Дидактические игры тренинги для дошкольников. Упр

Игровой тренинг на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников - это эффективная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия длительностью до 30 минут можно проводить 2-3 раза в неделю во второй половине дня. В тренинге может участвовать группа не более человек, как мальчиков, так и девочек. Участникам для удобства лучше быть одетыми в спортивную форму или брюки. Для проведения тренинга необходимо просторное помещение (музыкальный или спортивный зал) и наличие магнитофона.

Для участия в тренинге желательно формировать группу из равного количества мальчиков и девочек одной возрастной группы, знакомых друг с другом. Необходимо предусмотреть наличие в тренинге:

    упражнений на снятие напряжения;

    пантомимики - важно научить детей показывать человека, отражая его эмоциональное состояние и чувства;

    коллективных игр, работы в парах, ориентированных на коррекцию статуса ребенка в группе, эмоциональное благополучие в общении с детьми и взрослыми;

    упражнений, помогающих ребенку осознавать свое внутреннее состояние, регулировать его, используя приемы рационального восприятия, с целью преодоления барьеров в общении и приобретении навыков расслабления.

Игровой тренинг для старших дошкольников "Волшебное путешествие"

Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей.

Задачи:

    повысить самооценку, приобрести чувство уверенности;

    развить эмпатию, сопереживание, научить работать в парах, группах;

    развить речь, творческое мышление;

    сформировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения;

    воспитывать доброжелательность.

Ведущий - педагог-психолог.

Ход тренинга

Примечание . 5 табличек с названиями островов: "Сиамские близнецы", "Заколдованный остров", "Остров Великанов", "Остров Попугаев", "Остров Злого Волшебника". К каждой табличке прикреплено задание.

Ребята, вы сегодня утром здоровались друг с другом? Сейчас я предлагаю вам поздороваться по-особенному.

Инструкция. Надо повернуться к тому, кто стоит справа, назвать его ласково по имени и сказать, что рад его видеть. Он, в свою очередь, поворачивается к соседу справа и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего.

Примечание . В комнату влетает наполненный гелием воздушный шарик, к нему на ниточке привязаны письмо и карта.

Ой, ребята, что это? Посмотрите, к воздушному шару что-то прикреплено. Смотрите - послание. Оно адресовано дружным и добрым ребятам. Здесь написано: "Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я обращаюсь за помощью к дружным и добрым детям. Меня и моих друзей заколдовал злой волшебник. Он увез нас далеко-далеко, за тридевять земель, на незнакомый остров, для того, чтобы сделать такими же злыми, как и он сам. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться. Помогите! Спасите нас!"

Ребята, как вы думаете, это нам Буратино написал? Мы дружные и добрые? А мы можем помочь ему и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Буратино и его друзей и поможем им? А вот и карта. Давайте посмотрим.

Чтобы добраться до острова Злого Волшебника, посмотрите, какой длинный путь нам нужно пройти. Давайте полетим на воздушном шаре, держитесь за его длинную веревочку. Готовы, ребята? Ну, тогда отправляемся?

Примечание. Звучит аудиозапись "шум ветра". Дети "летят" на воздушном шаре - идут по залу, подходят к табличке "Сиамские близнецы".

Вот мы и оказались на первом острове. Он называется "Сиамские близнецы". Ребята, посмотрите, для нас есть послание. Здесь написано, что прежде чем отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.

"Сиамские близнецы"

Цель: научить детей сотрудничать, работать в парах.

Инструкция. Дети делятся по парам. Далее ведущий говорит: "Представьте, что вы и ваш партнер - одно целое, вы, как сиамские близнецы, приросли бок к боку. Крепко обнимите партнера за талию одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Ноги тоже частично срослись, так что теперь придется шагать следующим образом - сначала шаг двумя "сросшимися" ногами, потом одновременный шаг двумя "боковыми" ногами. В таком состоянии нам надо пройти все препятствия. Помните, что нужно быть внимательными к действиям партнера!"

Примечание . В качестве препятствий служат дуги (под ними надо пролезать) и бревна (через них следует перешагивать).

Все получилось! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше (звучит аудиозапись "шум ветра". Дети "подлетают" к Заколдованному острову).

"Заколдованный остров"

Цель : научить работать в парах. Развить умение выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния.

Примечание . Стол (желательно круглый). На столе прикрепленные к пластиковым стаканчикам стоят воздушные шары (из расчета - один шарик на двоих детей). Кроме того, на подносах разложены детали для выполнения аппликации (различные части лица - губы, глаза, носы, брови, выражающие разнообразные эмоциональные состояния - грусть, радость, удивление и т. п.). Детали для аппликации наклеены на двухсторонний скотч.

Ребята, мы попали на Заколдованный остров. Здесь живут отрицательные сказочные персонажи. Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо им сделать добрые лица!

Примечание . Дети выбирают те детали с изображением частей лица, которые подходят доброму человеку. Под веселую музыку они приклеивают их на воздушные шары. Ведущий помогает наводящими вопросами: какие брови у доброго, веселого человека? как приклеить губы, чтобы человек улыбался? и т. п.

Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? (Дети показывают друг другу шарики.) Молодцы, и здесь мы справились! Полетели дальше (звучит "шум ветра". Дети "летят" к острову Великанов).

"Остров Великанов"

Цель: научить сосредоточиванию; коррекция импульсивности.

Ребята, мы с вами попали на остров Великанов. Уже из названия острова понятно, кто его жители. Кто, ребята? Здесь нельзя громко разговаривать, только шепотом. Смотрите на карточке с заданием - загадки.

Инструкция . Ведущий загадывает детям загадки. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все дети поднимут руки, ведущий считает до трех, и на счет "три" они должны будут все вместе прошептать ответ на загадку.

Примечание . Дети отгадывают загадки о героях сказок.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...
(Айболит)

Она красива и мила,
Имя ее от слова "зола".
(Золушка)

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
(Колобок)

Молодцы, вы легко справились с этим заданием. В поисках Буратино летим на другой остров (звучит "шум ветра". Дети направляются к острову Попугаев).

"Остров Попугаев"

Цель : развить уверенность в себе.

Примечание. Необходимо круглое зеркало с ручкой.

Ребята, мы попали на остров Попугаев. Попугаи очень любят повторять за людьми слова, хвалить себя и хвастаться. Вот новое испытание.

Инструкция : передавая друг другу зеркало, каждому участнику по очереди нужно представить, что он попугай, и громко похвалить себя. Затем похвастаться перед зеркалом каким-либо своим качеством, умением, способностью, сказать о своих сильных сторонах - о том, что любит или ценит в себе.

Ребята, а на следующий остров мы полетим на облаке!

Релаксация

Цель: снятие психо-мышечного напряжения.

Примечание. На полу расстелена белая простынь, обклеенная по краям ватой.

Ребята, каким вы представляете себе облако? Ребята, опускайтесь на белое воздушное облачко.

Примечание . Фоном звучит тихая, спокойная музыка.

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните... Еще раз... И еще раз... вдох, выдох. Представьте, что вы опустились на белое пушистое облако, как будто кто-то соорудил мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этом большом облаке-подушке. Теперь вы отправляетесь в путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими теплыми лучами. Оно решило немного поиграть. Солнышко щекочет вам носик, глазки, ротик, ушки. Погрейтесь под его лучами. Почувствуйте, как оно спряталось в ваших волосах. А тем временем облачко понесло вас дальше. Улыбнитесь солнышку на прощание, помашите ему рукой. Медленно откройте глазки, потянитесь, оглянитесь... Ну вот мы и прилетели. Давайте сойдем с облака и поблагодарим его за то, что оно так хорошо нас прокатило. Еще раз потянитесь, выпрямитесь и снова почувствуйте себя бодрыми, свежими и внимательными.

Примечание . Ведущий подводит детей к острову Злого Волшебника.

И вот мы с вами попали на последний остров - это остров Злого Волшебника. На нем он держит Буратино и его друзей. Нам надо их спасти.

Инструкция . Беседа с детьми по вопросам:

    Кого мы можем назвать добрым человеком?

    Какие поступки совершают добрые люди?

    Как мы можем определить, что человек добрый?

В конце беседы детям предлагается посмотреть друг на друга по-доброму.

Ребята, Буратино и его друзья могут выбраться отсюда. Но злой волшебник закрасил ковер-самолет черной краской, и теперь он не может летать. Мы разрушим злые чары, если вернем волшебному ковру-самолету яркие краски.

Ведущий берет карточку и читает: "С острова Злого Волшебника можно улететь только на красивом ковре-самолете".

Примечание . На стене так, чтобы дети могли дотянуться, прикреплена ткань черного цвета.

Инструкция . Предварительно проводится беседа с детьми: какими красками надо раскрасить ковер-самолет, чтобы, глядя на него, было всем светло и радостно и чтобы он снова мог летать?

Рефлексия "Ковер-самолет"

Инструкция . Дети под музыку выполняют аппликацию, хаотично наклеивая яркие кусочки цветного картона.

Примечание . Картон разного размера, цвета и формы, приклеен на двусторонний скотч. Ведущий заранее отклеивает уголки скотча, чтобы детям легко было его отклеить от бумаги.

Ребята, посмотрите, какой яркий получился у нас ковер-самолет. Нам удалось победить и разрушить чары злого волшебника.

Мы с вами дошли до конца испытания. Давайте похлопаем себе и дружно скажем: "Молодцы!". Несмотря на то что задания были нелегкими, вы отважно начали этот путь и успешно преодолели все трудности. В благодарность Буратино передал нам волшебный "Флакон радости", чтобы вся злость лопалась и улетучивалась, как волшебные мыльные пузыри во флаконе. Давайте полетим на воздушном шаре обратно в детский сад, оденемся, выйдем на улицу и будем все вместе пускать мыльные пузыри (звучит "шум ветра". Дети "летят" на воздушном шаре к выходу).

Буян Инна Францевна ,

педагог - психолог

ЛГ МАДОУ ДСКВ №10 "Белочка

г. Лангепас

В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Занятие – тренинг «Я и природа» направлен на развитие эмпатии и идентификации к объектам природного мира. Очень важно в дошкольном возрасте расширить индивидуальное экологическое пространство ребенка, формировать и развивать экологические установки личности. Предполагаемый результат: дети научаться анализировать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей; будут сформированы умения и навыки владения выразительными движениями на вербальном и невербальном уровне, умение концентрировать внимание, пополнят познавательные процессы, приобретут чувство коллективизма, группового сплочения; дети приобретут правильные навыки и умения взаимодействия с природой, разовьется чувственный опыт дошкольников: поймут что природа – это живой организм, который растет, изменяется, движется, все элементы его находятся в постоянном взаимодействии с человеком.

Занятие - тренинг подготовлен для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Его можно проводить с детьми общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности.

Тип занятия – тренинга: интегрированное

Вид занятия - тренинга:нетрадиционноезанятие с элементами тренинга

Цель занятия - тренинга:

Развитие внимания, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Задачи занятия - тренинга:

1.Образовательные

ü Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние

ü Сосредотачивать внимание на деятельности

ü Формировать умения и навыки владения выразительными движениями

2.Развивающие

ü Развивать умение выражать свое настроение вербально и невербально (с помощью стимульных картинок, жестов, мимики)

ü Развивать чувственный опыт дошкольников

ü Развитие памяти, внимания, творческих способностей и речи

ü Вырабатывать положительные черты характера, облегчающие взаимопонимание при обращении, как с людьми, так и с природными объектами

3.Воспитательные

ü Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.

ü Помочь им войти в контакт с другом, педагогом, наладить групповое взаимодействие

Средства обучения: бланки для выполнения упражнения «Испуганное дерево», упражнения «Волшебное дерево», упражнения «Лабиринт» для каждого ребенка, цветные карандаши, компьютер, СD записи релаксационных мелодий, флеш- карта

Этапы занятия - тренинга:

ü Организационный момент

ü Введение в тему

ü Постановка цели занятия

ü Активизация прошлого опыта

ü Психомышечная тренировка

ü Закрепление умений

ü Итог занятия - рефлексия

Методы и приемы:

ü Игра на установление доброжелательных отношений

ü Психологический этюд

ü Игра на контакт глаз, телесный контакт, концентрацию внимания, согласованность и координацию действий с партнерами

ü Игра на формирование чувства групповой сплоченности

ü Психомышечная тренировка

ü Художественно - продуктивная деятельность с элементами арттерапии

ü Пальчиковая гимнастика

ü Рефлексивное упражнение

Ход занятия – тренинга:

ü Организационный момент

Психолог приглашает детей на зеленую поляну (дети произвольно рассаживаются на ковриках).

Беседа о том, что такое дерево:

Дерево, как и мы с вами, живой организм, которое растет, изменяется, движется, все элементы его находятся в постоянном взаимодействии, (приложение - презентация а.ppt (2.17 МБ)

ü Введение в тему

Игра «Четыре стихии». Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз; если «вода» - вытянуть руки вперед; слово «воздух», все должны поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками. Кто ошибся – выбывает из игры.

ü Этап формирования внимания на выполнение психологических этюдов

Психологический этюд «Природа и мы»

Психолог предлагает :

  1. Исследовать почву под деревом, на дорожках, покрытых травой: представить, что босиком идёшь по земле, усыпанной сосновыми иголками, мелкими веточками, почувствовать запах, ощутить «дыхание» земли (включение различных анализаторов).
  2. Погрузиться мысленно в сказочный лес. Мы идём по земле. Земля бывает разная. Она сухая и мокрая, горячая и холодная. В волшебном лесу все постоянно меняется. Сейчас мы идем по зеленой мягкой травке, она приятно ласкает ноги. А теперь под ногами песок, он становится все горячее и горячее, просто обжигает ноги. Вдруг выпал снег. Мы идем по мягкому, пушистому, по холодному снегу. И снова все изменилось в лесу, у нас под ногами шуршание опавших листьев. Мы вышли к лесному болоту. Наши ноги засасывает. Мы их с трудом вытягиваем из тины. Но вот мы выбрались из болота и побежали по теплым лужам. А сейчас мы снова, идем по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, веточки, сучки. Они щекочут, покалывают и ласкают наши ноги.

ü Постановка цели занятия - тренинга

: игровое упражнение «Испуганное дерево». Каждому ребенку выдается бланк с заданием: найти и раскрасить всех, кто испугался лисы и спрятался, (приложение 1.docx (292.55 КБ))

ü Побуждения воспитанников к деятельности

(Приложение 1 «Испуганное дерево»)

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу» выполняется за столом:

гномик топ-топ предлагает детям погулять по лесу с помощью пальчиков.

раз, два, три, четыре, пять, этот пальчик чистить стал,

вышли пальчики гулять, этот срезал,

этот пальчик гриб нашел, этот съел,

ну а этот все глядел.

(большой палец отогнуть, остальные сжаты в кулак; в соответствии с текстом поочередно разгибать пальцы).

ü Сосредоточение внимания на деятельности

Художественно-продуктивная деятельность :развивающее упражнение «Волшебное дерево»(по усмотрению психолога и эмоционального состояния детей) .

Психолог : мы с вами нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которые растут в волшебном лесу, (заготовку дерева психолог делает заранее – приложение2.docx (65.55 КБ). Каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из веток, (музыкальное сопровождение), обсуждение рисунков.

(приложение 2 «Волшебное дерево)

ü Психомышечная тренировка

Психомышечная тренировка «Деревцо».

Солнце пригрело, дерево ветки к солнцу потянуло - (потянуться, подняв вверх руки);

Ветер подул – дерево всколыхнул – (с поднятыми руками вверх покачать в стороны).

ü Закрепление умений

Развивающее упражнение «Лабиринт»

(по усмотрению психолога и эмоционального

состояния детей)

Каждому Ребенку дается бланк с заданием, (приложение3)

Психолог: А знаете, что белочки любят кушать?

Отгадайте: Растут на елке, любит их щёлкать?

Психолог предлагает детям найти карточку с ромашкой, которая укажет на эмоциональное состояние ребенка после тренинга:

«Что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя сейчас настроение? Выбери».

(«Найди свое настроение»)

Библиография:

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 1997

2. Картинки деревьев, листьев http://forchel.ru/kartinki

3. Картинка дерева. // Всё для женщин 2011, №11 – с17

4.Гуткович И.Я.,Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. Ульяновск, 1998

5. Куражева Н.Ю., Вараева Н.Ю. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик семицветик». Речь,2009

6. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников, Речь, 2008

7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М: Первое сентября, 2006

8. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: 1995

9. Фон для презентации - http://pedsovet.su/load/321-1-0-13961

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000883, дата отправки 14 февраля 2013 г., № квитанции 62502658075527

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

ТРЕНИНГ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими - добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.

Наблюдая за своими воспитанниками на занятиях, я выделила несколько характерных проблем: самой, на мой взгляд, распространенной и трудной для педагогов, является гиперактивность, затем я бы назвала застенчивость и тревожность, агрессию, реже встречается медлительность, или заторможенность. И, конечно, дефицит внимания, которым страдают многие дети, и который может сопутствовать всем вышеперечисленным типам поведения.

Игровой развивающий психологический тренинг для детей - эффективный способ работы со всеми вышеперечисленными проблемами детской психологии.

Тренинг включает в себя следующие элементы:

  • РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
  • ПСИХОГИМНАСТИКА
  • ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
  • АРТ-ТЕРАПИЙНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
  • РЕЛАКСАЦИЯ

Ролевая игра - это игра в кого-то, т.е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Такая игра позволяет научиться эффективному общению со сверстниками и с взрослыми, налаживать контакт с группой, и т.д.

Пальчиковые игры снимают напряжение, укрепляют мышцы пальцев и развивают мелкую моторику.

Психогимнастика позволяет отслеживать и различать эмоции, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности, помогает почувствовать состояние другого человека.

Подвижные игры помогают снять напряжение, отдохнуть от умственной деятельности и перейти к новым заданиям с новыми силами. Учит действовать по правилам.

Арт-терапийные упражнения дают выход творческой энергии, развивают талант и творческий подход к делу.

Релаксация необходима для того, чтобы ребенок научился расслабляться, успокаиваться после активных действий, подвижных игр.

В любой игре содержатся два типа правил - правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве.


Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т. д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умения со своими. И наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.


Эти два вида правил в простой, доступной для ребенка форме, без назидательности и навязывания воли взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению.

Хочу немного рассказать, как я провожу тренинг с детьми дошкольного возраста.

Мы садимся с детьми в круг. Первый этап тренинга - дети приветствуют друг друга по очереди, можно по часовой стрелки или против часовой. Например: «Здравствуй, Лиза, мне очень приятно тебя видеть сегодня». Так каждый ребенок приветствует друг друга. Второй этап – это проведение занятия. Детям предлагается придумать предметы круглой формы, квадратной и т. д., спросить, кто у них самый лучший друг и почему, найти, что у нас по одному, а что по два и т. д. Третий заключительный этап – прощание. Дети по очереди говорят « досвидания » и выходят из круга. Примеры прощания могут быть разными: я улетаю как облако, я ухожу как солдат, я ухожу как зайчик и т. д.

На таких занятиях вы узнаете много интересного от своих детишек.


«Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников» - игровой тренинг «Волшебное путешествие»

Цель: укреплять положительные эмоции и взаимоотношения детей в группе, способствовать снятию психо-эмоционального напряжения, способствовать развитию навыков эффективного общения, доброго отношения друг к другу, развивать внимание, память, познавательный интерес.

Задачи:

1)образовательные

Совместное пошаговое выполнение действий по речевой инструкции взрослого;

интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Продолжать формирование конструктивных способов управления своим телом (снятие психо-эмоционального напряжения-расслабление);

Активизация эмоционального и моторного самовыражения;

(интеграция образовательных областей «Познание», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация»)

Стимуляция на интеллектуальную работу;

Продолжать совершенствование познавательных процессов;

(интеграция образовательных областей «Познание», «Здоровье», «Физическая культура»;

2)развивающие

Развитие свойств внимания (устойчивости, концентрации, переключаемости) и стимулирование произвольности внимания;

Продолжать развивать слуховое восприятие, слуховую память, развитие объема кратковременной слуховой памяти;

(интеграция образовательных областей «Познание», «Здоровье», «Физическая культура»);

Развитие межполушарного взаимодействия, крупной и мелкой моторики; (интеграция образовательных областей «»Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»;

3)воспитательные

Воспитание внимательности, наблюдательности;

Повышение уверенности в себе;

(интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация»;

Тренировка усидчивости и самоконтроля;

Закрепление положительных способов произвольной регуляции поведения;

(интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»);

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности детей

Форма проведения: «Волшебное путешествие»

Место проведения: музыкальный зал

Участники: дети старшей группы - 8 человек

Ход тренинга

Примечание . 5 табличек с названиями островов: «Сиамские близнецы», «Заколдованный остров», «Остров Великанов», «Остров Попугаев», «Остров Злого Волшебника». К каждой табличке прикреплено задание.

Ребята, вы сегодня утром здоровались друг с другом? Сейчас я предлагаю вам поздороваться по-особенному.

Инструкция: надо повернуться к тому, кто стоит слева, поздороваться и сказать, что рад его видеть. Он в свою очередь, поворачивается к соседу слева и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего.

Примечание. Ведущий обращает на шарик, наполненный гелием, к нему на ниточке привязаны письмо и карта.

Ой, ребята, что это? Посмотрите, к воздушному шарик у что-то прикреплено. Смотрите - послание. Оно адресовано дружным и добрым ребятам. Здесь написано: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я обращаюсь за помощью к дружным и добрым детям. Меня и моих друзей заколдовал Злой Волшебник. Он увез нас далеко- далеко, за тридевять земель, на незнакомый остров, для того, чтобы сделать такими же злыми, как и он сам. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться. Помогите! Спасите нас!»

Ребята, как вы думаете, это нам Буратино написал? Мы дружные и добрые? А мы можем помочь ему и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Буратино и его друзей и поможем им?

А вот и карта. Давайте посмотрим.

Чтобы добраться до острова Злого Волшебника, посмотрите, какой длинный путь нам нужно пройти. Давайте полетим на воздушном шаре, держитесь за его длинную веревочку. Готовы, ребятки? Ну, тогда, отправляемся!

Звучит аудиозапись «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре- идут по залу, подходят к табличке «Сиамские близнецы».

Вот мы и оказались на первом острове. Он называется «Сиамские близнецы». Ребята, посмотрите, для нас есть послание. Здесь написано, что прежде чем отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.

«Сиамские близнецы»

Инструкция . Дети делятся по парам. Далее ведущий говорит: «Представьте, что вы и ваш партнер- одно целое, вы, как сиамские близнецы, приросли друг к другу. Крепко обнимите друг друга за плечи, а лбами вы должны прижать шарик, и так пройти все препятствия. Помните, что вы должны быть внимательными, выполнять действия только вместе.

Все получилось! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше!

Звучит аудиозапись «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре - идут по залу, «подлетают» к «Заколдованному острову»

«Заколдованный остров»

Примечание. На столах, прикрепленные к пластиковым стаканчикам стоят воздушные шары (из расчета один шарик на двух детей). Кроме того, на подносах разложены детали для выполнения аппликации(различные части лица-губы, глаза, носы брови, выражающие разнообразные эмоциональные состояния- грусть, радость, удивление и т.п.)Детали наклеены на двусторонний скотч.

Ребята, мы попали на Заколдованный остров. Здесь живут отрицательные сказочные персонажи. Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо им сделать добрые лица!

Примечание. Дети выбирают те детали с изображением частей лица, которые подходят доброму человеку. Ведущий помогает наводящими вопросами: какие брови у доброго, веселого человека? Как приклеить губы, чтоб человек улыбался? И т.п.

Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? (дети показывают друг другу шарики). Молодцы, здесь мы справились! Полетели дальше

Звучит аудиозапись «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре к «Острову Великанов».

«Остров Великанов»

Ребята, мы с вами попали на остров Великанов. Уже из названия острова понятно, кто его жители. Кто, ребята? Здесь нельзя громко разговаривать, только шепотом. Смотрите на карточке с заданием - загадки.

Инструкция . Ведущий загадывает детям загадки. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все дети поднимут руки, ведущий считает до трех, и на счет «три» они должны будут все вместе прошептать ответ на загадку.

Примечание. Дети отгадывают загадки о героях сказок.

1.Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…(Айболит)

2.Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел,

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу,

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?... (Колобок)

Молодцы, вы легко справились с этим заданием. В поисках Буратино летим на другой остров

Звучит аудиозапись «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре к «Острову Попугаев».

«Остров Попугаев»

Примечание . Необходимо круглое зеркало с ручкой.

Ребята, мы попали на остров Попугаев. Попугаи очень любят повторять за людьми слова, хвалить себя и хвастаться. Вот новое испытание.

Инструкция: передавая друг другу зеркало, каждому участнику по очереди нужно представить, что он попугай, и громко похвалить себя. Затем похвастаться перед зеркалом каким-либо качеством, умением, способностью, сказать о своих сильных сторонах - о том, что любит или ценит в себе.

Молодцы, и с этим заданием все правились на отлично! А на следующий остров мы полетим с вами на облаке!

Релаксация

Примечание . На полу расстелена белая простынь.

Ребята, а каким вы себе представляете облако?

Опускайтесь осторожно на белое пушистое облачко!

Примечание. Фоном звучит тихая, спокойная музыка.

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубок вдохните и выдохните…Еще раз…И еще раз вдох, выдох. Представьте, что вы опустились на белое пушистое облако, как, будто кто-то соорудил мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спинка удобно расположились на этом большом облаке-подушке. Теперь вы отправляетесь в путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими теплыми лучами. Оно решило немного поиграть. Солнышко лучиками щекочет вам

глазки-откройте, поморгайте глазками,

лобик-поморщите лобики;

носик-поморщите носики;

ротик-пошевелите губками;

плечики - пошевелите плечиками;

ручки - пошевелите ручками;

ножки-пошевелите ножками

Представьте, как солнышко вас греет, вам тепло и уютно, теперь потянитесь, улыбнитесь. Вот мы с вами и прилетели. Сойдите с облачка, поблагодарите его за то, что оно так хорошо нас прокатило. Еще раз подтянитесь, выпрямитесь, и снова почувствуйте себя бодрыми и внимательными.

Примечание. Ведущий подводит к острову Злого Волшебника.

И вот мы с вами попали на последний остров- это остров злого Волшебника. На нем он держит Буратино и его друзей. Нам надо их спасти.

Инструкция. Беседа с детьми по вопросам:

Кого мы можем назвать добрым человеком?

Какие поступки совершают добрые люди?

Как мы можем определить, что человек добрый?

Посмотрите друг на друга по-доброму!

Ведущий берет карточку и читает: «С острова Злого Волшебника можно улететь только на красивом ковре-самолете».

Ребята, Буратино и его друзья могут выбраться отсюда. Но злой волшебник закрасил ковер- самолет черной краской, и теперь он не может летать Мы разрушим злые чары, если вернем волшебному ковру –самолету яркие краски.

Примечание. На стене так, чтобы дети смогли дотянуться, прикреплена ткань черного цвета.

Инструкция. Предварительно проводится беседа с детьми: какими красками надо раскрасить ковер- самолет, чтобы глядя на него, было всем светло и радостно и чтобы он смог снова летать?

Рефлексия «ковер-самолет»

Инструкция. Дети выполняют аппликацию, хаотично наклеивая яркие кусочки цветного картона.

Примечание . Картон разного размера, цвета и формы, приклеен на двусторонний скотч. Ведущий заранее отклеивает уголки скотча, чтобы детям легко было его отклеить от бумаги.

Ребята, посмотрите, какой яркий получился у нас ковер-самолет. Нам удалось победить и разрушить чары злого волшебника.

Ой, слышите, кто-то постучал?

Ведущий ведет детей к дверям, за которыми спрятался Буратино. Он благодарит детей за помощь.

Мы с вами дошли до конца испытания. Давайте похлопаем себе и дружно скажем: «Молодцы!» Несмотря на то, что задания были нелегкими, вы отважно начали этот путь и успешно преодолели все трудности. В благодарность Буратино передал нам волшебный «Флакон радости», чтобы вся злость лопалась и улетучивалась, как волшебные мыльные пузыри во флакон. Давайте полетим на воздушном шаре обратно в детский сад, в свою группу, и вместе будем пускать пузыри.

(Звучит «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре к выходу)












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, развитие групповой сплоченности, отреагирование общей агрессии, установление позитивного тактильного контакта, снятие психомышечного напряжения, развитие творческого воображения, социального сотрудничества, эмоционального интеллекта детей.

Материалы: пособие “Наши чувства и эмоции”, шкатулка с конфетами, массажный мяч, обруч, магнитофон, аудиокассета “Вивальди и звуки океана”, коврики по количеству детей, цветные флажки, мягкий конструктор “Притворщик” по количеству детей, мягкая игрушка – кошка, наклейки – кошки, репродукции картин(для определения эмоционального состояния персонажей)

Методы:

  • дидактические игры и упражнения на активизацию сенсорного аппарата и повышение сенсорной чувствительности
  • игры-упражнения, направленные на контакт с телом (с применение элементов игрового сенсомоторного тренинга)
  • эмпатия
  • проектирование
  • метод введения затруднений

Ход занятия

Дети входят в зал, становятся полукругом.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня на встрече мы будем путешествовать в страну "Радость", научимся выражать это чувство с помощью мимики и жестов, будем учиться определять эмоциональное состояние других людей. А помогут нам в этом необычные сказочные персонажи.

1. Приветствие “Чуткие руки” (5 мин)

Цель: сплочение.

Психолог: Дети:
Что за чудо-чудеса раз рука и два рука поднимают вверх сначала одну, потом другую руку
Вот ладошка левая, вот ладошка правая смотрят на одну, затем на другую ладонь
И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья,
Сильные руки не бросятся в драку руки - в стороны, согнуты в локтях
Добрые руки погладят собаку гладят свою одну, затем другую руку
Умные руки умеют лечить гладят щеки
Чуткие руки умеют лечить берутся за руки

Почувствуйте тепло рук соседа. улыбнитесь друг другу. Повторите: "Ребята, давайте жить дружно"

2. Комплексная разминка: упр. “Солнышко-тучки”, “Дождик”, “Птенец” (5 мин)

Цель: позитивный настрой на занятие, психомышечная тренировка, эмоциональная гимнастика, произвольная регуляция поведения, дыхательная гимнастика.

Психолог:

А теперь садитесь на ковер полукругом. В стране "Радость" наступила осень.

Упр. “Солнышко-тучки”

Психолог: Скажите, какое сейчас время года? (осень)

Осенью на улице бывает (что?) солнце, но бывают и (что?) тучи. Нарисуйте глазами солнце, а теперь тучу.

3. Рефлексия “Что вам больше всего понравилось делать? Почему?

Упр. “Дождик”

Психолог: Прислушайтесь, что это шумит по крышам? (дождь). Поиграем в дождь.

Правила игры: я показываю зеленый флажок- дождь шумит-вы трете ладошки друг о друга

  • синий - дождь идет - вы хлопаете в ладоши
  • красный - дождь льет - вы хлопаете ладонями по коленям
  • желтый - дождь капает - вы щелкаете пальцами

Выполнение упражнения.

А теперь поиграем без флажков: я показываю движения, а вы говорите, что делает дождь.

Упр. “Птенец”

Психолог: А теперь посмотрите в свои ладони. Там птенчик. Он летел к нам в страну "Радость" и попал под дождь, замерз. Давайте согреем его своим дыханием.

Выполнение упражнения.

Молодцы! Помогли птенчику, отпустим его на волю. Пусть летит и радует всех своим звонким пением.

4. Основная часть. Радость. (15 мин)

Упр. “Радостные лица”

Цель: знакомство с чувством радости.

Психолог: Садитесь на стулья и посмотрите на картины и фото людей. Какое чувство испытывают эти люди? Как вы догадались? Чему может радоваться человек? Покажите радость на своих лицах.

Упр. “Я радуюсь, когда…”

Цель: развитие самосознания, рефлексии.

Психолог: А сейчас мы будем передавать мяч друг другу и рассказывать, когда мы радуемся.(каждый ребенок, получив мяч, рассказывает свою историю)

Молодцы, ребята, было очень интересно. Вот и наступил черед волшебства. По моему знаку вы будете превращаться в злых и радостных кошек. Вокруг себя повернись и в кошку превратись.

Игра “Радостные и злые кошки”

Цель: отреагирование общей агрессии, установление позитивного тактильного контакта.

Психолог: У меня есть волшебный обруч. Тот, до кого я дотронусь, заходит в круг (обруч) и превращается в злую кошку. Она шипит, царапается, но выйти из круга не может. А остальные дети не зевают, близко к кошке не подходят, т.к. она может поцарапать. Но если это произошло, не стоит винить кошку, надо быть внимательнее. По сигналу "Мяу" кошка выходит из круга и превращается в радостную. Она подходит к кому-то из детей и ласково гладит его своей лапкой. Теперь этот ребенок становится кошкой и заходит в круг. (Все желающие могут побыть в круге)

Вокруг себя повернись и ребенка превратись.

Рефлексия

  • “Что вы чувствовали, когда были злой кошкой?
  • “Что вам хотелось сделать, когда вы были радостной кошкой?”

Психолог: Ребята, в нашей стране "Радость" наступает время волшебного сна. Ложитесь на коврики, закрывайте глаза. Не засыпайте по-настоящему, все слушайте, но не двигайтесь и не открывайте глаза, пока я не скажу:"Всем открыть глаза и встать"(включается запись "Вивальди и звуки океана")

Релаксация “Волшебный сон”

Цель: снятие психомышечного напряжения.

Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.
Отдыхают.. Засыпают... (2 раза)
Напряженье улетело, и расслаблено все тело (2 раза)
Губы не напряжены, приоткрыты и теплы (2 раза)
И послушный наш язык быть расслабленным привык (2 раза)
Дышится легко..., ровно..., глубоко...
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать
Крепче кулачки сжимаем, выше их мы поднимаем
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать.

Рефлексия: "Что вы чувствовали, когда засыпали волшебным сном?"

Упр. “Добрый волшебник”

Цель: научиться выражать чувство радости с помощью изобразительных средств, развитие эмпатии.

Психолог: У меня в руках шкатулка. Угадайте, что в ней (потрясти шкатулку, чтобы дети попробовали догадаться о ее содержимом). Здесь волшебные конфеты. Съешьте их и превратитесь в добрых волшебников. Вы должны помочь заколдованным человечкам стать снова радостными.

Дети работают с мягким конструктором "Притворщик", выкладывая веселые лица, затем каждый желает всем что- нибудь хорошее.

Психолог хвалит всех за работу.

5. Прощание.

Упр. “Мы очень хорошие люди”.

Цель: повышение уверенности, закрепление позитивного эффекта занятия.

Психолог: Наше занятие подходит к концу. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и повторим за мной:

  • Я очень хороший человек
  • Ты очень хороший человек
  • Мы очень хорошие люди.

Все молодцы. (ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ НА ПАМЯТЬ НАКЛЕЙКИ) Я вас люблю. До встречи.

Список использованной литературы.

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. – СПБ., 1997 г.
  2. Бендас Т.В., Нагаев В.В. Психология чувств и их воспитание. – М., 1982.
  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М., 1990 г.
  4. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М., 2001.
  5. Выготский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1967.
  6. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет).-М.,2011.
  7. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. - М., 1989.
  8. Захаров А.И.Неврозы у детей. СПб.,1996.
  9. Мухина В.С. Детская психология.- М., 1999.
  10. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./ Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
  11. Практическая психология образования./ Под ред. И.В. Дубровиной.- М., 1998.
  12. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков./ Под ред. А.Д. Андреевой.- М., 1997.
  13. Слободяник Н.П., Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.- М., 2003.
  14. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. / Вопросы психологии. 1986. №:6.
  15. Хухлаёва О.В. Тропинка к своему Я.- М., 2001.
  16. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.