Торговый сбор расчет. Где уже работает

Кто платит торговый сбор?

Кто обязан уплачивать торговый сбор, для которого установлены рассматриваемые ставки?

Сбор, о котором идет речь, перечисляют в местные бюджеты (или бюджеты городов федерального значения) ИП и юрлица, задействующие в бизнесе различные торговые объекты (стационарные — например, магазины, нестационарные — например, торговые палатки, в том числе расположенные на рынках). При этом от уплаты сбора освобождены:

  • ИП на патенте;
  • ИП и юрлица на ЕСХН.

Если на муниципальной территории или в городе федерального значения введен торговый сбор, то ИП и юрлица, которые занимаются там торговлей, не вправе применять ЕНВД по тем видам деятельности, по которым уплачивается соответствующий сбор.

Торговый сбор — платеж, установленный НК РФ, однако его взимание на практике возможно:

  • городами федерального значения — если органами власти данных населенных пунктов приняты нормативные акты, устанавливающие порядок исчисления и уплаты торгового сбора;
  • муниципалитетами — в случае принятия отдельного федерального закона, регулирующего установление порядка взимания торгового сбора на уровне местного самоуправления.

Сейчас торговый сбор вправе устанавливать только власти городов федерального значения — необходимых правовых актов для муниципалитетов пока не принято. Изучим, какие именно российские города сейчас взимают с бизнеса рассматриваемый сбор.

Торговый сбор в городах России: нюансы законодательства

Итак, право на введение торгового сбора и, соответственно, ставок для него пока имеют только города федерального значения России: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. При этом на практике правовые акты, устанавливающие порядок исчисления и уплаты различными хозяйствующими субъектами торгового сбора, включая применение ставок, приняты только в Москве.

В СМИ публиковались тезисы о возможном принятии аналогичных нормативных актов властями Санкт-Петербурга. Но, по последним данным, в 2017 году соответствующий сбор в Северной столице введен не будет. О возможном введении торгового сбора в Севастополе мало что известно.

Вместе с тем эксперты отмечают, что в Москве плательщики торгового сбора обеспечивают значительный поток дополнительных денежных средств в бюджет: с момента начала взимания сбора столичным налоговикам к концу 2016 года удалось собрать более 8 млрд рублей. Экономический эффект от введения данного платежа, так или иначе, имеется — по крайней мере, в столице.

Что касается введения сбора в остальных российских регионах, данная перспектива многими экспертами оценивается неоднозначно. Есть мнение о том, что данный сбор может быть очередным фактором инфляции, которой правительственный блок активно противодействует. Есть мнение о сложности администрирования сбора на практике. Возможной альтернативой торговому сбору многие эксперты видят возвращение к налогу с продаж как более эффективно администрируемому платежу.

Таким образом, пока только в Москве действует сбор, а также приняты ставки для него.

Для чего нужны ставки по торговому сбору?

Ставки по торговому сбору нужны для расчета данного сбора, который должен осуществляться владельцами торговых объектов самостоятельно.

Для расчета сбора можно применить формулу:

ТС = (ФХО × СТ) × ЛЬГОТА,

ФХО — установленная законом физическая характеристика торгового объекта;

СТ — ставка сбора;

ЛЬГОТА — коэффициент применения льготы (если она предполагает полное освобождение от сбора, ставится 0).

Примечательно, что в зависимости от того или иного типа показателя ФХО применяется определенная разновидность показателя СТ.

Показатель ФХО может выражаться:

  • в площади магазина или иного торгового объекта;
  • непосредственно в торговом объекте — неделимом и не обладающем изменяющимися численными характеристиками (и в этом случае показатель ФХО как элемент формулы будет равен 1).

Если ФХО — площадь магазина, то показатель ТС будет исчисляться по формуле:

ТС (ПЛ) = (СТ(ПЛ) × ФХО (ПЛ)) × ЛЬГОТА,

ТС (ПЛ) — показатель ТС (величина торгового сбора) в случае, если ФХО — площадь торгового объекта;

ФХО (ПЛ) — площадь торгового зала объекта в квадратных метрах;

СТ (ПЛ) — ставка, умножаемая на квадратный метр площади торгового зала.

Если ФХО — непосредственно магазин, то показатель ТС будет определяться по другой формуле:

ТС (ТО) = (СТ (ТО) × ФХО (ТО)) × ЛЬГОТА,

ТС (ТО) — показатель ТС в случае, если ФХО — непосредственно торговый объект;

СТ (ТО) — ставка, установленная для определенного типа торгового объекта;

ФХО (ТО) — 1.

Изучим теперь, какие конкретно показатели СТ (ПЛ) и СТ (ТО) предусмотрены действующими нормами законодательства.

В каких источниках права прописаны ставки торгового сбора 2017 года

Итак, торговый сбор — платеж, установленный федеральным законодательством, однако уплачиваемый в местные бюджеты. Но пока только власти Москвы, как мы отметили выше, воспользовались данным правом — и это означает, что ставки по торговому сбору, равно как и прочие рассмотренные нами показатели формулы его расчета, определены только столичным законодательством.

Правила взимания торгового сбора со столичных предпринимателей регулируются, таким образом, законом города Москвы от 17.12.2014 № 62. Рассмотрим, по каким принципам в соответствии с данным нормативным актом определяются показатели СТ (ПЛ) и СТ (ТО) — в соотнесении, разумеется, с показателями ФХО (ПЛ) и ФХО (ТО), поскольку зависят от них — нашей формулы.

Ставка для площади торговых объектов (законодательство Москвы): таблица

При рассмотрении положений закона 62 можно выделить следующие возможные значения показателя СТ (ПЛ) — для удобства отобразим их в небольшой таблице.

Величина показателя СТ (ПЛ) в рублях

Для каких торговых объектов Москвы она установлена

Для каждого кв. м до площади 50 кв. м включительно

Для каждого кв. м площади, превышающей 50 кв. м

Магазины и иные стационарные объекты с залами площадью — показателем ФХО (ПЛ) более 50 кв. м

Иные объекты

В ЦАО Москвы

В столичных округах:

  • Зеленоградском;
  • Троицком;
  • Новомосковском.

В столичных районах:

  • Молжаниновском (САО);
  • Северном (СВАО);
  • Восточном, Новокосино, Косино-Ухтомском (ВАО);
  • Некрасовке (ЮВАО);
  • Северном и Южном Бутово (ЮЗАО);
  • Солнцево, Ново-Переделкино, Внуково (ЗАО);
  • Митино, Куркино (СЗАО)

Во всех районах САО, СВАО, ВАО, ЮВАО, ЮЗАО, ЗАО, СЗАО, за исключением тех, что указаны выше, а также во всех районах ЮАО

Розничные рынки в любых районах столицы

Ставка для торговых объектов (законодательство Москвы): таблица

Для показателя СТ (ТО) таблица возможных значений будет следующей.

Величина показателя СТ (ТО) в рублях

Для каких торговых объектов Москвы установлена ставка (когда ФХО (ТО) равен 1)

Магазины без торговых залов (кроме АЗС), а также нестационарные объекты (не используемые в развозной и разносной торговле)

Магазины с торговыми залами площадью, не превышающей 50 кв. м

Иные торговые объекты

В районах ЦАО

В районах ЦАО

В округах и районах административных округов, для которых установлены ставки в 420 и 50 рублей за кв. м площади торгового зала

В округах и районах административных округов, для которых установлены ставки в 1200 и 50 рублей за кв. м площади торгового зала

Объекты, используемые в развозной и разносной торговле — во всех районах Москвы

Исчисление сбора по площади объекта: нюансы

Если площадь зала торгового объекта, для которого установлена ставка СТ (ПЛ), в течение отчетного периода изменилась, то торговый сбор нужно уплатить исходя из наибольшего показателя площади за соответствующий период. То есть прежнего (если площадь уменьшилась) или нового (если площадь увеличилась).

Общая площадь торгового зала включает помещения, в которых расположены:

  • кассы;
  • витрины;
  • рабочие места кассиров;
  • проходы для покупателей.

Остальные части здания, в которых покупатели не обслуживаются, не учитываются в составе площади торгового зала.

В качестве документов, в которых может отражаться площадь помещений, которые правомерно включить в площадь торгового зала, могут быть использованы:

  • технический паспорт, планы помещения;
  • договоры аренды;
  • схемы;
  • экспликации.

Но это не исчерпывающий перечень — документы в принципе могут применяться любые, позволяющие достоверно определить площадь торгового зала.

Если по документам полная площадь зала выражена с десятыми долями, например 50,1 кв. м, то она должна быть округлена в большую сторону до 51 кв. м.

Установление ставок по торговому сбору: нюансы

Ставки по торговому сбору в ряде случаев не могут устанавливаться местными властями (пока что властями городов федерального значения) в величине, превышающей сумму налога, уплачиваемого по ПСН держателями патента, который оформлен на 3 месяца. А именно в отношении:

  • магазинов и иных стационарных объектов с залом, площадь которого не превышает 50 кв. м;
  • магазинов и иных стационарных объектов, не имеющих залов, а также для нестационарных объектов.

Ставки по торговому сбору для магазинов и иных стационарных объектов с площадью залов, которая превышает 50 кв. м, не может быть больше, чем деленная на 50 исчисленная сумма налога по ПСН в розничной торговле (данный патент выдается для магазинов с торговым залом с площадью не более 50 кв. м).

Кроме того, ставка для розничных рынков не должна превышать 550 рублей за 1 кв. м — с учетом коэффициента-дефлятора, определенного для торгового сбора. В 2017 году данный коэффициент установлен приказом Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698.

Все ставки по торговому сбору могут дифференцироваться, обнуляться в соответствии с нормами, принимаемыми местными властями. Пример дифференцированной ставки по ТС — та, что определена московскими властями как показатель СТ (ПЛ), отдельный для 50 кв. м зала и площади, превышающей 50 кв. м.

Ставки по торговому сбору в форме ТС-1

Ставки и коррелирующие с ними показатели по торговому сбору должны быть корректно отражены в форме ТС-1 (утверждена приказом ФНС России от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249), которая предоставляется в ФНС:

  • при постановке торгового объекта на учет (это требуется по факту хотя бы однократного применения данного объекта в бизнесе в рамках отчетного периода);
  • в течение 5 дней после изменения площади объекта или прекращения его использования в бизнесе.

Так, в форме ТС-1 отражаются:

  • площадь магазина — в поле 2.10;
  • показатель СТ (ТО) по нашей формуле — в поле 3.1;
  • показатель СТ (ПЛ) по нашей формуле — в поле 3.2.

Если властями города установлена дифференцированная ставка по площади, как в Москве, то фиксируется средняя ставка по соответствующему типу объекта. Например, для магазинов с площадью более 50 кв. м в ЦАО определен показатель СТ (ПЛ):

  • 1200 рублей — за квадратный метр площади, что не превышает 50 кв. м;
  • 50 рублей — за квадратный метр площади, что превышает 50 кв. м.

В этом случае показатель, отражаемый в поле 3.2, вычисляется по формуле:

ПОЛЕ (ПЛ) = (ПЛ 1 × (СТ (ПЛ) 1) + ((ПЛ − ПЛ 1) × СТ (ПЛ) 2) / ПЛ,

ПОЛЕ (ПЛ) — показатель, отражаемый в поле 3.2 формы ТС-1;

ПЛ — общая площадь магазина;

ПЛ 1 — 50 кв. м;

СТ (ПЛ) 1 — ставка, определенная для 50 кв. м;

СТ (ПЛ) 2 — ставка, определенная для площади, превышающей 50 кв. м.

Торговый сбор в столице: льготы

Полезно будет также рассмотреть особенности льгот, установленных для плательщиков торгового сбора в Москве. Под льготой в данном случае может пониматься полное освобождение хозяйствующего субъекта от уплаты ТС и отчетности по нему, либо только освобождение от уплаты ТС.

Полностью освобождены, как ИП на ПСН и фирмы на ЕСХН по федеральному законодательству, от уплаты ТС в соответствии с законом 62:

  • почтовые организации;
  • учреждения бюджетной системы;
  • религиозные организации при ведении торговли в культовых зданиях и сооружениях и относящихся к ним территориях.

Льготу по уплате торгового сбора, по которой показатель ЛЬГОТА в нашей формуле будет равен 0, имеют столичные ИП и юрлица, осуществляющие торговую деятельность:

  • с применением вендинговых автоматов;
  • на ярмарках;
  • на территории розничных рынков;
  • в разносном формате при ведении продаж на территориях, которые находятся в оперативном управлении учреждений бюджетной системы;
  • на территории управляющей организации в агропродовольственной сфере;
  • в кинотеатрах, театрах, музеях, планетариях, цирках, если у фирмы не менее 50% доходов сформировано за счет продажи билетов;
  • с использованием нестационарных объектов, в которых продается печатная продукция.

Вправе применить показатель ЛЬГОТА в значении 0 московские фирмы и по иным дополнительным основаниям, отраженным в пп. 3 и 4 ст. 3 закона 62.

Льготы по торговому сбору: отражение в форме ТС

Фирмы, имеющие льготы по торговому сбору по законодательству Москвы как возможность применить показатель ЛЬГОТА в значении 0, обязаны, тем не менее, заполнять документ ТС-1 в предусмотренных законом случаях. При этом данные льготы в форме № ТС-1 отражаются как суммы, равные величине исчисленного сбора. Соответствующие суммы фиксируются в поле 3.4.

Кроме того, в поле 3.5 отражается специальный код льготы по торговому сбору. Данный код соответствует пункту и подпункту статьи закона, который принимается на муниципальном уровне или властями города федерального значения и устанавливает льготу для тех или иных хозяйствующих субъектов. При этом значение в поле 3.5 (представлено несколькими ячейками) отражается по схеме:

  • в крайних 4 ячейках справа указывается подпункт;
  • левее, в 4 ячейках — пункт;
  • еще левее, также в 4 ячейках — статья закона.

При этом если в каждой группе ячеек не задействованы все ячейки, то в пустых проставляются нули. В поле 3.5 формы ТС-1 указывается разница между исчисленным сбором и величиной льготы.

Итоги

Ставки для торгового сбора бывают 2 типов: те, что установлены для показателя площади торгового объекта, и те, что определены для торговых помещений как объектов неделимых и не имеющих вариативных числовых характеристик. Ставка для сбора умножается на установленную физическую характеристику — площадь объекта или же 1, если физическая характеристика соответствует неделимому объекту.

Торговый сбор для ИП в 2017 году подчиняется тем основным правилам, которые были установлены для этого платежа при его введении в применение. Рассмотрим, какие его особенности следует учитывать ИП.

Кто из ИП является субъектом уплаты сбора

Первым делом предпринимателю полезно выяснить, действительно ли он должен уплачивать торговый сбор (ТС) в бюджет.

Торговый сбор — относительно новый вид налогового обязательства, которое в соответствии с п. 1 ст. 411 и п. 1 ст. 413 НК РФ может быть возложено на предпринимателей и юрлиц, осуществляющих торговую деятельность с использованием:

  • стационарных помещений с залами для обслуживания посетителей либо без таковых;
  • нестационарных торговых объектов;
  • складов;
  • территории розничных рынков.

Торговля на стационарных объектах без залов, которые являются автозаправочными станциями, не подлежит обложению торговым сбором (подп. 1 п. 1 ст. 413 НК РФ).

Право на введение торгового сбора имеют региональные власти. Чтобы воспользоваться данным правом, регион должен принять НПА, обязывающий местных предпринимателей уплачивать ТС, а также регламентирующий расчеты соответствующего сбора. Пока соответствующий НПА приняли только столичные власти. Речь идет о законе г. Москвы от 17.12.2014 № 62.

При этом имеет значение не сам факт того, что ИП зарегистрирован в Москве, а то, что он осуществляет продажи конкретно на территории города. Предприниматель может быть подотчетен ИФНС любого российского региона, однако при условии осуществления продаж в Москве он будет обязан подать уведомление об осуществлении торговой деятельности именно в столичную ИФНС (пп. 2, 7 ст. 416 НК РФ), после чего начать платить ТС в столичный бюджет. Соответствующее уведомление составляется по унифицированной форме ТС-1.

Льготы по ТС для ИП

Законодательство РФ определяет конкретный перечень субъектов бизнеса, которые не обязаны вносить в бюджет платежи по ТС. В соответствии с п. 2 ст. 411 НК РФ от уплаты ТС освобождаются предприниматели, работающие по патенту, а также ИП и юрлица, осуществляющие фермерскую деятельность и использующие режим ЕСХН.

Дополнительные льготы могут устанавливаться и законами субъектов, вводящих у себя торговый сбор. Так, законодательством Москвы установлен ряд дополнительных льгот по ТС для ИП и юрлиц. В соответствии с п. 1 ст. 3 закона № 62 от уплаты ТС освобождаются ИП и юрлица, которые осуществляют продажу:

  • с использованием вендинговых аппаратов;
  • на ярмарках;
  • на розничных рынках;
  • в разносном формате на территории учреждений бюджетной системы РФ.

Стоит отметить, что в законе № 62 не установлены правила расчета ТС для торговли со складов. Так что, как считают эксперты, уплачивать соответствующий сбор за торговлю со склада не нужно. Однако в уведомлении, которое направляется в столичную ИФНС, предпринимателю все-таки рекомендуется указать, что склад в процессе торговли задействуется.

Кто из ИП должен исчислять торговый сбор

Итак, мы выяснили, какие ИП должны платить ТС. Но есть еще 1 нюанс — определение обязательства по исчислению ТС для ИП. Рассмотрим его.

Торговый сбор не уплачивают ИП, которые:

  • работают по патентной схеме либо на ЕСХН;
  • осуществляют продажи с использованием вендинговых аппаратов, на рынках, ярмарках, в разносном формате в бюджетных учреждениях, а также при задействовании складов.

Однако от исчисления ТС освобождаются только те ИП, которые в принципе не являются субъектами его уплаты, то есть те, кто работает по патенту и ЕСХН. У них также нет обязательства направлять в ФНС уведомление об осуществлении торговли.

В свою очередь, ИП, использующие льготы, равно как и не освобожденные от уплаты ТС, должны исчислять этот сбор. Это нужно для корректного предоставления в ИФНС сведений об используемом торговом объекте в уведомлении по форме ТС-1. Дело в том, что в структуре данного уведомления есть строки, в которых указываются цифры по исчисленному ТС.

В соответствующем уведомлении ИП должен самостоятельно определить размер сбора, а также указать в нем такие показатели, как:

  • ставка, установленная для конкретного типа торгового объекта;
  • ставка в рублях, установленная для квадратного метра площади объекта;
  • размер исчисленного ежеквартального ТС;
  • данные о льготах;
  • фактический размер ежеквартального ТС к уплате.

Если необходимые сведения о ТС в уведомлении указаны не будут, то ФНС, вероятнее всего, исчислит ТС самостоятельно, пользуясь сведениями, которые могут быть предоставлены в порядке межведомственного взаимодействия с московскими муниципальными структурами (ст. 4 закона № 62). Данную сумму, как и любой другой налог, предпринимателю нужно будет уплатить до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Иначе возможен штраф.

Однажды подсчитанную и переданную налоговикам сумму торгового сбора впоследствии, во-первых, нужно будет перечислять в бюджет, а во-вторых, отражать в декларации по налогу на прибыль (для ИП на ОСНО) или в декларации по УСН (если ИП работает на упрощенке) с целью снижения налоговой нагрузки.

При необходимости данные о ТС, переданные в ФНС, можно скорректировать (например, в силу ошибок в первоначальных расчетах суммы сбора), направив налоговикам новое уведомление по форме ТС-1.

Основные компоненты формулы исчисления ТС для ИП

Исчисление ТС непосредственно зависит от того, каким именно образом и где ИП осуществляет торговлю.

Формула торгового сбора включает 2 основных компонента:

  • ставку;
  • физическую характеристику объекта торговли.

При этом размеры ставок устанавливаются законодателем для торговых объектов исходя из их физических характеристик. Как это выглядит на практике?

Физическая характеристика объекта, используемого в торговле, может быть представлена 2 разновидностями:

  • как площадь участков объекта, которые непосредственно используются в процессе продаж (это может быть торговый зал либо территория ведения торговли);
  • как фактическая включенность объекта в состав используемой ИП торговой инфраструктуры.

В 1-м случае ТС определяется как произведение величины ставки (СТ), установленной для конкретного объекта с физической характеристикой в виде площади, на показатель данной площади, выражаемый в квадратных метрах (ПЛ). Во 2-м случае ТС практически соответствует величине ставки (в другой интерпретации — произведению ставки на 1).

Таким образом, есть 2 основные формулы определения размера ТС:

  • Для торговых объектов с физической характеристикой в виде площади:

ТС = СТ x ПЛ.

  • Для торговых объектов с физической характеристикой в виде включенности объекта в состав торговой инфраструктуры:

Размеры ставок по ТС определяются НПА, принятым законодательным собранием города, которым введен ТС. Для Москвы они закреплены в положениях ст. 2 закона № 62, принятого в российской столице. Коррелируют они, в свою очередь, с физическими характеристиками торговых объектов, также определенными законом № 62.

Как определяются ставки и физические характеристики по ТС

Ставки, используемые в Москве в целях исчисления ТС, исходя из методологии, предложенной столичным законодателем, соотносятся:

  • с типом торгового объекта;
  • районом, в котором расположен торговый объект.

Классификация торговых объектов, предусмотренная законом № 62, в целом соответствует определенной на уровне НК РФ. Таковыми могут быть:

  • стационарные помещения;
  • нестационарные объекты;
  • движимые объекты, которые задействуются для торговли в разносном и развозном формате.

В свою очередь, стационарные объекты дополнительно классифицируются на те, которые:

  • включают зал для обслуживания посетителей, имеющий площадь до 50 кв. м;
  • включают зал площадью более 50 кв. м;
  • не включают зал.

Что касается места расположения торгового объекта, в законе № 62 определены 3 группы районов, в каждом из которых установлена своя тарификация по торговому сбору.

К 1-й группе относятся все районы Москвы, расположенные в Центральном административном округе. Во 2-ю группу входят районы, находящиеся преимущественно за МКАД, в частности Новая Москва. 3-я группа включает районы, расположенные в целом в пределах МКАД, но не входящие в Центральный округ.

С точной классификацией районов Москвы в рамках указанных групп можно ознакомиться в п. 1 ст. 2 закона № 62.

Физические характеристики в виде фактической включенности объекта в состав торговой инфраструктуры установлены столичным законодателем:

  • для стационарных помещений без залов, а также с залами площадью до 50 кв. м;
  • нестационарных помещений;
  • объектов, используемых для продажи в разносном и развозном формате.

Физические характеристики в виде площади установлены столичным законодателем:

  • для стационарных помещений с залами, имеющих площадь более 50 кв. м;
  • розничных рынков (по ним, как мы знаем, установлена льгота).

Размеры ставок по ТС для ИП

Для 1-й группы районов Москвы ставки по ТС для ИП и юрлиц установлены в размере:

  • 81 000 руб. для стационарных помещений без залов, а также нестационарных объектов;
  • 60 000 руб. для стационарных объектов с залом, имеющим площадь до 50 кв. м;
  • 40 500 руб. для объектов, используемых при продаже в развозном и разносном формате;
  • 1 200 или 50 руб. (далее мы рассмотрим, какой из показателей выбирается в том или ином случае) для стационарных помещений с залами площадью более 50 кв. м;
  • 50 руб. для розничных рынков.

При определении ТС для стационарных помещений с залами, площадь которых превышает 50 кв. м, ставка 1 200 руб. применяется только для участка площади в пределах 50 кв. м. Начиная, упрощенно говоря, с 51 кв. м применяется ставка 50 руб.

Для 2-й группы (в скобках укажем значения и для 3-й группы) районов установлены ставки в размере:

  • 28 350 руб. (40 500 руб.) для стационарных помещений без залов и нестационарных объектов;
  • 21 000 руб. (30 000 руб.) для стационарных объектов с залом площадью менее 50 кв. м;
  • 40 500 руб. (40 500 руб.) для объектов торговли в развозном и разносном формате;
  • 420 руб. (600 руб.) для стационарных помещений с залом площадью более 50 кв. м;
  • 50 руб. (50 руб.) для рынков.

Принцип исчисления ТС для стационарных помещений с залом площадью более 50 кв. м в районах 2-й и 3-й группы тот же, что и в случае с районами 1-й группы.

Как рассчитать торговый сбор

Посмотрим, каким образом ТС может быть рассчитан предпринимателем.

Пример

Условимся, что у ИП есть 3 торговых объекта в Москве:

  • магазин «Сюрприз» с площадью зала 30 кв. м в ТЦ «Охотный ряд», расположенном в Тверском районе ЦАО;
  • магазин «Самоцвет» с площадью зала 80 кв. м в ТЦ «Рио», находящемся в Обручевском районе ЮЗАО;
  • палатка на Рогожском рынке в Таганском районе ЦАО.

Первый этап расчета ТС для ИП — определение величины исчисленного торгового сбора. Для этого предпринимателю нужно, во-первых, определить, к какой из трех групп, отмеченных выше, относится каждый из его торговых объектов.

Используя перечень групп районов, который указан в п. 1 ст. 2 закона № 62, выясняем, что магазин «Сюрприз» и палатка относятся к 1-й группе, поскольку расположены в ЦАО, а магазин «Самоцвет» — к 3-й группе, поскольку находится в ЮЗАО Москвы.

Магазин «Сюрприз», расположенный в районе 1-й группы, относится к стационарным объектам с залом площадью менее 50 кв. м. Ставка, определенная для него законом № 62, составляет 60 000 руб. Физический показатель равен 1.

Исчисленный ТС по магазину «Сюрприз» составляет, таким образом, 60 000 руб.

Магазин «Самоцвет», расположенный в районе 3-й группы, относится к стационарным объектам с залом площадью более 50 кв. м. Ставка, определенная для него законом № 62, составляет 1 200 руб. для 50 кв. м площади зала и 50 руб. для остального участка площади зала.

Исчисленный ТС по магазину «Самоцвет» составляет сумму ставки 1 200, умноженной на 50 кв. м, и ставки 50, умноженной на 30 кв. м, то есть 61 500 руб.

Палатка, расположенная в районе 1-й группы, относится к стационарным объектам без залов. Исчисленный ТС по ней будет соответствовать определенной для нее ставке — 60 000 руб.

Для магазинов «Сюрприз» и «Самоцвет» столичный законодатель льгот не предусмотрел. Но для палатки льгота установлена подп. 3 п. 1 ст. 3 закона № 62. Это дает предпринимателю право не платить ТС за палатку.

Таким образом, общая сумма ТС, которую предприниматель должен ежеквартально уплачивать в бюджет Москвы, — 121 500 руб.

Итоги

Исчислять величину ТС предприниматели должны самостоятельно, чтобы впоследствии передавать соответствующие данные в ФНС, а затем ежеквартально уплачивать соответствующую сумму в бюджет.

Для того чтобы корректно исчислить величину торгового сбора в Москве, ИП должен знать:

  • к какой из трех групп, определенных законом № 62, относится район, в котором он осуществляет торговую деятельность;
  • каким образом классифицируется используемый в бизнесе торговый объект (является стационарным, нестационарным, относится к тем, которые задействуются при развозной или разносной торговле, либо рассматривается как относящийся к розничному рынку);
  • физическую характеристику, установленную для конкретного типа торгового объекта;
  • ставку, установленную для конкретного типа торгового объекта с заданной физической характеристикой;
  • льготы, установленные законодательством для используемого торгового объекта.

Если ИП обнаружит, что исчислил величину ТС, указанную в уведомлении для ФНС, с ошибкой, то в налоговую нужно направить повторное уведомление с уточненными данными.

С 1 июля 2015 года у органов местного самоуправления появилась возможность устанавливать дополнительный, торговый сбор для некоторых категорий предпринимателей. Следовательно, применять его планируется к организациям и индивидуальным предпринимателям (ИП), занимающимся реализацией товаров.

Торговый сбор в 2018 году уже действует. Разберемся, кто попал в группу риска, насколько больше этим людям приходится выплачивать в бюджет.

Определение

Для введения нового налогового взноса законодателю пришлось ввести в Налоговый кодекс отдельную главу - 33-ю. Она носит то же наименование, что и сам сбор (ТС). В тексте главы указано, что право на введение данного вида нагрузки на предприятия и ИП предоставляется региональным и местным властям городов федерального значения:

  1. Москвы;
  2. Санкт-Петербурга;
  3. Севастополя.

Применяется новый налог к предприятиям и ИП, осуществляющим торговлю. Но далеко не все участники экономической деятельности, занятые реализацией своей продукции или перепродажей, попали под действие указанной главы НК РФ.

Определение: торговым называется дополнительный сбор, взимаемый по решению местных властей в соответствующий бюджет с участников экономической деятельность, занятых в торговле.

Скачать для просмотра и печати:

Где уже работает

Что облагается

В суть закона заложен принцип, связывающий налоговые отчисления не с объемом операций, а с фактом их осуществления. Из этого следуют такие правила:

  1. Плательщиками являются лица, осуществляющие куплю-продажу, а не собственники помещений.
  2. Размер налога ставится в зависимость не доходной части баланса, а от:
    • площади точки;
    • ее типа (стационарная, передвижная);
    • месторасположения и других факторов.
Важно: платеж осуществляется регулярно - раз в квартал.

Учет плательщиков

Для плательщиков установлена уведомительная форма постановки на учет. Из этого следует:

  1. предприниматель обязан подать в налоговые органы заявку по форме ТС -1:
    • в течение пяти суток с начала соответствующей деятельности;
    • по месту нахождения торгового зала;
    • по месту жительства ИП (в части предприятий - для подвижных точек);
  2. форма предоставления заявки:
    • лично на бумажном носителе;
    • посредством почтового отправления;
    • через интернет-соединение на официальном сайте ФНС;
  3. при смене данных (площадь, местоположение и иное) подается:
    • заявка о снятии с прежнего учета;
    • форма ТС -1 с новыми данными.
Для сведения: если торговых точек несколько, то подается только одна форма ТС -1. Причем адресатом будет тот налоговый орган, на чьей подведомственной территории располагается первый торговый зал из перечня.

После обработки заявки налоговый госорган выдает заявителю соответствующее свидетельство.

Наказание за нарушение сроков

Налоговые органы следят за исполнением норм действующего законодательства. Кроме того, в столице контролем осуществления ТС занимается Департамент экономического развития и торговли. Специалисты названных госучреждения проводят такие мероприятия:

  • отслеживают по документам, какие субъекты экономических отношений не подали заявки;
  • проводят проверки с выездом на место.

За нарушение сроков подачи уведомления полагается такое наказание:

  • штрафные санкции за нелегитимную торговлю в размере 10% от оборота, но не менее 40 000 руб.;
  • дополнительный штраф в 200 руб.

Совет: необходимо иметь в точке осуществления купли-продажи один из следящих документов:

  • доказательство отправки уведомления по форме ТС -1 в налоговую;
  • полученное свидетельство.

Сколько платить

Расчет выплат в адрес местного бюджета возложен на плательщика. При этом человек должен опираться на региональное законодательство. К примеру, в столице установлены такие ставки:

Посмотрите видео об уплате торгового сбора

На ту же тему

Действует только в Москве. Он регулируется главой 33 НК РФ и законом г. Москвы от 17.12.2014 №62 с изм. на 23.11.2016. Ставки сбора установлены статьей 2 этого закона и с 01.01.2017 г. их коснулись некоторые изменения. Рассмотрим подробнее в нашей статье, какие ставки применяются плательщиками торгового сбора в Москве в 2017 году.

Как рассчитать торговый сбор в 2017 году

Торговый сбор рассчитывается и уплачивается ежеквартально. Размер квартального платежа не зависит от суммы выручки плательщика. Для расчета торгового сбора значение физического показателя объекта торговли умножается на действующую в регионе ставку.

Для торгового сбора ставки (таблица ниже) устанавливаются в рублях за квартал из расчета на один торговый объект или на площадь этого объекта. Муниципальные образования определяют ставки самостоятельно своими нормативными актами, при этом они могут быть не выше расчетной суммы патента, выданного на 3 месяца по соответствующей деятельности (ч. 1 ст. 415 НК РФ).

В 2017 году коэффициент-дефлятор для торгового сбора равен 1,237 (приказ Минэкономразвития РФ от 03.11.2016 № 698). Он применяется для предельной ставки, установленной п. 4 ст. 415 НК РФ для розничных рынков: 550 руб. х 1,237 = 680,35 руб. В Москве эта ставка составляет: 50 руб. х 1,237 = 61,85 руб.

Площадь торговых залов определяется по правилам пп. 5 ст. 346.43 НК РФ, в нее не входит площадь подсобок, бытовок, помещений для приема и хранения товара, где не происходит обслуживание покупателей.

Каким будет для плательщика торговый сбор, ставки которого приведены в нашей таблице, зависит не только от площади торгового объекта, но и от того, является объект стационарным, или нет, а также от административного округа (АО) и района, где он находится. Так, самые высокие ставки сбора в Центральном АО г. Москвы, а самые низкие в Зеленоградском, Троицком, Новомосковском и ряде других административных районов столицы.

Торговый сбор: ставки (таблица по г. Москве)

Торговый объект

Ставки по административным округам г. Москвы в 2017г. (руб. в квартал)

ЦАО

АО, перечисленные в примечании 1

АО, перечисленные в примечании 2

Стационарные объекты

торговый зал площадью 50 кв. м и менее

60 000 руб. за каждый объект

30 000 руб. за каждый объект

21 000 руб. за каждый объект

торговый зал площадью более 50 кв. м

1200 руб. за каждый кв.м площади в пределах 50 кв.м;

600 руб. за каждый кв.м площади в пределах 50 кв.м;

плюс 50 руб. за каждый кв.м сверх 50 кв.м

420 руб. за каждый кв.м площади в пределах 50 кв.м;

плюс 50 руб. за каждый кв.м сверх 50 кв.м

без торгового зала, кроме АЗС

81 000 руб. за каждый объект

40 500 руб. за каждый объект

28 350 руб. за каждый объект

Нестационарные объекты

прочие объекты

81 000 руб. за каждый объект

40 500 руб. за каждый объект

28 350 руб. за каждый объект

развозная и разносная торговля

40 500 руб. за каждый объект

Организация розничных рынков

61,85 руб. за каждый кв. м рыночной площади

Примечание 1: САО (кроме Молжаниновского района), СВАО (кроме Северного района), ВАО (кроме Восточного, Новокосино, Косино-Ухтомского районов), ЮВАО (кроме Некрасовки), ЮАО, ЮЗАО (кроме Северного Бутово, Южного Бутово), ЗАО (кроме Солнцево, Ново-Переделкино, Внуково), СЗАО (кроме Митино, Куркино)

Примечание 2: Зеленоградский АО, Троицкий АО, Новомосковский АО, Молжаниновский район САО, Северный район СВАО, Восточный, Новокосино, Косино-Ухтомский районы ВАО, район Некрасовка ЮВАО, районы Северное Бутово и Южное Бутово ЮЗАО, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково ЗАО, Митино и Куркино СЗАО

Торговый сбор — новый налоговый платеж, появившийся в 2015 году. Его правила определяются не только Налоговым кодексом, но и законами субъектов Российской Федерации. Рассмотрим, каковы особенности оплаты этого сбора.

Плательщики торгового сбора по НК РФ: кто ими является?

К плательщикам торгового сбора гл. 33 НК РФ, посвященная этому платежу, относит юрлиц и ИП, занятых торговлей на торговых объектах, исключая ИП, работающих на патенте, и лиц, применяющих ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ). Если в регионе введен торговый сбор, то применение ЕНВД к торговой деятельности, попадающей под торговый сбор, невозможно.

Торговой считается деятельность, ведущаяся на объектах (ст. 413 НК РФ):

  • стационарной сети независимо от наличия у нее торговых залов;
  • нестационарной сети;
  • складского типа;
  • розничных рынков в связи с их созданием и управлением их работой.

Базой для расчета налога служит вид или площадь объекта торговли. В зависимости от характера и размера объекта в НК РФ определены особенности ставок этого сбора (ст. 415 НК РФ).

Однако правила, содержащиеся в НК РФ, лишь определяют общие черты этого платежа, а конкретный порядок применения (в т. ч. величину ставок и круг льгот по налогу) устанавливают субъекты РФ, в которых этот сбор вводится соответствующим законодательным актом (ст. 410 НК РФ). Поэтому выясняя, кто платит торговый сбор в конкретном регионе, надо узнать:

  • Принят ли этим субъектом РФ закон о торговом сборе .
  • Какому кругу лиц закон региона предписывает уплату сбора.

В какой бюджет относится оплата торгового сбора?

Торговый сбор — налог местного уровня (п. 3 ст. 15 НК РФ), в установлении особенностей расчета которого важнейшая роль отводится местным органам власти. Они вправе определять:

  • Разбивку налогоплательщиков и объектов торговли на категории.
  • Особенности налогообложения, зависящие от вида торговой деятельности и места ее осуществления.
  • Свою систему ставок, не выходя за верхние пределы, установленные НК РФ, имея при этом возможность не устанавливать ставку вообще (по сути, освобождать объект от налогообложения).

Они же ответственны за назначение органа, который должен собирать информацию об объектах налогообложения и предоставлять эту информацию в ИФНС (ст. 418 НК РФ).

То есть все полномочия по контролю правильности исчисления и уплаты этого налога ложатся на местные инстанции. И ответ на вопрос о том, куда платить торговый сбор , очевиден: в местный бюджет.

ИП вправе уменьшить начисленный НДФЛ на суммы торгового сбора. Но что делать, если сумма сбора оказалась больше величины НДФЛ? Об этом — в статье .

Где должен начисляться торговый сбор с 1 июля 2015 года?

Введение торгового сбора стало возможным с 01.07.2015 (п. 4 ст. 4 закона «Об изменениях в НК РФ» от 29.11.2014 № 382-ФЗ). Обязательным условием появления этого налога в регионе является принятие соответствующего закона.

К указанной дате такой документ был принят единственным субъектом РФ — Москвой (закон города Москвы «О торговом сборе» от 17.12.2014 № 62). Остальные субъекты РФ планировали ввод торгового сбора не ранее 2016 года. Однако и в 2016 году к г. Москве ни один из регионов страны не присоединился.

Закон г. Москвы определил круг налогоплательщиков и перечень объектов налогообложения в детализации, приведенной в НК РФ, не установив при этом ставку для торговли, осуществляемой непосредственно со складов (ст. 2 закона г. Москвы), что освободило эту деятельность от налогообложения.

Законом г. Москвы предусмотрен ряд льгот в виде освобождения от уплаты налога:

  • Юрлиц и ИП, занятых розничной торговлей с применением торговых автоматов, продажей на ярмарках и на территориях розничных рынков, торговлей вразнос в помещениях, управляемых автономными, бюджетными или казенными учреждениями.
  • Юрлиц, относящихся к автономным, бюджетным или казенным учреждениям, а также организациям федеральной почты.

Законом г. Москвы «Об изменениях в законах Москвы» от 24.06.2015 № 29 исходный текст закона от 17.12.2014 № 62 дополнен льготами, введенными на период до 2021 года:

  • К видам освобожденной от налога деятельности добавлены торговля на территории агрокластера, продажи в помещениях кинотеатров, театров, музеев, планетариев, цирков (при условии, что доход от главной деятельности этих заведений превышает половину всех поступлений), нестационарная торговля печатной продукцией.
  • В список освобожденных от сбора юрлиц добавлены религиозные организации, занимающиеся торговлей на территории соответствующих религиозных заведений.

Дополнительно законом от 24.06.2015 № 29 без ограничения срока действия льготы освобождены от уплаты сбора юрлица и ИП, оказывающие бытовые услуги (в т. ч. услуги парикмахерских, салонов красоты, прачечных, химчисток, ателье по ремонту одежды, металлогалантереи) при условии, что объект торговли занимает площадь не более 100 кв. м. и из этой площади не более 10% отведено для демонстрации товаров.

На учет налогоплательщики ставятся при самостоятельном обращении в ИФНС или на основании информации, предоставленной Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, который служит уполномоченным для этой цели органом (письма МФ РФ от 08.04.2015 № 03-11-06/19790 и от 27.03.2015 № 03-11-06/16906).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При непостановке на учет налогоплательщика ожидает штраф, составляющий 10% суммы дохода от торгового объекта, но не меньше 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). На должностных лиц организаций возможно наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ).

О дополнительных льготах, введенных в Москве с 2017 года, читайте в материале .

Как оплатить торговый сбор в 2016-2017 годах?

Торговый сбор — квартальный налог, уплачиваемый налогоплательщиком не позднее 25 числа месяца, который последует за отчетным периодом (п. 2 ст. 417 НК РФ). Если налогоплательщик не встал на учет, а объект налогообложения по информации, полученной ИФНС от уполномоченного органа, у него есть, то налоговый орган в срок не позднее 30 дней с даты получения информации о наличии объекта направит налогоплательщику требование об уплате, в котором сумма налога будет рассчитана по данным, имеющимся у ИФНС. Аналогичный порядок будет соблюден при выявлении недостоверности сведений об объекте налогообложения, представленных налогоплательщиком в ИФНС при постановке на учет как плательщика этого сбора (п. 3 ст. 417 НК РФ).

Как поступить, если не надо было вставать на учет, а вы подали уведомление в ИФНС, читайте в статье .

Выбор места, по которому производят оплату сбора, зависит от места постановки на учет (письмо ФНС РФ от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@):

  • Объекта недвижимости, на котором осуществляют торговлю. Для этой ситуации в платежном документе приводят код ОКТМО, соответствующий месту учета в качестве плательщика сбора.
  • Юрлица или ИП, уплачивающих сбор. Код ОКТМО для такого случая должен соответствовать месту ведения торговли.

Платежное поручение по торговому сбору оформляется в обычном для налоговых платежей порядке с использованием стандартного набора реквизитов. В качестве КБК указывают:

  • по налогу — 182 1 05 05010 02 1000 110;
  • по пеням — 182 1 05 05010 02 2100 110;
  • по штрафу — 182 1 05 05010 02 3000 110.

Образец заполнения платежного документа по этому налогу можно увидеть в материале .

Итоги

Оформление платежных документов на оплату торгового сбора не представляет сложности. Следует соблюдать сроки оплаты и делать расчет сбора на основании достоверных данных.