Ознакомление детей с профессиями взрослых как способ формирования позитивных установок к труду. Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

Света Почтарева
«Все профессии нужны, все профессии важны». Знакомство детей с профессиями

«Все профессии нужны , все профессии важны »

Цель проекта : Знакомство детей с профессиями

Задачи проекта :

1. Ознакомить детей с трудом взрослых

2. Расширять знания детей о родных людях , их профессиях , значимости их труда в семье и обществе;

3. Воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

Механизм реализации проекта :

1. Знакомство с детской литературой о труде взрослых, профессиях ;

2. Беседа с детьми о профессиях ;

3. Составление тематического каталога по данной проблеме;

4. Картотека загадок о профессиях ;

5. Дидактическая игра “Кому что нужно для работы ?”;

6. Сюжетно-ролевые игры;

7. Оформление совместно с родителями альбома “Все работы хороши”

Программное содержание :

1. Закрепить знания детей о разнообразных профессиях : их названии и роде деятельности.

2. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выражать их в речи придаточным предложением используя предлог потому что.

3. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.

Оборудование : картинки с изображением людей разных профессий .

Литература : Толковый словарь русского языка, Словарь профессий // Спрос . - 2006., Хальфин Р. Врач - это диагноз : о профессии врача- 2008 . - N9,

Ход занятия.

I. -Сегодня мы с вами побеседуем, поиграем в игры на тему «Все профессии нужны , все профессии важны ».

Назовите профессии , которые вы знаете. (дети называют)

– Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите очень коротко, не перечисляя всех по отдельности, кто изображён на картинках?

На картинках изображены люди разных профессий .

II. – Давайте представим себе время, когда люди жили в лесу, в пещерах. У них ещё не было современных домов, современной одежды. Как вы думаете, чем они занимались? (ответы детей )

Да, мужчины ходили на охоту, приносили добычу, а женщины готовили еду из того, что добывали мужчины. Выделывали шкуры животных, чтобы потом сшить из них одежду.

Какие профессии людей зародились в те очень древние времена? (ответы детей )

В древние времена зародились такие профессии , как охотник, повар, швея.

Но вот прошло время, и люди научились делать из глины посуду, из дерева строить удобные жилища. С новым трудом людей появились новые профессии . Какие? (гончары, строители)

(предположения детей их рассказы )

Человеку всегда хотелось жить лучше. Ему надо было преодолевать большие расстояния, и он придумал транспорт. Какие профессии появились ?

(моряк, водитель, летчик, конструктор, путешественник)

Человек всё время трудился. Люди все разные и каждый старался выбрать себе профессию , которая ему нравится. Я выбрала профессию – воспитатель . Мне очень нравится маленькие дети и я люблю с ними играть.

А какую профессию вы мечтаете выбрать для себя? (рассказы детей )

Физ. минутка.

Игра «Доскажи словечко»

Самолётом правит-лётчик

Трактор водит-тракторист

Электричку – машинист

Стену выкрасил – маляр

Доску вы строгал – столяр

В доме свет провёл электрик

В шахте трудится – шахтёр

В жаркой кузнице – кузнец

Кто всё знает – молодец!

Игра «Кому что нужно

Бинт, зелёнка, шприц- нужны врачу

Гвозди, молоток, отвёртка

Краска, кисть, ведро

Иголка, нитки, ножницы

Весы, гири, фартук

Мел, указка, тетради

Кастрюля, нож, плита

Игра «Найди причину»

Сшитое платье было слишком длинным, потому что.

После посещения врача Серёжа быстро пошёл на поправку, потому что

Покупатель поблагодарил продавца за товар, потому что.

В городском парке засохли на клумбах цветы, потому что.

Дом сгорел до основания, потому что.

Вещи и люди во время пожара были спасены, потому что … Нарушитель на границе был быстро пойман, потому что… Во время землетрясения многие люди были спасены, потому что.

Люди попавшие в автокатастрофу были спасены, потому что… Все коровы были здоровыми и давали много молока, потому что… Зимой коровы похудели и стали давать мало молока, потому что…

III. - Мы с вами сейчас перечислили много профессий . А как вы думаете, какая профессия самая важная , главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись? (предположения детей ) Мы так и не смоли определить, какая же профессия самая важная , потому что они все нужны .

«Все профессии нужны , все профессии важны », а чтобы овладеть профессией от человека требуется упорство, дисциплина, умение, знание, трудолюбие

Дидактическая игра «Профессии » .

Ребята, сегодня мы будем говорить о профессиях . Что такое профессия ? (Занятие, работа) .

Совершенно верно. Давайте поиграем! Я буду показывать картинку, а вы постарайтесь назвать, человек какой профессии на ней изображен и что он делает.

(Например. Это повар. Он варит супы, жарит котлеты, печет пироги.)

(Детям предлагается 7 картинок : парикмахер, продавец, шофер, врач, повар, художник, учитель.)

Молодцы ребята, сколько вы знаете профессий ! А ведь у каждого из вас есть мама, которая не только выполняет работу по дому, но и имеет профессию . Много приходится маме трудиться.

3. Беседа по стихотворению Родиной М. «Мамины руки» .

Давайте вместе вспомним стихотворение «Мамины руки» .

(Дети вместе с воспитателем читают стихотворение.)

Говорят у мамы руки золотые!

Погляжу внимательно, погляжу поближе,

Маме руки глажу – золота не вижу.

Почему же люди наши заводские

Говорят, у мамы руки золотые?

Спорить я не стану, им видней,

Ведь они работают с мамою моей.

Говорят, у мамы руки не простые,

Говорят, у мамы руки трудовые!

Почему в стихотворении говорится, что мамины руки золотые? (Трудовые, умеющие делать всё.)

А что делает мама? (Стирает, готовит, убирает и т. д.) А вы маме помогаете?

Физкультминутка «Мы любим маме помогать» .

Мы любим маме помогать,

Платочки можем постирать,

Смотрите, как стираем, маме помогаем!

Мы любим маме помогать,

Полы умеем подметать.

Смотрите, подметаем, маме помогаем!

Мы любим маме помогать,

Цветочки можем поливать.

Смотрите, поливаем, маме помогаем!

4. Дидактическая игра «Чудесный сундучок» .

Сейчас, ребята, вы – мамины помощники, а когда станете взрослыми, получите профессию и сами будете трудиться . Каждая профессия важна по-своему .

Давайте поиграем. У меня есть чудесный сундучок, в котором лежит много интересных предметов. Чтобы узнать, что там лежит, нужно сказать такие слова : «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок!»

(Дети по очереди достают предметы, называют, человеку какой профессии он необходим . Например. Это шприц. Он нужен доктору. Доктор делает людям уколы, чтобы они не болели. Таким же образом обыгрываются остальные предметы : половник, расческа, краски, весы, руль).

Молодцы, все правильно назвали.

5. Закончи пословицу.

Как народная мудрость говорит :

«Сделал дело – … (гуляй смело!»).

«Без труда… (не вытащить и рыбку из пруда»).

«Умелые руки (не знают скуки»).

«Делу время – … (потехе час»).

Музыкальная пауза (Ритмичные движения под музыку.)

Ну, раз потехе час, давайте отдохнем и потанцуем. (Танцуем под песню «Разноцветная игра» )

6. Сюрпризный момент.

Ребята, вы ничего не слышите? Кто-то стучится. (Воспитатель вносит Карлсона из раздевалки.)

- Карлсон : Ой, я не опоздал? Я ничего не пропустил?

Опоздал, Карлсон, но не волнуйся, ребята тебе расскажут, чем они занимались.

Ребята, о чем мы говорили? (Ответы) .

7. Игра «Исправь неточность» .

(Карлсон обращает внимание на сундучок и предметы, находящиеся в нем) .

- Карлсон : Я все понял. Это расческа. Она нужна повару , чтобы перемешивать суп.

- Дети : Нет, неправильно, Карлсон. Она нужна парикмахеру , чтобы расчесывать волосы.

(Карлсон излагает несколько ошибочных версий, дети поправляют его) .

- Карлсон : Ну вот, как всегда. Ничего я не знаю.

Не расстраивайся, Карлсон, постепенно и ты всему научишься. А дети тебя любят, и приготовят для тебя пирожное.

8. Продуктивная деятельность. Лепка из соленого теста.

Ребята, порадуем Карлсона, испечем ему пирожное? Подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Много могут пальчики…»

Много могут пальчики, озорные мальчики.

Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать.

Могут пальчики лепить, из бумаги птиц сложить.

И машинку, и зверей, начинайте поскорей!

(По окончании лепки Карлсон благодарит детей за угощение и уточняет, какие начинки они использовали).

(Воспитатель благодарит детей за отзывчивость и приглашает Карлсона остаться в группе попробовать угощение).

«Я начну, а ты продолжи»

Цель : упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений.

Врач лечит людей, чтобы.

Строитель строит дома, чтобы.

Парикмахер подстригает людей, чтобы.

«Маленький - большой»

Цель : упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Лопата - лопатка, ведро - ведерко

«Что из чего получается»

Цель : упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Сок из моркови - морковный; варенье из яблок - яблочное

«Назови, что лишние»

Цель : учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет.

Грабли, лопата, тележка, половник -? половник лишний, потому что грабли, лопата и тележка нужны дворнику , а половник не нужен ему для работы.

Карлсон хвалит всех детей , что они рассказали о профессиях , и благодарит за игры!

Велика роль взрослого, который обращает внимание ребёнка на то, как появилась и развивалась та или иная профессия, на значимость труда представителей любой профессии для жизни общества. , стимулирует желание детей в дальнейшем получить интересную и нужную профессию и заниматься полезным трудом на благо своей Родины.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром профессий предполагает решение разнообразных задач трудового воспитания.

В процессе знакомства необходимо придерживаться определённой системы, формируя у детей чёткие представления о:

— названии профессии;

— месте работы человека этой профессии;

— материале для труда;

— орудиях труда;

— трудовых действиях;

— результатах труда;

— личностных качествах, важных для представителя этой профессии;

— пользе труда для общества.

Предлагаем вашему вниманию занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.

Занятие «Много профессий разных»

Программные задачи: познакомить детей с многообразием мира профессий в обществе, историей их появления; формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; расширять кругозор; воспитывать уважение к труду и людям любой профессии.

Материал и оборудование: костюм Знайки, доска, .

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, послушайте стихотворение.

Ничто никогда не выходит само:

Само не приходит к нам на дом письмо,

Само не способно смолоться зерно,

Само стать костюмом не может сукно,

Само не умеет свариться варенье,

Само не напишется стихотворение.

Мы делать всё это обязаны сами,

Своей головой и своими руками.

В. Лунин

О чём говорится в этом стихотворении? (Ответы детей.) Ничего само по себе не сделается, нужен труд людей разных профессий. Сегодня мы с вами узнаем много интересного о профессиях. К нам в гости пришёл Знайка. (Появляется взрослый в образе Знайки.) Он хорошо знаком с разными профессиями и может рассказать нам о них.

Знайка. Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что обозначает слово «профессия»? (Ответы детей.) Какие профессии вы знаете? Чтобы вспомнить и назвать, какие существуют профессии, давайте совершим с вами маленькое путешествие. Сейчас мы находимся с вами в детском саду. Здесь работают люди разных профессий. Кто ухаживает за детьми и воспитывает их? (Воспитатель, помощник воспитателя.) Кто готовит пищу для детей? (Повар.) Кто стирает бельё? (Прачка.) Кто убирает территорию детского сада? (Дворник.)

Вечером за вами придут родители, чтобы забрать домой. Кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей.) Вместе с родителями вы пойдёте домой, может быть, посетите магазин. Кто работает в магазине? (Продавец, кассир.)

Воспитатель на доске размещает иллюстрации с изображением соответствующих профессий.

В. Вы садитесь в автобус, кто им управляет? (Водитель.) Вы входите в дом. Кто его построил? (Строители.) Перед сном вам мама читает книгу. Кто написал её? (Писатель или поэт.) Вот сколько разных профессий мы смогли вспомнить только за одно маленькое путешествие.

Сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы знаете профессии и трудовые действия людей этих профессий.

Дидактическая игра «Угадай профессию по трудовым действиям»

Цель: совершенствование умения детей соотносить действия людей с их профессией.

Ход игры

Педагог с детьми становится в круг, в центре которого ребёнок. Все идут по кругу и говорят:

Что ты делаешь - не знаем.

Поглядим и угадаем.

Ребёнок в центре имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передаёт звуками. Например, чистит пылесосом пол, едет на машине, стрижёт волосы, стирает бельё, кружится в танце, поёт в микрофон и т.д. Дети угадывают, кто это делает, и называют трудовое действие.

Знайка. Как вы думаете, ребята, профессии были всегда? (Ответы детей.) В давние-давние времена мужчины занимались охотой, рыбалкой, изготовлением орудий для охоты и труда, строительством жилища. Женщины собирали плоды и ягоды, работали в поле, шили одежду из шкур животных, готовили пищу, поддерживали огонь в очаге, растили детей.

Со временем появились мастера: одни из них хорошо делали оружие, другие - посуду, третьи шили одежду. Так возникали профессии. Со временем их становилось всё больше. Одни профессии появлялись, а другие исчезали. Так, вначале была профессия землекопа (это человек, который с помощью лопаты выкапывал ямы, траншеи). Но появились экскаваторы, а с ними и профессия экскаваторщика, а профессия землекопа исчезла за ненадобностью. Долгое время существовала профессия извозчика (этот человек управлял повозкой, в которую были запряжены лошади), но появились автомобили, с ними и профессия водителя, а профессия извозчика исчезла.

В. И сегодня существует очень много профессий. Все они важны и нужны, потому что приносят пользу людям. Как нужно относиться к людям разных профессий? (Нужно уважать людей всех профессий, ценить их труд.)

Давайте сейчас мы с вами поиграем.

Дидактическая игра «Не пропусти профессию»

Цель: развитие у детей умения выделять из множества слов те, которые обозначают названия профессий.

Ход игры

В. Становимся в круг. Я буду называть разные слова. Когда встречается название профессии, вы подпрыгиваете на месте. Слушайте внимательно: лампа, врач, ножницы, шофёр, болтун, роза, строитель, архитектор, фантазия, воробей, маляр, осень, гроза, листок, парикмахер, продавец, санки, мышь, библиотекарь, камень, доярка.

Знайка. А как человек выбирает профессию? Почему один хочет стать учителем, другой - строителем, третий - космонавтом? (Ответы детей.) Правильно, человек выбирает профессию в зависимости от того, что ему нравится. Некоторые с самого детства выбирают свою будущую профессию, мечтают о ней. Ребята, а кем вы хотите стать, когда вырастете? (Ответы детей.) Что нужно делать человеку, чтобы его мечта о профессии воплотилась в жизнь? (Нужно хорошо учиться, много знать, стремиться осуществить свою мечту.)

В. Что необходимо человеку, чтобы люди его ценили и уважали? (Стать умелым, самым лучшим в своей профессии, таким, чтобы люди сказали: «У него золотые руки», «Он - мастер своего дела».)

Знайка. Существует множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда вырастет, решит, чем заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

На свете много профессий разных,

И все они людям нужны,

От самых простых и до самых важных,

Все они в жизни важны.

С. Масинчер

Очень важно, чтобы человек подобрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом и зарабатывает деньги, кто правильно выбрал себе профессию.

В. Давайте вспомним о каких профессиях мы сегодня говорили? (Ответы детей.)

Н. Литвина, Е. Смолер

ЦЕЛЬ: Расширение информационного поля учащихся.

  1. Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
  2. Выявить уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
  3. Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
  4. Воспитание уважительного отношения к любой профессии и труду в целом.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

  1. Презентация к уроку.
  2. Задание на ватмане (профессии и место работы человека.)
  3. Конверты с буквами.
  4. Бумажные куклы, поднос с одеждой.
  5. Бланки с заданными буквами.
  6. Пословицы.
  7. Кроссворд.
  8. Тесты с пословицами.

Время проведения занятия: 35 - 40 мин.

Участники: учащиеся 2 класса.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня у нас с вами занятие по теме: «Знакомство с профессиями».

Мы с вами ходили на экскурсию на разные предприятия, приглашали к нам людей разных профессий, рисовали профессии своих родителей, смотрели различные слайдовые презентации, посвященные разным профессиям. Я думаю, ваши знания о мире профессий пополнились. А насколько - покажет сегодня занятие.

Поприветствуем друг друга, для этого улыбнитесь соседу справа, а соседу слева - подмигните. Все по кругу. На занятие к нам пришли гости, поприветствуйте их!

Ребята, во время занятия у нас будет работать табло (на экране), которое будет показывать, как вы будете выполнять то или иное задание: в паре, в тройке, в малой группе или все вместе.

Итак, внимание на табло:

Это наш круг. Сегодня круг работает слева от меня.

Пожалуйста, назовите свое имя и профессию, но на ту букву, на которую начинается ваше имя, условие: не повторяться!

Хорошо, молодцы!

Сейчас первоклассники проведут для вас разминку. Для этого они приготовили загадки на тему: «Профессии».

Из просеянной муки он печет нам пироги

Булки, плюшки, сайки. Кто он? Угадай -ка. (пекарь)

Мы работаем бригадой, нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо, чтоб построить новый дом. (строители)

Вот на краешке с опаской он железо красит краской.

У него в руках ведро, сам расписан он пестро. (маляр)

За мольбертом с кистью я. Краски - вот мои друзья.

Я один и не один - в окружении картин. (художник)

Спасибо, это была разминка. Внимание на табло! На табло у нас 1 молекула, 1 шарик, значит, я буду вызывать к доске по одному.

1) Задание вот такое: соединить стрелочкой название профессии и место работы человека.

ДЕТСКИЙ САД

СТОЛОВАЯ

ВОСПИТАТЕЛЬ

ПРОДАВЕЦ

Внимание! Табло показывает нам 2 молекулы - значит следующее задание будем выполнять в парах. Встали, закрыли глаза, найдите себе пару. Итак, у нас образовались пары.

2) Задание для пары: Вам предстоит работа с карточками - нужно собрать название профессии. Пожалуйста, подойдите и возьмите конверт с набором букв. (Ребята должны собрать названия профессий—рыбак,маляр,шофер,повар.)

Дружно и быстро справились с заданием у нас пары. Спасибо! Сейчас первоклассники приглашают вас на веселую физминутку:

Трактор водит- ……тракторист (показывают движения)

Электричку-.машинист,

Стены выкрасил-……маляр,

Доску выстрогал-……столяр,

В доме свет провел- …монтер,

В шахте трудится-…….шахтер,

В жаркой кузнице-……кузнец.

Кто все знает- молодец!

В это время табло показывает 3 молекулы-шарика.

Ребята, закройте глаза, образуйте тройку! Прошу вас занять рабочие места за столиками.

3) Задание для тройки: Напишите как можно больше профессий на заданную букву. (Раздаю бланки с заданными буквами: М К Н П)

Время работы - 3 минуты.

Каждая группа зачитает нам свой список профессий. Остальные можете дополнить свой список. Молодцы, быстро справились с заданием. (На табло - 4 молекулы).

Встали, закрыли глаза, хаотично двигаемся по залу, по моему сигналу нужно остановиться и собраться вместе 4 молекулам. И у нас образовались 3 рабочие группы. Прошу занять рабочие места.

4) Задание: «Пора на работу»

Ваша задача: Одеть человека какой - либо профессии на работу, и составить небольшой рассказ о данной профессии. У каждого в группе своя работа: один - выбирает одежду, второй - одевает манекен, третий - составляет рассказ, четвертый - защищает проект. Через 7 минут я приглашаю вас на защиту проектов.

Молодцы! Мне понравились все проекты, все группы хорошо защищали свою работу, похлопайте друг другу.

Для этих же групп у нас еще одно задание - тест.

5) Задание - тест: каждая группа получает конверт с вопросом и тремя вариантами ответов, из которых только один правильный, его вы найдете и подчеркнете. Правильным может быть только один ответ. (2 минуты).

Давайте проверим ваши работы…

Тест 1: Семь раз отмерь - один раз отрежь.

А) если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.

Б) прежде чем сделать, надо хорошо подумать.

В) продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.

Тест 2: Куй железо, пока горячо.

А) кузнец кует горячее железо.

Б) если есть благоприятные возможности для дела, надо их сразу использовать.

В) кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

Тест 3: Поспешишь - людей насмешишь.

А) клоун смешит людей.

Б) чтобы сделать работу хорошо - можешь отдохнуть.

В) торопливость может привести к нелепым результатам.

Тест 4: Сделал дело - гуляй смело.

А) если выполнил работу хорошо - можешь отдохнуть.

Б) мальчик вышел на прогулку.

В) дело нужно делать смело.

Пожалуйста, передайте тесты, давайте проверим, правильно ли вы выполнили тестовые задания.

А на табло у нас вот такой красивый цветок. Что это значило?

Да, работаем дружно, все вместе!

6) Задание: разгадай кроссворд на тему: «Чем пахнут ремесла?» (прилагается кроссворд). Я думаю, справитесь легко, тем более, все вместе.

Давайте проверим, как вы разгадали кроссворд, все ли профессии угаданы?

А может быть кто-нибудь догадался, откуда эти строки, кто написал это стихотворение? (Джанни Родари)

Я приглашаю вас в круг на обсуждение нашего занятия.

Чем мы сегодня занимались? (говорили о разных профессиях)

Что вам понравилось? Что не понравилось?

Как больше всего вам понравилось работать? В паре, в тройке, в малой группе, или всем вместе?

Какие задания вам понравились больше?

Кто на ваш взгляд сегодня хорошо работал? (проговариваем все по кругу). Давайте попрощаемся, спасибо вам, мне было приятно сегодня с вами работать. До свидания.

Занятие подготовила и провела:

Воспитатель группы «Малыш» Мутуева Жанна Валентиновна.

Курс «Развитие творческого мышления»

В этом учебном году вела у второклассников курс «Развитие творческого мышления». Курс строится на основе программы Ю.Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления». Хочется отметить, что данная программа очень интересна детям, и не менее интересна для учителя, кроме того, к ней прилагается альбом заданий.

Выполнение заданий развивает мышление, внимание, память, логику, воображение, что очень важно, потому что сейчас дети очень мало читают и у них слабо развито воображение. Самое главное - задания развивают творческие способности учащихся.

Отдельные занятия стараюсь придумать сама, разрабатывая сценарии и задания. Хочу представить сценарий проведения занятия

Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых.

В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом.

Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нём.

Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно – ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразуются.

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей дошкольного возраста.

При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Для обеспечения системности в работе, нами была разработана схема использования информационно-коммуникативных технологий по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и закреплению полученных знаний

2. Беседы о профессии, рассматривание иллюстраций

3. Экскурсии

4. Дидактические игры

5. Сюжетно – ролевая игра

Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Педагоги при развитии интереса к труду взрослых у детей, как правило, пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В развитии интереса к труду взрослых у детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом знакомиться с профессиями взрослых: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.

При развитии интереса к труду взрослых у детей очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения; мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему.

Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться.

Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Выбор профессий, с которыми воспитатели знакомят детей, определяется по следующим факторам: возраст детей, профессии родителей группы, интересы детей, социальные объекты рядом с детским садом (магазин, аптека, парикмахерская, почта, сбербанк).

Несомненно, самым зрелищным и действенным способом знакомства с трудом взрослых является – экскурсия: В магазине можно увидеть как работает кассир, в аптеке дети познакомятся с названиями аппаратов (тонометр, фонендоскоп), в парикмахерской дети познакомятся с необычными ножницами и разнообразными приспособлениями для оформления причёсок.

Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, - это приглашение гостей. Мы приглашаем к себе в гости театральные коллективы для знакомства детей с профессией артиста. С профессией библиотекаря дети знакомятся в процессе представления новинок детской литературы представителями библиотек на базе ДОУ. Впечатляюще выглядела для детей (да и для взрослых) поездка в пожарную часть города Димитровграда. Пожарные машины и знакомство с настоящими пожарными произвели на детей неизгладимое впечатление.

После антиплагиата

Знакомство детей с профессиями взрослых

Несомненно, у детей в дошкольном возрасте развивается интерес к труду взрослых. У ребенка на данном периоде начинает формироваться предпосылки к будущей профессии.

Значительным направлением познавательного и социального развития детей дошкольного возраста является знакомство с трудовой деятельностью взрослых.

Ребенок начинает сталкиваться с профессиями взрослых изначально в детском саду, потом в семье, а также в доступном ему общественном окружении, принимается пользоваться его результатами. Первоначально детей интересуют лишь внешние моменты. Поэтапное знакомство с профессиями мира взрослых в ближайшем окружении, а затем за пределами детского сада дает возможность вырабатывать у них понятие о значении и сути трудовых действий, о социальном устройстве жизни в целом.

Значимая роль в многогранном развитии личности ребенка заключается в наблюдении за трудом взрослых и пояснению его значения в жизни людей. Конечно, в работе детского сада могут быть свои трудности в реализации развития интереса детей к труду взрослых: большая часть времени трудовая деятельность взрослых происходит не на глазах у ребенка, он ограничен возможностью наблюдать, как работают его родители и ближайшее окружение. Следовательно, нужно найти формы и пути приближения к труду взрослых у дошкольников, представив его значимость в социуме, представив результаты трудовой деятельности, сущность труда, также определить условия, которые наиболее действенные на развитие образных представлений трудовой деятельности у дошкольников.

Игра-исторический вид деятельности детей. В игре дети отражают труд взрослых. Основной источник, питающий игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразуются. В дошкольном возрасте дети показывают живую заинтересованность к трудовой деятельности взрослых, в игре и в быту стремятся им подражать. Следовательно, нужно создать такие условия, при которых дети могли бы использовать наглядные примеры поведения взрослых. Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим миром является очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей дошкольного возраста.

При этом очень немаловажно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель. Для обеспечения системности в работе, нами была разработана схема использования информационно-коммуникативных технологий по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и закреплению полученных знаний.

1. Встречи с людьми разных профессий

2. Диалоги о профессии, рассматривание иллюстраций

3. Экскурсии

4. Дидактические игры

5. Сюжетно-ролевые игры

6. Компьютерные игры, презентации.

Наиболее доступны для понимания и убедительны живые образы, реальный образец профессий взрослых. Жизненная наглядность (экскурсии, наблюдения) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Педагоги при развитии интереса к труду взрослых у детей, как правило, пользуются демонстративными методами, умело совмещая их со словесными рассказами, беседами; удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Важное место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В развитии заинтересованности к труду взрослых у дошкольников существенную роль играет чтение художественной литературы. Своей образностью, эмоциональностью, живостью детская книга вызывает сильное впечатление у детей, заряжает энтузиазмом знакомиться с профессиями взрослых: поднимает интерес, уважение к труду, желание быть как литературные герои любимых произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Наиболее действенные способы познакомить детей с трудовой деятельностью взрослых это экскурсии и наблюдения. Самое главное подобрать для наблюдений такие виды работ, содержание которых доступно для понимания дошкольниками, которые вызывают желание подражать трудовому поведению взрослых и которые имеют вес в воспитательном отношении.

Несомненно, самым зрелищным и действенным способом знакомства с трудом взрослых является экскурсия: В магазине можно увидеть, как работает кассир, в аптеке дети познакомятся с названиями аппаратов (тонометр, фонендоскоп), в парикмахерской дети познакомятся с необычными ножницами и разнообразными приспособлениями для оформления причёсок.

Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, это приглашение гостей. Мы приглашаем к себе в гости театральные коллективы для знакомства детей с профессией артиста. С профессией библиотекаря дети знакомятся в процессе представления новинок детской литературы представителями библиотек на базе ДОУ. Впечатляюще выглядела для детей (да и для взрослых) поездка в пожарную часть города Димитровграда. Пожарные машины и знакомство с настоящими пожарными произвели на детей неизгладимое впечатление.

Главное придерживаться постепенности в расширении знаний при развитии заинтересованности у детей к труду взрослых. Нужно иметь в виду, что огромное количество впечатлений может привести к тому, что дети получат поверхностные сведения, которые мало влияют на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество запаса знаний, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, тем самым закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему.

Работа по ознакомлению с профессиями очень интересна и для детей и для взрослых. Педагоги, готовя материал для детей, и сами узнают не мало нового о необычных профессиях (водолаз, космонавт, палеонтолог и др.)

Государственное автономное профессиональное

образовательное

учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Методическая разработка.

Конспект открытого занятия в средней группе.

Тема:

«Знакомство с профессией «ПРОДАВЕЦ».

Воспитатель СП – 10 Герасимова Валентина Аркадьевна

Москва 2016.

НОД для детей среднего дошкольного возраста по теме: Знакомство с профессией « Продавец».

Реализация образовательных областей :

Социально – коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие.

Цель : познакомить детей с профессией продавца.

Задачи:

Обучающие : обогащать представления детей о профессиях, познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии, учить рассказывать о профессиях.

Развивающие : развивать связную речь, мышление, память, внимание, обогащать словарный запас.

Воспитательные : воспитывать уважительное отношение к разным видам профессии.

Предварительная работа :

Беседа с детьми о профессиях, рассматривание плаката «Профессии», сюжетно – ролевые игры; «Больница», «Водитель», «Магазин»; настольная игра - лото «Профессии», физкультминутка «Мы в профессии играли», пальчиковая игра «Профессии!».

Оборудование и материал :

Картинки «Профессии», иллюстрация «Продавец», картинки с атрибутами профессии продавца, игрушки: мяч, зайчик, машина, матрёшка, кукла, неваляшка, паровоз; картинки: «Овощной магазин», «Хлебный магазин», «Цветочный магазин», «Магазин Фрукты – овощи», презентация.

Методы и приёмы :

Словесные: чтение стихов, загадок, беседа.

Наглядные: рассматривание плаката, картинок, игрушек.

Практические: игры, игровое упражнение, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

Используемая литература :

1) Алешина Н.М. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью.– М. «Просвещение», 2005.

2) Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет.- Сфера, 2016.

3) Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте.– М. «Просвещение», 2005.

4) Жаренкова Н .З., Муртазина О.В. Знакомство с профессиями .- Детство – Пресс, 2014 г.

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и поприветствовать друг друга. Коммуникативная игра «Приветствие»:

Яркое солнышко

Встало опять,

«Доброе утро!»

Должны мы сказать!

«Доброе утро!» (Дети встают в круг и приветствуют друг друга).

1.Вводная часть.

На доске картинки «Профессии».

В: - Ребята, какие профессии вы знаете?

Дети рассматривают картинки и называют профессии.

В. предлагает поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Профессии»:

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим).)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим).

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим).

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки).

Вам продолжить предлагаю.(Выполняют движения в соответствии с текстом).

2. Основная часть.

Воспитатель предлагает отгадать загадку и сказать, кто изображён на следующей картинке:

В магазине папа с Настей

Покупали к чаю сласти:

Шоколадный торт «Причуда»

Очень любит тётя Люба,

Три эклера, пять колец

Завернул им ….(продавец) (Дети отгадывают загадку).

Правильно, это продавец.

Показывает слайд «Продавец». Рассматривают картинку «Продавец», отвечают на вопросы. (Слайд 2)

Беседа о труде продавца.

Спрашивает детей, что они знают о труде продавца.

В.: Как называются люди, которые продают товар?

Р.: Продавцы.

В.: А как называются люди, которые пришли в магазин за покупками?

Р.: Покупатели.

В: Продавец приходит в магазин ещё до его открытия, чтобы успеть расставить товар на свои места. Продавец хорошо знает свой товар. Помнит, где и что лежит. Для этого ему нужна хорошая память.

Воспитатель показывает картинки с изображением атрибутов профессии продавца. Дети рассматривают картинки с атрибутами профессии продавца. (Слайды 3, 4)

Упражнение «Исправь ошибки».

Воспитатель предлагает послушать утверждения и подумать, верны ли они, при необходимости исправить ошибку: Исправляют ошибку в утверждениях.

Швея продаёт товар, а продавец шьёт платье.

Продавец строит дом, строитель показывает товар.

Водитель взвешивает товар, а продавец водит автобус.

Врач упаковывает товар, а продавец лечит людей.

Предлагает отдохнуть.

Физкультминутка «Профессии». Выполняют движения по тексту.

Мы в профессии играли –

Вмиг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едем мы вот класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Упражнение « Что продаётся в магазине? Как называется магазин?» Рассматривают картинки, отвечают на вопросы воспитателя.

(Слайд 5)

Продавец ребятам рад,

В магазине для ребят

Есть матрёшки расписные,

Есть машинки заводные.

Много кукол разных есть

И мячей цветных не счесть.

Что продаётся в магазине?

Как называется этот магазин?

Как называется магазин, в котором продают хлеб? (овощи и фрукты, одежда, книги, обувь, цветы). (Слайды: 6, 7, 8, 9. 10,11)

Беседа по картине «Продавец».

«Каким должен быть продавец? Рассматривают картинку отвечают на вопросы.

(Слайд 12)

Обсуждает с детьми внешний вид продавца, отношение к людям. Продавец должен прекрасно знать свой товар, помнить цены, размеры, расположение товаров. Значит, продавцу необходима хорошая память! Немалое значение в этой профессии имеет его внешний вид! Спецодежда работника торговли должна быть чистой, прическа - аккуратной. Но главное, конечно, доброе уважительное отношение к людям, вежливость, улыбка.

Игра «Отгадайте, что купили».

На столе разложены разные предметы – игрушки - это магазин «Игрушки». Дети закрывают глаза. Покупатель, один из детей, прячет игрушку, затем остальные дети называют игрушку, которую он «купил». Ребёнок показывает «купленный» товар.

Проводит игру несколько раз. Один ребёнок убирает игрушку, остальные определяют и называют «купленную игрушку».

3. Заключительная часть.

Воспитатель подводит итог, побуждает детей к общению.

О какой профессии говорили?

У кого мама работает продавцом?

Кто желает работать продавцом? Дети отвечают на вопросы.