Наблюдение. Виды восприятия

Вопрос 1. Какие психические процессы относят к познавательным?

К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения.

Вопрос 2. С чего начинается познавательная деятельность?

Любая познавательная деятельность человека начинается с ощущения и восприятия.

Вопрос 3. Что такое ощущение?

Ощущение – элементарная форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в результате непосредственного воздействия раздражителей на рецепторы и последующего возбуждения нервных центров.

Вопрос 4. Что такое восприятие?

Восприятие – способность живых организмов видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, т. е. детермированный внешними причинами процесс познания, в котором явления окружающего мира «отражаются» в виде ощущений, образов или словесных символов.

Вопрос 5. Чем наблюдение отличается от простого восприятия?

Наблюдение - это целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо постараться увидеть и в каком порядке, какие измерения надо проводить и в какое время. А простое восприятие происходит само по себе, без всякой цели.

Вопрос 6. Что является объектом восприятия, а что - фоном?

Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания, называют объектами восприятия, все прочее называют фоном.

Вопрос 7. Какие черты характеризуют интеллект?

Интеллект характеризуется тремя основными чертами:

1) способностью познавать, исследовать окружающий мир;

2) всеобщностью, присутствием во всех видах умственной деятельности;

3) наследуемостью (преимущественно). Интеллект достается (или не достается) нам от предков; окружающая среда и личный опыт влияют на степень интеллекта в меньшей степени.

Вопрос 8. Существует ли зависимость интеллектуальных способностей от размера мозга?

Можно предположить, что интеллект человека зависит от размера мозга: чем больше мозг, тем выше интеллект. Однако это совсем не так. Интеллектуальные способности от размера мозга никак не зависят.

ПОДУМАЙТЕ

Потому что ВНД – это все те нервные процессы, которые лежат в основе поведения человека, обеспечивая приспособление каждого человека к быстро меняющимся и зачастую очень сложным и неблагоприятным условиям существования. А технические способности всегда и в первую очередь помогут приспособиться человеку к тем или иным условиям существования.

Чем отличается Восприятие и Наблюдение? Восприятие пассивно и максимально широко охватывает. Наблюдение — активно и часто охватывает что-то конкретное.

Наблюдение за работой Органов Восприятия — это одна из основных практик. Восприятие присутствует всегда «само по себе» в той мере, в какой позволяют Органы Восприятия. По сути Восприятие и Сознание — это одно и то же. Просто слово «Восприятие», а еще точнее «Воспринимание» — это глагольная форма существительного, синоним слова Сознание.

Сознание Воспринимает всегда. Ему все равно что Воспринимать — человека, животное, насекомое, или камень. Это все просто разные наборы Органов Восприятия, получившие на некоторое время возможность существовать независимо в определенных условиях.

А вот какие Органы Восприятия у насекомых, либо того же камня? С названием этих Органов у нас большие трудности. Если известные нам Зрение, Слух, Осязание, Обоняние и Вкус еще можно как-то смоделировать, то с другими не все так просто.

Опыт таков: очень глубокое погружение в себя, при стечении других обстоятельств, вызывает аномальное, колеблющееся разотождествление с существующей человеческой формой. Возникают проблески Восприятия других форм жизни — вполне земных, если Орган Зрения хоть в какой-то мере функционирует. Там и животные, и леса с полями, и камни в том числе. Камни — это довольно странная форма жизни. Можно сказать, что это нечто быстро двигающееся, но во временном континууме в миллиарды раз менее плотном, чем нам известный. Это какая-то концентрированная структура, задающая для человеческого Осязания границы проявлений.

Через какой Орган подобное воспринимается? Очевидно, что для перевода в слова используется Интеллект. А до него видна работа известных уже Органов Восприятия. А вот одновременно с ними, или до них — пока (вот он, оптимизм!) не понятно, как сформулировать.

Восприятие — это и есть воспринимающий. Так любил говаривать Джидду Кришнамурти и я пару лет ломал мозг над подобными оборотами речи. Это очень точные обороты и крайне парадоксальные. Они не логичные, как та головоломка-конструктор, которую удается быстро разобрать бросанием на землю и почти никогда не удается последовательно передвигая отдельные ее элементы.

Сознание проявлено в той мере, в которой работают Органы Восприятия. Допустим ночью есть лишь смутное «восприятие сна» — эдакое размытое фоновое Осязание. Это потому что Органы Восприятия работают в таковой мере. Осознанные сновидения в этом смысле любопытны. Это когда вдруг активизируется Интеллект, а остальные Органы еще «спят». Если вдруг Интеллект взбудоражится больше нужного, то это пробуждает Осязание, Слух и человек просыпается.

Специально стоит отметить, что Сознание не является «источником всего». Это не точная образная модель. Возможно в других языках она корректна, но не в русском. Сознание — это предельная заполненность, это контекст, в котором все происходит. Оно — воздух, внутри которого разворачивается мир.

Также стоит отметить, что наблюдение за работой Органов Восприятия происходит через Органы Восприятия. Какой Орган наблюдается, тот и активизирован. Именно так Интеллект познает самого себя, постепенно понимая свою сущность, охватывает в какой-то момент свою же форму и — хоп! — разотождествляется.

Концептуально такие моменты можно назвать моментами зарождения новых нейронных связей. Эти связи остаются на уровне тела, благодаря чему дальнейшее Восприятие происходящего уже случается по-другому, не так как у людей, лишенных этого типа нейронных связей.

Билет №1

Виды восприятия. Индивидуальные особенности и развитие восприятия.

Восприятие – это отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

I.По модальности анализатора выделяют: зрительные, слуховые, осязатель-ные, обонятельные и вкусовые восприятия.

Неправильное восприятие величины предмета. Например, высокий чело-век рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинаково-го диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружает ли их больший или меньший; одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом предмет, располо-женный ближе, кажется больше, а далекий – меньше своей действительной величины.

иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности яв-лений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, за-полненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало, или они мало существенны, время тянется медленно. При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоми-наются как длительные, не наполненные событиями – как короткие.

На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприят-ных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании прият-ного кажется, что желанное долго не наступает.

Восприятие вызывается действующими одновременно комплексными раздра-жителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью несколь-ких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-детекторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Нейроны-детекторы – высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель.

Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным инте-гративным нервным процессам.

По сравнению с ощущениями восприятие, является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа не возможно осмысленное воспри-ятие. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуще-ствляется синтез всех свойств объекта в

целостный образ.

Билет №2.

Виды и свойства внимания. Развитие внимания.

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на опреде-ленные предметы и явления

Существует несколько подходов к классификации видов внимания.

I. По особенности объектов, на которые направлено внимание, выделяют чув-ственное и интеллектуальное внимание.

Чувственное внимание – это внимание, которое направлено на непосредст-венно воспринимаемые объекты

Интеллектуальное внимание – это внимание, которое направлено на пред-ставления об этих объектах.

II. По наличию или отсутствию культурных средств внимание делят на непо-средственное и опосредованное.

Непосредственное внимание не направляется ни чем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребно-стям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, на-пример, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

III. По своему происхождению и способам осуществления выделяют непроиз-вольное, произвольное и комплексное (прослепроизвольное).

Непроизвольное внимание – это внимание, которое возникает и поддержива-ется независимо от сознательных намерений и целей человека

Произвольное внимание носит отчетливо выраженный сознательный характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности.

Внимательность – это свойство личности, связанное со способностью к про-извольному вниманию.

Комплексное (послепроизвольное) внимание – это внимание, которое произ-вольно по своему происхождению и непроизвольно по своему протеканию. Появле-ние этого вида внимания связано с возникновением интереса к данной деятельности.

Свойства внимания

Вниманию присущ ряд свойств, среди которых важнейшими являются объем, устойчивость, концентрация, переключаемость и распределение.

Объем внимания – это количество объектов, воспринимаемых человеком од-новременно.

Устойчивость – это время удержания устойчивого внимания на объекте. При-чины устойчивости внимания связаны с индивидуально-типологическими особенно-стями, психическими состояниями, мотивацией, с внешними условиями осуществле-ния деятельности.

Концентрация – это степень и интенсивность сосредоточенности на объекте, т.е. основной показатель выраженности внимания.

Нарушением концентрации внимания является рассеянность. Выделяют два вида рассеянности.

1.Рассеянность как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание. Она выражается в патологическом отвлечении внимания. Такая рассеян-ность может наступить вследствие экстремального состояния, возраста или заболева-ния.

2.Псевдорассеянность как односторонняя сосредоточенность, выражающаяся в том, что человек не замечает того, что с его точки зрения кажется ему незначимым. Здесь рассеянность выступает как оборотная сторона сосредоточенности. Такой тип рассеянности часто встречается у многих известных ученых.

Переключаемость – это преднамеренный перенос внимания, который определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому.

Распределение внимания – это способность человека выполнять несколько ви-дов деятельности одновременно.

Развитие внимания

Первоначально (до 10 месяцев) ребенок способен лишь к непроизвольному вниманию. Позднее развивается произвольное внимание, которое всю остальную жизнь сосуществует с непроизвольным. Произвольное внимание возникает в соци-альном контакте. Когда мать называет предмет и указывает на него ребенку, выделяя его тем самым из среды, происходит перестройка внимания. Оно перестает откли-каться только на естественные ориентировочные реакции ребенка, которые управля-ются либо новизной, либо силой раздражителя, и начинают подчиняться речи или жесту взаимодействующего с ним взрослого. Когда у ребенка развивается собствен-ная речь, он может сам назвать предмет и таким образом произвольно выделить его из остальной среды. Функция анализа среды, которая раньше была разделена между взрослым и ребенком, становится для ребенка внутренней и выполняется им само-стоятельно.

В начале своего развития произвольное внимание проходит определенные ста-дии. Они обнаруживаются в том, что, обследуя среду, ребенок сначала может отме-тить лишь ряд предметов обстановки, затем способен дать целостное описание ситуа-ции, и, наконец, становится способным дать интерпретацию случившегося.

Билет №3.

Билет №4.

Билет №5.

Билет №6.

Билет №7.

Восприятие как целостное отражение предметов и явлений. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия .

– это отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражи-теля, восприятие отражает предмет в целом во всей совокупности его свойств. Про-дуктом восприятия является образ предмета или явления.

Восприятие не сводиться к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Способность ощущать дана человеку от рождения и не требует какой-либо ак-тивности со стороны субъекта.

Способность воспринимать складывается и совершенствуется у человека в жизненном опыте. Воспринимая какой-то предмет, человек склонен основываться на опыте прежних восприятий этого предмета – это явление получило название аппер-цепция.

Основой становления восприятия как высшей психической функции, и как те-кущего психического процесса служит активное движение.

Изящные эксперименты Хелда и Хейна на котятах подтверждают роль актив-ного движения в становлении восприятия. Суть экспериментов такова. Новорожден-ные котята содержались в темноте, а на свету находились только в специальном стан-ке.

Этот станок представлял собой подобие карусели с двумя корзинами для котят, каждая из которых могла двигаться вокруг трех осей: главной оси карусели, верти-кальной и горизонтальной осей корзины. Активно двигался только один котенок, для которого в корзине были сделаны отверстия для лап. Другой не мог производить ни-каких движений и перемещался пассивно – его возил первый. При этом обе корзины совершали аналогичные движения, поэтому зрительные впечатления котята получали одновременно и одинаковые.

Впоследствии у котенка, который двигался самостоятельно, не наблюдалось никаких нарушений зрительного восприятия, в то время как у пассивного обнаружи-лась неспособность различать форму. Дело в том, что у первого котенка изменения в зрительной стимуляции связывались с его активными движениями, у второго такой связи не возникало

I.По модальности анализатора выделяют: зрительные, слуховые, осязатель-ные, обонятельные и вкусовые восприятия.

II.По формам движения материи выделяют: восприятие пространства, времени и движения.

Наиболее изученным является восприятие пространства, оно включает в се-бя восприятие формы, объемности и величины предметов, восприятие глубины и уда-ленности предметов, линейную и воздушную перспективу.

Восприятие пространства включает в себя также изучение различных зритель-ных иллюзий.

Зрительные иллюзии – это неправильное или искаженное восприятие величи-ны, формы и удаленности предмета.

К видам зрительных иллюзий относятся:

Переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравне-нию с горизонтальной.

Неправильное восприятие величины предмета. Например, высокий чело-век рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинаково-го диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружает ли их больший или меньший; одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом предмет, располо-женный ближе, кажется больше, а далекий – меньше своей действительной величины

Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности яв-лений или событий.

Восприятие движений – это отражение направления и скорости пространст-венного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окру-жающей среде.

III.В зависимости от цели выделяют: преднамеренное и непреднамеренное восприятие.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями чело-века.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие при котором, предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной зада-чи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

IV.В зависимости от степени организации выделяют: организованное (наблю-дение) и неорганизованное восприятие.

Организованное восприятие (наблюдение) – это целенаправленное планомер-ное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная систе-ма.

Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие действительности.

Кроме этого в психологии выделяется и анализируется отдельно особый вид восприятия, который получил название социальной перцепции.

К нему относят восприятие других людей, восприятие жилой среды и воспри-ятие социального окружения.

В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии, например иллюзия Мюллера – Лайера.

Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а не артисту.

Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.

Для объяснения иллюзий был выдвинут целый ряд теорий. По мнению И. Рока, наиболее пригодной для этой цели является гештальтпсихология, так как она указывает на ошибочность гипотезы константности.

С точки зрения данной теории иллюзии не являются чем-то аномальным или неожиданным: восприятие зависит не от отдельного стимула, а от их взаимодействия в зрительном поле. Например, если нейтральный цвет основан на соотношении интенсивностей соседних областей, то контраст будет хотя и иллюзорным, но предсказуемым.

Теория смещения, или ошибочного сравнения, объясняет возникновение иллюзий исходя из эффекта асимметрии. Например, иллюзия Мюллера – Лайера является скорее результатом удлиняющего эффекта расходящихся клиньев, чем сокращающего эффекта клиньев сходящихся.

Билет №8.

Билет №11

Билет №12.

Исследование внимания.

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на опреде-ленные предметы и явления.

В жизни человека внимание выполняет много различных функций. От внимания зависит отбор значимых и торможение не значимых для протекания данной дея-тельности воздействий. Внимание является необходимым условием выполнения лю-бой деятельности и влияет на эффективность общения. С вниманием связаны направ-ленность и избирательность познавательных процессов. С помощью внимания чело-век осуществляет контроль за протеканием своей деятельности.

Одна из существенных особенностей внимания заключается в том, что его нельзя выделить в «чистом» виде как самостоятельный психический процесс. Оно не-зримо присутствует в любых актах общения и деятельности, сопровождает познава-тельные, эмоциональные и волевые процессы, образуя их неотъемлемую составную часть. Внимание относят к универсальным познавательным процессам, участвующим в организации и осуществлении всех уровней человеческого познания. В отличие от других познавательных процессов оно не имеет собственного продукта. Внимание можно рассматривать не столько как самостоятельный психический процесс, сколько как некоторое общее свойство любых процессов и действий.

2. Физиологические основы и теории внимания

Внимание не имеет такого специального нервного центра как зрительные, слу-ховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, которые связаны с дея-тельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных цен-тров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбуди-мостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекраще-ние нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие – заторможенными.

Внимание обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частя-ми коры. В результате этого осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Теории внимания

Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.

1.Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы это-го подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных дви-жений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2.Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

3.Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее призна-ние в английской ассоциативной психологии. Она основывается на утверждении о за-висимости внимания от эмоциональной окраски представления. Например, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внима-тельным – это одно и тоже».

4.Внимание как результат апперцепции, т.е. как результатжизненного опыта индивида

5.Внимание как особая активность духа. Сторонники данной позиции при-нимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6.Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной ги-потезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7.Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания – преобладание одного представления над другим – тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, ре-зультатом чего является факт особой концентрации сознания.

Билет №13.

Билет №14.

Краткая история становления психологии как науки .

В истории любой науки следует выделять условно два периода: донаучный и собственно научный период развития. До того момента, когда наука заявляет о своем рождении, идет длительный процесс накопления знаний в рамках других наук и в жи-тейском опыте. Предшествующий период играет большую роль в подготовке катего-риальной и методологической базы любой науки.

Обращение к прошлому науки может осуществляться с двух различных пози-ций. Позиция антикваризма (перевод. - древний) предполагает введение научного факта в контекст эпохи, выяснение того, как то или иное явление трактовалось самим автором научного открытия. Позиция презентизма (перевод. - настоящее время) за-ключается в соотнесении исторического источника с современными знаниями об описанном в нем факте. Например, Р. Декарт объясняет механизм воздействия внеш-них стимулов на наши органы чувств с помощью термина «животные духи». Историк науки, стоящий на позиции антикваризма, исследовал бы фрагмент, который включает такого рода описания с точки зрения господствовавших во времена Декарта мета-физических представлений. Презентист, напротив, обнаружил бы в данной модели несомненное сходство с учением о нервном импульсе как носителе сенсорной ин-формации.

Научные психологические знания в течение длительного времени вызревали в недрах других наук, прежде всего философии и физиологии. Многие ученые наращи-вали объем психологического знания, являясь при этом представителями иных дис-циплин. «Концентрация психологических знаний происходила на многих участках интеллектуальной работы человечества», - пишет М.Г. Ярошевский. Вместе с тем знания, которые изначально позиционировались как психологические, спустя опреде-ленное время оказывались весьма далекими по содержанию от того, что сегодня при-нято включать в круг психологического знания. По мнению М.Г. Ярошевского, задачи истории науки сводятся к: 1) изучению внутренних закономерностей смены кате-горий, понятий и методического аппарата науки; 2) выявлению зависимости процес-сов порождения, восприятия и передачи знаний от «социального запроса», характер-ного для того времени, когда ученый разрабатывал свои идеи; 3) реконструкции лич-ностной неповторимости (мотивов, картины мира, стиля мышления, черт характера, способностей и т.д.) ученых прошлого. Первая из трех задач реализуется преимуще-ственно в презентистском типе анализа, вторая – в антикваристском, третья требует смешанного типа анализа. Использование этих двух линий изучения развития научной мысли задает положение предмета истории психологии в системе трех координат: историологической

I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали соз-нанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

IIIэтап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие по-ступки, не учитывались).

IVэтап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, кото-рую условно можно разделить на четыре этапа.

Билет№15.

Билет №16.

Методы изучения личности.

Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно характеризовать его отношение к деятельности. Поскольку сознание человека вообще активно, отношениями являются не только психические свойства личности, но и качественные особенности психических процессов: наблюдательность, чувствительность, внимательность. Как отношения могут быть охарактеризованы и мотивы деятельности: потребности и интересы.
Поэтому общие принципы психологического исследования личности определяются тем, как понимаются отношения личности.
Характеристики личности (обобщенно): статус, позиция, роли, функции, цели, ценности, мотивационная сфера, характер, способности.
Проблемы исследования личности:
1. Свойства личности всегда индивидуально своеобразны. Для выявления своеобразия необходима индивидуальная ситуация. Однако условия эксперимента должны быть общими для всех. Выход - формирующий эксперимент (например, педагогический или терапевтический).
2. Свойства личности - это свойства нравственно оцениваемые; поэтому испытуемый чрезвычайно напряженно контролирует свои проявления и, стремясь к положительной оценке может обнаруживать не те свойства, какие ему в действительности присущи. Методы борьбы с тестовой установкой:
- создание различных шкал личности (только в опросниках);
- введения ограничения времени;
- одмена объекта оценки;
- создание мнимой безоценочности (испытуемый не знает о присутствии экспериментатора).
3. Экспериментатор заинтересован в более полном проявлении активности. Но всякий эксперимент предполагает ее ограничение. Частично это устраняется в проективных методиках и анализе продуктов деятельности.
Методы:
Метод беседы - специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности - самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них и т.д.
Большое значение имеет правильная постановка вопросов. Необходимое условие при данном методе - наличие доверительного контакта испытуемого с экспериментатором.
Метод характерологической беседы является особой формой естественного эксперимента.
Особое место в системе методов исследования, промежуточное между методом наблюдения и искусственным экспериментом, занимает "естественный эксперимент" А.Ф. Лазурского. Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям; производится в обычной для испытуемого обстановке. Пользуясь методом естественного эксперимента, можно наблюдать испытуемого при определенных условиях в целенаправленно создаваемых ситуациях, организуя наблюдение по заранее намеченному плану. Наблюдение за поведением и реакциями испытуемого позволяет получить представление об особенностях личности в целом и отдельных ее свойствах.
Биографический метод - позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.
Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт.
Можно выделить 2 вида опросников: одномерные - диагностируется одна какая-либо характеристика и многомерные - дают информацию о целом ряде различных свойств личности. Вопросы только закрытые.
Опросники состоят из ряда шкал или факторов. В состав каждой шкалы входит набор вопросов / утверждений, направленных на выявление того или иного свойства.
Примеры опросников:
MMPI - основные шкалы (10): ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, мужественности-женственности, паранойи, психастении, шизофрении, гипомании, социальной интраверсии + 3 контрольных (лжи, контроля достоверности).
16-PF - 16-факторный личностный опросник Кеттелла. ПДО (Патахарактерологический диагностический опросник) - выявление акцентуаций характера. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма по Айзенку. Исследование личностной и ситуативной тревожности (Спилбергер-Ханин). Экспресс-диагностика эмпатии. Оценка уровня притязаний и т.д.
Недостаток метода применения опросников - характеристика личности основывается на данных самооценки.

Проективные методы
Группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию; например, интерпретировать содержание сюжета картинки (ТАТ), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методе Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха)... Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы. Для испытуемого цель проективных методов относительно замаскирована, что снижает его возможности произвести на экспериментатора желаемое впечатление.
К проективным методам условно можно отнести метод анализа продуктов деятельности - изучение продуктов творческой деятельности (живопись, стихи, дневники...).

Билет №17.

Билет №18.

Мозг и психика.

Среди многочисленных тайн природы, над разгадками которых работает современная наука, пожалуй, одной из самых сложных является головной мозг - тончайший нервный аппарат, представляющий собой наивысшую форму организованной материи в известной нам части вселенной. Предполагая, что всегда стремились выяснить, как он устроен и функционирует.

Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому именно мозг, составляет материальную основу психических явлений, ученые врачу Алкмеону из Кротона (6 век до н.э.), который пришел к этому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности он установил, из мозговых полушарий идут к глазным впадинам «две узкие дорожки».

Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.

Тогда зародилось учение о психике как продукте мозга, благодаря тому, что была открыта зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. Но ощущения, по Алкмеону, исходный пункт всей познавательной работы. «Мозг доставляет ощущение слуха, зрения, обоняния, из последних же возникают память и представления (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой прочности». Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах, в отличие от знаний об ощущениях, не могло опереться на анатомо-физиологический опыт.

Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой. «Люди должны знать, что из мозга, и только из мозга, возникают наши удовольствия, радости, смех и шутки, так же как и наши горести, боль, печаль и слезы. С помощью мозга мы думаем, видим, слышим, отличаем уродливое от красивого, плохое от хорошего, приятное от неприятного. Иначе говоря, с помощью мозга осуществляется то, что мы называем «духовная жизнь»».

Из медицины эти представления перешли в философию.

Открытие Алкмеоном мозга как органа психики в течение нескольких столетий рассматривалось как гипотеза.

Аристотель, который сам прошел превосходную медицинскую школу возвращается к «сердцецентрической» схеме. «Мозг, по его мнению, не орган психики, а аппарат, охлаждающий, регулирующий жар крови».

Итак, учение о мозге прошло длительную историю, в которой выделяются две основные тенденции:

Концепция строгой локализации психических явлений;

Точка зрения, согласно которой мозг функционирует как единое целое.

В итоге длинного ряда исследований установлено, что мозг дифференцирован на различные участки, обладающие функциональным своеобразием.

Благодаря успехам тонкой анатомии головного мозга, физиологии (в частности, электрофизиологии), психологии, неврологии и нейрохирургии удалось показать, что мозг - это, прежде всего, сложнейшая психическая система, действующая как дифференцированное целое.

Мозг живого человека представляет небольшое овальное тело с неровной поверхностью, состоящее из податливого желеподобного вещества. Каким образом это тело (средняя масса которого составляет 1500 г.) продуцирует мысли и чувства, управляет тонкими движениями руки художника? Каким образом возникающие в нем процессы связываются с философией и религией, поэзией и прозой, добротой и ненавистью? Каким способом эта серовато-белая желеподобная масса постоянно накапливает идеи и знания, заставляя тело совершать действия разной сложности - от простого поднятия руки до виртуозных движений гимнаста или хирурга?

И.М. Сеченов, отец русской физиологии, высказал предположение («Рефлексы головного мозга», 1863), что «головной мозг - орган сознания и воли - работает по принципу рефлекса (но существенно видоизмененному)», доказав, что действия организма, регулируемые психикой, подобны рефлексам в том плане, что возникают в жизненных встречах организма со средой и посредством центров головного мозга включают в круговорот этих жизненных встреч мышечную систему. Сеченовские представления - о сигнальной функции психики, о кольцевом управлении движением, о саморегуляции поведения организма - были после продолжены Павловым.

Мозг является таким же телесным устройством как другие органы. Но деятельность его - согласно Павлову - имеет качественно особые признаки и законы. Он назвал ее высшей нервной деятельностью. Уточняя специфику этой формы деятельности, Павлов рядом со словом высшая нервная деятельность поставил в скобках по-особому зазвучавший в его устах термин «поведение».

Вывод: Мозг - это не простой отражатель импульсов, а орган, который воспринимает сигналы о той внешней среде, в которой организм действует с тем, чтобы адекватно на нее реагировать. Из мышц обратно в мозг поступает сигнал о том, правильно ли исполнена команда, направленная мозгом к исполнительным органам, Так происходит кольцевое управление движениями организма. Оно невозможно без психики, информирующей о происходящем во внешнем мире. Но психика выступает в роли сигнала, а не простого ощущения или восприятия.

3. Психика

Рост жизни не в одном развитье мышц,

По мере роста, в нем, как в храме,

Растет служенье духа и ума.

В. Шекспир «Гамлет».

Когда возникает психика? Есть ли «душа» у растений? С чем связано важнейшее для существования человеческого рода событие - пробуждение сознания?

«Психика не существует вне материального процесса жизни определенным образом физически организованных веществ. Поэтому мы изучаем развитие психики не в ее отделенности от развития жизни, но именно в связи с развитием жизни - как развитие высших ее форм, порождаемое развитием определенных материальных условий».

Леонтьев А.Н. Очерк развития психики.

1) Выделение объекта в восприятии

Как мы видели, важнейшее значение в процессе восприятия имеет выделение из всей совокупности ощущений определённой группы их, относящейся к данному объекту.

Я смотрю из окна на улицу и замечаю в толпе, идущей по тротуару, своего знакомого. Я начинаю следить за ним. Тогда фигура моего знакомого становится объектом восприятия, а всё остальное, что я вижу на улице: дома, мостовая, движущаяся толпа, едущие машины,- образует фон, из которого выделяется этот объект.

В фойе театра я веду с кем-нибудь разговор. На фоне множества голосов, шума шагов сотен людей и других звуков речь моего собеседника выделяется для меня как объект восприятия.

В огромном большинстве случаев выделение объекта из фона совершается без всякого труда, мгновенно, «само собой». Возможны, однако, такие условия, при которых выделение объекта становится трудной задачей (...). Одним из важнейших условий хорошего наблюдения является уменье легко и быстро выделять из фона объекты, имеющие значение для проводимого наблюдения.

В основе выделения объекта лежат определённые группировки пятен и линий в зрительном восприятии, звуков - в слуховом и т. д. Такого рода объединение отдельных элементов в группы зависит от целого ряда условий. В зрительном восприятии существенную роль играет расстояние: близко расположенные элементы объединяются в одну группу. (...) Не менее существенное значение имеет сходство цвета. (...) На этом принципе основана маскировочная окраска пятнами разных цветов: в результате «отпадения к фону» некоторых пятен форма предмета кажется искажённой. Гораздо большее значение для результатов группировки имеют, однако, факторы другого рода. При беглом взгляде на комнату я сразу различаю столы, стулья, шкафы, картины и т. д. как отдельные, самостоятельные вещи. Но тут я руководствуюсь главным образом не близостью отдельных воспринимаемых пятен друг к другу и не сходством их по цвету. Ножка стола может быть совсем рядом с ножками стула и иметь одинаковый с ними цвет. И всё же она объединяется не с ними, а с другими ножками того же стола, хотя они отстоят от неё гораздо дальше, и с крышкой его, хотя она обита зелёным сукном и, следовательно, совсем не похожа по цвету на ножки. Отдельные пятна в поле зрения объединяются друг с другом на том основании, что они соответствуют отдельным частям одного и того же предмета. А это возможно лишь потому, что наше восприятие имеет осмысленный характер.

Глядя на комнату, я осмысливаю всё, что я вижу. Длинное коричневое пятно определённой формы я понимаю как ножку стола, и вследствие этого оно объединяется с пятнами, соответствующими другим частям того же стола. Такого рода смысловые группировки, играющие центральную роль в нашей восприятии, возможны только на основе знакомства с предметами, которое мы постепенно приобрели, начиная с самых первых лет нашей жизни.



2) Значение прошлого опыта для восприятия

Глядя на мрамор стола или подоконника, я воспринимаю его поверхность как твёрдую и холодную. Но ведь ни твёрдости, ни холода нельзя увидеть. Эти свойства узнаются только с помощью осязательных и температурных ощущений. Не прикасаясь к мрамору, я, конечно, не могу получить этих ощущений. Но в прошлом я многократно получал их при прикосновении к мрамору. В результате у меня образовалась прочная связь внешнего вида мрамора с теми свойствами его, которые узнаются осязанием. Совершенно так же, глядя на мех, я воспринимаю его мягкость, ворсистость, теплоту. Известно, что некоторые вещи «выглядят» тяжёлыми, другие - лёгкими, хотя зрение само по себе не может давать ощущений тяжести или лёгкости. Всё зто происходит благодаря оживлению возникших в прошлом опыте нервных связей, отражающих совокупность свойств предмета.

Значение временных связей, возникших в прошлом опыте, очень ярко выступает в процессе чтения. Как показывают точные опыты, мы можем одновременно видеть с полной отчётливостью не больше шести-семи букв обычного печатного шрифта, так как изображения остальных букв уже не попадают на центральную ямку сетчатки, дающую ясное видение предметов. Однако всякий человек легко читает знакомые слова в 10-12 букв, когда они показываются всего на одну десятую секунды. Отчётливо видит он только часть букв, остальные же добавляются в силу выработавшихся связей.

Для проведения таких опытов пользуются специальными приборами, которые называются тахистоскопами (от греческих слов: «тахистос» - быстрейший, самый быстрый, и «скопео» - смотрю). Эти приборы позволяют показывать карточку с изображёнными на ней буквами, словами, рисунками, картинами и т. п. на любой короткий промежуток времени, начиная с тысячной доли секунды.

Уменье правильно прочитать длинное слово, успев уловить лишь несколько букв, объясняется тем, что в случае прочного закрепления лежащих в основе восприятия временных связей в коре образуется соответствующий динамический стереотип. Динамический стереотип облегчает процесс восприятия и позволяет прочитать слово даже при неполном наборе обычных раздражителей, иногда лишь по немногим буквам данного слова. Ожидая появления знакомого слова, мы сразу «схватываем» его, ибо система нервных процессов уже подготовлена к соответствующим раздражителям многократным повторением последовательности этих раздражителей в прошлом опыте.

Если новая последовательность раздражителей, попадая на пришедшую в возбуждение сложившуюся в прошлом опыте систему нервных процессов, не отвечает ей полностью, то возможно возникновение ошибок восприятия. Например, ожидая появления определённого слова, мы можем ошибочно «узнать» его в слове с неполным набором букв или с перестановкой букв.

Если показать в тахистоскопе следующий бессмысленный набор букв: «элекртечитсво»,- то большинство людей прочтут слово «электричество», и притом будут твёрдо уверены в том, что воспринимали именно это слово. Очевидно, что образ слова «электричество» возник в этом случае на основе закрепившейся в прошлом опыте системы временных связей, на основе прочного динамического стереотипа.

Иллюзии

Иллюзией называется неправильное, искажённое восприятие.

Познакомимся с некоторыми иллюзиями, которые вызываются определёнными законами ощущения и восприятия и возникают при данных условиях у всех или у большинства людей.

1. Иллюзии контраста. Кроме примеров, приведённых в параграфе 12, укажем ещё на случаи, когда предмет кажется больше вследствие соседства с меньшими предметами, меньше - вследствие соседства с большими. На рис. 11 средние кружки в действительности равны, но кажутся разными, потому что один окружён большими, а другой меньшими кружками.

2. Переоценка верхней части фигуры. При делении на глаз вертикальной линии пополам неопытный человек почти всегда делает ошибку, указывая середину слишком высоко. В печатных цифрах 3 и 8 верхняя половина кажется одинаковой с нижней, тогда как на самом деле она меньше; в этом легко убедиться, перевернув книгу.

3. Перенесение свойств целой фигуры на отдельные части её. Отрезок, входящий в состав большой фигуры, кажется длиннее равновеликого ему отрезка, входящего в состав маленькой фигуры.

4. Кажущееся изменение направления линии и искажение формы фигуры под влиянием направления других линий. На рис. 13 и 14 параллельные линии кажутся непараллельными под влиянием направления линий, примыкающих к ним или пересекающих их. Рис. 15 и 16 показывают, как искажаются формы квадрата и круга пересекающими их линиями.

В иллюзиях большое значение может иметь наше понимание, осмысливание видимых нами линий и фигур. В некоторых случаях оно может вызывать иллюзию, в других - уничтожать её.

На рис. 17 все три столбика одинаковы по величине, но правый кажется больше левого. Происходит это потому, что мы понимаем данный рисунок как изображение постепенно удаляющихся от нас столбиков, а из опыта мы знаем, что при достаточном удалении видимая величина предмета должна уменьшаться. Мы знаем, что и на рисунках далёкие предметы изображаются меньшими по размеру. Если же в данном рисунке далёкий столбик нарисован в том же размере, как и близкий, то, очевидно, полагаем мы, он изображает столбик большего размера. Здесь определённое понимание смысла рисунка вызывает иллюзию.

Приведём обратный случай. Существует одна широко известная иллюзия: отрезки прямой, пересечённой двумя параллельными линиями, не кажутся продолжением друг друга. На рис. 18 отрезок CD составляет истинное продолжение отрезка АВ. Но он кажется как бы сдвинутым книзу, а продолжением А В кажется скорее отрезок EF. Стоит нам, однако, дополнить рисунок так, чтобы отрезки АВ и CD приобрели определённый смысл - стали пониматься как части одной верёвки, которую тянут в разные стороны два человека, и мы начинаем видеть их как продолжение друг друга (рис. 19). Иллюзия исчезает. Здесь определённое понимание смысла рисунка уничтожает иллюзию.

Истинность восприятия, как мы знаем, проверяется практикой. Достаточно измерить размеры средних кружков на рис. 11 или диагоналей на рис. 12, чтобы убедиться в том, что они на самом деле равны, что впечатление о различии их, получающееся при первом взгляде на рисунок, ошибочно. Изучение различных иллюзий восприятия вскрывает причины, вызывающие в отдельных случаях искажённое, неправильное восприятие предметов. А знание этих причин помогает бороться с неправильностями восприятия, исправлять ошибки восприятия.

Наблюдение

Особым видом восприятия является наблюдение. Это преднамеренное, планомерное восприятие, предпринимаемое с какой-либо определённой целью. Наблюдение - это изучение, исследование объекта, осуществляемое в процессе восприятия.

Уменье наблюдать имеет огромную ценность в самых различных областях деятельности. Достаточно напомнить, с одной стороны, роль наблюдения для художника, с другой - место, которое занимает наблюдение в научном исследовании. Уменье это даётся не сразу, оно воспитывается. Для приобретения его очень полезно знать, от чего зависит качество наблюдения, какими условиями оно определяется. С важнейшими из этих условий мы сейчас познакомимся.

Хорошее наблюдение предполагает прежде всего ясную постановку задачи. Нельзя наблюдать «вообще», не имея перед собой никакой определённой задачи. Предложите кому-нибудь стать на людном перекрёстке улиц и наблюдать. Разумный человек обязательно спросит вас, что же именно он должен наблюдать и для какой цели. Иначе говоря: какова задача его наблюдения? Задача, стоящая перед наблюдателем, организует его внимание, указывает, на что именно оно должно быть направлено. Хорошим наблюдателем мы назовём того, кто умеет подчинять своё восприятие стоящей перед ним задаче.

Наблюдение должно быть возможно более полным и детальным. Но полнота наблюдения не характеризуется просто количеством собранных сведений. Наблюдение, производимое артиллерийским наблюдателем в боевой обстановке, не станет полнее от того, что он заметит, какие растения имеются на лугу, и откроет птичьи гнёзда на соседнем дереве. Полнота наблюдения предполагает уменье подмечать всё существенное с точки зрения стоящей задачи. В этом же смысле надо понимать и требование детальности наблюдения. Хороший наблюдатель умеет заметить мельчайшие детали, ускользающие от внимания другого человека, но не какие-нибудь вообще детали, а именно те, которые существенны с точки зрения цели и задачи наблюдения.

Успех наблюдения в сильной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Поэтому-то наилучшими наблюдателями являются хорошие специалисты в данном предмете. Наблюдение агронома за молодыми всходами будет тем эффективнее, чем больше он знает о посеянном сорте семян, о характере почвы, о тех агротехнических приёмах, которые могут быть использованы. Чтобы успешно вести наблюдение, надо хорошо к нему подготовиться. Знания не только дают человеку возможность глубже и содержательнее мыслить; они дают ему также возможность глубже и содержательнее воспринимать вещи. Кто много знает, тот умеет и многое видеть в вещах. Знающий ботаник откроет немало важного и интересного в малозаметной травинке, в которой неосведомлённый человек не увидит ничего, достойного внимания.

Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Если попросить школьника лет восьми-девяти перечислить предметы, которые имеются в комнате, он немедленно начнёт называть то, что первым попадается ему на глаза, выхватывая то из одного, то из другого угла комнаты. Это пример бессистемного и непланомерного наблюдения. Очевидно, что таким путём никогда нельзя составить исчерпывающего перечня. Взрослый, получив такое же предложение, поступает в большинстве случаев иначе. Он намечает некоторый план, систему или порядок наблюдения: «начну от двери и сначала буду называть то, что стоит вдоль стен», или: «сначала перечислю все крупные вещи - столы, шкафы, диваны, потом то, что стоит на них, затем то, что висит на стенах». При более сложных и содержательных задачах и план наблюдения будет соответственно более сложным. Опытные наблюдатели обыкновенно имеют привычную, выработанную длительным опытом систему наблюдения, составляющую существенную часть их индивидуального мастерства.

Характерным признаком наблюдения является связь восприятия с активной работой мышления. Недаром наблюдение называют иногда «мыслящим восприятием» или «думающим восприятием».

Мыслительная деятельность в процессе наблюдения ярче всего проявляется в сравнении наблюдаемых вещей. Сравнивая данный объект с другим, можно легче уловить его сущность, понять, к какой категории вещей он относится и в чём его своеобразие.

Большое значение для наблюдения имеет словесная формулировка результатов наблюдения. Процесс целенаправленного наблюдения не может дать плодотворных результатов, если мы ограничимся простым созерцанием объекта. Определённую сторону, черту предмета человек часто может выделить лишь тогда, когда назовёт её, обозначит её словом.

Если человек знает, что по окончании наблюдения он должен дать отчёт обо всём, что он видел и слышал, полнота и точность наблюдения значительно увеличиваются. Это объясняется тем, что, готовясь к предстоящему отчёту, мы уже в самом процессе наблюдения стремимся закрепить словами содержание восприятия: подыскать точное название предметам, которые мы замечаем, описать их отличительные особенности и т. д. А это заставляет нас до конца осмысливать воспринимаемые факты, сосредоточивать внимание на всём существенном, добиваться ясности и точности наблюдения. С этой стороны очень полезна имеющаяся у некоторых людей привычка во время путешествия, при посещении музеев, выставок, спектаклей, при случайном столкновении с интересными событиями мысленно готовить рассказ друзьям, товарищам или родным о том, что пришлось увидеть и услышать.

Чтобы стать хорошим наблюдателем, недостаточно овладеть искусством полного и точного восприятия; надо ещё приобрести искусство закреплять результаты восприятия, в той или другой форме давать отчёт о них.

Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет работа второй сигнальной системы. Весь процесс наблюдения основан на тесном взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

Особым видом восприятия является наблюдение. Это преднамеренное, планомерное восприятие, предпринимаемое с какой-либо определённой целью. Наблюдение - это изучение, исследование объекта, осуществляемое в процессе восприятия.

Уменье наблюдать имеет огромную ценность в самых различных областях деятельности. Достаточно напомнить, с одной стороны, роль наблюдения для художника, с другой - место, которое занимает наблюдение в научном исследовании. Уменье это даётся не сразу, оно воспитывается. Для приобретения его очень полезно знать, от чего зависит качество наблюдения, какими условиями оно определяется. С важнейшими из этих условий мы сейчас познакомимся.

Хорошее наблюдение предполагает прежде всего ясную постановку задачи. Нельзя наблюдать «вообще», не имея перед собой никакой определённой задачи. Предложите кому-нибудь стать на людном перекрёстке улиц и наблюдать. Разумный человек обязательно спросит вас, что же именно он должен наблюдать и для какой цели. Иначе говоря: какова задача его наблюдения? Задача, стоящая перед наблюдателем, организует его внимание, указывает, на что именно оно должно быть направлено. Хорошим наблюдателем мы назовём того, кто умеет подчинять своё восприятие стоящей перед ним задаче.

Наблюдение должно быть возможно более полным и детальным. Но полнота наблюдения не характеризуется просто количеством собранных сведений. Наблюдение, производимое артиллерийским наблюдателем в боевой обстановке, не станет полнее от того, что он заметит, какие растения имеются на лугу, и откроет птичьи гнёзда на соседнем дереве. Полнота наблюдения предполагает уменье подмечать всё существенное с точки зрения стоящей задачи. В этом же смысле надо понимать и требование детальности наблюдения. Хороший наблюдатель умеет заметить мельчайшие детали, ускользающие от внимания другого человека, но не какие-нибудь вообще детали, а именно те, которые существенны с точки зрения цели и задачи наблюдения.

Успех наблюдения в сильной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Поэтому-то наилучшими наблюдателями являются хорошие специалисты в данном предмете. Наблюдение агронома за молодыми всходами будет тем эффективнее, чем больше он знает о посеянном сорте семян, о характере почвы, о тех агротехнических приёмах, которые могут быть использованы. Чтобы успешно вести наблюдение, надо хорошо к нему подготовиться. Знания не только дают человеку возможность глубже и содержательнее мыслить; они дают ему также возможность глубже и содержательнее воспринимать вещи. Кто много знает, тот умеет и многое видеть в вещах. Знающий ботаник откроет немало важного и интересного в малозаметной травинке, в которой неосведомлённый человек не увидит ничего, достойного внимания.


Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Если попросить школьника лет восьми-девяти перечислить предметы, которые имеются в комнате, он немедленно начнёт называть то, что первым попадается ему на глаза, выхватывая то из одного, то из другого угла комнаты. Это пример бессистемного и непланомерного наблюдения. Очевидно, что таким путём никогда нельзя составить исчерпывающего перечня. Взрослый, получив такое же предложение, поступает в большинстве случаев иначе. Он намечает некоторый план, систему или порядок наблюдения: «начну от двери и сначала буду называть то, что стоит вдоль стен», или: «сначала перечислю все крупные вещи - столы, шкафы, диваны, потом то, что стоит на них, затем то, что висит на стенах». При более сложных и содержательных задачах и план наблюдения будет соответственно более сложным. Опытные наблюдатели обыкновенно имеют привычную, выработанную длительным опытом систему наблюдения, составляющую существенную часть их индивидуального мастерства.

Характерным признаком наблюдения является связь восприятия с активной работой мышления. Недаром наблюдение называют иногда «мыслящим восприятием» или «думающим восприятием».

Мыслительная деятельность в процессе наблюдения ярче всего проявляется в сравнении наблюдаемых вещей. Сравнивая данный объект с другим, можно легче уловить его сущность, понять, к какой категории вещей он относится и в чём его своеобразие.

Большое значение для наблюдения имеет словесная формулировка результатов наблюдения. Процесс целенаправленного наблюдения не может дать плодотворных результатов, если мы ограничимся простым созерцанием объекта. Определённую сторону, черту предмета человек часто может выделить лишь тогда, когда назовёт её, обозначит её словом.

Если человек знает, что по окончании наблюдения он должен дать отчёт обо всём, что он видел и слышал, полнота и точность наблюдения значительно увеличиваются. Это объясняется тем, что, готовясь к предстоящему отчёту, мы уже в самом процессе наблюдения стремимся закрепить словами содержание восприятия: подыскать точное название предметам, которые мы замечаем, описать их отличительные особенности и т. д. А это заставляет нас до конца осмысливать воспринимаемые факты, сосредоточивать внимание на всём существенном, добиваться ясности и точности наблюдения. С этой стороны очень полезна имеющаяся у некоторых людей привычка во время путешествия, при посещении музеев, выставок, спектаклей, при случайном столкновении с интересными событиями мысленно готовить рассказ друзьям, товарищам или родным о том, что пришлось увидеть и услышать.

Чтобы стать хорошим наблюдателем, недостаточно овладеть искусством полного и точного восприятия; надо ещё приобрести искусство закреплять результаты восприятия, в той или другой форме давать отчёт о них.

Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет работа второй сигнальной системы. Весь процесс наблюдения основан на тесном взаимодействии первой и второй сигнальных систем.