Что общего в типах и видах проекта. Основные этапы разработки проекта

В теории и практике учебного проектирования выделяют разнообразные типы (виды) проектов (рис. 1).

1. В зависимости от количества участвующих студентов они могут быть индивидуальными, парными, групповыми:

    индивидуальный проект эффективен с точки зрения организации самостоятельной поисковой деятельности студента, учета его личных интересов, предоставления возможности реализовать свой творческий потенциал, потребность в достижении успеха и самоутверждения;

    парные и групповые проекты обладают не меньшими развивающими возможностями, позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся при распределении их обязанностей, а также обучают студентов умению кооперировать свои усилия в процессе совместного решения сложных творческих задач.

2. По характеру поисковой деятельности и преобладающих методов выделяют исследовательские, творческие и информационные проекты:

    исследовательские проекты по своему характеру напоминают научное исследование, подчиняются его логике и включают в себя: определение актуальности и степени разработанности проблемы, объекта и предмета, цели исследования, гипотезы, задачи, методологии и методики изучения проблемы; сбор и анализ информации, проведение эксперимента, разработку практических рекомендаций и т.д. Проекты данного вида чаще всего разрабатываются в рамках курсового и дипломного проектирования;

    творческие проекты направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (творческий отчет, выставка, проект дизайна производственных помещений, видеофильм, печатная продукция – книга, альманах, журнал в компьютерной верстке, компьютерная программа и т.д.). Основными методами работы становятся «мозговой штурм», «синектика», метод творческой группы (лаборатории, конструкторского бюро, мастерской, редакции и т.д.);

    информационные проекты направлены на сбор необходимой для учебного процесса или других заказчиков информации. Разработка проекта связана с поиском и нахождением информации в различных источниках: монографиях, журнальных статьях, газетных публикациях, электронных базах данных, с помощью социологических опросов. Результатом проекта становится отобранная, проанализированная, обобщенная, систематизированная и представленная в определенной форме информация – буклет, коллаж, публикация, страничка в Интернете и т.д.

3. В зависимости от сферы применения разрабатываемого проекта можно выделить проекты производственные (технические) и социальные . При этом они могут быть производственными и социальными одновременно, если решается проблема, имеющая значение для совершенствования социальных аспектов производства (проблемы общения, управления, улучшения бытовых условий и т.д.).

4. В соответствии с характером разрабатываемой проблемы разграничиваются теоретические и практикоориентированные проекты. Так, студенты на основе изученных в курсе истории педагогики подходов к воспитанию разрабатывают в творческих группах свои собственные концепции воспитания. Иной, практический, характер носит разработка проекта, направленного на решение определенной практической проблемы по заказу колледжа, конкретного преподавателя (методический проект). Данные виды могут успешно сочетаться в одном проекте. Например, теоретический проект, выполненный на занятиях по дисциплине «Менеджмент» и направленный на исследование и анализ организационной культуры предприятия, одновременно сопровождается подготовкой видеофильма «Специализация магазина и организационная культура торгового предприятия», который используется в качестве учебного материала по нескольким дисциплинам.

5. В зависимости от учебных дисциплин, в рамках которых разрабатывается проект, можно выделить:

    монопредметные проекты , осуществляемые в рамках одной учебной дисциплины;

    межпредметные проекты , реализуемые также в процессе изучения определенного курса, но на основе активного использования материалов других;

    надпредметные проекты , не только не связанные с конкретной дисциплиной, но и, как правило, реализуемые вне рамок конкретной учебной дисциплины.

Межпредметные и надпредметные проекты обеспечивают активную продуктивную деятельность студентов на основе систематизации, интегрирования и комплексного использования в процессе подготовки специалиста знаний и умений, приобретаемых при изучении разных дисциплин. Именно такой характер должны носить аттестационные дипломные проекты.

    По продолжительности, срокам выполнения проекты могут быть:

    краткосрочные , разрабатываемые на нескольких занятиях или в процессе самостоятельной работы студентов между ними;

    среднесрочные – разрабатываемые от недели до месяца;

    долгосрочные – разрабатываемые от одного до нескольких месяцев.

При изучении конкретной дисциплины используются, в основном, краткосрочные проекты, к долгосрочным можно отнести курсовое и дипломное проектирование.

Чаще всего учебные проекты студентов имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов. Сочетание исследовательских и практикоориентированных проектов, индивидуальных и групповых форм организации работы над ними дает возможность не только освоить исследовательские умения и навыки, но и овладеть системными способами решения производственных проблем на основе кооперации своих индивидуальных проектов. (см. Приложение 1)

Тема 1. Понятие об управлении проектами

1.1. Определение понятия «проект»

1.2. Классификация проектов

1.3. Концепция и базовые понятия управления проектами

1.4. Искусство эффективного управления проектами

1.5. Целесообразность перехода к проектному управлению

1.6. История развития управления проектами

1.7. Профессиональные организации по управлению проектами

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРОЕКТ».

Отличие проекта от производственной системы заключается в том, что проект является однократной, не циклической деятельностью. Проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько требуется для получения конечного результата. Концепция проекта, однако, не противоречит концепции фирмы или предприятия и вполне совместима с ней. Напротив, проект часто становится основной формой деятельности фирмы.

В самом общем виде проект (англ. project) – это «что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие» (толковый словарь Webster).

Путеводитель по основам управления проектами Американского института управления проектами: «Проект – это ограниченное во времени предприятия (мероприятие), направленное на создание уникального продукта или уникальной услуги».

Руководство №2.20 Всемирного банка так определяет понятие «проекта»: «Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями…»

Признаки проекта:

Ограниченный во времени (имеющий четко обозначенные начало и конец) характер проекта,

Уникальность создаваемого продукта (уникальность цели) проекта;

Наличие цели,

Ограниченность в ресурсах,

Комплексность, сложность проекта,

Специфическая организация проекта.

Существуют области деятельности, где реализация проектов является основным видом организации работ. Например, строительная индустрия, уникальное, штучное производство, разработка информационных систем и другие. Компании, в которых основные процессы производства планируются и осуществляются на проектной основе, называют проектно-ориентированными организациями.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

Проекты укрупненно можно классифицировать по ряду признаков:

1)по затрагиваемому ими уровню управления народным хозяйством (м егапроекты, мультипроекты, монопроекты);

2)по масштабности решаемых задач (глобальные (международные), крупномасштабные (национальные), региональные, городского (отраслевого) масштаба, локальные, масштаба предприятия);

3)С точки зрения возможности наилучшего альтернативного выбора (независимые, взаимодополняющие, взаимоисключающие).

Различные варианты классификации проектов могут быть сведены в приводимую здесь схему.

Для успешного применения разнообразного инструментария Управления Проектами, необходимо определить к какому классу относится проект, работа над которым Вам предстоит.

Все многообразие проектов можно классифицировать по ряду признаков:

    по масштабу;

    по сложности;

    по качеству исполнения;

    по уровню участников;

    по отношению к предприятию-заказчику;

    по инновационности замысла.

По масштабу выделяют малые, средние и мегапроекты.

Малые проекты невелики по масштабу, просты и ограничены объемами. Так, в американской практике:

    капиталовложения: до 10 млн. долларов;

    трудозатраты: до 50 тыс. человеко-часов.

Примеры типичных малых проектов, опытно-промышленные установки, небольшие (часто - в блочно-модульном исполнении) промышленные предприятия, модернизация действующих производств.

Малые проекты допускают ряд упрощений в процедуре проектирования и реализации, формировании команды проекта (можно просто кратковременно перераспределить интеллектуальные, трудовые и материальные ресурсы). Вместе с тем затруднительность исправления допущенных ошибок в связи с дефицитом времени на их устранение требует весьма тщательного определения объемных характеристик проекта, участников проекта и методов их работы, графика проекта и форм отчета, а также условий контракта.

    назначать одного управляющего (координация должна осуществляться одним лицом);

    гибкую организацию команды проекта, обеспечивающую взаимозаменяемость ее членов;

    максимально простую форму графика проекта;

    четкое знание каждым членом команды своих задач и объемов работы;

    пуск объекта должны осуществлять те же инженеры, которые начинали работу над проектом.

Мегапроекты - это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными (например, развитие свободных экономических зон, республик, малых народностей Севера и т. д.), межотраслевые (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевые и смешанные.

Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, областном, муниципальном и т. д. Мегапроекты обладают рядом отличительных черт:

    высокой стоимостью (порядка $1 млрд. и более);

    капиталоемкостью - потребность в финансовых средствах в таких проектах, как правило, требует нетрадиционных (акционерных, смешанных) форм финансирования, обычно силами консорциума фирм;

    трудоемкостью - 2 и более млн. чел.-часов на проектирование, 20 и более млн. чел.-часов на строительство;

    длительностью реализации: 5 и более лет;

    необходимостью участия других стран;

    отдаленностью районов реализации, а следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру;

    влиянием на социальную и экономическую среды региона и даже страны в целом.

Наиболее характерные примеры отраслевых мегапроектов - проекты, выполняемые в топливно-энергетическом комплексе, и, в частности, нефтегазовой отрасли. Так, системы магистральных трубопроводов, связавших нефтегазоносные районы Крайнего Севера с центром страны, западными границами и крупными промышленными районами, сооружались очередями («нитками») в течение 2-3 лет каждая. При этом продолжительность такого проекта составляла в среднем 5-7 лет, а стоимость - более 10-15 млрд.

Особенности мегапроектов требуют учета ряда факторов, а именно:

    распределение элементов проекта по разным исполнителям и необходимость координации их деятельности;

    необходимость анализа социально-экономической среды региона, страны в целом, а возможно, и ряда стран - участниц проекта;

    необходимость выделения в качестве самостоятельной фазы разработки концепции проекта;

    разработка и постоянное обновление плана проекта;

    необходимость выполнения фазы планирования на всех уровнях планов: от стратегического до оперативного с учетом вероятностного характера и риска проекта;

    необходимость мониторинга проекта с постоянным обновлением (актуализацией) всех элементов плана проекта;

    учет неповторимости (уникальности) мегапроекта.

По сложности выделяют простые проекты, организационно сложные, технически сложные, ресурсносложные и комплексносложные проекты.

Сложные проекты подразумевают наличие технических, организационных или ресурсных задач, решение которых предполагает нетривиальные подходы и повышенные затраты на их решение. Естественно, на практике встречаются «скошенные» варианты сложных проектов с преобладающим влиянием какого-либо из перечисленных видов сложности - например, использование нетрадиционных технологий строительства, значительное число участников проекта, сложные схемы финансирования и др.- все это суть проявления сложности проектов (рис. 1.4.1.).

Рис.1.4.1. Определение сложности проектов

По качеству исполнения выделяют бездефектные проекты, проекты с повышенным качеством и стандартные проекты.

Стандартные проекты , осуществляются с соблюдением всех действующих норм и правил (строительных, правовых и др.).

Проекты с повышенным качеством осуществляются со сверхнормативными требованиями к качеству выполняемых работ.

Бездефектные проекты в качестве доминирующего фактора используют повышенное качество. Обычно стоимость бездефектных проектов весьма высока и измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами долларов, например атомные электростанции.

Специфичность этого типа проектов обусловливает требования к нему:

    общий план проекта, объединяющий проектно-сметные и строительно-монтажные работы;

    совмещенный (с пусковыми работами) график строительства;

    ранний пуск отдельными технологическими линиями, что позволяет заблаговременно проверить и обеспечить качество всех систем проекта;

    использование специально разрабатываемой программы анализа проблем, связанных с проектом, позволяющей своевременно их обнаружить и устранить;

    применение максимально гибкой системы управления проектом, позволяющей своевременно выявлять и устранять проблемы.

По уровню участников различают международные и отечественные проекты. Отечественные проекты , в свою очередь, можно разбить по уровню участников проекта: государственный, территориальный или местный проект.

Международные проекты обычно отличаются значительной сложностью и: стоимостью. Их отличает также важная роль в экономике и политике тех стран, для которых они разрабатываются.

Специфика таких проектов заключается в следующем:

    оборудование и материалы для таких проектов обычно закупаются на мировом рынке. Отсюда - повышенные требования к организации, осуществляющей закупки для проекта;

    уровень подготовки таких проектов, как правило, выше, чем аналогичных «внутренних» проектов, учитывая, в частности, различия в правовой и нормативной базах;

    длительность подготовительного периода для таких проектов обычно больше в связи со сложностью организации и управления;

    информационная поддержка международных проектов всегда более эффективна (и, соответственно, дорога), чем для «внутренних» проектов.

Такие проекты обычно основаны на взаимодополняющих отношениях и возможностях партнеров. Нередко для решения задач таких проектов создаются совместные предприятия, объединяющие двух или более участников для достижения некоторых коммерческих целей под определенным совместным контролем. При этом каждый партнер вносит свой вклад и определенным образом участвует в прибылях.

По отношению к предприятию-заказчику можно выделить внутренние и внешние проекты.

Внутренние проекты включают в себя поручение персоналу, работающему на предприятии, работы, имеющей отношение к проектам. Здесь заказчики и исполнители принадлежат к одной и той же организации, и вся работа, относящаяся к осуществлению проекта, включая и определение стандартов качества проекта, выполняется исключительно инстанциями, входящими в состав данной организации. Это означает наличие высокой степени гибкости в отношении к элементам полученного заказа. Однако в сложных случаях это может привести к тому, что внешнее осуществление проектов будет обречено на неудачу, поскольку такая гибкость не может быть достигнута юридическим путем. Возможны, например, следующие внутренние проекты:

Проекты по улучшению качества;

Проекты, касающиеся логистики;

Основание высокопроизводительной фабрики;

Обновление организационной структуры;

Разработка продукта;

Планирование производства;

Введение продукции на новых рынках;

Введение (автоматизированного проектирования/автоматизированного производства);

Уменьшение времени на разработку продукта вполовину.

Совсем другого рода работа за пределами предприятия, которая характеризуется внешним заказчиком или исполнителем. Партнеры здесь разрабатывают условия работ на основе юридически надежного договора, выполнение условий которого обязательно. При недостаточно четко сформулированных юридических определениях это может привести к недоразумениям, касающимся договоренностей относительно работ, которые подлежат выполнению.

Это может привести к притязаниям по возмещению убытков, которые затормозят осуществление проекта или иначе отрицательно воздействуют на проводимые работы. Важность, которая придается искам по возмещению убытков, находит свое отражение в так называемом claim management , занимающемся профессиональным отражением исков по возмещению финансовых затрат, выдвигаемых одним из партнеров по работе в проекте.

По инновационности замысла проекта различают традиционные и нетрадиционные проекты.

Подразделение проектов на традиционные и нетрадиционные в значительной степени зависит от того, насколько идея проекта уже известна или же в какой мере она является новаторской. В качестве традиционных, или стандартных, проектов можно рассматривать многие мероприятия из области архитектуры. Далее следует упомянуть, например, проекты по строительству дорог, а также и любые другие, которые близки к понятию стандартных. При осуществлении всех этих проектов имеется возможность опираться на уже известную технологию и планирование результатов.

К нетрадиционным, то есть нестандартным, проектам могут быть отнесены мероприятия, которые представляют собой сотрудничество между предприятиями. Кроме того, нетрадиционными следует называть чрезвычайно крупные проекты в момент их первого испытания. Примером может служить «Manhattan Engineering District Project», в рамках которого в США в 1941 году создавалась атомная бомба. Сюда же могут быть отнесены и космические проекты. Для традиционных проектов необходимы также и традиционные методы их осуществления, в то время как нетрадиционные проекты зачастую требуют нестандартных подходов. В случае успеха нетрадиционного проекта он переводится в разряд традиционных и становится стандартным.

Если уже испытанные проекты осуществляются в других областях, являя при этом высокую степень новаторства для осуществляющей стороны, то для исполнителя такие проекты также следует рассматривать в качестве нестандартных. В этих случаях проекты очень часто принимают на себя функции «решателя задач» или «пионера», которые вводятся заново, несмотря на то, что их технология достаточно широко известна. Попытка получить информацию непосредственно из опыта предыдущих проектов или перенять ее из соответствующей литературы практически бесполезна, поскольку именно значительное изменение структуры требует времени и долгосрочной стратегии выполнения на месте осуществления самого проекта. Нетрадиционные проекты могут иметь и экзотический характер, и происходит это, когда менеджмент проектов пытается вторгнуться в те области, в которых до сих пор практически не подозревали о его существовании. Таково использование менеджмента проектов в искусстве.

Выходные данные сборника:

К вопросу о классификации проектов в проектном управлении

Коньшунова Анна Юрьевна

канд. экон. наук, начальник отдела маркетинга Омского филиала ОАО «Ростелеком», РФ, г. Омск

ON THE QUESTION OF PROJECTS’ CLAASIFICATION IN PROJECT MANAGEMENT

Anna Konshunova

candidate of economic sciences, Head of Marketing Department in Omsk Branch of OJSC Rostelecom, Russia Omsk

АННОТАЦИЯ

Управление проектами в нашей стране на протяжении последних лет широко применяется в различных сферах деятельности и отраслях экономики Применение классификации проектов как основы структурного видения позволяет оптимизировать методы и средства управления конкретными проектами и повысить эффективность их реализации.

ABSTRACT

Project management is widely used in our country during the last years in different spheres of business and sectors of economy. Using projects’ classification as the basis of structural vision will allow the optimization of methods and means of certain projects’ management and will increase their performance efficiency.

Ключевые слова : управление проектами; проекты; виды проектов.

Keywords : project management; projects; types of projects.

Управление проектами в нашей стране получает все более широкое распространение. Проекты, с которыми организациям приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно многообразны. Они могут отличаться по сфере приложения, составу предметной области, масштабам, длительности, степени сложности, влиянию результатов и т. п. Для выбора того или иного подхода к управлению конкретным проектом предварительно необходимо разобраться с особенностями именно данного вида проекта.

Классификация проектов - важная составляющая процесса управления проектами в компаниях, где присутствует портфель проектов. Она позво­ляет стандартизировать терминологию, упростить взаимопонимание между всеми участниками. В различных источниках встречаются разные подходы к такого рода классификации.

По ряду классификационных оснований у большинства исследователей отсутствуют разногласия. Это касается выделения видов проектов по следующим критериям:

1. По масштабу (размеру проекта): малые, средние, мегапроекты.

Под «масштабом проекта» понимают, как правило, объемы финансирования проекта, размеры проекта, количество участников и степень влияния на окружающий мир. Разделение проектов на проекты с большими, средними, малыми затратами может быть отдельно осуществлено только по критерию объема необходимых финансовых ресурсов .

Оценка масштабов проекта является во многом субъективной процедурой, отражающей взгляд участников на проект. Этот взгляд во многом определяется и степенью участия конкретного лица, и престижностью проекта, и ресурсным потенциалом его участников. Выбор критериев масштаба проекта также определяется конкретной ситуацией. Так в зависимости от отрасли, масштабов деятельности компании-исполнителя и страны, в которой реализуется проект, уровни финансирования для проектов одного и того же типа будут существенно отличаться.

2. По срокам реализации (длительности проекта, продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Исследователи расходятся при этом в количественной оценке сроков отнесения проектов к данным выделенным типам. Так краткосрочные проекты ограничивают либо 1 годом , либо 3 годами , а долгосрочные соответственно превышают 3 года, либо 5 лет.

3. По сложности (по степени сложности): простые, сложные, очень сложные.

Сложные проекты подразумевают наличие технических, организационных или ресурсных задач, решение которых предполагает нетривиальные подходы и повышенные затраты на их решение. На практике встречаются варианты сложных проектов с преобладающим влиянием какого-либо из перечисленных видов сложности, например использование нетрадиционных технологий строительства, значительное число участников проекта, сложные схемы финансирования и др. - все это суть проявления сложности проектов. Косвенным признаком сложности проекта может также являться удельный вес затрат на его прединвестиционную проработку. Сложный, с точки зрения его участника, проект предопределяет более пристальное внимание к предварительным исследованиям приемлемости участия в нем и, как следствие, большие затраты.

4. По классу/типу (по составу и структуре проекта и его предметной области; сфокусированности на одном или нескольких результатах; по требованиям к ограниченности ресурсов совокупности проектов): монопроект, мультипроект. Во многом отнесение проекта к классу монопроекта зависит от точки зрения. Например, строительство многоквартирного дома подрядчиком может рассматриваться как монопроект, но в инвестировании такого рода проекта бывает задействовано значительное количество частных инвесторов, и для них этот проект будет представляться мультипроектом.

5. По виду проекта (по характеру предметной области проекта): инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный/комбинированный.

Интересным представляется подход В.Н. Фунтова , при котором с точки зрения природы проекта они разделяются на инвестиционные (подразумевающие использование внутренних или внешних по отношению к компании инвестиций и предполагающие их обязательный спланированный и своевременный возврат и увеличение) и неинвестиционные (подразумевающие использова­ние внутренних или внешних затрат и не предполагающие их непосредственного возврата). А разделение проектов на учебно-образовательные, проекты исследований и стратегического развития, инновационные и комбинированные осуществляется автором по другому классификационному основанию.

6. По типу проекта (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект, по функциональной направленности): технический, организационный, экономический, социальный, смешанный. В данном случае подразумевается доминирующая составляющая проекта, так как любой проект имеет и техническую, и организационную, и экономическую, и социальную составляющие .

Неоднозначным является вопрос о включении в данный перечень маркетинговых проектов. Большинство исследователей не выделяет их в данной классификации, некоторые (например ) выделяют. Третьи включают маркетинговые проекты в разделение по другому классификационному основанию.

Необходимо отметить позицию Г. Дитхелма , при которой проекты в целом делятся на технические проекты и нетехнические. При этом технические проекты (строительные, космические, касающиеся исследований и разработок) часто имеют детерминированную природу, ориентированы на законы естественных наук. Нетехнические проекты (реорганизационные, маркетинговые, прочие деловые проекты) имеют меньшую степень риска, неудача проявляется преимущественно в форме финансовых убытков.

7. По географическому признаку (характеру проекта; уровню участников) : международные, отечественные (национальный). Далее отечественные проекты еще более детализируются.

Обобщенные результаты анализа вышеуказанных классификаций приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Виды проектов

Классификационные признаки

Типы проектов

По масштабу

Малый; Средний; (Крупный)*; Мегапроект (Очень крупный / Большой)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 13

По срокам реализации

Краткосрочный; Среднесрочный; Мегапроект (Долгосрочный)

1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 11

По сложности

Простой; Сложный (Организационно сложный, Технически сложный, Ресурсно сложный, Комплексно сложный); Очень сложный

1, 2, 3, 4, 9, 11, 12, 13

По классу/типу

Монопроект; Мультипроект; (Мегапроект)

2, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 13

По виду проекта

Инвестиционный; Инновационный; Научно-исследовательский; Учебно-образовательный; Смешанный /комбинированный

По типу / функциональной направленности

Технический / (научно-технический); Организационный; Экономический; (Маркетинговый); (Юридический); (Экологический); Социальный; Смешанный

2, 3, 4, 5, 7, 11, 13

По географическому признаку

Международный; Отечественный /национальный (региональный, городской, межотраслевой, отраслевой, корпоративный, ведомственный, проект одного предприятия)

*Типы проектов, указанных в скобках, выделяют не все исследователи

Мы не останавливаемся на детальном описании данных проектов, так как достаточно полно они освещены в вышеуказанных источниках. Интересным представляется рассмотрение классификаций проектов, которые встречаются у небольшого числа исследователей, но могут быть полезны в практической деятельности организаций.

По требованиям к качеству и способам его обеспечения : бездефектный, модульный, стандартный. В бездефектных проектах в качестве доминирующего фактора выступает повышенное качество, стоимость их весьма высока; примером может являться проект строительства атомной электростанции. Модульные проекты используются, как правило, для промышленных объектов, сооружаемых в труднодоступных, отдаленных районах с неразвитой производственной и социальной инфраструктурой. Крупные строительно-технологические блоки будущих объектов изготавливаются не на месте эксплуатации, а доставляются к нему готовыми.

По степени известности проблемы : традиционные и нетрадиционные. Условное понятие «традиционные проекты » подразумевает некоторую повторяемость, хотя каждый такого рода проект в определенной степени уникален, его основные характеристики совпадают. При осуществлении традиционных проектов имеется возможность опираться на уже известную технологию и планирование результатов. Например, строительная компания каждый раз создает новые объекты, однако сами процессы прединвестиционных исследований, разработки проектной документации, строительства и сдачи объекта в эксплуатацию не являются для участников проекта чем-то неизведанным. Нетрадиционные проекты , как правило, являются для участников проекта принципиально новым явлением, предполагающим максимальную степень неопределенности. Нетрадиционные проекты появляются как ответ на неожиданные ситуации и требуют немедленного и радикального реагирования. К нетрадиционным проектам также относят чрезвычайно крупные проекты в момент их первого испытания (например, создание атомной бомбы, космические проекты). В случае успеха такие проекты в дальнейшем становятся традиционными.

Существуют альтернативные варианты разделения проектов по степени новизны, новаторства/рутинности . Один из них предполагает следующие виды проектов в зависимости от степени новизны (неопределенности) целей проекта и процесса их достижения: проекты, новые по отношению к бизнесу компании или исполнителю; проекты, родственные бизнесу компании или исполнителю; повторяющиеся проекты; типовые проекты.

По принадлежности к предприятию : внешние, внутренние. При реализации внутренних проектов заказчики и исполнители принадлежат к одной и той же организации. Внутренними могут быть проекты по улучшению качества, разработке продукта, изменению организационной структуры и т. п. К внешним относятся проекты, в которых исполнитель или заказчик не являются сотрудниками данной организации. Внешние проекты могут выполняться на основании официального договора, либо по неформальному соглашению.

По уровню организации (внутри компании) : локальные, корпоративные. Локальные проекты реализуются на уровне структурного подразделения, филиала; корпоративные - на уровне компании в целом.

По степени зависимости проектов : независимые, зависимые. Для независимы х проектов отсутствуют какие-либо технологические ограничения на последовательность их выполнения и моменты начала, кроме ресурсных ограничений. Для зависимых проектов задан сетевой график, отражающий допустимую последовательность реализации проектов.

По способам и источникам финансирования : внутренние источники; дополнительные средства владельцев бизнеса; кредиты (займы); госбюджетное финансирование; смешанные источники финансирования.

По отношению к стратегии компании возможны два варианта классификации . Согласно первому из них проекты делятся на проекты, включенные в стратегический план, дополняющие стратегию, не укладывающиеся в стратегию. Такая классификация возможна, если у компании есть миссия и видение бизнеса, которые документированы и структу­рированы в стратегии предприятия на конкретный срок. Иной вариант классификации, связанной со стратегий, включает подразделение на стратегические, оперативные и вспомогательные проекты.

По характеру целевой задачи проекта : антикризисный; маркетинговый; образовательный; реформирование / реструктуризация; инновационный; чрезвычайный.

По главной причине возникновения проекта : открывшиеся возможности; чрезвычайная ситуация; необходимость структурно-функциональных преобразований.

По цели проекта : прирост объема продажи товаров (услуг); увеличение доли компании на рынке; расширение (обновление, сокращение) ассортимента товаров (услуг); повышение качества товаров (услуг) компании; снижение издержек обращения товаров (затрат на услуги) компании; решение общественно-значимых проблем (политических, социальных, благотворительных, экологических и др.).

По месту в структуре бизнес-процессов компании : проекты развития бизнеса; обеспечивающие проекты; контрактные (производственные) проекты.

Четыре основные категории проектов : проекты в области инженерно-строительных, строительных/ нефтехимических, добывающих и карьерных работ; промышленные проекты для разработки новой продукции или для производства частей оборудования; управленческие проекты; научно-исследовательские проекты.

С точки зрения специфики предметных областей : терминальные проекты (имеющие конечную цель и четко ограниченный жизненный цикл); развивающиеся проекты (не имеющие на момент инициации конечных целей); открытые проекты (отсутствие четко заданных и неизменных целей, жизненный цикл не ограничен); мультипроекты.

Некоторые из рассмотренных выше классификаций носят дискуссионный характер. Так, на наш взгляд, спорным является выделение проектов по целям возникновения, т. к. данное основание уже содержится в классификации по функциональным областям. Основания «по характеру целевой задачи проекта» и «по главной причине возникновения проекта» могут быть объединены в силу их значительного смыслового сходства. Четыре основные категории проектов, выделяемые Д. Локком , не охватывают весь круг возможных проектов.

Таким образом, мы рассмотрели варианты классификационных оснований и видов проектов в проектном управлении - как наиболее распространенные, так и редко встречающиеся. Каждая из классификаций имеет свои достоинства и ограничения в применении. Организация может использовать собственный набор принципов классификации проектов. Комплексная классификация, учитывающая одновременно несколько критериев, позволит систематизировать портфель проектов компании, предложить принципы отбора проектов, помочь участникам легче понять специфику проектов, в которых они работают.

Список литературы:

1.Абдикеев Н.М. Информационный менеджмент. Учебник. Издательство: Инфра-М. 2010 г., - 400 с.

2.Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: Научно-практическое издание. М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997. - 188 с.

3.Володин В.В. «Управление проектами». /Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003. - 181 с.

4.Воропаев В.И. Управление проектами в России. М.: «Аланс», 1995. - 225 с.

5.Гейзлер П.С. Управление проектами: Учеб. пособие / П.С. Гейзлер, О.В. Завьялова. Мн.: БГЭУ, 2005. - 255 с.

6.Дитхелм Г. Управление проектами. В 2. Т. 1: пер. с нем. СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. - 400 с.

7.Куправа Т.А. Управление проектами. Вводный курс: Учеб. пособие. М.: изд-во РУДН, 2008. - 121 с.

8.Локк Д. Основы Управления проектами / Пер. с англ. М.: «HIPPO», 2004. - 253 с.

9.Управление проектами: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И.И. Мазур [и др.]; под общ.ред. И.И. Мазура и В.Д. Шапиро 5-е изд., перераб. М.: Издательство «Омега-Л», 2009. - 960 с.: ил., табл. - (Современное бизнес-образование)/

10.Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В. Модели и методы управления портфелями проектов. М.: ПМСОФТ, 2005. - 206 с.

11.Полковников А.В. Управление проектами / Полковников А.В., Дубовик М.Ф. М.: Эксмо, 2011. - 528 с. - (Полный курс МВА),

12.Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 240 с.: ил.

13.Фунтов В.Н. Основы управления проектами в компании. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2008. - 336 с: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

14.Управление проектами. Основы проектного управления: учебник / коллектив авторов; под ред. проф. М.Л. Разу. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2011. - 768 с.

Термин «проект» употребляется в самых различных значениях. В переводе с латинского «proektus » означает «брошенный вперёд ».

В настоящее время под проектом понимают:

    Проект – это то, что планируется или разрабатывается, большое начинание;

    Замысел, план, прототип, прообраз какого-либо объекта, события и т.п., отображенный различными способами, методами;

    Совокупность документов, расчетов, чертежей и других документов по созданию какого-либо сооружения, машины и т.д. (строительные, технические, технологические проекты);

    Предварительный текст какого-либо документа.

Слово проект очень часто встречается в нашей жизни. Примеры современных проектов: разработка средств борьбы со СПИДом, закрытие Чернобыльской АЭС, проведение выборной компании, взятие в аренду и ремонт офиса, внедрение новой технологической линии или подготовка к пикнику имеют ряд общих признаков , характеризующих их как проекты.

К отличительным признакам проектов относят следующие:

    направленность на достижение конкретной цели ;

    ограниченность во времени выполнения, наличие конкретной даты начала и завершения;

    наличие жизненного цикла проекта;

    координированное исполнение взаимосвязанных между собой действий ;

    наличие определенного бюджета (финансового, материального и т.п.);

    в определенной степени неповторимость , уникальность .

В целом эти пять признаков отличают проект от других мероприятий, планов, программ, инициатив. Каждый из перечисленных признаков имеет важное содержание.

    Направленность на достижение цели. Проекты направлены на достижение конкретных результатов – другими словами, на достижение цели. Именно эта цель является движущей силой проекта, и все усилия, которые прикладываются при его планировании и реализации, направлены на её достижение.

Проекты имеют множественные иерархические цели. Ориентация проектов на достижение цели придает огромный внутренний потенциал для управления ими. В первую очередь это предусматривает необходимость точного определения и формулирования целей , от высшего уровня – до низшего.

2) Ограниченность во времени выполнения, наличие конкретной даты начала и завершения . Ни один проект не может существовать без ограничений во времени. Проекты выполняются на протяжении определенного промежутка времени и имеют более-менее четко очерченные начало и завершение. Проект считается завершенным, когда достигнуты его основные цели. В процессе выполнения проекта значительные усилия направлены именно на то, чтобы он был завершен в намеченный срок.

Необходимо обратить внимание на то, как срок осуществления проекта отличается от циклов производства продукции. Выпуск товаров не ограничен во времени и зависит только от наличия и уровня спроса. Когда спрос исчезает, заканчивается и производственный цикл, поэтому традиционные процессы производства продукции не могут быть отнесены к проектам.

3) Наличие жизненного цикла проекта . Каждый проект в своем развитии проходит определенные стадии: идентификация проекта (зарождение его идеи, определение целей, отсев худших вариантов, предварительный анализ осуществимости проекта); разработка; экспертиза; переговоры, заключение контрактов; реализация; завершающая оценка.

4) Координированное исполнение взаимосвязанных между собой действий . Сама сущность проектов определяет сложность их внедрения в жизнь. Проекты требуют выполнения многочисленных заданий, жестко или гибко взаимосвязанных между собой: некоторые промежуточные задания не могут реализовываться, пока не закончены другие задания, другие задания должны выполняться параллельно и т.п. Если нарушается синхронизация заданий, весь проект может оказаться под угрозой срыва.

5) Наличие бюджета . Проектная деятельность, направленная на получение определенного результата в заданный промежуток времени, не может осуществляться без использования соответствующих ресурсов (материальных, финансовых, трудовых). Поэтому неотъемлемой чертой проекта является наличие бюджета.

6) Уникальность . Проекты – это в определенной степени неповторимые и одноразовые мероприятия. Вместе с тем, уровень уникальности может значительно колебаться в зависимости от особенностей проекта. Например, если речь идет о возведении пятидесятого дома в стиле «стандарт» по программе жилищного строительства, то уровень уникальности такого проекта достаточно скромный. Базовые элементы такого дома идентичны элементам тех сорока девяти домов, которые были построены раньше. Однако элементы уникальности могут выражаться в специфике земельного участка, где будет расположен дом, в решении использовать новую систему отопления и вентиляции или в необходимости работать с новой бригадой специалистов и т.д.

С другой стороны, если специалисты разрабатывают операционную систему компьютера нового поколения, они, естественно, имеют дело с достаточно уникальным заданием, т.к. работают над тем, что никогда раньше не делалось.

Проект – это особый способ организации деятельности. Для выявления его специфики (преимуществ и недостатков) необходимо сопоставить проект с другими организационными образованиями – «отдельным заданием», отделом, предприятием. Для этого рассмотрим схему, которая позволяет определить специфику каждого из указанных объектов.

В процессе описания характеристик и способов организации деятельности по указанным размерам и параметрам выделяют наиболее типовые проблемы и предназначение каждой из них.

Так, для задания такой проблемой является подбор сотрудников с необходимой квалификацией и распределение этапов задания между ними. Для отдела главной проблемой выступает обеспечение стабильности в работе и благоприятного микроклимата. Для предприятия проблемой становится обеспечение условий и возможностей его развития. При управлении разработкой и осуществлением проекта возникают проблемы, связанные с установлением приоритетности решения задач и сохранением баланса между ориентацией на качество, затраты и время.

Кроме того, необходимо различать деятельность предприятия, например, по производству продукции, и проектную деятельность.

Таблица 1

Разница в функционировании предприятия и проекта

Аспект деятельности

Предприятие

1. Характер деятельности

Деятельность, которая постоянно повторяется

Разовое выполнение конкретного комплекса работ

2. Степень интенсивности использования ресурсов

Относительно низкая интенсивность использования ресурсов

Высокая интенсивность ресурсопотребления

3. Тип решаемых проблем

Рутинные проблемы, часто встречающиеся в практической работе

Уникальные проблемы, которые требуют исключительного решения, не имеющего аналогов

4. Персонал, привлеченный к работе

Устоявшийся коллектив, настроенные связи между участниками

Временный коллектив, возможна ротация кадрового состава

5. Цена допущенных ошибок

Достаточно низкая цена допущенных ошибок

Высокая плата за допущенные ошибки

6. Использование

накопленного опыта

Постоянная возможность возврата к прошлому опыту

Необходимость поиска оригинальных методов решения проблем

Таким образом, наиболее важными составляющими понятия проекта является четкая ориентация на результативность мероприятия, необходимость достижения результата в определенный промежуток времени в условиях ограниченности ресурсного обеспечения.

Т.е. проект – это одноразовый комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на удовлетворение определенной потребности путем достижения конкретных результатов при установленном ресурсном обеспечении в течение заданного периода времени.

Таким образом, можно дать следующее итоговое определение проекта:

Проект – это деятельность, при которой материальные, финансовые и трудовые ресурсы организованы определенным способом для выполнения уникальной работы при ограничении во времени и затратах, с целью достижения позитивных изменений, определенных количественными и качественными параметрами.

Классификация проектов

Все проекты могут классифицироваться по следующим основным признакам:

    По классу проекта:

а) монопроект – прост и ограничен объемами: строительство магазина, жилого дома, модернизация действующего производства, строительство небольшого промышленного предприятия и т.п.

б) мультипроект – это комплексный проект, который состоит из нескольких монопроектов (например, строительство линии метрополитена – мультипроект, состоящий из монопроектов по строительству нескольких станций и соединяющих их тоннелей);

в) мегапроект – комплекс отдельных взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенными на их выполнение временем. Такие проекты могут быть международными (создание зоны Единого экономического пространства), государственными (программа приватизации государственного имущества), региональными (развития свободных экономических зон или территорий приоритетного развития), межотраслевыми (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевыми (программа по возрождению угольной отрасли «Украинский уголь») и смешанными.

Наиболее характерными примерами мегапроектов являются проекты, выполняемые в топливно-энергетическом комплексе – и, в частности, нефтегазовой отрасли. Так, системы магистральных трубопроводов, связавших нефтегазоносные районы Крайнего Севера России с центром страны, западными границами и крупными промышленными районами, сооружались очередями («нитками») в течение 2-3 лет каждая. При этом продолжительность такого проекта составляла 5-7 лет, а стоимость 10-15 млрд.долл.

    По функциональной направленности:

а) инвестиционные (промышленные) проекты – это проекты, направленные на выпуск и продажу новых продуктов (оказание услуг) и связанные, как правило, со строительством новых предприятий, зданий, сооружений с целью расширения присутствия на рынке;

б) инновационные проекты – это проекты, связанные с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, усовершенствованием технологий, разработкой и внедрением в производство инноваций;

в) организационные проекты нацелены на реформирование систем управления, создание новой организации, проведение конференций, семинаров, выставок, спортивных соревнований, культурных мероприятий и т.п.

г) экономические проекты могут быть направлены на приватизацию государственных предприятий, реформирование системы налогообложения, развитие рынка капиталов и другие макроэкономические преобразования.

д) социальные проекты связаны с реформированием системы социальной защиты, охраны здоровья, снижением уровня безработицы, преодолением различных социальных потрясений и т.п.

е) экологические проекты – это проекты по установке различных очистных сооружений, рекультивации земель, ликвидации последствий и предупреждению природных катаклизмов.

    По сроку осуществления:

а) краткосрочные (до 1 года);

б) среднесрочные (от 1 года до 3 лет);

в) долгосрочные (свыше 3 лет).

    По стоимости:

а) мелкие (стоимость до 300 тыс.долл.);

б) средние (стоимость от 300 тыс. долл. до 2 млн.долл.);

в) крупные (от 2 млн.долл. до 100 млн.долл.);

г) сверхкрупные (свыше 100 млн.долл.).

    По сложности:

а) простые (аптека, магазин, парикмахерская, кафе);

б) сложные (крупное промышленное предприятие, шахта, стадион, метро);

в) очень сложные (АЭС, подводный туннель, космический корабль).

    По уровню качества:

а) проекты обычного качества ;

б) бездефектные проекты в качестве доминирующего фактора используют повышенное качество. Обычно их стоимость весьма высока и измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами долларов (например, атомные электростанции).

    По необходимости осуществления:

а) обязательные – эти проекты требуются для выполнения правил или норм. Они могут быть предназначены для критического обновления активов, для поддержания существующих активов в рабочем состоянии. К этому типу проектов относятся контрактные проекты;

б) необязательные – это проекты, которые можно не осуществлять.

    По срочности:

а) откладываемые – это проекты, которые можно отложить, но при этом они не потеряют свою привлекательность или она изменится незначительно;

б) неотложные – это проекты, которые либо вообще станут недоступны в будущем, либо потеряют свою привлекательность.

    По взаимосвязи между собой:

а) альтернативные проекты – это когда принятие одного проекта исключает принятие другого, они являются конкурентами за ресурсы фирмы, их оценка происходит одновременно, но осуществляться одновременно они не могут. Примерами могут служить проекты, которые полностью исчерпывают имеющиеся на данный момент ресурсы фирмы;

б) независимые – отклонение или принятие одного из таких проектов не влияет на принятие решения в отношении другого проекта; они могут осуществляться одновременно, их оценка происходит самостоятельно;

в) взаимосвязанные – принятие одного проекта зависит от принятия другого. Оцениваются одновременно друг с другом как один проект, и в результате принимается одно решение. Типичный пример в литературе: освоение нового нефтяного месторождения и комплекс мероприятий по рекультивации земли после его отработки.