Пути получения профессии. Урок технологии "профессиональное образование" Пути получения профессионального образования

Пути получения образования, профессионального и служебного роста.

Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна


Если ты еще не твердо

Выбрал для себя дорогу,

Не решил, с чего вернее Трудовой свой путь начать, Поступай, куда покруче, Говорить ты сможешь гордо:

"В МГУ на философском

Гады срезали меня!"

Григорий Остер


Пути к профессии

Школа - вуз или техникум - работа по полученной специальности (это прямая образовательная траектория).

Школа - среднее специальное учебное заведение - вуз (поступление на второй-третий курс) - место работы.

Школа - место работы (с обучением непосредственно на производстве) - продолжение обучения (колледж, техникум или вуз) - другое место работы.


1.среднее профессиональное образование;

2. высшее образование - бакалавриат;

3. высшее образование - специалитет, магистратура;

4. высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации .


Виды средних специальных учебных заведений

техникум (училище)

колледж

среднее специальное учебное заведение, реализующее ос- новные профессиональные образовательные программы среднего профес- сионального образования базовой и углубленной подготовки

среднее специальное учебное заведение, реа- лизующее основные профессиональные образовательные программы средне- го профессионального образования базовой подготовки


Высшее образование

Цель: обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.


подготовка кадров высшей квалификации- (аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура).

магистратура

специалитет

бакалавриат

среднее общее образование


Методы профессионального роста

1.Повышение квалификации на основе уже полученных знаний для устранения пробелов в знаниях и навыках, возникающих в результате неполноценного обучения или на отдельных стадиях профессиональной подготовки. Примером является возможность освежить знания электронщику, долгие годы не работавшего по профессии


2. расширительное повышение квалификации , целью которого является получение дополнительных профессиональных навыков, например изучение других иностранных языков переводчиком


3. адаптивное повышение квалификации,

служащее средством приспособления к изменяющимся требованиям для определенных должностей. Наглядным примером такой адаптации является получение навыков работы на компьютере делопроизводителем, который впоследствии должен будет заниматься электронной обработкой данных


Проверочные вопросы

1. Заполните таблицу:

Уровни профессионального образования

Учебные заведения вашего города (3 названия)

среднее профессиональное образование

высшее образование


2. Заполните таблицу:

Уровни профессионального образования

Преимущества

среднее профессио- нальное образование

Недостатки

высшее профессио- нальное образование


Ответьте на вопрос:

В чем заключаются особенности различных форм получения образования (очная, заочная, очно- заочная, дистанционная, экстернат и др.).


Как правильно выбрать вуз

Узнать подробности обучения в вузе

Мои способности и интересы

уровень преподавательского состава

Есть ли бюджетные места

Имеются ли возможности получения дополнительных знаний и специализаций

Есть ли возможность прохождения практик и стажировок за границей

Есть ли военная кафедра, предоставляется ли отсрочка от армии?

Есть ли лицензия, аккредитация

уровень стипендии

возможные варианты трудоустройства


преимущества

среднего профессионального образованиям

высшего образования

Современные способы получения образования несколько отличаются от привычных и формально прописанных. Но именно те, кто используют эти способы и следуют тенденциям, оказывают в преимущественном положении по сравнению с другими людьми. Ну и конечно, важно отметить, что тенденции в современном образовании, хоть и не прописаны формально, всё же гармонично и плавно вписываются в стандартные системы обучения.

Это достаточно большой материал, поэтому для тех, кому лень читать всё, мы предлагаем пройти сразу в интересующее место в тексте:

Давайте вместе подумаем, что такое образование ? Какой смысл несет это слово в себе?

Мы можем вычленить корень этого слова (то есть частично определить, из каких значимых частей состоит данное слово. Это называется морфемный анализ) и, соотвественно, глубже понять его семантику (смысл).

Итак. Корнем слова является «образ». Собственно, слово «образ» в понимании многих людей это представление о внешнем или внутреннем состоянии какого-либо объекта или группы объектов. Объектом может быть человек или группа людей (например, целая нация), животное (медведь), мебель (стул), страна, недвижимость (шикарная квартира), время года (осень)... В общем, всё, что угодно.

Дополнительно мы можем выделить в слове «образование» суффикс ова и определить его роль. Это отглагольный суффикс, то есть он пришел в слово «образование» от глагола «образовать»

И означает суффикс -ова(ть) - осуществление что-либо, нахождение в каком-нибудь состоянии или занятие какой-нибудь деятельностью (торгова ть, тоскова ть, горева ть, ворова ть, блаженствова ть, бесчинствова ть, безмолвствова ть). В том числе и образова ть.

Получается, что «образование» - это процесс формирования образов, представлений о чем или о ком-либо. Кроме того это формирование не только образов внутри себя, но и формирование своего собственного образа для окружающих.

Никто, пожалуй, не хочет прослыть «необразованным человеком», зато очень приятно ощущать себя «образованным».

А сейчас немного о «страшном». Практически каждая сфера жизни общества и человека отражена в законах страны. Образовательная сфера затронута в законодательстве тоже.

Поэтому мы можем обратиться к ФЗ «Об образовании», которое говорит нам, что:

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Следует также учитывать, что в обществе в целом уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Зачем же каждому человеку необходимо образование?

  1. чтобы не прослыть невеждой
  2. чтобы было, о чем поговорить с друзьями, коллегами по работе, одноклассниками, родственниками
  3. чтобы понимать процессы, которые происходят в окружающем мире (это касается как погодных явлений, так и колебаний цен на нефть)
  4. чтобы другие люди не могли управлять Вами, потому что Вы чего-либо не знаете или не понимаете
  5. чтобы устроиться на хорошую работу или организовать собственное дело
  6. чтобы самому было приятно осознавать себя не последним человеком в этом мире.... и тд

У каждого свои причины получать образование.

Какое образование можно получить? Для этого рассмотрим систему образования в нашей стране (РФ) .

  1. Во-первых, в России относительно развито дошкольное образование . Оно, как правило, затрагивает детей в возрасте от 2 месяцев до 7-8 лет. Дошкольное образование – это ясли и детские сады. Кроме того в крупных городах сейчас активно распространяются центры раннего детского развития. Занятия в них строятся по различным методикам и, как правило, стоят денег.
  2. После дошкольного дети идут в школу и получают общее образование, которое делится на 3 этапа :
    • начальное образование – то есть начальная школа с 1 по 3 или 4 класс
    • вторая ступень школьного образования с 5 по 9 класс называется основным общим образованием. В большинстве стран после 9 лет обучения ученики сдают тесты. В России это Государственная Итоговая Аттестация (ГИА)
    • третья ступень общего образования (школьного) – это 10-11 классы. По сути они представляют собой подготовку к поступлению в высшее учебное заведение (университет, институт, академию). Возможность поступления в вуз определяют сданные итоговые тесты – Единый Государственный Экзамен. На этом общее образование, которое в России предоставляется бесплатно, заканчивается.
  3. Профессиональное образование необходимо для подготовки специалистов различных профилей деятельности. Профессиональное образование включает в себя следующие ступени:
    • начальное профессиональное образование – предоставляется государственными и негосударственными образовательными учреждениями. Как правило, набор в них осуществляется на базе 9 или 11 классов. Могут называться ПТУ (профессионально-техническое училище), ПТЛ (профессионально-технический лицей), колледж.
    • второй уровень профессионального образования – это среднее профессиональное образование. Как правило, учреждения начального и среднего профессионального образования объединяются и предоставляют двухступенчатую программу образования. Зачастую также называются ПТУ, ПТЛ, колледж. Общее название для всех учреждений среднего профессионального образования – средне-специальные учебные заведения (ССУЗ).
    • третий уровень профессионального образования – это высшее профессиональное образование. В большинстве развитых стран высшее профессиональное образование не является всеобщим и бесплатным. Собственно, в России мы видим подобную картину, но все же у нас в стране наблюдается кризис высшего профессионального образования (слишком много ВУЗов, слишком много специалистов с высшим образованием, которое по сути не является достаточным по сравнению с классическим высшим образованием).
  4. Послевузовское профессиональное образование . Из названия ясно, что оно является следующей ступенью после получения высшего профессионального образования. В России оно делится на 2 составляющие.
    • аспирантура – это подготовка человека к соисканию (и, в случае успеха, получения) ученой степени доктора наук. Должность кандидата наук углубляет знания аспиранта в изучаемой им области, готовит его к профессиональной преподавательской или научной деятельности
    • докторантура – это следующая ступень профессионального послевузовского образования. В докторантуре кандидаты наук готовятся стать докторами наук. Собственно, доктор наук – это высшая ученая степень, которая говорит о глубоких знаниях самого доктора наук в выбранной сфере.

Всё, о чем мы сейчас говорили, - это официальная система образования в РФ. Однако, сюда также включено дополнительное образование детей и взрослых . Дополнительное значит необязательное, подумают многие и будут правы. Однако упомянутый ранее федеральный закон «Об образовании» говорит о том, что дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. То есть если Вы считаете, что Ваши образовательные потребности не удовлетворены, а также если Вы являетесь истинным патриотом своей страны, Вы можете и просто обязаны использовать все возможности для получения дополнительного образования.

В частности существуют дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в сфере искусства. Освоение этих программ завершается, как и в обычной школе, итоговой аттестацией с выдачей свидетельства. При желании можно продолжить далее свое образование в сфере искусства в высших учебных заведениях. Собственно, учреждения, где можно получить дополнительное предпрофессиональное образование, - это, как правило, детские школы искусств (ДШИ).

Отрадно также то, что во многих школах искусств существуют отделения для взрослых, поэтому при наличии желания и времени каждый взрослый может получить, например, общее музыкальное образование.

К дополнительному образованию можно отнести курсы повышения квалификации , которые могут быть долгосрочными и краткосрочными, обязательными и по желанию. Как правило, курсы повышения квалификации платны, но нередко их стоимость полностью или частично покрывает Ваш работодатель.

Кроме перечисленных ранее способов получения образования существует еще один и о нем не написано ни в одном в законе, хотя очень много говорится по телевидению, в прессе, в школах, вузах... Это самообразование . Оно является одним из самых продуктивных, но только в том случае, если у Вас есть достаточно мотивации для того, чтобы планомерно заниматься и двигаться к цели. Если Вам не интересно то, что Вы изучаете, результат будет гораздо ниже.

Пожалуй, каждый из Вас имеет в опыте обучения в школе, колледже или институте некий неприятный осадок от того, что заниматься не хочется, но очень надо. С самообразованием проще: не нравится – не делайте, не учите, но тогда и результат полностью на Ваших плечах.

Несомненным плюсом самообразования является его относительная доступность. Почему относительная? Потому что какой бы из способов получения новых знаний Вы ни выбрали, Вам необходимо будет потратить ресурсы. Это может быть, например, время, оплата Интернета или покупка книг.

Самообразование – это, конечно, хорошо, но где же взять информацию, которая интересна? Тут возможно несколько вариантов.

  1. Классический способ получения новых знаний – из книг или учебников. Найти их можно в книжном магазине, в библиотеке или в Интернете. Перед тем, как покупать книгу, желательно узнать отзывы о ней у тех, кто её уже читал, чтобы не было обидно за потраченные впустую деньги. Библиотеки – это, на данный момент, к сожалению, не модно, но актуально. Поскольку в библиотеке книги, во-первых, выдаются бесплатно (чтобы не забыть основные положения и интересные мысли, которые Вы вычитали, необходимо конспектировать). В библиотеке можно найти пусть не самые новые, зато проверенные книги. Особенно это касается научных книг (например, связанных с биологией, физикой, химией, механикой – естественнонаучной и технической тематики). Книги в Интернете – это тоже зачастую бесплатно, однако следует помнить, что, скачивая бесплатную книгу, Вы можете нарушать авторские права её создателей или издательства.
  2. Для получения актуальной информации о том, что происходит в мире (события, новейшие разработки, теории), необходимо не забывать про прессу, то есть печатные средства массовой информации. На данный момент их существует огромное множество на любой вкус и их названия, как правило, отражают содержание. Например, из научно-популярных журналов наиболее известны «Популярная механика», «Вокруг света», «Юный натуралист», «Наука и жизнь». Существуют также узкопрофильные (практически профессиональные журналы). Например, для PR-специалистов - «Советник», для бухгалтеров «Актуальная бухгалтерия», для IT-специалистов «Chip». Если Вы хотите быть в курсе происходящих событий и при этом читать довольно интерсные статьи, написанные неплохим языком, обратите внимание на журнал «Русский репортер», газету «Коммерсант» и её приложения, журнал «Итоги». И конечно, для тех, кто хочет быть в курсе всех изменений в законодательстве нашей страны, просто необходимо знать «Российскую газету».
  3. Телевидение также можно использовать в качестве источника получения информации, однако следует учитывать, что телевидение скорее переполнено развлекательными, нежели обучающими передачами. Если у Вас есть возможность, лучше смотреть телеканал «Культура» (постановки, спектакли, балет, концерты классической музыки, а также телелекции и обучение иностранным языкам), Discovery, а также различные телеканалы BBC. Ну и естественно, новостные программы. Однако их лучше смотреть на разных телеканалах, чтобы видеть разницу в подаче материала и, соответственно, более объективно воспринимать информацию.
  4. Еще одним классическим и даже обыденным способом получения информации является общение с другими людьми. Это могут быть Ваши друзья, одноклассники, коллеги, учителя, родственники и просто случайные попутчики. Кстати, сейчас становится очень популярным не только в бизнес-образовании, но и в школе использование тьюторства. По сути, значение слова «тьютор» ближе всего к слову «наставник». Он помогает учащемуся (будь это школьник, студент, бизнесмен или слесарь) выбрать цель обучения, составить план по её достижению и поступательно претворять его в жизнь. Однако рассматривая общение с людьми в качестве источника получения информации и, соответственно, образовательного процесса, необходимо постоянно отсеивать людей, которые крадут Ваше время, от тех, кто действительно может дать Вам полезную информацию.
  5. Одним из способов собственного образования является посещение различного рода мероприятий. Это могут лекции, мастер-классы, профессиональные (например, IT) и художественные выставки. В рамках профессиональных выставок нередко проводятся круглые столы, конференции, ранее упомянутые лекции и мастер-классы. Это могут быть встречи с различными людьми (например, презентации книг) или встречи клубов по интересам. Весьма интересными с точки образования и приобретения интересных людей в виде новых знакомых являются бизнес-мероприятия (например, бизнес-завтраки, бизнес-форумы и бизнес-лекции, которые часто организовываются бизнес-школами и бизнес-инкубаторами). В качестве культурного образования по возможности можно посещать отчетные концерты ДШИ или консерваторий. К сожалению, большая часть мероприятий проводится в крупных городах (столице, региональных центров), однако и для жителей небольших городов и сельской местности есть возможность быть или, по крайней мере, стараться быть «на одной волне» и «в тренде». Эту возможность предоставляет Интернет.

Итак, самообразование с использованием сети Интернет сейчас популярно и востребовано не только в России, но и во всем мире. Интернет позволяет примерно уравнять возможности людей в получении образования.

Следует отметить, что, во-первых, образование через Интернет – это в первую очередь дистанционное образование , которое требует от Вас Вашей собственной ответственности за процесс обучения. Во-вторых, образование в Интернете может быть как платным (например, программы дистанционного получения высшего образования или переподготовки), так и бесплатным.

В каком же виде можно «самообразоваться» с помощью Интернета:

  1. Многие ведущие университеты предоставляют бесплатные online курсы . В данный список включены несколько лучших бесплатных курсов, доступных для желающих повысить уровень знаний или повысить квалификацию в своей области. Пожалуй, фактором, который может оттолкнуть многих желающих познакомиться с этими онлайн-курсами, является необходимость знания иностранного языка. Однако если Вы обладаете достаточной силой воли и интересом, чтобы заниматься самостоятельно образованием через Интернет, даже это не станет для Вас проблемой.
  2. в Интернете можно выучить иностранные языки бесплатно . Например, есть интересный сайт livemocha.com, на котором собралось достаточно много представителей разных стран. Это носители языка, многие из которых хотят выучить русский язык. А Вы, например, немецкий. Достаточно завести профиль на сайте, выбрать курс и начать выполнять упражнения (запоминание слов, произношение, написание, грамматика). Оценивать Ваши задания будут носители языка. С ними можно общаться в чате. Кроме того, для общения с носителями языка можно использовать соцсеть facebook.com. Ну и если при этом всём не забывать о том, что в Интернете можно скачать учебники, аудиокниги и другие интересные курсы иностранных языков, то дело останется за малым – сконцентрироваться на процессе изучения.
  3. В сети представлено огромное количество электронных библиотек . Они могут и тематическими, и крайне обобщенными. Так, например, на сайте evartist.narod.ru есть библиотека с книгами по журналистике, рекламе и PR. На сайте koob.ru представлено огромное количество книг на совершенно разные тематики – от религии до бизнеса. И в зависимости от того, какая книга Вас интересует, Вы можете найти интересную библиотеку для себя. Поэтому совет: когда ищете книгу в Интернете, записывайте или заносите понравившийся материал в закладки.
  4. Не забывайте о возможностях социальных сетей – в них есть и библиотеки, и группы по интересам, и приглашения на мероприятия и многое другое, что может помочь Вам в самообразовании.
  5. Если Вы когда-либо задумывались о создании собственного бизнеса , имеете некоторые интересные идеи, но не знаете, как реализовать, с чего начать, как управлять бизнесом дальше, Вам пригодится сайт bizmolodost.ru. На нем представлены интересные статьи, короткие видеуроки, которые помогут Вам сориентироваться и начать Ваш бизнес. Конечно, сайт живет не просто так, а представленная на нем информация – лишь малая часть того, что знают его создатели. Основным источником его дохода является проведение платных занятий с начинающими и уже работающими бизнесменами. Однако этот сайт – прекрасная возможность простимулировать себя к действию.
  6. Для любителей IT-сферы можно порекомендовать ресурс intuit.ru, где представлены различные курсы, в основном связанные с IT сферой (программирование, системное администрирование, менеджмент и право в сфере информационных технологий). На данном ресурсе можно записаться как на дистанционный бесплатный курс, так и на платный очный. В любом случае выдаются свидетельства и сертификаты об окончании того или иного курса. Однако при выборе интернет-обучения следует учитывать, что Вы получите лишь основные (базовые) знания, их необходимо будет постоянно поддерживать в актуальном состоянии, следить за изменениями (а в IT-сфере они происходят очень часто). Кроме того, для тех, кому интересно познакомиться с программированием, очень полезным станет сайт php.su, где можно скачать учебники по программированию на языке PHP и других, научиться настраивать свой компьютер для последующей работы с кодом, получить основные навыки системного администрирования и, конечно, получить ответы на сложные вопросы от более опытных товарищей на форуме.
  7. Ранее вскользь упоминалось о бизнес-инкубаторах . При отсутствии возможности посещать мероприятия, организованные ими, можно и нужно использовать информацию, размещенную на их веб-ресурсах. Inc.hse.ru – сайт бизнес-инкубатора при Высшей школе экономики. Здесь можно узнать более подробно о деятельности бизнес-инкубатора, посмотреть видео с прошедших лекций и мастер-классов, зарегистрироваться на платный (или бесплатный) вебинар, а также узнать о предстоящих мероприятиях. Incube-ane.ru – сайт бизнес-инкубатора при Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ. Информации о прошедших мероприятиях (расшифровки лекций, видео и т.п.) практически, однако запомнить этот сайт или подписаться на информационную рассылку всё же стоит, хотя бы ради того, чтобы быть в курсе мероприятий. Вдруг рано или поздно у Вас получится попасть туда?
  8. Интересное место в Москве – Digital October – примечательно тем, что там можно получить много полезной и интересной информации о новых технологиях и технологическом предпринимательстве. Для тех, кто не может попасть туда лично, есть такие великолепные познавательные онлайн-возможности , как:
    • Digital October TV - много интересных роликов на совершенно разные темы,
    • Knowledge Stream - записи лекций из ведущих лабораторий и университетов мира, которые представляют аудитории последние технологические инновации и научные достижения, имеющие практическое применение в бизнесе,
    • Coursera - поддержка проекта Курсера в России (образование в университетах мира онлайн)

В общем, думаю, тенденции в современных способах получения образования понятны – переход в онлайн, доступность, интересные формы подачи материала, возможность получить огромное количество качественных знаний (в т.ч. профессиональных), не выходя из дома и не платя за это ни копейки (только за поключение к Интернету и электричество).

Кто хочет обучаться, кто ищет интересное и полезное времяпровождение, кто хочет развиваться и становиться лучше, тот всегда найдет для этого возможность.

Please enable JavaScript to view the
  1. 1. Пути получения профессии Правильный выбор профессии – необходимое, но недостаточное условие успешной профессиональной карьеры. Следующее условие – выбор пути получения профессии.Этот выбор в первую очередь зависит от характера самой профессии. Подготовка некоторых специалистов займет всего несколько месяцев обучения на курсах – например, верстальщик или веб-дизайнер. Большинство продавцов в наше время осваивают эту профессию прямо на рабочем месте. Есть профессии, обучение которым требует нескольких лет – врач, учитель, инженер. Как ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированным архитектором-недоучкой? Рынок образовательных услуг предлагает такое множество учебных заведений с громкими названиями, что выпускник чувствует себя покупателем, окруженным навязчивыми торговцами. Как правильно выбрать «товар»? · сначала решите, нужен ли он вообще. Сегодня ценность большинства дипломов в глазах работодателей невысока. Для них важнее ваши умения и способности. По данным Министерства труда, более половины выпускников вузов не может найти работу по специальности. Это – потерянные годы и выброшенные на ветер деньги, если обучение было платное. · поинтересуйтесь лицензией на обучение по интересующей тебя специальности. Даже филиалы крупных государственных вузов должны быть лицензированы. Если этот вуз - филиал или отделение, то он должен быть упомянут в лицензии и Свидетельстве о регистрации головного вуза с обязательным указанием места деятельности отделения или филиала. · ознакомившись с лицензией, попросите предъявить сертификат о прохождении аккредитации. Если вуз не может предъявить такого сертификата, - вежливо попрощайтесь с теми, кто добился получения лицензии, однако не смог её подтвердить. Если вы рискнете связаться с неаккредитованным вузом, будьте готовы по окончанию срока обучения получить справку (свидетельство, диплом какой-либо общественной организации), а не государственный диплом, признанный на территории страны. · убедившись в существовании сертификата по нужному направлению (специальности), поинтересуйтесь результатами трудоустройства его выпускников. Существует такое понятие – «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше профессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» – от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше – поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он – специалист более
  2. 2. широкого профиля, он может то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде, чем штурмовать высшие учебные заведения, подумайте о других формах получения образования – начальном или среднем профессиональном образовании. Среднее специальное образование можно получить не только вучилищах и техникумах, но и курсах, дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям» - бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования - показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше. Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятки два предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От выпускников техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом. В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов. Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Это целый комплекс программных и педагогических компонентов, предназначенный для передачи знаний на расстоянии. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп полученной информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит: · работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома, · общение с преподавателем через электронные средства связи, · отслеживание в реальном времени правильности выполнения заданий. Дистанционное обучение эффективно в направлениях человеческой деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественнонаучных дисциплин.
  3. 3. Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, вечернюю, заочную или экстернат. Экстернат представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответвии с программой. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности.

Академия труда и социальных отношений

Заочный факультет

Кафедра социально-культурный сервис и туризм

«Профессиональное образование, Его уровни»

Выполнила

студентка группы ТС – 15, 1 курса, заочной формы обучения

Фирсанова Д.А

Руководитель Санатулов

Шамиль Зейналович 1

Москва – 2009

Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование ) - система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.

Начальное и среднее профессиональное образование является одним из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в современной России.

Уровни профессионального образования.

Профессия это не только возможность занятости, материального обеспечения, но и творческая реализация личности. Человек, верно выбравший профессию в соответствии со своими склонностями и возможностями, любящий её, способен привносить в развитие общества большой созидательный вклад.

Начальное профессиональное образование

учебные заведения начального профессионального образования выпускают квалифицированных рабочих и служащих.
Прием в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения.
Длительность обучения на этой ступени зависит от уровня образования принятого учащегося. Учащиеся, поступающие после 9-го класса школы, проходят двух- или трёхгодичную подготовку. Учащиеся, поступающие после 11-го класса, проходят одно- или двухгодичную подготовку. Тем не менее, в некоторых начальных профессиональных заведениях наблюдается смещение к профилю техникумов. Это проявляется в продлении сроков обучения до 3-х или 4-х лет, в зависимости от уровня образования учащегося.

Формы обучения - дневная и вечерняя.

Традиционные типы учебных заведений этой ступени образования - профессиональные училища (профессионально-технические училища (ПТУ)). В последние годы сформировалась сеть образовательных учреждений начального профессионального образования нового типа - профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации.

Деятельность указанных учреждений регламентируется Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, принятым 05.06.1994.

В последние годы существования СССР список профессий, по которым готовили ПТУ, достигал 1400 наименований. В начале 1999 г. в соответствии с принятыми федеральными стандартами этот список был резко сокращён.

Несмотря на то, что за последнее 10-летие наметилась явная тенденция к снижению общей численности учащихся, до сих пор начальные профессиональные учреждения остаются важным звеном системы образования, которое предполагает получение профессии до окончания средней школы. Как правило, такое образование востребовано молодежью из неполных или неблагополучных семей, когда требуется дополнительный источник доходов. Для детей этого социального слоя, когда перспектива получения аттестата о среднем образовании закрыта, появляется шанс продолжить учебу.

За короткий отрезок времени система начального профессионального образования пережила значительные изменения в специализации. В соответствии с потребностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий (в настоящий момент подготовка ведется более чем по 280 интегрированным профессиям). На первый план выдвинулись профессии сектора услуг, транспорта, питания и торговли. Появились совершенно новые, востребованные обществом профессии социальных работников, организаторов малого бизнеса, экологов, дизайнеров, которые повысили конкурентоспособность выпускников данных образовательных учреждений на рынке труда. При этом удельный вес профессий промышленности и строительства снизился.

Разработаны государственные образовательные стандарты начального профессионального образования, базисные учебные планы. Значительно усилилась преемственность образовательных программ этого уровня с программами среднего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. В настоящее время это образование имеют 22 % населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33 % от общей численности занятых или 62 % от численности занятых специалистов.

В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.

Среднее профессиональное образование в России реализуется по двум основным образовательным программам - базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник». Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация «старший техник», при расширении подготовки - «техник с дополнительной подготовкой в области …» (с указанием конкретной области - менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении - студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента. В связи с окончанием срока его действия в 2001 году разработан новый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - Классификатор специальностей среднего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ.

Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2–3 года в зависимости от профиля подготовки.

Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.

Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж - основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), принятое 03.03.2001 г.

Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За 1990-е годы введено несколько десятков новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. При этом сокращение срока обучения в вузе составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального образования базового уровня, 1–2 года - при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня.

Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2650 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,1 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей.

Активно развивается негосударственный сектор среднего профессионального образования, включающий в себя более 130 средних специальных учебных заведений, в которых обучается более 20 тысяч студентов.

В 2005 году была осуществлена передача учреждений начального и среднего профессионального образования с федерального на региональный уровень. Это позволило приступить к созданию интегрированных образовательных учреждений, реализующих программы разных уровней. В соответствии с Программой реорганизации профессионально-технического образования, разработанной Департаментом образования правительства Москвы, предусматривается интеграция всех трех уровней квалификации в рамках единого учебного процесса. В соответствии с Городской Программой предусматривается деление учебных заведений профессионально-технического профиля на 4 основных типа. Политехнический колледж, строительный колледж, колледж по подготовке работников торговли, сферы услуг и бытового обслуживания, и колледж, который будет готовить рабочих и специалистов среднего звена для малых и средних предприятий.

Таким образом, в Москве произошло укрупнение образовательных учреждений.

Это позволит развить систему многоуровневого непрерывного профессионального образования, при которой уровень подготовки кадров квалифицированных рабочих существенно повысится, престиж профессиональных училищ нового типа возрастет, а ПТУ превратятся в колледжи, соответствующие европейским стандартам профессионального образования. Теперь учреждения довузовского профессионального образования представлены одним типом образовательных учреждений.

Колледжи - государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающие обучающимся возможность последовательного повышения своего общеобразовательного и профессионального уровней и роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Колледжи организуются по программно-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства в целом по городу; и по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории

Высшее профессиональное образование.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и в зависимости от числа направлений обучения студентов типы вузов устанавливаются следующие: университеты, академии и институты.

Вуз любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.

Все 3 типа высших учебных заведений кроме вышеперечисленных образовательных программ, как правило, реализуют также образовательных программы послевузовского профессионального образования и осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, ведут фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Обучение проводится по очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната.

Для всех форм, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый государственный образовательный стандарт.

Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.

Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

Общее руководство вузом осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Срок полномочий ученого совета составляет 5 лет.
В состав ученого совета входят ректор (председатель), проректоры, а также, по решению ученого совета вуза, деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) вуза. Непосредственное управление деятельностью вуза осуществляет ректор. Должность его выборная, срок полномочий - 5 лет.

Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

Деятельность высшего учебного заведения регулируется Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 и Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, принятым 05.04.2001 г.

Поменялось общественное сознание молодежи. Теперь большинство абитуриентов понимает, что от выбора вуза зависит карьера и вообще вся жизнь. Конкуренция на рынке труда резко возросла. Студенты старших курсов предпочитают начать трудовую деятельность еще до окончания вуза, чтобы быть обеспеченными рабочими местами по получении диплома. Работодатель же принимает во внимание не только специальность по диплому, но и оценки по основным дисциплинам.

К качественным изменениям относятся также появление дипломов для разных квалификаций, появление новых специальностей и новых форм получения образования. Так, например, число новых учебных дисциплин (отсутствующих в государственном перечне) превысило 200 - от компьютерных технологий до налогообложения, клинической психологии и международных корпоративных финансов.

Однако в будущем количество желающих получить высшее образование начнет сокращаться. Это будет вызвано не оттоком абитуриентов в другие уровни образования, а демографической ситуацией в стране. Пик рождаемости закончился в 1986 - 1987 гг. Поэтому к 2010 г. по данным фонда «Общественное мнение» поступающих будет максимум 759 тысяч против нынешних 1,3 миллиона человек. Это может означать, что количество высших учебных заведений также станет сокращаться

Дополнительное профессиональное образование

Дополнительное профессионально-педагогическое образование представляет собой самостоятельное направление в педагогической науке и практике. Оно является системным объектом, в составе которого находятся следующие взаимосвязанные структурные элементы: учебные заведения повышения квалификации специалистов, учебно-методические центры и кабинеты, образовательные учреждения профобразования, курсы повышения квалификации, научные учреждения, социальные, культурные и информационные институты, органы управления профобразованием, общественные организации.

Система повышения квалификации выполняет более узкие функции, чем рассмотренная выше система, а именно - повышение профессиональной компетентности и общей культуры работника. Она является составной частью системы дополнительного профобразования, относительно самостоятельна и обладает элементами любой педагогической системы (цель, содержание и методы обучения, преподаватели, обучающиеся, средства обучения и т.д.).

Профессиональное развитие инженерно-педагогических работников идет как в процессе учебной и методической деятельности в различных звеньях системы повышения квалификации, так и посредством самообразования. Оба эти процесса взаимообусловлены и дополняют друг друга, хотя роль каждого из них в процессе профессионального роста неодинакова. Курсовое обучение служит стимулом самообразования, ориентирует его в нужном направлении. В свою очередь самообразование существенно дополняет те знания, которые педагоги приобрели на курсах.
В настоящее время самообразование занимает главное место в повышении квалификации, и необходимо сделать этот процесс непрерывным, систематическим, управляемым. Последнее становится одной из главных целей системы повышения квалификации: используя все возможные формы обучения - очную (как правило, краткосрочную и эпизодическую), очно-заочную, заочную, ознакомить инженерно-педагогического работника с методами и приемами самообразования, указать ему верный путь самосовершенствования, вооружить его соответствующими методическими рекомендациями и учебными пособиями.

Рассмотренное позволяет сформулировать требования, которым должна удовлетворять система дополнительного профобразования инженерно-педагогических работников.

Система дополнительного профессионального образования должна прогнозировать и отслеживать происходящие в профессиональной школе изменения, адекватно реагировать на эти изменения при определении целей, содержания и методов обучения.

Цель обучения в системе дополнительного профессионального образования - овладеть знаниями, умениями и навыками, на высоком профессиональном уровне решать практические задачи. Во имя этого педагог должен овладеть новыми принципами и методами управления процессом обучения и воспитания молодежи.

В контексте изменения статуса и роли педагога в новых условиях, расширения и усложнения его функций, система дополнительного профобразования должна быть мобильной и в достаточной степени учитывать индивидуальные особенности каждой личности.

Использование принципа полифункциональности и многоуровневости предполагает серьезную перестройку учебного процесса, его содержания, форм и методов обучения. Следует специально отметить два важных момента в новой системе дополнительного профобразования: структурный и содержательный. Стержнем содержательной стороны полифункциональной многоуровневой системы обучения являются новые педагогические технологии.

В системе дополнительного профобразования главное - продуманная постановка последовательности задач, решение которых должно вести к более глубокому изучению профессиональной сферы деятельности педагогом. Решение задачи, которое раньше выступало средством проверки знаний, степени их усвоения, теперь становится целью обучения, а усвоение знаний - средством ее достижения. Мотивацией усвоения знаний служит сама потребность в этих знаниях и результат по их применению. Это возможно лишь при непосредственном замыкании потребности в знаниях на результаты по их применению. Тем самым преодолевается отчуждение специалиста, повышающего квалификацию, от учебного процесса: задача, которая ранее решалась с использованием внешних средств мотивации, теперь решается с помощью внутренней мотивации учения.
При обучении в традиционной системе образования объем знаний педагога задавался априорно, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, в силу того, что он выбрал данную профессию, то при обучении в новой педагогической системе - в системе непрерывного профессионального развития объем знаний задается на основе расширяющегося опыта работы специалиста - как то, что необходимо ему в решении возникающих задач.

Анализ реальной образовательной системы России подтверждает, что она является сплавом из элементов традиционного и нарождающегося непрерывного образования. Происходит процесс постепенного отмирания элементов традиционного образования и все более широкое внедрение идей и методов проблемного обучения. Непрерывное образование становится приоритетным и центральным направлением в стратегии образовательной политики. Образованию придается новое качество, стержневой идеей является развитие личности школьника, студента, специалиста любой сферы профессионально-трудовой деятельности.

Непрерывное образование - это не уровень, ступень, форма или тип образования, - это система, имеющая специфическую структуру и организацию, новое содержание, базирующаяся на собственных идеях и принципах, утвердившая новые функции и, в целом, по-новому решающая многие старые задачи.

^ Основные теоретические сведения

Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.

^ Практические работы

Знакомство с профессиями работников, занятых в легкой и пищевой промышленности. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.

^ Варианты объектов труда.

Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям, сборники диагностических тестов, компьютер, сеть Интернет.

Творческие, проектные работы (3ч резерв)

Примерные темы

Сервировка праздничного стола.

Изготовление сувенира

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен :

Знать/ понимать

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

Уметь

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.

^ для:

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Требования по разделам технологической подготовки

В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен :

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Знать/понимать

назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов.

Уметь

выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.