Плюсы вступления в вто. Россия вступила в ВТО: плюсы и минусы

Минусы вступления России в ВТО

Владимир Жириновский «Мы будем волочиться в последнем вагоне этого обоза под названием ВТО, где всем верховодят транснациональные компании. В их руках все финансы мира, и они решают, какой курс… Там есть свои и чужие. Мы там чужие»

директор петербургского филиала Высшей школы экономики Александр Ходачек: «Девятнадцатилетний путь вступления в ВТО показал, что к моменту, когда нас туда впустили, нам это уже не очень нужно», – считает он. Ходачек напоминает, что за это время Россия подписала порядка восьмидесяти международных соглашений, создала региональный Таможенный союз, внутри которого упразднены пошлины.

Малый и средний российский бизнес вследствие вступления в ВТО понесет убытки, так как теперь будут пересмотрены все внутренние регламенты, включая таможенный, налоговый и бюджетный кодексы.

возвращение к тотальному дефициту товаров потребления, от чего российские граждане полностью отвыкли за последние двадцать лет

присоединение к ВТО отрицательно скажется на жизненном уровне россиян и на перспективах развития российской промышленности.

Вполне возможно, что цены на некоторые импортные товары станут дешевле, поскольку будут снижены пошлины на их ввоз. Но этот выигрыш в цене может обернуться потерями ввиду свертывания отечественного производства, и, соответственно, уменьшения рабочих мест. Поэтому, по цене что-то может стать дешевле, но доходов, чтобы это купить даже по сниженной цене, у населения не будет

в наиболее уязвимом положении окажутся сельское хозяйство, легкая промышленность, большая часть станкостроения и автопром. Они окажутся неконкурентоспособными по сравнению с ввозимыми из-за рубежа более дешевыми товарами. Но пострадают и те отрасли промышленности, которые могли бы стать локомотивами экономического роста России. В частности – авиастроение.

1. Многие российские компании окажутся неконкурентоспособными. Как результат - потеря рабочих мест, увеличение количества безработных. Особенно серьезными последствия будут в моногородах, где из-за банкротства градообразующего предприятия может возникнуть социальный взрыв.

2. Российская экономика потеряет существенную гибкость в вопросах внешнеэкономической деятельности. К примеру, мы уже не сможем так рьяно защищать наш автопром, который сейчас находится в "тепличных" условиях, а в периоды засухи не сможем вводить эмбарго на сельскохозяйственную продукцию, как это было в 2010г.

3. России будет сложнее избавиться от сырьевой зависимости.

4. Уменьшение экспортных пошлин приведет к еще большему дефициту бюджета, который будет покрываться за счет выпуска государственных облигаций. Это может привести к увеличению государственного долга с соответствующими последствиями.

усиление конкуренции российских производителей с зарубежными – это основной минус присоединения России к ВТО: "Особенно сильно давление иностранных производителей будет сказываться в автомобилестроении, производстве бытовой техники и некоторых отраслях сельского хозяйства. В сельском хозяйстве наиболее уязвимы мясное и молочное животноводства".

минусы от вступления есть только для некоторых отраслей, но для наиболее уязвимых из них, в частности сельского хозяйства, производства автомобилей, машиностроения, легкой промышленности удалось получить длительные переходные периоды на уровне 5-7 лет. "Это позволит компания сектором более успешно подготовиться к вступлению в ВТО. Пострадают эти отрасли от того, что появится большое количество более интересных по цене и качеству товаров для покупателей, соответственно некоторые отечественные компании указанных секторов из-за возросшей конкуренции будут терять большие объем продаж, выручку и прибыль

Минусов вступления России в ВТО гораздо больше чем плюсов. Всё, что придумывает Америка направлено не на благо других государств. Вот и ВТО придумали не для того, чтобы облегчить торговлю разных стран между собой. Благодаря этой организации сильные компании попадают на рынки присоединённых государств и начинается неравная конкуренция. И последствиями такой конкуренции являются банкротства и массовые увольнение рабочих. за примерами далеко ходить не надо, Украина. При вступлении Украины в ВТО, в страну хлынули дешёвые продукты качество которых плохое, химия. Экспортировать Украине нечего, производства не конкурентоспособные. Сельское хозяйство разваливается. У Финов с сельским хозяйством тоже проблемы, из-за поступления дешёвого Бразильского и Аргентинского мяса цены упали в два раза, что привело к разорению фермеров. Не сложно представить, что будет с Россией, ведь в России холодный климат и большая протяжённость, а от этого и большие затраты на отопление и логистику. Одним из условий вступления в ВТО является предложение отказаться от государственного регулирования цен на электроэнергию и газ. С учётом всего этого наши произведённые товары всех отраслей становятся не конкурентно способными на мировом рынке. Сельское хозяйство и так еле дышит, а при вступлении в ВТО вообще загнётся. По уровню развития сельского хозяйства мы находимся на уровне отсталых африканских стран. Просто катастрофа, деревни разваливаются, колхозникам некуда продавать свою продукцию, перекупщики выставляют такие цены, что просто душат колхозников. У них нет денег даже для выплаты зарплат, а будущий урожай уже в залоге за ГСМ. Иностранные инвестиции в Россию не хлынут, т.к. нерентабельно. Дешевле строить заводы в тёплых странах, да и рабочая сила там дешёвая. К нам в страну хлынут дешёвые продукты из химии и не кто не сможет их запретить. Промышленность будет постепенно останавливаться, т.к. из-за большой конкуренции не будет хватать денег на модернизацию оборудования. Будет большая безработица, рост наркомании и алкоголизма.

Плюсы вступления России в ВТО

По более низкой цене должны будут продаваться парфюм и косметика. Например, пошлины на ввоз духов и туалетной воды к 2016 году снизятся с 15 до 6,5%. На таких же условиях в Россию будут импортироваться средства для макияжа губ и глаз. К 2015-2017 годам также снизятся пошлины на импорт пудры, шампуней, лосьонов, лаков, зубной пасты, средств для бритья, дезодорантов, солей для ванн.

А еще раньше - к 2014 году должны подешеветь и шубы. Пошлина на ввоз дубленых или выделанных меховых шкурок, которая сейчас составляет 10 процентов, должна снизиться вдвое - до 5 процентов. И, наконец, уже с 2013 года Россия взяла обязательства снизить ставку пошлины на ввоз срезанных цветов и бутонов с 15 до 5%.

после вступления России в ВТО уйдут в прошлое некоторые элементы экономической и финансовой дискриминации, когда некоторых отечественных инвесторов не допускали на международные биржи для покупки тех или иных акций. Будет облегчен доступ на международные рынки и для предприятий, производящих детали для современного оборудования.

Во-первых, выиграют не только российские покупатели импортных товаров, но и те предприятия, которые производят что-то нужное для внешнего рынка. Они-то и нуждаются во вступлении в ВТО, нуждаются в том, чтобы их взаимоотношения с иностранными партнерами регулировались согласно четко утвержденным международным правилам

в выигрыше оказываются представители сырьевого сектора, которые сегодня платят большие экспортные пошлины. «Тем самым у них изымается монопольная рента, связанная со сверхвысокими ценами на сырье на мировых рыках. А это обеспечивает разницу между более низкими ценами на сырье на внутреннем рынке, и внешними ценами» Кроме углеводородов это касается цветных металлов и лесной промышленности. А после вступления в ВТО разницы между экспортными ценами и теми, что предназначены для внутреннего рынка не будет. А значит, исчезнет преимущество России, как страны, производящей сырье

в условиях конкуренции появляется стимул к инновационному преобразованию производства и к модификации товаров. И потому появляются новые возможности для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

С другой стороны, тезис о том, что вследствие снижения пошлин российский бюджет может недосчитаться некоторых поступлений, представляется экономисту более весомым. «Но, в то же самое время, после вступления в ВТО мы можем рассчитывать, как это произошло с другими странами, на рост внешнеторговой деятельности, на рост импорта и экспорта. И те потери, кстати, не очень большие, которые недополучит бюджет, будут за этот счет компенсированы

1. Снижение пошлин. Как результат - импортируемые товары станут дешевле. Снизятся также и экспортные пошлины, что приведет к тому, что российский экспорт также увеличится. От этого выиграют, прежде всего, сырьевые отрасли.

2. Иностранные компании будут более активно работать на российском рынке, и усилится конкуренция. Как результат - российские товары также станут дешевле.

3. Вступление в ВТО - серьезный шаг для страны. Российская внешнеэкономическая деятельность станет более предсказуемой и стабильной. В результате можно ожидать увеличения количества иностранных инвестиций. Также, вероятно, курс рубля станет менее волатильным.

Присоединение к ВТО позитивно для российской экономики, поскольку предполагает улучшение в стране инвестиционного климата и потенциальное привлечение в экономику новых технологий. Объем увеличения иностранных инвестиций в результате вступления России в ВТО может составить как минимум несколько процентов от ВВП.

Позитивно вступление в ВТО и для российского бюджета – во многом благодаря членству в организации, по нашим прогнозам, темпы внешнеторгового оборота будут расти в ближайшие годы на уровне около 10% ежегодно, таким образом, можно достаточно оптимистично смотреть на перспективы федерального бюджета и роста доходов госказны

Основной плюс вступления в ВТО почувствуют на себе экспортеры, так как им станет проще действовать, поскольку членство в организации исключает возможность введения заградительных пошлин на экспортируемую российскую продукцию. Это сделает выгодным развитие экспортноориентированных производств с высокой добавленной стоимостью, что позволит улучшить структуру российской экономики и снижать зависимость от экспорта нефтегазовых ресурсов

Россию целых 18 лет не пускали в ВТО, якобы нужно было соблюдать условия вступления в ВТО . Но вот наконец то удалось договориться оприсоединение России к ВТО . Многие эксперты считают, чтоприсоединение России к ВТО приведёт к гибели экономики. Но есть и сторонники присоединения, которые видятплюсы вступления России в ВТО . - Появятся лучшие условия для доступа российской продукции на заграничные рынки. - Появляется доступ к органам разрешения торговых споров. - Улучшиться инвестиционный климат для иностранцев в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО. - Появляются большие возможности для отечественных инвесторов в государствах-членах ВТО (в банковской сфере). - Будут созданы условия для повышения качества Российских товаров и услуг, за счёт потока иностранных товаров и инвестиций в Россию. - Защита своих национальных интересов. - Повышается имидж России из-за присоединение россии к вто. Можно было бы больше придуматьплюсов вступления России в ВТО , но их нет.

Спорные моменты

К ним относится постепенное исчезновение моногородов.

Еще одним неоднозначным фактом, по его мнению, можно назвать следующее: "ВТО обяжет Россию приобретать у себя продукты генной инженерии. В силу этого Россия может постепенно превратиться в регион, куда будут отправляться продукты генномодифицированные, т.к. соглашения между странами-участниками не позволяют тщательно исследовать весь ввозимый товар, учитывая, что торговые отношения между членами-участницами ВТО строятся в основном на доверии. Поэтому подобные факты могут создать непреодолимые проблемы для обеспечения продовольственной безопасности населения страны, а это очень существенный минус".

Какова польза от вступления в ВТО?

Однозначно сказать о пользе или вреде вступления России в ВТО достаточно сложно. Мнение политиков и других специалистов расходятся: равное число выступают «ЗА» участие и столько же «ПРОТИВ». Начнем с того, что пошло ли на пользу или во вред наше участие во Всемирной Торговой Организации мы сможем судить только когда почувствуем это на себе, то есть когда станем полноценными членами организации (если вообще станем). Пока же можно только предполагать, спорить, отстаивать свою точку зрения.

Вот что считает о необходимости сотрудничества с ВТО президент РФ Владимир Владимирович Путин:

«….В целом ситуация достаточно сложная. Снизилась конкурентоспособность и на внешних рынках, в том числе на традиционных для России рынках стран СНГ…. У нас в обществе идет большая дискуссия по поводу возможного присоединения России к ВТО, и мы часто слышим тезис о том, что здесь не нужно спешить - неудобное место для суеты. Согласен абсолютно.

Но, как вы видите, мы этого и не делаем. Постоянно идут консультации с представителями всех отраслей. Ученые работают. Правительственная комиссия работает…

Хотел бы подчеркнуть при этом, что вступление России в ВТО – это важнейший фактор экономической политики России сегодня. И от нашей готовности к работе в условиях мировой торговли во многом зависит эффективность работы российских производителей. Пока результаты нас не очень радуют. Доля продукции перерабатывающей промышленности в общем объеме российского экспорта пока снижается. … Некоторые видят в возможном присоединении России к ВТО чуть ли не панацею от всех бед: и от антидемпинговых расследований против российских товаров, и от нетарифных ограничений, и от инвестиционного голода.

Между тем, само по себе присоединение к ВТО не снимет кардинальных проблем развития нашей экономики. Ее фундаментальные вопросы нам все равно придется решать самим….И все же убежден, что процесс вступления в ВТО подтолкнет к работе над повышением конкурентоспособности. А наше участие в выработке правил мировой торговли поможет успешному развитию российской промышленности в целом.…Сейчас Правительство ведет активный переговорный процесс. Характер обсуждаемых вопросов и сложный, и объемный….»

Первым делом, стоит ответить на вопрос: зачем же Россия собралась вступать в ВТО? Очевидно, что для России проблема выбора - интегрироваться ей в мировое экономическое пространство или нет, уже не стоит. Членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках. И мощным внешним стимулом для решения тех задач, которые нам и так нужно решать. Развитие российской экономики возможно лишь при ориентации на жесткие требования мирового рынка, на завоевание в нем своих собственных новых ниш. Подобно тому, как членство в Совете Европы является для государства инструментом формирования правового государства, членство в ВТО создает условия для структурной перестройки экономики. Как бы ни хотелось кому-то восстановить в России смертную казнь – нельзя, поскольку это несовместимо с нормами Совета Европы. Международные обязательства заставляют Россию делать то, до чего она «русским путем развития» брела бы еще не одно десятилетие. Так и принципы, вытекающие из членства в ВТО, позволят создать стимулы для инновационного обновления традиционных для России отраслей. Сегодня такие отрасли имеют объективную возможность выбора между «инерционным развитием» под прикрытием протекционистских барьеров и рискованным обновлением. Со вступлением в ВТО такой выбор меняется на другой: либо ты сумеешь вывести отрасль на современный уровень в оговоренный срок, либо не сумеешь. Начиная процесс вступления в ВТО, Россия добивалась принятия на «стандартных условиях». Но стандартных условий в ВТО нет – каждая страна уникальна. Зато есть облегченные условия. Например, для Грузии или Молдавии. А чего с ними спорить: влияние на мировую экономику практически нулевое. В России же рынок со 140 миллионами потребителей. Нефтедоллары. Богатейшие природные ресурсы. Дешевая энергия. Развитая металлургия. Огромное число промышленных предприятий, образованная и пока еще квалифицированная рабочая сила. В общем, по всему видно, что страна не очень стандартная: какие могут быть стандартные условия? Ясно, что торг и должен был быть максимально тяжелым, хотя бы потому, что за нами в очереди в ВТО экономике такого размера нет.

2.2. Чем мы рискуем?

Мнения журналистов опять-таки различны. Вот как выглядят заголовки газет:

- «РБК Дейли», 26.07.2004, Евгения Гаврилюк - «Вступление России в ВТО грозит российским портам потерей части грузооборота»;

- «Солидарность», 20.10.2004, Алексей Чеботарев - «Вступление в ВТО грозит агропрому крахом»;

- «Росбалт», 22.10.2004 - «Северсталь-Авто»: ВТО убьет российский автопром»…

И это лишь небольшая часть! Как обстоят дела на самом деле? Чем все-таки рискует Россия, вступая во Всемирную Торговую Организацию?

Точного ответа на этот вопрос дать невозможно. Конечно можно рассчитать, как новые рамочные условия (тарифы, квоты и т.п.) повлияют на экспорт и импорт при нынешнем состоянии российской экономики (и такие расчеты есть). Но нет ответа на главный вопрос: в какой степени вступление в ВТО «взбодрит» структурную перестройку каждой конкретной отрасли – а именно в этом должен состоять главный эффект.

Например, что касается отечественной автомобильной промышленности , то по мнению экспертов, вливание в ВТО приведет либо к полному ее исчезновению, либо к ее крупному кризису. Как передает корреспондент «Росбалта», такие данные огласил представитель холдинга «Северсталь-Авто» Николай Соболев на Саммите финансовых директоров России, организованном «Институтом Адама Смита»: «По самому оптимистичному прогнозу, в условиях ВТО к 2010 году доля российских автомобилей на рынке сократится с 61% до 41%, а новые иномарки улучшат свои позиции с 11% до 30%». Проблемы отечественного автопрома Соболев видит в первую очередь в технологическом отставании производителей и росте цен на ресурсы, в частности, на металл.

Одним из самых болезненных для России условий присоединения к ВТО остается требование уравнять наши внутренние цены на энергоносители с мировыми. Суть проблемы унификации заключается в том, что внутренние цены на энергоресурсы в России ниже экспортных, что обусловлено с одной стороны наличием больших и доступных запасов энергоресурсов на территории страны и внутренней экономической политикой государства в данной области с другой. Помимо того, что это требование со стороны ВТО просто необоснованно, так еще и неприемлемо для нас.

Минэкономразвития, выбрало самый плохой вариант и самые тяжелые условия для вступления во Всемирную Торговую Организацию. Неслучайно, как отметил в своем выступлении Алексей Чепа, эти варианты правительство обсуждает без представителей Министерства сельского хозяйства России: «С вступлением в ВТО в нашей стране будет покончено с развитием производства в аграрном секторе. Сейчас в стране рост производства мяса за последние два года составляет не менее 15% в год, хотя импортные мясо и птица по-прежнему удерживают серьезный сегмент отечественного рынка. Но после вступления в ВТО про российских производителей можно будет просто забыть. Дело в том, что одним из условий вступления России в ВТО является соглашение о поставках американского мяса и птицы. Согласно ему американцы будут полностью контролировать импорт этой продукции - выбирать в США поставщиков и выбирать в России компании, которые будут заниматься реализацией импортного мяса и птицы. Таким образом импорт этой продукции в Россию фактически будет под контролем страны-импортера. И ясно, что вначале, снизив цены, американские и европейские импортеры мяса задушат наших производителей, а потом начнут постепенно повышать цены на свою продукцию. В этом случае Россия будет полностью зависеть от иностранных импортеров сельхозпродукции». Также России придется унифицировать железнодорожные тарифы: в настоящее время тарифы, регулирующие стоимость экспортных перевозок через сухопутные погранпереходы, существенно отличаются от других. Однако если уравнять железнодорожные тарифы на экспортные перевозки через российские порты и сухопутные границы, многие поставщики предпочтут работать через порты Балтии и Украины. Единственной возможностью сохранить грузопоток в российских портах, по словам собеседников «RBC daily», является объявление портов свободными зонами. Однако в этом направлении пока не предпринимается никаких действий. Что касается Российского бизнеса. "Российский бизнес в массе своей не готов к вступлению в ВТО",- считает заместитель президента Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты Рашид Гайнутдинов. По его мнению, большинство представителей российского бизнеса, особенно малого и среднего, не знакомо сегодня даже с самой проблематикой вступления страны в ВТО. Наиболее "продвинутые" сектора бизнеса, те, которые ориентированы на экспорт, понимают необходимость адаптирования наших условий рынка к условиям Запада, но даже для них, по мнению Р Гайнутдинова, необходимы образовательные мероприятия." В конечном итоге, бизнес, как наиболее активная часть нашего общества, некий локомотив, должен вытащить экономику страны на соответствующий мировым европейским стандартам уровень. Поэтому, сейчас бизнесу нужна всесторонняя помощь, иначе, он просто не сможет конкурировать с аналогичными зарубежными структурами, которые придут наш рынок со вступлением России в ВТО",- сказал Р. Гайнутдилин.

А. Илларионов, советник президента РФ по экономическим вопросам, подчеркнул, что принятие РФ существующих условий Киотского протокола не только сделает невозможным выполнение задачи по удвоению ВВП, но и усложнит задачу по сохранению более-менее высоких темпов роста. "Высокие темпы экономического роста и снижение уровня бедности с одной стороны и Киотский протокол в том виде, в котором он существует сегодня, несовместимы", - убежден он.

Приведем очень показательное мнение директора высшей школы бизнеса МГУ Олега ВИХАНСКОГО:

«Единственное, с чем сложно спорить, так это с тем, что открытие рынков для иностранных производителей и поставщиков услуг создаст лучшие условия для конкуренции. Соответственно, снизятся цены, повысится качество услуг, и российский потребитель, по идее, должен почувствовать себя значительно лучше. Но это "по идее", а реально позиции многих российских компаний и предприятий просто обвалятся, потому что мы еще совершенно не готовы к вступлению ВТО. Наше присоединение к этой организации выгодно странам ЕС, потому что они получат доступ к нашим слаборазвитым рынкам и снизят собственные издержки. В итоге конкурентоспособность развитых стран вырастет, а наша будет падать. Играть по правилам ВТО и получать от этого выгоду мы не сможем до тех пор, пока у нас не появятся ясные приоритеты в области промышленного производства, пока мы не уйдем от сырьевой зависимости и не выведем перерабатывающую промышленность на внешние рынки».

Наверняка, это не все, что может случиться с Россией, когда мы наконец-то станем членами этой организации. Но хотя бы какую-то часть рисков нам удалось рассмотреть.

Во вступлении РФ в ВТО есть целый ряд положительных моментов для среднего и малого бизнеса. Например, это, безусловно, послужит расширению зоны международной торговли, то есть произойдет расширение зоны торговли отечественными товарами, что положительно скажется как на производственном секторе, так и на торговом секторе, где работает достаточно много россиян.

Во-вторых, это повышение конкурентоспособности российской продукции, приведение ее качества международным стандартам, причем в гибкой форме, что должно привести к повышению прибыли в бизнесе от торговли нашими товарами и от их производства за счет очевидного использования современных инновационных технологий.

В-третьих, усиление внимания и ответственности в отношении прав интеллектуальной собственности российских производителей и прав потребителей. Таким образом создаются условия для ведения бизнеса на высоком уровне, должны стать выгодными для внедрения новые технологии, что сделает бизнес более эффективным, производительным и повысит его место на мировой арене.

В-четвертых, упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда - ускорение оборачиваемости средств.

В-пятых, появление большей ясности и прозрачности в системе государственного регулирования деятельности бизнеса и производимых им товаров и услуг, что должно снизить количество и время, затрачиваемое предпринимателями на получение различных разрешительных документов.

Однако, существуют и безусловные минусы вступления РФ в ВТО для малых и средних предпринимателей.

Самый главный и тревожный минус связан с тем, что по мнению многих экспертов отечественные производители не выдержат конкуренцию с импортными товарами и услугами, которые заполонят российский рынок со вступлением нашей страны в ВТО.

Второй минус - это вероятное повышение себестоимости российских конкурентоспособных товаров. Дело в том, что в России сейчас экономят производители на экологии, энергии и заработной плате для снижения себестоимости товаров и увеличения прибыли от их производства. Это расценивается странами Европы как демпинг, в результате чего все эти экономии будут сняты. Например, установлением мировых цен на энергоносители.

Третий минус - это отказ от субсидирования сельского хозяйства, рассматривание юридических торговых споров в международных судах и неготовность малого и среднего бизнеса к конкуренции с импортными производителями. Последнее вызвано отсутствием государственных гарантий поддержки.

Решение и желание России вступить в ВТО вызывает уважение и понимание, поскольку для современного экономического роста и приближения к уровню развитых стран России необходимо вступление в ВТО. Однако, в силу ряда причин этот процесс обещает быть очень болезненным для отечественного малого и среднего бизнеса, который окажется незащищенным от конкуренции со стороны импортных производителей товаров и услуг. Поэтому России требуется обратить особое внимание на государственное регулирование сферы малого и среднего бизнеса при вступлении РФ в ВТО.

Плюсы: 1. "Россия станет полноправным участником нового раунда переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения. 2. Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Вступление в ВТО подразумевает адаптацию нашего законодательства к международным нормам - положительный фактор для российского бизнеса - бизнес станет прозрачнее, иностранные инвесторы не будут бояться вкладывать деньги в российскую экономику 3. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для разрешения торговых споров.

Долгие 18 лет Российская Федерация добивалась вступления во Всемирную торговую организацию. В 2012 году наша страна все же вошла в этот союз. Столь грандиозное событие породило множество споров между политиками и общественными деятелями. И вот в 2018 году появились известия о возможном выходе России из организации. Что же могло произойти? Зачем и когда Россия вступила в ВТО? Постараемся во всем разобраться в нашей статье.

Роль ВТО на мировой арене

Прежде чем разбирать вопрос о том, зачем Россия вступила в ВТО, необходимо дать краткую характеристику самой организации. Всемирный торговый союз (или организация) был создан 1 января 1995 года. Он имел своей целью либерализацию межгосударственной торговли и регулирование политических отношений его стран-членов. ВТО сформирована на основе ГАТТ - Генерального соглашения по тарифам и торговле.

Штаб торгового союза находится в столице Швейцарии. Всего в союзе состоят 164 государства. ВТО отвечает за формирование и внедрение новых торговых договоров. Она контролирует соблюдение ее членами всех ратифицированных норм. Страны-члены союза обладают относительно высоким уровнем таможенно-тарифной защиты. Основными принципами организации является взаимность, равенство и прозрачность.

Вступление России в ВТО

Датой начала переговоров можно назвать 1986 год. Уже тогда руководство Советского Союза заявило о намерении заключить соглашение с ГАТТ. Заявка была отклонена по настоянию США. Штаты мотивировали это тем, что в СССР проводится несовместимая со свободным рынком плановая экономика. Однако спустя 4 года Советский Союз все же получил статус наблюдателя.

СССР распался, появилось новое государство - Российская Федерация. В 1993 году была принята Конституция. В это же время начались официальные переговоры о вступлении в ВТО. Они велись невероятно долго. Большую часть проблем для РФ создавали Евросоюз и США.

Вопрос о том, когда Россия вступит в ВТО, был осложнен самой же российской властью. 208 человек из 446 голосовавших выступили резко против участия РФ в международном торговом союзе. Закон, однако, все же ратифицировали. Его одобрил Совет Федерации и президент. В начале 2012 года России был предъявлен ряд условий, при соблюдении которых страна смогла бы войти в союз.

Условия вступления в ВТО

Полный текст требований, выдвинутых членами ВТО к России, можно найти на сайте Министерства экономического развития РФ. Большая часть изменений коснулась таможенных пошлин. Были представлены два перечня обязательств - по товарам и услугам. Россия временно ограничивалась в принятии иностранных лиц из членов ВТО на отечественный рынок.

Вступили в силу два важных принципа. Первый - "о национальном режиме". Он означает, что налоговые, процессуальные и частно-правовые правила равнозначны как для россиян, так и для иностранных лиц. Второй принцип - "о благоприятствуемой нации". Если Россия предоставит благоприятный режим для некоторых персон одной страны-члена ВТО, то такой режим автоматически подействует для всех остальных лиц любого другого члена организации.

Когда Россия вступила в ВТО? 21 июля 2012 года российский президент подписал Федеральный закон "О присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирного торгового союза".

Почему Россия вступила в ВТО?

"Страна уверено шагнула навстречу Западу, и отразится это, в первую очередь, на качестве жизни самих россиян". Именно такие речи можно было услышать от отечественных СМИ, когда Россия вступила в ВТО. Власти тоже стали уверять народ в важности и эпохальности произошедшего события. Было ли все это правдой? Мнения по данному вопросу рознятся. Можно самостоятельно сформировать для себя вывод, взглянув на основные цели, которые Россия пожелала достичь в ВТО

Первостепенной задачей государства при вступлении в торговый союз являлась модернизация отношений с Западом в виде открытия внутренних рынков и снижения тарифов. Цели России в ВТО следующие:

  • участие в формировании правил межгосударственной торговли с учетом национальных интересов;
  • улучшение имиджа России на мировой арене;
  • доступ к межгосударственному механизму разрешения торговых конфликтов;
  • получение лучших условий доступа отечественной продукции на мировой рынок;
  • расширение возможностей российских инвесторов в государствах-членах ВТО.

Преследуя обозначенные цели, российские власти выработали для себя важный принцип: права и обязательства страны в ВТО должны способствовать экономическому росту, но не наоборот.

Россия в ВТО: основные преимущества

Какие положительные моменты должны были последовать за вступлением России в ВТО? Первое неоспоримое преимущество, которое сразу приходит на ум, - это улучшение имиджа страны на мировой арене. Вряд ли кто-то осмелится игнорировать тот факт, что Россия - страна для многих непонятная и во многом даже опасная. Это далеко не европейское государство, но и восточных элементов в нем не так много. Российские власти должны очень хорошо постараться, чтобы показать, как наша страна может быть полезной на мировой арене. Долгожданный доступ в ВТО - это однозначное улучшение имиджа для Российской Федерации.

Когда Россия вступила в ВТО, российские СМИ без устали сообщали о скорейшем понижении цен на большую часть продукции. Якобы стоимость товаров упадет уже через пару лет после вступления в торговый союз. Цены действительно упали. Но понижение было незначительным и коснулось оно далеко не всех товаров. Свободный доступ к сложившимся торговым схемам принес свои плоды, что явилось, несомненно, большим преимуществом для России того времени. Однако радоваться пришлось недолго. Уже через два года США и Евросоюз применили первый пакет санкций в отношении нашей страны.

Рост экономики

Россия вступила в ВТО в год оптимального экономического развития. 2012 год ознаменовался выборами президента и новыми реформами. Многочисленные санкции пока еще не очерняли экономическое и политическое положение дел в стране. Благодаря союзу с ВТО в России увеличилась конкуренция. Результатом стала модернизация отечественной экономики.

Была понижена кредитная ставка - как для простого населения, так и для предприятий малого и крупного бизнеса. Некоторые отечественные производители смогли выйти на мировой рынок. Это заставило их обратить внимание на качество производимой продукции. Следствием этого стало повышение конкуренции.

Некоторые импортные пошлины были значительно снижены. Лекарства, одежда, IT-продукция и прочие товары стали более доступными для населения. Наконец, принцип прозрачности торгового законодательства ВТО позволил выстраивать сложные и качественные отношения между сторонами.

Так почему же Россия вступила в ВТО? Глядя на перечисленные преимущества, ответить на этот вопрос становится совсем не сложно. Страна могла бы пережить настоящий экономический подъем. К сожалению, этого не случилось из-за украинского конфликта, в который вмешалась Россия. На страну были наложены санкции, а некоторые депутаты всерьез задумались о выходе из ВТО. В своем законопроекте они привели перечень недостатков, которые дает России членство в торговом союзе.

Россия в ВТО: основные недостатки

Возможность появления безработицы на отечественном рынке является первым и основным недостатком. Российские предприятия могут попросту не выдержать конкуренции с иностранными производителями. Ситуация может обостриться в так называемых "заводских" городах - где большая часть населения задействована на производстве.

Импортные пошлины были понижены. Это привело к тому, что целый ряд товаров стало невыгодно производить в России. Это продукты сельского хозяйства, а главное - автопром. Так, таможенная пошлина на ввоз поддержанных автомобилей упала в 4 раза. Власть уже активно борется с этим явлением. Она старательно, хоть и не очень успешно продвигает политику "импортозамещения".

Помимо импортных, могут быть понижены и экспортные пошлины. Из-за этого в убытке может оказаться бюджет страны. Однако увеличения государственного долга пока можно не бояться: власть создала себе множество других проблем.

Последствия вступления России в ВТО

Эксперты уверены, что вступление в торговый союз повлечет за собой снижение пошлины на многие товары. Так, к 2019 году пошлина на автомобили должна упасть с 30 до 15 процентов. Вслед за автопромом подешевеет алкоголь, бытовая техника, одежда и многое другое.

Ожидается, что участие России в ВТО даст дополнительных 2 млрд долларов в год. Российская же экономика станет расти за счет зарубежных инвестиций. Изменится внешняя среда. Пойдет вверх конкуренция, снизятся тарифные барьеры, государство сократит ряд протекционистских мер.

Критика участия России в ВТО

Вопрос о том, вступила ли Россия в ВТО, волновал многих политологов и экономистов. Эксперты волновались, что потери от вступления в союз будут гораздо выше, чем возможная выгода. Еще в 2006 году специалисты подсчитали, что выгода отечественных предприятий после вступления в ВТО составит 23 млрд долларов, а потери - 90 млрд долларов. Однако все вышло несколько иначе. Россия вошла в союз на льготных условиях, что позволило ей в течение первых трех лет вообще не менять таможенную политику.

В 2012 году Владимир Путин не встал на сторону критиков ВТО. Он заявил, что модернизация российской экономики будет попросту невозможной, если власть решит проигнорировать вопрос о вступлении в союз. Когда Россия вступила в ВТО (дата и год указаны выше), основными критиками этого шага стали члены фракции КПРФ.

Вопрос о выходе России из ВТО

Депутаты из фракции КПРФ уже разработали законопроект, направленный на планомерный выход Российской Федерации из Всемирного торгового союза. В документе говорится о том, в каком году Россия вступила в ВТО и что за этим последовало. 900 млрд рублей за пять лет членства были утеряны, а к 2020 году сумма ущерба составит 12-14 трлн рублей

Чем грозит выход России из ВТО? К сожалению, никто не знает. По международному соглашению право выхода имеется, но его никто не применял. Россия может создать прецедент. С большой долей вероятности, он повлечет за собой наложение жестких санкций на провинившуюся сторону.

Минусы вступления в ВТО очевидны. А плюсы?

Михаил Хазин

Уже в следующем году РФ может пополнить ряды Всемирной торговой организации. Одни эксперты уверяют, что такой шаг может нанести вред экономике страны, другие, напротив, говорят о неоспоримых преимуществах данного шага.

Глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина и еврокомиссар по торговле Карел Де Гюхт уже подписали меморандум о взаимопонимании по условиям присоединения России к Всемирной торговой организации. Представители Еврокомиссии по торговле высказали мнение, что порядком затянувшиеся переговоры, а эта история длится уже 17 лет, могут к концу следующего года.

Firstnews опросил экспертов и выяснил, с какими рисками столкнется Россия, если вступит в ВТО.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов считает, что вступление России в ВТО принесет не только пользу.

«В целом ряде отраслей могут наблюдаться сложности. Я имею в виду те отрасли, где велик потребительский спрос, и в которых действуют ограничения для нерезидентов: машиностроение, розничный сектор, финансовые структуры», - отметил эксперт.

По его словам, «связано это с тем, что российским компаниям будет сложно конкурировать с иностранным бизнесом».

«Понятно, что нерезиденты не испытывают трудности с финансированием. Они имеют возможность привлекать на более выгодных условиях значительные финансовые средства, получат важное конкурентное преимущество перед отечественными производителями, - отметил Абзалов. - Мы ограничены в денежных средствах, у нас нет такого богатого опыта управления, ну и конечно научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), прежде всего, в автомобилестроении, которые у нас, мягко скажем, значительно уступают иностранным, могут уничтожить все зачатки отечественного авторома».

«Правительству придется вводить ограничения, предписанные ВТО, периодами, чтобы эти сектора могли адаптироваться к новым условиям, - добавил экономист. – В идеале, мы могли бы использовать опыт Китая – закрепиться на внешних контурах при сохранении национального бизнеса».

«Правила ВТО предусматривают, что страна-участница не может усиливать интегральную защиту своего рынка. Наша экономика от внешней конкуренции никак не защищена, - в свою очередь отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Любая экономика, в условиях глобальной депрессии усиливает протекционизм. Кроме того, защиты от внешних рынков требует курс на модернизацию, который объявил Медведев. Производство, пока оно слабое, нуждается в протекционизме. Это общемировой тренд. ВТО может запретить нам это цивилизованными методами – тарифами и пошлинами».

Депутат Госдумы Оксана Дмитриева отмечает, что «важно понять, на сколько власти России смогут снизить требование ВТО на повышение тарифов на энергоносители».

«ВТО требует, чтобы мы подтянули тарифы на уровень мировых цен, а это приводит к росту внутренних тарифов. Таким образом, мы вынуждены будем придерживаться мировых цен. Одновременно Россия будет ограничена в протекционистских мерах. Например, бизнес требует снизить НДС, которым сейчас облагаются, в том числе и ввозимые товары. Мы могли бы снизить НДС, но повысить экспортные пошлины. Вступив в ВТО, мы этого уже не сможем сделать», - подчеркнула депутат.

«Вхождение в ВТО очень важно, если мы готовы выйти на рынок со своим продуктом, но сейчас у России такого продукта нет. Поэтому на российский рынок продолжится поток импортных товаров. Пока нам нельзя свой и так открытый рынок, открывать еще больше», - уверенна Дмитриева.

Председатель подкомитета по госрегулированию рынка подакцизных товаров, член комитета по экономической политике Госдумы РФ Виктор Звагельский уверен, что «вступление России в ВТО требует бережного отношения к собственной экономике».

«Находясь в ВТО и проходя все необходимые процедуры, мы будем учитывать собственные интересы и соблюдать принципы ВТО. В случае возникновения кризисных ситуаций у России должно остаться право устанавливать меры поддержания собственного рынка. Исходя из этих целей, наше государство постарается использовать так называемые переходные процедуры по вступлению в ВТО, по нужным пунктам, чтобы максимально взвешенно провести вступление нашей национальной экономики во всемирное торговое объединение», - заявил депутат.

«С точки зрения вступления в ВТО нас ждет свободный доступ на внешние рынки. При этом будут устранены различные тарифные и нетарифные барьеры, ограничивающие международную торговлю. Недопустимо, чтобы наша страна ежегодно теряла до $2,5 млрд. от дискриминации на внешних рынках», - считает он.

По словам Звагельского, один важнейший плюс вступления России в ВТО – возможность участвовать в создании и реформировании правил международной торговли.

«Пока их устанавливаем не мы. Это значит, что они могут противоречить нашим интересам в области конкуренции, инвестиционной или энергетической политики, - отметил эксперт. - Последствия присоединения к ВТО для различных отраслей отечественной экономики будут отличаться. Мы рассчитываем, что в машиностроении нас ждет снятие запретительных импортных пошлин на автомобили и сокращение пошлин на запчасти. При вступлении России в ВТО в любом случае выиграют наши автолюбители. И на качестве, и на ассортименте предлагаемых моделей, и на цене»

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны - члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьезно ограничен.

Тема вступления России в ВТО так часто обсуждалась, что ее реальный смысл почти потерялся. Одни говорят, что вступление в ВТО – «это плохо», другие – что, наоборот, «это – единственный выход для нашей экономики».

Соответственно, та или иная позиция становится символом: одни не дружат с теми, кто «за» ВТО, другие – с теми, кто против. Но, поскольку тема вступления нашей страны в ВТО в последнее время активизировалась, хорошо бы актуализировать некоторые моменты.

Начнем с информационного сообщения буквально последних дней: «Мораторий на повышение пошлин на необработанную древесину, введенный в 2007 году, продлится весь 2011 год, после чего пошлины будут отменены окончательно в обмен на вступление России в ВТО. Договоренность об этом была достигнута на очередном раунде переговоров о присоединении России в ВТО, которые прошли накануне.

Ранее комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт заявил, что если РФ не откажется от повышения пошлин на вывоз леса, ЕС будет блокировать вступление страны в торговую организацию. Отметим, что за три года мораторий дважды продлевался правительством РФ под давлением ЕС, который защищал интересы Швеции и Финляндии».

Переводим на русский язык. Россия – крупнейший поставщик древесины на мировые рынки. Но деревообработки, в которой и создается основная добавленная стоимость в отрасли, у нас нет. И быть не может, поскольку вдоль наших границ в иностранных странах (Китай, Финляндия) стоят деревообрабатывающие комбинаты, которые и обрабатывают нашу древесину, а строить новые, на нашей территории, невыгодно, поскольку уже есть другие. С точки зрения нормального развития страны нужно было бы резко поднять пошлины на вывоз кругляка и строить собственные комбинаты – но, как мы видим, Европа активно возражает, причем в качестве основного аргумента выступает угроза закрыть доступ в ВТО. Это понятно, поскольку не хочется отдавать прибыль.

Минусы вступления в ВТО тут очевидны. А плюсы? А вот их что-то не видно. Точнее, нам обещают, что какие-то плюсы в виде отмены пошлин на наши товары будут. Но давайте посмотрим на ситуацию, которая сегодня сложилась на финансовых рынках. Практически все страны активно нарушают положения ВТО, Устав МВФ, защищают свои рынки, девальвируют национальные валюты. В такой ситуации рассчитывать на то, что они пустят наши товары на свои рынки, – удивительная наивность. Мы же сами снимаем защиту своих рынков.

А теперь давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения макроэкономики. Основной механизм современного кризиса – это падение совокупного спроса во всех странах, но в первую очередь – в США. По миру падение составит как минимум треть общего объема спроса, притом, что производственные мощности (как товаров, так и услуг) никуда, в общем, не денутся. И вот вопрос: как они смогут конкурировать за падающий спрос? Любое производство имеет смысл только в ситуации, когда произведенный товар или услугу можно продать. Это значит, что значительное количество мощностей придется закрывать, нравится это кому-то или нет. И самый главный вопрос, который придется решать в ближайшие годы, – в каких странах будут закрываться производства.

Повторим еще раз, немножко по-другому: ВТО (ГАТТ) создавалась как организация, призванная развивать «западную» систему разделения труда в ситуации, когда экономический рост мог продолжаться еще много лет, даже десятилетий. Теоретически СССР подписал Бреттон-Вудские соглашения, которыми утверждалась ГАТТ, однако он создавал собственную систему разделения труда и нужды в этой организации, в общем, не имел, из-за чего соглашения и не были ратифицированы. Но после 1988 года, когда система разделения труда с центром в СССР оказалась разрушена, встал вопрос о том, чем должны платить бывшие страны социалистического лагеря за то, что их примут в альтернативную систему разделения труда.

В начале 90-х это был вполне адекватный вопрос, поскольку плюсы и минусы были достаточно понятны. Но сегодня ситуация меняется: фактически «западная» система разделения труда находится в том же положении, в котором мировая система социализма находилась в конце 80-х. Отметим, что и экономический механизм разрушения – тот же самый (падение эффективности капитала в условиях невозможности расширять рынки сбыта), но в данном случае это не особенно принципиально.

В такой ситуации главной задачей становится защищать то, что еще можно спасти, и развивать то, что можно еще развить, – до того, как кризис вступит в свою полную силу. Отдавать свои рынки ради того, чтобы получить доступ в организацию, которая просто не сможет существовать через пару лет, – политика по меньшей мере странная. Отметим, что даже российский премьер В.Путин в своей статье в немецкой газете «Зюддойче Цайтунг» намекает на то, что мировые рынки, скорее всего, распадутся на отдельные зоны, и предлагает Германии создать с Россией единую зону – даже, возможно, с одной валютой.

Но в случае распада мировой системы разделения труда платить за вход в нее (т. е. в ВТО) – не просто глупо, а преступно глупо.В общем, можно констатировать, что руководство России сегодня не имеет более или менее внятной картины развития ситуации в мировой экономике, и, как следствие, действия нашей страны представляются хаотическими и противоречащими друг другу. Отсутствие системной картины мира, отметим, дело крайне опасное, и очень жаль, что современное руководство России не в состоянии сформулировать свою позицию по этому вопросу.

Руководство Беларуси в начале апреля поставило очередную точку в многолетнем переговорном процессе о вступлении республики во Всемирную торговую организацию. Правда, эта точка поставлена в большей степени для себя: переговоры о вступлении в ВТО будут активизированы и, по расчетам правительства, могут увенчаться успехом в достаточно короткой перспективе.

На сегодняшний день профильные министерства и ведомства не могут сказать, какие условия членства в ВТО являются минимально приемлемыми для белорусской экономики. Минпром и Минсельхозпрод заняты окончательной доработкой позиций, которые белорусская сторона намерена предложить своим партнерам по ВТО в ходе ближайших переговоров.

Пока ожидания властей от членства в ВТО звучат достаточно расплывчато: МИД говорит о новых перспективах экспорта для белорусской продукции, улучшении инвестиционного имиджа Беларуси и возможном пересмотре суверенных кредитных рейтингов страны агентствами "большой четверки". О том, что принесет с собой вступление в ВТО для промышленности, АПК и рядовых граждан, правительство предпочитает умалчивать. В то же время представители МИД и Минэкономики отмечают, что де-факто Беларусь уже несколько лет живет в условиях, максимально близких к ВТО — с того времени, как к jрганизации присоединились ее партнеры по Евразийскому экономическому союзу.

Чего опасаются белорусские власти?

Принципиальное решение об активизации переговорного процесса по вступлению в ВТО было принято президентом Беларуси Александром Лукашенко на состоявшемся в конце марта совещании. При этом еще в начале совещания глава государства заметил, что членство в ВТО для Беларуси — не самоцель. Президент признал, что настороженно относится к таким инициативам со стороны стран и структур, которые еще недавно достаточно холодно относились даже к идее улучшить отношения с официальным Минском.

Однако, на сегодняшний день все партнеры Беларуси по ЕАЭС уже в ВТО: Кыргызстан — с 1998 года, Армения — с 2003-го, Россия — с 2012-го, Казахстан — с 2015-го. О готовности перейти к активной фазе переговоров с Минском западные партнеры заговорили после снятия с Беларуси большинства санкций.

"Белорусская сторона рассчитывает на то, что в ближайшее время страны — участницы ВТО окончательно сформулируют свои предложения по условиям, на которых Беларусь присоединится к организации, и сразу после этого будет составлен график переговорного процесса", — сказал по итогам совещания у президента премьер-министр страны Андрей Кобяков.

Беларусь ведет переговоры о вступлении в ВТО с 1993 года, при этом белорусские власти неоднократно сомневались в целесообразности вступления туда. Основным препятствием и поводом для опасений, при этом, было не снижение уровня защиты собственного рынка, а требуемая ВТО либерализация экономики, последствия которой властям будет сложно контролировать.

Еще один повод для опасений завуалированно озвучил во время совещания сам Лукашенко. Он рассказал о том, что еще до вступления России в ВТО все три государства — РФ, Беларусь и Казахстан — интенсивно вели переговоры о синхронизации условий. При этом, по его словам, между Москвой и Минском существовали договоренности о том, что вступать в ВТО РФ и Беларусь будут на единых жестких позициях. Однако, напомнил он, сначала Россия стала членом организации и предложила своим партнерам на принципах ВТО создавать ТС, а затем и экономический союз. Затем ряды ВТО пополнил и Казахстан, понизив таможенную защиту. Астана о своих действиях своих союзников не информировала.

Между тем, по прогнозам МИД, одни из самых трудных переговоров, которые ожидают Беларусь на пути в ВТО, это диалоги с Россией и Казахстаном. Поэтому, считает глава государства, партнеры Беларуси по ЕАЭС должны соблюдать принципы прозрачности и последовательности, что касается членства в ВТО. Однако полной уверенности в том, что это так и будет, у властей сегодня нет.

Экспорт и инвестиционный имидж

В сентябре 2015 года Минск согласовал "дорожную карту" с ВТО, в соответствии с которой организуется дальнейший переговорный процесс и техническая работа, включая формат деятельности рабочей группы по Беларуси. Рабочая группа по переговорам с Минском включает 40 стран, при этом 23 государства уже заявили о своем желании провести переговоры в самое короткое время.

Тем не менее, пока позиция Беларуси для переговоров окончательно не сформирована — нет единого мнения об уровне тарифной защиты и о допустимом уровне господдержки промышленности и АПК, власти говорят только о предполагаемых плюсах.

Так, в Минэкономики полагают, что торговая политика Беларуси с присоединением к ВТО станет более активной.

"Я думаю, что мы будем заключать соглашения о свободной торговле, преференциальные соглашения с целым рядом государств, которые для нас и мы для которых являемся важными с точки зрения внешней торговли", — заявил по итогам совещания у президента заместитель министра экономики Антон Кудасов.

По его мнению, есть возможности и для наращивания экспорта. Однако вместо конкретных аргументов Кудасов привел пример: за 20 лет существования ВТО и взаимодействия Беларуси с этой организацией белорусская экономика выросла в пять раз, внешняя торговля и экспорт — в шесть раз.

В то же время Кудасов отметил, что рост экспорта не будет механическим: он произойдет только в том случае, если белорусские экспортеры научатся пользоваться механизмами ВТО, а правительство начнет пользоваться возможностями организации по отстаиванию торговых интересов страны.

Эксперт также считает, что присоединение Беларуси к ВТО положительно скажется и на сфере инвестиций. "Даже по формальным соображениям мировых финансовых рынков определенные рейтинговые позиции Беларуси с точки зрения заимствований, выпуска и размещений государственных ценных бумаг, получения гарантийных инструментов, важных для внешней торговли, даже с точки зрения формальных рейтингов наше вступление должно повысить", — сказал он.

Еще одна надежда, которую питают белорусские власти, это возможность использовать ее правовые механизмы для разрешения споров со странами вне ЕАЭС. В числе этих механизмов — право инициировать антидемпинговые расследования и в целом чувствовать себя более защищенными от торговых войн.

На какие реформы придется пойти?

Между тем, исследования о том, что какие плюсы и минусы получит белорусская экономика и население от членства в ВТО, были просчитаны еще в 2013 году — практически сразу же после вступления в организацию России. Тогда белорусский Институт предпринимательства и менеджмента (ИПМ) провел масштабное исследование . На сегодняшний день все "за" и "против" не сильно изменились, поскольку Минску придется синхронизировать и уровень тарифной защиты, и степень господдержки экономики с Россией.

Как отмечает эксперт ИПМ Ирина Колесникова, эффект от вступления в ВТО положителен только для стран, которые, действительно, провели радикальное реформирование системы регулирования экономики, повысив его эффективность. "Однако реформы должны быть продуманы, непротиворечивы, последовательны и соответствовать реальным потребностям экономики. Только тогда они стимулируют предпринимательскую активность и экономический рост. В противном случае, возможен обратный результат", — подчеркнула она.

По мнению специалиста, для Беларуси был бы полезным опыт Китая по реформированию убыточных предприятий, хотя экономики РБ и КНР ни в малейшей степени не похожи друг на друга. "В Беларуси тоже существует большой сектор малоэффективных госпредприятий с устоявшейся практикой их субсидирования. Уже вступление в ЕЭП поставило на повестку дня вопрос о реформировании этой системы. Вступление в ВТО будет следующим этапом, который неизбежно приведет к необходимости реформ госсектора", — считает Колесникова.

Эти реформы, отметила она, должны быть постепенными, чтобы избежать социального шока вследствие разрушения целых отраслей или предприятий. Это же касается и поддержки сельхозпроизводителей, широко применяемой в Беларуси, что неизбежно будет предметом торга при переговорах.

Опыт Грузии также говорит, что вступление в ВТО и получение доступа на рынки стран-членов само по себе не дает толчка к росту без проведения соответствующих институциональных реформ. Так, резкая либерализация торговли и полная открытость рынка не стали двигателем экономического роста Грузии.

"В целом можно сказать, что вступление Беларуси в ВТО может дать серьезный толчок ее развитию, но только в случае проведения соответствующих реформ с целью адаптации экономических и законодательных институтов Беларуси к условиям многосторонних торговых Соглашений в рамках ВТО", — подчеркнула эксперт.

Предприятия: мы хотим в ВТО, но слабо представляем, что это

По его мнению, базовый сценарий учитывает не только изменение цен, но и структуры потребления отечественных и импортных товаров в краткосрочном периоде, то есть при установлении тарифов на уровне, который РФ согласовала непосредственно на момент вступления в ВТО. Этот сценарий предполагает, что реальные доходы населения вырастут на 0,2%, при условии, что государство воздержится от повышения пошлин по некоторым товарным позициям. В долгосрочном периоде, то есть при установлении тарифов на уровне конечного связывания, принятом Россией, эффект возрастает до 0,8%.

Единственный сценарий, который допускает ухудшение положения населения, предполагает, что власти в полной мере воспользуются возможностью повышения пошлин в краткосрочном периоде, а динамика цен на отечественную продукцию будет полностью соответствовать динамике цен импорта. В этом случае благосостояние населения в короткой перспективе снизится на 0,5%, однако уже через несколько лет этот сценарий гарантирует рост доходов на 1,9%.

"Ощутимый вклад в улучшение благосостояния в краткосрочном периоде оказывает снижение цен всего по трем товарным позициям — фрукты и ягоды, обувь, колбасные изделия и копчености. В долгосрочном периоде товарных позиций, которые обеспечивают положительный эффект на благосостояние населения, становится больше, и в основном это непродовольственные товары", — отмечается в исследовании.

По мнению экономиста, в долгосрочной перспективе от членства в ВТО выиграют как бедные, так и обеспеченные белорусские семьи.

"Исключение составляют лишь жители сельской местности. Эффект для них оказывается чуть ниже среднего из-за меньшего удельного веса в расходах затрат на приобретение продуктов питания, в особенности овощей, фруктов, некоторых видов мясной продукции, на которые ожидается ощутимое снижение пошлин. Кроме того, некоторые жители сельской местности могут и проиграть от снижения таможенных тарифов на продукты питания в случае, если они производят продукты питания на реализацию", — говорит аналитик.

Между тем, независимые эксперты обращают внимание, что в 2013 году и белорусская промышленность, и население имели больше ресурсов для восстановления роста после кризиса 2011 года. После девальвации белорусского рубля в 2015 году и кризиса в экономике "подушка безопасности" для экономики и граждан стала существенно меньше. Поэтому, подчеркивают аналитики, белорусские власти при активизации переговоров по ВТО теперь будут выдвигать гораздо более жесткие условия и "торговаться более настойчиво".