Из серии «Еду я по Родине».

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» покажет американцам нашу «кузькину мать»

4 июня отряд кораблей Тихоокеанского флота (ТОФ) во главе с гвардейским ракетным крейсером «Варяг» вышел из Владивостока и взял курс в Сан-Франциско (штат Калифорния, США). В составе отряда - спасательный буксир «Фотий Крылов» и танкер «Борис Бутома».

Флагманом похода назначен внук прославленного советского флотоводца контр-адмирал Владимир Касатонов.


Гордое имя «Варяг» хорошо известно в США. Именно здесь в Филадельфии фирмой «Кромпф» по заказу русского адмиралтейства в 1901 году был построен второй по счету из корабельной династии «Варягов» - крейсер первого ранга водоизмещением 6500 тонн (первым был - спущенный на воду в 1861 году 18-пушечный корвет). Современный ракетный крейсер «Варяг» назван так в честь своего легендарного предшествпенрника, погибшего в бою с японской эскадрой при Чемульпо 27 января 1904 года. Он оснащен многоцелевым ударным ракетным комплексом, который способен поражать надводные и наземные цели на значительном удалении. Кроме того, в арсенале вооружения корабля имеются реактивные бомбометные установки, торпедные аппараты и несколько артиллерийских установок различного калибра и назначения. Российские корабли этого класса американские военные моряки называют «убийцами авианосцев».

Но нынешнее учебное плавание никакой опасности американцам не несёт. Оно продлится более месяца и пройдет в рамках международного военного сотрудничества России и США. По информации официальных представителей ВМФ, цель визита - демонстрация российского Военно-морского флага и дальнейшее
развитие деловых и дружеских контактов между флотами России и США. В ходе визита в Сан-Франциско делегация ТОФ нанесет визит в мэрию, моряки ознакомятся с городом и его историей, посетят музеи, памятные места. В программе визита есть и день открытых дверей, когда гостям и жителям Сан-Франциско покажут нашу «кузькину мать» - технику и вооружение «убийцы авианосцев».

В новейшей истории дружественные контакты между флотами СССР (России) и США берут начало в 40-х годах прошлого века. Первый визит кораблей ВМС США в СССР состоялся 28 июля – 1 августа 1937 года. Флагман – крейсер «Огаста» (Augusta) в сопровождении 4 миноносцев вошел в бухту Золотой Рог (Владивосток) с миссией дружбы. Инициатором контакта выступили США. Получив предложение
американского правительства, нарком иностранных дел СССР Литвинов докладывал Сталину: «Американское посольство сообщает, что... визит будет считаться «неформальным». Посольство желает выяснить в неофициальном порядке, желателен ли советскому правительству такой визит. Предлагаю ответить на запрос американского посольства положительно. Визит несомненно будет иметь политическое значение и подействует несколько отрезвляюще на Японию».

С учетом пропагандистского и внешнеполитического значения американской инициативы, и в первую очередь в связи с активизацией действий японских вооруженных сил на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, советское правительство дало согласие на заход кораблей во Владивосток. Были приняты меры по предотвращению «японских провокаций» в городе. Развлекательная программа, составленная для американских моряков, была насыщенной и разнообразной: посещение краевой оперетты, просмотр советских художественных и
документальных фильмов. Пятидневный дружеский визит американских кораблей в СССР был в целом положительно оценен как на официальном уровне обеих стран, так и самими участниками встреч. Однако во время политических процессов 1937–38 годов в СССР практически все военные моряки из числа высшего командного состава, принимавшие участие во встречах с американцами, были объявлены «врагами народа» и репрессированы.

«Ответный визит» советского военного корабля в США состоялся более, чем через... 50 лет.

В 1990 году сторожевой корабль «Волга» прибыл в порт Сан-Франциско на празднование 200-летия Береговой охраны США.

После этого взаимные визиты посыпались как из рога изобилия. Только за последние годы моряки-тихоокеанцы совершали официальные дружественные заходы в порты США Сан-Диего, Сиэтл, Перл-Харбор, на Марианские острова. Военные корабли США регулярно посещают Владивосток, Санкт-Петербург.

Но, как невесело шутят российские военные моряки, чем крепче мы дружим с американцами кораблями, тем ожесточенней противостояние наших флотов. Общеизвестно, что американские подводные силы и корабельные авианосные ударные группировки постоянно курсируют в зоне российских интересов. Наши подводные лодки с баллистическими ракетами, в свою очередь, патрулируют в районах Мирового океана, из которых можно нанести ответный удар по стратегическим объектам в США.

Накануне визита «Варяга» в США американские ВМС начали явно антироссийское совместное учение со своими грузинскими партнерами недалеко от российских берегов. Судно военно-морских сил США «Грейпли» вошло в потийский порт 26 мая для проведения совместных тренировок. А чуть раньше в феврале аналогичное учение в Поти провел корабль военно-морских сил США John Hall.

В апреле учения стран Североатлантического альянса под кодовым названием Brilliant Mariner и Brilliant Ardent состоялись в акваториях Балтийского и Северного морей. В них приняли участие 6500 человек личного состава, 36 надводных кораблей, 4 подводные лодки, 30 летательных аппаратов из США, Бельгии, Дании, Эстонии, Франции, Германии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Испании,
Великобритании. Полпред России в НАТО Дмитрий Рогозин оценил эти манёвры как чисто антироссийские. «Что интересно, – заявил он СМИ, – сценарий приблизительно напоминает натовское видение событий в Грузии. Одно государство пытается отторгнуть часть территории другого государства, для чего ополченцы этой части при поддержке агрессора проводят этнические чистки. ООН попросила НАТО заняться вопросом, чтобы «вернуть мир» в указанный район».

На июнь НАТО с подачи США проведет на севере Эстонии, примерно в 100 километрах от российской границы, десятидневные маневры, в которых примут участие ВМС прибалтийских стран и 500 морских пехотинцев США. При этом планируется отработка десантных операций на побережье. В сентябре на Балтике НАТО готовит ещё более масштабные учения, в которых будут задействованы свыше двух тысяч солдат и офицеров Латвии, Литвы, Эстонии и США. Цель учений
- проверить способность латвийской армии принять и разместить крупный иностранный контингент на своей территории. Одновременно планируется провести штабные учения для офицерского состава стран Балтии и тренировки по разгрузке транспортных кораблей НАТО. А свидетельствует всё это о том, что США готовят НАТО к развёртыванию на территории прибалтийских стран своих воинских контингентов.

Так что не стоит обольщаться тем, что американцы жмут нам руки на официальных визитах, лучше делать выводы из их реальных учебно-боевых действий. И поддерживать свой флот в боеготовном состоянии.

Соотношение сил ВМФ России и ВМС США

Атомные ПЛ с баллистическими ракетами: 11 к 14
Атомные ПЛ с крылатыми ракетами: 33 (16 в ремонте) к 62
Авианосцы: 1 к 11
Крейсеры УРО (управляемое ракетное оружие): 7 (3 – ремонт) к 22
Фрегаты УРО: 9 (1 - ремонт) к 30
Десантные корабли: 24 (5 - ремонт) к 32

Ракектный крейсер «Варяг»

«Варяг» - советский и российский ракетный крейсер, третий корабль проекта 1164 «Атлант», флагман Тихоокеанского флота России. Крейсер построен на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве в первой половине 1980-х годов.
Водоизмещение - 11280 т
Длина - 186,5 м
Ширина - 20,8 м
Скорость хода - 32 узла
Дальность плавания - 7500 миль
Автономность - 30 суток
Экипаж - 476 (510) человек

Вооружение

Противокорабельное - 16 пусковых установок комплекса «Вулкан» (боекомплект 16 ПКР П-1000)
Противолодочное - два торпедных аппарата, реактивные бомбовые установки РБУ-6000,
Противолодочный вертолет Ка-25/Ка-27
Противовоздушное - одна 130-мм установка АК-130, шесть - АК-630, две установки ЗРК «Оса-МА», восемь ЗРК С-300Ф «Риф»
Автор Сергей Турченко.

Один из самых воюющих кораблей российского Военно-морского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва» (проект 1164 «Атлант») может отправиться на ремонт и модернизацию в 2018 году. Планируется, что работы проведут на заводе «Звездочка» (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») в Северодвинске. Об этом писали некоторые СМИ со ссылкой на свои источники в отрасли. Сообщалось, что контракт на модернизацию корабля рассчитывают согласовать до конца 2017 года.

Недавно на этом заводе завершился ремонт другого крейсера этого же проекта «Маршал Устинов». В конце 2016 года корабль покинул акваторию предприятия и взял курс на Североморск - главную базу Северного флота.

Как сообщил источник в ВМФ, не исключено, что на время возможного ремонта крейсер «Москва» может быть заменен как раз «Маршалом Устиновым».

Этот вопрос наверняка стоит - кто заменит флагман Черноморского флота. Севастополь (корабли флота) стережет Средиземное море, восточную его часть. И нельзя, конечно, быть без такого корабля на флоте. Возможно предположить, что туда уйдет «Устинов». Потому что на севере (Северном флоте) есть тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий"Источник в ВМФ

Корабли проекта «Атлант» предназначались для борьбы с авианосными группировками вероятного противника, по которым могли наносить удары, находясь вне зоны действия вражеской авиации. Но сегодня, по мнению военного обозревателя Виктора Литовкина, их вооружение уже не гарантирует выполнения подобных задач.

И хотя наш флот уже давно не ставит перед собой задачу бороться с авианосными группировками, вооружение кораблей проекта «Атлант» и их системы обеспечения боя - разведки, навигации, связи, радиоэлектронной борьбы, а также силовую установку необходимо менять на самое современное. В том числе и для усиления наших возможностей в океане и в Средиземном море, где «пасется» американский 6-й флот с крылатыми ракетами на борту. И его корабли иногда заходят в Черное море, приближаясь к нашим берегам.

БОЕВАЯ ГЕОГРАФИЯ

Изначально планировалось построить 10 крейсеров проекта 1164 «Атлант», но заложить успели только четыре. Введено в строй три таких корабля - «Москва» (бывший «Слава»), «Варяг» (бывшая «Червона Украина»), «Маршал Устинов». Все он находятся в составе трех флотов РФ - Черноморского, Тихоокеанского и Северного.

Четвертый корабль - «Украина» (бывший «Адмирал флота Лобов») - стоит на заводе в Николаеве и находится в собственности Украины. По некоторым данным, его оценочная готовность составляет около 95%. Велись переговоры о его покупке Россией для Северного флота, но в начале 2014 года они были прерваны.

В 1991 году «Славу» (крейсер «Москва») поставили на стапеля Николаевского завода для частичной модернизации, но из-за недофинансирования запланированные сроки (не более года) превратились в долгие восемь лет. Для окончания ремонта деньги предоставили власти российской столицы. В 1999 году корабль вернули в море, но уже под новым именем.

Уникальность его в том, что он (крейсер «Москва») - первый корпус корабля проекта «Атлант», в том, что он все время плавает… и был в свое время вытащен из ремонта.

За кормой крейсера - множество дальних походов, три океана (Тихий, Атлантический и Индийский), выполнение ответственных задач в различных регионах планеты: участие в обеспечении встреч глав СССР и США на острове Мальта в 1989 году, выполнение боевых стрельб (в том числе и в Атлантическом океане), участие в масштабных международных маневрах.

Серьезной проверкой для корабля стало участие в обеспечении операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года. Крейсер действовал тогда в составе корабельного соединения разнородных сил.

В 2013 году крейсер прошел через Панамский канал и вышел в Тихий океан. В эту самую загруженную водную артерию западного полушария корабли под Андреевским флагом заходят редко.

В марте 2014 года крейсер совместно с другими кораблями Черноморского флота осуществлял блокаду украинских ВМС на Донузлаве. А зимой 2016-го вернулся с боевой службы в Средиземном море, где прикрывал российскую авиабазу в Сирии.

Экипаж крейсера действовал в составе постоянного соединения ВМФ в Средиземном море, выполнял задачи по прикрытию средствами ПВО российской авиабазы Хмеймим на территории Сирийской Арабской Республики.

Корабль в Средиземном море сменил однотипный ракетный крейсер «Варяг», флагман Тихоокеанского флота. По итогам 2016 года «Москва» возглавил список лучших кораблей Черноморского флота.

«АРГУМЕНТЫ» КРЕЙСЕРА

После распада СССР эти корабли составили основу тяжелых надводных сил флота России. Этот класс назывался в НАТО «убийцей авианосцев».

СПРАВКА. РАКЕТНЫЕ КРЕЙСЕРА ПРОЕКТА 1164

Предназначены для нанесения ударов по ударным группировкам и крупным кораблям противника, для обеспечения боевой устойчивости противолодочных поисково-ударных групп кораблей, а также выполнения задач коллективной ПВО соединений и конвоев в удаленных районах Мирового океана. Вспомогательными задачами кораблей данного класса является огневая поддержка десантов, борьба с подлодками, обстрел побережья, занятого неприятелем.

Крейсер проектировался под противокорабельную ракету П-500 «Базальт», далее был перевооружен на более совершенные П-1000 «Вулкан». На крейсере их 16 (восемь спаренных пусковых). Длина ракеты почти 12 м, масса без стартовых ускорителей свыше 5 т. Дальность стрельбы - 550–700 км в зависимости от выбранного профиля траектории. Скорость - до 2,5 Маха (почти 3 тыс. км/ч). Боевые части - фугасно-кумулятивная (заряд взрывчатого вещества около 500 кг) или ядерная.

Зенитно-ракетное вооружение крейсера состоит из восьми пусковых установок ЗРК С-300Ф «Форт» (боекомплект 64 ракеты) и двух установок комплекса «Оса-АК» с боекомплектом 48 ракет.

Артиллерийское вооружение включает 130-мм артустановку АК-130 и шесть шестиствольных 30-мм зенитных автоматов АК-630. Принятая на вооружение еще в 1980-х годах, АК-130 на сегодняшний день остается самой мощной корабельной артиллерийской системой в мире.

Противолодочное вооружение состоит из двух торпедных аппаратов (боекомплект 10 противолодочных торпед), двух реактивных бомбометных установок РБУ-6000 (боекомплект - 96 реактивных глубинных бомб) и вертолета-Ка-27.

При своих 11,5 тыс. т водоизмещения и внушительных размерах (186,5 м длины и 20,8 м ширины) «Москва» развивает скорость в 32 узла (60 км/ч). Экипаж - 510 человек. Плюс к этому неограниченная мореходность, большой запас автономности, мощное вооружение - по своим боевым возможностям намного опережает аналогичные корабли других стран такого же класса.

По мнению военных экспертов, обновленная «Москва» может получить новейшие крылатые ракеты «Калибр». Это оружие уже успешно зарекомендовало себя во время массированных ударов по объектам террористов в Сирии, и к нему проявляют интерес иностранные заказчики (к экспортным вариантам - системам Club-N и Club-S. - Прим. ТАСС).

«Калибры» несут на своем борту фрегаты проекта 11356 («Адмирал Григорович»), подлодки «Варшавянка» и «Щука» - субмарины могут запускать из торпедных аппаратов ракеты на дальность до 1,5 тыс. км.

«Калибры-НК», конечно, не единственное мощное вооружение для российских надводных и подводных кораблей, но их эффективность проверена высокоточными ударами по террористическим базам, пунктам управления и базам подготовки боевиков террористических группировок ИГИЛ и Джебхат ан-Нусра (запрещены в РФ) в Сирии. Думаю, на модернизированной «Москве» они будут весьма кстати, как, не исключено, и противокорабельные комплексы «Оникс"Виктор ЛитовкинВоенный обозреватель ТАСС

О новом вооружении для «Москвы» говорили еще в 2015 году. Помощник главкома ВМФ по военно-научной работе капитан 1-го ранга Андрей Суров сообщал, что будет модернизация под новые комплексы оружия, новые системы связи, автоматизации и управления.

По его словам, этот сегмент кораблей флот будет сохранять «в ближайшие 5–10, может быть, 15 лет», однако на смену ему ведутся исследования и разработки корабля аналогичного водоизмещения.

О СЕВЕРНОМ «АТЛАНТЕ»

Ремонт «Маршала Устинова» начался в 2011 году корабелами Центра судоремонта «Звездочка». Были выполнены работы по корпусу корабля, механизмам винторулевой группы, главной силовой установке, общекорабельным системам крейсера. Проведена модернизация систем радиоэлектронного вооружения с заменой аналоговых устройств на цифровые.

На предприятии отметили, что опыт, полученный «Звездочкой» при ремонте «Маршала Устинова», позволит сократить время ремонтов однотипных с ним крейсеров «Москва» и «Варяг».

Они еще раньше получили опыт ремонта надводных кораблей, когда модернизировали корабль «Бесстрашный» 956-го проекта (в 2004 году сменил название на «Адмирал Ушаков». - Прим. ТАСС). Потом они сделали авианосец. Явно, что этот период ремонта будет короче с учетом этого опыта, который был получен ранееИгорь КасатоновСоветник начальника Генштаба ВС РФ, адмирал

В конце октября 2016 года «Маршал Устинов» вышел в море для выполнения программы заводских ходовых испытаний. Многочисленные проверки систем и механизмов крейсера в морских условиях, продолжавшиеся около месяца, подтвердили высокие эксплуатационные характеристики корабля.

Пишет жж-юзер drugoi: 44-я Краснознаменная бригада противолодочных кораблей Тихоокеанского флота России располагается в самом центре Владивостока, рядом с морвокзалом, напротив здания штаба флота. У стенки рядком стоят четыре больших противолодочных корабля проекта 1155. Отсюда эти корабли отправляются на боевые дежурства в Аденский залив, где защищают торговые суда от пиратов.

Справа от четверки БПК стоит плавучий госпиталь «Иртыш», а слева - флагман Тихоокеанского флота, гвардейский ракетный крейсер «Варяг».


Ракетный крейсер проекта 1164.1 «Червона Украина» заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве 31 июля 1979 г. (заводской № 2010), 5 ноября 1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, спущен на воду 28 августа 1983 г., вступил в строй 25 декабря 1989 г., а 28 февраля 1990 включен в состав Тихоокеанского флота. После распада СССР крейсер достался России и в 1996 г. по инициативе экипажа корабля был назван «Варягом» - в честь знаменитого бронепалубного крейсера 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России, участника боя при Чемульпо 1904 г.
Главное крейсера - самонаводящиеся крылатые ракеты комплекса П-1000 «Вулкан». Пусковые установки ракет СМ-248 расположены по бортам корабля, выглядят очень внушительно и по ним «Варяг» легко отличить среди других кораблей. Крейсеры проекта 1164 еще называют «убийцами авианосцев» - собственно, для этого они и создавались.

1. Впечатляет схема действия ракет - после залпа с одного борта все восемь ракет после раскрытия крыльев образуют единую группу, «волчью стаю» с вожаком - отдельно летящей ракетой, которая наводит всю группу на цель, корректирует курс для остальных ракет, сбрасывая им информацию. При подлете к цели ведущая ракета выбирает самый крупный объект (авианосец), направляет на него одну из ракет с т.н. «спецбоеприпасом» и делит оставшиеся объекты между остальными ракетами «стаи». Все ракеты включают головки самонаведения и наносят удар по объектам. Масса одной ракеты - почти пять тонн, скорость полета - около 2900 км/час. Шансов остаться на плаву после попадания такой ракеты у корабля противника нет никаких. Если ведущую ракету успевают сбить, на её место встает другая, точно такая же. Атака происходит без участия экипажа корабля по системе «выстрелил - забыл». Интересно, что всё это - технологии начала 70-х годов.

2. Знакомство с «Варягом» начинается с прозаических мешков с капустой и морковкой. Стоящий рядом БПК «Адмирал Пантелеев» собирается в поход к берегам Африки и загружает к себе запас продуктов.

3. В морские походы уходят надолго и запасаются всем необходимым всерьез. Это только малая часть той питьевой воды, которая загружается в трюмы военного корабля.

4. Сопровождающий меня офицер посоветовал не пользоваться мобильным телефоном: «Если смартфон, лучше выключить, а то может сгореть». Я не поверил, но на всякий случай выключил. На корабле есть полный набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо» по обнаружению работающих радио и локационных станций, головок самонаведения ракет противника, их пеленгованию и подавлению. Может быть, в словах офицера и был определенный резон.

5. На баке «Варяга» стоит АК-130 - корабельная автоматическая пушка. Стреляет осколочно-фугасным снарядом со скоростью 90 выстрелов в минуту и дальностью до 23 километров. Полностью автоматическая - действует самостоятельно до тех пор, пока не кончится боезапас. Говорят, не имеет аналогов в мире. Чего-чего, а то, что стреляет у нас умели делать. С ширпотребом были проблемы, а вот пушки всегда были отменные. АК-130 - не исключение. В первоначальных экскизах корабля пусковых установок было 12 (по шесть на борт) и вместо одной сдвоенной пушки было две одноствольных А-100. В 1972 г. адмирал Горшков приказал добавить еще четыре пусковых установки для осуществления двух полных восьмиракетных залпов, а две АК-100 заменить на одну двухствольную АК-130. Корабль стал значительно тяжелее, уменьшилась скорость и боезапас артиллерийских орудий (720 выстрелов против 2000).

6. Несмотря на современные средства связи, система сигнальных флагов остается на флоте основной коммуникацией для плавсредств. На военно-морском флоте России используется свод сигналов флота СССР. 32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита: Веди - «Курс ведет к опасности», Живете - «Дать средний ход», Й - «Обнаружил мину» и т.д. На этом снимке - место сигнальщика на крейсере. В металлическом ящике лежат сигнальные флаги, которые по необходимости поднимаются на вертикальных фалах на рею. Слева от ящика - черные «ходовые шары», которыми в море обозначают скорость корабля. Чем ниже расположен «шар» - тем выше скорость. К слову, «Варяг» может идти со скоростью в 32 узла. Когда он идет с такой скоростью, бурун за кормой - высотой метров в десять.

7. «Что это там красненькое синеется?». На стенке - силуэты кораблей и самолетов России и стран НАТО. Подсказка для сигнальщика, который наблюдает за происходящим вокруг корабля.

8. Это ходовая рубка корабля. Отсюда им управляют в повседневных условиях. Рубка соединена с боевым информационный центром БИУС «Лесоруб-1164» командирским лифтом.

9. Место командира крейсера «Варяг», гвардии капитана 1-го ранга Эдуарда Москаленко.

10. Здесь и правда всё напоминает о 70-х годах. Такое надежно-железное. «Тёплый ламповый звук». Я изо всех сил старался не фотографировать ничего секретного, но поди разбери, где тут что.

11. «Товсь» - люблю эти флотские словечки. Гюйс, битенг, твиндек, зюйд-вест, комингс, ахтерштевень, нактоуз - все это пахнет соленым морским ветром и волнует несказанно.

12. Смены разошлись по местам работы. Кавтаранги ломали головы: «Что бы тебе такого несекретного показать?». Сошлись на каком-то экране №22. Матрос Ренат из Башкирии сел на место оператора и стал нажимать кнопки, включать мониторы - изображать деятельность на боевом посту. Выглядело это вполне достоверно.

13. Тот же Ренат, невовремя попавшийся на глаза офицерам, оживил собой помещение корабельной библиотеки, сделав вид, что разбирает пришедшую на корабль почту. Библиотека хорошая. Маленькая, но всё есть. Вообще, «Варяг» довольно комфортный корабль. Кают-компании отделаны деревом, висят картины, на полу ковры. Есть бассейн с водопадом, лечебные души, большая парилка, сауна. В жилых каютах кондиционеры, на корабле есть четыре воздушные холодильные установки.

14. Прогулка по крейсеру - это длинные переходы по бесконечным коридорам и внезапные спуски и подъемы по вертикальным трапам. В четвертом отсеке мы спускаемся все ниже, туда, где матросские кубрики. Оружие, конечно, интересно, но очень хотелось посмотреть, как живут моряки на одном из самых мощных крейсеров в мире.

16. На экране состязания на лучший кубрик можно увидеть, например, что кубрик №14, забивший болт на состязание в декабре, получил, видимо, большой звезды от командиров и потом стал передовым, не опускаясь ниже оценки «четыре».

17. Так отдыхает ночная смена в образцовом теперь кубрике №14. Я на пару секунд приоткрыл дверь и сделал несколько снимков спящих матросов.

18. В соседнем кубрике матрос писал что-то важное в журнал. Рядом с ним стоит привинченная к столу клетка с попугаем. Попугай был на месте и отдыхал.

19. Святая-святых ракетного крейсера - камбуз. Потолки здесь низкие и матрос с тряпкой в руке, наводящий порядок, ходил нагнув голову, что придавало его фигуре печальный вид. Рядом два других матроса начали открывать консервные банки простым ножом, за что немедленно получили нагоняй от сопровождающих меня офицеров. Все должно быть идеально для чужого взгляда, я понимаю.

20. Корабельный котэ - непременная принадлежность любого боевого корабля для борьбы с грызунами. Или, как здесь говорят, «белками». Котики и жизненно важные кабели в металлической оплетке - таковы условия сосуществования людей и грызунов. Котов на корабле несколько, их заводят по одному на боевую часть. Кошки крейсера «Варяг» пользуются популярностью у гостей в разных странах, куда заходит корабль. Случается, их дарят - один из корабельных котов живет теперь в православной церкви в Сингапуре. Матушка, говорят, была счастлива такому подарку. Еще один был подарен местному адмиралу в Индонезии.

21. Хотелось взять один спасательный круг на память. Круг не дали, казенный, но подарили другое.

22. Мы пообедали с офицерами, поговорили, потом переместились в рабочую каюту, там еще поговорили. Уходить не хотелось, но времени было в обрез - у них, и у меня. Уходя, сделал еще несколько снимков на палубе «Варяга» и на берегу.

24. Мне показалось, что на крейсере всё в порядке. В море ходит, учебные стрельбы проводит. «Варяг» - желанный гость в иностранных портах, на него выстраиваются очереди из желающих совершить экскурсию по кораблю. Как говорили офицеры: «Рядом стоит французский «Мистраль» - туда никого, а к нам - очередь на весь причал, по тридцать тысяч человек приходит за несколько дней визита». Видно, как моряки гордятся своим «Варягом», своей службой. Звали с собой в поход - надо подумать, я с качкой не дружу, хотя очень хочется, конечно. Потому что это - настоящее.


Пока в южнокорейском Пусане стоит наш «Варяг», к берегам Кореи, только северной, приближается враждебная эскадра. Ещё не вражеская – ибо война не объявлена, отмечает сетевое издание «Царьград». Но положение обострено настолько, что во вражескую её обратит первый же выстрел, информирует «Тихоокеанская Россия », ТоРосс.

«Царьград» продолжает: «Если это будет твой выстрел – зачинщиком войны станешь ты. Но зато вырвешься в открытое море и сможешь воевать дальше. Если будешь ждать – то сначала тебя заблокируют в порту, а потом расстреляют при попытке выхода их акватории.
Перед такой дилеммой стоял капитан 1-го ранга Всеволод Руднев, командир крейсера «Варяг», стационированного в корейском порту. Он выбрал второй вариант и вошёл в историю героем. Хотя с точки зрения военной совершил ошибку — как считают многие флотские — прояви он активность, шанс уйти от японской эскадры контр-адмирала Сотокити Уриу у него был.
Он мог уйти. Но предпочёл не сдаться.
Парадоксы истории — сегодня в корейском порту снова стоит крейсер «Варяг». И снова к нему приближается пока не вражеская, но уже враждебная эскадра. Более того — армада, по словам главы государства, который послал её. И выбор, что характерно, примерно тот же: останься в порту — и можешь стать мишенью.

Правда, между этими выборами прошло 113 лет. И порт другой: тогда был Чемульпо, нынешний Инчхон, а теперь – Пусан. И находится там «Варяг» с дружеским визитом. Вместе с сопровождающим его танкером «Печенга». А враждебная эскадра теперь не японская, а американская.

Да и, если начистоту, выбор перед командиром «Варяга» гвардии капитаном 2-го ранга Алексеем Ульяненко не стоит. Визит, начавшийся 11 апреля, должен продлиться четыре дня и, значит, уже завтра-послезавтра русские корабли отдадут швартовы. С американцами если и встретятся, то в море. И отношения между США и Россией, какими бы сложными ни были, — сегодня всё же далеки от непосредственной угрозы войны.

А если бы он был, этот выбор? Что смог бы противопоставить врагу «Варяг», кроме той же готовности не сдаваться, которую показали прадеды в бою при Чемульпо?

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» – корабль не новый. Строительство его началось ещё 31 июля 1979 года.

Грустная улыбка истории: этот ракетный крейсер проекта 1164.1 был заложен под именем «Червона Украина» на судостроительном заводе «Имени 61 коммунара» в городе Николаев. На той самой верфи, строительство которой было начато ещё в 1787 году распоряжение светлейшего князя Потёмкина-Таврического, сначала отвоевавшего для Российской империи эти земли у турок, а затем вдохнувшего в них жизнь возведением городов и храмов, строительством предприятий и производств. Верфь так и называлась при открытии в 1788 году — Николаевское адмиралтейство.
Первый корабль — парусный фрегат «Святой Николай» здесь спустили на воду 25 августа 1790 года. Воевал затем фрегат в составе эскадры под командованием адмирала Фёдора Ушакова, участвовал в одной из легендарных побед русского флота — сражении у мыса Калиакрия, бомбардировал вражеские батареи и высаживал десант в не менее легендарной битве за остров Корфу в 1799 году. Это та самая не имевшая аналогов в морской истории операция в ходе войны с Францией, когда «крепости брали корабли».

А теперь этот героический русский завод, строивший героические русские корабли, оказавшись на незалежной Украине, клепает печки-буржуйки для карательных войск в зоне АТО. Дерусифицирован до крайнего предела…

Но в 1982 году, когда крейсер «Червона Украина» спустили на воду, про такое будущее никто и не думал, и не знал даже, что такое возможно. Потому в 1990 году крейсер совершил межфлотский переход из Севастополя в Петропавловск-Камчатский, где и был зачислен в состав 173 бригады ракетных кораблей Камчатской флотилии. Здесь он скоро оказаался лучшим кораблём соединения, завоёвывал первые призы за стрельбы крылатыми ракетами. Так что когда 9 февраля 1996 года корабль получил своё новое, святое имя, это было признано достойным традиций – имя легендарного «Варяга» даётся наидостойнейшим.

Сегодня этот корабль — флагман Тихоокеанского флота России. Его водоизмещение составляет 11 280 тонн. Длина — под 200 метров, ширина — почти 21 метр. Высота по миделю — 42,5 метра. Впечатляют ходовые характеристики: при общей мощности газотурбинной энергетической установки в 22 500 лошадиных сил (а их — четыре) скорость хода — 32 узла. Когда «Варяг» идёт на полном ходу, за ним взымается бурун высотою в 10 метров!
Дальность плавания — 7500 миль с автономностью до 30 суток. Экипаж — примерно в 500 человек.

Чем оснащён «Варяг»?
Корабль зовётся «убийцей авианосцев».
Достаточно ли он грозен для противника?

Несмотря на возраст, корабль сегодня оснащён самым современным боевым и навигационным оборудованием.

Несколько радиолокационных станций: трёхкоординатная РЛС обнаружения воздушных целей МР-600 «Восход», РЛС МР-123 «Вымпел» для управления стрельбой артиллерийской установки. РЛС 3Р41 «Волна» антенного поста управления стрельбой ЗРК «Форт», называемая за характерную форму «сиська». Радиолокационный комплекс MP-800. Комплекс радиоэлектронной борьбы ПК-10 «Смелый».

Сама 30-миллиметровая шестиствольная автоматическая артустановка АК-630. Это прежде всего противовоздушное вооружение, включающее, кроме того, две установки ЗРК «Оса-МА» с ракетами 9М33 и восемь ЗРК С-300Ф «Форт».

В качестве противолодочного вооружения используются два пятитрубных торпедных аппарата, реактивная бомбомётная установка РБУ-6000 «Смерч-2», а также противолодочный вертолёт Ка-27.

Как артиллерийское вооружение работает 130-миллиметровая артустановка АК-130. Этой корабельной автоматической пушке нет аналогов в мире. Она стреляет на дальность до 23 километров осколочно-фугасными снарядами со скоростью 90 выстрелов в минуту.

Для управления вооружением стоит боевая информационная система БИУС «Лесоруб-1164». Для обеспечения навигационной безопасности — комплексы «Бал» и «Вайгач», где отображаются электронные карты.

Среди оборонительных средств — набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо». Он предназначен для обнаружения радиолокационных станций, головок самонаведения ракет противника с дальнейшим их пеленгованием и подавлением.

Но главная часть вооружения крейсера «Варяг» – самонаводящиеся крылатые ракеты комплекса П-1000 «Вулкан». Именно благодаря им крейсеры проекта 1164 и назвали «убийцами авианосцев». После запуска из расположенных попарно по бортам корабля пусковых установок СМ-248 все восемь ракет раскрывают крылья и превращаются в единую то ли акулью, то ли волчью стаю, составляя единую группу под управлением ракеты-«вожака». Эта, формально говоря, ведущая ракета отдаёт всей группе целеуказания, корректирует их курс, наводя на цель. При приближении к ней все ракеты включают головки самонаведения, и уже неотвратимо наносят удар. При этом сам «вожак», не мудрствуя лукаво, выбирает самый крупный объект, направляет на него ракету с самым крупным зарядом (а если для авианосца, то и со «спецбоеприпасом»), а остальные распределяет по другим объектам.

Что интересно, если ведущую ракету сбить, то её функции принимает на себя другая, за ней третья и так далее. В итоге для экипажа корабля стрельба становится занятием азартным, но кратковременным: работает схема «выстрелил – забыл».

Всего боекомплект таких ракет — 16 единиц.

Как утверждают моряки, при попадании такой ракеты массой почти в пять тонн на скорости около 2900 км/час с фугасным боеприпасом в 500 кило – шанса остаться на плаву у корабля противника нет ни одного.

Боевой опыт? Есть!

Кстати, «Варяг» участвовал в боевой операции в Сирии — в январе 2016 года сменил однотипный крейсер «Москва» в составе Оперативного соединения ВМФ России на Средиземном море. Основной задачей было прикрытие действий авиагруппы ВКС оссии на базе Хмеймим с помощью ЗРК «C-300Ф».

В средствах массовой информации некоторые корабли нашего флота называют «убийцами авианосцев». В разных интерпретациях это прозвище гуляет по страницам газет, звучит в разных телепередачах. Создается впечатление, что такой корабль или подводная лодка способны чуть ли не в одиночку «убить авианосец», а для нашего флота разгром авианосной группы (авианосцы в одиночку не ходят, их всегда охраняет группа кораблей, которые образуют авианосную ударную группу - АУГ) задача достаточно простая. Однако это не совсем так.

Прежде всего, о самих «убийцах авианосцев». Такая кличка «приклеилась» к ракетным крейсерам проекта 1164, которых именно так часто именуют в прессе. Очевидно за их грозный вид с 16-ю ПУ для мощного ракетного комплекса «Базальт» или «Вулкан». Помимо этого корабля к числу «убийц» можно отнести и тяжелые ракетные крейсера проекта 1144 (наиболее известный из которых «Петр Великий»), а также ракетные подводные лодки проекта 949А (стали известны широкой общественности в связи с трагедией подводной лодки «Курск»).

Итак, способен ли такой ракетный крейсер, действуя в составе группы численностью в 2−3 корабля (как это имеет место сегодня при выполнении нашими кораблями различных задач поддержки российской дипломатии и демонстрации флага) или одиночная подводная лодка пр. 949А уничтожить или хотя бы вывести из строя американский авианосец?

Типовой состав авианосной ударной группы включает один авианосец (основного в США типа «Нимитц»), 6−8 надводных кораблей прикрытия, в том числе 2−3 ракетных крейсера типа «Тикондерога», столько же эсминцев УРО типа «Орли Берк» и 2−3 атомные подводные лодки, в основном типа «Лос Анжелес».

Типовой состав авиакрыла авианосца — 48 штурмовиков-истребителей F/A-18С и D, 10 противолодочных самолетов «Викинг», 4−6 самолетов-заправщиков, столько же самолетов РЭБ, 4 самолета-разведчика, 4 самолета радиолокационного дозора и управления типа Е-2С «Хокай», 10−16 противолодочных и поисково-спасательных вертолетов.

Ракетные крейсера и эсминцы УРО являются основой системы обороны авианосной группы, обладая мощными средствами ПВО, ПЛО и РЭБ.

Решая задачу борьбы с надводными кораблями противника, авианосная ударная группа способна наносить удары палубной авиации в составе до 40 самолетов на удалении до 600−800 км и ракетами «Томахок» на удалении до 500−600 км от центра ордера, имея в залпе до нескольких десятков таких ракет.

Противолодочная оборона авианосной ударной группы строится на глубину до 600 и более километров от авианосца, противовоздушная — до 700 км от центра ордера.

В целом авианосная ударная группа США представляет собой единую боевую систему, в которой разнородные силы и средства действуют под управлением единой автоматизированной системы управления корабельным соединением, решая в едином комплексе все задачи обороны и наступления, возлагаемые на него.

Из чего состоит морской бой с авианосцем.

Для того, чтобы поразить авианосец из состава авианосной ударной группы, наша корабельная группа во главе с ракетным крейсером или ракетная подводная лодка должны: обеспечить своевременное обнаружение авианосной группы и классифицировать ее, сблизиться на дистанцию применения ракетного оружия, сохранив боеспособность, получить целеуказание с определением места авианосца в ордере и пустить ракеты, которые, преодолев противодействие средств ПВО и РЭБ, должны поразить авианосец.

Рассмотрим возможности реализации всего этого комплекса событий.

Собственные возможности корабельной группы в составе ракетного крейсера и 1−3 кораблей охранения и обеспечения по ведению разведки ограничиваются фактически пределами радиогоризонта. То есть несколькими десятками километров.

Имеющиеся на борту кораблей вертолеты для поиска противника в больших по площади районах малопригодны в силу малого числа этих машин на борту кораблей соединения (максимум 2 вертолета на наиболее крупном корабле) и малого радиуса действия. Они могут эффективно использоваться только в интересах выдачи целеуказания и то на неполную дальность применения ракетного оружия.

Возможности ракетных подводных лодок 949А проекта по ведению разведки существенно шире. Они способны своей гидроакустикой обнаруживать шумы авианосных групп на удалении более ста морских миль. То есть при нахождении подводной лодки в дальней зоне противолодочной обороны авианосной группы, где существует определенная (хотя и небольшая) вероятность ее уничтожения.

Однако классифицировать и тем более определить боевой порядок соединения противника с выявлением главного ордера с такого расстояния невозможно. Необходимо будет сблизиться с противником на расстояние в несколько десятков морских миль. То есть войти в среднюю зоны противолодочной обороны соединения противника, где вероятность ее уничтожения уже весьма существенна.

В советские времена действия нашего флота против авианосных сил противника поддерживались мощной и развитой системой разведки и целеуказания, включающей космическую компоненту. Она позволяла выявлять и отслеживать американские авианосные соединения буквально с момента выход их из базы.

Сегодня из всей этой мощи осталось фактически лишь ограниченное число атомных подводных лодок, единичные самолеты разведывательной авиации и существенно сокращенная система радио-радиотехнической разведки, потерявшая к тому же все свои зарубежные центры. Эти силы не позволяют вести эффективную разведку оперативно-важных районов морей и океанов, тем более обеспечить в требуемом объеме разведывательными данными наше соединение для эффективного удара по АУГ.

Иная картина складывается у авианосного соединения, которое только своими силами способно контролировать воздушное и надводное пространство на глубину до 800 км и более. Имея такое превосходство, авианосное соединение будет способно не допустить наши ракетные крейсера на дистанцию ракетного залпа, безнаказанно (даже не будучи обнаруженным) нанося по нему удары палубной авиацией и ракетами большой дальности.

Однако даже если наше небольшое корабельное соединение будет обеспечено надлежащей разведывательной информацией, ему необходимо будет сблизиться с авианосным соединением на дистанцию стрельбы ракетным оружием.

Имея превосходство в дальности применения палубной авиации, противник будет наносить по нашему соединению авиаудары составом до 40 машин, из которых около 25 будут оснащены двумя ракетами «Гарпун» — всего до 40−50 ракет. Ударные самолеты и ракеты будут прикрываться самолетами РЭБ.

В этих условиях, самые мощные ЗРК нашего корабельного соединения — «Форт», смогут уничтожить лишь по несколько ракет каждый. Средства самообороны каждого из кораблей еще, в самом лучшем случае, уничтожат по одной-две ракеты, часть будет уведена на помехи. В итоге более полутора десятков ракет поразит свои цели. Можно уверенно утверждать, что в итоге наши корабли, включая ракетный крейсер, будут с высокой вероятностью потоплены.

Если этого будет недостаточно, удар может быть повторен.

То есть наше корабельное соединение даже не сможет подойти на расстояние ракетной стрельбы.

Условия преодоления противодействия противника для ракетной подводной лодки пр. 949А существенно лучше. Однако и в этом случае вероятность ее гибели до выхода в позицию применения оружия существенна.

Если же допустить, что наш ракетный крейсер или ракетная подводная лодка вышли в позицию залпа и произвели его или выполнили ракетную атаку из положения слежения оружием (то есть удержание позиции, при которой АУГ находится в пределах зоны досягаемости ракетного оружия) то шансов поразить авианосец все равно немного.

Залп из 16 (крейсер пр.1164), 20 (тяжелый крейсер пр. 1144) или 24 (АПЛ пр.949А) ракет, против корабельного соединения насыщенного многоканальными системами ПВО, прикрытого истребителями боевого воздушного патруля, располагающего мощными средствами РЭБ, вряд ли достигнет цели.

2−3 ракеты могут быть уничтожены истребителями. Каждый из ракетных крейсеров и эсминцев УРО смогут уничтожить по несколько ракет. Если учесть, что количество таких кораблей, которые смогут принять участие в отражении ракетного удара может составить 3−4 и даже больше, становится ясно, что непораженными могут остаться буквально единицы ракет. Их уничтожат зенитные средства самообороны или уведут от цели радиоэлектронные помехи.

Шансов достигнуть попадания хотя бы одной ракетой весьма невелики.

Таким образом, образом можно констатировать, что даже успешном пуске своих ракет по американскому авианосному соединению, шансы российского ракетного крейсера его поразить — ничтожны. А с учетом других факторов они практически сводятся к нулю.

Так что называть наши ракетные крейсера и подводные лодки с крылатыми ракетами «убийцами авианосцев» никак нельзя.

Для того чтобы разгромить АУГ наш флот должен противопоставить ей адекватное оперативное соединение. Его численность должна быть сопоставима с АУГ: 2−3 ракетных крейсера 1164 и 1144 проектов в охранении 5−8 надводных кораблей класса эсминец, большой противолодочный корабль, фрегат, 3−4 ракетных подводных лодок пр. 949А, 4−5 многоцелевых подводных лодок, при поддержке дивизии двух-трехполкового состава морской ракетоносной или Дальней авиации, эскадрильи, как минимум, разведывательных самолетов океанской зоны. На Северном флоте в состав ударной группировки может быть включен авианосец пр. 1143.5. С его включением боевой состав ударной группировки надводных кораблей может быть сокращен на 20−30%.

Такое соединение сможет разгромить американский АУГ и уничтожить авианосец из ее состава. При этом оно само понесет весьма ощутимые потери и будет нуждаться в восстановлении боеспособности. Так что АУГ шапками не закидаешь.

Каждый из наших океанских флотов сможет создать лишь одно такое соединение (и то если восстановят боеспособность кораблей). А американцы смогут выставить против каждого из них не менее 4-х авианосных групп. То есть сегодня наш флот решить задачу парирования авианосной угрозы не может, в отличие от Советского ВМФ, боевой состав которого позволял поддерживать паритет военно-морских вооружений с США на приемлемом уровне. Такова цена «рыночных реформ».