Пернатые друзья. Наши пернатые друзья, конспект занятия по ознакомлению с природой Почему мы птиц называем своими друзьями

Конспект игры – викторины по ознакомлению детей с природным окружением в старшей группе на тему: «Наши пернатые друзья».

: Закрепить знания детей о птицах родного края; упражнять в умении загадывать описательные загадки о птицах; узнавать птиц по голосам, на слайдах; упражнять количественному счёту в пределах 10.
Развивать логическое мышление, быстроту реакции.
Упражнять в умении согласовывать свои действия с действиями игроков своей команды, соблюдать правила викторины.
Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей; формировать экологическое осознанное отношение к природе к её обитателям, воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам – нашим друзьям.
Словарная работа: пернатые, перелётные, зимующие, гнездо, скворечник, фишки, край, область, слайд, экран.
Материал: карта Самарской области; макет дерева, плоскостные изображения птиц к нему; магнитофон, аудиозапись с голосами птиц; аудиозапись музыки М.Глинки «Жаворонок»; экран, проектор, подборка слайдов на компьютере с изображением: сороки, павлина, аиста, щегла, пеликана, страуса, соловья, клёста, стрижа, пингвина; 2 набора бумажных деталей скворечника, магнитная доска, магниты; медали - золотые и серебряные по количеству игроков в командах; костюм сороки; фишки; шапочки птиц (сова, синица, воробей, ласточка).
Предварительная работа: наблюдение за птицами; беседы о жизни пер-натых; экскурсии к месту гнездования птиц; рассматривание карты Самарской области; изготовление родителями воспитанников кормушек и скворечников; участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Встречаем скворцов»; разучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок о птицах; изготовление атрибутов к викторине; создание слайдов по теме занятий; дидактические игры о птицах.

Ход викторины:

Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Дорогие друзья! Посмотрите, мы с вами живём в удивительном, замечательном крае (показывает на карте). Скажите, как называется область, в которой мы живём?
Дети: Самарская область.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Как вы думаете, чем богат наш край?
Дети: Лесами, животным миром, реками, озёрами.
Воспитатель: Умницы! Да, у нас очень богатый растительный и животный мир. Много озёр, рек, лесов, лугов, к которым нужно бережно, заботливо относиться. А ещё в нашей области живёт много птиц. Скажите, почему мы называем птиц нашими друзьями?
Дети: Птицы уничтожают вредных насекомых и гусениц, сохраняя листву деревьев и кустарников. Они радуют нас своим чудесным пением.
Воспитатель: Почему птиц зовут пернатыми?
Дети: Потому что их тело покрыто перьями.
Воспитатель: Молодцы! Правильно ответили. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в игре – викторине «Наши пернатые друзья» и проверить, насколько хорошо вы знаете птиц родного края. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Сначала давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать во время проведения викторины.
Дети:
- Слушать вопрос до конца.
- Поднимать руку, не выкрикивать с места.
- Не перебивать товарищей.
- Не подсказывать.
- Можно дополнить того, кто отвечает.
- Фишки подсчитывать в конце игры.
Воспитатель: Пожалуйста, разделитесь на две команды и придумайте название им. Название должно быть связано с названием нашей викторины
«Наши пернатые друзья». Не забудьте выбрать капитанов команды.
Дети делятся на команды и рассаживаются друг против друга. Затем представляют свои команды и капитанов.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам на дерево прилетели птицы, живущие в Самарской области. Каждая птичка принесла с собой конкурсное задание. Один игрок от команды называет птицу и снимает её с дерева, а я читаю задание. За победу в конкурсе команде вручается фишка. Выигрывает та команда, которая наберёт больше фишек. Начинаем.
Птица поползень. Конкурсное задание «Отгадалки». Каждой команде предлагается отгадать по 3 загадки о птицах. Победителем становится команда, которая отгадает все загадки.
-Всех перелётных птиц черней,
Чистит поле от червей. (Грач)
-На одной ноге стоит,
На всё болото кричит. (Цапля)
-Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая…(Синица).
-Целый день на суку,
На весь лес кричит ку-ку. (Кукушка)
-Старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел)
-Звонкие трели весной прилетели. (Соловей)

Птица чайка. Конкурсное задание «Назови пословицы, поговорки о птицах». Команды по очереди называют пословицы, поговорки. Выигрывает та команда, которая назовёт их больше.


-Грач, на горе – весна на дворе.
-Лес без птиц и птицы без леса не живут.
-Птицы – украшение леса.
-Птиц мы будем беречь от губительных встреч.
-Давайте с птицами дружить и дружбой этой дорожить!

Птица сова. Конкурсное задание «Угадай птицу по голосу». Каждой команде предлагается угадать трёх птиц, прослушав аудиозапись их голосов. Выигрывает та команда, которая правильно назовет всех птиц.
Птица кукушка. Поэтический антракт. Дети из каждой команды читают 2-3 стихотворения о птицах.
Соловей.
Прилетевший соловей
С каждым часом веселей,
Льются трели без конца…
Чуть-чуть обидно,
Что крылатого певца
В зарослях не видно.
В.Мусатов.
Люблю птиц.
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками, ни в сети
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.
А. Ладонщиков
Синица.
Ты с модницей с этой,
Конечно, знаком:
Вертушке
На месте
Никак не сидится-
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится синица.
Е.Ильина.
Снегирь.
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далёкий, знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок,
И пустырь-
Рад красавиц красногрудый
Житель севера- снегирь.
Е.Ильина.
Птица скворец . Конкурс капитанов «Сделай скворечник». На магнитной доске из готовых бумажных деталей капитаны выкладывают скворечники. Выигрывает тот, кто быстро и точно справится с заданием.
Птица снегирь. Конкурсное задание «Не ошибись». Каждой команде предлагается на экране с помощью проектора изображения 5 птиц. Надо выбрать из них, птиц Самарской области. Выигрывает команда, которая правильно назовет птиц Самарской области.
Примерный перечень птиц:
-сорока, павлин, аист, снегирь, пеликан;
-страус, соловей, клёст, стриж, пингвин.
Физминутка. Игра «Раз, два, три птицу покажи». Под музыку М.Глинки «Жаворонок», дети «летают» врассыпную. Музыка останавливается, дети замирают, изображая птиц нашего края. Ведущий спрашивает, какую птицу дети изображают. Игра повторяется три раза.
Птица ворона. Конкурсное задание «Назови приметы связанные с птицами». Команды по очереди называют приметы. Выигрывает та ко-манда, которая назовёт их больше.
-Вороны садятся на снег – к оттепели.
-Вороны садятся на вершины деревьев- к морозу.
-Ласточки летают низко- пере дождём.
-Вороны и галки садятся на низкие ветки- к ветру.
-Увидел грача – весну встречай.
Птица ласточка. Конкурсное задание «Как человек заботится о пти-цах». Игроки каждой команды перечисляют действия людей, обозначающих их заботу о птицах. Победителем становится команда, которая назовёт больше действий. (Оберегают гнёзда, заготавливают корм на зиму, подкармливают птиц зимой, изготавливают и вывешивают кормушки, скворечники).
Птица галка. Конкурсное задание «Объяснялки». По два игрока от команды заходят за ширму, надевают шапочки птиц (сова, воробей, синица, ласточка) и загадывают описательные загадки про этих птиц игрокам другой команды. После того, как команда дала ответ, ребёнок выходит из-за ширмы. Выигрывает команда, которая отгадает загадки.
Птица кукушка. Конкурсное задание « Отвечай быстро». Каждой команде предлагается быстро ответить на 5 вопросов. Выигрывает команда, которая даст правильные ответы.
Вопросы для первой команды:
-чем птица рулит? (Хвостом);
-какая птица приносит весну? (Грач);
-как зовут детёныша птицы? (Птенец);
-как называется домик скворца? (Скворечник);
-как называют птиц, которые остаются зимовать в наших краях? (Зимую-щие).
Вопросы для второй команды:
-как называют птиц, которые улетают осенью в тёплые края? (Перелёт-ные);
-какую птицу называют лесным доктором? (Дятел);
-как называется дом ласточки? (Гнездо);
-какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка);
-чем покрыто тело птицы? (Перьями).
Воспитатель : Посмотрите, ребята, все птички с нашего дерева улетели. Наша викторина подошла к концу. Со всеми заданиями вы справились отлично, молодцы! Вы много знаете о птицах нашего края. Давайте посчитаем, сколько фишек набрала каждая команда. Дети считают фишки, в этот момент влетает сорока (подготовленный ребёнок).
Сорока: Я тут мимо пролетала
Вас, ребятки, увидала.
Очень рада я за вас
Много знаете про нас.
Я хочу вам дать совет
Береги природу с малых лет!
Где гнездимся, не шумите,
Гнёзда наши берегите!
Птиц, зверей оберегайте
И всегда им помогайте!
Ребята, пожалуйста, запомните правила.
Не подходите близко к гнёздам птиц, не трогайте их, не разоряйте. Не ловите и не уносите домой птенцов, в природе о них заботятся птицы.
Воспитатель: Спасибо тебе, сорока – белобока за полезные советы. Кто же у нас стал победителем? Капитан каждой команды объявляет количество фишек. Называется победитель викторины.
Сорока: Я поздравляю команду победительницу и вручаю им золотые медали. А другой команде – серебряные, они тоже блестят.
Воспитатель : Давайте с птицами дружить и дружбой этой дорожить!

Ирина Назина
Конспект занятия по речевому развитию «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию : «Наши пернатые друзья »

1. Активизировать словарь детей глаголами, прилагательными. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о птицах. Упражнять детей в согласовании слов в предложении. Развивать умение внятно и четко произносить слова в скороговорке.

2. Закрепить накопленные представления детей о птицах, соединяя конкретные экологические знания в определенные связи и зависимости.

3. Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям ; формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие.

ОБОРУДОВАНИЕ : картинки с изображениями перелетных (журавль, цапля, скворец, ласточка, грач, лебедь, трясогузка) и зимующих (воробей, ворона, сорока, синица, дятел, сова, снегирь) птиц; изображение солнца и снежинки; эмблемы птиц (по количеству детей, 3 обруча, аудио запись; карандаши, листы с изображениями птиц и их корма (по количеству детей) ; мяч.

Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. Тему нашего занятия вы узнаете , еслиотгадаете загадку :

Мы бываем разные –

Зеленые и красные,

Желтые, любые, даже голубые.

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, крякать,

Петь или кричать.

Нас зимою покормите,

Дети, кто мы, назовите! (Птицы)

В. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых . Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Сегодня, ребята, мы поговорим о птицах и выясним, как много вы о них знаете. А я вам буду еще много интересного рассказывать о них.

Для начала проведем разминку. Проверим, какие вы внимательные. Задание : я буду называть птиц, но если я ошибаюсь и называю не птицу, вы хлопаете в ладоши.

Д/И «Не ошибись»

Вот сидят все птицы в ряд, с нами поиграть хотят.

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, стайкой макароны (хлопают) .

Прилетели птицы : голуби, синицы, вертолёты (хлопают, галки.

Прилетели птицы : голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни (хлопают) и воробьи.

Прилетели птицы : голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.

Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы – все вы молодцы!

В. Молодцы, все были внимательными. Сравним птиц с людьми.

Д/И «У кого что»

У человека дети, а у птицы – … птенцы. У человека нос, а у птицы – … клюв. У человека волосы, а у птиц – … перья. У человека руки, а у птиц - … крылья. У человека дом, а у птицы - … гнездо, дупло.

В. Вспомним, на какие группы можно разделить птиц? (домашние и дикие, городские и лесные, водоплавающие, насекомоядные и хищные, зимующие и перелетные).

На столах лежат картинки с изображениями птиц. Я вас разделю на 2 команды. Первая должна будет отобрать перелетных птиц и выставить на доску рядом с обозначением солнца. Вторая - зимующих птиц и выставить к снежинке.

Задание «Перелетные - зимующие»

Дети выполняют задание подгруппами. Далее каждая подгруппа называет «своих» птиц и объясняет свой выбор. (Перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что им не хватает корма. Они питаются разными насекомыми, а в холодное время насекомых нет. Вот они и стремятся туда, где тепло и много насекомых. Весной возвращаются.

Зимующие остаются с нами зимовать, так как питаются ягодами, семенами, но мы должны о них заботится, подкармливать)

В. Молодцы, как много названий птиц вы знаете. Птицы все разные, не похожи друг на друга.

Встаньте в круг, мы с вами поиграем. Я буду бросать мяч, а вы должны придумать 2-3 слова про каждую птицу.

Д/И «Подбери определение»

Расскажи, синица какая? (Юркая, ловкая, голосистая, неугомонная, желтогрудая)

Воробей какой? (Шустрый, шумный, драчливый, быстрый)

Ворона какая? (Большая, серая, крикливая, горластая, хитрая, ловкая)

Снегирь какой? (Важный, толстый, красивый, красногрудый)

Дятел какой? (Умный, сильный, добрый, полезный, трудолюбивый)

Сорока какая? (Белобокая, длиннохвостая, любопытная, суетливая, болтливая, всеядная)

Журавль какой? (Длинноногий, длинношеий, красивый, танцующий)

Цапля какая? (Белая, большая, длиннокрылая, длинноногая, длинноклювая, хитрая, перелетная)

Сова какая? (Мудрая, большеголовая, большеглазая, хищная, короткохвостая, загадочная)

В. Молодцы, как много слов придумали красивых. Садитесь на стулья. Ребята, кто хочет рассказать о любой птице. Как она выглядит, чем питается, какие у нее повадки. Остальные будут внимательно слушать и если вспомните какие-нибудь интересные сведения, то потом дополните рассказ.

Составление описательных рассказов о птицах (о 2-х перелетных и 2-х зимующих)

В. Русский народ очень любит такую птицу, как сорока. Сороку-белобоку часто упоминают в народных сказках, потешках, песнях, поговорках, стихах. А мы с вами произнесем скороговорку : Ловить сороку одна морока, а сорок сорок – сорок морок. Проговариваем медленно, чуть быстрее. Кто хочет попробовать произнести еще быстрее?

В. Кто из вас догадается, какое число спрятано в слове «сорока» ? (40) . Если к слову «сорок» добавить слово «ножка» , какое получится новое слово? (Сороконожка) .

Физкультминутка «Две сороконожки»

1) Две сороконожки бежали по дорожке.

2) Бежали, бежали и друг друга повстречали.

3) Так друг друга обнимали,

4) Так друг друга обнимали. ,

5) Что едва мы их разняли.

1. Показать 2 руки, согнутые в локтях (ладошки к себе) и скрестить их.

2. Правая кисть "бежит" по левой руке до плеча, одновременно левая кисть "бежит" по правой руке.

3,4."Добегают" до плеча, после этого руками нужно сделать «замок» на затылке.

5. Резко развести руки в стороны .

В. Поиграем в подвижную игру? Возьмите каждый себе по 1-ой птичке. Внимательно посмотрите и определите перелетная она или зимующая. Когда будет звучать веселая музыка, значит тепло, «птички» все летают. Как только услышите звук сильного ветра, это значит наступают холода, перелетные птицы (что делают) собираются в стаи и улетают в теплые края (в дальний угол группы, а зимующие должны будут спрятаться в гнезда-обручи.

П/И «Птицы»

В. Давайте вспомним, что птицы умеют делать. Встаньте в круг. Будете передавать мяч друг другу. Отвечает только тот, у кого мяч.

Д/И «Подбери действие»

Птицы умеют : ходить, прыгать, летать, взлетать, перелетать, вылетать, залетать, клевать, пить, ловить, наблюдать, драться, насиживать (яйца, петь, сидеть, кормить (птенцов, махать (крыльями, долбить, следить (за птенцами, охотиться, нырять, купаться, выклёвывать, срывать, строить (гнёзда, рыться, нахохливаться, кружить, парить (в воздухе, танцевать (журавлиные танцы, собираться (в стаи, воровать (срока, трещать, трясти хвостиком (трясогузка, каркать и т. д.

В. Так много птицы дел переделали, что наверно проголодались. Их нужно покормить. Садитесь за столы. Вам нужно вспомнить, чем питаются птицы. (Детям раздаются индивидуальные карточки с изображением птиц и разных способов питания.) Рассмотрите внимательно, что изображено на картинке. Ваша задача, провести линию карандашом от птицы к корму, которым она питается. Дети самостоятельно выполняют задание.

Д/И «Кому что по вкусу?»

На карточках изображены птицы (цапля, воробей, чайка, дятел, снегирь, сова) и «корм» (мышь, жук, рыба, рябина, лягушка, колос) .

В. Все справились с заданием? Теперь поменяйтесь с соседом и проверьте, нет ли ошибок. Молодцы!Упражнение на использование вопросительной и повествовательной интонаций

Теперь все птицы сыты. Один ребенок, обращаясь к другому, произносит эту фразу с вопросительной интонацией, а тот отвечает ему теми же словами утвердительно. Предложить интонационно выделять каждое слово по очереди. Например, сначала ребенок задает вопрос выделяя слово «все» , другой ребенок задает вопрос, выделяя интонационно слово «птицы» и т. д.

В. Ребята, кто мне напомнит, кого мы сегодня кормили? (Работа по тем же карточкам)

Д/И «Склоняем слова»

Мы кормили кого? (Снегиря, цаплю, сову, дятла, воробья, чайку)

Мы дали корм кому? (Снегирю, воробью, цапле, сове, дятлу, чайке)

Мы заботились о ком? (О снегире, о воробье, о цапле, о сове, о чайке, о дятле)

Мы любуемся кем? (Снегирем, воробьем, дятлом, цаплей, совой, чайкой)

В. Птицы очень обрадовались, что вы их накормили, а когда птицы радуются, что они делают? (Поют песни) . Давайте и мы устроим «птичий» концерт. А наши гости должны будут отгадать, какие птицы участвовали в концерте. Каждой группе детей из 3-х (4-х) человек дается название птицы, напоминание, как они поют. Дети исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик» . Каждая птица по строчке.

«Птичий концерт»

Воробьи : чирик-чирик- чирик-чик;Синицы : синь- синь- синь- синь- синь- синь- синь;Вороны : кар- кар- кар- кар- кар- кар- кар;Кукушка : ку-ку-ку-ку-ку-ку;Сороки : чек- чек- чек- чек- чек- чек- чек- чек;Журавли : курлы-курлы- курлы.

В. Славный получился концерт! Гости отгадывают названия птиц, участвовавших в нем.

Воробьи чирикают, синицы тенькают, вороны каркают, кукушки кукуют, сорокитрещат, журавли курлычут.

В. Ребята, вы так много сегодня рассказали нам о пернатых наших друзьях . Скажите, почему мы птиц называем своими друзьями ? (Птицы-наши помощники . Они приносят большую пользу. Охраняют наши леса , поля, сады и огороды от вредных насекомых и мелких грызунов. Если бы не птицы на земле не осталось бы деревьев и кустарников. Они нас радуют своим красивым пением. Птицы помогают людям предсказывать погоду.)

Как друзья должны поступать ? (Помогать друг другу, заботиться) . Какие добрые дела мы можем сделать для птиц? (Подкармливать зимой, развешивать кормушки , не разорять гнезда, не бросать камнями в птиц, не убивать насекомых, не стрелять из рогаток).

Совсем скоро наступит зима. Как вы думаете, для птиц страшнее голод или холод? (Голод) Да, под толстым слоем снега нелегко отыскать корм. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.

Вам понравилось занятие ? Что понравилось особенно?

Спасибо, ребята, вам за то, что вы сегодня старательно выполняли все задания, подбирали нужные слова и показали отличные знания о наших пернатых друзьях .

ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ Цель: Воспитание заботливого отношения к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Оборудование: презентация, компьютер. Ход урока 1. Вводная беседа. ­ Здравствуйте, ребята! Начнём наше мероприятие с игры “Угадай­ка”. Птичка – невеличка Ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок – Получается прыжок. (Воробей) Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока) Ты его узнаешь сразу: Черноклювый, Черноглазый, Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит. (Грач) С желтой грудкой у окошка Собирает шустро крошки. Отгадайте что за птица? Называется... (Синица) Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом тут как тут! (Снегирь) ­ Кто такие птицы? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.) 2. Польза птиц ­ Птиц называют “пернатыми друзьями”. Как вы думаете почему?  Птицы спасают посевы от грызунов. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг.  Уничтожают вредителей растений. За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит сам и от этого совсем не растолстеет, так как много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами. Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.  Снижают засорённость полей. Многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие склёвывают семена и плоды сорняков.  Многие птицы – санитары. Коршуны, грифы, орлы и другие птицы повсюду высматривают трупы павших зверей и птиц и уничтожают их, питаются на свалках и помойках, таким образом, способствуют оздоровлению местности.  Способствуют распространению семян. Осенью и зимой главная пища свиристелей ­ ягоды рябины, плоды шиповника, барбариса. Прожорливость свиристелей так велика, что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод и плодов в не переваренном виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы. Так свиристели способствуют распространению растений.  Благодаря птицам человек изобрёл самолет. Внимательно изучив крылья разных птиц, птичий полёт, строение тела учёные изобрёли самолёт. 3. Классификация птиц ­ В природе существует большое многообразие птиц. В лесу, в поле, на реке, в населенных пунктах ­ везде живут разные виды птиц. Предлагаю вам карточки с названиями птиц. Разделите птиц на группы. (Групповая работа) ­ Какие группы получились? ­ Каких птиц называют перелётными? (Перелётные птицы – это птицы, совершающие регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок.) ­ Каких птиц называют осёдлыми? (Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой территории и за пределы её не перемещаются.) ­ Каких птиц называют кочующими? (Кочующие птицы ­ это птицы, которые перемещаются с одного места на другое на относительно недалекие расстояния и ненадолго в поисках пищи.) ­ Почему некоторые птицы с наступлением холодов улетают в тёплые края? (Многие перелетные птицы питаются насекомыми. С наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поисках пищи птицы улетают в теплые края.) ­ Почему оседлые птицы не улетают в теплые края? (Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека.) 4. Запасы на зиму ­ В конце лета некоторые зимующие птицы делают запасы на зиму. Это синицы, поползни и др. Послушайте произведение Николая Сладкова “Синичий запас”. Синичий запас Собирать в запас ­ значит себя спасать. Каждый спасает себя на свой лад. Суслик зерно с полей ворует и прячет в свою нору. Даже особые кладовые роет для ворованного зерна. Водяная крыса забивает норки картошкой. До пуда, бывает, натаскает. Сыч на зиму замораживает в дупле, как в холодильнике, мышей и птичек. У одного такого запасливого сыча нашли однажды целых два килограмма лесных мышей! А один горностай сложил в норе пять водяных крыс, семь полёвок, синичку, гадюку, ящерицу, тритона, лягушку и плавунца! Всё это ­ на чёрный день. Запасают, как могут, где могут. Все по­разному, но все для себя: в своей кладовой, в своём дупле, в своей норе. И только одни весёлые синички­хохлатки собирают запасы совсем не так. Хоть они и весёлые, но и у них бывают чёрные дни. И потому запасают они неустанно. Жучок, паучок, муха ­ годится. Семечко, зёрнышко, ягодка подойдёт. Нет у них собственных кладовых: ни норок, ни дупел. Была бы удобная трещинка в коре, особенно под сучком, куда не пробьётся ни дождь, ни ветер. В лесу деревьев ­ не сосчитать. И на каждом найдётся укромная трещинка. С дерева на дерево, с сучка на сучок, от трещинки к трещинке. Куда жука, куда зёрнышко; осенью еды много. А зимой и сушёному комару будешь рад. Сотни деревьев, тысячи кладовых. Но разве все их запомнишь? А их и не надо запоминать: кладовые­то эти для всех! Не всё ли равно, чей запас ты найдёшь: свой или чужой? Ты чей­ то склевал, и твой кто­то забрал. Ты для всех, и все для тебя. Чёрный день всем страшен: всем надо иметь запас. А собирать его можно по­разному. Можно как крыса ­ только себе. Или как синичка­хохлатка ­ для всех. 5. Охрана птиц зимой. Эскиз кормушки ­ Зимой наступают тяжелые времена для птиц. Но, не смотря на то, что некоторые птицы делают на зиму запасы, тысячами они гибнут в суровые месяцы зимы. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1­2. Почему это происходит? (Потому что птицам не хватает корма. Насекомые в зимней спячке. Плоды, ягоды, семена трав под снегом.) ­ А как мы можем помочь птицам пережить долгие зимние месяцы? (Смастерить кормушки, повесить их на деревья и каждый день кормить птиц). ­ Подкормить птиц в зимний период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться весны. Конечно же, это возможно, если мы с вами смастерим кормушки. ­ Из чего можно сделать кормушку? (Из коробки из­под сока, из пластиковой бутылки, из фанеры, дерева и др. материалов.) ­ Придумайте и начертите эскиз кормушки. (Групповая работа) Обсуждение результатов работы ­ Рассмотрим эскизы кормушек. Какие кормушки наиболее удачные? Какие самые надёжные? (Закрытые кормушки самые надежные. Обязательное условие ­ защита корма в них от ветра, снега, дождя. Кормушка должна быть доступной для птиц и недоступной для хищников.) ­ Кормушки для птиц могут быть различных конструкций. Рассмотрите, какие кормушки из разных материалов сделали люди. 6. Подкормка птиц ­ Как вы думаете, когда лучше вывешивать кормушки? (Кормушки лучше вывешивать осенью – в ноябре. В это время птицам еще нетрудно находить корм и в других местах, но, подкармливаясь на кормушках, они постепенно привыкают к ним, запоминают их расположение.) ­ Чем можно подкармливать птиц? (Лучшим кормом для птиц будут различные семена: арбуза, дыни, тыквы, кабачков, подсолнечника, овса и проса. Но можно засыпать в кормушки и различные крупы и хлебные крошки. Крупные семена желательно раздавливать. А крошки хлеба и остатки каш надо смочить растительным маслом, чтобы они не смерзались. Такие птицы как синицы, с удовольствием будут клевать на кормушках крошки сыра, творога, расклевывать кусочки мяса и несоленого сала, так как соль для птиц – яд. Любят птицы размоченные сухофрукты и грибы.) ­ Какие правила надо соблюдать при подкормке птиц?  Зимняя подкормка птиц обязательно должна быть систематической, без перерывов, иначе она принесет вред. Привыкнув находить корм на определенном месте каждый день, птицы, вдруг не найдя его, не полетят сразу в другое место, а будут ждать, терять время и силы, и в морозные дни могут погибнуть.  Продукты для подкормки должны быть свежими. Прокисшие или заплесневелые продукты вызывают у птиц острые кишечные расстройства и даже могут привести к гибели. А ржаной хлеб разбухает в зобиках птиц и может вызвать их гибель.   Раз в неделю кормушки надо очищать от снега и мусора. Заканчивать подкормку нужно тогда, когда дневная температура станет выше нуля и основные корма станут доступными. 7. Кроссворд “Знаете ли вы птиц” 1. Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой. (Поползень) 2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст) 3. С наступлением холодов эта птица появляется в населённых пунктах. Питается кусочками мяса, сала, крупой, крошками хлеба. (Синица) 4. Эта птица делает запасы на зиму? (Сыч) 5. В холодную пору эти птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробьи) 6. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла) 7. Эта птица обитатель таёжных лесов. У этой птицы снежное имя. (Снегирь) 8. Эта птица способствуют распространению растений. (Свиристель) 9. Эту птицу называют воровкой. Любит ухватить, что плохо лежит. (Сорока) 10. Какая птица ночуют, зарывшись в снегу? (Глухарь) 11. Эта птица является символом мира и дружбы. (Голубь) 12. Эту осёдлую птицу можно научить говорить отдельные слова, фразы. (Ворона) 13. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка) 14. Эта птица не только врач, еще и плотник. За свою жизнь выдалбливает десятки дупел, которые служат домиками для птиц. (Дятел) 8. Игра «Прилетели птицы» Я буду называть только птиц, но если вдруг, ошибусь и вы услышите что­то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают) Что неправильно, почему? Ученики. Мухи – это насекомые. .Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны… Дети хлопают Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают) Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки… Дети хлопают Молодцы, ни разу не ошиблись! 9.Задание «Дополни пословицу…» 1. Слово не воробей... (вылетит – не поймаешь). 2. Лучше синица в руках, чем... (журавль в небе). 3. Лес без птиц и птицы без... (леса не живут). 4. Всякая птица своим пером... (гордится). 5. Всякая птица по­своему... (поет). 6. У каждой пташки – свои... (замашки). 7. Вороне соколом... (не быть). 8. Сорока весть на хвосте... (принесла). 9. Болтлива как... (сорока). 10. Итоговая рефлексия ­ Что нового узнали? ­ Где вам могут пригодиться полученные знания? ­ Где можно получить информацию о жизни птиц? ­ Как каждый из нас может помочь зимующим птицам? ­ Кому было работать интересно? ­ Если около вашего дома будет висеть своя кормушка, птицы быстро привыкнут к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать интересные факты наблюдения. Птицы обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней, и богатым урожаем вашего огорода, спасённым от вредителей.



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Развивать познавательный интерес к изучению животных, раскрыть практическое значение птиц в природе.
  • Развивать мышление, расширять кругозор и эрудицию учащихся.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация;
  • выставка книг “Наши пернатые друзья”;
  • наглядный материал – карточки с названиями птиц.

Ход урока

1. Организационный момент

Что нам нужно, чтобы урок прошел успешно? (Быть внимательными, уметь выслушать друг друга, уметь исправить и дополнить ответ товарища, работать быстро, дружно.)

2. Вводная беседа.

Начнём наш урок с игры “Угадай-ка”.

(Слайды 2-4)

Птичка – невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
(Воробей)

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)

Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, Черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
(Грач)

С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки.
Отгадайте что за птица?
Называется...
(Синица)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(Снегирь)

О ком пойдет речь на уроке? (Слайд 5)

Кто такие птицы? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.)

3. Польза птиц

Птиц называют “пернатыми друзьями”. Как вы думаете почему? (Слайд 7)

  • Птицы спасают посевы от грызунов. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг.
  • Уничтожают вредителей растений. За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит сам и от этого совсем не растолстеет, так как много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами. Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
  • Снижают засорённость полей . Многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие склёвывают семена и плоды сорняков.
  • Многие птицы – санитары. Коршуны, грифы, орлы и другие птицы повсюду высматривают трупы павших зверей и птиц и уничтожают их, питаются на свалках и помойках, таким образом, способствуют оздоровлению местности.
  • Способствуют распространению семян. Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягоды рябины, плоды шиповника, барбариса. Прожорливость свиристелей так велика, что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод и плодов в не переваренном виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы. Так свиристели способствуют распространению растений.
  • Благодаря птицам человек изобрёл самолет. Внимательно изучив крылья разных птиц, птичий полёт, строение тела учёные изобрёли самолёт.

4. Классификация птиц

В природе существует большое многообразие птиц. В лесу, в поле, на реке, в населенных пунктах - везде живут разные виды птиц. Предлагаю вам карточки с названиями птиц. Разделите птиц на группы. (Групповая работа)

Какие группы получились?

Результат работы (Слайды 9-10):

Вариант I

Вариант II

Каких птиц называют перелётными?

(Перелётные птицы – это птицы, совершающие регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок.)

Каких птиц называют осёдлыми?

(Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой территории и за пределы её не перемещаются.)

Каких птиц называют кочующими?

(Кочующие птицы - это птицы, которые перемещаются с одного места на другое на относительно недалекие расстояния и ненадолго в поисках пищи.)

Почему некоторые птицы с наступлением холодов улетают в тёплые края? (Многие перелетные птицы питаются насекомыми. С наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поисках пищи птицы улетают в теплые края.)

Почему оседлые птицы не улетают в теплые края?

(Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека.)

5. Запасы на зиму

В конце лета некоторые зимующие птицы делают запасы на зиму. Это синицы, поползни и др. Послушайте произведение Николая Сладкова “Синичий запас”.

Синичий запас

Собирать в запас - значит себя спасать. Каждый спасает себя на свой лад. Суслик зерно с полей ворует и прячет в свою нору. Даже особые кладовые роет для ворованного зерна. Водяная крыса забивает норки картошкой. До пуда, бывает, натаскает. Сыч на зиму замораживает в дупле, как в холодильнике, мышей и птичек. У одного такого запасливого сыча нашли однажды целых два килограмма лесных мышей! А один горностай сложил в норе пять водяных крыс, семь полёвок, синичку, гадюку, ящерицу, тритона, лягушку и плавунца!

Всё это - на чёрный день.

Запасают, как могут, где могут. Все по-разному, но все для себя: в своей кладовой, в своём дупле, в своей норе.

И только одни весёлые синички-хохлатки собирают запасы совсем не так. Хоть они и весёлые, но и у них бывают чёрные дни. И потому запасают они неустанно. Жучок, паучок, муха - годится. Семечко, зёрнышко, ягодка подойдёт. Нет у них собственных кладовых: ни норок, ни дупел. Была бы удобная трещинка в коре, особенно под сучком, куда не пробьётся ни дождь, ни ветер.

Сотни деревьев, тысячи кладовых. Но разве все их запомнишь? А их и не надо запоминать: кладовые-то эти для всех! Не всё ли равно, чей запас ты найдёшь: свой или чужой? Ты чей-то склевал, и твой кто-то забрал. Ты для всех, и все для тебя.

Чёрный день всем страшен: всем надо иметь запас. А собирать его можно по-разному. Можно как крыса - только себе. Или как синичка-хохлатка - для всех.

Некоторые птички делают запасы в своем дупле. А как делают запасы синички-хохлатки?

Какие запасы делают синички на зиму?

Хватает ли этих запасов на долгую суровую зиму?

6. Охрана птиц зимой. Эскиз кормушки

Зимой наступают тяжелые времена для птиц. Но, не смотря на то, что некоторые птицы делают на зиму запасы, тысячами они гибнут в суровые месяцы зимы. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Почему это происходит?

(Потому что птицам не хватает корма. Насекомые в зимней спячке. Плоды, ягоды, семена трав под снегом.)

А как мы можем помочь птицам пережить долгие зимние месяцы?

(Смастерить кормушки, повесить их на деревья и каждый день кормить птиц).

Подкормить птиц в зимний период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться весны. Конечно же, это возможно, если мы с вами смастерим кормушки.

Из чего можно сделать кормушку? (Из коробки из-под сока, из пластиковой бутылки, из фанеры, дерева и др. материалов.)

Придумайте и начертите эскиз кормушки. (Групповая работа)

Обсуждение результатов работы

Рассмотрим эскизы кормушек. Какие кормушки наиболее удачные? Какие самые надёжные?

(Закрытые кормушки самые надежные. Обязательное условие - защита корма в них от ветра, снега, дождя. Кормушка должна быть доступной для птиц и недоступной для хищников.)

Кормушки для птиц могут быть различных конструкций. Рассмотрите, какие кормушки из разных материалов сделали люди. (Слайд 14)

7. Подкормка птиц

Как вы думаете, когда лучше вывешивать кормушки?

(Кормушки лучше вывешивать осенью – в ноябре. В это время птицам еще нетрудно находить корм и в других местах, но, подкармливаясь на кормушках, они постепенно привыкают к ним, запоминают их расположение.)

Чем можно подкармливать птиц?

(Лучшим кормом для птиц будут различные семена: арбуза, дыни, тыквы, кабачков, подсолнечника, овса и проса. Но можно засыпать в кормушки и различные крупы и хлебные крошки. Крупные семена желательно раздавливать. А крошки хлеба и остатки каш надо смочить растительным маслом, чтобы они не смерзались. Такие птицы как синицы, с удовольствием будут клевать на кормушках крошки сыра, творога, расклевывать кусочки мяса и несоленого сала, так как соль для птиц – яд. Любят птицы размоченные сухофрукты и грибы.)

Какие правила надо соблюдать при подкормке птиц?

  • Зимняя подкормка птиц обязательно должна быть систематической, без перерывов, иначе она принесет вред. Привыкнув находить корм на определенном месте каждый день, птицы, вдруг не найдя его, не полетят сразу в другое место, а будут ждать, терять время и силы, и в морозные дни могут погибнуть.
  • Продукты для подкормки должны быть свежими. Прокисшие или заплесневелые продукты вызывают у птиц острые кишечные расстройства и даже могут привести к гибели. А ржаной хлеб разбухает в зобиках птиц и может вызвать их гибель.
  • Раз в неделю кормушки надо очищать от снега и мусора.
  • Заканчивать подкормку нужно тогда, когда дневная температура станет выше нуля и основные корма станут доступными.

8. Слушание стихотворения Александра Яшина “Покормите птиц зимой”

(Подготовленный ученик)

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна

Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

9. Обзор литературы

Библиотекари школы и города подобрали для вас интересные произведения о птицах и их жизни. Это рассказы и сказки В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Г. Скребицкого; Красная книга, в которой вы можете найти информацию о редких птицах. И это далеко не все произведения о наших пернатых друзьях. Вы можете сходить в библиотеки школы и города, выбрать интересующие вас книги и познакомиться со многими интересными фактами из жизни птиц.

10. Кроссворд “Знаете ли вы птиц”

  1. Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой. (Поползень)
  2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
  3. С наступлением холодов эта птица появляется в населённых пунктах. Питается кусочками мяса, сала, крупой, крошками хлеба. (Синица)
  4. Эта птица делает запасы на зиму? (Сыч)
  5. В холодную пору эти птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробьи)
  6. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
  7. Эта птица обитатель таёжных лесов. У этой птицы снежное имя. (Снегирь)
  8. Эта птица способствуют распространению растений. (Свиристель)
  9. Эту птицу называют воровкой. Любит ухватить, что плохо лежит. (Сорока)
  10. Какая птица ночуют, зарывшись в снегу? (Глухарь)
  11. Эта птица является символом мира и дружбы. (Голубь)
  12. Эту осёдлую птицу можно научить говорить отдельные слова, фразы. (Ворона)
  13. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка)
  14. Эта птица не только врач, еще и плотник. За свою жизнь выдалбливает десятки дупел, которые служат домиками для птиц. (Дятел)

Какая здесь птица лишняя? (Кукушка – перелетная птица.)

11. Итоговая рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Где вам могут пригодиться полученные знания?

Где можно получить информацию о жизни птиц?

Как каждый из нас может помочь зимующим птицам?

Кому было работать интересно?

Если около вашего дома будет висеть своя кормушка, птицы быстро привыкнут к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать интересные факты наблюдения. Птицы обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней, и богатым урожаем вашего огорода, спасённым от вредителей.



Почему птиц называют пернатыми? Цели: 1.Узнать, почему птиц называют пернатыми. Задачи: - образовательные: 1.Познакомиться со значением слова «пернатые». 2.Познакомиться с видами перьев, их строением и назначением. - воспитательные: 1.Воспитывать любознательность. 2.Воспитывать бережное отношение к животному миру. - развивающие: 1.Развивать умение работать с литературой и Интернетом. 2.Учить правилам общения.


ПернатыеПернатые Это прилагательные, имеющее значение птицы, образовано от существительного перьно – перо, восходящего к той же основе, что и перо и имеющее родственные слова в других индоевропейских языках. Этимологический словарь русского языка Крылова Птицу узнают по перьям, говорят немцы, и этим очень верно отличают птиц от всех других позвоночных. ПЕРОПЕРО ПЕРО, перья мн. перие ср., церк. птичья одежа, замест шерсти. Перо состоит из стебла и махавки, махалки или бородки; стебло: из комля, ствола или дудки с серодцевиной или душкой, и из репицы. Дудка оканчивается комлем, который сидит в теле. Дудка … Толковый словарь Даля




Перья - это сложнейшие, но при этом очень легкие роговые образования кожи. Они преобразовались в процессе эволюции из чешуи древних пресмыкающихся. Перья делают поверхность тела птицы гладкой, и, когда она находится в полете, воздух без большого сопротивления обтекает ее туловище. Благодаря перьям создаются подъемная сила и тяга. Кроме того, с их помощью птица регулирует направление полета (рулевые перья хвоста). Сохраняющие тепло, эластично пружинящие и при этом очень крепкие, они образуют равномерный слой, который защищает птиц от всевозможных вредных воздействий окружающей среды перегрева, холода, сырости и ветра, и препятствуют потере тепла.








Большинство птиц сбрасывают или теряют свои перья через определённые промежутки времени, обычно один раз в год (процесс называемый линька). Линька – это высокоорганизованный процесс, который происходит постепенно, что не позволяет появляться голым пятнам на теле птицы. Этот процесс настолько высокоорганизован, что маховые и рулевые перья теряются точно по парам, по одной с каждой стороны, так что это сохраняет баланс.




Выводы: Перо – крепкая, но лёгкая структура. Чтобы летать, птицам необходимы особенные типы перьев. Они должны быть достаточно сильными, чтобы удерживать вес птицы в полете. Центральная ветвь, идущая вниз пера, называется стержнем. Стержень соединен с меньшими ответвлениями, называемыми бородками. Далее бородки соединены друг с другом структурами, называемыми бородочками. Взаимосвязанная структура каждого пера придает ему силу. Когда птица летит, сотни контурных перьев позволяют ей отталкиваться от воздуха и продвигать себя вперёд.


«Перо – это чудо природной инженерии. Оно и чрезвычайно лёгкое, и в тоже время структурно прочное, намного гибче растянутой кожи летучей мыши, с помощью которой она удерживает себя во время полёта, или жёсткой конструкции крыльев самолёта, оно намного быстрее восстанавливается или заменяется при повреждении. Несмотря на то, что оно почти невесомое, оно достаточно крепкое. Прочный стержень очина пера обеспечивает жесткость, когда необходима опора, однако ближе к верхушке он становиться мягче, когда требуется гибкость при маневрировании в воздухе за считанные доли секунд. Потрогайте опахало - на ощупь оно гладкое и мягкое, но всё же прочное. Разделите бородки; соедините их снова вместе, проведя их через кончики пальцев, как это делает птица, когда чистит их своим клювом. Сложность такого дизайна можно оценить при рассмотрении пера под микроскопом.»












Мы взяли шерсть животного и перья домашних птиц и опустили их в воду. Наблюдая, мы увидели, что шерсть намокла и стала тонуть, а птичьи перья остались плавать сухими на поверхности воды. Вывод: птичьи перья не намокают, и это помогает птицам оставаться сухими во время плавания. А почему? Значит, птицы их чем-то смазывают. Предположим, жиром.






Полёт основной способ передвижения большинства видов птиц, помогающий им искать пищу, мигрировать и спасаться от хищников. Полёт является наиболее специфической формой передвижения птиц, определившей основные черты организации этого класса. Способность птиц к полёту вызвала ряд адаптаций для обеспечения полёта, взлёта и посадки, ориентирования в пространстве и навигации.


Опыт 1: «Что лучше летает?» Мы взяли два листа бумаги. Один из них скомкали в шарик. Подбросили его вверх и увидели, что он камнем упал вниз. Другой лист мы тоже подбросили, и он плавно стал опускаться вниз. Почему? Некомканый лист – широкий, он опирается на воздух за счёт того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит.












Мы запустили бумажных птичек и понаблюдали за их полётом. Птичка с расправленными крыльями находилась в воздухе дольше, её полёт был более плавным и красивым. А птичка со сложенными крыльями быстро, как камень, упала вниз. Опыт 4 «Какая птичка будет дольше находиться в полёте».


По обе стороны крыла создаётся два автономных потока воздуха, каждый из которых движется со своей скоростью, при этом скорость потока воздуха, который огибает верхнюю часть крыла (и проходит больший путь) больше. Большая скорость обеспечивается меньшим давлением потока воздуха в верхней части крылышка. Разность давлений и создает подъёмную силу. Разность скоростей обеспечивает одновременное достижение двумя потоками кончика крыла, что необходимо для полёта. Форма крыла является важным фактором, определяющим тип и характеристики полёта, к которому способна птица. Разные формы крыльев отвечают разным компромиссным решениям для создания нужных характеристик, таких как скорость полёта, затраты энергии и манёвренность. Итак, крылья являются главными частями тела, приспособленными для полёта.




Форма крыла является важным фактором, определяющим тип и характеристики полёта, к которому способна птица. Разные формы крыльев отвечают разным компромиссным решениям для создания нужных характеристик, таких как скорость полёта, затраты энергии и манёвренность.


Эллиптические крылья Короткие и округленные, с небольшим удлинением, которое позволяет птицам маневрировать в ограниченном пространстве, например в условиях густой растительности. Такие крылья характерны для лесных хищных птиц (например, ястреба) и многих воробьинообразных.


Крылья для скоростного полёта. Крылья для скоростного полёта короткие и заострённые, имеют высокую нагрузку на крыло и обеспечивают высокую частоту взмахов для наибольшей возможной скорости за счёт значительных затрат энергии. Такой тип крыльев характерен для небольших птиц и характеризуются очень большой относительной длиной кисти крыла.


Крылья с относительно большим удлинением. Крылья с относительно большим удлинением являются очень длинными и стройными, и обычно они характеризуются низкой нагрузкой на крыло и используются для медленного полёта, почти парения. Такие крылья характерны для буревестников, крачек, козодоеобразных и птиц, которые способны переходить на динамическое парение над волнами для сохранения энергии, что распространенно среди морских птиц. Особым случаем этого типа являются крылья гигантских буревестников и альбатросов, наиболее приспособленных к продолжительному парению.


Крылья для парящего полёта Крылья для парящего полёта относительно широкие и характерны для больших сухопутных птиц, таких как орлы, грифы, пеликаны и аисты. Глубокие бороздки на концах крыльев между маховыми перьями уменьшают силу сопротивления воздуха, а относительно короткий размер позволяет подниматься с поверхности земли без потребности в значительном разгоне.




Хвост Рулевые перья хвоста способны раздвигаться, существенным образом увеличивая площадь. Также хвост может двигаться в двух направлениях с помощью шести пар мышц. Хотя у большинства птиц перья хвоста приблизительно одинаковой длины и образовывают плоский раскрытый хвост, форма хвоста может быть различной.


Строение тела. Птицы имеют особое строение тела и уникальную кильевую кость. У всех видов птиц внешняя поверхность груди заметно выдаётся вперёд, тем самым образуя киль. Скелет птицы особенно жёсткий, что обеспечивает ему то, что все кости плотно сращены друг с другом., то есть позвоночник у птицы очень плотно зафиксирован!








Дыхание. У птиц есть уникальный орган дыхания – воздушный мешок. Когда птичка делает вдох, то воздух проходит через небольшие трубочки-бронхиолы лёгких в эти самые воздушные мешки. Таким образом, у птиц наблюдается двойное дыхание, которое значительно увеличивает уровень снабжения тела кислородом, что жизненно необходимо при полёте. Воздушные мешки


Сердце птицы довольно большое, и его соотношение с массой тела в разы больше, чем аналогичное у млекопитающих. Такое крупное сердце необходимо для ускоренной циркуляции крови, без чего не был бы возможен полет, поскольку у птицы просто не хватило бы сил и энергии. Удивительно, но сердечко птицы способно совершать 1000 ударов в минуту, при том, что давление поднимается до 180 мм рт.ст.








Одна из разновидностей семейства беличьих - белка-летяга, имеет особые складки на коже между её передних и задних лап, и благодаря этому они спокойно могут планировать в воздухе на расстояние более чем 400 метров. Управляет полетом она за счёт своего хвоста. А рыбы, например, могут пролететь в воздухе более 100 метров, правда только особые рыбы - летучие. Они могут выпрыгнуть из воды, благодаря особенностям своего хвоста, а их грудные плавники выполняют роль крыльев, раскрываясь в воздухе. Даже лесные лягушки имеют возможность планировать на небольшие расстояния, благодаря перепонкам между пальцев лап.


Летучая мышь единственное млекопитающее, которое летает, как птица, с помощью крыльев. Они у нее не сплошные, а состоят словно из секторов и напоминают кисть с пальцами. Это позволяет ей летать с низкой скоростью и дает широкие возможности для маневрирования. Крылья мыши образованы тонкой перепонкой из кожи без меха, соединяющей передние конечности с боковыми частями туловища. Летучая мышь ночное животное.


Самые – самые Самые крупные нетопыри это летучие мыши или летучие лисицы. Их так называют из-за вытянутой морды, похожей на мышиную или лисью. Представители этого вида обитают на острове Ява, размах их крыльев 1,7 м, а длина сложенного крыла 42 см. Самая мелкая летучая мышь обитает в Таиланде, она весит 2 г, а ее длина 3,3 см. 1 группа – хищные птицы. Хищные птицы имеют особое строение клюва, который заканчивается мощным крючком, и пальцы ног, которые заканчиваются мощными когтями. Все это помогает им схватывать и удерживать добычу. Питаются они грызунами, другими птицами, зайцами.