Понятие, значение и принципы планирования. Криминалистические версии и планирование расследования Принципы планирования расследования преступлений в криминалистике

Планирование расследования определяется как мыслительный процесс, заключающийся в определении содержания и порядка работы по установлению всех обстоятельств совершенного преступления и изобличению виновных в строгом соответствии с требованиями закона и с наименьшей затратой времени и сил.

Необходимо выделить три главных принципа планирования.

1. Принцип конкретности означает, что в плане должны быть перечислены все вопросы, подлежащие выяснению для проверки той или иной версии, все следственные действия, розыскные и иные мероприятия, подлежащие проведению, точно обозначены сроки их проведения и исполнители.

2. Принцип индивидуальности означает недопустимость шаблона, обязательность составления плана именно для конкретного дела, с учетом всех особенностей этого дела. Невозможно разработать единый образец плана, который был бы пригоден для расследования по всем уголовным делам в качестве типового.

В то же время полностью оправдывает себя использование типовых планов (программ) расследования по делам определенных категорий при наличии аналогичных следственных ситуаций.

3. Принцип динамичности (непрерывности) означает, что процесс расследования – это не разовый акт; составленный план не является окончательным, он постоянно дополняется и изменяется, причем возможность и необходимость его изменения и дополнения подразумевается заранее. Так, в результате проверки одной из версий может отпасть другая версия либо, напротив, возникнет новая версия, которая ранее не выдвигалась; обнаружение при обыске по месту жительства подозреваемого орудия преступления может сделать ненужным планировавшийся ранее обыск другого подозреваемого и т.д. Необходимость постоянной корректировки составляет одно из принципиальных отличий планов расследования от большинства других планов.

61. Понятие и принципы взаимодействия следователя с оперативными подразделениями и другими службами органов дознания Взаимодействие органов дознания и предварительного следствия это основанная на законе, согласованная по целям, месту и времени, деятельность данных субъектов, осуществляемая в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также розыска преступников. Основным нормативным актом, регулирующим процесс взаимодействия дознания и предварительного следствия ОВД является Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. № 334 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений" (с изменениями от 13 февраля 1997 г.) Данный нормативно-правовой акт определяет основополагающие принципы взаимодействия: - соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан; - комплексное следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; - самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством; - самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности а рамках действующего законодательства; - согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; - непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу. Кроме принципов закон определяет основные задачи взаимодействия : - обеспечение неотложных следственных действий и оперативно- розыскных мероприятий при совершении преступлений; - всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников; - осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц.



62. Розыскная деятельность следователя Под розыскной деятельностью следователя понимается базирующееся на уголовно-процессуальном законе и данных криминалистики, логике, психологии и других наук деятельность следователя в тесном взаимодействии с органами полиции, иными государственными и общественными организациями по обнаружению скрывшихся обвиняемых, а также иных индивидуально-определенных объектов, имеющих значение для установления истины по делу. (Ч.1 ст. 152 УПК РФ). Под розыскными действиями следует понимать процессуальные и непроцессуальные действия следователя, направленные на установление скрывающихся или скрываемых объектов розыска, не являющиеся при этом следственными действиями, организационно-техническими, а также оперативно-розыскными мероприятиями органов дознания. Основным отличием их от оперативно-розыскных мероприятий является то, что производятся они следователем по конкретному уголовному делу и носят гласный характер, хотя непроцессуальные розыскные действия и имеют сходство с одноименными мероприятиями, выполняемыми оперативными работниками органов дознания. К розыскным действиям процессуального характера следует отнести: объявление розыска скрывшегося обвиняемого; дача розыскных поручений и указаний органам дознания; привлечение общественности к участию в розыске. Розыскные действия процессуального характера могут быть осуществлены только во время производства предварительного расследования, а розыск обвиняемого может быть объявлен одновременно с приостановлением предварительного расследования (ч.2 ст.210 УПК РФ).

Среди розыскных действий непроцессуального характера можно отметить: выявление свидетелей и очевидцев; беседы с осведомленными лицами; рассылку следователем запросов в разные инстанции, в том числе рассылка ориентировок и информирование общественности (посредством печати, кино, радио, телевидения); проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях; проверки по учетам органов внутренних дел; получение и анализ газетных сообщений, писем и телефонных сообщений (в том числе анонимных), содержащих относящуюся к розыску информацию; изучение архивных уголовных дел; беседы с лицами, участвующими в других уголовных делах; обследование мест возможного сбыта похищенного; непосредственное наблюдение за разыскиваемым или его преследование (как правило, в вынужденных ситуациях и в порядке исключения); создание в ходе расследования условий, побуждающих разыскиваемого обращаться в определенные учреждения (почту, телеграф, нотариат, агентство госстраха и пр.) или к определенным лицам, за которыми установлено наблюдение, и др.

63. Криминалистическое изучение личности участников уголовного процесса Под криминалистическим изучением личности следует понимать установление криминалистически значимой информации о преступнике, жертве преступления, а также обвиняемом, потерпевшем и других участниках процесса расследования, включающей в себя сведения о присущих им анатомических, биологических, психологических и социальных свойствах, которые необходимы для идентификации личности, решения тактических задач и установления фактической картины события преступления в процессе его раскрытия и расследования, а также использования в целях осуществления криминалистической профилактики. Криминалистическое изучение личности в процессе расследования осуществляется наряду с уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и криминологическим ее изучением. Криминалистическое изучение личности предполагает возможность создания наиболее благоприятной следственной ситуации, позволяющей следователю принимать эффективные, оптимальные тактические решения по уголовному делу, например при выборе тактических приемов при допросе обвиняемого в конфликтной ситуации. Объем криминалистического изучения личности должен обеспечить получение сведений, направленных на установление состава преступления, а также иных обстоятельств, всесторонне характеризующих человека и имеющих значение для правильного разрешения дела.

Методы криминалистического изучения личности должны соответствовать предписаниям уголовно-процессуального закона об источниках и порядке получения доказательств. К основным методам изучения личности относятся следующие: 1. Допрос участника процесса. 2. Изучение, в том числе при необходимости и в рамках криминалистической экспертизы, личных документов допрашиваемого (паспорта, диплома об образовании, документов о наградах, записной книжки, дневника и т.д.). 3. Допросы свидетелей из числа сослуживцев, родственников, соседей, руководителей. 4. Истребование официальных характеристик с места работы, службы, учебы. 5. Истребование и приобщение к материалам уголовного дела медицинских документов обвиняемого (медицинских книжек, историй болезни, выписок из них). 6. Направление запросов в информационные центры органов внутренних дел на предмет получения сведений о судимости обвиняемого.

64. Профилактическая деятельность следователя Это деятельность следователя по предупреждению преступлений, осуществляемая как в процессуальной, так и в непроцессуальных формах. Процессуальная профилактическая деятельность следователя заключается в установлении при расследовании конкретного преступления причин и условий, способствовавших его совершению, и внесении представлений об их устранении. Представление может быть внесено и по данным, установленным по группе расследованных однородных дел. Основная профилактическая деятельность следователя осуществляется в ходе самого расследования или сразу после его окончания (с учетом собранных для этого данных и следственных возможностей). Некоторая часть предупредительных приемов и методов криминалистики применяется и до возбуждения уголовного дела. Они практически всегда бывают направлены на пресечение начавшегося или предупреждение готовящегося либо возможного нового преступления. Например, если из первичных данных об уже совершенном преступлении явствует, что в сложившейся обстановке сохраняется реальная возможность совершения еще такого же или другого преступления, следователь обязан принять соответствующие меры по недопущению нового преступления.

Средства профилактической деятельности следователя можно разделить на две группы: 1) действия, проводимые непосредственно самим следователем; 2) действия, осуществляемые по поручению следователя другими государственными органами, организациями, производственными предприятиями, иными учреждениями и общественностью. К первой группе относятся следственные действия с элементами воспитательно-психологического воздействия на конкретных лиц; розыскные мероприятия, криминалистические операции профилактической направленности. Ко второй – действия оперативно-розыскного, технико-организационного, технического, управленческо-организационного характера, осуществляемые соответственно по поручению следователя органами дознания, управления и производства.

Задача профилактической деятельности – не полное искоренение преступности, а эффективное снижение ее количественных и качественных показателей, уменьшение ее воздействия на общество и государство, повышение уровня личной безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов.

65. Понятие и виды следственного осмотра Следственный осмотр - одно из наиболее распространенных следственных действий. Это - основной способ непосредственного восприятия следователем различных объектов, относящихся к делу. Следователь производит осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов и документов в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела (ст. 178-181 УПК РСФСР).Следственный осмотр можно определить как следственное действие, заключающееся в непосредственном выявлении, изучении и фиксации следователем различных материальных объектов и следов на них, которые могут иметь отношение к делу, их признаков, состояния, свойств и взаиморасположения.Решая вопрос о необходимости производства осмотра, и в частности осмотра места происшествия, следователь всегда исходит из конкретных обстоятельств дела. Однако, как показывает практика, следственный осмотр в том или ином его виде должен проводиться при расследовании большинства преступлений - всегда, когда путем осмотра могут быть обнаружены вещественные следы события. Осмотр также позволяет следователю полнее ознакомиться с обстановкой места события, глубже понять сущность расследуемого преступления.Существует несколько классификаций видов следственного осмотра . -) Так, по объекту различаются: осмотр места происшествия; первоначальный наружный осмотр трупа на месте его обнаружения (или просто осмотр трупа); осмотр предметов; осмотр документов; осмотр животных; осмотр помещений и участков местности, не являющихся местом происшествия. Особый вид следственного осмотра - осмотр живых людей (освидетельствование); -) по времени различаются первоначальный и повторный осмотр; -) по объему - основной и дополнительный. Первоначальный - это первый осмотр следователем данного объекта; повторный - любой последующий осмотр объекта, который ранее уже подвергался следственному осмотру. При повторном, как и при первоначальном осмотре, объект исследуется полностью, вместе со всеми обнаруженными на нем следами (в тактическом отношении повторный осмотр существенных особенностей не имеет). Дополнительный осмотр - это осмотр отдельных элементов объекта, который прежде уже был осмотрен в целом. Обычно необходимость в дополнительном осмотре возникает, когда какие-то участки места происшествия, следы или вещественные доказательства при основном (первоначальном) осмотре остались неисследованными или были исследованы недостаточно полно, однако в целом первоначальный осмотр был проведен на должном уровне и проводить повторный осмотр нецелесообразно. В соответствии с законом следственный осмотр всегда проводится в присутствии понятых. Следователь вправе привлечь к осмотру подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля. Он может также пригласить для участия в осмотре лицо, обладающее специальными познаниями (специалиста). При осмотре трупа участие специалиста - судебного мед. эксперта (а при отсутствии его - иного врача) является обязательным.

66. Подготовка к осмотру места происшествия Осмотр места происшествия - сложное следственное действие, требующее высокой квалификации его участников. Сложность вызывается тем, что осматривать за­частую приходится обширную территорию с множеством различных объектов, в неблагоприятных погодных условиях, при дефиците времени. Подготовка к осмотру места происшествия складывается из двух этапов: до выезда на место происшествия и по прибытии туда. На первом этапе, приняв сообщение о происшествии, следователь должен уточнить, что и где произошло, принять меры по оказанию помощи пострадавшим, если она еще не была оказана, по восстановлению порядка и безопасности граждан на прилегающих к месту происшествия участках. Далее необходимо принять неотложные меры по охране места происшествия, попросить задержаться до прибытия следователя очевидцев, лиц, первыми обнаруживших случившееся. Место происшествия должно быть сохранено в первоначальном, неизменном виде. Охрана его может быть осуществлена лицами, обнаружившими происшествие и сообщившими о нем, работниками милиции, администрацией предприятий и учреждений, работниками местных органов власти и др. Технические средства, необходимые при осмотре, должны быть у следователя в постоянной готовности. Но тем не менее, готовясь к выезду, нужно еще раз проверить их укомплектованность. Необходимо также позаботиться о транспортных средствах, которые нужны будут для выезда на место происшествия, для отправки пострадавшего в больницу, трупа - в морг, для доставки изъятых с места происшествия вещественных доказательств. И, наконец, должен быть определен круг лиц, которые должны участвовать в осмотре. Помимо следователя в осмотре могут принять участие оперативные работники милиции, специалисты в области криминалистики, судебной медицины, пожарной охраны и др. Последние, будучи вызванными следователем, обязаны участвовать в осмотре и, используя свои специальные познания и навыки, содействовать следователю в обнаружении, закреплении (фиксации) и изъятии доказательств, давать пояснения по поводу выполняемых ими действий. В соответствии с уголовно-процессуальным законом следователь вправе, когда это целесообразно, привлечь к участию в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля. Обвиняемый - заинтересованное лицо. Но он может помочь обнаружить вещественные доказательства и уяснить обстоятельства совершенного преступления. По прибытии на место происшествия следователь убеждается, оказана ли помощь пострадавшему, проверяет, не изменена ли обстановка на месте происшествия (на основе краткого опроса пострадавшего, очевидцев и иных лиц, оказавшихся там), удаляет посторонних лиц, определяет роль каждого участника осмотра, разъясняет им их права и обязанности, дает распоряжения работникам милиции о проведении оперативно-розыскных мероприятий (выявления подозреваемых в совершении преступления, очевидцев, свидетелей, установления мест сокрытия похищенного, орудия преступления и т. п.). По окончании подготовительных мероприятий следователь приступает к осмотру места происшествия.

67. Тактика осмотра места происшествия Следователь определяет границы местности или помещения, подлежащих осмотру, при этом выясняет у очевидцев, какие изменения были внесены в обстановку происшествия с момента его обнаружения, и ориентирует подразделения милиции на принятие оперативно-розыскных мер по раскрытию совершенного преступления. Осмотр места происшествия можно разделить на две стадии: начальную (общий осмотр) и стадию детального осмотра. При общем осмотре следователь изучает, фиксирует и воспринимает обстановку места происшествия в целом: наличие или отсутствие определенных объектов, их взаимное положение и др. В этой стадии следователь уточняет сведения о том, что произошло и каковы последствия преступления; определяет границы места происшествия, в которые надлежит включать несколько большую территорию, чем та, на которой на первый взгляд должны иметься следы преступления. В противном случае часть доказательств может быть уничтожена заинтересованными лицами или просто любопытствующими. Далее следователь фиксирует первоначальную картину происшествия (ориентирующая, обзорная и узловая фотосъемка), производит замеры для составления плана или схемы места происшествия; принимает меры к сохранению следов и предметов, особенно если осмотр производится в дождь или снегопад; отмечает негативные обстоятельства, выдвигает и проверяет версии о произошедшем событии и причастных к нему лицах. В этой стадии следователь выбирает способ осмотра места происшествия. Рекомендуются следующие способы: 1. От периферии к центру или от центра к периферии по спирали. 2. Осмотр по концентрическим кругам. 3. Линейный (когда осматриваемая площадь имеет удлиненную форму). 4. Плановый (разбитие площади на квадраты или секторы). При осмотре места происшествия эти способы могут использоваться в различных комбинациях. Тщательный осмотр позволяет быть уверенным, что от внимания его участников не ускользнула ни одна деталь, ни один предмет или след, который может иметь значение для расследования. Производя осмотр места происшествия, следователь должен стремиться получить ответы на следующие основные вопросы: где, что и когда произошло, кто и почему это сделал, каким образом и с чьей помощью.

68. Порядок производства следственного наружного осмотра трупа Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения в соответствии со ст. 178 УПК РФ производит следователь в присутствии понятых с участием врача-специалиста в области судебной медицины, а при его отсутствии иного врача. Участие врача не освобождает следователя от обязанности лично вести осмотр. Вся ответственность за ход и результаты осмотра трупа лежит на нем, так как факты, исследуемые и фиксируемые при осмотре, не могут быть восполнены при судебно-медицинской экспертизе трупа. Цель осмотра: установить личность потерпевшего; время и способ причинения смерти; получить данные о лицах, причастных к расследуемому событию.Осмотр производится по такой выработанной практикой программе:- Фиксируется время начала осмотра, температура окружающей среды и трупа. Труп осматривается в том положении, в каком его увидели участники осмотра.- Вначале отмечается пол, возраст, рост, телосложение, упитанность, цвет волос. Далее описание идет сверху вниз по методике словесного портрета. Особенно детально внешние данные фиксируются при осмотре трупа неизвестного.- Отмечается местоположение и поза трупа. Положение трупа "привязывают" к ближайшим ориентирам. Фиксируются трупные пятна, несоответствие направления потеков крови на трупе с его положением, наличие признаков волочения и т.п. При осмотре головы, лица, рук, ног и открытых частей тела исследуется и фиксируется:- состояние зрачков, роговиц, слизистых оболочек глаз;- наличие телесных повреждений, брызг и потеков крови, их расположение и направление;- состояние естественных отверстий; наличие загрязнений (частицы грунта, волосы, кровь и микрообъекты) на кистях рук и стопах ног, между пальцами, под ногтями и в волосах;- степень охлаждения открытых и закрытых одеждой участков тела;- наличие, расположение и цвет трупных пятен, изменение их цвета при дозированном давлении и быстрота восстановления первоначальной окраски (в секундах);- выраженность трупного окоченения в различных группах мышц;- наличие на трупе и одежде насекомых, куколок, личинок, места их наибольшего скопления;- вид живота (впалый, вздутый);- ощущается ли изо рта какой-либо запах (при надавливании на грудную клетку).С помощью судебно-медицинского эксперта при осмотре трупа изымаются микрочастицы с рук и открытых участков тела, которые могли соприкасаться с преступником, местами убийства или хранения трупа; внутреннее содержимое носа, рта, ушных раковин, половых органов, прямой кишки. Затем осмотру подвергаются предметы, находящиеся на трупе и рядом с ним. Исследованию подвергается также грунт для сопоставления его с частицами грунта на одежде и теле трупа. Производится осмотр одежды и обуви. Если личность погибшего не установлена, то труп обязательно дактилоскопируют, затем после туалета фотографируют по правилам сигналитической (опознавательной) фотосъемки.

69. Порядок производства следственного осмотра предметов и документов Осмотр предметов, обнаруженных при осмотре места происшествия и других следственных действиях, проводится на месте их обнаружения (кроме случаев, когда для этого требуется продолжительное время или по иным основаниям). Тогда осмотр предметов можно проводить в любом пригодном для этой цели помещении по усмотрению следователя.Объектами осмотра могут быть любые предметы, которые, по мнению следователя, имеют отношение к делу, в том числе: вещи и предметы, оказавшиеся объектами преступных посягательств; орудия, использовавшиеся при совершении преступлений; предметы, на которых сохранились следы преступлений (одежда потерпевшего или подозреваемого с имеющимися на ней повреждениями, следами крови, части этой одежды и т.д.).В ходе осмотра выясняются и фиксируются: наименование предмета, его назначение, внешний вид, размеры во всех измерениях, материал, из которого изготовлен предмет, особенности предмета, его дефекты, упаковка. Особо отмечаются признаки, указывающие на связь предмета с расследуемым событием.Предмет фотографируется. В необходимых случаях может быть составлена схема с указанием следов, имеющихся на предмете.Направление осмотра документов зависит от того, является ли документ вещественным или письменным доказательством. В первом случае документ интересует следователя сам по себе и является незаменимым. Во втором случае следователя интересует только содержание документа. Если это содержание надлежащим образом зафиксировано в деле, документ как таковой может к делу и не приобщаться (например, бухгалтерская книга, в которой имеет значение для расследования одна запись). В таких случаях в протоколе после общего описания документа воспроизводится соответствующий текст. При осмотре документа – вещественного доказательства выясняются и описываются его наименование, назначение, форма, внешний вид, все реквизиты. Особое значение имеют признаки подделки (травления, дописки, подчистки). В ходе осмотра используются необходимые технические средства, помощь специалистов. В любом случае документ фотографируется. Документы – вещественные доказательства необходимо приобщать к делу. При этом их нельзя подшивать, делать на них какие-либо пометки, дополнительные перегибы.

70. Тактика освидетельствования Освидетельствование - это самостоятельное следственное действие, проводимое на основании постановления следователя, осуществляемое либо самим следователем, либо (по его поручению) врачом и направленное на непосредственное обследование тела человека в целях обнаружения, выявления и фиксации следов преступления, особых примет и признаков функционального и анатомического характера. Освидетельствование является своеобразным видом следственного осмотра и в то же время самостоятельным следственным действием, предусмотренным ст. 180 УПК.Целями этого следственного действия являются обнаружение и фиксация на теле подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля следов преступления либо особых примет. Следами преступления в данном случае могут быть ссадины, раны, кровоподтеки, укусы, царапины, а также следы крови, выделения человеческого организма, пятна или частицы красящих или иных веществ. Особые приметы - это признаки внешности, выделяющие данного человека из среды похожих на него: шрамы, татуировки, родимые пятна, бородавки, рубцы, физические недостатки, следы ранее перенесенных болезней.При производстве следственного освидетельствования соблюдаются следующие процессуальные требования. Проводится оно только по мотивированному постановлению следователя, которое обязательно для тех, в отношении кого оно вынесено. Подозреваемый и обвиняемый подвергаются освидетельствованию для обнаружения на их теле следов борьбы, оставленных потерпевшим, повреждений, случайно причиненных самому себе при совершении преступления, следов различных веществ. Потерпевший может быть освидетельствован для выявления на его теле различных повреждений и следов - крови, спермы и других человеческих выделений. Свидетель подлежит освидетельствованию с целью обнаружения на его теле следов, имеющих отношение к событию преступления в основном в виде различных веществ. При отказе лицо может быть освидетельствовано в принудительном порядке. Освидетельствование осуществляется следователем с обязательным участием понятых. При освидетельствовании недопустимы действия, унижающие честь и достоинство освидельствуемого лица, а также причинение какого-либо ущерба его здоровью. О производстве освидетельствования составляется протокол, в котором подробно и последовательно излагаются ход и результаты проведенного действия.


Планирование расследования определяется как мыслительный процесс, заключающийся в определении содержания и порядка работы по установлению всех обстоятельств совершенного преступления и изобличению виновных в строгом соответствии с требованиями закона и с наименьшей затратой времени и сил.
Чтобы планирование расследования достигало этих целей, оно должно основываться на определенных принципах. Принципами планирования называют разработанные в криминалистике требования, предъявляемые к планированию, соблюдение которых обеспечивает его эффективность.
Необходимо выделить три главных принципа планирования.
1. Принцип конкретности означает, что в плане должны быть перечислены все вопросы, подлежащие выяснению для проверки той или иной версии, все следственные действия, розыскные и иные мероприятия, подлежащие проведению, точно обозначены сроки их проведения и исполнители. Бессмысленно, например, указывать в плане: «провести допросы свидетелей», «провести обыски у подозреваемых» и т.д.; такой план практически ничего не дает. В нем должно быть указано, кого конкретно из свидетелей предполагается допросить, у кого из подозреваемых должны быть проведены обыски, когда и кто будет осуществлять эти следственные действия.
2. Принцип индивидуальности означает недопустимость шаблона, обязательность составления плана именно для конкретного дела, с учетом всех особенностей этого дела. Невозможно разработать единый образец плана, который был бы пригоден для расследования по всем уголовным делам в качестве типового.
В то же время полностью оправдывает себя использование типовых планов (программ) расследования по делам определенных категорий при наличии аналогичных следственных ситуаций. Как известно, в криминалистической методике разработаны типовые программы действий для наиболее характерных ситуаций, складывающихся при расследовании различных видов преступлений. Например, по делам о мошенничестве, если подозреваемый задержан на месте происшествия или сразу после совершения мошенничества, рекомендуется провести: личный обыск подозреваемого; его допрос; допрос потерпевшего; обыск по месту жительства мошенника; осмотр изъятых у него, а также полученных от него потерпевшим предметов и т.д. Эти следственные действия должны планироваться практически по каждому конкретному делу о мошенничестве при наличии соответствующей ситуации.
Разумеется, любой план, построенный на основе типовой программы, все равно наполняется конкретным содержанием исходя из особенностей расследуемого дела.
3. Принцип динамичности (непрерывности) означает, что процесс расследования – это не разовый акт; составленный план не является окончательным, он постоянно дополняется и изменяется, причем возможность и необходимость его изменения и дополнения подразумевается заранее. Так, в результате проверки одной из версий может отпасть другая версия либо, напротив, возникнет новая версия, которая ранее не выдвигалась; обнаружение при обыске по месту жительства подозреваемого орудия преступления может сделать ненужным планировавшийся ранее обыск другого подозреваемого и т.д. Необходимость постоянной корректировки составляет одно из принципиальных отличий планов расследования от большинства других планов.
Помимо плана расследования по делу, составляются планы проведения наиболее сложных и ответственных следственных действий.
Планы расследования по уголовным делам могут составляться в различных формах. Наиболее распространенная форма – по версиям. При этом в плане отражаются: следственные версии, следственные действия и другие мероприятия по проверке каждой из намеченных версий; сроки исполнения каждого следственного действия или иного мероприятия; исполнители.
Иногда вводится также специальная графа для отметок об исполнении или других примечаний.
При расследовании многоэпизодных дел форма плана несколько усложняется. В таких случаях в плане вначале указываются общие версии, а в дальнейшем он строится по отдельным эпизодам расследуемого преступления.
Еще одна разновидность плана – по лицам (подозреваемым или обвиняемым). Структурно такой план аналогичен предыдущему, но в первой графе вместо содержания эпизодов указываются фамилии подозреваемых или обвиняемых.
В плане отдельного следственного действия отражаются:
цель следственного действия (или вопросы, подлежащие выяснению);
точное время проведения;
место проведения;
круг лиц, которые будут оказывать помощь следователю в проведении следственного действия, распределение обязанностей между ними;
технические средства, которые будут применяться при проведении следственного действия для фиксации его хода и результатов (следственный чемодан, магнитофон, видеокамера);
тактика проведения следственного действия;
тактика его фиксации и т.д.
При расследовании сложных многоэпизодных преступлений помимо планов, в качестве дополнений к ним, нередко применяется вспомогательная документация: схемы преступных связей подозреваемых или обвиняемых, карточки (листы) на каждого обвиняемого (так называемые «лицевые счета»), карточки на свидетелей и др.
В «лицевых счетах» на обвиняемых обычно указываются:
формулировка обвинения;
доказательства, подтверждающие обвинение (с указанием листов дела);
доводы обвиняемого в свою защиту;
результаты проверки утверждений обвиняемого;
данные, характеризующие личность обвиняемого;
вопросы, подлежащие выяснению;
отметки о датах избрания в отношении данного лица меры пресечения, предъявления обвинения и т.д.
Эти данные, собранные в одном месте и в легко обозримом виде, помогают правильно организовать расследование, решить вопрос о его полноте, облегчают составление обвинительного заключения.
Еще одна форма вспомогательной документации, применяемая при расследовании по групповым делам, – так называемая «схема-шахматка». В ней по вертикали указываются фамилии подозреваемых или обвиняемых, а по горизонтали – эпизоды их преступной деятельности. В клетках, образуемых пересечением горизонтальных и вертикальных полос (граф), можно, в частности, показать, участвовало ли данное лицо в том или ином эпизоде преступной деятельности группы, какими доказательствами его виновности располагает следователь и т.д.

Еще по теме 4.3. Понятие и принципы планирования расследования. Виды и формы планов:

  1. 9.1. Производственное планирование: принципы, методы. Виды планов
  2. 10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование

Началом процесса построения версий обычно является анализ и синтез имеющихся в распоряжении следователя данных по делу, в результате которых происходит определенное упорядочение имеющейся информации, сложившейся следственной ситуации. Указанные действия достигаются выявлением логических связей и отношений между известными обстоятельствами. Одновременно на этом этапе выясняется, что из имеющихся данных очевидно, что предположительно неизвестно, неясно, и др.

Второй этап включает в себя обращение следователя, эксперта-криминалиста к профессиональным знаниям, к их следственному и жизненному опыту в широком смысле слова, обходимому для объяснения отдельных вопросов в связи с построением версий. Реализация своих знаний, опыта, обобщенных, справочных и иных сведений при анализе имеющихся фактических данных составляет третий этап построения следственных и иных версий. Это одна из важных стадий анализируемого процесса. Сама же формулировка следственных версий как результат указанного выше мыслительного процесса является четвертым этапом их построения.

Заключает процесс построения версий их конкретизация (служащая целям наилучшей проверки версий) путем выведения из них выводов-следствий. Эта мысленная операция осуществляется с помощью дедукции и аналогии. Версия в данном случае рассматривается как общее положение, из которого дедуцируются выводы в виде умозаключения. Указанные выводы следствия могут быть частными и относительно общими.

Значимость для расследования такой конкретизации версий во многом зависит от соблюдения ряда требований для выводных следствий, заключающихся в следующем: следствия должны быть необходимыми, реальными и максимально всесторонне отражать сущность каждой версии; между следствиями одной версии должна быть определенная логическая связь.

Вместе с тем необходимо прослеживать вероятность других выводов возможного нетипичного хода преступного события.

Проверка версий в отличие от процесса их построения начинается практической деятельностью лиц, выдвинувших версии. Проверка версий состоит в целенаправленном собирании доказательств и иной криминалистически значимой информации в предусмотренном законом процессуальном порядке.

Процесс проверки версий должен отвечать ряду требований: во-первых, все выдвинутые версии должны быть проверены до конца; во-вторых, все версии должны проверяться одновременно или параллельно. В ходе проверки одна из следственных версий, построенных относительно одного и того же факта, должна найти полное подтверждение, а остальные отпасть.

§ 3.1.7 Понятие и значение планирования следствия, его элементы


Принципами планирования расследования называют разработанные в криминалистике требования, предъявляемые к планированию расследования, соблюдение которых обеспечивает его эффективность.

Выделяют три главных принципа планирования:

ü Конкретность. Принцип конкретности означает, что в плане должны быть перечислены все вопросы, подлежащие выяснению для проверки той или иной версии; все следственные действия, розыскные и иные мероприятия, подлежащие проведению; точно обозначены сроки их проведения и их исполнители.

ü Индивидуальность. Принцип индивидуальности означает обязательность составления плана именно для конкретного дела с учетом всех его особенностей, недопустимость шаблона

ü Динамичность (непрерывность). Принцип динамичности означает, что процесс планирования - это не разовый акт; составленный план не является окончательным, он постоянно дополняется и изменяется, причем возможность и необходимость его изменения и дополнения подразумевается заранее.

Планирование осуществляется в такой последовательности:

ü планирование первоначальных следственных действий;

ü планирование последующих следственных действий;

ü планирование завершающего этапа расследования.

Основными элементами планирования расследования по конкретному уголовному делу являются: изучение имеющихся фактических данных; выдвижение версий; определение круга следственных действий и организационных мероприятий, подлежащих проведению, сроков и последовательности их проведения, а также исполнителей; корректировка плана в ходе расследования.

Планирование можно разделить по видам , основные из которых:

ü планирование работы следователя по нескольким делам, находящимся в его производстве;

ü планирование расследования по отдельному уголовному делу;

ü планирование производства конкретного следственного действия.

Раскрытие и расследование преступлений представляет собой сложную и многогранную деятельность, для осуществления которой от следователя требуется организаторское мастерство. Работа по каждому, даже сравнительно несложному уголовному делу требует проведения целого ряда следственных действий, розыскных и иных мероприятий; все они должны быть тщательно подготовлены и проведены в определенной последовательности, с соблюдением установленных уголовно-процессуальным законом сроков. Всесторонность и полнота расследования во многом зависят от умелой координации работы следователя с оперативнорозыскными аппаратами, с другими службами органов внутренних дел. Кроме того, в производстве следователя, как правило, находятся не одно, а несколько дел. Поэтому планирование - это необходимое условие правильной организации труда следователя.

Планирование расследования определяется как мыслительный процесс, заключающийся в определении содержания и порядка работы по установлению всех обстоятельств совершенного преступления и изобличению виновных в строгом соответствии с требованиями закона и с наименьшей затратой времени и сил.

Цели планирования заключаются в том, чтобы обеспечить:

  • - полноту, всесторонность и объективность расследования;
  • - целеустремленность расследования, направленность его на достижение конкретной задачи;
  • - достижение этой задачи с наименьшими затратами времени, сил и средств;
  • - взаимодействие следователя со специалистами, сотрудниками оперативно-розыскных подразделений, а также с другими правоохранительными органами. При этом необходимо иметь в виду, что расследование преступлений все более становится коллективной деятельностью (разумеется, при полном сохранении руководящей роли следователя и его ответственности за результаты расследования).

Чтобы планирование расследования достигало этих целей, оно должно основываться на определенных принципах. Следует выделить три главных принципа планирования.

  • 1. Принцип конкретности означает, что в плане должны быть перечислены все вопросы, подлежащие выяснению для проверки той или иной версии, все следственные действия, розыскные и иные мероприятия, подлежащие проведению, точно обозначены сроки их проведения и исполнители. Бессмысленно, например, указывать в плане: «провести допросы свидетелей», «провести обыски у подозреваемых» и т.д., ибо такой план практически ничего не дает. В нем должно быть указано, кого конкретно из свидетелей предполагается допросить, у кого из подозреваемых должны быть проведены обыски, когда и кто будет осуществлять эти следственные действия.
  • 2. Принцип индивидуальности означает недопустимость шаблона, обязательность составления плана именно для конкретного дела с учетом всех его особенностей. Невозможно разработать единый образец плана, который был бы пригоден для расследования по всем уголовным делам в качестве типового. В то же время полностью оправдывает себя использование типовых планов (программ) расследования по делам определенных категорий при наличии аналогичных следственных ситуаций. Как известно, в криминалистической методике разработаны типовые программы действий для наиболее характерных ситуаций, складывающихся при расследовании различных видов преступлений. Разумеется, любой план, построенный на основе типовой программы, все равно наполняется конкретным содержанием исходя из особенностей расследуемого дела.
  • 3. Принцип динамичности означает, что составленный план не является окончательным, он постоянно дополняется и изменяется, причем возможность и необходимость его изменения и дополнения подразумевается заранее. Так, в результате проверки одной из версий может отпасть другая версия либо, напротив, возникнет новая версия, которая ранее не выдвигалась; обнаружение при обыске по месту жительства подозреваемого орудия преступления может сделать ненужным планировавшийся ранее обыск у другого подозреваемого и т.д. Необходимость постоянной корректировки составляет одно из принципиальных отличий планов расследования от большинства других планов.

В криминалистической литературе упоминаются и некоторые другие принципы планирования (соблюдения законности, реальности, научности и т.п.), но в них нет отчетливо выраженной специфики, отличающей планирование расследования по уголовным делам от планирования в какой-либо иной сфере деятельности. Совершенно очевидно, что любой план должен строиться с учетом действующего законодательства, на реальной основе, т.е. быть осуществимым, что в нем должны учитываться достижения науки и другие факторы, делающие планирование расследования максимально эффективным.

Как уже отмечалось, планирование - сложный и непрерывный мыслительный процесс, который заканчивается только с окончанием расследования. Не следует смешивать планирование и план. План - это конечный результат, итог, материальная форма, в которую облекается работа следователя по планированию расследования.

В начале расследования, когда в распоряжении следователя имеются лишь отрывочные и непроверенные сведения о событии преступления и в то же время необходимо безотлагательно провести следственные действия, направленные на закрепление следов преступления, розыск и изобличение преступника, план может не фиксироваться в письменной форме. Однако в самом непродолжительном времени объем собранных материалов увеличивается, и от следователя требуется серьезная аналитическая работа по их осмыслению и определению дальнейших действий. На этом этапе необходима разработка подробного письменного плана.

Помимо плана расследования по делу составляются планы проведения наиболее сложных и ответственных следственных действий.

Результатом планирования является план расследования, предс­тавляющий конкретную программу действий следователя, направленный на достижение намеченной цели.

Элементы планирования:

Изучение информации;

Выдвижение версий;

Определение путей проверки версий (выбор действий, оп­ределение последовательности, сроков проведения и исполнения этих действий);

Корректировка (изменение и дополнение) плана.

Каждый план, прежде всего, должен отвечать на вопрос, какую цель преследует планируемое действие (или комплекс действий): проверку следственной версии, установление подлежащих доказыванию обстоятельств или выяснение конкретных вопросов, имеющих значение для расследуемого дела.

Устанавливая в процессе планирования направление предстояще­го расследования, следователь получает возможность заранее наме­тить пределы, необходимые для установления истины по делу, исключая тем самым ненужную, лишнюю работу.

Расследование приобретает целенаправленный характер, создают­ся предпосылки для определения наиболее коротких путей решения поставленных задач, выбора эффективных тактических приемов и использования всех имеющихся технико-криминалистических средств.

При определении направления расследования большую роль в процессе планирования играют следственные версии. Они являются логической основой планирования.

Планирование расследования призвано обеспечивать условия для всесторонней и по возможности одновременной проверки всех выдвинутых версий.

Элементом процесса планирования является выбор следователем тех действий, которые в своей совокупности образуют рабочую программу его деятельности по расследованию конкретного преступления.

Предшествуя процессуальным действиям, планирование дает воз­можность своевременно решать вопрос о необходимости комплексного использования на том или ином этапе следствия сил и средств, ко­торыми располагают различные службы правоохранительных органов, или, принять, например, ре­шение о привлечении к расследованию представителей общественнос­ти.

Наличие в плане расследования конкретной программы действий следователя дает возможность использовать план не только как средство контроля за повышением качества и эффективности рассле­дования, но и в целях совершенствования его организации.

Понятия планирования и организации расследования взаимосвя­заны.

Анализ намеченной планом программы действий позволяет представить необходимых организационных мероприятий, направленных на реализацию плана. Эти мероприятия могут быть включены в план расследования наряду со следственными действиями.

Планирование организационных мероприятий способствует улуч­шению организаторской деятельности, делая ее упорядоченной.


В указанном смысле процесс планирования предполагает орга­низацию расследования конкретного преступления, является непре­менным условием осуществления необходимых организаторских мероп­риятий, направленных на создание оптимальных условий проведения следствия.

Важным элементом планирования расследования является опре­деление последовательности применения намеченных планом действий и сроков их производства.

В первую очередь целесообразно выделить те процессуальные действия, сроки проведения которых определены законом. К таким действиям, например, относятся: вынесение постановления о возбужде­нии уголовного дела, допрос подозреваемого в совершении преступ­ления, допрос обвиняемого после предъявления обвинения и др.

Без указания сроков проведения планируемых действий план не будет отвечать требованию конкретности .

Процесс планирования завершается принятием решения об ис­полнении намеченных действий. Это делает возможность оценить раз­работанную программу с точки зрения реальности осуществления плана в намеченные сроки и своевременно поставить вопрос о соз­дании, например, группы следователей для его реализации.

Все элементы планирования: постановка цели, выбор действий, оп­ределение последовательности, сроков проведения и исполнения этих действий - должны найти обязательное отражение в письменных пла­нах расследования.

В письменной форме план расследования дает возможность вов­ремя обнаружить проблемы следствия, вносить соответствующие коррективы в намеченную программу действий, он становится средс­твом, способствующим управлению процессом расследованию по конк­ретному делу.

Наличие таких планов создает основу для календарного плани­рования сразу по всем делам, находящихся в производстве следова­теля, что в свою очередь может способствовать улучшению организа­ции всей деятельности следователя по расследованию преступлений.

Отсутствие у следователя планов свидетельствует о том, что расследование на данном этапе неуправляемо и требуется своевре­менное принятие мер по организации самого процесса планируемого руководителем соответствующего следственного подразделения.

Деятельность по планированию расследования конкретных прес­туплений должна осуществляется в соответствии с определенными принципами.

Принцип динамичности означает, что планирование не является разовым актом. Оно осуществляется постоянно по мере поступления к следователю информации, на протяжении всего расследования.

В письменных планах расследования этот принцип находит вы­ражение в том, что составленные на первом этапе расследования пла­ны по мере необходимости уточняются, дополняются новыми, более развернутыми мероприятиями, к планам часто прилагается вспомога­тельная документация.

Принцип индивидуальности требует, чтобы разрабатываемые планы не имели характера типовой схемы, а обосновывались конкрет­ными данными, полученными в процессе расследования по делу. Инди­видуальность планирования обуславливается как неповторимостью каждого из расследуемых преступлений, так и особенностями личнос­ти следователя, осуществляющего планирование, используя профессиональные знания, опыт и навыки.

Принцип конкретности планирования состоит в том, что разра­батываемые планы не должны содержать общих, расплывчатых формули­ровок. Каждая программа действий должна давать предельно четкие ответы на конкретные вопросы: решение каких задач преследуется конкретными планируемыми действиями, в какие сроки и кто именно­ будет осуществлять эти действия.

Принцип реальности планирования проявляется в требовании разрабатывать программу действий на основе конкретных фактичес­ких данных. Выполненным должно быть каждое включенное в план действие с учетом возможностей, которыми располагает следс­твие. Оценка определенных действий как выполняемых может, осуществляется на основе знаний следователем достижений в той или иной области науки, например, при планировании производства судебной экспертизы. Названные принципы планирования взаимообусловлены: не­соблюдение одного из них влечет нарушение и других принципов.

Фактические данные, образующие объективную сторону планирова­ния, устанавливаются в ходе следствия не сразу. Процесс их обнару­жения, собирания и исследования в криминалистике подразделяется на 2 этапа: первоначальный - от возбуждения уголовного дела до уста­новления подозреваемого и предъявления обвинения - и последующий - до окончания расследования (существуют и другие точки зрения).

На каждом этапе расследования процесс планирования имеет специфические черты, обусловленные главным образом различием ре­шаемых задач, а так же характером и содержанием производных дейс­твий.

Планирование первоначального этапа расследования. В боль­шинстве случаев на первоначальном этапе следствия в распоряжении следователя имеется крайне ограниченное количество фак­тических данных, не позволяющих осуществить развернутое планиро­вание, характеризующееся множественностью конкретных следственных версий, требующих проверки путем осуществления большого комплекса как следственных действий, так и оперативно-розыскных мероприя­тий.

Анализ исходных данных обычно позволяет с учетом рекоменда­ций криминалистической тактики и методики расследования отдель­ных видов преступлений принять решение о производстве отдельных следственных действий, направленных на расширение круга имеющихся доказательств осмотров мест происшествий, обысков, задержаний, доп­росов и др.

Результаты, которые будут получены при производстве этих действий, во многом предопределяют дальнейший ход следствия, поэ­тому их проведение требует предварительного решения определенно­го круга вопросов, что позволит свести к минимуму возможные прос­четы, неполноту, односторонность, в действии следователя.

Планирование отдельных следственных действий включает:

Окончательное уточнение цели и содержания предстоящего действия, круга вопросов, которые необходимо решить;

Получение до­полнительной информации об условиях, в которых будет осуществляться действие; сведения о лицах, интересующих следовате­ля, других данных;

Принятие решения о точном времени и месте проведения пла­нируемого действия;

Выбор тактических приемов производства следственного действия, тактики использования оперативной информации;

Решение вопроса о привлечении необходимых участников следственного действия, о распределении между ними обязанностей, о времени и месте проведения инструктажа всех участников;

Принятие решения об использовании технико-криминалисти­ческих средств, необходимых в производстве действия и для фиксации полученных результатов (например, поисковых приборов, следственного чемодана, и т. д.).

Указанный перечень вопросов, решаемых при планировании следственных действий, не является исчерпывающим. В зависимости от характера следственного действия и конкретных условий его осуществления, могут возникнут иные вопросы, требующие принятие до­полнительных решений.

В виду ограниченного объема исходных данных при планирова­нии первоначального этапа расследования программа действий опре­деляется в значительной степени на основе личного опыта следова­теля и научных рекомендаций криминалистической методики. Следова­тель на этом этапе нередко руководствуется типичными версия­ми, характерными для процессов расследования того или иного вида преступлений. При минимуме исходных данных эти версии, если они не противоречат имеющимся доказательствам, могут выполнять некоторое время роль ориентира при планировании конкретного этапа расследо­вания.

По мере получения следователем информации при производства первоначальных следственных действий процесс планирования приобретает все большую индивидуальность.

Успех первоначального этапа расследования во многом зависит от быстроты и своевременности производства следственных дейс­твий. Поэтому существенное значение имеет вопрос о целесообразной последовательности планируемых действий. На решение этого вопро­са оказывают влияние следующие факторы:

1. Необходимость сохранения и обеспечения подлинности объек­тов исследования путем производства в первую очередь тех следс­твенных действий, которые направлены на обнаружение и фиксацию быстро исчезающих следов или исследование изменившейся со временем обстановки места происшествия.

К этой группе относятся действия, неотложность которых пре­допределена иными исключительными обстоятельствами, делающие воз­можным проведение их в более поздние сроки (например, в другую мест­ность лица, которое необходимо допросить; или допрос умирающего потерпевшего). Промедление в осуществлении этих действий может привести к невосполнимой утрате доказательств, к затягиванию следствия.

2. Сроки проведения определенных следственных действий, рег­ламентированные законом.

3. Отдельные процессуальные действия, влияющие на нормальный ход производства по делу (избрание меры пресечения, наложение ареста на имущество и др.).

4. Длительность периода осуществления отдельных действий (ре­визии, экспертизы).

5. Возможность проверки сразу нескольких следственных версий путем проведения определенного действия.

Действия, включаемые в план, должны быть направлены на реше­ние следующих задач первоначального этапа расследования: ориентирование следователя в обстоятельствах совершенного преступления; поиск доказательств и источников их получения; установление и розыск преступников по горячим следам; выяснение причин и условий, сделавших возможным совершение конкретного преступления.

Поисковый характер большинства этих действий предает особую значимость фактору быстроты, внезапности их осуществления и требует использования сил и средств, которыми располагают другие службы органов внутренних дел. Большое значение имеет проведение специальных организационных мероприятий, направленных на своевременную информацию следователя о совершенном преступлении и обеспечиваю­щее быстрый выезд оперативно - следственных групп на место происшествия: правильная организация работы дежурных частей ОВД и де­журств самих следователей; четкое распределение функциональных обязанностей лиц, выезжающих на место происшествия и т. п.

При возбуждении уголовного дела на основании данных, получен­ных непосредственно органами дознания, процессу планирования пер­воначального этапа расследования предшествует проведение анализа имеющихся материалов руководителями следственного и оперативного подразделения и определение ими согласованных действий по выявлению и закреплению доказательств.

Анализ представленными органами дознания материалов дает возможность ознакомится с оперативно-розыскными версиями, ре­шить вопрос о том, насколько собранные материалы подтверждают эти версии, какие источники доказательств установлены, какие обстоя­тельства требуют дополнительного уточнения.

Если собранные материалы свидетельствуют о длящемся преступ­лении, совершаемой группой лиц, или о совершении нескольких за­маскированных преступлений, в процессе изучения целесообразно систематизировать имеющиеся данные по лицам, принимающим участие в совершении преступления, или по эпизодам преступной деятельности.

Предварительное изучение и систематизация всех представлен­ных материалов дают возможность не только принять обоснованное решение о возбуждении уголовных дел, но и сразу составить пись­менный план первоначального этапа расследования.

Следственные действия, включенные в план, должны быть согласованны с оперативно-розыскными мероприятиями во времени и последовательности их осуществления, конкретных исполнителях, способах обмена информацией и т. д.

При планировании расследования после возбуждения уголовного дела особое внимание обращается на разработку следователем сов­местно с оперативным работником тактики производства отдельных следственных действий, исключающих разглашение в ходе предвари­тельного следствия сведений, полученных при производстве оператив­но-розыскных мероприятий.

Согласованные между собой планы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий утверждаются начальниками соот­ветствующих подразделений ОВД.

Планирование последующего этапа расследования осуществляется в соответствии с общими задачами, заключающимися в дальнейшем по­лучении новых доказательств, а так же в исследовании проверке и оценке уже собранных фактических данных.

В ходе последующего расследования завершается проверка всех выдвинутых следственных версий, что позволяет следователю полу­чить достоверное знание о преступлении и совершивших его лицах.

На ряду со следственными действиями, дающими возможность осуществлять дальнейший поиск еще не установленных новых доказательств в плане значительное место занимают действия, направленные на исследование уже имеющихся у следователя фактических дан­ных: производство различного вида судебных экспертиз, предъявление для опознания, допрос обвиняемых, проверка и уточнение на месте полученных показаний, следственных экспериментов.

Значительный объем полученной следователем информации тре­бует систематизации данных в целях принятия правильных решений, относящихся к дальнейшему планированию хода следствия.

Систематизация может осуществляться путем составления допол­нительных планов расследования различного рода вспомогательной документации, позволяющей видеть итоги проделанной работы, допуще­ние ошибки и недочеты и своевременно выявлять еще не установлен­ные обстоятельства.

Стоящая перед следователем задача заключается в установле­нии истины по делу на основании полного, всестороннего и объек­тивного исследования всей совокупности собранных по делу факти­ческих данных. Эта задача решается путем проверки соответствия каждого из имеющихся доказательств объективной действительнос­ти, устранения возникших противоречий и установления между доказа­тельствами взаимных связей.

Планирование последующего этапа расследования должно преследовать цель дальнейшего тесного взаимодействия с оперативными уполномоченными УР или ОБЭП. Поэтому в плане расследования должны найти отражение задания, выполнение которых следователь поручает работникам органов дознания с целью проверки интересующих его вопросов и получения необходимых сведений.

После принятия решения об окончании предварительного следс­твия в плане следует предусмотреть время (в пределах установленного законом срока расследования) по проведению комплекса обяза­тельных действий, осуществляемых на заключительном этапе: озна­комление обвиняемого и других предусмотренных законом лиц с ма­териалами уголовного дела, (ст. ст.216, 217, 218 УПК РФ), составление обвинительного заключения (ст. 220 УПК РФ).

Письменные планы расследования могут быть составлены в лю­бой произвольной форме, однако в каждом случае в них должны найти обязательное отражение конкретные задачи (цели) следствия, дейс­твия, направленные на их решение, сроки выполнения этих действий и исполнителей.

В начале каждого плана указывается, по какому уголовному де­лу он составлен, и кратко излагаются обстоятельства, установленные к моменту его составления. Затем, в зависимости от того, какая цель становится перед планируемыми действиями - проверка следственной версии, выяснение обстоятельств совершения определенного эпизода преступной деятельности, решение конкретных вопросов и т. п. Разработанная программа действий может быть изложена по следующей форме:

План расследования

по уголовному делу № ___ по обвинению ________________________ по ст. ___ УК РФ