Шведы показали Gripen нового поколения.

18 декабря было объявлено о завершении одного из самых длительных тендеров последнего времени. Согласно решению руководства страны, военно-воздушные силы Бразилии в течение нескольких следующих лет получат истребители Saab JAS 39 Gripen шведского производства. Конкурс FX2 (ранее назывался FX2), в котором победила шведская компания Saab, продолжался 12 лет. В течение этого времени несколько ведущих мировых производителей авиационной техники предлагали бразильским военным свои новейшие разработки, однако контракт в итоге получила компания, которую изначально мало кто рассматривал в качестве фаворита.


О начале тендера на поставку истребителей для ВВС Бразилии было объявлено еще в 2001 году. Тогда тендер носил название FX. Для замены устаревших самолетов Dassault Mirage III французского производства предполагалось приобрести 36 истребителей новой модели. Общая стоимость техники оценивалась не более чем в 5 миллиардов долларов США. Конкурс привлек внимание нескольких производителей авиационной техники и был сформирован список его участников. В зависимости от решения комиссии, бразильские ВВС могли пополниться самолетами Dassault Rafale (Франция), Boeing F/A-18E/F Super Hornet (США) или Saab JAS 39 Gripen (Швеция).


Dassault Rafale


Boeing F/A-18E/F Super Hornet

Сравнение предложенных самолетов продолжалось до 2007 года, после чего тендер перезапустили с новым названием. Конкурс FX2 отличался от предыдущего несколькими нюансами финансового и производственного характера, а также количеством требуемых самолетов. Кроме того, после перезапуска в конкурсную борьбу включились новые участники. Кроме французской, американской и шведской компаний на контракт стали претендовать российская организация «Рособоронэкспорт» с самолетом Су-35, европейский консорциум Eurofighter с истребителем Typhoon и американская компания Lockheed Martin с модернизированной версией F-16 Fighting Falcon.


Су-35


Typhoon Eurofighter


F-16 Fighting Falcon

Согласно условиям конкурса FX2, ВВС Бразилии в общей сложности должны получить 36 самолетов выбранной модели, а в дальнейшем возможно начало производства техники на бразильских предприятиях по лицензии. По некоторым данным, Бразилия желает получить помощь в развертывании производства новой техники и ее компонентов на своих предприятиях. Предполагается освоить производство двигателей и различного радиоэлектронного оборудования.

В 2008 году конкурсная комиссия ВВС Бразилии огласила список финалистов тендера. Примечательной особенностью «короткого списка» оказался тот факт, что все претенденты на победу подавали заявки еще на конкурс FX. К этому времени, однако, шведская компания Saab успела предложить бразильским военным обновленный вариант своего истребителя Gripen NG. Что касается остальных участников тендера FX2, то они выбыли из соревнования по разным причинам. К примеру, российский проект Су-35 в то время находился на стадии доводки, консорциум Eurofighter не смог предложить план развития своего самолета, а американская компания Lockheed Martin отказалась передавать Бразилии все требуемые технологии.

Как ожидалось, объявление победителя должно было состояться в конце 2008 или в 2009 году, но в 2009-м ход тендера нарушился. К этому времени военные выбрали шведский истребитель Gripen NG, мотивировав свое решение меньшей его ценой при сравнимых боевых качествах. Однако Луис Инасиу Лула да Силва, в то время занимавший пост президента Бразилии, придерживался иного мнения. После нескольких встреч с французским президентом Н. Саркози он заявил о грядущих покупках истребителей Dassault Rafale. Подобные планы президента не устроили военных, и из-за начавшихся споров подведение итогов конкурса вновь перенесли.


JAS 39 Gripen

В начале 2011 года новый президент Бразилии Дилма Русеф приостановила тендер FX2 и потребовала пересмотреть заявки участников. В дальнейшем сроки тех или иных этапов тендера неоднократно сдвигались. После почти трех лет переговоров, анализа документации и испытаний техники было оглашено окончательное решение: предъявляемым требованиям наиболее полно удовлетворяет истребитель Saab JAS 39 Gripen NG шведского производства. Как сообщает издание Jane’s, первая партия из 36 самолетов обойдется Бразилии примерно в 4,5 млрд долларов.

Результат столь длительного тендера вызвал соответствующую реакцию со стороны проигравших компаний. Пожалуй, самой интересной является реакция французской компании Dassault. В ее официальном пресс-релизе критике подвергся бразильский подход к выбору победителей. По мнению представителей французской компании, подобный способ выбора техники игнорирует ее экономическую эффективность и технический уровень. Иными словами, в пресс-релизе завуалировано утверждается, что Gripen NG дешевле французского конкурента, но вряд ли способен конкурировать с ним по другим характеристикам.

На критику с французской стороны ответил вице-президент компании Saab Леннарт Синдал. В своем интервью для бразильского издания Veja он опроверг все претензии бывших конкурентов по конкурсу. По мнению Синдала, Gripen NG способен нести больше вооружения, оснащен радиоэлектронным оборудованием с более высокими характеристиками, а также обойдется бразильскому бюджету в меньшую сумму. Единственным фактическим преимуществом французского истребителя Dassault Rafale оказывается возможность несения и применения ядерных боеприпасов. Поскольку Бразилия не располагает подобным , эту особенность французского самолета нельзя считать фактором, способным повлиять на решение комиссии.

Результаты тендера FX2 не стали неожиданностью для шведских авиастроителей. Бразильские военные выбрали самолет Gripen NG еще в 2009 году, и с тех пор не произошло никаких событий, которые могли бы сказаться на их решении. Видя, как ВВС Бразилии отреагировали на заявления президента о покупке французских самолетов, шведская компания Saab, очевидно, поняла, что следует делать дальше. Еще в 2011 году Saab и бразильские военно-воздушные силы открыли авиационный центр, в обязанности которого входит проведение различных исследований и создание новых проектов. Кроме того, к настоящему времени созданы несколько совместных шведско-бразильских предприятий. В будущем они займутся выпуском различных агрегатов для самолетов Gripen NG.

Основные переговоры по контракту начнутся лишь в следующем году. Тем не менее, уже сейчас в средствах массовой информации появились сведения о возможном внесении в договор тех или иных пунктов. К примеру, ВВС Бразилии и компания Saab могут перенести оплату контракта на будущее. В таком случае первые деньги за заказанные истребители будут перечислены лишь через несколько месяцев после передачи последнего из них. Срок выплаты всей суммы пока оценивается в 15 лет. Кроме того, компания Saab может инвестировать в бразильское авиастроение порядка 175% от стоимости будущего контракта. Шведские авиастроители помогут бразильским коллегам освоить новые технологии, а также получат долю в новых предприятиях. Таким образом, подобный контракт может стать первым шагом в длительном многолетнем сотрудничестве, которое продлится несколько десятилетий.

Первые из заказанных 36 истребителей JAS 39 Gripen NG будут поставлены Бразилии лишь через несколько лет. Из-за этого, по имеющимся данным, в ближайшем будущем могут начаться переговоры между ВВС Бразилии и Швеции. Их целью должна стать передача в аренду некоторого количества истребителей Gripen из состава шведских вооруженных сил. После поставок первых машин по контракту арендованные истребители вернутся домой. Подробности подобного соглашения пока остаются неизвестными, поскольку на данный момент все ограничивается лишь несколькими заявлениями высокопоставленных лиц двух сторон.

Есть все основания полагать, что сотрудничество ВВС Бразилии и компании Saab не прекратится после поставки партии из 36 истребителей. Ранее неоднократно утверждалось, что в общей сложности бразильские ВВС намерены получить 120 самолетов, большая часть которых должна быть построена на местных предприятиях. Сейчас бразильские и шведские авиастроители планируют построить в городе Сен-Бернардо предприятие, которое будет принимать самое активное участие в строительстве и обслуживании истребителей Gripen NG.

Вся имеющаяся информация о результатах тендера FX2, а также о предпосылках к принятию такого решения, наглядно демонстрирует намерения сторон. Как видим, компания Saab, в отличие от конкурентов не только предложила наименее дорогой истребитель, но и не забыла о выгодных «бонусах». Фактически в обозримом будущем шведские авиастроители вложат в бразильскую промышленность и оборону больше денег, чем получат сами за поставку 36 истребителей. Тем не менее, доля в совместных предприятиях и контракты на строительство новых самолетов, которые могут быть подписаны в будущем, позволят полностью окупить инвестиции и, что называется, выйти в плюс.

Нельзя не признать, что подобные планы на ближайшие 10-15 лет могут быть связаны с большими рисками. Однако компания Saab, по-видимому, учла все плюсы и минусы и пришла к выводу, что такое сотрудничество с бразильским авиастроением стоит вложения сил и денег. Именно этим и можно объяснить все шаги шведской стороны, предпринятые с 2011 года. Иные компании, участвовавшие в тендерах FX/FX2, оказались не готовы сделать подобные предложения, а также связанные с ними выгоды и риски. Насколько право руководство компании Saab, предлагающее оригинальный метод оплаты заказанной техники и создание нескольких совместных предприятий, покажет время. Последние из 36 истребителей JAS 39 Gripen NG будут поставлены заказчику в 2023 году и только после этого начнутся выплаты.

По материалам сайтов:
http://janes.com/
http://lenta.ru/
http://vpk-news.ru/
http://dassault-aviation.com/
http://veja.abril.com.br/

Главное оружие многоцелевого истребителя «Грипен» - адекватность его создателей. Искусство отсекать заведомо невыполнимые требования, сосредоточившись на реальных задачах и возможностях.

Согласно общепринятой теории, за 4-ым поколением истребительной авиации должно последовать «пятое» с прописанным набором определённых качеств. Малозаметность. Крейсерский сверхзвук. БРЭО нового образца. При сохранении высокой маневренности, свойственной поколению 4.

Единственно возможной компоновкой для такого самолета была признана компоновка «Раптора» с трапециевидным крылом и двухкилевым V-образным оперением. Все остальное - интерпретации этой схемы. Одно решение, дающее два верных ответа:

1. удовлетворение требований технологии «стелс» за счет параллельности кромок трапециевидного крыла и снижения ЭПР в боковой проекции благодаря развалу килей;

2. сохранение высокой маневренности за счет четырёхвихревой аэродинамики. Первичные вихри, образованные наплывами крыла, взаимодействуют с V-образными килями, что позволяет сохранять управление при любых углах атаки.

Впервые данная идея, взятая за основу при создании 5-го поколения, была реализована на истребителе F/A-18 «Хорнет»

Так должен выглядеть истребитель пятого поколения. Но конструкторы фирмы SAAB имеют собственное мнение по данному вопросу. По мнению шведов, установленный набор характеристик для «пятого поколения», как и его технические особенности, всего лишь способы достижения цели. Какова же главная задача современного истребителя? Выжить над полем боя!

Скрываться в надежде остаться незамеченным для противника, по мнению шведов, не самый эффективный вариант. При создании истребителя «Грипен E» во главу угла был поставлен комплексный параметр “выживаемость” (surviveability), сочетающий ситуационную осведомленность пилота с возможностью противодействия различным угрозам.

Первым обнаружить опасность. Обойти засаду. Вовремя применить отстреливаемые ловушки. Сбить с толку противника. “Подавить” активными помехами головки самонаведения ракет. В идеале применить оружие с максимальной дистанции, без необходимости сближения с целью.

Смелая теория основана на новинках европейского военпрома. Шведские ВВС первыми приняли на вооружение УРВВ большой дальности MBDA Meteor . Благодаря применению маршевого ПВРД Meteor в 3-6 раз превосходит по энергетике другие ракеты класса “воздух-воздух”. При этом, в отличие от французских “Рафалей”, шведские “Грипены” используют более совершенную модификацию Meteor с двусторонним каналом обмена данными.

Оружие ближнего боя - ракета IRIS-T . Высокая чувствительность ГСН и возможность выполнения маневров с 60-кратной перегрузкой позволяет осуществлять перехват малоразмерных целей, в т.ч. выпущенных противником ЗУР и УРВВ.

Новая модификация “Грипен Е” (или “Грипен NG”), по мнению разработчиков, обеспечивает ситуационную осведомленность на уровне истребителей 5-го поколения за счет применения ключевых компонентов:

Радиолокатора ES-05 RAVAN с АФАР, обеспечивающего пилоту больший угол обзора;
- всеракурсной электронно-оптической системы обнаружения Skyward-G, работающей в тепловом диапазоне. Европейский аналог системы AN/AAQ-37, устанавливаемой на истребители Ф-35;
- сетецентрической системы обмена данными, позволяющей пилотам “Грипенов” контролировать состояние других самолетов их боевой группы (статус оружия, количество топлива, предупреждение об обнаруженных угрозах, распределение целей в бою).

А также:
- всеракурсная система предупреждения об облучении и постановки активных помех (РЭБ);
- увеличенный на 40% запас топлива;
- 10 точек для подвески вооружения и подвесных контейнеров с разведывательным и прицельным оборудованием.

Все это позволяет “Грипенам Е” в полной мере оправдать свое обозначение JAS (истребитель-ударный-разведчик).

По мнению шведов, «Грипены» новой модификации способны создать значительно большие проблемы для противника, чем многоцелевые истребители четвертого поколения . А значит, они - новый виток в эволюции истребительной авиации.

Первое — это концепция “выживаемости”.

Второе — боевой самолет должен регулярно подниматься в небо, позволяя пилотам оттачивать свои навыки и мастерство. Здесь JAS-39E продолжает традиции семейства “Грипенов”, получивших репутацию самых простых и дешевых в эксплуатации среди истребителей четвертого поколения.

По данным справочника Janes за 2012 год, стоимость одного часа полета JAS-39C составляла 4700 долл., вдвое ниже, чем у ближайшего конкурента - однодвигательного F-16.

Среди других рекордов маленького “Грипена”: за тридцать лет эксплуатации он угробил одного человека. Шведский истребитель имеет самый низкий уровень аварийности среди ровесников.

Теперь поговорим о его недостатках.

Шведы не смогли создать собственный двигатель. «Вольво» RM-12 - лицензионная копия “Дженерал Электрик” F404, созданного для истребителя F/A-18 “Хорнет” и бомбардировщика F-117.

“Грипен Е” также использует двигатель американского производства F414, модификации GE-39-E. Несмотря на схожее обозначение, F414 считается новой разработкой на основе двигателя YF-120, создававшегося для истребителя пятого поколения YF-23 (соперника YF-22 “Раптор”).

По сравнению с предшественником (F404), степень повышения давления в компрессоре F414 увеличена с 25 до 30, тяга двигателя возросла на 30%. В целом, специалисты уважительно относятся к семейству F404/F414, подчеркивая их достаточно высокие характеристики и конструктивное совершенство. Последний развивает в бесфорсажном режиме тягу около 6 тонн (на форсаже - все 10), при собственной массе двигателя около 1 тонны. Четверть века назад таких показателей не имел никто. А по соотношению удельной тяги к расходу воздуха он и сегодня является абсолютным мировым рекордсменом (расход воздуха на форсаже 77 кг/с).

Очевидно, шведы не видят проблемы в использовании американских силовых установок. Санкции и эмбарго им не грозят. В остальном - это лучшие из представленных на мировом рынке двигателей для боевых самолетов.

На мой взгляд, единственной реальной проблемой является низкая тяговооруженность “Грипена”. В самой однодвигательной компоновке проблемы нет, если имеется достаточно мощный и тяговитый двигатель.

К сожалению для шведов, F404/F414 недостаточно тяговит для работы по одиночке. Неслучайно многоцелевые палубные “Хорнет”/”СуперХорнет”, считающиеся истребителям легкого класса, имеют двухдвигательную компоновку.

В варианте истребителя-перехватчика, при боевой массе 9-10 тонн (соответствующей 40% остатку топлива и 4-6 УРВВ), шведский “Грипен” имеет значение тяговооруженности менее 0,9. Не спасает даже малая масса самого самолета (на три тонны легче Ф-16), т.к. однодвигательный “Сокол” оснащается двигателями иного порядка (его F100 выдает на форсаже 13 тонн при сухой массе 1,7 тонны).

Шведская компания Saab 18 мая 2016 года провела презентацию первого летного образца истребителя семейства Gripen нового поколения - Gripen-E. Мероприятие состоялось на официальной церемонии на предприятии Saab в шведском Линчёпинге. Боевой самолет JAS-39E получил бортовой номер «39-8».

Когда именно состоится первый полет самолета, пока неизвестно. В общей сложности в программе летных испытаний Gripen нового поколения будут участвовать три самолета, представляющие основные версии истребителя для ВВС Швеции и Бразилии. Предположительно, истребитель, сборка которого в феврале текущего года, поднимется в воздух летом.

Разработка нового самолета ведется с применением решений и технологий, использованных при создании демонстратора технологий Gripen-NG. В этом самолете установлены усовершенствованные американские двигатели F414G, радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой Raven ES-05, топливные баки увеличенного объема.


Благодаря доработкам топливной системы и силовых установок увеличились максимальная взлетная масса самолета и его дальность полета по сравнению с Gripen предыдущего поколения. Боевой самолет оснащен двумя дополнительными точками и подвески и может нести бо льшую по сравнению с обычным Gripen боевую нагрузку.

JAS-39E оснащен электродистанционной системой управления, новым оборудованием связи, позволяющим поддерживать ему связь с другими боевыми самолетами, наземными отрядами и кораблями, инфракрасной поисково-следящей системой и новым оборудованием радиоэлектронной борьбы. Последнее может использоваться для обнаружения ракет «воздух-воздух» и глушения радаров противника.

По данным Saab, на Gripe E установлены и новые системы самозащиты, включая системы предупреждения о радиолокационном облучении и предупреждения о приближении ракеты. Наконец, в шведской компании утверждают, что в состав вооружения истребителя могут быть интегрированы практически любые из существующих сегодня ракет и бомб.


В ходе презентации шведы представили боевой самолет как «сетецентрический истребитель», способный обмениваться по большинству каналов связи любым типом информации, включая текст, видео и различные изображения. Бортовое оборудование позволяет самолету действовать в любых погодных условиях днем и ночью.

Длина JAS-39E составляет 15,2 метра, размах крыла - 8,6 метра, а максимальная взлетная масса - 16,5 тонны. Двигатели самолета способны выдавать максимальную тягу в 98 килоньютонов. Gripen E может развивать скорость до двух чисел Маха (2,5 тысячи километров в час) и способен на крейсерский сверхзвуковой полет. Боевой самолет оснащен десятью точками подвески.

Gripen E - условное название для истребителей нового поколения. Saab будет выпускать две версии боевого самолета - одноместную JAS-39E и двухместную JAS-39F. Семейство Gripen появилось во второй половине 1980-х годов и сегодня представлено одноместными вариантами Gripen-A/C и двухместными Gripen-B/D.

Самолет такого типа максимальной взлетной массой 14 тонн способен развивать скорость до 2,2 тысячи километров в час, а его боевой радиус составляет около 800 километров. Истребитель вооружен 27-миллиметровой авиационной пушкой с боезапасом на 120 выстрелов и восемью точками подвески для ракет и бомб общей массой 5,3 тонны.

Многоцелевой боевой самолет JAS-39 Grippen компании SAAB/British Aerospace это одномоторный моноплан с простым дельтовидным крылом и полностью регулируемым плавающим предкрылком - аэродинамическая конфигурация «Утка» (Горизонтальные рули вынесены перед крылом).

Самолет характеризуется естественной (намеренной) аэродинамической не устойчивостью, что позволяет добиться высокой маневренности. Благодаря электродистанционной системе управления (Fly-by-Wire) с трехканальной системой резервирования обеспечивается аэродинамическая устойчивость самолета в полете. Также в чрезвычайных ситуациях предусмотрена аналоговая система резервного управления.

Так как самолет разрабатывался в Швеции, где ограниченное число равнин, то по этой причине самолет имеет отличные взлетно-посадочные характеристики, позволяющие взлетать и садиться на короткие ВПП. Тормозные щитки вместе с предкрылками обеспечивают достаточное аэродинамическое торможение при посадке.

Примерно 30% планера изготовлены из композитных материалов. Горизонтальные поверхности управления крыла, предкрылки выполнены из углеродного волокна. Фюзеляж выполнен из алюминиевого сплава, крылья из титановового сплава.

Двигатель JAS-39

В JAS-39 в качестве двигателя используется силовая установка RM12. Данный двигатель является турбореактивным двухконтурным двигателем с форсажной камерой (ТРДДФ) производства Volvo Aero Corporation. Это модифицированная версия двигателя американской компанией General Electric F-404-400, который используется в американском F/A-18. RM12 от F404 отличается повышенной тягой. 54кН в RM12 против 48,9кН в F404 без форсажа и 80,5кН против 78,7кН соответственно с форсажем. Другими различиями являются большая устойчивость к проглатыванию инородных предметов и более высокую надежность, так что двигатель отвечает критериям безопасности для использования в качестве одного двигателя самолета. Работа двигателя, в том числе автоматическое управление тяги, в зависимости от режима полета контролируется специальным компьютером, обеспечивая максимальную производительность двигателя, что дает возможность адаптироваться к конкретным условиям с максимальной эффективностью. В JAS-39C/D используется модифицированный двигатель Volvo Aero RM12UP.

Авионика JAS-39

Самолет оснащен импульсным доплеровским радаром PS-05/A, работающего в частотном диапазоне 8-10 ГГц. Излучаемая мощность радара 1 кВт с возможностью обнаружения целей до 120 км. Радар может автоматически отслеживающий несколько целей в верхней и нижней полусфере, на земле, на воде и в воздухе, и в любых погодных условиях. Она также может одновременно наводить до 4 ракет класса «воздух-воздух» на 4 различные цели.

Радиоэлектронная аппаратура характеризуется высокой степенью интеграции и автоматизации многих функций, Позволяя самолету вести боевые действия в любых погодных условиях, днем и ночью.

Вооружение JAS-39

Основное вооружение 27-мм авиационная пушка Mauser BK27 со скорострельностью от 1100 до 1700 выстрелов в минуту с запасом 120 патронов (отсутствует в двухместной модели JAS 39B). JAS-39 имеет 8 точек подвески и способен нести боевую нагрузку общим весом 4200 кг. Экспортная же версия JAS-39NG имеет 10 точек подвески. Грузоподъемность в этой версии увеличена до 5200 кг. В классе ракет «воздух-воздух» способен нести до 6 ракет типа AIM-9 Sidewinder или до 4 ракет AIM-120 AMRAAM. В классе «воздух-поверхност», самолет способен нести до 4 ракет AGM-65 Maverick или же до 2 ракет дальней дальности TAURUS KEPD 350/150, предназначенных для поражения высокозащищенных целей. Также JAS-39 способен нести до двух противокорабельных ракет RBS-15, разработанных шведской фирмой SAAB Bofors Dynamics.

Бомбовое вооружение включает в себя до 4 управляемых бомб с лазерным наведением GBU-12 PAVEWAY II или же до 8 бомб без лазерного наведения Mark 82. Также способен нести и кассетные бомбы.

Grippen состоит на вооружении следующих стран: Швеция, Венгрия с 2006 года, Великобритания, Чехия, Таиланд, ЮАР с 2007 года

Технические и тактические данные:

Производитель: SAAB / BAE Systems (Швеция / Великобритания)

История: разработка началась в 1982 году, первый полет в 9 декабря1987 года, последние летные испытания завершены в декабре 1996 года. С 1997 года начал поступать в ВВС Швеции

Размеры: длина 14,1 метра, высота 4,5 метра,

Размах крыльев : 8,4 метра,

Вес пустого : 5700 кг

Максимальная взлетная масса :14000 кг.

Силовая установка: реактивный двигатель Volvo Aero RM 12 с тягой 80 кН.

Тяга: 54 кН

Тяга на форсаже: 80,5 кН

Максимальная скорость : 2 Маха (2400 километров в час)

Скороподъемность : 4700 метров в минуту

Перегоночная дальность : 3200 км. (с подвесными баками)

Боевой радиус : 800 км.

Максимальный потолок : 15452 метра

Экипаж: стандартно о дин пилот, но есть также двухместная версия (JAS-39B).


ИСТРЕБИТЕЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ JAS 39 GRIPEN Е (ШВЕЦИЯ)

FIGHTER OF NEW GENERATION JAS 39 GRIPEN E (SWEDEN)

22.03.2017


По сообщению швейцарского ресурса «psk.blog.24heures.ch», шведская компания Saab AB готова поднять в воздух первых экземпляр новой модификации своего истребителя JAS-39E Gripen NG во втором квартале текущего года. Предсерийный самолет относится к стандарту 39-8, при этом он продолжает наземные испытания. Saab подтверждает свое намерение приступить к серийным поставкам нового самолета уже в 2019 году.
Испытания на земле (рулежка) истребителя Gripen JAS-39E (бортовой номер 39-8), выкаченного на заводе Saab AB в Линчёпинге 18 мая 2016 года, были начаты там декабре 2016 года. Saab проводит испытания программного обеспечения перед первым полетом. Борт 39-8 находится на финальной стадии наземных испытаний. Второй летный прототип Gripen E (бортовой номер 39-09), который предназначен для отработки систем вооружения, поступил в цех окончательной сборки. Третий летный прототип Gripen E (бортовой номер 39-10), который должен в 2018 году стать машиной в серийной конфигурации, пока находится на ранних стадиях сборки.
По заявлению Saab, в модификации Gripen JAS-39E используется архитектура приложений, и это успешный опыт. Этот подход позволяет вносить изменения в программное обеспечение в очень короткие сроки. В предыдущих модификациях истребителя эта работа могла занимать недели и даже месяцы. Эксплуатант самолета может оперативно вносить изменения в программный код самолета, при этом, в отличие от F-35, у него будет возможность контролировать приложения и скачивание обновлений.
В то же время модификация Gripen M для Бразилии пока находится на стадии разработки концепта, причем совместно с бразильскими специалистами.
К настоящему времени ВВС Швеции заказали 60 одноместных истребителей JAS-39E (и еще 10 в опционе), которые должны быть поставлены с 2019 по 2026 годы, полностью заменив нынешний шведский парк из примерно 100 истребителей JAS-39C/D. Кроме того, 28 одноместных JAS-39E и восемь двухместных JAS-39F заказаны Бразилией, которой должны быть поставлены в 2019-2024 годах (Бразилия также должна будет получить один специально изготовленный для нее прототип JAS-39E). Не снят с повестки дня и вопрос о возможности приобретения JAS-39E Швейцарией.
http://bmpd.livejournal.com

15.05.2017


Первый полет нового шведского истребителя Gripen E может состояться в июне, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на defense-aerospace.com (11 мая).
По заявлению компании, он может состояться до открытия Парижского авиасалона 19 июня. Стоимость разработки этой версии знаменитого боевого самолета оценивается в 2 млрд евро, в то время как только стоимость создания программного обеспечения Block 4 американского стелс-истребителя F-35 равна 4 млрд долл США. По некоторым оценкам, вся фаза НИОКР F-35 оценивается в более чем 50 млрд долл.
Первый полет «Грипен-Е» был запланирован на вторую половину 2015 года, затем был перенесен на конец 2016 года, сейчас — второй квартал 2017 года. Последняя задержка была вызвана решением, что нужно в полной мере протестировать программный интерфейс, авионику и датчики до первого полета. Интересно, что в программе «Грипен» занято даже несколько больше людей, что в офисе F-35 — чуть меньше 3000 против 2590. Эти цифры означают, что Швеция всеми силами стремится сохранить высококвалифицированный инженерный и управленческий персонал авиационной промышленности.
Военный Паритет

15.06.2017


Истребитель Gripen E, первая машина нового поколения шведской платформы JAS-39 Gripen, в четверг, 15 июня, совершил первый полет. Об этом сообщает шведская компания SAAB.
Истребитель нового поколения взлетел с аэродрома в Линчепинге. Полет прошел успешно.
Впервые Gripen E был представлен публике в мае 2016 года.
От предыдущих вариантов обновленный Gripen отличается более мощным двигателем F414G американского производства, радаром Raven ES-05 с активной фазированной антенной решеткой, большим запасом топлива и весом боевой нагрузки. Цена истребителя превышает сто миллионов долларов за единицу.
Новая машина была создана в рамках программы Gripen-NG (Next Generation), в ходе которой разрабатываются одно- и двухместный варианты. Двухместный истребитель Gripen-F можно будет использовать для подготовки пилотов, кроме того, он будет отличаться повышенными возможностями по управлению боем, ведению РЭБ и других специальных видов боевых действий.
Лента.ру

11.07.2017
Швеция не предложит Бельгии свои истребители Saab Gripen E, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на defensenews.com (10 июля).
В уведомлении от министерства обороны Швеции говорится, что правительство не готово предоставить «оперативную поддержку», необходимую правительству Бельгии, которое ищет возможности купить 34 новых истребителя для замены парка из 54 F-16. «Это потребует политического мандата и решения по внешней политике, которых сейчас нет, поэтому мы предпочитаем не давать ответ на бельгийский запрос», говорится в документе.
Это решение является ударом по оборонной компании Saab, которая в этом году надеялась предложить ВВС Бельгии свой истребитель. В борьбе за бельгийский заказ сразятся Lockheed Martin F-35, Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Наиболее вероятным победителем эксперты называют американский F-35.
Военный Паритет