 кг. Значит, такую нагрузку выдержит штатив — скажет продавец. Последнее не всегда понятно: это максимальная нагрузка на слом штатива, самопроизвольное его складывание (с убийством фотоаппарата), или просто предел вибраций от веса камеры для получения чёткой фотографии:) Можно смело делить цифру на 2, а то и на 3, но лучше всего провести эксперимент перед покупкой прямо в магазине: портит вибрация резкость на фото или нет. Грузоподъёмность штатива входит в число трёх самых важных его характеристик — наряду с весом и рабочей высотой.

вес штатива
Вес имеет значение! Чем тяжелее штатив, тем выше его грузоподъёмность (лучше держит камеру) и наоборот:) Кроме того, следует ещё учитывать штативную головку (если покупаете отдельно), иногда её вес сопоставим весу самого штатива. И только вы можете определить, сколько времени готовы таскать за собой эту ношу и готовы ли таскать вообще — известно, треноги сами не ходят:) В любом случае следует исходить из своих возможностей, и не только физических или финансовых: если у вас компактная камера, то нет смысла покупать дорогой и тяжёлый профессиональный штатив, выдерживающий 10 кг навешанной аппаратуры. Всё сказанное о весе и грузоподъёмности относится и к штативной головке.

рабочая высота штатива
Или максимальная рабочая высота. Подбираем по своему росту (чуть ниже, ибо камера на штативе увеличивает высоту), штатив в полный рост обеспечит комфорт при съёмке, ибо не нужно нагибаться:) Кстати, поворотный экранчик камеры хорошо решает проблему. Помним следующее: максимально выдвинутая штанга здорово увеличивает высоту штатива, но сильно уменьшает устойчивость фотоаппарата к вибрациям. Поэтому, выбирая штатив, следует уточнить: рабочая высота с выдвинутой штангой, или нет.

высота в сложенном состоянии
Проще говоря, это габариты штатива для переноски:) Чаще всего зависит от количества выдвжных секций. Чем больше секций, тем меньшую длину имеет штатив в сложенном состоянии.

количество секций
"Ноги" штатива представляют собой телескопические штыри, которые задвигаются друг в друга. Имеют чаще всего от 3-х до 5 секций (сочленений с фиксаторами). А сколько нужно? Правило простое: чем меньше сочленений, тем лучше устойчивость фотоаппарата к вибрации. А чем больше — тем меньше габариты штатива! Пять секций могут создать минимальный размер в сложенном положении и большую рабочую высоту, но такая конструкция гораздо хуже противостоит вибрациям, поскольку не может устойчиво держать большой вес фотооборудования. Для лучшей устойчивости (при прочих равных) 3 секции имеют преимущество!

минимальная рабочая высота
Минимальная высота, с которой возможна фотосъёмка. В случае с переворачивающейся штангой высота может быть совсем маленькой, что создаёт дополнительные возможности фотографу. В макросъёмке это бывает незаменимо! Кроме того, поворотная колонна может создать совершенно необычные точки съёмки.

материал
Алюминий, сплавы, композиты, карбон. Правило всегда одно: чем тяжелее штатив, тем лучше держит камеру. Но исключение, конечно есть! Штатив, сделанный из композиционных материалов (например, из карбона), легче и прочнее штатива из алюминия, а нагрузку держит такую же (и даже бóльшую). Это понятно. Из всякого правила всегда найдётся исключение, которое лишь подтверждает правило:) Цена штатива из карбона, разумеется, не радует, отсюда анекдот: мне пришлось продать свой фотоаппарат, чтобы купить хороший штатив...

Штативная головка (фотографы называют куда проще: «голова») штука весьма и весьма полезная — без головы, сами понимаете, никуда! :) Она служит для крепления фотоаппарата к штативу, для изменения его ориентации (в пространстве, разумеется!) и жёсткой фиксации.

Голова бывает 3D, панорамная и шаровая.

3D головка
Эта "голова" позволяет изменять положение фотокамеры в пространстве, как правило, по трём осям — наклоняться вверх-вниз с помощью длинной рукоятки, наклоняться вбок, вращаться по горизонтали — и без перемещения штатива, что очень удобно. В общем, 3D пришло в фотодело, видимо, раньше всех:) Фотокамера надёжно крепится (все положения фиксируются винтами, замками), и прекрасно ориентируется в пространстве в 3-х измерениях.

Панорамная голова
Для съёмки панорам применяется специальная панорамная головка, которая очень хорошо приспособлена для поворота на различные углы. Среди них имеются градуированные головки с установленным механизмом перемещения фотоаппарата, причём не вокруг своей оси (как в недорогих панорамных головках), а вокруг т.н. нодальной точки, что даёт беспараллаксную съёмку панорам (из нескольких кадров), и их качественную сшивку в редакторе. Стоить панорамные головы могут очень дорого, от $300 и гораздо выше.

Головки на шаровой опоре.
главное их отличие от "3D" — фиксаторов гораздо меньше, а камера гораздо быстрее устанавливается в нужное положение, чем 3D-голова. Конструкция плавно вращается вокруг шара — раз повернул и закрепил! Легко и оперативно. Недостаток шаровых головок: сложнее точно откорректировать наклон фотоаппарата по каждой из трёх осей; не все модели приспособлены для съёмки панорам.

Кроме того. Штативная головка может быть оборудована жидкостным уровнем (для "ровного горизонта" при съёмке пейзажей), и специальными механизмами для дополнительных перемещений. Например, для макросъёмки может пригодится направляющая фокуса (рельсовая или макро-головка), в некоторых штативах можно вынуть центральную колонну и перевернуть её, при этом камера оказывается между его ног, что очень удобно для съёмки макро с нижних точек.

Съёмная площадка.
Служит для быстрой установки или снятия фотокамеры на штатив (штативную головку). Для крепления фотоаппарата применяется резьба на 1/4" или 3/8". С одной стороны площадки имеется штырёк с резьбой, с другой — затягивающий винт, слегка утопленный в корпусе (видно на снимке слева). Затягивать можно обычной монеткой.
Иногда съёмная площадка бывает несъёмной:) Т.е. представляет собой единое устройство вместе со штативной головкой.

Производители штативов

Дешёвые штативы стоят менее $60-70, они сделаны из алюминия и отличаются слабым функционалом. К таким более тяготеют Arsenal, Continent, Velbon и др. Это не значит, что они плохие — для лёгких фотоаппаратов (например, компактов) и простых задач — самое то. Особенно, если не подвергаете штатив сильным нагрузкам (предельный вес камеры + съёмка при сильном ветре), не роняете, не используете каждый день беднягу на износ, то может прослужить долго, возможно без поломок. Разумеется, само деление по фирмам и ценам весьма условно, у каждой фирмы могут быть штативы разного класса и ценового диапазона, но тенденция всё же есть.

Однако нельзя утверждать, что с помощью дешёвой треноги невозможно сделать очень красивые фотографии.

Штативы для требовательных любителей и энтузиастов имеют бóльшие возможности, которыми снабжают свои триподы фирмы Benro, Cullmann, Gitzo, Giotto´s, Manfrotto, RRS, Slik. Как правило, при цене более $100-150 это уже полупрофессиональный класс со съёмными головками (последние могут быть в комплекте, или за отдельные деньги). Отличаются высоким функционалом, головками для различных задач, разнообразными углами наклона ног (это позволяет быстро установить камеру не на ровной поверхности), поворотными и переворотными колоннами для макросъёмки... Материал — от алюминия до титана и карбона.

В верхнем ценовом диапазоне от $500-700 и выше (только за треногу!) могут быть профессиональные штативы: выдерживают большой вес, рассчитаны на интенсивную ежедневную работу, имеют высококачественные сочленения (и даже силиконовую смазку). Не взирая на использования дорогих композитных материалов могут быть очень тяжёлые (до 5 кг и более), и предназначены для съёмки в экстремальных условиях — например, при сильном ветре. В этом классе следует выделить Gitzo и RRS, хотя повторяю: чёткой границы не существует.

Штатив — навыки работы

Навыки работы не сложны. Закрепляем фотоаппарат в нужном положении, отключаем стабилизатор изображения (если есть), делаем предварительный подъём зеркала (если фотокамера позволяет), устанавливаем нужную выдержку, и снимаем с помощью автоспуска (или пульта дистанционного управления). Все эти "меры предосторожности" необходимы для того, чтобы исключить возможное колебание от нажатия пальца, или хлопка зеркала — особенно если штатив лёгкий, или не очень жёсткий. Слева мы видим пример ночной съёмки — с выдержкой в 3 сек. Время экспозиции весьма почтенное. Если снимать с рук, не используя штатив, то за такое время смазались бы не только огни и силуэт промчавшейся мимо фуры, но и весь Великий Новгород в придачу...

Как выбрать штатив в магазине

Как выбрать штатив? Очень просто. В магазине обязательно выдвигаем ноги штатива на максимальную высоту, ставим на него фотоаппарат. Если штатив не сломался под тяжестью вашей камеры, не упал, и не сложился — уже хорошо:) Но это ещё не всё: снимаем на длинной выдержке, например, 2 сек. Если освещение хорошее и такая длинная выдержка не получается, то проще всего перевести камеру в режим "приоритет выдержки" и установить её принудительно (тогда автомат поставит нужную диафрагму самостоятельно). Щёлкнули, увеличиваем, смотрим...

Далее выдвигаем штангу и повторяем эксперимент. Не всегда будет резкость (полностью выдвинутая штанга может всё же вибрировать), и тогда придётся решать чисто Шекспировский вопрос: быть или не быть? Вообще, принято довольствоваться выдвижением штанги сантиметров на 10, не более (при чётких снимках), но если у вас лёгкий компакт, то почему бы не поднять и выше: здесь всё зависит от вашей требовательности.

Если снимки получились резкие и не размазанные, то штатив подходит весу вашего фотоаппарата. Или фотоаппарат штативу... Проверяем работу замков, винтов...

Если устраивает по размеру, весу, цене, удобствам и
резким фотографиям — можно смело брать!

Каждый пользователь зеркального фотоаппарата хочет добиться действительно качественных снимков. Это желание приводит к закономерной покупке актуальных аксессуаров и приспособлений для фотоаппарата. Одним из них является штатив – устройство, предназначенное для облегчения работы фотографа. Современные производители предлагают широкое разнообразие этих деталей – и не в последнюю очередь, благодаря их очевидным плюсам.

Преимущества применения штатива

В классическом понимании своего предназначения штатив служит для опоры фотоустройства . Установив на него технику, фотограф может экспериментировать со съемкой и ракурсами. Можно выделить такие преимущества работы со штативом:

  1. Получение стабильной картинки даже при низком ISO . Например, съемки на природе закатов и рассветов с получением минимального уровня «шума».
  2. Резкие снимки даже при больших фокусных расстояниях . Даже если в фотоаппарате есть оптический стабилизатор, работает он с длиннофокусным объективом не всегда корректно.
  3. Возможность более эффективного использования таймера затвора для съемки групповых фото .
  4. Снятие нагрузки с рук (особенно, если речь идет о моноподе).

Виды штативов

Существует удобная классификация, которая поможет определиться с актуальным для пользователя видом штатива:

  • монопод;
  • тренога;
  • мини-формат.

Уже одно только название заявляет об особенностях конструкции приспособления – у штатива всего одна нога . Монопод рационально использовать не только для освобождения рук фотографа от веса техники. Он также позволяет получить максимальный фокус для объекта съемки, что существенно уменьшает уровень шумов в кадре. Проще говоря, камера фиксируется на определенном уровне и расстоянии от объекта.

Ещё один бонус – расширение угла съемки, в кадр помещается гораздо больше пространства.

Логично использовать такое приспособление для проведения быстрых репортажных съемок. Ещё один уровень – это селфи-фотографии , которые с моноподом становятся более качественными. И хотя профессионалы выступают резко против подобных фотографий, их популярность возрастает с каждым днем, достаточно найти статистику просмотра таких снимков в сети.

Тренога

Такое название аксессуар для фотокамеры получил из-за своих «анатомических» особенностей – трех ног . Подобная конструкция усиливает устойчивость опоры. Особенность триподов в том, что они подходят для любой фототехники . Что касается материала изготовления, то он может быть представлен и в пластике, и в алюминии, и даже в карбоне. От этого будет зависеть вес водружаемой конструкции и естественно, цена:

  • 1-1,5 кг (примерно 30-60 долларов у бюджетных вариантов);
  • 3-10 кг (до 400 долларов у профессиональных моделей).

Имеют значение и габариты самой треноги. Будучи мобильным приспособлением, она может весить 1,5-2 кг, быть в сложенном состоянии примерно 50-70 см, а в «рабочем» виде 140-190 см.

Мини-варианты

Обладателям легких маленьких фотоаппаратов - «мыльниц» и бюджетных «зеркалок » - можно приобрести мини-штaтивы. Эти приспособления не могут поднять технику на большую высоту. Представлены они в двух вариациях:

  • у настольного мини-штатива раздвижные ножки;
  • встречаются модели с гибкими креплениями - их можно прикреплять к деревьям или заборам.

Вес настольного штатива варьируется в пределах 150-200 г, высота составляет 20-30 см,что позволяет разместить приспособление даже в рюкзаке.

Стоит заметить, что максимальный вес устанавливаемой конструкции ограничен – он не должен превышать 1 кг.

Поэтому с профессиональной техникой лучше не экспериментировать. Есть риск, что всё оборвётся и полетит вниз.

Правильный выбор штатива

Чтобы понять, на каком именно штативе остановить свой выбор, надо знать основные критерии его выбора:

  • материал изготовления;
  • количество секций для ножек;
  • возможности штативной головки;
  • площадка для закрепления техники;
  • наличие дополнительных приспособлений.
  • Высота поднятия

    Этот аспект стоит проверить в самую первую очередь. В идеале, комфортное использование – это когда штатив установлен на уровне глаз. Однако на практике такой подбор сопровождается трудностями, особенно, для высоких людей. В этом случае от своего роста следует отнять сначала 10-12 см (именно на таком уровне находятся глаза), затем ещё 6 см (расстояние от основания фотоаппарата до видоискателя) и ориентироваться на полученную цифру. Например, для фотографа с ростом 175 см идеально подойдет 160-сантиметровый треног.

    Следует также предусмотреть размеры устройства в сложенном виде. Это нужно для подбора сумки или чехла с ручками, для удобства транспортировки.

    Этот фактор следует учесть с расчетом на устанавливаемую технику. Штативы-«тяжеловесы» обычно дороже и прочнее.

    Здесь пригодится формула: штатив должен весить в 2-2,5 раза тяжелее самого фотоаппарата.

    Например, стандартная «зеркалка» с собственным весом не более 600 грамм и пятисотграммовым объективом рассчитана на штатив весом 1,5-2 кг и ценой в 30-50 долларов. При использовании профессиональной аппаратуры весом в 1,5 кг и объективом примерно в 4 кг понадобится что-нибудь посерьезнее.

    Разнообразие штативных головок

    Эта деталь – одна из ключевых в конструкции. Бывают съемные и несъемные разновидности головок. В последнем случае деталь невозможно будет заменить.

    Также различают такие виды деталей головок:

    • шаровая;
    • 2D и 3D-варианты;
    • панорамная.

    Шаровая конструкция представляет собой крепящуюся к шарику площадку, которая может двигаться во всех плоскостях. Регулировка осуществляется только одним фиксатором. Но этот тип крепления оказывается неудобным для съемки панорамных фотографий: очень трудно будет ровно снимать перспективу без перепадов углов и плавно поворачивать камеру горизонтально.

    Компактная шаровая головка Manfrotto 496

    2D и 3D-модели головок предоставляют дополнительные возможности по наклону. Но если первая делает это только вверх и вниз, то 3D-гoлoвкa полностью раскрепощает свободу движений в любом направлении, что является отличной находкой для панорамных фотографий.

    Manfrotto MHXPRO-3W 3D головка для штатива

    Панорамная головка , как понятно из названия, специально предназначена для съемки панорам. Особенно впечатляют её возможности при последующем «сшивании» кадров в редакторе. Вся работа здесь построена на плавном вращении фотокамеры вокруг какой-то одной выбранной конечной точки – это позволит избежать параллакса (проблем со стыковкой одного снимка с другим).

    Штативная панорамная головка Leofoto PAN-02

    Площадка для крепления

    Такая деталь сначала накручивается на фотоаппарат и потом уже крепится на саму штативную головку. Площадка придумана для того, чтобы при необходимости снять что-либо «с рук» камеру не пришлось долго откручивать. Универсальным решением в этом случае является площадка из двух частей : одна часть останется на опоре, вторая – непосредственно на камере. Это обстоятельство позволит при необходимости быстро снять фотоаппарат со штатива.

    Кстати, практически все производители выпускают идентичные площадки. Так, например, Canon подойдет для Nikon и других брендов – у них у всех одинаковое гнездо для крепления.

    Площадка для штативной головки Manfrotto 200LT-PL

    Материал гаджета

    В недорогих штативах «ноги» изготавливают из алюминия , а ручки на фиксаторах и площадках делают пластиковыми. Для профессиональной фототехники выбирают титан, карбон или магний в качестве основного материала. Пластиковые элементы в них тоже присутствуют, но более высокого качества. Такие крепления не будут люфтить, однако утяжелят весь штатив.

    Среди прочных вариантов также можно посоветовать древесину. Она довольно хорошо поглотит вибрацию.

    Ножки и количество секций

    Этот фактор тоже важен при выборе приспособления. Если секций две, то пользователь получает в сложенном состоянии большой по длине штатив, который поместится не в каждую сумку. При трех или четырех секциях конструкция будет устойчивее и займет в собранном виде меньше места.

    Важны и материалы, используемые для устойчивого крепления ножек. Встречаются несколько разновидностей:

    • с остроконечными упорами для более мягкого грунта;
    • резиновыми для съемки в студиях;
    • комбинированными (для всего).

    Зажимы на ножках бывают двух видов: эксцентрические, позволяющие быстро разобрать/собрать крепеж, и более надежные муфтовые.

    Полезные дополнения

    Среди прочих штативных возможностей особенно стоит выделить крючок , расположенный под выдвижной колонной. На него обычно вешается грузик, что обеспечит дополнительную стабилизацию. К тому же, подобная деталь чаще всего является подвижной – её всегда можно убрать, если в этом нет нужды.

    Ещё вариант, когда центральная колонная может двигаться как вверх, так и вниз. Это позволит получить необычные ракурсы.

    Краткий обзор производителей и популярных моделей

    На рынке представлен ассортимент штативов довольно большого числа производителей – от американских и европейских до азиатских. Среди прочих стоит выделить итальянский бренд Manfrotto, японский Slik, китайские Gitzo, Benro Cullmann, Hama, Arsenal, Unomat, Soligor, Rekam, Velbon. Главное при выборе штатива – чтобы он соответствовал требованиям, которые предъявляет пользователь. Лучшие штативы для фотоаппаратов у лидера отрасли Gitzo, где стоимость может достигать 1000 долларов. Плюс ещё дополнительно придется приобрести головку, к примеру, BH-55 будет стоить от 500 долларов. Высокий класс предлагает и бренд Ballhead . Такой штатив обеспечит плавную работу и надежную устойчивость при легкости конструкции.

    Начинающим можно посоветовать выбрать штатив для фотоаппарата Slik Sprint Pro II Tripod – стоимость не превышает и 100 долларов.

    Ниже приведем описание трех популярных у фотографов моделей штативов.

    Предметом особого интереса у фотографов является Vanguard Alta Pro 263AT ценой в 135 долларов (вместе с головкой стоимость составит 210 у.е.).

    Характеристики у штатива следующие:

    • высота при всех выдвинутых секторах ножек – 130 см, если включать ещё и центральную колонну – 162,5 см;
    • минимальная высота составляет 16 см;
    • вес – 2,2 кг;
    • возможность выдержать до 7 дополнительных кг;
    • опора трехсекционная.

    Из других бонусов:

    • центральная колонна вращается и наклоняется до 180 градусов;
    • имеется выдвижной крючок для крепления;
    • отличная оптическая стабилизация при снимках;
    • поставляется вместе с сумкой для переноски;
    • подавление вибраций.

    Для кого-то минусом является цена. Здесь можно посоветовать более дешевые варианты: Slik Sprint Pro II (до 90 долларов), Benro A297EX или Giottos MTL9361B .

    Говоря о другой рекомендуемой модели BENRO IT25 Pro (от 8000 рублей), сразу можно отметить самый главный плюс – штатив-трипод может трансформироваться в монопод. Таким образом, по цене одного штатива можно приобрести сразу два.

    Среди технических характеристик трипода:

    • максимальная длина - 1545 мм;
    • вес 1,6 кг;
    • 545 мм при сложенном варианте.

    Кроме возможности трансформации есть и другие бонусы:

    • шаровая головка идет в комплекте;
    • легкая и быстрая сборка;
    • производитель дает 6 лет гарантии.

    Здесь выделяется, например, GorillaPod Hybrid Eco. Он заставляет «влюбиться» в себя по следующим причинам.

    1. Его габариты в 25 см позволяют переносить устройство даже в кармане куртки.
    2. Вес всего 190 грамм.
    3. Есть съемное крепление на штативную головку. Последняя деталь шарового типа и имеет встроенный уровень для крепления, что позволяет не завалиться камере при съемке.
    4. Максимальная нагрузка – 1кг, что подходит даже для зеркального фотоаппарата.
    5. Имеет гибкие ножки благодаря установленных в них 30 соединительным элементам шарнирного типа.
    6. Угол для панорамирования составляет 360 градусов. При этом есть возможность делать наклоны вверх и вниз на 90 градусов.
    7. Материал изготовления – высококачественный АСБ-пластик.

    Единственный несущественный недостаток – несъемная «шаровая », закрепляемая на регулировочном винте. Гибкий штатив Joby GorillaPod Hybrid Eco пригодится любителям путешествий. Его можно отлично использовать в турпоходах для съемки природы. Ещё одна сфера применения – макросъемка, например, ювелирных изделий.

    Перед приобретением любой модели следует так проверять деятельность всей конструкции:

    • сначала разложить и сложить устройство;
    • проверить, насколько плавно двигаются секции ножек и фиксаторы головки;
    • проверить высоту (максимальная - не менее 15 см ниже роста человека);
    • свериться с бюджетом.

    Последний пункт должен полностью совпадать с будущими особенностями эксплуатации и техническими характеристиками.

    Человеку, купившему фотоаппарат, понадобится штатив. На сегодняшний день существует большой выбор модификаций этого изделия. Есть в репертуаре магазинов штативы на любой кошелёк. Но не всегда нужно гнаться за дорогими треножниками, так как их характеристики не всегда оправданы ценовой категорией. На первый взгляд, параметры дорогих и дешевых штативов мало чем отличаются. Для каждого из них отведена приблизительно одинаковая весовая нагрузка. А все остальные различия скрыты в деталях.

    Как правило, основа штатива изготовлена из алюминия, различия лишь в его толщине. Если слой алюминия массивнее, соответственно и вес самого треножника будет больше, чем у того, который изготовлен из тонкого слоя материала. И тут эта характеристика очень важна, поскольку вес штатива — важный критерий при выборе. Если фотограф нуждается в штативе для съёмок на выезде, ему пригодится лёгкое изделие.

    У дорогого тренога есть и свои плюсы: он будет гораздо устойчивее лёгкого, бюджетного штатива. Владельцу не надо будет его подстраховывать, придерживая конструкцию. Это также увеличит мобильность фотографа.

    Если же оператор будет снимать на улице, увесистый штатив сделает его съёмку гораздо качественнее, поскольку лёгкий треног будет шататься даже при лёгком порыве ветра.

    При осмотре штативов нужно обратить внимание на крепление и фиксаторы. Их качество тоже зависит от материала, из которого они изготовлены. В более дорогих моделях они работают мягко и фиксируются без всяких усилий, чего нельзя сказать о бюджетных моделях, у которых есть ещё один недостаток – ржавчина фиксаторов, что приведёт к негодности штатива. Наконечники ножек у штатива в идеале должны быть резиновыми. Это сделает треножник более устойчивым и бесшумным в использовании. Лучше всего, если они будут сменными. Это очень удобно, тем более что некоторые производители устанавливают такие насадки как на дорогих, так и на дешёвых моделях.

    Ещё одна деталь, которая используется во всех моделях штативов — это выдвижная штанга, регулирующая высоту фотоаппарата. Разница между ними заключается лишь в материале, из которого они сделаны. В более дорогих моделях штанга выполнена из металла, а в дешёвых из пластика. В работе это отражается лишь на эстетике. Металлическая штанга красивее на вид и приятнее на ощупь.

    А вот ручка подъёмника будет работать точнее, если сделана из металла.

    Строже всего нужно подойти к характеристикам головки штатива – она должна быть металлической и съёмной. Заменить литую пластиковую головку в случае поломки будет невозможно. Такими головками обычно оснащаются дорогие модели.

    Дорогие штативы более комфортны в использовании. Их движения при установке плавные, отсутствуют люфты при прокручивании головки, а крепёж фотоаппарата оборудован дополнительным винтиком. Это необходимо для крепления некоторых моделей фотоаппаратов Nikon и Canon.

    Дорогие модели идеально подходят для зеркальных фотоаппаратов профессионалов, которые планируют ежедневно и подолгу использовать штатив. Качество этого изделия влияет на комфортность работы фотографа, и, соответственно, на продуктивность его работы. Поэтому профессионалу лучше накопить деньги на дорогой штатив, чем мучатся с бюджетником.

    Для домашней и любительской съёмки даже любительскими компактами будет достаточно и бюджетной модели.

    На что обратить внимание при выборе?

    Для каких бы целей ни планировалась покупка, лучшие штативы должны иметь такие характеристик:

    1. Штатив должен быть подобран под рост фотографа, чтобы не пришлось припрыгивать к фотоаппарату или же, наоборот, приседать к нему, чтобы отрегулировать съёмку.
    2. Стоит присмотреться на самую нижнюю позицию обзора камеры. Ведь может захотеться снимать невысокие объекты, например, цветы. Чем ниже доступен обзор, тем больше будет возможности для фантазий и творчества фотографа.
    3. Штатив не должен падать или шататься при любом дуновении ветерка или же легком прикосновении. Это может подпортить качество съёмки.
    4. Головка штатива должна сохранять устойчивость при разных нагрузках. А ещё лучше, чтобы была площадка для непосредственного крепления фотоаппарата. Очень удобно, если такая площадка съёмная. В комплекте к качественным штативам идут несколько площадок, разного назначения: для камеры, фотоаппарата, прочих нужд.
    5. На концах ножек треножника должны быть выдвигающиеся шипы. Они делают штатив устойчивее на неровной поверхности. Но такие шипы могут испортить половое покрытие, поэтому важно, чтобы в комплекте были сменные резиновые насадки.

    В зависимости от конструкции существует несколько разновидностей штативов: монопод, мультипод, трансформер, штатив-пояс.


    Штатив монопод

    Монопод отличается своей мобильностью и простотой в использовании. Он хорошо подойдёт, например, для съёмок в концертном зале, где всегда очень мало места между креслами, или если нужно снять что-то очень быстро из-за скоротечности кадра: в музее, пещере на экскурсии с торопливым лектором или же тогда, когда с треногом просто некогда возиться. Обобщив, можно сказать, что такой штатив подойдёт только для оперативной съёмки. С моноподом используют несколько техник съёмки:

    1. Фотограф расставляет ноги на ширине плеч, и использует монопод как опору. Тем самым обеспечивая устойчивость всей конструкции.
    2. Фотограф поднимает монопод с фотоаппаратом над головой, чтобы снять объект, скрытый толпой людей, или другими помехами.
    3. И самая популярная нынче техника – для фотографирования себя любимого, или, как сейчас модно говорить, – «селфи».

    Учитывая особенности съёмки моноподом, они нередко оснащены спусковым механизмом, который синхронизируется с фотоаппаратом.

    Но классические моноподы для съёмки с земли и над толпой отличаются от моноподов для «селфи». Крепления штативов, в отличие от байонетов, универсальны и подходят к любым фотоаппаратом, будь то Кенон, Никон либо менее известные бренды. Поэтому существуют компании, специализирующиеся на выпуске штативов.

    Хорошим выбором классического монопода будет модель G1 бренда Continent. Он состоит из четырёх алюминиевых секций с резиновым наконечником опоры.
    Моноподы для «селфи», или, как их ещё называют, селфи-стики выпускаются не только для фотоаппаратов, но и для смартфонов. Поэтому нужно внимательно выбирать такой штатив по креплению. Хорошим выбором станет модель MPCOMPACT-BK фирмы Manfrotto, который оборудован струбциной на наконечнике, позволяющей закрепить любое устройство, начиная от смартфона, заканчивая видеокамерой.

    Штатив мультипод

    Этот вид штативов интересен тем, что он универсален при использовании. Если фотограф приобретет мультипод, в его арсенале появиться и монопод, и трипод. Эту возможность предоставляет конструкторная функция съёма ножек. Эта разновидность штативов очень интересная и многофункциональная.
    Отличным решением для профессионала станет мультипод D-Lex LXFT-4550. Этот классический треножник состоит их трёх прочных алюминиевых секций. Его конструкция позволяет устанавливать фотоаппарат на высоту до 1560мм. Механический подъёмник упростит регулировку высоты в процессе съёмки. А виноградный цвет штатива придаст его владельцу индивидуальности.

    Штатив-пояс

    В таком варианте штатива самое главное достоинство — это полная независимость и мобильность оператора. Несмотря на то что таким видом штатива пользуются в основном для съёмок видеокамерой, фотографы такие гаджеты тоже держат в фаворитах. Стоит отметить, что такой вид штатива не сравнится с триподом в плане устойчивости, но выигрывает в сравнении с моноподом. Боди-под отлично подойдёт для съёмки не выше собственного роста, когда негде поставить мультипод.

    Конструкция боди-пода представляет собой матерчатый пояс с двумя ремнями, которые одеваются на плечи для дополнительной поддержки. Спереди к поясу крепится стержень штатива. Боди-под состоит из одной секции. Сам стержень не предназначен для непосредственного крепления камеры, а рассчитан на использование совместно с небольшим моноподом.
    Например, боди-под Glidecam Body-Pod равномерно распределяет вес фотоаппарата благодаря удобно расположенным ремням, давая фотографу возможность отдохнуть от длительных съёмок. Данное устройство очень легко снять, что позволяет чередовать его использование с ручной съёмкой.

    Как и в случае с фотоаппаратом, главное, чтобы штатив индивидуально подходил фотографу, был ему удобен и не мешал работе. Вопросу удобности нужно уделить наибольшее внимание при выборе этого устройства.

    Рад приветствовать вас, уважаемый читатель. С вами на связи, Тимур Мустаев. В моих статьях вы могли прочитать о многих деталях фотоаппарата, причём как встроенных, так и дополнительных. Но есть одна вещь, которая используется многими фотографами и которая почти незаменима. В этой статье будет рассмотрен выбор штатива для зеркального фотоаппарата.

    Применяется он, как все сторонние фотоинструменты, для получения более качественной картинки или упрощения работы фотографа. Но пред его покупкой следует взвесить все «за» и «против», понять, что он действительно вам нужен.

    Плюсы и минусы

    Итак, давайте же разберём все плюсы и минусы штативов. Начать стоит, конечно же, с плюсов. Основной плюс кроется в самом понятии штатива – это опора. Вы можете установить на него камеру, потом уже изменять объект съёмки, если вы, к примеру, занимаетесь натюрмортом.

    Вокруг этого понятия строится целая куча плюсов, но я опишу самые, по моему мнению, очевидные.

    Во-первых , он позволяет работать с низкими значениями . Применяя его для получения кадра, можно быть уверенным, что картинка не «размажется». Особенно хорош штатив для съёмки рассветов и закатов, многокадровой съёмки на природе. В общем, описать его можно как идеальный инструмент для фотографирования с минимальным уровнем шумов в любое время суток.

    Во-вторых , этот чудо-инструмент делает возможной неторопливую съёмку. Да, на первый взгляд, такая особенность может показаться недостатком, но, чем больше я снимаю, тем лучше осознаю, что лучше рассмотреть все возможные недостатки потенциального снимка и попытаться их нивелировать на месте, чем пытаться всё исправить во время пост-обработки.

    В-третьих , искусственная опора позволяет боле эффективно использовать таймер для съёмки групповых фото. Представьте только, что вас пригласили на важное мероприятие близкие вам люди, а прийти без камеры было просто неправильно. Так вот, очень часто наступает момент группового фото, на котором должны быть вообще все, даже вы.

    В такие моменты и выручает таймер затвора. Однако, если нет штатива, то, чтобы получить качественный групповой снимок, придётся искать прочную опору. Само наличие этого инструмента выгодно решает такую проблему.

    В-четвёртых , с ним вы сможете получать резкие снимки при работе на больших фокусных расстояниях, применяя телеобъектив. Даже малейшее колебание камеры на дальнем фокусе может оказаться фатальным: потеряется резкость или сам объект съёмки, что хуже.

    Основные плюсы, очевидные лично для меня, я описал, настало время минусов. Думаю, они очевидны: это размер и вес. Если вы любите путешествовать, особенно за пределами родной страны, то вам, наверняка, знакомы такие проблемы, как прохождение таможенного контроля в аэропортах или определение места для фотооборудования.

    Вес является фатальным при дальних походах, а размер проявляется при работе в тесных пространствах, к примеру, в пещерах или тесных коридорах, тут уж зависит всё только от фантазии.

    Именно из-за этого следует тщательно подумать нужен вам штатив, или же вы обойдётесь короткой и высоким .

    Выбор штатива

    Итак, если вы, обдумав все достоинства и недостатки, решили, что без штатива никак, то нужно определиться, какой же из множества вариантов выбрать для себя. Здесь следует помнить, что для каждого фотографа выбор индивидуален, а описанный далее выбор касается исключительно меня. Конечно, будут описаны все знакомые мне вариации инструментов, а лично мой выбор я попытаюсь аргументировать.

    Штативы, как правило, состоят из нескольких элементов. Большинство из них включают в себя:

    • штативную головку;
    • центральную штангу;
    • ножки;
    • упоры ножек.

    Очень редко попадаются варианты без первого элемента, тем самым предлагая покупателю выбрать нужный ему экземпляр, чаще же всё идёт уже в собранном виде.

    Штативная головка

    Штативная головка – самый главный элемент выбираемого инструмента. Она определяет, как будет закреплена камера, что играет определяющую роль. Существует 4 основных вида головок:

    1. шаровая;
    2. джойстик;
    3. двухосная;
    4. трёхосная.

    Мой выбор пал на первую, а именно шаровую. На мой взгляд, она наиболее прочно фиксирует камеру, причём настраивать её очень удобно.

    Следует также обращать внимание на тип крепления камеры к головке и максимальный вес, который, данная установка способна выдержать. В случае веса, он должен быть больше массы вашей камеры примерно в 2, а лучше в 3 раза.

    Зачем? Чтобы в будущем, если вы решите сменить фотоаппарат или оптику, не пришлось менять штатив. К примеру, чтобы можно было установить на место Canon 1100D другой аппарат марки, более высокого уровня, типа Canon 70D, а может Canon 5D Mark II, который уж точно тяжелее.

    А что же такого в типе крепления?

    В большинстве случаев, на рынке представлены инструменты со статическим креплением. Это значит, что камеру нужно «прикручивать» к специальному разъёму. Есть крепежи-«застёжки», позволяющие быстро снимать и устанавливать аппарат, но они весьма ненадёжны: часто ломаются рычажки креплений (все зависит от качества штатива).

    Самый универсальный вариант – площадка из двух частей. Одна всегда остаётся на опоре, другая – на камере. Это позволяет быстро снимать наш аппарат со штатива при первой необходимости.

    Центральная штанга

    Такой элемент может быть съёмным или нет, всё зависит от штатива. От этого, в свою очередь, зависит эргономика. Не секрет, что с ней наш инструмент будет несколько тяжелее и крупнее. Однако, есть у него и некоторые особенности, за которые его можно полюбить, но обо всём по порядку.

    Так вот, при поднятии камеры вверх, центральная штанга позволяет зафиксировать её на комфортной высоте для съёмки. Благодаря этому отпадёт необходимость наклоняться для того, чтобы взглянуть в видоискатель. Можно также установить её горизонтально, что позволит перемещать камеру, тем самым меняя композицию, не изменяя положения штатива.

    Главными минусами конструкции можно назвать небольшой люфт (у большинства люфт невыносимо критичен) и отсутствие возможности установки инструмента на максимально низкое положение. Конечно, использовать в студии её можно, но для съёмки на природе от штанги лучше отказаться.

    Мое мнение, лучше брать со штангой. Тем более на сегодняшний день, на качественных штативах, штанга идет в комплекте по умолчанию.

    Ножки штатива

    Существует несколько видов ножек:

    • пластиковые;
    • алюминиевые;
    • металлические;
    • углепластиковые.

    Последние славятся наибольшей прочностью и лёгкостью, благодаря чему они так востребованы среди путешественников. Алюминиевые и металлические ножки прибавляют больше веса ко всей конструкции, но, зачастую, придают большую устойчивость. Пластиковые же не так прочны, к тому же, они обычно крепятся к центральной штанге. Пластиковые, я брать не рекомендую.

    Также следует учитывать количество секций в ножках. Чем их больше, тем выше может подняться штатив, поэтому выбор между двух и трёхсекционными моделями делается с оговоркой на высоту. Путешественники обычно выбирают варианты с тремя и более секциями, так как они более универсальны и удобны для перевозки.

    Существуют и более трех секций, которые очень удобны и компактны в сложенном виде, к ним стоит присмотреться.

    Упоры ножек

    Последние элементы, на которые следует обратить внимание – упоры на концах ножек и зажимы между секциями. Бывают версии:

    1. с остроконечными упорами;
    2. резиновыми;
    3. комбинированными.

    Первые применяются для работы с более-менее мягким грунтом, вторые – элемент студийной съемки, а последние позволяют делать всё сразу. Поэтому на последний вариант пал мой выбор.

    Что касается зажимов ножек, то выбирать следует то. Что удобно лично вам. Для меня наиболее правильным вариантом оказались эксцентрические зажимы. Они позволяют довольно быстро собрать и разобрать штатив. Второй возможный вариант – муфтовый крепёж. Он надёжнее, и некоторым может показаться удобнее, поэтому последний выбор остаётся за вами.

    Напоследок не хотелось проходить мимо, и порекомендовать вам, очень шикарный и грамотный курс «Цифровая зеркалка для новичка 2.0 ». Данный видеокурс, уже помог многим начинающим фотографам, который плохо разбирались в своих зеркальных фотокамерах и фотографировали только в режиме «Auto». После просмотра, они осознали всю прелесть зеркальной камеры и начали показывать хорошие результаты фотографий. Почему я это знаю? Потому, что, это мои знакомые, которым я рекомендовал данный курс.

    Мой друг приобрел себе штатив — BENRO IT25 Pro , покупал его на Aliexpress, вот ссылка на штатив, если кому интересно. Штатив, очень даже хороший. Такой, например, в М.Видео в разы стоит дороже. Еще плюс в чем, из него можно собрать монопод. Получается 2 в 1! Очень выгодно! Плюс в комплект входит шаровая головка, это вообще чудо. И еще одна фишка, которая внушает доверие, производитель дает 6 лет гарантии.

    Вот как он выглядит:

    Есть еще вариант BENRO IT15 . По цене он немного подешевле. Его можно купить в проверенном магазине на Aliexpress здесь .

    Чем он отличается BENRO IT15 от BENRO IT25:

    1. Небольшая разница в цене;
    2. Допустимая нагрузка 4 кг, вместо 6 кг, как у IT25;
    3. Максимальная расширенная длина — 1475 мм, у IT25 — 1545;
    4. Вес 1260 грамм, вместо 1610 грамм.

    Общий вывод

    Обе модели весьма впечетляющее. Похожи друг на друга. Обе имеют разложение на монопод, что очень радует. Гарантия от производителя 6 лет, а это говорит само за себя, что трипод очень качественный. Отзывы на эти триподы только положительные как и мой. Если искать дешевле, это просто деньги на ветер. Ничего относительно качественного вы не найдете. Купите хороший товар один раз и навсегда.

    Если вам интересно мое личное мнение, я бы выбрал BENRO IT25.

    Итак, я рассказал всё, чем руководствовался сам при выборе штатива. Надеюсь, вы примите правильное решение. Если это так, то расскажите об этой статье друзьям, лишним точно не будет.

    Всех вам благ, Тимур Мустаев.