Самый дорогой эсминец. Ценой в авианосец

МОСКВА, 13 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Суперсовременные американские эсминцы "Замволт" словно преследует "фамильное проклятье". Не успели эксперты завершить обсуждения прошлогодней поломки головного корабля DDG-1000 в Панамском канале, как на этой неделе частично вышел из строя его "младший брат" — DDG-1001 "Майкл Монсур". . У корабля отказали фильтры гармоник, которые защищают чувствительное электрооборудование от колебаний мощности. В итоге "Майкл Монсур" временно лишился большей части своей высокотехнологичной электронной начинки. У американских военных моряков прибавилось головной боли: корабли, уступающие по цене лишь авианосцам, упорно не хотят избавляться от множества "детских болезней". О том, почему проект новейших эсминцев до сих пор буксует, — в материале РИА Новости.

Слишком продвинутый

Эскадренные миноносцы с управляемым ракетным вооружением Zumwalt должны были стать универсальными боевыми кораблями, но с упором на борьбу с береговыми и наземными целями. На "Замволты" планировали возложить задачи огневой поддержки морского десанта, ударов высокоточным оружием по войскам и инфраструктуре, а также атаки надводных кораблей противника. Программа по строительству перспективных эсминцев стартовала в 2007 году, когда на создание двух первых "Замволтов" конгресс выделил 2,6 миллиарда долларов. Всего же ВМС США рассчитывали получить 32 корабля этого типа и уложиться при этом в 40 миллиардов.

Однако стоимость кораблей этого проекта, которые американские инженеры пытались подтянуть под высокие требования военных, начала расти астрономическими темпами. Сначала заказ снизили до 24 эсминцев, потом до семи. В итоге в 2008 году флот решил ограничиться всего тремя кораблями. Каждый из них, по последним данным, обошелся казне в 4,4 миллиарда долларов, не считая стоимости обслуживания корабля на протяжении его жизненного цикла (итоговая стоимость может превысить семь миллиардов).

© AP Photo / Robert F. Bukaty

Первый "Замволт" вступил в состав ВМС США 16 октября 2016 года. Уже через месяц — 21 ноября — DDG-1000 заглох в Панамском канале на пути к порту в Сан-Диего. Морская вода проникла в два из четырех подшипников, соединяющих индукционные бортовые двигатели корабля с его приводными валами. Оба вала вышли из строя, и "Замволт" врезался в стены канала. Суперсовременному эсминцу пришлось позорно возвращаться в порт на буксире. Более того, в Сан-Диего на корабле обнаружили утечку в системе охлаждения смазки, но ее причину установить на тот момент не удалось. Как показали последние события, серьезные проблемы с силовой установкой испытывает и второй эсминец серии.

"Надо отдавать себе отчет в том, что американцы боевые корабли строить умеют, — рассказал РИА Новости военный эксперт Алексей Леонков. — И "Замволт" по всем своим параметрам — очень интересный, оригинальный проект. Особенно его необычная энергетическая установка, схожая с той, что применяется на стратегических подводных лодках класса "Огайо". Отличие лишь в том, что на "Замволте" вместо атомного реактора дизель-газотурбинный двигатель. Он соединен с электродвигателями, которые используются на малом и среднем ходу. В теории данный подход подразумевает экономию топлива, когда корабль идет в крейсерском режиме на одном электричестве. На практике же такая система резко удорожила двигательную установку и снизила ее надежность. Отсюда и поломки".

Алексей Леонков напомнил старую шутку: "Американцы всегда находят правильное решение, но лишь тогда, когда испробуют все неправильные". Эксперт подчеркнул, что такая же история была с изначально "сырыми" штурмовой винтовкой М-16 и истребителем F-16, которые в итоге довели практически до совершенства. Нет сомнений, что со временем отшлифуют и "Замволты". Вот только до сих пор неясно, какую нишу эти три корабля займут в Военно-морских силах.

Дыра для бюджета

Уильям Биман: эсминцы "Замволт" у берегов Китая – страх США перед КНР Причиной для принятия решения разместить новейшие вооружения у границ Китая является обеспокоенность США растущим влиянием КНР на Азиатско-Тихоокеанский регион. Так американский политолог прокомментировал недавнее заявление главы Пентагона.

Ударные возможности "Замволта" достаточно высокие, но не выдающиеся. Его основное вооружение — 80 крылатых ракет в шахтах вертикального пуска, размещенных вдоль бортов. Ноу-хау эсминца должно было стать артиллерийское вооружение. Изначально планировалось установить на него два электромагнитных рельсотрона. Однако проект был обречен на провал, так как это оружие съедало бы все энергетические мощности корабля. Вооруженный рельсотронами эсминец, по сути, превращался в плавучий лафет для пушки и "отключался от сети" после каждого выстрела.

Позже было решено остановиться на двух 155-миллиметровых артиллерийских орудиях AGS нетрадиционной активно-реактивной схемы с дальностью стрельбы до 148 километров. Применяемые в них снаряды LRLAP, по заявлениям разработчиков из концерна Lockheed Martin, настолько точны, что способны "поразить цели в каньонах прибрежных городов с минимальным сопутствующим ущербом". Все бы ничего, вот только стоимость одного боеприпаса такого типа уже превысила 800 тысяч долларов. Для сравнения: отлично обкатанная в десятках вооруженных конфликтов крылатая ракета "Томагавк" бьет на 2,5 тысячи километров и стоит лишь ненамного дороже — около миллиона. Командование ВМС США с 2016 года ищет альтернативу "золотым" снарядам для чудо-пушки, но пока безуспешно.

© AP Photo / Robert F. Bukaty Новейший эскадренный миноносец США типа "Замволт" (Zumwalt)


© AP Photo / Robert F. Bukaty

"Таким образом, у "Замволтов" остаются только по 80 "Томагавков" на корабль, — рассказал Алексей Леонков. — А теперь давайте проведем несложные расчеты. Один эсминец с 80 ракетами стоит 4,4 миллиарда долларов. Крейсер типа "Тикондерога" (до 122 "Томагавков") обходится американским налогоплательщикам примерно в миллиард. Эсминец класса "Арли Берк" (до 56 "Томагавков" плюс противокорабельные ракеты и система ПРО Aegis), по последним данным, стоит около 1,8 миллиарда. Оба этих корабля прекрасно испытаны в боевых условиях и давным-давно доведены до ума. Да, "Замволт" выполнен по технологии малозаметности. Но любой специалист по РЛС скажет вам, что все эти игры с невидимостью — это только игры. Можно лишь частично снизить заметность и в определенном диапазоне. Так не проще ли за те же деньги построить две АПЛ класса "Огайо", каждая из которых в нестратегическом варианте может нести по 154 "Томагавка"? Такой подводный крейсер уж точно менее заметен, чем "Замволт", а по своей ударной мощи превосходит его вдвое".

По мнению эксперта, "Замволт" так и не пойдет в крупносерийное производство, оставшись дорогостоящей и бесполезной "игрушкой". Как подчеркнул Леонков, реализация хотя бы трех кораблей этого типа "в металле" — прямое следствие усилий лоббистов проекта в правящих кругах США. Американская промышленность давно умеет строить более дешевые и эффективные корабли. Пусть и не такие высокотехнологичные и оригинальные внешне.

– первого журналиста, побывавшего на борту революционного эсминца ВМС США Zumwalt (DDG 1000), называемого экспертами «линкором XXI века». В репортаже содержится много новых сведений о корабле и ряд эксклюзивных фото. Мы делаем эксклюзивный обзор данного материала, дополнив его информацией, дающей максимально полную информацию о судне.

Кристофер Кавас побывал на ходовых испытаниях 16 000-тонного эсминца 23 марта. Как и раньше, они прошли в районе Портленда, штат Мэн, откуда отчалил корабль. По завершении тестирований судно вошло в реку Кеннебек и отправилось на судостроительную верфь города Бат – место своего «рождения».

Как и многие другие американские военные суда, Zumwalt должен пройти через целую серию испытаний и доработок перед тем, как начнётся его полноценная эксплуатация. Приёмочные испытания пройдут в апреле. Если они будут успешными, 20 мая корабль официально передадут его экипажу - в распоряжение Военно-Морских Сил США. В сентябре, после нескольких месяцев обучения команды, судно покинет верфь. На 15 октября запланирована официальная церемония ввода в состав ВМС (город Балтимор, Мэриленд), а в декабре эсминец прибудет на базу флота в Сан-Диего, штат Калифорния – место своего постоянного базирования.

В соответствии с планом 2007 года, на протяжении шести месяцев, начиная с января, корабль будет находиться на техобслуживании в Сан-Диего: будет осуществляться доработка с учётом опыта и сведений, полученных специалистами в предыдущие месяцы. В Калифорнии будет сделано главное: в 2017 году на Zumwalt завершат установку систем вооружения, сенсоров и программных обновлений. В штате Мэн были построены корпус судна, его механические и электрические системы, но практически всё оружие на нём разместят уже в Сан-Диего. Боевые системы испытают только в начале 2018 года, и лишь после этого самый большой в истории ВМС Соединённых Штатов эсминец будет готов к использованию. Двухэтапное производство предполагалось с момента подписания контракта.

Корабль имеет длину 185 м, ширину 24,6 м и водоизмещение 13 200 тонн. Эсминцы Zumwalt – самые крупные современные неавианесущие боевые корабли в мире после советских атомных ракетных крейсеров проекта 1144, построенных на Балтийском Заводе с 1973 по 1989 годы (их водоизмещение – 26 000 тонн)

На данный момент Zumwalt является собственностью Bath Iron Works (BIW) – судостроительной верфи General Dynamics, город Бат, где с 2008 года строился корабль. Работа над его концепцией началась ещё раньше. Во время испытаний Zumwalt управлялся командой гражданских инженеров и кораблестроителей BIW во главе с капитаном Эрлом Уокером, который имеет опыт работы свыше 30 лет. Также присутствовали специалисты оборонной компании Raytheon (основного поставщика боевых систем Zumwalt) и других производителей оружия.

Специалисты Bath Iron Works. Фото: Кристофер Кавас, Defense News.

Журналист рассказал о хронологии, ходе, специфике испытаний, а также некоторых уникальных особенностях и возможностях корабля, основная часть сведений о котором строжайше засекречена.

Испытания первого этапа, названного «Альфа», прошли в начале декабря и длились около недели – полноценное тестовое плавание впервые состоялось 7 декабря. Без критически важного первого этапа не имело смысла переходить ко второму, названному «Браво». Тогда, во время «альфа»-испытаний, прошла демонстрация около 20 базовых функций и задач корабля, сообщил капитан Джеймс Дауни, руководить посвящённой DDG 1000 программы PMS 500 Командования Военно-Морских Систем ВМС США (NAVSEA). Zumwalt несколько раз возвращался в Портленд для смены инженеров на борту.

Декабрьские испытания прошли проверку службы ВМС по контролю качества (INSURV) и были признаны успешными. Нестандартная разбивка процесса на две стадии была обусловлена беспрецедентным количеством высокотехнологического оборудования: около 10 больших «hi-tech-групп» и десятки более мелких элементов.

Фото: Кристофер Кавас, Defense News.

Кавас побывал на третьем ночном выходе корабля в море, во время второй серии морских испытаний, состоявшейся 21 – 24 марта. Они прошли успешно. В ходе тестирований этапа «Браво» было выполнено свыше 100 задач, сообщил капитан Джеймс Кёрк, который станет первым командиром (commanding officer, CO) Zumwalt.

Эсминец вышел из бухты Каско в Атлантический океан. Zumwalt сопровождал Moray, небольшой катер Береговой охраны США. Как правило, это делается из соображений безопасности, но на этот раз на нём находилась команда из NAVSEA, занимавшаяся проверкой стелс-качеств. Это не менее важно, чем правильная работа двигателей.

Как пишет Кавас, белый ходовой огонь находится на носу корабля, а не на мачте, как это принято, – стелс-дизайн эсминца позволяет разместить его только там, поскольку одна из особенностей судна - это как раз максимально гладкая поверхность корпуса без лишних выступающих на нем элементов. Единственное, что возвышалось над ровной, плоской передней палубой – это огромные носовые башни, в которых «прячутся» две 155-миллиметровых пушки Advanced Gun System (AGS) – самые крупные (за последние десятилетия) морские пушки, установленные в качестве стандартного оборудования корабля.

По краям корабля и вдоль кормовой полётной палубы находится несколько рядов из 80 ячеек для ракет. Они расположены в новом порядке, призванном обеспечить защиту судна при помощи «взрывных щитов» (blast shields) ракетных ячеек (они защищают ракеты во время боя), оставляя срединную линию свободной для артиллерийской системы.

При движении на корабле нет ограждений и спасательных тросов, хотя во время пребывания в порту можно в ручном режиме установить стойки с перилами. Те, кто отважится выйти на палубу в море, должны крепко схватиться за страховую оттяжку.

Эсминец вышел из бухты с навигационным радаром, радиолокатором сантиметрового диапазона AN/SPY-73, вращавшимся на верху мачты передней палубы. Однако в море мачта была убрана в корпус наподобие перископа – из соображений малозаметности.

Во время выхода в море, описанного Defense News, на борту присутствовало около 130 членов будущего экипажа эсминца, что весьма необычно для испытаний, проводящихся кораблестроительными верфями. В ближайшие месяцы Zumwalt станет для экипажа вторым домом, но уже сейчас BIW позволила военным получить первый опыт управления судном. Будущий экипаж был очень воодушевлён этой возможностью, и ему удалось справиться даже с бóльшим количеством задач, чем было запланировано. Этот уникальный опыт дал ему особые преимущества – позволил лучше изучить сложнейшее, революционное устройство корабля, оснащённого новейшими технологиями, – и, что особенно важно, это происходило при непосредственном участии людей, которые разрабатывали, строили и испытывали эсминец.

«Мы ждали этого 33 месяца», – сказал команд-мастер-старшина (CMDCM, Command Master Chief) Дион Бошам .

Экипаж побывал на борту Zumwalt во второй раз. Впервые ему позволили посетить корабль во время первого, декабрьского этапа испытаний. Тогда военные присутствовали на эсминце меньшее время. Теперь же они участвовали в управлении Zumwalt на протяжении более 22 часов. Судно, как и тогда, вышло из Портленда, а по завершении тестирований прибыло на верфь. Но в этот раз корабль вернулся в Бат только на следующий день, и его испытания продлились почти сутки.

В своём эксперименте BIW пошла ещё дальше: помимо команды испытываемого эсминца, на судне присутствовало несколько инженеров из будущего экипажа строящегося второго корабля класса Zumwalt – USS Michael Monsoor (DDG-1001). Они ознакомились с силовой установкой.

Напомним, что планируется построить ещё два корабля серии Zumwalt. Третьим в серии станет Lyndon B. Johnson (DDG-1002), на который через два года могут установить «научно-фантастическую» рельсовую пушку. На ранних этапах американские ВМС заявляли о возможном строительстве 32 эсминцев этого типа, но из-за сложности новейших технологий, используемых на Zumwalt, их число сократили до 3.

Члены экипажа DDG-1000 участвовали в проведении целого ряда операций и тестов, управляли судном, изучали функционирование двигателей. Они осмотрели и проверили работу якоря: он и связанные с ним механизмы находятся полностью внутри судна. Якорь выдвигается вниз через дно корабля.

Члены экипажа проверяют работу якоря. Фото: Кристофер Кавас, Defense News.

По словам Бошама, различные системы эсминца так глубоко интегрированы, что экипаж учился не просто управлению отдельными элементами оборудования, а оперировал огромной «системой систем». Общая длина программного кода – около 6 000 000 строк.

Бошам очень опытен: ранее он служил на авианосце, крейсере и двух фрегатах, но, по словам команд-мастер-старшины, даже ему пришлось изучить и освоить 19 новых технологий для будущей работы на Zumwalt.

Требования для экипажа, по словам Бошама, очень высоки: туда принимают только моряков, показавших наилучшие результаты. При этом лишь один член экипажа моложе 21 года.

Главный специалист по управлению огнём Дейв Эйткен также находился на корабле, однако он отошёл от своих привычных обязанностей, так как боевые системы Zumwalt ещё не установлены и начнут функционировать только через два года. Во время данных испытаний основное внимание уделялось корпусу эсминца, механике, инженерным аспектам, поэтому для Эйткена и его команды нашлись другие задачи, включавшие работу с инженерами BIW.

«Моряки учились у ребят из Raytheon, – сказал Эйткен. – Во время испытаний человек из Raytheon стоял у них за спиной и следил за их работой с консолями».

Элетромагнитый рельсотрон для эсминцев класса Zumwalt. Фото: MC2 Kristopher Kirsop/Navy.

Люди Эйткена участвовали в работе IT-отделения с «компьютерной» инфраструктурой эсминца, оперировали интегрированными системами, включая системы связи. В будущем, после установки вооружений, отдел управления огнём будет лучше понимать, каким образом они встроятся в «систему систем» Zumwalt.

Во время учений эсминец фунционировал исправно, все запланированные цели и показатели были достигнуты. Какие бы то ни было неполадки отсутствовали, отметил Дауни. Команда BIW теперь изучит полученную информацию и будет готовиться к приёмочным испытаниям. По сути, как отметил руководитель PMS 500, мартовское тестирование было их «репетицией». В апреле INSURV оценит работу корабля и, по всей вероятности, будет рекомендовать его к официальному принятию в состав ВМС.

Погодные условия во время испытаний были сложными, но корабль продемонстрировал высокий уровень устойчивости. Его разгоняли до скорости выше 30 узлов (более 55 км/ч) – при максимальной скорости 33,5 узла (62 км/ч). При резком повороте угол крена составлял 7-8 градусов. Это очень впечатлило Кёрка, ожидавшего гораздо большего наклона. Корпус судна с его необычным завалом (он сужается выше ватерлинии на 8°) невероятно устойчив – такая форма обуславливается необходимостью снижения ЭПР (эффективной площади рассеяния) - главного показателя, определяющего уровень заметности судна.

Дауни отметил, что у него нет никаких сомнений относительно стелс-качеств эсминца и его ЭПР. По его словам, всё выглядит даже «слишком хорошо». «Засечь» Zumwalt радарам очень сложно. Примечательно, что на время испытаний из соображений безопасности судоходства на корабль установили отражатели. Таким образом, гражданские суда могли видеть стелс-эсминец на своих радарах.

Палубы не предназначены для постоянного пребывания людей, поэтому все те приспособления и конструкции, которые обычно встречаются на палубах военных кораблей, перенесены внутрь или максимально уменьшены. Всё необходимое для повседневной деятельности экипажа находится внутри эсминца. Это, как нетрудно догадаться, также связано с малозаметностью Zumwalt.

Радиопоглощающие материалы толщиной около дюйма, которыми обнесены корпус и надстройка, позволили минимизировать число выступающих антенн. Эта инновация вместе с другими стелс-компонентами делает эсминец максимально скрытным.

На корабле находилось 388 человек, хотя в будущем его экипаж будет составлять 147. За планируемые 40 лет эксплуатации USS Zumwalt такое количество людей на борту будет перевозиться очень и очень редко.

Необходимо отметить, что благодаря высокотехнологичной программно-аппаратной начинке работа эсминца максимально автоматизирована. Благодаря этому был уменьшен размер экипажа. 147 человек – это очень немного. Для сравнения: экипаж российского гвардейского ракетного крейсера «Москва», аналогичного по размерам Zumwalt, составляет порядка 500 человек.


Лазерное оружие.

Обширный мостик находится на втором уровне (O2) надпалубной надстройки. Стандартная вахта на мостике – три офицера. Там оборудованы места для двух младших вахтенных офицеров (Junior Officer of the Watch, JOOW, и Junior Officer of the Deck, JOOD). Для вахтенного офицера, OOD, сидение не предусмотрено: он должен стоять и ходить по мостику.

Между вахтенными сидениями располагается система ручного управления. Для всех мест оборудованы компьютерные панели. Курс судна может задаваться автопилотом или при помощи мыши и клавиатуры, или путём вращения «небольшой чёрной ручки», используемой как штурвал корабля.

Места, обустроенные на мостике, окружены консолями. Младшие вахтенные офицеры на своих местах следят за экранами, фиксирующими работу внутренних систем, и навигационными дисплеями. Окна и консоли разделяет довольно широкий проход.

Сверху по кругу расположены восемь крупных плоскопанельных дисплеев. Это одна из самых подробных и внушительных информационных систем, расположенных на мостиках сегодняшних военных кораблей. Там можно подключиться к любым данным: разнообразным сенсорам, секретным разведданным, камерам, показывающим разные участки эсминца.

По бокам от консолей младших вахтенных офицеров находятся отдельные места для командира и его старшего помощника (по правую сторону) или коммодора (по левую). Прямо над ними – три крупных плоскопанельных дисплея.

Сзади оборудованы места для людей, отвечающих за разведданные и планирование миссии.

В задней части рулевой рубки с обеих сторон находятся два «алькова», предназначенные для управления кораблём капитаном или вахтенным офицером во время входа в док, пополнения запасов судна и выхода из дока.

Имеются два широких открывающихся окна, через которые два человека могут смотреть далеко вниз, до ватерлинии корабля.

USS Michael Monsoor

Многозадачный Центр управления Zumwalt (SMC, Ship Mission Center) огромен и имеет две палубы в высоту. Он простирается из упрятанного в сталь уровня O2 в основание многокомпонентной надстройки, венчающей корабль (уровень O3). Три плоскопанельных дисплея в передней части помещения сразу же обращают на себя внимание. Там же 19 вахтенных управляют четырьмя рядами консольных станций.

Общее расположение консолей в определённой мере напоминает последнюю ПРО Aegis Baseline 9 (используются похожие дисплеи CDS и рабочие станции), но они занимают гораздо больше места. Первый и второй ряды отвечают за ракетные и артиллерийские системы, кибероперации, противолодочную войну. Позиции контроля и управления занимают третий ряд: там располагаются места для командира, офицера тактических действий и вахтенного инженера-механика. Четвёртым рядом консолей управляет персонал, отвечающий за двигатели, механику и IT-поддержку.

Сверху, в задней части SMC, находится застеклённая вторая палуба, предназначенная для командного состава или кадров, отвечающих за секретные данные или планирование миссии. Там они могут работать, не привлекая внимание вахтенных, которые находятся ниже, но следя при этом за теми же самыми дисплеями CDS.

С левой и правой стороны SMC располагаются дополнительные закрытые помещения, где также оборудованы консоли и панели, позволяющие заниматься детальным планированием миссии корабля или отдельных операций.

Кавас описывает и подпалубные помещения. Особенно примечателен располагающийся в глубине корпуса «Бродвей» - просторный проход с правой стороны судна, позволяющий легко перемещать амуницию и боеприпасы в места хранения.

Broadway. Фото: Кристофер Кавас, Defense News.

«Бродвей» достаточно широк, чтобы через него проезжали вильчатые подъёмники. Он похож на проходы, использовавшиеся в последнем поколении боевых линкоров США, где их называли точно таким же словом.

«Бродвей» продолжается вплоть до артиллерийских складов, обслуживающих пушки AGS. С противоположной стороны – просторное помещение, где можно разместить тренажёры по соседству с комнатой для отдыха.

В середине корабля на второй палубе находятся кают-компании для офицеров и экипажа и помещения для чиф-петти-офицеров (goat locker). Они обслуживаются одним камбузом (на 100% «электрическим»).

Два машинных отделения включают две электростанции, состоящие из Advanced Induction Motors (AIM) и газовой турбины MT-30 Rolls-Royce, которые вместе производят 39 МВт – в общей сложности, 78 МВт (больше, чем любой американский эсминец). На судне реализован т.н. принцип «полностью электрического корабля», «электрохода», «Full Electric Propulsion»: используется общий первичный источник выработки электроэнергии, которая обеспечивает и движение судна, и электроснабжение всех без исключения систем корабля. Упомянутые выше мощные британские газовые турбины Rolls-Royce, построенные на базе современных асинхронных двигателей, приводят в действие электрогенераторы, после чего электроэнергия при помощи гребных электродвигателей снова преобразуется в механическую энергию. «Электроходы» – редкость для военно-морских сил. До этого единственным прецедентом «полностью электрического корабля» был британский «Дэринг».

Каждый Advanced Induction Motor напрямую связан с одним из двух гребных валов корабля, поэтому исчезает необходимость использования редуктора (что, в свою очередь, снижает уровень шума и вибраций). Машинные отделения управляются дистанционно. Высокая выработка электроэнергии понадобится для работы рельсовых пушек.

Кабели, подходящие к одному из Advanced Induction Motors. По центру соединяется с одним из гребных валов. Фото: Кристофер Кавас, Defense News.

С левой стороны кормовой части находится Дополнительный центр управления (Secondary Ship’s Mission Center, SSMC). Он способен выполнять аналогичные SMC и мостику функции, но в меньших масштабах, и будет использоваться как «пост живучести» (damage control center, DCC).

USS Zumwalt (DDG-1000)

USS Zumwalt (DDG-1000)

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Авиагруппа

  • 1 × вертолёт SH-60 LAMPS;
  • 3 × БПЛА MQ-8 Fire Scout.

Ракетное вооружение

  • 80 ТПК (20 УВП Мк 57 по 4 ТПК) под КР "Томахок", ПКР "Гарпун";
  • ЗУР "Усовершенствованная Си Спарроу" и "Стандарт";
  • ПЛУР "Асрок".

Артиллерия

  • 2 × 155-мм АУ AGS (920 выстрелов, из них 600 в автоматах заряжания).

Зенитная артиллерия

  • 2 × 57-мм АУ Mk. 110.

Противолодочное вооружение

  • RUM-139 VL-Asroc.

Радиолокационное вооружение

  • AN/SPY-3.

Однотипные корабли

USS Michael Monsoor (DDG-1001), USS Lyndon B. Johnson (DDG-1002)

USS Zumwalt (DDG-1000) - головной корабль в серии из трех единиц. Назван в честь морского офицера и адмирала Элмо Замволта. Корабль помимо традиционного вооружения свойственным своему классу имеет хорошие стелс возможности.

Общие сведения

Совершенно новый тип эскадренных миноносцев ВМС США с ракетным вооружением (также ранее известный как DD(X)), с упором на атаки береговых и наземных целей. Этот тип является уменьшенной версией кораблей программы DD-21, финансирование которых было прекращено.

Первый эсминец серии - Zumwalt DDG-1000, был спущен на воду 29 октября 2013 года. Эсминцы данной серии являются многоцелевыми и предназначены для атаки противника на побережье, борьбы с авиацией противника и огневой поддержки войск с моря. Предполагается что эсминцы нового поколения придут на смену фрегатам класса Оливер Хазард Пери и эсминцам класса Spruance.

Программа названа в честь адмирала, руководителя военно-морскими операциями Элмо Р. Зумвалта - американского морского офицера и 19-го руководителя военно-морскими операциями, адмирал, самый молодой офицер в этом чине, а также ветеран Вьетнамской войны с многочисленными наградами.

История создания

Сама по себе история данного проекта – история постоянной борьбы с непрерывно растущей ценой и уменьшения его серийности, а также упрощения конструкции и снижения тактико-технических характеристик (ТТХ). Все началось, наверное, еще в конце 70-х годов, когда умами в штабах ВМС США овладела идея «корабля-арсенала» – корабля с минимумом надстроек, с пониженной ЭПР, зато набитого максимальным числом ячеек унифицированных шахтных пусковых установок для различного вооружения, в основном ударного, для атаки наземных целей.

Новая концепция перспективных тяжелых кораблей ВМС США SC-21 появилась после 1991 года. Она состояла из перспективного крейсера CG21 (затем CG(X)) и перспективного эсминца DD21 (затем DD(X)). Основной идеей была универсальность – предполагалось, что и крейсер, и эсминец должны были иметь способность выполнять любые задачи, как боевые (поддержка десанта, удары по наземным целям или борьба с надводными кораблями, подводными лодками, обеспечение ПВО корабельного соединения), так и небоевые (например, эвакуация мирных граждан из «проблемной» страны).

Необходимость этих кораблей была в новых условиях не очевидной, да и цена начала взрывообразно расти. Разумеется, рост цены вел к сокращению серии, а сокращение серии влекло повышение цены, т. к. общие издержки распределялись по меньшему числу корпусов. Первой жертвой Конгресса пал крейсер, который сначала отложили, а теперь и вовсе не вспоминают. Считается, что замены у крейсеров типа «Тикондерога» не будет, точнее, их заменят эсминцы типа «Арли Берк» последних серий.

Затем начали урезать и эсминец. Сначала серию, планировавшуюся из 32 кораблей, сократили на восемь. Затем их осталось 11, потом семь, в конечном же итоге серию сократили до двух кораблей. А потом лоббистам проекта удалось вымолить еще один. Цена, конечно, тоже выросла. Только на разработку проекта затрачено около 10 млрд долларов. Вместе с распределением расходов на опытно-конструкторские работы по трем корпусам цена за корабль составляет порядка 7 млрд долларов за первую единицу, это не считая стоимости жизненного цикла.

Естественно, с течением времени не только росла цена, но и сокращались возможности проекта. В конечном итоге DD(X) переименовали в DDG1000, одновременно сократив водоизмещение и вооружение. Причем результаты этих сокращений вызывают довольно-таки двойственное отношение.

Проектирование

При разработке ЭМ УРО типа "Замволт" особое внимание было уделено повышению уровня автоматизации и созданию общекорабельной иерархической информационно-управляющей инфраструктуры, построенной на принципах распределенных компьютерных сетей (с центральным компьютером - серверами, расположенными в специальных контейнерах, управляющим распределением ресурсов и централизованным доступом к данным, использованием общих протоколов обмена данными), с применением волоконно-оптических линий связи (единая шина данных).

Такая система предусматривает согласованное функционирование автоматизированных систем освещения воздушной, надводной и подводной обстановки, боевого управления, связи, радиоэлектронной разведки и борьбы, контроля состояния систем и механизмов, а также управления кораблем и его техническими средствами.

Единая информационно-управляющая система (ИУС) является первым крупномасштабным проектом электронной системы с открытой архитектурой, реализованным на надводном корабле ВМС США.

Внедрение данной системы позволит значительно увеличить уровень автоматизации, в результате чего на 70 % снизятся рабочие нагрузки на экипаж, а его численность сократится до 148 человек, включая персонал авиагруппы (АГ), которая по сравнению с АГ эсминца УРО типа "О. Бёрк" подсерии 2А увеличится с 22 до 28 человек.

Описание конструкции

Корпус

При проектировании ЭМ УРО типа "Замволт" для снижения заметности в различных диапазонах длин волн был применен общий принцип построения оборудования верхней палубы и надстройки корабля, получивший название INTOP (integrated Topside).

Для уменьшения ЭПР эскадренного миноносца его корпусу придана особая форма - "пронизывающая волну", с завалом бортов выше ватерлинии приблизительно на 8°. Форштевень также имеет волноре-жущую форму под углом около 45°. На корпус выше ватерлинии будет нанесено противорадиолокационное покрытие. Все палубные устройства и механизмы на эсминце максимально убраны в подпалубное пространство. В походном положении стволы орудий артиллерийских установок крупного и малого калибров закрываются заслонками. По предварительным оценкам в равных условиях ЭПР ЭМ УРО нового поколения типа "Замволт" в 50 раз меньше, чем у эсминцев типа "О. Бёрк" (ее часто сравнивают с ЭПР 14-м рыбацкой шхуны).

Корпус корабля состоит из пяти палуб средней высотой 3 м и трюма - 1,75 м. Вертолетная площадка длиной около 46 м расположена в корме на второй палубе, Корпус имеет бульбообразную носовую оконечность, что улучшает мореходные качества судна.

Пирамидальная гладкая, без выступающих частей и привычных мачтовых конструкций, надстройка расположена под углом 10-16° к вертикали. К кормовой ее части примыкает ангар, выполненный из композиционных материалов. Надстройка также сделана из этих материалов. С внешней стороны надстройка и ангар имеют противорадиолокационное покрытие - они облицованы прямоугольными панелями, изготовленными из специального радиопоглощающего материала. Как и в корпусе, отверстия в надстройке закрыты лацпорта-ми. Антенные устройства радиолокационных систем (активные ФАР) интегрированы в нее.

Палубы надстройки, также выполненные из композиционных материалов, представляют собой единое целое с бортами надстройки и ее переборками, что исключает необходимость использования специального крепежа. Надстройка и палубный настил изготовлены по технологии вакуумного литьевого прессования компаунда (VARTM - Vacuum Assisted Resin Transfer Molding), широко используемой не только в судостроении, но и в автомобиле- и авиастроении, а также в других областях.

Для обеспечения прочности конструкции слои ткани из углеродного волокна укладываются в форму и в середине армируются более жестким материалом, после чего осуществляется вакуумная заливка композитом. С внутренней стороны надстройка обшита листами из пробкового дерева для теплозвукоизоляции. Надстройка, выполненная как монолитная структура, имеет следующие размеры: длина 48,8 м (с ангаром около 61 м), ширина 21,3 м, высота 21 м. Она состоит из шести уровней. В четырех верхних общей высотой 12,2 м расположены посты управления кораблем и радиолокационные системы. В средней части надстройки проходят газоход энергетической установки, а также системы его водяного и воздушного охлаждения.

Для снижения ИК-поля корабля применяется система подавления теплового поля (ISEE & HSS - Infrared Suppression Engine Exhaust and Heat Suppression System). Она обеспечивает орошение надстройки и корпуса забортной водой.

В сравнении с другими типами современных кораблей низкий уровень шумности этого эсминца достигнут за счет внедрения системы электродвижения и использования опыта атомного подводного кораблестроения по амортизации и звукоизоляции механизмов и агрегатов. Благодаря применению данных технологий разработчикам удалось выйти на максимальный (третьоктавный) уровень шумности, соответствующий таковому на первых ПЛА типа "Лос-Анджелес" постройки конца 1970-х годов, который составлял 65-72 дБ. Для сравнения - у ЭМ УРО типа "О. Бёрк" он менее 100 дБ. Кроме того, для эсминца были разработаны новые винты и рули.

Полное водоизмещение корабля 15 365 т, что в среднем на 55 % больше, чем у КР УРО типа "Тикондерога" (9 957 т), состоящих на вооружении ВМС США, и на 69-73 % превышает водоизмещение ЭМ УРО типа "Бёрк" подсерий 1, 2 и 2А(8 950-9 155 т).

Особо отмечается инновационное решение по переферийному расположению УВП (PVLS - Peripheral Vertical Launch System). Блоки установки размещены "периферийно" (вдоль бортов) -12 в носовой части корабля (перед надстройкой, по шесть по правому и левому борту) и восемь в кормовой (за надстройкой, дальше ангара, по четыре блока справа и слева от вертолетной площадки).

Подобное конструкционно-схемное решение позволило скомпоновать носовую оконечность таким образом; чтобы высвободить пространство внутри корпуса для размещения двух башен АУ с элеваторами и погребами боезапаса последовательно друг за другом по диаметральной плоскости. Кроме того, примененная компоновочная схема снижает вероятность детонации и, следовательно, потери всего боекомплекта батареи ракет при подрыве одного из четырех ракетных погребов. Это также повышает живучесть ЭМ за счет уменьшения мощности взрыва при попадании средств поражения в отдельные батареи.

Бронирование

В основном корабль слабо бронирован, но в некоторых частях бронирование имеется. Например коффердамы подпалубного пространства, в которых размещены УВП, усилены броневыми плитами. Такая конструкция, по мнению разработчиков, должна предотвратить распространение взрывной волны в направлении внутреннего пространства корпуса корабля при попадании ПКР или снарядов противника в УВП.

Для испытаний новой УВП были изготовлены полномасштабный модуль массой 162 т и несущая конструкция, имитирующая часть обшивки и внутреннего объема корпуса корабля. В ходе них оценивалась живучесть установки при взрыве боезапаса и давались рекомендации по оптимизации конструкции УВП и корпуса. Испытания системы показали, что при внутреннем взрыве боезапаса основная часть образуемой при этом энергии направляется в сторону от корпуса, что позволяет минимизировать повреждения оборудования, расположенного во внутренних отсеках корабля, смежных с поврежденным коффердамом.

В целом упор сделан на конструктивную защиту и расположение важных элементов(бронирование встречается сейчас разве что на авианосцах и тяжелых крейсерах, и то крайне умеренно). В конструктивной защите имеется ввиду размещение УВП ракет четырьмя группами вдоль бортов и различные малозначимые помещения по периметру корабля, экранирующие важные, расположенные внутри. А также возможно использование различных бронекомпозитов в ответственных местах – вроде кевлара или высокомолекулярного полиэтилена.

Энергетическая установка и ходовые качества

Здесь реализована схема, при которой британские газовые турбины Rolls-Royce Marine Trent-30 (одни из самых мощнейших в своем классе) приводят в действие электрогенераторы - после электрическая энергия вновь преобразуется в механическую энергию, посредством гребных электродвигателей.

Электроходы широко известны в гражданском судостроении, но не получили большого развития на военно-морском флоте (где мощность корабельных ГЭУ зачастую превышает 100 тыс. л.с.). «Замволт» - второй после британского «Дэринга», где была применена схема с полным электродвижением (Full Electric Propulsion - FEP).

Исключение прямой механической связи между ГТД и винтами позволило уменьшить вибрации корпуса, что в свою очередь, положительно сказалось на уменьшении шумности эсминца. Кроме того, это упростило энергоснабжение энергозатратного оборудования и «развязало руки» конструкторам.

Экипаж и обитаемость

В проекте корабля применен ряд современных технологий, позволяющих снизить стоимость его жизненного цикла корабля. Одной из них является ГЭУ нового поколения - ОЭЭС с высокими КПД и надежностью, которая обеспечит снижение расходов топлива и, соответственно, эксплуатационных расходов на протяжении всего срока службы НК. Помимо этого, ОЭЭС подразумевает сокращение количества первичных источников энергии (тепловых машин), что, в свою очередь, позволит уменьшить стоимость ГЭУ и численность обслуживающего персонала.

Еще одно новшество - глубокая автоматизация процессов контроля и управления боевыми и общекорабельными системами (в том числе и ГЭУ), которая позволит сократить численность экипажа 300-350 человек, как на современных кораблях такого же класса, до 148, что, в свою очередь, даст возможность снизить стоимость жизненного цикла.

Вооружение

Авиационное вооружение

На судне располагается вертолет Sikorsky SH-60 Seahawk морского базирования, а также многоцелевые беспилотные летательные аппараты MQ-8 Fire Scout в виде трех экземпляров.

Sikorsky SH-60 Seahawk - американский многоцелевой вертолёт. SН-60 разработан на основе вертолёта UH-60 в соответствии с конкурсной программой ВМС США LAMPS Мк.3 (Light Airborne Multipurpose System - лёгкая авиационная многоцелевая система) для эксплуатации с военных кораблей. Первый полёт вертолёта состоялся в 1979 году и был принят на вооружение ВМС США в 1984 году.

MQ-8 Fire Scout - многоцелевой беспилотный летательный аппарат (беспилотный вертолёт). Работа над созданием беспилотного аппарата вертикального взлета RQ/MQ-8 "Fire Scout" на основе конструкции гражданского вертолёта Schweizer 330 была начата в феврале 2000 года фирмой "Schweitzer USA" (дочерней структуры компании "Sikorsky")

Противолодочное вооружение

RUM-139 VL-Asroc

На этом корабле решили установить RUM-139 VL-Asroc - противолодочную ракету разработки США, модификация ракеты RUR-5 ASROC, использующая в качестве пусковой установки универсальную УВП Mk 41. Является основным средством поражения ПЛ для надводных кораблей американских ВМС.

Основу системы управления составляет цифровой автопилот, который использует управление вектором тяги, чтобы вывести ракету на нужный угол возвышения (40° на начальном участке, 29° на маршевом). В целях снижения влияния ветрового сноса на больших высотах траектория ракеты делают более пологой. Как и в классическом ASROC дальность полёта регулируется выключением двигателя и отделением боевой части в нужной точке траектории. Ракета поставляется в транспортно-пусковом контейнере Mk 15 Mod 0 VLS, который исключает необходимость проведения технического обслуживания на борту корабля.

После старта ракета автономна и ее траектория с носителя не корректируется. Дальность стрельбы определяется временем горения твердотопливного заряда маршевого двигателя, которое вводится в реле времени перед пуском. В расчетной точке траектории отделяется маршевый двигатель и раскрывается парашют, обеспечивающий торможение и приводнение торпеды. При входе в воду происходит отделение парашюта и запуск двигателя торпеды, которая начинает поиск цели.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

2 × 155-мм АУ AGS

Корабль вооружен двумя носовыми башнями со 155-миллиметровыми новейшими артсистемами AGS (Advanced Gun System). Долгое время после войны считалось, что универсальная артиллерия среднего калибра свое значение утратила. Но после ряда локальных войн выяснилось, что пушки нужны, например, для поддержки десантов и для множества других задач.

Система представляет собой башенное 155-миллиметровое орудие (длина ствола 62-го калибра) с подпалубной системой автоматического заряжания. Башня создана с учетом требований радиолокационной малозаметности, пушка в небоевом положении прячется для этой же цели. Выстрелы раздельно-гильзовые, стрельба полностью автоматическая до полного истощения боезапаса.

Боекомплект двух башен – 920 выстрелов, из них 600 – в автоматизированных боеукладках. Однако скорострельность заявляется весьма низкая – 10 выстрелов в минуту, что объясняется тем, что снаряд очень длинный и система заряжания работает лишь при вертикальном расположении ствола. Обычными снарядами калибра 155 мм эта пушка не стреляет, даже корректируемыми.

У нее только специальные управляемые сверхдальнобойные снаряды LRLAP. По сути, этот очень длинный снаряд с двигателем и крылышками лучше называть ракетой и по устройству, и по отношению общей массы к массе боевой части. Длина снаряда составляет 2,24 м, масса – 102 кг, масса взрывчатого вещества – 11 кг. В носовой части имеются четыре управляющих крыла, в хвостовой – восьмилопастный стабилизатор. Система управления снаряда инерциальная с использованием GPS НАВСТАР. Дальность обещается до 150 км, но пока стреляли на дальности 80–120 км. Точность заявляется в 10–20 метров, что, в общем, и хорошо для такой дальности, но недостаточно, учитывая невысокое могущество у цели такого снаряда.

Установка орудия

155-мм АУ AGS

2 × 57-мм АУ Mk. 110

Зенитно-артиллерийские комплексы ближней самообороны представлены на «Замволте» парой 57-миллиметровых шведских арткомплексов «Бофорс» Мк.110 со скорострельностью 220 выстрелов в минуту и дальностью полета зенитного снаряда до 15 км. Переход на такой большой калибр от применявшегося в США на таких системах 20 мм (в Европе, Китае и России – 30 мм) объясняется в том числе тем, что ни 20-миллиметровые, ни 30-миллиметровые снаряды не обеспечивают сбивания тяжелых сверхзвуковых ПКР – даже при прямом попадании бронебойных снарядов боевая часть ракеты не пробивается и не детонирует, долетая все равно до цели, как тяжелый снаряд. Мк.110 же обеспечивает и большую дальность перехвата, и применение корректируемых снарядов, которыми попытаются компенсировать падение скорострельности с нескольких тысяч выстрелов в минуту до пары сотен. Насколько это будет эффективно – пока сложно судить.

Ракетное и тактическое ударное вооружение

Иллюстрация запуска ракет Томагавк

На DDG1000 применен новый тип универсальной вертикальной пусковой установки (УВП) Мк.57 вместо широко распространенной УВП Мк.41. Каждая секция состоит из четырех ячеек, всего на корабле 20 секций и 80 ячеек для ракет. На DD(X) предполагалось большее число ячеек – 117–128, но и сам корабль был бы в 16 000 тонн, обладая, однако, увеличенными возможностями. Причем на «Замволте» применено оригинальное решение – в отличие от предыдущих проектов, УВП размещаются не в двух местах (перед и за надстройками), а группами по бортам по всему кораблю. В этих отсеках расположены в первую очередь крылатые ракеты морского базирования «Томагавк» разных модификаций для нанесения ударов по наземным целям в обычном оснащении, также могут использоваться противолодочные ракеты ASROC-VLS.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Изначально для «Замволта» создавался новейший радиолокационный комплекс DBR с шестью АФАР, работавшими в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Это обеспечивало беспрецедентную дальность и точность при обнаружении любых типов воздушных, морских или заатмосферных целей на орбите Земли - в пределах зоны обзора радара DBR.

К 2010 году, когда стало ясно, что «Замволты» получаются слишком дорогими и не могут заменить собой существующие эсминцы - концепция радара DBR подверглась кардинальному сокращению. В составе средств обнаружения «Замволта» остался лишь многофункциональный радиолокатор сантиметрового диапазона AN/SPY-3 с тремя плоскими активными ФАР, размещенными на стенках надстройки эсминца.

В отличие от существующих Иджис-эсминцев, «Замволт» полностью лишился зональной системы ПВО/ПРО, но взамен приобрел выдающиеся способности для контроля водной поверхности (в пределах радиогоризонта) и воздушного пространства на средних и коротких дистанциях (менее 100 км).

Сантиметровый радар SPY-3 обладает уникальной «зоркостью» при слежении за горизонтом (откуда в любую секунду может появиться низколетящая ПКР). Среди других возможностей:

  • управление зенитным огнем (программирование автопилотов ЗУР, одновременная подсветка десятков воздушных целей);
  • автоматическая детекция плавающих мин и перископов подводных лодок;
  • контрабатарейная борьба и СУО артиллерийским огнем эсминцам (отслеживание траекторий выпущенных снарядов);
  • функции навигационного радара;
  • возможность работы в режиме станции РЭБ.

История

Головной корабль серии - DDG-1000, как уже отмечалось, назван в честь адмирала Замволта, который является самым молодым в истории американских ВМС начальником штаба. Второй корпус - DDG-1001 - получит название "Майкл Монсур". К его строительству приступили в 2010 году, церемония закладки состоялась в 2012-м, спуск на воду запланирован на 2014-й, а передача ВМС произойдет в 2016 году.

(55,56 км/ч)

Экипаж 148 человек Вооружение Радиолокационное вооружение AN/SPY-3 Тактическое ударное вооружение 20 × УВП Mk.57 на 80 ракет «Томагавк» , ASROC или ESSM Артиллерия 2 × 155-мм АУ AGS (920 выстрелов, из них 600 в автоматах заряжания) Зенитная артиллерия 2 × 30-мм АУ Mk.46 Ракетное вооружение RIM-162 ESSM Противолодочное вооружение RUM-139 VL-Asroc Авиационная группа 1 × вертолёт SH-60 LAMPS
3 × БПЛА MQ-8 Fire Scout Изображения на Викискладе

Эскадренные миноносцы типа «Зумволт» (англ. Zumwalt class guide missile destroyers ) - новый тип эскадренных миноносцев ВМС США с ракетным вооружением (также ранее известный как DD(X)), с упором на атаки береговых и наземных целей. Этот тип является уменьшенной версией кораблей программы DD-21, финансирование которых было прекращено. Первый эсминец класса Zumwalt, DDG-1000, был спущен на воду 29 октября 2013 года .

Основным оружием эсминцев данной серии являются 80 крылатых ракет Томагавк и артиллерийские системы, что предопределяет основную задачу эсминцев по поддержке сухопутных войск атаками береговых целей.

В корабле используется перспективная система управления всеми вооружениями через TSCE-I фирмы Raytheon с отказом от концепции локальных компьютерных систем. Эсминец имеет средства малозаметности, уменьшающие его ЭПР в 50 раз.

Программа названа в честь адмирала, руководителя военно-морскими операциями Элмо Р. Зумвалта .

История проектирования и строительства

Эскиз: пуск ракет из вертикальных шахт эсминца Zumwalt

Среди разрабатываемых военных кораблей США DDG-1000 должен предшествовать Littoral Combat Ship и, возможно, следовать за крейсером CG(X) , конкурируя с противовоздушным CVN-21. Программа DDG-1000 является результатом значительной реорганизации программы DD21, бюджет которой был сокращён конгрессом более чем на 50 % (в рамках программы SC21 1990-х годов).

Первоначально военно-морские силы надеялись построить 32 таких эсминца. Позднее это число было уменьшено до 24, а потом и до семи из-за высокой стоимости новых экспериментальных технологий, которые должны быть включены в эсминец. Палата представителей США по-прежнему скептически относится к этой программе в виду проблем корабля с системами ПРО , о чём рассказано ниже, а также более низкой скрытностью и намного более низкой загрузкой крылатых ракет как у подводных лодок «Огайо ». Хотя старые переоборудованные подлодки класса «Огайо» способны нести 154 крылатые ракеты вместо 80 ракет у «Зумволт», но стоимость переоборудования старой АПЛ более чем в два раза ниже. Поэтому первоначально были выделены деньги только на строительство одного DDG-1000 для «демонстрации технологии».

Начальное финансирование для эсминца было включено в «National Defense Authorization Act» 2007 года. В 2007 году были выделены 2,6 млрд долларов для финансирования и строительства двух эсминцев класса Zumwalt.

14 февраля 2008 года корпорация Bath Iron Works была выбрана для строительства USS Zumwalt с номером DDG-1000, а Northrop Grumman Shipbuilding - для строительства DDG-1001 ценой по 1,4 млрд долларов за каждый. Согласно изданию Defense Industry Daily, стоимость может увеличиться до 3,2 млрд долларов за каждое судно, плюс 4,0 млрд долларов будет стоить жизненный цикл каждого корабля.

22 июля 2008 было принято решение о строительстве лишь двух подобных эсминцев . Через несколько недель было принято решение о строительстве третьего эсминца этого типа.

Название Номер Судоверфь Закладка Спуск на воду Вступление в строй
Зумволт
USS Zumwalt (DDG-1000)
1000 Bath Iron Works 17 ноября 2011 29 октября 2013 16 октября 2016
Майкл Монсур
USS Michael Monsoor (DDG-1001)
1001 Bath Iron Works 23 мая 2013 21 июня 2016 26 января 2019
Линдон Б. Джонсон
USS Lyndon B. Johnson (DDG-1002)
1002 Bath Iron Works 30 января 2017 9 декабря 2018

После принятия в строй эсминцы типа «Зумволт» будут эксплуатироваться вместе с эсминцами типа «Арли Бёрк ».

7 декабря 2015 года первый из трёх эсминцев, «Зумволт», оцениваемый к этому времени в 4,4 млрд долларов, вышел в море для ходовых испытаний .

Стоимость строительства всех трёх эсминцев оценивается в 12,73 миллиарда долларов. Полная стоимость программы, включающая в себя, помимо затрат на строительство кораблей, затраты на исследования и разработку, оценивается в примерно 22,5 миллиарда долларов .

В ноябре 2017 года стало известно, что США частично сокращают финансирование проекта за счёт отказа от создания некоторых систем для последующих судов серии. В частности, откажутся от общей судовой вычислительной среды и вертикальной системы запуска ракет Mk57 .

Конструкция

Общая конструктивная схема «Замволта», где видны его основные части: единая энергетическая установка, радар, пусковые установки ракет, сонар, а также артсистема

Система управления судном

Командный мостик Замволта.

Энергетическая установка

В «Зумволт» был использован метод универсальной энергетической установки «турбина-генератор-электродвигатель», известной с подводных лодок «Огайо »: двигатель вращает только электрогенераторы и далее все потребители энергии, от РЛС до движителей судна - электрические, то есть судно движется электромоторами . Вместо ядерного реактора у «Зумволтов» используется дизель -газотурбинный двигатель.

Однако такая система резко удорожает двигательную установку, снижает её КПД и надежность, поэтому в подлодках «Огайо» использовалась только для движения на низкой скорости в режиме подкрадывания , чтобы снизить акустические шумы на редукторах гребного вала . Стелс-средства для «Замволта» являлись стержневой концепцией проекта, поэтому было выбрано такое же проектное решение [прояснить ] . Однако, было не учтено, что для движения на крейсерской скорости такая система показала себя недостаточно надежной и мощной, поэтому «Огайо» переходил на крейсерской скорости на традиционную прямую подачу усилия от турбины на редукторы гребного вала, минуя две ступени преобразования энергии. Конструкторы «Зумволта» убеждали заказчиков ВМФ США, что им удалось решить проблемы надежности установки такого класса и прямой режим через редукторы не требуется . Но на практике при попытке использовать «Зумволт» на полном ходу энергетическая установка сломалась менее чем за 1 месяц эксплуатации и потребовала буксировать в ремонт судно лишенное энергоснабжения .

Часть аналитиков указывает, что возможно выбор единой энергетической установки был связан с экспериментальной пушкой на базе рельсотрона , которой требовалось крайне много электрической энергии. Но данное орудие ещё не прошло испытания и не установлено на корабле - применена традиционная пушка .

Вооружение

Крылатые ракеты

Испытание артиллерийской установки Замволта

Основным вооружением корабля является 20 универсальных пусковых установок Mk-57 суммарной ёмкостью 80 ракет. Основной ракетой предполагается Томагавк . Ракеты размещены вдоль бортов в установках вертикального пуска PVLS . По мнению конструкторов это повышает живучесть корабля, так как при внештатном взрыве ракеты он происходит не внутри корабля, а на борту с выбросом основной энергии взрыва за борт. Критики отмечают, что с другой стороны противокорабельные ракеты практически всегда будут попадать в боекомплект Зумволта и взрыв ПКР будет усилен частичной детонацией "Томагавков" .

Артиллерийская установка «сухопутного» калибра

Для эсминца обсуждались прототипы самых экзотических технологий артсистем, включая рельсотрон , но в итоге остановились на 155-мм артиллерийских установках нетрадиционной активно-реактивной схемы, что обеспечивает повышенную дальности до 148 км (LRLAP). На таком расстоянии артиллерия способна точно попасть в цель только управляемыми снарядами , причем точность требуется выше чем у крылатых ракет , так как масса боевой части намного меньше .

Для достижения дальности 148 км пришлось удлинить ракетную часть активно-реактивного снаряда артсистемы и поэтому он не помещается целиком в люльку артиллерийского затвора . Орудие «Замволта» для перезаряжания должно занять каждый раз вертикальную позицию .

Но основная причина критики со стороны Пентагона состоит в том, что стоимость одного управляемого снаряда для орудия достигла 0,8-1,2 млн долларов, а с учетом амортизации и текущих ремонтов орудия стоимость выстрела достигла 2 миллиона долларов. Иными словами, снаряд Зумволта стал дороже крылатой ракеты Томагавк , имеющей на порядок большую дальность и мощность (вес) доставляемого боеприпаса. Командование ВМФ США также усомнилось в программе LRLAP и в бюджеты 2016 и 2017 годов не включило закупки снарядов для артиллерийской системы и всем трем планируемым эсминцам серии «Зумволт» доступно только 100 снарядов выпущенных производителем за 120 млн долларов в 2009 году . В 2016 году командование ВМФ США рассматривало отказ от орудий LRLAP или смену боеприпасов, так как текущая стоимость снарядов «неприемлема» .

Стелс-средства

Плавающая модель Замволта на которой конструкторы доказывали ВМФ США, что эсминец не перевернется при сильной волне

Корабль выполнен с плоскими скошенными поверхностями для отражения излучения от вражеских РЛС в небо, нос судна скошен как волнорез также в небо, так как острая кромка носа судна является сильным отражателем радиоволн . Сразу множество американских экспертов в судостроении заявили, что профиль с завалом бортов (tumblehome) делает Зумволт опасным для экипажа из-за сниженной остойчивости и при сильной бортовой качке судно может перевернуться . Поэтому критическим является бесперебойная работа силовой установки корабля для «динамической стабильности судна» за счет движения, так как при поломке двигателя неподвижное судно может быть неустойчивым . В ответ на эту критику конструкторы корабля создали уменьшенную копию «Зумволта» с электрическим двигателем и демонстрировали эту модель заказчикам ВМФ США доказав, что корабль устойчив .

Надстройка «Замволта». На фотографии под внешней облицовкой видны щиты из пробкового дерева для теплоизоляции конструкции.

Для предотвращения отражения от мелких выступов на поверхностях судно покрашено ферритовой краской обладающей частичными свойствами радиопоглощающего материала .

Служба

Происшествия

См. также

Примечания

  1. DDG 1000 Zumwalt Class Destroyer
  2. Andrew Tarantola. America"s Newest and Deadliest Destroyer Has Finally Set Sail (англ.) . Gizmodo (29 October 2013). Проверено 12 декабря 2017.
  3. Потери в Ираке // «Зарубежное военное обозрение »: журнал. - 2008. - № 8 . - С. 76 .
  4. «Зумвалты» сегодня будут как линкоры во время второй мировой войны - командование ВМС США // 16 октября 2013
  5. Адмирал назвал принятый в состав ВМС США новейший эсминец кораблем Бэтмена // Lenta.ru
  6. Третий эсминец типа Zumwalt назовут Lyndon B. Johnson
  7. David Sharp. Largest Destroyer Built for Navy Headed to Sea for Testing (англ.) . Associated Press (7 December 2015). Проверено 9 декабря 2015.
  8. Подписаны документы о передаче ВМС США головного эскадренного миноносца класса DDG-1000 «Зумвальт» (неопр.) . Центр анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) (23 мая 2016). Проверено 23 мая 2016.
  9. Navy Requires $450 Million More to Complete Zumwalt-Class Due to Shipyard Performance (англ.) . USNI News (6 April 2016). Проверено 27 ноября 2016.

Пока все "прогрессивное человечество™ " празднует выход на ходовые американского чуда техники эсминца DDG-1000 класса Zumwalt... а "ватники" презрительно хмыкают - "вот это попил..." Я, поглядев на эти "ахи-вздохи", решил разобраться - стоит ли этот "утюжок" 4 с копейками миллиарда $.

Уши DDG-1000 растут из программы "перспективного эсминца XXI века" DD21 (позднее - DD(X) ), которая была задумана одновременно с программой "авианосца XXI века" CVN-21 (CVN(Х)), ракетным крейсером CG(X) и программой Littoral Combat Ship (LCS ). Все программы замечательные и достойны отдельных рассказов. Но попозже. И к литоральному кораблю (LCS) и новому авианосцу я позднее еще точно вернусь. :) А пока речь о Зумвальте.

Программу DD21 признали жирной даже американские конгрессмены... и сократили ее на 50% ("ну-ну" - видимо хмыкнули в этот момент ребята из Northrop Grumman Shipbuilding, - "мы еще на вас выспимся... потом") несколько урезав "осетра" и сократив количество кораблей.
Изначально военные рассчитывали на 32 новых эсминца. Затем программу последовательно урезали до 24, семи и под конец - трех штук.

О строителях чудо-корабля

Помимо строящей сам корабль General Dynamics (второй на другой верфи строит Northrop Grumman ) в проекте также отметились Raytheon (проектировщики РЛС AN/SPY-3) и Lockheed Martin (проектировали вторую РЛС AN/SPY-4).
Помните их?
Да, да - это те самые, у которых дитя без глазу (с) . Только Raytheon там не было, но вместо оной был Boeing.

У вас плохое предчувствие?
Оно вас не подводит. Тут тоже вышло не очень "гладко". :)

Так вот, про РЛС - на Зумвальте планировалась революционная двухдиапазонная РЛС DBR "Dual Band Radar" (AN/SPY-3 + AN/SPY-4).
Такую же ранее должны были ставить на новейший авианосец "Джеральд Форд" (вышеупомянутая программа CVN-21), спущенный на воду 2 года назад, но...
Не вышел каменный цветок у Данилы-мастера. (с) Не будет, похоже, двухдиапазонной.

AN/SPY-4 - зарубили. AN/SPY-3 - еще не доделали.

Да, внимательный читатель подметил правильно - уже спущенный в 2013 году на воду авианосец "Джеральд Форд" все еще слепой и глухой без РЛС, и когда прозреет - не понятно.
Так что нет еще такого авианосца (а то некоторые уже нагло считают его в раскладах) у США. И оптимисты говорят, что раньше 2018 года его вряд ли достроят.

Вооружение и особенности конструкции

Вооружен корабль... на мой взгляд - странно.

1. Две автоматических 155-мм артустановки AGS (Advanced Gun System). Общий боекомплект двух орудий - 600 выстрелов.

Орудия создавались под специальный боеприпас и не могут использовать обычные артиллерийские 155-мм снаряды.
Фантастический показатель дальности стрельбы (обещали аж до 100 миль, по факту получили 67 миль - 117 км) объясняется тем, что т.н. корректируемые (наводящиеся по GPS) активно-реактивные снаряды по сути являются двухметровыми ракетами с 10 кг взрывчатки (масса самого снаряда - 100 кг).
Интересно - сколько будет стоить один такой "снарядик"? Учитывая цены на гораздо более простые .

2. 20 четырехячеечных УВП Mk-57 суммарной емкостью 80 ракет.

С этими все ясно - младший брат УВП Mk.41 для размещения "Томагавков", ASROC, ESSM и прочих ракет.
Располагаются вдоль бортов корабля до и после надстройки, являясь "дополнительной защитой" корабля.

Кстати - со "Стандартами" вышла непоняточка.
Точно заявлено про ЗУР ближней зоны (ESSM), противолодочные ASROC и про "Томагавки". Со "Стандартами" же непонятно - поскольку
31 июля 2008 года на слушаниях комитета по делам Вооруженных сил Палаты представителей сообщили (вице-адмирал Барри Мак-Каллаф, заместитель командующего ВМС США и Эллисон Стиллер, помощник военно-морского министра по кораблестроительным программам): «Эсминец УРО типа DDG-1000 не способен осуществлять противовоздушную оборону на ТВД, в том числе не может эффективно применять зенитные управляемые ракеты «Стандарт» типов SM-2, SM-3 или SM-6 и тем более не может решать задачи противоракетной обороны от баллистических ракет».
Сие странно.
Но судя по тому, что даже в нашей педивикии Ракеты SM-2, SM-3 и SM-6 отсутсвуют в номенклатуре воружения (а вики обычно про американское оружие - наоборот преувеличивает, порождая по страт бомберу B-1B ) - что то с ними действительно не так. Может они "не дружат" с новой РЛС?

3. Две одноствольные 57-мм зенитные артустановки «Бофорс» Mk110 (боезапас - по 480 выстрелов на каждую артустановку).
А как же старый добрый шестиствольный "Вулкан-Фаланкс"?
Две одноствольные 30-мм зенитные пушки от Бушмастера.
А чем распиаренные супер точные и мощные 57-мм, планировавшиеся до 2012 года оказались хреновы?
Ну нам же лучше - теперь "Зумвальт" не сможет встречать ПКР мощными 57-мм снарядами с дальности в 15 (!) километров, как мог бы.
:)

4. Два вертолета (SH-60 LAMPS «Сихок» или MH-60R «Сихок»), либо один вертолет и три беспилотных летательных аппарата вертолетного типа MQ-8 «Файр Скаут».

Зумвальт с водоизмещением в 14500 тонн станет самым большим в мире эсминцем, превзойдя водоизмещением даже американские ракетные крейсеры класса "Тикондерога".
Крупнее его только наш атомный ракетный крейсер "Петр Великий" проекта 1144.


ТАРКР «Пётр Великий» (проект 1144)

Странная форма корпуса Зумвальта - борта, наклоненные внутрь корпуса, прячущиеся в башню стволы артустановок, граненная надстройка... обусловлены следованием модной технологии "Stealth" и стремлением скрыться от вражеских РЛС.
Не знаю как вам, а мне сразу вспоминается чудом (и компьютером) держащийся в воздухе другой Stealth-утюжок - :)


Lockheed F-117 Nighthawk

Правда вспоминая авиационные программы "Stealth" у меня возникает вопрос - а какова толщина радиопоглощающего покрытия ? Педивикия пишет, что дюйм, но я ей не верю.
Мы же помним, что толщина РПМ должна быть не меньше половины длины волны.

А как со стойкостью покрытия/РМП (радиопоглощающих материалов)?
Облазит после каждого полета, как у самого дорогого в мире истребителя F-22?
Насколько оно стойко к агрессивной морской среде?

Зачем это все?

Основное предназначение Зумвальта - атака береговых и наземных целей, а также для борьба с авиацией и оказание огневой поддержки войск с моря.
На счет борьбы с авиацией - не ясно (учитывая вышесказанное про "Стандарты"). Хотя с 2008 года многое могло измениться, допускаю.
С остальным же все понятно. Корабль для принесения демократии с моря всяким папуасам.
Почему папуасам?
Да потому что основная "фишечка" - хитрые 155-мм орудия не позволяют безнаказанно обрабатывать живущих на берегу. Ибо корабль попадет в зону действия береговых ПКР (напомню - и у "Бастиона" с П-800 "Оникс" и у "Калибра" с его различными ПКР дальность стрельбы не менее 300 км). И даже ПКР классом пониже - например не модернизированная Х-35 (дальность 130 км) его достанет.



Один из ранних вариантов DDG-1000

Момент второй - попасть в точечную цель из пушки выстрелив даже со 100 километров - нереально (именно поэтому применяются "хитрые" снаряды с наведением по GPS, имеющие КВО 50 метров). Но мы помним о системах РЭБ для защиты как раз таки от подобного "высокоточного" оружия (ВТО) - от бомб, ракет и снарядов с GPS наведением.

Так что цена таких пострелушек будет велика, а результат (по нормальному противнику, а не папуасам) сомнителен.

Да и заменит ли снаряд (с КВО 50 метров и массой ВВ всего 10 кг) дорогое высокоточное оружие?
ИМХО - на замену корректируемым авиабомбам явно не тянет. Придется по старинке - возить GBU-шки и JDAMы "Хорнетами" с авианосца.
А "Томагавки" можно и с более дешевых "Арли Берков" пускать, которых настроили уже вагон и маленькую тележку.


Сравнительные размеры "Зумвальта" и "Тикондероги"

Еще один момент - отсутствие противокорабельного вооружения в нынешней конфигурации.
"Гарпуны" Зумвальту не дали, а из чудо пушек по кораблям стрелять - затея тухлая, на мой взгляд.
А что это за эсминец без возможности атаки вражеских кораблей?
Выходит - большая "канонерская лодка" .

Ну и последнее - о пресловутой "стелсовости".
Оставив даже в покое РПМ дюймовой толщины (что делать будем с локаторами метрового и дециметрового диапазонов?) подумаем, как "Зумвальт" будет маскировать от противника полотна ФАР РЛС? Их не закроешь РПМ, а уголковый отражатель из них - будь здоров!
Загадка.

Сколько это стоит?

И не попил ли это? Вопрос закономерен.
Ибо первоначальная стоимость DDG-1000 c 0,75 млрд.$ уже дошла до 4,4 млрд.$ .

Атомный авианосец класса "Нимиц" последних серий стоил, ЕМНИП 4,5 мрлд.$. Авианосец, Карл!


Атомный авианосец класса "Нимиц"

Для Зумвальта цифра 4,4 мрлд., похоже, еще не предел.
Посмотрим во сколько обойдется готовый корабль, и два других строящихся систершипа, на достройку которых таки выдавили деньги.

Кстати попадалась новость (найду - добавлю ссылку), что компания Raytheon получила контракт на разработку дополнительного программного обеспечения для перспективных эскадренных миноносцев класса Zumwalt стоимостью... не падайте - 241,3 миллиона долларов!
"Это что за софт такой?" - спросите. А софт - графический интерфейс для программ управления двигателями эсминцев, а также для систем контроля повреждений.
Если дополнительное ПО во столько обходится, сколько заплатили за основное? :)

Итоги

DDG-1000 все больше и больше позиционируется не как вундерваффе, а как демонстратор технологий. И это правильно.
Потому как в качестве "суперэсминца" Зумвальт выглядит не очень убедительно. Особенно если учесть отсутствие ПКР и "неоднозначность" артиллерии главного калибра. Если уж в состав его вооружения не включены "Иджисовские стандарты" SM-2/3/6 (что есть основания заподозрить) - то дело вообще труба.
Да и "перспективную РЛС" сперва надо до ума довести. А то еще вопрос - будет там "двухдиапазонная", или может вообще придется в очередной раз тулить старую-добрую AN/SPY-1D .

В сухом остатке можно резюмировать, что пока, кроме демонстратора технологий... "Эсминец XXI века" является самой дорогой канонерской лодкой на планете .
Записывать это в плюсы или минусы - решать вам.

Феерический коментарий, не смог пройти мимо:
В любом случае корабль за 3 миллиарда долларов - это не серьёзно.
противокорабельные средства стоимостью разработки хотя бы 500 миллионов долларов и стоимостью самого изделия в 1 миллион долларов будут пачками топить эти корабли с графическим интерфейсом повреждений двигателя.

P.P.S.
Меня тут пришел пожурить поправляет "эксперт". Большое спасибо ему за внимание к моей скромной персоне. :)
Уличил меня аж в двух неточностях!
И попытался выпороть, но не тут то было... эксперт "всея Руси" (с кучей регалий) .
Зумвальт - не эсминец, а дико дорогая канонерка .