Что такое вэд в логистике. Внешнеэкономическая деятельность

Подробности

Бухгалтер ВЭД – звучит заманчиво и перспективно, не так ли? Но каковы обязанности бухгалтера ВЭД? Чем он занимается и что должен делать? Давайте узнаем.

Бухгалтерия – это прекрасная область деятельности для умов логического склада, с математическими способностями. Для людей, обладающих склонностью работать с цифрами профессия бухгалтера – это отличный выбор! При всем при том, обширное поле бухгалтерского учета весьма разнообразно и имеет множество участков, на каждом из которых есть своя специфика. Есть бухгалтеры – экономисты, есть бухгалтеры-калькуляторы, есть специалисты по расчету заработной платы, а есть и бухгалтеры ВЭД. Конечно же, работа каждого специалиста бухгалтерии похожа, но и отличия тоже есть. Тонкости в обязанностях. И обязанности бухгалтера ВЭД отличаются от обязанностей коллег из других отраслей.

Что такое ВЭД? Это расшифровывается как внешне-экономическая деятельность. Бухгалтеры ВЭД - такие своеобразные дипломаты от бухгалтерии, ибо имеют дело с зарубежными партнерами и контрактами.

Основные обязанности бухгалтера ВЭД

Обязанности бухгалтера ВЭД такие: ведение бухгалтерского учета на участках импорта и экспорта, учет импортируемых товаров, знание и оформление таможенных документов, уплата таможенных пошлин, вся работа по проведению товаров через таможню, взаиморасчеты с поставщиками и покупателями в валюте, знание и оформление необходимой документации по сопровождению продукции, работа с банками касательно валютного контроля, учет и оформление реализации, с учетом особенностей налогообложения (нужно уметь правильно вычитать НДС и контролировать применение налоговых льгот по нему), учет основных средств, расчеты с подотчетными лицами (в том числе, оформление командировок в валюте и т.п.), контроль задолженностей контрагентов и поставщиков (дебиторской и кредиторской), сверка взаиморасчетов, работа с первичной бухгалтерской документацией.

Также, в обязанностях бухгалтера ВЭД - отчетность и учет взаимных расчетов с клиентами. Бухгалтер ВЭД ведет переписку с иностранными партнерами и заказчиками, выставляет инвойсы, контролирует своевременное поступление необходимых документов, оформляет паспорта сделок, справки о проведении валютных операций, о приходе валютной выручки. В Обязанности бухгалтера ВЭД входит валютный контроль, проведение работы по закрытию временного периода. Разумеется, при таком перечне обязанностей, бухгалтер должен многое уметь и знать.

Что обязаны уметь бухгалтеры ВЭД?

Бухгалтеры ВЭД обязаны уметь работать в системе Банк-Клиент, знать основные модули программы 1С (Бухгалтерия, Торговля и Склад, Предприятие, УПП 8), уметь работать в программах Консультант, Taxcom и, естественно, знать Word и Excel. Желательно также знание английского языка. Иначе сложно будет заполнять документацию и общаться с партнерами. На такую должность работодатели требуют, как правило, высшее финансовое или экономическое образование. Конечно же, бухгалтер должен знать бухгалтерский, управленческий и налоговый учет, это аксиома, иначе, какой же это бухгалтер! Он должен знать досконально Таможенный кодекс РФ, иметь понятие о таможенной декларации, ТНВЭД, быть в курсе какие существуют размеры таможенных пошлин и правила таможенного оформления. Знать валютное законодательство РФ, знать основы ВЭД, иметь опыт работы с таможенными брокерами и транспортными агентами. Как видите, без фундаментального обучения бухгалтеру не обойтись.

Поскольку выполнение обязанностей бухгалтером ВЭД не только сложно, но и ответственно, на такой работе имеют больший шанс проявить себя люди с хорошими аналитическими способностями, активные, настойчивые, вдумчивые, решительные, умеющие работать одновременно над несколькими задачами, целеустремленные, ответственные, внимательные и исполнительные и где-то даже немного педантичные.

Обычно, при рассмотрении резюме обращают основное внимание на опыт работы, желательно целевое обучение на бухгалтера ВЭД . Специалисты с большим опытом имеют больше шансов трудоустроиться. Так как бухгалтерия – такая область деятельности, где многое постигается только на практическом опыте и не может быть четко усвоено из программы обучения.

Тем не менее, хорошие курсы бухгалтеров никогда не повредят! Там расскажут о специфике этого вида бухгалтерской деятельности и дадут понятие о необходимых вещах. Расскажут о том, как правильно вести бухгалтерский учет внешнеэкономических операций, о видах контрактов, о способах их заключения, познакомят с механизмами внешнеэкономической деятельности и торговли с зарубежными партнерами, расскажут о ведении валютных взаиморасчетов и валютном контроле, о тонкостях налогообложения внешнеэкономических операций (акцизы, пошлины).

Кроме того, обязанности бухгалтера ВЭД включают еще много побочных знаний, которые должны быть, даже несмотря на то, что напрямую бухгалтер по ВЭД этим не занимается. Но, он должен знать не только нормативные акты и постановления, регулирующие внешнеэкономическую деятельность предприятий, но и уметь видеть перспективы экономического, технического и социального развития всей отрасли в целом и своей организации в частности, знать по каким законам работает рыночная экономика, знать основы ведения предпринимательской деятельности, знать основы маркетинга и даже быть информированным о производственных технологиях своей отрасли. Как видите, круг обязанностей бухгалтера ВЭД достаточно широк.

В последние несколько лет офисы крупных компаний пополнились отделом логистики. Отечественные менеджеры позаимствовали практику привлечения специалистов аналогичного профиля у своих европейских и американских коллег. Однако суть деятельности логистов для многих до сих пор остается непонятой. Пришло время расставить все точки над «и».

Суть логистики заключается в поиске путей рационального продвижения продукта по цепочке: от производителя до конечного получателя. Этот процесс достаточно трудоемок и предусматривает контроль перечня действий от организации маркетинга и получения заказов, до налаживания производственного процесса, хранения и разработки оптимальных транспортных путей доставки.

Логистика – управление товарными, финансовыми и информационными потоками. Это истинная философия процветающей коммерческой деятельности.

Задача специалиста-логиста. Производитель (поставщик) хочет организовать процесс производства, хранения и доставки с минимальными затратами и максимальной прибылью. В свою очередь, клиент (покупатель) намерен платить только за товар высокого качества по приемлемой цене в нужное время с достойным качеством обслуживания.

Если обе стороны удовлетворены, значит, цель логистики достигнута.

Функциональные области

Инфраструктура

В ней задействован комплекс объектов, имеющих непосредственное отношение к логистической цепочке. Перечень функциональных обязанностей и географическое положение у них разное:

  • источники сырья рядом с заводом-изготовителем;
  • складские помещения для хранения готовой продукции возле оптовых баз и розничных точек продажи;
  • транспортные пути, по которым осуществляется доставка продукции;
  • финансовые структуры, обеспечивающие проведение денежных расчетов.

Взаимодополняющее функционирование описанных выше систем невозможно без отлаженной сети информационных потоков.

Транспортировка

Основополагающее звено логистической цепочки – налаживание бесперебойного транспортного обеспечения между основными точками. Чаще всего задействован автомобильный транспорт, реже железнодорожный, морской и воздушный.

Важное условие – обеспечить качество и сохранность груза в процессе доставки. Основные задачи транспортной логистики:

  • создание транспортных коридоров;
  • прокладка рациональных маршрутов;
  • подбор соответствующих видов транспортных средств;
  • подстройка производственной и складской деятельности под процесс отгрузки и доставки;
  • сведение к минимуму транспортных затрат;
  • стремление к максимальной наполняемости подвижного состава;
  • обеспечение своевременной доставки груза.

Складирование.

Одной из важных составляющих системы логистики являются склады. Основное их различие состоит в назначении: одни привязаны производству, другие – выступают самостоятельной единицей, третьи располагаются на оптовых базах и в розничных магазинах.

Управление запасами.

Основа успешного ведения деятельности – строгий и точный расчет количества запасов для конкретной точки инфраструктуры. Главная задача – обеспечить их в нужном объеме, требуемом качестве своевременно до целевой точки.

Информационное обеспечение. Позволяет в полной мере регулировать логистические процессы. Информационные системы призваны отдельные звенья в единый отлаженный механизм.


Логистика что это за профессия?

Логист – ответственное лицо, управляющее потоками реализационного продукта на уровне выполнения отдельных или комплексных операций по обеспечению рационального и эффективного перемещения товаров (услуг) в требуемом временном интервале от точки отгрузки до точки получения конечным потребителем.

Из описанного выше определения становится понятным, что человек, решивший связать свою жизнь с профессией логиста должен быть готов к работе в следующих сферах:

  • мультимодальные перевозки;
  • транспортные и экспедиторские услуги;
  • контроль и управление складской деятельностью;
  • управление материально-технической базой;
  • оформление таможенных документов и решение сопутствующих вопросов;
  • оперативное и стратегическое планирование в разрезе управления корпоративной логистической системой;
  • организация сбыта продукции и поиск путей рационального физического распределения;
  • управление системой информационных, справочных и сервисных услуг.

Как интегральный менеджер, логист должен разбираться в отношениях между всеми функциями на него возложенными.

Преуспеть в данной профессии помогут уверенное пользование компьютером и соответствующими программами (1С, Банк-клиент и т.д.). Неоспоримым плюсом станет образование в области экономики и финансов. Понимание процессов прогнозирования продаж, обработки и систематизации статистических данных – неотъемлемые качества в процессе ежедневной деятельности.

Личные качества, присущие успешному логисту: коммуникабельность, находчивость, пунктуальность, собранность, умение быстро реагировать на меняющиеся условия, быстро находить решение оперативных проблем и т.д.

Особенности логистики в России

  • качество логистики – 92 позиция;
  • система контроля – 79 позиция;
  • оперативность и своевременность доставки - 94 позиция;
  • внешняя экономическая деятельность – 107 позиция.

В структуре ВВП доля транспортных расходов составляет 20%. Этот показатель является одним из самых высоких в мире.

Очевидно, логистика как неотъемлемая часть рыночных отношений в нашей стране находится на стадии формирования, существует немало проблем, требующих безотлагательного решения, ключевые из них:

  • начальный уровень развития логистической инфраструктуры;
  • сложность в процессах синхронизации фактических продаж с плановыми;
  • минимальная конкуренция среди транспортных компаний, некачественное выполнение последними своих непосредственных обязанностей, резкое повышение себестоимости в сценарии организации собственного крупного автопарка;
  • отсутствие оптимизации сети поставщиков;
  • низкая эффективность карты потоков;
  • высокая стоимость организации рациональной складской логистики.

Что такое вэд в логистике?

ВЭД (внешнеэкономическая деятельность) – вид деятельности компании, связанный с заключением договоров о сотрудничестве с иностранными коллегами в разрезе импорта/экспорта товаров и услуг.

В случае с экспортом товаров и услуг работа логиста усложняется, требуя высокого профессионализма и готовности решать оперативные проблемы не только на территории России, но и за рубежом. К списку обязательных навыков и умений специалиста добавляется свободное владение несколькими иностранными языками, знание законов, правил и порядков ведения бизнеса страны, в которой ведет свою деятельность компания-партнер.

Внешнеэкономическая деятельность - то направление коммерческой деятельности, где отсутствие знаний, опыта и непрофессионализм приведут к серьезным, порой, неразрешимым пеградам на пути к поставленным целям и задачам.

Бизнес, связанный с внешнеторговой деятельностью в России, – это высший пилотаж профессионализма и наиболее доходный вид предпринимательства, с точки зрения возможностей обычной коммерции. Это и одно из наиболее проблемных направлений в нашей стране.

Внешнеторговые операции автоматически ведут к регистрации компании в статусе участника ВЭД и, соответственно, требуют перехода персонала на другой уровень знаний торгового, транспортного, таможенного, валютного законодательства, международного торгового права, знаний валютных финансовых операций, бухгалтерии и налогообложения, отчетности и документооборота, знаний правоприменительной практики – и наличия практического опыта. Статус участника ВЭД предполагает тесное знакомство с новыми надзорными, контролирующими и разрешительными госструктурами, с прямыми и встречными проверками и сверками.

Но так ли уж страшен и сложен этот международный бизнес?

Что такое и с чего начинается ВЭД?

Общепринято глубоко ошибочное мнение, что это – транспорт и таможня. Как ни странно, но так отвечает более 70% руководящих сотрудников компаний, связанных с внешней торговлей. Однако ВЭД входит в вашу жизнь в момент принятия осознанного решения заняться международной торговлей, после чего начинается серия этапов вашего знакомства с внешнеэкономической деятельностью и участия в ВЭД. Что это за этапы?

1. Подготовка компании к сделке

Для начала необходимо провести анализ наличия у вас специалистов и оценить уровень знаний собственных сотрудников в области внешнеэкономической деятельности. Это касается бухгалтерии в области валютных операций, налогообложения и отчетности, юристов в сфере международной торговли, специалиста по закупаемому товару, то есть товароведа или технолога, а также знаний и компетенций по правилам ведения бизнеса в стране поставщика, особенно если это страны Азии. Сюда же можно отнести и наличие в компании специалистов по таможне и транспорту в области международных перевозок. Если каких-либо специалистов нет, то необходимо посмотреть, что есть на рынке, чьими услугами (частных лиц или компаний) вы можете воспользоваться.

2. Подготовка сделки

Подготовка, например, импортной сделки – это, в первую очередь, поиск товара, его производителей или покупателей за рубежом. Проверка их на надежность и компетентность. Согласование с выбранными производителями или поставщиками условий производства, сроков изготовления, условий оплаты и приемки, условий поставки, штрафных санкций. Далее – переход к проработке транспортной схемы и таможенных вопросов, сертификации продукции и т.д. Затем начинается согласование условий, тех же вопросов с подрядчиками, которых вы привлечете для выполнения работ, определенных вами в пункте 1. Уточните с ними свои действия, необходимые при реализации внешнеторговой сделки, – например, получение сертификата соответствия, справок для ветконтроля или санитарно-эпидемиологического заключения и т.п.

После всего этого необходимо провести предварительный расчет целесообразности сделки. Обычно это прикидка крупными мазками: стоимость продукции, стоимость доставки, таможенные платежи, стоимость подрядчиков, налоги, операционные налоги и сборы, цена реализации товара в России и т.д. Здесь важно отдельно учесть, сколько времени и сил ваших сотрудников будет потрачено на все эти процедуры, и рассчитать себестоимость их работ. Это важная часть, про которую многие часто забывают.

3. Подбор участников сделки

Итак, вы определились с поставщиками и товаром, с подрядчиками и собственными специалистами, и сделка, по вашим прикидкам, целесообразна. Тогда приступаем к подбору конкретных исполнителей. С поставщиками устраиваете тендер и добиваетесь оптимальной цены и условий работы. То же самое делаете с подрядчиками. «Давите» по ценам всех, не стесняйтесь, но и не переборщите. Бесплатный сыр только в мышеловке. Больше всего уделяйте внимание не цене, а профессионализму и опыту потенциальных подрядчиков, не бойтесь внешне казаться дилетантом. «Будьте китайцами»: «Моя не знай и твоя не понимай», – задавайте вопросы, загоняя всех в тупик собственной некомпетентностью.

Параллельно настраивайте свою команду и сотрудников на ВЭД, дайте им возможность повысить квалификацию и проработать сомнительные вопросы своей специальности. Выясняйте компетентность ваших партнеров. Изучайте ситуацию на рынке с учетом временных сроков своей ВЭД-сделки. Ориентируйтесь, что товар по своей сделке получите примерно через два-четыре месяца с момента оплаты, и еще один-два месяца до этого уйдет на заключение всех контрактов. Определитесь с конкретными компаниями и специалистами, с которыми вы пойдете вместе в реализации сделки.

Опасайтесь и помните о поразившей нашу страну внутрикорпоративной коррупции. Ваши уполномоченные отделы могут войти в сговор с подрядчиками и заложить им небольшой откат ($200–1000) с каждой поставки.

4. Заключение контрактов (договоров)

Заключайте свои контракты в соответствии с законами и правилами, а не соглашайтесь на типовые формы. Но осторожно: и ваши требования или формы, как и представленные вам партнерами, могут противоречить законодательству – и в результате не будут работать.

Помните, что ваш контракт может иметь свои особенности. Это именно ваш контракт, а не дяди и не тети, вам по нему работать и нести ответственность, вы, а не кто-то другой, ставите свою подпись, и вы, а не кто-то другой, платите свои, а не чужие, деньги.

Нас всегда поражала доверчивость участников ВЭД, которые при «серых» и офшорных схемах ввоза их товара заключают фиктивные договоры с компаниями-однодневками. Согласитесь достаточно странно самому платить, а собственность на товар отдать кому-то, доверившись лишь обещаниям. Мы не видели в своей двадцатилетней практике ни одного «серого» брокера, который бы отвечал своими деньгами за товар, если его, например, задержали и конфисковали на таможне.

5. Реализация сделки

А вот на этом этапе вашей внешнеэкономической деятельности обычно все и начинается. Вы будете пожинать плоды своей работы на предыдущих этапах и знакомиться с практикой. Началом этого для вас послужит подпись на вашей платежке. Это точка невозврата от запланированных и непредвиденных расходов. Машина, которую вы собрали, готова двигаться. Поэтому перед последним шагом просчитайте все и прикиньте все еще раз. Уверены? Тогда вперед! И… механизм запущен!!!

По вашей команде производитель начнет закупать материалы для производства, его поставщики начнут их поставку, перевозчики повезут, рабочие начнут готовить производство под ваш заказ, его бухгалтеры считать расходы и отслеживать движение денег, кладовщики – принимать и выдавать материалы для производственной линии и т.д. Логисты начнут бронировать места на судах и заказывать транспорт на согласованную с вами дату, окончательно досогласовывать транспортные и таможенные документы, готовить страховки, контролировать и уточнять с вами срок готовности вашего товара, координировать планы с транспортниками и таможенными представителями.

Как правило, уже на этом этапе могут возникнуть проблемы. Кто-то срывает сроки, где-то погода, где-то связь, обнаруживаются новые детали в процедуре производства, поставки или таможни. Что-то может изменить государство, причем, как в РФ принято, не оповещая участников ВЭД или вообще задним числом. Это, конечно, потребует новых решений и работы, но у вас еще есть время, пока идет процесс изготовления или доставки.

И вот долгожданный сигнал – товар готов! На автомате включается вторая часть вашей машины. Заработали ваши экспедиторы и перевозчики. Пошла приемка товара, вот уже подъезжает транспорт, затем погрузка, документы... согласование документов с вами, с таможнями двух стран (хорошо, если все вовремя и в приемке и в документах не ошибутся)… и… груз поехал. У-р-ра!

Таможня, оформление экспорта, согласование документов с таможенниками и с вами, оформление морских документов, страховка, погрузка, и вот оно… Судно вышло. И все еще раз сказали: «Ye-e-e-s!»

Доставка обычно проходит нормально, суда ходят исправно, но иногда могут контейнер по ошибке выгрузить в другом порту или поставить на другой фидер. Вы следите за временем, немного дергаетесь, когда подходит срок, теребите экспедитора, он – вас с брокером. Дескать, все ли нормально, не изменилось бы чего? И вот судно подошло к порту выгрузки. И… Все причалы заняты! Вам тут же сообщают, и вы, уже почти успокоившись, что линия довезла груз до России, так снисходительно отвечаете: «Ну, что же вы? Ну, ладно», – думая, что это решается за один день. Не тут-то было. Простоять могут и пять суток. Кстати, это называется «демеридж», и вам за него, по правилам морских перевозок, платить ($300–1500). Многие об этом не знают, поэтому пока нервничают лишь из-за сроков. Ведь цепочка движения товара не заканчивается на вас, и его уже ждут! Вы уже всем отрапортовали, что товар почти доставлен.

И вот… таможня! Это песня! Им все интересно! Вы или ваши подрядчики-брокеры заранее все им уже рассказали, с ними консультировались и все согласовывали: «Так ли это?» «Так!» – отвечала таможня… но… не совсем.

Тут много нюансов. Например, на пути вашего контейнера встают весы. Это незащищенный механизм, часто управляемый вручную. И у контейнера вдруг нестыковка с документами по весу. Вы же поверили поставщику и не стали взвешивать его за рубежом перед погрузкой на судно. А несоответствие веса – это, уважаемый участник ВЭД, уже контрабанда.

Все это время с вами и у вас происходит напряженная работа. Вам звонят, вас обвиняют, требуют деньги на решение вопросов, вы звоните поставщику, перевозчику, но у всех все в порядке, проблемы-то на вашей стороне. Обычно эта стадия битвы заканчивается нервным выходом груза в оформление. Вы уже накалены и разгневаны на всех своих подрядчиков и поставщиков и пока еще немного на таможню. Вы ждете подвоха с любой стороны. И… правильно.

Груз в таможне, декларация подается – и тут... в таможне изменились ценовые профили. Вы взрываетесь. Кто-о-о, кто-о-о ви-но-ва-а-а-т?!! А никто! Просто они меняются сверху в программе, и никто на посту до последнего момента, пока таможенник не введет данные, не знает, как там все это произойдет. И вам снова платить, ну, или любезно с доказательствами просим в суд за решением. Да, кстати, груз можете оставить в таможне, но это дорого обойдется, или все-таки уплатить по полной, а потом ждать у моря погоды, когда, если, гм-хм, выиграете суд и вам их, гм-хм, вернут из бюджета Российской Федерации. У нас же справедливая и демократичная страна, поэтому решение принимаете вы как участник ВЭД и импортер, о котором заботится наше государство и всячески... и все делает ему во благо. А про простои контейнера уже никто и не вспоминает, это уже на владельце груза, само собой. И вы платите все, что вам скажут, и, наконец, груз выходит к вам, если на вас еще не завели дело.

Бывает и по-другому – например, таможня придумает какие-нибудь изменения в своих программках, и потом они сбоят одну-две недели, а все ждут, и грузы стоят и прибывают. А бывает, что ФТС поменяет расчетные счета, и что-то снова происходит в программках, на постах платежей не видят, и все участники ВЭД ищут свои деньги, а грузы стоят, и новые подходят. Глядишь, и порт забился контейнерами, и… вернемся снова к «демериджу» судов…

Все это время ваши сотрудники, вы, ваши подрядчики и ваши же покупатели – все на телефонах. Ругаются, договариваются, делают какие-то еще документы, собирают справки, все в работе и на нервах.

Добро пожаловать в российскую ВЭД!

К чему этот далеко не полный рассказ? Вход любого груза в нашу страну – это самая детективная и непредсказуемая стадия и самый цирковой этап внешнеэкономической деятельности. Однако его можно пройти довольно-таки легко, если у вас громадный опыт и знания, если вы все сделали правильно и на всем пути выстелили соломку. Но настоящих профессионалов-практиков в этих вопросах, в отличие от псевдо-профи, у нас мало.

6. Финансовые расчеты

Цирка здесь значительно меньше. Минфин и ЦБ – это серьезные организации с многовековыми традициями и порядком.

Валюта – это серьезно. Например, если вы проводите платеж в Китай, то будете конвертировать рубли в доллары, а доллары потом в юани. За обе операции будете платить вы, но можно миновать долларовую транзакцию и сразу перейти в китайскую валюту. Кстати, с некоторыми компаниями КНР можно вести расчеты непосредственно в рублях. Можно платить живыми деньгами, а можно и аккредитивом. Можно добиваться отсрочки платежей и еще много чего можно, но это надо все знать, готовить и делать. А для этого нужны знания и специалисты.

Контролировать курсы валют надо всегда. Если сделка крупная, то можно очень хорошо финансово просесть, но, правда, можно и подняться. Кто устанавливает эти валютные курсы? Участнику ВЭД никогда не узнать.

Иногда, даже в наисерьезнейших банках, по ошибке их операционистов или ваших бухгалтеров, платежи могут загнать кому-нибудь другому. Дней десять-пятнадцать будете ждать, выяснять и искать, а вернуть их банк сможет лишь через две-три-четыре недели. Поэтому, вполне возможно, придется делать еще один платеж поставщику. За три года у нас такое случалось два раза. Поэтому будьте внимательны к финансовым документам и валютным операциям.

7. Отчетность и документы

Договорные документы по сделке, справки и заключения разрешающих и подтверждающих структур, транспортные и таможенные документы, требуемые бумаги для надзорных и контролирующих органов, связанные с учетно-отчетной деятельностью, налоговые и прочее. Они нужны все. Оформленные в правильном виде и всегда имеющиеся под рукой, они помогут вам доказать отсутствие у вас злого умысла по отношению к потребителям и государству, а также отстоять вашу позицию перед всеми интересующимися...

8. Налоги

Отдельная профессиональная тема. Валютные операции и налоги требуют дополнительных знаний. Основное здесь связано с уплатой НДС и курсовой разницей. Так, например, международная перевозка не облагается НДС, если Россия со страной перевозчика и странами перевозки имеет соглашение об отсутствии двойного налогообложения. Поэтому лучше, если Ваш подрядчик по транспорту будет «безНДСником», то есть налоговая ставка будет сразу равна нулю. Если он на НДС, то потребуется много документов и доказательства при специализированной проверке, чтобы его надежно перезачесть. Это длинная процедура, часто доходящая до суда с налоговой.

Самое неприятное в ВЭД то, что, сделав оплату своей сделки, даже если это и авансовый платеж, государству вы уже должны уплатить с этой суммы НДС. Для бизнеса это нелогично, ведь товар даже еще, может, и не произведен и уж точно вами не получен. Но таковы уж правила и традиции. Все это удорожает стоимость закупленного продукта и усложняет внешнеэкономическую деятельность.

9. Проверки и сверки

Это обыденность и непременный атрибут внешнеэкономической деятельности. Наиболее постоянные участники проверок от контрольных, надзорных и разрешительных органов – структуры ФТС, Минфина и ЦБ, МНС , Минздрава , ФСБ , МВД , Минтранса и органы сертификации. Всего мы насчитали 38 уважаемых подразделений. Они независимо друг от друга контролируют и проверяют вас напрямую и опосредованно, в том числе и через проверки ваших поставщиков, подрядчиков и потребителей. Приходят к вам по очереди, а иногда и параллельно в течение трех лет. Вы будете проходить не только проверки, но и сверки. И если кто-то в вашей цепочке движения товара что-то сделает не так, то у вас могут быть проблемы. Поэтому мы рекомендуем все делать правильно, красиво и хранить долго.

10. Прибыль

Внешнеэкономическая деятельность всегда была привлекательна для бизнеса. Это и прибыль, и возможности, и статус. С вступлением в ВТО откроются границы России, снизятся пошлины и зарубежные товары потекут на наши торговые прилавки, а материалы, комплектующие и полуфабрикаты, оборудование и технологии – в промышленный сектор экономики. Наша производственная база слаба, поэтому импортное замещение с сегодняшних 30–70% дойдет до 90–95%. За рубеж еще сильнее потекут и поедут сырье, продукты его самой первичной переработки и интеллект. Внешняя торговля и внешнеэкономическая деятельность будет развиваться. Вам от нее не уйти, к тому же, малому и среднему бизнесу можно будет выжить только за счет импортных поставок и экспорта, причем без посредников. Ведение ВЭД не будет упрощаться, поэтому вопрос обеспечения ее ведения – важнейшая тема.

Предложения и варианты

Вернемся к вопросу «Но так ли уж страшна и сложна эта ВЭД?»

Вести ВЭД вместе с внешнеторговыми операциями и поставками можно в трех вариантах:

  • Самостоятельно на все 100%.
  • Отдать логистику и таможню профессиональным подрядчикам, а все остальное оставить себе. Обычно так и поступают многие, совершая свои и расхлебывая чужие ошибки, решая проблемы и неся груз ответственности и бремя проверок на своих плечах;
  • Обратиться к компаниям, оказывающим услуги по ведению и обеспечению ВЭД, то есть к ВЭД-аутсорсингу, и передать им все – и ВЭД, и реализацию сделки, вместе со всеми проблемами и рисками.

ВЭД-аутсорсинг – это полноценный самостоятельный бизнес, обеспечивающий внешнеторговые операции участников рынка и сопровождение ВЭД.

Во-первых , с ним можно легко осуществлять внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность без регистрации в качестве участника ВЭД и без ведения ВЭД. Отсутствует необходимость в высококвалифицированных специалистах по ВЭД, валюте и отчетности, международному праву и т.д. и т.п, так как аутсорсер – это уже готовая команда, которую любой руководитель или владелец бизнеса может нанять для себя и под свои нужды.

Во-вторых , можно полностью оградить свое предприятие от проблем и рисков, связанных с транспортировкой и таможней, валютой, отчетностью и налогами, и от проверок со стороны таможенных, валютных, сертификационных, налоговых и других структур.

В-третьих , обеспечивая ведение ВЭД и реализацию вашей сделки, партнер полностью освобождает вас и ваше предприятие от непрофильной работы и дает возможность полноценно заниматься своим бизнесом.

Квалифицированный ВЭД-аутсорсинг включает в себя выполнение следующего комплекса работ:

1. Поиск продукции и производителя или покупателя за рубежом, включая проверку его надежности. При этом вы, самостоятельно выбирая и утверждая производителя, сокращаете цепочки посредников;
2. Заключение контрактов, при этом контрактную цену товара и условия его производства, условия оплаты и поставки утверждаете вы сами;
3. Реализацию контракта (валютные операции, приемка продукции, логистика, таможня, сертификация, страхование, юридические споры и т.д.), весь этот набор услуг ВЭД-аутсорсинга может быть использован вами в комплексе или по отдельности в различных вариантах и комбинациях.

Сотрудничество на условиях ВЭД-аутсорсинга чаще всего востребовано в трех базовых вариантах.

Первый вариант – передача своей ВЭД-сделки и исполнения контракта компании-аутсорсеру. этом случае формальным держателем и исполнителем внешнеторговой сделки заказчика становится уже аутсорсер. По договору с заказчиком он реализует ее от своего имени и все риски, связанные с ведением ВЭД, закупкой, поставкой, логистикой, таможней, валютными операциями, проверками, налогами и отчетностью, несет сам. При этом вы в своей ВЭД-сделке, скрепляя свои отношения договором, действуете вместе с аутсорсинговой компанией и через нее. Поэтому всегда остаетесь в рублевой зоне и во внутрироссийском правовом поле, что вам, безусловно, знакомо.

Второй вариант – использование аутсорсера в качестве внешнеторгового агента. В этом случае держателем контракта становится ваше предприятие, а аутсорсер реализует всю сделку по поручению и доверенности. Большая часть рисков передается ему как исполнителю, но частично отчетность и риски остаются на вас как держателе контракта.

Третий вариант – использование отдельных функций, отобранных заказчиком из всего арсенала возможностей аутсорсера. В этом случае вы остаетесь держателем и плательщиком по контракту, а аутсорсер выполняет функции подрядчика по отдельным операциям или услугам. К ним можно отнести приемку продукции за рубежом, таможенное оформление, транспортировку, сертификацию, юридические услуги, консультации специалистов по бизнесу и странам, например, по азиатским странам, проверку зарубежных партнеров, сертификацию, ведение валютной бухгалтерии, расчетов налогов и ведения отчетности или аудит и т.д.

Если уж вы решили заниматься или уже занимаетесь внешней торговлей и международными сделками, подумайте и взвесьте все расходы, включая и содержание собственных сотрудников, задействованных в ВЭД. Просчитайте все риски и время, которое вы потратили и потратите на не свойственную вам и не профильную для вас работу – обслуживание внешнеторговых операций и сделок. Возможно, для себя вы найдете новое и правильное решение. Тогда у вас появится больше времени и сил для своего бизнеса.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок .

Для осуществления внешнеэкономических связей необходимо следующее:

    государственная регистрация предприятия по месту нахождения предприятия (утверждение учредительных документов: устава и договора, а также получение свидетельства о государственной регистрации);

    стать на учет в налоговом управлении по месту регистрации;

    получить в установленном порядке печать, штамп;

    зарегистрироваться в государственном реестре Республики Беларусь;

    открыть рублевый и валютный счета в любом акционерном коммерческом банке Республики Беларусь.

Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает соблюдение следующих основных положений :

    экспортно-импортная операция основывается на принципах полной самоокупаемости (в том числе валютной), самофинансирования, то есть основных принципах полного хозрасчета;

    объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;

    коммерческой сделке должны предшествовать тщательный маркетинг, технико-экономическое обоснование , должны быть просчитаны и рассмотрены многочисленные варианты возможных коммерческих сделок;

    организация коммерческой сделки должна вестись с соблюдением нормативных правовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановлений соответствующих органов Республики Беларусь; двусторонних государственных соглашений);

    обязательным условием любой сделки должно быть полное знание системы налогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций ;

    лица, непосредственно осуществляющие коммерческие сделки с иностранными партнерами, должны владеть иностранным языком (желательно английским), знать общепринятые правила проведения переговоров.

В Республике Беларусь высшими органами управления внешнеэкономической деятельности являются:

    Президент Республики Беларусь;

    Совет Республики Беларусь;

    Палата представителей Республики Беларусь;

    Совет Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь - высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике.

Первым комплексным актом Республики Беларусь , регулировавшим внешнеэкономическую деятельность, был Закон Республики Беларусь «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» , принятый 25 октября 1990 года. С 15 июня 2005 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности ».

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется :

    Президентом Республики Беларусь;

    Национальным собранием Республики Беларусь;

    Правительством Республики Беларусь;

    иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь

в соответствии с:

    иными актами законодательства Республики Беларусь;

    нормами международного права, действующими для Республики Беларусь.

Координация работы государственных органов Республики Беларусь по:

    разработке предложений по формированию государственной внешнеторговой политики Республики Беларусь;

    регулированию внешнеторговой деятельности ее участников;

    заключению международных договоров Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности

осуществляется Правительством Республики Беларусь и уполномоченным государственным органом в пределах их компетенции , если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Основным методом регулирования внешней торговли товарами, применяемым в целях защиты внутреннего рынка Республики Беларусь, является таможенно-тарифное регулирование .

В целях совершенствования внешнеторговой деятельности принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций ».

Меры по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами определены также и в Законе Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами ».

Одним из основополагающих международных документов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, является Конвенция ООН от 11 апреля 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров - международный документ, устраняющий расхождения в национальных законодательствах, регулирующих международную куплю-продажу товаров.

Положения Конвенции регламентируют:

    заключение договора международной купли-продажи;

    права и обязанности сторон договора;

    ответственность сторон сделки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Положения Конвенции не затрагивают содержания договора и вопроса права собственности на проданный товар (на территории Республики Беларусь Конвенция действует с 1 ноября 1990 года) .

Общими разделами контракта , как правило, являются:

    юридические лица;

    предмет контракта;

    срок поставки;

    цена и общая сумма контракта;

    количество;

    базисные условия поставок;

    качество товара;

    условия платежей;

    упаковка и маркировка;

    сдача и приемка;

    страхование;

    претензии;

    форс-мажор;

  1. решение споров;

    другие условия контракта.

В ряде случаев отдельные разделы контракта совмещаются . Это зависит от степени детализации договорных отношений партнеров.

    Контракт начинается с:

    1. обозначения названия документа «Контракт» ;

    2. даты подписания;

    1. определения сторон, то есть с названия фирмы;

      организации;

      местонахождения;

    2. юридического адреса;

      должности и фамилии руководителя, подписывающего контракт.

Текст контракта должен начинаться с преамбулы , в которой указывается полное юридическое наименование сторон, заключающих договор, с обязательным указанием, какая из сторон является: продавцом - покупателем (экспортером - импортером, лицензиаром - лицензиатом, заказчиком - исполнителем, арендатором - арендодателем, поручителем - агентом и т.д.) .

В этом разделе обычно определяется вид сделки (купля-продажа, аренда, бартер, передача ноу-хау и т.д.) . Указывается:

    наименование товара;

    характеристика;

    ассортимент.

В случае поставки ряда различных товаров они перечисляются в спецификации , являющейся неотъемлемой частью контракта, о чем делается соответствующая оговорка.

Срок поставки - это момент, когда продавец обязан передать товар покупателю . В контракте он устанавливается обычно определением календарного дня поставки, определением периода, в течение которого необходимо поставить товар (в течение, не позднее, ежеквартально и т.п.).

Датой поставки называется дата передачи товара покупателю. Ею может считаться:

    дата транспортного документа организации, принявшей товар для перевозки;

    дата расписки транспортно-экспедиторской фирмы;

    дата складского свидетельства (если покупатель опоздал с предоставлением тоннажа и продавец воспользовался правом сдать товар на склад);

    дата подписания приемо-сдаточного акта.

По правилам международной торговли термин «немедленно» означает поставку товара в любой день в течение не более двух недель.

В связи с введением лицензирования и квотирования ряда товаров правомерна оговорка: «... товар поставляется по мере его готовности к отгрузке и после получения экспортной лицензии от соответствующих органов».

Датой поставки считается дата коносамента. Разрешается досрочная и частичная поставки, перегрузка в пути и отгрузка на палубе. При аккредитивной форме расчетов вышеуказанное условие должно быть включено в текст аккредитива.

В контрактах обычно устанавливается цена за единицу количества товара и указывается общая сумма контракта .

Цены контрактов выражаются в определенных валютах (валюта цены). Однако для платежа по контракту может быть выбрана и другая валюта (валюта платежа). Следует иметь в виду, что все расчеты белорусских организаций по внешнеторговым операциям осуществляются в иностранных валютах.

Международные взаиморасчеты, как правило, осуществляются в конвертируемой и твердой валюте.

Базисные условия поставки - это совокупность торговых обычаев при купле-продаже, которые определяют обязанности контрагентов по доставке товара и устанавливают момент перехода права собственности на товар от продавца покупателю, а также момент перехода риска случайной порчи или утраты товара, если иное не оговорено в контракте. Иными словами, базисные условия определяют, какие расходы несут стороны по транспортировке груза от экспортера к импортеру. Базисные условия поставок товаров осуществляются в соответствии с «Инкотермс-2000» .

Существуют различные способы определения качества по:

    стандарту;

    техническим условиям;

    спецификации, указанной в контракте;

  1. описанию;

    предварительному осмотру;

    выходу готового продукта;

    справедливому среднему качеству;

    способу «телькель» (дословно «такой, какой есть» ).

Каждый контракт должен содержать гарантии продавцов в отношении физических свойств, технических характеристик товаров и их качества . Определяется также ответственность продавцов за соблюдение гарантированных показателей.

Покупатель , которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не оговаривались в контракте, может по выбору предъявить следующие требования :

    замена товара тем же или аналогичным товаром надлежащего качества;

    соразмерно качеству товара уменьшить покупателю цену;

    безвозмездно устранить продавцом недостатки;

    устранить недостатки собственными силами за свой счет, после чего требовать с продавца возмещения этих издержек;

    расторгнуть договор с возмещением ему убытков.

При определении условий платежей руководствуются публикацией Международной торговой палаты:

    «Унифицированные правила по инкассо» ;

    «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» .

Наиболее выгодной для белорусского экспортера формой расчетов является безотзывный документарный аккредитив , представляющий собой твердое платежное обязательство банка, его открывшего (банка эмитента), в пользу экспортера, обособленное от внешнеторгового контракта, на котором он основан.

Также выгодной для белорусского импортера формой расчетов является инкассо с платежом после получения документов банком импортера.

Вид упаковки определяется базисными условиями поставок. Так, при ФОБ , СИФ и других условиях, предусматривающих перевозку товаров морем, продавец обязан обеспечить морскую упаковку груза ; при других базисных условиях - сухопутную . Специальные требования к упаковке излагаются в контрактах.

Маркировка грузов выполняется в соответствии с общепринятыми международными нормами и специальными требованиями покупателей.

Следует иметь в виду, что в связи со сложившейся практикой международной торговли продавец должен отгрузить товар в упаковке, применяемой для экспорта товаров у него в стране , если в контракте отдельно не оговорены особые указаний относительно упаковки.

Нанесение предупредительной маркировки на уплату признается обязанностью продавца независимо от наличия указаний об этом в контракте.

Сдача- приемка. В контракте в обязательном порядке должен оговариваться ряд условий сдачи- приемки :

    вид сдачи- приемки. Она может быть предварительной или окончательной;

    место сдачи- приемки. Обычно точно определяется в контракте (предприятие, склад, порт, станция);

    срок сдачи-приемки. Сроки приемки по качеству и количеству обычно не совпадают. Проверку количества покупатель должен произвести немедленно по получении товара, качество проверяется в течение более длительного срока;

    проверка количества. Покупатель не обязан принимать товар в большем или меньшем количестве по сравнению с условиями контракта. Он может оплатить предусмотренное договором количество товара, отказавшись от оплаты излишка. Проверка количества для определения суммы платежа производится по отгруженному или выгруженному весу;

    приемка по качеству. Она осуществляется либо на основе документа, подтверждающего соответствие поставленного товара условиям контракта, либо путем проведения анализа, сличения с образцами, осмотра и т.п. Обычно в контракте оговариваются те пределы отклонений качества товара от контрактного, в которых покупатель обязан все же принять его;

    метод сдачи-приемки. Обычно применяется либо выборочный метод, либо метод проверки всего количества товара.

В ходе исполнения контрактов купли-продажи осуществляется страхование товаров от транспортных рисков. Обычно груз страхуется в пользу покупателей или получателей товаров на 110 % его стоимости. В контракте указываются виды страхования или перечисляются риски, от которых товар должен быть застрахован.

Претензии , предъявляемые покупателем продавцу в связи с несоответствием качества или количества товара условиям контракта, могут предъявляться только по тем вопросам, которые не являлись предметом приемки товара, либо в случае, если представленные продавцом документы не соответствуют фактическим данным. Следует иметь в виду, что предъявление рекламации не может служить для покупателя основанием для отказа как от данной поставки , так и от поставки следующих партий товара. Продавец имеет право путем осмотра товара проверить обоснованность рекламации, рассмотреть её и сообщить свое решение в установленный срок. В случае отсутствия его ответа по существу претензия считается признанной продавцом и покупатель имеет право обратиться в арбитраж (расходы по арбитражу за счет продавца).

Все внешнеторговые контракты содержат оговорку об обстоятельствах непреодолимой силы , или форс-мажоре . Она разрешает переносить срок исполнения обязательств либо вообще освобождает стороны от них в случае воздействия обстоятельств, не зависящих от воли сторон. Обычно продавец старается указать в контракте как можно больше конкретных форс-мажорных обстоятельств. Устанавливается в контракте и срок, по истечении которого стороны вправе отказаться от выполнения обязательств.

В большинстве случаев контракты предусматривают материальную ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Такая материальная ответственность может быть предусмотрена как в форме уплаты штрафа , так и возмещения убытков . Покупатель обычно штрафуется за нарушение платежных обязательств.

Контракты могут предусматривать возмещение убытков за причиненный материальный ущерб, вызванный нарушением договорных обязательств . Под убытками понимают:

  1. повреждение имущества;

    упущенную выгоду.

В некоторых контрактах стороны устанавливают предельный срок просрочки в поставке , по истечении которого покупатель получает право отказаться от выполнения контракта, взыскав с поставщика либо штраф, либо убытки.

Обычно стороны стремятся решить возникающие разногласия путем переговоров . Однако контракты всегда предусматривают, что если сторонам не удается решить разногласия путем переговоров, то разногласия передаются на рассмотрение арбитражей , решения которых являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Развитие любой современной экономики трудно представить без активизации ее связей с другими странами. С 1991 года Россия отказалась от государственной монополии на а значит, все фирмы теперь знают о том, что такое ВЭД. Сегодня каждое предприятие имеет право выхода на мировой рынок товаров и услуг, а государство больше не выступает посредником между ним и иностранными партнерами.

Давайте же разберемся в том, что такое ВЭД. любой фирмы или предприятия, которая представляет собой отдельную сферу его работы, развивающуюся в непосредственной взаимосвязи с мировым рынком. Теперь, когда вы знаете, что такое ВЭД, перейдем к комплексному понятию - ВЭС. являются совокупностью всех тех отношений между национальными и зарубежными субъектами хозяйствования, которые существуют на данный момент. Кроме разъяснения вопроса о том, что такое ВЭД и ВЭС, рассмотрим, что такое МЭО. Международные экономические отношения - это система экономических взаимосвязей между отдельными государствами, которые могут проявляться в самых разнообразных формах. Следует отметить, что последнее понятие как раз и является самым широким, поэтому понять его без знания предыдущих крайне трудно.

Классификация ВЭД предполагает выделение различных видов и форм взаимодействия между резидентами и нерезидентами данной страны. Экономисты выделяют пять основных форм внешнеэкономической деятельности: международное производственное, научно-техническое и инвестиционное сотрудничество, а также международные кредитные и валютно-финансовые отношения. В рамках каждой из вышеперечисленных форм выделяют множество видов ВЭД.

Например, международное научно-техническое сотрудничество подразделяется на такие виды, как продажа патентов и лицензий на совместные исследования в области науки и техники; франчайзинг; оказание консультационных и различного рода техническая помощь. Валютно-финансовые и кредитные отношения межу резидентами и нерезидентами данной страны предполагают предоставление друг другу займов и кредитов, проведение расчетов на международном рынке, куплю-продажу облигаций, акций, деривативов и, конечно же, валюты. Международное сотрудничество в инвестиционном плане предполагает вложения с правом и без права участия в управлении, лизинг и создание с иностранными субъектами. Что касается торговли, то здесь все просто - экспорт, импорт и различные виды встречных соглашений, в том числе и бартер, который использовался еще древними племенами.

Участники ВЭД - это совокупность юридических и физических лиц, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность по своему желанию в соответствии с законодательством страны. Именно они осуществляют обмен продуктами своей интеллектуальной деятельности, произведенными товарами, а также оказывают друг другу услуги.