Лучшие тренинги по продажам. Активные продажи Оцениваем уровень владения каждым навыком

Тренингов по продажам в Москве достаточно. Но не каждый несет практическую пользу. Пройдя обучающий курс, менеджер должен без опаски вести переговоры с клиентами, принося прибыль своей компании. Как выбрать действительно стоящий тренинг по продажам для менеджеров и что он включает?

Чтобы научиться продавать, совершенствование сотрудника должно быть системным. Система включает:

  • Обучение на экспертном тренинге;
  • Внутрикорпоративную подготовку;
  • Подготовку с участием опытного сотрудника;
  • Самообразование специалиста.

Экспертный тренинг

Длительность профессионального тренинга может быть разной, минимально рекомендуемая – 2 полных дня. Бесплатные тренинги по продажам в Москве есть, но нет уверенности в их качестве. Польза от обучения будет, если руководит мероприятием настоящий профессионал.

Подавляющее большинство бизнес-тренеров сегодня – люди, рассчитывающие заработать просто и быстро. Это преподаватели ВУЗов, читающие свои лекции с большой сцены. Такой тренинг Вам не нужен. Тренинг по продажам в Москве, цена которого невысока, должен настораживать. Если делиться знаниями будет профессионал, его время должно стоить дорого. Настоящий тренер – обеспеченный человек, имеющий реальный опыт управленческой деятельности, работы с персоналом, руководитель многих бизнесов. Его знания и опыт не могут стоить дешево.

Провести аудит

Прежде, чем забронировать место среди участников, просмотрите информацию о ведущем. Если, говоря о себе, человек жонглирует наградами и учеными степенями, не упоминая о реальных компаниях и проектах, ищите другой вариант. Что профессор, ни разу не сидевший в кресле руководителя, может дать действующим управленцам? Верно, ничего.

Тренинг & Семинар



Выбирая программу обучения для себя или сотрудников, обратите внимание на разницу в понятиях.

  • Количество участников. На семинар можно пригласить сотни людей, в зависимости от вместимости зала. Все придут, послушают и пойдут дальше, поскольку семинар дает только теоретические сведения. Практической пользы здесь мало. Представьте, что Вы слышали о существовании мобильной связи, но продолжаете пользоваться голубиной почтой. Какой толк от знаний, если неизвестно как их применить? На тренинг, проводимый высококлассным менеджером по продажам, могут прийти не более 60 человек. Это практическое занятие, подразумевающее получение навыка. На сотню людей не хватит времени и внимания наставника. Отсюда и высокая стоимость билета;
  • Классификация. Мероприятия могут быть или мотивационными, или технологичными. Первые заряжают энергией и настраивают на действие. Для многих это тот самый «волшебный пинок». Но действие такой мотивации не может продолжаться вечно. Через неделю, месяц, а у кого-то по приходу домой, действие закончится и от посещения мероприятия ничего не останется. В ходе технологичного тренинга участники получают конкретные технологии и навыки. Внедрение новшеств в работу компании реально повышает эффективность бизнеса. Мало просто знать о решении, нужно использовать его в текущей работе и исправить возникшие ошибки. В ходе обучающей программы Константина Бакшта «Система продаж: Ultimate Edition» участники пробуют себя в разработке вакансий, прохождении первого этапа ассессмент-центра и других практических заданиях.

Тренинг по продажам для менеджеров на базе компании



Ведущие менеджеры и управленцы могут проводить для своих коллег тренинг по продажам. Москва полна сотрудниками, требующими специальной подготовки. Обучение в компании должно проводиться каждую неделю, желательно во второй половине дня в пятницу. Как и в ходе профессиональной встречи, одни менеджеры играют роль клиента, другие – продажника. Далее участники меняются местами. Диалог записывается на видео для последующего анализа. Такое обучение помогает экономить время и деньги при достаточной эффективности. Кроме того, сотрудники работают с политикой конкретной компании в отношении механизма продаж, учатся у успешных наставников, использующих в переговорах особенности продукта или услуги.

Проведите экспресс-аудит отдела продаж самостоятельно по 23 критериям и определите точки роста продаж!

Провести аудит

Бесплатные тренинги по продажам в Москве, если они качественные, реальны только на базе собственной организации. Специалист, руководящий обучением, может подготовиться к проведению обучения на профессиональном курсе для руководителей. Как мы говорили выше, в качестве тренера нужно выбирать обеспеченного опытного бизнесмена. Дилетант не принесет участникам ничего, кроме сомнений в его компетентности.

Роль наставника



Тренинг по продажам в Москве пройдет в ближайшем месяце. Такая возможность подготовки менеджеров эксклюзивна и многим недоступна, при этом в собственном коллективе обучение сопровождается работой с наставником. Новички справляются с установлением контакта с клиентом и предложением услуги, но не «вытягивают» этап завершения сделки. Тут на помощь приходит опытный коллега, сопровождающий новобранца на переговорах. В плюсе все: компания получает клиента и прибыль, новичок закрывает сделку и обучается, а опытный специалист подтверждает свой статус. Не стоит ограничиваться одним сотрудником-наставником, поскольку его манера общения может не работать у новобранца.

Погружение в специфику



Тренинг по продажам для менеджеров должен дополняться абсолютным знанием специфики товара или услуги «под ключ». Какой бы продукт не производила компания, у него будут свои особенности, значимые для клиента. Предложение должно решать проблему потребителя и приносить пользу. Даже если компания продает обычные спички, у клиента могут возникнуть каверзные вопросы, а менеджер обязан выдержать любой словесный удар.

Тренинг по продажам в Москве, цена которого ниже, чем в регионах, упускает некоторые смысловые блоки. К примеру, программа может включать только упражнения на развитие навыков, пропуская изучение специфики.

Самообразование


Для большей эффективности работы сотрудник самостоятельно изучает книги по продажам. В них расписана теория, на которую не стоит отвлекаться во время практических занятий. Руководитель выдает литературу для изучения, а после проверяет усвоенный материал. Одна из обязательных для изучения книг – К. Бакшт «Большие контракты».

Тренинг Константина Бакшта по продажам в Москве – шанс получить работающие техники сбыта и вывести свой бизнес на новый уровень. Вложения в воспитание продажников окупаются по максимуму, ведь первый человек, с которым знакомятся ваши клиенты – это менеджер по продажам. Получит он выгодный контракт, или навсегда испортит мнение о вашем бизнесе – решать только вам.

© Константин Бакшт, генеральный директор "Baksht Consulting Group".

Лучший способ быстро освоить и внедрить технологию построения отдела продаж - посетить тренинг К. Бакшта по управлению продажами "Система продаж".

В этой статье мы:

  • раскроем внутреннюю кухню формирования цены на тренинги;
  • расскажем о способах оптимизации конечной стоимости тренингового проекта;
  • а также о том, как получить у нас скидку на тренинги.

Сколько стоит тренинг?

Всякий раз, когда компания выбирает провайдера тренинговой программы, одним из первых критериев, на который обращают внимание, является цена.

Надо признать, что сейчас на рынке разброс цен (на ходовые тренинги: продажи, управление) колеблется в диапазоне от 15000 рублей (у фрилансеров) до 90000 рублей (у компаний-провайдеров) за день тренинга для стандартной, по численности, группы.

Большой разброс, не правда ли? Мы раскроем внутреннюю кухню формирования стоимости наших тренингов и расскажем, почему в этом диапазоне занимаем среднее положение.

Стоимость тренинга. От чего зависит?

Стоимость тренинга складывается из нескольких параметров:

  • направленности или категории тренинговой программы;
  • длительности тренинга;
  • необходимости доработки программы под задачи компании;
  • материалов, которые используются или передаются участникам;
  • пост-тренинговым сопровождением (иногда оно обязательно требуется).

Из чего формируется стоимость тренинга?

Безусловно, большая часть стоимости тренинга составляет гонорар тренера непосредственно за проведение тренинга. Но это событие лишь вершина айсберга.

Подготовка и адаптация

Для успешного проведения корпоративного тренинга консультант затрачивает свое время на этапе подготовки: встреча с руководителем сотрудников или hr специалистом для конкретизации запроса, диагностика сотрудников., адаптация программы и упражнений и т.д. В среднем, для подготовки к стандартному тренингу необходимо около 5-8 консалтинговых часов (которые, кстати, стоят у нас 6500 рублей). Таким образом, уже только подготовка тренинга окупает его стоимость.

Материалы участникам

Второй статьей расходов является подготовка оборудования и материалов для участников. Например, чаще всего проводится с использованием большого количества видеоматериала, иллюстрирующего приемы и стиль поведения известных ораторов.

В стоимость наших тренингов включены расходы на печать материалов — все участники получают брошюру информационных материалов и бланков к упражнениям.

Также, после тренинга заказчик получает отчет, содержащий анализ проведенного обучения, поведения участников, а также рекомендаций по их дальнейшему развитию. И на это тоже тратится время консультанта.

Стоимость тренингов по категориям

В «Лаборатории Деловых Игр» существует деление тренингов на несколько категорий (цены указаны за 8-ми часовой тренинговый день для группы не более 12-14 участников):

Стоимость тренингов по продажам

В пуле наших тренингов несколько программ по продажам и взаимодействию с клиентами. Стоимость тренингов по продажам начинается от 39 000 рублей за тренинг-день .

Как правило, в эту сумму входит диагностика сотрудников (сбор индивидуальных запросов, знакомство со спецификой работы), обсуждение с руководителем зон развития и задач обучения и т.д.

Стоимость тренингов для руководителей

Тренинги для руководителей среднего звена и кадрового резерва. Например, программы «Управленческие навыки» или «Мотивация персонала».

Стоимость тренинг-дня — от 44 000 рублей .

Более сложные программы (рассчитанные на собственников и топ-менеджмент) — от 47 000 рублей .

Тренинги личной эффективности. Стоимость

Тренинги командообразования. Стоимость

У нас порядка 10 различных форматов, которые можно условно назвать : тимбилдинги на улице или в помещении, квесты, творческие тимбилдинги и т.д.

Здесь отсчет идет от количества участников — от 1000 до 2500 рублей за участника (в зависимости от количества участников, выбранной программы и удаленности от Москвы).

Помимо традиционных тимбилдингов мы проводим коммуникативные тренинги по взаимодействию в команде (например, проекта) или по формированию команды для руководителей.

Специальные программы. Стоимость

Также мы проводим специальные программы. Например:

  • «Создание продающих текстов»
  • «Тренинг тренеров. Управление групповой динамикой»
  • «Навыки фасилитации»
  • «Создание ИПР (индивидуальных планов развития)» и др.

Стоимость таких тренингов — от 51 000 рублей за день тренинга для группы 7-10 человек (или от 7500 рублей за участника).

Как длительность тренинга влияет на его стоимость?

Помимо стандартных тренингов наши консультанты проводят обучающие сессии в формате .

Такой формат особенно удобен при развитии навыков сотрудников, занятых продажами и обслуживанием клиентов, когда невозможно отвлечь их от работы на полноценные 2-3 дня. Или же необходимо отработать какой-то узкий навык, применение технологии. Например, внедрение скриптов, используемых в продажах, или развитие презентационных навыков, подготовка к конкретному публичному выступлению.

Стоимость стандартной 3х часовой мини-трениговой сессии начинается от 15 000 рублей .

И такие сессии могут проводится еженедельно. Между прочим, при несколько меньшем мотивационном эффекте, обучение в таком формате имеет более долговременный эффект.

Таким образом, если распределять обучение сотрудников «календарно», можно оптимизировать месячную нагрузку на бюджет.

Как снизить стоимость тренинга (тренингового проекта)?

Возможностей оптимизации нагрузки на бюджет при инвестировании в персонал можно назвать несколько.

  • Незначительное снижение конечной стоимости тренингового проекта возможно, если заказчик берет на себя подготовку (печать) материалов, а также других материалов и оборудования.
  • В некоторых тренингах, возможно минимизировать подготовку тренинга и его адаптацию.

Например, в некоторых управленческих программах, задача которых сформировать общее понятийное поле и подходы, а не решить какую-либо проблему, связанную с низким качеством навыка. Или же заказчик может сам провести этап диагностики и формирования предварительной программы, которая решит задачи обучения. В таком случае тренеру-консультанту не потребуется затрачивать много времени. Останется всего лишь подобрать тренинговые упражнения и дискуссии, коих у нас предостаточно.

Скачать анкету для планирования корпоративного тренинга.

  • Мы можем, если не снизить конечную сумму затрат на обучение, то предложить несколько вариантов по ее оптимизации за счет графика обучения.
  • Ну, и в-четвертых, если компания-заказчик ограничена бюджетом, но стоит задача обучить большое количество сотрудников, мы можем предложить другой формат проведения обучения. Например, проведение деловой игры. Некоторые наши игры не требуют привлечения такого количества тренеров. Достаточно ведущего тренера и одного-двух ко-тренеров. Как, например, в деловой игре «Конверсия», которую можно провести на 60-80 человек одновременно силами 3х тренеров.

Скидки на тренинги

Конечно же, мы не забываем предоставлять нашим любимым клиентам скидки в случае заказа серии тренингов. Например, при заказе одной программы более 5 раз в течение года, мы предоставляем скидку 10%. Таким образом, крайний в этой серии тренинг будет намного дешевле.

Как видно из выше сказанного, возможностей проводить обучение персонала, не затрачивая много средств, предостаточно. Достаточно вашего желания развивать руководителей и сотрудников. Свяжитесь с нами, и мы предложим выгодные для вас условия!

На этой странице собраны программы тренингов продаж. Активные продажи. Продажи по телефону. Продажи в торговом зале. Продажи в В2В. Продажи услуг. Управление продажами. Продажи банковских продуктов. Продажи дорогостоящих продуктов и услуг. Построение системы продаж. Продажи в письме и многое другое.

Цель: Тренинг развивает навыки активных продаж и уверенного взаимодействие с клиентом, грамотного позиционирования себя и компании, работы с возражениями и критикой клиента.

2.

Продвинутый уровень тренинга продаж в сегменте В2В позволяет освоить техники продаж при работе со сложными клиентами; отработать приемы работы с предубеждениями, сопротивлением, возражениями и критикой клиентов . Научиться побеждать и продавать в ситуациях сложных переговоров. В программе: разница между сбытом и активной формой продаж; преодоление сопротивления клиента; методика аргументации “Погружение клиента в образ будущего”; техника СПИН и многое другое.

3. Цель тренинга: сформировать у участников понимание цикла активных продаж в сегменте B2B, и основных элементов системы активных продаж и особенностей ее построения . В программе: цикл активных продаж; воронка продаж; разработка и внедрение стандартов продаж и требований к сотрудникам; система контроля качества выполнения стандартов.

Тренинг рассчитан на руководителей отделов продаж (сбытовых подразделений).

4.

Целевая аудитория: менеджеры по продажам работающие на входящих звонках и сотрудники, осуществляющие общение с клиентом по телефону (предоставление информации, разъяснение, работа с претензиями и т.д.); испытывающие потребность осуществлять это оперативно, грамотно, с должным результатом и с соблюдением норм и правил, принятых в деловой среде.

Тренинг решает задачи:

  • сформировать понимание специфики телефонных продаж;
  • освоить инструменты грамотной работы с потребностями клиента;
  • освоить инструменты распознавания типа собеседника и выстраивания телефонных продаж «на языке собеседника»;
  • освоить инструменты телефонного этикета и создания позитивного делового имиджа компании в телефонном разговоре с клиентом.

5. Р

Цель: повысить результативность личных встреч менеджеров с клиентами в части заключения сделок на максимально выгодных для компании условиях.

Задачи тренинга:

  • Освоить эффективные техники работы с любыми возражениями клиентов, возникающими на личных встречах
  • Разобрать реальные кейсы компании и натренировать эффективные способы обработки возражений
  • Наработать варианты наиболее эффективных ответов на регулярно встречающиеся возражения по цене, условиями и прочим аспектам.

Как правило, менеджеров по продажам, помимо продукта, учат собственно продажам и телефонным переговорам. Это безусловно правильно, но если вспомнить о том, какую часть работы занимают письма клиентам, то встает вопрос: хорошо продавать по телефону и писать результативные письма это одно и тоже? Как показывает практика — совсем не обязательно. По нашим оценкам от 10 до 15% сделок срывается именно из-за того, что менеджеры по продажам не умеют писать . Пообщавшись с клиентом очно или по телефону и получив условное согласия, наш менеджер считает, что «дело в шляпе» и письмо это только формальность. На самом деле, письмо — это то, на основе чего клиент принимает окончательное решение. Именно для того, чтобы восполнить этот пробел в подготовке менеджера продаж и разработан этот тренинг.

О программе: Ежегодно сотни компаний в десятках отраслей собираются на различных площадках для того, чтобы принять участие в «Выставке». Каждый участник ставит для себя конкретные цели, но все они определенно объединены одним общим желанием – продвинуться вперед! Показать себя, посмотреть на конкурентов, встретиться с потенциальными поставщиками и клиентами – этот список можно продолжать бесконечно. Тем не менее, результаты у всех оказываются разными. Как сделать так, чтобы выставка из затратного маркетингового мероприятия превратилась в эффективный инструмент продвижения компании и продуктов научит наш тренинг.

Цель тренинга: отработка техник и навыков активных продаж в сегменте В2В. Позиционирование себя и компании. Потребность и польза. Усвоение основного правила коммерции: «нельзя принести пользу клиенту, не удовлетворив его потребность». Изучение способов выяснения потребностей клиента. Формирование навыков демонстрации пользы товара (услуги). Формы и приемы предъявления цены.

Бизнес-тренинг для медицинских представителей и продакт-менеджеров.

Цели тренинга:

    • Познакомить участников с основами эмоциональных продаж (проведения эффективных визитов) на основе понимания личностных типов врачей и способов взаимодействия с ними;
    • Передать участникам эффективные технологии «продажи» на визите;
  • Повысить эффективность и результативность медицинских представителей в работе с врачами разных типов.

10.

Тренинг дает возможность участникам на практике открыть свои сильные стороны и зоны роста в области розничных продаж , а также почувствовать силу и уверенность в повышении результативности своей деятельности.

Программа тренинга

Тренинг активные продажи имеет определенную структуру. На эту основу накладывается информация, полученная в ходе предварительной подготовки к обучению сотрудников компании. Им предстоит изучить следующие темы.

  1. Психология продавца, влияние когнитивных установок и эмоций на исход беседы с клиентом. Этап направлен на работу со стереотипами и ограничивающими убеждениями персонала. Также внимание уделяется негативным эмоциональным проявлениям, которые повсеместно возникают у менеджеров по продажам.
  2. Установление доверительного контакта, инициатива в общении с клиентом. Здесь подробно разбирается важность эмоциональной подстройки, отзеркаливания позы, мимики и тембра голоса собеседника для достижения поставленных целей. Отдельный блок информации связан с освоением приема активного слушания и удержания инициативы.
  3. Презентация компании и товара. Модуль включает отработку схемы выявления потребностей и ценностей клиента, что становится основой для эффективной презентации продукта.
  4. Завершение продажи. Менеджеры узнают о важности заключительного этапа беседы, отработают инструменты, которые помогут превратить потенциального клиента в постоянного. Отдельное внимание уделяется техникам ведения клиента к сделке.

Тема 1. Личность продавца: качества и ценности.

  • Почему одни добиваются высоких показателей продаж, а другие довольствуются малым?
  • Личностные характеристики продавца, которые помогают продавать эффективно.
  • Базовая схема продаж и ее модификации в зависимости от вида продаваемых услуг или товара.
  • Работа с внутренними установками, мешающими продавать.
  • Что вы продаете: товар или ценность?
  • Целеполагание как отправная точка в продажах. Навыки эффективного планирования
  • Как расположить к себе клиента и произвести впечатление уверенного менеджера по продажам?
  • Выявление и устранение страхов, усиливающих дискомфорт в продажах.
  • Успешный продавец — какой он?
  • Работа с принятием себя как продавца, смена позиции в отношении фирмы и реализуемой продукции.
  • Избавление от позиции жертвы, установка на позитивный настрой.

Тема 2. Первое впечатление и контакт с клиентом.

  • Влияние первого контакта на закрытие сделки и дальнейшее сотрудничество.
  • Приемы, облегчающие установление контакта.
  • Язык тела: как использовать в работе продавца
  • Методы эмоциональной подстройки, которые работают при личной встрече и во время разговора по телефону.
  • Учимся понимать клиента через технику активного слушания.
  • Установка доверия: приемы и правила.
  • Берем инициативу в свои руки.

Тема 3. Работа с выявлением ценностей клиента.

  • Зачем продавцу необходимо знать о ценностях клиента?
  • Потребности и ценности: отличия и способы выявления.
  • Как использовать знания о ценностях в продажах?
  • Задаем вопросы правильно.
  • Технология определения ценностных ориентаций клиента.

Тема 4. Эффективная презентация: правила и техники

  • Что определяет успех любой презентации? Действенные инструменты.
  • Используем знания о ценностях клиента, чтобы правильно преподнести товар или услугу.
  • Отстройка от конкурентов.
  • Секреты успешных менеджеров по продажам.

Тема 5. Закрытие возражений и выход на закрытие сделки.

  • Виды возражений и главные принципы работы с ними.
  • Что заставляет клиента возражать?
  • Инструменты и техники, позволяющие закрывать сложные возражения и менять позицию клиента с «нет» на «да».
  • Методы «дожима», или как убедить клиента заключить сделку?
  • Особенности переговоров с секретарями, препятствующими встрече с потенциальным клиентом.
  • Ведущий или ведомый: позиция продавца при заключении сделки.
  • Какие инструменты использовать, чтобы клиент вернулся к вам вновь?

Сочетание индивидуального подхода и многолетней экспертизы компании «Нужные люди» делает предлагаемую программу действенной и результативной. Мы поможем достичь нового уровня прибыли через грамотную работу с персоналом и обучение его современным и эффективным техникам продаж. Если вы заинтересованы в развитии вашего бизнеса, то заказывайте наш тренинг по активным продажам. Курс доступен для компаний Москвы, а также других городов России и СНГ.

Как подготовить и провести тренинг: инструкция для hr-менеджера (Мамонов Е.)

Дата размещения статьи: 18.03.2015

Внутренние бизнес-тренеры всегда востребованы на рынке труда. Чтобы проводить тренинги, нужно иметь специальную подготовку. Но любой сотрудник кадровой службы может стать тренером самостоятельно. Главное - знать принципы и приемы ведения групп и постоянно практиковаться. Раскроем структуру планирования тренинга на примере тренинга продаж.

Менеджеры по персоналу чаще являются организаторами обучения, нежели непосредственными его исполнителями. Это связано с тем, что нанимать внешних специалистов на нерегулярной основе выгоднее, чем создавать собственный учебный центр. Но ситуация меняется. Организации растут, количество сотрудников увеличивается, и однажды предприятию понадобится свой тренинг-менеджер или бизнес-тренер. Можно, конечно, нанять специалиста, но лучше менеджеру по персоналу обучиться самому. Тем более в технологии преподавания и проведения тренингов нет ничего сложного. Для hr-менеджера переход на позицию бизнес-тренера означает карьерный рост и повышение материального дохода, потому что заработная плата тренеров выше, чем рекрутеров или инспекторов по кадрам.

Тренинг считается самым эффективным методом обучения. Предполагается, что, в отличие от лекционной и семинарской форм работы, он позволяет получать навыки, а не только запоминать информацию. Действительно, на тренингах довольно много времени посвящается именно практическим действиям - упражнениям, ролевым играм, дискуссиям. Но самое главное - это особая учебная структура. На обычных уроках учителя тоже дают практические упражнения. К примеру, на языковых курсах активно используется метод дискуссии, работа в подгруппах и т.д. Но тренинг становится тренингом благодаря определенной последовательности этапов. Обычно их семь:
1. Подготовительный.
2. Знакомство.
3. Активизация.
4. Проблематизация.
5. Обучение.
6. Закрепление.
7. Обратная связь с заказчиком.
Этапы должны проходить именно в такой последовательности. Подобным образом поддерживается оптимальный уровень мотивации участников. Рассмотрим все этапы подробнее.

Подготовительный этап

Внутренний бизнес-тренер планирует содержание обучения исходя из пожеланий заказчика. Это чаще всего руководитель подразделения - начальник отдела продаж, если мы проводим тренинг для менеджеров по работе с клиентами. Как правило, заказчики не называют конкретные умения и навыки, которым нужно учить. Обычно запросы звучат так:
- нужно, чтобы подчиненные работали быстрее;
- они должны очень хорошо продавать;
- у них должен появиться азарт;
- подчиненным следует лучше соображать и т.д.
Далее тренеру предстоит перевести запрос знаний, умений, навыков и придумать конкретные темы обучения. Два основных вопроса, которые важно прояснить до тренинга:
1) каким должен быть результат обучения (чему обучать);
2) как оценить результат обучения.

Пример. Прояснение результата обучения.
Руководство сети мебельных салонов заказало внутреннему тренеру провести серию тренингов продаж для персонала. Программу было решено каждый раз адаптировать под конкретную торговую точку, потому что администратор магазина лучше знает, какие пробелы в знаниях есть у сотрудников.
Директор магазина Сергей В. сформулировал конечный результат таким образом: "Мне надо, чтобы они больше продавали". Бизнес-тренер Алексей В. ответил, что продажа включает в себя несколько этапов - установление контакта, презентацию, работу с возражениями и т.д., поэтому необходимо конкретизировать, на чем сделать акцент.
Директор магазина считал, что продавцы боятся проявлять инициативу и первыми начинать общение с клиентами. Тренер и руководитель решили, что работников нужно вооружить соответствующими техниками. В то же время сотрудники испытывали трудности на всех этапах общения с покупателями.
В результате было решено провести классический тренинг продаж для продавцов розничного магазина.

Очень важно договориться о том, как измерять результаты обучения. Это необходимо и для тренера, и для заказчика. Порой случаются неприятные ситуации, когда тренер выполнил работу, но руководитель недоволен. При этом объяснить суть претензий он толком не может. Лучше заранее договориться о критериях эффективности обучения.

Продолжение примера. Оценка результатов обучения.
Алексей предложил измерять уровень теоретических знаний продавцов до и после тренинга с помощью стандартизированного профессионального теста, куда вошли задания такого типа (пример вопроса):
1. Как задавать вопросы, выявляя потребности покупателя (выберите правильный вариант)?
А. Очень быстро, чтобы не дать покупателю усомниться в качестве товара.
Б. Сначала задавать открытые вопросы, затем - закрытые.
В. Нужно требовать от покупателя конкретные характеристики товара (толщину столешницы, цвет и пр.). Если он не может определиться, то не стоит тратить на него времени.
Г. Задавать вопросы не нужно, это только отвлекает покупателя от принятия решения.
Подобные задания в тесте затрагивали каждую тему тренинга продаж. Вопросник помог выявить пробелы в знаниях. Результаты опроса тренер представил в виде таблицы:

Фамилия И.О.

Процент правильных ответов

Ветров С.А.

Куропаткина С.С.

Любимова Е.Г.

Семенова К.Д.

Туркаева Н.Н.

В качестве дополнительного показателя эффективности обучения решили использовать другой индикатор - конверсию по магазину. Директор жаловался, что продавцы не подходили к покупателям, не проявляли активности, а конверсия косвенно позволяет определить, стали ли сотрудники после тренинга проявлять больше внимания к клиентам. Задача продавца - превратить посетителя в покупателя. Чем больше покупателей, тем больше пробивается чеков на кассе. Поэтому конверсия рассчитывается следующим образом:

Конверсия = Количество чеков / Количество посетителей x 100%.

Произвели расчеты. Оказалось, что средняя конверсия за неделю работы составляет 40%. Это означает, что покупателем становится каждый четвертый посетитель. Остальные заходят в магазин, но покупок не совершают.

Не надо обсуждать с заказчиком конкретные методические приемы. Некоторые внутренние тренеры с целью "набить себе цену" начинают говорить том, что они проводят ролевые игры со скрытыми мотивами и дискуссии в подгруппах, перечисляют разные приемы. Такие заумные разговоры, как правило, вызывают негативные реакции. Руководитель может раздражаться, не понимая сути педагогических приемов, либо начинает вникать в детали, дает советы. Иногда заказчики контролируют работу тренера, например, опрашивая своих сотрудников, сделали ли они упражнение, которое тот посоветовал провести.

Этап знакомства

Этап знакомства - это уже начало работы учебной группы. Работа внутреннего тренера (да и вообще любого бизнес-тренера) имеет интересную специфику. Условно эту профессию можно отнести к сфере обслуживания. Тренер оказывает определенные услуги другим людям, так же как парикмахер, водитель такси, преподаватель. Но сам процесс работы сильно отличается. К примеру, задача парикмахера - сделать прическу так, как хочется клиенту. А вот цель работы тренера - удовлетворить и клиента (участника учебной группы), и заказчика. Тренинг оценивают и те и другие, а критерии эффективности у них различаются.
У участников обучения есть собственное понимание того, что такое эффективный тренинг. На стадии знакомства тренер рассказывает о том, чему посвящен тренинг и каковы его цели. Одновременно ведущий выясняет, совпадает ли видение целей участников тренинга с мнением заказчика.

Продолжение примера. Знакомство.
Когда участники тренинга сели в круг, бизнес-тренер Алексей сообщил, что цель занятий - повышение уровня знаний в области продаж. Он озвучил мнение руководства о том, что продавцы неинициативны, не владеют техниками начала разговора и в целом плохо знают этапы продаж. Тренер также сообщил результаты профессионального тестирования.
В ответ сотрудники стали говорить о том, что они опытные продавцы, а начальство "само не знает, что делает". По их мнению, на рекламу выделяется мало средств, поэтому продажи не растут, а профессионализм персонала не имеет к росту продаж никакого отношения. Кроме того, они предложили тренеру повлиять на руководство компании, чтобы им наконец-то повысили заработную плату. В этом случае, обещали они, продажи непременно возрастут.

Информация, полученная во время знакомства, служит тому, чтобы в ходе тренинга расставить акценты. Самое главное, что узнает ведущий, - отношение, с которым пришли участники.
Иногда группа относится к процедуре обучения лояльно. Это происходит в том случае, если сотрудникам заранее сообщили о тренинге, объявили цели и задачи. Но бывает по-другому, когда людей "согнали" на обучение со словами "идите, пусть вам там мозги вправят". Здесь тренеру нужно быть осторожным и планировать содержание занятий таким образом, чтобы скорректировать негативную установку группы.

Этап активизации

Знакомство длится час-полтора. После того как цели выяснены, тренер вводит участников в тему. В зависимости от подготовки и состояния сотрудников возможны разные варианты активизации.
Иногда группу могут сразу "бросить в бой". В этом случае тренер дает практические упражнения, где надо применять все свои навыки. Обычно это практические упражнения, близкие к реальной работе. При этом в ролевых играх моделируются достаточно сложные ситуации. На тренинге управленческих навыков иногда моделируют "тяжелый разговор" с недисциплинированным подчиненным, на тренинге продаж - беседу со сложным клиентом.
Но чаще используется более мягкий вариант - групповая дискуссия, обсуждение с модерацией. Очень часто тренеры показывают видео, где человек попадает в сложную ситуацию, связанную с профессиональной деятельностью, и совершает ошибку за ошибкой.
На этапе активизации участники должны рассмотреть, какие пробелы бывают в работе в целом, какие недочеты встречаются в их деятельности. Речь пока не идет о собственном неэффективном поведении каждого сотрудника.
Этот этап тренинга похож на другие формы обучения. Например, преподаватели часто начинают лекции с освещения круга задач, которые стоят перед их дисциплиной.

Продолжение примера. Активизация.
Бизнес-тренер Алексей выбрал "мягкий" вариант введения в тему. Во-первых, продавцы показали низкий уровень теоретических знаний, а во-вторых, они не осознавали себя ответственными за уровень продаж в магазинах. Такое сочетание диагностических данных говорит о том, что если группе дать серьезное задание, есть риск, что многие не справятся. Плюс ко всему может возникнуть недоверие к методу работы, а это вызовет снижение мотивации.
Бизнес-тренер провел дискуссию на тему "Что мне помогает и что мешает продавать". Вся группа разделилась на подгруппы по 3 - 4 человека. Затем представители каждой подгруппы перечисляли, какие факторы помогают, а какие мешают в личных продажах. Результаты были записаны тренером на лист бумаги на флипчарте.
После дискуссии Алексей обратил внимание участников на то, что успешность продаж зависит от действий продавца. И еще раз, уже опираясь на материал дискуссии, подчеркнул, что во время тренинга будут оттачиваться те навыки, которые нужны именно участникам. "Вы указали, что важно не перебивать клиента, а в тренинге этому посвящен целый модуль - "техники выявления потребностей", - сказал бизнес-тренер.
Таким образом, удалось снять первоначальное негативное отношение к обучению, которое было диагностировано во время знакомства.

Этап проблематизации

На предыдущей стадии участники поняли, каким будет содержание тренинга, освоились с методом. Теперь они должны осознать собственные навыки. Как правило, люди считают, что они никогда не совершают ошибок и знают все, что им нужно. Непризнание собственного несовершенства мешает созданию учебной мотивации. Разве можно научить чему-нибудь идеального сотрудника? Конечно, нет. Поэтому человеку нужно показать, что он многого не знает, обозначить границы личной некомпетентности.
На этом этапе тренер действует жестко. Его задача - обнажить индивидуальные пробелы в знаниях и навыках. Это центральный момент тренинга. Для семинарской или лекционной форм работы не характерна концентрация на навыках каждого ученика. Там достаточно поговорить о проблемах, выяснить мнения, заслушать доклады.
На этом этапе тренеры обычно проводят ролевую игру, где задание довольно сложно выполнить. Для этого вводится так называемый скрытый мотив. Участник должен, применяя свои навыки, выполнить профессиональную задачу. В тренингах продаж надо сделать условную продажу, на занятиях по управлению - убедить подчиненного выполнить работу и так далее. Участникам, играющим роль клиентов или подчиненных, разъясняется условие, при каких действиях активного участника они показывают желаемое поведение (купят, пойдут на уступки, войдут в положение).
После игры тренер обеспечивает обратную связь, рассказывая о том, какие действия помогали, а какие мешали выполнить задачу. При этом отрицательная обратная связь составляет около 60%, а положительная - примерно 40%. Это один из ключевых моментов тренинга. Если акцентировать внимание только на недостатках поведения, то участник может уйти в "глухую оборону", начав вести себя негативно по отношению к тренингу и тренеру. Либо настолько упадет духом, что перестанет проявлять какую-либо активность.

Продолжение примера. Проблематизация.
Алексей предложил сыграть в ролевую игру "Продажа трудному клиенту". Действия записывались на видеокамеру. Участники продавали кухонную стенку в мебельном салоне. В качестве "трудного" клиента выступил сам тренер. Он соглашался на "покупку", если продавцы угадают его истинный мотив (подарок коллеге) и правильно проведут презентацию. Участники сделали несколько типовых ошибок.
Во время просмотра видеозаписи бизнес-тренер обратил внимание на то, что продавцы не дослушивают, перебивают, пытаются учить покупателя и в результате делают неграмотную презентацию. На видео это было очень заметно.
Алексей указал каждому, над чем нужно работать.

Этап обучения

Когда группа подготовлена к получению информации и жаждет получать новые знания и навыки, можно переходить собственно к обучению. Оно включает в себя разные модули (темы), а каждый модуль изучается по схеме "информация - отработка - действие".
Сначала бизнес-тренер дает теорию (информация), затем участники практически занимаются в подгруппах - "двойках", "тройках" либо в режиме дискуссии (отработка), а после этого проводится ролевая игра (действие). В конце тренинга обычно запускается итоговая ролевая игра, где отрабатываются навыки по всем изученным темам.
На этапе обучения положительная обратная связь превалирует над отрицательной. Другими словами, тренер должен "ловить" позитивные моменты и фиксировать их. Если продолжать проблематизировать группу, то снизится мотивация. Участники перестанут доверять "привередливому" тренеру.
Указывать на ошибки нужно мягко. Допустим, участник тренинга, говоря о свойствах товара, неточно рассказал о преимуществах и выгодах покупки. Тренер должен показать, как презентация будет выглядеть более эффектно, привести конкретные фразы, слова.

Продолжение примера. Обучение.
Для продавцов магазина этап обучения выглядел следующим образом:

Учебный модуль

Установление контакта

Информация

Дистанция, психологическое пространство. Значение улыбки, как правильно улыбаться. Обращение к клиенту по имени

Отработка

1. Упражнение на понимание готовности к вступлению в контакт "Любит - не любит".

2. Упражнение на установление дистанции.

3. Установление контакта глазами "Поймай взгляд"

Действие

Мини-ролевая игра "Есть контакт!" - вступить в общение с неразговорчивым покупателем

Выявление потребностей

Информация

Классификации потребностей. Закон скрывания потребностей. Техники активного слушания

Отработка

1. Игра "Угадай потребность".

2. Работа в подгруппах на использование техник активного слушания.

3. "Угадай потребность" в командах

Действие

Ролевая игра "Забывчивый покупатель". Надо помочь клиенту "вспомнить", что и для чего он хочет купить

Презентация товара

Информация

Технические характеристики и потребительские свойства - разница. Схема "потребность - эффект - аргумент"

Отработка

Дискуссия с модерацией, составление "Карты эффектов мебели"

Действие

Мини-презентация "Выступление на выставке"

Работа с возражениями

Информация

Истинные и ложные возражения. Приемы обработки возражений

Отработка

1. Упражнение с мячиком "Возражение - ответ".

2. Письменное упражнение. Составление ответов на возражения по качеству мебели

Действие

Ролевая игра "Возврат товара"

Завершение продажи

Информация

Учебный видеофильм "Завершение сделки"

Отработка

Дискуссия "Применение техник завершения продажи". Результаты зафиксированы в виде таблицы "Ситуация. Техника"

Действие

Ролевая игра "Продажа на выставке"

Финальное действие

Ролевая игра "Продажа в магазине". Классическая ситуация общения с клиентом. Участникам тренинга надо применить все знания и навыки, полученные на тренинге

Этап закрепления

После того как обучение завершилось, нужно сделать так, чтобы все знания, полученные на тренинге, были зафиксированы. Во-первых, руководство может опросить сотрудников на предмет того, какие самые важные идеи они вынесли из тренинга. Во-вторых, работники сами для себя должны понять, что им дало обучение. Таким образом формируется положительное отношение к тренингу как к форме подготовки персонала.

Продолжение примера. Закрепление.
Бизнес-тренер предложил два закрепляющих упражнения. Первое - упражнение на осознание опыта "Что важнее всего в продажах". Участники молча, по очереди, подходили к флипчарту и записывали фактор, который способствует успешным продажам ("Выдержать паузу", "Говорить на языке клиента", "Говорить эффектами" и т.д.). Затем тренер сфотографировал записи и разослал на электронную почту участникам.
Второе упражнение - "Чемодан". Один участник выходил за дверь, а группа обсуждала, какие два качества ему помогают продавать, а какие мешают. Результаты обсуждений заносились на листок бумаги. Этот листок затем вручался каждому. Таким образом, у всех появилась информация о своих сильных и слабых сторонах.

Иногда по окончании работы группы тренеры проводят общую дискуссию на темы "Что нового я узнал на тренинге", "Главные выводы" и подобные им. Высказывания участников фиксируются и высылаются каждому письмом по электронной почте. Таким образом, у каждого есть "выжимка" знаний, результат тренинга.

Обратная связь с заказчиком

Тренинг начинается с работы с заказчиком и заканчивается представлением ему результатов.

Продолжение примера. Обратная связь.
Через два дня после тренинга было проведено повторное тестирование. Спустя неделю после занятий измерили конверсию и результаты представили заказчику.

Фамилия И.О.

Процент правильных ответов до тренинга

Процент правильных ответов после тренинга

Ветров С.А.

Куропаткина С.С.

Любимова Е.Г.

Семенова К.Д.

Туркаева Н.Н.

Средняя конверсия за неделю работы = 76%.
Очевидно, что уровень теоретических знаний значительно вырос, и это свидетельствует об эффективности тренинга. Улучшилось и качество обслуживания, оно отразилось на конверсии. Таким образом, бизнес-тренер Алексей выполнил свою задачу.

О чем нужно помнить, планируя тренинг?
Первое. Результаты работы обсуждаются с заказчиком до тренинга и "оцифровываются". Руководство не любит, когда обучение проводится ради обучения. Руководство ждет бизнес-результаты - рост продаж, выполнение плана. Поэтому в качестве критериев эффективной тренинговой работы должны быть не только знания, но и показатели обслуживания, продаж.
Второе. В тренинге этапы следуют один за другим, пропускать их нельзя, иначе "сломается" динамика тренинга. Если, например, пропустить этап знакомства, то участники не включатся в тренинг. Они постоянно будут сопротивляться инструкциям, выражать сомнение относительно целесообразности обучения.
Третье. Только на этапе проблематизации отрицательной связи должно быть больше. На остальных этапах акцент делается на положительных моментах.
Четвертое. Обязательно наличие "сухого остатка". Участники должны вынести из тренинга информацию о себе и важные идеи в виде тезисов. Нужно, чтобы эти знания были зафиксированы письменно.