F-35 - это семейство истребителей пятого поколения. F-35 создала компания Lockheed Martin в консорциуме с Northrop Grumman Corporation, Rolls-Royce, Pratt & Whitney, British Aerospace и Allison.
F-35 создан в трёх вариантах:
- F-35A (CTOL) - наземный истребитель, вариант для нужд ВВС США;
- F-35B (STOVL) - истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой, для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании.
- F-35C (CV) - палубный истребитель для нужд ВМС США.
Программа создания F-35 предусматривала разработку единой модели истребителя для ВВС, ВМФ и морской пехоты с возможностью вертикального и укороченного взлёта и посадки. Новый самолёт должен заменить целый ряд истребителей состоящих на вооружении, а именно: F-16, штурмовика A-10, F/A-18, AV-8B. Великобритания планирует заменить свой палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлёта и посадки Sea Harrier.
F-35 Lockheed Martin (F-35B Lightning II)
При разработке F-35 компания Lockheed Martin сотрудничала с российским КБ Яковлева. Об этом было официально объявлено в 1995 году. Американцы купили знания и опыт советских авиаконстукторов, полученный в процессе разработки истребителя вертикального взлёта и посадки Як-141. F-35 имеет некоторые внешние сходства с Як-141.
F-35
Программу по созданию F-35 финансирует ряд стран НАТО, которые в дальнейшем планируют принимать этот самолёт на вооружение. К этим странам относятся США, Великобритания, Италия, Нидерланды, Канада, Турция, Норвегия и Дания. Также закупать F-35 планируют Южная Корея, Япония и Израиль.
F-35
На разработку F-35 на начало 2011 года было затрачено свыше 56 миллиардов долларов.
F-35
На истребителе F-35 использованы многие технологические решения, которые ранее были внедрены на первом серийном истребителе пятого поколения F-22 . При этом ряд экспертов утверждает, что F-35 нельзя назвать истреьителем пятого поколения, а лишь 4++.
F-35
F-35
F-35A и F-35C оснащаются двигателем Pratt & Whitney F135. Этот силовой агрегат является развитием двигателя F119, используемого на F-22. Силовая установка для F-35B разрабатывалась с участием компании из Великобритании Rolls-Royce Defence.
Самолёт F-35
Истребитель F-35
Отличительными особенностями модификации F-35C, по сравнению с другими вариантами семейства F-35 является то, что F-35C осуществляет взлёт с палубы авианосца при помощи авиационной катапульты, а посадку - с использованием аэрофинишеров, позволяющих рассеить кинетическую энергию садящегося самолёта.
Lockheed Martin F-35C Lightning II
К 2017 году самолёты F-35 планируется сделать носителями ядерного оружия. Они смогут наносить удары тактическими ядерными бомбами B61, которая являющаяся основным термоядерным оружием США и стоит на вооружении с 1960-х годов пройдя более 11 модификаций.
Lockheed Martin F-35C Lightning II
Lockheed Martin F-35A Lightning II
Lockheed Martin F-35A Lightning II
Опыт создания истребителя пятого поколения F-22 «Раптор» оказался неудачным. Пентагон закупил только 187 машин из 384 планировавшихся. Стоимость 350 млн долл. оказалась слишком высока для массового самолета. Особенно на фоне его недостатков: ненадежное радиопоглощающее покрытие; малый радиус действия (750 км); обнаруживается радарами метрового диапазона.
Для замены части устаревших машин F-16, F/A-18, AV-8B и А-6 потребовался новый, более дешевый, чем «Раптор» самолет пятого поколения. Сэкономить планировалось за счет создания единой платформы для решения задач господства в воздухе, перехвата, ударов по наземным целям. Так появился F-35 «Lightning II» (Молния-2).
История создания
Идея создания единого легкого истребителя пришла на ум военным США в середине 90-х годов. Работы велись по программам «Единая перспективная ударная технология» (JAST) и «Единый доступный легкий истребитель» (CALF). Ввиду схожести целей эти разработки были объединены в рамках программы JAST. А в 1996 году она получила новое наименование «Единый ударный истребитель» (JSF – Joint Strike Fighter).
Цель программы JSF – создание многофункционального истребителя пятого поколения. Его модификации предназначены для военно-морских сил (ВМС), Корпуса морской пехоты (МП) и военно-воздушных сил (ВВС).
Были рассмотрены прототипы Х-32 компании «Боинг» и Х-35 («Локхид–Мартин» совместно с «Нортроп–Грумман»).
Отбор осуществлялся на основе оперативных требований МО США. Причем эти требования должны были соответствовать интересам не только американских, но и британских военных.
Так, основными требованиями к флотскому варианту самолета были:
- удаление рубежа патрулирования – 370 км от авианосца;
- радиус перехвата – 740 км без подвесных топливных баков (ПТБ);
- норматив по замене двигателя в корабельных условиях – 2 часа;
- габариты не должны превышать F/A-18C более чем в 1,4 раза.
В 2006 году в результате конкурсных испытаний выбор пал на прототип Х-35. Серийное производство истребителя под наименованием F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II) было начато в 2011 г. Причем первая выпущенная машина в 2012 году была передана британским коллегам для обучения пилотов.
В 2013 г. F-35 «Лайтнинг-2» был впервые представлен на авиасалоне в Ле-Бурже. Первым импортером самолета в 2014 году стал Израиль. А в 2015 году начался выпуск самолета по лицензии в Италии.
Конструкция
Планер создавался с учетом требований малой заметности. Он имеет интегральную компоновку: крыло плавно переходит в фюзеляж, образуя единую несущую плоскость. Применены композитные материалы и радиопоглощающее покрытие.
Самолет оснащен одним двухконтурным турбореактивным двигателем с форсажем (ТРДДФ) F135 компании «Пратт – Уитни».
Он стал улучшенной версией двигателя F119 той же фирмы, установленного на «Раптор». Его недостаток – сопло двигателя поворачивается только в вертикальной плоскости. Поэтому F-35 менее маневренный, чем российские истребители.
Степень унификации трех вариантов самолета – для ВВС, МП и ВМС – составляет 80%. Различные условия боевого применения определяют следующие конструктивные особенности.
F-35A для ВВС США
Это так называемый наземный истребитель (CTOL – обычный взлет и посадка). Для боевого применения и технического обслуживания этих машин будут использоваться стандартные аэродромы НАТО. Поэтому они не имеют конструктивных ограничений, обусловленных палубным базированием.
F-35A самая простая (если это слово вообще можно применить для самолетов 5-го поколения) модель, из всех нижеперечисленных, стоимостью всего $ 95 млн.
С грунта он, конечно, не полетит, но с обычной бетонной полосы ему необходимо 2500 метров для взлета.
F-35B для МП США и ВМС Великобритании
Данный вариант – самолет с коротким (до 200 м) взлетом и вертикальной посадкой (СКВВП). Конструктивно F-35B отличается от других модификаций наличием вентилятора с вертикальной осью.
Вертикальная тяга создается подъемно-маршевым двигателем (ПМД) с поворотным соплом, а также вентилятором.
При этом сопло ПМД поворачивается на 95 вниз. Вентилятор приводится в движение при помощи длинного вала от компрессора ПМД через редуктор и разобщительную муфту. Коррекция положения самолёта по тангажу и крену осуществляется вспомогательными соплами ПМД.
Вентилятор расположен за кабиной пилота вместо фюзеляжного бака на 2270 кг топлива и встроенной пушки. Снижение запасов топлива привело к сокращению боевого радиуса на 25%. А оснащение самолета подвесным пушечным контейнером (вместо внутреннего) увеличило его эффективную поверхность рассеивания (ЭПР) и ухудшило аэродинамику. Но за вертикальный взлет и посадку нужно чем-то платить. Стоит такой самолет каких то $ 102 млн.
F-35С для ВМС США
Особенностями авианосного базирования F-35С являются катапультный взлет и посадка при помощи аэрофинишера. Это, в свою очередь, требует усиления элементов конструкции самолета. Для захода на посадку на пониженных скоростях была в полтора раза увеличена площадь крыла.
Требование минимальной заметности не предусматривает использование подвесных топливных баков (ПТБ). Запас топлива увеличен за счет внутреннего объема фюзеляжа. Из-за этого пушку поместили не на внутренней, а на внешней подвеске. Цена $ 116 млн.
Летно-технические характеристики
Модификация | F-35A | F-35B | F-35B |
---|---|---|---|
Предназначение | ВВС | МП | ВМС |
Размах крыла, м | 10,67 | 10,67 | 13,11 |
Длина, м | 15,57 | 15,57 | 15,67 |
Высота, м | 4,38 | 4,36 | 4,48 |
Площадь крыла, м2 | 42,7 | 42,7 | 62,1 |
Масса, кг – пустого самолета – нормальная взлетная – максимальная взлетная | 13290 24350 31800 | 14650 22240 27215 | 15790 25896 31500 |
Запас топлива без ПТБ, кг | 8278 | 6125 | 8960 |
Тип двигателя | 1 ТРДДФ F135-PW-100 | 1 ТРДДФ F135-PW-600 | 1 ТРДДФ F135-PW-400 |
Тяга, кгс – максимальная – на форсаже | 13000 19500 | 13000 18000 | 13000 18000 |
Максимальная скорость, км/ч | 1930 | 1930 | 1930 |
850 | 850 | 850 | |
2200 | 1667 | 2520 | |
Боевой радиус без ПТБ, км | 1080 | 865 | 1140 |
Практический потолок, м | 18300 | 18300 | 18300 |
9 | 7 | 7,5 | |
Масса вооружения, кг | 8278 | 6804 | 8165 |
Экипаж, чел | 1 | 1 | 1 |
Как видно из таблицы, снижение запаса топлива на F-35B из-за установки вентилятора сократило боевой радиус как минимум на 215 км.
Вооружение
Вооружение F-35 позволяет перехватывать воздушные цели и наносить удары по наземным (морским) целям. Его состав варьируется в зависимости от модификаций самолета, способов подвески и конкретных задач. В состав штатного оружия входят: четырехствольная 25-мм авиапушка GAU-22/A (220 снарядов) и две управляемые ракеты (УР) класса «воздух – воздух». Управляемые авиабомбы (УАБ) и крылатые ракеты (КР) – опционно.
Оружие может размещаться на внутренней или внешней подвеске. Внутренняя – два отсека фюзеляжа, оснащенные катапультными пусковыми установками с пневмоприводом. Внешняя подвеска включает шесть (модификация A) или семь (B, C) съемных пилонов.
Варианты вооружения:
F-35A
на внутренней подвеске:
- пушка GAU-22/A (220 снарядов);
- две УР средней дальности AIM-120 C/D AMRAAM или ASRAAM;
- две УАБ GBU-31 JDAM (по 908 кг) или восемь УАБ SDB, или КР AGM-154 JSOW, или разовые бомбовые кассеты (РБК) CBU-103M105.
на внешней подвеске:
- УР ASRAAM и AIM-9X;
- КР AGM-158 JASSM;
- противорадиолокационные ракеты HARM или ALARM;
- УАБ JDAM или Payway II / III;
- РБК CBU-103M105;
- до четырех ПТБ емкостью 1612 л каждый;
- транспортные контейнеры MXU-640/CNU-08.
F-35B (отличия от А)
на внутренней подвеске:
- вместо двух УАБ GBU-31 по 908 кг – две GBU-32 по 454 кг;
на внешней подвеске:
- пушка на осевом пилоне;
F-35C (отличия от А)
на внутренней подвеске:
- вместо КР AGM-158 JASSM – SLAM-ER.
на внешней подвеске:
- пушка на осевом пилоне
Бортовое радиоэлектронное оборудование
Современные комплексы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) строятся на основе интерфейса «человек – машина».
Вся необходимая информация должна поступать пилоту в наиболее удобной форме.
БРЭО истребителя пятого поколения должно обеспечивать:
- отображение полной картины тактической обстановки;
- сферический обзор пространства пилотом;
- автоматизацию процессов обработки информации, стрельбы и постановки помех;
- одновременное сопровождение нескольких целей на большой дальности;
- круговое поражение целей в ближнем бою;
- обнаружение целей в пассивном режиме (условие малой заметности).
Эти требования реализованы при создании многофункциональной интегрированной системы радиочастотного диапазона MIRFS. Основными ее компонентами являются:
- радиолокационная станция (РЛС) AN/APG-81 с активной фазированной антенной решёткой;
- оптоэлектронная система (ОЭС) с распределённой апертурой AN/AAQ-37;
- инфракрасная (ИК) станция наблюдения и целеуказания AN/AAQ-40;
- комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) AN/ASQ-239 «Барракуда»;
- нашлемная система целеуказания и индикации HMDS.
РЛС AN/APG-81
РЛС AN/APG-81 X-диапазона (8–12 ГГц) разработана для истребителей семейства F-35 кампанией «Нортроп¬ – Грумман». Она обеспечивает:
- одновременное обнаружение воздушных (до 150 км) и наземных целей;
- ведение радиотехнической разведки;
- применение средств РЭБ.
Характерной особенностью станции является высокая разрешающая способность. Обнаружение наземных объектов с точностью до 30 см позволяет классифицировать боевую технику.
ОЭС AN/AAQ-37
Система включает шесть ИК датчиков, которые полностью обеспечивают круговой обзор и позволяют:
- обнаруживать воздушные и наземные цели;
- предупреждать о ракетной атаке;
- определять места пусков ракет, в том числе баллистических, и стрельбы зенитной артиллерии;
- получать изображение земной поверхности, в том числе под самолетом, в целях навигации.
Главные достоинства системы – обзор пространства без «мертвых зон» и пассивное (за счет принимаемого излучения) обнаружение целей.
При активном (излучение и прием отраженной от цели радиоволны) поиске целей истребитель немедленно себя обнаруживает.
Нашлемная система целеуказания и индикации HMDS
Данная система является уникальной особенностью БРЭО истребителей F-35. Благодаря ей пилот получает возможность полного сферического обзора пространства.
Панель индикации шлема расположена на его защитном стекле. Бортовой компьютер выводит на нее всю необходимую информацию:
- изображение окружающей обстановки (от ИК датчиков);
- параметры полета;
- данные о целях;
- перекрестье прицела авиапушки.
HMDS считается важнейшим компонентом интерфейса “человек –машина».
Сравнительная характеристика
Объективно оценить эффективность F-35 можно, сравнив его с зарубежными аналогами пятого поколения – Су-57 (Россия) и Chengdu J-20 (Китай).
Летно-технические характеристики истребителей пятого поколения
Модификация | F-35A | Су-57 | J-20 |
---|---|---|---|
Предназначение | ВВС США | ВКС РФ | ВВС КНР |
Размах крыла, м | 10,67 | 14 | 13,47 |
Длина, м | 15,57 | 19,4 | 20,36 |
Высота, м | 4,38 | 4,8 | 4,45 |
Площадь крыла, м2 | 42,7 | 104 | 73 |
Масса, кг – пустого самолета – нормальная взлетная – максимальная взлетная | 13290 24350 31800 | 18500 | 19390 |
Запас топлива без ПТБ, кг | 8278 | 12900 | 11100 |
Тип двигателя | 1 ТРДДФ F135-PW-100 | АЛ-41Ф1 тип 30 | 2 ТРДДФ WS-10G |
Тяга, кгс – максимальная – на форсаже | 13000 19500 | 22000 36000 | н.д. 28940 |
Тяговооруженность* | 0,6 | 0,97 | 0,8 |
Максимальная скорость, км/ч | 1930 | 2500 | 2600 |
Максимальная крейсер-ская скорость, км/ч | 850 | 2100 | н.д. |
Практическая дальность без ПТБ, км | 2200 | 2700 | 2000 |
Боевой радиус без ПТБ, км | 1080 | 1500 | 1000 |
Практический потолок, м | 18300 | 21000 | 20000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 9 | 11 | н.д. | 8278 | 10000 | н.д. |
Количество точек подвески: – внутренних – внешних | 4 6 | 6 6 | н.д. |
Требуемая длина ВПП, м | 2500 | 350 | н.д. |
Цена, примерная млн. $ | 95 | 100 | н.д. |
* Тяговооруженность – отношение тяги двигателя к максимальной взлётной массе.
Сравнительный анализ показывает, что по тяговооруженности F-35 значительно уступает соперникам. Это негативно отражается на его летных характеристиках. Кроме того, управляемый вектор тяги способен отклоняться только в вертикальной плоскости. Этот фактор в сочетании с невысокой тяговооруженностью снижает маневренность самолета.
Следует учесть, что F-35 стоит вчетверо больше, чем Су-57 и втрое, чем J-20.
Итоговая оценка
Удешевление F-35 за счет одного двигателя вместо двух привело к ухудшению тяговооружённости. Из-за этого снизились его скорость, маневренность и боевая нагрузка по сравнению с аналогами.
Второй путь снижения цены – многофункциональность – также себя не оправдал.
Для воздушного боя недостаточно тяговооруженности. Для действий в роли штурмовика – высокая уязвимость к боевым повреждениям. Во всех случаях – небольшой запас оружия.
Его увеличение за счет внешней подвески повысит заметность F-35. Издание The National Interest считает F-35 самым неудачным американским самолетом.
Видео
Ответ редакции
В воскресенье, 24 сентября, на американской авиабазе Mountain Home в штате Айдахо во время учений .
По предварительным данным, возгорание произошло в хвосте самолета. Пожарным удалось оперативно ликвидировать возгорание. В результате никто не пострадал. Пилот и три авиаинженера, находившиеся на борту, доставлены в больницу для осмотра.
Напомним, что неделю назад военно-воздушные силы США временно приостановили эксплуатацию десяти истребителей пятого поколения F-35. Причиной стали механические дефекты в изоляции системы охлаждения топливных баков. Недостатки были выявлены в 57 истребителях, 15 из них уже были сняты с конвейера и поставлены на вооружение. F-35 отозвали спустя месяц после того как было объявлено об их боеготовности.
Lockheed Martin F-35 Lightning II («Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния II») — малозаметный истребитель-бомбардировщик, обладающий характерными признаками самолётов пятого поколения: пониженной радиолокационной заметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью, многофункциональностью, полным набором бортовых сенсоров, работающих на разных физических принципах. Первый F-35 Lightning II поднялся в воздух в октябре 2010 года.
Разработан американской фирмой «Lockheed Martin». Финансированием проекта занимаются не только США, но и Великобритания, Италия, Нидерланды, Австралия, Канада, Турция, Норвегия и Дания. В разработке самолета также принимали участие российские авиаконструкторы, ранее работавшие над ЯК-141.
Вариации
При разработке ставилась цель создать тактическую машину, которая смогла бы одинаково успешно вести бой в воздухе и наносить удары по наземным целям. Однако вместо одного самолета спроектировали три варианта истребителя.
F-35A Lightning II — наземный истребитель с обычными взлётом и посадкой для нужд ВВС США. F-35B Lightning II — машина с укороченным взлётом и вертикальной посадкой, для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании. Самолёт предназначен для действий с небольших авианесущих кораблей и с полевых площадок непосредственно у линии фронта. F-35C Lightning II — палубный вариант с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишер, разработанный для нужд ВВС США.
Конструктивные особенности
Истребитель F-35 оснащен двигателем «Pratt & Whitney F135», разработанным при участии «Rolls-Royce Defence». Эта установка позволяет производить манёвры при полном вооружении с заполненными топливными баками с перегрузкой в 9 единиц.
На истребителе установлены шесть инфракрасных датчиков, расположенных на фюзеляже. Эта электронно-оптическая система (ЭОС) позволяет выявлять групповые пуски баллистических ракет на дальности до 1300 км, обнаруживать точки пуска ракеты, предупреждать о ракетной атаке самолёта, осуществлять навигацию при полёте.
Для широкого обзора и целеуказания используется всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения. Она обеспечивает захват и сопровождение любых наземных, надводных и воздушных целей.
Руководство компании Lockheed Martin заявляют, что истребитель способен совершать полёт со скоростью в 1,2 раза превышающей скорость звука на протяжении 240 км без включения системы форсажа.
Для F-35 Lightning II был специально разработан шлем пилота. Изображение передается непосредственно на визоры, снабжая его также подсказками, необходимыми для полета, навигации и ведения боя. Он позволяет видеть ночью, автоматически переключаться между видеорежимами.
F-35А ВВС США. Фото: Public Domain
Вооружение
На F-35 установлена авиационная четырёхствольная пушка GAU-22/A калибра 25 мм, боекомплект составляет от 180 до 220 снарядов в зависимости от модификации.
В основу вооружения F-35 входят ракеты класса воздух-воздух, крылатые ракеты, корректируемые бомбы весом до 910 кг, управляемые авиационные бомбы и противотанковые ракеты. Истребитель может запускать ракеты и бомбы из внутренних отсеков на своих максимальных сверхзвуковых скоростях.
К 2017 году производители планируют дополнить вооружение самолета тактической ядерной бомбой.
Тактико-технические характеристики Lockheed F-35 Lightning II
Экипаж: 1 человек
Длина:
F-35A: 15,7 м
F-35B: 15,7 м
F-35C: 15,6 м
Размах крыла:
F-35A: 10,7 м
F-35B: 10,7 м
F-35C: 13,1 м
Высота:
F-35A: 4,33 м
F-35B: 4,33 м
F-35C: 4,54 м
Площадь крыла:
F-35A: 42,7 м
F-35B: 42,7 м
F-35C: 62,1 м
Масса:
пустого:
F-35A: 14200 кг
F-35B: 15800 кг
F-35C: 17200 кг
нормальная взлётная масса:
F-35A: 24350 кг
F-35B: 22240 кг
F-35C: 25896 кг
максимальная взлетная масса:
F-35A: 31800 кг
F-35B: 27000 кг
F-35C: 31800 кг
масса топлива:
F-35A: 8382 кг
F-35B: 6352 кг
F-35C: 9110 кг
Двигатель:
тип двигателя:
турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
модель: «Pratt & Whitney F135-100/400/600» (для F-35A, F-35B и F-35C соответственно)
тяга:
максимальная: 1 x 12460 кгс
на форсаже: 1 x 18100 кгс (демонстрировалась работа двигателя с тягой до 22700 кгс)
Максимальная скорость : 1700 км/ч (1,6 М)
Крейсерская скорость: 850 км/ч (0,8 М)
Дальность полета:
F-35A: 2200 км
F-35B: 1670 км
F-35C: 2520 км
Продолжительность полёта: 2,6 ч
Практический потолок: 18200 м
Скороподъемность 12000 м/мин
Максимальная эксплуатационная перегрузка:
F-35A: +9 G
F-35B: +7,5 G
F-35C: +7,5 G
Вооружение
Пушечное:
F-35A: 1 x 20-мм авиационная пушка M61 Vulcan
F-35B: 1 x 25-мм авиационная пушка GAU-22 в подвесном контейнере
Точки подвески:
внутренних:
4
внешних:
6
Ракетное вооружение:
УРВВ: AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9X Sidewinder, IRIS-T
УРВП: AGM-154 JSW, AGM-158 JASSM.
F-35 (на фото ниже) – истребители пятого поколения. Производит такие летательные аппараты фирма LockheedMartin. Целью создания этих истребителей было использование их в качестве штурмовиков, разведчиков, перехватчиков. Какие у самолета F-35 характеристики , сказать однозначно нельзя, поскольку существует несколько модификаций таких авиалайнеров, и все они имеют различия. Различают три модификации истребителей 5 поколения:
- Истребитель F-35 А – модель, предполагающая обычный взлет и посадку.
- F-35 В – модель с укороченным вертикальным взлетом и посадкой.
- F-35 С – палубная модель.
Истребитель F-35
У каждого из них есть свои особенности и отличия в технических характеристиках, а также в конструкции. Модель «С» отличается от «А» и «В» увеличенной площадью крыла и усиленным шасси. Эти конструктивные особенности обеспечивают лучшую управляемость летательным аппаратом, что очень важно и крайне необходимо, если взлет и посадка осуществляются в трудных условиях. Такая конструкция разработана специально, чтобы истребитель мог взлетать и совершать посадку с палубы на палубу. Такой истребитель был создан для ВМС Америки.
Модель «А» оснащена 52-мм пушкой. Этот авиалайнер самый простой по конструкции из всей группы истребителей пятого поколения. Создан он был специально для ВВС США. Предположительно, именно эта модификация станет лидером продаж в странах-партнерах. Модификация «В» отличается возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки. Такой авиалайнер разработан специально для американского Корпуса морской пехоты. Сейчас все эти авиалайнеры используют в качестве замены устаревшим моделям самолетов.
Основные характеристики
Перечисляя технические характеристики самолета Ф-35 , придется называть их для каждой модификации, так как у этих самолетов разные показатели. Но есть и общие сходства. В частности, все они рассчитаны только на 1 человека. Длина самолета Ф-35 «А» и «В» составляет 15,57 м. Длина корпуса модификации «С» равна 15,67 м. Высота истребителя «А» – 4,38 м, «В» – 4,36 м, «С» – 4,48 м.
Размах крыльев у первых двух воздушных судов равен 10,67 м, а у самолета Ф-35 С – 13,11 м. Площадь одного крыла у первого лайнера и второго (А и В) составляет 42,7 м 2 , а у третьего (С) – 58,3 м 2 . Что касается массы, она тоже разная. Пустой истребитель «А» весит 13 290 кг, «В» – 14 650 кг, «С» – 15 785 кг. Величина нормальной взлетной массы составляет:
- модификации «А» – 24 350 кг;
- «В» – 22240 кг;
- «С» – 25 896 кг.
Максимально допустимая взлетная масса составляет для «А» – 29100 кг, для «В» – 27 215 кг, для «С» – 30 320 кг.
Истребитель F-35 на взлетной полосе
У всех этих авиалайнеров практически одинаковые двигатели. Тип двигателя турбореактивный 2-контурный, оснащенный форсажной камерой. Максимальная тяга 1 × 13000 кгс. Различаются лишь модели двигателей. У всех установлены такие агрегаты Pratt&Whitney. Самолет Ф-35 А оснащен двигателем 100 (модель). Модель двигателя истребителя «В» – 400, «С» – 600.
Крейсерская скорость равна 850 км/ч. Максимальная скорость F -35 составляет 1930 км/ч. Дальность полета модели «А» – 2200 км, самолет «В» способен пролетать 1670 км, а максимальная дальность полета модификации «С» равна 2520 км. Боевой радиус действия без дозаправки равен: у «А» – 1080 км, у «В» – 865 км, у «С» – 1140 км. Максимальная продолжительность полета составляет 2,6 ч. Максимальная высота, на которую способен взлетать этот истребитель, составляет 18 200 м.
Максимально допустимая эксплуатационная перегрузка у модели «А» равна +9 G, у «В» +7 G, у «С» +7,5 G. При нормальной взлетной массе допускается нагрузка на крыло:
- «А»: 569 кг/м²;
- «В»: 520 кг/м²;
- «С»: 606 кг/м².
При нормальной взлетной массе тяговооруженность равна 0,8 (у модификации Ф-35 А), 0,88 (у «В»), 0,75 (у «С»). При максимальной взлетной массе тяговооруженность равна 0,67; 0,72; 0,64 соответственно. Самолет Ф-35 А оснащен встроенной 4-ствольной пушкой со 180 снарядами. Модель «В» оснащена авиационной пушкой с 220 снарядами. Самолет модификации «С» имеет такую же пушку, как Ф-35 В.
Стоимость
Эксперты прогнозировали, что истребители пятого поколения станут для США чем-то вроде золота. Они имели в виду, что эти самолеты удастся очень выгодно продать. Это самое дорогое оружие за всю историю человечества. Примерная стоимость F-35 – 180 млн долларов. Предположительно, цена будет снижена до 80 млн долларов. Но это произойдет только при условии, что производителю будет обеспечено увеличение количества заказов.
Полеты всех новейших истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 приостановлены в связи с аварией в Южной Каролине. Первые испытания машины в реальном бою состоялись в мае этого года, когда израильские военные применили их на Ближнем Востоке.
F-35 является передовой разработкой и самой дорогой системой вооружений в истории, но, при этом, регулярно критикуемой американскими властями. Пентагон уже признавал, что около половины из них не готовы к бою. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Первый бой F-35
В конце мая этого года Израиль заявил, что стал первым государством, .
Израиль таке был первым, кому Соединенные Штаты поставили свои новейшие истребители пятого поколения. Войдя в состав израильских ВВС они получили название F-35I Adir, что переводится как "могучие".
Первые два самолета из 50 заказанных были переданы в 2016 году. Сейчас ВВС Израиля располагают девятью такими истребителями.
Как заявил главком ВВС Израиля Амикам Норкин, F-35 использовались дважды на разных фронтах, однако точное место атак и их результаты не называются. СМИ писали, что Норкин во время пресс-конференции показывал фотографию F-35 над столицей Ливана Бейрутом.
Как пишет American Thinker, Израиль использовал несколько своих F-35 для атаки более чем на 50 иранских военных объектов в Сирии. Все они предположительно находятся под защитой российской зенитно-ракетной системы С-300.
Атака самолетов F-35 была завершена менее чем за 90 минут, что является заметным достижением в военной разведке, а также в оперативном планировании и координации.
Кроме того, министр регионального сотрудничества Израиля Цаки Ханегби заявил, что F-35 будут противостоять зенитно-ракетному комплексу С-300 в Сирии. СМИ писали, что .
27 сентября стало известно, F-35B (модификация с вертикальной посадкой) впервые испытали в бою, на этот раз американцы. Они атаковали позиции движения Талибан в Афганистане.
На следущий день F-35B разбился в штате Южная Каролина недалеко от станции авиации Корпуса морской пехоты США. Пилот успел катапультироваться и выжил. Это стало первой за 17 лет катастрафой F-35В.
Самолет стоимостью более 100 миллионов долларов входил в состав Морской истребительной учебной эскадрильи N501.
В прошлом самолеты F-35 совершали аварийные посадки, были проблемы во время полета, включая кислородное голодание экипажа, возгорание двигателей и другие сбои. Но это первый случай, когда в результате инцидента с F-35 пострадал пилот
Точная причина аварии до сих пор не названа. Однако многие эксперты предполагают, что проблема связана именно с топливными трубками, поскольку ранее в апреле F-35 совершил вынужденную экстренную посадку на морской базе в Северной Каролине из-за неисправности топливного отсека.
11 октября Пентагон приостановил полеты всех новейших истребителей F-35 для проверки топливной системы.
Лучший истребитель
Истребители пятого поколения во всем мире стали неким символом абсолютной мощи - в их боеспособности не принято сомневаться, ими принято гордиться. Их стараются строить все страны, претендующие на звание авиационной державы.
Семейство одноместных малозаметных многофункциональных истребителей пятого поколения F-35 Lightning II разработано и выпускается с 2001 года американской компанией Lockheed Martin.
F-35 разрабатывался для использования в качестве штурмовика, разведчика и перехватчика с использованием технологии стелс. Свой первый полет F-35 совершил 15 декабря 2006 года. Соединенные Штаты планируют закупить 2 443 таких самолета.
Существует три основных модели Lightning II. F-35А - вариант с обычным взлетом и посадкой, F-35В - самолет укороченного и вертикального взлета и посадки, а F-35C - палубный вариант для использования на авианосцах.
F-35 обладают чрезвычайно малой радиолокационной сигнатурой и способны заходить на территорию противника незамеченными, а также обходить современные системы противоракетной обороны, как, например, С-300.
В 2016 году первое подразделение ВВС США, укомплектованное малозаметными истребителями пятого поколения F-35A, достигло боевой готовности. Как заявил тогдашний глава Пентагона Эштон Картер, это ключевой этап в освоении самолета, который должен обеспечить превосходство США в воздухе на годы вперед.
По словам высокопоставленных сотрудников Военно-воздушных сил США, их специалисты активно занимаются разработкой и интегрированием нового программного обеспечения для расширения возможностей системы обработки и хранения данных о существующих угрозах, пишет National Interest.
"Все это позволит истребителям F-35 лучше определять конкретные угрозы. После модернизации никакие другие истребители пятого поколоения, ни российские, ни китайские, не смогут конкурировать с F-35", - отмечает журнал.
Четырехствольная 25-миллиметровая пушка Гатлинга, встроенная в левое крыло самолета таким образом, чтобы не нарушать его характеристики малозаметности, позволяет подавлять противника огнем и быстро уничтожать его цели. Согласно заявлению компании General Dynamics, GAU-22/A способна делать 3 300 выстрелов в минуту.
Пушка будет также сопряжена с программным обеспечением F-35, что даст летчику возможность видеть и уничтожать цель с использованием нашлемного дисплея.
ВВС США ускоряют разработку специальной высокотехнологичной бортовой базы данных для истребителей F-35, содержащей сведения в вероятных угрозах. По словам руководства ВВС, это программное обеспечение разрабатывается для более точной идентификации вражеских самолетов, действующих в различных по степени риска регионах планеты.
За что критикуют
В отчете Правительственного управления США от 5 июня 2018 года содержится довольно критичное отношение к F-35. Многие специалисты сомневаются в способности самолета удовлетворить различные требования всех служб американского Минобороны.
В частности, в докладе критикуется конструкция шлемного дисплея, на котором отображаются необходимые эксплуатационные данные в помощь пилоту.
Другими словами, если сам самолет обеспечивает движение и несет требуемое ракетное вооружение классов "воздух-земля" и "воздух-воздух", электроника, встроенная в шлем, представляет собой "мозг" F-35.
В общем, в отчете говорится о 966 "явных недоработках" в нынешнем проекте истребителя F-35, 110 из них относились к первой категории. Такие недочеты в конструкции самолета "могут повредить надежности, безопасности или другим критическим требованиям" при эксплуатации.
В начале этого года стало известно, что недостатки при производстве истребителей признают и в оборонном ведомстве США.
Глава отдела Пентагона по войсковым испытаниям Роберт Белер в специальном докладе сообщил, что около 50 процентов истребителей F-35 не готовы к боевому сипользованию, причем эту цифру не удалось существенно понизить с октября 2014 года, несмотря на рост количества F-35.
Но чаще всего самолет критикуют за его высоку стоимость. Программа разработки американского F-35 обошлась более, чем 60 миллиардов долларов. Один F-35, в зависимости от модели, стоит от 85 до 115 миллионов долларов.
Сенатор Джон Маккейн называл из-за стоимости, графика выполнения и самих результатов.
Американский президент Дональд Трамп также критиковал F-35 за дороговизну. После этого Lockheed Martin снизила их стоимость на пять процентов.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал