Маржана садыкова выставка. Жизнь до последнего кадра

«У нашего фонда есть подопечная девочка Маржана. Маржане 13 лет, она болеет саркомой, не встаёт с кровати...» - перед Новым годом этот пост облетел Интернет.

Так начинаются многие истории. Но эта - особенная. Потому что Маржане не нужна та помощь, о которой думаешь в первый момент, когда сознания касаются слова о больном ребёнке, - ни деньгами, ни операциями. Маржана Садыкова - подопечная фонда помощи хосписам «Вера». И ей нужно было всего лишь немного смысла, немного света, немного счастья - для того чтобы прожить то время, что ей суждено.

«Сейчас, когда моя дочь умирает, этот оставшийся кусочек так отличается от остальной жизни, когда о смерти и не помышляешь…»

В прошлой жизни Маржане и в голову бы не пришло просить подарить ей фотоаппарат. Дорогой, из последней серии, совсем для профи. Но в этой, когда прошлой осенью она сначала не смогла встать с кровати, потом в ней стало трудно даже сидеть, - она попросила. И фонд «Вера» купил Маржане фотоаппарат. Свет и фон они купили сами. И стоит маме Амине вставить штепсель в розетку, всё это превращает обычную москов­скую однушку в съёмочную площадку. Маржана так и говорит: «У нас на площадке». У них на площадке - жизнь.

Ангел на плёнке

Первый фотоаппарат, «мыльницу», я подарила дочери ещё в детстве и почему-то была уверена, что это поможет мне лучше понять её («Мама ожидала увидеть на проявленной плёнке ангела!»). Но Маржана «сжёвывала» одну плёнку за другой, я тратила деньги на проявку и печать, а видела только случайные кадры. Было и дорого, и обидно…

«Мыльницу» сменила первая зеркалка. Маржана своими силами освоила фотошоп. И снимала, снимала, снимала, даже когда заболела - ударила ногу. Сначала казалось - ушиб, очень быстро выяснилось - рак. И в какой-то момент ангел глянул с её фотографий - так Бог одаряет своих любимых детей. Маржанин дар - видеть и останавливать жизнь.

Я задаю свои вопросы в перерыве между вспышками её фотоаппарата. У меня перед глазами бритый затылок - вместо длинных волос, таких, какие были в июне 2011 года, когда всё началось. Мягкий ёжик увлажняется потом, Амина стирает его, накрывая ладонью, - Маржане тяжело. Фотографировать, лежать, быть. Я стараюсь говорить только о жизни. Жизнь для Маржаны сейчас - это то, что попадает в круг её объектива и Богом данным талантом - в тринадцать лет! - схватывается и застывает навечно. Лица. «Мне кажется, важнее ловить эмоции, чем часами зависать над букашками…» Она хотела бы пройтись по улице и нащёлкать репортажных кадров - но ей остаётся только ждать, когда улица сама придёт к ней домой.

И они приходят - знакомые и не очень, модельной внешности и скромняги, мужчины и женщины, старые и юные - все, кто откликнулся на просьбу Амины и Маржаны и готов посвятить два-три часа своего времени съёмке. Столько - потому что дольше девочке тяжело. Сегодня - день змей. Маржана мечтала об этой съёмке - и в Москве нашлось даже несколько человек, у которых дома они живут. Я жмусь подальше в угол, освобождая место на площадке. Маржана тянет из кровати руки к питону и удаву, приехавшим за пазухой у кудрявой блондинки Дриады - вместе с мохнатым пауком-птицеедом и её сестрой-танцовщицей.

Танцовщица Риола раздевается догола, Амина обёртывает её телесного цвета лентой, змея Вирсавия ползёт по шее и рукам, Маржана нажимает на спуск… Девочка говорит, что боли утихают, когда она снимает…

Пока танцовщица мажется глиной (глине надо засохнуть, и Амина сушит её феном, чтобы снять серию, в которой кожа - будто потрескавшаяся земля), я листаю на ноутбуке портфолио. Скоро у Маржаны Садыковой персональная выставка.

60 жизней Маржаны

…Их всего 60 - образов-масок, чужих лиц, застигнутых врасплох её камерой. Людей, принёсших на пару часов свою жизнь на площадку к Маржане. Чтобы сесть перед фотографом на стул - иначе в объектив не попадёт голова, Маржана ведь снимает лёжа, опершись на локоть, - и сыграть свою роль. Быть собой или кем-то ещё. Вот Уля в цветочном венке - «вылитая Одри Тоту». Вот Женя - чайная королева: «С этим образом было много хлопот: нужны были высокий парик, «королевское» платье, посуда: иногда приходится потрудиться, чтобы во­плотить фантазии дочери в физической вселенной». Ткани, ленты, булавки, пряжки - всё на часы отвлекает от главного…

Куколка Оля: губы бантиком, шляпка, крупные розы на платье. «Милая Соня» - длинноволосая, ненакрашенная, чуть растрёпанная…

Саша - «конопатая фея с голубыми глазами». Балерина в белой пачке. Две прихожанки храма Святой Троицы в Хохлах - Кристина и София - положили головы на плечи священнику отцу Алексею, который тоже согласился позировать… Я спрашиваю Маржану, в чьей судьбе ей хотелось бы задержаться, какую примерить на себя и прожить, думая, что она страшно, должно быть, завидует всем тем, кто легко встаёт после съёмки со стула и бежит в свою бесконечную жизнь. Но Маржана отвечает:

У меня и самой всё неплохо. Болезнь и смерть - это не ужасно, это просто часть жизни. Человек всегда ищет справедливости, которая является человеческим понятием, но в смерти её нет, это другая логика, которую не понять с точки зрения человека. У Вселенной свои законы, мы не можем все их увидеть, и надо просто быть благодарным Богу за опыт и за шанс исправиться.

Опыт Маржаны Садыковой - неизлечимая саркома, и я спрашиваю, за что ей благодарить небеса. В её голосе нетерпение и жалость ко мне:

Я благодарна за то, что если мне суждено умереть, то Бог дал мне много времени, чтобы осознать себя, а не погибнуть в одночасье просто оттого, что на голову упал кирпич...

«В последнем тайме самому можно придумать правила, сыграть невероятные роли. Это время может быть наполненным и радостным… - пишет Амина в письме фонду «Вера». - Сейчас я лучше понимаю, для чего существуют хосписы и фонды, помогающие людям в нашем положении. Они делают всё для того, чтобы ощущение, что всё кончено, превратилось в жизнь, полную событий, пусть и недолгую. Чтобы ожидание смерти стало жизнью, радостной, счастливой, полной любви, общения и пр. Чтобы человек успел максимум из того, что запланировал или мечтал, и здесь нет глупых или непрактичных желаний, здесь всё возможно».

Я научилась смотреть на мир глазами Маржаны, она помогла мне увидеть больше, - говорит Амина, и я читаю спокойствие на её лице. - Ей не нужно приукрашивать этот мир, она любит и понимает его таким, какой он есть. И она не боится… И когда я смотрю её глазами, мне тоже не страшно.











Письмо мамы Маржаны Садыковой

Раньше в моей далекой от болезни и смерти жизни, я, проходя мимо стен Хосписа, ощущала
отстранение. Понимала, что это нужно и важно, но мне было страшно и, казалось, что место это создано, чтобы здесь умирать. И я не хотела думать об этом.

Сейчас, когда моя дочь умирает, этот оставшийся кусочек так отличается от остальной жизни, когда о смерти и не помышляешь… Все вокруг меняется - люди, из которых состояла твоя жизнь, становятся другими. Не каждый может чувствовать себя нормально рядом с умирающим ребенком. И они делают тоже, что и я когда-то – отстраняются. Не явно, но все же не могут говорить и смеяться как раньше, играть и дружить. И мы будто попали в вакуум, казалось, что вот она - не жизнь, а ожидание смерти, когда ты понимаешь, что решения принимать уже не тебе, ты бессилен.

Телефон Лиды Мониавы мне дала врач паллиатива Элина Валентиновна, сказала: «Позвони». Но я не видела причин звонить и не звонила, пока она не настояла. Не понимала, зачем. Казалось вмешательство посторонних сейчас неуместно и пр. Все же позвонила - там совсем девочка. Я тогда подумала - что она может понимать об этом? Но она, оказывается, понимала. Она стала ключевой фигурой, и многое изменила – ее такт и понимание совершили чудо. Я рада, что познакомилась с ней, она многому меня научила. Я считала себя стойкой и разумной и пр., но, оказалось, это не все, что нужно.

Сейчас я лучше понимаю, для чего Хосписы и Фонды, помогающие людям в нашем положении. Они делают все для того, чтобы ощущение, что все кончено, превратилось в жизнь, полную событий и осуществляющихся желаний, пусть и недолгую. Чтобы ожидание смерти стало жизнью, радостной, счастливой, полной любви, общения и пр. Чтобы человек успел максимум из того, что запланировал или мечтал, и здесь нет глупых или непрактичных желаний, здесь все возможно. В такой момент какие-то люди уходят и перестают быть рядом, им страшно и некомфортно, но есть те, которые знают, как это исправить, как помочь тому, кому так мало отпущено. Это особенное время, и надо понимать, что оно особенное не близкой смертью, а жизнью – особенной жизнью.

В последнем тайме самому можно придумать правила, сыграть невероятные роли. Это время может быть наполненным и радостным. И об этом можно не догадываться, это может не прийти в голову, ведь все так запутано и сложно. И здесь нам помогла Лида, наверное, она хотя бы немного волшебница, хотя и очень скромная, но невероятно могущественная. Звучит будто пафосно, но тот, кто вовлечен во всю эту историю, уверена, согласится со мной.

Это только наша история, а ведь их так много. Когда я думаю об этом, меня переполняет благодарность к Фонду «Вера», который объединяет людей с невероятной силой, которые могут помогать в такие тяжелые времена. Моей благодарности нет предела, спасибо вам всем за ваше милосердие, смелость и свет.

Садыкова Амина

Письмо мамы Маржаны спустя год после смерти дочери:

Моей дочери Маржане только исполнилось 14, когда она умерла.

Я благодарна за то, что она была со мной, и воспоминания об этом будут всегда делать мою жизнь лучше. Она многому научила меня, и сейчас я делаю или думаю это одна или с кем то — это приносит много радости, это позволяет этой радости продолжать жить. Конечно, кроме счастья есть и боль, но она оттеняет счастье, она будто делает его заметнее, проявляет его. Она изменила меня и сама стала другой рядом со мной, мы жили жизнь друг с другом, дарили любовь, помогали и много всего, как и у вас, наверное.

Когда я спросила ее перед смертью, чувствует ли она, как я люблю ее, она ответила, что никогда не сомневалась, что любима и дорога. Это успокаивает, поскольку, конечно, мы сами всегда найдем, за что критиковать себя, считая, что нужно было быть лучшим родителем. Но ребенок не создает стандартов, любит всем сердцем не сомневаясь, умеет радоваться жизни и чувствовать счастье, и это наше спасение.

Мне повезло, и в моей жизни сразу после смерти Маржаны появился другой ребенок, которого я смогла полюбить всем сердцем и жить дальше, радуясь этой близости и общению. Но моя девочка со мною всегда, когда я наедине с собой и еще много раз за день, поскольку вся моя жизнь была наполнена ею, и этого не изменить.

Время не лечит, потерянный ребенок останется самым желанным и недостижимым на всю жизнь, принятие этого может сделать дыхание свободнее, мне стало легче, когда я поняла это. Я переехала из Москвы, каждая улица и станция метро напоминали мне о ней, но я думаю вернуться и наполнить город, который она так любила, новыми воспоминаниями. Я не сражаюсь, а уступаю, но стараюсь идти дорогой любви — это помогает и дает силы жить. Она умерла, но остались вещи, которые она любила, цели к которым она стремилась, радости, которые делали ее счастливее. Я стараюсь дать жизнь этим вещам, и она будто рядом со мной, мне так светлее.

Неизлечимо больная 13-летняя Маржана Садыкова не пациент, а удивительный фотохудожник

Сначала я написала совсем другой текст. Про смерть и про то, как у Амины сгорели все слезы. Но она сказала, что все это неправда. Сначала я ничего не поняла. Потом, когда осознала, что она имеет в виду, у меня внутри как будто открылась потайная дверь.

С высоты птичьего полета это просто крошечный кусочек улицы: от дома, который стоит на шоссе, по подземному переходу к стеклянному кафе. Несколько сотен шагов. А на самом деле - дорога жизни. Если приезжает сестра, Амина может выйти на час. В этом кафе есть укромный угол, там мы и уединились. Я думала, что смогу увидеть Маржану - нет, уже нет. Вместо Маржаны мы встретились с Аминой.

Ее единственной дочери без трех недель 14 лет. Врачи сказали, что у Маржаны осталось очень мало времени. Два года назад у девочки обнаружили саркому. Ушибла коленку, а гематома все не проходила. Амина - врач по образованию - очень долго не верила в то, что они не справятся с болезнью. Пять месяцев назад Маржана перестала ходить. Амина сказала: я думала, мы просто будем тихо умирать.

Но произошло нечто из ряда вон выходящее.

К ним пришла сотрудница фонда помощи хосписам «Вера» Лидия Мониава. Она нашла деньги на покупку профессиональной фотокамеры, и Маржана, которая уже не вставала, начала делать портреты. Она фотографировала друзей и даже моделей, которые приезжали к ней на съемку.

Фотографией Маржана увлеклась в раннем детстве. Девочка еще не ходила в школу, когда мама подарила ей маленькую «мыльницу». Тогда еще фотографировали на пленку, и для того, чтобы увидеть, что получилось, нужно было относить ее в мастерскую. Амину, понятно, не радовала дороговизна этой затеи. Но Маржана не выпускала фотоаппарат из рук и в конце концов разбила его. Амина понимала, что ребенок просто не осознавал, какая это хрупкая вещь, но не спешила покупать второй. Теперь это кажется такими пустяками, а тогда ее беспокоило, что Маржана появление нового аппарата воспримет как должное и не оценит подарка. Однако девочка очень хотела фотографировать, и тут на помощь пришел Дед Мороз.


Амина сказала: тогда она еще верила в него, вот Дед Мороз и принес новый фотоаппарат.

Несколько дней назад в кинотеатре «Пионер» закрылась выставка фотографий Маржаны Садыковой. Мне об этой выставке рассказала Лидия Мониава. Я вошла в фойе - а как рассказать про то, что почувствовала, не знаю.

Это портреты. Ну что я, фотопортретов не видела? Все мы их видели. А что же остановилась и стояла, как будто что-то случилось?

Потому и стояла, что случилось.

Как правило, фотограф старается извлечь из своей модели какую-нибудь ее диковину: улыбку, позу, движение. По большей части это воспринимается как неожиданность, подсмотренная фотографом, - сам ты этого, возможно, и не увидел бы. А на портретах Маржаны люди такие, как они есть, с морщинами, родинками, или как там называется то, что с годами появляется на наших лицах, - и эти люди распространяют свечение. Но ведь не все люди светятся, а некоторые гасят и тебя, и все вокруг, хоть и не догадываются об этом. Так вот: она запечатлела не их свет, а свой. Свою радость от встречи с ними.


Но Амина же не знала, как долго я рассматривала Маржанины фотографии. И там, в кафе, она сказала, что Маржана с детства воспринимала вещи, которые стали понятны ей только сейчас. Дело в том, что Маржана не считала нужным защищаться от людей, переделывать их, а предпочитала принимать их такими, какими они были. Она умела увидеть их светлую сторону. Ее нельзя было настроить против, самым естественным для нее было любить.

Каждая ее фотография - это плод. Как яблоко, или тыква, или вишня. Ведь когда смотришь на них, даже не отдавая себе в этом отчета, вместе с соком, вкусом и цветом впитываешь тайну творения. Я смотрела на них и понимала, что сама увидела бы этих людей по-другому. Я точно это знаю. А она подарила их нам.

И все это случилось тогда, когда смертельно больные люди уже не могут сопротивляться болезни. А Маржана даже и не сопротивляется - она просто ею пренебрегла.

Недавно она попросила сделать ей в комнате нечто вроде студии. Лидия сделала все, что было в человеческих силах, но в последний момент Маржана передумала. Она сказала, что фонду есть на что потратить эти деньги. Она не любит тратить, она любит дарить.

Когда открылась выставка, у Маржаны брали интервью. В них она предстает очень зрелым и в то же время легким и азартным человеком. Она мечтала сфотографировать профессиональную балерину - эта мечта сбылась. Она мечтала о выставке - сбылась и эта. Многие ли люди могут похвастаться такой яркой жизнью?

Амина написала в фонд «Вера»: «В последнем тайме самому можно придумать правила, сыграть невероятные роли. Это время может быть наполненным и радостным. Сейчас я лучше стала понимать, для чего существуют хосписы… Они делают все, чтобы ощущение, что все кончено, превратилось в жизнь, полную событий, пусть и недолгую. Чтобы ожидание смерти стало жизнью, полной любви…»

История Маржаны - одно из сильнейших впечатлений моей жизни. Теперь я точно знаю, что один человек может изменить ход вещей, как это сделала Лидия Мониава. И еще я теперь знаю, что человек способен победить страх смерти и обратить его в уникальный опыт, как это сделала Маржана Садыкова.

Никому не ведомо, когда прервется земная жизнь человека. Но если это наш последний разговор с Маржаной, которую я никогда не видела, я хочу, чтобы она знала: я благодарна ей за эти солнечные брызги, за эти человеческие тайны и за то, что она оказалась сильней всех, кого я знаю на этом свете.

14 февраля мы были на открытии фотовыставки Маржаны Садыковой.

Маржане Садыковой 13 лет. У нее рак. Судя по всему, ее не вылечат. Вот письмо ее мамы , там многое объясняется.

Маржана попросила профессиональный фотоаппарат. Это вызвало неоднозначную реакцию - стоит ли собирать деньги на дорогущий фотоаппарат для подростка, когда некоторым пациентам на лекарства не хватает.

Тем не менее, на фотоаппарат деньги собрали, причем довольно быстро.

И вот - за какие-то недели - набралось много фотографий, нашлись люди, которые организовали фотовыставку, отпечатали буклет...

Один экземпляр этого буклета теперь есть у меня.

Мы пришли на выставку втроем - мои однокурсницы Саша и Яна и я.

Наверное, я бы не решилась прийти на выставку одна - побоялась бы.
Но прочитала пост Лиды Мониава и пришла. Хорошо, что так.

Что мы увидели на открытии выставки?

Скользящие друг по другу слои реальности. Внешний слой - тонкие фужеры, шампанское - фуршет... Фотографии, фотографии, фотографии... и много фотографов с камерами. Пришедшие на открытие выставки люди. Разные люди, с разными лицами.
Некоторые радостно возбуждены, некоторые плачут.

И - внутренний слой. Смысл всего этого собрания. Видеообращение Маржаны. Видно, что Маржана совсем маленькая и уже очень худая. Огромные глаза, бритая голова - химиотерапия, наверное.

Еще более глубокий слой - то, что она говорит.

"Мы живем не один раз, и с каждым разом становимся ближе к Богу"...
"Если идти навстречу мечте - то все появится, и единомышленники, и возможности..."
"Может быть, опыт, который я получила - он ценнее этой жизни..."
"Понятие справедливости придумано людьми. Вселенная устроена по-другому. Лучшее, что мы можем - это быть счастливыми..."

И самый глубокий слой - что в этом всем обращено ко мне?
Маржана не плачет на видео - но и ощущения покоя и смирения нет.
Есть ощущение, что идет непрерывная борьба за смысл.

Она говорит: "Я достигла своей цели"...

Тринадцатилетняя девочка собрала несколько сотен взрослых людей на открытие своей выставки. Что привело нас сюда?
Это - не интерес к фотографии.
Может быть, это - желание поддержать Маржану, укрепить мужество в ребенке, который каждый день смотрит в лицо смерти.
А, может быть - желание укрепить свое мужество, посмотрев в лицо этого ребенка.

Фотографии Маржаны действительно красивые и интересные. В основном - портреты. И люди на фотографиях красивые.

Девочки, история которой быстро облетела Интернет. В ее группе в социальных сетях раньше было меньше ста человек, сейчас это число выросло вчетверо: люди пишут слова поддержки, предлагают стать моделями для начинающей фотохудожницы. Почти все герои ее снимков, по сути, приходят в гости: Маржана не встает с кровати, ей с трудом удается сидеть, и импровизированную фотостудию она создала прямо в своей квартире.

У Маржаны мудрый, очень взрослый взгляд. Взгляд философа, удивительный для тринадцатилетней девочки.

Модели, друзья, гости

Персональная выставка - исполненная мечта. Первый фотоаппарат Маржана получила в совсем юном возрасте, в то время — даже не умела ходить. Ее мама Амина хотела понять, как ребенок видит мир вокруг. «Но ее ожидания не оправдались: первую камеру я обслюнявила, погрызла и раздавила», — говорит Маржана. Потом мама начала действовать по-другому: сказала, что больше не будет покупать дочке фотоаппарат. Но на Новый год Маржана нашла новую камеру: от деда Мороза, сказали родители. Такой подарок прибавлял ответственности.

Потом были самые разные камеры, разные герои. Фотография была всего лишь одним из хобби. Но Маржана тяжело заболела. Наступил момент, когда она просто не могла встать с кровати. Тогда она поняла: спасение можно найти в творчестве. Фонд помощи хосписам «Вера» купил ей профессиональную фотокамеру, родные приобрели свет, фон, прямо в квартире организовали студию. В качестве моделей участвовали знакомые, друзья семьи, волонтеры фонда. Позже, когда история Маржаны облетела социальные сети, герои стали появляться сами.

«Моя мечта осуществилась — мне позировала прекрасная балерина» — пишет фотограф на своей персональной страничке. Принцессы, танцовщицы, укротительницы змей, актрисы из эпохи немого кино - Маржана примеряет на своих муз десятки образов.

Очень скоро сбылась еще одна мечта: персональная выставка. И снова помогли волонтеры фонда. «Я очень благодарна за эту идею и эту возможность, потому что она подтолкнула вперед, учиться и работать, — рассказывает Маржана. — У камеры большие возможности, но их нужно было осваивать».

В последние дни перед выставкой фотосъемки были практически каждый день, в промежутках — интервью с журналистами. Маржана очень уставала, но никому не отказала. Всем, кто пишет ей с соцсетях, старается отвечать.

«Нужно просто начать идти»

Накануне выставки в небольшой однушке развернулась мини-фабрика: мама Амина готовит кексы и имбирное печенье в форме цветных сердец — чтобы поблагодарить всех гостей. Маржаны на выставке не будет: она готовит текст видеообращения.

«Меньше всего хочется говорить про Маржану в контексте болезни, — комментирует Нюта Федермессер, президент фонда помощи хосписам „Вера“. — Понимаете, конечно, у многих возникает соблазн говорить такие вещи: бедная девочка, она болеет, как же несправедливо, как же больно. Вот это вообще не тот случай, когда это нужно делать. Посмотрите на эти фото — есть ли на них хоть что то, что заставило бы вас думать в минорном ключе?».

На выставке в небольшом коридоре — огромное количество друзей и поклонников, поток людей перетекает от одного снимка к другому. На всех фотографиях — по-своему счастливые люди. Кто-то — загадочный, кто-то открытый. В центре любого снимка — человек.

«Маржана отбирала фотографии очень строго, — рассказывает куратор выставки Екатерина Марголис, — Мы все время говорили о фотографии, о красоте, она выбрала эти снимки из сотен других, я уговаривала: давай оставим, она отвечала: нет, не годится!».

Другое измерение Маржаны

Екатерина рассказывает, как научилась смотреть на мир глазами Маржаны. «Я летела из Венеции и стала жерствой природного катаклизма: приходилось идти по колено в ледяной воде. И вот ты идешь, чувствуешь себя таким несчастным, мокрым, заледенелым, не можешь думать ни о чем, кроме того, что у тебя замерзшие ноги. Я прошла так несколько шагов, и вдруг вспомнила, что у меня в рюкзаке — фотоаппарат. Посмотрела вокруг и поняла: как же красиво! В этот момент я думала о Маржане. Когда человек болеет, ему не очень хорошо физически, но когда он отвлекается от этих ощущений и видит, как прекрасен мир и люди вокруг, он попадает в другое измерение. Мы все тоже можем побывать там — благодаря Маржане».

На столиках с угощениями — бумага и ручки. Волонтеры фонда попросили гостей написать фотографу пожелания, а может — просто откроенные письма, отзывы о выставке. Возле каждого столика образуются очереди — желающих поучаствовать много, ручку передают, как эстафету. Настроение полно контрастов: кто-то плачет, кто-то улыбается.

Маржана продолжает фотографировать: мечта в выставке сбылась, но планов еще много. Она читает, смотрит снимки любимых фотографов, размышляет о будущих фотосессиях. Она не ходит в школу, но образование продолжается. Фотография стала любимым делом, и бросать его на полпути — не намерена:

«Нужно принять с любовью и благодарностью все, что происходит. Найти в себе силы не искать несправедливости, не злиться. Анализируя все, что произошло, я понимаю: то, что я пережила, весь полученный опыт и знания, возможно, превышают ценность этой жизни».

Фотограф Маржана Садыкова скончалась в Москве утром во вторник, 16 апреля. Редакция АиФ.ru выражает соболезнования родным и близким Маржаны.