Что такое концептуальная фотография. Август Зандер

Август Зандер, немецкий классик фотографии, работал в различных жанрах - снимал и архитектуру, и городские пейзажи, и фотопортреты разных людей. Он не специализировался на детской фотосъёмке, более того - среди его фотографий изображений детей совсем не много. Но те детские фотопортреты Зандера, которые мы можем сегодня увидеть, оказывают воздействие на зрителя едва ли не большее, чем фото признанных детских фотографов.


Простые и обыкновенные на первый взгляд снимки Зандера хочется разглядывать снова и снова. Дети на его фотографиях не пойманы в какие-то минуты восторга, не подсмотрены в радостные или яркие мгновения их жизни, они просто стоят и смотрят в кадр… Казалось бы, что здесь особенного? Но эти Зандеровские дети выглядят порой более живыми и настоящими, чем дети на многих сегодняшних таких казалось бы непосредственных и искренних кадрах. Если вглядеться в его снимки, за каждым фотопортретом читается целый мир человека, целая история. Сам Август Зандер говорил: «Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками». .


Сегодня известна серия работ Зандера «люди ХХ столетия», которая считается едва ли не самым грандиозным фотопроектом прошлого века. Над этой темой Август Зандер работал более тридцати лет, и оно стало делом его жизни. В итоге у него получилась целая своеобразная фотоэнциклопедия, где представлено германское общество начала ХХ века в лицах. Здесь присутствуют фотографии людей разных профессий и сословий, это и мужчины и женщины и дети. Помимо самой идеи фотографии здесь объединяет и некий единый стиль фотосъёмки, который потом перенимали многие фотохудожники. Людей Зандер фотографировал без лишних, посторонних, отвлекающих от объекта вещей, в привычной и характерной для них обстановке, он снимал людей на уровне их глаз или чуть ниже, что подсознательно ставит зрителя на одну планку с персонажем фотопортрета, будь то врач или бродяга, взрослый или ребёнок. И вот, среди прочих портретов серии, фотографии детей:

У Зандера фотографии детей ни чем не отличаются от фотопортретов взрослых, те же серьёзные лица, та же съёмка на уровне глаз ребёнка. Это сегодня такой приём советуют использовать для фотографирования детей едва ли не в каждом пособии и статье на эту тему, в начале же двадцатого века этот способ не был обычным. Дети на этих фото не играют и почти не улыбаются, и при этом от таких фотографий не складывается ни какого гнетущее или хотя бы грустное впечатление. Они остаются яркими и интересными без ярких и интересных моментов. И секрет, мне кажется, тут в том, что подход был у Зандера к детям как к обыкновенным людям, как к взрослым, подход без какого либо особенного подхода - именно благодаря этому и раскрывается внутренний мир его персонажей. На большинстве сегодняшних детских фотографиях мы видим детей такими, какими и хотели бы их видеть - милыми, трогательными, наивными и смешными, весёлыми и восторженными. У Зандера же дети, как и все его герои фотографий, и это его отличительная черта как художника - они такие, какие есть, без чаяний зрителя - они личности, с глубоким внутренним миром. Может именно потому, и сами дети быстрее всего находят контакт с теми людьми, которые не заискивают с ними и не воркуют, а общаются на равных, ведь именно дети острее всех других чувствуют фальшь

Август Зандер - выдающийся немецкий фотограф, начавший свой путь в искусстве в конце девятнадцатого века. Его вклад в мировую фотографию тяжело переоценить, так как под влиянием Зандера сильно изменился стиль в портретной фотографии того времени, фотограф привнес в него иной, документальный реализм. Вершиной творчества мастера стал колоссальный по размаху проект под названием «Люди двадцатого столетия».

August Sander автопортрет

Начиная этот грандиозный труд, Зандер поставил перед собой достаточно сложную цель - создать полный собирательный фотопортрет немецкой нации. Хотя эта работа была завершена только после кончины автора, она стала настоящим шедевром, отправной точкой для творчества нескольких поколений фотографов, навсегда прославив своего создателя. Достаточно сказать, что работа не потеряла свою актуальность до настоящего времени. Август Зандер доказал, что хотя фотография и живопись имеют общие корни, каждому направлению нужен свой, независимый курс в развитии. Каждым сделанным снимком он подтверждал свое творческое кредо: основой фотографии должна быть документальность.

Краткая биография

Великий фотограф появился на свет 17 ноября 1876 года вблизи Кельна. Помимо Августа в семье росло еще шестеро детей. Его отец работал плотником, а мама была обычной крестьянкой. Когда отец Зандера получил производственную травму и стал инвалидом, Августу пришлось идти на железный рудник разнорабочим, чтобы прокормить большую семью. В тот момент ему было 13 лет. Уже тогда мальчик начал серьезно интересоваться фотографией. Дядя Августа, увидев увлечение племянника, помог ему купить первую фотокамеру, с которой и начался долгий процесс становления и самосовершенствования гения.

В 1897 году Зандера забрали на службу. Два года в армии не прошли даром - молодому человеку посчастливилось стать ассистентом фотографа и провести время с пользой, развивая свое мастерство. После завершения службы в 1899 году Зандер решил стать профессионалом и начал зарабатывать на жизнь трудом промышленного фотографа.

Прозанимавшись этим несколько лет, он устроился работать в фотоателье небольшого городка Линц. Благодаря своему таланту и колоссальной работоспособности Зандер сначала вошел в доверие к владельцу фотостудии, который предложил ему работать на партнерских условиях, а позже и вовсе выкупил ее. Уже в 1906 году фотограф организовал свою дебютную выставку.

В 1909 году Зандер продал фотоателье и переселился в Кельн, где обустроил еще одну студию. В 1929 году он выпустил книгу «Лицо нашего времени», которая содержала 60 портретов.

Вот некоторые из них.


Когда власть в стране перешла к Гитлеру, книга была запрещена, а ее автор впал в немилость у нацистов. В начале Второй мировой Зандер переселился в деревенскую местность, где прожил порядка десяти лет. Заслуженное признание фотограф получил лишь в 1951 году, после своего триумфа на выставке Photokina. Его портретные шедевры произвели неизгладимое впечатление на Эдварда Стейхена, который отобрал несколько наиболее выдающихся и отвез их в Нью-Йорк. На прошедшей в 1955 году выставке «Род человеческий» эти работы вызвали настоящий фурор.


За всю творческую жизнь Зандер получил много вознаграждений и регалий, самой выдающейся из которых стала награда ФРГ «Крест за заслуги», выданная мастеру в 1960 г. Умер Август Зандер в Кельне 20 апреля 1964 года, перенеся тяжелый инсульт.

Творчество

Моделями для работы Августу Зандеру служили все, кто попадался ему на глаза - молочники и адвокаты, кондитеры и интеллектуалы, рабочие и актеры. Можно долго называть людей разных профессий и сословий - этот фотограф снимал всех. Причем снимал как есть, передавая настоящую суть каждого человека.

Зандер первым начал делать документальную фотографию в том виде, в каком она существует и сейчас. Его принцип «смотреть, наблюдать, думать» стал девизом всей концептуальной фотографии.

Отсутствие избирательности в подборке образов стало причиной опалы во времена Третьего рейха - фотограф показывал слишком многое, что выпадало из идеологии нацистов. Посмотрев на неприглядный образ многих немцев, запечатленных на снимках, Гитлер запретил выпуск работ. А если учесть, что сын Зандера погиб в борьбе с режимом нацистов, то можно считать, что сам фотограф чудом выжил в те нелегкие годы.




Кульминацией творчества гения стала работа «Люди двадцатого столетия». В ней он показал Германию в чистом виде, без распространенного клише избранности арийской расы. Именно это принесло фотографу столь высокую популярность после войны. Его снимки стали открытием на выставке «Род человеческий», ведь на них он показывал этот род без украшательства, во всей его простой красоте, спаянной с недостатками и изъянами.

Проект «Люди двадцатого столетия» был завершен уже после кончины великого фотографа. Его труды издавались в семи томах. Переоценить их значимость для последующих поколений тяжело - фотографы со всего мира до сих пор опираются в своей деятельности на эти шедевры. Как пример, творения выдающихся личностей в фотографии: Ирвина Пенна, Дианы Арбус и Пола Стренда.

Август Зандер (August Sander) – один из классиков мировой фотографии, выдающийся мастер фотопортрета. Немецкий фотохудожник первой трети прошлого века получил широкую известность благодаря своей грандиозной работе под названием «Люди XX столетия». Это огромный коллективный портрет целой нации в период головокружительных взлетов и тяжелых поражений немецкого государства.

Будущий мастер фотопортрета родился в 1876 году в городке Хердорф, неподалеку от Кельна. Его отец был плотником и работал крепильщиком на местной железнорудной шахте, а мать была обычной крестьянкой. Естественно, что свой путь в жизни Август начал с того, что в тринадцатилетнем возрасте устроился на ту же самую шахту помощником шахтера.

Хотя условия маленького городка не оставляли ему возможностей для выбора направления своего жизненного пути, интересы мальчика не ограничивались лишь тяжелой шахтерской рутиной. Еще в 1882 году дядя Августа Зандера подарил своему племяннику среднеформатную фотокамеру. Прошло какое-то время, и мальчик серьезно увлекся фотографией. Через несколько лет работы в шахте он решил изменить свою жизнь и сменить профессию.

Как ни странно, родители Зандера поддержали молодого человека в его стремлении освоить искусство фотографии и одобрили его выбор стать фотографом. Они даже помогли обустроить в доме специальную «темную комнату» для занятий фотографией. Молодой человек быстро преуспел в своем начинании и стал помощником фотографа на шахте.

В 1896 году Августа Зандера призвали на военную службу, но и там он не потерял связь с фотографией, работая в качестве подмастерья фотографа. После армии молодой человек уже мог полностью посвятить себя любимому делу, но для начала нужно было получить соответствующее образование. Поэтому в 1901 – 1902 годах Зандер обучался живописи в Дрездене для приобретения тех художественных навыков, которые могли ему понадобиться в портретной фотографии. При этом он активно занимался промышленной и архитектурной фотосъемкой.

После окончания учебы он выкупил одну из фотостудий в австрийском городе Линц, которая вскоре получила название August Sander Studiofor Pictorial Artsof Photographyand Painting. Август начал получать солидные доходы от своей профессиональной деятельности, студия процветала. В 1904 году Зандер даже получил за свои работы престижную Золотую медаль Парижской фотовыставки. А спустя два года в Линце состоялась первая в его жизни персональная выставка.

Но в конце 1909 года он решил продать свою студию в Линце и переехать обратно в Германию. Остановился Зандер в пригороде Кельна, где открыл новую фотостудию, и начал выполнять коммерческие заказы на архитектурную и промышленную фотосъемку. Параллельно с этим Август Зандер занимается портретной фотографией, снимая как представителей буржуазии, так и простых рабочих и крестьян. Именно в этот период к нему пришла мысль о том, чтобы сделать обширную серию портретных фоторабот, которая бы стала, по сути, отражением немецкого общества. В итоге, делом всей жизни для Августа Зандера стал грандиозный проект, получивший название «Люди XX столетия».

На создание этого проекта фотограф потратил более тридцати лет своей жизни – перерыв в съемках возник только во время Первой мировой войны, когда Зандер вынужден был уйти на фронт в качестве военного фотографа. Также в 1927 году он единственный раз выехал для съемок за пределы Германии, чтобы отправиться на Сицилию для фотографирования живописных пейзажей и местных жителей. В остальной период вся его жизнь была подчинена выполнению проекта «Люди XX столетия», ставшего, в конечном счете, своеобразной социальной энциклопедией, отображающей срез немецкого общества периода Веймарской республики с его революционными надеждами и разочарованиями.

В серию портретных работ «Люди XX столетия» вошли снимки людей совершенно разных социальных сословий, различных возрастов и профессий. На фотографиях Августа Зандера запечатлены состоятельные и неимущие слои германского общества в эпоху экономических и политических противоречий. Первые работы из этой серии были представлены широкой публике в 1927 году на выставке в Кельне. Немного позже они вошли в изданный фотоальбом «Лица нашего времени». К этому моменту Август Зандер уже занимался не только своей фотографической деятельностью, но и преподаванием искусства, популяризацией фотографии и обучению молодых, начинающих фотографов.

Проект «Люди XX столетия» стал главным творческим достижением Августа Зандера, серии портретных работ из этого проекта многократно выставлялись и переиздавались. Сам проект был разделен на семь отдельных частей: Фермер», «Торговец», «Женщина», «Классы и профессии», «Художники», «Город» и «Последние люди». С помощью своего фотоаппарата Зандер пытался провести своего рода классификацию немецкого общества – снимки были поделены по профессиям персонажей в надежде найти между героями те архетипические признаки, которые были присущи этим людям (фермерам, торговцам, ремесленникам, художникам и т.д.).

В серии «Люди XX столетия» даже можно отыскать фотокарточки, посвященные сторонникам национал-социализма – новому веянию в политической и социальной жизни немецкого общества. Как отмечал впоследствии сам Август Зандер: «Наше представление о людях формируется светом и воздухом, их наследственными чертами и их действиями. Опираясь на внешний вид человека, мы можем судить о работе, которую он делает или не делает, мы можем понять по его лицу, счастлив ли он или встревожен… Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками».

Действительно, все портретные работы были выполнены таким образом, чтобы главные герои (студенты, рабочие, чиновники, представители интеллигенции, женщины и дети) были запечатлены на фотографиях в привычной для себя обстановке или на нейтральном фоне, без особых изысков в виде, например, необычного ракурса или красивых декораций. Благодаря этому зритель, взглянув на любую фотографию, может самостоятельно определить, кто же на ней изображен.

Несмотря на кажущуюся простоту, фотографии Зандера неизменно притягивают к себе внимание благодаря позам, мимике, выражениям лиц, деталям костюма и интерьера, говорящих порой красноречивее любых подписей или комментариев. Портретная фотосъемка всегда осуществлялась на уровне глаз или немного ниже этого уровня. Суть работы Августа Зандера заключалась в том, чтобы передать сущность каждого конкретного человека через принадлежность к определенному культурному и социальному типу.

Своеобразная каталогизация людей посредством фотографии, которая сегодня может кому-то показаться даже немного наивной, по мнению Зандера, должна была позволить людям лучше понять самих себя. В разделе «Торговцы» были представлены снимки не только представителей торговли, таких как мелкие лавочники или продавцы, но и портреты ремесленников, инженеров, промышленников и даже изобретателей. К разделу «Фермер» относились архетипы «земных людей», то есть снимки не только крестьян и фермеров, но и философов и мудрецов. Фотографии раздела «Город» были представлены в широком многообразии – здесь и уличные подростки, и путешественники, и попрошайки. Этот раздел можно условно отнести к известному сегодня жанру «стрит-фотографии».

Героинями раздела «Женщины» являлись жены и дочери, матери и сестры всех возрастов. Женщины также запечатлены в многообразии архетипов, начиная от простых домохозяек и заканчивая светскими модницами. В разделе «Художники» можно увидеть многих знакомых и друзей самого немецкого фотографа. Наконец, последний раздел под названием «Последние люди» был посвящен тем персонажам, которые по тем или иным причинам оказались выкинутыми из немецкого общества (инвалиды, душевнобольные, нищие и бродяги). Нужно отметить, что именно за эти портретные снимки Август Зандер подвергся гонениям со стороны Министерства культуры фашистской Германии, представители которого считали, что подобные фотоработы подрывают представление о германской расе как о сильной, героической и чистой.

Тридцатые годы прошлого столетия стали во многом трагическими для творчества Августа Зандера и его самого. В этот период в Германии набирало обороты политическое течение национал-социализма, которому впоследствии было суждено перевернуть всю историю человечества. После прихода к власти нацистов фотоальбом «Лица нашего времени» был запрещен, а сам фотограф подозревался в распространении антифашистской литературы. Сын Зандера в 1934 году был арестован и заключен в тюрьму за то, что участвовал в антинацистском движении.

Во время Второй мировой войны Август Зандер уехал из Кельна и обосновался на земле Рейланд, где занимался печатью довоенных снимков погибших на войне солдат для их родных и близких. В конце войны в тюрьме умер его сын. Во время нескончаемых бомбардировок было уничтожено кельнское фотоателье, хотя часть негативов все же удалось спасти. Правда, многие из них впоследствии оказались похищенными мародерами.

После периода забвения заслуженная слава вновь вернулась к немецкому фотографу в начале 50-х годов, когда была проведена выставка Photokina. Август Зандер получил не только престижные фотографические премии, но и был удостоен высшей государственной награды ФРГ — Звания кавалера ордена «Крест за заслуги».

Зандер скончался в 1963 году после инсульта. К сожалению, он так и не увидел конечный результат главного труда своей жизни – завершенная серия фоторабот из проекта «Люди XX столетия» была опубликована только спустя некоторое время после смерти прославленного немецкого классика фотопортрета.

«Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками».

Август Зандер родился 17 ноября 1876 года в местечке Хердорф, неподалеку от Кельна (Германия), в семье плотника и крестьянки. Отец Зандера работал на железорудной шахте, куда в возрасте тринадцати лет учеником шахтера поступил и Август. Однако интересы молодого человека отнюдь не ограничивались повседневной рутиной. В 1882 году дядя подарил ему фотокамеру форматом 13х18 см, и этот подарок перевернул всю жизнь молодого человека. Отец и мать, несмотря на свое простое происхождение, всячески поддерживали увлечение своего сына и даже помогли ему обустроить «темную комнату» для занятий фотографией. Увлечение переросло в профессию - отдавая любимому делу все вечера и ночи, молодой человек вскоре преуспел в нем настолько, что стал помощником фотографа на шахте. В 1896 году Зандер был призван на военную службу, однако прошел ее без отрыва от профессии - в качестве подмастерья фотографа. После армии молодой человек отдался любимому делу полностью и стал заниматься промышленной и архитектурной съемкой. В 1901 - 1902 году Август Зандер обучался живописи в Дрездене, благодаря чему и приобрел навыки, которые впоследствии так пригодились ему в портретной фотографии.

Путешествуя по немецким и австрийским землям, в 1901 году молодой фотограф оказался в городке Линц. Тогда он впервые начал работать в местной фотостудии Photographic Studio Graf, а спустя год, окончив учебу в Дрездене, вместе с партнером по бизнесу выкупил студию. Студия стала называться Studio Sander and Stuckenberg, а через два года вновь поменяла название на August Sander Studio for Pictorial Arts of Photography and Painting - Август Зандер приобрел совместное предприятие в собственное владение и стал работать самостоятельно. Дела фотографа шли в гору. Он женился, его студия процветала, а в 1904 году его работы удостоились первой, и весьма престижной, награды - Золотой медали Парижской фотовыставки. В это же время Август Зандер начал эксперименты с цветной фотографией, которые также были очень успешны - ряд работ немедленно приобрел в свое собрание Лейпцигский музей. В 1906 году в выставочном зале «Ландхаус» города Линц состоялась первая персональная выставка Августа Зандера.
В конце 1909 года фотограф продал студию в Линце и переехал сначала в Трир, а затем - в пригород Кельна, где и создал свою новую студию. Фотограф продолжал заниматься архитектурной и промышленной фотографией, а также выполнял портретную съемку как рабочих и крестьян, так и «чистой», буржуазной публики. Именно в это время он впервые задумался о создании обширной серии работ, которые стали бы отражением современного ему немецкого общества. Новый проект, который был назван «Люди 20 столетия», стал делом всей жизни Августа Зандера. Съемка серии продолжалась более тридцати лет, не прерываясь ни на Первую мировую войну (которую Зандер прошел в качестве военного фотографа), ни на единственное путешествие фотографа за пределы Германии - в Сардинию (1927 г.), где он фотографировал пейзажи и, конечно, местных жителей. Результатом этой поразительной работы явилась своего рода социальная энциклопедия, настоящий срез немецкого общества первой половины двадцатого века.

Первые 60 фотографий из серии «Люди 20 столетия» были представлены публике в 1927 году на выставке, которая состоялась в Кельне. Эти же работы вошли в фотоальбом «Лица нашего времени», который был издан в 1929 году с предисловием знаменитого романиста Альфреда Деблина, а впоследствии был продолжен изданиями с новыми работами серии. Однако портретная съемка, как бы ни увлекала она фотографа, отнюдь не была его единственным занятием. Зандер, ставший уже признанным мастером, отдавал немало времени обучению молодых фотографов и популяризации фотографии как искусства. Уже с 1919 года в его фотоателье появились не только подмастерья, но и стажеры. А в 1931 году Зандер выступил на радио с серией лекций под общим названием «Природа и развитие фотографии», которые приобрели огромную популярность.

Но политическая обстановка в Германии стремительно менялась. Набирал обороты национал-социализм, лекции об искусстве на радио уступали место речам Адольфа Гитлера. После прихода к власти нацистов фотоальбом «Лица нашего времени» был запрещен, остатки конфискованы, а все негативы уничтожены. Точная причина такой ненависти нацистов к творчеству Зандера до сих пор неизвестна. Предполагается, что фотографии «низов» германского общества подрывали идеологическую доктрину фашистов о чистоте немецкой расы. Вероятно также, что Август Зандер подозревался в распространении антифашистской литературы и разделял взгляды своего сына. Эрих Зандер участвовал в антинацистском движении и был членом Социалистической Рабочей партии Германии. В 1934 году он был арестован и заключен в тюрьму.
Во время Второй Мировой войны Август Зандер оставил Кельн и на некоторое время обосновался в земле Рейланд, которая давно восхищала его своей живописной природой. Но пейзажи и портреты Зандера в это время были мало востребованы. Намного больше времени фотограф проводил над другими заказами - печатью довоенных снимков погибших на войне солдат для их родных и близких. Самого Зандера также преследовали несчастья. В 1944 году в тюрьме умер его сын Эрих. В том же году кельнское ателье, которое не прекращало свою деятельность, было разрушено бомбардировкой. Хотя Зандеру удалось спасти тысячи негативов, спустя два года, в 1946 году, многие из них были похищены мародерами. Однако, несмотря на все потери, фотограф продолжал работу над серией «Люди 20 столетия», а также несколькими другими проектами и фотоальбомами.

После войны к Августу Зандеру вернулось заслуженное признание. В 1951 году его работы были представлены на первой выставке Photokina. В этом же году Кельн купил у Зандера документальные фотографии довоенных городских пейзажей. Несколько работ фотографа были отобраны Эдвардом Стейхеном для выставки «Род человеческий», которая проводилась в 1955 году в нью-йоркском Музее современного искусства. Зандер получил множество наград, в том числе высшую награду ФРГ, «Крест за заслуги» (1960 г).
В конце 1963 года у Августа Зандера случился инсульт. Спустя несколько месяцев фотографа не стало. После смерти Августа Зандера его работу продолжил сын Гюнтер, а впоследствии и внук Герхард.

Творчество

Работы Августа Зандера из серии «Люди 20 столетия» многократно выставлялись и переиздавались. Серия представляет собой срез германского общества времен Веймарской республики и состоит из семи частей: «Фермер», «Торговец», «Женщина», «Классы и профессии», «Художники», «Город», «Последние люди». Герои снимков - молодые и пожилые, мужчины, женщины и дети, студенты, рабочие и чиновники, изображены в привычной для себя обстановке или на нейтральном фоне, но так, что мы практически не нуждаемся в дополнительных пояснениях относительно личности персонажа. Август Зандер говорил: «Наше представление о людях формируется светом и воздухом, их наследственными чертами и их действиями. Опираясь на внешний вид человека, мы можем судить о работе, которую он делает или не делает, мы можем понять по его лицу, счастлив ли он или встревожен… Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача - показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками».

«Классификация» людей Августа Зандера основана на их профессиях и немного наивных на современный взгляд типах, в которых он пытался найти архетипы. Например, первый раздел серии, «Фермер», - это архетипы «земных людей»: философ, борец, мудрец. В раздел «Торговец» Август Зандер, следуя собственной логике социальной иерархии, отнес не только работников собственно торговли (продавцов, мелких лавочников) и ремесленников, но и людей, которых сегодня называют «белыми воротничками»: инженеров, промышленников и даже изобретателей. Раздел «Классы и профессии» вобрал в себя людей всех остальных профессий, родов занятий и классов, поэтому является наиболее значительной частью серии «Люди 20 столетия». Со снимков этого раздела на нас глядят студенты и школьники, врачи и чиновники, судьи и солдаты, учителя и бизнесмены, аристократы и политики. Поздние снимки раздела посвящены национал-социалистам - эти фотографии, внушающие невольное чувство тревоги, напоминают о времени, когда Кельн был оплотом фашистского движения. Героини раздела «Женщина» - жены и дочери, матери и сестры. Несколько снимков представляют семейные группы, указывающие на место женщин в семье, подчеркивающие их связь с мужчинами и детьми. Однако фотографу чужд патриархальный подход. Его снимки посвящены женщинам во всем их разнообразии - тем, кто посвящает себя воспитанию детей, и тем, кто стремится сделать карьеру, светским модницам, художницам, матерям больших семейств и хозяйкам. В разделе «Художники» мы видим многих друзей фотографа, благодаря которым его студия в Кельне стала настоящей ареной социальных и эстетических дискуссий. Снимки раздела «Город» современный критик отнес бы к жанру «стрит-фотографии», разумеется, с поправкой на условия и технику первой половины двадцатого века. На фотографиях этого раздела - пестрый «состав» улиц Кельна времен Веймарской республики: уличные подростки, безработные, путешественники, иностранные рабочие и попрошайки. Последний раздел серии, недаром получивший название «Последние люди», посвящен людям, вычеркнутым из общества - инвалидам, душевнобольным, умирающим, нищим и бродягам. Именно эти портреты, подрывающие представление о германской расе как о героической и чистой, вызвали особое недовольство Министерства культуры фашистской Германии. На сегодняшний день серию составляют работы, негативы которых удалось сохранить после репрессий, последовавших за уничтожением альбома «Лица нашего времени».

В работах, составляющих серию «Люди 20 столетия», Август Зандер пытался не представить свою «идею» персонажа, а открыть глубинную сущность человека, его принадлежность к определенному социальному и культурному типу. Фотограф верил, что камера дает для этого больше возможностей, чем любые другие изобразительные средства. Своеобразная «каталогизация» людей, которую проводил художник, должна была, по его мнению, позволить людям лучше понять самих себя. Выполнить эту сверхзадачу Августу Зандеру, возможно, и не удалось, но пополнить фонд мирового фотоискусства бесспорными шедеврами - удалось вполне.

Фотоработы

Август Зандер (August Sander) – немецкий фотограф портретист и документалист. Автор создания фотографического альманаха «Люди 20-го века». Считается наиболее значимым немецким фотографом – портретистом начала 20-го века.

Сын плотника, начинал с того, что работал в горнодобывающей промышленности. Здесь же и узнал о фотографии, помогая фотографу, который работал для этой же компании. В создании своей первой комнаты фотолаборатории и приобретении фотооборудования юному Августу помог его дядя. Проходя воинскую службу Август работает ассистентом фотографа, после службы путешествует по всей Германии. В начале 1900-х годов оседает в Линце, Австрии, где работает в одном из фотоателье, через год становиться партнером по бизнесу владельца ателье, а еще через два года – единственным владельцем. В 1909 году переезжает в Кельн, где тоже занимается фотоателье.

В начале 10-х годов 20-го века Августа заинтересовывает мысль о создании подборки портретов людей, которые смогли бы и через сто лет характеризовать время. Первые портреты фотограф делает в 1911 году. В начале 20-х годов фотограф примыкает к радикальной группе художников, основной идеей которых было – стремление соединить конструктивность и объективность, геометрию и объект, общее и частное, что позволило совершенно по-новому взглянуть на фотографию как таковую. «Люди 20-го века» были опубликованы в 1929 году, в альманах вошли шестьдесят фотографий.

С приходом к власти нацистов, Август был очень ограничен в работе. Его сына, члена левого крыла Социалистической рабочей партии, арестовали в 1934 году и приговорили к десяти годам лишения свободы. Здесь же в тюрьме он и умер в 1944 году, незадолго до окончания срока. В 1936 году работа Августа «Люди 20-го века» была изъята, вместе со всеми негативами. Убегая от Второй мировой войны, Август покинул Кельн и переехал в глухую деревню. Это позволило ему сохранить большую часть своих негативов. В 1944 году студия фотографа в Кельне была разрушена при бомбежке. Но и на этом мучения фотографа не окончились. Тридцать тысяч из, примерно, сорока тысяч уцелевших во время войны негативов фотографа, должны были испорчены в 1946 году, при пожаре. Война и утраты, связанные с ней, оставили горький, болезненный след в сердце Августа, так что, после Второй мировой, он уже почти и не занимался фотографией.

«Люди 20-го века» Августа Зандера (August Sander)