Должностные обязанности экспедитора. Экспедиторы - кто это

Экспедитор – профессия сложная и очень востребованная. Возможно, некоторые не согласятся с этим утверждением, ссылаясь на то, что этот специалист практически ничего не делает. Однако это лишь поверхностный взгляд. В реальности же обязанности, которые регламентирует должностная инструкция экспедитора, весьма многогранны, и не каждый способен их осилить.

Особенно если речь идет о крупных компаниях, которых занимаются перевозкой грузов не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами. Поэтому давайте рассмотрим все особенности этой профессии, дабы понять, что за пункты может содержать должностная инструкция экспедитора грузов.

Кто такой экспедитор?

Несмотря на всеобщее мнение (дескать, на рынке труда потребность в такого рода специалистах возникла относительно недавно), эта профессия зародилась много столетий назад. Так, первые экспедиторы появились в далеком XV веке. Как и сейчас, их главной задачей было доставить груз в указанное место. И при этом они должны были сделать все возможное, дабы целостность и качество посылки не пострадали во время путешествия.

Спустя много веков эта профессия не только не утратила актуальность, но и укрепила свои позиции. Сейчас должность экспедитора есть во многих фирмах и компаниях. Однако их полномочия и обязанности могут сильно видоизменяться в зависимости от размера организации и её сферы деятельности.

Ключевые моменты профессии

Учитывая все вышесказанное, несложно догадаться, что главная задача экспедитора – это доставка груза к его месту назначения. Но, несмотря на то, что звучит это довольно просто, на практике все оказывается куда сложнее.

Начать следует с того, что любой груз должен быть закреплен документально. Не говоря уже о том, что некоторые предметы или объекты и вовсе требуют наличия ряда разрешений. Например, перевозка молочных продуктов находится под жестким контролем санэпидемстанции, к тому же ее импорт в некоторые страны весьма затруднителен.

Еще одним краеугольным камнем этой профессии является составление маршрута. Человек, устраивающийся на такую должность, должен знать, что ему в ходе работы нужно будет сделать все возможное, дабы снизить стоимость дороги. Проще говоря, должностная инструкция экспедитора по перевозке грузов обязывает его искать наиболее короткие, но при этом эффективные пути доставки.

Что необходимо знать экспедитору?

Учитывая такой набор обязанностей, не приходится удивляться, что многие работодатели выдвигают ряд требований к будущим работникам. Некоторые из них обозначаются в должностной инструкции, остальные же остаются за кадром, как само собой разумеющееся.

Итак, что же должен знать экспедитор?

  • Нормативно-правовую базу.
  • Российское законодательство.
  • Международные правила и нормы перевозки грузов.
  • Особенности заполнения транспортных документов.
  • Основы логистики.

Кто может претендовать на эту должность?

Небольшие фирмы, занимающиеся локальными перевозками, не сильно придираются к кандидатам на пост экспедитора. Так, им вполне подойдет человек, имеющий оконченное среднее образование. А вот крупные компании не столь лояльны.

Дабы заполучить престижную должность, экспедитор должен иметь диплом, свидетельствующий об окончании вуза. Особенно востребованы специалисты с техническим и экономическим образованием. Также должностная инструкция экспедитора имеет пункт, требующий от кандидата знания иностранного языка. Но это вполне обосновано, ведь по роду службы ему довольно часто придется сталкиваться с языковым барьером, например, при пересылке груза за границу.

Должностная инструкция экспедитора: образец

Несмотря на то что все должностные инструкции составляются руководством компании, исходя из их предпочтений и взглядов, они не должны противоречить действующему законодательству Российской Федерации и Трудовому кодексу.

Давайте рассмотрим, что представляет собой такой документ, как должностная инструкция экспедитора

Общие положения:

  1. Экспедитор относится к категории технических рабочих.
  2. На эту должность назначаются специалисты с оконченным высшим образованием, прошедшие предварительную подготовку.
  3. Экспедитор обязан знать: структуру компании, ее нормативно-правовую базу, а также основы работы с техническими документами.
  4. Данный работник подчиняется непосредственно директору компании, а также его заместителю по транспортной части.

Должностные обязанности. Экспедитор должен:

  1. Принимать все заявки от клиентов и обрабатывать их в установленном порядке.
  2. Составлять соответствующие запросы на склад, дабы получить нужный товар.
  3. Планировать маршруты перевозки грузов с учетом всех затрат и временных интервалов.
  4. Предоставлять водителю или курьеру документы, необходимы для доставки товара.
  5. Проводить переговоры с клиентами, а также улаживать с ними все спорные моменты.
  6. В случае необходимости сопровождать груз до места его назначения.
  7. Вести учет своей деятельности, согласно установленным правилам.

Права. Экспедитор имеет право:

  1. Запрашивать у руководства всю информацию и документацию, необходимую для выполнения его обязанностей.
  2. Вносить предложения, способные улучшить работу фирмы.
  3. Требовать соблюдения всех норм и законов, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Ответственность:

  1. За невыполнение своих обязанностей или халатность экспедитор может быть привлечен к административной ответственности.
  2. Случаи причинения материального ущерба разбираются в рамках действующего законодательства России, а также Уголовного кодекса.

Доработки, которые может содержать должностная инструкция экспедитора

Следует напомнить, что данный документ является лишь шаблоном. Его можно дополнять и видоизменять, в зависимости от конечной цели применения. Например, какие изменения может содержать должностная инструкция водителя-экспедитора? Образец этого документа мало чем отличается от вышеупомянутого, однако разница все же есть.

В частности, такая инструкция должна иметь ряд отдельных пунктов, регламентирующих обязанности экспедитора по отношению к автомобилю. Например, там должно быть указано, как часто необходимо проводить техосмотр, где можно парковать машину и какие грузы на ней следует перевозить.

Кто такой экспедитор? Чем занимается человек, в трудовой книжке которого указана эта должность? На эти вопросы чаще всего отвечают так: «Это тот, кто развозит грузы». А вот и неправильно, потому что, тот, кто развозит грузы, это либо водитель, либо курьер. Обязанности экспедитора намного сложнее, а полномочия шире.

Настоящий экспедитор – это человек, обладающий множеством как скрытых, так и явных талантов. Только представьте себе, сколько у него обязанностей. Первая, она же самая важная – это организация доставки груза. А для того, чтобы выполнить подобный заказ, нужно хорошо знать все нормативно-правовые документы. Уметь отлично разбираться во всех нюансах международных соглашений и различных конвенций по транспорту. Основы трудового законодательства и нормативные документы, регламентирующие правила транспортных перевозок, – это те документы, не зная которые сегодня вряд ли можно довезти груз из точки А в точку В.

Суть работы экспедитора заключается в предоставлении полного пакета услуг по перевозке грузов любых габаритов и грузоподъемности. Наверное, поэтому при найме на работу предпочтение отдается тем претендентам, которые обладают знаниями основ логистики и экономики. Заполнение объемистого пакета сопроводительных документов тоже входит в обязанности каждого экспедитора, а их правильность напрямую зависит от юридической грамотности человека. Наконец, без знания иностранных языков сегодня невозможно претендовать на эту должность в престижной транспортной экспедиции.

Вот и получается, что человек, решивший стать экспедитором, должен быть многоголовым драконом. Одна голова получает высшее экономическое образование, вторая изучает языки, третья – юриспруденцию. К тому же, понадобятся терпение и усидчивость. Без этих качеств вдумчивой работы с документами не получится.

Экспедитор должен проложить наиболее короткий путь провозки груза. Он сам договаривается с транспортными фирмами. А это авиационные, автомобильные, морские и железнодорожные предприятия, с каждым нужно заключить договор о фрахте транспортного средства. А еще на пути следования груза существуют таможни. На каждой свои правила, свои тарифы.

Учесть все это, вычертить самый короткий маршрут, определить стоимость и выбрать путь, который обойдется грузоотправителю дешевле, учесть все сложности… А склады, на которых груз может оказаться во время транспортировки? А сохранность, гарантия которой прописана в договоре? Все это тоже входит в обязанности экспедитора. Представляете, сколько всего он держит в голове?!

Грузоотправители нынче - люди недоверчивые и на слово не верят, поэтому постоянно требуют отчета о прохождении груза. Спасибо техническим новинкам! Благодаря им можно онлайн следить за своим грузом, а если он вдруг где-нибудь застрял, то быстро выяснить у экспедитора, в чем дело. Исправление ситуации зачастую требует присутствия этого специалиста, поэтому работа экспедитора связана с постоянными командировками.

Очень важный вопрос: «А сколько зарабатывает такой специалист?» По-разному. Все зависит от уровня той организации, в которой вы предполагаете работать. Чем шире география, чем больше у вас знаний и умений, тем выше вознаграждение за труд.

Одним словом, экспедитор – очень востребованная профессия. Масштабы, правда, разные. Экспедитор на мелькомбинате и экспедитор из агентства по международным перевозкам, в принципе занимаются одним и тем же. Только один чаще всего ездит по области и только иногда бывает в соседней. А вот второй, скорее всего, не вылезает из заграничных командировок. Что ж, большому кораблю – большое плавание!

Если профессия востребована, значит, должны быть и учебные заведения, в которых можно получить базовое образование. Но пока таковых на территории России нет, да и в сопредельных государствах тоже. Экспедиторами работают юристы и экономисты, бывшие военные и учителя. Все, как один, самоучки. Коммуникабельные и улыбчивые, ответственные и вдумчивые, они выполняют очень нужную работу.

Кстати, важность этой профессии осознавали еще в древности. В исторических документах 11 века упоминаются сопроводители грузов, а с 15 века в Европе официально начинают действовать Товарищества по перевозкам.

Экспедитор - это профессия, в должностные обязанности которой входят: получение, сопровождение и сдача различных грузов, а также, оформление необходимой транспортной документации.

Одно время, после окончания института, я проработал экспедитором. Тогда эта работа показалась мне очень интересной. Еще бы, нужно-то было, всего-навсего, ездить в автомобиле, считать товар и получать зарплату.

Вообще, конечно, экспедирование грузов - это очень ответственная работа. Во-первых, от вас зависит время доставки из точки А в точку Б. Во-вторых, как правило, экспедитор - это лицо материально ответственное. И в-третьих, конечно же, от вас зависит точность ассортимента груза. В последнем случае крайне важно, чтобы количество утюгов совпадало с тем, что написано на бумаге. Конечно, если вместо утюгов вы привезете компьютеры, то беда не большая. Однако, как профессионального экспедитора - это вас не украсит .

После шести лет обучения в Бауманском попасть по распределению в какой-нибудь "ящик" не очень хотелось. Непрерывное сидение за партой и так за прошедшие шестнадцать лет достаточно утомили. Получение диплома пришлось на начало 90-х. Молодому специалисту полагалось по "сетке" чуть больше 20 советских рублей. Во времена развитого социализма этого бы вполне хватило на существование. Но не вначале 90-х, когда прожиточный минимум уже переваливал за 500 деревянных.

В экспедиторской работе есть своя романтика. Обычно, основное время работы приходится ничегонеделание. На пассажирском месте можно курить, пить пиво и развлекаться шоферскими байками долгое время в пробках. Сотовые телефоны еще были редкостью, а вот пробки уже встречались и личное общение заменяло все.

Были в этой работе и свои тонкости. Скорее всего, с течением времени, они особо не изменились. Груз должен быть принят и сдан в точности так, как это описано по бумагам. Умение разбираться в транспортных накладных – не самое сложная обязанность. Движение по российским дорогам, так же вносит свои коррективы. Уважаемому сотруднику автоинспекции или любому другому человеку в погонах не представляет особого труда найти у вас недочеты, позволяющие поиграть на нервах. Пару раз постоять на штрафной стоянке и мне приходилось. Общаться на тему выкупа - хуже не придумаешь. За твоей спиной груз не малой стоимости, а ты зависишь от решения этого человечка. Удовольствие от такого «интеллигентного» разговора не очень большое.

Но, все окупается. Во-первых, конечно же, опыт. Общение с людьми, умение договориться с грузчиками и кладовщиками, встать вовремя на погрузку. Первую школу настоящей жизни я получил здесь. С течением времени научился и зарабатывать. Как правило, на руки даются дорожные средства. Правильно распределив их, можно сэкономить и, по договоренности с руководством, положить на свой счет. Экспедитор, как мы уже говорили, лицо материально ответственное. И за это тоже неплохо платят. Но, и потерю груза спишут, скорее всего, с вас. Неприятности могут поджидать в самых неожиданных местах, особенно в дальних переездах. Бывали случаи банального воровства. Держи ухо востро. Однажды от меня, подарив пару беспокойных часов, сбежал водитель с грузом макарон. Когда я, уже практически попрощался с зарплатой на ближайший год, и прибежал на условное место, машина оказалась там. Водитель, зевая, поинтересовался, куда я пропал. В короткой «дружеской» беседе выяснилось, что он меня потерял и решил ехать самостоятельно. Сотовые телефоны-то были редкость.

В общем, потратив пару тройку лет жизни, приобретя пивное пузико и пучок седых волос, можно сколотить небольшой капитальчик. Но, профессия экспедитора – это, все же, не то, о чем мечтало человечество.

Экспедитор – это одна из самых востребованных профессий на трудовом рынке. Своевременная и качественная доставка особенно необходима для тех грузов, что имеют ограниченный срок хранения. Отрасль национальной экономики, в которой работает экспедитор, называется логистика. Предмет логистики заключается в изучении, разработке и применении на практике наиболее рационального подхода к процессу передвижения товаров на малые, средние и дальние расстояния. Логистика также предусматривает изучение местного и международного законодательства в области транспортировки грузов. Ведь в разных регионах мира действуют подчас самые разнообразные требования по перевозке.

Профессиональный экспедитор также участвует в разработке маршрутов перевозки грузов. Чаще всего такой специалист называется логистом, что наиболее верно при определении этой профессии.

Профессия экспедитора на современном рынке труда

Экспедитором иногда называют человека, сопровождающего груз на всем протяжении его маршрута перевозки и отвечающего за сохранность и целостность доверенного ему товара. По факту такого служащего правильнее называть курьером, но в объявлениях о работе чаще всего вакансия называется именно экспедитор. Такое характерно ввиду того, что курьер-экспедитор чаще всего сам определяет маршрут движения груза по предварительному согласованию с руководством своей компании.

Основной документ, используемый экспедиторами в их работе, называется транспортная накладная, в которой записаны данные о времени и месте отгрузки товара, пункте назначения, номинальной стоимости и весе. Подпись экспедитора в накладной является подтверждением, что груз должным образом упакован и не имеет видимых дефектов. С момента подписи транспортной накладной экспедитором, сотрудник в этой должности несет полную материальную ответственность в соответствии с пунктами законодательства страны и его персонального трудового договора.

Экспедитор редко имеет право получать денежные средства за доставленный товар. Такая мера действует по соображениям безопасности самого экспедитора, ведь по маршруту перевозки грузов вполне может быть попытка ограбления.

Экспедитор и смежные профессии

В некоторых организациях водителя-экспедитора или торгового представителя с функцией экспедитора. Подобные профессии предоставляются фирмами, отправляющими грузы внутри региона или специализирующимися на перевозках однотипных товаров на малые расстояния. Ввиду малого оборота средств или низкой ценности товаров работодатели придумали подобные профессии, что не нарушает законодательства. В обязанностях водителя-экспедитора значится разработка маршрута, доставка и ответственность за груз, а торговый представитель с обязанностями экспедитора не только сам нарабатывает клиентскую базу и заключает договоры, но и непосредственно самостоятельно доставляет груз.

Кажется, что профессию экспедитора может освоить кто угодно. Что может быть проще – принять товар, доставить из точки А в точку Б в срок и сдать. Даже профильное образование для этого чаще всего не нужно. Тем не менее, мало кто сознательно хочет стать экспедитором. Денис Корнеев, руководитель структурного подразделения экспедиторской компании «Спецгрузавтотранс», рассказал Rjob о «подводных камнях» профессии, особенностях карьерного роста и зарплате, которая редко радует соискателей.

Без образования и опыта

Основная работа экспедитора – сопровождение товаров и грузов. Они должны быть доставлены получателю в целости и сохранности, вовремя и в соответствии с документами. Поэтому экспедитору предстоит оформлять документы о приёмке и выдаче товаров, вести учёт и заполнять принятые в компании формы статистической отчётности. Научиться этому просто, поэтому часто экспедиторами становятся люди с абсолютно любым образованием и даже без него.

В профессию люди приходят по-разному, различия лишь в том, был ли выбор сознательным или по обстоятельствам. Есть два пути: классический, когда вуз даёт основы профессии, теорию, а работа в экспедиторской компании – практику, и второй путь, когда экспедитором становятся поневоле – выбирают работу с минимальными требованиями к опыту и образованию. Это путь в профессию через так называемые «табуреточные диспетчерские». Смысл их работы заключается в том, чтобы в одном месте находить груз, в другом – транспорт, и зарабатывать на разнице цен. Сейчас подобный бизнес ушёл в прошлое, но смысл экспедирования многие далекие от профессии люди видят именно в этом – в посредничестве.

Но для трудоустройства в крупную компанию всё же необходимо получить диплом. Обычно бывает достаточно среднего профессионального образования по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» или «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». Высшее образование можно получить по специальности «Менеджмент» или «Технология транспортных процессов».

Водитель, грузчик и юрист в одном лице

В зависимости от специфики компании экспедитор может выполнять множество дополнительных функций. Обычно чем меньше компания, тем больше обязанностей возлагают на каждого сотрудника – он становится универсальным. Экспедитору приходится не только сопровождать грузы, но и самому сидеть за рулём, грузить и разгружать товары, составлять маршрут и организовывать хранение груза, а также отвечать за соблюдение юридических и таможенных правил транспортировки груза.

Если компания предлагает экспедиторскую услугу, то обязанность менеджера включает полный перечень действий клиентсткого менеджера – от приёма звонков, согласования условий и сроков перевозки до финального оформления документов и рекламаций. Если экспедитор работает в штате производственной или торговой компании, его функционал ограничен задачами, которые спускают сверху директор по доставке или , в зависимости от того, кому в компании подчинён экспедитор. Работа экспедитора требует большого багажа знаний из разных отраслей: географии, технологии перевозок, финансов. Поэтому стандартные требования к соискателям – это опыт или минимальные навыки работы с котировками ставок, оформлении документов, поиска свободного транспорта.

Усидчивый, но мобильный

Поскольку образование для экспедитора не так важно, на первый план выходят личностные качества: хорошая память и внимание, чтобы не допустить ошибки в документах и не потерять груз. По этой же причине важна аккуратность, ответственность и усидчивость.

Несмотря на это, работа экспедитора связана с . Сама суть профессии предполагает мобильность.

Большинство экспедиторских компаний предъявляют стандартные профессиональные требования к соискателям. Различия – в требованиях к личным качествам кандидата, которые зависят от персонального видения руководителя и особенностей коллектива. Иногда необходимы динамичные и активные сотрудники с более высокой оплатой при большем объёме работ, а иногда – вдумчивые и трудолюбивые, которые справятся с большими объёмами бумажной работы.

Материальная ответственность и неадекватные клиенты

К плюсам профессии экспедитора можно отнести разве что низкие требования к соискателям и постоянную новизну задач. Эту работу уж точно не назовёшь монотонной и скучной. Но плюсы чаще всего перекрываются главным минусом – . Если груз потеряется, если его украдут, или экспедитор неправильно оформит документы, то любую недостачу придётся компенсировать из своего кармана.

Основной стереотип заключается в том, что экспедиторы бесполезны, и их легко можно заменить программой типа Uber. В действительности, это не так, поскольку экспедиторы берут на себя ответственность за перевозку, а программа никогда не сможет этого сделать. Кроме того, экспедитор абсолютно зависим от клиента. Неважно, внутренний это клиент или внешний, в любом случае он всегда прав. Даже если этот клиент не всегда адекватен, что, к сожалению, также встречается в работе экспедитора.

Без карьерных и зарплатных перспектив

В профессии экспедитора нет карьерной лестницы, а потому и ощутимых перспектив. Как бы хорошо сотрудник не выполнял свои обязанности, ему не удастся получить повышение. Единственная возможность изменить положение – учиться и менять специализацию. Например, переквалифицироваться в логиста или . Кроме того, возможно горизонтальное карьерное развитие, когда, оставаясь логистом, сотрудник переходит в более крупную компанию.

Трудоустройство после экспедиторской компании обычно происходит либо в структурах логистических операторов, либо «инхаус» – в отделы логистики и управления транспортом торговых и производственных компаний.

Зарплату экспедитора тоже сложно отнести к плюсам профессии – она варьируется от 15 до 30 тысяч рублей в регионах и до 50-60 тысяч рублей в столицах. Исключение составляют разве что междугородные и международные перевозки, где может применяться надбавочный коэффициент.

Рядовой сотрудник экспедиторской компании в Москве и Санкт-Петербурге получает значительно больше, чем в регионах. Это объясняется минимальным входным барьером в профессию, доступную для большинства населения. Поэтому на уровень зарплат влияет в первую очередь географический признак, и только во вторую – отраслевой.

Низкие требования к соискателям и отсутствие перспектив во многом определяют круг тех, кто обычно приходит в профессию. Экспедиторами становятся студенты и начинающие сотрудники (например, логисты или товароведы), которым необходим опыт и практика. А их коллеги – нередко люди среднего возраста и , которым в силу возрастной дискриминации или отсутствия опыта работы приходится искать подработки. Но многих устраивает именно такой вариант трудоустройства. Сотрудники готовы за скромную зарплату долгие годы работать в компании, которая не требует от них ничего сверхъестественного – даже самого элементарного развития и обучения.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!