Домовой отвечающий за скотину в доме. Домовой-дворовой

Согласно поверьям Русского Севера, в каждом доме есть хозяин - домовой. Редко кому довелось его видеть, однако именно он способен превратить жизнь в доме как в радость, так и в череду несчастий. "Полит.ру" публикует фрагмент главы "Хозяева пространств и духи природы", посвященный домовому и вошедший в книгу Елены Левкиевской "В краю домовых и леших. Персонажи русской мифологии" (М.: ОГИ , 2009) . Книга о русских мифологических существах написана в яркой и увлекательной манере специально для детей младшего и среднего школьного возраста. Она знакомит с преданиями, обычаями и традициями, распространенными в русской народной культуре.

Поздний вечер в крестьянской избе. Время идет к полуночи. Уснули после тяжелого дня хозяин с хозяйкой. На печи спят дети. На половике около печи свернулся клубочком кот. В хлеву мерно жует сено корова, дремлют кони, угомонились овцы. Тишина и покой царят над крестьянской усадьбой. Но кто-то не спит. Какой-то странный маленький старичок (всего-то примерно метр ростом), заросший седой бородой, появляется в дверях хлева. Одет он в белую рубаху с красным поясом, домотканые штаны и лапти. Неспешно, по-хозяйски, обходит скотину, заботливо подбрасывает корове свежего сена, подгребает корм ей прямо под морду. Затем направляется к лошадям, чистит и гладит их, расчесывает гривы, заплетает им в гривах косички, такие мелкие и тугие, что расплести их почти невозможно. Из шалости и озорства обвивает овцам копыта жгутами сена - недолюбливает старичок овец, больно бестолковая скотина.

Управившись со скотом, старичок обходит весь двор. В углу рассыпалась поленница - старичок подбирает разбросанные дрова и аккуратно складывает их. Вот валяется на боку кадушка - это дети днем играли и перевернули ее. Старичок ставит кадушку на место. Потом, неслышно ступая, он заходит в дом, оглядывает избу, спящих в ней людей и удовлетворенно кивает головой - все в порядке. В доме чисто. Печь, как и полагается, на ночь закрыта заслонкой - чтобы из семьи не убывали тепло и богатство. На припечке выстроились в ряд вымытые горшки для борща и каши, кринки для молока. На столе - как положено, - хлеб и соль, закрытые чистым полотенцем. Вот только кот оказался не на месте - улегся прямо на пути у старичка. За это и получил суровое наказание. Безжалостно пнул старичок кота лаптем в бок. И тот, ошалело мяукнув спросонья, мигом вскочил на лавку и забился в дальний угол. Так-то лучше. Не будет следующий раз ложиться на дороге. Окинув взглядом комнату, старичок направляется за печку. Там в крестьянской избе находится голбец - лестница, ведущая в подполье. Поскрипывая ступеньками, вздыхая и что-то бормоча себе под нос, старичок спускается вниз и исчезает в темноте, захлопнув за собой крышку подпола.

Этот старичок - домовой, мифологический покровитель семьи и всей усадьбы. Во всех местах России верили, что в каждом доме должен быть свой домовой. Именно он, незримо присутствуя в хозяйстве, обеспечивает благополучие семьи, здоровье людей и плодородие животных.

Домовой связан с определенным родом. Он - дух умершего предка, глава рода и его хозяин. Домовой - единственный представитель "иного мира", который осознавался не как "нечистик", а как старший член семьи. В отличие от остальной нечистой силы, он даже не боится ни креста, ни молитвы. А ведь они невыносимы для всех демонов.

Как и все мифологические существа, домовой наиболее активен вечером, после захода солнца, и ночью. В это время он ходит по дому и двору, появляется возле скотины, дает о себе знать разными звуками и шумами. Домовой любит жить в подполье, за печью, на печи или под печью (за это его в некоторых местах зовут подпечником или подпечным ), на чердаке или в заднем углу дома, то есть в тех местах, которые традиционно воспринимаются как обиталище душ умерших предков.

Хозяин или хозяюшка живет в углу, за занавесками, везде. Он все слышит, что мы говорим. Дом охраняет. Домовой из тех, кто жил тут - это душа чья-то, может, отец, мать или братья. Если не уважить его - он и колотить будет, спать не будешь. Он хозяин надо всем. Ту же скотину - завела теленка, а не спросилась у хозяина - теленок будет такой истрепанный, измученный, как будто катали его. Если переезжают, просят домового с собой пойти. А пойдет или нет - это уже его дело. (Архангельская обл., Архив РГГУ)

У домового две главные задачи - следить за домом и за скотом. Поэтому его можно увидеть в хлеву сидящим на яслях - кормушке для скота. Любит он расхаживать и по двору. Двор в крестьянской усадьбе - совсем не то же самое, что городской двор. В городе двором называют часть улицы перед домом, где играют дети, а пенсионеры сидят на лавочках. Крестьянский двор - это крытая хозяйственная пристройка к избе. Она составляет с жилой частью дома единое целое. Отделяется она от жилой части избы стенкой или коридором. В избе живут люди, а во дворе стоит скотина, хранится сено, на полках разложена домашняя утварь, висит лошадиная сбруя. Вот там-то и любит находиться дедушка-домовой. Ведь одна из его главных обязанностей - ухаживать за скотом.

Одновременно следить за порядком в семье и присматривать за коровами и лошадьми тяжело даже для мифологического существа. Поэтому в некоторых местах России среди домашних духов произошло разделение труда. Там на одно хозяйство приходится два духа - домовой и дворовой. Домовой живет в доме и отвечает за семью и домашнее хозяйство. Дворовой живет в хлеву или во дворе и отвечает за скот. Однако в большинстве случаев за все хозяйство отвечает только один дух - домовой, которого иногда могут называть и дворовым.

Поведение домового напрямую зависит от отношения к нему людей и от лада в семье. Если в семье царит согласие, хозяин работящий, хозяйка содержит избу в чистоте, а семью в сытости, то и домового не забывают - уважают, кормят, а при переезде в новый дом перевозят с собой. Домовой платит хозяевам тою же монетой. При его добром отношении хозяйство находится в достатке, скот хорошо ведется и плодится, дети здоровы.

- Да только он всегда понимает, какое к нему отношение. Ежели человек о нем хорошо думает, то будет ему от дедушки одно добро: и в хозяйстве помощь, и в семье лады. (Нижегородская обл., Корепова 2007, 14).

Лучший способ задобрить домового и снискать его расположение - хорошо его накормить. Его любимая еда - крутая, рассыпчатая каша. Еду раньше готовили в глиняных горшках. А горшки были без крышек. Чтобы борщ и другие жидкие блюда не выкипали, горлышко горшка обмазывали тестом. В горячей печи тесто запекалось корочкой и выполняло роль крышки. Когда горшок ставили на стол, эту корочку просто пробивали ложкой и съедали. Горшки с кашами тестом не замазывали, поэтому аппетитная, румяная верхушка каши вылезала из горшка. Эта верхушка и была долей домового. Ее клали за печку, на припечек (его еще называли шестком ) - выступающую часть печи, где обычно стояла посуда. Щедрые хозяева на праздники ставили домовому целый горшок каши - ешь, хозяин. За такую щедрость домовой платил сторицей - холил скот, следил за хозяйством, охранял его от злых людей, предупреждал хозяев об опасности.

Построил в Травяной пади один наш мужичок зимовье. Скот там пасти... Скотину перегнал. А перед тем попросился у домового:

- Хозяин-хозяин, пусти меня к себе и скотину мою жалуй.

На ночь каши наварил полный горшок, сам не тронул, а на шесток домовому поставил. Ну вот. Загнал во дворы скотину, стал жить, пасти. И как-то раз дождь был. Он промок весь, к вечеру загнал во дворы, пошел, согрелся и уснул. Спит, вдруг кто-то его за плечо встряхнул:

- Хозяин-хозяин! А быки-то твои загон разбили, ушли вверх по паде!

Соскочил он. Выбежал: правда, дворы пусты Он - на коня и вверх по паде. И уже в вершине догнал, заворотил. Потом снова как-то... Спит, слышит:

- Хозяин, у тебя зимовье-то горит!

Проснулся: вот беда! - все огнем занялось!

- Дедушка-домовой, помогал бы мне тушить-то.

И сразу дело лучше пошло, затушил скоро, ничего как-то не погорело. (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 79-80).

Домового почитают и слушаются. Помнят, что незримо присутствующий домовой все видит, все знает и может сурово наказать домочадцев за лень, ругань, грязь в доме. Особенно не любит домовой ссоры в семье. В отместку за непорядок он проявляет агрессию и причиняет хозяйству убытки - бьет посуду, рвет одежду, ломает и разбрасывает вещи, мучит скот, бьет кошку, давит спящих людей и стаскивает с них одеяло. Если кто-то из домашних ссорится, ему говорят: “Я расскажу домовому, он тебе правило даст, как с людьми жить”. Не нравится ему, когда хозяева плохо ухаживают за скотом - тогда он может сделать выговор.

Хлев вот был. Одна старуха рассказывала: “Я шла сей год ночью, не во время поила скотину. Люди уж спать стали ложиться, а я пойду скотину поить. Раз прихожу, а он на яслях сидит и говорит: “Неужели тебе, Марфа, некогда днем прийти?” “Я, - говорит, - гляжу: как будто мой дедко. Такой лохматый сидит. Я и подумала: “Дедко у меня остался на лежанке лежать. А с чего он сюда пришел?” Двери раскрыла - сидит на яслях. Я после этого больше не ходила ночью скотину поить. Надо во время все делать.” (Вологодская обл., Белозерье, 107)

Старшинство домового подчеркивают его названия. Чаще всего его называли просто хозяином . Еще его уважительно величали: дедушка, дедушко-дед, дедушка-домовеюшко, отец домовой, батюшка домовой, домовушко-батюшко, домовой-родовой, дедушко-браток, братанушко, хозяюшко-господин, избенной большак, кормилец . Но эти названия указывают и на его мифологический статус - предка рода. В народе "дедами", "родителями" назвались не только ныне живущие родственники. Так обозначались все умершие члены семьи. Поэтому у русских годовые поминальные дни называются "родительскими субботами", у украинцев и белорусов - "дедами", у поляков - "dziadami", то есть "дедами".

Хотя домовой и хозяин в доме, все же он - "не свой дух", "нежить". Он принадлежит к миру мертвых. Но мертвые всегда опасны для живых сородичей. Поэтому домового не только почитали, но и боялись. Его иногда называли другая половина, сосед, соседушка, соседушко батюшко , подчеркивая принадлежность домового к "другому", "соседнему" миру.

О семейном положении домового говорят по-разному. По мнению одних, домовой одинок - у него нет ни жены, ни детей. По мнению других, у домового есть жена домовиха или домовилиха , которая похожа на хозяйку дома. Обращаются к ней уважительно, называя матушкой-хозяюшкой или хозяюшкой домовой и веря, что она вместе с мужем-домовым вершит все дела в доме. Любимое занятие домовихи - прясть по ночам пряжу, оставленную хозяйкой без благословения. Только от такого прядения толку не много - домовиха или спутает пряжу, или слижет ее, так, что на прялке почти ничего не останется.

Как спать ложишься, надо не оставлять безо всякого приберегу прялку-то. К ночи я говорила: “ Хозяюшка домовая, не трогай моей прялочки. Пускай она тут лежит”. Надо еще веретена убрать - чтобы не попряла. А то оставишь веретешко да пряжи немножко - все слижет, говорят. (Архангельская обл., Левкиевская 2001, 474).

Во многих местах Русского Севера не только не сомневаются в семейном статусе домового, но и знают состав его семьи. Он полностью повторяет состав человеческой семьи, которая живет в этом доме. Если в семье хозяина дома два сына и три дочери, то и у домового столько же сыновей и дочерей того же возраста, что и у человека. Обычно домовой - мужчина, мужик, надежа и опора дома. Но если в семье одни женщины и нет мужчин, то и домовой в таком доме - женщина, домовиха . Она похожа на хозяйку дома, старшую женщину в семье.

В обычной, повседневной жизни домовой невидим. Он незримо присутствует в доме, давая о себе знать то странным шумом за печкой, то шагами на чердаке, то кашлем и вздохами в подполье. Внезапно, без видимой причины, открывается со скрипом входная дверь - но за ней никого нет. Ни с того, ни с сего с полки падает горшок. Думают, виновата кошка, но она в это время гуляет во дворе. Хозяйка точно помнит, что оставила свою кофту на лавке - хвать, а ее там нет. Ищет, ищет, а она почему-то оказывается на печи. Так проявляет себя домовой.

Дедушка домовой жил у нас в доме. Бывало, кричали его: "Дедушка домовой! А дедушка домовой!" Слышать его - слышали: шуршал, а видеть - не видели.

Вот, бывало, мигает свет или дверь откроется, закроется ночью. Так вот это все якобы домовой ходит. Шаги в сенях часто я слышу-то. А то пропадет что из дому, и все говорят: "Домовой, чай, утащил". (Нижегородская обл., Корепова 2007, 21).

Увидеть домового все-таки можно. Чаще всего это происходит случайно, и человек не сразу понимает, что перед ним - дедушка домовой. Появляется и исчезает он всегда неожиданно. Облик домового переменчив и непостоянен. Может он показаться и человеком, и животным, и неким непонятным существом. В человеческом облике его чаще всего представляют невысокого роста стариком, обросшим длинной седой бородой. Говорят, что у него лохматая голова и мохнатые руки. Одет он в обычную крестьянскую одежду - в белую или красную рубаху, подпоясанную красным поясом, в синие штаны, лапти или валенки. На голове - шапка. Только цвет и ветхость одежды домового говорят о его принадлежности к "иному" миру. Красный, белый и синий цвета характерны не только для одежды домового, но и для других потусторонних существ. Его "ветхая шубенка", "драна-драна шапка", подшитые валенки - тоже признаки "того света", к которому принадлежит домовой.

- А в избе есть домовой?

- Есть и домовой. В каждом дому, чай, есть. Вот, ей-Богу, как сейчас помню. Была маленька, в старой избе видала его. Мамка ходила в магазин, меня садила на печь <...> Играть на печи, не слазить. И сижу я раз, а светло было<....> Смотрю, а чего посмотрела, не знаю: во второй комнате дверка открыта, а на полу капуста лежала под мешками. Верхом на кочане сидит мужичок маленькой. В лапотках сидит, в белых онучах, а шапка драна-драна. Вот, помню, шапка уж больно плохая была <...> Мужичок не сильно старый, только маленький совсем. Занавеску-то дерг! Не дышу. Страшно, а интересно. Выглядаю, а его уж там нет. Мама пришла, я ей рассказываю. А она говорит: "И ничего не бойся, ведь ты домового видала, ну и чего ты испугалась?"

Я вот с тех вот пор всегда. И поесть ему давать стала <...> Чего с ужина, молочка в кружку <...> Ел ведь. Поставлю все за печь - утром уж нет или накусано бывает.

- Он у вас за печкой жил?

- Может, и за ней, а может, в чулане. А может, на сушиле. Хозяин дома - где уж хотел. Я с ним все говорила. Поесть принесу: "Это тебе, дедушка домовой". А то не съест <...> Слышала, как он ночью по бочкам да по чанам лазил. Может, проверял чего, а может, пробовал. (Нижегородская обл., Корепова, 2007, 18-19).

Показывается он и мужчиной средних лет, волосы и борода у которого того же цвета, что и у хозяина-человека. И это понятно. Ведь домовой - мифологический двойник хозяина дома. Поэтому он часто предстает перед домочадцами в облике самого хозяина или старшего члена семьи. Такое сходство хозяина-человека и хозяина-духа служит причиной всевозможных недоразумений. Уедет хозяин на ярмарку в соседнее село или уйдет косить на дальние луга. Все точно знают, что его нет дома. Вдруг хозяйка случайно выглядывает в окно - что такое! - ее муж несет по двору охапку сена для скота. И одежда на нем та самая, в которой он уехал. Когда же он успел вернуться? И почему ей ничего не сказал? Она зовет его в окно - но он лишь молча, с сердитым видом скрывается в хлеву. Она бежит за ним, открывает дверь хлева - а там никого! Что за наваждение? - хозяйка не может прийти в себя от изумления. Вечером возвращается хозяин - жена к нему: "Это ты сегодня днем скоту сено по двору носил?" - "Да что ты!? Я же косил весь день почти у самого леса. Как бы я мог вернуться?" - "Как же так, ведь я собственными глазами тебя видела - и одежда была твоя, и цвет волос!" Поразмыслив немного, супруги приходят к выводу, что это домовой в отсутствие хозяина носил сено. А сердитым он был потому, что не любит, когда его замечают люди.

Случай был. Раз идет женщина, а из сарая идет, несет охапку сена вроде как ее свекр. Она его окликнула, а он наклонился, цоп кирпичиной в дверь, она и разлетелась. Баба едва успела в избу забежать. Глядит, а свекр в избе сидит. Она бросилась к нему с испугу, а он ей говорит: “Крестись, детонька, это дворовой”. (Новгородская обл., Черепанова, 1996, 42).

Часто о домовом рассказывают как о чем-то лохматом, мохнатом, заросшем шерстью или волосами. И это не случайно. Шерсть и волосы в народной традиции символизировали богатство и плодородие. При строительстве нового дома в его основание клали шерсть, зерно и деньги, чтобы в доме богато жилось. Жениха и невесту за свадебным столом сажали на тулуп, вывернутый шерстью наружу, - тоже для богатой жизни. Поэтому, если домовой мохнатый, обросший шерстью, значит и семья живет в достатке. У бедняков домовой голый.

Домовой показывается в виде неопределенного существа. Пробежит по полу что-то мягкое, серое, покрытое шерстью и исчезнет в темном углу - то ли кошка, то ли медвежонок, то ли пушистый клубок прокатится. Оборачивается он и кошкой, и собакой.

Видели его люди как маленькую серую собачку. Да, бегает она, эта собачка-то, по дому, двору, чердаку, вот. А еще увидеть его можно старичком, но это только со сна. Глаза откроешь - а он тут, а потом исчезнет. (Нижегородская обл., Корепова 2007, 20).

Домовой, если захочет, может принять любой облик. Но есть у него два любимых и постоянных воплощения - это ласка и уж. При этом образ домового раздваивается - он видится и как человек, и как животное. По отношению к людям он проявляет себя в человеческом облике. По отношению к скоту - в животном. Небольшой зверек ласка, которого часто можно видеть в хлеву возле лошадей, - одно из воплощений дедушки домового. Какой масти в хлеву ласка, такой масти держи скот. Тогда он будет хорошо вестись, будет всегда здоровым и плодовитым. Если хозяин даст промашку, и заведет лошадь или корову не той масти, пользы все равно не будет. Ласка замучит бедное животное, будет ездить на нем по ночам, путать гриву, пока совсем не изведет.

Сам-то ведь дед-домовой - это ласка, зверек такой. Ушки черненьки. Она скотину новую не любит, завьет гриву-то. А у меня серых овец не любила, так все гоняла овец-то до ночи... Заберется на спину и гоняет. Это-то домовейко и был, ласка-то. (Архангельская обл., Черепанова 1996, 45).

Змея, которая живет в хлеву, во дворе или под домом, также считается домовым духом и воплощением души умершего предка. Строго-настрого ее запрещено убивать. Иначе погибнет весь скот, а семью будут преследовать неудачи. Домовая змея особенно любит коров. Ходят слухи о том, что она, якобы выбирает одну корову, обвивается вокруг задней ноги и сосет у нее молоко. Но это идет корове только на пользу. Любимая корова домовой змеи становится гладкой, здоровой, а молока начинает давать столько, - хоть залейся. Рассказывают, что в одной семье убили такого домовую змею, по ошибке приняли ее за ядовитую змею. В этот же день погибла и корова, которую она любила.

Ну, пришла я, значит, доить корову. Утром рано. Черная корова такая у меня. Ну, смотрю: серая клубочком свернувшись как раз вдоль хребта - и лежит эта серая гадюка. Ничего я доить не стала. И не то, что побоялась. Но как-то я слышала такое, что во дворе змею бить нельзя. Нельзя, нельзя, это дворовая. Да, ну, значит ушла домой. Минут двадцать погодила - и все. Она уже, знать ушла. И я корову спокойно подоила. (Новгородская обл., Традиционный фольклор, 278).

От благосклонности домового полностью зависит, будет ли в хозяйстве вестись скот. Если домовому корова или лошадь пришлась "по нутру", " по нраву", она всегда будет сытая, гладкая, ухоженная, чистая с блестящей, здоровой шерстью. Домовой сам подсыпает корм любимым коровам и лошадям, носит для них сено с сеновала. Вот за этой работой его чаще всего и застают удивленные хозяева, которым сразу и невдомек - кто это для их скота корм носит.

Да, вот еще мама рассказывала: ейный отец пошел класть корм коровам. Коровам или лошадям. У них были и лошади раньше в старину, наших шестнадцать коров было. Вот. Пошел класть во двор. Приходит, говорит:

- Кладет [корм] там какой-то мужик!

Он обратно домой - испугался. Говорит:

- Господи, кто это, говорит, - нашим лошадям кладет!

А маменька ему говорит:

- Крестись ты, это домовой кладет!

Виделось ему, а было ли на самом деле - не знаю. Это хорошо, хорошо. У каждого за животиной [смотрит] домовой. Правда, нет ли, но говорили: всегда этот, домовой есть

И даже вот приду - коса заплетена прямо на лошадях. Коса заплетена как руками! И уж его, домового, косу не расплетай! Если расплетешь - ему не понравится. Не тронь. (Новгородская обл., Традиционный фольклор, 231).

Домовой чистит шерсть любимой лошади, гриву и хвост расчесывает, а в знак особого расположения по ночам заплетает в косички.

У деда вот конь был белый. А домовой, уж коли скотину полюбит, так все ей сделает, а если не полюбит, так изведет. Так вот, конь-то был белый. Бывало, придет дед в конюшню, а у коня сено положено. “Батя, ты клал?” - “Нет, не я.” А в другой раз и коса у коня заплетена. Спрятался дед, смотрит: человек-то будто высокий такой подошел к коню да и сена ему наложил и косу заплел. Вот дед пошел домой и сказал, что домовой сено кладет. (Черепанова 1996, 42).

Домовой любит лошадей и в знак любви заплетает им гривы в косички. Придя на следующее утро в хлев, хозяин только руками всплеснет - у лошадей все гривы в мелких косичках. Косички, которые домовой заплетает в лошадиных гривах, расплести трудно, да и делать этого не рекомендуется - домовой может рассердиться на хозяев и невзлюбить такую лошадь. Тогда по ночам он будет мучить ее, ездить на ней, пока лошадь не покроется потом. А если домовой невзлюбит скотину - жди беды. Такое животное лучше сразу продать, все равно проку от него не будет - домовой изведет.

Отношение домового к скоту зависит от того, нравится ли ему масть животных. Если скотина чахнет, худеет, а утром оказывается мокрой от пота, значит она пришлась домовому “не ко двору”, “не по масти”, “не в руку”. Он спутывает лошади гриву в колтуны, отбирает у нее корм, а в кормушку кладет навоз.

У нас четыре коня было. Одного-то невзлюбил домовой и все. Утром приходят мужики: у всех коней овес насыпан, гривы заплетены (он им косички мелкие-мелкие плетет). А этот вспаренный весь, храпит. Ну, решили мужики подкараулить его. Взяли, подвесили дырявое ведро под овес, а сами за скирдой спрятались. А домовой пришел, стал овес насыпать, а ведро дырявое. Он как кинет его в скирду, в мужиков. Ох, перепугались они и убежали. (Владимирская губ., Максимов I, 38)

Поскольку благополучие скота целиком зависело от милости домового, перед покупкой новой лошади или коровы старались узнать, скотину какой масти он предпочитает. Для этого известно много разных способов. Можно в Страстной четверг подняться со свечкой на чердак - в это время домовой обычно сидит около печной трубы в виде кота или собаки. Какого цвета у него будет шерсть, такой масти и нужно покупать скотину.

В других случаях на ночь оставались в хлеву, прикрывшись бороной, и смотрели, какой у домового цвет волос - такого же цвета должна быть новая корова или лошадь. Домовой и сам может высказать пожелания относительно масти скота.

Один хозяин, чтобы узнать мнение домового о новой лошади, спрятался на ночь в хлеву за яслями и увидел, как домовой соскочил с сеновала, подошел к лошади и стал плевать ей в морду, а левой лапой у нее корм выгребал. Хозяин испугался, а домовой ворчит про себя, но так, что слышно: “Купил бы кобылу пегонькую, задок беленький!” Послушали его и купили. Опять хозяин спрятался в хлеву и увидел, как домовой в лохматой шапке и желтой свитке подошел к лошади, осмотрел ее и сказал: “Вот это лошадь! Эту стоит кормить, а то купил какую-то клячу.” И домовой стал ее гладить, расчесал и заплел гриву и начал ей под самую морду подгребать овес. (Владимирская губ., Максимов I, 38-39)

Купив новую лошадь или корову, ее непременно представляют домовому. А как же иначе! Хороший хозяин должен знать, что у него в доме творится. Новую скотину вводят во двор, кланяются во все стороны и просят домового хозяина взять ее под свое покровительство.

Купили корову, когда привели, надо обязательно у батюшки, у матушки-хозяюшки просить разрешения ввести ее во двор. Когда корова подошла к двору-то, из-под заднего копыта я взяла ком земли, бросила через весь двор, есть слова там, говоришь: “В гостях гостила, в гости пришла”. Потом... с северной стороны начинаешь на четыре стороны кланяться, говорить, что “Матушка хозяюшка, батюшко-хозяюшко, вот тебе скотинушка. Мы ее будем рядить да кормить, а ты ее люби да храни”. Три раза повторяешь. А если не полюбит, она может заболеть и пропасть. (Левкиевская 2001, 434).

Домовому представляют не только новую скотину, но и нового члена семьи. Ему сообщают о прибавлении в семействе.

Бабушка этим делом заведовала. Старша хозяйка раньше считалась в семье. Вот она и хозяину все говорила про это. Что в семье вот родился [новый человек]. Чтобы полюбил и помог. Семейка прибыла. (Архангельская обл., Левкиевская 2001, 409).

Домовой способен предвещать будущее. Он дает знать членам семьи о предстоящих событиях в их жизни - вступлении в брак, болезни, смерти близких, отъезде из дому, пожаре. Но сообщает об этом не прямо, а знаками. Обычно домовой невидим, но если внезапно, без причины покажется человеку - жди перемен в жизни. И не всегда эти перемены будут хорошими.

Лежу я на печи и вдруг чую, что половицы-то скрипят и кто-то дышит. Я-то молчу, притаилась, поняла, что это домовик. Он залез на печь, посидел возле меня и молча ушел. Я все думала, к чему это, а утром у меня мама заболела тяжело. (Нижегородская обл., Корепова 2007, 44).

Перед смертью одного из членов семьи, перед войной или пожаром домовой воет, стонет, вздыхает в подполье, стучит и шумит по ночам, не дает заснуть. Так он дает понять хозяевам, что их ждет беда. Услышав домового, нужно спросить: “К добру или к худу?” Домовой ответит.

Домовой плачет и стонет по-человечески. Это и к добру, и к худу. У сына жена хворала, а у меня две коровы потом околело. Так плакал перед тем, прямо как человек. Я его спросила: “К добру или к худу?” А он тихонько ответил: “К худу”. (Корепова 2007, 41).

Домовой предсказывает грядущие события не только звуками. Он наваливается ночью на спящего человека и начинает его душить. В этот момент нужно не растеряться и спросить: “К добру или к худу?” Домовой тотчас отпустит человека и шепнет ему на ухо, что его ждет впереди - худое или доброе.

А мне два раза так. Первый раз я девчонкой была. А ночью спать легла. Вот такой сон: пришло, сначала на ногу навалилось, потом на грудь, потом за горло меня взял... Думаю - больше я не буду спать, не буду спать. Нет, опять сомкнуло глаза мне. Сомкнуло - и потом уж опять меня крепко душить начало. Я проснулась - под утро уже, все, приезжает рано брат ко мне, говорит: “Аня, едем домой, отец при смерти”. Я пришла к родственнице, говорю: “Я еду домой, мне вот такое ночью, душило сильно”. Говорит: “ А ты чего не спросила - худо ли, к добру?” Я говорю: “Я откуда знала?” Ведь я же ничего не знала, девчонкой была. А потом я запомнила, уже само по себе, как только дойдет, уже у тебя сразу выработается. Спрашиваешь: “К худу ли, к добру?” И вот это весть такая. Кому скажет к хорошему, кому - к плохому. (Архангельская обл., Левкиевская 2001, 432).

Самому вызывать домового, чтобы узнать будущее - большая дерзость, за которую он может сурово наказать. На такое решались только в крайних случаях. Например, во время войны, когда долго не было писем от мужа с фронта. Тогда женщины вызывали домового, чтобы узнать, жив ли муж. Не всякая женщина на такое решится. Для этого надо быть не просто храброй, но и очень умелой. Ведь вызывать домового хозяина - целая наука. Нужно ночью, в темноте, пойти в хлев, где он обычно ночует. Потом произнести правильные слова и не испугаться, когда в углу хлева зашевелится солома - это домовой вылезает наружу. Затем нужно вежливо задать вопрос - домовой даст на него ответ. Некоторые, испугавшись шуршащей и поднимающейся вверх соломы, в ужасе убегали прочь из хлева. Зря потревоженный домовой за такое может и побить, и даже задушить.

Одна пошла к хозяину спрашивать о муже. Ну, а хозяина потревожила. Не дождалась его, стала солому отодвигать, хлев начал шевелиться. Он живет в хлеву на зиму, в тепле. Она и побежала. У ней было два ребенка небольшие, на печи спали зимой. Она прибежала да в серединке между ребят-то легла. [На следующий день она рассказала все брату]: “Ой, говорит, - Иван, - я вчера сходила в хлев, да так напугалась, брат”. - “Чего ты хозяина-то не дождалась? Ты бы его дождалась. Он бы тебе сказал: “Ну, чего надо?” У него страшный такой голос. Ты бы сказала: “Жив ли у меня муж?” Он бы тебе ответил. Моли Бога, что вот у тебя дети-ангелки кругом тебя, а не то бы он тебя запетушил, захватил за горло, да и все. А то бы сказала: “Батюшко-хозяюшко, скажи, хозяин жив или нет, придет иль нет из плена, двое детей у меня”. А он стал шевелиться, солому вздувать, солома вздувается кверху, а ты убежала” (Архангельская обл., Левкиевская 2001, 436).

Живет семья в своем доме, и все в нем хорошо и благополучно. Только со временем старый дом обветшал и стал тесным. Нужно строить новое жилье и устраивать там новоселье. А что самое главное при переезде в новый дом? Забрать с собой стол, стулья, шкафы, кухонную утварь? Нет, это все наживное. Можно купить новый стол и новые кастрюли, новые занавески и новую одежду. Но нового домового купить нельзя, потому что домовые не продаются в магазине. Самое главное при новоселье - забрать с собой из старого жилья дедушку домового. Без него в новом доме все равно не будет хорошей жизни, все пойдет кувырком, неудача будет следовать за неудачей.

Домовой-то есть в каждом доме. Многие только думают, что его нет. Расскажу одну историю. Переезжали мы из одного дома в другой. Захотели поближе к сыну быть. Все вещи перевезли. Стали в новом дому жить. Только все беды какие-то случались. Дед ногу сломал, ночью воры залезли к нам через крышу, связали нас с дедом, деньги собрали, а потом избили. И еще много чего случалось. И вспомнила я, что домового своего забыла позвать. Мне моя бабка всегда говорила, что нельзя домового оставлять. Что делать? Надо идти. Пошла туда, разговариваю с новой хозяйкой. Пока она ходила чайник ставить, я быстренько позвала домового: “Домовой, домовой, пойдем со мной домой”. После этого все хорошо стало. По ночам еще, бывает, слышу, как он отряхивается, как собака. Это значит, что на столе ему ничего не оставила поесть.

Да и домовому без своей семьи очень плохо. Домовой, оставленный в суматохе переезда, одинокий и несчастный, плачет по ночам в старом доме. Самостоятельно, без особого приглашения, он не может перейти в новый дом вслед за людьми. Вот и мается, бедный, в опустевшей избе, воет, стонет, не дает спать соседям.

Сгорели мы. Пошли на новую квартиру, а домового не пригласили. Пошла я стадо пасти, а женщина, соседка, сказала, что дед домовой вопит у меня на старом дому: “Эх, да оставила она меня одного, и жить-то мне негде”. Я пошла и позвала: “Домовой-домовой, пойдем со мной но ново жительство, а то ты остаешься один”. Он и перешел ко мне. (Нижегородская обл., Корепова 2007, 51).

Чтобы таких казусов не случилось, хозяйка должна вовремя позаботиться о переводе домового на новое место жительства. Для этого открывают лаз в подполье или подходят к печи и зовут: “Мой домовой, пойдем со мной!” После этого берут какую-нибудь вещь из старого хозяйства - метлу, веник, кочергу, рукавицу, старый лапоть, переносят ее из бывшего жилья в новое и там кладут под печь. Сидя на этой вещи, домовой переезжает в новый дом. Раньше, в XIX веке крестьяне даже привязывали веревочку к старому лаптю и тащили его за собой в новую избу. В этом лапте, как в карете, домовой переезжал в свои новые владения. Были и более сложные способы перевода домового. В старом доме накануне переезда хозяйка ставила тесто в квашне. На следующий день семья переезжала в новую избу и везла с собой квашню с тестом. Первым делом в новом жилище хозяйка пекла хлеб из этого теста. Хлеб замешивался в старом доме, а выпекался в новом. Хлеб всегда был символом богатства и благополучия. Ведь это - главная еда человека. Как хлеб перешел из старого дома в новый, так и дедушка домовой - податель этого благополучия - вместе с ним перешел в новый дом.

Кроме своего родного домового-благодетеля, в доме может завестись чужой, или как раньше говорили, "наброжий" домовой. “Наброжий” - от слова “бродить”, “набредать”. Чужой домовой опасен для семьи и для хозяйства. Он ведет себя в доме как злой и враждебный дух. Для дома посторонний домовой - настоящая беда. Он изводит и губит скотину, разрушает хозяйство, вредит домашним. Откуда же берутся “наброжие” домовые? В большинстве своем они получаются из тех домовых, которых хозяева забыли при переезде в новый дом. Если старое жилье с оставленным там домовым пустует, он тоскует и воет. Но если в этот дом въедет другая семья, то озлобленный домовой начинает делать ей пакости. Ведь для него эта семья - чужая, она не связана с ним родством.

Домовой есть. Когда в новый дом переходишь, его нужно приглашать с собой и увозить своего домового. И он всегда будет помогать. А когда придешь в чужой дом и там чужой домовой, то там начинаются всякие неприятности. Даже могут смертельные исходы быть. Мы ж своего-то домового не взяли. И этот, чужой - недобрый уже для нас. А свой-то, он добрый, он помогает. Он помогает в том, чтобы и скотина велась, ну, вообще вся живность во дворе чтоб была. А чужой домовой не будет помогать, а наоборот все будет. Скотина будет сдыхать. Ничего не будет вестись. (Нижегородская обл., Корепова 2007, 54)

Настоящая неразбериха бывает тогда, когда в доме в результате переезда образовываются сразу два домовых - прежний домовой, оставленный старыми хозяевами, и вновь прибывший, которого новые жильцы привезли с собой. Два домовых в одном доме ужиться не могут. Дерутся они целыми днями, один другого старается выгнать. А хозяевам от этого - одни убытки и беспокойство. Ведь пока домовые выясняют отношения, за хозяйством-то никто не смотрит. По ночам спать невозможно - шум, гам, беготня за стеной. Единственный способ прекратить этот беспорядок - защитить своего домового и выгнать из дому чужого. Иначе жизнь в доме превращается в настоящий кошмар.

А когда переходят в новый дом-то, его ведь с собой забирают: “Пойдем, хозяин, пойдем”. Вот случай-то в деревне был: построил мужик в деревне новый дом, а домового позвать забыл. Так и остался он в этом доме. Приехали новые хозяева со своим домовым, тут и сошлись два домовых. Старый нового выгоняет. Вот и пошла у них вражда. Наступит, бывает, ночь, пойдут плетками хлестать по стенам, и идет шум по всему дому. Думали, думали хозяева, как избавиться от старого домового, и надумали: открыли дверь и сказали: “Уходи, уходи, у нас свой хозяин”. Так и прогнали. (Нижегородская обл., Корепова 2007, 52).

Бывает и так, что домовой из другого дома по каким-то причинам невзлюбит соседей. Он приходит по ночам в чужой двор, гоняет и мучит скотину, ворует у нее корм и уносит в свой двор, бьет посуду, переворачивает утварь вверх дном, в общем, - вредит, как может. Если не выгнать его со двора, он измучит всех коров и лошадей и перетаскает весь корм своему скоту.

Пошел мой старик лошади [корм] месить. Вдруг видит: стоит рядом с ним в белом пальто и красным опоясанный. В руках с лукошком. Все месиво-то себе в лукошко вывалил и начал лошадь по хлеву гонять. Старик взял лукошко, липовые палки и закричал: “Чужой дворовой, уходи на свой дом домой, а свой дворовой, ходи за скотиной своей, погляди. Не мучь свою скотинушку и не губи. И всю свою скотинушку люби”. Три раза постучит палкой, и дворовой уходит. (Нижегородская обл., Корепова 2007, 52-53).

Образ домового известен нам по народным верованиям, записанным в XVIII-XX веках. Один из первых собирателей русской мифологии XVIII в. М.Д. Чулков писал: “...верят, что во всяком доме живет черт под именем домового, он ходит по ночам в образе человека, и когда полюбит которую скотину, то оную всячески откармливает, а буде не полюбит, то скотина совсем похудеет и переведется, что называется не ко двору".

Название "домовой" появилось у восточных славян достаточно поздно (предполагается, что не раньше XVII века). Но сам образ домового, связанный с культом предков, начал формироваться очень давно - еще во времена язычества.

Во времена язычества восточные славяне молились Роду и Рожаницам. По мнению ученых, этими именами назывались духи рода и семьи, “отвечавшие” за его благополучие, плодовитость, рождение детей. Предположительно, эти древнерусские персонажи символизировали собой души первых предков, основателей рода, опекавших живых родственников. Во всяком случае, Роду и Рожаницам готовили такие же трапезы, как и душам умерших. В древнерусском поучении XII века епископ осуждал тех, кто Роду и Рожаницам в качестве жертвы приносил хлеб, сыр и мед, а также осуществлял возлияния в их честь: “горе пьющим рожанице...” В поучении 1271 года упоминаются те, кто “готовит рожаницам трапезу”.

Умершие предки рода должны оказывать помощь и покровительство своим живым родственникам - эта мысль не подвергалась сомнению ни во времена язычества, ни гораздо позже. Поэтому свадебный заговор XVII в., обращается к покойным “дедам и бабам” с просьбой охранить жениха от колдовства: “... станьте вы, деды и бабы, и весь род мой, и князя новобрачного постерегите и поберегите на воде и на земле...”.

Черты домового прослеживаются и в некоторых описаниях бесов, встречающихся в древнерусских книгах. Так в “Житии Феодосия Печерского” (XII в.) рассказывается о бесах, которые живут в хлеву и мучают скотину, не давая ей есть: “В один из дней из одной деревни пришел монастырский монах к блаженному отцу нашему Феодосию и рассказал, что в хлеву, где скот затворяют, жилище бесов есть. Они многую пакость творят там, не давая скоту есть. Много раз пресвитер молитву творил и водою святой окроплял, но, несмотря на это, остались злые те бесы, творя муку и досель скоту”. Бесы, которые живут в хлеву и мучают скотину, не давая ей есть, очень напоминают домового, который мучает скотину, пришедшуюся “не ко двору”, и выгребает у нее из яслей корм. В книге “Златая цепь” за 1400 год упоминается некий “бес-хороможитель”, - о нем говорится в молитве, сохраняющей “от всякой козни сатанинской и... от проклятого беса хороможителя”. По предположению исследователей, такими именем христианский книжник назвал домашнего духа, который позже получит в народе имя домового.

В мифологических представлениях домовой - домашний дух, хозяин и покровитель семьи, обеспечивающий благополучие ее жизни. В народном сознании домовой воспринимался как умерший предок, глава рода и его хозяин. Об этом свидетельствует, например, рассказ о происхождении домового, записанный в крестьянской среде довольно поздно, в ХХ веке:

Хозяин… все слышит, что мы говорим. Дом охраняет. Домовой из тех, кто жил тут, - это душа чья-то, может, отец, мать или братья. Если не уважить его - он и колотить будет, спать не будешь. Он хозяин надо всем

Согласно некоторым мифологическим рассказам, домовыми становятся умершие «неправильной» смертью.

Для домового в крестьянской среде существовало довольно большое число наименований, каждое из которых возникло на основе традиционных представлений о его природе, статусе, функциях, характеристиках, действиях. Так, одно из наиболее распространенных именований домового - «суседка», так как он жил с людьми в одном доме. К домовому часто обращались, называя его «господарем», «дедушкой», «кормильцем», «хозяином». Рассказывая о нем, звали «большаком». Все эти именования отражают осмысление образа домового как старшего в доме, невидимого «хозяина» дома. В то же время названия типа «жировой черт», «лихой» подчеркивают его принадлежность к разряду демонологических существ, к нечистой силе. Многие из имен домового указывают на его местопребывание.


Алексей Макарович (Домовой). С. Коненков.

В народе считали, что в избе он обычно находится за печью или под нею, в голбце или в подполье: отсюда именования «запечник», «подпечник», «голбешник», «подпольник». Зачастую также полагали, что домовой может находиться во дворе, и называли «дворовым» или «хлевником». Во многих местах на Русском Севере произошло слияние мифологических образов домового и дворового. Обычно если они противопоставлялись друг другу, то домовой отвечал за пространство жилого пространства избы, а дворовой - за двор, где находились подсобные помещения, а также место для домашнего скота.

Ряд именований домового обусловлен его поведением и действиями в отношении человека и домашних животных. Так, его часто звали «лизуном», поскольку, по поверьям, он зализывал волосы у хозяина дома и шерсть у скотины, которую любил. Ночью или в полдень он мог наваливаться на спящего человека и давить его, оставляя на теле синяки. Соответственно этому, его называли «гнеток», «гнётка», «намной», «выдавило». Об этом свойстве домового существует множество мифологических рассказов, вот один из них:

Гнётка мохнатый, волосы длинны, а мы не видали. Бывало, съедутся мужики работать, если не залюбит гнётка, всю ночь промучит. Меня гнёл, ни которо местечко не шевелилось. Ко-торо любит, кряхтит и двери открывает, которо не любит - гнетёт.

Еще одно именование - «доброхотушко» - свидетельствует о восприятии домового крестьянами как доброжелательного к человеку существа.

На Русском Севере полагали, что в том доме, где есть мужчины, домовой - тоже мужчина, если же в семье нет мужчин, а одни только женщины, то их домашней покровительницей является мифологическое существо женского пола - домовиха. Соответственно в народных поверьях они представлялись в мужском или женском облике.

Чаще всего домового воображали в виде маленького старичка, покрытого шерстью или волосами, или, наоборот, - большим стариком, ростом под потолок, в белой одежде. В Вятской губернии его представляли стариком с горящими глазами, в красной рубахе. Свойством домового, как и других мифологических существ, является оборотничество. Домовой, по поверьям, мог принимать облик любого из домочадцев, особенно отсутствующего или покойного. Нередко считали, что он повторяет облик хозяина дома или последнего умершего члена семьи. Иногда крестьяне рассказывали, что домовой может явиться даже тенью на стене. Нередко он мог показываться также и в виде животных: кошки, собаки, ласки, мыши, змеи, ужа, жабы. Более того, один и тот же домовой-дворовой мог, по представлениям крестьян, менять облик: показываться то котом, то змеей. На Псковщине же верили, что днем домовой видится то как простая змея, то как змея с петушиной головой, а ночью он похож на хозяина дома. Исследователи считают, что в подобных верованиях нашли отражение архаичные представления о том, что души предков могут воплощаться в виде некоторых животных, и особенно - змеи.

Показательно, что, даже если домовой имел человеческие очертания, в его облике, как правило, проступали черты животного: шерсть на теле, косматые ладони, длинные когти и уши торчком. По поверьям некоторых мест, у домового только одно ухо. В народе полагали, что чем мохнатее домовой, тем в доме больше достатка.

Как правило, домовой невидим и проявляет себя различными звуками: стучит, скрипит, вздыхает, кряхтит. Его присутствие в доме заметно и по переставлению с места на место тех или иных предметов, а то и вовсе по пропаже вещей. Если домовой чем-то недоволен, то пугает людей, прячет вещи, шумит по ночам в подполе, бьет посуду, съедает все, что не спрятали или не благословили на ночь. Когда ему что-нибудь не нравится в домочадце, он может сделать ему на голове колтун так, что волосы уже ни за что не распутать. В некоторых местах рассказывали, что домовой своими проделками вообще может выжить семью из дома: Это у Харитоновны было. У них в дому все гремело. У них в дому дедушко-то всю одежду закрутил: догадывайся, что уйдешь из дому-то. У них вся семья вымерла, а дом-то на другое место перенесли. Чтобы увидеть домового, нужно, согласно традиционным представлениям, надеть на себя хомут или просто посмотреть сквозь него или через поставленную вертикально борону. В северных губерниях «суседку» пытались увидеть, заглядывая в печь или спустившись во дворе на три ступени, нагнувшись вниз и смотря между ног. Саратовские крестьяне верили, что увидеть домового можно на Пасху, но увидевший его долго не живет. В Тульской губернии полагали, что увидевший домового будет болеть шесть недель. Распространено было поверье, что домового можно увидеть с помощью четверговой свечи, принесенной в зажженном виде из церкви в дом.

Излюбленными местами домового, кроме печи, считались красный угол, подполье, клеть, чердак, порог. Кое-где были убеждены, что он обитает под веником, который обычно находился около порога. Известны были не только пространственные пристрастия домового. Крестьяне считали его любимым спутником кота или кошку. При этом в домах старались держать котов той масти, которая угодна домовому. В поверьях ему также сопутствует лошадь. Согласно мифологическим рассказам, основное занятие, за которым его застают люди, - это кормление лошадей и уход за ними. Неслучайно в некоторых местностях в качестве хорошего подарка для домового служила старая монетка с изображением лошади или св. Георгия на коне.

По традиционным представлениям домовой охраняет дом, семейный очаг, все хозяйство и скотину. По ночам он осматривает всю усадьбу, сторожит дом от воров. В некоторых местностях крестьяне были уверены, что домовой выполняет и хозяйственные работы: поддерживает огонь в печи, прибирает в доме, сушит зерно, ухаживает за скотиной. Он также строго следит за порядком в семье: чтобы домочадцы жили мирно и не ссорились, чтобы все соблюдали предписанные традицией нормы поведения и запреты. Согласно мифологическим рассказам, домовой присматривал, например, за тем, чтобы домочадцы работали и отдыхали вовремя, и если вдруг замечал какое-нибудь нарушение, то давал знать об этом:

Одна старуха рассказывала: «Я шла сей год ночью, не вовремя поила скотину. Люди уж спать стали ложиться, а я пойду скотину поить. Раз прихожу, а он на яслях сидит и говорит: «Неужели тебе, Марфа, некогда днем прийти?» Я, говорит, гляжу: как будто мой дедко. Такой лохматый сидит. Я и подумала: «Дед-ко у меня остался на лежанке лежать. А с чего он сюда пришел?» Двери раскрыла - сидит на яслях. Я после этого больше не ходила ночью скотину поить. Надо вовремя все делать». Вместе с тем в народе существовало твердое убеждение, что без домового не может стоять ни один дом. По поверьям, если домовой вдруг покинет жилище, то в нем пойдут несчастья одно за другим: падеж скота, болезни и смерть домочадцев.

В традиционном сознании образ домового был тесно связан с домашним скотом. Крестьяне видели в нем защитника скотины, обеспечивающего ее здоровье, силу и плодовитость. К нему обращались с просьбой о ниспослании скотине благополучия:

«Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек и ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко». С подобной просьбой обязательно обращались не только по случаю, но и в дни начала и завершения сезона пастьбы.

Согласно многочисленным мифологическим рассказам, домовой избирателен к скотине. Если, случалось, что животное ему не по нраву, «не по шерсти» - неподходящего цвета, то оно никогда не приживалось в хозяйстве. Более того, домовой мог извести несчастную скотину. Не пришедшаяся ко двору корова или лошадь обыкновенно узнавалась сразу: она постоянно кричала, как голодная, даже если на самом деле была полностью обихожена. Со временем бедное животное худело, становилось невеселым. Это крестьяне объясняли тем, что домовой-дворовой не дает нелюбимой животине даже дотронуться до корма. Если домовой невзлюбит овцу, то каждую ночь вплетает ей вокруг ног солому, спутывает шерсть. Животных, что не по нраву, домовой «загоняет» до пены, катаясь на них во дворе всю ночь, забивает под ясли, спутывает хвосты и гривы. В Архангельской губернии в таких случаях, чтобы умилостивить недовольного скотиной «хозяина», во дворе во все углы лили молоко. В некоторых местах для усмирения домового окуривали дом и двор подожженной медвежьей шерстью или обводили вокруг строений живого медведя, махали во дворе липовой палкой, втыкали нож над дверью, чертили мелом кресты на притолоке, окуривали скотину ладаном, кропили везде святой водой. Но по большей части неугодную животину старались продать. Все было иначе, когда животное было по вкусу домовому. По народным поверьям, ему нравится масть, соответствующая тону его волос. Чтобы узнать это, кто-либо из домочадцев оставался на ночь в хлеву и высматривал сквозь проемы в бороне домового, примечая цвет его волос. Получив скотину себе «в масть», домовой холил ее: поил и кормил, чистил, заплетал в гриве косички, как человеку никогда не заплести. По мнению крестьян, эти косички расплетать нельзя, иначе домовой разгневается.

Вообще же, чтобы новой скотине было хорошо, при вводе ее во двор молились, поворачиваясь к каждому углу. Чтобы домовой полюбил животное и хранил его, во все четыре угла хлева клали посоленные ломти хлеба со словами: «Хозяин-хозяюшко, вот тебе хлеб, да соль, да добрый живот: пой да корми, да нас животом дари».

Домовой очень сердился, если хозяева скотины были невнимательны к ней. Если они «неровен час» позволят себе в сердцах обругать животное нечистым, то дворовый в наказание хозяевам «отмахивает» скотину, то есть отгоняет ее от двора. Скотина как будто забывает свой хлев, отбивается от стада и забирается в чащу. Если «отмахнутой» скотине приходится ночевать в лесу, то ей, по поверьям, ничего не грозит, так как и здесь домовой оберегает ее от всякого хищного зверя. Зато хозяева напрасно стали бы искать «отмахнутое» животное: домовой, рассердившись, не показывает им скотину, хоть бы она и находилась рядом с ними в одном шаге.

Иногда домашние животные страдали от домового, казалось бы, по непонятным причинам. Кое-где это объясняли «переходом» - шуткой домового, когда скотина случайно попадает на постоянные или излюбленные пути, по которым он ходит. «Переход», как говорили крестьяне, заключается в том, что домовой, осердившись, спихивает скотину со своего хода, больно ударяя ее. «Переход» обычно узнавали по крови, подтеке или ссадине на несчастном животном. В Ярославской губернии его лечение в таком случае называлось «прощанием» и состояло в том, что хозяева в продолжение 9 или 12 зорь становились на повети лицом к востоку и трижды произносили заговор: «Хозяин-батюшко, прости живота, чем он тебе досадил!» После каждого заговора дули и плевали через правое плечо. Нечто подобное «переходу» случалось иногда и с людьми. Кое-где полагали, что на печи домовой обычно располагается, вытягиваясь вдоль; чтобы ему не досаждать, следует на печь ложиться только поперек, иначе его можно ввергнуть в гнев.

Явление и некоторые действия домового воспринимались в крестьянской среде как предсказания будущего. Чаще всего считали, что домовой показывается в хлеву - к беде. Местами считали, что если домовой виден идущим впереди человека, то последнему грозит смерть, а если он идет сзади - то беда. Широко было распространено поверье, что увидеть домового в шапке хозяина дома - к его смерти. Реже и не везде явление домового рассматривали как предвестие не только смерти, но и других важных событий в жизни человека - перед свадьбой, перед войной. Предрекая печальные события, домовой также плачет, воет, хлопает дверями, мяукает, оставляет синяки на теле домочадцев, притрагивается холодной рукой. Если домовой стучит в окно - к пожару, прыгает в дневное время с чердака - к беде, если вдруг начинает слишком усердно ухаживать за скотиной - к падежу. К хорошим же поворотам судьбы он пляшет или смеется в клети, гладит человека теплой мохнатой рукой. Крестьяне считали, что домовой, если захочет, может помочь избежать несчастья: предотвратить пожар, вовремя разбудив хозяина, или спасти скотину, вовремя вызвав хозяйку во двор. К домовому как предвестнику обращались с гаданием, когда он давил человека. В такой момент ему следовало задать вопрос: «К добру или к худу?» Если к добру, домовой ответит, к какому добру, а если к худу, только скажет: «К ху… к ху…». Верили также, что если домовой давит мохнатой рукой, то к добру, а если голой - к плохому.

На Русском Севере считали, что домовой имеет семью, которая повторяет состав живущей в доме семьи и ее уклад. Женой домового называют «домовиху», или «домаху», и иногда - кикимору; однако, бывает, они выступают как самостоятельные мифологические персонажи, близкие по значению и функциям домовому, но воплощенные в женской ипостаси. По народным поверьям, домовой по ночам ходит к женам и вдовам, тоскующим по своим мужьям. Согласно многочисленным мифологическим рассказам, домовой может жениться на проклятых и тем самым отсуленных ему девушках, которые исчезают из дома и невидимо для людей живут в подполье. Встречаются также представления о том, что домовой, как и некоторые другие демонологические существа, может воровать человеческих детей, особенно проклятых родителями. По поверьям, в доме, где есть некрещеный ребенок, нельзя гасить огонь ночью, а то «хозяин» заберет его к себе. О том, что у домового есть дети, свидетельствует приговор, который произносили при вводе в хлев новой скотины: «Дедуш-ко-домовеюшко, вот тебе дар Божий, скотинка. Корми сладко, стели местушко гладко, сам не обижай и детям не давай».

Крестьяне уважительно относились к домовому. Неписаные правила гласили, что прежде, чем зайти в хлев, следует кашлянуть и уж затем открыть дверь; зайдя же внутрь помещения, нужно было уже молчать. Все это делалось для того, чтобы не помешать домовому или не увидеть его. Учтивость по отношению к домовому проявлялась в приношении ему подарков по случаю или по праздникам: на Рождество, под Новый год, перед Великим постом, в Чистый четверг. Кроме того, в традиции существовали дни, непосредственно связанные с почитанием домового. В день Ефрема Сирина (10 февр. ст. ст.), который считался именинами домового, ему на загнетке печи оставляли кашу и просили заботиться о скотине. Были дни, когда домовой проявлял особое беспокойство, что могло отражаться на жизни домочадцев. Так, в день Иоанна Лествичника домовой, по поверьям, праздновал приход весны и бесился, сбрасывая шкуру. На Новгородчине считали, что домовой бесится перед Петровым днем. Во всех этих случаях его старались умилостивить, поднося гостинцы. Наиболее распространенными подарками были хлеб, овечья шерсть, цветные лоскутки, мишура. В Смоленской губернии хлебную горбушку аккуратно обворачивали в кусок ткани, прошитый красной ниткой, и относили в сени или на перекресток, где и оставляли с поклоном на четыре стороны и молитвой. В Тамбовской губернии хлеб и блины для домового помещали под застрехами, а на Вологодчине - крашеные яйца клали на печной столб. Кое-где на Русском Севере угощение - корочку от каши, а по праздникам горшок с круто посоленной кашей - оставляли в подпечке. Курские крестьяне после каждой вечерней трапезы старались оставлять на ночь на столе еду для домового. Кое-где с домовыми даже христосовались на Пасху, кладя яичко в блюдечко со словами: «Дворовой батюшка, дворовая матушка со своими малыми детушками, Христос воскресе!»

Домовой был единственным мифологическим существом, которое крестьяне в случае переезда в новый дом обязательно звали с собой. В Архангельской губернии обряд приглашения и перевоза домового выглядел следующим образом. Около входа в подполье клали старый лапоть и кликали: «Хозяин домовой, пойдем со мной в новый дом!» После этого лапоть несли в новый дом, считая, что в нем переезжает домовой. За первым же обедом первый отрезанный кусок хлеба закапывали в правом углу под избой, призывая домового войти в новый дом. В некоторых других местах домового перевозили на помеле или хлебной лопате. Чтобы в новом доме было покойно, после переезда пекли специальную шаньгу, обходили с ней вокруг дома, клали на лопату и в подпечек, и говорили: «Дедушко-доманушко, бабушка-доманушка, я гостинец вам кладу. Вы меня не гоните и не браните, я жить пришла, ночевать пришла, вековать пришла. Меня из дому не гоните, лучше кормите».

Бывали случаи, когда домового забывали позвать с собой. Это было чревато для жильцов, которые въезжали в дом с оставленным «хозяином»: старый и новый, прибывший со своими домочадцами, домовые не могли поладить, что вело к постоянному грохоту, стонам, швырянию и ломанию предметов в доме. Такая обстановка в избе изнуряла новых жильцов, пока они не догадывались, в чем дело. Чаще всего обращались к старым хозяевам с просьбой забрать своего домового к себе, и те осуществляли обряд его перевоза. Оставленного или напущенного чужого домового или своего, но сильно разгулявшегося, знающие люди смиряли разными способами. В Вологодской и Нижегородской губерниях били метлой по стенам хлева и избы с особыми приговорами. На Новгородчине и в Олонецкой губернии для пуганья домового использовали новую плетку с тремя хвостами или особый веник. Вологодские крестьяне в надежде усмирить домового тыкали вилами по нижним венцам строения. В Оренбуржье считали, что чужого домового, мешающего жить, можно выгнать, водя внутри дома по углам мужскими штанами. Согласно поверьям, домовой должен был уйти. Оберегом от чужого домового в некоторых местностях считали венки, сплетенные на Троицу; их обычно развешивали в хлеву.

Чтобы предотвратить проказы своего домового в хозяйстве, в конюшне помещали медвежью голову, убитых птиц - ястреба или сороку; под домом закапывали череп козла. Если домовой мучил скотину, хребты животных и углы в хлеву намазывали дегтем. Для кур в качестве оберега от шалостей домового использовали камень с природным отверстием, называемый в народе «куриным богом», старый лапоть или горлышко от старого разбитого кувшина.

Кое-где считали, что домовой - единственное демонологическое существо, которое не боится молитвы. Зато во многих местах крестьяне были убеждены, что против развоевавшегося «суседки» с успехом можно использовать крестное знамение, а также матерную брань. По поверьям населения Оренбуржья, боится он и людей, которые являются крестными. В случае если домовой наваливается на человека и душит, стоит только позвать: «Крестная!», и он тут же пропадет. Однако во многих деревнях до сих пор помнят и запреты, связанные с представлениями об этом мифологическом персонаже. Согласно народной традиции, всех животных, в образе которых, по мнению крестьян, мог появляться домовой, запрещалось убивать в пределах дома и двора: это могло привести к падежу скота и даже смерти людей. Чтобы не нажить неприятностей, рассердив домового, женщины соблюдали запрет выходить из дома с распущенными волосами, в ночное время работать или кормить ребенка, ложиться спать без ужина. Домовой любит мир и согласие в семье, поэтому, чтобы избежать его недоброжелательства, нельзя ругаться дома и во дворе.

Когда в новый дом входили или приводили купленную скотину, говорили:

Дедушко-доможирушко,

Да бабушка-домованушка,

Пустите нас. Пой, корми сытёхонько

Води светлёхонько. Не мори.

Одним из наиболее часто совершаемых гражданами района правонарушений до сих пор остается административное правонарушение, в частности, нарушение установленных правительством области временных правил содержания домашних животных на территории Нижегородской области.

Необходимо знать, что совершение такого правонарушения влечет, в соответствии со ст. 2.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, наказание: предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до двух тысяч рублей, а если указанное правонарушение совершается повторно в течение года, то в таком случае можно понести наказание в виде штрафа в размере от трех до четырех тысяч рублей.

К сожалению, многим владельцам домашних животных в Шатковском районе данные Правила не известны либо известны, но они не желают по каким-то собственным соображениям выполнять их.

Владелец животного при нарушении данных Правил может в итоге понести не только административную ответственность в виде штрафа, но и гражданско-правовую ответственность. И тому имеется достаточно примеров.


В судебный участок Шатковского района на рассмотрение мирового судьи поступили составленные участковыми уполномоченными полиции и рассмотрены в 2013 году не менее 20-ти протоколов о нарушении гражданами указанных Правил содержания домашних животных.

Так, летом 2013 года в одном из сел Шатковского района произвольно паслось стадо коз, при этом одна из коз отбилась от стада, подошла к автомобилю, стоявшему на улице, и в течение короткого времени (одной - двух минут) помяла и исцарапала рогами двери и кузов автомашины. Владелец автомобиля успел поймать козу и привязал её, после чего была установлена её хозяйка - гражданка Т. и вызвана полиция.

Сумма ущерба, причиненного козой, согласно проведённой экспертизе, составила 39 000 рублей. Но и это ещё не всё. С хозяйки козы по решению суда, кроме суммы ущерба, также были взысканы судебные издержки - затраты истца (владельца автомобиля), связанные с обращением в суд: расходы на экспертизу, оформление доверенности на представителя у нотариуса, госпошлину. В общей сложности с хозяйки козы по решению суда постановлено взыскать 45 596 рублей в качестве возмещения причинённого этим домашним животным ущерба.

В судебном заседании хозяйка козы поясняла, что козы всегда гуляли сами по себе, никто их не пасет и не привязывает, о Правилах содержания животных она ничего не знает. Однако отметим, что незнание закона не освобождает гражданина от ответственности.


Ещё один случай произошел летом 2013 года также в одном из сел нашего района. Принадлежащая гр-ке Б. корова, находившаяся на территории села без какого-либо присмотра, повредила большое количество плодов тыквы на соседском огороде - 23 шт., при этом часть из них съела, какую-то часть покусала, причинив тем самым ущерб гр-ке М., вырастившей тыкву.

В суде было установлено, что такие случаи ранее также имели место, когда та же корова гр-ки Б. в течение нескольких лет поедала у граждан в огородах их урожай: свеклу, капусту, картошку, морковь и другие овощи, - что, по всей видимости, вполне устраивало её владелицу, которая на просьбы и призывы своих односельчан производить выпас коровы, как положено, следить за ней не реагировала. В итоге хозяйка съеденной и поврежденной тыквы обратилась в суд в отношении владелицы коровы, отстаивала свои права в суде, где доказала факт причинения ей вреда коровой гр-ки Б.. Мировой суд постановил с гр-ки Б. взыскать причиненный гр-ке М. действиями коровы материальный ущерб – стоимость уничтоженной и поврежденной тыквы и расходы по оплате услуг адвоката, сумму госпошлины, уплаченной при подаче иска в суд гр-ой М.

Вот чем может обернуться для владельца домашних животных нарушение Правил их содержания.

Владельцам домашних (сельскохозяйственных) животных необходимо знать и соблюдать данные Правила, которые утверждены постановлением правительства Нижегородской области от 23 августа 2013 года. К обязанностям владельцев домашних животных (крупного рогатого скота, коз, свиней, лошадей, овец, кроликов и других сельскохозяйственных животных), за содержание которых они несут ответственность, относится: принятие необходимых мер для предотвращения поведения домашнего животного, ставящего в опасность жизнь и здоровье граждан, а также их имущество, жизнь и здоровье других животных, имущество организаций.

Согласно этим Правилам запрещается свободный неорганизованный выпас сельскохозяйственных животных вне огороженной территории земельного участка, принадлежащего владельцу животных; запрещается выпас скота на территориях улиц, садов, скверов, лесопарков. Выпас коз, коров, быков, овец необходимо производить в стаде, где животные находятся под присмотром пастуха, который несет ответственность за них; или самостоятельно - под постоянным и строгим ежеминутным контролем владельца, другого лица, определенного владельцем, но в любом случае - в специально отведенных для этих целей местах.

Е. КРАВЧЕНКО, мировой судья судебного участка Шатковского района.

ДВОРОВЫЙ - дух двора. Подобие или разновидность домового, обитающий во дворе дома. Покровитель двора. Если любит хозяев, то охраняет их двор, заботится о порядке, о скотине и т. п. - заботится о сохранении и приумножении богатства. Но дворовый более беспокоен, более вредный и пакостливый, чем домовой: во дворе неприятных случайностей происходит больше, чем в доме, вот они и приписывались дворовому.

О трицательные черты характера дворового проявляются, например, в том, что он любит только вороных и серых лошадей, но не любит буланых и сивых, в том, что он может, якобы из ревности, погубить новорожденного жеребенка или теленка, поэтому их следует сразу же занести в дом. Дружит же дворовый только с козлами и собаками. Но и собак белых, и кошек ненавидит. Ревностно и недоброжелательно дворовый относится и к духам соседних дворов, нередко старается им напакостить - очевидно, что это человеческая зависть, принявшая мифологическую форму.

Внешне дворовый похож на домового , мохнат, но лыс. Если его хотят задобрить, то угощение для него кладут в ясли, поднося его на вилах. При покупке коня или какой-либо иной скотины хозяин, приводя ее во двор, обводил три раза вокруг себя (при этом нельзя было держать узду голой рукой) и говорил, обращаясь к дворовому: «Вот тебе, хозяинушко, мохнатый зверь на богатый двор; пой, корми, рукавичкой гладь». При новоселье, при переводе скотины, например коров, на новый двор старший из хозяев, обращаясь к дворовым духам, говорил: «Кормилец-батюшко, кормилица-матушка, как я люблю этих коровушек, так и вы их любите».

Заговор, чтобы видеть дворового: «Дядя дворовой, приходи ко мне не зелен, как дубравный лист, не синь, как речной вал, приход таким, каков я».

Первого ноября (по старому стилю) совершали обряд изгнания со двора лихого дворового выбирали лошадь, которую дворовый больше всего не любит, и объезжали на ней весь двор верхом, размахивая вокруг помелом, обмакнутым в деготь. Этим помелом дворовому ставили на лысине отметину, после чего он сбегал двора.

По характеру отношений с хозяином двора - злой дух. Дворовой чрезвычайно раздражительный и склочный дух. Нередко домовладельцы терпят много бед от ссор соседних дворовых, которые стараются навредить друг дружке и разорить места обитания.

Но верили, что если дворовой любит скотину, она становится гладкой, сытой, здоровой, будет приносить много потомства. Он кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчесывает гриву лошади, привязывает красные ленточки, заплетает ее в косички, которые ни в коем случае нельзя расплетать, чтобы не навлечь гнев дворового. На Русском Севере рассказывают об этом так: «У деда вот конь был белый. А дворовой, уж коли скотину полюбит, так все ей сделает, а если не полюбит, так изведет. Так вот, конь-то был белый. Бывало, придет дед в конюшню, а у коня сено положено. „Батя, ты клал?" - „Нет, не я".

А в другой раз и коса у коня заплетена. Спрятался дед, смотрит: человек-то будто высокий такой подошел к коню да и сена ему наложил и косу заплел. Вот дед пошел домой и сказал, что дворовой сено кладет».

Отношение дворового к скоту зависит от того, нравится ли ему масть скотины. Если скотина чахнет, худеет, а утром оказывается мокрой, считается, что она пришлась дворовому «не ко двору», «не по масти», «не в руку». Нелюбимую скотину он мучит.

Он всегда в дружбе только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей - знающий хозяин старается не держать такую живность. «У нас четыре коня было. Одного-то невзлюбил дворовой, и все. Утром приходят мужики: у всех коней овес насыпан, гривы заплетены (он им косички мелкие-мелкие плетет). А этот вспаренный весь, храпит. Ну, решили мужики подкараулить его. Взяли, подвесили дырявое ведро под овес, а сами за скирдой спрятались. А дворовой пришел, стал овес насыпать, а ведро дырявое. Он как кинет его в скирду, в мужиков. Ох, перепугались они и убежали».

Внешним видом похож на домового, весь мохнатый. Дары ему подносят на железных вилах в ясли.

Если о домовом знают почти все, то о дворовом мало кто даже слышал. А между тем, людям, живущим в частном доме, знать о нем просто необходимо.

Кто же такой дворовой, и как он выглядит?

Дворовой далеко не так дружелюбен, как его сородич домовой. Ростом он немного ниже человека, широкоплечий, сутулый, тело его покрыто густой темной шерстью. Увидеть его практически невозможно, зато можно услышать его бормотание, так как он любит постоянно что-то бубнить себе под нос.

Все постройки возле дома дворовой считает своей собственностью. Поэтому пользы от него немного, единственное, что он чужаков не пропускает во двор. Но, в отличие от домового, он не воров гоняет, а чужую нечистую силу. И делает он это не из любви к людям, а чтобы на его территорию другой дворовой не позарился.

Не только нечисть дворовой гоняет, но и любую скотину, приобретенную и приведенную на его двор: бьет и щиплет, есть не дает, и часто на новом месте лошадь или корова начинает худеть и болеть, может даже умереть, а все по вине вредины-дворового. Он не жалеет даже детёнышей животных, появившихся на его территории. Из всех домашних животных не боятся дворового только собаки и козы.

Чтобы оградить приобретенную скотину от дворового, животных нужно заводить в ворота по разосланной во дворе шкуре (корову – по коровьей, овцу – по овечьей). А новорожденного детёныша забирают в дом, под защиту домового. У домового силы больше, чем у дворового, поэтому последний не станет вступать с ним в конфликт.

Зато дворовые с разных дворов часто ругаются и даже дерутся. Если такое произойдет – людям беда, они могут поломать забор, вытоптать огорода, раскидать утварь. Чтобы дворового успокоить, ему нужно принести и разложить яркие лоскуты, бусины, монеты. Можно оставить горбушку хлеба, хорошо посыпанную солью. Раскладывая подарки для дворового, произнесите:

«Хозяин двора — дворовой, хозяин дома — домовой, соседушки мои. Я вам дарю и благодарю. Скотину примите, накормите и напоите».

Если и после данного обряда дворовой продолжает баловаться и обижать домашних животных, его можно и наказать. Для этого возьмите вилы и тыкайте ими в нижние брёвна дворовых построек, как бы стараясь попасть в дворового, приговаривая:

«Вот тебе, дворовой! За то и за это (перечислите его прегрешения)».

Даже если побить вам его не удастся, то испугаете вы его точно. На какое-то время дворовой успокоится. Через время он опять начет безобразничать, такая уж его натура.

У древних славян было принято задабривать дворового .

Видео: 10 Мифических существ славянской мифологии