Южный урал ремесла. Народные промыслы урала


Бурачный промысел

  • Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнесалдинском краеведческом музее можно увидеть самую большое собрание бураков.

Льняное производство

  • Ткачество и шитье из льна развивалось в поселениях на месте современного Алапаевского района. Лен выращивали повсеместно, это одна из важнейших сельскохозяйственных культур региона. Народный промысел стал основой для развития легкой промышленности и появления льняных фабрик в Свердловской области.

Сундучный промысел

  • Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

Производство самоваров

  • Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

Художественное литье

  • Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала.

Лаковая роспись по металлу

  • Родина этого промысла – Нижний Тагил. Искусство лаковой росписи сформировалось в XIX веке, за годы существования оно не только успешно развилось, но и поставлено на промышленные рельсы.

Резьба по камню

  • Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях.

Производство фарфора

  • Налажено в 1960 в городе Сысерть. Местный фарфоровый завод славится своими изделиями на всю страну, а художественный элемент «Сысертская роза» по мотивам домовой уральской росписи стал характерным символом уральского фарфора.

Колокольное производство

  • Завод «Пятков и Ко» основан в 1991 году в городе Каменск-Уральском и является первым в России частным предприятием по колокольному литью. С 2005 года в городе проводится фестиваль колокольного звона, который ежегодно собирает тысячи слушателей.


3 Все началось в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков поставил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Место для основания завода было выбрано не случайно: Урал богат чугуном, а качество местных формовочных песков - уникально, к тому же в достатке имелась древесина для производства угля.


4 К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, изделия каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии. К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, изделия каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии.


Годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды - Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды - Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др.


6 Особым историческим событием для Каслинского завода является Всемирная выставка прикладного искусства в Париже в 1900 году. Каслинские мастера отлили громадный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е.Баумгартена, поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения.


7 Украшающая вход в павильон скульптура Н.Лаверецкого "Россия", изображающая женщину-воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающую мир, готовую к своей победе, стала его важнейшим элементом. Этот павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду - "Гран- при". Конечно же, после этого появилось множество желающих купить его. Однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и статую "Россия". В свою очередь, русские доверенные лица, уполномоченные провести сделку, согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного: они отказались продать "Россию" - ту самую скульптуру, что символизировала русскую державу. "Россия" не продается!" - эта фраза решила исход дела. Сделка не состоялась, и статуя, как и весь павильон, вернулась на Родину.


8 Литейные традиции и особая техника не утрачены и сейчас, бесценный опыт, передаваемый из поколения в поколение, позволяет современным мастерам создавать великолепнейшие образцы. Литейные традиции и особая техника не утрачены и сейчас, бесценный опыт, передаваемый из поколения в поколение, позволяет современным мастерам создавать великолепнейшие образцы. Ассортимент изделий из чугунного литья необычайно разнообразен. Ассортимент изделий из чугунного литья необычайно разнообразен.




10 "Баран" "Кони на воле" "Девушка, идущая по бревну" "Конь" «Суворов»


11 "Дон Кихот""Геркулес" «Три богатыря"








15 Юрий Долгорукий Автор скульптуры С.М. Орлов Майя Плисецкая Автор Е.Янсон-Манизер Старуха с прялкой. По модели В.Ф. Торокина, 1890 г.


18 Если Вы испытываете затруднения по поводу подарка, допустим, Вашего начальника или коллеги, то скульптура из Касли будет самым достойным презентом. Каслинское литье является неотъемлемым атрибутом русского культурного наследия, оно востребовано постоянно. Сейчас принято украшать кабинеты, офисы изящными скульптурами из металла. Ценность их определяет вовсе не материал, из которого они изготовлены, а то мастерство, благодаря которому и удается воплотить в жизнь самые смелые замыслы творца.


19 Для презентации использованы: -Интернет-ресурсы Гилодо А. "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования", ноябрь-декабрь Каслинское художественное литьё. Набор открыток, М., Пешкова И.М. «Искусство каслинских мастеров», Челябинск, 2005.





Введение

1 ЮЖНЫЙ УРАЛ

1.1 Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения Южного Урала

1.2 Уральская домовая роспись

1.3 Камнерезное искусство Урала

1.4 Уральское чугунное литьё

1.5 Гончарство и глиняная игрушка

2 ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

2.1 Каслинское литьё

2.2 Златоустовская гравюра на стали

2.3 Художественная обработка меди

3 ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

3.1 Пуховый платок

4 БАШКОРТОСТАН

4.1 Резьба по дереву, посуда из дерева, веретённые изделия

4.2 Хлопчатобумажные комбинаты

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

АЛЬБОМ ПРИЛОЖЕНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. ЮЖНЫЙ УРАЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ В. ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. БАШКОРТОСТАН


ВВЕДЕНИЕ

Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах народного искусства. Народное искусство поражает двумя особенностями (наряду с другими): всеохватностью и единством. «Всеохватность» - это пронизанность всего, что выходит из рук и уст человека, художественным началом. Единство - это, прежде всего единство стиля, народного вкуса» (Д.С. Лихачёв). Народное декоративно-прикладное искусство - одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира.

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Определение понятий «промысел», «ремесло» в специальной литературе остается дискуссионным. Условно под ремеслом подразумевается мелкое ручное производство меновых ценностей. Ремесло преобладало до появления крупной машинной индустрии, частично сохранилось наряду с ней до настоящего времени. Условность ручного способа производства как основой признака ремесла, закрепленного «Уставом о промышленности фабричной и заводской» 1893, проявляется при сопоставлении ремесленных заведений с фабричным: «Мануфактуры, фабрики и заводы отличаются от ремесел тем, что имеют в большом виде заведения и машины; у ремесленников же нет их, кроме ручных машин и инструментов».

Бесспорным остается определение ремесла как профессиональные занятия, для которого характерны: мастерство ремесленника, позволяющее производить высококачественные, а часто и высокохудожественные изделия; мелкий характер производства; применения простых орудий труда.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов Южного Урала любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Еще до середины 20 века в России были востребованы в жизни различные виды традиционных ремесел, такие как гончарство, ткачество, кузнечное дело и многие другие. В крестьянском и отчасти в городском быту продолжала существовать жизненная потребность в глиняных сосудах или тканых дорожках, пока на смену им не пришла фабрично-заводская продукция из новых материалов. Сегодня носителей, хранителей и творцов народной художественной культуры остается все меньше, особенно в сфере прикладного творчества.

Большое значение в развитии промыслов, а затем и в изучении их состояния, имели Всероссийские художественно-промышленные выставки, устраиваемые в крупных российских городах: Москве (1831), Санкт-Петербурге (1829, 1870, 1902 и далее), Нижнем Новгороде (1896), Казане, Екатеринбурге (1887), а также участие русских кустарей в заграничных ярмарках и всемирных выставках в Париже (1900, 1904), Лейпциге (1907 и др.). В изучении развития фабрично-заводской и кустарной промышленности Южного Урала важное значение имеют исследования М.Д. Машина. Ученый, опираясь на документальные материалы, показывает уровни и объемы развития мелкотоварной промышленности и интересующих нас ремесел по обработке волокнистого сырья (ткацкое), дерева, бересты, металла. Основные тенденции развития кустарной промышленности Урала различных периодов изучались также историками А.А. Кандрашенковым, П.А. Вагиной, Л.В. Ольховой. Вопрос влияния мелкотоварной промышленности Урала на декоративно-прикладное искусство края второй половины 19 начала 20 века ставит и освещает в научных статьях Л.Б. Алимова.

Центральной темой исследований Б.В. Павловского явилось декоративно-прикладное искусство промышленного характера (чугунное литье, камнерезное искусство, художественная обработка оружия, изделия из меди, роспись металлических изделий, фаянс, фарфор).

Целью данной работы для меня являлось изучение художественных промыслов и деятельность предприятий занимающихся выпуском изделий художественных промыслов по Южному Уралу, их развития и размещения на территориях: Челябинской, Оренбургской областях и Башкортостане. Для этого ставятся следующие задачи:

1) изучить систему формирования центров художественных ремесел на Южном Урале,

2) вследствие чего произошло формирование тех, или иных центров художественных ремесел на Южном Урале, Оренбургской, Челябинской областях и Башкортостане,

3) составить несколько альбомов – приложений, состоящих из наиболее важных иллюстраций различных видов художественных ремесел.

1.1 Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения

Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной. Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом. Необходимость совместного труда обусловила общую собственность на орудия труда, на землю, на продукты производства. Имущественного неравенства еще не было.

Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты.

Эта нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта. Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.

Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь.

Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В 9–10 вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы - декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.

В древней Руси было развито также и искусство ремесленников-камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и так далее.

Ремесленники Древней Руси в основном выполняли изделия на заказ. По своему социальному положению они входили в различные группы населения. В городах уже работали свободные мастера: иконописцы, златокузнецы, чеканщики, кузнецы, игрушечники и другие. Вместе с тем на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощенные мастера-холопы. В монастырях также работали ремесленники. Следует отметить, что в Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково. Были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были «черные», «грязные», как, например, гончарное дело.

Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество в частности, «бранное», вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое прялочное дело».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Коррекционная общеобразовательная школа-интернат» р.п. Магнитка

Воспитательный час

Подготовил А.В. Поспелов,

Воспитатель группы № 7

АННОТАЦИЯ

Информационный материал, изложенный в настоящей разработке предназначен для проведения коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками 6-х – 9-х классов с целью ознакомления их с народными традициями и промыслами народов Южного Урала.

Результатом проведения воспитательного часа должна появиться надежда на то, что воспитанники станут с уважением относиться к историческому прошлому Южного Урала, трудолюбию и мастерству его жителей.

Для повышения качества усвоения материала подготовлена мультимедийная презентация.

Тема: « Народные традиции и промыслы Южного Урала»

Цель - формировать уважительное отношение к историческому прошлому Южного Урала, трудолюбию и мастерству его жителей, значению семейных династий в сохранении и развитии художественных ремёсел, творческих умений и навыков.

Природа подарила территории Южного Урала богатейшие природные кладовые, многие из которых уникальны. (Слайд 1)

Урал издавна славился мастерами, умеющими делать различные изделия из драгоценных и полудрагоценных камней, которыми так богаты Уральские горы. Художественное творчество уральских мастеров стало известно по всему миру. (Слайд 2)

Как всё начиналось? Эта история имеет свои корни во глубине многих тысячелетий. До периода, когда древние жители Урала научились выплавлять медь, а это случилось примерно 5 тысяч лет назад, все орудия труда, оружие, предметы обихода изготовлялись из камня. (Слайд 3)

За многие тысячелетия древние южноуральцы многое узнали о свойствах камня. Предпочтение в изготовлении разнообразных предметов быта, орудий труда и оружия они отдавали кремню, горному хрусталю и особенно яшме. (Слайд 4)


(Слайд 5)

Древний мастер собирал подходящие ему по размеру и по форме камни и относил в свою мастерскую. Это были заготовки будущих изделий. Современные ученые называют их нуклеусами .

Нуклеус - в переводе с латинского языка означает «ядро». Использование нуклеусов в деле камнеобработки оказалось чрезвычайно эффективной технической идеей того времени. (Слайд 6)

От нуклеусов отделяли пластинки, а из пластинок изготавливали разнообразные орудия. (Слайд 7)

Из пластин с параллельными краями делали кинжалы и наконечники копий с так называемыми составными лезвиями . Для этого делалась костяная или деревянная основа. В её пазы при помощи смолы или специального животного клея закреплялись предварительно подобранные друг к другу пластинки. (Слайд 8)

Основной способ обработки рабочих краёв орудий была ретушь .

Специальным каменным инструментом-ретушером мастер надавливал или легко ударял по обрабатываемой кромке, делал рабочую поверхность такой, какой он её задумал (острой или притуплённой, прямой или вогнутой). (Слайд 9)

На слайдах 10 – 15 представлены образцы изделий древних мастеров Южного Урала. Особого внимания заслуживает слайд № 15, где мы видим настоящее сверло, и это в каменном веке!

В самом конце каменного века южноуральцы отказались от использования орудий, изготовленных из ножевидных пластин, и перешли к технике изготовления каменных орудий на отщепах . (Слайд 16)

В это время мастера научились применять двустороннюю ретушь . Ретушь наносилась не только по краю орудия – ею с двух сторон покрывалось всё орудие, оно как бы «строгалось» ею, делалось той формы и той толщины, какие задумал мастер. Учёные так и не смогли повторить двустороннюю ретушь в наши дни! Секрет утерян, возможно, навсегда. (Слайд 17-18)

В конце каменного века древние мастера научились изготавливать шлифованные орудия и украшения. (Слайд 19)

В своё время учёный С.А.Семёнов разработал метод изучения древних предметов, который назвали трасологией. Трасология – наука, изучающая следы работы, оставшиеся на поверхностях древних орудий труда. (Слайд 20)

По древним образцам Сергей Аристархович с учениками изготавливал каменные орудия. Поскольку они были новыми, никаких следов работы на них ещё не было. Сделанными орудиями ученые рубили, пилили, жали, сверлили. Затем разглядывали следы работы под микроскопом, фотографировали и сравнивали с древними, «узнавая» их.

Результаты опытов учёных:

1. Копье с кремневым наконечником пробило деревянную доску и несколько слоев оленьей кожи.

2. Стрелы с каменными наконечниками пробили железную КОЛЬЧУГУ.

3. Поле площадью в 25 квадратных метров каменными серпами сжали за один час.

4. Кожу барана каменными скребками обработали за пять часов.

5. Полуметровой толщины сосну срубили каменным топором за 21 минуту. (Слайд 21)

Какой вывод можно сделать?

Каменный век не был диким веком. Гениальных людей тогда, видимо, было столько же, сколько в наши дни. Просто у южноуральцев каменного века было намного меньше возможностей, чем у нас. Но они их использовали гораздо полнее, чем мы свои. (Слайд 22)

Камень – это природный дар, который издревле используется человеком для строительства и украшения жилища, храмов, дворцов, крепостей, сооружения мостов и плотин. Уральский камень – наша гордость. Природа Уральских гор (а может быть сама Хозяйка Медной горы?) подарила людям потрясающее многообразие камня…..(Слайд 23)

Вот некоторые из них:

(демонстрацию и характеристику камней могут выполнить заранее подготовленные учащиеся)

Змеевик (Слайд 24) - это мягкий поделочный камень, используемый уже более 400 лет. Примечательно, что из него вырезали аптекарские сосуды и называли "аптекарским камнем". По сходству со змеей он считался охранительным средством от змеиных укусов, а потом постепенно перешел в разряд противоядий при любом отравлении. Из него делали чаши, кубки и считали, что если влить в такой сосуд отраву, то он отпотеет. На Урале расположены уникальные месторождения змеевика, натурального камня изумительной красоты. Уральский змеевик (серпентинит) - поделочный камень зеленой окраски с вкраплениями других оттенков, придающих камню сходство с фактурой кожи змеи. Камень хорошо полируется и блестит. Из него делают шкатулки для украшений, настольные часы, шахматы, вазы, канделябры, настольные наборы широко используемые в оформлении интерьеров.

Нефрит (Слайд 25) - полупрозрачный минерал белого и зеленого цвета. Особую прочность ему придают тончайшие кристаллические волокна, спутанные и переплетенные наподобие шерстинок войлока. При ударе пластинка нефрита издает мелодичный звук – свойство редкое среди минералов.

Окраска нефрита лежит в пределах зелено-белой гаммы

За прочность и красоту минерал высоко ценился с древних времен. Сначала из него изготавливали орудия труда, но затем были по достоинству оценены его эстетические качества: тонкая игра света в глубине камня, частично просвечивающегося или даже полупрозрачного.

Нефрит считается национальным камнем Китая. В этой стране он был известен еще во II в. до н. э. Китайцы обожествляли нефрит, называли его «вечным», «божественным», «камнем Земли и Неба», «камнем спокойствия». В XII в. о свойствах нефрита был написан трактат, состоявший из 100 томов и 700 цветных иллюстраций. Китайцы использовали кусочки нефрита в качестве разновесов и денег и приписывали этому минералу пять достоинств, соответствующих душевным качествам человека. Мягкий блеск нефрита соответствовал мягкосердечию; прочность - умеренности и справедливости; звук при ударе - символу науки; негибкость - мужеству; не поддающееся подделке строение было эмблемой чистоты. Конфуций считал нефрит символом ума, гуманности, преданности и правдивости. У древних тюрков и монголов нефрит считался камнем победы, им украшали мечи и пояса.

Нефрит - благородный, очень хорошо обрабатывающийся камень, его блеск не тускнеет со временем.

Родонит (Слайд 26) – Второй по красоте (и стоимости тоже) после малахита поделочный камень Урала. Его название от греческого (родон) – "роза", "розовый", которое указывает на алый, малиновый или розовый цвет этого камня. Не случайно на Востоке родонит за его характерную окраску называли "камнем утренней зари". Для родонита характерны тонкие черные ветвящиеся прожилки, состоящие из окислов марганца. На розовом фоне они образуют затейливые рисунки и узоры, складывающиеся иногда в настоящие "пейзажи". Месторождения родонита известны на Урале, в Индии и Канаде, в Мексике и ЮАР.

Из родонита изготавливают пепельницы, шкатулки, вазы, пудренницы, броши, запонки, бусы и другие декоративно-ювелирные поделки. Самые известные изделия уральских мастеров камнерезного дела хранятся во многих музеях страны, в том числе и в Эрмитаже. Камень родонит применялся для изготовления иконостаса и дарохранительницы храма Вознесения в Санкт-Петербурге. Колонны одной из самых красивых станций московского метрополитена – Маяковской – отделаны этим великолепным уральским самоцветом.

Малахит (Слайд 27) - это единственный минерал зеленого цвета, обладающий собственным неповторимым орнаментом. Характерный зеленый цвет малахиту придают соединения меди.

Окраска его приятно успокаивает взор – от голубовато-лиственного до густо-изумрудного, причем на поверхности камня расцветают будто нарисованные тонкой кистью неизвестного мастера необыкновенные узоры, то пейзажные, то произвольно расходящиеся сеткой радиальных наплывов. Считается, что чем больше на камне завитков, и чем ближе он по цвету к натуральной зелени, тем мощнее его магический фон. При всей своей красоте малахит достаточно хрупок – его надо беречь от падений, резких перепадов температуры, а чистить разрешается лишь мыльной водой и ни в коем случае не применять популярную ультразвуковую или паровую обработку.

В природе малахит чаще всего встречается в виде почковидных масс, которые имеют концентрическое строение. Именно поэтому на спилах и срезах малахита видны характерные концентрические узоры. Благодаря этой особенности малахит в старину называли "павлиньим камнем". Оттенки окраски малахита варьируют от бирюзового, изумрудно – зеленого и голубовато – зеленого до черно – зеленого.

После открытия на Урале в 1635 г. знаменитых малахитовых рудников, этот минерал справедливо стал считаться "русским камнем". Именно здесь добывался малахит для облицовки каминов, столешниц и ваз Малахитового зала Зимнего дворца, а также колонн Исаакиевского собора в Петербурге.

Однако на настоящий момент, увы, малахитовые рудники почти исчерпаны, и на долю современных любителей камня остаются лишь небольшие ювелирные и декоративные изделия.

Умение делать уральские сувениры передавалось из поколения в поколение. И в наши дни народные художественные промыслы России немыслимы без изделий уральских мастеров. (Слайды 28-29)

Кроме поделок из змеевика и других камней, уральские умельцы изготавливают рисованные панно на спилах дерева. (Слайд 30) На спил дерева благородных пород, таких, как осина, ольха, липа, наносится рисунок дробленым поделочным камнем разных оттенков. Эта оригинальная технология – разработка местных мастеров. Каждый сезон художники придумывают что-то новое. Сегодня, кроме пейзажей, на спилах дерева делают панно с изображением зверей и птиц.

Изделия из камня отличаются оригинальностью, потому что срезы камня делают каждый сувенир неповторимым. Поделки, стоящие в доме, придают ему неповторимый стиль. Это как маленькая частичка природы, попавшая в ваш дом, чтобы оживить его и сделать более теплым и уютным. Уральские сувениры – настоящие произведения искусства, призванные украсить ваше жилище.

В Кусинском районе многие жители занимаются изготовлением поделок и сувениров из камня. В трудные 90-е годы прошлого века, во время экономического кризиса, их мастерство помогло им справиться с трудностями. Во многих семьях работа с камнем стала династией, передаётся от родителей к детям.

Практикум-задание на закрепление новых знаний:


  • Какие камни предпочитают в своей работе уральские мастера?

  • Когда на Южном Урале закончился каменный век?

  • Что такое ретушь?

  • Вспомните результаты опытов ученых-трасологов;

  • Знаете ли вы семьи наших земляков, где работа с камнем стала династией?

История культуры Урала неразрывно связана с освоением русским народом уральских и сибирских земель. C XVI в. на колонизируемых территориях строятся города. В XVIII в. продолжается заселение и освоение края: Средний Урал становится горнозаводским центром страны. Здесь возникает уникальная горнозаводская культура, отличающаяся от культуры остальной крестьянской России, получившая наиболее полное воплощение в уральских художественных промыслах, соединивших традиции народного искусства и новые формы промышленного способа организации производства.

Каслинское литьё, златоустовская гравюра на стали, нижнетагильская роспись по металлу, камнерезное и ювелирное искусство – можно сказать, что их значение стоит в одном ряду со значением края как исторически сложившегося металлургического центра. Они были порождены и стали выражением горноуральского способа жизни, где крестьянские традиции во многом определяли труд рабочих и мастеровых, где творчество кустарей-одиночек соседствовало с промышленным производством, где главным материалом были железо и камень, где связь с духом традиций не отвергала, а предполагала постоянный широкий поиск, где создавались произведения, украшавшие столичные дворцы и крестьянские избы, купеческие особняки и рабочий быт.

Произведения уральского промышленного искусства при всём разнообразии характера и форм бытования промыслов отличает тесная связь с бытом, с практическими потребностями самой жизни

Особенности уральских народных промыслов определялись значительностью роли творческой индивидуальности, важностью, которую приобретал поиск собственных выразительных средств и художественной новизны. Феномен Мастера уходит корнями в народную культуру к мастеровому, отвечающему за свой труд, несущему ответственность за себя и за своих близких. Его труд мало механизирован, он скорее ручной, чем машинный, хранит тепло человеческих рук.

Чугунное литьё на Урале было связано прежде всего с хозяйственными нуждами: необходимость печных дверок, котлов, жаровен, форм для выпечки пряников и булок приводит к тому, что предметы домашнего обихода изготовляют на многих уральских заводах в XVIII – XIX вв. В то время уральские чугунные изделия пользовались большой популярностью: их использовали для украшения архитектурных сооружений и в интерьерах особняков. Особую славу приобрели узорчатые чугунные решётки, до сих пор сохранившие очарование кружевной вязи. А в первой трети XIX в. наблюдается новый мощный подъём в русской архитектуре, создаются грандиозные ансамбли, архитекторы широко используют скульптуру и чугунное

литьё. В 1830 – 1840 гг. фигурное чугунное литьё появляется на Каслинском заводе. В Каслях отливались и решётки, и садовая мебель, и камины, и камерная скульптура. Они были различны по форме, но всегда поражали мастерством исполнения.

Златоустовская гравюра на стали. В оружейной палате Московского Кремля и в коллекциях уральских музеев представлены уникальные экспонаты – украшенное гравировкой оружие. В начале XIX в. на Урале появился специальный центр по изготовлению холодного украшенного оружия в г. Златоусте. Наибольшим спросом оно пользовалось в то время, когда русская армия вела боевые действия, или во времена юбилеев славных побед русского оружия, когда возникала необходимость награждать отличившихся офицеров и генералов. Уральские художники создают неповторимый стиль Златоустовской гравюры на стали в 20 – 30-е гг. XIX в. Они вводят в гравировку не только орнаментальные мотивы, но и сюжетные сцены.

Нижнетагильская роспись по металлу. Уже с середины XVIII в. на ряде уральских заводов помимо предметов быта, необходимой в хозяйстве посуды начинают изготовлять «лаковые блюда и подносы». Подносный нижне-тагильский промысел возник в среде старообрядцев, среди которых было немало иконописцев. Подносы, изготовленные мастерами Нижнего Тагила, имеют такую же художественную ценность, как, к примеру, широко известные жостовские. Подносы украшались «декоративной цветочной росписью», значительное место занимали «декоративные разделки» - роспись «под малахит», «под черепашку», «под дерево». Живописные изображения обрамлялись красной и чёрной полосой с орнаментальным пояском, а также богатым золочёным узором. Тагильская династия художников Худояровых прославилась уникальными подносами, лак на которых не трескался даже от раскалённых чугунков. Этот прозрачный, сверкающий и крепкий лак получил за свои свойства название «хрустальный» – говорят, что даже царская водка его не брала. Рецепт изготовления «хрустального» лака мастера Худояровы держали в строжайшем секрете. Теперь он безвозвратно утрачен.

Камнерезные изделия уральских мастеров. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Бажов. Изделия уральцев с давних времен и по сей день украшают лучшие музеи мира и частные собрания. Поделочный камень использовался для изготовления украшений: бусы из хрусталя, аметиста, малахита, селенита, яшмы. Уникальные изделия из уральских камней, мрамора и малахита, выполненные в XVIII – XIX вв., украшают многие музеи и дворцы Европы и нашей страны. В коллекциях Государственного Эрмитажа хранятся вазы, торшеры, подсвечники, изготовленные на Екатеринбургской гранильной фабрике.

Урал обладает лучшими и богатейшими в мире месторождениями малахита. Этот зеленый минерал с неповторимым узором считается «русским» камнем, потому что именно уральский малахит превосходит остальные по своему великолепию: «на поверхности, как бархат, а в изломе, как атлас». С Урала же пошла и общепринятая во всем мире техника обработки камня, называемая «русская мозаика». Любили презентовать малахитовые изделия и русские цари.

Так, Александр I подарил Наполеону стол, вазу и канделябр, изготовленные из малахита.

Малахит нарезают на тонкие плитки и пользуются им как облицовочным материалом: оклеивают приготовленную форму круглую, если это ваза, или плоскую (столешница).

В течение почти всего 18 века крупные заказы выполнялись из более мягкого, чем яшма или агат, мрамора. В частности, уральцы сделали из него мраморные детали — ступени, плиты, поручни, колонны — для Смольного монастыря, Петергофа и многих построек Царского Села. Из твердых пород (мурзинских топазов, сердолика, горного хрусталя) производили в 18 веке только мелкие предметы — печати, мундштуки, табакерки, рукояти для кортиков и т.п.

Процесс обработки камня был трудоемким и многоступенчатым, изготовление изделий требовало осторожности и особой тщательности. Например, собираясь делать чашу из 1000-пудового монолита розового орлеца (родонита), екатеринбургские специалисты писали заказчику: «Камень этот, имеющий черноватые прослойки, не может обрабатываться отсечкою, хотя ускоряющей работу, но могущей раздробить камень по прослойкам, поэтому чаша, по получении заказа, может быть изготовлена не ранее четырех лет». В действительности же на изготовление этой вазы ушло не четыре, а десять лет упорного труда.

Ювелирное производство является одним из самых значимых уральских промыслов. Зарождение его началось с огранки самоцветов в начале третьего десятилетия XVIII века, а собственно ювелирные изделия с драгоценными и поделочными камнями стали выпускаться в первой четверти XIX века в кустарных мастерских, находящихся при всех ювелирных магазинах Екатеринбурга. Особо расцвело ювелирное дело после реформы 1861 года, быстро превратившись в один из самых доходных уральских промыслов.

Характерные формы башкирского народного декоративно-прикладного искусства - резьба и роспись по дереву, тиснение на коже и ювелирное дело, вышивка и аппликация, ковроделие и художественное ткачество, изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, узорная вязка. C особенной тщательностью отделывались бытовые предметы: деревянная утварь, подсвечники, шкатулки, футляры для курая, посохи, подставки для сундуков и постельных принадлежностей, кухонные шкафчики, иногда орудия прядения и ткачества. Употреблялись в быту башкир и берестяные изделия: посуда для хранения меда и масла, различного рода короба и корзины, колыбели, некоторые инструменты ткачества и пчеловодства. Детские колыбели, туески, корзины для ягод орнаментировались несложной резьбой, шитьем или аппликацией.

Ювелирное искусство башкир Башкирский войлочный ковер

Задание для самостоятельной работы.

1. Составить таблицу «Народно – художественные промыслы Урала» (вид, материал, особенности промысла, центры).

2.Подробно рассказать о любом из промыслов.

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область